Коллекция книг о живописи и искусстве. Конструктивное рисование


конструктивный рисунок

Конструктивный рисунок

Конструктивный рисунок это рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Вы создаете «каркас» того объекта, который собираетесь нарисовать. А для того, чтобы создать такой каркас, вам необходимо проанализировать изображаемый предмет. Конструктивный рисунок начинается с анализа.

 

Присмотритесь, подумайте, из чего состоит объект? Из каких геометрических тел? А какие есть геометрические тела? Это куб, шар, цилиндр, конус, призма. Если вы научитесь видеть в окружающих вас предметах геометрические тела, то вы легко сможете создавать каркас, или, точнее, конструктивный рисунок.

 

Для примера, возьмем обыкновенную бутылку. Она вмещает в себе цилиндр, может быть, конус (усеченный), также, может быть, усеченный шар. Или, например, шкаф, или стол, - состоит из четырехгранной призмы, или может быть из кубов.

Поэтому первый шаг, - учимся находить во всем, что нас окружает, геометрические тела. Это поможет развить объемное мышление. Второй шаг – изображение «каркаса». Нужно научиться правильно

 

размещать геометрические тела, из которых состоит изображаемый предмет, в пространстве. Для этого нужны знания по линейной перспективе.

То есть нужно знать, что такое линия горизонта, точки схода, и как воспользоваться этими знаниями. Например, когда рисуем обыкновенный куб, мы изображаем линии параллельных граней куба, так, чтобы они сходились в одной точке на линии горизонта. Второй момент, - это осевая линия.

 

Она помогает создавать конструкцию правильно. Например, нам нужно нарисовать два цилиндра,разных по толщине, то есть, разного диаметра. И один цилиндр располагается над другим. Делаем, например, конструкцию бутылки. Для этого нам нужна осевая линия. Если бутылка стоит, то эта линия будет вертикальной.

 

Проведите вертикальную линию. Нарисуйте прямоугольник (основная часть бутылки) так, чтобы эта линия проходила посередине. Нарисуйте еще один прямоугольник (горлышко) поменьше, так, чтобы осевая линия проходила посередине. Теперь вам нужно нарисовать 4 эллипса, - снизу и сверху каждого из прямоугольников.

 

Уже становится что-то более похоже на бутылку. Или, вот вам другой вариант конструктивного рисунка. Если вы рисуете бутылку в перспективе, так, как бы смотрите на нее сбоку и немного сверху. Как в таком случае создаем конструктивный рисунок? Сначала рисуем уже не два прямоугольника, а две четырехгранные призмы из которых потом получим 2 цилиндра.

 

Понятно, сначала одна призма, - основная. Далее на нижней и верхней плоскостях этой призмы проводим диагонали, - получаем две точки. Соединяем эти точки – получаем среднюю ось. Эта ось поможет нам построить правильно еще одну призму, из которой создадим цилиндр горлышка бутылки.

 

Поставив одну призму на другую, строим два цилиндра. После этого, округляем углы, придаем этой конструкции правдоподобность бутылки. Создавать можно не только конструкции таких простых объектов, как посуда, мебель, но и животных и даже человека. Несмотря на сложность строения человека или животного, - мы можем найти в них простые геометрические тела – цилиндры, призмы, кубы, шары и  т. д. Просто, чтобы освоить конструктивный рисунок, - нужно

 

видеть, как бы, насквозь, - видеть из чего состоит то, что мы рисуем. Объемное мышление начинайте развивать с обыкновенного куба, - нарисуйте его на листе бумаги. Это,  как ни крути, основа, - именно с этого начинается конструктивный рисунок. Куб представляет нам три измерения пространства, - ширину, высоту и глубину. Последняя, то есть глубина, - это

 

иллюзия, так как глубины у нас не может быть на плоскости листа. Здесь приводится несколько примеров конструктивного построения. Изучите их, а дальше возьмите несложный один или два предмета, и попробуйте проанализировать, - из чего они состоят. Далее рисуйте «каркас» или конструкцию этих объектов.

 

www.artdrawing.ru

Что такое рисунок? | РИСУНОК: КОНСТРУКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Содержание этой статьи:

Что такое рисунок?

Что вспоминается в первую очередь, когда спрашивают, что такое рисунок? «Это основа всех видов изобразительного искусства». Так — просто, без дальнейших разъяснений — начинаются многие учебные издания по рисунку. Потому что за разъяснениями нужно будет погрузиться в основы всех видов изобразительного искусства, понять их конструкцию, понять, какую долю в ней составляет рисунок (что является делом конкретным, а не литературным излиянием). После чего совершенно ясно будет видно, что рисунок — ядро, вокруг которого и формируются все виды изобразительного искусства, главный элемент их конструкции.

Почему мы говорим, что карандашом — рисуем, а красками — пишем? В чем разница? Анатомическое строение человека не меняется из-за одежд, которыми оно укрыто — меняется функция и образ оболочек. Так и рисунок является не образной оболочкой, а главной формой. Рисунок — это намного больше, чем мы представляли себе раньше или можем представить сейчас. Почему большинство художников-живописцев не может теоретически объяснить свой вид деятельности? Потому что цвет и технические приемы не есть живопись, а всего лишь элементы основы, которой и является рисунок.

Данное учебное пособие предназначено для самого широкого круга пользователей, но особенно оно будет полезно для студентов факультетов дизайна, архитектуры, а также для студентов художественно-графических факультетов, которым необходимо знать теорию и методику преподавания рисунка.

Развитие объемно-пространственного мышления, такого необходимого для этих специальностей, начинается с уроков рисунка. Если вы знакомы с программами подготовки дизайнеров в старейшем и уважаемом российском учебном заведении, каким является Художественно-промышленный университет им. Строганова, то вы можете обратить внимание, что дисциплина «Рисунок» равна по количеству часов (по времени подготовки специалистов) дисциплине «Проектирование».

Пластика совершенных творений природы является кладезем для дизайнера и архитектора. Одно из таких творений — человек. Не даром в программных заданиях по рисунку есть так много постановок, связанных с человеком. Такжке этим объектом занимается такая наука, как бионика.

Метод проектирования в дизайне и архитектуре (функциональный анализ) очень схож с методом конструктивного анализа в рисунке. Получить полную информацию об объекте, научиться видеть простое в сложном, а затем вести рисунок (или процесс проектирования) по пути «от простого к сложному» — это один из основных методов работы как над рисунком, так и над проектом. Поэтому рисунок как предмет в подготовке дизайнера и архитектора играет весомую роль.

Существует большая проблема, которая связана с отсутствием учебной литературы по рисунку, а особенно — с отсутствием в этой литературе вопросов конструктивного рисунка как базы или фундамента рисунка вообще.

Почти все уважаемые теоретики рисунка упоминают в своих трудах о конструктивном анализе в рисунке. Но удивляет всегда одно и то же. Откройте некоторые учебные пособия: после темы построения осевых линий в рисунке головы или фигуре человека всегда следует тема построения теней и тоновая проработка. Хотя вас всячески и убеждают обратить внимание на конструкцию предмета, то есть формы.

Понимая важность конструкции в рисунке, тем не менее, вам никто не покажет и не расскажет, что это такое (за исключением нескольких иллюстраций рисунков, которые выполнили еще художники эпохи Возрождения, и изданий художественно-промышленного вуза). Поэтому большинство учебных пособий по рисунку, включая и некоторые академические, выглядят довольно странно. Странность заключается в том, что возникает ощущение, будто из этих изданий изъяли часть страниц. Мол, вот вам первый этап рисунка с массой и основными осевыми линиями — а вот вам уже завершающий этап и дедушка с усами, как живой.

В программе обучения студентов рисунку блок заданий «Конструктивный анализ» следует после блока заданий «Рисунок натюрморта». Это связано с тем, что знания для рисунка натюрморта закладываются с детства в традиционной манере срисовывания, в следствие чего задания по этому рисунку выполняются студентами с определенной долей инерции, обусловленной особенностями мышления.

Между заданиями «Рисунок натюрморта» и «Рисунок головы человека» существует граница, переступив которую студент попадает в область иного для него объемно-пространственного мышления, опирающегося на конструктивный анализ.

Неподготовленность к осознанному рисованию вызывает болезненное состояние, сильно затормаживая процесс познания рисунка. Научить студента хорошо рисовать за период обучения в институте невозможно. Но научить его мыслить категориями рисунка и, тем более, основам конструктивного анализа — можно. Это станет его путеводной нитью, а особенно - в дизайне.

Самое главное, что рисунок как форма — конечен. Конструкция формы рисунка известна, в ней, как и в музыке, «семь нот и бесконечность возможностей». Без конструктивного анализа формы не существует рисунка вообще, как и не существует архитектурного сооружения без фундамента. Овладение методикой конструктивного анализа в рисунке является задачей номер один. Вот только процесс этот довольно-таки специфичный, потому что требует как от преподавателя, так и от студента творческого подхода.

Понимание конструкции рисуемого предмета всегда опирается на собственный опыт. Без опыта данное преподавателем конструктивное понимание формы предмета может превратиться в шаблон или схему. Вот почему здесь так необходимы навыки преподавателя с развитым объемно-пространственным мышлением, владеющего основами конструктивного рисунка.

Далее Конструкция (лат. constructio) — построение, сложение.

gallerix.ru

Рисование головы человека - Н. Н. Ростовцев | Метод линейно-конструктивного изображения

Метод линейно-конструктивного изображения - часть первая

При изображении простых геометрических тел, ваз, капителей и так далее от рисующего требуется прежде всего правильное понимание конструктивной основы формы и умение передать ее в линейном рисунке. При изображении головы человека также необходим анализ ее конструктивной основы и умение выразить ее в линейно-конструктивном рисунке. Линейно-конструктивное изображение формы вазы показано на рисунке 25, на рисунке 26 дано линейно-конструктивное изображение схемы головы человека, которую разработал А. Дюрер.

Рисунок №25 — Линейно-конструктивный рисунок вазы

Рисунок №26 — А. Дюрер - Линейно-конструктивный рисунок головы

Анализируя конструктивную основу формы головы, мы отмечаем ряд закономерностей, которые необходимо учитывать при рисовании. Рассмотрим эти закономерности по рисунку А. Дюрера.

Основная форма головы как бы рассекается четырьмя параллельными горизонтальными плоскостями: у начала покрова волос по выступам надбровных дуг, у основания носа и основания подбородка. Перпендикулярно этим плоскостям яйцевидную форму головы рассекает вертикальная плоскость, образуя на лицевой поверхности профильную линию. Эта вертикальная плоскость рассекает ее на две равные части, а образуемая ею профильная линия делит лицевую часть головы на две симметричные половины.

Горизонтальные плоскости членят лицевую часть головы на равные части и образуют линии покрова волос, надбровных дуг, основания носа и подбородка. Таким образом, данная схема подтверждает закономерность пропорционального членения формы головы.

Благодаря своей наглядности и убедительности схема используется многими художниками-педагогами в учебном процессе и в наши дни при обучении рисунку головы.

Вслед за А. Дюрером художники-педагоги для обучения рисунку головы стали разрабатывать свои схемы выражения конструктивной основы формы головы, с помощью которых помогали ученикам быстрее и лучше усваивать учебный материал. Так, например, великий русский художник и педагог А. Лосенко разработал серию методических таблиц, на которых наглядно показал закономерность изменения перспективного вида схемы головы в зависимости от поворота и положения головы в пространстве (рис. 27). Направление основных конструктивных линий (покрова волос, надбровий, основания носа и подбородка, а также профильной линии) в таблицах передается пунктиром. Этим Лосенко хотел подчеркнуть, что линий, как таковых, в действительности нет, они условны, и при изображении головы, художник должен представлять их мысленно.

Рисунок №27 — А. П. Лосенко - Таблица из пособия

Выдающийся русский художник-педагог прошлого века А. Сапожников сконструировал проволочную модель головы (рис. 28), которая помогала рисовальщику понять конструктивную основу формы и явления перспективы. О назначении этой модели А. Сапожников писал: «В Совет Императорской Академии Художеств. Имею честь препроводить один экземпляр составленного мною „Начального курса рисования", ящик с моделями, принадлежащий к оному, и модель головы из проволоки, и прошу удостоить благосклонного принятия. Мне крайне лестно будет, если модель принесет пользу в Академических рисовальных классах. Быв поставленную рядом и в том же повороте с гипсовою головою, служащей для образца, она может пояснить перспективное изменение частей ее составляющих».

Рисунок №28 — А. П. Сапожникова - Проволочная модель головы

В дальнейшем, разрабатывая методику рисования головы человека, каждый автор пособия старается по-своему трактовать метод использования конструктивной схемы. Одни брали за основу схему А. Дюрера и предлагали сразу намечать все конструктивные линии (рис. 29). Другие отдавали предпочтение схеме Г. Гольбейна, которая ограничивалась «крестовиной» — линией разреза глаз и профильной (рис. 30), третьи старались совместить и то, и другое (рис. 31). Все конструктивные линии в рисунке проводились условно, по поверхности формы.

Рисунок №29 — Таблица из пособия Благо

Рисунок №30 — Таблица из пособия А. Барща

Рисунок №31 — Таблица из пособия А. М. Соловьёва, Г. Б. Смирнова, Е. С. Алексеева - учебный рисунок

Точного месторасположения конструктивных линий (в каких местах их нужно проводить) в пособиях не указывалось, что очень осложняло работу обучающегося рисовальщика. Например, ученику нужно наметить профильную линию, но где она должна пройти — ему неясно. В подавляющем большинстве пособий профильная линия проводится отвлеченно, соприкасаясь с поверхностью лба и кончиком носа. Такая линия в рисунке не может служить ориентиром для дальнейшего построения формы головы, о чем мы еще поговорим в главе о методической последовательности работы над рисунком. Так же неясно, где должны располагаться линии основания подбородка, носа, надбровий, разреза глаз, он их проводит формально, не понимая важности и необходимости этих линий для дальнейшего построения изображения формы головы.

Чтобы внести полную ясность в этот вопрос, мы предлагаем рассмотреть линейно-конструктивную схему формы человеческой головы в зависимости от закономерностей анатомического строения, где каждая линия обусловливается костями черепа.

Анализируя форму головы по линейно-конструктивной схеме, мы отмечаем, что профильная линия проходит через середину волосяного покрова, середину переносицы, основания носа, бантика губ и середину челюстной кости (рис. 32). Точки соприкосновения профильной линии с формой головы надо искать не на поверхности, а на костях черепа. Так, например, на призме носа профильная линия будет располагаться не на передней поверхности призмы, а на задней. Кончик носа по отношению к профильной линии может смещаться в зависимости от положения головы в пространстве. У основания подбородка профильная линия будет располагаться не на поверхности подбородка (хотя ямочка на подбородке и является хорошим ориентиром), а на челюстной кости.

Рисунок №32 — Места расположения конструктивных линий

Зная месторасположение профильной линии, художнику будет легко определить и положение головы в пространстве. Для этого надо мысленно соединить прямой линией точку соприкосновения профильной линии с линией надбровных дуг (переносицу) и точку соприкосновения профильной линии с линией основания подбородка и определить, какой угол образуется между этой линией и вертикалью, в таком же наклоне будет и вся голова.

hudozhnikam.ru

d_chebatkov Дмитрий Чебатков - 2

Конструктивный рисунок – это раздел дисциплины академического рисунка - рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Вы создаёте «каркас» того объекта, который собираетесь нарисовать. А для того, чтобы создать такой каркас, вам необходимо проанализировать изображаемый предмет. Конструктивный рисунок начинается с анализа.

Присмотритесь, подумайте, из чего состоит объект? Из каких геометрических тел? А какие есть простейшие геометрические тела? Это куб, шар, цилиндр, конус, призма и т.д. Если вы научитесь видеть в окружающих вас предметах геометрические тела, то вы легко сможете создавать каркас, или, точнее, конструктивный рисунок.

Для примера, возьмём обыкновенную бутылку. Она вмещает в себя цилиндр, может быть, конус (усечённый), также, может быть, усечённый шар или тор. Или, например, шкаф или стол, - состоит из четырехгранной призмы или, может быть, из кубов и параллелепипедов.

Поэтому первый шаг - учимся находить во всём, что нас окружает, геометрические тела. Это поможет развить объёмное мышление.

Второй шаг – изображение «каркаса». Нужно научиться правильно размещать геометрические тела, из которых состоит изображаемый предмет, в пространстве. Для этого нужны знания по линейной перспективе.

То есть нужно знать, что такое линия горизонта, точки схода и как воспользоваться этими знаниями. Например, когда рисуем обыкновенный куб, мы изображаем линии параллельных граней куба так, чтобы они сходились в одной точке или в двух точках на линии горизонта.

Второй момент - это осевая линия.

Она помогает создавать конструкцию правильно. Например, нам нужно нарисовать два цилиндра разных по толщине, то есть разного диаметра. И один цилиндр располагается над другим. Делаем, например, конструкцию бутылки. Для этого нам нужна осевая линия. Если бутылка стоит, то эта линия будет вертикальной.

Проведите вертикальную линию. Нарисуйте прямоугольник (основная часть бутылки) так, чтобы эта линия проходила посередине. Нарисуйте ещё один прямоугольник (горлышко) поменьше так, чтобы осевая линия проходила посередине. Теперь вам нужно нарисовать (построить) 4 эллипса - снизу и сверху каждого из прямоугольников.

Уже становится что-то более похожее на бутылку. Или вот вам другой вариант конструктивного рисунка. Если вы рисуете бутылку в перспективе, так, как бы смотрите на неё сбоку и немного сверху. Как в таком случае создаем конструктивный рисунок? Сначала рисуем уже не два прямоугольника, а две четырехгранные призмы, из которых потом получим два цилиндра.

Понятно, сначала одна призма - основная. Далее на нижней и верхней плоскостях этой призмы проводим диагонали, получаем две точки. Соединяем эти точки – получаем среднюю ось. Эта ось поможет нам построить правильно еще одну призму, из которой создадим цилиндр горлышка бутылки.

Поставив одну призму на другую, строим два цилиндра. После этого, округляем углы, придаём этой конструкции правдоподобность бутылки. Создавать можно не только конструкции таких простых объектов, как посуда, мебель, но и животных и даже человека.

Несмотря на сложность строения человека или животного, мы можем найти в них простые геометрические тела – цилиндры, призмы, кубы, шары и  т. д. Просто, чтобы освоить конструктивный рисунок, нужно видеть, как бы насквозь, из чего состоит то, что мы рисуем.

Объёмное мышление начинайте развивать с обыкновенного куба. Нарисуйте его на листе бумаги, это, как ни крути, основа. Именно с этого начинается конструктивный рисунок. Куб представляет нам три измерения пространства - ширину, высоту и глубину.

Последняя, то есть глубина, - это иллюзия, так как глубины у нас не может быть на плоскости листа. Здесь приводится несколько примеров конструктивного построения.

Изучите их, а дальше возьмите несложные один или два предмета и попробуйте проанализировать из чего они состоят. Далее рисуйте «каркас» или конструкцию этих объектов.

Именно таким образом создаётся каркас или обёртывающая поверхность для будущего предмета. Это и есть конструктивное построение.

Теперь взглянем на примеры конструктивного поэтапного рисунка от простых геометрических форм до фигуры человека:

Методология поэтапного рисования...

Конструктивный анализ формы предметов быта.

Изучение перспективы на примере кубов различного размера.

Натюрморт из геометрических тел.

Предметный натюрморт на этапе придания формы.

Законченный предметный натюрморт.

Простой столовый натюрморт.

Рисунок сложного предмета.

Рисунок гипсовой палетки.

Рисунок капители колонны Ионического ордера.

Рисунок драпировки.

Перспективный рисунок интерьера.

Конструктивный анализ формы черепа со штриховкой.

Рисунок обрубовки человеческой головы.

Рисунок экорше человеческой головы.

Рисунок глаза Давида - упражнение на понимание формы частей человеческой головы.

Конструктивное построение человеческой головы (лицевая часть).

Конструктивный анализ головы человека со слабой штриховкой.

Рисунок гипсовой головы кондатьера Гаттамелата.

Анализ формы гипсовой головы Аполлона Бельведерского в нескольких ракурсах.

Рисунок головы Зевса в двух ракурсах.

Рисунок головы фаворита императора Адриана - Антиноя.

Рисунок гипсовой головы Геркулеса с приданием фактурности.

Портрет натурщика.

Конструктивный анализ кистей рук человека.

Конструктивный анализ рук и голеней человека со штриховкой.

Конструктивный анализ стопы.

Рисунок гипсовой отливки античного памятника.

Рисунок гипсовой отливки античного памятника.

Рисунок натурщика.

Рисунок обнажённых натурщиц.

Рисунок натурщика.

Именно пройдя все этапы конструктивного рисования, можно лучше научиться понимать окружающий мир и законы мироздания в принципе!!!

Лекцию по данной теме Вы можете видеть по следующей ссылке:

http://www.youtube.com/watch?v=oy7boSHqTwk&feature=plcp

...

Приятного просмотра!

d-chebatkov.livejournal.com

Рисование головы человека - Н. Н. Ростовцев | Метод линейно-конструктивного изображения

Метод линейно-конструктивного изображения - часть третья

Запоминая закономерности членения головы на пропорциональные части, художник не должен это абсолютизировать и постоянно проверять пропорциональные отношения в рисунке с помощью линейки и циркуля, что делают иногда учащиеся. Повторяя слова великих художников эпохи Возрождения, следует сказать, что линейка и циркуль должны быть в глазах художника, а не в руках: рука наносит изображение на бумагу, а глаз художника проверяет ее действия.

Таким образом, подводя итог, можно суммировать, что при изучении головы человека большую помощь художнику оказывают знание закономерностей основного конструктивного строения и умение выражать в рисунке эту линейно-конструктивную основу формы.

Следовательно, линейно-конструктивное изображение формы человеческой головы заключается в следующем: вначале изображается общая форма головы, но без применения тона (светотени), только одними линиями, которые указывают границы плоскостей, отграничивающие форму головы от окружающего пространства. Затем на лицевой части головы проводится профильная линия, которая делится на три равные части, и через эти точки проводятся конструктивные линии основания покрова волос, надбровных дуг, основания носа и подбородка.

Получив необходимые ориентиры, намечаем главные детали — призму носа, шаровидные формы глаз, обобщенную форму губ и подбородка. Все это по-прежнему изображается одними только линиями, чтобы можно было вносить необходимые коррективы. Линии, с помощью которых изображается конструктивная основа формы, помогают художнику правильно передать закономерное строения формы.

Наметив линейно-конструктивное изображение, начинаем внимательно уточнять характер формы как всей головы, так и каждой ее части, добиваясь точного соответствия натуре (рис. 35).

Рисунок №35 — Учебный рисунок

Если во время выполнения линейно-конструктивного рисунка мы перенесем источник света, то конструктивная основа формы не изменится, хотя внешний вид натуры изменится очень сильно. Этот эксперимент подтверждает, что, работая над линейно-конструктивной основой по описанному методу, рисующий все время мыслит формой.

В нашей педагогической практике мы не раз убеждались, что студенты, которые хорошо заучивали схему конструктивного строения формы головы, в дальнейшем легко справлялись с рисунком живой головы и портретом. Для твердого усвоения закономерностей конструктивного строения головы, мы давали учащимся специальные задания только на линейно-конструктивное построение. На рисунке 36 показано учебное задание на линейно-конструктивное построение изображения головы Аполлона. Подобных заданий студенты выполняли достаточно много, что давало им возможность в дальнейшем успешно справляться с рисунком живой головы (рис. 37).

Рисунок №36 — Учебный рисунок

Специальные задания на линейно-конструктивное построение изображения формы головы помогают учащемуся лучше усваивать учебный материал, приучают его во время рисования постоянно мыслить и рассуждать, отучают от пассивного копирования светотеневых эффектов, так как с помощью этих упражнений рисовальщик начинает понимать, что структура формы всегда остается постоянной.

Рисунок №37 — Учебный рисунок

Для более полного и всестороннего изучения закономерностей строения формы головы необходимо выполнять такие задания не только с натуры, но и по памяти, и по представлению. Учащийся должен на практике убедиться в необходимости таких упражнений, на личном опыте почувствовать, как они помогают ему овладевать искусством реалистического рисунка. Такие упражнения направлены не только на развитие аналитических способностей рисовальщика, но и на развитие творческой способности эмоционально-образного восприятия.

Главная задача всех этих упражнений — развить у студента повышенный интерес к натуре, научить его соблюдать правильность и выразительность построения изображения, понимать суть творческого процесса при создании реалистического рисунка. Уже в период академического штудирования натуры, учащийся должен приучить себя к эмоционально-активному восприятию натуры, что так необходимо художнику-реалисту. Эффективность таких упражнений очевидна, они обогащают и обостряют наблюдательность рисовальщика, вырабатывают методическую последовательность в построении изображения.

Чтобы линейно-конструктивный рисунок был убедительным и хорошо построенным, художнику необходимо запомнить еще ряд особенностей изображения конструктивной схемы при различных положениях головы в пространстве. Процесс изображения конструктивной схемы формы головы требует соблюдения определенных закономерностей. На это обращали внимание художники прежних эпох. Так, например, Г. Гольбейн в своем рисунке (рис. 12) обращает внимание на перспективное изменение схемы в зависимости от положения головы в пространстве и на закономерности, которые надо учитывать при ее изображении:

  • Если голова находится на уровне наших глаз, то конструктивные линии будут прямыми;
  • Если голова находится ниже уровня наших глаз, то конструктивные горизонтальные линии будут изогнутыми и направлены книзу;
  • Если голова находится выше уровня наших глаз, то эти конструктивные линии будут обращены вверх.

Анализируя данный рисунок Гольбейна, надо учесть, что Гольбейн, в отличие от Дюрера, для создания линейно-конструктивной схемы головы пользовался так называемой «крестовиной» — двумя линиями (профильной линией и линией разреза глаз), делящими голову на две части.

Итак, рассмотрим особенности изображения конструктивной схемы при различных положениях головы в пространстве на нашем примере.

hudozhnikam.ru

2. Что такое конструктивная основа формы? “Конструкция” рисунка. (Приведите пример).

Природа развивается и существует согласно определённым законам. В каждом предмете заключён закон построения объема, конструкции, анатомической структуры, соотношения частей и целого. Художники, наблюдающие природу, находят эти законы и используют их в своей практике. Начинающему же художнику знание этих законов особенно необходимо. При изображении предмета объёмной формы на двухмерной плоскости листа перед рисовальщиком стоит трудная проблема преодоления плоскостного изображения пятен и линий на плоскости бумаги. Для решения этой проблемы необходимо исчерпывающее изучение конструктивного строения самого предмета и осмысление его положения в пространстве.

КОНСТРУКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА - определение формообразования, взаимного расположения частей и целого изображаемого объекта в пространстве.

Применение метода конструктивного анализа поможет начинающему рисовальщику лучше узнать, понять, изучить предмет, а затем изобразить его на плоскости.

Компонентами конструктивного анализа является сопоставление натуры с геометрическими телами, изучение линейной перспективы, пластической анатомии человека и животных, а также пластики растительных форм. В основе всего многообразия форм окружающего нас мира лежит не большая группа геометрических тел: шар, призма, конус и различные многогранные тела. Для того чтобы яснее и точнее представить себе конструкцию и объёмную форму предметов их необходимо сопоставить с теми или иными геометрическими телами.

Чтобы верно провести конструктивный анализ предмета, необходимо знание линейной перспективы. В овладении методом конструктивно- пространственного анализа поможет также пластическая анатомия. Знание костей, мышц, сухожилий, их взаимно связь поможет осознать строение человека и механизм его движения и расположения в пространстве.

В процессе выполнения учебного рисунка студент должен запомнить целый ряд правил, схем и законов построения реалистического изображения на плоскости, которые помогут ему в дальнейшем справляться со сложными задачами изобразительного искусства.

В рисунках каждого крупного художника, при самых различных положениях и ракурсах, можно всегда легко найти отражение закона внутренней конструкции головы и фигуры человека. Так на рисунке Дюрера, изображающем голову старика, ясно выражена конструктивная схема построения человеческой головы, которую художник разработал в своём трактате.

В старых академиях художеств законам конструктивного строения формы уделяли большое внимание. Многие выдающиеся художники-педагоги давали специальную теоретическую разработку методики раскрытия конструктивного строения формы предметов и ее использование в построении изображения. Так, в русской Академии художеств этими вопросами были заняты А.П. Лосенко, В.К. Шебуев и многие другие.

В пособии по рисованию, написанном Лосенко, мы находим специальные таблицы изображающие схемы конструктивного строения головы в различных поворотах.

В начале 19 в. русский художник-педагог А.П. Сапожников сконструировал специальную модель из проволоки, которая наглядно раскрывала особенности конструктивного строения формы головы. Такую модель устанавливали рядом с натурой.

Чтобы усвоить принцип построения большой формы студенту следует выполнить специальное задание и воспользоваться методом упрощения формы, т.е. на начальной стадии рисунка рассматривать форму человеческой головы в виде скульптурного обруба, идти по принципу работы скульптора – от общего к частному. Многолетняя пед. практика показала, что студенты, которые хорошо изучили схему конструктивного строения формы головы, в дальнейшем легко справлялись с рисунком живой головы и с портретом. Для более твёрдого усвоения закономерности конструктивного строения головы студентам предлагались специальные задания только на линейно-конструктивное построение. Цель учебных заданий состоит в том, чтобы ученик изучил законы внутренней конструкции, механику движений, пластическую анатомию, перспективу и целый ряд других положений, необходимых для овладения искусством реалистического рисунка. Правила, законы, схемы построения формы являются отправной точкой к познанию действительности, помогают разобраться в сложной форме живого организма, и видеть в натуре в первую очередь самое главное.

Становясь на защиту традиционных правил, схем построения формы в рисунке, которые во многом облегчают изучение закономерностей строения природы, мы не считаем их непревзойденными, вечно существующими. Но можно с полным основание утверждать, что эти правила настолько приближены к истине, что могут быть смело использованы в практике современного художника. Дюреровская схема построения формы человеческой головы не есть абсолютная истина, но она, безусловно, правильно раскрывает конструктивное построение. Канон греков о членении головы на три равные части не есть абсолютная пропорция для каждого человека, но, как общая закономерность пропорционального членения, она верна. В трактате Леонардо да Винчи есть рисунок, на котором он, прочертив три прямые горизонтальные линии, рисовал нескольких уродов с характерными носами, подбородками, затылками. Этим он хотел доказать, что даже при рисунке характерных голов, можно пользоваться греческими канонами

Ознакомление с классическими канонами приучает студента правильно наблюдать и определять пропорции, характерные в строении живой формы. Знание канонов помогает отмечать отклонение от канона, которые наблюдаются в натуре.

studfiles.net

Искусство во всех его проявлениях.

Существуют два основных вида изображения в учебном рисунке, резко отличающиеся по своим выразительным возможностям: 1. Линейно-конструктивный рисунок, в котором объемная форма изучаемых объектов строится в основном линиями при незначительной поддержке тона. В линиях намечаются общие очертания и проводится анализ формы. Линейно-конструктивный рисунок обладает большой определенностью и ясностью. Он позволяет развить у рисующего умение за сложной формой видеть составляющие ее простые геометрические формы. Он приучает рисовать, а не срисовывать. По своим изобразительным средствам он наиболее условен. Линейно-конструктивный рисунок призван дать наиболее полную информацию об устройстве формы. Он изображает не только видимую часть формы, но и ту ее часть, которая невидима с позиции рисующего. В таком виде рисунка применяются различные условные приемы, позволяющие представить устройство изучаемой формы.

Примеры линейно-конструктивного рисунка :

       (использованы работы Золотухиной Анны  http://zolotana.narod.ru/pictures/7.html(от себя замечу работы оценивались по 10-бальной шкале.В этих работах есть ошибки  - в изображении перспективы предметов(например,в последнем натюрморте неправильно изображена перспектива круглого диска.)в целом работы неплохие,чтобы продемонстрировать  вид линейно-конструктивного рисунка.Скорее всего, это учебные работы и автор уже находится на другом уровне развития(более высоком) в рисунке!) :-))

2. Тонально-живописное решение формы, в котором форма передается с помощью лепки светотенью. Такой рисунок предполагает верное распределение тона (тональные отношения) между всеми объектами и средой, их объединяющей. При таком подходе важна роль освещения. Тонально-живописный рисунок в большей степени связан с непосредственным эмоциональным восприятием натуры. Роль синтеза в таком виде рисунка преобладает над анализом.

Примеры:  

 

Существуют промежуточные решения с различной мерой условности. Например, тонально-конструктивный рисунок сочетает в себе элементы тонально-живописного и линейно-конструктивного рисунка. Этот вид учебного рисунка позволяет сочетать рациональные формы с эмоциональным ее переживанием и воспроизведением. Способствует этому расширение диапазона выразительных средств. Академический рисунок отличается своей длительностью и сочетает тонально-конструктивные и тонально-живописные задачи. В академическом рисунке человеческой фигуры часто используется белый фон, позволяющий сосредоточить тональную моделировку на изучаемой форме.

Примеры:

Разница между линейно-конструктивным рисунком и тонально-живописным(свето-теневым)  :

линейно-конструктивный рисунок (з часа на выполнение) головы Апполона

тонально-живописный рисунок(академический) головы Апполона

 линейно-конструктивный рисунок капители

тонально-живописный рисунок капители (автор Золотухина Анна)

Вид рисунка зависит от поставленной задачи,например,дизайнеры больше и в основном, делают  линейно-конструктивный  рисунок (показывая форму и конструкцию,и штриховка минимальна,по форме и с целью выявить эту форму)Или комбинируя(как сказано выше) - тонально-конструктивный рисунок.Это когда, помимо тонального решения, еще ясно видна конструкция предмета.

Тонально-живописный вид рисунка скорее присущ  художникам (не "дизайнеровского" профиля).

art-luna.livejournal.com


Смотрите также