Роль учителя в организации коррекционно-воспитательной работы на уроках рисования. Коррекционно воспитательная работа на уроках рисования с натуры


2.2 Коррекционно-воспитательная работа на уроках тематического рисования. Коррекционно-воспитательная работа на уроках тематического рисования

Похожие главы из других работ:

Воспитание и самовоспитание пожарных

1.1 Индивидуальная воспитательная работа с пожарными

Индивидуальная воспитательная работа это система целенаправленного воздействия со стороны руководителей и общественных объединений на конкретную личность...

Изучение форм и методов обучения и воспитания школьников

Воспитательная работа

За время прохождения практики мною было проведено два воспитательных мероприятия с учащимися; «Алкоголь и подростки» и «Питерская земля - это родина моя!». Первое мероприятие было посвящено правовому воспитанию подростков...

Коррекционно-воспитательная работа на уроках тематического рисования

1.2 Содержание уроков тематического рисования

В тематическом рисовании заложен огромный развивающий потенциал. Содержанием рисования на тему, как определено программой, является изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование литературных произведений...

Коррекция зрительных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках рисования

I.3. Коррекционно-воспитательная работа на уроках рисования

Правильное планирование коррекционно-воспитательной работы по изобразительному искусству возможно в том случае, когда учитель знает особенности конкретного ученика и имеет представление о его готовности к обучению...

Методика обучения школьников выполнению тематической композиции на уроках изобразительного искусства

Глава 1. Художественно-педагогический потенциал уроков тематического рисования как средства приобщения школьников к национальной культуре

Предметный мир, окружающий человека, всегда несет на себе следы его трудовой, преобразующей деятельности. Общество, в котором мы живем, должно заботиться об образованности подрастающего поколения...

Методика обучения школьников выполнению тематической композиции на уроках изобразительного искусства

Глава 3. Рекомендации по накоплению фактического материала для проведения уроков тематического рисования (знакомство с легендами, преданиями, историческими фактами, фильмами о жизни в селениях, встречи с краеведами, посещение музеев)

На занятиях тематическим рисованием вопросы композиции занимают большое место и имеют важное значение в развитии творчества детей. Анализируя порядок проведения уроков многими учителями...

Методика обучения школьников выполнению тематической композиции на уроках изобразительного искусства

Глава 5. Содержание планов-конспектов тематического рисования

Рисование по памяти: Цели урока: Образовательные: Знакомство с анималистическим жанром в искусстве. Развивающие: Совершенствование умения рисовать животных, углубление знаний об анатомическом строении, устном народном творчестве (сказки...

Нравственное воспитание младших школьников

4. Воспитательная работа по нравственному воспитанию

В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств...

Организация и методика изучения подтемы "Способы прокладки кабеля"

9. Воспитательная работа мастера в процессе изучения темы

...

Организация работы и творческой деятельности хореографического коллектива

§ 3. Воспитательная работа в процессе репетиционных занятий в хореографическом коллективе

«Работать режиссёром - это так же трудно, как учительствовать в школе. Это тяжёлая профессия! Например, сегодня репетировать не хочется, а надо. С чего начать, чтобы создать рабочую атмосферу? Начать с любви, с ласковости, с юмора...

Педагогическая практика студентов по педагогике и психологии

2.3. Воспитательная работа в классе в качестве помощника классного руководителя:

изучение уровня воспитанности учащихся и планирование воспитательной работы на период практики в закрепленном классе или коллективе; участие в проведении 2-3-х разных по содержанию, коллективных творческих дел класса или школы...

Развитие индивидуальности ребенка в воспитательном процессе в системе дополнительного образования

2. Воспитательная работа в детском объединении

...

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства в учреждениях культуры

1.1 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ТВОРЧЕСТВЕ

«Творчество начинается там, где тебе что-то неизвестно». 1 Понятие "творчество" всегда оставалось предметом анализа многих наук. Многогранность мира творчества отразилась в различных его определениях...

Сущность организации воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

1.6. Воспитательная работа как необходимое условие становления личности

Воспитание, как всякая другая деятельность, должно быть упорядочено. Технология в целом представляет собой последовательное и непрерывное движение субъектов и участников воспитательного процесса через промежуточные этапы...

Формирование и развитие умений и навыков работы над графической иллюстрацией у школьников (1-9 классы)

Глава II. Анализ методик преподавания уроков тематического (иллюстративного) рисования в современном процессе общего образования

...

ped.bobrodobro.ru

Дидактические пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы на уроках рисования

Учащиеся специальной школы располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно использованы на уроках изобразительного искусства. Однако, чтобы решить эту задачу, необходимо максимально применять принцип корригирующего и воспитывающего обучения — один из важней­ших в дидактике специальной школы. Решающее значение для реализации этого принципа на уроках изобразительного искусст­ва имеет система способов обучения и воспитания, включающая наиболее существенные компоненты педагогического процесса. В этой связи целесообразно использовать основные пути повыше­ния эффективности коррекционно-воспитательной работы, ох­ватывающие все характеристики процесса обучения на уроках рисования. К ним относятся:

1. Комплексное планирование и конкретизация образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач (целей) каждо­го урока в соответствии с задачами специальной школы, специ­фикой психофизического развития и особенностями изобразитель­ной деятельности детей.

Развитие детей на уроках рисования не может происходить спон­танно и выступать как результат любой изобразительной деятель­ности. В связи с этим особого внимания требует планирование специальных задач (целей) обучения и воспитания.

Как показывает практика, в специальных школах предприни­маются настойчивые попытки решать образовательные задачи в единстве со специальными. Однако при подготовке к уроку рисо­вания формулируются зачастую только учебные цели, реже — вос­питательные. Нередки случаи, когда тема и цель урока отожде­ствляются.

Что касается специфических коррекционно-развивающих це­лей, то они чаще всего вообще не планируются. Считается, что включение их в учебный процесс само собой разумеется. Но именно отсутствие целей, необходимых для специального обучения и вос­питания, резко снижает развивающий характер занятий по изоб­разительной деятельности.

Одна из причин такого подхода к планированию процесса обу­чения — прямой перенос дидактических требований, характер­ных для массовой школы, где на уроках изобразительного искус­ства на первый план выдвигается развитие изобразительных на­выков и художественно-творческих способностей учащихся. Для специальной школы подобная трактовка дидактических задач ока­зывается односторонней, поскольку вступает в противоречие с основными требованиями к специальному обучению. Поэтому осо­бенно актуальным становится вопрос о том, как организовать на уроках практическую и умственную деятельность школьников, органически сочетая учебные, коррекционно-развивающие и вос­питательные цели.

Параллельное решение многих целей на одном уроке представ­ляет сложную организационно-методическую задачу. Тем не ме­нее важно заранее определить, на какие психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение и т.д.) будет направлено в ходе урока наибольшее воздействие со сторо­ны учителя и как лучше осуществлять регуляцию этих процессов в целях их совершенствования. Кроме того, необходимо обозначить воспитательные цели, имеющие нравственный, эмоционально-эстетический характер, а также цели, предусматривающие орга­низацию поведения, развитие активности, аккуратности, крити­ческого отношения к себе, результатам своего труда и т.д.

Не менее важно заранее планировать приемы, которые на­правлены на преодоление у некоторых учеников недостатков раз­вития, требующих индивидуального подхода. Имеется в виду пре­одоление инертности, безразличия, безынициативности — у од­них, негативизма и упрямства — у других, двигательного беспо­койства, импульсивных действий, агрессивности — у третьих. Если такие задачи не предусматривать заблаговременно, то коррекционно-развивающие и воспитательные функции урока будут рез­ко снижаться.

Хорошо продуманный урок отличается многоплановостью и комплексностью. При этом под комплексностью подразумевается взаимосвязь в решении поставленных задач, единство в их реали­зации.

1. Выделение в содержании обучения главных, ведущих звеньев, усиливающих коррекционно-развивающее влияние изобразитель­ной деятельности, подчинение содержания каждого урока зада­чам совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.

Это в известной степени определяется видом работы (рисова­ние с натуры, декоративное, тематическое), в зависимости от особенностей которого происходит перераспределение психофи­зической нагрузки школьников. В частности, уроки рисования с натуры целесообразно подчинить формированию представлений и развитию процессов анализа, синтеза, сравнения, абстрагиро­вания. Вычленяя эти мыслительные операции, учитель тем самым дает учащимся возможность свободно оперировать такими катего­риями, как форма, величина, цвет. Изображение разных объектов создает широкие возможности для развития пространственной ориентировки.

Уроки декоративного рисования в наибольшей степени спо­собствуют формированию графических навыков (удержания на­правления движения, прекращения движения в нужной точке, регуляции силы нажима на карандаш и др.). В процессе целена­правленных занятий преодолеваются недостатки моторики. Раз­нообразные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы к более точным движениям, придают твердость и гибкость руке. Особое коррекционное зна­чение имеет раскрашивание декоративных рисунков цветными карандашами.

Уроки тематического рисования особенно благоприятны для того, чтобы закрепить в графической форме зрительные образы тех или иных предметов. Иллюстрирование специально подобран­ных рассказов-описаний как одно из направлений работы может быть рационально использовано для развития у детей простран­ственной ориентировки.

Проектирование деятельности умственно отсталых детей, с помощью которой решаются основные задачи специальной шко­лы, — важный резерв повышения развивающей роли уроков ри­сования.

3. Выбор оптимальной структуры урока, предусматривающей определенную дробность и значительное число микроэтапов и педа­гогических ситуаций, благодаря которым обеспечивается дина­мичность учебного процесса и решаются очередные коррекционно-развивающие задачи.

В широком смысле динамичность учебного процесса выражает­ся в разнообразии изобразительного материала, модификации и вариативности способов организации деятельности школьников и методов обучения.

Динамический характер урока рисования препятствует выра­ботке у учащихся стереотипных способов деятельности и тем са­мым расширяет возможности для формирования у них обобщен­ных знаний и приемов работы над рисунком, позволяет осуще­ствлять перенос с одного вида деятельности на другой.

Вместе с тем условия специального обучения не исключают, а, наоборот, предполагают известную стабильность в организа­ции учебного процесса, что делает его привычным для умственно отсталых школьников. Эта стабильность проявляется во внешних условиях учебной деятельности (класс, расположение детей за партами, наличие соответствующего оборудования и учебных при­надлежностей для рисования, руководство учащимися и т.д.), в общей организации урока (наличие подготовительной, основной и заключительной частей урока, его регламентации во времени).

Согласно существующим в общей педагогике классификаци­ям, уроки изобразительного искусства относят к такому типу уро­ков, которые ставят основной дидактической задачей выработку и закрепление умений и навыков. Действительно, развитие гра­фических способностей и техники рисунка составляет очень важ­ный компонент изобразительной деятельности. Однако, чтобы правильно изображать, надо владеть особым способом восприя­тия предметов и явлений. Этому в общей структуре урока уделяет­ся большое внимание.

Особая роль на уроках отводится воспитанию познавательно­го интереса и эмоционально-эстетического отношения к изоб­разительной деятельности и произведениям изобразительного ис­кусства.

Важным условием повышения эффективности урока изобра­зительного искусства является введение в его структуру пропедев­тической части, обеспечивающей нервно-психическую подготов­ку учащихся к учебной деятельности.

4. Применение наиболее рациональных методов и средств обучения и воспитания, учитывающих своеобразие психофизического раз­вития умственно отсталых школьников.

Особое значение имеет рациональное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения. При этом необходи­мо специально подчеркнуть важную роль предметно-практичес­кой деятельности учащихся, непосредственно предшествующей процессу рисования и связанной с изучением объекта изображе­ния. В этом заключены реальные возможности повышения мысли­тельной активности умственно отсталых школьников.

Существенное значение имеют также приемы и методы кор­рекции моторики ребенка. В процессе занятий по технике рисо­вания корригируется и развивается зрительно-двигательная ко­ординация. Двигательные и зрительные ощущения составляют основу формирования представлений о форме, величине, про­странстве и т.д. Для совершенствования их необходимо активнее использовать формирование навыков на основе подражания, це­ленаправленно проводить работу по организации ориентировоч­но-исследовательской деятельности, больше давать разнообраз­ных и занимательных упражнений с целью отработки движений руки.

Большое место среди различных способов обучения занимает регуляция графических действий учащихся посредством слова, повторение детьми словесной инструкции, запоминание правил техники рисования и на этой основе выполнение соответствую­щих движений руки. Занимательность и эмоциональность графи­ческих упражнений, новизна содержания изобразительных зада­ний, опора на предшествующий опыт школьников — все эти моменты положительно сказываются на решении педагогиче­ских задач.

Важная роль на уроках изобразительного искусства отводится средствам обучения и воспитания. Положительные результаты до­стигаются прежде всего специальным подбором содержания учеб­ного материала. Для этого используются выразительные и эсте­тически привлекательные объекты (натура, образец), высокоху­дожественные картины, иллюстрации, предметы декоративно-прикладного искусства, которые обеспечивают благоприятные возможности для воспитания у детей эстетических чувств, пере­живаний.

Необходимо специально отметить в существующей практике обучения детей с интеллектуальной недостаточностью неправо­мерно широкое использование средств, с помощью которых можно достичь внешнего эффекта за короткое время. К ним относятся, например, рисование по шаблонам и трафаретам, копирование готовых образцов, раскрашивание заранее приготовленных кон­турных изображений и т.п.

5. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, ко­торый предполагает целесообразное сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения.

Необходимость дифференцированного подхода в обучении обус­ловлена прежде всего разной степенью снижения интеллекта, осо­бенностями моторики, неодинаковой сформированностью графи­ческих навыков, специфическими проявлениями в области эмо­ционально-волевой сферы и другими особенностями умственно отсталых детей.

Разнообразие графических действий, необходимых для рисо­вания, указывает на целесообразность выделения прежде всего групп учащихся с учетом особенностей моторики руки, однако должны приниматься во внимание и другие характеристики де­тей, особенно уровень развития умственной деятельности.

Среди вопросов, связанных с дифференцированным подходом в обучении рисованию, существенное значение имеет содержа­ние выполняемой работы. Это касается прежде всего структурной сложности графических заданий. Так, например, задание может быть предложено одним учащимся в более простом варианте, а другим — в более сложном. Поэтому при подборе учебного мате­риала следует учитывать форму, конструкцию изображаемого объекта, количество элементов, из которых он состоит, технику выполнения рисунка и т.д.

Дифференцированным может быть и объем заданий. В этом слу­чае разным детям может быть предложено разное количество уп­ражнений, включающих неодинаковое число изображений, кото­рые отличаются друг от друга размерами и выполняются на бума­ге уменьшенного или увеличенного формата. Данный вид дифференциации обучения также не исключает возможности ва­рьировать сложность заданий. Однако главное заключается в диф­ференцированной помощи со стороны учителя и использовании им адекватных способов и средств достижения результата.

По мере развития учащихся, совершенствования их графиче­ских навыков количество вспомогательных средств, с помощью которых создается изображение, сокращается. Изменяются также дозы и характер помощи, что способствует развитию самостоя­тельности детей в изобразительной деятельности.

6. Создание наиболее благоприятных школьно-гигиенических, учебно-материальных, эстетических и морально-психологических условий для обучения и воспитания.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы во мно­гом зависит от условий, в которых она протекает. Оптимальные гигиенические условия предполагают прежде всего обеспечение надлежащего освещения рассматриваемых и изображаемых пред­метов. Наиболее благоприятные возможности создаются при на­личии в классах специальных столиков-подставок для натурных постановок и ламп-рефлекторов, благодаря которым плоскопе­чатные и объемные учебные пособия отчетливо видны.

Особое внимание должно быть уделено учебно-материальному обеспечению уроков. Имеется в виду оснащение их материалами и инструментами высокого качества (бумагой, простыми и цветны­ми карандашами, фломастерами, гуашевыми и акварельными красками, круглыми и плоскими кистями и т.д.).

Формальное отношение к учебно-материальному обеспечению уроков приводит к тому, что учащиеся, используя принадлежно­сти низкого качества, не могут выполнить задание на должном уровне, раздражаются, теряют уверенность в своих силах. В ре­зультате коррекционно-развивающий потенциал деятельности резко снижается.

Не менее важно, чтобы на уроках изобразительного искусства были обеспечены эстетические условия для осуществления кор­рекционно-воспитательной работы. Это касается в первую оче­редь оснащенности учебного процесса таким наглядным мате­риалом, который в наибольшей степени отвечает требованиям эс­тетики. Речь идет о высокохудожественных образцах декоративно-прикладного искусства, тщательно подобранных игрушках, пред­назначенных для рисования с натуры, красиво выполненных ди­дактических пособиях. Зрелищность — одна из характерных черт каждого урока рисования, и это дает возможность оказывать дейст­венное влияние на эмоциональную сферу умственно отсталого ре­бенка.

Соблюдение охранительного режима оказывает положительное воздействие на детей, предполагает обеспечение на уроках изоб­разительного искусства спокойной деловой обстановки, четко организованного и привычного хода работы.

Важную роль играет само поведение учителя. Его ровный, спо­койный, доброжелательный тон, педагогический такт, заинтере­сованное отношение к выполняемому ребенком заданию создают атмосферу творчества и взаимного понимания.

7. Систематический анализ эффективности коррекционно-воспи­тательной работы на уроках изобразительного искусства.

Такой подход представляется необходимым для выявления, с одной стороны, итоговых данных, полученных в процессе заня­тий рисованием; с другой стороны, анализ результатов имеет важ­ное прогностическое значение для планирования работы на по­следующих этапах.

 



infopedia.su

Роль учителя в организации коррекционно-воспитательной работы на уроках рисования

Ведущей фигурой в специальной школе является учитель. Он должен хорошо знать содержание и специфику работы с умствен­но отсталыми детьми.

Учитель занимает центральное место в подготовке учащихся к сознательному усвоению учебного материала. Без помощи учите­ля умственно отсталые школьники не могут усвоить многие зна­ния, овладеть рядом необходимых умений и навыков. Учащиеся специальной школы нуждаются в повышенном внимании со сто­роны педагога.

Учителю принадлежит решающая роль в реализации специаль­ных задач специальной школы, т.е. коррекции недостатков позна­вательной деятельности детей. Эти задачи решаются в процессе разностороннего воспитательного воздействия.

Огромное значение в преодолении дефектов умственного раз­вития школьников имеют уроки рисования. Однако не всякие за­нятия по изобразительной деятельности могут оказать коррекционное влияние на личность аномального ребенка. Эффективность проводимой работы всецело зависит от учителя. Чрезвычайно важ­но, чтобы он отчетливо понимал, что в изобразительной деятель­ности содержится большой резерв педагогических средств воздей­ствия на ученика.

Учитель несет особую ответственность за соблюдение коррекционной направленности обучения и воспитания. Опытный педа­гог в своей практической деятельности последовательно, шаг за шагом осуществляет этот дидактический принцип. При этом коррекционно-педагогическая работа по преодолению или ослабле­нию тех или иных недостатков учащихся в ходе занятий рисова­нием не является какой-то особенной областью, изолированной от всей остальной работы. Наоборот, каждый этап урока строится в тесном единстве с дидактическими, воспитательными и коррекционными целями, которые глубоко пронизывают весь учеб­ный процесс.

Была бы допущена серьезная ошибка, если бы урок рисования планировался по такой системе: «общеобразовательная работа» плюс «коррекционная работа», т.е. сначала обучение вообще, а затем «добавка» из области специальной педагогики. Такое струк­турное упрощение учебного процесса нанесло бы специальной школе существенный вред.

Иногда коррекционным называют обучение, организованное по принципу «ошибка ученика — ее исправление учителем». В этом случае главное содержание коррекции усматривается в своевре­менном оказании конкретной помощи ребенку, допустившему ошибку в работе. Такой подход к обучению имеет ряд серьезных недостатков. Главный из них — закрепление у школьников при­вычки ожидать помощь со стороны учителя и, следовательно, понижение самостоятельности и активности.

Разумеется, что подобные способы организации коррекционно-воспитательной работы не имеют ничего общего с системным подходом к решению специальных задач специальной школы.

Известно, что на ребенка влияют не отдельные, разрозненные средства обучения и воспитания, а целая система окружающих условий и мер педагогического воздействия. Воспитание в про­цессе обучения — это прежде всего организация соответствующих условий. И чем целесообразнее будут организованы такие усло­вия, тем более положительными окажутся результаты педагоги­ческого воздействия.

К числу таких условий относится в первую очередь професси­онально-педагогическая подготовленность учителя, его умение владеть коллективом детей, знание их особенностей, выбор рацио­нальной методики работы.

Коррекционно-воспитательная работа оказывается продуктив­ной в том случае, если учитываются положительные потенци­альные возможности умственно отсталых детей, а не только от­рицательные стороны их личности и недостатки познавательной деятельности. В связи с этим продолжает быть чрезвычайно акту­альным учение Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития», согласно которому существует два уровня развития: актуальный (знания, умения и навыки, которыми ребенок уже владеет) и потенциальный (способность ребенка к овладению новыми зна­ниями, умениями и навыками). Учет потенциального уровня по­зволяет прогнозировать дальнейшее развитие ученика, которое идет вслед за процессом обучения, создающим так называемые зоны ближайшего развития. Эти зоны помогают определить динамиче­ское развитие ребенка, предвидеть его ближайшие возможности, учитывать не только достигнутое сегодня, но и видеть то, что будет достигнуто завтра.

 

Учение Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития является основополагающим при организации коррекционно-воспитательной работы.

К числу условий, обеспечивающих успешное проведение та­кой работы на уроках рисования, следует отнести ряд специаль­ных знаний и умений, которыми должен обладать учитель специ­альной школы. Имеется в виду прежде всего знание своеобразия изобразительной деятельности умственно отсталых детей: осо­бенности передачи формы изображаемых предметов, специфи­ческое отражение в рисунках пространственных отношений пред­метов, характерное использование цвета и др.

В общей системе коррекционно-воспитательной работы на уро­ках рисования велико значение личностных качеств учителя. Эта мысль неоднократно подчеркивалась в специальной литературе. В частности, советский олигофренопедагог Ф.М. Новик писал о том, что умелое сочетание настойчивости и требовательности с любовно-доброжелательным, чутким и заботливым отношением к умственно отсталым детям — существенно важная черта поведе­ния олигофренопедагога, обеспечивающая ему авторитет в дет­ском коллективе.

С полным правом следует считать сугубо профессиональными такие черты характера педагога-дефектолога, как спокойствие, самообладание, уравновешенность, сдержанность. Эти качества дают учителю возможность успешно управлять поведением и дея­тельностью умственно отсталых детей, многие из которых чрез­мерно возбудимы, склонны к бурным аффектам, расторможены. Вовремя предупредить конфликтные ситуации, затормозить им­пульсивные реакции учащихся — важная задача учителя.

Среди учащихся специальной школы немало и таких, психи­ческое состояние которых характеризуется вялостью, пассивно­стью, заторможенностью. Только благодаря энергии, активности, эмоциональности и доброжелательности учителя удается преодо­леть трудности в организации учебной деятельности этой катего­рии школьников, сделать их обучение целенаправленным и эф­фективным.

Трудолюбие, высокая организованность и оптимизм, вера в предстоящий успех позволяют учителю добиваться высоких ре­зультатов в нелегкой, но благородной работе с умственно отста­лыми детьми.

Литература для самостоятельной работы

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. В.Воронковой. — М., 1994.

Грошенков И. А. Занятия изобразительным искусством во вспомога­тельной школе: Кн. для учителя. — М., 1993.

Грошенков И.А. Уроки рисования в I—VI классах вспомогательной школы. — М., 1975. — 3-е изд., испр. и доп.

Грошенков И. А. Учебно-воспитательные и коррекционно-развивающие цели уроков рисования во вспомогательной школе // Дефектоло­гия. - 1981. -№3.

Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П.Пузанова. — М., 1998.

Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в I —III классах. — М., 1979.

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олиго­френопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб, заведе­ний / Под ред. Б.П.Пузанова. — М., 2000.

Обучение учащихся I —IV классов вспомогательной школы / Под ред. В.Г.Петровой. - М., 1982; 1983.

Эк В. В. Урок во вспомогательной школе // Актуальные проблемы олигофренопедагогики. — М., 1988.

Глава V

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ



infopedia.su

Коррекционно-воспитательная работа на уроках тематического рисования

Скачать документ  Просмотреть файл 

Курсовая работа.docx

  —  74.84 Кб

Ребенок, любящий рисовать, много рисует по своей собственной инициативе. При этом, учитывая узкий круг предметов, которые могут служить для него моделью, он часто сталкивается с необходимостью изображать такие предметы, которые в классе ему не приходилось рисовать. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы обучение рисованию в школе, особенно в младших классах, не ограничивалось только рисованием с натуры. Обучая рисованию на темы, учитель помогает изобразительному творчеству детей, утверждая необходимую связь между рисованием с натуры и рисованием по представлению. Такой связью является использование в работе над темой зарисовок предметов, сделанных детьми с натуры, организованное наблюдение и анализ предметов, которые не могут быть нарисованы с натуры, но изображение, которых часто встречается в их рисунках.

Рисование по представлению, тематическое рисование, долго рассматривалось у нас в школе, в отличие от рисования с натуры или по наблюдению отдельных предметов, как «творческое» рисование, когда ребенок, «свободно сочиняя», как он может и хочет, выявляет свои творческие возможности, свои представления об окружающих его предметах и явлениях. В современной методике рисование на темы понимается иначе. Оно, начиная, уже с I класса является необходимой и неотъемлемой частью общей системы учебно-воспитательной работы по рисованию в школе. У нас нет основания, считать рисование на темы более «творческим», чем рисование с натуры или декоративное рисование. Творческое начало, опирающееся на доступную ребенку самостоятельность и сознательность при выполнении того или другого задания, обеспечивает активность процесса работы учащихся и является необходимым ее условием, независимо от того, рисует ли ребенок с натуры, по представлению или воспроизводит узор по образцу.

Но в тематическом рисовании, несомненно, наличествует один момент, характерный именно для этого вида рисования. Сочинение даже самой простой по своему содержанию темы требует, прежде всего, отбора объектов изображения (что надо изобразить, чтобы передать в рисунке ту или другую тему, каковы должны быть эти объекты и как их надо расположить в рисунке). Постепенное воспитание у детей элементарных умений раскрытия сюжета и образов в графической форме имеет большое значение во всестороннем их развитии, поддерживает и углубляет их способность к рассказыванию, чтению картинок, к литературному творчеству, развивает их воображение.

В I и II классах сочинение сюжета, то есть отбор тех объектов, которые должен изобразить ребенок, почти полностью еще лежит на учителе. Он должен дать ребенку совершенно точные указания. Большое значение на этом этапе имеет беседа учителя с детьми. Разъясняя им, что для передачи, например, темы «Осень» они должны нарисовать такие-то деревья и так, как они выглядят осенью, учитель тем самым как бы вводит их в сюжет, при изображении которого в дальнейшем дети должны проявить инициативу и самостоятельность.

Рисование на темы, расширяя круг наблюдений ребенка, обогащая и уточняя его зрительные представления о характерных особенностях строения и формы предметов, способствует и скорейшему изживанию схематичности в рисунках детей, в изображении, например, дома, дерева и пр.

Тематическое рисование, то есть изображение детьми не отдельных предметов, служащих моделями для рисования с натуры в классе, а нескольких предметов из окружающей среды в их пространственной и сюжетной взаимосвязи, имеет важное учебно-воспитательное значение в I классе и в другом отношении.

Расстановка предметов в рисунке и передача сравнительных их размеров являются теми задачами, решение которых связано с тематическим рисованием. Первое понятие о глубине, о пространственном изображения при расположении предметов на рисунке дает осознание значения двух плоскостей в рисунке: горизонтальной плоскости (пол–земля), на которой располагаются предметы, и вертикальной плоскости (небо или стена), на фоне которой мы видим предметы. Ребенок 7–8 лет часто не учитывает этого, поэтому в рисунке детей деревья иногда размещаются на небе, а дорога, идя в глубину, продолжается и над горизонтом.

Обозначение и учет вертикальной и горизонтальной плоскостей при расположении в рисунке предметов сразу вызывают у маленького рисовальщика пространственные представления, несмотря на то, что он имеет дело с двухмерной плоскостью листа. Вместе с тем понимание и учет этих двух плоскостей и их соотношений в рисунке являются наиболее трудными для детей 7–8 лет из всей суммы вопросов о пространственном расположении предметов по представлению.

Тематическое рисование в отличие от декоративного рисования и рисования с натуры занимает более скромное место в учебной программе специальной школы. Это наиболее сложный для умственно отсталых детей вид занятий, поскольку он базируется на представлениях, т. е. на воспринятых ранее наглядных образах объектов. Физиологической основой представлений является оживление, восстановление в коре головного мозга следов от прежних раздражений.

Известно, что роль представлений в психической жизни ребенка очень велика: процессы памяти, мышления, воображения, эстетические чувства и волевые действия никогда не происходят без участия представлений. В связи с этим занятия тематическим рисованием имеют особое значение в развитии умственно отсталых школьников. Они являются чрезвычайно важной организующей и дисциплинирующей формой деятельности.

Рисование на темы предполагает изображение по представлению отдельных предметов или несложных сюжетов из окружающей жизни, а также иллюстрирование специально подобранных учителем рассказов-описаний или отрывков из литературных произведений.

Такая работа требует от детей мобилизации опыта, активизации представлений и воображения в соответствии с определенной целью — отразить в графической форме конкретную тему. Ее раскрытие вызывает необходимость припоминания соответствующих образов, их строения, формы, величины, цвета. Значительные усилия требуются от детей, чтобы они могли решать задачи по композиции рисунка.

Следует, однако, еще раз подчеркнуть, что, рисуя, по представлению, учащиеся опираются на скудный запас имеющихся у них неточных зрительных образов и схематических приемов изображения.

На качестве тематических рисунков, выполненных без соответствующего обучения, сказываются недостатку наблюдательности, воображения, зрительной памяти. Характерно, что дети рисуют те предметы, которые они умеют рисовать, а не те, которые необходимы для правильной передачи сюжета. Кроме того, при выполнении рисунка на предложенную тему у умственно отсталых детей наблюдается такая актуализация образов, которая не только уводит их в сторону от темы, но подчас и противоречит ей.

Так, например, некоторые ученики I—II классов в рисунках на тему «Зима» изображают как предметы, характерные для этого времени года (снежную бабу, детей, катающихся на санках и лыжах, каток с конькобежцами и т.д.), так и объекты, которые не сообразуются с данной темой (деревья с зелеными листьями, цветы, грибы и т. п.). Эта характерная особенность учащихся, наблюдаемая на уроках тематического рисования, согласуется с данными, полученными И. И. Будницкой, изучавшей соотношение предметного содержания в рисунке и рассказе.

Автор обращает внимание на тот факт, что умственно отсталые дети после выполнения рисунка «исправляют» допущенные ошибки посредством речи. Эти исправления свидетельствуют о том, что речь школьников может регулировать их познавательную деятельность.

Такая работа проходит более эффективно в условиях непосредственного восприятия, т. е. тогда, когда перед ребенком находится его собственный рисунок.

Качество рисунков, выполненных на заданную тему, находится в прямой зависимости от прошлого опыта учащихся. По этой причине этот вид изобразительной деятельности можно разделить на три категории:

1) рисование предметов  и явлений, ранее наблюдавшихся  и изображавшихся;

2) рисование предметов  и явлений, ранее наблюдавшихся, но не изображавшихся;

3) рисование предметов  и явлений, которые учащимися  никогда не наблюдались и не  изображались.

Разумеется, что все эти случаи изображения по представлению в значительной степени отличаются друг от друга, и каждый из них ставит перед учеником разные по сложности задачи.

В связи с организацией и проведением коррекционно-воспитательной работы первостепенное значение приобретает содержание тематического рисования. Сложные задания, подобранные без учета имеющихся у детей представлений о том или ином предмете (явлении), могут оказаться непосильными для выполнения.

И наоборот, слишком простая работа выполняется без должного напряжения и, что самое главное, теряет свое коррекционное свойство.

Задача учителя заключается в том, чтобы подобрать такое содержание, отражение которого в рисунке потребовало бы от учащихся определенных усилий. Не менее важно, чтобы предлагаемые задания вызывали у детей желание выполнить рисунок как можно лучше.

Рисование на заданную тему следует отличать от так называемого свободного рисования, когда учащиеся рисуют по собственному замыслу по инструкции: «Рисуйте, что хотите». В этом случае практически отсутствует обучение, а ошибки, свойственные детям при передаче изображения, не только не исправляются, а, наоборот, закрепляются. Отсюда следует, что «свободное» рисование ни в коей степени не должно подменять тематическое рисование.

Рисование по желанию учащихся целесообразно проводить на уроке только в тех случаях, когда учитель не знает состава класса и ему необходимо увидеть детей в процессе деятельности, познакомиться с изобразительными возможностями своих воспитанников. Последующий анализ работ позволит ему в определенной степени выявить запас представлений и графическую подготовленность учащихся.

План работы по изобразительной деятельности должен быть составлен таким образом, чтобы урокам рисования на темы предшествовали уроки рисования с натуры или тщательные наблюдения объекта с установкой на последующее изображение его по представлению. Например, перед рисованием на тему «Весна пришла» целесообразно провести серию уроков, во время которых дети учатся рисовать деревья, скворечники, птиц и т.п. Учитель не должен ограничиваться простым сообщением темы, очень важно разъяснить ее сущность. В противном случае работа будет носить формальный характер.

В оборудование уроков тематического рисования должны входить также игрушки, муляжи, чучела птиц и животных и т.д. Применение и всестороннее изучение натуральных объектов и наглядных пособий обеспечивает лучшее формирование представлений. «Чем полнее осмыслена вещь в восприятии, тем полнее и богаче ее представление». Особая роль в коррекционно-воспитательной работе на уроках тематического рисования принадлежит словесным объяснениям и указаниям. Разумное сочетание слова и наглядности дает особенно хорошие результаты. У учащихся коррекционной школы образуются более ясные и точные представления в тех случаях, когда учитель не только демонстрирует предмет или его изображение, но и подробно о нем рассказывает.

Один из путей формирования качественных представлений у умственно отсталых детей — развитие речи в единстве с организацией наглядно-действенного опыта в ходе занятий.

Учитель в некоторых случаях может взять какую-то незначительную часть работы на себя (например, показать расположение элементов рисунка), а иногда и просто помочь ребенку нарисовать необходимый предмет. Такую помощь следует считать вполне оправданной, так как она является активизирующим и стимулирующим средством. Даже самые отсталые дети, к которым учитель приходит на помощь, проявляют активность и желание лучше выполнить рисунок.

Особенно большое внимание приходится уделять композиции рисунка. К сожалению, фронтальное объяснение не всегда дает хорошие результаты. Многим ученикам младших классов надо дополнительно показывать возможное расположение частей рисунка.

Лучше всего демонстрировать ребенку выполнение наброска рисунка на отдельном листе бумаги. В тематических рисунках учащихся I—III классов все предметы изображаются, как правило, в один ряд, т.е. на первом плане.

Начиная, с IV класса задача усложняется, и рисунок разрабатывается с двумя планами. Учащиеся знакомятся с правилами размещения изображений на переднем и заднем планах. Величина изображений, расположенных на разных планах, отличается друг от друга. Чтобы учащиеся поняли эту разницу, стоит рассмотреть картину, изображающую какой-нибудь пейзаж, где хорошо видно, что на переднем плане предметы изображены крупно, а на заднем — мелко.

Важно показывать каждому из детей в индивидуальном порядке, как должен выполняться тот или иной рисунок. В результате школьники начинают лучше понимать достоинства и недостатки своих рисунков.

referat911.ru


Смотрите также