Презентация и конспект урока "Жостовские букеты". Красота букетов из жостово твоя посуда декоративное рисование


Презентация и конспект урока "Жостовские букеты"

Конспект урока в 5 классе по программе Б.М. Неменского.

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Жостово.

Тема: жостовские букеты.

Цель: знакомство с историей художественного промысла производства подносов Жостово.

Задачи: рассказать о разнообразии форм подносов и вариантов по­строения цветочных композиций;

воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее исто­рии, традициям;

развивать творческую и познавательную активность, фанта­зию, художественный вкус;

продолжать формирование навыков работы с художествен­ными материалами (кистью и красками).

Оборудование и материалы:

жостовские подносы, иллюстрации с их изображением;

презентация жостовской росписи;

художественные материалы.

ПЛАН УРОКА

  1. Беседа об истории жостовского художественного промысла, разнообразии форм подносов и вариантов построения цветочных композиций.

  2. Демонстрация основных приемов жостовского письма. (Учи­тель выполняет фрагмент росписи, демонстрируя приемы прямо на классной доске).

  3. Просмотр презентации.

  4. Постановка художественной задачи.

  5. Практическое выполнение задания.

  6. Подведение итогов.

Ход урока

Беседа.

Учитель. Отчего люди так любят цветы? Ответ вроде бы прост: они красивые. Так. Еще вопрос, чему мы радуемся больше - царственной розе, принесенной домой из магазина, или скромному одуванчику, невесть как пробившемуся на свет белый из трещины асфальта? Видно, дело не в одной красоте.

Разговор этот я завела не случайно. Образ цветка - один из са­мых распространенных в народном искусстве. Вспомните, что мы уже украшали цветочной росписью? (Прялка, полотенце, игрушки, керамика и др.)

Сегодня мы поговорим о промысле, который жив и сегодня в замечательной подмосковной деревне Жостово.

Жостовский поднос знают почти во всем мире. И неудивитель­но. Букет, украшающий его, великолепно вписан в форму предме­та. Он прост и выразителен. Соотношение больших и малых цветов найдено очень точно. А ритм цветовых пятен, основных линий бу­квально завораживает зрителя.

Но главное - сами цветы. Очень похожи на настоящие и в то же время сказочные. Приглядитесь - они словно бы светятся изнутри. Вот так же, наверное, светился в глубине муромских лесов Алень­кий цветочек...

(Учитель демонстрирует Жостовские подносы или иллюстра­ции с их изображениями.)

hello_html_m6debf595.jpg

hello_html_md17b2a.jpg

Как слагается эта цветочная сказка?

(Учитель рассказывает об основ­ных приемах жостовской росписи, выполняя ее фрагмент прямо на классной доске, темный фон которой позволяет это сделать, гуашью.)

Цветочную роспись жостовские мастера выполняют масляными красками в две стадии. Первая ста­дия письма называется замолевкой (подмалевок), вторая - выправкой.

Замалевка (подмалевок). В замалевке мастер широкой кистью набрасывает силуэт букета. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными красками. Создавая букет, художник вращает поднос, подставляя под кисть нужный участок поверхности.

На hello_html_m47029796.gifэтом этапе важно следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев, за ритмическим расположением красоч­ных цветов, за соотношением масштаба росписи с площадью, фор­мой и фоном подноса.

Выправка. Этот этап заключает серию сложных живописных операций. Мастера работают от общего к деталям, добиваясь за­вершенности цветочной росписи. Здесь существуют свои приемы.

Чертежка - тонкая, музыкальная линия, которая завершает разделку основных форм букета, выявляет очертания лепестков и прожилок листьев.

Привязка - изображение травки, написанной в просветах между цветами и листьями, завершает роспись букета.

Борта подноса украшаются легким, ажурным орнаментом - уборкой.

Постановка задачи.

Ученикам предлагается из заранее приготовлен­ных листов черного картона или загрунтованного листа бумаги выре­зать форму подноса и выполнить на ней цветочную композицию.

Выполнение задания.

Подведение итогов.

В конце урока на доске из лучших работ организуется выставка «Жостовские букеты».

infourok.ru

Разработка урока ИЗО в 3 классе "Твоя посуда"

Тема урока: Красота букетов из Жостово. Твоя посуда.

Цель: ознакомление детей с предметами народного быта, которые постоянно используются в доме, посудой, с приемами жостовской росписи.

Задачи:

Обучающие: показать зависимость формы и декора от назначения посуды, обучить приемам жостовской росписи, формировать умения и навыки учащихся при выполнении послойного жостовского письма. Развивающие: развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся. Воспитывающие: воспитывать взаимную вежливость, дисциплину, аккуратность.

Оборудование и материалы:

Для учителя:

1. Слайды с изображением посуды и художественных народных промыслов. 2.Учебные таблицы и пособия 3. Готовые изделия, основа для росписи (пластинка)

Для учащихся: Гуашь, кисти (крупные и мелкие), баночки для воды, палитра, тряпочка и подставка для кистей.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

ПЛАН УРОКА

1. Организационное начало (2 мин.) 2.Объяснение нового материала (10 мин.) 3. Физкультминутка (2 мин.) 4.Самостоятельная работа учащихся(26 мин.) 5.Подведение итогов (5 мин.)

ХОД УРОКА

1.Организационное начало: учитель проверяет подготовку детей к уроку, сообщает тему и задачи урока.

2. Объяснение нового материала

Беседа

  • Учитель. Назовите предметы быта, которые вы встречали у себя дома. Дети перечисляют. Правильно, это посуда. А теперь давайте отправимся с вами на выставку посуды. (Слайд 2). Какую посуду вы видите на выставке? Дети перечисляют. Что украшает посуду? Правильно, узоры. Большую роль в создании посуды играет художник. Он конструирует и украшает посуду, делает образец, а затем на фабрике по образцу изготавливают её повторение – массовое производство. Но бывает посуда в одном экземпляре, которую украшает узорами автор -художник своими руками– авторская выставочная работа. В зависимости от формы и декора различают посуду повседневную, праздничную, сувенирную. (Слайд 3). Большое значение имеет материал, из которого посуда сделана. Праздничная посуда, тонкая и изящная, изготавливается из тонкого фарфора, её детали более сложные, украшения богатые и разнообразные. (Слайд 4). Повседневная посуда проще по форме и менее украшена, но боле прочная. (Слайд 5). Сувенирная посуда – торжественная, изящная, с богатыми и разнообразными узорами. Её преподносят в подарок или приобретают как память о посещении страны, города. (Слайд 6). Посуда может быть ещё веселой, торжественной или безразличной, скучной. Детская посуда должна привлекать росписью, быть устойчивой и удобной. Декором посуды может быть роспись или переводные картинки. Давайте вернемся на выставку. (Слайд 2). Ответьте на вопросы: 1) Какую посуду вы встретили на выставке? 2) Какую посуду вы купили бы? 3) Почему?

Обратите внимание на конструкцию посуды. Какие геометрические тела вы заметили в ней? Правильно. В конструировании посуды за основу берутся формы цилиндра, усечённого конуса, части шара и их сочетания. Кроме тех видов посуды, которые вы встретили на выставке, до сих пор живут народные художественные промыслы, производящие её с давних времен из материалов, используемых в народе в прошлом. Мы познакомимся с вами с самыми популярными промыслами Хохломой, Гжелью, Жостово. (Слайд 8) На реке Узоле, в древних заволжских лесах раскинулись старинные русские деревни - Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Сёмино. Отсюда и ведет свою историю известный во всем мире хохломской промысел. В этих деревнях и поныне живут мастера-художники, которые расписывают деревянную посуду, продолжая традиции отцов, дедов и прадедов. (Слайд 9) Хохломскую посуду расписывали кистью от руки, создавая различные композиции травного орнамента, где ритмично сочетаются слегка изгибающиеся тоненькие красненькие и черные веточки с пышными перистыми листьями-травинками. Иногда красно-черная пушистая травка дополняла основной орнаментальный мотив вьющегося крупного стебля, каждый завиток которого заканчивался красной ягодкой. (Слайд 10) На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень. Гжель  - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства. Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.(Слайд11) Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Это синие цветы и травка. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев. (Слайд 12)

Цветы на подносе. Встречались ли вы с ними? В музеях, на выставках, просто за прилавком магазина, за чайным столом? Поднос - необходимая человеку вещь, известная с давних пор. Он удобен, когда надо поднести к столу угощение, особенно горячие блюда, он необходим на столе как подставка под разные предметы его убранства и напитки. На подносе часто ели в одиночку или вдвоём, чтобы не сервировать стол, в дороге. Более широко он стал применяться с распространением чая и кофе: на поднос ставили самовары, чайники и кофейники. (Слайд 13) Цветы земли и её плоды - вот из чего составляют свои букеты подмосковные (жостовские) живописцы. Собранные в плотные букеты (со стеблем, без него) или в свободные "букеты враскидку", поставленные в кувшин, вазу или разложенные на тарелке. Хотя мы и узнаём в розе с подноса - розу, а в нарисованном яблоке – яблоко, жостовские букеты никогда в точности не повторяют живые цветы, их не пишут с натуры. Это - условное изображение, воля и фантазия художника - быстрота его руки, лёгкость его кисти, любовь к яркому, броскому цвету. (Слайд 14) Жостовские букеты, наклоны, повороты, загибы, переплетения цветов и листьев, а также игра крупных и мелких форм передают дыхание вечно меняющейся и неповторимой жизни. Посмотрите, как противопоставлены друг другу цветы - яркие и блёклые, крупные и мелкие, затенённые и освещённые. Как сочетаются тёплые красные и холодные синие цвета, как контрастно вспыхивает букет на черном фоне предмета, отмечая центр его поля, а как цветы то никнут книзу, то заворачиваются вверх, как смягчается фигурными краями овальная рамка подноса. ( Слайд 15) Узнаете ли вы цветы на жостовских подносах? Какова цветовая палитра на подносах? Почему цветочные букеты не сливаются с подносом? Как помогает цвет увидеть красоту и крупных, и мелких цветов и травинок? Подсказкой для вас станут поэтапные рисунки послойного жостовского письма.

Физкультминутка

Упражнение «Едет солнце»

Едет, едет солнце В золотой карете (Руки согнуты, сжаты кулачки, передвигают ногами)

Видит, видит солнце Сверху всех на свете (руки «под козырек»- вглядываются) И щенка, и петуха, и козу с рогами (изображают животных произвольно) И как Петя во дворе Машет кулаками (машут кулаками)

Как вы думаете, Петя такой же добрый, ласковый, как солнышко? А понравилось солнышку, как Петя себя ведёт? (ответы детей). Покажите выражением лица солнышко. А теперь покажите Петю.

3. Самостоятельная работа учащихся

Постановка художественной задачи

Задание: Любимой игрушкой для девочек является, конечно же, кукла. Давайте сделаем ей в подарок жостовский поднос, чтобы она могла встречать гостей. Учитель показывает на подготовленной основе приемы жостовской росписи в той последовательности, которая показана на таблице. Дети выполняют роспись пластинок, повторяя за учителем.

На доске находится таблица с поэтапными рисунками жостовского письма

Приемы жостовской росписи

Замалевок

Тенежка

Прокладка

Бликовка

Чертежка

Привязка

4.Подведение итогов: Просмотр выполненных работ, обсуждение и оценка. Давайте вернемся к нашим вопросам, на которые вы не смогли дать ответ. Так какова же цветовая палитра на подносах? Почему цветочные букеты не сливаются с подносом? Как помогает цвет увидеть красоту и крупных, и мелких цветов и травинок?

Дети дают ответы.

Домашнее задание: рассмотреть мамины платки, принести один из них на следующий урок.

multiurok.ru

Посуда в твоем доме. Жостовский букет. - Мои файлы - Каталог файлов

Цели урока:

·        образовательная - ознакомить детей с традиционным русским художественным промыслом- «Жостовская роспись»;

·        развивающая - развитие художественного вкуса, зрительной памяти, речи, мелкой моторики рук;

·        воспитательная - воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, взаимную вежливость.              

 

Оборудование и материалы:

·        для учителя - готовые  изделия, учебные пособия и таблицы, компьютер, проектор(для демонстрации презентации), телевизор(для просмотра видеофильма «России яркие букеты»;

·        для учащихся - гуашь, кисти(мелкие и крупные), баночки для воды, ножницы, клей ПВА.

 

Ход урока:

1. Организационный момент. Организация посадочных мест по группам. Приветствие.

 

2. Ребята! У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной. А как вы думаете, кто ее придумал? Нужна ли посуде красота?

Ученик: посуду придумывает художник. Есть посуда на каждый день. Она прочная, устойчивая, спокойная. С ней удобно и привычно. А праздничная посуда тонкая и изящная, ее детали более сложные, украшения богатые и разнообразные.

Учитель: недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостово. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.

На экране композиции жостовских мастеров, заранее подготовленный ученик читает стихотворение П. Синявского «Жостовские кисти»:

 

На жостовском подносе,

В зеркальной глади лака,

Ржаная медь колосьев,

Степной румянец мака,

Багрянец поздних листьев,

Лесной подснежник первый.

А жостовские кисти

Нежнее легкой вербы.

Учитель: рассмотрите эти подносы. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и свободно брошены на специально подготовленный фон подноса. Узнаете ли вы эти цветы, назовите их.

Ученики: маки, розы, лилии, анютины глазки, ромашки, колокольчики, пионы, тюльпаны, ирисы, георгины, васильки, цветы яблони.

Учитель демонстрирует видеофильм  «России яркие букеты». Мастер никогда не повторяет один и тот же рисунок. Свободная манера письма дает мастеру возможность фантазировать, импровизировать. Это основной принцип жостовской росписи. Присмотритесь к росписи подносов. Букеты на них плотные, почти нигде не видно стебля.

Ребята, а теперь посмотрите на доску и постарайтесь запомнить, как правильно работать кистью и цветом. (На стеклянной доске или на картонных шаблонах учитель показывает этапы росписи жостовских подносов).

1.     Грунтовка. Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т. д.

2.     Замалевок. Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.

3.     Тенёжка. Следующий этап росписи после замалёвка.             Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени.  Слово «тенёжка»- созвучно слову «тень». У цветов появляется  объём, обо­значаются теневые места растений.

4.     Прокладка. Пожалуй, самый ответственный этап послой­ного  жостовского письма. Форма букета обретает плоть —               уточняются многие детали, высветляет­ся и реализуется        контрастный или более гармо­ничный строй всей композиции.

5.     Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством незави­симых источников света. Бликовка создаёт наст­роение и колорит.

6.     Чертёжка. Это заключительная часть работы над буке­том. При помощи специальной тонкой кисти ху­дожник наносит небольшие, но очень значитель­ные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

7.     Привязка. Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изде­лия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и свя­зывается с фоном.

8.     Уборка. Украшение борта подноса, состоящее из гео­метрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

Упражнение «Найди ошибку»

Учитель демонстрирует поднос с ошибками, а ребята находят их.

 

Динамическая пауза. Упражнение «Микеланджело».

 

Постановка художественной задачи.

Задание: Индивидуально выполните фрагменты жостовской росписи, затем их необходимо вырезать и приклеить на эти картонные подносы. (Первая группа- поднос черного цвета, вторая- зеленого, третья- красного).

Учащиеся работают сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. А альбом нужно поворачивать вокруг его оси так, чтобы рука с кисточкой всегда находилась в удобном положении.

  В ходе работы учитель корректирует работу в группах.

 

Итог урока. Анализ и оценка коллективных работ.

 

Памятка для представления работы.

·        В каком виде росписи выполнена работа?

·        Какие средства выражения вы использовали?

·        Какова цветовая палитра на подносе?

·        Какие цветы вы изобразили?

 

            Вопросы для обсуждения:

1.     Какие работы понравились?

2.     Какими средствами передано настроение?

3.     Что бы вы добавили, чтобы работа стала более выразительной?

4.     Что такое «привязка»? Что к чему привязывают и каким образом?

5.     От какого слова происходит термин «уборка»?

6.     Почему художник вставляет холст в раму?

7.     Как можно украсить дом подносом?

 

В конце урока организуется выставка «Жостовские подносы». Ребята украшают класс.

 

Уборка рабочих мест.

 

evgenii2.ucoz.ru

Урок изобразительного искусства на тему: Красота букетов из Жостова. Твоя посуда.

Тема: Красота букетов из Жостова. Твоя посуда. Цели: повторить технологию работы с пластилином; познакомить с проектированием предметов по принципу стилевого единства; обсудить посуду разных форм и внешнего оформления; познакомить с понятиями «гармония», «колорит». Вид деятельности: лепка из пластилина, изготовление посуды. Планируемые результаты: школьники узнают предметы, входящие в состав чайного сервиза; дадут описание их внешнего вида; научатся создавать ансамбль предметов в их единстве. Оборудование: образцы посуды разных видов и назначений, пластилин и принадлежности для работы с ним, готовые поделки для демонстрации, фотографии и рисунки с сервизами, оформленными в единой форме. Ключевые слова и понятия: сервиз, гармония, чайная пара, колорит. Ход урока I. Организационный момент (Приветствие, проверка готовности класса к уроку.) II. Беседа по теме урока, работа с учебником - Чем вы занимались на прошлом занятии? - В чем заключается необычность дымковских игрушек? (В их разнообразии и в раскраске, для раскраски такой игрушки используются яркие, сочные цвета — от красного до фиолетового.) Да, в обычной одежде сочетание таких цветов покажется чересчур пестрым, но для украшения глиняной игрушки они смотрятся очень нарядно. Сегодня вы продолжите работу с пластилином, только в течение урока вам придется уже слепить несколько видов посуды, которые вместе составят целый чайный сервиз. Откройте учебник на с. 18-23, рассмотрите представленные там образцы посуды. - Для чего предназначены сервизы, фотографии которых представлены на с. 18—19? (Для чая.) - Что входит в состав чайных сервизов? - Сколько чашек чаще всего входит в чайные сервизы? - Чем, помимо краски, раскрашены представленные здесь сервизы? (Позолотой.) - Из чего сделана посуда, фотография которой представлена на с. 22? (Из дерева.) Деревянная посуда имеет свои особенности: например, в нее нельзя часто наливать воду, она может потрескаться, с нее быстро сходит рисунок, она расслаивается, и деревянная щепочка, отломившись от нее, может поранить кожу человека. - Для чего же тогда предназначена такая посуда? - Какие предметы здесь изображены и для чего предназначен каждый из них? Хохломскую посуду часто использовали для других целей, помимо пищевых, например, вазочки - как подставки для искусственных цветов, флажков, карандашей; особые бочонки - для хранения меда. - Какие предметы хохломской посуды использовали в качестве музыкальных инструментов? (Ложки.) На с. 23 учебника представлена посуда из местечка под названием Гжель. Здесь выбор предметов очень богатый. Рассмотрите фотографию и найдите предметы, которые я назову, и расскажите, но каким признакам вы их отыскали. - В какой части фотографии - вверху или внизу - находится подставка для яиц? (Внизу слева.) - Опишите, как она выглядит. По каким признакам вы поняли, что это именно так часть сервиза, которую я прошу найти? (Это тарелка с овальными углублениями для яиц, в центре тарелка украшена фигуркой птички.) - Какая птица использована здесь для украшения и еще как ручка этой подставки? (Курочка.) - Почему подставку для яиц украсили фигуркой птички-курочки? (Потому что яйца - продукт, который приносит курица.) - Чьим продуктом — птицы или рыбы — является икра? (Рыбы.) Верно. Для того чтобы икру выставлять на стол, используют специальный прибор, который называется икорница. - Найдите на фотографии икорницу, расскажите, где она находится и по каким приметам вы ее узнали. (Она находится справа, оформлена в виде рыбки.) Верно, корпус и голова рыбки - крышка икорницы, а ее плавники — подставка. - Что может храниться в посуде, крышка которой сделана в виде изображения кота? (Сливочное масло.) - Как называется такой предмет? (Масленка.) Позади масленки к стенке прислонена большая глубокая миска с нарисованным петухом на ней — это тарелка для первого блюда, например, куриного супа. В центре фотографии - два чай-пика, большой и маленький. Большой - для кипятка, маленький — для заваривания в нем чая. - Какие ручки у большого чайника? (В виде женских фигурок.) С другой стороны от большого чайника находится предмет, который не используется в качестве посуды, но на столах он раньше часто выставлялся. Это подсвечник. Посмотрите, от основного стержня в две противоположные стороны отходят круглые части — подставки под свечи. - Почему подсвечники не делали в наборах хохломской посуды? (Хохломская посуда — изготавливалась из дерева, а дерево могло загореться от огня свечей.) Откройте учебники на с. 24, прочитайте, какую работу выполняет при изготовлении посуды каждый из братьев-Мастеров. III. Постановка задачи урока. Знакомство с понятием «гармония» Сегодня на уроке вашим заданием будет выполнение из пластилина предметов сервиза. Необходимо, чтобы сразу было видно, что все эти вещи из одного набора, или, как принято называть, из одного целого сервиза. — Как вы думаете, что для этого требуется? (Выполнение всех вещей сервиза в едином стиле по форме и оформлению.) Вы уже рассматривали образцы сервизов. Расскажите, по каким приметам сразу видно, что эти предметы из одного комплекта, почему их нельзя спутать с другими сервизами. - Как отличаются сервизы по форме? (У одного сервиза все предметы округлые, у другого — волнистые края изделий.) Сервизы могут объединяться формой ручек, подставками под предметы. Бывают даже сервизы, где все предметы стоят на столе не донышками, а специально сделанными лапками-подставками в виде маленьких ножек. - Как отличаются сервизы по своему оформлению? (Одни раскрашены узорами в виде цветов, другие оформлены простой декоративной расцветкой, отдельными деталями, позолотой.) Форма посуды согласована с оформлением. Если чашечки сервиза напоминают цветы с волнистыми краями, то и в его оформлении присутствуют цветочные детали. Такая согласованность формы посуды и ее декоративных украшений называется словом «гармония». Запомните, слово «гармония» означает «согласованность», «согласие». Когда какие-то предметы хорошо подходят друг к другу, то про них можно сказать, что они друг с другом гармонируют. IV. Работа в тетради Откройте тетради, запишите тему урока: «Посуда у тебя дома». Запишите также определение слова «гармония». Гармония — это согласованность, согласие разных компонентов в едином стиле. В сервиз входит достаточно много видов разной посуды. Повторите предметы, которые входят в чайный сервиз. (Чайники, чашки, блюдца, сахарница, сливочник, вазочка-конфетница.) — Как вы думаете, является ли чайная ложка предметом чайного сервиза? Ведь она тоже часто используется во время чаепития. (Если такая ложка выполнена из металла, то она не входит в сервиз.) Но бывают ложки, изготовленные из того же материала, что и все остальные предметы сервиза, например, из фарфора. Да еще ее и расписывают, как все остальные предметы, тем же узором. Тогда такую ложку можно считать частью сервиза. V. Изготовление формового задела. Подготовка к практической работе Вы уже убедились в том, как много предметов входит в состав чайного сервиза. Поэтому договоримся сначала сделать лишь несколько вещей. Зато в них вы должны сразу же четко обозначить две самых важных особенности — общую форму всех предметов, их цветовое решение. А когда первые предметы будут вылеплены, то надо будет придумать и общие детали для их декоративного оформления. Заданием на начало урока станет лепка самого крупного предмета — чайника и чашки с блюдцем. Обычно чашек в сервизе бывает много - от 6 до 12. Но вы слепите сегодня образец, на который сами впоследствии будете равняться, изготавливая псе остальные чашки. Первая задача - выбор формы изделий. При этом можно руководствоваться образцами, представленными в учебнике. А еще лучше, если вы придумаете свою форму для сервиза. Подумайте и решите этот вопрос каждый самостоятельно. Все предметы придется лепить из пластилина одного цвета. Поэтому посмотрите на ваши запасы и определите, пластилина какого цвета у вас больше всего. Хватит ли этого цвета для всего сервиза? Если одного какого-то цвета мало, то вам придется лепить посуду, скомбинированную из двух цветов. Допустим, нижняя часть каждой вещи будет одного цвета, а верхняя - другого. Важно, чтобы цвета сочетались между собой и находились и гармонии. VI. Начало практической работы. «Чайная пара» С лепки какого предмета можно начать эту работу? Поможет нам такая подсказка. Когда накрывают стол к чаю, то первые предметы, которые на нем расставляют, это чашки. - Как вы думаете, почему? (Ответы школьников.) А потом уже вносят и расставляют на столе все остальные принадлежности для чаепития. Поэтому и нашу лепку мы начнем с изготовления чашки. Итак, вы уже определились с главными моментами — выяснили, какого цвета (или цветов) пластилин вам понадобится и какой формы будут ваши поделки. И еще нужен третий параметр - величина предмета. Возьмите кусочек пластилина, подходящий но объему вашей будущей чашке, слегка разомните его в руках и скатайте в комок. Из такой заготовки надо смастерить чашку. Придайте пластилину выбранную форму. При этом чашку можно поставить на картонку для лепки. После того как ваша чашка внешне приобрела ту форму, которая нам нужна, сверху в ней надо проделать углубление. Его можно просто продавить пальцем. После этого еще раз проверьте форму чашки - возможно, что она немного изменилась из-за появления углубления. Выровняйте ее края. Какой будет ручка у вашей чашки? Подумайте, ведь ее можно сделать не только простой полубараночкой, а украсить какими-нибудь завитушками. Только учтите, что тогда подобные ручки надо будет сделать и для всех остальных принадлежностей сервиза. Будет ли у вашей чашки блюдечко? Ведь бывают сервизы, в которых блюдца отсутствуют. Договоримся, чтобы у ваших чашек блюдца были. Для того чтобы изготовить блюдце, скатайте кусочек пластилина в шарик, расплющьте его в тонкую лепешку и поднимите у нее края вверх. Посмотрите, нельзя ли сделать так, чтобы даже блюдце по своей форме гармонировало с чашкой. Например, если у чашки волнистые края, то и у блюдечка тоже можно краешки сделать слегка волнистыми. Чашка и блюдце носят в обиходе название «чайная пара». Значит, первую такую чайную пару вы уже изготовили. Можно ее пока установить на краю вашей картонки для лепки или на время вообще переставить в другое место. Теперь займемся другой поделкой, а потом вернемся к чайной паре вновь. VII. Продолжение практической работы Вторая поделка из сервиза - командир всех блюдец и чашек, про него так и говорят — «над чашками начальник». Кто же это? Верно, это чайник. По сравнению с чашкой этот предмет крупнее. Поэтому и пластилина для него потребуется больше. А технология изготовления чайника похожа на ту, которую вы уже освоили, выполняя чашку. Сначала лепится его основная внешняя форма — круглая, конусовидная или просто в виде цилиндра. Потом в форме делается углубление, и будущий чайник подравнивается с боков и сверху. Какие детали мы должны сделать для него? Первая деталь — это ручка. Обратите внимание на то, что она должна иметь сходство с ручкой чашки. А можно ее вылепить и интереснее, богаче украшенной. Ведь чайник - центр чайного стола, поэтому ему разрешено выглядеть наряднее. Прикрепите ручку с одного бока чайника. Обратите внимание на то, что ручка не должна быть тонкой. Ведь она должна выдерживать вес чайника, за нее чайник поднимают. Какие еще детали следует вылепить для чайника? Это носик и крышечка. Носик прикрепляется с противоположной стороны от ручки. Эта деталь тоже не должна получиться узкой, ведь подразумевается, что через носик из чайника наливают чай. Последняя деталь - крышка. Тот, кто делает сервиз из пластилина разных цветов, может выбрать для нее любой цвет. Крышку лепят из шарика, слегка приплюснув его в лепешечку. Завершить крышку надо сверху маленьким шариком. После того как вы закончите изготовление чайника со всеми деталями, поставьте эту поделку рядом с чайной парой. Обратите внимание, есть ли сходство в облике чашки и чайника. Получились ли они похожими между собой по своей форме? На следующем этапе работы мы это сходство усилим с помощью декоративных деталей оформления. VIII. Физкультминутка Мы с вами попробуем исполнить движения, которые мог бы сочинить постановщик, который долго рассматривал нарядный чайный сервиз. Только что вы вспоминали, как выглядит праздничный стол, покрытый нарядной скатертью, уставленный красивой посудой с различным угощением, и какие предметы входят и чайный сервиз. Вы все хорошо знаете названия предметов для чаепития. Сейчас попробуем изобразить каждый из них жестами. А поможет нам в этом плясовая музыка. (Под аудиозапись произвольной плясовой русской народной мелодии школьники выполняют движения, стоя на месте или передвигаясь вперед маленькими шагами.) 1. Чайные чашки - повороты плечами, руки опущены вниз, ладони отогнуты под прямым углом. 2. Блюдца — двигаются аналогично, только их руки с отогнутыми ладонями выпрямлены в стороны. 3. Чайник - одна рука поднята вверх и развернута ладонью и сторону, вторая согнута в локте, ладонь на поясе. Повороты и разные стороны. Чайник - фигура важная, двигаться он должен медленно, с достоинством. IX. Понятие о колорите Теперь надо выбрать колорит вашего сервиза. Слово «колорит» в переводе с латинского языка означает «цвет», «окраска». В живописи колорит — это система подбора цветов для передачи нужного художественного образа. Зависит от подбора красок, которыми пользуется художник. - Какие цвета вы выберете для передачи летнего пейзажа? (В основном — зеленый, синий.) — Какие цвета вы выберете для передачи осеннего пейзажа? (Желтый, оранжевый, красный.) Для изображения лета также можно выбрать желтый цвет -это окраска солнышка, песка на пляже. Но в летнем пейзаже такой цвет присутствует не как основной, а как дополнительный. Подумайте, какой колорит понадобится для оформления вашего сервиза. X. Декоративное оформление Готовые предметы посуды надо сделать схожими не только по их форме и колориту, но и по декоративным деталям. Подумайте, как можно украсить ваши поделки, какие на них могут быть орнаменты. Имейте в виду, что в их украшении должны быть общие детали — какие на чайнике, такие и на чашке. Причем украшать можно не только бока этих предметов, но и их ручки. Не забудьте про блюдце - и оно должно стать красивым. Какой рисунок для украшения вы выберете? Это могут быть какие-то фигуры или узор в виде цветов. При выполнении отделки можно воспользоваться специальными заостренными палочками, которые называются стеки. Их можно изготовить из простой заостренной спички. С помощью такой спички удобно наносить украшения, выдавливая их на пластилине. Какую часть предмета легко украсить такими выдавливаниями? Например, края вокруг крышки у чайника и сделать похожую каемку по верху чашечки. Или, наоборот, украсить мелкими точками низ чайника и чашечки. Не забудьте и про блюдце — его тоже можно украсить такой техникой. Сделайте украшение сначала на одном каком-то предмете, затем, если у вас узор получится удачным, перенесите его на второй предмет. Как вы думаете, на чайнике узор может быть крупнее, чем на чашке? Ведь и сам этот предмет по объему немного больше. (Школьники выполняют декоративное оформление посуды.) XI. Продолжение практической работы Вспомните название предмета для чайного стола, который не входит в состав чайного сервиза. Без него раньше чайный стол не обходился. Отгадать название этого предмета вам помогут две загадки. (Педагог читает народные загадки, а школьники отгадывают.) Сверху дыра, снизу дыра, А внутри — огонь да вода. (Самовар.) Хочется попить чайку, Разогнать прочь хворь-тоску. Вот теперь раздуем жар, И запышет... (самовар). Какую замечательную посуду вы сегодня слепили. Сейчас эта работа будет продолжена - надо будет слепить еще некоторые пещи, без которых сервиз будет неполным. - Что же еще осталось? (Сахарница, кувшинчик для молока или сливок, вазочка для конфет.) Любой из этих предметов надо вылепить и оформить в едином с тиле с предыдущими компонентами сервиза. (Школьники продолжают работу.) XII. Физкультминутка Завершим танец предметов чайного сервиза. Сначала повторите прошлые движения, потом выучите новые. (Школьники под музыку повторяют выученные движения.) Теперь посмотрите танцевальные действия оставшихся предметов. 1. Сахарница - две руки, упертые в бока. Движения - маленькие приседания-пружинки. 2. Маленькие розетки для варенья - изображаются по образу чайных чашек, только при этом ребята слегка приседают, согнув колени. 3. Самовар - изображается раздвинутыми и закругленными, разомкнутыми руками. Этот персонаж прыгает на месте, попыхивая на ходу: «Пых, пых!» Вот как весело танцует наш чайный сервиз! XIII. Рефлексия - Как называется комплект посуды, оформленный в едином стиле? (Сервиз.) - Какие, помимо чайных, еще бывают сервизы? (Столовые.) - Когда используются столовые сервизы? (За обедами для первых и вторых блюд, закуски.) - Какие предметы входят в столовые сервизы? (Разные тарелки — глубокие, мелкие, пирожковые, закусочные; супницы, соусники, селедочницы, салатники.) - Как называется согласованность предметов друг с другом? (Гармония.) - Когда про предметы посуды говорят: «Они гармонично смотрятся друг с другом»? (Одинаково оформлены, похожи по форме.) - Что такое колорит? - Какой колорит является традиционным для посуды из Хохломы? - Какой цвет является основным для посуды из Гжели? А теперь сочиним синквейн на тему «Сервиз». (Школьники выполняют задание.) XIV. Уборка рабочего места, задание на следующий урок Ваш пластилин, который пока не нужен, надо убрать обратно в коробку. А уже готовые слепленные предметы осторожно положите в специальную упаковку — пакетик или коробочку. На следующий урок принесите бумагу, краски и принадлежности для работы с ними.

univerfiles.com

Урок ИЗО в 3 классе "Красота букетов из Жостова. Твоя посуда"

 

Цели: повторить технологию работы с пластилином; позна­комить с проектированием предметов по принципу стилевого единства; обсудить посуду разных форм и внешнего оформления; познакомить с понятиями «гармония», «колорит».

Вид деятельности: лепка из пластилина, изготовление посуды.

Планируемые результаты: школьники узнают предметы, вхо­дящие в состав чайного сервиза; дадут описание их внешнего вида; научатся создавать ансамбль предметов в их единстве.

Оборудование: образцы посуды разных видов и назначений, пластилин и принадлежности для работы с ним, готовые поделки для демонстрации, фотографии и рисунки с сервизами, оформ­ленными в единой форме.

Ключевые слова и понятия: сервиз, гармония, чайная пара, колорит.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Беседа по теме урока, работа с учебником

- Чем вы занимались на прошлом занятии?

- В чем заключается необычность дымковских игрушек? (В их разнообразии и в раскраске, для раскраски такой игрушки ис­пользуются яркие, сочные цвета — от красного до фиолето­вого.)

Да, в обычной одежде сочетание таких цветов покажется че­ресчур пестрым, но для украшения глиняной игрушки они смо­трятся очень нарядно.

Сегодня вы продолжите работу с пластилином, только в те­чение урока вам придется уже слепить несколько видов посуды, которые вместе составят целый чайный сервиз.

Откройте учебник, рассмотрите представленные там образцы посуды.

- Для чего предназначены сервизы, фотографии которых представлены на с. 18—19? (Для чая.)

- Что входит в состав чайных сервизов?

- Сколько чашек чаще всего входит в чайные сервизы?

- Чем, помимо краски, раскрашены представленные здесь сервизы? (Позолотой.)

- Из чего сделана посуда, фотография которой представлена на с. 22? (Из дерева.)

Деревянная посуда имеет свои особенности: например, в нее нельзя часто наливать воду, она может потрескаться, с нее быстро сходит рисунок, она расслаивается, и деревянная щепочка, отло­мившись от нее, может поранить кожу человека.

- Для чего же тогда предназначена такая посуда?

- Какие предметы здесь изображены и для чего предназначен каждый из них?

Хохломскую посуду часто использовали для других целей, по­мимо пищевых, например, вазочки - как подставки для искус­ственных цветов, флажков, карандашей; особые бочонки - для хранения меда.

- Какие предметы хохломской посуды использовали в ка­честве музыкальных инструментов? (Ложки.)

На с. 23 учебника представлена посуда из местечка под назва­нием Гжель. Здесь выбор предметов очень богатый. Рассмотрите фотографию и найдите предметы, которые я назову, и расскажите, но каким признакам вы их отыскали.

- В какой части фотографии - вверху или внизу - находится подставка для яиц? (Внизу слева.)

- Опишите, как она выглядит. По каким признакам вы поня­ли, что это именно так часть сервиза, которую я прошу най­ти? (Это тарелка с овальными углублениями для яиц, в центре тарелка украшена фигуркой птички.)

- Какая птица использована здесь для украшения и еще как ручка этой подставки? (Курочка.)

- Почему подставку для яиц украсили фигуркой птички-курочки? (Потому что яйца - продукт, который приносит курица.)

- Чьим продуктом — птицы или рыбы — является икра? (Рыбы.)

Верно. Для того чтобы икру выставлять на стол, используют специальный прибор, который называется икорница.

- Найдите на фотографии икорницу, расскажите, где она на­ходится и по каким приметам вы ее узнали. (Она находится справа, оформлена в виде рыбки.)

Верно, корпус и голова рыбки - крышка икорницы, а ее плав­ники — подставка.

- Что может храниться в посуде, крышка которой сделана в виде изображения кота? (Сливочное масло.)

- Как называется такой предмет? (Масленка.)

Позади масленки к стенке прислонена большая глубокая ми­ска с нарисованным петухом на ней — это тарелка для первого блюда, например, куриного супа. В центре фотографии - два чай-пика, большой и маленький. Большой - для кипятка, малень­кий — для заваривания в нем чая.

- Какие ручки у большого чайника? (В виде женских фигурок.) С другой стороны от большого чайника находится предмет, который не используется в качестве посуды, но на столах он рань­ше часто выставлялся. Это подсвечник. Посмотрите, от основного стержня в две противоположные стороны отходят круглые части — подставки под свечи.

- Почему подсвечники не делали в наборах хохломской посу­ды? (Хохломская посуда — изготавливалась из дерева, а дерево могло загореться от огня свечей.)

Откройте учебники, прочитайте, какую работу вы­полняет при изготовлении посуды каждый из братьев-Мастеров.

III. Постановка задачи урока. Знакомство с понятием «гармония»

Сегодня на уроке вашим заданием будет выполнение из пла­стилина предметов сервиза. Необходимо, чтобы сразу было видно, что все эти вещи из одного набора, или, как принято называть, из одного целого сервиза.

— Как вы думаете, что для этого требуется? (Выполнение всех вещей сервиза в едином стиле по форме и оформлению.)

Вы уже рассматривали образцы сервизов. Расскажите, по ка­ким приметам сразу видно, что эти предметы из одного комплек­та, почему их нельзя спутать с другими сервизами.

- Как отличаются сервизы по форме? (У одного сервиза все предметы округлые, у другого — волнистые края изделий.)

Сервизы могут объединяться формой ручек, подставками под предметы. Бывают даже сервизы, где все предметы стоят на столе не донышками, а специально сделанными лапками-подставками в виде маленьких ножек.

- Как отличаются сервизы по своему оформлению? (Одни рас­крашены узорами в виде цветов, другие оформлены простой декоративной расцветкой, отдельными деталями, позолотой.)

Форма посуды согласована с оформлением. Если чашеч­ки сервиза напоминают цветы с волнистыми краями, то и в его оформлении присутствуют цветочные детали. Такая согласован­ность формы посуды и ее декоративных украшений называется словом «гармония». Запомните, слово «гармония» означает «со­гласованность», «согласие». Когда какие-то предметы хорошо подходят друг к другу, то про них можно сказать, что они друг с другом гармонируют.

IV. Работа в тетради

Откройте тетради, запишите тему урока: «Посуда у тебя дома». Запишите также определение слова «гармония».

Гармония — это согласованность, согласие разных компонен­тов в едином стиле.

В сервиз входит достаточно много видов разной посуды. По­вторите предметы, которые входят в чайный сервиз. (Чайники, чашки, блюдца, сахарница, сливочник, вазочка-конфетница.)

— Как вы думаете, является ли чайная ложка предметом чай­ного сервиза? Ведь она тоже часто используется во время чаепития. (Если такая ложка выполнена из металла, то она не входит в сервиз.)

Но бывают ложки, изготовленные из того же материала, что и все остальные предметы сервиза, например, из фарфора. Да еще ее и расписывают, как все остальные предметы, тем же узором. Тогда такую ложку можно считать частью сервиза.

V. Изготовление формового задела. Подготовка к практической работе

Вы уже убедились в том, как много предметов входит в состав чайного сервиза. Поэтому договоримся сначала сделать лишь не­сколько вещей. Зато в них вы должны сразу же четко обозначить две самых важных особенности — общую форму всех предметов, их цве­товое решение. А когда первые предметы будут вылеплены, то надо будет придумать и общие детали для их декоративного оформления.

Заданием на начало урока станет лепка самого крупного предмета — чайника и чашки с блюдцем. Обычно чашек в сер­визе бывает много - от 6 до 12. Но вы слепите сегодня образец, на который сами впоследствии будете равняться, изготавливая псе остальные чашки.

Первая задача - выбор формы изделий. При этом можно ру­ководствоваться образцами, представленными в учебнике. А еще лучше, если вы придумаете свою форму для сервиза. Подумайте и решите этот вопрос каждый самостоятельно.

Все предметы придется лепить из пластилина одного цвета. Поэтому посмотрите на ваши запасы и определите, пластилина какого цвета у вас больше всего. Хватит ли этого цвета для все­го сервиза? Если одного какого-то цвета мало, то вам придется лепить посуду, скомбинированную из двух цветов. Допустим, нижняя часть каждой вещи будет одного цвета, а верхняя - дру­гого. Важно, чтобы цвета сочетались между собой и находились и гармонии.

VI. Начало практической работы. «Чайная пара»

С лепки какого предмета можно начать эту работу? Поможет нам такая подсказка. Когда накрывают стол к чаю, то первые предметы, которые на нем расставляют, это чашки.

- Как вы думаете, почему? (Ответы школьников.)

А потом уже вносят и расставляют на столе все остальные принадлежности для чаепития. Поэтому и нашу лепку мы начнем с изготовления чашки.  

Итак, вы уже определились с главными моментами — выяснили, какого цвета (или цветов) пластилин вам понадобится и какой формы будут ваши поделки. И еще нужен третий параметр - величина предмета. Возьмите кусочек пластилина, подходящий но объему вашей будущей чашке, слегка разомните его в руках и скатайте в комок. Из такой заготовки надо смастерить чашку.

Придайте пластилину выбранную форму. При этом чашку мож­но поставить на картонку для лепки. После того как ваша чашка внешне приобрела ту форму, которая нам нужна, сверху в ней надо проделать углубление. Его можно просто продавить пальцем. По­сле этого еще раз проверьте форму чашки - возможно, что она немного изменилась из-за появления углубления. Выровняйте ее края. Какой будет ручка у вашей чашки? Подумайте, ведь ее мож­но сделать не только простой полубараночкой, а украсить какими-нибудь завитушками. Только учтите, что тогда подобные ручки надо будет сделать и для всех остальных принадлежностей сервиза.

Будет ли у вашей чашки блюдечко? Ведь бывают сервизы, в которых блюдца отсутствуют. Договоримся, чтобы у ваших ча­шек блюдца были. Для того чтобы изготовить блюдце, скатайте кусочек пластилина в шарик, расплющьте его в тонкую лепеш­ку и поднимите у нее края вверх. Посмотрите, нельзя ли сделать так, чтобы даже блюдце по своей форме гармонировало с чашкой. Например, если у чашки волнистые края, то и у блюдечка тоже можно краешки сделать слегка волнистыми.

Чашка и блюдце носят в обиходе название «чайная пара». Зна­чит, первую такую чайную пару вы уже изготовили. Можно ее пока установить на краю вашей картонки для лепки или на время вообще переставить в другое место. Теперь займемся другой по­делкой, а потом вернемся к чайной паре вновь.

VII. Продолжение практической работы

Вторая поделка из сервиза - командир всех блюдец и чашек, про него так и говорят — «над чашками начальник». Кто же это? Верно, это чайник.

По сравнению с чашкой этот предмет крупнее. Поэтому и пла­стилина для него потребуется больше. А технология изготовления чайника похожа на ту, которую вы уже освоили, выполняя чашку.

Сначала лепится его основная внешняя форма — круглая, ко­нусовидная или просто в виде цилиндра. Потом в форме делается углубление, и будущий чайник подравнивается с боков и сверху. Какие детали мы должны сделать для него? Первая деталь — это ручка. Обратите внимание на то, что она должна иметь сходство с ручкой чашки. А можно ее вылепить и интереснее, богаче укра­шенной. Ведь чайник - центр чайного стола, поэтому ему разреше­но выглядеть наряднее. Прикрепите ручку с одного бока чайника. Обратите внимание на то, что ручка не должна быть тонкой. Ведь она должна выдерживать вес чайника, за нее чайник поднимают.

Какие еще детали следует вылепить для чайника? Это носик и крышечка. Носик прикрепляется с противоположной стороны от ручки. Эта деталь тоже не должна получиться узкой, ведь под­разумевается, что через носик из чайника наливают чай.

Последняя деталь - крышка. Тот, кто делает сервиз из пластилина разных цветов, может выбрать для нее любой цвет. Крышку лепят из шарика, слегка приплюснув его в лепешечку. Завершить крышку надо сверху маленьким шариком.

После того как вы закончите изготовление чайника со всеми деталями, поставьте эту поделку рядом с чайной парой. Обратите внимание, есть ли сходство в облике чашки и чайника. Получи­лись ли они похожими между собой по своей форме? На следую­щем этапе работы мы это сходство усилим с помощью декоратив­ных деталей оформления.

VIII. Физкультминутка

Мы с вами попробуем исполнить движения, которые мог бы сочинить постановщик, который долго рассматривал нарядный чайный сервиз. Только что вы вспоминали, как выглядит празд­ничный стол, покрытый нарядной скатертью, уставленный кра­сивой посудой с различным угощением, и какие предметы входят и чайный сервиз. Вы все хорошо знаете названия предметов для чаепития. Сейчас попробуем изобразить каждый из них жестами. А поможет нам в этом плясовая музыка.

(Под аудиозапись произвольной плясовой русской народной мелодии школьники выполняют движения, стоя на месте или пе­редвигаясь вперед маленькими шагами.)

1. Чайные чашки - повороты плечами, руки опущены вниз, ладони отогнуты под прямым углом.

2. Блюдца — двигаются аналогично, только их руки с отогну­тыми ладонями выпрямлены в стороны.

3. Чайник - одна рука поднята вверх и развернута ладонью и сторону, вторая согнута в локте, ладонь на поясе. Повороты и разные стороны. Чайник - фигура важная, двигаться он должен медленно, с достоинством.

IX. Понятие о колорите

Теперь надо выбрать колорит вашего сервиза. Слово «коло­рит» в переводе с латинского языка означает «цвет», «окраска». В живописи колорит — это система подбора цветов для передачи нужного художественного образа. Зависит от подбора красок, ко­торыми пользуется художник.

- Какие цвета вы выберете для передачи летнего пейзажа? (В основном — зеленый, синий.)

— Какие цвета вы выберете для передачи осеннего пейзажа? (Желтый, оранжевый, красный.)

Для изображения лета также можно выбрать желтый цвет -это окраска солнышка, песка на пляже. Но в летнем пейзаже такой цвет присутствует не как основной, а как дополнительный.

Подумайте, какой колорит понадобится для оформления ва­шего сервиза.

X. Декоративное оформление

Готовые предметы посуды надо сделать схожими не только по их форме и колориту, но и по декоративным деталям. Подумай­те, как можно украсить ваши поделки, какие на них могут быть ор­наменты. Имейте в виду, что в их украшении должны быть общие детали — какие на чайнике, такие и на чашке. Причем украшать можно не только бока этих предметов, но и их ручки. Не забудьте про блюдце - и оно должно стать красивым.

Какой рисунок для украшения вы выберете? Это могут быть какие-то фигуры или узор в виде цветов.

При выполнении отделки можно воспользоваться специ­альными заостренными палочками, которые называются стеки. Их можно изготовить из простой заостренной спички. С помощью такой спички удобно наносить украшения, выдавливая их на пла­стилине. Какую часть предмета легко украсить такими выдавлива­ниями? Например, края вокруг крышки у чайника и сделать похо­жую каемку по верху чашечки. Или, наоборот, украсить мелкими точками низ чайника и чашечки. Не забудьте и про блюдце — его тоже можно украсить такой техникой.

Сделайте украшение сначала на одном каком-то предмете, за­тем, если у вас узор получится удачным, перенесите его на второй предмет. Как вы думаете, на чайнике узор может быть крупнее, чем на чашке? Ведь и сам этот предмет по объему немного больше.

(Школьники выполняют декоративное оформление посуды.)

XI. Продолжение практической работы

Вспомните название предмета для чайного стола, который не входит в состав чайного сервиза. Без него раньше чайный стол не обходился. Отгадать название этого предмета вам помогут две загадки.

(Педагог читает народные загадки, а школьники отгадывают.)

Сверху дыра, снизу дыра,

А внутри — огонь да вода. (Самовар.)

Хочется попить чайку,

Разогнать прочь хворь-тоску.

Вот теперь раздуем жар,

И запышет... (самовар).

Какую замечательную посуду вы сегодня слепили. Сейчас эта работа будет продолжена - надо будет слепить еще некоторые пещи, без которых сервиз будет неполным.

- Что же еще осталось? (Сахарница, кувшинчик для молока или сливок, вазочка для конфет.)

Любой из этих предметов надо вылепить и оформить в едином с тиле с предыдущими компонентами сервиза. (Школьники продолжают работу.)

XII. Физкультминутка

Завершим танец предметов чайного сервиза. Сначала повто­рите прошлые движения, потом выучите новые.

(Школьники под музыку повторяют выученные движения.) Теперь посмотрите танцевальные действия оставшихся пред­метов.

1. Сахарница - две руки, упертые в бока. Движения - малень­кие приседания-пружинки.

2. Маленькие розетки для варенья - изображаются по образу чайных чашек, только при этом ребята слегка приседают, согнув колени.

3. Самовар - изображается раздвинутыми и закругленными, разомкнутыми руками. Этот персонаж прыгает на месте, попы­хивая на ходу: «Пых, пых!»

Вот как весело танцует наш чайный сервиз!

XIII. Рефлексия

- Как называется комплект посуды, оформленный в едином стиле? (Сервиз.)

- Какие, помимо чайных, еще бывают сервизы? (Столовые.)

- Когда используются столовые сервизы? (За обедами для пер­вых и вторых блюд, закуски.)

- Какие предметы входят в столовые сервизы? (Разные та­релки — глубокие, мелкие, пирожковые, закусочные; супницы, соусники, селедочницы, салатники.)

- Как называется согласованность предметов друг с другом? (Гармония.)

- Когда про предметы посуды говорят: «Они гармонично смотрятся друг с другом»? (Одинаково оформлены, похожи по форме.)

- Что такое колорит?

- Какой колорит является традиционным для посуды из Хо­хломы?

- Какой цвет является основным для посуды из Гжели?

А теперь сочиним синквейн на тему «Сервиз». (Школьники выполняют задание.)

XIV. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Ваш пластилин, который пока не нужен, надо убрать обратно в коробку. А уже готовые слепленные предметы осторожно поло­жите в специальную упаковку — пакетик или коробочку.

На следующий урок принесите бумагу, краски и принадлеж­ности для работы с ними.

utinye-uroki.ru


Смотрите также