Рабочая программа кружка "Умелые руки" (лепка) по внеурочной деятельности. Кружок по лепке и рисованию


Перспективный план работы кружка «Волшебные пальчики» (лепка из пластилина)

Кружок волшебные пальчикиПояснительная записка

Актуальность

Результаты наблюдений за детьми и диагностики в младшей группе показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи — застегивать — расстегивать  застежки – молнии и липучки на  одежде, не говоря о пуговицах.  Поэтому я решила углубленно работать в этом направлении. Материалом для работы выбрала пластилин, и вот почему.

Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.

Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

Создание программы дополнительного образования «Волшебные пальчики» обосновано отсутствием в примерной общеобразовательной  программе дошкольного образования «Детство» аппликации из пластилина и пластилинографии в средней группе детского сада.

Программа «Волшебные пальчики» соответствует принципу развивающего образования и разработана на основе:

  • Опыта работы Шкицкой И.О. по теме «Аппликации из пластилина»
  • Авторской программы  Лыковой И.А «Цветные ладошки»
  • Изобразительной методики О.Ю.Тихомировой, Г.А.Лебедевой «Пластилиновая картина»

Программа «Волшебные пальчики» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познание», «Социально — коммуникативная», «Речевая», «Художественно – эстетическое развитие».

Педагогические задачи:

1. Разработать перспективный план работы кружка «Волшебные пальчики» с детьми 4-5 лет на 2014 – 2015 учебный год

2.     Развивать посредством  работы с пластилином мелкую моторику кистей рук

3.     Способствовать художественно – творческому развитию детей среднего дошкольного возраста

4.     Провести анализ эффективности проделанной работы

 Цель программы:

1. Заинтересовать детей лепкой из жгутов и жгутиков и созданием пластилиновых картин/

2.  Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, художественно — творческих способностей у дошкольников

Настоящая программа основывается на дидактических принципах:

  • наглядности;
  • доступности;
  • последовательности и постепенности;
  • активности;
  • систематичности;
  • научности и достоверности;
  • сознательности.

Задачи программы:

Обучающие

  • Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной  конструктивной деятельности с пластилином.
  • Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

Развивающие

  • Развивать  познавательную активность, творческое  мышление, воображение, фантазию.
  • Развитие пространственного представления и цветового восприятия.
  • Развивать мелкую моторику кистей рук.
  • Развитие связной речи.

Воспитательные

  • Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
  • Воспитывать бережное отношение к продукту труда.
  • Воспитывать трудолюбие и старание.
  • Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
  • Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
  • Формировать навыки сотрудничества.

Материал занятий  представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые  работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.

Педагогические средства, используемые в работе

Методы и приемы работы:

  • экспериментирование с изобразительными материалами;
  • создание и решение проблемных ситуаций;
  • игровые приемы;
  • рассматривание и обсуждение;
  • показ технических приемов;
  • пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;
  • использование сюрпризных моментов;
  • использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности.

Формы работы с детьми:

  • самостоятельная деятельность;
  • совместная  деятельность воспитателя и детей.

Формы организации:

  • подгрупповая
  • индивидуальная
  • парная

Предполагаемый результат обучения:

  • У детей стойкий интерес  к лепке из пластилина, как во время занятий, так и в свободное время.
  • Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.
  • Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание.
  • Лепят работы разными способами: пластическим, комбинированным.
  • Рассказывают о последовательности выполнения своей работы.
  • Радуются полученному результату.
  • Повысился уровень развития мелкой моторики рук.
  • Увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи.

График работы кружка

Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение 20 минут

Возраст детей: 4- 5 лет (средняя группа)

Работа кружка рассчитана на один учебный год

Направленность кружковой работы и программы – художественно-эстетическое развитие детей.

Диагностика развития умений у детей, посещающих кружок «Волшебные пальчики»

Перспективный план ср гр кружок

Низкий уровень. Ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.

Средний уровень. Ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает пластилин, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.

Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно лепит все основные фигуры, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью или консультацией к воспитателю.

Диагностика развития мелкой моторики рук

Перспективный план ср гр кружок

Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с помощью воспитателя.

Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью воспитателя.

Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно.

Список литературы

1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др.- СПб,: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.

2.     Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.- М.: «Карапуз», 2010.- 144 с. вкл, переиздание дораб. и доп.

3.  Аппликации из пластилина/ Шкицкая И.О.- Изд. 7-е, испр.- Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с., Ил.- ( Город мастеров)

4.  «Библиотека воспитателя» О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.- 53 с., Ил.

Перспективный план работы кружка

План работы кружка пластилиновые заплатки Мдоу кружок лепки план работы Лепка из пластилина актуальность Кружок по лепке для дошкольников Перспективный план ср гр кружок

Автор: Шмырова Елена Геннадиевна, воспитатель высшей квалификационной категории муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №320 города Волгограда, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

planetadetstva.net

Рабочая программа кружка "Умелые руки" (лепка) по внеурочной деятельности

п/п

Дата

Количество часов

Тема

Развиваемые

способности

Планируемые результаты

Личностные УУД

Метапредметные УУД

1 четверть (18 часов)

Вводный блок (10 часов)

1

2

01.09

01.09

2

Инструменты и материалы. Знакомство с правилами техники безопасности. Материал — пластилин.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе с инструкциями.

3

4

5

6

08.09

08.09

15.09

15.09

4

Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра.

Изделие «Неваляшка».

Изделие-пирамидка.

Развитие концентрации внимания.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

Умение осознанно пользоваться инструментом, инструкциями. Умение осознанно пользоваться инструментом, инструкциями. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе с инструментом и материалом.

7

8

9

10

22.09

22.09

29.09

29.09

4

Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра.

Изделия «Апельсин» и «Лимон»

Изделия «Вишня» и «Виноград»

Тренировка внимания. Развитие мышления, пространственного воображения

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом. Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах.

Пластилин и пуговицы ( 16 часов)

11

12

13

14

15

16

06.10

06.10

13.10

13.10

20.10

20.10

6

Выполнение изделий простых объемных форм с использованием пуговиц разных диаметров и форм.

Изделие «Паровоз»

Изделие «Вагончики»

Изделие «Свинка»

Изделие «Поросята»

Изделие «Божья коровка»

Изделие «Сова»

Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.

17

18

27.10

27.10

2

Выполнение изделий простых объемных форм с использованием пуговиц разных диаметров и форм.

Изделие «Гусеница»

Изделие «Веточка для гусеницы»

Умение подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.

Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом

2 четверть (14 часов)

19

2021

22

10.11

10.1117.11

17.11

4

Выполнение изделий простых объемных форм с использованием пуговиц разных диаметров и форм.

Изделие «Лягушка»

Изделие «Рыбка»

Изделие «Динозавр»

Изделие «Бронтозаврик»

Умение подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.

Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом

23

242526

24.11

24.11

01.12

01.12

4

Выполнение изделий простых объемных форм с использованием пуговиц разных диаметров и форм.

Изделие «Бабочка»

Изделие по своему выбору.

Умение подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции.

Формирование умения выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом

Пластилин и кожа крокодила (10 часов)

27

28

29

30

08.12

08.12

15.12

15.12

4

Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием скрепок, застёжки-молнии, шурупа, гайки, трубочки для коктейля и т.п.

Изделие «Рыбка»

Изделие «Крокодил»

Изделие «Ящерица»

Изделие «Черепаха»

Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми

Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

3132

22.12

22.12

2

Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием скрепок, застёжки-молнии, шурупа, гайки, трубочки для коктейля и т.п.

Изделие «Ананас»

Изделие «Осьминог»

Совершенствование воображения.

Действие по образцу.

Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений)

Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

3 четверть (16 часов)

33

34

12.01

12.01

2

Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием скрепок, застёжки-молнии, шурупа, гайки, трубочки для коктейля и т.п.

Изделие «Броненосец»

Изделие «Морская звезда»

Совершенствование воображения.

Действие по образцу.

Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений)

Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

35

36

19.01

19.01

2

Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием скрепок, застёжки-молнии, шурупа, гайки, трубочки для коктейля и т.п.

Изделие «Самолёт»

Изделие по своему выбору.

Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми

Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.

Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию.

Пластилин и чесночная давилка (12 часов)

37

38

39

40

26.01

26.01

02.02

02.02

4

Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием чесночной давилки

Изделие «Лев»

Изделие «Ослик»

Изделие «Кит»

Изделие «Страус»

Совершенствование воображения.

Действие по образцу

Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений)

Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.

Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и

его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

41

42

43

44

16.02

16.02

02.03

02.03

4

Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием чесночной давилки

Изделие «Птичка»

Изделие «Гнездо»

Изделие «Мамонт»

Изделие «Рыбка»

Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

45

46

47

48

09.03

09.03

16.03

16.03

4

Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием чесночной давилки

Изделие «Улитка»

Изделие «Баран»

Изделие по своему выбору

Полнота наблюдения - исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной задачей.

Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений).

Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.

Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий

Умение адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии.

4 четверть (16 часов)

Пластилин и палочки (16 часов)

49

50

51

52

30.03

30.03

06.04

06.04

4

Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием деревянных палочек, зубочисток.

Изделие «Кактус»

Изделие «Ёжик»

Изделие «Павлин»

Изделие «Паучок»

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитического мышления.

Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений)

Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.

Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий

Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

53

54

55

56

13.04

13.04

20.04

20.04

4

Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием деревянных палочек, зубочисток.

Изделие «Стрекоза»

Изделие «Аист»

Изделие «Дикобраз»

Изделие «Жираф»

Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.

Развитие саморегуляциир как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию

57

58

27.04

27.04

2

Проект «Птичий двор»

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитического мышления

Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений)

Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.

Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий

Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

59

60

04.05

04.05

2

Проект «Море»

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров.

Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»

Уметь анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков

Формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и уступать, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и

его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

61

62

11.05

11.05

2

Проект «Картина из пластилина»

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Формирование предпочтения классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил

Формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества ориентация на партнёра по общению

Умение адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии.

Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию

63

64

18.05

18.05

2

Посещение выставки прикладного творчества.

Полнота наблюдения - исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной задачей.

Формирование предпочтения классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

Структурирование знаний при выработке умения читать задание, работать с учебной литературой

Умение понимать возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору. Умение адекватно принимать задачу, данную в определённом условии, формировать умение самопроверки по образцу

infourok.ru

рисования, аппликации, лепки) для детей старшего дошкольного возраста.

Рабочая программа кружка «Творчество и красота» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки) для детей старшего дошкольного возраста.Рабочая программа кружка «Творчество и красота» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки) для детей старшего дошкольного возраста.

Бюджетное образовательное учреждение г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 161» Зарубина Наталья Вячеславовна Воспитатель

Омск 2016г.

Я чувствую- я представляю- я воображаю- я творю.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Изобразительное творчество- специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенка. Способность к творчеству- отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.

Скачать конспект

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве- залог будущих успехов. Желание творить- внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развивать способности, которые помогут ему стать личностью.

Детская художественная одаренность- распространенное явление, практически всегда возникающее в благоприятной среде обучения и общения.

В своей работе я решила обратиться к нетрадиционным художественным техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству. В способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жесткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая способность и подлинная радость. Результата обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную технику, если применяется на основе традиционных материалов. Можно изобретать свои способности и техники из того, что под рукой. А можно освоить новые материалы.

В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Разнообразие способов рисования, аппликации и лепки необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности формировать у ребят такие качества: самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие самореализовываться в различных видах и формах художественно творческой деятельности; снижать закомплексованность, скованность. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

1. 2 Цель программы.

Развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник;

Формирование художественного мышления и нравственных черт личности, эмоциональной отзывчивости к прекрасному.

1. 3 Задачи программы.

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

Образовательные:

  • Знакомить с техническими приемами и способами изображения с использованием различных изобразительных материалов.
  • Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.
  • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

Развивающие:

  • Развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность, желание экспериментировать.
  • Развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

1. 4 Межпредметные связи по разделам:

  1. «Развитие речи». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок, стихотворений. Выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
  2. «Ознакомление с окружающим миром». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
  3. «Сенсорное воспитание». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, развивается мелкая моторика рук.
  4. «Музыкальное воспитание». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
  5. «Физическое воспитание». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
  6. 5 Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.

В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего художественно-эстетического развития ребенка. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

От 5 до 6 лет

В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить узкие и широкие линии (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных тонов и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

От 6 до 7 лет

В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью по «сырому» и «сухому», использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения. В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков. Используя в аппликации природный материал, дошкольники создают фигурки людей, животных, героев литературных произведений. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше. Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна. Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, «другие люди» и «я сам», к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru


Смотрите также