МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА По дисциплине: «Рисование и лепка». На тему: «Рисование с натуры овощей и фруктов». Лепка и рисование с натуры


«Рисование с натуры овощей и фруктов».

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

ГПОУ «Донецкий профессиональный лицей коммунального хозяйства»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По дисциплине: «Рисование и лепка».

На тему: «Рисование с натуры овощей и фруктов».

Разработчик:

Преподаватель Шаталова В.Н.

Донецк 2016г.

Рисование и лепка.

Рисование с натуры овощей и фруктов.

В результате трудовой деятельности и общения с природой, в людях пробудились эстетические чувства, способствовавшие формированию творческих способностей, которые, в свою очередь, научили человека творить по «законам красоты» и вызвали к жизни особую форму общественного сознания – искусство. Слово «искусство» в широком, распространенном смысле означает умелое, искусное выполнение всякого дела. В специфическом значении – это творческая деятельность, в результате которой создается художественный образ, концентрирующий в себе типичные стороны действительности. Развитие творческих способностей – неотъемлемая задача при подготовке поваров и кондитеров.

Поварское и кулинарное искусство требует развитого эстетического чувства и художественного вкуса. Для декоративно-художественного оформления таких кондитерских изделий, как торты, пирожные, а также холодные и горячие закуски, десерт, необходимы определенные знания и практические умения в области изобразительной грамоты. Навыки грамотного рисования и лепки нужны повару и кондитеру для решения творческих задач в его производственной деятельности. Этими задачами являются художественное мышление и образное представление.

Систематической, целостной работой в изучении курса «Рисование и лепка», можно воспитать у учащихся потребность именно в таком творческом труде. Учебник «Рисование и лепка» предназначен для подготовки учащихся начального профессионального образования по профессии «Повар, кондитер». Содержание и дидактические единицы учебника разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом и типовой программой по дисциплине «Рисование и лепка». Тесты для самопроверки, данные в приложении к учебнику, помогут учащимся в самоконтроле знаний по рисунку, а примерный план занятия сориентирует начинающего педагога в организации и подаче учебного материала. Изучение основ рисунка и лепки строится на принципах реалистического изображения, системности и последовательности. Переключение внимания от целого к деталям и от деталей к целому – необходимое условие отношения к изобразительному искусству.

Формирование у учащихся знаний и умений в области основ рисунка и лепки с акцентом на деятельность поваров и кондитеров. Предусматриваются различные виды самостоятельной работы учащихся: графические упражнения, упражнения в цвете, рисование по образцу, рисование с натуры, рисование по памяти и воображению, эскизная разработка тематических композиций, лепка, изготовление макетов тортов по эскизам. Начиная с самых первых занятий по рисунку, учащиеся, не имеющие, как правило, почти никаких навыков грамотного рисования, сталкиваются с разнообразными трудностями. Предлагаемый учебник посвящен именно вопросу, как воспользоваться первоначальными способами изображения на плоскости, чтобы дальше перейти к успешному решению других задач рисования и лепки. Учитывая, что учебным планом не предусмотрено достаточное количество аудиторных занятий на полноценное освоение курса, предполагается изучение учащимися отдельных тем в рамках дополнительных факультативных или внеклассных занятий, а также самостоятельно. Его цель – ознакомить с системой первоначальной художественной подготовки, дать метод, который станет фундаментом на пути постижения профессионального мастерства.

Рисование и лепка – один из профилирующих предметов в профессиональной подготовке поваров и кондитеров. Цель и задачи рисунка. При подготовке специалистов по бытовым профессиям в системе начального профессионального образования значительное место занимает изобразительная деятельность. Она позволяет осуществить такие важнейшие требования современности, как единство обучения и воспитания, комплексный подход к развитию творческих способностей личности. Изобразительная деятельность совершенствует органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать; воспитывает волевые качества, художественный вкус, воображение; знакомит с особенностями художественного языка, развивает эстетическое чувство необходимое для более разностороннего понимания будущей профессии и реализации собственного личностного потенциала. Овладение языком изобразительного искусства – сложная задача, основанная на соблюдении важнейших условий.

Главным из этих условий является систематическое и последовательное изучение следующих основ изобразительной грамоты: перспектива; линейно-конструктивное построение формы предметов; пропорции; законы светотени; цветоведение; композиция. Еще на заре человеческой цивилизации, с первобытной культуры, люди учились выражать свои мысли и чувства с помощью первых изображений – наскальных рисунков. В настоящее время изобразительные навыки необходимы представителям многих профессий как способы познания мира, выражения творческих мыслей и авторских идей. Один из философов Древнего мира сказал, что самый плохой рисунок рассказывает о предмете гораздо больше самых лучших слов. Сегодня мы не представляем себе книг без иллюстраций, улиц – без красочной рекламы и плакатов, интерьер помещений – без декоративных и изобразительных украшений. Изобразительные навыки важны и для педагога, который должен уметь изображать на доске, чтобы доходчиво донести до учащихся свою мысль. Идея инженера, воплощенная в сделанном наброске, становится зафиксированной формой будущей конструкции или сооружения.

Изобразительными навыками должен владеть и будущий повар, и кондитер. Его предстоящая трудовая деятельность связана с умением украсить изделие кулинарного и кондитерского искусства – холодные и горячие закуски, торты, пирожные, оригинальный десерт и др. Для этого необходим художественный вкус, авторский почерк, знания в области основ изобразительного искусства и композиции, навыки практического рисования. Такой специалист разрабатывает композиционную идею украшения изделия как определенную конечную организацию всей формы продукта. Эта способность связана с умением изображать.

Средства композиции и рисунка позволяют сочинить самые невероятные и фантастические образы. Гибкость способов и форм выражения и сочинения видимых объектов делает рисование основой раз- вития творческого воображения и фантазии, необходимым будущим поварам и кондитерам. Овладение простейшими навыками рисунка как основы реалистического изображения окружающей нас действительности является начальным этапом подготовки. Чтобы научиться выразительно и правильно изображать формы предметов на плоскости, необходимо хорошо усвоить изобразительную грамоту и применять ее на практике – рисовать с натуры, а также по памяти и представлению. Изобразительная грамота подразумевает совокупность знаний и навыков, полученных в результате изучения основных положений изобразительного искусства. Она предполагает знания законов и правил изобразительного языка в сочетании с навыками пользоваться ими.

Изучение основ рисунка и лепки – это решение взаимосвязанных задач: развитие зрительного восприятия, наблюдательности, умение сравнивать между собой предметы и явления, определять сходство и различие, выделять предметы по форме, цвету, фактуре, осознавать и понимать увиденное. Занятия по рисунку должны приучить к строгому вниманию, рассуждению, точному анализу формы предметов. На занятиях по рисунку и лепке будущий повар должен получить знания и умения построения рисунка линейно-конструктивным способом, ведения светотеневого рисунка, научиться работать кистью и красками, смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков, понимать гармонию цветов, а также приобрести навыки передачи объема средствами лепки.

Большое внимание на занятиях уделяется художественной графике, основу которой составляет рисунок. Графика подразумевает лаконизм решения, отказ от всего лишнего, техническую простоту исполнения. Занятия строятся в строгой последовательности – от простого черно-белого решения до цветной графики с использованием разнообразных приемов изображения. Понять и осмыслить орнаментальное графическое решение композиции кулинарных изделий поможет предварительное рисование с натуры тортов и пирожных. Данный курс ставит своей целью приобретения учащимися профессиональных знаний, умений и навыков, овладение ведущим элементом любого творческого изображения – композицией. В этом плане, очень показательны слова выдающегося русского художника И.Е. Репина: «Глубокая идея становится внушительной только в совершен- ной форме. Только благодаря форме она возвышается до великого назначения…».

Натюрморты из фруктов и овощей выполнила преподаватель Шаталова Валентина Николаевна.

hello_html_m75f29008.jpg

hello_html_3e3398ba.jpg

hello_html_7bb8d97f.jpg

hello_html_6f21ec0c.jpg

hello_html_m63effe30.jpg

infourok.ru

Роль натуры в обучении детей старшей (подготовительной) группы рисованию и лепке

ГОУ СПО

«Шарьинский педагогический колледж Костромской области»

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Роль натуры в обучении детей старшей (подготовительной) группы рисованию и лепке».

Студентки группы

дошкольного отделения Малышевой Ю.Б.

План

ВВЕДЕНИЕ

1. Специфика восприятия дошкольниками формы, величины, цвета предметов, их пространственного расположения

2. Наблюдение натуры - важный метод обучения детей дошкольного возраста основам реалистического изображения предметов

3. Характер натуры для занятий рисованием и лепкой

4. Методика занятий с использованием натуры

5. Анализ проведённой работы

Заключение

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.

Большие возможности включает в себе изобразительная деятельность, а прежде всего рисование и лепка.

Цель: Определить значение рисования, лепки с натуры в формировании навыков реалистического изображения предметов, разработать методику проведения занятий рисованием (лепкой) с использованием натуры.

1. Специфика восприятия дошкольниками формы, величины, цвета предметов, их пространственного расположения

Изобразительная деятельность - это специфическое, образное познание действительности. Поэтому она имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Создание изображения ставит перед ребёнком ряд задач, без решения которых процесс рисования, лепки не может быть успешным. Так, для того чтобы изобразить окружающее ребёнка (дом, машину, человека и др.), ему надо иметь отчётливые представления о том, что изображается, надо внимательно рассмотреть предмет, увидеть его основные части, их расположение, величину, цвет, уметь выделить общее и различное в разных предметах. Это требует умения проводить простой анализ предмета, сравнение его частей и разных предметов между собой, делать нужные обобщения, синтез (объединение предметов по сходству формы, строения, цвета). Известно, что сам ребёнок без целенаправленного руководства взрослого процессом анализа овладеть не может.

Рисование, лепка, аппликация детей также являются специфическим средством познания и отражения предметов и явлений реального мира. Но прежде чем появиться на бумаге, в плане, образы складываются в сознании ребёнка в процессе непосредственного чувственного познания - восприятия.

Изобразительная деятельность для своего успешного осуществления требует не просто восприятия предметов, а выявления и фиксирования их свойств: формы, её особенностей, величины, пропорций предметов, их цвета, характерных деталей. Это учит детей внимательно всматриваться в окружающую их жизнь.

Изобразительная деятельность способствует развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно образующийся запас знаний и представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков, цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин, цветов, разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, клюёт зёрнышки, рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).

Задача изобразить тот или иной предмет, явление, поставленная перед ребёнком им самим или педагогом, активизирует его представления, заставляет по-новому их осмыслять.

2. Наблюдение натуры - важный метод обучения детей дошкольного возраста основам реалистического изображения предметов

Рисование способствует обогащению восприятия, представлений, памяти детей новыми образами, которые при изображении уточняются, обогащаются. Сформировавшиеся представления в процессе их воссоздания дополняются новыми чертами. Увеличивается в целом запас знаний об окружающей жизни.

По сходству формы предметы окружающего мира можно объединить в несколько групп (предметы округлой формы, прямоугольной и т.д.). На основе этого сходства возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Дети усваивают обобщённые способы изображения (например, предметы круглой формы ягодки, орешки, шарики лепятся путём раскатывания глины между ладонями кругообразными движениями), что способствует их умственному развитию.

3. Характер натуры для занятия рисованием и лепкой

Приступая к работе с натуры, прежде всего, нужно понаблюдать окружающее и выбрать подходящий предмет. При этом нужно руководствоваться эстетической ценностью вещей, отбирая предметы выразительные, но простые по форме конструкции, чтобы было легче изучить их строение и пропорции. Надо внимательно относиться и к цвету натуры. Сложные цветовые переходы труднее передать. Поэтому отбирать следует предметы, окрашенные в локальные цвета: красный мак с чёрной серединкой, белая ромашка, лиловый колокольчик. Кажущаяся простота формы и цвета не означает отсутствия красоты. Предмет должен нравиться, вызывать эстетическое чувство, желание рисовать его. Лучше взять для рисования полевую ромашку, чем розы и георгины со сложными соцветиями. Выразительность рисунка не определяется эффективностью предмета. Хорошо выполненный рисунок ромашки выглядит лучше, чем плохо нарисованная роза. Выбирая цветущую ветку, помните, что сложно передать изобилие цветов, многоплановость их построения.

Умение сознательно выбирать натуру необходимо и для проведения занятий с детьми. Не всякий предмет дети могут изобразить с натуры, точно передав его строение, характерные особенности.

Очень продуманно надо относиться к постановке натуры. Она должна стоять на определённом расстоянии от рисующего, быть хорошо освещена. При постановке предмета избегайте сложных ракурсов, которые трудно передать. Нельзя этого забывать и в работе с детьми. Учитесь изображать предметы в том положении, в котором хорошо видны их основные части.

4. Методика занятий с использованием натуры

Выбрав предмет для рисования, лепки, я продумала, что нужно для работы, в каком материале изображение данного предмета будет выразительнее. Карандаши или краски, акварель или гуашь, цвет бумаги, глина или пластилин для лепки - каждый материал имеет свои свойства, и знание их необходимо. Я выбрала акварельные краски.

Техника акварели и гуаши совершенно различна. Акварельная живопись - это живопись прозрачными красками, основные её свойства: прозрачность, лёгкость, чистота цвета. Белила в акварели не применяются, более светлый тон получается путём разбавления краски водой (например, розовый из красного, серый из чёрного и т. д.). Гуашь - краска с примесью белил - даёт плотный, непрозрачный слой. При работе гуашью в краски прибавляются белила. Например, чтобы получить голубой из синего или розовый из красной краски, надо красную или синюю смешать с белилами. Для рисования акварелью нужно давать детям белую бумагу, как я и сделала, а гуашью можно рисовать на белой и на цветной. Зная возможности и выразительные средства разных материалов, я подготовила их для занятия с детьми по изобразительной деятельности.

После того как я выбрала натуру и отобрала материалы, не приступая к рисованию, ещё раз внимательно изучила пропорции, форму и конструкцию предмета. И только уяснив все особенности натуры, начала работу. Занимаясь с детьми, также обращала их внимание на свойства предмета.

Основная задача рисования и лепки - передать на бумаге или в глине образ предмета, сохранив его характерную форму, цвет, конструктивное построение. Умение запоминать свойства предмета вырабатывается в рисовании и лепке с натуры и по памяти. Для создания выразительного изображения я постаралась объяснить детям, что необходимо продумать линейную и цветовую композицию - расположение и взаимосвязь всех изображённых предметов, чтобы было ясно, что они хотят рассказать своим рисунком. Линия, цвет, тон - всё должно быть подчинено единому замыслу.

На первом занятии я предложила детям нарисовать неваляшку по памяти (см. приложение: таблица 1).

На втором занятии предложила нарисовать неваляшку, но уже с натуры. Пронаблюдала за 3 детьми (Кокурина К., Горбатенко Н., Капитанов Ж.) и выявила их отношение к натуре (см. приложение: таблица 2).

Проанализировав таблицу 2 выяснилось, что на занятиях дети чаще обращались к натуре, рассматривали её, вносили исправления в работу самостоятельно, чем по предложению воспитателя.

Через два месяца, в течении которых шло обучение рисованию с натуры, я провела третье контрольное занятие. На нём использовала раздаточную натуру (ветка рябины, ваза с цветочком - хризантема, мелкие игрушки - гриб подосиновик, жёлтая уточка, жёлтый цыпленок, синяя рыбка).

Поставила перед детьми цель нарисовать данный предмет похожим. Дала возможность каждому ребёнку рассмотреть предмет, познакомиться с особенностями его формы, строения, цвета. Затем предложила Ксюше К., Насте Г., Жене К. рассказать что они будут изображать.

Ксюша К. выбрала и нарисовала жёлтого цыпленка.

Настя Г. выбрала и нарисовала вазу с цветком - хризантема.

Женя К. выбрал и нарисовал гриб - подосиновик.

В процессе занятия советовала детям сравнивать свой рисунок с натурой, вносить необходимые исправления (см. приложение: таблица 2).

В конце занятия анализ детских работ показал, что дети стали чаще смотреть на натуру, сравнивать со своим рисунком. Старались передать цвет и форму натуры. Стали более внимательно и тщательно относиться к мелким деталям натуры, которую они рисовали (глазки, клювик, гребешок, носик, ушки и т.п.).

После трёх занятий проверила, как дети поняли задачи рисования с натуры и с этой целью задала контрольный вопрос : «Как надо рисовать предмет, чтобы он был похожим?»

Диана П. : «Нужно чаще смотреть на неваляшку».

Алина Т. : «Надо обращать внимание на цвет натуры»

Алёна Ч. : «Надо нарисовать цветок так, чтобы он был такой же красивый, как настоящий»

Женя К. : «Нужно обращать внимание на детали натуры».

Настя Г. : «Надо внимательнее смотреть на натуру».

Ксюша К. : «Надо рисовать предмет похожим».

Из ответов на поставленный вопрос выяснилось, что почти все дети поняли задачи рисования с натуры.

5. Анализ проведённой работы

Анализ процесса создания ребёнком изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчётливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умение выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения, следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.

Заключение

На занятиях с детьми рисованием, лепкой, изобразительной деятельностью осуществляются такие цели как обогащение сенсорного опыта детей, развитие эстетического восприятия представлений, образного мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.

В процессе занятий изобразительной деятельностью у детей воспитываются нравственно - волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать, трудности. При создании коллективных работ у детей воспитывается умение объединиться для общего дела, договориться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

В изобразительной деятельности детей ценно то, что она позволяет воспитывать у ребёнка бережное, уважительное отношение к продуктам человеческого труда. Привыкнув ценить и беречь свои и других детей рисунки и лепку, ребёнок будет внимательно и с уважением относиться ко всему, во что вложен труд людей.

В основе методов, применяемых в предметном рисовании, находится метод неоднократного наблюдения предметов.

Наблюдение за предметами в естественной обстановке (не только за объектами природы, но и наблюдение рукотворных вещей) позволяет сформировать у ребят «живые» представления. Живая натура в её естественном направлении - залог создания детьми выразительного образа.

Одним из важных условий развития творческой деятельности ребёнка является отношение окружающих к продуктам детского художественного творчества.

В процессе изобразительной деятельности осуществляется всестороннее воспитание ребёнка - дошкольника.

Приложение

Таблица 1.

Имя и возраст ребёнка.

Признаки и детали неваляшки, включая цвет, количество.

Количество признаков, изображённых детьми.

Рисование по памяти.

Рисование с натуры.

1. Ксюша К., 6 лет

2. Настя Г., 6 лет

3. Женя К., 6 лет

Неваляшка состоит из четырёх деталей круглой формы.

Голова, туловище побольше головы и две маленькие круглые ручки по бокам туловища. Без ножек. Неваляшка может быть любого цвета, даже разноцветной, в зависимости от фантазии ребёнка. Имеется личико: брови, глазки, носик, ротик, щёчки выделяются кружочками, косынка на голове.

1. Нарисовала неваляшку: 4 детали, все круглой формы красного цвета, ручки жёлтого.

Личико: глазки, носик, ротик.

2. 6 деталей, все круглой формы, голова и туловище красного цвета, ручки и ножки оранжевого цвета.

Личико: глазки и ротик.

3. 2 детали круглой формы, оранжевого и синего цвета, равные по форме. Личико: брови, глазки, носик, ротик щёчки.

1. Нарисовала неваляшку: 4 детали, все круглой формы, жёлтого и красного цвета. Голова больше туловища. Личико: глазки, носик, ротик.

2. 4 детали, все круглой формы, оранжевого и коричневого цвета. Личико: глазки, ротик.

3. 4 детали круглой формы, оранжевого цвета. Личико: брови, глазки, носик, ротик, щёчки.

Таблица 2.

Имя и возраст ребёнка.

Количество обращений к неваляшке.

Сравнительный анализ признаков неваляшки.

В начале

По ходу

В конце

Количество признаков, присущих неваляшке.

Количество признаков, переданных ребёнком

самостоятельно

По предложению вос-ля

самостоятельно

По предложению вос-ля

самостоятельно

По предложению вос-ля

1. Ксюша К., 6 лет

2

1

4

1

3

1

3

2

2. Настя Г., 6 лет

3

1

2

2

3

1

3

2

3. Женя К., 6 лет

1

1

6

2

3

1

3

3

Литература

1. Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольников». М. 1999 г.

2. Комарова Т.С. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию». М., 1991 г.

3. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». М., 1990 г.

4. «Программа воспитания и обучения в детском саду»/Под. ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

5. Комарова Т.С. «Обучение детей технике рисования». М., Педагогическое общество России, 2005 г.

referatwork.ru

Лепка растений с натуры | КАК НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ

« Лепка растительного орнамента с гипсовых моделей | Главная | Лепка сложного растительного орнамента с гипсовых образцов »

Автор: admin | 27 Апр 2017

Ознакомившись с лепкой элементов орнамента, можно перейти к более сложной и очень интересной работе – лепке растений с натуры.

Вначале нужно взять в качестве модели отдельные крупные листья несложного рисунка: лист фикуса, тополя, лопуха и т. д., а потом и более сложные: лист клена, дуба, винограда, платана и др. Процесс работы тот же, что и при лепке с гипсовых образцов. Знания, полученные в работе над гипсовой моделью, помогут правильно подойти к лепке рельефного изображения растений с натуры.

Лист укрепляется булавками на оклеенной булавками доске в тех местах, где он к ней прилегает. Его можно прикрепить как лицевой, так и тыльной стороной.

В этой работе, прежде всего, обращается внимание на то, что стебель и средняя жилка являются как бы осью симметрии листа и делят его на две подобные части.

Внимательно отнеситесь к особенностям строения и формы листа, взятого для лепки; заметьте, какая форма лежит в его основе – овал, многоугольник и т.д.

При прокладке первого слоя пластилина (глины) по рисунку его относительную толщину надо брать несколько больше, чем естественная толщина листа, чтобы изображение не сливалось с фоном. Важно обратить внимание, что лист не весь прилегает к плоскости, что отдельные его части красиво изгибаясь, поднимаются над плоскостью и опять прикасаются к ней. Однако в работе пластилин (глина) из-под листа в тех местах, где он должен отходить от фона, не вынимается; пустоты между фоном и листом оставляются заполненными пластилином (глиной), который только немного подрезается под лист с краев. Также и стебель не стоит отрывать от плоскости. Листья полезно лепить в размере, большем их натуральной величины (в 2-3 раза), что позволит лучше понять и передать форму – рельеф листа. Большой размер даст возможность также повнимательнее разобраться в деталях.

Прорабатывая детали, стремитесь выделять наиболее существенные из них, имеющие осязаемый рельеф, помогающие определить особенности формы листа.

Нельзя рисовать или процарапывать по глине детали – их надо лепить. Не следует увлекаться также проработкой мелких прожилок, случайных пятен и т. д.

Можно выполнить 4-5 подобных заданий различной сложности по 6-8 часов каждое.

После того, как вы познакомились с лепкой несложного растительного орнамента и отдельных разнообразных по форме листьев, можно, усложняя задачу, сделать несколько этюдов веток. Для этого задания выбирайте ветки различных пород деревьев и кустарников. Рекомендуем брать их не только с листьями, но и с цветами и плодами – ветку дуба с желудями или яблони с плодами, виноградную лозу с гроздью или ветку хмеля. Для начала лучше брать ветки с небольшим количеством листьев или плодов.

Процесс работы тот же. Что и в заданиях по лепке орнамента и листьев. Обращайте внимание на особенности строения ветвей и формы листьев растений различных пород.

Располагать ветку на доске нужно в ее естественном положении, характерном для данной породы дерева. Не стоит сильно отрывать листья от доски или ставить их ребром, чтобы не нарушать связи изображения с плоскостью.

В случае сильного изменения формы листьев при высыхании можно, не меняя всей композиции, воспользоваться свежими листьями, сохранив их первоначальное расположение, рисунок и рельеф.

Если в постановку включены, кроме листьев плоды или цветы, их не следует уплощать, а надо лепить на фоне в полный объем. В соответствии с натурой. Задания, связанные с уплощением изображений в рельефе, будут даны ниже. Лепка веток производится в размере несколько большем или меньшем натуры (полторы, три четверти натуры и т. д., в зависимости от размера листьев и плодов.

Рекомендуется выполнить 3-4 задания по 10-12 часов каждое.

Следующее задание Лепка сложного гипсового орнамента с гипсовых образцов

Темы: Скульптура. Задания | Ваш отзыв »

Отзывы

nnosova.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА По дисциплине: «Рисование и лепка». На тему: «Рисование с натуры овощей и фруктов».

Министерство образования и науки Донецкой Народной РеспубликиГПОУ «Донецкий профессиональный лицей коммунального хозяйства»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА По дисциплине: «Рисование и лепка».На тему: «Рисование с натуры овощей и фруктов».

Разработчик:Преподаватель Шаталова В.Н.

Донецк 2016г.Рисование и лепка.Рисование с натуры овощей и фруктов.В результате трудовой деятельности и общения с природой, в людях пробудились эстетические чувства, способствовавшие формированию творческих способностей, которые, в свою очередь, научили человека творить по «законам красоты» и вызвали к жизни особую форму общественного сознания – искусство. Слово «искусство» в широком, распространенном смысле означает умелое, искусное выполнение всякого дела. В специфическом значении – это творческая деятельность, в результате которой создается художественный образ, концентрирующий в себе типичные стороны действительности. Развитие творческих способностей – неотъемлемая задача при подготовке поваров и кондитеров.Поварское и кулинарное искусство требует развитого эстетического чувства и художественного вкуса. Для декоративно-художественного оформления таких кондитерских изделий, как торты, пирожные, а также холодные и горячие закуски, десерт, необходимы определенные знания и практические умения в области изобразительной грамоты. Навыки грамотного рисования и лепки нужны повару и кондитеру для решения творческих задач в его производственной деятельности. Этими задачами являются художественное мышление и образное представление.Систематической, целостной работой в изучении курса «Рисование и лепка», можно воспитать у учащихся потребность именно в таком творческом труде. Учебник «Рисование и лепка» предназначен для подготовки учащихся начального профессионального образования по профессии «Повар, кондитер». Содержание и дидактические единицы учебника разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом и типовой программой по дисциплине «Рисование и лепка». Тесты для самопроверки, данные в приложении к учебнику, помогут учащимся в самоконтроле знаний по рисунку, а примерный план занятия сориентирует начинающего педагога в организации и подаче учебного материала. Изучение основ рисунка и лепки строится на принципах реалистического изображения, системности и последовательности. Переключение внимания от целого к деталям и от деталей к целому – необходимое условие отношения к изобразительному искусству.Формирование у учащихся знаний и умений в области основ рисунка и лепки с акцентом на деятельность поваров и кондитеров. Предусматриваются различные виды самостоятельной работы учащихся: графические упражнения, упражнения в цвете, рисование по образцу, рисование с натуры, рисование по памяти и воображению, эскизная разработка тематических композиций, лепка, изготовление макетов тортов по эскизам. Начиная с самых первых занятий по рисунку, учащиеся, не имеющие, как правило, почти никаких навыков грамотного рисования, сталкиваются с разнообразными трудностями. Предлагаемый учебник посвящен именно вопросу, как воспользоваться первоначальными способами изображения на плоскости, чтобы дальше перейти к успешному решению других задач рисования и лепки. Учитывая, что учебным планом не предусмотрено достаточное количество аудиторных занятий на полноценное освоение курса, предполагается изучение учащимися отдельных тем в рамках дополнительных факультативных или внеклассных занятий, а также самостоятельно. Его цель – ознакомить с системой первоначальной художественной подготовки, дать метод, который станет фундаментом на пути постижения профессионального мастерства.Рисование и лепка – один из профилирующих предметов в профессиональной подготовке поваров и кондитеров. Цель и задачи рисунка. При подготовке специалистов по бытовым профессиям в системе начального профессионального образования значительное место занимает изобразительная деятельность. Она позволяет осуществить такие важнейшие требования современности, как единство обучения и воспитания, комплексный подход к развитию творческих способностей личности. Изобразительная деятельность совершенствует органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать; воспитывает волевые качества, художественный вкус, воображение; знакомит с особенностями художественного языка, развивает эстетическое чувство необходимое для более разностороннего понимания будущей профессии и реализации собственного личностного потенциала. Овладение языком изобразительного искусства – сложная задача, основанная на соблюдении важнейших условий.Главным из этих условий является систематическое и последовательное изучение следующих основ изобразительной грамоты: перспектива; линейно-конструктивное построение формы предметов; пропорции; законы светотени; цветоведение; композиция. Еще на заре человеческой цивилизации, с первобытной культуры, люди учились выражать свои мысли и чувства с помощью первых изображений – наскальных рисунков. В настоящее время изобразительные навыки необходимы представителям многих профессий как способы познания мира, выражения творческих мыслей и авторских идей. Один из философов Древнего мира сказал, что самый плохой рисунок рассказывает о предмете гораздо больше самых лучших слов. Сегодня мы не представляем себе книг без иллюстраций, улиц – без красочной рекламы и плакатов, интерьер помещений – без декоративных и изобразительных украшений. Изобразительные навыки важны и для педагога, который должен уметь изображать на доске, чтобы доходчиво донести до учащихся свою мысль. Идея инженера, воплощенная в сделанном наброске, становится зафиксированной формой будущей конструкции или сооружения. Изобразительными навыками должен владеть и будущий повар, и кондитер. Его предстоящая трудовая деятельность связана с умением украсить изделие кулинарного и кондитерского искусства – холодные и горячие закуски, торты, пирожные, оригинальный десерт и др. Для этого необходим художественный вкус, авторский почерк, знания в области основ изобразительного искусства и композиции, навыки практического рисования. Такой специалист разрабатывает композиционную идею украшения изделия как определенную конечную организацию всей формы продукта. Эта способность связана с умением изображать. Средства композиции и рисунка позволяют сочинить самые невероятные и фантастические образы. Гибкость способов и форм выражения и сочинения видимых объектов делает рисование основой раз- вития творческого воображения и фантазии, необходимым будущим поварам и кондитерам. Овладение простейшими навыками рисунка как основы реалистического изображения окружающей нас действительности является начальным этапом подготовки. Чтобы научиться выразительно и правильно изображать формы предметов на плоскости, необходимо хорошо усвоить изобразительную грамоту и применять ее на практике – рисовать с натуры, а также по памяти и представлению. Изобразительная грамота подразумевает совокупность знаний и навыков, полученных в результате изучения основных положений изобразительного искусства. Она предполагает знания законов и правил изобразительного языка в сочетании с навыками пользоваться ими.Изучение основ рисунка и лепки – это решение взаимосвязанных задач: развитие зрительного восприятия, наблюдательности, умение сравнивать между собой предметы и явления, определять сходство и различие, выделять предметы по форме, цвету, фактуре, осознавать и понимать увиденное. Занятия по рисунку должны приучить к строгому вниманию, рассуждению, точному анализу формы предметов. На занятиях по рисунку и лепке будущий повар должен получить знания и умения построения рисунка линейно-конструктивным способом, ведения светотеневого рисунка, научиться работать кистью и красками, смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков, понимать гармонию цветов, а также приобрести навыки передачи объема средствами лепки. Большое внимание на занятиях уделяется художественной графике, основу которой составляет рисунок. Графика подразумевает лаконизм решения, отказ от всего лишнего, техническую простоту исполнения. Занятия строятся в строгой последовательности – от простого черно-белого решения до цветной графики с использованием разнообразных приемов изображения. Понять и осмыслить орнаментальное графическое решение композиции кулинарных изделий поможет предварительное рисование с натуры тортов и пирожных. Данный курс ставит своей целью приобретения учащимися профессиональных знаний, умений и навыков, овладение ведущим элементом любого творческого изображения – композицией. В этом плане, очень показательны слова выдающегося русского художника И.Е. Репина: «Глубокая идея становится внушительной только в совершен- ной форме. Только благодаря форме она возвышается до великого назначения».

Натюрморты из фруктов и овощей выполнила преподаватель Шаталова Валентина Николаевна.

15

Приложенные файлы

weburok.com

Лепка геометрических тел | КАК НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ

« Построение фигуры человека | Главная | Лепка предметов с натуры »

Автор: admin | 16 Мар 2017

В качестве первых упражнений по скульптуре используются практические занятия, которые знакомят с процессом лепки и последовательностью в работе. Проработка и усвоение лепки геометрических тел дают возможность в будущем перейти к выполнению более сложных заданий.

Куб. В качестве первого задания полезно вылепить куб. Его можно взять из школьного набора геометрических тел или сделать самому из картона. Прежде чем приступить к лепке куба, необходимо его внимательно со всех сторон рассмотреть и уяснить его размеры, пропорции и форму.

Затем надо взять кусок пластилина (глины) несколько меньшего объема, чем изображаемый предмет, и наложить его на плинт. Пластилину (глине) придается общая форма предмета. После этого пластилин (глина) в соответствии с пропорциями и формой натуры постепенно накладывается, а где нужно – срезается.

Так как куб имеет равные стороны, натуру поворачивать не обязательно, но это необходимо делать при работе над другими предметами и особенно над группами предметов. Этюд же необходимо поворачивать во всех случаях. Как уже сказано, работать следует «на глаз», не прибегая к измерениям, и, только заканчивая, можно проверить отношения сторон вылепленного куба кронциркулем и исправить обнаруженные ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шестигранная призма. После того, как выполнен куб, можно перейти к лепке шестигранной призм. Процесс работ остается тот же но, рассматривая призму, надо обратить внимание на то, что она имеет два одинаковых основания, центр которых находятся на одной оси, и шесть одинаковых прямоугольных граней, равноудаленных от оси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цилиндр. Для следующего задания нужно взять цилиндр. Лепка призмы может рассматриваться как первый этап лепки цилиндра, который так же как и призма, имеет два основания и ось, соединяющую их центр. Отношение длины оси к диаметру основания, или, другими словами, высоты цилиндра к его толщине, и есть его пропорции. Если продолжить работу над вылепленной шестигранной призмой и на ее плоские грани постепенно накладывать глину, добиваясь плавного, округлого перехода одной грани в другую и полного их слияния, получается цилиндр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пирамида. Следующим заданием является шестигранная или восьмигранная пирамида. Пирамида должна быть прежде всего правильно поставлена, то есть обязательно точно найдено положение вершин по отношению к центру основания.

Для этого надо чаще поворачивать и с разных сторон проверять свою работу. Необходимо одновременно следить за точностью отношения высот к основанию и внимательно пролепить грани, помня, что все они равны, имеют треугольную форму и одинаково расположены по отношению к оси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конус. После пирамиды идет конус. Строится он так же, как и пирамида, а лепить его форму следует, как бы продолжая работу над пирамидой, как и в упражнении по лепке цилиндра. Над каждым из этих заданий рекомендуется работать от 6 до 8 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа геометрических тел. В таких упражнениях задача усложняется. Принцип построения композиции из отдельных тел и их лепки остается таким же, как и в первых заданиях, но нужно помнить, что лепить группу следует вместе, на одном плинте. Эти задания развивают способность определять «на глаз» расположение предметов и их частей в пространстве, а главное – их соотношения и связь, образующие то, то называют скульптурной композицией.

 

 

 

 

 

 

 

Сочетания геометрических тел могут быть очень разнообразны. Полезно вылепить несколько групп различной сложности. Вначале можно влепить группу из двух предметов, например, куб с цилиндром или куб с конусом; затем из трех предметов, например куб с пирамидой на нем и шаром около. На каждое из таких заданий по лепке групповых сочетаний из геометрических тел следует отвести от 10 до 16 часов.

Приступая к выполнению этих упражнений, необходимо прежде всего установить размер выполняемой работы по отношению к натуре – ее масштаб. Затем, как и в прежних заданиях, надо на доске сделать плинт, на который положить кусок пластилина (глины) и придать ему общую форму всей группы. После этого «на глаз» устанавливаются пропорции, то есть отношения между высотой, длинной и шириной все групп, а также соотношения между отдельными предметами, составляющими группу. Теперь можно перейти к проработке форм предметов.

 

 

 

 

 

 

 

В процессе лепки натуру нужно постоянно поворачивать. Сначала сделать несколько поворотов по кругу на 90˚, чтобы быстрее охватить общую форму группы и расположение предметов, затем поворот делать примерно на 45˚, что даст возможность лучше увидеть форму отдельных предметов и уточнить их взаимное расположение. Необходимо чаще отходить от станка для того, чтобы в поле зрения одновременно попадали натура и этюд, на расстоянии сравнивать их между собой, проверяя общую форму и пропорции, объем и соотношение масс отдельных предметов.

Установив пропорции и расположение предметов, можно перейти к более детальной пролепке форм каждого из предметов. Работая над деталями, следует их все время сравнивать между собой и со всей группой в целом для того, чтобы не терять единства общего и частного.

Работая над лепкой отдельных геометрических тел и групп, изучая их форму и расположение в пространстве, чрезвычайно полезно не ограничиваться только лепкой, а проделывать эти же упражнения в рисунке, зарисовывая предметы и группы, поставленные для лепки. Рисование поможет лучше понять и вылепить их, заставит лишний раз проверить пропорции, форму предметов и их взаимосвязь и будет способствовать выработке навыков в рисовании, необходимых скульптору не меньше, чем живописцу или графику.

Каждый художник должен развивать наблюдательность и зрительную память. С самого начала наряду с лепкой и рисованием с натуры надо регулярно практиковаться в работе по памяти. Хорошо, например, в процессе выполнения группы геометрических тел вылепить и нарисовать одну и ту же постановку, не глядя на натуру. Можно это проделать в меньшем размере. В работе по памяти следует обращать внимание главным образом на основные пропорции всей группы, на связь частей и на общую форму предметов. По окончании необходимо проверить исполненный по памяти набросок, сравнив его с натурой и с работой, сделанной по натуре.

Кроме упражнений, связанных с учебными заданиями, нужно постоянно наблюдать окружающую жизнь и зарисовать в альбоме все интересное, могущее в дальнейшем послужить темой для скульптурного эскиза. Очень полезно с натуры и по памяти лепить и рисовать увиденные в жизни сцены, отдельные фигуры людей и животных, накапливая запас жизненных наблюдений – материал, необходимый для будущей работы над композицией.

Следующее задание Лепка предметов с натуры

Темы: Скульптура. Задания | Ваш отзыв »

Отзывы

nnosova.ru


Смотрите также