Конспект занятия по рисованию «Картинка про лето». Лето рисование в старшей группе


Рисование в старшей группе на тему лето

Изобразительное искусство в дошкольном возрасте – один из основных способов самовыражения на пути развития личности. Картины природы и времен года наиболее лучшим образом формируют эстетическое и эмоциональное восприятие у детей. Особенный творческий отклик вызывает тематика лета. Рисование на тему лета, в старшей группе помогает познавать окружающий мир, развивая при этом собственное мироощущение. Ребенок с удовольствием запечатлеет яркие ощущения и эмоции о теплой поре на своих рисунках.

Занятия в садике

Тематический репертуар

Разнообразие тем природы позволяют раскрыть выбранную тему не только в простых пейзажных мотивах. Дети увлеченно изображают растительный и животных мир. Знакомятся с отдельными моментами и сюжетными картинами, такими как сбор урожая и здоровое питание. Особое участие вызывает импровизация – создание фантастических животных, цветов при помощи нестандартной техники рисования.

Здравствуй, лето!

Воспоминания о природе – это первое, что ассоциируется со словом «лето». Спросите детей о том, как они проводят летние дни, и они с радостью расскажут о зеленой траве, ярком солнышке, теплых озерах. Они также с энтузиазмом поделятся с вами рассказами о своем отдыхе и постараются отобразить это в своих рисунках.

В ходе занятия проведите параллель с прошлыми занятиями  о весне. Спросите, чем запомнился в отдельности март, апрель и май. Вспомните, какие праздники вы отмечали вместе – масленица, пасха, 1 мая, а какие приходят с новым сезоном. Сравните особенности весенней и летней природы.

Предложите детям нарисовать поля, леса и луга. Помогите им с помощью горизонтальных плавных линий изобразить луговой горизонт, небо и реки. При помощи вертикальных линий научите рисовать высокие деревья. Кривыми нарисуйте извилистые дорожные линии и тропинки. Покажите, как штриховкой можно изобразить траву и листву. Помогите детям разместить на картинке такие детали и знаки, как облака, кусты,  солнце и его лучи.

Рисунок на тему лета

В процессе занятий у детей совершенствуется навык владения кисточкой или карандашами. Вырабатывается плавность работы кистей рук. Формируется пространственное восприятие объектов, их размер и отношение друг к другу. Это содействует развитию как общего отношения к времени года, так и развитию мировоззрения личности.

Кто сидит в траве?

Рисование насекомых в старшей группе детского сада – занятие, подключающее физическую и зрительную память. Хотя бы раз в жизни дошкольник мог вблизи наблюдать насекомое, держать его в руках и изучить его в деталях. В беседе «вопрос-ответ» вам охотно перечислят жуков, стрекоз и бабочек, которых он успел повидать. Это позволяет детям воспроизвести образ в памяти, проанализировать его и выразить к нему свое отношение.

Предложите детям изобразить, как ползают и летают насекомые. Выполните пластические упражнения под музыку.

Предложите нарисовать божью коровку. Покажите, как поэтапно можно нарисовать тело жучка:

  1. Начните с красного овала, разделите его чертой пополам.
  2. Нарисуйте голову и глаза.
  3. Добавьте лапки, усики и точки на брюшке.
  4. Добавьте окружающую его зелень

Рисование на тему «жучок в траве», в старшей группе поможет развить более детальное восприятие. Элемент последовательности позволит выработать механизм расположения – от крупных объектов к малым. Это развивает логику в процессе визуализации. Рисование корпуса бабочек и жуков вырабатывает навык построения симметрии.

Рисование божьей коровки

Работы можно выполнять с детьми сообща на одном большом ватмане или создать одну большую композицию из готовых работ. Такое рисование в старшей группе на тему насекомые способствует развитию у детей чувства коллективности и сотрудничества.

Азбука здоровья

Рисование в старшей группе на тему здоровье включает в себя правильное питание. Дошкольники уже могут перечислять, какие фрукты и овощи растут летом, какие ягоды и грибы можно найти в лесу. Используя картинки с изображениями, сыграйте с детьми в викторину. Нарисуйте вместе с ними простой натюрморт или предложите им нарисовать свой любимый фрукт, или овощ на память.

На данном занятии усваивается урок о пользе здорового образа жизни, и закрепляются знания в области правильного питания. Рисуя в деталях фрукты и овощи, активизируется память. Развивается цветовое восприятие, благодаря насыщенным цветам корнеплодов.

Схожим набором задач обладает рисование в старшей группе на тему «Хлеб – всему голова». Детальное изображение колосьев тоже способствуют развитию детально-изобразительной деятельности. Изображение отдельных деталей помогает развитию мелкой моторики. Тематика урожайности и пользы хлеба формирует моральный аспект и более глубокое отношение к пище.

Хлеб всему голова

 

Волшебные цветы

На основе общего представления о растениях и цветах дети могут приступить к импровизации. Рисование на тему «фантастические цветы», в старшей группе позволяет в полной мере воспользоваться фантазией. Это дает возможность раскрыть весь творческий потенциал, не ограничивая его отдельными деталями. Особенным моментом на этом занятии является использование нестандартных средств рисования, таких как собственные руки, губки и ватные палочки. Придумайте необычную историю, например, от лица пришлого «гостя», в результате которой потребуется нарисовать удивительные цветы.

Во время задания помогите детям придумать форму листьев. Старайтесь, чтобы лепестки и бутоны были большими, яркими и красочными. Покажите детям, каким образом, используя нестандартные предметы, можно «позволить цветку расцвести»:

  • Небольшие соцветия поможет точечно изобразить ватная палочка.
  • Ладони, пальцы послужат как отпечаток листьев и лепестков на бумаге.
  • При помощи губки можно нарисовать пушистые бутоны.

Рисование нестандартными предметами, ватными палочками, в старшей группе детского сада увлечет детей необычностью, позволит сформировать разносторонний подход к творчеству. Способствует развитию творческого мышления и полету фантазии.

Помогите ребятам придумать необычную историю для своего творения. По результатам занятия дайте детям возможность рассказать про свой цветок. Устройте небольшую выставку.

Детский рисунок цветов

Рекомендации

Для лучшего вовлечения детей подготовительной группы в тему, надо обязательно использовать различные дидактические приемы:

  • Объяснительно-иллюстративный метод, включающий в себя демонстрации работ других известных художников, прослушивание музыкальных отрывков по выбранной тематике, чтение стихотворных отрывков поэтов или просмотр видеофрагментов. Это наглядно помогает проиллюстрировать тему урока, вдохновить детей.
  • Словесный метод. В него входят дискуссия и беседа с участниками занятия. В ходе беседы участники раскрывают суть темы, активно делясь своими познаниями, и приходя к логическим выводам.
  • Игровой метод, когда дошкольники выполняют различного рода небольшие задания, участвуют в викторинах и играх.

Во время занятия рекомендуется поощрять самостоятельность и инициативность детей. Помогайте им в процессе выполнения заданий и отработке техники рисования. По окончании подведите итоги и проведите небольшой смотр работ.

pups.su

Занятие по нетрадиционному рисованию в старшей группе Тема: " Здравствуй лето"

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе

Тема: " Здравствуй лето"

Цель занятия: - Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования " кляксография". Познакомить детей с методом рисования при помощи трубочки и методом дорисовывания при помощи риса и ватных палочек. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе. 

Материалы: Листы белой бумаги для рисования Акварельные краски, гуашь. Трубочка для коктейля, стаканчики для трубочек, рис, клей, кисточки, салфетки, тарелочки.

Ход занятия. 1.Создание эмоционального настроя.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Нам преграды не страшны,

Если мы дружны!

2. Сюрпризный момент.

Воспитатель. Кто-то бросил к нам в окошко

Посмотрите письмецо

Может, это лучик солнца

Что щекочет нам лицо

Может это воробьишко

Пролетая обронил?

-Ребята хотите узнать, кто нам написал письмо?

"Здравствуйте ребята! Меня зовут Лесовичок. Послушайте мою историю. Раньше было много лесов. Но сейчас люди не берегут природу. Поэтому лесов становиться все меньше и меньше. Люди рубили деревья, ничего не сажали. Реки и озера пересохли, звери все погибли без воды. И вот, наконец, люди поняли, что они натворили но стало очень поздно. Помогите мне и моему лесу."

Воспитатель: Ребята, поможем Лесовичку? Нарисуем лес?

- А что помогает нам рисовать всеми этими и другими предметами? (С помощью наводящих вопросов, если дети не ответят сразу, добиться правильного ответа – рука и пальцы).

- Скажите, а чтобы быть готовыми к длинному, интересному дню, чувствовать себя бодрыми и веселыми, что мы делаем по утрам? Чем занимаемся? (зарядкой).

- Правильно! Вот и для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.

Пальчиковая игра "Ромашки"

Мы красивые цветочки

(Сжимают и разжимают пальца)

Нас так любят мотылечки,

(Загибают поочередно пальцы)

Любят бабочки, букашки.

Детки нас зовут «ромашки»

(Сжимают и разжимают пальцы)

У каждой мамы малыши -

(Перебирают пальцами по очереди)

Все красивы, хороши.

Воспитатель: -Ребята, вы хотите нарисовать? Тогда занимайте места за столами.

- А чем еще можно рисовать? (Фломастерами, мелом, кисточками и красками)

 Беседа:

- Давайте все вместе вспомним и перечислим времена года.

- А какое сейчас время года?

- Ребята, какого цвета лето? (Дети перечисляют яркие краски, присущие теплому солнечном лету)

- А каких вы знаете насекомых, которые летают только летом и очень похожи на цветы? (Бабочки)

Практическая часть:

Воспитатель: Посадили семечко, подули через волшебную палочку, и оно начало расти все выше и выше. И выросло высокое развесистое дерево.

Воспитатель поясняет.

Поставить каплю краски на нижнюю часть листа поднести конец соломинки, направив при этом движение вверх, меняя направление — делаем ветки.

Воспитатель: А что еще нужно нарисовать. Как вы думаете?

Дети: Солнце

Воспитатель: Правильно, а солнце мы будем рисовать рисом! А — да! Из нее не только варят кашу, но еще и рисуют. Сначала кисточкой мажут клей, пусть высохнет, затем рисуем краской солнце, лучи. Видите, как красиво получилось. Солнце как будто объёмное получилось и тёплое, теплое. А можно с помощь ватных палочек нарисовать цветы.

А сейчас пора приниматься за работу.

Что нужно сделать, чтобы рисунок был красивым?

- Нужно сильно постараться и выполнить рисунок с любовью. Дети рисуют.

Самостоятельная деятельность детей. Каждый ребенок путем выдувания из кляксы рисует дерево и ветви.

Мы сегодня рисовали и наверное устали

давайте сделаем физкультминутку.

Физкультминутка "Дерево качается"

1. Дерево качается

Где-то в облаках, (Покачивание туловищем влево-вправо)

Облака качаются

На его руках. (Руки поднимаем вверх)

Эти руки сильные

Рвутся в вышину,

Держат небо синее,

Звезды и луну.

2. Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо. (Покачивание туловищем влево-вправо)

Ветер тише-тише-тише, (Приседания)

Деревцо все выше-выше. (Встать на носочки, потянуться)

3. Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет: (Покачивание туловищем влево-вправо)

Раз наклон и два наклон, (Пружинистые наклоны)

Зашумел листвою клен. (Руки поднимаем вверх, машем ими)

Анализ детских работ.

  • Дети рассматривают работы.

  • Дают названия своим картинам.

  • Рассказывают, какими способами рисовали.

  • Какими материалами пользовались

  • Какое настроение вызывают рисунки детей.

Ребята, мы обязательно отправим наши рисунки Лесовичку. Я надеюсь что мы ему помогли.

infourok.ru

Конспект занятия в старшей группе по нетрадиционной технике рисования (печать ладошками) «Картина про лето»

Конспект занятия в старшей группе по нетрадиционной технике рисования (печать ладошками) «Картина про лето»Конспект занятия в старшей группе по нетрадиционной технике рисования (печать ладошками) «Картина про лето»

Цель: Продолжать формировать интерес детей к изобразительной деятельности.

Задачи:

  1. Формировать умение детей отражать в рисунке признаки лета, используя нетрадиционную технику рисования (печать ладошками).
  2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (печать ладошками).
  3. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания.
  4. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, развивать мелкую моторику рук.
  5. Воспитывать интерес к рисованию, эстетическое восприятие, любовь к природе.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книге, репродукций картин, фотографии, чтение стихов про лето.

Оборудование и материалы: Картины на которых нарисовано лето (иллюстрации из детских книг, фотографии), гуашь, ватман, кисти, баночки с водой, салфетки (по количеству детей).

 

Скачать конспект

Методика проведения:

(Дети сидят за столом, воспитатель загадывает загадку).

Воспитатель:

Солнце печёт,Липа цветёт.Рожь поспевает,Когда это бывает? (Лето)

Дети: Лето!

Воспитатель: Правильно, лето, а какие приметы лета вы знаете?

Дети: Светит солнце, цветут цветы, летают бабочки, пчелы.

Воспитатель: А вам нравится лето? Что вы делаете летом?

Дети: Плаваем, загараем, играем.

Воспитатель: Правильно ребята. А кто-нибудь из вас был в лесу летом? А что вы видели в лесу?

Дети: Разнообразные деревья, кустарники, цветы, насекомые.

Воспитатель: Ребята, лето пора особенная — поэты пишут стихи, композиторы сочиняют музыку, а художники пишут картины. Вот и мы сегодня с вами попробуем стать художниками и напишем с вами «Картину про лето». А я буду самым главным художником и буду вам помогать.

(Воспитатель объясняет детям, что сначала надо нарисовать травку, потом листья на березке, солнышко, бабочку, затем подрисовать кистью цветочки и облачка. Печать ладошкой делать аккуратно, и прижимать ладошку полностью, чтобы получился красивый отпечаток.)

Воспитатель: Но сначала мы сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Свети, свети, солнышко! (скрестить руки)

На зеленое полюшко (загибают пальцы по одному)

На белую пшеницу,На чистую водицу,На наш садочек,На аленький цветочек.

Воспитатель: Теперь приступаем.

Самостоятельная работа детей.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»

Детки макают в зеленую краску ладошки — рисуют травку, листики на березке, затем окунают ладошки в желтую краску — рисуют солнышко, затем окунают в красную краску — рисуют бабочку. Потом кисточкой подрисовывают цветочки и облачка.

(Воспитатель помогает детям, если у кого-то что-то не получается).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вот какая красивая картина у вас получилась. Вы устали, и давайте отдохнем.

Физминутка:

«Вместе по лесу идём»Вместе по лесу идем,Не спешим, не отстаем.Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания-руки в стороны)Вот ромашка, василек,Медуница, кашка, клевер.Расстилается ковер

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот-правой ступни левой рукой)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания-руки вверх)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся)

Воспитатель: Какая красивая картина у вас получилась. А что больше всего вам понравилось? (ответы детей)

(Воспитатель читает стихотворение про лето.)

Воспитатель:

Здесь так красиво и хорошо,Но краски сегодня очень усталиПрекрасное лето они рисовалиДолго трудились над деревцем краски.

Картина вышла красивой, как в сказке.Вся разноцветная — вот красота!Ты полюбуйся какие цвета!

Воспитатель: Ну вот мы с вами и картину нарисовали, и отдохнули, а теперь давайте споем с вами песенку про лето. (Дети поют песню под минусовку «Вот оно какое наше лето» композитора Е. Крылатова.)

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

Рисование пейзажа в старшей группе (весеннего, лунного и не только): конспекты занятия и идеи

Дата: 31 мая 2017 Автор: Лариса Морозова Рубрика: Для дошкольников

Дети рисуют

Природа оказывает исключительно положительное влияние на формирование характера и индивидуальности дошкольника. Она пробуждает любознательность, формирует эстетические чувства. Рисование пейзажей в детском саду позволяет детям изобразить неисчерпаемое многообразие природы и в то же время выразить эмоциональное отношение к ней, чувства, возникающие от созерцания этой красоты. В старшей группе дошкольники переходят от рисования отдельных природных объектов к созданию целостных пейзажных композиций, будь то лесной, горный, морской пейзажи или изображение природы в определенное время года.

Особенности рисования пейзажей в старшей группе детского сада

В старших группах дошкольники осваивают непосредственно рисование пейзажа, поскольку в более раннем возрасте (средняя группа) такое работа была главным образом направлена на изображение отдельных объектов природы (елочка зимой, яблоня со спелыми яблочками, развесистое дерево, цветочки на лугу). Теперь же ключевую роль начинает играть построение композиции рисунка: гармоничное заполнение всего пространства основы, прорисовка переднего и заднего плана, правильное соотношение по величине природных объектов.

Постановка темы пейзажного рисования в этом возрасте настраивает детей уже не только на изображение группы предметов, но и на передачу в композиции определенного сюжета, а также поиск разных вариантов его исполнения.

Рисование пейзажей в старших группах непосредственно связано с познанием и развитием речи. Большую роль в такой изобразительной деятельности играет непосредственное наблюдение за природой и восприятие поэтических строк.

Ребята собирают опавшие кленовые листья

Радости осени

Докшольники собирают одуванчики на полянке

Яркое весенне впечатление

Дети рассматривают заснеженную природу

Зимние впечатления

Созерцая природу, дошкольники получают яркие наглядные впечатления. Их хорошо закрепить просмотром иллюстраций, репродукций пейзажей известных художников. Таким образом, ребята уяснят приемы передачи выразительных образов (цветовая палитра, пропорции, композиционное расположение), в стихотворении же их заменяют образные свои средства (яркие метафоры, красочные эпитеты, меткие сравнения).

Отметим, что дети пяти-шести лет при рассматривании картин с легкостью определяют изображенное художником время года, характерные признаки осени, зимы, весны или лета, а также цветовые оттенки, выбранные для создания образов.

В старшем дошкольном возрасте вполне можно практиковать рисование пейзажей с натуры, опять-таки привлекая к этому процессу стихотворные произведения.

Отметим, что воспитанники старшей группы способны рисовать не только знакомые им пейзажи, которые они наблюдают в повседневной жизни, но и те картины природы, которые они лично никогда не видели, а имеют представление о них только по репродукциям, фотографиям, видеофильмам и пр. Так, в данном возрасте ребятам предлагается изображение морского и горного пейзажа, лунного и даже фантастического. Кроме того, картины природы в детских рисунках могут представать в своем первозданном виде (лес, луг, озеро, море, горы и т.д.), а также измененные человеком (сельский пейзаж, парк с красивыми скамейками, мостиками, фонарями, железная дорога, включенная в природный ландшафт и пр.).

Что касается изображения природы в определенное время года, то каждое занятие имеет свою специфику. Так, тема «Картинка про лето» предполагает, что воспитатель должен обсудить с ребятами их летние впечатления, уточнить, что они наблюдали в лесу, в поле, на речке или озере. Педагог с помощью наводящих вопросов способствует более полному выражению детских впечатлений. При этом будет замечательно почитать стихи о лете.

Осенью внимание ребята нужно обратить на то, как изменилось все вокруг — прежде всего окраска деревьев и кустарников, цвет неба.

При изображении зимнего леса педагог обращает внимание на различие старых и молодых деревьев — по высоте, толщине и окраске ствола. Ели и сосны будут различаться также по цвету иголок: у старых деревьев они темнее. Особенно воспитатель обращает внимание дошкольников на большие развесистые деревья — строение их ствола и ветвей особенно заметно в зимний период.

Весной внимание дошкольников обращается опять-таки на цвет неба и признаки пробуждения природы.

Кроме того, дети должны знать особенности городского пейзажа — это сочетание природных объектов (деревья, кусты) с домами и автомобилями.

Большая роль на занятии отводится анализу детских композиций. Ребята отмечают те работы, где образы природы получились наиболее выразительными, и рассуждают, за счет каких средств и приемов живописи это получилось (грамотная композиция, яркая цветовая палитра). Хорошо, когда дети придумывают образные названия свои работам — это способствует активизации словарного запаса.

Наиболее уместные материалы и основа для работы

При создании пейзажных композиций большое значение имеет цвет основы (поскольку большинство таких работ выполняется красками). Так, при рисовании летней картинки понадобятся листы бумаги привычного формата, тонированные в светлые оттенки (желтоватый, сероватый, голубоватый). В зависимости от композиции рисунка можно обозначить линию горизонта, разграничив голубой верх и низ основы иного цвета.

Для осеннего пейзажа понадобится более мрачный и приглушенный цвет неба. Зимние же картины природы изображаются на бумаге любого бледного тона.

При рисовании морского пейзажа требуется особенный фон, более того, он имеет в композиции первостепенное значение. Поскольку цвет воды и неба, в принципе одинаковые, то выразительность рисунка достигается за счет контраста оттенков: море следует рисовать более темного цвета, чем небо. Причем, ближе к горизонту вода должна быть более темного цвета.

Изображение фона при создании морского пейзажа

Рисование морского фона имеет свои особенности: ближе к линии горизонта вода должна становиться темнее

Что касается материалов для рисования, то пейзажи создаются как гуашевыми, так и акварельными красками. Гуашь хорошо передает краски лета, зимние образы на темном фоне. Акварель оптимальна для весеннего пейзажа. Эти два вида краски можно успешно сочетать в рисунке: например, бабочки рисуются яркой гуашью, а цветочный луг — более нежной акварелью.

Для рисования развесистого зимнего дерева, покрытого инеем, хорошо использовать сангину или угольный карандаш. Снег же изображается белилами.

Зимнее дерево

Рисование сангиной, карандашом и белой гуашью

Сдержанные спокойные пейзажи можно рисовать и цветными карандашами, восковыми мелками. Хотя регулируя силу нажима, можно получить и вполне колоритные картины, не уступающие по яркости краскам.

Цветочная полянка

Рисунок карандашом

Техники и приемы рисования (в том числе отпечатки/оттиски, монотипия, кляксография и другие)

Пейзажная живопись требует от старших дошкольников овладения различными изобразительными приемами. Так, картинка про лето обычно начинается с рисования травы. Это можно сделать разными способами: слитной линией, короткими мазками либо длинными разнонаправленными линиями. Также по-разному изображаются деревья: с толстыми и тонкими стволами, высокие и стройные либо искривленные, молодые и старые. Бабочек в летнем пейзаже нужно учиться рисовать неотрывным движением руки.

Педагог должен напоминать воспитанникам и о правильной композиции рисунка: соотношении по величине близких и удаленных объектов. Кроме того, дети должны определиться с ориентацией листа бумаги в зависимости от изображаемых образов.

При рисовании дерева дошкольники совершенствуют навыки работы с кистью: мелкие ветки и прочие детали прорисовываются кончиком, ствол же и крупные ветви — всем ворсом. Листья проще всего изобразить способом примакивания (если речь идет о традиционной технике рисования).

Если дерево изображается карандашом, восковым мелком или сангиной, то следует использовать разной силы нажим, чтобы передать более светлые и темные части. Также как средство выразительности используются линии разной интенсивности. Ведь, не все ветки дерева имеют одинаковый цвет, и это обязательно нужно отразить в рисунке.

Что касается сангины, которая хорошо передает шершавую текстуру коры, то воспитатель должен подчеркнуть, что она очень хрупкая, и не стоит сильно сжимать ее пальцами и надавливать на бумагу.

В процессе создания пейзажей педагог стимулирует детей использовать разнообразные цвета и оттенки, многие из которых образуются путем смешивания основной краски с белилами.

При создании картины природы некоторые объекты стоит сначала прорисовать простым карандашом, например, бабочку или таким способом наметить их расположение на основе.

Что касается горного пейзажа, то, чтобы горы не казались повисшими в воздухе, следует рисовать их от края листа, поднимаясь вверх. Другой способ — изображать их от линии горизонта.

В пейзажной живописи при создании необычных выразительных образов на помощь дошкольникам приходят нетрадиционные техники рисования. Так, крону дерева можно оригинально изобразить мятой бумагой. Кусочек бумаги окунается в краску и прижимается к основе. Отметим, что для каждого цвета нужно использовать новый комочек.

Осеннее дерево

Листва изображается с помощью мятой бумаги

Для этой цели также можно использовать рисование пальчиком или тычком полусухой кистью.

Дерево осенью

При рисовании кроны и опавших листьев используется пальчиковая живопись

Дерево в осеннем лесу

Листья изображаются тычком полусухой кистью

Для изображения ствола дерева с причудливыми изгибами ветвей хорошо подходит метод кляксографии. Он уместен и для рисования травы. С помощью же ладошковой живописи можно эффектно изобразить бабочек на летней картинке.

Летние мотивы

Рисование с использованием нетрадиционных техник (ладошковая живопись и кляксография)

Дерево

Кляксография прекрасно передает образ дерева со множеством ветвей

Очаровательные пейзажи получаются с помощью монотипии — таким способом обычно рисуют деревья, отраженные в водоеме.

Деревья на берегу озера

Монотипия

Стоит упомянуть и о нетрадиционной технике эбру — рисовании на воде с последующим оттиском на бумажную основу. В детском саду для этой цели лучше использовать молоко: оно дольше не смешивается с гуашью (молоко могут принести родители каждого из воспитанников). Как вариант — можно добавить в воду немного конторского клея. Жидкость наливается в емкость. Для нанесения на нее краски можно использовать обычную кисточку, пипетку или зубочистку. На поверхности молока ребенок создает различные образы. Когда пейзаж готов, он переносится на бумагу. Хорошо подходит пористая акварельная бумага (прекрасно абсорбирует краску), хотя можно использовать и обычную альбомную.

Ребенок рисует красками на жидкой поверхности

Первый этап рисования в технике эбру

Готовые отпечатки на бумаге

Итог работы — композиция на бумаге

Техники эбру идеально подходит для создания фантазийных пейзажей, хотя таким способом получаются и очаровательные летние картины природы.

Фантазийный пейзаж

Рисунок в технике эбру

Скоро лето!

Рисунок в технике эбру

Дополнительные виды изобразительной деятельности, которые можно задействовать при создании работ, реализация индивидуального подхода на занятии

Замечательные пейзажные композиции получаются, если не ограничивать дошкольников в выборе материала, предоставляя им на занятии рисованием цветную бумагу, пластилин и прочие принадлежности. Так, картину зимнего леса сделают незабываемой мелкие кусочки поролона, создающего образ снежных хлопьев.

Деревья в инее

Рисование с элементами аппликации поролоном

А летнюю композицию идеально дополнят бабочки, силуэты летящих птиц, лепестки цветов, выполненные в технике пластилинографии.

Картинка про лето

Рисование с элементами пластилинографии и аппликации

Подобные приемы оптимальны для проявления творческой индивидуальности детей, особенно тех, кто проявляет повышенный интерес и способности к изобразительной деятельности.

Из аппликативных деталей можно создать замечательную коллективную работу: каждый ребенок прорисовывает силуэт дерева, который затем приклеивается в общую композицию.

Осенний лес

Рисование с элементами аппликации (коллективная работа)

Кстати, дерево на шаблоне можно изобразить и пластилином. А затем приклеить его на красиво нарисованный фон.

Осенний пейзаж

Рисование с элементами аппликации (коллективная композиция)

Варианты композиций

Пейзажной живописи посвящено достаточно много занятий. Так, в начале учебного года (сентябрь) дошкольникам предлагается нарисовать картинку про лето, в которой они должны отразить впечатления, полученные от общения с летней природой.

Чуть позже (также в сентябре) ребята создают композицию «Осенний лес», где они упражняются в рисовании самых разных деревьев и кустарников в желто-оранжевом наряде.

В декабре дети рисуют пейзаж «Зима». Задача данного занятия — отобразить зимнюю картину природы в лесу, поле либо в поселке или городе. Таким образом, дошкольники знакомятся с понятием «городской пейзаж».

Рисование на зимнюю тему «Большие и маленькие ели» (декабрь) учит ребят создавать в одной композиции образы деревьев, различающихся по высоте, окраске, строению.

В феврале детям предлагается тема «Красивое развесистое дерево». Здесь акцент ставится на тщательной прорисовке одного образа, красивом композиционном решении рисунка (разместить одно дерево на основе — оно изображается не слишком мелким, но и не крупным).

На другом занятии ребята создают красивую лесную картинку – «Деревья в инее».

Весенние пейзажи связаны с созданием образов цветущего сада и луга с порхающими над ним бабочками. Эти темы традиционно предлагаются в мае. Рисование «Цветут сады» направлено на развитие композиционных умений, а «Бабочки летают над лугом» упражняет воспитанников старшей группы в создании несложного сюжета окружающей природы.

Кроме указанных тем, связанных с изображением природы в то или иное время года, целесообразно предлагать ребятам рисование морского или горного пейзажа. Такие композиции, как правило, получаются красивыми и колоритными. Для развития же творческой фантазии детям предлагаются такие темы, как фантазийный пейзаж (например, сказочный лес) или космический (поверхность луны или какой-то неизвестной планеты с диковинными деревьями и пр.).

Пейзажи можно создавать и коллективно. Удобнее всего это сделать, используя элементы аппликации: ребятам раздаются силуэты деревьев, которые они прорисовывают и раскрашивают, а затем наклеивают на общий фон.

Организация мотивирующего начала непосредственно образовательной деятельности: демонстрация картин, наблюдение на прогулке, беседа, стихотворение, сказка и прочее

Что занятие пейзажной живописью максимально увлекло дошкольников, воспитатель должен продумать подходящую игровую или сказочную мотивацию. Например, в группу приходит письмо от пингвинов с далекого Севера. Оказывается, пингвины учатся в своей художественной школе, и преподаватель дал им задание изобразить летний пейзаж. Но ведь, они никогда не видели лета, даже не знают, какого оно цвета — ведь, на Севере всегда лежит снег. Пингвины просят ребят помочь — показать им, как выглядит лето. Воспитатель предлагает детям дидактическую игру «Составь пейзаж», где из множества природных объектов они выбирают те, которые соответствуют летнему сезону. Дошкольники успешно создают картинку, но она всего одна, а пингвинов много, поэтому дети приступают к рисованию летнего пейзажа, чтобы сделать подарок каждому пингвину.

Если тема занятия «Зимний пейзаж», то разыгрывается обратная ситуация — письмо уже приходит из жаркой Африки, от детишек из детского сада «Пальмочка». У них очень жарко, они целый год купаются и загорают, даже зимой. Африканские ребятишки хотят узнать, как выглядит русская зима.

Для рисования весеннего или летнего пейзажа опять-таки используется прием получения письма. У двери группы педагог находит послание от человечков из сказочной страны. Злой волшебник заколдовал их прекрасные сады, и они перестали цвести. Чтобы развеять чары злодея, воспитанники детского сада должны нарисовать цветущие деревья для человечков.

Письмо детям может написать сама Весна. Она переживает, что из-за проделок коварной Зимы и ее помощников — злых ветров и трескучих морозов — не может примерить свои цветущие зеленые наряды. Весна просит детей помочь стать красивой.

Другой вариант мотивации — воспитатель приносит ребятам в подарок картину «Осенний лес». Но, оказывается, по дороге дождь смыл с нее осенние краски — остались только зеленые елочки. Педагог просит дошкольников исправить ситуацию — нарисовать красивые осенние пейзажи в желто-оранжевых тонах.

Детей всегда привлекает сказочная мотивация. Для этой цели при рисовании пейзажей можно использовать экологические сказки. Как вариант рассмотрим произведение А. Лопатиной «Почему у земли платье зеленое». Здесь маленькая девочка интересуется у мамы, почему трава и деревья на Земле зеленого цвета. Мама рассказывает дочке, что когда Творец попросил Природу сшить для Земли наряд цвета веры и надежды, то волшебница Природа выбрала зеленый цвет. С тех давних времен созерцание зеленого ковра ароматных трав, кустарников и деревьев дарит человеку надежду и веру, делает его лучше и очищает. Девочка возразила маме, что травка осенью высыхает, а листва опадает с деревьев. Мама после раздумий спросила дочку, сладко ли ей спалось сегодня в мягкой кроватке. Девочка удивилась ее вопросу, а мама объяснила, что так же сладко спят травы и цветочки на полях под пушистым снежным одеялом. И деревья отдыхают, чтобы набраться сил и радовать людей новыми надеждами. А для того чтобы людям не было совсем грустно зимой без зелени, елочки и сосны на радость нам носят зеленый наряд.

Волшебница Природа

Иллюстрация к сказке А. Лопатиной

После прочтения этой замечательной сказки воспитатель беседует с детьми о колорите природы, выясняет, нравится ли ребятам больше летний или зимний лес. Можно также порассуждать на тему: чтобы изменилось на земле, если бы природа сшила бы не зеленый, а красный или фиолетовый наряд. После беседы ребята приступают к рисованию летнего или зимнего пейзажа (на выбор). При изображении зимнего леса там должны присутствовать елочки или сосны.

При рисовании картин природы очень уместно включать в занятия и стихотворные произведения. Например, если дошкольника предлагается тема ««Большие и маленькие ели» то очень кстати будет стихотворение И. Токмаковой «Ели», где деревья наделяются антропоморфными чертами:

Ели на опушке —До небес макушки.Слушают, молчат,Смотрят на внучат.А внучата-елочки,Тонкие иголочки,У лесных воротВодят хоровод.

Для рисования осеннего пейзажа подойдет стихотворение И. Михайловой:

Осень длинной тонкой кистьюПерекрашивает листья.Красный, жёлтый, золотой –Как хорош ты, лист цветной!..А ветер щёки толстыеНадул, надул, надул.И на деревья пёстрыеПодул, подул, подул!Красный, жёлтый, золотой…Облетел весь лист цветной!..

http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2016/10/17/risovanie-osenniy-les

Еще одни замечательные строки про осень:

Е. Трутнева «Осень»

Стало вдруг светлее вдвое,Двор как в солнечных лучах-Это платье золотое У березы на плечах.Пролетают паутинкиС паучками в серединке,И высоко от землиПролетают журавли.Все летит… Должно быть, этоПролетает наше лето.

http://ped-kopilka.ru/blogs/minzija-kagirovna-shirijazdanova/konspekt-nod-po-risovaniyu-v-detskom-sadu.html

Очень красивое стихотворение про зиму написала О. Шалимова:

Шёл по миру снегопад.Шёл куда глаза глядят –То в деревню завернет,То по городу пройдет.А потом, потом в лесок,На прибрежный пляж, песок,На пригорки, на холмы,На деревья и кусты…По дорогам, по тропинкам, Всем он нес свои снежинки.Нес и нес легко, светло.Стало всё белым — бело.Всё сияло нежным светом,И сменилась ночь рассветом.Снегопад шагал, шагалИ немножечко устал!Он устал и перестал.Он снежинки все раздал!Пусть немного отдохнёт,Он потом опять придет!

http://kladraz.ru/blogs/ana-genadevna-gordeva/master-klas-po-risovaniyu-snegopad.html

Перед созданием завораживающей картиной заката солнца на море детям стоит услышать строки В. Амелина:

Я обожаю красоту заката…Особенно когда он на воде…Блеск волн горящих дивного наката…Всё воскрешает лучшее во мне…Захватывает дух от наважденья…И сердце от блаженства всё поёт…Для тела — это просо искушенье…Его на подвиг издали зовёт…Нельзя красой такою насладиться…Закат на море — это Рай Земной…Не замечая можно, так влюбиться…И заболеть всей этой красотой…Люблю заката дивные свеченья…Закат и вправду стал мне, как родной…Откину, уберу я все сомненья…Всей полюбил закат своей душой.

http://ped-kopilka.ru/blogs/voronkina-lyudmila-artemevna/master-klas-po-risovaniyu-peizazh-s-zakatom-solnca-na-more.html

Создать нужную творческую атмосферу на занятии помогут также физкультминутки.

Весенняя тематика:

Физкультминутка «Прогулка к морю» (занятие по рисованию морского пейзажа)

Пальчиковая гимнастика на осеннюю тему

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Физминутка — аутотренинг.

  • А теперь мы с вами превратимся в деревья.
  • «Я — большое заснеженное дерево.
  • Мои ветви тянутся к небу.
  • Ярко светит солнце,
  • Дует лёгкий ветерок,
  • Я вдыхаю его чистый свежий воздух
  • Надо мной гордо кружат птицы.
  • Мне хорошо и приятно».

Конспекты занятий

Пейзажные композиции воспитанников с комментариями по выполнению работы

«Картинка про лето»

Летняя природа пробуждает у дошкольников творческую фантазию. Композиции на это тему проникнуты теплотой и радостным настроением. Поэтому солнышко часто изображается улыбающимся («Колосится рожь», «Красота лета», «Летний день»).

Летний пейзаж ассоциируется с насекомыми, яркими цветами в изумрудной или нежно-зеленой траве. Причем, насекомые часто изображаются нарочито крупными(«Краски лета» , «Летний день», «Подсолнухи»).

Особенно колоритны картины, выполненные гуашью («Красота лета», «Сказочное лето»). На риснуке «Сказочное лето» крупным планом изображен цветок, похожий на «Цветик-семицветик» из одноименной сказки, и яркая бабочка с красивывм рисунком крыльев.

Очаровательна композиция «Лето красное», где на переднем плане детально прорисованы одуванчики, а вдали красуется радуга. Работа выполнена в нежных пастельных тонах.

На рисунке «Беззаботное лето» мы видим узкую тропинку, по краям которой растут цветы. Ребенок изобразил в работе самые разные летние цветочки, включая скромные ромашки и синие колокольчики.

В композиции «Радостное лето» в пейзаж включен человек — мальчик, купающийся в озере.

Фотогалерея: примеры детских работ

«Осенний лес»

Воспитанники старшей группы создают чудесные осенние пейзажи. В этом им помогают нетрадиционные техники. Так, методом тычка полусухой кистью изображены листья на рисунке «Деревья в золоте». Образы деревьев в осеннем наряде созданы с помощью оттиска листьями («Волшебница осень», коллективная композиция «Золотая осень»). Оригинальна работа «Осень в лесу», где способом кляксографии созданы причудливые образы деревьев, солнца, травы и ежиков. Как всегда эффектны работы в технике монотипии («Деревья, отраженные в воде»). Желтые кроны деревьев и опавшую листву можно изобразить также поролоновой губкой («Осенний лес»).

Аккуратно выполнена работа «Волшебные краски осени», где мы можем увидеть и птичек, и самые разные виды грибов, и даже зайчика. Представляет интерес композиция «Таинственный осенний лес», изображающий природу на фоне ночного неба, усыпанного звездами.

Фотогалерея: готовые рисунки

«Зимний пейзаж»

Дошкольники рисуют прекрасные зимние картины природы. Всегда эффектны монохромные композиции, выполненные белой гуашью на темном фоне («А снег идет…», «Зима в лесу»).

Работа «Зимний вечер», выполненная в нежных спокойных тонах, похожа на настоящую сказку: на силуэтах деревьев прорисованы белые веточки затейливой формы, вечернее небо искрится звездочками. Прекрасны «Деревья в инее» на фоне очень красивого сине-фиолетового неба.

Очаровательные елочки представлены в композиции «Большие и маленькие ели» — все они пушистые и аккуратные. Детально прорисованы деревья в работе «Зимний пейзаж».

Интересен рисунок «Краски зимы», где переплетаются силуэты деревьев различной окраски. Холмистая местность изображена в композиции «Красота зимнего леса».

Фотогалерея: рисунки с изображением зимнего пейзажа

«Весенний пейзаж»

Нежная и красивая весна в детских работах — это прежде всего распустившиеся цветы. На многих работах изображены подснежники («В весеннем лесу», «Весенние первоцветы», «Признаки весны», Приметы весны). На детских весенних пейзажах ярко светит солнышко с длинными лучами («Бабочки летают над лугом, Весенние первоцветы», «Весенний луг», «Приметы весны», «Яблоневый сад весной»).

Ребята часто изоражают оттаявшие лесные ручейки и речки («Весна. Лед тронулся», «Признаки всены», «Приметы весны»).

Чисто весенний образ — цветущий яблоневый сад, который представлен в работах «Сады цветут», «Яблоневый сад весной».

Фотогалерея: весна на рисунках детей

«Морской пейзаж»

Дошкольники любят изображать красивое и загадочное море. Часто ребята изображают его неспокойным, с бурлящими волнами. Образ волн на синем фоне воды передается с помощью краски другого цвета — белой, темно-синей, зеленой. Очень эффектно смотрится море на фоне заката солнца («Морской пейзаж»). В композицию обычно включаются птицы, парящие над водой («Море волнуется», «Морской пейзаж»).

Фотогалерея: детские рисунки на морскую тематику

Море волнуется Рисунок акварелью Морской пейзаж Рисунок акварелью и фломастерами Я рисую море Рисунок гуашью

«Горный пейзаж»

Всегда красочными получаются у дошкольников горные пейзажи. На огромных великанов похожи горы, увенчанные снежной шапкой («Высокие горы», «.Лучше гор могут быть только горы»). Очаровательно сочетание в рисунке горного и морского пейзажа («Горы, отраженные в море»). Отметим необычайно красивый фон неба (градиентные переходы цветовых оттенков) и то, как интересно черные горы отражаются в морской глади.

Фотогалерея: рисунки детей с горами

Высокие горы Рисунок гуашью Горы, отраженные в море Рисунок гуашью Лучше гор могут быть только горы Рисунок гуашью

Видео: рисование осеннего пейзажа с использованием нетрадиционной техники кляксографии

Видео: фантастический пейзаж — рисование на воде в технике Эбру

Видео: интересный способ рисования листвы на деревьях с помощью набрызга акварелью

Видео: рисуем весенний пейзаж — мастер-класс

https://youtube.com/watch?v=WZw6UVuCD9w

Видео: летний пейзаж — монотипия

Видео: рисование елей в зимнем лесу — мастер-класс

Видео: как нарисовать морской пейзаж гуашью (урок для детей от 5 лет)

Видео: как нарисовать дождливый пейзаж

Видео: три способа рисования травы гуашью

Красота природы безгранична, как безграничны составляющие ее объекты. Через восприятие этой красоты ребенок познает окружающий мир. Лучший же способ в дошкольном возрасте выразить свои мысли и чувства — сделать это с помощью рисунка. В старшей группе ребятам предлагается создание самых разных пейзажных композиций — передающих разные виды природного ландшафта, а также характерные признаки каждого времени года. Основная же задача педагога во время таких занятий — обеспечить эмоционально-образное восприятие действительности, продумать увлекательную мотивацию и познакомить дошкольников с подходящими техниками изображения.

(Visited 1 507 time, 4 visit today)

Лариса Морозова Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория). Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

Метки:

shkolabuduschego.ru


Смотрите также