3 класс. Изобразительное искусство. Урок 4. ТЕМА. МАМИН ПЛАТОК. Мамин платок рисование 3 класс


Конспект урока по ИЗО "Мамин платок"

Открытый урок по изобразительному искусству

для 3 кл. по программе Неменского Б.М.

«Мамин платок» (ФГОС)

Цель: Знакомство детей с художественной росписью платков и их разнообразием.

Задачи:

1. развитие эстетического восприятия, творческой фантазии в украшении платка;

2. формирование знания и умения по росписи платка;

3. воспитание любви к народному творчеству.

Оборудование:

(для учителя)

Компьютер, проектор, схемы платков, платки, карточки с новыми словами.

(для учащихся)

Клеенки, кисти, палитра, гуашь, банки для воды, тряпочки, трафарет, мятая бумага, губки.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Беседа.

Сегодня я принесла на урок старинную шкатулку. Она досталась мне от моей мамы, а ей от её мамы.

- Хотите узнать, что там лежит?

(ответы детей – да!)

Тогда, отгадайте загадку.

В целом мире мы известны,

Знает нас любой знаток,

Этот сувенир чудесный,

Это – мамочкин платок.

3. Презентация.

1. Не кажется ли вам, ребята, что мы попали в какой-то волшебный мир?

Какие удивительные по цвету платки, какое многообразие узоров, цветов.

2. Платки появились в России больше 200 лет назад. Сначала их привозили из Индии и Турции.

3. Но русские мастера быстро научились ткать и расписывать платки.

4. И до сих пор платки не утратили своей популярности. Их носят не только на голове, но и надевают на плечи, повязывают на шею.

5. Существуют различные техники украшения платков:

6. Это может быть вышивка нитями разного цвета.

7. Роспись красками,

8. Набивными узорами.

9. Ручная набойка - один из древнейших видов искусства художественных тканей. Способ переноса узора на ткань таков; для каждого цвета вырезается рисунок на доске, на него наносится краска и отпечатывается на ткани, постукивая сверху молоточком. Поэтому и назвали это искусство - набойкой.

Сейчас людей на фабрике заменили машины, но всегда ценилась ручная работа.

10. Умелые мастера прославили свой город – Павловский Посад. Который находится не далеко от Москвы.

11. Платок - может служить как одеждой, так и украшением, его носят круглый год, он может стать лучшим подарком, про него сложены стихи и песни.

12. Разноцветные цветы

Расцвели на ткани.

Напечатаны они –

Умелыми руками.

4. Беседа.

- Что сегодня мы узнаем нового и чему научимся?

(ответы детей - расписывать платок)

- А как можно отличить просто ткань от платка?

(ответы детей)

Правильно. Платок это замкнутая композиция в квадрате, по краям платка ограниченная каймой или кантом или линейным орнаментом.

Кайма (кант) это - край, кромка; полоса по краю чего-либо.

(Толковый словарь. Даль В.И.)

У каждого платка есть свой ритм.

- Если разделить его на равные части, то что мы заметим?

Сложить платок

(ответы детей)

Правильно, все части платка одинаковые.

Этот принцип называется - симметрией.

- Как вы думаете, все ли равно вашей бабушке, маме, сестре, какой надеть платок?

(ответы детей – нет)

Есть платки праздничные, будничные и скорбные.

Показ платков

- Какой платок можно назвать праздничным?

(красивый, яркий, броский и др.)

- Какой платок можно носить в будни?

(простой, с незатейливым узором, более приглушенный, сдержанный).

- Какой платок ближе женщине, когда у нее горе?

(темный, черный).

Развесить платки.

Для того чтобы нарисовать платок для мамы, бабушки или девочки.

Нам нужно вспомнить, какие бывают орнаменты?

(ответы детей - замкнутые, ленточные, сетчатые.)

- А какие виды орнаментов вы еще знаете?

(ответы детей - растительные, геометрические)

Повесить орнаменты и схемы

Физкульт. минутка

Чтоб получилась красота -

Художник смешивай цвета!

Возьми палитру и твори.

У нас цветов важнейших три.

Мы давно знакомы с ними,

Это желтый, красный, синий.

Друг с другом их соединяй,

Все многоцветье получай.

Будем красками писать,

Из бумаги вырезать,

Чтобы яркие картины

Нам хотелось создавать.

5. Самостоятельная работа.

Сейчас мы с вами создадим свой платок ручной работы.

Вы будете работать в парах. Определите, для кого вы будете расписывать платок, (цвет платка - будет вам подсказкой) он будет для праздника или повседневный, для девочки или для женщины и в соответствии с этим какой на нем будет узор. При выполнении работы вам нужно придерживаться композиционного ритма, в этом вам помогут схемы. Используйте для работы разные способы: роспись, трафарет или мятую бумагу.

Музыка для фона. Русская народная.

Работу закончили. А какие новые слова вы сегодня узнали?

- набойка, кайма, кант, симметрия.

Обменяйтесь платками.

Определите, для кого выполнен этот платок.

Обоснуйте свой ответ.

Оценить работу и своё настроение, которое вызвал у вас сегодняшний урок.

(ответы детей)

6. Итог урока.

Молодцы! Оформляем выставку работ. Мы ее назовем:

«Если платки расстелить на поля, то еще красивее станет земля!»

Посмотрите, какое сегодня красочное осеннее «Дерево – настроение» у нас получилось. Я рада, что сегодняшний урок вызвал у вас положительные эмоции.

7. Домашнее задание.

К следующему уроку узнайте, чем отличаются Павлово - посадские платки от Оренбургских. И какова отличительная черта платка женщины удмуртки.

videouroki.net

Открытый урок по изобразительному искусству в 3 классе Тема: Мамин платок

Открытый урок по изобразительному искусству

в 3 классе

Тема: Мамин платок.

Цели урока:

  1. Иметь представление об истории головного убора - платке, о его прямом и косвенном предназначении в прошлом.

  2. Иметь представление о разнообразии платков.

  3. Научиться по орнаменту и цвету различать праздничные и повседневные платки, платки для взрослых и молодых женщин, бабушек и девочек.

  4. Закрепить умение составлять орнамент.

  5. Закрепить навык работы с гуашью.

Оборудование:

- выставка платков;

- альбомы;

- гуашь и кисти.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Проверка готовности рабочего места к уроку.

На доске размещен деформированный текст.

2. Подготовительная работа.

- Что вы видите на доске? (текст)

- Текст беспорядочный, поэтому непонятный. Давайте его восстановим. Для этого я буду вам задавать вопросы, а вы находить ответы.

- Что в старину считалось самым лучшим подарком для женщин?

( В старину на Руси самым желанным подарком

для женщин был платок.)

- Кто делал такие подарки женщинам?

( Его дарил хозяин дома, отец, брат или жених.)

- Почему этот подарок был желанным?

( Платок дарили в знак добрых чувств, внимания.)

- Пользуются ли нынче женщины платками?

( Его носят и сегодня.)

  1. Обсуждение выставки.

- У нас в классе сегодня размещена выставка платков, современных и прошлых лет.

- Что вы можете сказать, глядя на эти платки?

- Какую форму имеют платки? Почему, как думаете?

- Какие чувства они у вас вызывают?

- Почему платки такие нарядные?

- Что их делает такими красочными?

  1. Составление плана работы.

- Что украшает платок: рисунок или узор?

- Почему это узор?

- Из чего состоит узор?

- Какого вида узоры встречаются?

- Вам нужно будет создать платок для мамы. С чего вы начнёте?

( нарисуете квадрат)

- Мы будем сразу рисовать кисточками, поэтому сначала подумайте, с какой целью ваша мама будет надевать платок. Какого цвета будет ваш платок? Затем обдумайте, из чего будет состоять орнамент вашего платка? Где вы его разместите: в центре платка или же по краям? Вот после такой работы можете непосредственно начать создавать свой платок.

  1. Самостоятельная работа.

- Придумайте и нарисуйте такой платок, который бы украсил вашу маму и рассказал ей о том, как сильно вы её любите.

  1. Подведение итогов урока. Выставка детских работ.

- Как вы оцениваете свою работу?

- Чей платок получился самым нарядным?

- Чей платок самый нежный?

- Чей платок согревает?

- Чей платок хочется иметь у себя дома?

- Молодцы! Вы здорово потрудились.

- Урок окончен.

В старину на Руси самым

желанным подарком для

женщин был платок.

Его дарил хозяин дома,

отец, брат или жених.

Платок дарили в знак

добрых чувств, внимания.

Его носят и сегодня.

doc4web.ru

Урок изобразительного искусства в 3 классе на тему «Мамин платок»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Туршинская основная общеобразовательная школа»

Медведевского района

Республики Марий Эл

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе

«Мамин платок»

Подготовила

учитель начальных классов

Тарасова Ольга Николаевна

д.Средняя Турша

2013

Тема: Мамин платок

Цель: нарисовать платок с использованием орнамента.

Задачи:

  1. расширять представления учащихся о работе художника - прикладника и процессе создания эскизов ткани;

  2. формировать навыки композиционного построения орнамента;

  3. развивать графические навыки, внимание, творческие способности;

  4. воспитывать эстетическое отношение к действительности, интерес к предметам ДПИ.

Оборудование: альбом, краски, кисти, один законченный вариант работы, платки, схемы расположения орнамента, аудиозаписи народных песен.

Ход урока

  1. Организационный момент. Проверка готовности рабочих мест.

  2. Актуализация знаний учащихся.

- Мы уже немало говорили, какое важное значение имеет труд художника для нашего дома и предметов, которые нас окружают в повседневной жизни. Кто помнит, как звучит тема четверти?

- Искусство в нашем доме.

- Каждый художник немного волшебник. с помощью красок и фантазии он может превратить неприметную игрушку в яркую и веселую, темную комнату сделать светлой и наоборот. Своим волшебством художник украшает нашу жизнь. Давайте вспомним, в каких вещах или предметах нашего дома можно видеть труд художника? (ответы детей).

- Вы назвали в своих ответах одежду. А можно ли назвать одежду частью искусства? Почему?

3. Постановка цели урока.

-Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?

- Сегодня мы поговорим об одежде, а точнее, об одной из деталей одежды, головном уборе - платке.

4. Беседа по теме урока.

- Посмотрите на эти рисунки (на слайде - репродукции русских художников с изображением русских женщин в платках). В старину платок был самым желанным и дорогим подарком для женщины. Его дарил хозяин дома, отец, брат в знак внимания и добрых чувств. Нарядный платок перешел из прошлого и в современные дни (на слайде фотографии современных женщин в платках и самих платков).

- Платок - тоже вид декоративного искусства. На нем художник создает свой неповторимый узор.

На шелка легли узоры всей земли:

Небеса, поля и горы зацвели.

Яркой выдумкой, и цветом, и каймой

Ткань соперничает с летом и зимой.

Б. Дубровин

- Как же появляется узор на платке? Как вы думаете, как художник создает узор? (всматривается в природу, любуется цветами и листьями, потом выбирает нужные детали и упрощает их).

- Из деталей, чередуя их между собой, художник создает узор. Так появляется эскиз украшения платка. Если он понравится художнику, то на фабрике по этому эскизу изготовят платок.

- А можно ли платку, надетому женщиной, что-либо узнать о ней самой? Например, ее настроение?

- В зависимости от настроения люди одеваются по-разному, и платки тоже надевают разные. Как вы думаете, какой платок наденет женщина, если у нее хорошее настроение? А если ей грустно?

- Некоторые платки носят часто, а некоторые хранят бережно, надевают в особых случаях. Что вы можете о них сказать, чем они отличаются?

( в будни носят скромные платки, а в праздники - яркие, нарядные).

- А теперь посмотрите на эти три платка (на доске 3 платка разные по расцветке и рисунку: 1- спокойный, скромный по расцветке и рисунку, 2 - яркий, с нарядным орнаментом, 3 - веселый, с забавным рисунком ).

- Кто бы надел эти платки?

- 1- платок для бабушки: мягкий и добрый, строгий по рисунку и цвету.

2- для мамы: яркий, нарядный. Его можно носить как шарф или шейный платок.

3 - для веселой озорной девочки. Он с детским рисунком.

- Сейчас изготавливают платки, на которых нет четкого узора, они похожи на легкий ветерок или волну. Такие подойдут для юной девушки.

- Орнамент какого вида вы видите на этих платках? (растительный и геометрический).

- Какая часть орнамента основная в платке? (в центре).

- В некоторых платках нет такого центра, узор идет по краю, а иногда и вовсе без определенного порядка. Вспомните, какие платки вы видели у ваших мам, сестер, бабушек. Какой вам нравится больше всех других? Расскажите.

5. Постановка учебной задачи.

- Нарисовать платок.

Физкультминутка.

6. Объяснение задания.

На доске - схемы расположения орнамента и один законченный рисунок.

- Подумайте над видом орнамента, его расположением, не забудьте, для кого вы рисуете свой платок и для какого случая.

7. Самостоятельная работа учащихся.

8. Анализ работ. Оценивание.

- Расскажите, для кого ваш платок и куда его можно надеть.

9. Обобщение.

10. Итого урока. Рефлексия.

Используемая литература:

  1. Н.А.Горяева, Л.А. Неменский, А.С.Питерских под редакцией Б.М.Неменского. Учебник изобразительного искусства для 3 класса «Искусство и ты». - Москва: «Просвещение», 2011 г.

  2. Дроздова С.Б. Поурочные планы по учебнику Н.А.Горяевой, Л.А. Неменской, А.С.Питерских под редакцией Б.М.Неменского «Изобразительное искусство» 3 класс. - Волгоград. «Учитель», 2006 г

  3. Б.М.Неменский. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд». М.:, «Просвещение», 2009 г.

botana.cc

3 класс. Изобразительное искусство. Урок 4. ТЕМА. МАМИН ПЛАТОК

3 класс.

Изобразительное искусство.

Урок 4. Тема. Мамин платок

Подготовка к усвоению

материала. Сообщение темы урока

– Об этом предмете женской одежды создано немало песен, ведь он не только служил для каких-то утилитарных целей, но и был символом чистоты, скромности. Что же это за предмет? Звучат «Оренбургский платок», «Синий платочек». – «Героем» нашего урока станет платок

Слушают учителя

II. Изучение нового материала

Словесно- иллюстративный рассказ с элементами беседы «Платок и его история».

– Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой – убрус, которым женщины издревле покрывали голову. С конца XVII века он уступает место платку, а спустя век в русском языке появляется слово «шаль», позаимствованное из персидского языка, означающее большой узорный платок. Он часто выступал показателем социального статуса обладательницы. Знатные особы носили «богатые» платки из дорогой ткани, вышитые золотом. Платком обертывали священные предметы. В танце с его помощью девушки подчеркивали грациозность и легкость своих движений. История русского платка начинается с XII века. Головное полотенце, убрус, или полотно из куска ткани женщины набрасывали поверх головного убора. О русских платках и шалях знали даже за рубежом. Павловопосадский платок, например, стал обязательным элементом русского костюма. Он привлекает своей декоративностью, колористикой. Крупные цветы, растительные узоры, контрастный фон – как символ слияния человека с природой. Слава павловопосадских платков не меркнет до сих пор. В Павловском Посаде существует Музей истории русского платка и шали. Многие современные модельеры использовали тему павловопосадских платков в своих коллекциях. Настоящим достоянием русской культуры стали оренбургские платки из козьего пуха. Они появились в конце XVII века, а в XIX веке о них знала вся Европа. Платки очень красивы и настолько тонки, что их можно поместить вовнутрь гусиного яйца и даже протянуть сквозь кольцо. Оренбургские платки получили всемирное признание на выставках в Париже, Чикаго, Брюсселе. Оренбургский пуховый платок – это целая история русской культуры, обрядов и традиций. Замужняя русская женщина должна была надевать платок поверх головных уборов, а девушки – непосредственно на голову. Красивый платок был лучшим подарком к любому празднику. Со временем он утратил функцию «индикатора» социального или возрастного статуса. Его стали использовать в качестве оригинального аксессуара, украшающего любой наряд.

Коллективный поиск ответа на вопрос

– Чем платок отличается от ткани? Рассмотрите узорную ткань и платок.

Вывод: платок – квадратный; имеет замкнутую композицию, ограниченную, как правило, по краям каким-то линейным орнаментом, часто композиционным акцентом служит его центральная часть

Участвуютв дискуссии, отвечают на вопросы, слушают учителя

Беседа «Виды платков».

– Не кажется ли вам, ребята, что мы попали в какой-то волшебный мир? Какие удивительные по цвету платки, какое многообразие узоров, цветов. Как вы думаете, все ли равно вашей бабушке, маме, сестре, какой надеть платок? Какой платок из этой коллекции выбрали бы ваши бабушка, мама, вы сами и почему? Вывод: платок – это настроение. Платок может подчеркнуть красоту женщины, а может и не соответствовать ей. Например, если на голове старушки яркий, броский платок, то он еще сильнее подчеркнет возраст, старость, усилит бледность лица, обострит морщинки. А темный платок приглушит молодость и красоту молодой девушки или женщины. Есть праздничные, будничные и скорбные.

– Какой платок можно назвать праздничным? (Красивый, яркий, броский и др.). Какой платок можно носить в будни? (простой, с незатейливым узором, более приглушенный, сдержанный). Какой платок ближе женщине, когда у нее горе? (Темный, черный.) Вот мы и выяснили, что платки есть на все случаи жизни, на любой возраст

Слушают учителя, рассматривают слайды, отвечают на вопросы, анализируют ин-

формацию

Сообщение теоретических сведений «Производство узорной ткани»

– Русским мастерам таланта не занимать. Научились и они ткать самые разные шали: шелковые, шерстяные, ситцевые. Как же из однотонной ткани получали узорную? Ручная набойка – один из древнейших видов искусства художественных тканей. Узорную ткань способом набойки получают при помощи специальных печатных досок – деревянных форм с рельефным узором, которые переносят краску на полотно. Формы для оттиска узора называются «манеры» или «цветки». Они могут быт резными или составленными из вбитых в доску металлических пластин, гвоздиков, проволоки и т. п. Иногда деревянный рельеф дополняют металлическими элементами для получения в узоре тонких линий, точек и мелких мотивов орнамента

Слушают учителя, анализируют инфор-

мацию

Словесно-иллюстративный рассказ «Павловские платки и их орнаментальные композиции»

– Павловские платки – изделия Павлово-посадской мануфактуры. Платки являются символом России. Традиции, которые свойственны павловопосадским платкам, сложились еще в XVIII в. С рождением павловских платков связана многоцветная набойка. Это традиционное ручное производство зародилось в восточном Подмосковье, в местах, где бурно развивалась текстильная промышленность. Наиболее известный центр ремесла – Павловский Посад – старинный город, расположенный на берегу реки Клязьмы в 68 километрах к востоку от Москвы.

Настоящий павловопосадский платок всегда имеет квадратную форму с симметричной композицией, которая включает в себя кайму и средник, а основным декором считается цветочный орнамент, отличаются четким ритмом и яркостью красок. Качество росписи в старину проверяли очень интересным способом: выходили на берег реки Вохны и разворачивали платок, рисунок павловского платка должен был быть хорошо виден с другого берега реки. А теперь давайте посмотрим на платок как на цельную, замкнутую композицию. В ней существует определенный порядок в расположении природных элементов ( симметричных и асимметричных).

Работают

с учебником, рассматривают иллюстрации, читают вопросы и отвечают на них,

анализируют информацию, проверяют правильность

выполненного задания

III. Творческая практическая деятельность

Беседа «Что мы будем рисовать?»

– Сегодня мы будем расписывать платок. Художник, прежде чем начнет изображать листья и травы, веточки и цветы, придумывает композицию точно так же, как это проделали мы с вами. А потом эту схему заполняет конкретными природными элементами.

– Где же он берет узоры? (Ему подсказывает их мать-природа.) Изображение алых роз и других растений на черной, васильковой, белой и красной «земле» создает музыкальное звучание цвета, вызывает образные ассоциации. Не случайно мастера дают такие названия своим композициям на шалях: «Солнечный круг», «Адажио», «Концертная» и др.

– Как мы будем работать над созданием платка? Кто сегодня из Братьев-Мастеров ведущий и будет нам помогать? (Мастер Украшения.) Возьмите бумагу нужного вам цвета. Подумайте, где можно расставить акценты – или в центре платка, или по углам. Рисунок схемы платка советую сделать вам светлой краской, чтобы он не мешал в дальнейшей работе. После того как эта работа будет сделана, можно, подключив свою фантазию, продолжать роспись платка. Только не забывайте, для кого вы его будете создавать – для бабушки, для мамы или для сестры.

Анализируют педагогический

рисунок, информацию, слушают учителя,

отвечают на вопросы, проговаривают последовательность работы, наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемыработы

Практическое задание

(учебник, с. 32)

Учитель контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания

Выполняют задание

IV. Итоги урока. Рефлексия

Выставка и презентация работ. Обобщение сведений

– Что нового вы узнали на уроке? Для кого предназначен ваш платок?

– Все ли вам удалось в этом задании? Что не удалось? Почему?

– Какое настроение у вас сейчас?

Рассматривают выполненные работы, оценивают их.

infourok.ru


Смотрите также