Записки юной художницы | № 3 | «Сыпучие» материалы. Материал для рисования в виде тонких деревянных палочек


Записки юной художницы | № 3 | «Сыпучие» материалыМир Анималистики

Привет всем хвостатым и не очень! Я вернулась к вам :-D  И даже не с пустыми лапами.. простите, руками..) Всё это время, которое я отсутствовала, я осваивала новые материалы: пастель, уголь, сангину и белый мел. И я конечно же решила рассказать вам немного про эти материалы.Лично для себя я их называю «сыпучими» материалами :) И не с проста: если их не закрепить, после того как вы закончили рисовать, то от рисунка вряд ли что-то останется кроме как приятных воспоминаний..) Но об этом чуть позже)Итак, я расскажу вам о каждом материале по отдельности. И начнём мы с сангины и её определения:

Сангина (от франц. sanguine, от лат. sanguinelis — кроваво-красный) — материал для рисования, изготовляемый преимущественно в виде палочек (из каолина и оксидов железа) различных красно-коричневых тонов.

Обычная тоненькая и ломкая палочка, которая сильно марает руки) Можно работать только ей или смешивать с другими материалами. Хорошо смотрится с углём) Есть отличительная особенность — сангину практически невозможно перекрыть другими «сыпучими» материалами. Так что имейте это в виду..)

Уголь (родств. agnis — огонь) — материал для рисования в виде тонких палочек, полученных из веточек березы, ивы и других деревьев, очищенных от коры и обожженных специальным способом. Другой способ получения рисовального угля — формирование стержней из угольного порошка, скрепленного растительным клеем (прессованный уголь). Этот уголь дает более глубокий черный цвет.

Тоже весьма обычная и ломкая палочка..) Пачкается ещё пуще сангины (потому что он темнее :)  ). Зато хорошо смешивается с другими «сыпучими» материалами. Так что смело накладывайте им тени на рисунок)Не буду вам давать определения белого мела: думаю, и так понятно, что это такое..) Скажу только, что в его основе находится карбонат кальция (если вам это о чём-нибудь говорит). Поэтому он и белый. И он особо не отличается от угля: только если составом и цветом) Кстати, вместо белого мела можно использовать белую пастель.

Пастель (франц. pastel от итал. pastello от лат. Pasta тесто) вид и техника изобразительного искусства, использующая в качестве материала мягкие цветные карандаши, изготовленные из красителей, мела и связующих веществ.

Не думаю, что скажу что-то новое, но пастель по свойствам и рассыпчатости похожа на два предыдущих материала :) Только цветовых оттенков больше) И сама потолще и покороче будет)А вот принципы рисования этими всеми материалами одни и те же: можно рисовать как обычными карандашами, перекрёстной штриховкой, параллельными линиями, растиранием… Последним методом можно очень плавно переходить из одного цвета в другой..) И так же при его помощи можно смешивать цвета)Но слишком подробно о методах рисования я вам рассказывать не буду: в интернете и так полным полно информации об этом, так же есть специальные книги и т.д. Моя же задача — подсказать, что, как и зачем :wink:Поговорили про сами материалы для рисования, теперь пришёл черед о вспомогательных средствах)

Бумага для этих «сыпучих» материалов нужна шероховатая, т.к. на гладкой они не будут рисовать. А если и будут, то тут же будут осыпаться..)Чтобы стирать и немного растирать — используем вместо обычного ластика ластик-клячку. Это такая пластилинообразная масса, которая собирает с поверхности листа микроскопические частички пастели, угля, сангины или белого мела. Ей также можно и стирать обычный карандаш) И её преимущество в том, что она не нарушает фактуру бумаги, оставляя её «рельефность» в целости и сохранности :)Для растушёвывания (оно же — растирание) можно купить специальный инструмент — растушку. Хотя можно и не тратить деньги, а взять обычную ватку, ватную палочку, временно чистую бумажку… На худой конец — у вас есть пальцы) :-DКстати, если вас напрягают пачкающиеся материалы (такие, как эти), можно взять обычный лист бумаги и обернуть им мелок. Можно вместо обычного угля купить угольный карандаш. А пастель и так очень часто продаётся уже «завёрнутая».

И наконец мы подошли к самому главному — закреплению и хранению рисунков.Рекомендуют после завершения рисунка накладывать сверху кальку и так хранить. Ещё советуют хранить под стеклом… Но лучше, чтобы не было такой мороки и рисунки точно сохранились, — закреплять их лаком. Вот о нём мы и поговорим подробнее.Существует специальный лак для закрепления таких материалов. Бывает и такой, который после его нанесения позволяет корректировать рисунок. Бывает совсем «закрепляющий»..) Но это вариант для художников, у которых деньги водятся и причём постоянно..) А есть вариант и для более экономных художников: обычный лак для волос. Только вот после его нанесения рисунок подкорректировать уже будет нельзя. Так что имейте это в виду)Хотя, если честно, я пробовала рисовать после закрепления лаком «Прелесть» и даже весьма удачно.

И самое главное — импровизируйте. Я сама прочитала кучу статьей про то, как рисовать «сыпучими» материалами. И мне, кроме как способа растушёвывания, ничего не пригодилось. Я просто села и начала рисовать. Нарисовала набросок простым карандашом (кстати, только не нужно давить на него слишком сильно) и раскрасила. Всё)

Так что, талант — это только небольшая часть успеха, дорогие мои читатели)На сегодня всё. С вами была Рыжая тучка. Надеюсь, что вам понравилась статья)Если вам есть что добавить — скажите, вы нам этим самым очень сильно поможете)Удачи вам в ваших творческих (и не совсем) начинаниях. До свидания! :wink:

Все статьи:

  1. Начало
  2. Срисовываем с фотографий
  3. «Сыпучие» материалы
  4. Художник — это дар?

animalistika.ru

Виды изобразительного искусства. Графика.

Графика

Графика от греч.— пишу — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки, контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ.

Наиболее древний и традиционный вид графического искусства, где основу изображения составляют линия и силуэт. В графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную ценность имеют и натурные наброски, эскизы к произведениям живописи, скульптуры, архитектуры .

Шанько Ирина, бумага, акварель, 2014.

Классификация:

В зависимости от способа исполнения и возможностей тиражирования графику делят на уникальную и печатную. Уникальная графика — создание произведений в единственном экземпляре (рисунок, акварель, монотипия, аппликация и т. п.). Печатная графика (гравюра) — создание печатных форм, с которых можно получать по несколько оттисков.

_____________________________________________________________________________________________________

Уникальная графика:

Акварель, водяные краски по бумаге или шелку. Техника использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.

Шанько Ирина, бумага, акварель, 2014.

_____________________________________________________________________________________________________

Гуашь, водяные краски на основе мела. Вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый. Гуашевые краски изготавливаются из  пигментов и клея с добавлением белил. Примесь белил придает гуаши матовую бархатистость, но при высыхании цвета несколько выбеливаются (высветляются), что должен учитывать художник в процессе рисования. С помощью гуашевых красок можно перекрывать темные тона светлыми. Высохшее изображение, сделанное гуашью, слегка светлее влажного, что делает сложным подбор цвета. Основа также может быть чувствительной к образованию трещин, если наложена слишком толсто.

Шанько Ирина, бумага, гуашь. 2012

_____________________________________________________________________________________________________

Пастель, цветные мелки. Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением.

Пастель бывает трех типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из  пигмента с льнягым маслом путем прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Существует два основных вида сухой пастели: твердая и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Дега. Голубые танцовщицы.

_____________________________________________________________________________________________________

Сангина, мелок или карандаш «рыжего» цвета. Часто входит в состав набора для пастели (сухая пастель).

Шанько Ирина, Бумага, сангина

_____________________________________________________________________________________________________

Сепия, мелок или карандаш коричневого цвета, из вещества выпускаемого каракатицей.Часто входит в состав набора для пастели (сухая пастель).

Шанько Ирина, бумага, сепия

_____________________________________________________________________________________________________

Уголь, в искусстве, материал для рисования, изготовленный из подвергнутых обжигу тонких древесных веток или обструганных палочек (в XIX в. также из угольного порошка с растительным клеем).

Угольные палочки

Угольные палочки изготавливаются из виноградных, буковых или ивовых сучков, обожженных в герметичной печи при высокой температуре. Ивовые угольные палочки - наиболее распространенный вариант. Виноградные и буковые палочки стоят дороже, но они оставляют более насыщенные штрихи. Палочки длиной 15 см продают в коробках, степень их твердости и толщины варьируется. Мягкий уголь быстрее превращается в порошок и хуже проникает в бумагу, чем твердый уголь. Поэтому мягкий уголь удобнее для создания больших тонированных участков, а также для незаметного перехода из оттенка в оттенок и для растушевывания.

Более твердые виды угля подходят для прописывания деталей, вырисовывания линии, он хуже растушевывается. Единственный недостаток угольных палочек - это их хрупкость: при сильном нажиме они обычно ломаются.

Прессованный уголь

Такой уголь производят из перемолотой угольной крошки, смешанной со связующим веществом, спрессованной в короткие толстые палочки.

Прессованный уголь крепче, чем угольные палочки, он не так легко ломается и оставляет насыщенный бархатистый след.

Но смахнуть такой уголь с бумаги намного труднее, чем природный уголь.

Угольный карандаш (ретушь)

Ретушь представляет собой тонкий «грифель» из прессованного угля, заключенный в деревянную оболочку. Такие карандаши не пачкают руки, их легче контролировать, чем угольные палочки. У них чуть более твердая текстура. Вы можете использовать только кончик такого карандаша, поэтому широкие штрихи вам будут недоступны. Кончик карандаша можно затачивать так же, как точат грифельные карандаши.

Шанько Ирина, бумага, уголь, мел.

_____________________________________________________________________________________________________

Соус, материал для рисунков, имеющий вид коротких круглых  серых и черных, палочек. Приготовляют соус из каолина, мела и прессованной газовой сажи. Соус - один из видов пастели. Он обладает большой силой и рыхлостью мягких сортов пастели. Рисование соусом ведется двояким путем — сухим и мокрым.

Ученическая работа. Фото из интернета.

_____________________________________________________________________________________________________

Тушь, краска для рисования и каллиграфии из сажи.

Тушь бывает жидкая, концентрированная и сухая в виде палочек или плиток. Наноситься на бумагу перьями или кистями.

Шанько Ирина, бумага, тушь, перо, кисть.

_____________________________________________________________________________________________________

Итальянский карандаш, который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порош­ка жжёной кости, скреплённого рас­тительным клеем.

А. А. Иванов. «Мальчик, играющий на свирели». Этюд к картине «Аполлон, Гиацинт и Кипарис». Итальянский карандаш. Ок. 1831—34. Третьяковская галерея. Москва.

_____________________________________________________________________________________________________

Гравюра, вид тиражной графики, когда с одного оригинала можно получить несколько оттисков. Виды гравюр:

-ксилография, гравюра на дереве.

А. П. Остроумова-Лебедева. "Горный институт". Гравюра на дереве для книги Н. П. Анциферова "Душа Петербурга". 1920.

_____________________________________________________________________________________________________

-литография, гравюра на камне.

 

_____________________________________________________________________________________________________

-линогравюра, гравюра на линолеуме.

И. В. Голицын. "Утром у В. А. Фаворского". Гравюра на линолеуме. 1963.

_____________________________________________________________________________________________________

-офорт, гравюра на металле, есть несколько различных техник: меццо-тинто, акватинта, сухая игла.

Т. н. Мастер игральных карт. "Дама с зеркалом". Резцовая гравюра на меди. Середина 15 в.

_____________________________________________________________________________________________________

Меццо-тинто

Предварительно полированная поверхность металлической доски подвергается зернению — покрывается с помощью «качалки» (гранильника) множеством мельчайших углублений, приобретая характерную шероховатость. Зернение — процесс длительный и весьма трудоёмкий. При печати такая доска («заготовка») даёт сплошной чёрный тон. Существуют и другие, в том числе за счёт травления, способы зернения доски.

В местах, соответствующих светлым частям рисунка, доску выскабливают и выглаживают, достигая постепенных переходов от тени к свету. Гравюры меццо-тинто отличаются глубиной и бархатностью тона, богатством светотеневых оттенков. Меццо-тинто служит и для цветной печати.

Пример гравюры меццо-тинто, работа фламандского худ-ка  Валлеранта Вайланта

_____________________________________________________________________________________________________

Акватинта

Оттиск гравюры в этой манере напоминает рисунок водяными красками —акварелью; это сходство и обусловило происхождение наименования. Сущность этого приёма сводится к тому, что на печатную форму перед травлением наносится кислотоупорная смола —канифольная, асфальтовая или другого происхождения пудра или порошок, которые в процессе нагревания печатной формы плавятся и образуют на поверхности доски покрытие, сквозь мельчайшие промежутки между частицами которого металл протравливается на разную глубину, что создаёт на оттисках при печати различные тональные плоскости, состоящие из множества точек; таким образом размер гранул смоляного порошка или пыли, её дисперсность, сказывается на фактурных и тональных характеристиках, являющихся основной целью данного вспомогательного вида гравюры на металле.

Жан Клод Ришар, аббат де Сен-Нон (с оригинала Юбера Робера). Вид парка на Вилле Мадама под Римом. 1765. Акватинта

_____________________________________________________________________________________________________

Сухая игла — техника  гравирования на металле, не использующая травление, а основанная на процарапывании острием твёрдой иглы штрихов на поверхности металлической доски. Полученная доска с изображением представляет собой форму глубокой печати.

Отличительной особенностью оттисков с гравированной таким образом формы является «мягкость» штриха: используемые гравером иглы оставляют на металле углублённые борозды с поднятыми заусенцами — барбами. Штрихи также имеют тонкое начало и окончание, поскольку процарапаны острой иглой.

Jean-Michel Mathieux-Marie

_____________________________________________________________________________________________________

Автор статьи: Шанько Ирина.

irina-shanko.com

Planet Design » Графический дизайн. Свойства используемых материалов.

Графика — направление в искусстве. Гроафический — выполненный в стиле графики.1. Искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами, без красок (иногда — с применением цветовых пятен), а также (собир.) произведения этого искусства. Станковая, книжная, газетно-журнальная графика.2. Начертания письменных или печатных знаков, букв. Русская графика. (с) Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Ю.Н. Шведовой, Графика (нем. Graphik, греч. graphikos — начертанный)1. Искусство изображения предметов линиями и штрихами, без красок, а также произведения этого искусства. Живопись и графика. Выставка графики. (с) Толковый словарь иностранных слов Л.П. КрысинаНаправления графического дизайна: 1. Фирменный стиль2. Шрифты3. Плакат4. Графическая реклама5. Книжная графика6. Газетная графика7. Журнальная графика

Издавна одним из приемов воплощения людьми своих грез, желаний и суждений была графика. А если подумать о том, что 80% информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения, типа глаз , то зрительные образы, к которым безусловно относится и графика, наиболее эффективны и действенны, чем скажем, звук или запах. Графические образы двухмерны, по условию существования на плоскости, и не имеют глубины, не считая иллюзорной. Принцип их выполнения в основном сводится к нанесению красящего вещества на плоскость при помощи специального инструмента. Различаются только техника подачи, красители, инструменты и материал подосновы. Мастер-график должен знать свойства материалов с которыми работает и в совершенстве владеть необходимыми инструментами. Для создания достойной работы необходимы сосредоточенность и точность, потому как сделанная наспех графика всегда выглядит «сделанной наспех» и ни кому не внушает уважения.

Материалы. 1. Карандаш графитный (графит; ископаемое, состоящее из угля и железа. Это же вещество, вставленное пруточками в деревянную трубочку, для черченья и рисованья. Всякая сухая краска, в палочках, для рисовки, для писанья сухими красками, пастелью, карандашами. В. Даль)2. Гуашь (кисть, аэрограф)3. Темпера (кисть)4. Тушь (кисть, перо, стэк, аэрограф)5. Акварель (кисть)6. Пастель7. Уголь8. Соус9. Ластик10. Мел11. Сангина12. Сепия13. Аэрозоль

Свойства графических материалов. Акварель («аква» — вода. лат) Акварельные краски — клеевые краски. Вода является растворителем для этого вида красок. Связующим акварельных красок являются растительные прозрачные клеи — гуммиарабик и декстрин, легко растворимые водой. Акварельные краски содержат также пластификатор в виде глицерина и инвертированного сахара, что делает их пластичными и сладкими на вкус. Глицерин удерживает влагу, не дает краскам пересыхать, трескаться. В акварельные краски вводится и поверхностно-активное вещество — бычья желчь, позволяющая легко разносить краску по бумаге, так как желчь препятствует скатыванию красок в капли. Для предотвращения разрушения красок плесенью в них вводится антисептик — фенол. Акварель — единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Это достигается не только чистотой применяемых материалов, но и высокой дисперсностью пигментов, получаемой специальным перетиранием порошков.Инструменты для работы: Беличьи, колонковые кисти, бумажная, органическая или стеклянная палитра, вода.

Гуашь Это клеевая водорастворимая краска. Отличается от акварели полной непрозрачностью, что достигается большим, по сравнению со связующим веществом, количеством пигмента и наполнителя. Также краска содержит белила, что обуславливает ее укрывистость и при высыхании делает намного светлее (очень важно учитывать это качество) и придает ей блеск.Гуашь бывает художественная (для художественных работ) и плакатная (для оформительских работ). Различаются эти две разновидности качеством. Примерно как небо и земля. Художественная гуашь обладает большей кроющей способностью и цветовой насыщенностью, что достигается заменой белил каолином, который меньше разбеливает краску и делает ее более плотной, насыщенной и звонкой. Гуашь, в отличии от акварели быстросохнушяя краска. Хорошая кроющая способность — одно из самых ценных свойств гуашевых красок. Это качество позволяет закрывать темные участки светлыми тонами и наоборот. Но следует помнить, что слишком толстый слой гуаши обязательно растрескается по высыхании. В гуаши есть значительные различия в степени тональной интенсивности между одним и тем же колером влажной и высохшей краски. Трудность работы с гуашевыми красками еще и в том, что при высыхании они значительно изменяют цвет и светлоту.Для декоративных и художественно-оформительских работ выпускаются флуоресцентные гуашевые краски. Они представляют собой суспензию флуоресцирующих пигментов (растворов красителей и люминофоров в органических конденсационных смолах) со связующим веществом с добавкой пластификаторов и антисептика. Такие пигменты обладают свойством свечения, отчего выглядят необычайно ярко. В основном это краски теплых тонов — красного, желтого, оранжевого. Флуоресцентная гуашь разбавляется водой. Краски имеют низкую кроющую способность (что выглядит довольно фигово), поэтому рекомендуется наносить их тонким слоем на основание белого цвета — белый грунт, бумагу и т.п., что делает их более яркими. Обычную и флюарисцентную краски лучше стараться не смешивать.Инструменты для работы: Барсучьи, колонковые, беличьи кисти. Флейцы. Бумажная, органическая или стеклянная палитра, вода

Тушь Тушь — это чёрная или цветная краска. Черную тушь изготавливают смешивая сажу, клей, воду и другие вещества. Существует жидкая и сухая тушь в виде плиток и палочек. Тушью пишут плакатными перьями в оформительских работах, используют в черчении. Тушь в своей работе используют художники-графики. Красивые разнообразные оттенки от интенсивного черного до серебристо-серого цвета получают, если разбавляют тушь водой и рисуют кистью. Кроме того тушью рисуют, используя перья. Пером работают также как и карандашом — заштриховывая поверхность. Несколько усложняет работу быстрое засыхание туши и образование черного сгустка на пере, которое все время надо промывать и вытирать тряпочкой.Инструменты для работы: Кисти (любые), перья, стеки, аэрографы, вода.

Акриловые краски Акриловые краски появились относительно недавно и сразу же получили широкое признание. Успех этих современных красок вызван главным образом простотой их применения, универсальностью и быстротой высыхания. В последние годы успехи в разработке акриловых эмульсий, содержащих все более мелкие и светостойкие частицы, позволяли получать все более качественные краски. Акриловые краски растворяются в воде, но после высыхания становятся совершенно нерастворимыми. Кроме того, они очень устойчивы к химическим и физическим воздействиям. Многие акриловые краски имеют в качестве связующей основы водную суспензию синтетических смол, к которой добавлены натуральные или синтетические чистые пигменты, коалесцентные вещества и стабилизаторы. В результате переработки этих исходных материалов получаются очень эластичные и яркие краски, которые отлично сцепляются с любой нежирной поверхностью: холстом, картоном, бумагой, деревом, фанерой, стеклом, железом, штукатуркой, глиной, тканью.Все акриловые краски могут наноситься как кистью, так и шпателем, а при соответствующем разбавлении — и аэрографом. Учитывая быстроту высыхания, рекомендуется закрывать тюбики сразу после пользования и промывать рабочие инструменты теплой водой.

Карандаш Уже свыше 200 лет в истории карандаша. Когда-то карандашами служили палочки из свинца, серебра, дающие достаточно четкие серые штрихи на бумаге. Следы серебряного карандаша со временем приобретали коричневый оттенок. Пользовались свинцовыми и серебряными карандашами главным образом для предварительных набросков при последующей работе в какой-либо другой технике, но сохранились и рисунки времен Возрождения, исполненные серебряными и свинцовыми карандашами. Одновременно с металлическими карандашами из свинца и серебра пользовались и так называемыми итальянскими карандашами из черного сланца. Такие карандаши применяются художниками и в настоящее время, но их теперь изготавливают из жженой кости, где связующим служит растительный клей. Свинцовые и серебряные карандаши широко применялись до XIX века. Карандашами называют и палочки сангины и пастели.Чем только не рисовали люди до того, как был изобретен карандаш! Палочками на глиняных дощечках и дощечках, покрытых воском, позже — кусочками свинцовой, серебряной или даже золотой проволоки на бумаге. Но такие карандаши оставляли на бумаге слабый след и к тому же стоили очень дорого. И вот в ХVI веке в Англии, в графстве Кемберленд, нашли залежи графита. Оказалось, что этот минерал обладал чудесным свойством: палочка, сделанная из него, оставляла на бумаге чёрную ровную линию. Но прошло ещё очень много времени, прежде чем научились делать для карандаша деревянную одёжку. Современный карандаш изобрёл в конце ХVIII века французский учёный Н.Конте. Карандаши разделяют на твёрдые и мягкие. Твердые применяют для черчения. На них написано: Т, 2Т, 3Т (H, 2H, 3H) Буква «Т», «H» говорит о том, что карандаш твёрдый, а цифры о степени твёрдости. Чем больше цифра, тем твёрже карандаш. Для рисования нужны мягкие карандаши. На них написана буква «М», «B». Мягкие карандаши тоже различают по мягкости с помощью цифр. Чем больше цифра, тем мягче карандаш. «ТМ», «HB» — твердомягкие карандаши.Первое описание графического карандаша было найдено в относящихся к 1564 году трудах о минералах швейцарского естествоиспытателя Конрада Гейслера. К тому же времени относится открытие месторождения графита в Англии, в Кемберленде, где графит распиливали на карандашные стержни. Но у графитовых стержней было два существенный недостатка: они пачкали пальцы и быстро ломались. Было предложено обматывать стержни по всей длине тесьмой, которую следовало разматывать по мере того, как исписывался графит. Только в 1761 году Каспар Фабер разработал способ укрепления графита путем смешивания растертого порошка графита со смолой и сурьмой, в результате чего получалась густая масса, годная для отливки более прочных и одинаковых графитовых стержней. В конце XVIII века чех И. Гартмут стал делать стержни для карандашей из смеси графита и глины с последующим обжигом. Появились графитовые стержни, напоминающие современные. Меняя количество добавляемой глины, можно было получать стержни различной твердости. Одновременно с усовершенствованием графитовых стержней французским ученым Н. Контье было предложено вклеивать их в деревянные пеналы. И вскоре во многих странах Европы открылись карандашные фабрики, изготовлявшие карандаши известного нам типа. Подсчитано, что карандашом со стержнем длиной 18 см можно провести линию в 55 км или написать 45 000 слов. В конце концов, карандаш стал технически совершенным инструментом. В 1846 году стали выпускать карандаши семнадцати степеней твердости. Рисунки графитовым карандашом имеют сероватый тон с легким блеском, в них не бывает интенсивной черноты. В настоящее время карандаши выпускаются трех основных групп: черные графитовые, копировальные (иначе — химические) и цветные. Они дифференцируются по твердости (и мягкости), обозначаемой буквами Т, МТ, М (за рубежом — Н, НВ, В) с цифровым показателем перед буквой. Всего выделяется 15 групп. По целевому назначению установлены карандаши школьные, канцелярские, чертежные и рисовальные (вообще же в мире производится почти 370 различных типов и видов карандашей, более 200 различных цветов). Степень мягкости карандашей обозначает буквой М (мягкий 0 или 2М, 3М и т.д.). Твердые карандаши обозначают буквой Т (твердый). 2Т тверже, чем Т, 3Т тверже, чем 2Т, и т.д. Обычно рисунки начинают карандашом средней мягкости — ТМ или М — затем переходят к более мягким номерам — 2М и 3М. Выбор карандашей зависит от качества бумаги и от творческой задачи, которую ставит перед собой художник. Например, быстрые наброски удобнее делать мягкими карандашами, а при работе над рисунком длительное время на бумаге типа полуватман можно начинать легкими штрихами карандашами Т или ТМ. На гладкой бумаге лучше ложится мягкий карандаш, на более шероховатой удобен карандаш средней мягкости — 2М. В художественной практике при создании картонов (вспомогательных рисунков для исполнительной композиции) иногда пользуются также карандашами LМаркировочными╕, выпускаемыми для маркирования по дереву, а также LСтолярными╕. Для этой работы LСтолярный╕ карандаш удобен из-за своей длины и толстого грифеля. Итальянский карандаш представляет собой один из видов рисовальных карандашей. Отличительной способностью его является глубокий матовый бархатистый черный цвет, легко растушевываемый на бумаге. Итальянский карандаш используют при выполнении портретов, а также рисунков обнаженного человеческого тела. Итальянские карандаши известны с ХV века. Они бывают твердые, средние и мягкие. Пигменты для изготовления карандаша очень тонко измельчают путем размалывания в коллоидной мельнице. Из полученной массы прессуют карандаши обычно прямоугольного сечения и обжигают при температуре 150-250 С в течение 2-4 часов. В зависимости от длительности обжига получают карандаши различной твердости.

УгольУголь для рисования приготавливают из высушенных очищенных от коры прутков ивы, бересклета путем обжига без доступа воздуха. Для обжига применяют тигли, в которые вертикально закладывают прутки. Тигли закрывают крышками и для герметичности обмазывают глиной. Обжиг производят при температуре 300оС в течение 3-5 часов. Окончание обжига прутков определяют по сизому дымку двуокиси углерода, выходящему через контрольное отверстие в крышке. Уголь для рисования можно изготовлять и самому, используя для обжига прутков высокую консервную банку, в которую ставят прутки вертикально и засыпают их сухим песком для уменьшения объема воздуха, а банке и более равномерного обжига. Банку закрывают крышкой, обмазывают глиной и по выделяющемуся газу двуокиси углерода определяют окончание обжига. Процесс обжига длится непрерывно 3-5 часов. После обжига банка должна сутки остывать. Если уголь будет обожжен не полностью, то он будет оставлять на бумаге слабый след, к тому же слабообожженный уголь царапает бумагу. Рисовальный уголь обладает теплым черным цветом, легко ложится на холст, бумагу, картон. Он растушевывается от черного до светло-серого цвета. Его изготовляют из смеси тонкомолотого древесного (березового) угля (от 50 до 72%), глины (от 26 до 50%), сажи газовой (от 3 до 8%) и небольшого количества ультрамарина (от 3 до 5%). Обжиг производят при температуре 500-800 С в течение 2-4 часов, что дает возможность получать уголь различной твердости. Тон угля изменяется в зависимости от соотношения взятых компонентов. Уголь прессованный дает более черный цвет, нежели натуральный. Уголь рисовальный затачивается лишь с одной стороны под углом 45, что дает возможность проводить тонкие и толстые линии. При работе углем пользуются резинкой — «клячкой», прокатывая ее по бумаге. Втирать уголь в бумагу нельзя. Со временем рисунки углем темнеют. Для работы углем следует пользоваться шероховатой бумагой, лучше удерживающей уголь.

Соус Соус обладает интенсивной красящей способностью. Соус дает бархатистый тон, он легко разносится по поверхности бумаги. Рисунок соусом выполняют и мокрым, и сухим способом. Соусом пользуются и как акварелью. При этом он похож на черную или цветную тушь.

Сангина Сангина представляет собой карандаш интенсивного коричневого цвета. Сангина изготовляется из тонкоперетертой жженой сиены и глины. Карандаши сангины дают теплый красноватый или темно-коричневый цвет. В работе сангиной применяются те же приемы, что и с углем. Сангина хороша при технике «гризайль» (выполнение работы в различных оттенках одного цвета). Сангину можно растирать ваткой по бумаге для получения более тонких и прозрачных слоев.

ПастельСлово пастель произошло от итальянского слово «паста», что значит «тесто». Тесто для пастели замешивают из мела, смолы и цветных порошков. Затем из полученного теста скатывают палочки и сушат их. Пастель хороша тем, что имеет много оттенков каждого цвета и ею можно делать плавный переход от одного цвета к другому. Пастель не краска, а карандаш. Но из-за яркости цвета работы, выполненные пастелью, называют живописью. Пастель легко растворяется водой и в этом случае ею можно писать так же, как акварелью. Для того, чтобы картины, написанные пастелью не теряли своей яркости, используют специальный закрепитель.Пастель — это цветные мелки, спрессованные в виде палочек из тонко размолотого пигмента. В состав ее, кроме чистого пигмента, входит небольшое количество клея и какой-нибудь разбеливатель, добавляемый для получения различных градаций каждого цвета. Эти краски, как и произведения, выполненные ими, получили свое название от слова «а пастелло», которым именовали прием рисования одновременно черным итальянским карандашом и красной сангиной, иногда с подкраской другими цветными карандашами, применявшийся итальянскими художниками XVI века, в том числе и Леонардо да Винчи. В XVIII веке пастель становится уже самостоятельной техникой и получает особую популярность во Франции, где ее использовали такие известные художники, как Буше, Морис Кантен де ля Тур, Шарден, позднее Грез, Лиотар, Делакруа. Выдающимся пастелистом был и итальянский художник Розальба Кариера. Многие художники последних трех столетий обращались к этой технике. Современные художники тоже все чаще используют пастель в своем творчестве, так как она подкупает особой свежестью, мягкостью красок и нежной бархатной фактурой. Кроме того, пастель в отличие от жидких красок совершенно не меняет своего цвета. Работа мягкими нежными палочками пастели требует шероховатого ворсистого основания, способного удержать красочный порошок. В старину художники рисовали даже на замше. В настоящее время в качестве основания для пастели используют чаще всего специальную бумагу, шероховатый картон или наклеенный на картон холст. Некоторые художники готовят основание сами. Пастелью можно рисовать и писать. Иногда художник передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Получается подкрашенный рисунок. Но можно пастелью создавать и настоящую живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры. При этом художник может добиться цветового звучания многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушевкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике. При многих достоинствах пастель имеет один очень существенный недостаток — она слабо сцепляется с основанием и довольно легко осыпается, поэтому выполненную работу часто закрепляют специальными фиксативами. Но самое надежное сохранение пастели — в хорошей окантовке под стекло. В этом случае пастельное произведение может жить, не теряя своей прелести, столетия. Пример тому знаменитая «Шоколадница» из Дрезденской галереи. Картина, поражающая зрителей свежестью и чистотой красок, кажется только что законченной, хотя создана она в XVIII веке!Инструменты для работы: Ластик, бумажная или тряпичная растирка.

Темпера Темпера — это краски. Но кроме этого темперой называют и картины, написанные ими. Темпера бывает трёх видов, которые отличаются друг от друга способом изготовления. Темпера, сделанная из гуммиарабики, похожа на гуашь, ею пишут на бумаге. Другой вид темперы похож на масляные краски, ею пишут на холсте. Третий вид темперы изготавливают с яичными желтками и используют для росписи стен. Темперные краски яркие. При высыхании они светлеют. Темперу часто использовали художники Италии в ХIII — XIV веках для росписи стен соборов. Прекрасные фрески итальянских мастеров можно увидеть и сейчас в древних итальянских соборах.Инструменты для работы: Барсучьи, колонковые, беличьи кисти. Флейцы. Бумажная, деревянная или стеклянная политра.

planet-design.com.ua

Материалы для рисунка

Какие же материалы требуются художнику-пейзажисту в работе над рисунком?

ГРАФИТОВЫЕ КАРАНДАШИ. Графитовые карандаши в твердой деревянной оправе применяются для выполнения различных графических работ: рисунков, чертежей, зарисовок и т. п. Черный графитовый карандаш был введен в практику рисунка в конце XVII века. В России он получил широкое распространение в XVIII веке. Первые карандаши для Академии художеств изготовлял М. В. Ломоносов.

Графитовые карандаши состоят из графитового стержня, заключенного в деревянную оправу. Делают их следующим образом. Тонко измельченный в коллоидной мельнице сибирский графит отмучивается и смешивается с отмученной глиной. Полученная масса прессуется в виде стержней. Стержни высушивают и обжигают в электропечах, затем обрабатывают смесью воска и жира в вакуум-котлах, вставляют в деревянные половинки оправы и склеивают. Оправа обычно бывает из древесины сибирского кедра.

Графитовые карандаши выпускаются различной степени твердости, обозначаемой на продукции отечественного производства знаками: твердые — от 4Т до 1T, средне-твердые — ТМ и мягкие — от 1М до 4М.

Карандаши иностранных фирм имеют такие обозначения: твердые — от H-6 до H-1, средней твердости — Н, мягкие — от B-1 до B-6 (самого мягкого черного карандаша). Хорошие по качеству карандаши вырабатываются нашим заводом «Сакко и Ванцетти» и фабрикой имени Красина. Высокими качествами отличаются графитовые карандаши чехословацкой фирмы «Koh i Noor». Им почти не уступают карандаши немецкой фирмы «Saxonie».

Начинающему рисовать лучше всего пользоваться средне-мягкими карандашами, более удобными в работе, и постепенно, по мере освоения техники рисунка, переходить к более мягким карандашам. Для неопытных художников такие карандаши не подходят, так как они дают излишне жирные, черные штрихи, легко размазывающиеся по бумаге, из-за чего рисунок приобретает неряшливый вид. Кроме того, эти карандаши легко ломаются, быстро истачиваются и без привычки чинить их несколько трудно. Для отработки деталей рисунка обычно пользуются более твердыми карандашами, начиная с марки 1М и кончая 1Т или 2Т.

КАРАНДАШИ «РЕТУШЬ». Существующие в продаже угольные карандаши «Ретушь», близкие к итальянским карандашам круглой формы, отличаются от них составом своей массы и тем, что они выделываются в деревянной круглой оправе. Предназначены такие карандаши для рисования, тушевки и нанесения теней при различного рода работах, выполняемых ретушером. Карандаши «Ретушь» вырабатываются четырех сортов: № 1 — очень мягкий, № 2 — мягкий, № 3 — средне-твердый, № 4— твердый. Стержень этих карандашей приготовляется из массы, содержащей тонкоразмолотый березовый уголь, часовярскую глину, незначительное количество голландской сажи. Массу прессуют под гидравлическим прессом в стержни, разрезают на части, высушивают и прокаливают в печи при температуре 150—250° C в течение нескольких часов.

«Ретушь» оставляет на бумаге жирную, интенсивного черного цвета черту, которая хорошо растушевывается. Этот карандаш очень удобен в работе, легко затачивается и не ломается. Он дает прочное сцепление с поверхностью бумаги, не смазывается, но значительно труднее стирается резинкой, светопрочен. Рисунки, выполненные «Ретушью», не требуют закрепления фиксативом.

КАРАНДАШИ «NEGRO». Чехословацкие и немецкие фирмы вырабатывают специального сорта рисовальные карандаши «Negro», по своему цветовому тону занимающие промежуточное место между графитовым и итальянским карандашами. Они несколько светлее итальянских, но чернее графитовых. Даваемая ими на бумаге черта менее блестяща, чем у графитового карандаша, а по сравнению с итальянским обладает большим блеском. Стержни этих карандашей приготовляются прессованием массы, состоящей из газовой сажи, тонко отмученной бентонитовой глины и талька; после обжига стержней в ретортах в муфельных печах без доступа воздуха их прожировывают и вклеивают в деревянную оболочку.

«Negro» хороши для различного рода графических работ, в том числе и для рисунка. Они вполне светоустойчивы; рисунки, выполненные ими, не требуют закрепления фиксативом и отлично сохраняются под стеклом. С поверхностью бумаги «Negro» сцепляется очень крепко, не смазывается, но резинкой стирается значительно труднее, нежели графитовый карандаш.

ИТАЛЬЯНСКИЙ КАРАНДАШ, называемый иногда французским, выделывается из природного черного мела (разновидность глинистого черного сланца) или формуется из порошка жженой слоновой кости, смешанного с водным раствором растительного клея, декстрина, крахмала.

 

Итальянский карандаш из природного черного меласодержащего до 30—35% чистой окиси углерода, представляет собой четырехгранные стержни, получаемые распиливанием тонкой стальной пилкой натуральных кусков черного мела. Помимо этого итальянского карандаша, существуют в продаже и другие его сорта, выделываемые в виде круглых стержней длиной 50—60 мм и диаметром 10—12 мм, формируемых прессованием массы, состоящей из 1 весовой части чешуйчатого сибирского графита, 1 весовой части газовой сажи, 1 весовой части черной жженой слоновой кости, 13 весовых частей хорошо прокаленного гипса и 7 весовых частей 8-процептного водного раствора крахмала или декстрина.

Тонко измельченные сухие вещества 2 тщательно перемешиваются с водным раствором клея, пока не получится тесто, затем его подсушивают в сушильном шкафу до 25% остаточной влажности, массу прессуют в виде стержня, разрезают его на части, раскладывают на металлические противни и высушивают в сушильном шкафу в течение 7 часов при температуре не свыше 100° C. Затем стержни вертикально помещают в глиняные шамотные цилиндрические тигли, засыпают свободное между стержнями пространство совершенно чистым сухим белым кварцевым песком и ставят их в прокалочную печь для обжига, производимого при температуре 150—250° C в течение 2—4 часов. В зависимости от продолжительности обжига и температуры прокалки получают карандаши трех сортов: мягкие, средне-твердые и твердые. Чем ниже температура прокалки и чем меньше ее время, тем мягче карандаш.

Хорошего качества итальянский карандаш должен при нажиме средней силы давать на бумаге ровные и тонкие, легко растушевываемые, без блеска штрихи, не скользить по поверхности листа и быть достаточно твердым.

Обладая красивым, звучным и глубоким по тону черным цветом, легко растушевываясь, итальянский карандаш является незаменимым материалом для выполнения различных рисунков с натуры, в частности фигуры человека. Им успешно рисовали многие известные русские портретисты: О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, В. А. Тропинин и др.

Из советских портретистов им пользовались И. И. Бродский, Б. М. Кустодиев, В. В. Мешков, а в настоящее время А. И. Лактионов.

Итальянским карандашом обычно рисуют портреты на обыкновенной рисовальной бумаге, но некоторые портретисты употребляют и другие сорта. Так, например, Бродский рисовал им на темно-серой оберточной бумаге, а Мешков на плотной светло-коричневой. Выполненные итальянским карандашом портреты хранят окантованными под стеклом.

СВИНЦОВЫЙ КАРАНДАШ. Свинцовым карандашом постоянно пользовался И. И. Бродский, работая на темно-серого цвета плотной оберточной бумаге. Этот карандаш представляет собой круглый или четырехгранный стержень, выделываемый из свинца.

РИСОВАЛЬНЫЙ УГОЛЬ представляет собой круглые палочки длиной 11 см и диаметром 3,5—4 мм, получаемые обжигом сухих прутков бересклета, ивы или березы без доступа воздуха в металлических ретортах 3.

Прутки закладываются в металлические реторты, сделанные из кровельного железа или жести; в свободное между прутками пространство засыпается чистый, сухой кварцевый песок. Реторту плотно закрывают крышкой и обмазывают глиной в местах соединения крышки с ретортой. Затем ее ставят в обжигательную печь на 3—5 часов при температуре до 300° C.

Обжиг ведется до тех пор, пока из реторты не перестанет выделяться через имеющееся в крышке отверстие угарный газ в виде синеватого дымка, после чего процесс заканчивают, дают реторте охладиться до температуры окружающей среды, вынимают из нее прутки угля, ломают их на палочки определенной длины и укладывают в картонные коробки по 50 штук. Лучшие сорта рисовального угля получают из очищенных от коры и луба прутков бересклета или ивы.

Рисовальный уголь должен обладать черным цветом теплого тона, хорошо ложиться на бумагу, образуя ровную, без пропусков и царапин черту, легко растушевываемую от черного до светло-серого цвета. Хорошо обожженная палочка угля при легком ударе издает звенящий звук и не ломается.

Рисовальный уголь можно приготовить самому: для этого надо срезать прямые, без сучков и червоточин прутки бересклета или ивы, очистить их ножом от коры и луба и высушить на воздухе (в сарае) до остаточной влажности не свыше 30—35%. В летнее время, в сухую погоду, прутки обычно просыхают в течение двух недель. После этого берут лист кровельного железа или жести и делают из него реторту в виде цилиндра с плотно закрывающейся крышкой, имеющей в центре небольшое отверстие до 1 см. Реторту плотно набивают сухими прутками, свободное пространство засыпают доверху сухим чистым кварцевым песком, закрывают крышку, обмазывают все пазы и щели реторты глиной, ставят ее в печь и обжигают прутки при температуре 250—300° C. Обжиг ведут непрерывно в течение нескольких часов — обычно 3—5, пока из отверстия, имеющегося в крышке реторты, не перестанет выходить синеватый дымок угарного газа. После этого обжиг прекращают, дают реторте сутки остыть, высыпают из нее песок и осторожно, стараясь не поломать, вынимают прутки угля.

Если уголь недостаточно обожжен, то он оставляет на бумаге слабый, царапающий след. Излишне обожженный уголь очень хрупок и легко крошится. Повторив несколько раз процесс обжига угля, вполне можно освоить получение доброкачественного обожженного угля. Им можно рисовать на любой, слегка шероховатой оберточной или чертежной бумаге, а также на обыкновенной, белой, слабо проклеенной бумаге, на грунтованном картоне или холсте.

Уголь легко удаляется с поверхности бумаги сухой чистой тряпкой и допускает в процессе работы им любые поправки и исправления в рисунке. Закопченные рисунки углем необходимо закреплять фиксативом, так как уголь не имеет прочного сцепления своих частиц с поверхностью бумаги и легко осыпается 4.

Помимо рисовального угля в продаже бывает декоративный уголь. Он продается в коробках по 50 палочек. Этот сорт угля приготовляется так же, как и рисовальный, но его палочки более толстые — до 7 мм. Предназначен он для выполнения рисунка в различного рода декоративных работах.

ПРЕССОВАННЫЙ УГОЛЬ представляет собой круглые стержни длиной 9—9,5 см и диаметром 8 мм, бывает черного цвета различных оттенков — от черного до глубоко черного тона, зависящего от состава массы, температуры и длительности обжига. Этот уголь приготовляется прессованием массы, состоящей из тонкоизмельченного древесного (березового) угля — от 50 до 72%, часовярской глины — от 26 до 50%, газовой сажи — от 3 до 38 % и небольшого количества ультрамарина — от 3 до 5%. В зависимости от требуемого цветового тона прессованного угля изменяется то или иное соотношение составных частей массы.

Приготовление массы для прессованного угля ведется следующим образом. В шаровую металлическую мельницу загружают 2 кг березового угля, заливают 4 л воды и массу перемешивают в течение 24 часов. Полученную угольную шихту сливают в противень и высушивают при температуре 80—100° C до остаточной влажности 0,5%. Затем в механическую мешалку загружают необходимое количество тонко отмученной часовярской глины и воды, перемешивают в течение 10 минут, добавляют сухую угольную шихту, сажу, ультрамарин и перемешивают массу в течение 30 минут. После этого полученное тесто вальцуют 5—7 раз, закладывают в цилиндр пресса и продавливают через отверстия матрицы при постоянном давлении в 50 атмосфер. Полученные таким образом стержни разрезают, укладывают на металлические противни и высушивают в электрошкафу при 40—50° C в течении 4—6 часов, затем повышают температуру до 70—80° C и сушат не менее 8 часов. Высушенные стержни закладывают в шамотные тигли, засыпают графитовым порошком или чистым кварцевым песком, плотно замазывают глиной, смешанной с песком, и прокаливают без доступа воздуха в муфельной печи при температуре от 500 до 800° C в течение часа. В зависимости от времени прокаливания получают мягкие, средне-твердые и твердые сорта прессованного угля.

Прессованный уголь обладает достаточной прочностью, легко затачивается, удобен для работы. Он хорошо закрепляется на поверхности бумаги, и выполненные им рисунки сохраняются под стеклом без закрепления фиксативом. Отличного качества прессованный уголь вырабатывается чехословацкой фирмой «Koh i Noor», продается он в картонных коробках, по 25 стержней в каждой.

Состав массы (в процентах) для различного по тону прессованного угля таков:

Интенсивно-черного тона:

уголь березовый — 60

глина часовярская — 30

сажа газовая — 10

Интенсивно-черного тона:

уголь березовый — 31

глина часовярская — 52

сажа газовая — 12

ультрамарин — 5

Среднего по интенсивности черного цвета:

уголь ивовый — 70

глина часовярская — 27

ультрамарин — 3

Среднего по интенсивности черного цвета:

уголь ивовый — 72

глина часовярская — 25

сажа газовая — 3

САНГИНА — особого сорта цветной карандаш интенсивного красного цвета (цвета свежего мяса), без твердой оболочки. Обычно продается обернутой в кальку.

Сангина применяется для выполнения различного рода рисунков на бумаге, грунтованном картоне и холсте. Рисунки сангиной выполняются одними сангинными карандашами или в сочетании с углем, итальянским карандашом, соусом.

Известные западноевропейские и русские художники работали сангиной, в частности ею писали Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рубенс, Корреджо, А. Иванов, К. Брюллов, О. Кипренский, И. и Н. Аргуновы. В настоящее время сангиной работают некоторые советские художники, в частности А. И. Лактионов и Н. Н. Жуков. Сангиной и соусом часто работал В. Н. Мешков, создав в этой технике ряд первоклассных портретов; сангиной и акварелью выполняет свои рисунки А. И. Лаптев, а сангиной и черным карандашом нередко пользуется О. Г. Верейский.

Сангинные карандаши выделываются трех сортов:

1) в виде четырехгранных стержней длиной 50—60 мм и диаметром 7—10 мм, выпиливаемых из кусков натуральной природной сангины, обладающей превосходным ярким красным цветом; ее добывают в месторождениях на территории Армянской ССР, близ селения Ахта, Ахтинского района;

2) в виде цилиндрических стержней длиной 58 мм и диаметром 7— 10 мм, сформованных из тонко измельченной и отмученной сангины;

3) имитация сангины в виде цилиндрических стержней тех же размеров, что и предыдущие, но сформованных из тонкотертой смеси 65% жженой сиены и 35% часовярской глины; эта сангина во многом уступает по своим качествам, и главным образом по цвету, натуральной сангине 5.

Штрихи, нанесенные карандашом из натуральной сангины, хорошо ложатся на бумаге, довольно прочно сцепляясь с нею, и обладают отличной способностью к растушевыванию. Работая сангиной на бумаге, не пытайтесь снять ее резинкой, так как при этом всегда остаются ничем не удаляемые следы в виде «ласов».

Рисунки, в частности портретного характера, можно выполнять одной сангиной, либо сангиной в соединении с итальянским карандашом, углем или соусом. При работе над рисунком только сангиной его обычно делают штрихом, без растушевывания.

Рисуя сангиной и итальянским карандашом, прибегают к растушевыванию наносимых штрихов. При этом методе работы достигаются очень интересные живописные результаты, так как, смешивая сангину с итальянским карандашом и растушевывая их на бумаге, можно получить много составных и переходных телесных тонов, превосходно передающих фактуру обнаженного тела. Кроме того, художник всегда располагает при этом белым цветом бумаги, на которой он рисует желтовато-красноватой сангиной и черным карандашом. Умело пользуясь таким сочетанием, можно получить исключительные результаты.

Ярким примером использования сангины в соединении с соусом или углем служит портретная живопись В. Н. Мешкова. Обычно он наносил сангину штрихами, затем растушкой или пальцем растушевывал их, добиваясь более интенсивного звучания сангины. Прибавив к ней соус или уголь, Мешков получал разнообразную гамму холодных или теплых оттенков, необходимых для передачи топов тела.

Рисунки сангиной или сангиной в соединении с соусом, итальянским карандашом и углем не фиксируют, а обычно просто помещают под стекло.

БИСТР — красящее вещество коричнево-рыжеватого, рыжеватого или рыжевато-чернобурого цвета, состоящее из углерода и получаемое из пережженной сажи буковой древесины.

Сажу собирают, растирают на каменной плите курантом я несколько раз промывают в горячей воде, удаляя таким образом из нее смолистые вещества и необуглившиеся полностью частицы древесины. После этого порошок сажи отмучивают в воде. Самая тонкоотмученная ее часть оседает на дне сосуда. Воду сливают, осадок смешивают в сыром виде с клеевым раствором, приготовленным из аравийской камеди, вишневой или сливовой камеди или декстринового клея. Полученную после смешивания пасту ставят в теплое место и дают части влаги испариться из нее. Когда паста по своей консистенции начинает напоминать мягкий воск, ее формуют в плитки, приготовляя таким образом акварель. Плитки высушивают.

В зависимости от степени пережога буковой древесины и прокаливания сажи получают тот или иной оттенок бистра.

Первое упоминание о бистре, которое до нас дошло, относится к 1437 году. Им часто пользовался для своих рисунков Рембрандт. Бистр вполне светоустойчив и стоек к действию внешних физико-химических влияний. Применяется он в акварели и в рисунке.

Бистр из корня цикория. Из пережженного корня цикория, известного в продаже как «цикорий», можно получить очень красивого коричневого цвета бистр. Для этого цикорий заваривают и кипятят раствор в течение 3—4 часов. Полученный отвар выпаривают в фарфоровой чашке в воздушной бане и получают твердый осадок красивого коричневого цвета. В зависимости от степени прожаривания цикория добиваются того или иного оттенка. Полученное таким образом красящее вещество измельчают в тонкий порошок, просеивают и смешивают с тем же клеем, каким пользуются для приготовления бистра.

Бистр из цикория светопрочен и стоек к воздействию влаги и температуры. Чтобы сделать цикорный бистр невосприимчивым к влаге и несмывающимся водой, в отвар добавляют небольшое количество квасцов, осаждают красящее вещество раствором соды и высушивают его.

СОУС представляет собой мягкие карандаши без деревянной оболочки в виде цилиндрических стержней длиной 56—60 мм и диаметром 10—12 мм, черного, коричневого или серого цвета, обернутые на 3/4 своей длины в станиолевую (оловянную) бумажку.

Соус черного цвета приготовляется прессованием увлажненной массы, полученной после смешивания 75% газовой сажи, 10% каолина и 3% тонко измельченного древесного угля (или газовой сажи) и 5—7% берлинской лазури.

Коричневый соус оттенка жженой сиены получают прессованием увлажненной смеси, состоящей из 30% жженой сиены, 60% жженой золотистой охры, 2% газовой сажи и 8% каолина. Соус коричневого цвета, близкого к сепии, дает смесь 70% золотистой охры, 20% коричневого марса, 5 % газовой сажи и 5 % каолина.

Соус серого цвета приготовляется прессованием увлажненной массы, образованной в результате смешивания 90% отмученного мела, 5% газовой сажи и 3—5% скульптурной глины или каолина 6.

Существуют два способа рисования соусом: сухой и мокрый. В первом случае рисуют на поверхности листа бумаги палочкой соуса, растушевывая штрихи пальцем или растушкой и таким образом ведут лепку и моделировку форм изображаемого предмета. Заканчивают проработку деталей итальянским карандашом. Во втором случае предварительно растирают соус с водой в фарфоровой ступке или блюдце и рисуют им посредством кисти, как акварелью мокрым способом.

Работая по этому методу, большие плоскости обычно раскрывают соусом при помощи щетинной кисти, а для проработки деталей рисунка употребляют акварельные или беличьи кисти.

При мокром способе работы соусом последний, высыхая, частично закрепляется на бумаге и допускает при этом последующее растушевывание; легко удаляется резинкой. Поверхность рисунков, выполненных по этому способу, получается матовой и не требует фиксирования.

Рисунки же, исполненные сухим соусом, можно закреплять одним из употребляемых фиксативов, но при этом фактура рисунка резко меняется. Так, например, тонко и мягко выполненная соусом голова после фиксации становится как бы чугунной. Поэтому рисунки соусом, сделанные сухим способом, лучше не фиксировать, а хранить под стеклом.

В качестве основы под соус служит различного сорта бумага: рисовальная, оберточная. В. Н. Мешков работал соусом на финской плотной светло-коричневого цвета оберточной бумаге, Л. И. Лактионов рисует им на обыкновенной рисовальной бумаге.

ФИКСАТИВЫ ДЛЯ РИСУНКОВ. Рисунки, выполненные посредством таких материалов, как сангина, соус, итальянский карандаш, уголь и др., не обеспечивающих прочного сцепления своих частичек с поверхностью бумаги, грунтованного холста и картона, требуют закрепления рисунка каким-либо фиксативом.

Наиболее часто применяются фиксативы следующих составов:

1. Желатиновый фиксатив для рисунков, выполненных углем, итальянским карандашом и пастелью, приготовляется из 2% пищевого желатина в листках и 98% воды. Желатин растворяют в горячей воде и в полученный слабый раствор, предварительно охлажденный до 18—20° C, вводят от 10 до 30% этилового 96-градусного спирта (последний можно заменят денатуратом).

2. Канифольный фиксатив для рисунков углем приготовляется из 10 весовых частей канифоли (еловая или сосновая смола) и 90 весовых частей 96-градусного этилового спирта (или денатурата). Канифоль измельчают, всыпают в бутылку со спиртом, ставят в теплое место и дают ей полностью раствориться в спирте, затем процеживают через слой марли.

З. Казеиновый фиксатив для рисунков углем, сангиной, соусом, итальянским карандашом и пастелью приготовляется так: 10 г углекислого аммония растворяют в 750 куб. см теплой воды, затем добавляют 15 г казеина в порошке и, все время взбалтывая слегка подогретый до 30— 35° C раствор, дают казеину раствориться, после чего доливают 550 куб. см этилового 96-градусного спирта (или денатурата), снова взбалтывают смесь и дают ей отстояться 2—3 дня.

4. Казеиновый фиксатив для рисунков углем, итальянским карандашом, сангиной и соусом делают по такому рецепту: в 400 куб. см теплой воды растворяют 9 г буры, в полученный раствор всыпают 22 г казеина в порошке и, непрерывно взбалтывая смесь, дают казеину полностью раствориться.

5. Канифольно-шеллачный фиксатив для рисунков углем, сангиной, соусом, итальянским карандашом и пастелью состоит из 18 г белого шеллака, 6 г канифоли и 400 куб. см этилового 96-градусного спирта ректификата. Шеллак и канифоль растворяют в спирте, пользуясь при подогреве состава водяной баней, затем смесь фильтруют через бумагу.

6. Фиксатив для рисунков углем, сангиной, соусом, итальянским карандашом и пастелью фабричного изготовления, вырабатываемый Ленинградским заводом художественных красок, приготовляется на основе 2,5% метилкарбинольной смолы «МБК-10», 1,25% этилцеллозовольва, 0,25% дибутилфталата и разбавителей: 10% уайт-спирита и 86% этилового спирта. Этот фиксатив образует прочные, эластичные, не желтеющие и не растрескивающиеся прозрачные пленки, хорошо прилипающие к поверхности бумаги.

Фиксативы следует наносить на поверхность рисунка при помощи пульверизатора тонким, равномерным слоем, с расстояния в 1—1,5 м.

ТУШЬ. Отдельные художники, выполняя различного рода графические работы, в том числе и рисунки, пользуются черной и цветной тушью. Некоторые из них работают смешанной техникой, соединяя тушь с другими материалами. Акварелью и тушью работают Кукрыниксы, К. П. Ротов, К. С. Елисеев, А. М. Каневский, Н. В. Кузьмин, Л. П. Подлясская (Ленинград), М. М. Мечев (Петрозаводск), А. И. Лаптев; тушью и гуашью рисуют М. М. Черемных, К. К. Иванов, Б. И. Пророков; цветными карандашами и гуашью рисует В. М. Волович; акварелью, тушью и гуашью пишет Н. А. Долгоруков; тушью в сочетании с белилами работает Н. И. Цейтлин; акварелью, гуашью и углем — В. Я. Коновалов.

Тушь близко примыкает к акварельным краскам, так как она тоже разводится водой. Она вырабатывается в двух видах: твердые палочки или плитки, разводимые растиранием с водой, и жидкость во флаконах. Для рисунков и графических работ пользуются преимущественно тушью первого вида, наиболее отвечающей технике рисунка.

Тушь во флаконах во многом отличается от туши в плитках по составу и свойствам, приближающим ее к казеиновым и шеллачным лакам. Работая ею, невозможно добиться тончайших волосяных линий, легко наносимых при пользовании тушью в плитках.

На наших предприятиях тушь в плитках и палочках вырабатывается из различных сортов газовой сажи, получаемой в процессе сжигания натуральных нефтяных газов в отдельных горшках. Она приготовляется из хорошо промытой водой газовой сажи, связующего вещества — раствора хорошего качества кожного (столярного) клея, сахара, глицерина, антисептика, — водного раствора фенола, препарата желчи, каолина, тапнина и раствора камфоры в спирте. Замешанную в тесто массу из этих компонентов перетирают на краскотерке, добавляя понемногу связующее вещество. Когда масса сгустится, станет вязкой и плотной, ее вновь растирают, месят руками, как тесто, и разрезают на палочки, которые провяливают при 29—30° C в течение 100—120 часов. Затем их формуют на ручных штампах, вновь высушивают, отштамповывают на прессах и выдерживают в течение 2—4 месяцев.

Для работы над рисунком плитку туши растирают с водой на фарфоровом блюдце и полученным жидким раствором рисуют пером или кистью 7. Тушь очень удобна в работе. Наносимые ею линии или мазки не растекаются на поверхности бумаги. Рисунки, выполненные этим материалом, не нуждаются в закреплении фиксативом.

РЕЗИНКИ. Для стирания графитового карандаша с бумаги пользуются обыкновенными резинками для карандаша или клячками.

Имеющиеся в продаже резинки слишком жестки, легко засаливаются и поэтому не столько стирают карандаш, сколько размазывают его по поверхности бумаги. Чтобы сделать купленную в магазине резинку мягкой и удобной в работе, ее опускают на 1—2 суток в бензин или на 3—4 суток в керосин; она разбухает и становится мягкой. Резинку вынимают, хорошенько обтирают тряпкой и вываривают два часа в горячей воде на слабом огне, пока она не перестанет пахнуть бензином или керосином. Если этого не сделать, резинка будет оставлять на поверхности бумаги, маслянистый след. Через некоторое время резинка становится жесткой, непригодной для работы и ее заменяют новой.

В качестве резинки можно пользоваться клячкой — черной резинкой, обработанной в бензине или керосине так же, как это делают с обыкновенной резинкой.

РАСТУШКИ. Растушку применяют при работе с пастелью, сангиной, соусом, итальянским карандашом, растушевывая ею штрихи. Она очень тонко разносит слой красочного вещества по поверхности бумаги.

Растушки выделываются из замши, не проклеенной серой оберточной бумаги, сердцевины бузины и пробки в виде цилиндрического стержня длиной 12 см и диаметром 0,8—1,0 см, имеющего конусообразные концы.

Растушки из замши или серой обёрточной бумаги приготовляют, сворачивая по диагонали вырезанную ленту шириной 1,0—1,2 см и длиной до 1,5 м 8. Ленту навивают очень плотно таким образом, чтобы каждый следующий виток наполовину закрывал предшествующий. Начинают с верхнего конусообразного конца, постепенно доходят до середины, а затем то же повторяют с другого конца. Стержень для навивки делают из оберточной бумаги. Концы полосок приклеивают к стержню.

Растушки из вываренной и размягченной сердцевины бузины приготовляют так: мягкую сердцевину бузины укладывают на полоску оберточной серой бумаги и заворачивают с силой в виде цилиндрического стержня, затем конец бумажной полоски приклеивают к свернутому стержню. Растушку из пробки вырезают из целой пластины пробки, а концы затачивают в форме конуса.

ДЕРЖАТЕЛИ для сангины, угля, соуса, итальянского карандаша представляют собой металлические, медные или латунные рейсфедеры, изображенные на рис. 23. Иногда их выделывают из бамбука или тростника.

Рис. 23. Держатель для сангины, угля, соуса

1 — Природный черный мел, пригодный для изготовления итальянских карандашей, можно добывать во многих месторождениях нашей страны.

2 — Измельчение должно быть настолько тонким, чтобы порошок при просеве через сито с 16 000 отверстий на 1 кв. см давал не более 0,2% отсева.

3 — Рисовальный уголь вырабатывается Подольским комбинатом Художественного фонда СССР.

4 — С этой целью применяется любой из фиксативов, предназначенных для закрепления рисунков.

5 — Имитация натуральной сангины вырабатывается Подольским комбинатом Художественного фонда СССР и продается в картонных коробках, содержащих 10 карандашей.

6 — Соус этих сортов вырабатывается московской фабрикой «Палитра».

7 — В зависимости от избранной техники рисунка пользуются беличьими или колонковыми кистями различной толщины.

8 — Ленту из замши сворачивают гладкой стороной внутрь

Техника рисунка

Рисунок по своей технике может быть различным. Линейный (контурный) рисунок имеет определенный характер в соответствии с материалом и техникой выполнения. Работая твердым карандашом из графита или тушью (пером), художник наносит тончайшие линии. Если же рисовать мягким карандашом или сангиной, контурная линия получится широкой.

Контурной линией можно передать характер формы, пропорции, пластику движения, ритм, наметить перспективные планы. Линейно-пространственные изображения контуром блестяще выполняли многие живописцы, в частности Дюрер, Веласкес, Энгр, Тициан, Брюллов и другие.

В тех случаях, когда необходимы рельефное выявление объемной формы, лепка форм светотенью, контурный рисунок неприемлем. Тогда следует прибегнуть к штриху, то есть проштриховать линейное изображение. Штрих передает различные направления объемных масс, тон предмета. Пользуясь штрихом, художник обогащает рисунок светотеневыми градациями, рефлексами, тонально цветовыми переходами.

В зависимости от материала можно достичь в штриховом линейном контурном рисунке самых разнообразных эффектов. На гладкой бумаге штрих доводится до тончайших начертаний. На шероховатой бумаге, если художник работает итальянским карандашом, сангиной, соусом или углем, штрих, оставляет сочную, мягкую линию. Применяя приемы растушевок угля, сангины, соуса, итальянского карандаша, достигают тончайших оттенков в передаче воздушной среды, неба, земли, стволов деревьев, листвы и других деталей пейзажа. С помощью приемов растушевки, как уже отмечалось, художник передает светлые и темные тона в различных градациях, прокладывает сочные, густые тени и вообще лепит и моделирует форму светотенью.

Особенно обогащает возможности светотеневой ленки и моделировки формы в рисунке с растушевкой применение тонированной бумаги с различной фактурой. Работая черным и белым на бумаге, тонированной в серый цвет, можно достигнуть различных эффектов.

Рисунок в творчестве некоторых известных художников

В создании художником пейзажа с натуры рисунок-набросок имеет немаловажное значение. Художник зарисовывает на бумаге с натуры быстро изменяющиеся движения, характерные пропорции, не прибегая к излишней детализации, которая мешает зафиксировать интересующие художника моменты. В то же время в набросках художник решает и композиционные задачи.

Известный русский художник-пейзажист Н. К. Рерих придавал своим многочисленным наброскам большое значение и очень серьезно относился к ним. Рерих справедливо считал: если художника поразило и захватило какое-либо явление жизни, и он захотел зафиксировать его в этюде, то композиционное решение этюда должно быть найдено в результате внимательного наблюдения и отбора наиболее характерного и типичного в данном явлении — только тогда этюд будет правдивым и ярким. Например, собираясь написать этюд величайших в мире горных вершин Гималаев, озаренных первыми лучами восходящего солнца, необходимо твердо помнить, что этот этюд прежде всего может быть написан лишь в результате длительных наблюдений природы Гималаев и изучения, в частности, именно этого момента восхода солнца в горах, заинтересовавшего художника.

Естественно, что, изучая и наблюдая ряд состояний природы Гималаев, Рерих сделал много карандашных зарисовок гор именно в этот момент. В таких набросках нашли уже в какой-то степени свое отражение и его композиционные поиски и поиски наиболее характерной натуры. Наметив на натуре интересующий и захвативший его наиболее типичный для задуманной темы этюда кусок пейзажа горных вершин, покрытых вечным снегом, он должен определить и найти типичное для этого момента состояние природы, с наибольшей полнотой характеризующее и раскрывающее особенности восхода солнца в Гималаях. В этом состоянии должны проявиться также своеобразные условия освещения, подчеркивающие характерные особенности этого момента, необычность и типичность колористической гаммы, наиболее полно раскрывающие сюжет.

Найдя на натуре наиболее типичный для Гималаев кусок горного пейзажа, вполне отвечавший его идее, Рерих изучал путем наблюдений характерные для задуманного решения этой темы условия освещения, обстановку, мысленно находил наиболее красочное ее изображение, то есть все то, что способствовало бы самому яркому раскрытию сюжета этюда.

Ведь когда художника захватывает какое-то явление природы, жизни, он всегда старается представить намеченную для композиции сцену в наиболее выгодных условиях освещения и колорита.

Композиционные поиски решения того или иного сюжета у Рериха обычно начинались с ряда небольших рисунков-набросков «с седла» карандашом, в которых он находил и размещал на листе бумаги все элементы искомой композиции. Небольшие рисунки-наброски имели то преимущество, что их было проще и быстрее сделать. Если художника не удовлетворял первый рисунок, он брался за второй, третий, четвертый и т. д., каждый из них выполнял в определенной композиции, чтобы последующий не повторял предыдущие.

Однако поиски могут идти и путем суммирования нескольких рисунков в один. Так он искал композиционное решение с карандашом в руках, на бумаге, до тех пор, пока найденное не удовлетворяло его: от композиции ничего нельзя было отнять и нельзя ничего прибавить к ней.

Поиски композиционного решения Рерих считал длительной и сложной работой, отмечал, что умению ее выполнять необходимо учиться с юных лет. «Но искать всегда надо на натуре. В самой природе все так гармонично скомпоновано, что лучше вы и не придумаете! Важно только суметь найти то, что вам нужно, и отобрать его, отбросив второстепенное. Изучая природу, внимательно наблюдайте ее, и вы найдете в ней все необходимые элементы композиции!» — говорил Рерих.

«Композиция должна быть воспитываема в художнике. С самых первых своих шагов в искусстве молодой художник должен развивать в себе эту способность. Наряду с занятиями в мастерских, в которых преследуются этюдные задачи, нужны беседы о композиции. Они не должны оставаться в пределах словообмена, необходимо закреплять их сочинением эскизов. Существует заблуждение, что прежде человек должен законченно научиться рисовать и живописать, а уже потом думать о композиции. Забывается, что нет предела мастерству рисования и живописи, и никто не может дерзнуть утверждать, что он этому

poznayka.org


Смотрите также