Использование специальных приемов в ходе совместного рисования. Метод совместного рисования применяемый в аутизме


Использование специальных приемов в ходе совместного рисования

Использование наклеек

Использование наклеек с самыми различными изображениями позволяет облегчить и ускорить процесс создания сюжетной картины. Это особенно важно в работе с аутичным ребенком, которому процесс ожидания доставляет настоящие страдания. едь часто приходится наблюдать, как он подпрыгивает от нетерпения, стремясь побыстрее увидеть желаемый результат рисования.

Помимо быстроты создания изображения, использование наклеек дает возможность организовать активное участие ребенка в процессе совместного рисования, так как обычно детям нравятся манипуляции с наклейками.

Еще использование наклеек позволяет обучать ребенка, при этом усвоение им новой полезной информации об окружающем мире проходит эффективнее, нежели в других ситуациях обучения.

Для этого необходимо приобрести несколько книг с наклейками из разных серий детской развивающей литературы и достать листы с наклейками. Постарайтесь, чтобы в наборе были наклейки с изображением разных предметов – игрушек, одежды, мебели, еды, а также людей и животных. Кроме этого, понадобятся наклейки с геометрическими формами разного цвета (из «мозаики»).

Сюжеты картин с использованием наклеек будут зависеть от желаний ребенка, «арсенала» наклеек и фантазии взрослого. Приведем несколько примеров.

«Салют»: на листе картона черного или темно-синего цвета наклеиваются звездочки, кружочки, треугольники различного цвета. Так быстро и эффектно руками самого ребенка «зажигается салют в ночном небе».

«Яблоня»: карандашами рисуем дерево – ствол и крону, либо заранее готовим аппликацию, а ребенок приклеивает красные, зеленые или желтые яблоки. При этом для разнообразия можно приклеить несколько яблок под деревом – они «уже созрели».

«Кухня»: расположившись с ребенком на кухне, начинаем изображать на листе бумаги кухонную мебель, ребенка и его семью, сидящих за столом. Затем ребенок «накрывает на стол», приклеивая наклейки с изображением посуды, «предлагает угощения», наклеивая изображения продуктов.

«Магазин»: рисуем многочисленные полки, холодильник, за прилавком стоит продавец. Затем при помощи наклеек полки магазина наполняется фруктами, овощами, в холодильнике появляются колбаса, сыр и яйца.

«Зоопарк»: приклеиваем соответствующие картинки – и на листе бумаги появляются различные дикие звери. При этом повторяются и уточняются названия животных, обсуждаются их повадки, внешний вид, рисуются клетки, прикрепляются таблички с названиями.

«Дорога»: рисуем дорогу, по которой поедут разнообразные автомобили, большие и маленькие, мотоцикл, велосипед, троллейбус (перечень машин зависит от набора наклеек). При этом обсуждаем, как едут машины (медленно или быстро), как они сигналят: «би-би!» и т. д.

Изготовление книжек из рисунков

Для того, чтобы использовать в дальнейшем обучении ребенка результаты совместного рисования, советуем не выбрасывать рисунки, а делать из них книжки. Такие книжки могут быть разными: «Про аню» (режим дня), «Как мы ходили в магазин», «Как мы катались на машине» и др. Эти книжки могут стать особенно любимы ребенком, они воспринимаются им как что-то родное, обжитое, а поэтому приятное и комфортное. «Перечитывание» (комментарий) этих книжек дает возможность повторить пройденное, закрепить полученные знания.

В дальнейшем, при обучении чтению, можно подписать каждую картинку словом или простой фразой. Конечно, аутичному ребенку будет легче и интереснее читать о том, что ему знакомо и близко.

При правильном подходе обычно удается вызвать у аутичного ребенка интерес к совместному рисованию. Ему нравится этот вид совместной со взрослым деятельности, внутри него он чувствует себя комфортно.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Использование приема совместного рисования – как особого метода обучения аутичных детей.

Совместное рисование — особый игровой метод. В ходе совместного рисования взрослый (родитель) рисует предметный или сюжетный рисунок, близкий опыту ребенка, его интересам, эмоционально комментируя происходящее, а ребенок активно участвует в создании рисунка, «подсказывая» развитие сюжета, дополняя рисунок разнообразными деталями, «заказывая» новую картинку. Совместное рисование — это не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка, а особый метод обучения. Его использование на занятиях с аутичным ребенком становится возможным только после того, как налажен эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.

Если педагог (родитель) предлагает аутичному ребенку значимую для него тему рисунка, то на занятии возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям. Его завораживает волшебное действие, происходящее на листе бумаги. Используя такой интерес, взрослый привлекает ребенка к активному участию в процессе рисования: делая паузы, спрашивая совета, «забывая» дорисовать важную деталь, побуждает ребенка завершить рисунок. Аутичному ребенку очень важно получить значимый для него результат как можно быстрее, такой ребенок не умеет ждать. Поэтому в ситуации совместного рисования он часто соглашается на такую степень участия в совместной деятельности, какая ранее в других ситуациях оказывалась просто невозможной.

Так, ребенок впервые берет в руки карандаш и пытается что-то дорисовать самостоятельно, отвечает на поставленные вопросы и т.п. В этом случае возникает ситуация эмоционального и делового общения между аутичным ребенком и взрослым. Чтобы использовать эту уникальную возможность для развития аутичного ребенка, взрослый (родитель) должен следовать определенной тактике. Необходимо побуждать малыша выражать свои желания любым приемлемым способом — словом, жестом. Для этого следует прерывать рисование, комментировать свои действия, задавать вопросы, делать паузы, как бы дожидаясь ответа и действий со стороны ребенка. Так взрослый дает ребенку понять, что результат совместной работы зависит и от его участия.

Помимо побуждения к активным действиям, ситуация совместного рисования открывает новые возможности для ознакомления аутичного ребенка с окружающим миром. В ходе совместного рисования удается уточнить часть представлений, которые у него уже есть. В ситуации совместного рисования становится возможным обобщение представлений об окружающем. Для этого следует предлагать различные варианты одного и того же сюжета. Но не забывайте о стереотипности мышления аутичного ребенка, и в случае его сопротивления изменениям отложите их до следующего раза.

Использование метода совместного рисования в работе с аутичным ребенком дает возможность развивать невербальные и вербальные средства коммуникации. Взрослый обозначает словом все, что происходит на бумаге. Такой комментарий позволяет уточнить значение слов, уже известных ребенку, а также знакомит его с новыми словами и их значениями, обогащая пассивный словарь. Необходимо поддерживать любую попытку ребенка «поговорить», а также специально создавать ситуации, в которых ему захочется воспользоваться активной речью.

Совместное рисование также дает возможность проведения с ребенком психотерапевтической работы. Для этого рисуются сюжеты из жизни ребенка, в которых он испытывает разного рода затруднения: бытовые моменты, то, чего ребенок боится, и т.д. При этом сюжеты проговариваются. Обязательно предлагается только положительный вариант развития событий. Совместное рисование взрослого с аутичным ребенком требует поэтапного развития. Остановимся на основных этапах совместного рисования.

1 этап — налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности. Начинать занятия по совместному рисованию следует с изображения особенно значимых для ребенка предметов, сопровождая эту деятельность эмоциональным комментарием. Поначалу он будет просто наблюдать за происходящим на листе бумаги и прислушиваться к ком­ментарию, бросая на рисунок редкие взгляды и внешне оставаясь пассивным. Однако со временем его взгляд будет задерживаться на рисунке все дольше и дольше. А однажды он сам попросит нарисовать то, что ему хочется. И с этого момента можно переходить ко второму этапу.

2 этап — рисование «по заказу» ребенка. Рисуйте то, что нравится ребенку, закрепляя его интерес к сюжетному рисованию, делая его более стойким. Наберитесь терпения, потому что на этом этапе вам придется бессчетное количество раз выполнять однотипные заказы ребенка, снова и снова рисуя столбики, кубики, бутылочки и т.п.

3 этап — постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, а также новых деталей изображения. Выполняя заказ ребенка, постепенно начинайте использовать в рисовании различные материалы. Для этого помимо карандашей используйте фломастеры, мелки, краски, различные виды бумаги и картона. Одновременно применяйте различные изобразительные средства, вводите в рисунок новые детали, варьируйте его размер, форму, цвет и положение в пространстве. Если ваши попытки привнести что-то новое встретят резкий протест, вернитесь на предыдущий этап. Но через некоторое количество повторений снова попытайтесь разнообразить рисунок.

4 этап — вовлечение ребенка в процесс рисования, побуждение к активным действиям. На этом этапе можно предложить ребенку: «Давай вместе рисовать!» Теперь карандаш в руке у ребенка, а вы водите его рукой. Особенно эффективным является следующий прием: взрослый «забывает» нарисовать какую-то важную деталь и, когда ребенок замечает это, предлагает ему завершить рисунок самостоятельно. Для начала это должна быть простая в исполнении деталь, а в дальнейшем становится возможным постепенное усложнение задания. При этом поощряется ответ ребенка в любом виде (жест, слово и др.).

5 этап — введение сюжета. На этом этапе ставшие такими близкими ребенку изображения его любимых предметов включаются в сюжет. Таким образом, предметный рисунок заменяется сюжетным, у которого есть своя перспектива, композиция, смысл. Сюжет рисунка должен быть близок опыту ребенка. С другой стороны, рисунок должен давать возможность уточнить уже сформированные у ребенка представления, а в случае необходимости и скорректировать их. Для этого нужно подбирать различные сюжеты.

6 этап — дальнейшее развитие сюжета. На данном этапе происходит формирование у ребенка новых представлений об окружающем мире.

7 этап — перенос полученных знаний в другие ситуации. На этом этапе можно переходить к переносу сюжетов из рисунков в игры с игрушками и предметами, закреплению полученных знаний в повседневной жизни, в других видах деятельности (лепка, конструировании и т.д.).

logo-defect.com

Метод совместного рисования в практике обучения рисованию детей начальных классов, имеющих расстройства аутистического спектра

Домашнее задание крайне важно при

Домашнее задание крайне важно при Обучение детей самостоятельному выполнению домашнего задания С.Ю. Майданчук, учитель Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского городского психолого-педагогического

Подробнее

Кравцова Р.С., Боброва К.С.

Кравцова Р.С., Боброва К.С. Кравцова Р.С., Боброва К.С. Педагог-психолог Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики и консультирования

Подробнее

Постулат ISSN УДК 376

Постулат ISSN УДК 376 УДК 376 Психолого-педагогическая реабилитация детей с аутистической симптоматикой в рамках реализации специального курса «Развитие коммуникативных навыков» Пампареу Алена Петровна Областное государственное

Подробнее

II Международный Форум. Москва октября

II Международный Форум. Москва октября II Международный Форум Москва 14-17 октября Об этом материале Материал выступления на II Международном форуме «Каждый ребенок достоин семьи», организованном Фондом помощи детям «Обнаженные сердца». Тема

Подробнее

Êíèæêà äëÿ ðîäèòåëåé 1

Êíèæêà äëÿ ðîäèòåëåé 1 Êíèæêà äëÿ ðîäèòåëåé 1 Êíèæêà äëÿ ðîäèòåëåé. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èçäàíèå. תשס ז Èåðóñàëèì. 2008 Êíèãà ðàçðàáîòàíà Èíñòèòóòîì îáðàçîâàíèÿ, èñêóññòâà è ñàìîèäåíòèôèêàöèè «ÌÈËÕÀÓÇ» Institute of Art, Education

Подробнее

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕМА: ВЛИЯНИЕ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕМА: ВЛИЯНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕМА: ВЛИЯНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Подготовил воспитатель : Асанова Эльвина Серверовна Дошкольное детство очень важный период в жизни

Подробнее

II Международный Форум. Москва октября

II Международный Форум. Москва октября II Международный Форум Москва 14-17 октября Об этом материале Материал выступления на II Международном форуме «Каждый ребенок достоин семьи», организованном Фондом помощи детям «Обнаженные сердца». Тема

Подробнее

Зачем детям нужны раскраски?

Зачем детям нужны раскраски? Зачем детям нужны раскраски? Дети любого возраста обожают рисовать - потому нет ничего удивительного, что раскраски пользуются настолько высокой популярностью у малышни. Раскрашивание - очень увлекательное

Подробнее

«Рисунки, спрятанные в пальчиках»

«Рисунки, спрятанные в пальчиках» «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Ребенок познает окружающий мир и пытается отобразить его в свей деятельности играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности предоставляет ему изобразительное творчество.

Подробнее

Аутизм. Лечение народными средствами.

Аутизм. Лечение народными средствами. Аутизм. Лечение народными средствами. Причины развития аутизма у детей У мальчиков аутизм развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Причина возникновения этого заболевания до сих пор не известна. По-видимому,

Подробнее

«ГРУППЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ»

«ГРУППЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ» I. * Департамент культуры администрации г. Братска Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ И РЕМЁСЕЛ» муниципального образования города

Подробнее

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО РАЗВИВАТЬ УСИДЧИВОСТЬ

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО РАЗВИВАТЬ УСИДЧИВОСТЬ Детство пора активности. Большую часть дня дети бегают, играют в шумные игры, тратят много энергии. Так протекает естественный процесс их развития и познания окружающего мира. Но помимо активных игр, ребенок

Подробнее

Базель, Швейцария, августа 2017 г.

Базель, Швейцария, августа 2017 г. Выпуск 8. Дети и родители 21 века. Сходство и различие в воспитании и образовании. Эмиграция типа «замуж за рубеж». Сохранение родного языка и культуры Базель, Швейцария, 21-25 августа 2017 г. История

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Пояснительная записка. Рабочая программа по письму и развитию речи для 7-8 класса детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности разработана на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых

Подробнее

учебный год

учебный год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» класс 1-б (дополнительный) учитель: Лушина Надежда Викторовна, высшая квалификационная категория 2017-2018 учебный год Рабочая

Подробнее

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Артеменко О.Н., Шрамко А.А. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», Институт

Подробнее

Детский центр развития и фитнеса «Бэбибум»

Детский центр развития и фитнеса «Бэбибум» Программа музыкально-игровых занятий «Музыка с мамой» Цель программы - способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального

Подробнее

docplayer.ru


Смотрите также