Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста. Методические рекомендации по нетрадиционной технике рисования в доу


Методические рекомендации по нетрадиционным техникам рисования с детьми дошкольного возраста.

Творческий процесс это настоящее чудо.

Творческий процесс это настоящее чудо. Творческий процесс это настоящее чудо. Возраст: от двух лет. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы

Подробнее

Нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники рисования Нетрадиционные техники рисования Автор Полякова Елена Николаевна Воспитатель по изобразительной деятельности МБДОУ «Детский сад 5 «Ивушка» Г. Нефтеюганск 2015 г. «Истоки способностей и дарования детей

Подробнее

Лебедева Наталья Вячеславовна, воспитатель; Проценко Елена Александровна, воспитатель, МБДОУ «Белоснежка», м.о. г. Ноябрьск, ЯНАО

Лебедева Наталья Вячеславовна, воспитатель; Проценко Елена Александровна, воспитатель, МБДОУ «Белоснежка», м.о. г. Ноябрьск, ЯНАО Лебедева Наталья Вячеславовна, воспитатель; Проценко Елена Александровна, воспитатель, МБДОУ «Белоснежка», м.о. г. Ноябрьск, ЯНАО ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ

Подробнее

Консультация для воспитателей

Консультация для воспитателей Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 307 Красноармейского района г.волгограда Консультация для воспитателей Подготовила: Рогова Е.В., воспитатель РИСУЕМ

Подробнее

План работы по самообразованию

План работы по самообразованию План работы по самообразованию Воспитатель Ляпина Наталья Владимировна Группа: средняя Тема: «Формирование, развитие художественно творческих способностей, эстетического отношения к окружающей действительности,

Подробнее

1. Пояснительная записка

1. Пояснительная записка СОДЕРЖАНИЕ Стр.. Пояснительная записка 3 2. Учебно тематическое планирование 5 3. Содержание курса 6 4. Организационно педагогические условия реализации образовательной программы 9 5. Планируемые результаты

Подробнее

ДОКЛАД ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ДОКЛАД ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОКЛАД ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 3 лет» Введение Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст.

Подробнее

«Волшебные превращения ладошек»

«Волшебные превращения ладошек» Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад 51 с приоритетным осуществлением художественноэстетического развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга Конспект совместной художественно-творческой

Подробнее

I. Пояснительная записка.

I. Пояснительная записка. I. Пояснительная записка. Программа ознакомительная, основой программы является программа Л.А. Неменской «Изобразительное искусство». По уровню содержания ознакомительная. По направлению художественно-

Подробнее

.Это правда! Ну чего же тут скрывать?

.Это правда! Ну чего же тут скрывать? .Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене И в трамвае на окне. Э.Успенский Пояснительная записка Изобразительная деятельность одно из важнейших

Подробнее

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 235 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА Аннотация Ведущей темой является развитие у детей интереса и творческой активности в изобразительной

Подробнее

Консультация для воспитателей.

Консультация для воспитателей. Консультация для воспитателей. Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста «Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в

Подробнее

Воспитатель: Кильдяева Т. А.

Воспитатель: Кильдяева Т. А. Иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Бригантина» муниципального образования «Островский

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка» Одним

Подробнее

Перспективный план по аппликации

Перспективный план по аппликации Перспективный план по аппликации ( старшая группа ) Методическая литература: 1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (старшая группа) 2. Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском

Подробнее

Как научить ребенка рисовать :28

Как научить ребенка рисовать :28 Если вы заметили, что ваш малыш стал проявлять интерес к карандашам, фломастерам и краскам, значит пришло время, научить ребенка рисовать. Существует множество различных упражнений и методик, как научить

Подробнее

Нетрадиционные способы рисования

Нетрадиционные способы рисования 1 II Международный конкурс учебно - исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» Направление: «Искусство» Нетрадиционные способы рисования Выполнила: Ермакова Софья, ученица 3 класса МАОУ

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Пояснительная записка. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого

Подробнее

Цель учебного курса:

Цель учебного курса: Пояснительная записка Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. В настоящее время возникла необходимость

Подробнее

«Необычными вещами мы рисуем без труда»

«Необычными вещами мы рисуем без труда» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 16 «Светлячок» муниципального образования Староминский район Мастер-класс для родителей по нетрадиционным техникам рисования: «Необычными

Подробнее

Комплексно-целевая программа.

Комплексно-целевая программа. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад 122 «Лучистый». Комплексно-целевая программа. «Развитие детского художественного творчества через различные

Подробнее

Разноцветные ладошки

Разноцветные ладошки Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 11 «Капелька» УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ д/с 11 «Капелька» Т.П. Чусова 2013г. П Р О Г Р А М М А Разноцветные

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Работая с детьми, обратила внимание на то, что некоторые дети в образовательной деятельности, по художественному творчеству, проявляют творческие способности. Их работы отличаются

Подробнее

docplayer.ru

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что его интересует. Всё вызывает интерес: Далёкий космос, ближний лес, Цветы, машины, сказки, пляски… Всё нарисуем: были б краски, Да лист бумаги на столе, Да мир в семье и на земле.

В. Берестов

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Воспитание чувств ребёнка начинается с красоты.

Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости.

Наша задача – опираясь на представления ребёнка, повысить уровень его восприятия, научить понимать истинную красоту, которая может быть разной: яркой и громкой, тихой и спокойной, скромной и неброской; учить не только воспринимать прекрасное, но и любоваться красотой, но и беречь её, не только откликаться на доброту, но и самим творить добро.

Незаменимым средством духовного формирования является искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись.

Именно эстетическая среда способна развить в ребёнке эстетические чувства и научить эмоционально, откликаться на искусство, как явления вызывающее чувства радости, вдохновения, наслаждения и желания созидать.

Для ребёнка эстетическая среда – это эстетические отношения, которые он усваивает и выражает в результате приобщения к художественно-духовным ценностям человечества, и материально – художественная среда, которую он осваивает и преобразует в результате своей деятельности.

Чем раньше ребёнок начнёт осваивать эстетические отношения, тем глубже и ценнее будет его эстетический опыт, тем ярче у него будет развито эстетическое восприятие мира.

Но формирование эстетических отношений невозможно без восприятия красоты окружающего мира, без формирования навыков и умений отражать эту красоту в предметной действительности. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.

Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. В процессе изодеятельности совершенствуются такие функции как: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.

Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным.

Поэтому сегодня эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребёнка, его потребностями, способностями.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её уже должно начаться в дошкольном детстве.

Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность в детском саду. Детское изобразительное творчество нередко поражает своей непосредственностью, буйством фантазии.

Надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно, использовать их.

Ещё Аристотель отмечал, что занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка.

Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.  

Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предмето-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом.

Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста.

Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой – этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. А вот техника «Выдувание» – развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.

Техника «Прижми и отпечатай» – привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)

Техника «Рисование мозаичными мазками» – пробуждает фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа.

Интересная техника «Рисование по сырому листу» – происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.

Можно использовать технику «Рисование углём» – уголь позволяет получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии.

Такой вид рисования как «Смешение красок на листе» – позволяет развить фантазию, творческий подход к изображению, смелость.

Есть ещё интересный нетрадиционный приём «Набрызг». Это очень непростая техника. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения.

Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком»(жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.). Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.

Я, считаю, что техники рисования пальцами, ладошкой, тычком, пробками, поролоном позволяет сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:

  • Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия
  • Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости
  • Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей
  • Развивается мышление, речь, воображение
  • Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов
  • Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции
  • Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

Работу надо начинать   от простого к сложному.

Занятия проводить по техники рисования пальчикомследует индивидуально – для получения наилучшего результата, затем объединять по 2-3 ребёнка. Рисование пальчиком вызывает у ребёнка особое удовольствие, когда обмакнув пальчик в краску, он оставляет свой след на листе бумаги. Учить рисовать кончиком пальчика сверху вниз травку для зайчика, божьей коровке рисовать пальчиком пятнышки на крыльях чёрной краской, украшать крылья бабочки.

Рисование  ладошкой можно использовать для создания коллективной  работы – весёлое, доброе солнышко. Каждый ребёнок прикладывает к листу бумаги свои ладошки, которые сначала обмакивал в жёлтую краску, а потом прикладывалиих по кругу,  получаются  весёлые лучики, затем нарисовать личико и солнышко готово.

Конечно, перед тем как рисовать какой-либо предмет или явление, ребёнок должен хорошо представлять, что это и как оно выглядит. Для этого рисование начинать надо  с рассказа о явлении или предмета, который нужно изобразить, далее объяснять технику рисования, обязательно проводить  физкультминутки, анализировать в конце занятия работы детей.

Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Например, необычный цветок тюльпан можно нарисовать ладошкой. Чем же он необычен? А тем, что бутоны тюльпана рисуются не с помощью кисточки, а при помощи детских ладошек. Для получения этого рисунка потребуется всего две краски, красная и зелёная.

Процесс работы прост: разводим красную краску, делаем отпечатки ладошек на белом листе бумаги. Всё, бутоны тюльпанов готовы, теперь осталось нарисовать зелёный стебель и листики. Нетрадиционный рисунок готов. Несложно, красиво, необычно. Есть дети, которые рисуют левой рукой, так рисовать таким способом им нравится, а вот с кистью работать тяжело, поэтому для таких детей это большой плюс в рисовании. Так с помощью ладошки появляются тюльпаны, воробьи, осьминожки, деревья 

Другой интересный вариант рисования– метод тычка. Для этого метода достаточно взять ватную палочку или жёсткую кисть. Что мы делаем? Опускаем ватную палочку или жёсткую кисть в краску( дети эти методом уже владеют очень хорошо) и точными движениями делаем тычки по альбомному листу. Палочки или кисть будут оставлять чёткий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом с помощью ватной палочки рисовали падающий снег, украшали рукавичку, косыночку.

Рисовать пушистую мимозу, используя метод тычка (ватная палочка). Нарисованная ватной палочкой мимоза получается пушистая и красивая. Краска не растекается и не размазывается в отличии, когда дети рисуют кистью.

Методом тычка, используя жёсткую кисть, нарисовать можно  пушистых зайчат, котят, косолапого мишку. Рисуется силуэт животного, а дети кистью – тычком, закрашивают шубку, она получается «пушистая».

Использовать можно с детьми технику «Прижми и отпечатай». Рисуем пробками, крышками, поролоном. Применение таких помощников в рисовании очень нравится детям. Ведь так быстро можно нарисовать шарик, божью коровку, цыплёнка, – стоит только раскрасить верхнюю часть пробки и отпечатать её на лист. Получившийся ровный круг дополняется воображением ребёнка. Для того, чтобы нарисовать цыплёнка такой техникой мы берём одну крышку, желательно маленькую, другую немного побольше. Закрашиваем верхнюю часть, отпечатываем, дорисовываем ножки, клювик, глазик. И цыплёнок оживает.

Таким методом рисования можно нарисовать и гусеницу. Так же закрашиваем верхнюю часть пробки зелёным цветом. Делаем несколько отпечатков идущих друг за другом, дорисовываем кисточкой глазки, лапки – вот и готова гусеница перебирающая лапками.

В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Методические рекомендации «Использование нетрадиционных техник рисования в совместной деятельности по художественному творчеству"

21.09.2016 17:16 Карташева Наталия Сергеевна

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по художественному творчеству

 

«Истоки способностей и дарования детей- на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства  в детской руке, тем умнее ребёнок» В.А.Сухомлинский.

            Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя мир, незнакомый и удивительный. Ребёнок живёт в огромном реальном мире, в котором пока ещё многое для него недосягаемо, в силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые, являемся посредниками между окружающим миром – природы, людей, вещей, искусства  и отзывчивой на всё новое, яркое, удивительное душой ребёнка. Воспитание чувств ребёнка начинается с красоты, ведь потребность к красоте появляется у детей с первых дней жизни: он тянется к красивой игрушке, замирает, услышав звуки музыки; затем уже рассматривает яркие книжки, пытается изобразить непонятную для нас, взрослых, а только ему понятную красоту.            Наша задача, опираясь на представления ребёнка, повысить уровень его восприятия, научить понимать настоящую красоту, которая может быть разной: яркой неброской, громкой, тихой, спокойной, скромной. Учить, не только воспринимать прекрасное и доброе, но и беречь всё это. Незаменимым средством духовного формирования является искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком – оно доступно и наглядно ребёнку дошкольного возраста. Средствами искусства вокруг ребёнка формируется эстетическая среда, именно она способна научить ребёнка откликаться на искусство, как на явление, которое вызывает чувство радости и удовлетворения от возможности созидать.           Формирование творческой личности одна из задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение должно начинаться в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого – художественное творчество в детском саду. В процессе рисования  ребёнок испытывает разные чувства: радуется тому, что создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но, самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их особенности и детали, овладевает изобразительными техниками и навыками, учится их использовать.           Нетрадиционные техники рисования – важное средство эстетического воспитания, это способ создания нового, оригинального, в котором гармонирует всё: и цвет, и сюжет. Это возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное - самовыражаться. Распространено мнение, что роль взрослого в развитии изобразительной деятельности дошкольников должна сводиться к невмешательству в процессе самовыражения ребёнка. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Что может выразить ребёнок если его жизнь бедна чувствами и впечатлениями, если он не имеет необходимых материалов для творчества и не владеет изобразительными техниками. В процессе изобразительной деятельности совершенствуются такие функции, как: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма в будущем. Для развития всех этих качеств, как составляющих творческого потенциала личности, в практике дошкольного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования. Достоинством таких техник является универсальность, технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста.            Таким образом, педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования изобразительных способностей представляет совместная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования. При этом анализ педагогического опыта показывает, что не все педагоги владеют приемами использования нетрадиционных техник и поэтому не могут научить детей. Актуальность и определила тему разработки: использование нетрадиционных техник рисования в совместной деятельности по художественному творчеству в младшем дошкольном возрасте.           Цель: разработать  методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования  в совместной образовательной деятельности по  художественному творчеству в младшем дошкольном возрасте.           Задачи:
  • проанализировать психолого - педагогическую и методическую литературу по вопросу формирования изобразительного творчества дошкольников;
  • изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста;
  • создать педагогические условия для реализации нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности;
  • разработать и реализовать комплекс форм совместной непосредственной образовательной деятельности для детей младшей группы по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования.
         Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей.          Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию можно использовать нетрадиционные способы изображения. Что же они дают детям? В каждой технике есть своя гармония цвета и линии, каждая может стать как отдельным произведением, так и частью шедевра. Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны и в каждой из них ребёнок отражает свои впечатления от окружающего мира.        Рисование пальчиком или ладошкой – помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, дает взаимодействие с изобразительным материалом (краской) без кисточки. Ребёнок получает необыкновенное наслаждение от тактильных контактов с краской, водой.         Рисование тычком (ватная палочка, жёсткая кисть) – развивает фантазию, воображение.        Прижми и отпечатай – привлекает ребёнка процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разных материалов (пробки, поролон, крышки, пуговицы и т.д.).        Рисование мозаичными мазками – пробуждает фантазию, развивает творчество, дает возможность отойти от традиционных техник рисования, сохраняя при этом реалистичность образа.        Рисование по сырому листу – происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.        Рисование углём – позволяет получить линию бархатистого черного цвета или чёткие глубоко чёрные линии.       Смешение красок на листе – позволяет развивать фантазию, творческий подход к изображению, смелость. Набрызг – очень непростая техника, её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения.        Выдувание – развивает фантазию, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в совместной деятельности по художественному творчеству.

            Познакомившись с нетрадиционными техниками рисования, я решила использовать их в своей работе, т.к. не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому то трудно выразить себя в линии. От этого у ребёнка появляется отрицательное отношение ко всему процессу рисования. Появляется чувство страха, ребёнок боится что–либо изобразить, думая, что ничего не получится, отсюда возникает чувство неуверенности, неудовлетворённости от результата работы. Решить это могут помочь нетрадиционные техники рисования, ведь самое главное рисовать, а на чём, как, и чем это второстепенное.              Я остановила свой выбор на таких техниках как: рисование пальчиком и ладошкой, тычком, прижми и отпечатай. Так как в группе у меня дети двух возрастов, составила перспективный план на младшую и среднюю группы. Работу начинала от простого к сложному. Это позволило мне учитывать взаимосвязь между разделами работы, обеспечить систематичность и последовательность в работе, а техники, которые я использую, являются доступными для детей младшего возраста.  Сначала занятия были индивидуальными, для получения наилучшего результата, потом брала по трое-четверо детей. Увидев результат наших работ, решила использовать их и дальше. Продумываю каждое занятие, подбираю материал, в котором изображение предмета будет решено особенно ярко и выразительно, красиво. Обязательно, перед тем как рисовать предмет или явление, ребёнок должен хорошо представлять, что это и как оно выглядит. Для этого рисование я начинаю с рассказа о предмете, далее объясняю технику рисования, обязательно провожу физминутки, анализирую работы детей.            Рисование пальчиками: наносим краску на бумагу при помощи кончиков пальцев. Удобно рисовать кончиком указательного пальца ведущей руки. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии длиной 3-6 см. Используются специальные краски, гуашь или акварель. Краски разводятся до густоты сметаны и наливаются в плоские крышки или тарелочки. При смене красок пальчики моют в банке с водой и вытирают салфеткой.           Рисование ладошками: слой краски наносится на внутреннюю сторону ладони и прикладывается на лист бумаги для получения отпечатка. Краску можно наносить кисточкой, либо коснувшись ладошкой краски в блюдце. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.          Прижми и отпечатай: наносим краску на поверхность специальной формы, прикладываем на бумагу и придавливаем для получения цветного оттиска. Можно наносить одну или несколько красок. При помощи этого способа можно получать одинаковые оттиски в любом количестве, создавать из них различные изображения. В качестве отпечатков можно использовать деревянные геометрические фигуры из строительного набора, или вырезать шаблоны нужной формы из овощей (морковь, картофель), крышки различного диаметра, поролон, вырезанный в разных формах, листья и т.д.            Техника рисования тычком: заранее на листе рисуется контур какого-либо предмета. Для начала дети рассматривают и обводят контур данного предмета (например, изображение животного или птицы), называя вслух его части (например, голова, уши, спина, хвост). Начав рисовать, дети должны делать тычки кистью по линии контура, не оставляя промежутка между тычками, затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Оставшиеся детали дети рисуют концом кисти. В процессе рисования кисточку следует держать вертикально к листу, делая тычкообразные движения. Причём, чем меньше краски на кисти, тем «пушистее» точка. Каждому ребёнку нужен лист бумаги, банка с водой, подставка для кисточки, тканевая салфетка и краски. Я, считаю, что техники рисования пальцами, ладошкой, тычком, пробками, крышками позволяет сделать работы детей более интересными и красочными. К тому же использование этих методик имеет ряд преимуществ:
  • способствует развитию у детей мелкой моторики;
  • ориентировки на листе бумаги, развитию внимания, усидчивости;
  • уточняются представления ребёнка о цвете, форме;
  • развивается воображение;
  • вызываются положительные эмоции;
  • способствуют обогащению знаний об окружающем.
            Целью данной разработки было: разобрать методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования  в художественном творчестве в младшем и среднем дошкольном возрастах, среди которых: техника рисования тычком, рисование ладошкой или пальцами, прижми и отпечатай и т.д.             Решению задач данной разработки послужило теоретически изучить и обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.             В заключении хочу сказать следующее: рисование для детей – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постоянно открывая перед ними новые возможности изобразительной деятельности. Главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Это и есть главный аспект в моей работе: чтобы занятия приносили детям только радость и положительные эмоции.

 

Список литературы:

1. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2007 2. «Дошкольное воспитание» -№8,2005 3. «Дошкольное воспитание» №6,2007  4. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» - М-С.,2011 5. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - П.,1981 6. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (младшая группа) – М.,2008 7. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (средняя группа) – М.,2008 8. Примерная общеобразовательная программа « От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы,  Т.С Комаровой, М.А.Васильевой.  Обновлено: 21.04.2018 10:53

You have no rights to post comments

ext.spb.ru

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»

«Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир»

Ребёнок живёт в огромном реальном мире, в котором многое для него пока ещё недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые, являемся посредниками между окружающим миром – миром природы, людей, вещей, искусства. И нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на всё новое, удивительное, яркое душой ребёнка. Воспитание чувств ребёнка начинается с красоты. Потребность в красоте и доброте появляется у малыша с первых дней его жизни: он тянется к красивой игрушке, замирает, услышав звуки музыки; немного повзрослев, рассматривает яркие иллюстрации в книжке, пытается изобразить на бумаге только ему понятную красоту.

Незаменимым средством духовного формирования является искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно и близко ребёнку дошкольного возраста. Средствами искусства вокруг ребёнка формируется эстетическая среда, которую можно рассматривать как средство формирования нравственно-духовных ценностей личности ребёнка. Именно эстетическая среда способна развить в ребёнке эстетические чувства и научить эмоционально, откликаться на искусство, как явления вызывающее чувства радости, вдохновения, наслаждения и желания созидать. Для ребёнка эстетическая среда – это эстетические отношения, которые он усваивает и выражает в результате приобщения к художественно-духовным ценностям человечества, и материально – художественная среда, которую он осваивает и преобразует в результате своей деятельности.

Чем раньше ребёнок начнёт осваивать эстетические отношения, тем глубже и ценнее будет его эстетический опыт, тем ярче у него будет развито эстетическое восприятие мира. Но формирование эстетических отношений невозможно без восприятия красоты окружающего мира, без формирования навыков и умений отражать эту красоту в предметной действительности. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого, к сложному.

Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. В процессе изодеятельности совершенствуются такие функции как: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.

Нетрадиционные техники рисования – важней шее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию можно использовать нетрадиционные способы изображения. Что же они дают детям?

В каждой есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить, как способы создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра.

Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

А вот техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.

Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)

Техника «Рисование мозаичными мазками» - пробуждает фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа.

Интересная техника «Рисование по сырому листу» - происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.

Можно использовать технику «Рисование углём» - уголь позволяет получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии.

Такой вид рисования как «Смешение красок на листе» - позволяет развить фантазию, творческий подход к изображению, смелость.

Есть ещё интересный нетрадиционный приём «Набрызг». Это очень непростая техника. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения.

Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности.

Познакомившись с нетрадиционными методиками рисования, можно использовать их в своей работе, так как опыт работы показывает, что занятий по разработанным Т.С.Комаровой и Т.Г.Казаковой методикам явно недостаточно для выработки у детей необходимых навыков и умений свободного рисования. Ведь не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования. Ведь изначально рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии у современных детей более чем достаточно.

Остановим свой выбор на таких нетрадиционных техниках рисования, как пальчиком, ладошкой, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки). Составила перспективное планирование на каждую возрастную группу, это мне позволило учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечить систематичность и последовательность в работе. Поэтому работу начинаем от простого к сложному, а методики рисования, являются наиболее доступными для детей младшего возраста. Для начала занятия проводятся индивидуально – для получения наилучшего результата, затем можно объединить по 2-3 ребёнка. Рисование пальчиком вызывало у ребёнка особое удовольствие, когда обмакнув пальчик в краску, он оставлял свой след на листе бумаги. Учились рисовать кончиком пальчика сверху вниз травку для зайчика, божьей коровке рисовали пальчиком пятнышки на крыльях чёрной краской, украшали крылья бабочки.

Рисовали и ладошкой. Нарисовали коллективную работу – весёлое, доброе солнышко. Каждый ребёнок прикладывал к листу бумаги свои ладошки, которые сначала обмакивали в жёлтую краску, а потом прикладывали их по кругу(нужно направлять детей). Получились весёлые лучики, затем нарисовала личико и солнышко готово. Дети испытывают огромное удовольствие от коллективной работы. Как таковой цели использовать нетрадиционные методы в обучении детей рисованию нет. Но попробовав и увидев результат наших работ, нужно продолжать использовать эти методики рисования и дальше. Воспитатель должен составить перспективный план занятий по нетрадиционному рисованию и внедрять его в своей работе. Продумывая каждое занятие, подбирать тот материал, в котором изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Конечно, перед тем как рисовать какой-либо предмет или явление, ребёнок должен хорошо представлять, что это и как оно выглядит. Для этого рисование нужно начать с рассказа о явлении или предмета, который нужно изобразить, далее объяснить технику рисования, обязательно провесть физкультминутки, анализирую в конце занятия работы детей.

Во второй младшей и средней группе мы продолжаем рисовать пальчиками, но теперь каждому ребёнку даются готовые шаблоны. Некоторые дети уже рисуют не одним пальчиком, а несколькими. Очень понравилась детям техника рисования ладошкой. Казалось бы, что мы можем нарисовать ладошкой? Да всё, что угодно! Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Например, необычный цветок тюльпан можно нарисовать ладошкой. Чем же он необычен? А тем, что бутоны тюльпана рисуются не с помощью кисточки, а при помощи детских ладошек. Для получения этого рисунка потребуется всего две краски, красная и зелёная.

Процесс работы прост: разводим красную краску, делаем отпечатки ладошек на белом листе бумаги. Всё, бутоны тюльпанов готовы, теперь осталось нарисовать зелёный стебель и листики. Нетрадиционный рисунок готов. Несложно, красиво, необычно. Есть дети, которые рисуют левой рукой, так рисовать таким способом им нравится, а вот с кистью работать тяжело, поэтому для таких детей это большой плюс в рисовании. Так с помощью ладошки появляются тюльпаны, воробьи, осьминожки, деревья

Другой интересный вариант рисования – метод тычка. Для этого метода достаточно взять ватную палочку или жёсткую кисть. Что мы делаем? Опускаем ватную палочку или жёсткую кисть в краску и точными движениями делаем тычки по альбомному листу. Палочки или кисть будут оставлять чёткий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом с помощью ватной палочки можно рисовать падающий снег, украшать рукавичку, косыночку.

В средней группе рисуем пушистую мимозу, используя метод тычка (ватная палочка). Нарисованная ватной палочкой мимоза получилась пушистая и красивая. Краска не растекалась и не размазывалась в отличии, когда дети рисуют кистью Методом тычка, используя жёсткую кисть, рисовали пушистых зайчат, котят, косолапого мишку. Я рисовала силуэт животного, а дети кистью – тычком, закрашивали шубку, она получалась «пушистая». Работы вышли очень интересные и разные. У кого мишка вышел лохматый, у кого немного пушистый.

Можно использовать в своей работе с детьми технику «Прижми и отпечатай». Рисуем пробками, крышками, поролоном. Применение таких помощников в рисовании очень нравится детям. Ведь так быстро можно нарисовать шарик, божью коровку, цыплёнка, - стоит только раскрасить верхнюю часть пробки и отпечатать её на лист. Получившийся ровный круг дополняется воображением ребёнка. Для того. Чтобы нарисовать цыплёнка такой техникой мы берём одну крышку, желательно маленькую, другую немного побольше. Закрашиваем верхнюю часть, отпечатываем, дорисовываем ножки, клювик, глазик. И цыплёнок оживает.

Таким методом рисования можно нарисовать и гусеницу. Так же закрашиваем верхнюю часть пробки зелёным цветом. Делаем несколько отпечатков идущих друг за другом, дорисовываем кисточкой глазки, лапки – вот и готова гусеница перебирающая лапками

Я, считаю, что техники рисования пальцами, ладошкой, тычком, пробками, поролоном позволяет сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:

  • Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия
  • Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости
  • Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей
  • Развивается мышление, речь, воображение
  • Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов
  • Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции
  • Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
  • Выводы:

    Цель данной работы была: разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в младшем и среднем дошкольном возрасте, среди которых: техника рисования тычком, прижми и отпечатай, рисование ладошкой и т.д.

    Решению задач данной работы послужило изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.

    Предложен перспективный план и комплекс занятий для детей средней группы по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности. Также описана техника рисования пальчиками и ладошкой. Эта техника даёт возможность детям испытать необыкновенное наслаждение от тактильных ощущений при работе с краской, бумагой и водой. Техника рисования прижми и отпечатай, развивает у детей воображение, ребёнок начинает домысливать, а что же получится в результате? Метод тычком позволяет детям придать изображённому животному лохматость, что дети простой кисточкой не смогут сделать.

    Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

    Автор: Комкова Маргарита Ивановна

    pedportal.net


    Смотрите также