Шайдурова МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Н. В. Шандурова методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста шайдурова читать


Шайдурова Н. В.. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста

Н. В. ШайдуроваОбучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемамВ пособии предлагается простая и доступная ребенку старшего дошкольного возраста методика обучения рисованию по алгоритмическим схемам. Алгоритмы позволяют выделить основные, характерные детали… — Детство-Пресс, (формат: 70x90/16, 64 стр.) Подробнее...200971бумажная книгаНелли ШайдуроваОбучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемамОт издателя:В пособии предлагается простая и доступная ребенку старшего дошкольного возраста методика обучения рисованию по алгоритмическим схемам — (формат: 70x90/16 (~170х215 мм), 64стр. стр.) Подробнее...2009123бумажная книгаШайдурова Н.Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемамВ пособии предлагается простая и доступная ребенку старшего дошкольного возраста методика обучения рисованию по алгоритмическим схемам. Алгоритмы позволяют выделить основные, характерные детали… — Детство-Пресс, (формат: Мягкая глянцевая, 64 стр.) Подробнее...2015101бумажная книгаШайдурова Нелли ВладимировнаОбучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемамВ пособии предлагается простая и доступная ребенку старшего дошкольного возраста методика обучения рисованию по алгоритмическим схемам. Алгоритмы позволяют выделить основные, характерные детали… — Детство-Пресс, (формат: Мягкая глянцевая, 64 стр.) Креативное развитие Подробнее...2012118бумажная книгаОбучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемамВ пособии предлагается простая и доступная ребенку старшего дошкольного возраста методика обучения рисованию по алгоритмическим схемам. Алгоритмы позволяют выделить основные, характерные детали… — (формат: Мягкая глянцевая, 64 стр.) Подробнее...76бумажная книгаЯ начинаю рисовать. Для детей 2-3 лет. Альбом 1Развивающая тетрадь поможет организовать игровые занятия с детьми 2-3 лет в условиях образовательного учреждения и домашнего воспитания. Предложенные в тетради задания соответствуют… — Сфера, (формат: 70x100/12, 16 стр.) Первые тетради малыша Подробнее...201350бумажная книгаЯ начинаю рисовать. Для детей 2-3 лет. Альбом 2Развивающая тетрадь поможет организовать игровые занятия с детьми 2-3 лет в условиях образовательного учреждения и домашнего воспитания. Предложенные в тетради задания соответствуют… — Сфера, (формат: 70x100/12, 16 стр.) Первые тетради малыша Подробнее...201350бумажная книгаЯ начинаю рисовать. Альбом 1 для детей 2-3 летРазвивающая тетрадь поможет организовать игровые занятия с детьми 2-3 лет в условиях образовательного учреждения и домашнего воспитания. Предложенные в тетради задания соответствуют… — Сфера, (формат: 70x100/12, 16 стр.) Первые тетради малыша Подробнее...201473бумажная книгаЯ начинаю рисовать. Альбом 2 для детей 2-3 летРазвивающая тетрадь поможет организовать игровые занятия с детьми 2-3 лет в условиях образовательного учреждения и домашнего воспитания. Предложенные в тетради задания соответствуют… — Сфера, (формат: 70x100/12, 16 стр.) Первые тетради малыша Подробнее...201473бумажная книгаЯ начинаю рисовать. Для детей 2-3 лет. Альбом 1Развивающая тетрадь поможет организовать игровые занятия с детьми 2-3 лет в условиях образовательного учреждения и домашнего воспитания. Предложенные в тетради задания соответствуют… — СФЕРА, (формат: Мягкая глянцевая, 64 стр.) Первые тетради малыша Подробнее...201376бумажная книгаЯ начинаю рисовать. Для детей 2-3 лет. Альбом 2Развивающая тетрадь поможет организовать игровые занятия с детьми 2-3 лет в условиях образовательного учреждения и домашнего воспитания. Предложенные в тетради задания соответствуют… — СФЕРА, (формат: Мягкая глянцевая, 64 стр.) Первые тетради малыша Подробнее...201376бумажная книгаКоролева О.А.Первые тетради малыша. Я начинаю рисовать. Альбом 2Развивающая тетрадь поможет организовать игровые занятия с детьми 2—3 лет в условиях образовательного учреждения и домашнего воспитания. Предложенные в тетради задания соответствуют… — Сфера, (формат: 70x100/12, 16 стр.) Первые тетради малыша Подробнее...201470бумажная книгаКоролева О.А.Первые тетради малыша. Я начинаю рисовать. Альбом 1Развивающая тетрадь поможет организовать игровые занятия с детьми 2—3 лет в условиях образовательного учреждения и домашнего воспитания. Предложенные в тетради задания соответствуют… — Сфера, (формат: 70x100/12, 16 стр.) Первые тетради малыша Подробнее...201470бумажная книгаТеплякова Ольга НиколаевнаОбучение письму для малышей от 2 лет"Обучение письму. Для малышей от 2 лет"-уникальная развивающая раскраска для обучения в игре чтению, рисованию, письму. Авторская интегрированная методика раннего развития проверена многолетним… — АСТ, (формат: 70x90/16 (~170х215 мм), 64стр. стр.) Методика раннего обучения О.Н. Тепляковой Подробнее...2017113бумажная книгаТеплякова О.Н.Обучение письму для малышей от 2 лет"Обучение письму. Для малышей от 2 лет"— уникальная развивающая раскраска для обучения в игре чтению, рисованию, письму. Авторская интегрированная методика раннего развития проверена многолетним… — Издательство «АСТ», (формат: 70x90/16 (~170х215 мм), 64стр. стр.) Методика раннего обучения О.Н.Тепляковой Подробнее...201685бумажная книга

dic.academic.ru

Шайдурова МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С этим файлом связано 84 файл(ов). Среди них: Formirovanie_tselostnoy_kartiny_mira_Srednyaya_gruppa_M_Karpeeva, Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного матери, Proekt_traditsii_russkoy_izby.pdf, Sotsioigrovaya_tekhnologia_v_razlichnykh_vidakh_deyatelnosti.pdf, Formirovanie_tselostnoy_kartiny_mira_Vtoraya_mladshaya_gruppa_M_, Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного матери, Гимнастика для глаз. Практический материал.docx, Kartoteka_gimnastiki_posle_sna_v_mladshey_gruppe.docx, Потапова В.Т. Беседы о профессиях 4-7 лет.doc и ещё 74 файл(а).Показать все связанные файлы  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image4.jpeg

Н.В. Шандурова

МЕТОДИКАОБУЧЕНИЯРИСОВАНИЮ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА

Москва

2008

УДК 372.8 Г.БК 74.100.5 Ш12

Ре'1Май3ерАТЛЫ-канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного 0бРГГо ^.-^"лодог. наук, доцент, кафедры дош-

Ш12 Методика обучения рисованию детей д _

возраста. Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008.

160 с. (Учебное пособие).

ISBN 978-5-89144-895-7

Методика обучения детей рисованию является одной из состав™ ющих3учебного курса «Теория и

И

УДК 372.8 ББК 74.100.5

ISBN 978-5-89144-895-7

© ООО «ТЦ Сфера», 20С

СОДЕРЖАНИЕ

() г автора 5

I лава I. Возрастная специфика и этапы развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста 7

I лава II. Взаимосвязь видов изобразительной

деятельности в работе с дошкольниками 18

Виды занятий по рисованию 22

Художественные материалы и нетрадиционные техники рисования в работе с детьми 23

Освоение дошкольниками программы обучения

по рисованию 32

I лава III. Основные принципы развивающего обучения дошкольников в изобразительной деятельности 36

I лава IV. Методика обучения детей рисованию в разных возрастных группах 40

Первая младшая группа 40

Вторая младшая группа 50

Средняя группа 58

Старшая группа 69

Подготовительная к школе группа 86

I лава У. Критерии оценки художественно-творческого развития ребенка 108

Приложения 127

11риложение 1. Исследование уровня художественнотворческого развития детей дошкольного возраста .... 127 Опросный лист по выявлению у детей

художественных способностей 130

Памятка по проведению тематической проверки

по изобразительной деятельности 132

Анализ наблюдения занятий по изобразительной

деятельности 134

Примерный план конспекта занятия

по изобразительной деятельности 135

Вопросы для наблюдения за детьми

в процессе выполнения заданий по рисованию 135

Приложение 2. Программа курса «Методика обучения

рисованию детей дошкольного возраста»

Тема 1. Развитие у детей дошкольного возраста способностей к изобразительной

деятельности -

Тема 2. Сенсорные основы изобразительной

деятельности

Тема 3. Творчество в художественной

деятельности дошкольника

Тема 4. Виды и своеобразие изобразительной

деятельности детей, ее значение во всестороннем

развитии ребенка

Тема 5. Задачи обучения и развития детей

средствами изобразительной деятельности

Тема 6. Художественное восприятие окружающего^ как основа изобразительной деятельности детей. Роль изобразительного и декоративного

искусства в воспитании

Тема 7. Программа по изобразительному

искусству в детском саду

Гема 8. Методы и приемы обучения

дошкольников изобразительному искусству

Гема возрастных группах. Развитие детского

изобразительного творчества в рисовании

Контрольные вопросы по курсу

Тематика курсовых работ

Тематика контрольных работ

Тематика дипломных работ

Список использованной и рекомендуемой литературы

137 j

137

138

138

139

140

140

145

147

. 148 . 151 . 152 . 152 . 153

. 154

ОТ АВТОРА

Предлагаемое пособие посвящено одному из видов изобразительной деятельности — рисованию, причем мы остави- 'MI за рамками данного издания методику обучения детей мекоративному рисованию в дошкольном учреждении. Изобразительная деятельность — специфическое образное по- «иаиие действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Анализируя детские рисунки, искусствоведы ищут под- I перждение своим концепциям. Педагоги намечают наиболее эффективные пути обучения и воспитания дошкольни- кон- Психологи, используя метод качественного и количе- ти детей. Врачи, психотерапевты считают, что процесс рисо- мапия положительно влияет на центральную нервную систему (ЦНС), оказывает психокоррекционное воздействие на ребенка. Он тесно связан со зрительными, двигательными, мускульно-осязательными анализаторами, с кинестетическими пщущениями, мышечно-суставной работой руки и пальцев, механизмом зрительно-двигательной координации.

При помощи зрения ребенок воспринимает цвет, форму, величину, положение предмета в пространстве, благодаря ося- миию познает объем, фактуру. В тех случаях, когда предмет нельзя взять в руки, включается мускульное чувство: обведение в воздухе контура предмета помогает в дальнейшем при его изображении, так как данное движение сохраняется и памяти [23].

Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Б.М. Теплой пишет, что «задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей... Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по-но- иому, гораздо острее и точнее видеть вещи» [44, с. 8].

5

Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения и т.п. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять внешние особенности предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, работами товарищей.

Создание образа невозможно без обобщения, целостного восприятия предметов. В процессе рисования ребенок представляет результат своей работы, учится оперировать понятиями, рассуждать, делать выводы. Их словарный запас обогащается. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, а при рисовании по представлению — память. Рисование способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук.

Работая над рисунком, находя удачные цветовые сочетания, добиваясь сходства изображаемого предмета, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, развивается воображение.

Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школе. Дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук; регулировать наклон карандаша, кисти, размах, темп движений, силу нажима; учатся слушать и запоминать задание, выполнять его по определенному плану, укладываться в отведенное время, оценивать свою работу* находить и исправлять ошибки, доводить начатое до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты, материалы [25].

Представленные в пособии техники рисования и методики занятий разработаны и апробированы в работе с детьмг школы раннего развития при центре «Логос» и в ДОУ «Детский сад» № 230 ЦРР г. Барнаула.

Глава I

ВОЗРАСТНАЯ СПЕЦИФИКАИ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В течение детства увлечение изобразительной деятельное- то проходит ряд стадий, каждая из которых характеризуется определенными особенностями рисунков. По ним можно сулить о том, развивается ли ребенок в соответствии со своим ЙОЗрастом, опережает его или отстает в развитии. Настоящий мо траст ребенка и «возраст развития» не всегда совпадают.

Развитие детей зависит от условий воспитания, внимания к ним, их увлечениям взрослых. Что касается рисования, то непродолжительные задержки (до полугода) у ребенка этих навыков не следует считать признаком отставания в его раз- mu ии. Некоторая задержка на одной из стадий, особенно мы званная внешними условиями, впоследствии может быстро и эффективно компенсироваться.

Психологи и педагоги выделяют два этапа в детском раз- ми гии: доизобразительный и изобразительный. В каждом из них изобразительная деятельность проходит ряд стадий. Знание особенностей каждой из них поможет правильно оценить детский рисунок.

Доизобразительный этап начинается на втором году жиз-ни ребенка и заканчивается к 3 годам или несколько позже.

()6щим для него является то, что рисунки детей не передают • Iичего конкретного, их трудно соотнести с реальностью. Они i одержат лишь линии разной конфигурации, длины и толщины — каракули.

Доизобразительный этап начинается со стадии экспериментирования средствами изодеятельности. Потребность в познании мира у детей этого возраста реализуется в мани- пулятивной деятельности, а затем в предметно-орудийной. Действия ребенка с изоматериалами — одно из частных проявлений этой деятельности. У ребенка до 1,5 лет нет потребности рисовать. Его интересуют лишь действия с карандашом и бумагой (стучит, мнет, жует, разбирает, мажет, рвет, грызет, заворачивает карандаш в бумагу, накрывает бумагой

7

голову). Первые графические изображения возникают случайно и ребенок не обращает на это внимания, он увлечен самим материалом, действием с ним.

Необходимо, чтобы в поле зрения ребенка оказались изобразительные материалы. Они должны быть яркими и безопасными. Надо дать возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, пойти навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для здоровья).

Основные методы, побуждающие ребенка к рисованию — подражание, пример взрослых (надр как можно чаще на глазах детей лепить, рисовать), совместная предметная деятельность (вложите карандаш в руку ребенка, а затем в свою руку и вместе с ним почеркайте, порисуйте), эмоциональное общение.

Вторая стадия доизобразительного этапа экспериментирование со штрихом и пятном (ее называют также стадией лишенных смысла штрихов или стадией марания).

Причины, по которым у ребенка возникает желание рисовать, состоят главным образом в подражании действиям взрослых (рисованию, черчению, письму и др.) и высокой моторной активности детей этого возраста. Манипулируя карандашом, малыш неожиданно замечает след на бумаге. Он радуется и стремится повторить действия. Вначале ребенок наносит на бумагу (предпочтение отдается книгам, журналам, газетам) или другую плоскость (обои, стол, пол) точки, штрихи, линии случайной формы, лишенные всякого смысла, никак не связанные между собой и не организованные на листе. У ребенка появляется представление о свойстве материала и цели действия с ним — стремление получить след. Он спешит заполнить пространство листа точками, штрихами, линиями. При этом действия проявляются в ритмических движениях. Ритм движений привлекает малыша (сопровождает его повсюду: хлопки, подпрыгивания). Рука движется взад и вперед, получаются повторяющиеся неотрывные штрихи. Надо закреплять интерес ребенка к действиям с изоматериалами и вместе с ним удивляться и радоваться полученному следу на бумаге. Дайте ребенку возможность реализовать свое желание просто черкать на бумаге. Покажите при этом, что в штрихах, точках, линиях можно увидеть какой-то образ (дождь, ветер и т.д.).

8

Затем дети осваивают вращательные движения, начинают передвигать руку по листу, отдельные линии закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги, «мотки», перекрещенные линии. Начинается третья стадия доизобразитель- ного этапа — стадия каракуль.

Через некоторое время, когда ребенок вдруг замечает, что между движениями его руки с карандашом и внешним видом линий существует какая-то связь, появляются изменения в каракулях. Малыш много раз и на разных листах увлеченно повторяет одинаковые движения, радуясь тому, что на бумаге появились похожие по форме штрихи или линии. В жизни ребенка происходит важнейшее для развития его психики событие — он воспринимает след на бумаге как результат своих действий. Ребенок начинает пробовать разные движения и, повторяя их на «рисунках», делает линии и штрихи все более разнообразными. В результате на бумаге возникают кое-как организованные пучки линий, похожие на растрепанный веник.

Первым «организатором» каракуль по эстетическому признаку становится ритм. Поначалу это только ритмичные движения, которые составляют на бумаге повторяющиеся, приблизительно похожие линии, кое-где с одинаковыми расстоя- м иями между ними. Потом, заметив видимую ритмичность взаиморасположения линий на листе, ребенок пытается ее уточнить, хотя это не всегда получается. Последующие пробы приводят к появлению на бумаге линий разнообразной формы длины, толщины.

Общая тенденция последовательности изменения каракулей кратко такова. Начиная с хаотично расположенных на бумаге линий, штрихов и точек, отражающих только двигательную активность и подражание действиям взрослых, ребенок, благодаря «открытию» следа как результата своих дей- 1 гвий, старается изображать «пучки» бесформенных линий.

I Госледние в результате стремления к повторению одинаковых движений постепенно трансформируются в ритмично организованные следы карандаша. Видимый на бумаге ритм разных следов приводит ребенка к зрительному (но не рассудочному) различению размера штрихов (длинные, короткие, очень короткие), их формы (прямые, округлые, угловатые) и непростой ритмичной конфигурации. В завершение доизобразительной стадии должна появиться способность замыкать округлую или угловатую линию саму на себя, в ре

9

зультате чего на бумаге могут получиться формы, приблизительно похожие на окружность, овал или угловато-округленную фигуру, которая локализует на листе некоторое особое пространство, обозначающее что-то такое, что ребенок может назвать домом, садом, солнышком.., т.е. чем-то реальным. Одну и ту же фигуру малыш называет каждый раз по- разному, поскольку для него они универсальны, а их форма пока что мало связана с внешним видом объектов окружающей жизни. Так, среди каракулей появляются фигуры, дающие ребенку потенциальные возможности нарисовать что- то, отражающее его зрительные впечатления от мира.

Этим должна завершиться доизобразительная стадия детского рисования, но не у всех детей это происходит в одно и то же время. И связано это чаще всего не с индивидуальными возможностями ребенка, а с отношением взрослых к ничего не изображающим каракулям, как к вредному баловству (порча журналов, обоев на стенах и т.п.), которое надо пресекать, отнимая карандаш и бумагу. Запрещая такое рисование, взрослые значительно обедняют развитие ребенка.

Изобразительный этап начинается со стадии бесформенных изображений или стадии ассоциативных каракуль. Она продолжается от 2,5 до 4 лет и поначалу мало отличается от предыдущей: на рисунках те же каракули, среди которых с трудом обнаруживаются попытки нарисовать что-то реальное. Раздельно нарисованные короткими прямыми или округлыми штрихами, совершенно самостоятельными, не примыкающими друг к другу и не связанными в единое целое части чего-либо (человека, животного, машины и т.д.), они не столько изображают, сколько что-то обозначают. Если ребенок замечает разорванность частей изображения (чаще после вопросов взрослых), например, машины, то быстро обводит все их общей круговой линией, показав таким образом сопряженность частей друг другу, отделив нарисованное от соседствующих рядом каракулей.

Так рисунки выглядят внешне, но внутренние переживания самого ребенка во время рисования теперь резко отличаются от тех, что были на предыдущей стадии: появляется стремление передать какой-то образ окружающего мира, причем не столько отдельного предмета, сколько явления, чем- то ребенка поразившего. Даже если на рисунке видно лишь что-то одно, ребенок рисовал не предмет, а событие, чем-то интересное ему. Просто содержание этого события он отра

10

жает не только на бумаге, но и в сопровождающих рисование словах, жестах, мимике. Про себя или вслух дети называют каждую часть предмета словами, произнося их раздельно и нараспев, помогая жестами и мимикой. Словесный пересказ события впоследствии долго будет постоянно сопровождать процесс рисования, а через событийность рисунка ребенок выражает отношение к миру.

Очень редко элементы,характерные для стадии бесформенных изображений (чаще — разорванность частей изображения) можно увидеть на рисунках детей старшего дошкольного возраста или первоклассников. В противном случае это указывает на какие-то нарушения в психике ребенка или на отставание в интеллектуальном развитии. На первой стадии изобразительного этапа собственно-изобразительная деятельность обособляется из предметно-орудийной и приобретает некоторые черты игровой деятельности. Собственно-изобразительная деятельность, как и игра, стала деятельностью активного отражения окружающего мира, выражения своего отношения к нему. Поиск содержания образа в каракулях — один из ведущих побудителей деятельности ребенка в этот период. В появлении ассоциативного образа большую роль играет речь. Ассоциативный образ еще очень неустойчив, малыш одну и ту же линию, штрих, пятно может называть по-разному. Объективного сходства с реальными предметами еще нет, но появляется замысел — представление будущего рисунка и способов его создания («нарисую машину, дом...»). Малыш черкает на листе и комментирует с вои действия, дополняет графический образ словом, делает его как бы более содержательным. В этот период ребенок способен изобразить все (нет страха, как у старших детей).

Вторая стадия изобразительного этапа — стадия схем. Обычно она протекает в период от 3 до 6 лет, но может быть и более длительной, частично продолжаясь до 7—8 лет (параллельно с последующими стадиями). Внутри этой стадии развитие навыков рисования детей проходит ряд ступеней: от очень упрошенных схем, где изображаются лишь некоторые части объектов, неопределенные по форме, до постепенного их наполнения более существенными и узнаваемыми частями и деталями. У детей появляется способность дорисовывать штрихи до образа. Часто они копируют рисунки друг друга (подсматривают схему), встраивают свои рисунки в чужие и наоборот. На этой же стадии дети должны научиться понимать чужой рисунок.

11

c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image7.jpeg Особый интерес на этой стадии развития вызывают у ребенка различные техники. Дети как бы снова возвращаются к стадии экспериментирования. Правда, теперь это экспериментирование со способами и методами, а не с инструментами и средствами.

Тенденция самовыражения в этой стадии превалирует для ребенка над изображением. Для него важен сам процесс. Малыш рисует схематично, перечеркивая, стирая, изображая на одном листе несколько раз колобка, чтобы передать его передвижение и не понимает, почему взрослому не нравится его рисунок — ведь он так веселился, его не интересовало качество изображения.

Часто в рисунки проникают графические штампы, которые, с одной стороны, нужны, чтобы выразить предмет в художественном образе, а с другой — мешают ребенку своими глазами увидеть то, что он рисует. Некоторые исследователи считают детские рисунки символами, знаками реальных предметов. Этим можно объяснить легкую восприимчивость к подобным схемам, но все же навязывать их не следует.

Первым узнаваемым изображением на рисунках детей в этой стадии чаще всего оказывается человек. Сначала он состоит из двух частей: головы (точнее, лица) с глазами-точками и ртом-черточкой, внизу опирающейся на кривые линии- подпорки, обозначающие ноги. Это — «головоног». Его можно увидеть среди каракулей еще на стадии бесформенных изображений, правда, с овальной линией лица ноги-черточки могут быть не соединены, а глаза и рот нарисованы сбоку, т.е. могут не умещаться внутри овала. На стадии схем разрывы между частями встречаются реже и обязательно с обеих сторон от головы нарисованы черточки-руки, иногда дополненные штрихами-пальцами (в количестве избыточном или недостаточном). Голова тоже дополняется черточками-волосами или округлой шапкой. Нередко голову и туловище ребенок объединяет в один удлиненный овал так же, как прежде, на стадии бесформенных изображений. Получается, как говорят дети, «человечек-огуречик». В нижней части «огуречка», в животике, иногда можно увидеть «рыбку» или «яблоко» или что-то другое, что съел этот человечек.

На следующей ступени стадии схем изображение человека дополняется некоторыми другими частями тела. Голова и туловище рисуются раздельно, но соединяются не шеей, а становятся друг на друга или к голове присоединяются линии (пал-

12

ки), обозначающие руки или кружки-ладошки. Также кружками или неопределенно угловатыми формами могут изображаться на концах ног «туфельки» или «ботиночки». Линейно нарисованный (кроме головы) «человечек-скелетик» обычно не имеет одежды. Постепенно у него появляется толщина, — человечка одевают, сначала рисуя только «пуговки» на туловище, потом — «шапочку», «туфельки», «воротничок» и т.п.

Самый характерный признак стадии схем — раздельное рисование каждой части любого объекта, не только человека, но и животного, птицы, строения, машины и т.п. Ребенок рисует все части по отдельности, начиная с самого главного — головы, туловища, последовательно, без разрывов присоединяя их друг к другу. Этот признак схемы может долго оставаться на детских рисунках. У младших школьников схематичность сочетается с более совершенным изображением кого-то или чего-то (особенно людей и животных). Главное, наиболее важное событие ребенок изображает тщательно, а второстепенное или происходящее на втором плане рисует схематично. В таких случаях «схемы» не являются отражением задержки в развитии ребенка. Однако, если они видны на рисунках учеников 2—3 класса, возможно предположить незначительную или частичную задержку в развитии ребенка.

Третья стадия правдоподобных изображений у большинства детей начинается с 5—6 лет и продолжается до 13—14. Она характеризуется последовательным отказом от схем, обозначающих объекты окружающего мира, и переходом к собственно изображениям — попыткам передать наблюдения и впечатления в образах, где зрительный фактор преобладает над сенсорным. Дети любят рисовать по лекалам, раскрашивать книжки- раскраски. Рисунки дошкольников по-прежнему представляют собой только контуры предметов. Все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом. У некоторых детей остается прозрачность рисунка: например, у девочки в руках может быть изображена сумочка И прорисованы все предметы, лежащие в ней. Впервые появляются предметные, а не сюжетные рисунки.

Изображения людей становятся более пропорциональными, как правило, за счет изменения размера головы, которая раньше изображалась чрезмерно большой. Появляется округлость плеч и других частей тела. Черты лица, изображаемого и в фас, и в профиль, рисуются тщательнее, выглядят разнообразнее и чаще передают характерные особенности конкретного человека или

13

типичный образ литературного персонажа. Волосы на голове у людей все чаще выглядят по-разному, а у персонажей женского пола появляются прически. При изображении рук и ног чаще показаны локтевые и коленные сгибы. Чаще человек изображается в движении (бежит, прыгает, падает, что-то держит или бросает). События, как и прежде, отражаются на рисунках по принципу: чем ближе произошедшее по времени и значимости, тем ниже на листе, чем менее важно, тем выше. Нередко можно увидеть и некоторое уменьшение дальних предметов, и даже загораживание дальних изображений близкими. Появляются попытки передать на рисунке объемность предмета (строений, механизмов), изобразить ракурсы удаляющихся дорог, улиц, рек.

У многих детей изменение способа изображения на этой стадии завершается, сохраняясь в более или менее совершенном виде навсегда. Несовершенства этой стадии (по сравнению с профессиональным рисунком), однако, не мешают детям (и художникам-любителям) достигать значительной художественной выразительности в своем изобразительном творчестве. «Ошибки» (по профессиональным критериям) на их рисунках малозаметны потому, что, сохраняя плоскостность изображений, юные художники избегают таких положений предметов, которые требуют передачи объемов, ракурсов, линейной перспективы и светотени.

Для понимания детского рисунка очень важно исследовать не только сам продукт, результат рисования, но и процесс создания рисунка. Н.М. Рыбников отмечал, что для ребенка продукт изобразительной деятельности играет второстепенную роль. На первый план для него выходит сам процесс рисования. Поэтому дети рисуют с большим увлечением. Маленькие дети изображают на бумаге мало, но при этом много говорят, жестикулируют. Только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на то, что им нарисовано.

Н.П. Сакулина считает, что к 4—5 годам выделяются два типа рисовальщиков: предпочитающие рисовать отдельные предметы (у них преимущественно развивается способность изображения) и склонные к развертыванию сюжета, повествования (у них изображение дополняется речью и носит игровой характер). Г. Гарднер называет их «коммуникаторами» и «визуализаторами». Для первых процесс рисования всегда включен в игру, драматическое действие, общение;

14

вторые сосредоточиваются на самом рисунке, рисуют самозабвенно, не обращая внимания на окружающее.

Дети, склонные к сюжетно-игровому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Изобразительная сторона развивается у них хуже. Дети, сосредоточенные на изображении, активно воспринимают предметы и создаваемые ими рисунки, заботятся об их качестве.

Зная эти особенности, мы можем целенаправленно руководить творческими проявлениями детей.

По мнению А.В. Запорожца, изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако еще более важно то, что по мере овладения навыками рисования у ребенка создается внутренний идеальный план, который в раннем детстве еще не полностью сформирован, нуждается в материальных опорах, и рисунок — одна из таких опор.

Американские авторы В. Ловенфельд и В. Ломберт Бриттен считают, что художественное воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Малыш может найти себя в рисовании, и при этом растормозится его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, возможно, впервые. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения. Гораздо важнее изменение в его развитии.

Особенно важно отметить экспрессивную функцию рисунка: рисуя, ребенок не только выражает свое отношение к действительности, но и указывает, что для него является главным, а что второстепенным. В рисунке всегда присутствуют эмоциональный и смысловой центры, благодаря чему можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка.

Одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического здоровья ребенка является своевременное и разностороннее овладение им наибольшим арсеналом движений, которые совершенствуют функции ЦНС. Если говорить о пластике, то мы считаем, что нужно делать упор на развитие движений рук, а именно пальцев кисти, что и происходит в процессе рисования, лепки, конструирования. При этом нужно отметить одно интересное обстоятельство — существование тесной взаимосвязи между координацией тонких, легких движений и речью. Исследования профессора М.М. Коль

15

цовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. То же подтверждают многочисленные исследования других специалистов:'уровень развития речи у ребенка всегда находится в прямой зависимости от степени развития способности выполнять тонкие движения пальцами рук.

Работа с ребенком — процесс, требующий осторожности и деликатности. Как утверждает В. Оклендер, «рисование — это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств» [35]. Методов, облегчающих детям выражение их чувств с помощью рисования, множество. Цель наших занятий независимо от методов, приемов и технологий, j используемых на занятиях, — помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в окружающем мире.

Четвертая стадия изобразительного этапа — стадия правильных (реалистических) изображений. Название, правда, не вполне точное, поскольку как «правильные» или «реалистические» рисунки оценивают чаще по критериям профессионального обучения, где точность изображения соответствует графической грамоте. Знание ее полезно будущему худож- , нику, однако порой она оторвана от выразительности, содержательности рисунка. Этим критериям отвечают рисунки небольшой части детей и подростков, обучающихся в специальных художественных школах. Такого рода реализм можно заметить в работах учеников школ, где обучение графической грамоте довлеет над творчеством. Нои при этом условии частичного соответствия «правилам» добивается лишь небольшая часть детей: в 10—11 лет — 3,6%, в 12 — около 10, в 13—14 лет — не более 20% [37]. Естественно, в дошкольном возрасте процент таких достижений еще меньше. Характерно, что дети в стадии правильных изображений способны тщательно вырисовывать детали, делать наброски изображаемого объекта.

Однако если «реализм» понимать не как «соответствие правилам», а как «правдивость» автора в рисунке, то и в обычных школах, где художественному развитию и творчеству детей уделяется достаточно внимания, можно встретить немало учеников. рисунки которых при явной выразительности не вы- гиидят искаженными. Их отличает, во-первых, характерность образом кошфгшыч. и 1.1комых автору людей; во-вторых, динамика и >м прем пin к н и. изображения; в-третьих, то особое

16

качество, которое не зависит ни от фотографической точности, ни от академической грамотности, ни от подробной детализации изображений, но делает рисунок живым. Это качество трудно определить по каким-то отдельным признакам, оно — в целостном образе многих и взаимосвязанных признаков. Отражается оно и на особенностях линии рисунка. Например, при изображении человека или животного ребенок не обводит каждую часть тела или одежды отдельно, а одной-двумя линиями, почти не отрывая карандаша от бумаги, намечая всю фигуру, выделяет в ней именно то, что она должна выражать по его замыслу. Все или только главное юный художник рисует целостно. Разумеется, живость изображения у таких детей не сравнима с рисунками профессионалов, она ближе к наивной выразительности тех художников, которых принято называть «примитивистами», ближе не во всем, а именно в том, что нас восхищает в их картинах — в наивной непосредственности и правдивости выражения своего отношения к миру. Изображения такого рода с возрастом ребенка не связаны. Они — результат успехов в художественном развитии, поэтому, хотя и редко, но встречаются у детей старшего дошкольного возраста. К концу младшего школьного возраста они появляются чаще, но не у всех, а только у детей, изобразительные способности которых сочетаются с явной художественной впечатлительностью.

Рисунки детей стадии обобщенного рисунка теряют свою привлекательность. Они как будто бы снова становятся неумелыми каракулями детей первой стадии. Вместе с тем, в отличие от ранних стадий, это уже обобщенный рисунок, который может дополняться комментарием, рассказом его содержания. На этой стадии рисунок снова становится сюжетным, контекстным. Эта стадия как бы венчает собой развитие навыков рисования в дошкольном возрасте.

Едва ли можно соотнести каждую из стадий, о которых шла речь, со строго определенным возрастом ребенка. Играют роль и обучение и способности. Уровень развития способностей к изобразительной деятельности — результат усвоения известных форм человеческого опыта, но такое усвоение при отсутствии целенаправленного обучения происходит стихийно. Следует заметить, что дети, не прошедшие полностью все стадии развития детского рисунка в дошкольном возрасте, испытывают значительные затруднения при обучении письму. Помимо этого, дети, как правило, хуже читают и не умеют описать предложенную им картинку.

17

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10 перейти в каталог файлов

referad.ru

Шайдурова методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Обучение детей. KakVospitatRebenka.ru

Главная » Обучение детей

Методика обучения детей дошкольного возраста

Они формируются на основе иных закономерностей, чем стихийно приобретаемые знания, в частности, на основе интериоризации способов действий, демонстрируемых взрослым, в процессе взаимодействия по поводу совместной деятельности. Среди практических — метод упражнения в практических действиях в Программе художественно-эстетического воспитания Т. Для этого хорошо посещать интересные ребенку выставки, детские спектакли, больше читать книг. Отвечать в доступной и понятной для детей форме, не перегружая излишними фактами и описанием событий; - предложить вместе найти ответ, используя различные источники т. Подвижные игры воспитывают быстроту реакции, выдержку, способность добиваться результата. Однако просмотр их не вызывает живого интереса детей. Отражение в связной речи ранее сложившихся представлений - один из важнейших этапов в усвоении знаний и умений, обеспечивающих переход умственного действия и его содержания во. Включают. театр бибабо, марионеток, настольный театр с объемными или плоскостными фигурками, стендовые театрализованные игры на фланелеграфе. теневой театр. Благодаря чему дети в игре используют предметы-заместители кубик становится мылом, палочка - ложкой и т. Поддерживать интерес к русским народным сказкам. Вопросы для обсуждения на семинарском занятии 1. Принцип научности знаний рассматривается в тесной взаимосвязи с предыдущим и, с одной стороны, представляет собой включение в содержание дошкольного образования достоверных знаний о фактах и явлениях окружающей действительности, а с другой — позволяет представить динамику развития данных явлений во взаимосвязи.

Создание гигиенической обстановки 3. Социология - наука об обществе. Стрелкова выделили принципы, на которых выстроено это пространство: дистантность, обеспечивающая субъект-субъектную позицию при взаимодействии; активность; самостоятельность; стабильность—динамичность; эмоциогенность; индивидуальная комфортность; насыщенность; структурированность; сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытость — закрытость; учет половых и возрастных различий детей.

Коменский в свое время отмечал: «Длинен и труден путь через правила, легок и успешен через примеры». При использовании методов приучения и упраж­нения нельзя обойтись и без такого метода, как созда­ние воспитывающих ситуаций. В другом случае для выяснения того, какие предметы тонут, а какие держатся на воде, дети опускают в воду предметы из разного материала и разной конструкции, сопоставляют результаты и т. Владение карандашом и кистью, а также способность видеть строку и не вылезать за ее пределы поможет ребенку развить мелкую моторику, а это, в свою очередь, облегчит процесс обучения письму. Его цель - выявить у детей знания, умения или навыки до начала экспериментальной работы. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала: Чтение и рассказывание с игрушками повторное рассказывание сказки сопровождается показом игрушек и действий с ними ; Настольный театр картонный или фанерный ; кукольный и теневой театр, Материал с сайта nsportal. Причем последний способ считается чуть ли не самым эффективным, поскольку дети склонны повторять за взрослыми, копировать их привычки и поведение.

Книга Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста - Н. Шайдурова. Купить книгу, читать рецензии | ISBN 978-5-89144-895-7 | Лабиринт

Дидактика - часть педагогики, излагающая теоретические основы обучения и образования. Участие детей в беседе предполагает наличие у них умений не только слышать взрослого, участвовать в диалоге с ним по ходу решения учебно-познавательной задачи, но и умение слушать и слышать сверстников, понимать их высказывания и суждения, оценивать их в соответствии с решаемой задачей, принимать или отвергать, принимать в целом или дополнять и т. Больший объем знаний, определяемый «Программой воспитания и обучения в детском саду», осваивается с помощью этого вида наблюдения. Педагогу следует больше прибегать к напоминанию, предлагая подумать, как надо поступить в предлагаемых для обсуждения ситуациях обратиться к детям с вопросом, как можно порадовать заболевшего друга и т. Для развития интереса к играм педагог использует приемы: 1 строит сам в присутствии детей младшего возраста и вовлекает их в обыгрывание постройки; 2 прием сотворчества: предлагает детям достроить, перестроить, преобразовать постройку пр. Однако в любом случае на плечи родителей ложится основная часть забот о дошкольном воспитании.

Характер и содержание воз действия зависят от учебно-познавательной задачи, стоящей перед детьми. Своеобразные экскурсии с детьми младшего возраста проводятся внутри помещения и в пределах участка детского сада. Взрослый своими вопросами направляет детей на воспроизведение сложившихся у них знаний, а дети должны прийти к убеждению, что не располагают достаточными знаниями для решения задачи. Таким образом, ребенок, овладевая навыками учебной деятельности в детском саду, осваивает и основные способы выполнения учебных заданий, что подготавливает его к обучению в школе. В качестве образца иногда используется рассказ воспитателя. Оказывается есть несколько правил, которых нужно придерживаться, высказывая похвалу в адрес ребёнка. Заключительное суждение утверждает включенность нового знания в уже сложившуюся у детей систему. Что дают ребёнку развивающие методики? Однако основное содержание представлений должно быть сформировано в результате активной деятельности самих детей.

Прежде всего, на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, физкультминутках. Часто сопровождает показ, наблюдение и пр. Современное состояние отечественного дошкольного образования ориентируется именно на данные положения, что находит свое отражение в нормативных документах, определяющих отношение к подрастающему поколению, приоритетность прав детей в обществе и особенности социальной и образовательной политики: «Декларация прав ребенка» 1959. «Конвенция о правах ребенка» 1989. «Концепция дошкольного воспитания» 1989. «Временное положение о дошкольном учреждении» 1991. «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» 1995. «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации» 1995. Особенностью игр является наличие дидактической т. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду. Именно в это время закладываются основы поведения, мироощущения, характера, а также предпосылки к дальнейшей реализации потенциала Вашего малыша.

Скачать Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие

Методика обучения деток рисованию считается одним из компонентов учебного курса Теория и методология становления детского изобразительного творчества . В учебном пособии представлены теоретические и фактические мат-лы, раскрывающие задачки, основы, содержание и способы изучения рисованию дошкольников. Адресуется учащимся, профессионалам ДОУ и учреждений добавочного образования ребят.

Скачали сегодня 1 раз, за месяц 1 раз, за все время 599 раз

С этой книгой также скачивают

В книжке рассматриваются психологические трудности деток дошкольного возраста, предпосылки их зарождения, а еще пути предостережения и устранения. Для воспитателей и родителей предложено много памяток и таблиц. Авторские программы коррекционно-развивающих занятий с описанием игр, игровых обстановок, конспекты занятий и диагностические мат-лы.

Форматы: PDF книгу скачали 140 раз

Задача этой книги — помочь ребёнку совершить этот переход и сделать рисование интересным и захватывающим занятием.Если ваш ребёнок уже обнаружил замечательное свойство карандашей и фломастеров оставлять на поверхности следы, если он уже изрисовывает листы бумаги (и не только!) закорючками и.

Форматы: DJVU книгу скачали 0 раз

Дидактическая игра Всё о времени - это знакомство детей с временными понятиями (часы, дни недели, месяцы, времена года). Дидактический материал, выполненный в форме игры, самый лучший способ приобщить ребенка к обучению без принуждения. Ориентироваться во времени - это достаточно сложное.

Форматы: JPG книгу скачали 119 раз

Нотное пособие предназначено для работы с детьми над дикцией: песенки со свистящими звуками; песенки со свистящими и шипящими звуками; песенки со звуками [Л'] и [Л]; песенки со звуками [Р] и [Л]; песенки с другими звуками; песенки-небылицы.

Форматы: DJVU книгу скачали 88 раз

Как нередко у воды приходится следить картину, когда родители, желая обучить малыша плавать, таскают его за подмышки по воде, вынуждая отчаянно, руками и ногами, молотить воду. Но навряд ли кому случалось созидать, чтоб ребенок после этих старательных занятий удачно поплыл.

Форматы: AVI книгу скачали 53 раза

Методика обучения рисованию в возрастных группах детского сада

Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями. Рассмотрим приемы обучения рисованию в разных возрастных группах детского сада.

Первая младшая группа. Прежде всего сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему.

В дошкольном возрасте подражание выполняет активную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей также последовательно усложняются.

В работах В. Н. Аванесовой рекомендуется постепенное вовлечение детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую им работу - проводит ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т. п.

Положительным в этом приеме является то, что ребенок учится узнавать изображаемый предмет, анализировать уже нарисованные и недостающие части, упражняется в проведении линий (разного характера) и, наконец, получает радость и эмоциональное удовлетворение от результата своего труда.

Воспитатель может использовать показ приемов рисования и словесное объяснение, а дети будут сами выполнять задание без опорного рисунка. Здесь важно, чтобы процесс построения рисунка рукой педагога был хорошо согласован с ходом словесного изложения.

Слово, подкрепленное наглядным материалом, поможет ребенку проанализировать виденное, осознать его, лучше запомнить задание. Но у ребенка младшей группы еще недостаточно развита способность памяти длительное время сохранять воспринятое с достаточной четкостью (в данном случае - это объяснение педагога): он либо запоминает только часть указаний и выполняет задание неверно, либо ничего не может начать без повторного объяснения. Вот почему воспитатель должен еще раз объяснять задание каждому ребенку.

Источники: http://radi-zdorovya.ru/podpisk/images/353.html, http://ruknigi.net/books/21302-metodika-obucheniya-risovaniyu-detej-doshkolnogo-vozrasta-uchebnoe-pos/, http://pedlib.ru/Books/5/0035/5-0035-129.shtml

Комментариев пока нет!

kakvospitat-rebenka.ru

Шайдурова МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С этим файлом связано 84 файл(ов). Среди них: Formirovanie_tselostnoy_kartiny_mira_Srednyaya_gruppa_M_Karpeeva, Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного матери, Proekt_traditsii_russkoy_izby.pdf, Sotsioigrovaya_tekhnologia_v_razlichnykh_vidakh_deyatelnosti.pdf, Formirovanie_tselostnoy_kartiny_mira_Vtoraya_mladshaya_gruppa_M_, Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного матери, Гимнастика для глаз. Практический материал.docx, Kartoteka_gimnastiki_posle_sna_v_mladshey_gruppe.docx, Потапова В.Т. Беседы о профессиях 4-7 лет.doc и ещё 74 файл(а).Показать все связанные файлы

§

c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image39.jpeg

c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image40.jpeg Во II полугодии детям средней группы можно предложить работу над графическим рисунком, выполненным цветными карандашами. Ребятам объясняют, что основные элементы изображения в таком рисунке — линия и штрих. Штрих — короткая линия. Нажим при штриховке должен быть легким, движения — равномерными и неторопливыми. Карандаш должен касаться бумаги не концом грифеля, а его боковой частью. Штрихи могут быть узкими и широкими, редкими и частыми, темными и светлыми. Горизонтальные, вертикальные и наклонные штрихи дают более светлый тон, а перекрестный штрих дает темный тон. Кроме того, перекрещивая штрихи двух цветов, можно получить третий цвет. Например, перекрещенные синий и желтый дают зеленый.

Следует обратить внимание ребят на то, что для усиления цвета совсем не обязательно сильно нажимать карандашом на бумагу. Лучше повторить штриховку, нанося штрихи плотно один к другому. Чтобы получился светлый тон, штриховка должна быть редкой.

Штриховать внутри контура детям гораздо легче. На первых порах стоит предложить им для работы силуэты, которые они могут раскрашивать цветными карандашами. Трафареты пригодятся и На декоративном рисовании по мотивам народных промыслов.

Рисунок карандашом очень важен для развития мелкой моторики руки ребенка. Полезны будут и небольшие задания на тему: «Украсим варежку», «Платье матрешки», «Закладка для книги». Е.Н. Потапова предлагает для развития моторной памяти и мелких мышц руки давать детям ли-

62

нейки с трафаретами геометрических и других фигур, составлять из них изображения и заштриховывать. По желанию, дети могут дополнить их свободным рисунком без трафарета. c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image41.jpeg c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image42.jpeg c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image43.jpeg

63

Малышам нравится раскрашивать готовые рисунки. Есливы предложите им раскрасить игрушки «Кот», «Лев», «Слон-циркач», то дети постараются сделать это аккуратно и затемпоиграть с ними. Обратите внимание на круги-лапки у ко-тят и льва и на кружок-нос у слона. Эти круги следует

вырезать по размеру детских пальчиков, чтобы дети мог;

поиграть — в отверстия вставить пальчики. c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image44.jpeg c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image45.jpeg 64

Умение рисовать деревья дети совершенствуют, изображая, например, сначала елку, укрытую снегом, затем елку и ■падающий снег (на цветной бумаге) и наконец елку ■детом. c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image46.jpeg c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image47.jpeg

Варианты изображения дереваПри обучении детей рисованию животных и птиц вос-питатель предлагает им сначала назвать форму их тулови-ща и головы, затем показывает последовательность рисова-ния, называя части тела и их форму (туловище — овальное,голова — круглая, клюв, хвост).

За образец животных и птиц берутся простые по форме и c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image48.jpeg

3-7920

65

c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image49.jpeg

66

c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image50.jpeg Рисование здания нужно начинать с изображения маленького игрушечного домика с одним окошком. Особое внимание уделяется проведению прямых линий и определению их направления (вертикальное, горизонтальное, наклонное), соотношению частей, равномерному покрытию плоскостей красками. c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image51.jpeg Для рисования цветов лучше отобрать простые по форме и строению цветы, например, левкои. Рисовать их следует во фронтальном положении. Анализируя строение цветка, нужно обращать внимание детей на стебель (изогнутый или прямой), на то, сколько лепестков у цветка, какого они цвета и формы. c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image52.jpeg

3*

67

Поработайте с детьми в технике кол-лажа. Например, чтобы изобразить под-солнух, сначала нарисуйте кисточкойствол. Затем возьмите вырезанный измягкого картона круг и с одной сторо-ны густо покройте его клеем. Намазан-ную клеем сторону обмакните в посудус гречневой крупой. Не переворачивая,перенесите круг на салфетку, промажь-те клеем край круга с другой его сторо-ны (без гречки) полосой приблизитель-но i см и приложите лепестки, выре-

занные из гофрированной бумаги. После этого перевернитецветок и приклейте к стебельку и нарисуйте или приклейтезеленые листья к стеблю.

Воспитатель учит детей, как правильно воспроизвести про-порции, формы головы и туловища куклы-неваляшки и кук-

лы в длинном платье. Рисование ладошками — увлекательное занятие. Оно дает простор развитию детского воображения. Воспитатель помогает детям обвести ладошки и дорисовать их до художественного образа. c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image53.jpeg c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image54.jpeg 68

c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image55.jpeg

Старшая группа

c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image56.jpeg Перед педагогом старшей группы стоят следующие задачи: развивать у детей наблюдательность, воображение, инициативность, самостоятельность; воспитывать эстетическое отношение к окружающему, учить детей описывать предмет, его форму, выделяя самые существенные его признаки, сравнивать предметы по форме и цвету; передавать относительные размеры предметов, формировать пространственное воображение; учить рисовать по замыслу и по памяти, добиваться выразительного решения композиции.

Педагог должен знакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства, народными промыслами; учить их различать, называть и подбирать цвета (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, черный, белый), различать оттенки (голубой, розовый, светло-зеленый и др.) и нейтральные цвета (серый, серо-голубой), создавать оттенки, добавляя к цветной гуаши белила, а к акварели воду.

Дети должны уметь отобразить в рисунке пропорциональное соотношение двух-трех предметов, расположив их по схеме: внизу — те, что находятся на земле, вверху — те, что в воздухе, в небе; создать сюжет из пяти-шести предметов. Ребят нужно научить передавать в рисунках впечатления от наблюдения за природой, событиями окружающей жизни, от сказок, стихов, песен, праздников. Дети должны правильно пользоваться акварельными красками и кистью, держа ее наклонно, поворачивать на плоскости; должны уметь изображать человека во фронтальном статичном положении и в движении, изображать птиц и животных как статично, так и в движении.

В старшей группе дети уже умеют рисовать по памяти цветущие деревья, кусты, цветы, рыбок в аквариуме, двух

69

этажные дома, грузовые автомобили, самолет, пароход, дет-1 скую игровую площадку и то, что там находится. Чтобы дети I могли лучше выполнять рисунки по памяти на темы окру- I жающей действительности, их нужно готовить к этому. Осо- I бую роль в развитии детской наблюдательности играют про- I гулки и экскурсии. Воспитатель заранее определяет, на что 1 нужно обратить внимание детей, готовит необходимый ма- I териал для занятия. Закрепить впечатления детей от увиден- I ного в натуре можно с помощью игрушек, картинок и реп- I родукции картин.

На занятиях в старшей группе воспитатель широко ис- I пользует наглядные и речевые приемы обучения. Если дети I рисуют предмет впервые, его форму, цвет следует проанали- | зировать и показать последовательность изображения пол- I ностью или частично. Воспитатель полностью показывает, I как рисовать ту или иную модель только тогда, когда счита- I ет, что дети плохо усвоили этот материал или когда им тя- I жело дается задание. Готовясь к занятию, педагог должен задуматься над тем, что и когда можно предложить детям I делать самостоятельно.

Для закрепления знаний и навыков следует предложить I детям рассмотреть предмет и нарисовать его по памяти, при- ] чем попросить воспроизвести не только форму предмета, но и передать выразительность образа. Воспитатель может сам ' проанализировать предмет, привлечь к этому детей или пред- I дожить им нарисовать предмет без устного анализа. Если ] дети рисуют по памяти или по воображению, воспитатель I ничего не показывает, но может объяснить что-то на словах. 1

Рисование по замыслу позволяет проверить способность I ребенка к творчеству, оценить уровень его самостоятельное- I ти. Перед занятием воспитатель сообщает, что дети будут I рисовать по замыслу. У них должно быть время заранее обдумать и спланировать свой рисунок. Затем преподаватель I интересуется, кто что задумал нарисовать, советует, как выполнить задание, где и как разместить на рисунке предметы.

Рисованию на темы окружающей действительности, ил- | люстрированию литературных произведений должна предшествовать подготовительная работа, в ходе которой лучше всего использовать игрушки, соответствующие увиденному или персонажам сказок. Игрушки должны быть простыми и характерными по форме. Для иллюстрирования следует выбрать известное детям литературное произведение и перед ‘

70

занятием поговорить о нем. Рассказ воспитателя должен вызвать в воображении детей картину того, что они будут рисовать.

В рисунках на тему окружающей действительности дети часто изображают человека. Следует дать им общее представление о строении человеческого тела, например, с помощью выполнения аппликации на тему «Починим куклу».

Детей необходимо учить правильно располагать изображение на бумаге, но нельзя требовать от пятилетних детей воспроизведения перспективных сокращений, хотя их и учат правильно определять положение предметов в пространстве. Например, во время прогулки воспитатель обращает внимание малышей на то, что близкие деревья кажутся большими, дальние — маленькими.

С первых занятий I квартала нового учебного года воспитатель определяет, каковы навыки детей в изображении уже знакомых им предметов. Прежде чем перейти к рисованию более сложных вещей, следует показать им их в натуре (например, дом).

Во время прогулки малыши должны рассмотреть двухэтажный дом простой конструкции. Воспитатель обращает внимание детей на те особенности дома, которые легче передать в рисунке. Стена — прямоугольная, на ней с одинаковыми промежутками расположены окна. В доме два ряда окон, значит это двухэтажный дом. Крыша невысокая и немного выступает над стеной. Следует показать детям дом вблизи и издали, обратить их внимание на цвет дома. Через какое-то время детям можно предложить для рисования следующие темы: «Дом, в котором я живу», «Наша улица», «Наша улица в дни праздников», «Праздничный город».

Дети очень любят рисовать осень. Можно предложить им нарисовать осенние цветы, предварительно рассмотрев их во время прогулки. Воспитатель должен обратить внимание детей на цвет и форму лепестков, стеблей, листьев и главное — на красоту цветка в целом. Дети уже могут определить сходство и отличие одного цветка от другого. Можно предложить им нарисовать букет. Дети рисуют букет во фронтальном положении так, как рисовали цветы на предыдущих занятиях. Осенью следует обратить внимание детей на золотые листья деревьев. В этом возрасте они уже знают о разных видах деревьев и могут нарисовать их. Объясните, что толщину ствола можно передать, постепенно усиливая на

71

жим на ворс кисти, а очень толстый ствол рисуют наращиванием мазков. Предложите детям изобразить деревья опре-' деленных пород, расположив их на некотором расстоянии друг от друга. Подходящие темы для детей старшей группы: «Лес осенью», «Осенний парк», «Яблоневый сад осенью».

Работая над темой «Яблоневый сад осенью», дети должны знать, что яблони бывают разными — низкими и высокими, молодыми и старыми, раскидистыми с толстым стволом и стройными с тоненькими ветвями, направленными вверх. Плоды могут быть зелеными, желтыми, красными. Особое внимание следует уделить размещению изображений дере- I вьев на листе.

Программный материал во II квартале усложняется. Дети должны воспроизводить в рисунках картины зимней природы, заснеженные дома и деревья, зимние игры и развлечения, рисовать более сложные по форме и строению предметы. Воспитанников старшей группы уже не привлекают одноэтажные дома: вокруг они видят многоэтажные здания и стремятся их изобразить. Дети любят рисовать дом, причем и карандашом и красками, пытаясь равномерно тонировать стены, крыши. Если они научились рисовать дом, то можно смело давать задание на тему «Дома, запорошенные снегом» илй «Наша улица».

Самая лучшая бумага для рисования на тему «Деревья, покрытые снегом» — голубого цвета. Воспитатель показывает, как кончиком кисти наносить белую краску (снег) на веточки.

С целью научить детей изображать птиц и животных можно использовать игрушки. Это поможет детям усвоить пропорции частей тела; им объясняют, что туловище животного (птицы) напоминает овал, голова — круглая (овальная), шея — длинная (короткая). Лапы расположены ближе к хвосту.

В III квартале детей старшей группы воспитатель учит правильно работать акварельными красками, подбирать краску нужного цвета на палитре и равномерно покрывать ею плоскость.

Но самое сложное задание для детей — рисовать человека в движении. Для наглядности фигуру человека выкладывают в виде аппликации, затем части тела заставляют «двигаться». Воспитатель обращает внимание детей на положение рук, ног, туловища, учит рисовать человека в движении.

72

Ознакомившись с тем, как нужно изображать человеческую фигуру на примере куклы, дети начинают рисовать по собственному замыслу, а также на сюжеты сказок «Медведь и девочка», «Красная Шапочка», «Маша и медведь».

В IV квартале дети закрепляют знания и навыки, приобретенные ими в течение года, и продолжают учиться передавать свои впечатления от наблюдений за живой природой, теперь уже летней.

Они рисуют людей, деревья, птиц, животных, дома, городской транспорт. И главная задача педагога в этот период — учить детей и внимательно наблюдать, и правильно изобра- c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image57.jpeg

73

В старшей группе продолжаем развивать воображение детей способом дорисовывания контура ладошки или ее отпечатка до художественного образа. Для этого нужны широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой рукой, окрашенной в разные цвета. После работы руки вытираются салфеткой, после чего гуашь легко смывается. Таким способом можно изобразить на бумаге деревья, грибы, птиц, драконов, кактус, остров, козликов. c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image58.jpeg 74

c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image59.jpeg

Дети самостоятельно выполняют гуашью и цветными карандашами рисунки на тему «Воспоминания о лете». Летние и осенние впечатления можно передать, предложив детям нарисовать цветы (ноготки, астры) на белой и тоновой бумаге гуашью. Воспитатель учит детей подбирать цвет, хорошо выделяющийся на зеленом фоне бумаги. Можно использовать и карандашный рисунок.

В старшей группе на уроках рисования можно использовать такой нестандартный материал, как листья деревьев. Для получения изображения ребенок покрывает листок дерева краской, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Листья можно красить в разные цвета. Черешки листьев можно дорисовать кистью.

Любят дети работать и с печатями, изготовленными из различных материалов — ластика, поролона, смятой бумаги. Для получения изображения ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке или опускает в блюдце с краской и наносит оттиск на бумагу. Изображенный на рисунке букет стоит в вазе, вырезанной из обоев, а цветы выполнены путем нанесения отпечатков паль- c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image60.jpeg c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image61.jpeg c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image62.jpeg 76

В работе «Зимний пейзаж» поролоновымоттиском изображен кот. Дерево выполнено втехнике обрывной аппликации из газетной бу-маги, луна прорисована пальчиком, а снег — спомощью щетки для волос.

Еще одна интересная изобразительнаятехника — «кляксография». Для работы по-требуется бумага, тушь или жидкая гуашь.В центр листа капните кляксу, наклоните бу-магу в одну сторону, затем — в другую илиподуйте на кляксу. Таким образом можнополучить оригинальное изображение, фан-тазия ребенка подскажет на что или на когооно похоже. У нас получились пудель, аист,жираф, собака. c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image63.jpeg c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image64.jpeg Для работы в технике «ниткографии» ребенок опускаетнитку в краску, выкладывает на листе бумаги с ее помощьюизображение, оставляя один конец нитки свободным, а затемсверху накладывает другой лист, прижимает его к нижнемулисту рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие

детали дорисовываются c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image65.jpeg c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image66.jpeg c:\users\4460</h3>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image67.jpeg 77

перейти в каталог файлов

referad.ru


Смотрите также