Тема:« Методика проведения урока декоративного рисования.». Методика проведения урока декоративного рисования


Тема:« Методика проведения урока декоративного рисования.» страница 7

По элементам, входящим в состав узора, различают такие основные виды узоров:

1) геометрический, где элементы взяты из геометрических форм

hello_html_m4352b9b2.jpg

2) растительный, где элементы взяты из растительных форм. hello_html_m6d150f5f.jpg hello_html_16a96b94.jpg

В эти основные формы вводятся элементы из животного мира, птиц, насекомых, включительно до фигуры человека.

Получается смешанный узор

hello_html_m65b98d98.gif

По форме узор может тянуться в виде бесконечной полоски вправо и влево. Получим так называемый бордюр. Рисунки 20—22 дают представление о таком узоре. Форма узора может быть ограничена со всех сторон, получим замкнутый узор.

Наконец, узор может бесконечно распространяться во все стороны (узоры на обоях, материи и др.,)

hello_html_m1a912fac.gif

Узоры имеют широкое применение в бытовых предметах: в посуде, в тканях, в различных украшениях на рамочках, шкатулках, полочках, шкафчиках и т. п.

Если мы обратимся к народному орнаментальному творчеству, то увидим замечательные образцы украшений, которыми оформляются бытовые предметы.

Сравните, например, украшения русские, украинские, белорусские, грузинские, туркменские и многие другие — вы увидите, что народ выражает в них свои национальные мотивы.

Ознакомление с образцами народного творчества, как русского, так и братских народов, несомненно, будет содействовать расширению художественного кругозора питомцев нашей советской школы.

1.4.Обучение школьников декоративному рисованию

Среди средств формирования эмоционально-эстетического восприятия мира, занятия декоративным рисованием находится на одном из ведущих мест, поскольку оно представляет собой эмоционально-красочную картину мира, связанную с народным декоративно-прикладным искусством, его духовно-нравственным стержнем, с современными эстетическими представлениями и потребностями.

Ученые прошлых веков А.С. Кайсаров, Г.А.Глинка, известные исследователи ХХ века Б.А.Рыбаков, А.Ф. Лосев, изучая мировоззрение древних славян, их верования, особенности быта, приводили в своих трактатах образы народного искусства, наполненные глубоким философским и общечеловеческим содержанием. Вышитые, вырезанные, написанные узоры были наполнены важным смыслом, отражали представления многих поколений об окружающем мире, выражали чувства, надежды.

Обращение к народному искусству на уроках декоративного рисования в начальной и средней школе, обусловлено в первую очередь эмоциональностью образов народного творчества, и тем важным моментом, что истоки выразительности художественной формы, исторически сложившиеся в народном творчестве, передают принцип красоты построения образов в достаточно простом, доступном детям виде. Красочность, звучность, ритмичность, эмоциональность декоративного рисования, его обращенность к народным традициям приводит детей к пониманию мира, добра, гармонии, как важнейших источников нравственных воззрений и эстетических идеалов человеческой жизни.

И кроме того, как отмечает автор популярного исследования специфики народного декоративно-прикладного искусства Л.Д. Рондели «у народного и детского творчества одна природа: их роднят такие свойства как непроизвольность, непосредственность, простота, живость и богатство воображения, чувство радости, праздничности, наивность, сильно выраженная условность…»

infourok.ru

Тема:« Методика проведения урока декоративного рисования.» страница 9

Занятие 3.

  1. Информация – искусствоведческая справка, показ изделий, репродукций, слайдов.

  2. Включение учащихся в диалог.

  3. Изображение элементов: показ учителем, изображение элементов детьми.

  4. Подведение итогов, просмотр получившихся элементов.

Занятие 4.

  1. Повторение материала предыдущего урока в форме диалога.

  2. Углубление понимания: введение музыкального и словесного ряда. Взаимодействие разных видов фольклора.

  3. Анализ детских работ предыдущего урока.

  4. Варианты композиционного размещения элементов: узоры в полосе, круге, овале, по выбору.

  5. Составление эскиза узора в полосе, круге, овале, по выбору.

  6. Подведение итогов урока, просмотр и обсуждение эскизов.

Занятие 5.

  1. Выражен6ие учащимися своих впечатлений об изученном. Диалог о художественной выразительности произведений декоративного искусства, их значимости в жизни человека.

  2. Самостоятельное составление эскизов декоративного оформления.

  3. Просмотр и обсуждение работ.

II. Методические основы изучения народных росписей

2.1Формирование творчески развитой личности — одна из важнейших задач современного общества. Социальные условия нашей жизни: стандартизация в области техники и технологий, стереотипность поведения, шаблонность социальных ролей — чаще всего не располагают людей к реализации их творческой природы. "В гениальных людях никогда не было недостатка, — писал Н.Г. Чернышевский, — лишь бы только было открыто поприще для деятельности этим людям". Только тогда, когда массовое развитие творческих способностей становится неотъемлемым условием социального прогресса общества, творческая природа человека может проявиться у большого числа людей

Общество не нуждается так остро в педантах, формалистах, склонных к шаблону и стереотипной деятельности. Ему нужны смелые, ищущие личности, и долг учителя формировать такую личность, воспитывать творцов, способных не только овладеть накопленным общественным опытом, но и обогащать его. Творческая личность формируется творческой личностью. И поэтому лишь педагог-творец может формировать активного, созидательного человека.

Современные дидакты (М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер) выделили пять основных методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский. Одновременно каждый из общедидактических методов определяет педагогическую сущность приемов и форм обучения.

Первым является восприятие (через рассказ, наглядность, ТСО и т. д.). т путь отражает объяснительно -иллюстративный метод. Он состоит в том, что педагог всеми возможными средствами организует осознанное восприятие студентами учебного материала.

В высшей школе создание проблемньгх ситуаций путем включения наглядности следует считать одной из наиболее привлекательных форм развития творческой активности, так как это позволяет поставить проблему в историческом аспекте, т. е. рассмотреть ее в той ситуации, в которой она исторически возникла перед исследователями.

Приступая к изучению курса "Художественная роспись по дереву", большинство детей впервые слышат о таких промыслах, как урало-сибирская роспись, пермогорская роспись и др. В этом случае на начальном этапе обучения иллюстративный метод становится наиболее приемлемым, так как дает более полное представление о данных видах росписи.

infourok.ru

Тема:« Методика проведения урока декоративного рисования.» страница 13

Для обвинских прялок характерно традиционное композиционное построение, когда три цветочные группы располагаются на оси симметрии, хотя встречались и непривычные живописные приемы, что было связано с индивидуальным творчеством мастеров. Все варианты обвинской росписи объединял образ необычного дерева или куста. Крестьяне по-разному понимали мотив растущего дерева. Для одних это было дерево жизни, для других — символ райских садов. По-разному проходил этот мотив в различных крестьянских росписях XVIII — XIX вв. Но он всегда был основой содержания этого искусства, придавал глубокий смысл росписям уральских прялок.

Наряду с утварью, на Урале было принято расписывать жилища. "На формирование вкусов заводского и крестьянского населения, особенно на Среднем Урале и в Сибирском Зауралье, большое влияние оказали горнозаводские живописные промыслы. Именно здесь, в Сибирском Зауралье получила распространение живописная декорация жилища, здесь были найдены стенописи, характеризующие это искусство на протяжении 80-100 лет", — писал В. А. Барадулин*. Он же в своей книге обосновывает появление этого обычая с середины XIX в., объясняя это тем, что в конце XVIII в. избы еще нередко топились по-черному. Да и черную крестьянскую избу вряд ли украшали росписью. Этот обычаи мог распространиться только с появлением "белых изб" у богатых, зажиточных крестьян, имевших деньги, чтобы позволить себе такую роскошь.

Формированию целостного стиля уральской домовой росписи способствовало то, что данный промысел отличался большой подвижностью. Профессиональные крестьяне-художники переезжали из волости в волость, расписывая избы. 4 Свою живопись они подчиняли вкусам местного населения. Помимо внутренней части интерьера художники расписывали и домашнюю утварь. Во второй половине XIX — начале XX столетия на Урале работали мастера из различных частей России. Однако чаще всего на Урал приходили вятские и карматцкие красильщики. Большое развитие получили отхожие промыслы после реформы 1861 г., когда уменьшилась занятость рабочего населения на казенных заводах и рабочему люду приходилось искать вольных заработков.

Первым делом художники расписывали входные двери и голбец. На них рисовали красивый куст, а рядом людей и зверей-охранителей. Затем печь — символ жизни в доме. Ее украшали особенно тщательно, так как по поверьям "в подполье под печкой жил домовой — доброе существо, охранитель дома, без которого жизнь в доме считалась невозможной. «Изба делилась на "углы": прихожая — пространство под полатями; середа — место у печи, где работала женщина-стряпуха; сама изба с "красным углом" — столовая и место приема гостей.

hello_html_m328527a4.jpghello_html_29710cd0.jpg

Тамма росписи была ограничена несколькими цветами красных, желтых, синих, зеленых оттенков, редко пользовались темно-коричневым цветом. Но обязательно присутствовал белый — для моделировании форм и черный — для приписок графических элементов.

Сама техника росписи была очень простой. После предварительного определения размера мотива и композиции прописывали подмалевок, которым обозначали основные пятна цветов, листьев. Затем производили их моделировку белилами, если «подмалевок» был цветной, или какой-либо другой краской, если он был белым. Обмакнув кисть в краску нужного цвета и вращая её вокруг оси, за одно движение превращали подмалёвок в ягодку или лепесток. Благодаря этому приему, сохранившемуся и развившему традиции травных росписей XVII-XVIII вв, создавались мягкие переходы от цвета к цвету.

infourok.ru


Смотрите также