Тема 2. Методика проведения уроков тематического рисования (6 часов). Методика проведения урока тематического рисования


Тема 15. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ И ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Количество просмотров публикации Тема 15. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ И ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ - 843

Основные учебно-воспитательные задачи и содержание уроков тематического рисования. Роль тематического рисования в развитии творческой фантазии, наблюдательности, воображения и творческого потенциала учащихся. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей, художественно-твор­ческих способностей учащихся в процессе обучения рисованию на темы. Структура уроков тематического рисования. Методика ведения композиционного поиска. Связь тематического рисования с другими видами изобразительного искусства. Основные приемы развития художественно-образного мышления школьников в процессе рисования на темы. Принципы анализа и критерии оценки детских тематических работ.

1. Основные учебно-воспитательные задачи и содержание уроков тематического рисования: развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представить задуманную композицию. Содержание их - изображение явлений окружающей жизни, прошлого и будущего нашей Родины, иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.

Роль тематического рисования в развитии творческой фантазии, наблюдательности, воображения и творческого потенциала учащихся и мыслительной активности, художественно-эстетическом воспитании школьников. Рисовать на темы, значит, сочинять на базе впечатлений от увиденного, услышанного, прочитанного, выражая своё эмоциональное отношение. При этом, как писал Л.Выготский: “Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что данный опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии”. Задачи учителя: развитие у детей творческого отношения к процессу рисования, поощрение самостоятельности в выборе сюжетов, эмоциональности в их раскрытии, выразительности композиции и техники выполнения.

2. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей, художественно-твор­ческих способностей учащихся в процессе обучения рисованию на темы. В тематических рисунках детей чаще всœего изображаются дома, предметы окружающей обстановки, человек, который является труднейшим объектом для изображения, однако он является доминирующим мотивом детского рисования, т.к. больше всœего интересует детей. Причем, человек и дом изображаются обычно фронтально, а машина - в профильном изображении. В тематических работах младшие школьники всœе предметы рисуют на одной горизонтальной линии. Дорога рисуется параллельными линиями из одного края листа в другой, столбы и деревья рисуются наклонными и в профиль, а озеро, речка, мост - сверху.

В подростковом возрасте наблюдается новое отношение детей к рисованию. ʼʼВоображение в данный период характеризуется переломом, разрушением и поисками нового равновесияʼʼ (Л. Выготский). Теперь уже труднее работать без натуры, хочется работать графическими средствами, т.к. пострадал цвет, появился интерес к разнообразным видам и техническим способам работы (гравюре, мозаике, конструированию). Нет былого чувства ритма и красочной нарядности, т.к. пропала интуиция в выборе выразительных средств и композиции.

В младших классах ставиться задача доступными средствами правильно разместить изображение на листе, передать смысловую связь между предметами, их пропорции, основную цветовую окраску. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии происходит в процессе эмоционально-эстетического отношения к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей.

В 5 классе совершенствуется умение учащихся отражать в тематических рисунках события школьной жизни, впечатления от экскурсий, подвигов воинов-защитников Родины и т.д. Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделœение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линœейной и воздушной перспективы и т.д. Кроме этого, продолжаем развивать воображение, творческую фантазию детей, образное представление задуманной композиции.

В 6-7 классах уроки тематического рисования, как правило, связаны с событиями отечественной истории, иллюстрированием литературных произведений. Здесь продолжается развитие умения работать с различными изобразительными материалами и техниками, а также творческого использования выразительных средств в процессе создания тематической и декоративной композиции. Особое внимание здесь уделяется умению вести композиционный поиск сюжета. Совершенствуется умение использовать основы художественного изображения пространства (загораживание, уменьшение объектов при удалении передача воздушной и линœейной перспективы).

В 8-9 классах происходит дальнейшее развитие творческой активности учащихся в процессе самостоятельного создания художественных композиций и поисковой работы над созданием художественного образа. Особое внимание уделяется развитию умения изображать человека и окружающую его среду различными средствами изобразительного искусства, передавать через художественные образы собственное отношение к изображаемому.

3. Структура уроков тематического рисования. Методика ведения композиционного поиска. Основные приемы развития художественно-образного мышления школьников в процессе рисования на темы.

Работа над тематическим заданием ведётся, как правило, в течение 2-3-4 уроков (в зависимости от размера листа). На первом уроке выполняется рисунок карандашом, на втором - композиция завершается в цвете. Первым условием грамотного урока тематического рисования является вводная беседа на первом уроке, где раскрывается содержание задания, и выбираются сюжеты. Большое значение на этом этапе работы с детьми имеет так называемое “устное рисование”, ᴛ.ᴇ. подробное описаниеучениками предполагаемого рисунка, ответы на вопросы учителя по сюжету.

Работа над тематическим заданием ведется в таком случае по следующему плану:

1.Разбор темы, выбор сюжета.

2.Поиск композиционного решения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ находитсвое выражение врисунке карандашом.

3.Беседа по картинам, имеющая направленную подготовку учащихся к работе надтемой.

4.Выполнение окончательного варианта в цвете с использованием натурного материала в композиции.

5. Подведение итогов урока, анализ работ учащихся.

В случае если учесть, что выполнение задания требует соответствующей подготовки, ясно, что завершить работуменее чем за два часа, невозможно.

Руководство учителя, его помощь ученикам, выражается не только в выборе сюжетов для рисования. Как и любое сочинœение, композиция на заданную тему имеет свой черновик. Это эскиз, набросок сюжета. Он схематичен, но его главное достоинство - выражение замысла изобразительными средствами. Учитель напоминает о линии горизонта͵ о выделœении главного в композиции и расположении предметов в смысловой взаимосвязи. На большой лист дети переносят рисунок в масштабе. Особое внимание на этих уроках обращаем на композиционное решение замысла. Незнание элементарных приемов композиции приводит к тому, что работы учащихся однообразны, кроме того, школьник, не получая нужных знаний, вынужден делать давно уже сделанные человечеством открытия.

На втором уроке дети работают красками. При этом это не значит, что работа должна быть пущена учителœем на самотёк. Кроме словесной работы об использовании цвета для образного выражения композиции, необходима подготовка учащихся к цветовому решению темы, тренировочные упражнения по работе с красками. Здесь большую помощь может оказать анализ образцов детских работ из методического фонда учителя.

Одним из важнейших требований к уроку тематического рисования является формирование у школьников умения добиваться выразительности. По этой причине для того, чтобы уроки рисования на темы опирались не только на практический опыт, но и на знания, полученные в ходе изучения художественного наследия прошлого и настоящего, крайне важно установить тесную связь тематического рисования с беседами по искусству. Такое требование выдвигается практикой работы в школе. Цель беседы по картинœе: привлечение внимания и развитие интереса учащихся к теме задания, а также направлениена усиление мыслительной деятельности и выработку у них практических умений и навыков.

referatwork.ru

Тема 2. Методика проведения уроков тематического рисования (6 часов)

Цель: на основе анализа программ по изобразительному искусству, конспектов уроков, детских рисунков из Фонда кабинета разработать урок тематического рисования (класс и тема по выбору).

Вопросы для обсуждения:

1. Содержание уроков тематического рисования в программах базовых и эклективных курсов.

2. Содержание личностных, метапредметных и предметных результатов на уроках данного вида художественно-творческой деятельности.

3. Методы и приемы активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся (дидактические игры и упражнения, сравнение, беседа по картинам художников и иллюстрациям, анализ детских работ из Фонда кабинета и др.).

4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при конструировании урока тематического рисования.

5. Критерии оценивания детских работ.

Задания:

1. Проанализировать программы, конспекты уроков тематического рисования с использованием методических материалов, ЦОР и детских работ из Фонда кабинета (2 часа).

3. Разработать конспект урока тематического рисования и презентовать его (2 часа).

3. Разработать дидактическую игру и упражнение к уроку рисования по памяти и воображению. Выполнить педагогический рисунок, поясняющий или закрепляющий новый материал (2 часа).

Список литературы:

Основная

1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: рисунок, живопись, декоративное искусство, дизайн [Текст]: учеб. пособие для студентов. - 2-е изд. стер. - М.: Академия, 2003. - 368 с.: ил.

2. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: уч-к для студ. учр-й высш. проф. образования. - М.: Академия, 2012.

3. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Мет. пособие. 1-4 кл.: Пособие для учит. общеобр. учр-й. - М.: Академия, 2012.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Мин-во образования и науки рос. Федерации. М.,2011.

Дополнительная

1. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе». 3-4 классы в 2 ч. Ч.1. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2004. - 96с.

2. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе». 3-4 классы в 2 ч. Ч.2. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2004. - 96с.

3. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по прогр. Б.М. Неменского /сост. Александрова А.Г., Капустина Н.В. - Волгоград: Учитель, 2005. - 64с.: ил. 4. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М.Неменского: 1-4 классы / под науч. Рук. И ред. Неменского Б.М. - М. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 191с.

5. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство». 1 класс/ Шпикалова Тамара Яковлевна. - М.: Просвещение, 2000. - 63с.

6. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство». 2 клаасс / Шпикалова Тамара Яковлевна. - М.: Просвещение, 2002. - 92с.

7. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство». 3 клаасс / Шпикалова Тамара Яковлевна. - М.: Просвещение, 2003. - 111с.

8. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство». 4 клаасс / Шпикалова Тамара Яковлевна. - М.: Просвещение, 2005. - 96с.

9. Рисование в начальной школе /сост. Рутковская А. -Спб.; М.: Нева: Олма-Пресс, 2001. - 192.: ил.

10. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. 1-4 классы: пособие для учителя /Островская Ольга Васильевна. - М., Владос, 2003. - 280с.

studfiles.net

Методика проведения урока тематического рисования тематическая композиция

Методика проведения урока тематического рисования (тематическая композиция) Методика проведения урока тематического рисования (тематическая композиция)

Тематическая композиция ЗАДАЧИ: 1. обучить правилам составления тематической композиции. 2. познакомить учащихся с законами Тематическая композиция ЗАДАЧИ: 1. обучить правилам составления тематической композиции. 2. познакомить учащихся с законами композиции. 3. познакомить учащихся с применением законов перспективы в решении композиционного замысла. 4. закрепить навыки конструктивного построения предметов. 5. развивать творческие способности. 6. воспитывать интерес к окружающей жизни.

Композиция (composition) в переводе с латыни означает соединение отдельных частей в нечто цельное в Композиция (composition) в переводе с латыни означает соединение отдельных частей в нечто цельное в соответствии с замыслом. В изобразительном искусстве и искусстве вообще композиция – это способ построения произведения, связанный с его назначением и характером.

Уроки тематического рисования в школе: Рисование на темы по замыслу учащихся Рисование на темы Уроки тематического рисования в школе: Рисование на темы по замыслу учащихся Рисование на темы по заданию учителя, из окружающей действительности Рисование на темы литературных произведений

Рисование на темы по замыслу учащихся Рисование на темы по замыслу учащихся

Рисование на темы по заданию учителя, из окружающей действительности Например: В. С. Кузин (2 Рисование на темы по заданию учителя, из окружающей действительности Например: В. С. Кузин (2 класс) «Наши зимние забавы» , «Мы любим спорт» , «Полет на другую планету» , (1 класс) «С чего начинается Родина? » и др. Б. М. Неменский (1 класс) «Планета голубого тумана» , «Зимой в нашем дворе» и др.

Рисование на темы литературных произведений Например: В. С. Кузин (3 класс) «Расскажи свою любимую Рисование на темы литературных произведений Например: В. С. Кузин (3 класс) «Расскажи свою любимую сказку» , (4 класс) Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» , Иллюстрация басен И. Крылова, (1 класс) «Иллюстрирование русской сказки «Маша и медведь» и др. Б. М. Неменский (2 класс) «Добрый сказочный герой»

 Значение термина «тематическая композиция» для изобразительного искусства напрямую связано с необходимостью ясно и Значение термина «тематическая композиция» для изобразительного искусства напрямую связано с необходимостью ясно и убедительно передать идею, художественный замысел картины. К тематическим композициям можно отнести совершенно разные по жанру и направлению полотна.

Сюжетно-тематическая картина Понятие «тематическая станковая живопись» связывается прежде всего с жанрами бытовым, историческим, батальным. Сюжетно-тематическая картина Понятие «тематическая станковая живопись» связывается прежде всего с жанрами бытовым, историческим, батальным. Несмотря на то что тематическая картина исполняется по этюдам с натуры, по сущности своей она «противостоит этюдной живописи, которая имеет лишь вспомогательное назначение и ставит частные, нередко узкоспециальные задачи» .

Например: Б. М. Неменский (7 класс) «С чего начинается картина» , «В каждой картине Например: Б. М. Неменский (7 класс) «С чего начинается картина» , «В каждой картине есть главные герои» и др. В. С. Кузин (2 класс) «Композиция в изобразительном искусстве»

present5.com


Смотрите также