Методика работы над рисованием природы. Методика работы над рисованием природы в начальной школе


Методика работы над рисованием природы

Методика работы над рисованием природы

Введение 3 2 Методика работы над рисованием природы 2.1 Рисование трав, цветов и ветвей 4 2.2 Рисование деревьев 5 2.3 Рисование пейзажа 7 2.4 Последовательность рисования пейзажа 9 2.5 Рисование зверей и птиц 9 Заключение 13 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

Введение

В данной работе будут рассмотрены некоторые основные техники написания природы, а также не очевидные моменты. Красота природы, ее пластичность и выразительность всегда вдохновляли художников. В процессе выполнения заданий на практике по рисунку пейзажей, деревьев, цветов, трав, зверей и птиц нужно применять методические знания по основам перспективы, светотени, пропорций и другим важным моментам. Постоянное выполнение набросков, зарисовок, упражнений и длительных рисунков поможет взглянуть на природу другим, более внимательным взглядом, принесет вам радость и удовольствие от процесса творчества. Поэтому в дальнейшем мы рассмотрим несколько техник выполнения основных элементов, которые используются при написании природы.

2 Методика работы над рисованием природы 2.1 Рисование трав, цветов и ветвей

В качестве модели для зарисовки растений с натуры можно взять ветви тополя, вишни, яблони, сирени, клена, дуба, винограда, платана и др. Рекомендуется рисовать ветви не только с листьями, но и с цветками и плодами. Например, ветку ели с шишками, дуба с желудями, яблони и вишни с плодами, гроздья рябины и т.д. Лучше брать ветви с небольшим количеством плодов. Природу можно рисовать в естественных условиях, на природе, а также в помещении. Готовясь к рисованию, модель (траву, цветы, ветви) размешают на спокойном фоне или ставят в вазу. Зарисовки и наброски растений выполняют разнообразными художественными материалами: карандашом, пером и тушью, кистью, акварелью и др. Ветви, листья и цветы лучше рисовать в натуральную величину или несколько больше, чтобы разобраться в их строении. Вначале внимательно рассмотрите натуру, выясните особенности ее формы и отличие в строении этого растения от других. Изучая строение цветка, выделите чашечку, венчик, лепестки и другие детали. Набросок начинайте с определения общего движения ветвей, стеблей, абриса цветов и листьев, их композиционного размещения. Рисуя стебель или ветку, рассмотрите, как прикрепляется лист, как изменяется направление его жилок. Полезно на одном листе выполнить несколько зарисовок одного растения в разных поворотах. Кроме этого, хорошо было бы изобразить не только целиком ветвь с листьями и цветками, но и отдельно укрупненный лист или цветок этого растения. Важно почувствовать их красоту и очарование, чтобы не только правильно передать форму и конструкцию, но и создать неповторимый запоминающийся образ. Есть разные цветы – большие и маленькие, в полном цвету и раскрытые наполовину, расположенные высоко или низко, повернутые лицевой или обратной стороной. И когда они растут вместе, нет абсолютно сходных цветов. Не поднимай их головки, если не можешь дать почувствовать их грациозность и прелесть. Не склоняй их, если не можешь сделать парящими. Не располагай их попарно, если не можешь передать разницу между ними; они не должны соединяться как попало – композиция их должна быть строго продумана; они должны поднимать или склонять головки естественно, и, если они повернуты друг к другу, их взаимоотношения должны быть переданы в их пристальном взгляде. Все разнообразие их поз должно быть интересным. Что касается самого цвета, то темное и светлое должны ясно ощущаться не только в группе цветов, в каждом цветке, но даже в отдельном лепестке. Краски и оттенки туши должны быть темными в сердцевине и светлыми по краям. Так цветы будут изображены в соответствии с закономерностями их существа. У цветов, которые еще не распустились, лепестки у центра более темного тона, у совсем раскрывшихся – светлого. Цвет стеблей в пору увядания – блеклый, во время полного цветения – свежий, а до начала цветения – темный. Цветы не должны быть одного темного тона, он должен чередоваться со светлыми тонами, темные тона должны акцентироваться более светлыми. Это выделяет темные тона и создает картину приятную для глаз.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Н.М. Сокольникова – М.: Издательский центр Академия. 2006 2. Вышинскаий Т.К. Уроки рисования в младших классах: рисунок, живопись, композиция. Донецк. 1988 3. Изобразительное искусство. Дидактический материал для учителей. 4. Костерин Н.П. Учебное рисование. – М.: Просвещение 1980 5. Костерин Н.П. Учебное рисование 1990 6. Кузин Б.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. – М.: Просвещение 1979 7. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе 8. Медведев Д.П. Формирование художественного графического образа на занятиях по рисунку 9. Неменский В.И. Изобразительное искусство

www.studvopros.com

Методика работы над пейзажем.

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Метод работы над живым изображением пейзажа включает все этапы создания живописных изображений, однако есть и свои особенности: обилие света на открытом воздухе создает сильное освещение и множество рефлексов; большая удаленность объектов пейзажа от наблюдателя, быстрая смена освещенности, различные состояния погоды и времен года. Выбор удачного пейзажного мотива тоже представляет определенную трудность.В процессе занятий по рисованию пейзажа необходимо перед учащимися ставить конкретную задачу. В зависимости от целей их можно научить изображать пейзаж с учетом линейной, воздушной перспективы, времен года, погоды.Перед занятием необходимо провести экскурсию на лоно природы, желательно рассмотреть (может быть сделать наброски) различные деревья, кустарники. Следует обратить внимание детей на то, что каждое дерево имеет свое строение. Например, характер строения веток и сучьев у берез совершенно отличен от строения веток и сучьев у дуба, сосны, ели. В зависимости от вида дерева сучья растут то перпендикулярно к стволу, то кверху, то книзу. Возраст дерева тоже имеет значение. Так у старой сосны – толстый изогнутый ствол, изогнутые, направленные вниз сучья с поднятыми вверх кончиками веток; молодые сосны – поэтапно растущие вверх сучья, прямой ствол.В природе таких различий бесконечное множество, и прежде чем рисовать пейзаж, необходимо изучить строение деревьев, уметь правильно передавать их характерные особенности.Можно показать детям наброски, зарисовки различных деревьев, выполненных художниками.

Одной из ключевых проблем обучения является умение передавать состояние природы в реалистической живописи. Зрительное восприятие цветов основывается на их отношениях, однако при этом необходимо учитывать изменения общей гаммы красок в зависимости от солнечного или лунного освещения. Например, пейзаж, освещенный солнцем, светлее вечернего или утреннего, а в серый день не бывает резких различий света и тени. Цветовое многообразие в натуре подчинено цветовому состоянию освещенности.В начале обучения рекомендуется выполнить кратковременные этюды одного и того же мотива при различных состояниях освещенности: утром, днем (яркое солнце и пасмурно), вечером. Это задание подводит к умению правильно передавать тональные и цветовые отношения натуры, ее пространственные и материальные качества.Также нужно направить внимание детей на рассмотрение пейзажа. Учащиеся придут к заключению: ближе к ним расположенные деревья, кусты видны со всеми подробностями, даже отдельные листья на них. Поэтому все то, что ближе всего к рисующим, изображают отчетливо, сильнее по свету и тени, прорабатывают подробно отдельные детали, а то, что дальше, рисуют менее отчетливо, без подробностей.Затем учитель обобщает увиденное школьниками в процессе восприятия окружающей природы: « Все предметы, удаляясь, не только изменяются по величине. Мы не можем уже различить и объемность отдельных предметов: лес, различные постройки, люди вдали начинают казаться плоскими. С увеличением расстояния изменяется цвет предметов. Чем дальше расстояние от предмета, тем менее ясным кажется его абрис, слабее по насыщенности кажется цвет. Кроме того, при удалении предмета цвет его приобретает голубоватый оттенок».Наиболее любознательным можно рассказать, что эти явления происходят потому, что земная атмосфера (воздух) представляет собой плотную среду с мельчайшими органическими и неорганическими частицами, мешающими прохождению света и вызывающими серо – голубое окрашивание предмета. Частицы влаги и пыли, содержащиеся в воздухе, препятствуют прохождению света; короткие световые волны (синие и голубые лучи) сильно рассеиваются в атмосфере и придают ей голубое помутнение. Поэтому по мере удаления от объектов не только увеличивается разница между действительной и видимой интенсивностью цвета предмета, но и меняется его цветовой оттенок. Так, деревья одинаково зеленого цвета на близком расстоянии кажутся зелеными, а вдали – почти серыми.Для отдельных предметов характерно смягчение очертаний, ослабление насыщенности цветов, изменение светлоты, резкое отличие по цвету от предметов переднего плана.Знание по цветоведению помогают профессионально подходить к созданию цветового строя пейзажного этюда. Поначалу трудно видеть цвета предметов и объектов, измененные расстоянием, силой и цветом освещения. Необходимо помнить, что цветовое единство пейзажа во многом создается за счет цвета освещения. Утром в природе преобладают золотисто–розовые оттенки, вечером – желто–оранжевые, в пасмурный день – серо–серебристые, при свете луны – голубые и зеленоватые цвета.Все времена года имеют свои характерные цвета в пейзаже. Палитра их многообразна. Вот несколько примеров. Весной больше небесно-голубого, природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому и весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, светло-желтого и охристого. Ну, а для контраста – цвет молодой зелени и приглушенный коричневый. Краски лета сочные, яркие и радостные. Осенью палитру составляют краски с теплым основным цветом. Очень эффектно выглядят композиции, построенные на контрастах синего и оранжевого, желтого и фиолетового, красного и желтого. Зимний пейзаж содержит, как правило, максимум цветовых контрастов, небо часто становится темнее, чем поверхность земли.При рисовании пейзажа не всегда используются яркие краски: порой близкие по тону нежные краски акварели идеально подходят для цвета песка, воды, неба.В первых этюдах необходимо научиться передавать основные цветовые различия между объектами пейзажа: силуэтами деревьев, общей плоскостью земли, облаками, гладью воды и т.д.После наблюдения пейзажа и предварительного определения композиционного решения можно посоветовать школьникам воспользоваться видоискателем и оценить найденное композиционное решение в сравнении с различными возможными вариантами композиции.Видоискатель делается из небольшого листа бумаги или кусочка картона; внутри него вырезается прямоугольное отверстие нужного размера.Варьируя положение видоискателя (поднося его ближе к глазу или отодвигая, а если надо, то и меняя соотношение его сторон), находят наилучшее композиционное решение выбранного пейзажного мотива.Работа над пейзажем начинается с общего размещения изображения на листе и, прежде всего, с обозначения линии горизонта – кажущейся границы между землей и небом.Далее учитель должен помочь детям скомпоновать на листе бумаги пейзаж без излишне свободного пространства, пустот. Размещать объекты надо так, чтобы они не были чересчур смещены в одну из сторон.

Когда будут найдены размеры объектов, школьники намечают общие очертания и главные части объектов с учетом их пропорций и характера. Так, при рисовании дерева целесообразно наметить обобщенные очертания его кроны, представляя силуэт дерева как упрощенную и обобщенную форму. Это способствует более цельному пониманию и верному решению характера формы дерева. Далее рисунок дерева сводится к выявлению конструкции – «скелета» дерева, прорисовке основных веток, потом – второстепенных и т.п. Очень важно с самого начала найти верные пропорции (высоту и ширину соотношения ствола и кроны), определить направление ствола и ветвей, характерный для данного вида дерева силуэт и индивидуальные особенности.Следует особо поощрять в учащихся творческое, эмоциональное отношение к работе.Занятия по рисованию пейзажа является сложным как по методике подачи учебного материала, так и по организации. Однако их следует проводить обязательно и не заменять рисованием пейзажа по памяти и представлению. Можно разумно сочетать эти виды занятий с целью достижения грамотных и выразительных рисунков школьников по данной теме.

megapredmet.ru

§ 8. Методика работы над рисованием природы

Красота природы,ее пластичность и выразительностьвсегда вдохновлялихудожников. Впроцессе выполнения практическихзаданий по рисунку пейзажей, деревьев,цветов, трав, зверей и птиц необходимоприменять теоретические знания поосновам перспективы, светотени, пропорций.

Постоянноевыполнение набросков, зарисовок,упражнений и длительных рисунков поможетвзглянуть на природу другим, болеевнимательнымвзглядом, доставитрадость и удовольствие от процессатворчества.

Рисование трав,цветов и ветвей

в качестве моделидля зарисовки растений с натуры можновзять ветвиполя, вишни, яблони, сирени,клена, дуба, винограда, платана и др.Рекомендуется рисовать ветви не толькос листьями, но и с цветками и плодами.Например, ветку ели с шишками, дуба сжелудями, яблони и вишни сплодами,гроздья рябины и т.д. Лучше брать ветвис небольшим количествомплодов.

Натуру можнорисовать в естественных условиях, наприроде, а также впомещении. Готовяськ рисованию, модель (траву, цветы, ветви)размещаютна спокойном фоне или ставятв вазу. Зарисовки и наброски растенийвыполняют разнообразными художественнымиматериалами: карандашом, пером и тушью,кистью, акварелью и др. .

Ветви, листья ицветы лучше рисовать в натуральнуювеличину или не-сколько больше=чтобыразобраться в их строении. Вначалевнимательно рас-смотрите натуру,выясните особенности ее формы и отличиев строенииэтого растения от других.Изучая строение цветка, выделите чашечку,вен-чик, лепестки и другие детали.

Рисунок начинайтес определения общего движения ветвей,стеблей, абриса цветов и листьев, ихкомпозиционного размещения. Рисуястебель иливетку, рассмотрите, какприкрепляется лист, как изменяетсянаправлениеего жилок.

Полезно на одномлисте выполнить несколько зарисовокодного растенияв разных поворотах.Кроме этого, хорошо было бы изобразитьне толькоцеликом ветвь с листьями ицветками, но и отдельно укрупненныйлист илиЦветок этого растения. Важнопочувствовать их красоту и очарование,чтобыне только правильно передатьформу и конструкцию, но и создатьнеповторимый запоминающийся образ.

Особый поэтическиймир в рисунках растений создали художникиВостока. Многие из них овладевалисекретами мастерства в Китае, Японии иКорее, изучая подлинную энциклопедиюклассической живописи «Цзецзы юань

хуачжуань» (<<Слово О живописи изСада с горчичное зерно»), созданную в

Китае на рубеже XVII-XVHIвв. Приведем несколько отрывков из этойкниги в переводе Е.В.ЗавадскоЙ.

Орхидеи. Рисуноккитайского художника. ХУП в.

Как писать стебель

Вообще говоря, вживописи цветущих растений - как тонким,деликатным штрихом, так и в свободнойманере - к тому моменту, когда опускаешь

кисть, вся картина должна быть ужеготова в голове: словно при игре в

шахматы.

Живое, одухотворенноедвижение должно оживить всю картину.Только

к можно будетизбежать жесткости и безжизненности.

Когда рисуешьрастение, начинать нужно со стебля,учитывая разницумежду древеснымирастениями и теми, что относятся ктравам. Древесныерастения подобныстарцам, травянистые же - все тонкие играциозные.

Так как в живописитрав воспроизводится их нежная грация,их структураможет быть передана втрех позициях: движение вверх, ниспаданиевнизгоризонтальное положение. Вкаждой из этих трех позиций могутдополнительно разветвляться стебли,могут пересекаться, выдаваться,склоняться,Могут быть и сломанные,но их всего три разновидности. Изответвляющихся

стеблей одни идутвверх, другие - вниз, одни расположеныв фас, другие -обратной стороны.

При пересечениистеблей нужно, чтобы ясно чувствовалось,какие из нихспереди, какие сзади,какие толстые, какие тонкие.

Существуют тривещи, которых нужно избегать: когдастебли устремленывверх, они должныпередавать чувства, а не быть вытянутыми;когда стебликлонены, они полны живогодвижения и не выглядят так, будто ониисмлены; когда стебли стелютсягоризонтально, они должны пересекатьдругдруга, но при этом пусть некажется, что они подпирают один другой.Таков,Собственно, способ изображениястеблей.

Стебель по отношениюк цветкам - то же, что конечности человекапо отношению к его лицу. Лицо может бытьпрекрасным, но без конечностей развеможно представить законченным обликчеловека?!

Как писать цветы

Есть разные цветы- большие и маленькие, в полном цвету ираскрытые наполовину, расположенныевысоко или низко, повернутые .лицевойили обратной стороной. И когда они растутвместе, нет абсолютно сходных цветов.Не поднимай их головки, если не можешьдать почувствовать их грациозность ипрелесть. Не склоняй их, если не можешьсделать парящими. Не располагай ихпопарно, если не можешь передать разницумежду ними; они не должнысоединяться,как попало - композиция их должна бытьстрого продумана; они должны подниматьили склонять головки естественно, и,еслиони повернуты друг к другу, ихвзаимоотношения должны быть переданыв их пристальном взгляде. Все разнообразиеих поз должно бытьинтересным.

Что касается самогоцвета, то темное и светлое должны ясноощущаться не только в группе цветов, вкаждом цветке, но даже в отдельномлепестке. Краски и оттенки туши Должныбыть темными в сердцевине и светлымипо краям. Так цветы будут изображены всоответствии с закономерностями ихсущества. У цветов, которые еще нераспустились, лепестки у центра болеетемного тона, у совсем раскрывшихся _Светлого. Цвет стеблей в пору увядания- блеклый, во время полного цветения -свежий, а до начала Цветения - темный.Цветы не должны быть одного темноготона, он должен чередоваться со светлымиТонами, темные тона должны акцентироватьсяболее светлыми. Это выделяет темныетона и создает картину, приятную дляглаз.

Секрет изображенияцветов

Цветы растут изчашечек, расположенных на ветвях, игосподствуют над ними. Если часть цветовнаписана неудовлетворительно, ветви ицветки, изображенные правильно, неисправят дело. Прежде всего в цветахдолжна быть передана грациозность,потом уже ветвями и листьями до- полнишьочарование. Окраска цветов должна бытьлегкой и нежной, выявляющей. Их естественнаякрасота должна казаться живой - вот-вотцветы заговорят. Так будут взволнованысердца людей.

0/. ·~'1Y

Секрет изображениялистьев

Там, где цветы,там, конечно, есть и листья. Листьянеобходимо изображать, соответственноприкрывая часть ствола или стебля, пустьони трепещут, подобно цветам, на ветруи под тяжестью росы. Когда цветки илистья правильно расположены и ясновыявлено соотношение тонов, тогда

живопись растений лишена монотонности.

Рисование деревьев

лом к картине. Впервом случае перспективафронтальная,во втором -угловая

Надо знатьособенности изображения деревьев, чтобыпередать (правильно) врисунке те илииные древесные породы, их пропорции,строение. При этомзнание конструктивнойосновы _ взаимосвязь ствола и ветвей,особенности расположения листьев,плодов - поможет создать художественныйобраз, портретную характеристику дерева.Ель, сосна, береза, осина, дуб, рябина идругие деревья отличаются друг от друга.Даже каждое дерево одной породы имеетсвой характер. Очень важно помнить, чтодерево - это ЖИВОЙ организм, поэтому всвоей жизни дерево переживает молодость,зрелость и старость.

Удивительныерисунки деревьев создал замечательныйрусский художник И.Шишкин. Могучие дубы,стройные сосны и тонкие березкипрорисованы с особой тщательностью,при этом каждый набросокпронизаногромной любовью к природе.

Пластическиевзаимоотношениядеревьев, разнообразныхпо форме, во многом определяют характерпейзажного мотива. Рисуя крону деревьевлиственных пород,

необходимо передатьее объемность, характер формы. Взависимости отразличных условийосвещения восприятие очертаний деревьевбудет значительным образом меняться.При освещении сбоку одна половина дерева

выглядит гораздо светлее другой,объемность его четко выделена. Приконтр-ажурном общении объемностьпропадает, зато четко выявляется силуэт.

Длина тени, падающей от дерева, еерасположение также зависят от временидня, положения над горизонтом солнца.

Очень выразительнысилуэты деревьев. Силуэт деревазначительным образом может изменитьсяот сильного порыва ветра. Полезновыполнить не только линейные, тоновые,но и силуэтные изображения деревьев икустарников. Кружево ветвейСоздаетнеповторимые узоры на фонеСветлогонеба. Структура сучьев лучше Выявляетсяу деревьев с облетев-Шей листвой.Ветви располагаютсявокруг ствола,поэтому в рисункенеобходимо учитыватьих перспективные сокращения. СложныйузорЛиствы можно нарисовать обобщен-

но, без деталей, несколькими штрихами.Значительным образом облегчитвосприятиеочертаний дерева легкийприщур глаз.

Последовательностьрисования деревьев соответствуетобычному порядку: от простого переходятк сложному, от общего к частному и затемопять к общему.

Рекомендуетсявыполнять как краткосрочные наброски,так и длительные рисунки деревьевразличных пород и отдельных ветвей,стволов, корней. Дляэтого можноиспользовать карандаш, фломастер, пероили кисть, тушь, соус,сангину, уголь,гелиевую ручку, а также сочетание этихматериалов. Рисовать лучше на бумагеразнообразных Цветовых оттенков, фактур,размеров и форматов.

Подходы к изображениюдеревьев также могут быть различными:реалистичным с точной передачей пропорцийи светотени, конструктивным, выявляющимструктуру взаимосвязи корней, стволаи ветвей, или абстрактным, позволяющимобобщить сложную форму кроны дерева догеометрических форм и беспредметныхпятен.

Совершенно иной,опоэтизированный подход к изображениюдеревьевможно увидеть на рисункахяпонских и китайских художников.

Высказываниядревних восточных мастеров помогаютпостигнуть некоторыесекретыизображения деревьев.

Секрет изображенияветвей

Чтобы изобразитьветви, надо тщательно изучить их. Цветкии листьярастут на ветвях - они дополняютдруг друга. Подобно тому как у человека

есть конечности и тело, так и у всехдеревьев - корни и ветви. Ветви деревьев

и древесных растений должны бытьгрубыми, у травянистых растений -

противоположными.

Как писать корустволов и стеблей

Еще более, чемцветы, различаются между собой стеблии стволы древесных и травянистыхрастений. При изображении коры персикаили тутовогодерева штрихи должныидти горизонтально, при изображениисосны и можжевельника - должны писатьсяподобно рыбьей чешуе. Кора кипарисадолжна быть бугристой; сизой и влажнойвыглядит кора старой сливы. Кораабрикосадолжна быть красно-пурпурной. Стебельрозы пусть будет гладкими блестящим,ствол граната - изогнутым и сухим, акамелии - зеленым игладким.

Для изображенияпейзажа необходимы знания наблюдательнойи воз-душной перспективы. Надонаучиться определять масштаб изображения,

выделять главное в рисунке пейзажа.Успех во многом будет зависеть отправильной последовательности работы.

Каждый рисовальщикдолжен уметь изображать пейзаж. Выбратьвырази-тельные сельские и городскиепейзажные мотивы не просто. Для этогоможно использовать рамку-видоискатель.Постепенно можно сформировать умениенаходить в привычных пейзажах значимыедля изображения картины.

После выборапейзажного мотива следует подумать овыборе высоты линии горизонта. Один итот же пейзаж будет выглядеть величественнопри низкой точке зрения и обычно, еслилиния горизонта будет проходить черезцентр листа. Высокое расположение линиигоризонта или вынесение ее за пределылиста позволяет показать б6льшую частьземной поверхности.

В рисунке пейзажаизображение неба во многом определяетнастроениевсего пейзажного мотива.Над земной поверхностью небо образуеткупол,полусферу, а не плоскость, какможет по казаться неопытному рисовальщику.

Это лучше подчеркнутьрасположением облаков. Одинаковые поформе и находящиеся на одной высотеоблака кажутся меньше и ближе друг кдругу по мере удаления их к горизонту.При этом ближние облака частичноперекрывают дальние у линии горизонта.Кроме того, сами облака представляютсобой не плоские контуры, а объемныеобъекты определенной структуры.

Светотеневыеэффекты на облаках значительным образомизменяются в зависимости от временидня. В полдень солнце ос- вещает облакасверху, таким образом в их нижней частиобразуется тень, а на закате, наоборот,низкое солнце театрально освещаетоблака снизу, устраивая настоящийкарнавал красок. Именно облака, закрывсолнце и отбрасывая тень, могутзначительным образом Изменить впечатление.Очертания легкихоблаков могут придатьромантическую атмосферу рисунку.

Очень важно изучитьпроцесс рисования отдельных элементовпейзажа. Для его оживления порой добавляютв рисунок облака, летящих птиц, отдельностоящие деревья,кусты, фигурки людейили зверей.

С помощью этихдеталей можно значительным образомизменить композицию, придать ейвыразительность. Пасущееся на лугустадо коров, скачущие по дороге кони,

парящие в небе орлы могут стать не-

обходимым акцентом в пейзаже.

Учебное рисованиевключает быстрые наброски пейзажа, егоотдельных деталей, их более длительныезарисовки, а также рисунки, выполняемыев течение нескольких часов.

Линейный рисунокпризван запечатлеть объемный объект.для обозначения контуров и светотенииспользуют линии и штрихи. Поэтому,чтобы передать зрительныйобраз, врисунке допускают понимаемые всемиусловности.

Например, ОТ быстрыйлинейный набросок деревни значительнымобразом отличается от светотеневогоее изображения. В линейном наброскеосновное внимание художник сосредоточилна перспективных сокращениях дороги,Столбов и домов. А в светотеневомизображении важно было показать игру

Пятен света, Полутонов и теней. Яркоесолнце усиливает световые контрасты.

Большой интереспри обучении технике рисунка представляетзарисовкапамятников архитектуры.Например, наброски городов с различнымиархи-

t.'

ектурнымисооружениями передают очарованиерусской старины. Эти ри-унки выполненыпалочкой и тушью с учетом тональныхотношений.

Графитный карандашпозволяет более тонко, чем тушь, передаватьтональные различия в пейзаже. Улицыгорода полны движения. Быстрые наброскифломастером фиксируют его.

Работа над длительнымрисунком пейзажа начинается скомпозиционныхскизов небольшогоразмера. Лучше использовать форматы,вытянутые погоризонтали и вертикали,прямоугольные, квадратные, а такжеразнообразные художественные материалы.

Наиболее удачноекомпозиционное решение можно использоватьдлявыполнения длительного рисунка,который начинается с линейного построения.На следующем этапе уточняют формуобъектов, их пропорциональные соотношения,перспективные сокращения плоскостей,прорисовывают детали. Затем переходят'к светотеневой проработке пейзажа.

последняя стадиязаключается обычно в умении взглянутьна изображениецелом, обобщить его.

В число учебныхзадач, решаемых пейзажистом, можетвходить передачаопределенноговремени суток, состояния природы иливремени года.

ПоследовательностьРисованияпейзажа

Рисование зверейи птиц

Рисовальщиковпривлекают как домашние животные, птицы,так и дикиеПредставители животногомира. Интерес к ним с юных лет прививаетлюбовько всему живому. Красота зверейи птиц их забота о потомстве воспитывают

00'

Чувстве к ним,считал известный художник-анималистВ.А.Ватагин.

г Очень важнопредварительно изучить анатомию,пропорции изображаемо-

о Животного.Характерное строение тела и внешнийоблик во многом зависятот Средыобитания. Однако надо стремиться вернопередать в рисунке не толь-анатомическоестроение представителей животногомира, но и характер,Образ. Анималистическиерисунки известных мастеров изобразительногоискусства полезно использовать пририсовании с натуры для того, чтобы рас-

смотреть некоторые анатомические иконструктивные особенности, проанализироватьсредства художественной выразительности.

В процессе работынад изображением зверей и птиц решаютсяопределенные учебные задачи: освоениеконструктивно-анатомических особенностей,точная передача пропорций, фактурышерсти и др. Приобретений знаний и уменийсодействует развитию творчества.

Рисовать зверейи птиц МОЖНО в Природе, на птицеферме,в конюшне и зоопарке. За одно посещениезоопарка не стремитесь нарисовать сразу

всех зверей. Лучше ограничить числоОбъектов иВнимательно понаблюдатьза НимиЖивотное следует нарисовать в разныхпозах и поворотах, стараясь Уловитьхарактерные особенности силуэта,пропорций, его движения. Прежде чемвзяться закарандаш, чтобы запечатлеть грациозностьоленя, мягкость движений рыси, изящностьсгибов шеи лебедя, необходимо их хорошоизучить. Полезно рисовать зверей и птицпо памяти и представлению на основевпечатлений, полученных натуры. Размещениенабросков на листе стараются продуматьзаранее. Если животное изменит позу,набросок можно оставить до следующегораза и приступить К новому на этом желисте. Незаконченные рисунки можнопродолжить, когда движения будутповторяться. ПривыполненIIИкраткосрочных набросков не требуетсятональная завершенность работы, подробнаяПрорисовка оперения и деталей. Необходимобыстро передать общее движение ипропорции основной Массы тела, то естьпередатьабрис и силуэт. Это развиваетспособность целостного Видения. длянабросковБолее всего подойдетлинейно-конструктивная манера Русинкаили рисование от пятна. их удобноВыполнить Гранитным карандашом,Фломастером, углем, мелками. Создайтеколлекцию набросков домашних и дикихЖивотных, птиц, нарисованных в разныхракурсах. Такая коллекция очень пригодитсяв дальнейшем для творческой работы надкомпозицией.

Пушистость кошкихорошо передают короткие штрихи мягкимихудожественными материалами, а мелками,положенными плашмя, можно быстронарисовать силуэт коровы или козы.

Для созданияподробного образа животного выполняютдлительные рисунки. При этом его формастроится на основе характерныхконструктивных узлови осей. Затемпереходят к лепке формы тоном и проработкедеталей. Длительные рисунки позволяютподробно проработать тональные отношения,передать фактуру шерсти, оперения,детали.

Изображение птици зверей требует пристального изученияих внешнегооблика, пластики и строенияформы тела. Гибкий позвоночник исоединяющие кости суставы обеспечиваютмаксимальную подвижность зверей и птиц.

Можно выделить движения отдельныхчастей тела, движение на одном месте

(садится, поднимается, вертится идр.), различные виды поступательныхдвижений (шаг, бег, прыжки, полет и др.).

При изображенииживотных в движении необходимо обратитьвнимание на следующие характерныеособенности их анатомического строения.

Позвоночник подвижен в шейной,поясничной и хвостовой областях.Подвижность позвоночника увеличиваетсяот крестца к голове и хвосту. При

разгибании шея с головой и тазоваячасть с хвостом поднимаются вверх, а

поясничный отдел опускается. Во времясгибания происходит обратное действие,при котором спина выгибается, а шея сголовой опускаются.

На примере лошадирассмотрим основные фазы ее движения.В процессе поступательного движенияпроисходит перемещение центра тяжести.

Получив толчок от задних конечностей,тело животного устремляетсявперед,пере нося центр тяжести на передниеконечности и плечевой пояс.В последующихфазах движения задние конечности вновьдадут толчок и т.д. Движения лошадиотличаются особой пластичностью,изяществом икрасотой. На одном листеможно выполнить несколько набросков.Чело-век успевает заметить начальныеи конечные фазы движения, и этого до-

статочно, чтобы передать в рисункеобщее впечатление от бегущего зверя

или полета птицы.

Для начала лучшеизбрать в качестве натуры животных всостоянии покояили малоподвижныхпозах. В дальнейшем можно будет ставитьзадачу передать движения, характеризующиеопределенные повадки зверей и птиц.Быстро движущиеся модели требуют отрисовальщика опыта и мастерства. Иногдана первой стадии рисунка можновоспользоваться хорошими фотографиямиживотных в естественных позах и во времядвижений.

Прекрасное задание,отвечающее учебным целям, - рисованиеконныхстатуй и других памятниковили скульптурных изображений животных.Неподвижная натура значительным образомпоможет начинающему рисовальщику.Произведения известных художниковобладают большими выразительнымивозможностями и воспитывают эстетическийвкус.

Рисуя, нужностремиться передать характер,индивидуальные черты, создатьхудожественный образ. В портретах зверейи птиц можно добиться изысканности ивыразительности, постараться тщательнопередать фактуру, блеск, богатствоцветовых оттенков шерсти или перьев.

Остановимсянесколько подробнее на некоторыхособенностях изображения птиц. Телоптицы имеет обтекаемую форму, чтоособенно важно дляполета. При наличииобщих черт в конструктивном строении,птицы могутзначительно отличатьсядруг от друга. Например, по форме клюва:у хищных

птиц клюв сильноизогнут; у птиц, ловящих насекомых налету, с боковклюва имеются волоскидля увеличения «воронки» рта, чтобылегче было пой-мать жертву; у цаплиДлинный клюв позволяет ловить лягушеки др. Так как умногих птиц линия ртазаходит за линию глаз, создаетсяобманчивое впечатление, что они всегдаулыбаются. Знание анатомическогостроения и образажизни птиц помогаетнаблюдательному рисовальщику найтииндивидуальные особенности и запечатлетьих.

Рассматривая формутела птицы, туловища, крыльев, хвоста,конечностей, головы и шеи, можно убедиться,что в их основе лежат простейшиегеометрические фигуры (голова - окружность,тело - овал, крыло - треугольник и т. д.).В начале обучения полезно выполнитьконструктивные наброски и рисункидомашних птиц. Например, в наброскепетуха его формаспециально обобщенадо геометрических объемов.

Зарисовки можноначинать с неподвижных моделей - чучелптиц. Однакотолько наблюдение живойнатуры научит передавать очарованиепластикиформ. Это усложняет учебнуюзадачу, но делает ее более интересной.Вначалерекомендуется сделатьнесколько ознакомительных набросковкакой-нибудьптицы в разных положениях,ее клюва, головы, лап, а затем уже выполнять

длительный рисунок.

Прежде чем приступитьк анализу конструктивного строенияформы птицы, необходимо определить еедвижение и расположение на листе. Дляправильной передачи движения можнопровести вспомогательные линии вдольбольшой формы натуры и наметить нарисунке угол наклона общего силуэтаптицы и ее частей.

Размещая рисунокна листе, продумывают композицию,определяют от-ношения больших масси характер их формы: отношения размеровтуловища к голове, крыльев к хвосту,туловища к конечностям. Кроме этого,надо проследить их положение впространстве.

Далее следуетуточнить на основе анатомическогостроения (черепа, позвоночного столба,грудной клетки, конечностей) характерныеособенности птицы и конкретизироватьрасположение отдельных частей (головы,глаз,клюва, крыльев, хвоста, ног идр.). Для этого можно использовать учебные

анатомические таблицы и схемы.

Завершают рисунокобобщением деталей, выявлением большихмасс, характерных черт птицы, передачейфактуры оперения, обобщением деталей.

Особенности учебного рисования птицзаключаются в том, что прикосновениякарандаша к бумаге должны быть пронизаныискренним чувством ижеланием создатьживой образ. Приведем нескольковысказываний из энциклопедии классическойживописи «Цзецзы юань хуачжуань» (словоОЖивописи из Сада с горчичное зерно»),чтобы вы про чувствовали поэзию

Выполнений этого задания и егоопределенный философский смысл.

Несколько приемовписьма кистью в рисунке птиц

Рисунок птицначинают с длинного штриха, которыйдолжен передатьверхнюю часть клюва.Потом делают короткий штрих - передаютнижнюючасть клюва - и затем завершаютвесь клюв. Точки глаз располагают близко

от того места, где клюв раскрывается.Потом рисуют голову, а потом перья,

I1Рикрывающиеспину, из которой вырастают два крыла.Сделав грудь, приступают к Искривленнойлинии брюшка, а потом уже рисуют хвост.В концеделают несколько штрихов,изображающих лапки и когти. Форма телабольlllИнстваптиц похожа на яйцо.

~'-''<''- ...•. "

Секрет рисункаптиц

Писать птиц начинаютс клюва: глаза располагают рядом с еговерхней частью. Наметив глаза, нарисуйголову. Тогда уже изобрази перья в нижнейчасти головы и вокруг верхушки плеч.Делай это большими полукруглыми,симметрично расположенными, то длинными,то короткими суживающимися штрихами.Концы крыльев только прорисуй. Постепеннорисуй хвост и оперение вдоль позвоночникаи под хвостом. Изобрази грудь и брюшко,позади них расположи лапки и низ брюшка.В конце добавь когти - они или схватиливетку, или распластаны.

Общий секретизображения птиц - форма головы, хвоста,ног, прорисовкаглаз, положение приполете, пении, питье или кормлении .

Нужно как следуетзнать общую форму птицы. Птицы рождаютсяиз яйца, иих форма напоминает яйцо,к которому добавлены голова, хвост,крылья и лапы. Когда крылья расправлены,полет быстр и легок. Когда голова поднята,клюв открыт, кажется, будто птица поет,сидя на ветке. Когда же птица отдыхаетна ветке, она твердо ставит лапки и сидитспокойно, беззвучно. А перед взлетомвздрагивает хвост, после чего птицавзмывает ввысь. Если научишься изображатьптиц с распростертыми крыльями, онибудутказаться безостановочнопрыгающими на ветвях. Вот, собственно,все, что касается внешних форм птиц. Нопомимо передачи различных положенийптиц еще есть способ изображения глаз,который особенно важен для выражениядуховной сущности птицы. Поэтомунеобходимо научиться располагать ирисовать глаза, тогда вся форма будетистинной. Каждая деталь имеет собственнуюзакономерность. Так только можно создатьбессмертноетворение.

Ответьте навопросы и выполнитезадания

1. Расскажите обособенностях изображения трав, цветови ветвей.

2. На что нужнообращать вниманиепри рисованиидеревьев летом и зимой?

  1. В какойпоследовательности необходимо выполнятьрисунок пейзажа?

  2. Какие пропорциональныотношения определяют в рисунке птицы?

  3. С чего лучшеначинать рисунок животного?

  1. Какие учебныезадачи решаются при выполнении набросковзверей иптиц?

ПРАКТИЧЕСКИЕЗаедания

1. Нарисуйте снатуры отдельные овощи и фрукты, покажитетри этапапостроения.

2. Нарисуйте снатуры геометрические тела (гипс, дерево,картон): куб,цилиндр, конус, шар,пирамиду, призму.

а) Куб расположитепод любым углом к вам, а также вофронтальномположении, при этом ондолжен находиться на разных уровнях поотношению к линии горизонта (выше, науровне, ниже).

б) Цилиндр расположитепод различными углами к линии горизонта.

в) Шар изобразите в различных условияхосвещения.

г) Пирамиду поставьтеи положите под разными углами к линиигори-зонта .

д) Шестиграннуюпризму расположите на разных уровняхпо отношениюк линии горизонта.

  1. Нарисуйте графитнымкарандашом кувшин или кринку.

  1. Зарисуйте на одномлисте геометрические тела и предметыбыта со«сквозной» прорисовкойконструкции. Составьте красивуюкомпозицию из9-12 предметов, разнообразныхпо форме и пропорциям.

5. Выполните рисункидрапировок, закрепленных в одной, двух,трехточках и в большем количестветочек, опоры, а также разнообразнозавязанных. Кроме штриховых рисунковскалок сделайте тоновые рисунки однихитех же композиций (карандаш, перо итушь, гелиевая ручка и др.).

  1. Нарисуйте гипсовыйорнамент.

  2. Нарисуйте гипсовуюрозетку.

  1. Выполните рисунокнатюрморта из геометрических тел,расположенных на разных уровнях .

9. Нарисуйтенатюрморт из предметов быта и фруктов,сделайте три-четыре его композиционныхэскиза. Наиболее удачную композициюиспользуйте для выполнения длительногозадания.

10. Нарисуйтенатюрморт из трех-пяти предметов, разныхпо форме,размеру, материалу и фактуре,на Фоне Спокойных по цвету драпировок,

] 1. Выполнитерисунок гипсовых слепков отдельныхчастей головы Дави-

да (глаз, нос, рот,ухо).

12, Нарисуйтегипсовые головы Антония, Дорифора,Диадумена, Сократа.

  1. Выполните рисунокмодели черепа человека.

  1. Нарисуйте портретмолодого человека. Рядом с ним на одномлистеизобразите гипсовую модель«обрубовки. головы, чтобы лучшепочувствовать ее общую форму. Модельрасположите в повороте три четверти.

15. Нарисуйте портретженщины в фас и в профиль.

]6. Нарисуйте стоящуюфигуру пожилого мужчины.

  1. Изобразите женщину,сидящую на стуле.

  2. Нарисуйте попамяти и воображению Фигуру человекакакой-нибудь

профессии вдвижении. _

19. Составьте альбомнабросков и зарисовок головы и фигурычеловека вРазличных ракурсах идвижениях.

  1. Сделайте зарисовкис натуры различных трав, цветов и ветвей.

  2. Нарисуйте деревьяразных пород зимой, когда их форма виднанаиболее отчетливо, и летом, когда онипокрыты листвой.

22. Разнообразнымихудожественными материалами нарисуйтесерию городских и сельских пейзажей вусловиях различного освещения.Постарайтесьпередать красоту природывсех времен года.

23. Выполнитенаброски городов, делая акцент наразличных архитектурных сооружениях.Рисовать можно палочкой и тушью,фломастером, гелиевой или шариковойручкой с учетом тональных отношений.

  1. Выполните наброскии зарисовки диких животных в зоопарке.

  2. Выполните наброскии зарисовки домашних животных.

referat-4all.ru

Методика работы над рисованием природы — курсовая работа

8. В пейзажном жанре  находят свое косвенное воплощение  исторические события, о которых  напоминают изображенные архитектурные  и скульптурные памятники, связанные  с этими событиями. Такой пейзаж  называют историческим. Он оживляет  в памяти давно минувшее и  дает ему определенную эмоциональную  оценку.

9. Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой  значимости и бесстрастного спокойствия  характерны для эпического пейзажа.

10. В пейзаже порой запечатлевается  бунтарское начало, несогласие с  существующим порядком вещей, стремление  подняться над обыденным, изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра – мотивы романтического пейзажа.

Природа – это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Исследуя тему можно сделать следующие выводы.

Невозможно рассматривать роль пейзажа в формировании художественного видения, не определив что же такое пейзаж, его виды и характер. Ведь именно на основе его вида и характера складываются определенные принципы построения, которые неразрывно связаны с содержанием и темой каждого определенного пейзажа. Изменение какого-либо из принципов, (например изменение построения ритма в пейзаже), влечет за собой изменение настроения и самого строя картины.

При создании определенного настроения в пейзаже очень важен грамотный подбор акварельной бумаги и самой акварели, т.к. их взаимное влияние друг на друга огромно, и в совокупности они могут дать поразительный эффект. Так, при создании какой-либо композиции, бумага может помочь наиболее точно передать то или иное состояние природы.

Творческое сознание людей постепенно овладевало искусством отображения окружающего мира.

Менялось содержание, менялись задачи и требования, предъявляемые художником и зрителями пейзажу. Человек постоянно открывал все новые и новые стороны той природы, которая была объектом его наблюдений и претворении. Мастера акварелисты все более углублялись в неизведанные сферы различных состояний в жизни окружающей действительности. Они научились передавать пространство свет, воздух, окутывающий предметы. В природе художника привлекала то ее способность быть созвучной человеческим чувствам, то мощная сила стихий, безразличная к людям. Пейзаж отразил красоту национального своеобразия местности. Действительность, измененная человеком, создание его рук – города и стройки – также стали  источником творческого вдохновения. Пейзаж, тонкое, голубое, увлекательное искусство, возникшее много столетий назад, далеко не исчерпало себя.

По отношению к пейзажу художников, можно определить отношение к родной или чужой земле. Посредством пейзажа воспитывается любовь к родной природе и окружающей среде. Воспитывается художественное видение как таковое. Раннее проявление способностей эстетического восприятия окружающей среды, часто служит сигналом наличия большого таланта, но при отсутствии систематического обучения целенаправленного руководства со стороны взрослых, и прежде всего воспитателя, способности могут не развиваться и глохнуть. Этим объясняются факты, когда многие учащиеся проявляют незаурядные способности к рисованию, лепке, музыке, техническому конструированию, математике, а в старших классах становятся самыми средними учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Литература

 

1.Григорьева Г.Г. «Изобразительная  деятельность дошкольников», М., 1998

2.Казакова Т.Г. «Развитие  у дошкольников творчество», М., «Просвещение» 1985

3.Коморова Е.С. «Занятия  по изобразительной деятельности  в детском саду», М., «Просвещение» 1991

4.Комарова Т.С. «Детское  художественное творчество», М., «Мозаика-синтез» 2005

5.Компанцева Л.В. «Поэтический  образ природы в детском рисунке», М., «Просвещение» 1985

6.Сокольникова Н.М. «Изобразительное  искусство и методика его преподавании в начальной школе», М.,»Академия» 1999

7.Стасевич В.Н. «Пейзаж. Картина  и действительность», М., «Просвещение» 1978

8.Ушакова О.Д. «Великие  художники» С-П., «Литера» 2005

9.Чумичева Р.М. «Дошкольникам  о живописи», М., «Просвещение» 1992

10.Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной…», М., «Высшая  школа» 1990

11.Троицкий Н. С. «Сказка о художнике и волшебных снежинках. М. К. Клодт», М., «Белый город» 2004

12.Костерин Н. П. «Учебное  рисование», М., «Просвещение» 1984

13.Энциклопедия изобразительного  искусства, М., «ИДДК» 2005

14.Соломко Н. З. «Сказка  о художнике и красоте мира. С. Ю.Жуковский», М., «Белый город» 2004

 

 

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

Чеченский государственный педагогический институт

_____________________________________________________________

 

Кафедра изобразительных искусств

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Теория и методика обучения изобразительному искусству

Тема: «методика работы над рисованием фигуры человека»

 

 

 

 

 

Выполнил:

 Студент 4 курса 

  Сусаев Рамзан Бадруддинович

 

Подпись   _______________

 

 

Научный руководитель:

                         Заведубщий кафедром

Изобразительного Искусства

Шахбиева Халимат Хамидовна

 

 Оценка    _________________

Дата       _________________

Подпись  _________________

 

 

 

 

Грозный 2014

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

Чеченский государственный педагогический институт

_____________________________________________________________

 

Кафедра изобразительных искусств

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Рисунок

Тема: «Особенности преподавания по памяти и представлению»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 Студент 4 курса 

  Сусаев Рамзан Бадруддинович

 

Подпись   _______________

 

 

 

 

Научный руководитель:

                         Пашаев Абу Ш.

 

 Оценка    _________________

Дата       _________________

Подпись  _________________

 

 

 

 

 

Грозный 2014

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

Чеченский государственный педагогический институт

_____________________________________________________________

 

Кафедра изобразительных искусств

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Основа теории декоративно-прикладного искусства

Тема: «Орнамент и костюм»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 Студент 4 курса 

  Сусаев Рамзан Бадруддинович

 

Подпись   _______________

 

 

 

 

Научный руководитель:

                         Алхазов Ризван Ш.

 

 Оценка    _________________

Дата       _________________

Подпись  _________________

 

 

 

 

 

Грозный 2014

 

 

myunivercity.ru


Смотрите также