Методика выявления страхов у детей с помощью рисования. Методика выявления страхов у детей с помощью рисования


Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителям

В условиях современной жизни неблагоприятные события легко могут навредить психике детей. У них появляются страхи. Проведенная диагностика детских страхов позволяет своевременно выявить проблему и избавиться от нее.

Чего боятся дети

Детские страхи

Невыявленная боязнь может иметь как скрытые, так и крайние формы выражения, характеризующиеся затяжным течением. Все это влияет на развитие личности, формирование характера и определение социальной роли.

Происхождение страхов у дошкольников

По различным причинам дети дошкольного возраста становятся наиболее подверженными воздействию неблагоприятных факторов. Число детей с признаками эмоционального неблагополучия возрастает. Они становятся легковозбудимыми, тревожными или агрессивными.

Происхождение страхов может иметь различный характер. Часть из них наблюдается из-за проблем и трудностей взаимоотношений дошкольника с родителями или же с ровесниками. Другие могут быть связаны с личностными переживаниями. Психологи считают, что формирование фобических расстройств имеет 2 основные теории происхождения, которые объединяют все причины возникновения.

Первая теория – травматический фактор, вторая же – следствие угрозы повторения этого фактора. Особенности психического развития детей зависят от реальности угрозы после пережитых стрессовых ситуаций, результатом которых стало формирование боязни определенного раздражителя. Аффективно-заостренное восприятие опасности является частью защитного механизма. Те дети, которые страдают от страхов, меняют собственное поведение и по-другому эмоционально реагируют.

Иммунитет к страхам, то есть отсутствие воздействия на психику, наблюдается очень редко. Психологи уверены, что для нормального развития детей это неестественно. Подобные проблемы могут указывать на проблемы с выражением эмоций, чрезмерную возбудимость и даже слабые инстинкты самосохранения.

Особенности страхов у дошкольников

Зарождение страхов напрямую связано с патогенезом развития неврозов у детей и подростков. Важно разобраться в особенностях их диагностирования. Оценка действий раздражающих факторов, а также влияние этих процессов на формирование личности, помогут привести психику в норму. Без знаний о возрастной динамике таких проблем коррекция страхов не будет эффективной. Важно и то, что появление фобических расстройств по-разному характеризуется у мальчиков и девочек.

Психолог А.И Захаров в своих трудах указал на такие особенности развития тревожности у детей дошкольного возраста:

  1. Страхи возникают чаще у девочек, чем у мальчиков в возрасте от 3 до 15 лет.
  2. У девочек и мальчиков встречается разный характер и направленность страхов.
  3. Мальчики больше скрывают собственную тревожность к страхам, чем девочки.

Благоприятное отношение к детям со стороны родителей и социальной группы и другие признаки нормализации жизненных обстоятельств, могут привести к тому, что они самостоятельно преодолевают страхи. С возрастом проблемы исчезают, но не всегда. Некоторые подвергаются сложностям личностного развития, испытывают сложности в адаптации или подвергаются невротическим расстройствам.

А.Захаров предложил систему распределения страхов по полу и годам, заключив их в определенные характеристики. Всего в труде ученого описывалось 28 вариантов фобий. Для дошкольников выделено более половины из них.

Распространенные виды страхов у детей

Теории Захарова об особенностях формирования фобических расстройств у детей используются специалистами и сегодня. По его классификации дошкольникам относят от 12 до 15 различных видов страха. Наиболее распространенные из них:

  • страх смерти родителей;
  • боязнь посторонних людей;
  • страх темноты;
  • ночные страхи;
  • страх воды, огня или высоты;
  • страхи кошек, собак или других животных.

Не менее распространенными также являются и страх перед родителями, боязнь быть наказанным или же страх врачей и уколов. Вариантов множество. Квалифицированный специалист, приступая к коррекции страхов детей дошкольного возраста, обязан изучить клиническую картину больного.

Ребенок боится темноты

Ночные страхи у детей

Работа заключается в применении специальных методик, задачи которых основываются на создании доверительных отношений с больным с присущим эмоциональным контактом.

Для выявления страхов важно использовать готовую отработанную модель диагностики с применением специальных опросников или игр.

Возрастные этапы формирования страхов

Учеными доказано, что возникновение страхов зависит от возраста детей, а также уровня психического развития. Появление отклонений в особенностях развития, является следствием эмоциональной чувствительности и мнительности детей. Свое влияние оказывают и родители, которые могут с беспокойством и чрезмерной опекой вызвать страх перед воображаемыми или реальными раздражителями. Особенно это касается девочек.

С рождения страх проявляется на уровне инстинктов. Под действием окружающего мира он может трансформироваться с восприятием «своего» и «чужого», «плохого» и «злого» и т.д. Взрослея, дети становятся менее зависимыми от инстинктов, и их страхи становятся более реальными, имеющими под собой определенную основу.

Страхи у новорожденных

У новорожденных определение страхов затруднено особенностями развития. Ученные уверены, что выявлять определенные признаки можно только с семимесячного возраста. Сами же разновидности тревожности чаще связаны с защитным механизмом, проявляющимся на инстинктивном уровне:

  • страх приближения большого предмета;
  • страх громких звуков;
  • боязнь яркого света.

В течение первого года жизни эти страхи исчезают. У ребенка развивается чувство привязанности к матери, и он уже боится ее упускать из виду. Такое явление является следствием зарождения эмоциональной привязанности к матери. При нормальном течении жизни новорожденный постепенно перерастает такую проблему, все чаще отпуская близкого человека от себя.

Ребенок боится незнакомых людей

Ребенок боится чужих людей

С 8 месяцев развивается боязнь незнакомых людей. Она связана с пониманием принципов «свое» и «чужое». Замечая незнакомцев, ребенок находит признаки отличия их от матери или отца. Признаками появившихся проблем могут являться:

  • плохой сон;
  • капризность;
  • легковозбудимость;
  • беспокойство;
  • неустойчивость настроения.

Это влияет на формирование личностных качеств, адаптивные функции и установление характера. Важно устроить ребенку максимально благоприятные условия жизни, избавить его от стрессов, длительных поездок, переездов и т.д.

2-3 год жизни

Со второго года дети меньше испытывают неосознанную боязнь. Они начинают активно познавать мир, получая первый жизненный опыт. Появление страхов может являться следствием этих процессов. Дети в этом возрасте могут бояться:

  • резких звуков;
  • боли;
  • высоты;
  • остаться в одиночестве.

На третьем году жизни дети начинают активнее воспринимать информацию от родителей. У них развивается чувство ответственности за собственные поступки. У трехлеток появляется боязнь наказания.

Нередко влияют и случаи агрессии со стороны животных, которые также могут стать причиной расстройств. Особенно это касается собак. В этот период важно, чтобы дети научились выражать свои мысли, делиться переживаниями со своими родителями. Задача же взрослых связана с оказанием своевременной помощи своему, даже если некоторые страхи имеют воображаемый характер.

3-5 год жизни

Начиная с трех лет количество страхов у детей начинает увеличиваться. Жизнь в современном мире имеет свои преимущества и недостатки, трезво оценивать которые мозговая деятельность детей не в состоянии. В период с 3 до 5 лет зарождение страхов напрямую связано с окружающим миром и действиями родителей, которые бывают излишне обеспокоены или же принципиальны. Чаще всего дети этого возраста боятся:

  • боли;
  • воды;
  • замкнутого пространства;
  • одиночества;
  • транспорта;
  • персонажей из книг, фильмов и т.д.

С 5-6 лет ребенок начинает понимать, что он взрослеет, как и окружающие его близкие люди. Он может бояться как собственной смерти, так и потери своих близких. Осознание пространства и времени и необратимости последствий этих процессов может стать причиной появления страха смерти.

Страхи у старших дошкольников

Возникновение страхов у детей старшего дошкольного возраста часто питает силы из-за осознания социальной роли под действием ситуации в семье. Различные конфликты, болезни, вынужденная смена детского сада и др., усиливают ощущение страха, делают его более острым и непредсказуемым.

Старшие дошкольники также могут ощущать первые «плоды» от определения роли в обществе. Первые налаживания контактов со сверстниками, эмоциональная привязанность и чувства отвращения к агрессивным детям, формируют восприятие мира. Некоторые родители не контролируют свободное время своих детей, разрешая им играть в компьютерные игры, смотреть фильмы со сценами насилия и т.д. Это также может стать причиной зарождения страхов.

Основные методики диагностики страхов

Диагностика страхов основывается на различных методиках взаимодействия с ребенком. Часто используются беседы о страхах, а также методы арт-терапии и исследования в форме игр. Исследование у младших дошкольников проводится при помощи рисования. Задача ребенка – изобразить собственный страх.

Сегодня психологи используют более 20 различных методов выявления страхов. Наиболее распространенные из них:

  • «Страхи в домиках»;
  • «Страх, когда я сплю и бодрствую»;
  • «Мои страхи»;
  • «Рисунок семьи».

Также эффективна и куклотерапия. Такая методика выявления детских страхов основывается на наблюдении за детьми, которые в одиночестве проводят время с игрушками. Обычное наблюдение за ребенком постепенно переходит к вмешательству специалиста, который в игровой манере должен провести диагностический сеанс.

Особенно помогает такая методика при знании предмета, которого боится ребенок. Среди подобранных заранее игрушек должны быть те, которые олицетворяют собой страх юного пациента. Важно придумать сюжет, в котором, играя, ребенок сможет побороть собственную боязнь. Главное, чтобы дошкольник осознал, что он сильнее и могущественнее объекта собственного страха.

Страхи в домиках

Эта методика разработана психологом М.Панфиловой. Ее особенность в том, что процесс диагностики напоминает детям игру. Дошкольнику выдается два листа бумаги и карандаши. На бумаге он должен нарисовать 2 дома разных цветов, в которые он должен «поселить» собственные страхи. В один домик дошкольник должен поместить все нестрашное, а в другой страшное.

После того как все «страшные» страхи будут помещены в один из домов, ребенку дается задание нарисовать на его двери замок, ключи от которых были потеряны. Такие действия помогут дошкольнику осознать, что его боязнь надежно закрыта и не навредит ему.

Страх, когда я сплю и бодрствую

Эта методика создана психологом Захаровой. Она также основана на рисовании страхов. Задача психолога дать четкие инструкции дошкольнику. Пациент должен изобразить свой страх, а позже его вербализовать.

Ребенок рисует свой страх

Задание нарисовать свой страх

Такая диагностика эффективна при налаживании контакта с детьми, которые страдают от повышенной тревожности. Рассказывая про свой рисунок, дошкольник знакомит специалиста со своими страхами. Такой метод обладает важными свойствами психокоррекции. Обсуждение рисунка в игровой форме позволяет трансформировать внутренние ресурсы, их направление и характер с защиты на личностные изменения конструктивной формы.

Мои страхи

Эта популярная методика также основана на рисовании. Первоочередной задачей психолога является ознакомительная беседа. Специалист налаживает контакт с ребенком, узнает от него, чего он боится. Следующий шаг – рисование без заданной темы.

Такая методика эффективна в диагностике страхов у детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста. Ее особенность в том, что психолог может детально проанализировать рисунок, уделяя внимание форме изображенного предмета, его отдельных частей и цвета.

Рисунок семьи

Такая методика часто используется при подозрении на проблематичные отношения с матерью и отцом. Проблемы в семье оставляют серьезный отпечаток на психике ребенка, из-за чего он может менять свое отношение к близким, занимать определенное место и т.д. Сама методика строится на 2 этапах. Первый — изображение семьи на бумаге. Второй — опрос пациента.

Как рисунок будет готов, психолог принимается за опрос, который проводится в игровой форме. Задаются такие вопросы:

  1. Чья семья нарисована? (Семья пациента, друга или какого-то вымышленного героя).
  2. Где находятся нарисованные люди, и чем они занимаются?
  3. Кто в семье имеет какую роль?
  4. Кто из персонажей симпатизирует дошкольнику?
  5. Кто из персонажей самый грустный?
  6. Кого и как из нарисованных детей наказывают родители?

Также можно использовать вымышленную историю о том, что семья собралась на прогулку, но места в их машине не хватает для одного человека. Дошкольнику следует задать вопрос о том, кого бы семья оставила дома.

Из полученных ответов психолог получает достаточное количество информации о страхах пациента. Перед специалистом открывается достаточная картина для того, чтобы правильно подобрать метод коррекции расстройства.

Выявление тревожного ребенка в группе

Работа с дошкольниками может проводиться и на групповых занятиях. Одним из способов выявления тревожных детей является определение признаков страха по системе, созданной Г. Лаврентьевой и Т. Титаренко. Опросник включает 20 основных пунктов, каждый из которых требует определенного наблюдения специалиста за детьми.

Специалист оценивает, может ли тот или иной дошкольник:

  1. Играть не уставая.
  2. Жаловаться, когда ему снятся кошмары.
  3. Подвергаться частой смене настроения.
  4. Иметь проблемы с аппетитом.
  5. Сдерживать слезы при конфликтах.
  6. Иметь проблемы со сном.

Для обозначения ответов по пунктам строится таблица с фамилиями детей. Напротив каждого вопроса специалист ставит «плюс» или «минус». Подсчитывается общее количество знаков в колонке каждого тестируемого. Уровень тревожности определяет количество «+»:

  • 1-6 – низкая;
  • 7-14 – средняя;
  • 15-20 – высокая.

Такая методика в индивидуальной диагностике неэффективна. Ее задача – выявлять тревожных детей, а не выяснять особенности их страхов.

Как определить у дошкольника страх разлуки

Обследование у младших школьников, а также у дошкольников об их адаптивности в социальной группе часто показывает наличие у детей страха разлуки с родителями. Основная особенность такой тревожности в том, что ребенок преодолевает чувство собственной привязанности к близким, что благоприятно сказывается на его личностном развитии. Для самого ребенка это мучительно.

Психологи П. Бейкер и М.Алворд создали эффективную методику выявления детей, страдающих от страха разлуки с близкими. Учеными были установлены признаки, по которым каждый детский психолог может определить страдающего:

  1. Постоянные расстройства ребенка, его печаль после ухода родителей.
  2. Беспокойство о взрослом.
  3. Постоянное беспокойство о том, что родные не заберут его домой.
  4. Систематический отказ идти в детсад.
  5. Систематически возникающий страх оставаться в одиночестве.
  6. Страх засыпать одному и ночные кошмары.

Также следует учитывать и наличие жалоб у детей по их состоянию здоровья. Страх расставания, воздействия на психику дошкольника могут вызвать признаки наличия различных болезней. Важно своевременно выявлять их и фиксировать.

Заключение

Методики диагностики страхов у дошкольников имеют свои особенности. Психика детей в этом возрасте постоянно подвергается внешнему пагубному воздействию. Приступать же к методам взрослой диагностики и коррекции сложно из-за особенностей умственного, психического и поведенческого развития.

Сегодня психологам известны более 20 различных методик психодиагностики. Наиболее распространенные из них связаны с рисованием и играми. Находясь в психологически привычной обстановке, дошкольнику легче передать свои чувства и рассказать о том, чего он боится.

psyhoday.ru

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста: консультация

В мире нет ребенка, который ничего не боялся бы, даже младенцы до года подвержены страхам. Как утверждают психологи, детские страхи и ночные кошмары — нормальное явление на этапах развития и социализации ребенка, так что родителям не нужно переживать, если их ребенок вдруг стал бояться заходить в темную комнату или отказывается читать сказку про чудовище.

Не стоит забывать, что любая боязнь рано или поздно может перерасти в патологию. Чтобы этого не допустить, родителям следует знать основное моменты, относящиеся к детским фобиям, а именно: какими они бывают, что может послужить причиной их возникновения и как помочь крохе справиться с подобной проблемой.

Страхи ребенкаСамо по себе наличие страхов не является патологией и свойственно каждому ребенку. Причина — бесконечно богатая фантазия малыша. Чтобы страхи не стали фобиями и не проявились во взрослом осознанном возрасте, нужно повнимательнее рассмотреть их

Почему ребенок начинает испытывать страх?

В книге профессора и доктора психологических наук Захарова Александра Ивановича «Дневные и ночные страхи у детей» говорится о том, что пока ребенок еще маленький, он не способен выстраивать цепочку логических рассуждений. Как следствие, малыш верит тому, что рассказывают родители, а любую их реакцию в той или иной ситуации полностью переносит на себя.

На детских площадках можно часто услышать взволнованные крики: «Не беги так быстро — упадешь!», «Слезай оттуда — ударишься!», «Не трогай собаку — укусит!», или «Не перестанешь баловаться, отведу тебя к полицейскому!». Именно такие эмоциональные и порой слишком резкие запугивания и предупреждения о возможной опасности со стороны родственников и становятся основной причиной возникновения детских страхов. Самое интересное, что чаще всего дети пугаются не того, что случилось, а чересчур бурной реакции на происходящее у близких и родных ему людей.

Гиперопека мамыНекоторые страхи могут быть вызваны гиперопекой мамы, которая сама диктует ребенку негативную реакцию. В большинстве случаев сам по себе страх у ребенка появляется только после личного негативного опыта (например, укус насекомого или собаки)

Другие причины возникновения фобий у детей

Кроме влияния родителей существуют и другие причины, приводящие к появлению детского страха:

  1. Конкретный инцидент, который напугал ребенка. Например, укус животного, болезненный укол в кабинете врача, авария на дороге или неудачное падение с велосипеда. Безусловно, стойкий страх появляется далеко не у каждого ребенка. К возникновению фобии более предрасположены мнительные, неуверенные в себе и стеснительные детки.
  2. Детское воображение. Все маленькие фантазеры мастерски умеют придумывать монстров в шкафу или под кроватью, приведений, призраков и других разных чудовищ. Однако одни дети через время уже и не вспомнят о страшной выдумке, а некоторые будут плакать и начнут панически бояться оставаться в одиночестве.
  3. Эмоционально нестабильная обстановка в семье. Постоянные скандалы, ссоры, крики и отсутствие взаимопонимания между членами семьи, а также гиперопека или недостаток психологической поддержки негативно сказываются на состоянии малыша, вызывая в нем непроходящее чувство тревоги, в будущем способное перерасти в детский страх.
  4. Взаимоотношения в кругу сверстников. Если кроху часто унижают, оскорбляют и насмехаются в садике или школе, у него может развиться социальная фобия. Он станет наотрез отказываться идти на занятия или в группу.
  5. Неврозы. Страхи у детей, несвойственные их возрасту или переходящие в патологию, являются неврозами (рекомендуем прочитать: симптомы и лечение неврозов у детей ). Диагностировать и лечить подобные серьезные расстройства могут исключительно врачи.

Чтобы выяснить причину детского страха, нужно внимательнее посмотреть на близкое окружение ребенка, объективно оценить обстановку внутри семьи. Дети очень чувствительны и склонны к преувеличению, потому любая ссора для них может стать потрясением.

Разновидности детских страхов

В настоящее время существует четыре основных вида фобий у дошкольников, деток 6-8 лет и старше. Большинство специалистов в этой области придерживаются классификации детских страхов согласно определенным характеристикам:

  • предмет боязни;
  • продолжительность и интенсивность;
  • особенности протекания детского страха;
  • причины, спровоцировавшие появление.

Навязчивые и бредовые страхи

Навязчивые страхи напрямую связаны с обстоятельствами, которые привели к их появлению, то есть подобные детские страхи возникают в абсолютно определенных случаях. Например, акрофобия — страх высоты или клаустрофобия — боязнь замкнутого пространства.

Появление у малыша бредового страха бывает достаточно сложно объяснить, а тем более выяснить причину, по которой возникло подобное расстройство. Среди бредовых страхов можно встретить боязнь носить конкретную обувь, раскрывать зонтик или даже играть с определенной игрушкой. Однако родителям, чей малыш столкнулся с проблемой бредового страха, не следует сразу паниковать. Бывает, что источник детского страха находится на поверхности. Например, кроха может панически бояться надевать куртку, потому что однажды, застегивая молнию, случайно защемил себе кожу.

Страх высотыК бредовым страхам относится и страх высоты либо открытого пространства. Такие фобии, тем не менее, вполне могут перейти вместе с малышом во взрослую жизнь

Сверхценные и ночные страхи у детей

Наиболее распространенные страхи у детей дошкольного возраста — это сверхценные страхи. Практически в 90% случаев из 100 именно они беспокоят малыша. Чаще всего дети дошкольного и младшего школьного возраста боятся темноты, одиночества, смерти, сказочных персонажей и животных. Малыши абсолютно уверены в оправданности своих страхов, искренне веря, что в темном месте прячется страшный монстр или что находиться одному без родителей небезопасно. Постепенно такие убеждения начинают доминировать в сознании крохи и носить статус сверхценной идеи.

Ночные страхи получили свое название в результате того, что боязненные состояния у ребенка проявляются ночью в период сна. От ночных кошмаров страдают около 2-3% детей. Подобные ночные состояния сопровождаются метаниями, криками, стонами и плачем. Иногда ребенок может говорить во сне — например, просить не трогать, отпустить его или что-нибудь убрать. Чаще кроха зовет маму к себе, но при этом ее не узнает. В течение нескольких минут карапуз успокоится и продолжит спать, а утром даже не вспомнит, о ночном происшествии. В редких случаях на фоне ночных страхов у ребенка наблюдается сомнамбулизм.

Страх темнотыМонстры или сказочные существа, которые «навещают» ребенка ночью или в его фантазиях, являются для сознания малыша абсолютно реальными

Возрастные особенности фобий у ребенка

В действительности возникновение детского страха — это неотъемлемая и вполне естественная составляющая взросления. В определенном возрасте наличие конкретных фобий является нормой — таким образом ребенок готовится к встрече с реальным миром. Ниже представлена таблица, в которой распределены детские страхи в соответствии с возрастом малыша.

Возрастные рамки проявления детского страха:

Возраст ребенкаЧто пугает детей
0-6 месяцевгромкие звуки, например, упавший стул, резкие движения, отсутствие мамы рядом или неожиданные перемены в ее настроении
7 месяцев — 1 годгромкие продолжительные звуки, например, работа блендера или гудение пылесоса, незнакомые чужие люди, нестандартные ситуации или смена привычной окружающей обстановки
1-2 годаполучение травмы, так как в этом возрасте кроха осваивает новые двигательные умения, долгое расставание с мамой или папой (поход в детский сад лучше отложить)
2-3 годаотчуждение с близкими родственниками на эмоциональном уровне, ночные кошмары, явления природы — как гроза, гром и молния
3-5 летсмерть собственная или родителей, вследствие чего дети начинают бояться всего, что может к ней привести: болезней, пожаров, аварий, укусов змей
5-7 летсказочные персонажи и выдуманные чудовища, что приводит к тому, что ребенок стремится не оставаться в полном одиночестве; школьные фобии, связанные с поступлением в первый класс
7-8 летопоздание на урок, невыполнение домашнего задания, получение плохой оценки или выговора, непринятие сверстниками, темные места, подвалы и чердаки, катастрофы
8-11 летнеудачи в учебе и спортивных состязаниях, преступники, наркоманы, пьяные люди, физическое насилие тяжелые заболевания
11-13 летвозможность выглядеть неудачником, уродливым или глупым в глазах окружающих, особенно среди своих друзей и одногодок, насилие, носящее сексуальный характер

Диагностика страхов у детей

Прежде чем бороться с фобиями у детей, их нужно правильно диагностировать.

Заметив в поведении ребенка некую нервозность, излишнюю капризность, нарушение сна и возникновение навязчивых привычек, обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту. Он проведет диагностику с последующей коррекцией выявленного детского страха.

Когда дети еще совсем маленькие, они не способны точно описать и объяснить, что именно их тревожит. В этом и заключается главное затруднение психологической диагностики детских страхов. Для качественного диагностирования применяются привычные для малышей виды деятельности:

  1. Рисование. Это могут быть рисунки как на заданную, так и абсолютно произвольную тему. Анализируя полученные картинки, специалисты обращают внимание на расположение элементов, четкость линий, штриховку и цветовую гамму, которую использовал малыш при рисовании. Ребенка старшего возраста уже можно попросить изобразить испытуемый страх.
  2. Придумывание сказки. Крохе пяти лет можно предложить придумать сказку о любимом герое или собственный конец истории, которая была прервана на самом страшном месте.
  3. Разговор по душам. Доверительная беседа актуальна для ребенка старше 4 лет. Узнайте, не боится ли ребенок каких-нибудь конкретных предметов, явлений, смерти, людей, персонажей из сказки, или ему снятся ночные кошмары. В процессе разговора не акцентируйте внимание на волнующих ребенка моментах, пусть беседа протекает в спокойной обстановке. Не забывайте морально поддерживать и позитивно настраивать малыша.
Диагностика по рисункуДля диагностики психического состояния ребенка успешно используются рисунки. По цветовой гамме, расположению элементов и их размерам специалист может легко узнать, что тревожит малыша

Как помочь ребенку избавиться от страха

После выявления и диагностирования детского страха наступает этап лечения и коррекции с помощью специалистов. В современной психологии существует большое разнообразие подходов и методов того, как бороться с детскими страхами. Они могут быть применены отдельно, последовательно или одновременно. Важным аспектом любой терапии и коррекции является согласованность с желаниями малыша. Если карапузу не нравиться рисовать, не стоит слишком настаивать и тем более заставлять.

Сказкотерапия и игротерапия

Читая со своим ребенком сказки, вы тем самым способствуете познанию им устройства мира и помогаете ему разобраться в собственных чувствах. Выбор сказочной истории непосредственно зависит от характера проблемы. Старайтесь читать и преподносить все таким образом, чтобы на протяжении всей сказки кроха чувствовал себя сильным и смелым. Для сказкотерапии прекрасно подойдут рассказы Носова, Драгунского, сказки Андерсона. Не исключен также вариант сочинения родителями собственной захватывающей истории.

Идеальный способ побороть фобию – обыграть ситуацию или обстоятельства, которые травмируют психику ребенка. В игровой форме дети более расслаблены, а детские страхи не так ярко выражены и с ними легче справиться. Кроме избавления от боязни, различные инсценировки и игры-драматизации способны преодолеть замкнутость, стеснительность и неуверенность в своих силах.

Папа читает сказкуПри прослушивании сказки ребенок отождествляется с персонажем и переживает его состояния, эмоции. Важно подбирать такие истории, которые помогут малышу побыть смельчаком и героем

Изотерапия и песочная терапия

Такой метод берет начало еще на этапе диагностики, только теперь ребенок рисует свой страх, а специалист делает его анализ. Есть два замечательных способа завершения сеанса изотерапии:

  1. Сделать изображенного монстра или злодея смешным. Например, дорисовать Бабе Яге нелепую шапку или кровожадному Бармалею вручить воздушные шарики.
  2. Сжечь рисунок, объяснив крохе, что вместе с рисунком уничтожается и страх.

Использование песка для рисования имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным рисованием:

  • подходит даже для детей до 7 лет;
  • в процессе песочной терапии ребенок сильнее раскрывается и более эффективно прорабатывает собственные чувства и страхи;
  • плюс ко всему при работе с песком у крохи улучшается память и мелкая моторика, а также снимается внутреннее напряжение.
Рисование на пескеРисование на песке — очень глубокая терапия, которая помогает ребенку лучше соединиться со своими ощущениями и дополнительно развивает его мелкую моторику, успокаивает

Рекомендации для родителей

В первую очередь родителям следует знать, чего делать нельзя ни при каких обстоятельствах:

  1. Наказывать кроху, если тот чего-то боится.
  2. Смеяться над малышом и обвинять в притворстве или глупости.
  3. Специально создавать условия, провоцирующие боязнь, с целью ее преодоления. Например, если ребенок боится собак, принуждать его их гладить.
  4. По возможности не давать постоянно смотреть одни только фильмы ужасов или читать страшные истории.

Что же делать родителям, чтобы избавить ребенка от детского страха? Могут пригодиться следующие советы:

  1. Иногда надо просто выслушать кроху и попытаться разобраться в его чувствах. Рассказывая вам о своих переживаниях, ребенок не только выплеснет накопившиеся эмоции, но и даст вам возможность понять, в чем кроются причины его страха. Главное — не переусердствовать, допытываясь у малыша, чего и почему он боится — это только усугубит ситуацию. Следует избегать прямых вопросов, если ребенок не захотел этого сам. Лучший вариант — занять наблюдательную позицию и задавать только наводящие вопросы.
  2. Обязательно говорить, что вы любите и всегда при необходимости встанете на защиту карапуза.
  3. Также нелишним будет найти дополнительных защитников в виде одеяла, фонарика или фигурки любимого героя.
  4. Попробовать доступно объяснить реальное происхождение и суть явления или предмета, вызывающего страх у малыша.
  5. Смотреть добрые мультфильмы и читать книжки вместе. Например, замечательный мультик «Крошка Енот» покажет крохе, что многие страшные монстры в реальности оказываются фантазией.
  6. Нарисуйте страх на бумаге и вместе придумайте способ его уничтожения.

Важно помнить: для того, чтобы появился страх, порой хватит мгновения, а вот работа над его преодолением может занять годы и потребовать намного больше сил у всей семьи. Если ничто не помогает побороть боязнь у ребенка, не откладывайте консультацию с психотерапевтом. Фобии, которые продолжают преследовать ребенка после 10 лет, в итоге могут привести к развитию неврозов, наркомании и алкоголизму.

x

https://www.youtube.com/watch?v=jk2wDSU0dvw

vseprorebenka.ru

Методика выявления страхов у детей с помощью рисования

Главная » Помощь психолога 21 апреля 2018 года

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ С

ПОМОЩЬЮ РИСОВАНИЯ СТРАХОВ

Методика выявления страхов у детей с помощью рисунков проводится с целью понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира ребенка.

Детям предлагалось рисовать на темы: «В школе», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страшное или чего я боюсь днем», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее», «Кем я хочу стать».

Сначала детям было предложено рисовать цветными карандашами. С целью активизации интереса к рисованию дома, за месяц до этого, детей попросила принести свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в классе. На первых двух подготовительных занятиях было предложено детям темы выбрать самим. Дети рисовали: медведя, машины, деревья, лес, людей и т.д.

После подготовительных занятий можно приступать к тематическому рисованию. Такие занятия проводились два раза в неделю и затрагивали одну или две темы.

Рисунки на тему «В школе».

Рисунки получились самые разнообразные. Некоторые дети рисовали только школу, столы и учителя другие рисовали только своих одноклассников, учителей, чем занимаются на переменах, в группе продленного дня третьи же рисовали только себя в центре внимания.

Исследование страхов с помощью рисунков

В центре внимания-

В рисунках на тему «В школе» самое важное то, как ребенок взаимно располагает фигуры сверстников и себя. Те дети, которые рисуют себя в центре группы это дети с истерическими чертами характера. Те дети, у которых на рисунке оказалось мало сверстников или они отсутствуют совсем это дети с невротическими реакциями. Это также отражает проблемы взаимопонимания со сверстниками. То же самое относится к рисункам на тему «На улице, во дворе». Если в рисунке ребенка мало сверстников, то это указывает на затруднения в приобретении дружеских, устойчивых контактов и чрезмерную опеку в семье.

Рисунки на тему «Семья».

Детям дается задание нарисовать всех, с кем живет ребенок.

Исследование страхов с помощью рисунков

Ребенок ближе к

маме или к папе

В этих рисунках имеет большое значение порядок и близость расположения фигур, и особенно место ребенка. Если ребенок рисует себя между родителями – это говорит о привязанности к обоим родителям, если вблизи к одному из них – это говорит о выраженной привязанности к одному родителю.

Наконец, цветовая гамма, общая с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую степень отождествления с ним по признаку пола.

Рисунки на тему «Что мне снится страшное или чего я боюсь днем».

Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно детям не объясняется, каждый ребенок должен выбрать его сам.

Исследование страхов с помощью рисунков

Некоторые дети не нарисовали страх вообще. Другие дети смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер страха в своем сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чем он старается не думать.

Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся остается меньше недоказанного, неясного, неопределенного. Вместе все это снимает аффективно-травмирующее звучание страха и психике ребенка. Важно, во-первых, то, что задание задает учитель, ребенок которому доверяет. Во-вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уж об одобрении самого учителя.

Рисунки на тему «Самое хорошее или самое плохое»

Ребенку была предоставлена возможность выбора событий, происходивших с ним.

Исследование страхов с помощью рисунков

Большинство детей предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее, в классе присутствуют дети, рисующие неприятные события, что может послужить основой для последующей психотерапевтически ориентированной беседы с ними.

Преобладание в рисунках серых тонов и доминирование черного цвета подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и после дующих, изменяющих первоночальный сюжет дорисовок, показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчетливых, но непересекающихся линий. В некоторых рисунках дети рисовали очень мало, что говорит об их заторможенности и беспокойстве. Такие дети предпочитают другие виды деятельности.

Следующий этап рисования – направленное устранение всех страхов. которым подвержен ребенок.

Проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребенок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребенка, учитель дает задание нарисовать их.

Ни в коем случае нельзя торопить ребенка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.

Страхи, которым подвержен ребенок

Исходя из данных таблицы, составляется график страхов детей

Х

У

Х – % количество детей, которые подвержены страхам

У – страхи, которым подвержен ребенок:

2 – сказочные персонажи

Исходя из исследования страхов, которым подвержены дети, выявилось, что дети больше всего подвержены страху темноты, менее подвержены страху крови (хотя боязнь крови занимает большое число процентов), меньше всего дети подвержены всем остальным страхам .

В современных цивилизациях существует все более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.

Страх-это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая никаких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.

Исследования, которые были проведены, показали, что, работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.

Достаточно высокий уровень тревожности характерен для периода поступления в школу, особенно первых месяцев учебы. Однако, после адаптационного периода, который продолжается обычно в первой и второй четверти положение меняется. Эмоциональное самочувствие стабилизируется.

Есть множество страхов, возникновение которых не связано с учебной деятельностью. Опрошенные дети в младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет боятся: оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты. Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны). Психологи выделяют способы преодоления тревожности и страхов у детей. Для этого существуют целые комплексы приемов, упражнений.

В любом классе обязательно есть тревожные дети или дети, которые испытывают страхи в различных областях деятельности. Учитель, работая в таком классе, должен проводить работу по снятию школьной тревожности и страхов. Занятия проводятся, используя отдельные методы и приемы. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий в семье и школе, где поддерживаются хорошие условия для ребенка со стороны окружающих.

Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. – М. ИНФРА-М, 2002.

Левис Ш. Ребенок и стресс. – С-Пб. НЕВА, 2002.

Макарова Е.Г. Преодолеть страх или искусство-терапия. – М. Школа-Пресс, 2003.

Овчарова Р.В. Практическая психология. – М. Сфера, 2004.

Коррекция детских страхов на примере школьного учреждения

Коррекционная программа № 1

Тематический план занятий по программе

Занятие 1. «Здравствуйте, это я!»

Цель: знакомство с ребенком, повышение позитивного настроя, эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.

Разминка: Упражнение Росточек под солнцем

Психолог вместе с ребенком превращаются в маленькие росточки (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.

Все движения выполняются под музыку.

Упражнение Доброе утро.

Психолог и ребенок приветствуют друг друга нараспев.

Упражнение Что я люблю?

Ребенок рассказывает, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т.д.

Упражнение Лягушки на болоте

На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, ребенок должен попасть на все кочки по порядку.

Ребенок рисует зверей.

Занятие 2. Диагностика страхов.

Цель: проведение диагностических методик для выявления страхов у ребенка, чтобы построение занятий было более эффективным.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, листы бумаги, краски, карандаши, фломастеры.

Разминка: Упражнение Росточек под солнцем

Методика выявления страхов у детей с помощью рисования страхов.

Методика выявления страхов у детей с помощью рисунков проводится с целью понять интересы, увлечения ребенка, особенности его темперамента, переживаний и внутреннего мира.

Ребенку предлагается рисовать на темы: “Самое хорошее, самое плохое”, предлагаются цветные карандаши.

Упражнение Доброе утро.

Приветствие друг друга под музыку нараспев.

Методика выявления страхов - рисование на тему“Что мне снится страшное или чего я боюсь днём”.

Упражнение Лягушки на болоте.

Методика выявления страхов у детей с помощью специального теста тревожности (Р.Тэммл, М. Доркй, В.Амен).

Коррекционный блок с З по 9 занятия.

Цель: раскрытие своего Я, достижение эмоциональной комфортности.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования.

Разминка: Упражнение Росточек под солнцем

Рисунок Мое солнышко

Психолог задаёт вопросы ребенку:

- Тебе нравится твоё имя?

- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

Реферат: Анализ понятия страха, основных подходов и методов его диагностики

Большинство детей предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее, в классе присутствуют дети, рисующие неприятные события, что может послужить основой для последующей психотерапевтически ориентированной беседы с ними.

Преобладание в рисунках серых тонов и доминирование чёрного цвета подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчётливых, но непересекающихся линий. В некоторых рисунках дети рисовали очень мало, что говорит об их заторможенности и беспокойстве. Такие дети предпочитают другие виды деятельности.

Следующий этап рисования — направленное устранение всех страхов, которым подвержен ребёнок.

Проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребёнок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребёнка, учитель даёт задание нарисовать их.

Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.

2.3 Рекомендации родителям и педагогам

В связи с важностью детско-родительских взаимоотношений рекомендации даются сначала для родителей, а потом для педагогов:

1. Родителям детей со страхами рекомендуется изменить свое отношение к ребенку: исключить некоторые формы наказания, дать ребенку больше свободы, исключить гиперопеку. Стараться быть примером для ребенка и не переносить свои страхи на него, никогда не осуждать ребенка за его страхи и стараться воздействовать не на внешнюю их сторону, а добираться до первопричины.

2. Для предупреждения проявления страхов родителям рекомендуется создавать положительную эмоциональную атмосферу в семье, устраивать совместные поездки в театр, на аттракционы, в парк, за город с целью поднятия эмоционального тонуса детей.

3. Для поддержания благоприятного психического состояния каждого ребенка педагогам надо знать и помнить, что у некоторых детей, имеются серьезные личностные проблемы, которые включают наличие страхов, тревожности, стрессов. Это мешает нормальному протеканию деятельности, общению и может привести к серьезным адаптационным трудностям.

4. Для того чтобы избежать прогрессирования старых страхов и появления новых следует предложить педагогам и воспитателям детских садов руководствоваться выбранными диагностическими методиками, такими как «29 вопросов», «Рисование человека» с целью распознавания детской зависимости от страхов и связанными с ними трудностями адаптации.

5. Дети подверженные страхам нуждаются в особом индивидуальном подходе педагога, прежде всего, который обеспечивается формированием гармоничной среды обитания: ровный спокойный голос, проявления большого доверия к ребенку, исключение гиперопеки.

6. В качестве методов коррекции воздействия предлагается пользоваться методами типа «Рисование страха», «Лепка страха» и игротерапия с использованием игр разной подвижности с целью снижения детской напряженности и зависимости от страхов, активизации и включения детей в коллективную деятельность с другими детьми и др.

В современных цивилизациях существует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.

Страх — это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая ни каких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.

Исследования, которые были проведены, показали, что, работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.

Достаточно высокий уровень тревожности характерен для периода поступления в школу, особенно первых месяцев учёбы. Однако, после адаптационного периода, который продолжается обычно в первой и второй четверти положение меняется. Эмоциональное самочувствие стабилизируется.

Есть множество страхов, возникновение которых не связано с учебной деятельностью. Опрошенные дети в младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет боятся: оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты. Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны). Психологи выделяют способы преодоления тревожности и страхов у детей. Для этого существуют целые комплексы приёмов, упражнений.

В любом классе обязательно есть тревожные дети или дети, которые испытывают страхи в различных областях деятельности. Учитель, работая в таком классе, должен проводить работу по снятию школьной тревожности и страхов. Занятия проводятся, используя отдельные методы и приёмы. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий в семье и школе, где поддерживаются хорошие условия для ребёнка со стороны окружающих.

Проблема страха, хотя и уходит корнями в далекое прошлое, все еще остается актуальной и всегда будет ей оставаться, ведь пока существует человек, вместе с ним, в нем самом будет существовать и страх. Конечно, по мере развития общества и цивилизации он будет приобретать новые формы, а люди будут изобретать новые способы борьбы с ним. И если общество и дальше будет развиваться как авторитарно- механистическое, то страх всегда будет жить в душе человека.

Неизбежен ли страх, можно ли от него избавится навсегда?

Необходим ли он для существования человека как, например, боль, сможет ли человек существовать без страха? Скорее всего, нет. Любой человек, совершенно лишенный чувства страха, лишен и всяческой ответственности и обязанности и не способен сосуществовать с другими человеческими индивидами. Поэтому страх не только неизбежен, но и необходим. Как известно, страх положительное качество, когда он мобилизует нас на какое-то действие или останавливает нас. Другое дело, что страх может иметь и отрицательные качества и направлять действия людей в деструктивное русло. Например, одним из самых действенных приемов вытеснения страха является агрессивность. Если человек находит в себе силы из пассивного состояния страха перейти в нападение, то мучительное чувство страха исчезает. Так возникают войны, происходят убийства и т. д. Также, страх, господствующий в обществе, приводит к психологической замкнутости людей, деформации человеческих отношений, деморализации общества. Решение этой проблемы может проявиться и в таких формах, как садизм, мазохизм, нарциссизм и последняя, злокачественная форма — деструктивность, то есть желание уничтожить всех людей. Человечество должно обуздать излишние страхи, нам необходимо посмотреть своим страхам в глаза и научится жить с этим неизбежным спутником любой высокоорганизованной жизни. Для этого необходимо изучать страх, ибо кто предупрежден, тот вооружен.

Человек начинает бояться, как только появляется на свет, страх усиливается в несколько раз, когда человек учится мыслить, понимает противоречивость своего бытия, которое состоит в том, что природа наделила человека сознанием, оставив его при этом частью себя. Всю жизнь страхи только усиливаются когда человек думает, что наконец-то поборол свой страх, тут же возникает новый, и он начинает искать другие средства и мероприятия против него, и, кажется, что в этом только и состоит смысл жизни.

С развитием техногенной цивилизации, которая разрушала биологическую основу деятельной личности на протяжении нескольких тысячелетий, нагрузка страха на человека постоянно увеличивается, человек вопреки логике не освобождается от биологических древних страхов, а наоборот, усиливает их и постоянно создает новые.

Человеческая цивилизация идет путем страха, а это неизбежно тупиковый путь. Чем дальше развивается цивилизация и сильнее становится интеллектуальная мощь человечества, тем глубже оказывается бездна, в которую скатывается род людской. Такая цивилизация превращает людей в массы, массовым становится и страх, он усредняется, становится единым для всего человечества.

Итак, мы видим, что страх глубоко коренится в биологической структуре человека. Но, тем не менее, эта структура не является врожденной она сформировалась в процессе исторического развития и в принципе поддается изменению. Человек может любить других людей, но для этого он сам должен быть независимой и творческой личностью.

1. Айке Д. Страх. Концепции фрейдистского психоаналитического направления // Энциклопедия глубинной психологии. М. ЗАО МГ Менеджмент, 1998.

2. Андрусенко В. Н. Социальный страх. Свердловск, 1991 г.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М. 1994.

4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М. 1976.

5. Изард К. Эмоции человека: М. 2002.

6. Лапланш Ж. Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М. Высшая школа, 1996.

7. Левитов Н. Д. О психических состояниях 1964.

8. Макарова Е.Г. «Преодолеть страх или искусство – терапия» — М. «Школа-Пресс», 1996 г.

9. Мэй Р. Проблема тревоги. — М. 2001.

10. Никифоров А. С. Эмоции в нашей жизни. – М. 1974.

11. Ольшанский Д. Страх. // Диалог 1991 -№5

12. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.

М. Прогресс, 1979.

13. Риман Ф. Основные формы страха. М. 1998 г.

14. Фадин А. Страх –2. // Юность 1989 -№10

15. Фрейд З. Страх и жизнь влечений // Введение в психоанализ: Лекции. М. Наука, 1989. С. 349-369.

16. Фриц Риман ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СТРАХА//Психология мотивации и эмоций. — М. 2002.

17. Шубкин В. Н. Страхи в России. // Социологический журнал 1997 -№3

18. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии.- 1989 г

19. Якобсон П. М. Психология чувств. – М. 1956.

20. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь. – М. 1966.

Еще работы по психологие

/ Психология семьи и семейного воспитания / Страхи и тревожность / Страхи и виды тревожности

Работая с тревожными детьми, используются специальные оценки: максимально развёртываются критерии той или иной оценки, похвалы, замечания и одновременно предельно сужается и конкретизируется сфера действия оценочного суждения ( оценивается не вся деятельность сразу, а её отдельные элементы, особенно успешные.) При этом большое внимание уделяется поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребёнок чувствовал что его ценят вне зависимости от его успехов. Важным является формирование такого отношения не только к оценке, но к успеху, неуспеху, выигрышу, проигрышу – к любому результату, когда он воспринимается ребёнком, прежде всего, как ориентир на пути овладения знаниями, умениями. Именно это позволяет детей не ориентироваться на результат, сделать детей свободными к собственным успехам и неудачам. Для этого можно использовать и шуточные соревнования, в которых победа или поражение достаточно относительны, не требуют значительных усилий, легко переходят от одного ребёнка к другому. Повышенная значимость требований школы ведущая к дезорганизации деятельности детей, сильной напряжённости, снимается посредством приёма «Школа клоунов». Детям читают отрывки из книги Э.Успенского, рассказывают о каких-нибудь правилах это школы, придумывают уроки, отметки. Каждый ребё нок обязательно должен что-нибудь рассказывать или показывать. Класс предварительно договаривается, какое правило для «Школы клоунов» будет выполнятся, и оно включается в ход «учебных» игровых занятий, что способствует развитию произвольности. Задача такой работы-игры, с одной стороны, показать относительность рамок «хорошо - плохо», а с другой – помочь детям осознать, для чего эти правила нужны. Дети начинают понимать, что требования, правила относительны и необходимы. Таким образом, создаются условия для преодоления стремления всегда и во всём действовать по правилам.

Важным направлением этой работы является развитие у детей мотива компетентности, стремления быть не хуже других, не мириться с собственной «не- полноценностью».

Для развития указанных мотивов следует использовать ряд специальных приёмов. Один из них «Я не могу- я могу- я сумею». Суть его состоит в следующем. Если ребёнок отказывается выполнять задание, говоря что он с ним не справится, учитель просит его выполнить другого ребёнка, который знает меньше и не может справиться с заданием, и изобразить такого ребенка. Затем просит изобразить ребёнка, который сумеет справиться с заданием. При этом дети убеждаются, что они далеко продвинулись от полного неумения и могут, если попробуют продвинуться ещё дальше. Дети произносят «волшебное заклинание»: «Я не могу…»- и каждый по очереди говорит, чем ему трудно это задание «Я могу…» – дети по очереди говорят что они могут сделать «Я сумею…» - каждый старается сказать, насколько он может выполнить задание. При этом правильность или неправильность реплик детей не комментируется, подчёркивается только, что каждый чего- то не умеет, чего-то не может и каждый сумеет, если захочет, добиться продвижения вперёд и быть не хуже других.

Особо следует сказать о приёмах, помогающих детям снять повышенную напряжённость. С ней часто бывают связаны двигательные беспокойства, агрессивность. Здесь можно использовать щит, который держит взрослый и в который можно стучать игрушечным мячом, бить кулаком и т.п. Это приём можно применять в зависимости от условий.

Работа учителя по снятию школьной тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приёмы, описанные выше, а также в специальной группе. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий семье и школе, где хорошие отношения будут поддерживать ребёнка.

Выявление страхов у детей.

Методика выявления страхов у детей с помощью рисования страхов.

Методика выявления страхов у детей с помощью рисунков проводится с целью понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира ребёнка.

Детям предлагалось рисовать на темы: «В школе», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее», «Кем я хочу стать».

Сначала детям было предложено рисовать цветными карандашами. С целью активизации интереса к рисованию дома, за месяц до этого, детей попросила принести свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в классе. На первых двух подготовительных занятиях было предложено детям темы выбрать самим. Дети рисовали: медведя, машины, деревья, лес, людей и т.д.

После подготовительных занятий можно приступать к тематическому рисованию. Такие занятия проводились два раза в неделю и затрагивали одну или две те – мы.

Анализ рисунков.

Рисунки получились самые разнообразные. Некоторые дети рисовали только школу, столы и учителя другие рисовали только своих одноклассников, учителей, чем занимаются на переменах, в группе продлённого дня третьи же рисовали только себя в центре внимания.

В рисунках на тему «В школе» самое важное то, как ребёнок взаимно располагает фигуры сверстников и себя. Те дети, которые рисуют себя в центре группы это дети с истерическими чертами характера. Те дети, у которых на рисунке оказалось мало сверстников или они отсутствуют совсем это дети с невротическими реакциями. Это также отражает проблемы взаимопонимания со сверстниками. То же самое относится к рисункам на тему «На улице, во дворе».Если в рисунке ребёнка мало сверстников, то это указывает на затруднения в приобретении дружеских, устойчивых контактов и чрезмерную опёку в семье.

Рисунки на тему «Семья».

Детям даётся задание нарисовать всех, с кем живёт ребёнок. Исследование страхов с помощью рисунков.

В рисунках имеет большое значение порядок и близость расположения фигур и особенно место ребёнка. Если ребёнок рисует себя между родителями- это говорит о привязанности к обоим родителям, если вблизи к одному из них- это говорит о выраженной привязанности к одному родителю. Наконец, цветовая гамма, общая с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую степень отождествления с ним по признаку пола.

Рисунки на тему «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём».

Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно детям не объясняется, каждый ребёнок должен выбрать его сам.

Исследование страхов с помощью рисунков.

Некоторые дети не нарисовали страх вообще. Другие дети смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер страха в своём сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он старается не думать.

Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся остаётся меньше недоказанного, неясного, неопределённого. Вместе всё это снимает аффективно-травмирующее звучание страха и психике ребёнка. Важно, во первых, то, что задание задаёт учитель, ребёнок которому доверяет. Во вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уж об одобрении самого учителя.

Рисунки на тему «Самое хорошее или самое плохое»

Ребёнку была предоставлена возможность выбора событий, происходивших с ним.

Большинство детей предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее в классе присутствуют дети, рисующие неприятные события, что может послужить основой для последующей психотерапевтически ориентирован ной беседы с ними.

Преобладание в рисунка серых тонов и доминирование чёрного цвета подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и после дующих, изменяющих первоночальный сюжет дорисовок, показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчётливых, но непересекающихся линий. В некоторых рисунках дети рисовали очень мало, что говорит об их заторможенности и беспокойстве. Такие дети предпочитают другие виды деятельности.

Следующий этап рисования - направленное устранение всех страхов, которым подвержен ребёнок.

Проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется боится ли ребёнок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребёнка, учитель даёт задание нарисовать их.

Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.

Методика выявления страхов у детей с помощью специального теста тревожности (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Тестирование проводится после окончания 1 четверти, когда у большинства детей проходит ситуативная тревога, связанная с поступлением в школу. Целью тестирования является выявление детей с подлинной школьной тревожностью.

Экспериментальный материал-14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом- печальное.

Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, учитель даёт инструкцию следующего содержания.

Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он(она) одевается».

Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он(она) играет со старшими детьми».

Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он(она) идёт спать».

Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он(она) в ванной».

Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он(она) убирает игрушки».

Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он(она) со своими мамой и папой».

Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он(она) ест».

Выбор ребёнком соответствующего лица и высказывания каждого ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных цивилизациях существует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.

Страх-это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая ни- каких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.

Исследования, которые были проведены показали, что работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами ре- шить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.

Достаточно высокий уровень тревожности характерен для периода поступления в школу, особенно первых месяцев учёбы. Однако, после адаптационного периода, который продолжается обычно в первой и второй четверти положение меняется. Эмоциональное самочувствие стабилизируется.

Есть множество страхов, возникновение которых не связано с учебной деятельностью. Опрошенные дети в младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет боятся: оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты. Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны). Психологи выделяют способы преодоления тревожности и страхов у детей. Для этого существуют целые комплексы приёмов, упражнений.

В любом классе обязательно есть тревожные дети или дети, которые испытывают страхи в различных областях деятельности. Учитель, работая в таком классе, должен проводить работу по снятию школьной тревожности и страхов. Занятия проводятся используя отдельные методы и приёмы. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий в семье и школе, где поддерживаются хорошие условия для ребёнка со стороны окружающих.

1.Вайзман Н. «Реабилитационная педагогика» - М. 1978 г.

2.Изард К. «Эмоции человека» - М. 1980 г.

3.Левис Ш. Левис Ш. «Ребёнок и стресс» –С-П.

4.Макарова Е.Г. «Преодолеть страх или искусство -

терапия» – М. «Школа-Пресс», 1996 г.

Источники:works.doklad.ru, studopedia.ru, www.ronl.ru, www.studfiles.ru

Следующие:

Комментариев пока нет!

Вас может заинтересовать
Популярное

nechihaem.ru


Смотрите также