12. Методы обучения в XVII - XVIII вв. В Западной Европе. Я.А. Коменский, д. Локк, ж.Ж. Руссо - их педагогические новации. Методы обучения рисованию в европе


Методы преподавания рисования в 18-19 вв, в Западной Европе, Педагогические новации в общеобразовательной школе

Билет 10

Методы преподавания рисования в 18-19 вв. в Западной Европе. Педагогические новации в общеобразовательной школе.

Четкая и организованная система художественного образования стала оказывать влияние и на методы преподавания рисования в общеобразовательных учебных заведениях. Положение о пользе рисования как общеобразовательного предмета было высказано великим чешским педагогом Каменским еще в 17 веке. К. говорил, что нужно изучать методы преподавания изо. Идеи К. разделял английский педагог и философ Джон Локк.

О рисовании как об общеобразовательном предмете высказывался и французский Философ Жан Жак Руссо. В книге "Эмиль" писал, что для познания окружающего мира огромное значение имеют органы чувств, которые можно развить у ребенка, обучая его рисованию с натуры.

Гете затрагивал проблему "свободного воспитания", считая что этот метод превращает занятия искусством в забаву. Для овладения искусством рисунка нужны знания, говорил Гетте, никакая техника, манера без знаний не поможет художнику. Однако, не смотря не все авторитетные высказывания, ни в 17, нив 18 в. рисование не было введено в курс учебных предметов в школах.

Только в конце 19 в. по инициативе швейцарского педагога Пестолоци рисование введено в курс школьных занятий. По идеи Пестолоци особая роль должна отводиться рисованию в начальной школе. Пестолоци утверждал, что рисование должно предшествовать письму. Считалось, что рисование должно происходить с натуры, т.к. она доступна наблюдению, осознанию и изменению. Пестолоци считал, что для развития глазомера должна быть одна методика, для понимания форм – другая, для техники – третья.

Берлинский учитель рисования Шмидт пользовался геометрическими моделями. Положил начало так   называемому "геометральному методу» Последовательность обучения рисунку -  простейшая форма параллелепипеда, изображение криволинейных форм и предметов, гипсовые головы и бюсты. Шмидт считал копирование вредным.

Большим успехом  пользовался метод преподавания братьев Дюпюи. Модели делились на 4 категории  1)проволочные, 2)деревянные бруски покрытые белой краской, 3)геометрические тела, 4)модели арок, колонн. Модели устанавливались на специальные станки с зажимами (модель можно было поворачивать в разные стороны).

Александр Д. предложил начинать изображение не с частей, а с общего. Создал специальные группы моделей – головы, частей тела и т.д. Каждая группа состояла из 4 частей, показывающих последовательность построения изображения. Например изображение головы 1)формы в общих массах, 2)обрубовка, 3)намёк на детали, 4)детальная проработка формы.

В 1844 г. профессор Тулузской школы искусств Гальяр считал, что обучение должно состоять в воспроизведении на глаз и с помощью инструментов (плоских геом. Фигур). Весь курс рисования у Г. делился на 3 раздела 1)рисование плоских геометрических тел 2)рисование на глаз с натуры линий в различных положениях, 3)куб, шар в перспективе, рисование с натуры различных предметов. Рисунки проверялись с помощью инструментов и оценивались баллами. Гальяр задавал ученикам вопросы, чтобы убедиться достаточно ли ясно усвоили определённые правила.

К концу 19в. специалисты школьного рисования разделились на 2 лагеря: сторонники геометрального метода (упрощение и анализ формы) и натурального (рисование предмета сразу как видишь). В результате - рисование как общеобразовательный предмет теряет свое значение. Интерес к детскому рисунку ограничивается только изучением творчества детей. Искусствоведы начинают воспевать его, художники подражать детям. Дети предоставлены сами себе. Признание свободы детского творчества отстраняет учителя от руководства. Профессор Кершентейнер в основу своей теории кладет биогенетическое понимание процесса развития изобразительной деятельности. Отсюда требования невмешательства взрослыми в изобразительную деятельность ребёнка. На западе эта идея продолжает существовать до сих пор. Пабло Пикассо писал: «Оберегая свободу детей, этим ограничивают, замыкают их в собственной манере».

vunivere.ru

12. Методы обучения в XVII - XVIII вв. В Западной Европе. Я.А. Коменский, д. Локк, ж.Ж. Руссо

Каменский

Как новая педагогическая система академическая форма обучения сформировалась в 17 веке.

Она давала своим воспитанникам широкое художественное образование Процессы обучения и воспитания рассматривались в единстве. Ведущие педагоги создавали теоретические работы по методике преподавания изобразительного искусства, рассматривая ее как самостоятельный предмет.

В 1735 году был издан на немецком и русском языках учебник по рисованию И. Д. Прейслера «Основательные правила, или краткое руководство к рисовальному художеству». Обучение начинается с прямых и кривых линий, геометрических фигур и объемных тел, после чего ученик переходит к рисованию частей человеческого тела, затем головы и, наконец, всей фигуры. Как и большинство художников-педагогов, основу обучения рисунку Прейслер кладет геометрию и рисование с натуры. Геометрия помогает рисовальщику видеть и понимать форму предмета, а при изображении ее на плоскости облегчает процесс построения сочетаться со знанием правил и законов перспективы. А также анатомии.

Следует заметить, что первые наши учителя иностранцы просто заставляли этих учеников копировать рисунки из книги Прейслера. Это дало повод историкам искусства наименовать: метод Прейслера копировальным. Сам же Прейслер совсем не рекомендует копировать свои рисунки. Наоборот на протяжении двух книг он говорит о рисовании с натуры, о необходимости изучения анатомии, об использовании этих знаний при рисовании с модели, и не вина Прейслера, что его книгу стали использовать для копирования.

Более обстоятельной и четкой методической разработки по учебному рисунку в то время не было, поэтому труд Прейслера еще долгое время использовали не только в общеобразовательных заведениях, но и в специальных художественных школах. Большой вклад в методику преподавания рисунка - художники-педагоги Академии художеств Лосева и Шебуев. Много ценных мыслей о методике — И. В. Гёте, его обоснование метода реалистического искусства - большой интерес как для художественных школ, так и для общеобразовательных. Правильно Гете вскрывает и сущность метода «свободного воспитания», превращающего занятия искусством в забаву: «Игра с серьезным и важным портит человека Он перескакивает ступени, задерживается на некоторых из них, принимая их за целы» Гете утверждал, что одно поверхностное наблюдение природы не дает художнику возможности понять ее. Чтобы правильно и ярко изображать предмет, его надо досконально изучить, в особенности когда мы хотим изучить человека. Начинающие обычно торопятся перейти к творчеству, ленятся учиться, приобретать знания, но когда они видят, что успеха нет, то берутся и за живопись, н за гравюру, и за мозаику. Они ищут фокусов, манер, способов обработки, секретов, потому что они большей частью не могут подняться над понятием механического уменья и думают, что если бы они овладели приемами, то для них не было бы больше никаких трудностей.

Большое значение Гете придавал рисованию как общеобразовательному предмету. Считал, что рисованием должен овладеть каждый педагог — тогда он сможет лучше раскрыть свой предмет.

Большое влияние на развитие школьной методики — труды берлинского учителя рисования Петра Шмида Он разрабатывал методику обучения рисованию. Пользовался геометрическими моделями, положил начало развитию «Геометрального метода». Шмид считал, что копирование картинок не только не приносит пользы, но даже вредно.

Другой преподаватель Иосиф Шмидт — ученик Песталоцци считал необходимым разработать специальные упражнения для развития руки и подготовки ее к рисованию, упражнение в создании и нахождении красивых форм, упражнения для развития воображения, упражнения в геометрическом рисовании предметов упражнения в перспективе.

Почти одновременно с Коменским общеобразовательную ценность рисования стал отстаивать английский педагог и философ Джон Локк (1632—1704). В книге "Мысли о воспитании" он писал, что если мальчик приобрел красивый и быстрый почерк, то должен не только поддерживать его тщательным упражнением в письме, но и усовершенствовать свое искусство посредством рисования. Однако, не будучи специалистом, Дж. Локк не мог дать методических указаний в преподавании рисования. Он ограничился общими рассуждениями о пользе обучения рисованию.

Разработчик идей власти (демократ). Ему принадлежал идеал — ребенок подобен чистой доске Разработал систему воспитания джентельмена (вести разумно дела).

Более обстоятельно о рисовании как общеобразовательном предмете высказался французский философ-энциклопедист Жан Жак Руссо (1712—1788). В книге «Эмиль» Руссо писал, что для познания окружающей действительности большое значение имеют органы чувств, которые можно развить у ребенка, обучая его рисованию с натуры. Руссо верно указывал, что занятия рисованием следует проводить среди природы, так как на природе ученик может наглядно увидеть явления перспективы и понять ее законы. Кроме того, наблюдая природу, ученик воспитывает свой вкус, приучается любить природу, начинает понимать ее красоту.

Руссо считал, что обучать рисованию можно исключительно с натуры. Он утверждал, что у ребенка не должно быть другого учителя, кроме самой природы, и других образцов, кроме самих предметов. Надо рисовать дом с дома, дерево с дерева, а не с их изображений на бумаге, которые являются лишь условными подражаниями.

В этом отношении Руссо смотрит на методику преподавания рисования серьезнее, чем его предшественники. Руссо за естественность воспитания От 0 до двух лет ребенок должен быть на вскармливании у матери. До 12 лет постигать природу ненавязчива С 15 лет обучаться. (принцип природосообразности — необходимость предоставить сформировать тело так, как считает лучше природа, либо природа лучше знает, чем учитель). Все его воспитание шло через чувства

studfiles.net

Методы обучения в первобытном мире.

Методы обучения в первобытном мире.

Методы обучения в первобытном обществе.

Пиктографическое письмо.

Возникновение орнамента.

 

Методы обучения в Древнем Египте.

Канон.

Система обучения в школе.

Наглядные пособия.

Главная школа Египта.

 

Методы обучения в Древней Греции.

Различие греческой и египетской школ.

Система обучения в школе.

Художники-педагоги.

Главные школы Греции.

 

Обучение рисунку в Средние века в Европе.

Приемы античной живописи в раннем средневековье.

Методы обучения рисунку в средние века.

Попытки построения изображения.

Школа рисунка в эпоху Возрождения.

Система обучения в «боттегах».

Великие художники-педагоги, их труды.

Вклад мастеров Возрождения в обучение рисунку и живописи.

 

6.Формирование академической системы образования в Западной Европе.

Академия братьев Каррачи (Италия).Методы преподавания

Частная мастерская Рубенса.

Французская академия.

Педагоги, отстаивающие роль рисования, как общеобразовательного предмета.

 

Методы обучения рисованию в 18-19 веке в Западной Европе.

Реформаторы Французской академии-Джошуа Рейнольдс и Луи Давид.

Обучающие пособия по рисунку.

Метод братьев Дюпюи.

Два метода школьного преподавания.

 

Методы обучения рисованию в России в 10-17 веке.

Обучение в 10-16 веке. Прориси.

Обучение в 17 веке. Реформы Петра.

Вклад в обучение Симона Ушакова и других деятелей просвещения.

Пособие Прейслера-первое пособие по рисованию в России.

 

9.Формирование академической системы образования в России.

Система обучения в Российской Академии художеств.

Лосенко-выдающийся педагог.

Школа Венецианова, «Курс рисования Сапожникова».

10.Академическая система образования в России во второй половине 19 века.

Застой академической системы во второй половине 19 века.

Бунт 14.

Деятельность Чистякова.

11.Советское художественное образование.

Формализм в академической системе в 20-е годы.

Художник-педагог Кардовский

Реставрация реалистической художественной школы в 50-60 годы.

Яковлев, Дейнека, Иогансон-академики-методисты.

70-80 годы- работа над новыми программами.

 

Особенности развития детского рисунка на разных возрастных этапах.

Особенности детского рисунка в дошкольный период (доизобразительная фаза, стадия примитивных изображений. Правдоподобные изображения)

Особенности рисунка младших школьников

Особенности рисунков подростков.

Особенности рисунка в юношеский период.

 

 

Явление художественной одаренности, работа с одаренными детьми.

Способности.

Задатки

Одаренность

Талант

Гениальность

Способности и личность

Развитие способностей у школьников.

 

14.Организация учебного процесса. Оборудование аудитории для занятий изодеятельностью.

Оборудование аудитории для занятия изодеятельностью.

Требования к постановке.

 

Подготовка преподавателя к урокам.

Программа.

Календарный план.

План-конспект

Учет успеваемости.

Текущий контроль.

Итоговый контроль.

Отметка.

Оценка.

Программы, их строение.

Пояснительная записка.

Тематический план.

Краткое содержание занятий.

Список литературы.

17.Методика ведения занятий по предмету «рисунок».

Главные изобразительные средства рисунка.

Элементы наблюдательной перспективы.

Распределение светотени на предметах.

Задача и процесс рисования с натуры.

 

Методика ведения занятий по предмету «живопись».

Светотень и цвет живописи.

Воздушная перспектива.

Тоновые и цветовые отношения.

Задача и процесс живописи с натуры.

Методика

Особенности обучения рисованию в средних и старших классах

общеобразовательной школе.

Цель обучения.

Триединство задач

Планирование времени на занятии.

Активность учителя на занятии

Ход занятия

Практическая работа детей.

Оценка деятельности детей

Школьный возраст

Включает в себя три очень отличных друг от друга периода -детство, отрочество и наступающую юность 7-10, 11-13,14-16 лет.

Дети младшего школьного возраста 7-9 лет сохраняют в своем творчестве черты, характерные для творчества дошкольников. До того как они начинают рисовать под руководством учителя, рисование для них -игра. Рисуя для себя, ребенок делает это с большой смелостью и творческой активностью, рисует он ,как правило, по представлению.

Для детей этого возраста характерна тематическая специализация. Одни рисуют персонажи и события сказок, другие животных, третьи-машины.

В подростковом возрасте наступает переходный этап. Ребенка начинают в рисунках интересовать не столько игровые измышления, сколько объективный, вещественный мир, который он к этому времени начинает жадно изучать. Дети в этом возрасте охотно рисуют с натуры.

Восприятие натуры сосредотачивается на отдельных предметах, оно часто бывает лишено необходимой целостности. Видимые соотношения между предметами в форме, расположении, цвете, освещенности еще не привлекают внимания рисующего. Прежняя уверенность и непосредственность в процессе рисования заменяется неуверенностью, критическим отношением к своей работе.

Декоративно-плоскостный образ постепенно замещается объемно- пространственным, опирающимся на зрительное восприятие. Ребенок стремится к достоверному изображению предметов.

Юношеский период. Определяется прежде всего тем, что мышление, восприятие переходят в план искусства. Интерес к самому предмету, наивысшая оценка художественных качеств изображения только с точки зрения его правдоподобности, заменяется эстетикой живописной или графической образной трактовкой изображения, связанной с поисками художественных средств раскрытия своего замысла.

Перспектива, размещение предметов на листе, ритм композиции, выбор точки зрения, высокий или низкий горизонт-все это начинает восприниматься как средства художественной выразительности.

Здесь требуется продуманная, систематическая педагогическая помощь с учетом индивидуальных возможностей учеников.

Далеко не все юные рисовальщики овладевают на практике этими средствами выражения.

Это зависит от индивидуальных возможностей отдельных подростков, но тенденция к поискам новых средств выражения, умело поддержанная педагогом, характеризует этот возрастной этап. У одних эти творческие поиски воспитывают вкус, способствуют развитию прочной любви к искусству.

Для других, более одаренных-это начало тернистого, но увлекательного пути к большому профессиональному искусству.

 

Требования к постановке.

Постановка ставится на натюрмортный столик и должна быть хорошо видна всем учащимся. Педагог должен следить, чтобы учащиеся выбирали удачный ракурс и садились на достаточном расстоянии от постановки. При необходимости ставятся две постановки. Освещение делается боковое, чтобы наиболее удачно выявить форму предметов. При необходимости постановка освещается софитом.

 

 

Подготовка преподавателя к урокам.

Программа.

Календарный план.

План-конспект

 

Для проведения занятия преподаватель должен иметь план-конспект занятия, который опирается на календарный план и программу. К каждому уроку преподаватель делает наглядные пособия, которые облегчают учащимся усвоение материала. Преподаватель также может использовать презентации, слайды при наличии соответствующей аппаратуры.

В кабинете должен быть стенд, на котором размещаются наглядные пособия и лучшие работы детей

Календарный учебный план лучше всего составить в виде таблицы, в клетках которой распределяется учебный материал по четвертям и по отдельным урокам. В каждой клетке указывается вид учебной работы, тема урока и наглядно показывается содержание работы.

План- конспект урока.

1.​ Вид занятий.

Прежде всего нужно указать какому виду занятий будет посвящён урок: рисованию с натуры (рисунку или живописи), декоративному, тематическому рисованию или беседе об искусстве.

2.​ Тема урока.

Здесь указывается содержание учебной работы, например, «Рисунок гипсовой вазы», «Натюрморт из предметов быта», «Составление узора в круге», «Осень в лесу», «Виды и жанры изобразительного искусства».

3.Цель урока.

Каждый урок включает, образовательные, воспитательные и творческие задачи.

Образовательные задачи решаются на усвоении профессиональных понятий с учетом возрастных особенностей детей. Передача творческого опыта учителя ученику постоянно сопровождает практическую деятельность детей на уроке. Здесь это - показ приемов работы разными инструментами, материалами, разной техники работы, решение композиции, пространства и колорита, умение анализировать произведение искусства, обращение к творческим работам самого учителя.

Воспитательные задачи-воспитание различных качеств личности ребенка. Любви к родной культуре, к народному творчеству, а так же воспитание аккуратности, внимательности, культуры исполнения.

Творческие задачи-Развитие творческих способностей и вкуса, образного и пространственного мышления

 

По теме «Осень в лесу» цель – образовательная-ознакомить с элементарными законами перспективы и цветоведения. Научить изображать деревья различных пород. Учить детей видеть прекрасное в окружающей жизни. Воспитательная - воспитывать у детей любовь к родной природе, приобщать к реалистическому искусству, учить понимать достоинства метода реалистического искусства. Творческая- работать над художественным образом, колоритом работы.

4.Оборудование.

Здесь учитель перечисляет оборудование, которое должно быть подготовлено к уроку.

Для учителя: таблицы, раскрывающие методическую последовательность работы над рисунком, композицией или какой либо другой деятельностью над творческой работой, слайды, репродукции, образцы декоративно-прикладного искусства. В конспекте можно наметить и схему расположения натурных постановок в классе.

Для учащихся: альбомы, карандаши, резинка, листы бумаги, краски, тряпочка, кисти, тетради, ручки, банка с водой и т. д. (прописываются те материалы, которые необходимы в зависимости от конкретного вида деятельности).

5.Использование классной доски.

Классная доска входит в оборудование урока, но специфика нашей работы требует особой методики её использования.

Прежде всего нужно продумать, как рациональнее использовать классную доску, как композиционно разместить на её плоскости дидактический материал.

Заранее продумать чистое поле для педагогического рисунка и так композиционно разместить всё на классной доске, чтобы одно не мешало другому, а дополняло его. Особое внимание нужно уделить пояснительным рисункам, например показу закономерностей построения изображений каких-либо предметов, выражения в рисунке конструкции формы, правил передачи объёма предмета средствами светотени и т. д.

Все эти методы заранее предусмотреть в конспекте урока и сделать для себя ряд эскизов композиционного использования классной доски.

6.План и ход урока.

В конспекте надо раскрыть содержание урока, которое даётся в виде пояснительной записки: какой материал будет освещен на уроке, в какой последовательности он будет изложен и как распределится учебное время. В плане-конспекте урока делается следующая запись:

План урока

1Организационная часть- 2-3 мин.

2.Сообщение новых знаний -8-10 мин.

3.Практическая работа учащихся –25-30 мин.

4.Анализ работ – 2-3 мин.

5.Сообщение задания на дом –3-5 мин.

6.Завершение урока- 2-3 мин.

Затем излагается ход урока, где учитель дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложения учебного материала, приёмы использования наглядных пособий.

Особое внимание надо уделить изложению методических приёмов построения изображения. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом.

Если учитель использует высказывания выдающихся деятелей, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата.

В конспекте важно зафиксировать основные моменты урока и таким образом подготовиться к возможным вопросам учащихся.

В практической работе продумать в какой форме организации учебной деятельности будут работать учащиеся (индивидуальной, групповой, в парах). Если используются разноуровневые задания, указать, что это за задания. Приложить технологические карты выполнения работы и инструктаж (если таковой имеется).

При задании на дом - прописать само задание.

7.Список литературы.

в общепринятой форме, т.е. указать автора и его инициалы, название книги, место и год издания.

Форма конспекта урока может быть разной, но детально разработанной. В конспекте могут кратко перечисляться звенья урока и подробно освещаться частные вопросы методики и, наоборот, в тезисной форме излагаться методические установки(а иногда заменяться иллюстрациями) и подробно описываться отдельные звенья урока. Это зависит от характера заданий, вида учебных занятий, от уровня подготовки учащихся и от других причин.

 

Учет успеваемости.

Текущий контроль.

Итоговый контроль.

Отметка.

Оценка.

Программы, их строение.

Обучение в детских художественных школах, студиях и общеобразовательных школах опирается на рабочие учебные программы. Рабочие учебные программы опираются на примерные программы, разработанные министерствами культуры и образования Российской Федерации. Рабочие программы для художественных школ создаются в министерстве культуры Российской Федерации.

Программа дает перечень основных заданий и постановок, указывает порядок и последовательность изучения курса по годам обучения, количество часов, отводимых на каждое занятие, и средства выполнения. Программу надо рассматривать не как догму, а как общее руководство к действию. Планируя учебную работу по программе, педагогу необходимо, с одной стороны, выделить основное содержание учебного материала, а с другой-согласовать его с тем дидактическим материалом, который находится в его распоряжении.

Структура программы:

Пояснительная записка

Содержание курса

Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы

17.Методика ведения занятий по предмету «рисунок».

Главные изобразительные средства рисунка.

Элементы наблюдательной перспективы.

Распределение светотени на предметах.

Задача и процесс рисования с натуры.

 

Академический рисунок является основополагающей дисциплиной в системе художественного образования. Рисунок — основа всех видов изобрази​-тельного искусства. Знание академического рисунка необходимо каждому про​фессиональному художнику, независимо от того, какого направления в искус​стве он придерживается.

Линия и тон –главные изобразительные средства рисунка.

Элементы наблюдательной перспективы.

1.При удалении от нашего глаза размеры предметов постепенно уменьшаются.

2.Горизонтальные линии удаляясь, направляются к условной плоскости, расположенной на уровне глаз зрителя (линии горизонта).Те из них, которые находятся выше уровня глаз, при удалении идут сверху вниз,а находящиеся ниже направляются снизу вверх. Параллельные горизонтальные линии, на уровне глаз сходятся в одну точку.

3.Все, что в натуре имеет вертикальное направление, на рисунке выглядит вертикальным.

4.Перспективный вид предметов цилиндрической формы зависит от изменения их круглых оснований.

Методика

Методы обучения в первобытном мире.

Методы обучения в первобытном обществе.

Пиктографическое письмо.

Возникновение орнамента.

 



infopedia.su


Смотрите также