Упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Межполушарное рисование


Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

В сообщениях ранее я уже писала о нашем ужасном почерке, о "съеденных словах" и о других "ленивых" проблемах моей Карамельки. Помните??? Ленивых детей не существует!!!! Всё, что вам кажется ленью, нейропсихологи называют - "плохосформированны определенные участками головного мозга". Ну и главное: до 12 лет всё можно исправить, поправить, сформировать и доформировать!!! (Речь идёт о здоровых детях. Нейропсихологи работают и с детками, у которых в мед.карте написаны "особые" диагнозы. Но я этой темы не касаюсь, для меня это слишком сложно... Хотя я много читала об этом.)

Итак, бросаем все свои "очень важные" дела и начинаем помогать своим деткам!!!Так вот, упражнения все очень простые! Самое сложное - это выбрать время или заставить себя выделить полчасика из своего катастрофически "отсутствующего" времени для этих упражнений.Приступим...Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день. Так как мы с вами не нейропсихологи, то просто выберем удобное для себя и своего детёныша количество минут.

Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, способствуют запоминанию информации, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

1. КолечкоПоочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. Кулак-ребро-ладонь.Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола; Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак—ребро—ла¬донь»), произнося их вслух или про себя.

3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

4.Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

5. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.Моя Карамель очень любит именно этот вид упражнений!!! Рисуют с большим удовольствием!

А теперь небольшой подарочек от меня

Рисуйте и развивайтесь с удовольствием

P.S: А попробуйте, сидя на работе, сами написать цифры и буквы, или просто порисуйте одновременно двумя руками Это не только очень забавно, но и активизирует мозг И взрослым можно А многим даже нужно

www.mama32.ru

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Разделы: Начальная школа

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и д.т. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. Кулак – ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.

3. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

4. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

5. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

6. Горизонтальная восьмерка.

1 – 2-я неделя занятий. Упритесь языком во рту в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.

3 – 6-я неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда-обратно» по линии «горизонтальной восьмерки».

7 – 8-я неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.

7. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

8. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

9. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза. Опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

10. Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

11. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

12. Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.

13. Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой – за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5-10 с. Выполните то же самое в другую сторону.

14. Стоя. Поднимите (не высоко) левую ногу, согнув ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотроньтесь до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. Повторите упражнение 7 раз. Когда рука касается противоположного колена, а взгляд в этот момент сконцентрирован на пересечении линий буквы Х, как бы «пересекается» средняя линия левого и правого полушария мозга. Упражнение помогает двум полушариям работать согласованно.

15. Паровозик. Правую руку положите на левую надкостную мышцу, одновременно делая 10-12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменяйте позиции рук и повторите упражнение.

16. Перекрестное марширование. Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Смотрите при этом на пересечение линии буквы Х. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.

17. Мельница. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.

18. Перекрест. Для выполнения этого упражнения предлагается чистый лист плотной бумаги с нарисованным на нем символом Х. Он располагается на плоскости, на расстоянии примерно 20 см от глаз, при этом его освещение должно быть нормальным и равномерным. Необходимо в течение 45 с. смотреть в центр перекрестка (после недельных занятий образ перекрестка вызывается произвольно). Через 45 с. взгляд переведите на светлый фон. С появлением образа глаза закройте, а перекрест медленно перенесите в область лба, а затем в темя. Это символ единства мозга. Упражнение повторяйте 3 раза.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Рисуем двумя руками.

Существует мнение, что у людей, которые пишут правой рукой, более развито левое полушарие мозга, а у левшей, соответственно, – наоборот. Поэтому очень полезно (не только для детей, но и для взрослых) развивать оба полушария в равной степени. Именно поэтому психологи уже изобрели несколько техник, которые помогают в этом. Так возникла техника – рисование двумя руками одновременно. Зачем нужны данные прописи для двух рук? Главная идея - это координация пространственного и зрительного восприятия, ведомой и ведущей руки. Рисование одновременно двумя руками позволяет улучшить у ребенка память, внимание, пространственные представления, мелкую моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Во время выполнения этих упражнений эффективно развивается межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Кроме того, происходит тренировка периферического поля зрения, необходимого для быстрого чтения. При правильном выполнении этих упражнений расслабляются мышцы глаз, что способствует укреплению зрения ребенка. Рисовать можно ручкой, карандашами или фломастерами. Для правильного выполнения задания надо стремиться фиксировать взгляд на центральной линии рисунка, стараясь боковым зрением охватить его целиком.Благодаря обводке одновременно двумя руками симметричных изображений происходят удивительные вещи: руки и глаза не напрягаются, а происходит расслабление, и, одновременно с этим, работа головного мозга гармонизируется. Синхронная работа левого и правого полушария. 

infourok.ru

Правополушарное рисование - Мозг от всех болезней - Любовь Трофимовна Левина - Ogrik2.ru

Правополушарное рисование

Пару лет тому назад я побывала на тренингах по правополушарному рисованию. Сейчас это в Москве очень модно, и я посетила разные группы. Накупила видеозаписей с уроков, привезла кучу собственных рисунков и массу впечатлений. Основательно подковалась теоретически, посоветовалась с психологами и в результате этого соорудила свою версию курса применительно к нашим условиям и возрасту.

Если у вас есть желание, можете воспользоваться им, добавив свое видение в данный процесс. Это еще одна тема из серии «Потягушечки для мозгов», чем мы занимаемся на предмете «Таблетка от склероза». Занятия, как правило, рассчитаны на два часа. Кто устал или кому неинтересно, может молчком уйти. Но обычно все с удовольствием занимаются до конца.

Это не урок живописи. Это зарядка для мозгов, настроения и возможность посмотреть на себя в этом мире другими глазами.

А еще это нам нужно, чтоб включить компенсаторные функции организма и мозга.

Одним из основателей этого метода считается Бетти Эдвардс.

Вот, что про нее написано в Википедии.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Правополушарное рисование – это зарядка для мозгов, настроения и возможность посмотреть на себя в этом мире другими глазами.

«Бетти Эдвардс (англ. Betty Edwards, род. 1926, Сан-Франциско, США) – американский преподаватель искусства, доктор наук, основоположник методики правополушарного рисования, автор бестселлеров «Художник внутри вас» и «Раскройте в себе художника».

После выхода на пенсию основала центр образовательных программ, изучающих полушария головного мозга.

Концепция метода основана на работах Роджера Сперри, касающихся функциональной специализации полушарий головного мозга. Благодаря физическому разделению мозга на два полушария он использует два способа переработки реальности. Один из них использует аналитический и вербальный режим мышления – им перерабатываются речь, звуки, математические вычисления и алгоритмы. Второй использует образный и перцепционный режим – он отвечает за восприятие цвета, сравнение размеров и перспективы предметов, видя их целиком «как есть». Впоследствии в работах Бетти эти режимы получили названия «Л-режима» и «П-режима» соответственно.

Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передаче ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности. При работе игнорируются мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть. Вместо этого художник «видит объект на самом деле» – сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину. Для этого используется ряд упражнений, облегчающих переход начинающего художника в «П-режим».

Иногда метод правополушарного рисования ошибочно путают с рисованием преимущественно левой рукой и рисованием только перевернутых предметов. В действительности, левши и правши могут использовать наиболее развитую из своих рук, а рисование перевернутых картин является только тренировочными занятиями, проходящими на первоначальных этапах обучения.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передаче ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности.

Согласно методу Бетти Эдвардс, рисование состоит из пяти базовых навыков и двух тренировочных.

 

Базовые навыки:

• Восприятие краев.

• Восприятие пространства.

• Восприятие соотношений.

• Восприятие света и тени.

• Восприятие целостного образа, или гештальта.

 

Тренировочные навыки:

• Рисование по памяти.

• Рисование при помощи воображения.

 

Метод Эдвардс, впервые опубликованный в 1979 году, быстро стал революционным, получил положительную оценку среди признанных художников и преподавателей, которые немедленно взяли его на вооружение.

У Бетти Эдвардс есть сын, дочь и двое внуков. В настоящее время она живет и работает в Сан-Диего, Калифорния».

Радость нашего бытия заключается в том, что мы можем видеть мир во всех его проявлениях и красках. И видим мы его по-разному, в зависимости от ситуации. В иллюстрациях Чарушина, творчество которого я очень люблю, прописан каждый волосок в лисьем хвостике, каждое перышко у птички, все иголочки у ежика. Его книги были добрыми спутниками нашего детства, по ним познавали красоту мира наши дети.

А есть и другое восприятие, не менее интересное.

Вот скажите, много перышек видите вы в крыле журавля, который ведет свой клин к югу? Но ведь как-то вы догадались, что это журавли! Или с высоты балкона девятого этажа мы можем догадаться, что идет человек, определить его пол и, возможно возраст, хотя не знаем, в каких морщинках его лицо.

Очарование осенней поры одинаково навевает на нас и одиноко стоящее в километровой дали убранного поля, покрытое золотом дерево, и кленовый лист в руке.

Мы видим очертания, и этого часто бывает вполне достаточно, чтоб иметь представление о данном кусочке мироздания. На этом и построены наши занятия. Я расскажу тут про то, как у нас проходят занятия в группе, и вдруг вы, как многие из наших слушателей, тоже захотите рисовать вместе со своими домочадцами или друзьями.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Радость нашего бытия заключается в том, что мы можем видеть мир во всех его проявлениях и красках. И видим мы его по-разному, в зависимости от ситуации.

Задание 1: рисуем руками

Рисуем мы не часто, три-четыре раза в год. Я расскажу о том, какое количество расходного материала может понадобиться.

• 12-цветная гуашь из расчета – одна коробка на три-четыре человека. Одной коробки хватает почти на десять занятий.

• На каждого человека четыре плоские, жесткие канцелярские кисточки из щетины четырех размеров. И называем их не по номерам, а по размерам – большая, средняя, маленькая и тоненькая.

• Стограммовые баночки титановых и цинковых белил из расчета – одна баночка на три-четыре человека.

• Альбомы для рисования с добротной толстой бумагой. Листы А4 разрезать на четыре части. С бумагой не стоит скупиться. Но даже при неумеренном расточительстве человек за одно занятие использует не более двух листов формата А4. Это восемь маленьких листочков.

• Пачку канцелярских скрепок. Они практически не уходят. Редко, кто одну возьмет в начале занятия. Но лучше пусть они будут.

• Листы белой бумаги, можно «восьмого сорта», приближающейся по качеству к газетной. Она служит подложкой под листок, на котором рисуют. Кто обходится одним, кто штук пять за занятие тратит.

• Для каждого – одноразовый фартук.

• Рамочки под фотографии девять на двенадцать. Они как раз подходят под наши рисунки. Рамочек сейчас в магазине много на любые вкус и цену.

• Стопка старых газет. На каждого художника требуется одна толстая газета, сложенная под размер рабочего места, т. е. примерно два формата А4.

• Каждому – баночка для воды. Мы взяли использованные банки из-под сметаны.

• Ветошную ткань в неумереных количествах. Помните, в те времена, когда не было памперсов, самыми лучшими подгузниками считались тряпочки из старых простыней и пододеяльников? Вот сейчас для них настала новая жизнь в другом применении. Пришла пора послужить искусству.

В отличие от столицы, в нашей группе рисует от пяти до двенадцати человек и не больше. Это самый комфортный вариант. Но вы можете рисовать и в одиночку. Я иногда балуюсь этим в свободное время.

Итак, на каждого художника у нас рассчитано не меньше одного метра длины стола, чтоб свободно было. На рабочем месте лежит газета, на ней лист простой бумаги, сверху листочек, на котором будем рисовать, заготовка под будущий шедевр, так сказать. Рядышком скрепка для желающих, четыре кисти, ветошная тряпка величиной с кухонное полотенчико. Слишком большой пользоваться неудобно и не рационально. Баночка с чистой водой. Открытые баночки с гуашью. Гуашь перед занятием надо тщательно размешать, чтоб была консистенция как у сметаны. Фартучек для каждого на спинке стула. Если рисовать будет больше пяти человек, то нужен помощник или даже два, чтоб своевременно менять воду, выбрасывать использованные тряпки, подавать чистые. Подсказывать. Подбадривать. Словом, уделять внимание, чтобы ничего не отвлекало от творческого процесса.

Бывает, что обладательницы шикарного маникюра просят одноразовые перчатки, как сделала на первых занятиях и я, когда училась. Имейте в запасе несколько штук. Переубеждать не стоит. Человек очень быстро убеждается, какой это кайф – перемазаться в краске. Кстати, гуашь совершенно безобидна для маникюра.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Много перышек видите вы в крыле журавля, который ведет свой клин к югу? Но ведь как-то вы догадались, что это журавли! Мы видим очертания, и этого часто бывает вполне достаточно, чтоб иметь представление о данном кусочке мироздания.

Ну что ж, приступим.

1. Четвертинку альбомного листа – это у нас «полотно» для первой работы – закрепляем скрепочкой на белой бумаге.

2. Берем любую кисть – чем больше, тем лучше.

3. Макаем в любую краску.

4. Ставим три жирных пятна на «холсте».

5. Вытираем кисть тряпкой, моем ее в воде. Опять вытираем досуха.

6. СУХУЮ (всегда!) кисть макаем в краску другого цвета.

7. Ставим три жирных пятна на «холсте».

8. Вытираем кисть тряпкой, моем ее в воде. Опять вытираем досуха.

9. Проделываем эту манипуляцию в третий раз.

10. Вспоминаем свое детство, или своих детей, или внуков. С каким упоением маленькие ребятишки возятся в мокром жидком песке на речном берегу, мнут глину, или лупят ладошкой по тарелке с манной кашей! А когда им дашь краски, норовят обойтись без кисточек, руками. Почему? А потому что они свободны от предрассудков и совершают поступки, повинуясь своему естеству. Это потом на человека накладываются ограничения поведения в социуме. В общем-то в большинстве своем, конечно, разумные. Но уж и не до такой степени, чтоб диктовать, как нам распорядиться судьбой четвертинки ватмана. Так что давайте позволим себе «крамолу» в виде свободы на нашем уроке рисования и пока не засохла краска, ПАЛЬЦАМИ, а можно и всей ладошкой, размажем и смешаем краски, не соблюдая границ. Выходите за рамки своего «холста» и листа, на который он прикреплен, заезжайте на газету. Места для размаха фантазии и расширения границ сознания вполне достаточно.

Я для чего это так подробно объясняю? Абсолютное большинство пожилых людей впадает на секунду в шоковое состояние от такого предложения. Как же так? Руками? За края вылезти? А вас что – расстреляют за то, что вы это сделаете? Многодесятилетнее психологическое забрало такими манипуляциями можно слегка приподнять и глотнуть воздуха свободы, перешагнув хотя бы эти невинные границы.

Я все свое детство рисовала рядом с отцом – самоучкой, наивным художником, как сейчас говорят. Он так, как я теперь понимаю, уходил в комфортное для себя состояние от тяжелых производственных будней. У меня есть начальное классическое художественное образование.

Дорогущую колонковую кисть я в руках держать умею. На первом занятии по правополушарному рисованию все устойчивые постулаты правильного обращения с кистями и красками, рисованием пейзажей, цилиндров и кубов опрокинулись в моем сознании до такой степени, что я решила этим поделиться со своими сверстниками.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Дети свободны от предрассудков и совершают поступки, повинуясь своему естеству. Это потом на человека накладываются ограничения поведения в социуме.

Ну что? Справились с первой творческой задачей? Посмотрите, какая красота получилась! А руки… Руки можно вытереть об ветошку или помыть, если вам дискомфортно.

Откладываем первое свое произведение в сторонку. И берем следующий листок.

Задание 2: рисуем остров

Нужно наделать несколько заготовок для своих будущих полотен:

Грунтуем чистые листы. Макаем большую кисть в белую или желтую краску. Размазываем по заготовке. Грунт обязательно накладывать, выходя за края заготовки.

Считается, что таким образом мы раздвигаем границы сознания.

Дальше на чистых листах другой кистью ставим попеременно пару – тройку клякс – точек одним цветом, потом – другим, затем – третьим…

Берем большую кисть и белой краской стягиваем все размашистыми движениями.

Получились фоны восхитительного разнообразия. Только не старайтесь все выровнять до однотонного ровного серо-буро-малинового цвета. Пусть изначальные цвета пробиваются через белую краску.

Теперь нужно их высушить.

1. Берем другой лист.

2. Накладываем грунт.

3. Делаем другие фоны.

4. Обязательно нужно выходить за края.

5. Пусть сохнет.

Делаем несколько таких заготовок.

Теперь приступаем непосредственно к «ваянию».

Рисуем остров и две кривые пальмы:

Черной краской (синей, зеленой, фиолетовой, какой хотите) маленькой сухой кистью по нижнему краю рисуем две кочки, похожие на неровные полушария. Это острова.

 

 

Из макушки каждого острова смело проводим по одной дуге навстречу друг другу, это стволы пальм.

 

 

Макаем кисть в краску и (профессионалы, не падайте в обморок), чтобы сбросить лишнее, долбим ее об газетку так, как это делают двухлетние дети.

Рисуем крону. Ставим к вершинке ствола растрепанную кисть перпендикулярно поверхности и делаем несколько мазков, как фонтан.

 

 

Можно пальцем на заднем плане нарисовать красное или синее солнце.

Оставим сохнуть.

Если это «безобразие», каким оно покажется вам на первый взгляд, вставить в рамку, получится очень даже недурственный пейзаж, напоминающий о жарких странах.

У меня нет возможности на страницах книги расписать этот процесс в мельчайших подробностях. Есть люди, которые на этом специализируются и соображают в методике преподавания правополушарного рисования гораздо больше. Да и задача у меня немножко другая. Я рассказала о том, что есть такой метод занятий, который может притормозить скорость нашего старения.

Очень часто во время занятий меня спрашивают, каким цветом делать фон. КАКИМ ХОТИТЕ! Тут нет понятия правильного и неправильного. Есть то, что вам нравится. И не стоит пытаться угадать, как нужно. Как хотите, так и делайте. Какой цвет вам нравится, тот и берите. Нет никакого ограничения. Осознание этого и не дает нам стареть. Многие люди нашего возраста застревают на этом. Ведь всю жизнь мы жили по инструкции. А сейчас приходится делать над собой усилие, чтобы научиться совершать самостоятельные шаги в принятии решения. Пусть даже такого пустякового, как выбор цвета для своей картины.

А вот проявление самостоятельности в таком своеобразном рисовании помогает кое-что понять в жизни более глобальное, чем выход на пенсию. Есть такой анекдот:

– Вот уйду на пенсию, и три месяца буду сидеть в кресле-качалке.

– А потом?

– Потом начну раскачиваться.

Детский сад, школа, институт, свадьба, три года по распределению (это даже не обсуждалось), работа на благо общества. Дом, работа, раз в год отпуск. Ничего! Вот уйду на пенсию!… Вот она пенсия! Финансовая подушка безопасности толщиной в носовой платок. Но дети, слава богу, здоровы, устроены, внуки подросли, жилье есть, в Турцию съездили, на хлеб с маслом денег хватает. Раскачивайся!

ВАЖНО ЗНАТЬ! Многие люди нашего возраста всю жизнь жили по инструкции. А сейчас приходится делать над собой усилие, чтобы научиться совершать самостоятельные шаги в принятии решения.

Не тут-то было! Человек, всю жизнь привыкший быть нужным, незаменимым винтиком в большом, слаженном механизме, вдруг оказывается заменен более новым, современным и блестящим болтиком. Дети и внуки предпочитают досуг проводить не на вашей даче, а где-нибудь в заграницах. И не особо-то просят вашего совета. Так ведь это хорошо! Куда хуже, когда приходится помогать деньгами седеющему тунеядствующему сынуле или ходить по врачам со своими проблемами. Как говорят психологи, это таким образом неосознанно мы пытаемся сохранить свою значимость.

Почему сейчас так много разводов? Люди выбились из рамок боязни общественного мнения, парткома, материальной и жилищной зависимости. Пустились во все тяжкие. А новых, моральных рамок в вопросах выбора делать еще не научились. Пусть учатся, это их право.

А мы наконец-то позволим себе тоже делать выбор и принимать решения, сначала хотя бы с выбора цвета, с того, как повернуть листок, что на нем изобразить. Для этого я и рассказала вам про правополушарное рисование. Если нужны подробности, милости просим на Ютуб посмотреть канал Клуба Деловых Старух или на наш сайт. Да мало ли в Интернете первоисточников по правополушарному рисованию.

Показать оглавление Скрыть оглавление

ogrik2.ru

Правое полушарие и рисование - Для начинающего художника

Правополушарное рисование                                                        Главная страница

  Кто из нас в детстве не мечтал хорошо рисовать. И, вроде бы не плохо получалось, доставляя нам удовольствие. Но со временем все куда-то исчезло, и на уроках рисования мы не могли нарисовать то, что предлагал учитель. Объясняется это одаренностью человека, в чем-то больше, в чем-то меньше. В малом возрасте разница не велика. Но со временем приоритеты в развитии увеличивается, и какие то способности берут верх над другими. 

  Все дети рисуют талантливо, но в процессе развития происходит разделение контроля над деятельностью между левым и правым полушариями мозга. Правое полушарие отвечает за творческие способности. Ребенок воспринимает большие объемы информации благодаря правому полушарию. Со временем происходит активизация речевого центра – расположенного в левом полушарии (отвечающим за логическое мышление). В процессе обучения ребенок переходит к использованию символов, которое приводит к подавлению правополушарной мозговой деятельности, и левое полушарие становится главным.

  Правое полушарие продолжает работу, но, т.к. Все начинает контролировать левое, то мы получаем информацию из него, а иногда (например, в рисовании) левое полушарие подавляет работу правого. Можно даже сказать, что внутри нас живут два разных человека (логик и художник), но пока не нарушено соединение между полушариями ( «мозолистое тело»), восприятие чего либо воспринимается как восприятие одним субъектом с преобладающей трактовкой левого полушария. К примеру, у психически нездоровых людей, с рассечением мозолистого тела при решении образно-пространственных задач (складывании мозаики ) наблюдалось сильная конкуренция правой и левой руки (правая рука – это организатор - постоянно вмешивалась и отталкивала левую). И для выполнения задание, и испытуемый даже сел на свою «тупую» правую руку.

  Существует мнение, что всеобщий контроль левого полушария затрудняет развитие способностей, которые сосредоточены в правом полушарии. Это не совсем так.  Полушария развиваются синхронно, - один стимулирует другой. Так, природа предусмотрела «запасной вариант», который может быть востребован, если основной ресурс – логика и разум– откажет.

  Многие ученые считают, что развитие человечества идет волнообразно. Так в пещерах Франции есть реалистическая живопись, которую приписывают кроманьонцам. Удивительное в том, что как показали исследования нарисованы они левой рукой, а орудия как обычно держали правой рукой. Есть еще исследование, показывающее, что всплески в развитии искусств Древней Греции и эпохи Возрождения обязаны опять же правому полушарию. Основание для этого вывода прост, изображение человеческого профиля преимущественно повернуто влево, те художники воспринимали информацию в основном левым глазом. Современные ученые доказали, что информация с левого глаза поступает в правое полушарие.

   Наша же задача состоит в обучении себя наладить взаимодействие с правым полушарием, не отказаться от левого.

  В своей работе проф. Б.Эдвардс «Художник внутри нас» (скачать книгу можно здесь) предлагает найти слабые места левого полушария. Это полушарие «любит успех», но отвергает кропотливую работу, предпочитая отдать ее правому полушарию. Необходимо воспользоваться этим свойством, поэтому предлагаются следующие приемы:

Приемы

  1. Нарисуйте на листе в левом углу профиль человека смотрящего вправо. В правом углу листа профиль человека смотрящего влево. Что мы получим в итоге. В одном случае — профили двух человек смотрящих друг на друга. В другом случае — античную вазу. Это смотря как вы будете смотреть. Переключение в визуализации то одного изображения, то другого и есть переключение работы полушарий.  2. Как показали исследования, ребенок в возрасте 10 лет перестает рисовать то, что видит и переходит на символьное рисование. К примеру, поставьте перед ребенком куб, он зная, что у куба углы прямые нарисует несколько квадратов рядом. Рисуя, ребенок не думает как оно выглядит, а основывается на символах закрепившихся в его памяти. Если перевернуть предмет рисования, то нарушается восприятие предмета, левое полушарие отказывается с ним работать и включается правое.  3. Рисование фона без предмета. Когда мы рисуем к примеру портрет, наш мозг сперва отделяет контуры от фона, затем подыскивает подходящую символическую форму. Вы попробуйте нарисовать фон, напрочь забыв о портретируемом.  4. Чистое контурное рисование. На следующем этапе познакомимся с чувством линии. Попробуйте нарисовать что-то, не глядя на лист. При этом внимание перенесите на то как, как идет линия контура. Рисуйте, не отрывайте руку от бумаги, ибо правое полушарие всегда связано с непрерывностью восприятия (если же восприятие будет дискретным, то левое полушарие возьмет бразды правления ). Прием этот называется «чистое контурное рисование». Поработайте основательно над этим приемом и только добившись уверенного чувства линии, переходите к следующему, основному приему.  5. Модифицированное контурное рисование. На этом этапе развиваются чувства линии и формы . Здесь точно так же, как в чистом контурном рисовании, нужно изобразить контуры предмета, не называя целиком предмет . На рисунок можно смотреть , ноне больше 10% всего времени рисования. Добивайтесь полной реалистичности предмета.

Более конкретно и подробно все это описано в книге Б.Эдварс «Художник внутри нас». Эту книга полезна  особенно для начинающего художника.

Источник                     http://applepages.kz/ru/view_element.php?id=23300

Практическому развитию работы и использованию возможностей правого полушария посвящена книга М.Зденека "Развитие правого полушария".Книга состоит из двух частей. В теоретической части затрагиваются вопросы:- возможности нашего интелекта- творчество и интуиция- рассматриваются ключи к повышению ваших способностейВ практической части книги, описаны 67 упражнений, рассчитанные на 6 дней, с помощью которых вы научитесь работать с правым полушарием и управлять им.

Скачать ее можно здесь

                                                                                                                                                                                                                                Главная страница

sites.google.com


Смотрите также