Рисунок фигуры человека. Модули в рисовании фигуры человека


Рисунок фигуры человека - Рисунок

Изучение, рисунок фигуры человека — отдельный раздел в программе по рисунку. При выполнении этой работы студенты решают конкретные учебные задачи:

  • научиться определять положение всей фигуры человека в пространстве, изображая пропорции с учетом перспективных сокращений, определять характер движения каждой отдельной части тела;
  • развить чувство пластико-структурно-функциональных связей в конструкции человеческой фигуры;
  • выработать отношение к фигуре человека как к самому совершенному, красивому, гармоничному творению природы;
  • развить творческую инициативу и самостоятельность, опираясь на приобретенный ранее опыт;
  • постоянно помнить, что работу рисовальщика надо рассматривать как совокупность мышления и логики построения изображения в процессе наблюдения натуры, отсекать попытки бездумного копирования и срисовывания деталей;
  • углублять профессиональные качества и графические навыки.

Рисунок мужской фигуры

В качестве примера рассмотрим практическую работу «Рисунок мужской гипсовой фигуры». Студенты рисуют с натуры гипсовый слепок с античной статуи Геракла, стоящей выше уровня глаз. Для успешного выполнения этой работы автором выполнены рисунки, последовательно иллюстрирующие основные этапы работы.

рисунок мужской фигуры статуя Геракла

рисунок анатомической фигуры человека

Рисунок мужской гипсовой фигуры. Первый этап (рис.1,2)

  1. Выбор места для рисования.
  2. Компоновка рисунка в плоскости листа.
  3. Выбор наибольшего размера высоты роста человека.
  4. Мысленное сравнение выбранной для рисования фигуры с учетом перспективных сокращений.
  5. Пометка яремной впадины.

Очень важен правильный выбор места для рисования. Место выбирается не только по эстетическим соображениям. Оно должно находиться на расстоянии двух-трех величин роста модели. Прежде чем коснуться карандашом поверхности бумаги, надо мысленно представить будущий результат. Учитывая отведенное на работу количество часов, необходимо распределить время: разделить свою работу на этапы с четкой установкой для каждого из них. Когда работа достигает определенной цели на каждом занятии, рисунок выполняется быстрее и результаты более существенны.

Компонуя фигуру человека на плоскости листа, необходимо избегать центрального изображения и следить за тем, чтобы боковые поля были разными по размерам. Большое значение при компоновке играют освещенность фигуры и фон, расположенный за изображением. Затененные места листа должны уравновешивать светлые. Передняя сторона фигуры содержит больше мелких деталей, чем задняя. Зритель, разглядывая их, должен иметь простор. Поэтому фон не может быть дробным, а край листа — располагаться близко. Перед передней стороной фигуры поле должно быть больше, чем перед задней. Если фигуру мы видим снизу, то верхнее поле над головой должно быть больше нижнего.

рисунок мужской фигуры

Композиция рисунка — ответственный этап работы. От нее во многом зависит конечный результат. Спешить здесь не следует. Хорошо скомпоновать рисунок могут помочь использование в работе видоискателя и предварительное составление эскиза небольшого размера. При компоновке изображения рисующий использует только общую форму без деталей. Поэтому необходимо определить вначале пропорции прямоугольника, в который вписывается целиком вся фигура человека (Рис.1).

Вкомпоновывая фигуру человека в заданную плоскость, необходимо обратить внимание на направление движения отдельных форм человеческого тела. Намечать рисунок на бумаге надо обобщенно, обращая внимание не налетали, а на общий характер и движение формы. Можно сделать сразу живой набросок под влиянием первого впечатления от натуры.

Вкомпоновывая фигуру человека в плоскость листа, рисующий выбирает одновременно наибольшую высоту рисунка (Рис.1,2).

рисунок мужской фигуры

Вспомнив канон мужской фигуры, рисующий должен найти характерные черты того человека, которого он изображает. А. Дюрер пишет: «Также в неодинаковости людей заключены красота и безобразие: одни имеют большие головы, другие — маленькие; одни широки в плечах, другие узки; некоторые широки в бедрах, подобно женщинам, другие узки; у некоторых — длинное туловище и короткие ноги, или наоборот. Каждый должен обращать внимание на подобные вещи, если он хочет что-то сделать».

Античный канон. Величина головы укладывается восемь раз в высоте всей фигуры. Если отметить эти восемь частей, то вторая часть будет находиться от подбородка до линии сосков; третья — от сосков до пупка; четвертая — от пупка до лобкового сочленения; пятая — от лобкового сочленения до середины бедра; шестая — от середины бедра до колена; седьмая — от колена до нижней части икорной мышцы; восьмая — от нижней части икроножной мышцы до подошвы.

пропорции фигуры мужской

рисунок скелета человека

Передавая индивидуальные особенности фигуры человека, следует помнить, что отклонения от правил бывают очень незначительны. Учитывая перспективные сокращения, необходимо наметить размер головы и точку лобкового сочленения (Рис.3).

Высота головы является модулем фигуры и имеет большое значение при нахождении остальных пропорций. Лобковое сочленение делит фигуру на две основные части — торс с головой и нижние конечности. Находить эти величины надо только методом сравнения с наибольшим размером высоты. Обязательно наметить в рисунке яремную впадину.

Рисунок мужской гипсовой фигуры. Второй этап (рис.3)

  1. Постановка в рисунке фигуры на горизонтальную плоскость.
  2. Определение центра тяжести и главной линии фигуры (обобщенно).

Плотно поставить фигуру в рисунке на горизонтальную плоскость — следующий ответственный этап работы рисовальщика. Для этого необходимо найти центр тяжести фигуры, опустив перпендикуляр из яремной впадины. В опирающейся на одну ногу фигуре он обязательно опустится на опорную точку стопы. Проверить это можно по отвесу или карандашу, придерживая его за заточенный конец грифеля. В нашем случае, когда фигура стоит выше глаз рисующего, необходимо особенно тщательно прорисовать след опорной ноги в перспективном сокращении.

От лобкового сочленения определите расстояние до вертела опорной ноги и соедините его с найденной ранее точкой стопы.

От яремной впадины наметьте, пока обобщенно, главную линию фигуры.

рисунок мужской фигуры

Рисунок мужской фигуры. Третий этап (рис.3,4)

  1. Определение направлений основных наклонов (головы, плеч, таза, ног и рук).
  2. Нахождение правильных пропорций фигуры.
  3. Упрощенная пометка основных объемов фигуры.

Внимательно рассмотрев натуру, рисующий должен определить движение основных частей фигуры в пространстве. Начинать поиск и изображение направлений нужно с тазового отдела. Для этого следует найти опорные точки, расположенные на верхних краях подвздошного гребня тазовых костей. Сравнивая их между собой по высоте, необходимо провести линию и отложить точки слева и справа. Определяя направления плечевого пояса, обязательно надо сравнить их с направлениями тазового отдела и сопоставить эти два главных направления между собой. У человека, который опирается на одну ногу, направления эти будут противоположны. В своем трактате о живописи Леонардо да Винчи пишет: «Если фигура опирается на одну из своих ступней, то плечо с того бока, который опирается, всегда будет ниже другого».

Поиск направления наклона головы следует начинать от яремной впадины, определяя его относительно вертикали. Поворот головы определяют с помощью сечения, проходящего через стреловидный шов теменных костей черепа. Основные объемы нужно намечать на рисунке обобщенно, вписывая их в простые геометрические формы.

Расстояния внутри большой формы ищут, начиная от средней линии и парно. Так, грудина человека равна ключице. Соединив крайние точки, можно получить треугольник, который можно повернуть в пространстве по желанию рисующего, и т. д. Производить все построения следует, учитывая пропорциональную зависимость как отдельных частей, так и всей фигуры. Прежде чем намечать объемы конечностей, необходимо устанавливать коленную чашечку, внутренние и наружные лодыжки, пяточную кость и ногтевые фаланги пальцев. Пропорции рук определяют от головки плечевой кости. Локтевые суставы и нижние головки — от локтевой и лучевой костей. Нужно помнить, что кости плеча и бедер всегда длиннее предплечий и берцовых костей. Кисти намечают обобщенно, изображая «хватку» руки. Стопа должна иметь четко выраженный подъем.

Главное на этом этапе — не отвлекаться на мелкие детали. Воспринимать весь рисунок в целом лучше, если рисующий чаще смотрит на результат своего труда с расстояния двух-трех шагов от мольберта.

Очень важно увидеть в натуре целесообразную гармоничную взаимосвязь пропорций всех частей единого организма.

рисунок мужской фигуры

Рисунок мужской гипсовой фигуры. Четвертый этап (рис.5-9)

  1. Линейно-конструктивный рисунок фигуры.
  2. Уточнение основных опорных точек для проверки правильности построения.
  3. Анатомические основы человеческой фигуры.
  4. Самоконтроль построений при помощи сечений.

Линейно-конструктивный рисунок следует строить от середины фигуры вниз, а затем вверх. Прорисовка головы осуществляется в последнюю очередь. Начинать конструктивно-линейный рисунок нужно с прорисовки главной линии, начиная от яремной впадины и кончая лобковым сочленением — спереди и от седьмого шейного позвонка до копчика — сзади. Рисунок ведут «прозрачно», т. е. рисуют невидимую часть фигуры. Проверять правильность рисунка по вертикалям и горизонталям можно лишь тогда, когда уточнены места расположения опорных точек (см. рис.5).

рисунок мужской фигуры

Помечая расстояния между опорными точками и сравнивая их между собой, рисующий может осуществлять самоконтроль.

И наконец, проверка рисунка проводится через поперечные сечения (см. рис.5). Выполняя линейно-конструктивный рисунок, студенты должны применять свои знания пластической анатомии, полученные ранее. Используя их, нужно уметь находить изменения рельефа формы, вызванные конкретными движениями человека (см. рис.6,7).

рисунок гипсовых слепков ног человека

рисунок гипсовых слепков рук человека

рисунок гипсовых слепков фигуры человека

Построение головы осуществляется на последней стадии линейно-конструктивного рисунка. Привязывая голову к плечевому поясу, рисовальщик должен представлять плечевой пояс не только в видимой части. Сверху плечевой пояс схематично имеет форму ромба. Верхние края лопаток и ключицы являются его сторонами. Если соединить седьмой шейный позвонок с яремной впадиной грудины, то эта линия будет короткой диагональю ромба. Ромб плечевого пояса имеет наклон вперед, так как седьмой шейный позвонок выше яремной впадины. Цилиндр шеи находится в центре плечевого пояса. Грудино-ключично-сосцевидная мышца связывает черепную коробку с плечевым поясом. Поэтому продольное сечение головы в рисунке нужно строить от яремной впадины. Следует изобразить вначале шею, а затем строить сечение снизу вверх (см. рис.8,9). Анатомический анализ форм фигуры человека идет до конца работы над рисунком.

рисунок головы человека

рисунок головы человека

sites.google.com

Фигура человека как объект моделирования одежды

Разделы: МХК и ИЗО

I. Фигура человека (1 занятие).

Группа: 2 год обучения “Школы домашних ремесел “Искусница” (12-13 лет). Курс “Изобразительное искусство”.

Тема занятия: “ Фигура человека”.

Тип занятия: комбинированое.

Форма занятия: творческая мастерская.

Цель: выполнение эскиза фигуры человека с использованием модульных систем.

Задачи.

  • Познакомить с пропорциями фигуры человека, с возрастными особенностями фигуры.
  • Познакомить со способами построения фигуры человека на основе конструктивных схем: “фигура женщины”,“фигура мужчины”, “фигура ребенка” (младшего и подросткового возрастов).
  • Развивать образное и конструктивное мышление.
  • Воспитывать самостоятельность при выполнении практического задания.

Оборудование.

  • ПК, проектор.
  • Презентация: “Выполнение эскиза фигуры человека”.
  • Материалы: бумага, карандаш, резинка.

План занятия.

1. Организационная часть занятия.

2. Объявление темы и постановка цели занятия.

3. Объяснение нового материала. Презентация.

4. Практическая работа.

5. Подведение итогов и анализ занятия.

Ход занятия

1. Организационная часть занятия.

Подготовка средств ТСО, учебных материалов; обучающихся к занятию.

2. Объявление темы и постановка цели занятия.

Изучение темы “Фигура человека как объект моделирования одежды” без знаний пропорций тела человека не возможно. Темой нашего занятия является “Фигура человека”.

Мы с вами познакомимся с отличительными особенностями пропорций фигур мужчины и женщины, атак же с возрастными особенностями пропорций фигур детей (младшего и подросткового возрастов) и выполним эскизы с использованием конструктивных модульных схем.

3. Объяснение нового материала. Презентация.

Пропорции тела человека

Стремление найти закономерность в размерах человеческого тела возникло еще в глубокой древности. Художникам и скульпторам необходимо было знать пропорции человеческого тела. Скульпторы древней Греции и Рима за единицу измерения брали размер головы по высоте. Скульптурные изображения Венеры Милосской и Аполлона Бельведерского служат образцом в искусстве до сих пор, так как соединяют в себе одаренность художника и понимание закономерностей в построении человеческой фигуры, ее типичных пропорций (слайд 3).

Знание эстетических норм строения фигуры вырабатывалось человеком в течение веков. Правильное соблюдение пропорций придает правдивость и жизненность схематическому изображению. А при разработке эскизов одежды удобнее и проще пользоваться каноном для построения человеческой фигуры, где единицей измерения является высота головы от темени до подбородка, которая укладывается по высоте всей фигуры восемь раз (слайд 4).

Мужская и женская фигуры имеют различия. Эти различия уже заложены в скелете. Мужчины, как правило, выше ростом, женщины ниже. Средний рост мужчин, обычно - выше 170 см. Рост женщин обычно – ниже на 8–12 см.

У мужчин резче обозначаются костные выступы и рельефы мышц, плечи всегда шире бедер. Мужская фигура несколько отклонена назад.

У женщин плечи уже, бедра шире, туловище длиннее, конечности относительно короче мужских (слайд 4).

У детей в годовалом возрасте нет сужения туловища по линии талии. Ширина груди равна шире головы. Ширина плеч равна высоте головы. Руки от плеча до кисти почти одинаковой толщины. Ноги сравнительно короткие. Толщина ног на линии бедер незначительно отличается от толщины на линии колена. Конечности пропорционально короче. Длина рук доходит до уровня основания туловища. Шея короткая (слайд 5, а).

Фигура ребенка с возрастом вытягивается, худеет. Шея и лицо заметно удлиняются, конечности делаются длиннее, туловище, неизменяясь в длине, меняет форму, увеличивается, намечается талия. К 7-летнему возрасту у мальчиков более удлиняются ноги (слайд 5, б).

С возрастом у девочек (с 12-13 лет) расширяются бедра, появляется округлость груди, выявляется талия. У мальчиков с 13-14 лет расширяются плечи, а таз зрительно становится уже, поэтому талия выделятся четко. Конечности, особенно ноги, удлиняются (слайд 5, в).

Фигура подростков 14-16 лет приближается по пропорциям к фигуре взрослого человека, но в этот возрастной период у подростков ощущается угловатость: туловище короткое, руки, ноги и шея длинные. Но осанка тела правильная, фигура подростка кажется стройнее и легче фигуры взрослого человека (слайд 6).

С возрастом изменяются все размеры частей тела. Голова за весь период роста увеличивается в два раза, туловище – в три руки – в четыре, ноги – в пять, шея - в семь раз.

Рисование фигуры с применением модульных схем.

Рисовать одежду нужно так, чтобы под ней чувствовалась фигура человека, учитывалась ее пропорции и формы. При рисовании моделей одежды проще и удобнее пользоваться каноном, где за модуль берется высота головы, которая укладывается в высоте фигуры восемь раз (слайд 7).

При рисовании фигуры проводится вертикаль на бумаге, это ориентир необходимый на первой стадии рисунка, чтобы выявить взаимоположение основных форм тела.

И так: Определяем композиционное расположение рисунка на листе бумаги, намечаем его высоту засечками, проводим вертикальную линию, делим ее на восемь частей.

В пределах первого модуля расположится голова, затем на следующем делении будет линия груди (от подбородка). От линии груди намечаем линию талии – линию бедер- середину бедра – линию нижней границе коленной чашечки. От колен пройдет линия средины голени, от средины голени – основание стопы.

Линия плеч пройдет ниже подбородка на одну треть модуля. Ширина плечевого пояса равна двум модулям, ширина шеи – половине модуля. Ширина талии равна одному модулю. Ширина бедер графически (по схеме) определяется так: если соединить точки плеча и талии, из точек пересечения полученной линии с линией груди провести вертикальную линию, получится ось симметрии. По обе стороны от оси симметрии и определяют ширину бедер.

Для изображения конечностей необходимо знать пропорции плеча, предплечья, кисти, голени, стопы, их разметку и построение.

Ширина голени определяется формой икроножной мышцы.

При рисовании стопы необходимо учесть, что высота ее будет равна одной трети модуля, или одной пятой от половины высоты ноги; ширина у лодыжек одна треть модуля, ширина по фалангам пальцев – около трети модуля. В эскизах моделей фигуру обычно изображают в обуви.

Положение рук бывает различно. Одна рука бывает опущена, другая согнута в локте и т.д. По намеченной схеме плечевого пояса (при делении плеча на четыре части) получаем все необходимые параметры для изображения торса.

По намеченной схеме (слайд 7) определяем наклон плеча.

Через крайнюю точку ширины плеча проведем вертикальную линию на линию талии. Таким образом, получим положение локтевого сустава. Когда через крайнюю точку линии груди опустим вертикаль до линии талии, будем иметь направление руки от плечевого пояса до локтевого сустава.

Как известно из анатомического строения руки, она имеет как бы три рычага: направляющие плечевые кости, предплечье и кисти рук. Плечевая часть будет длиннее предплечья, предплечье длиннее кисти. Кисть составляет приблизительно две трети длины предплечья или три четверти модуля. Длина пальцев составляет половину общей длины кисти. Опущенная рука достигает середины бедра. Локоть согнутой руки приходит на линию талии. Чтобы найти положение локтевого сустава согнутой руки, нужно из середины плеча расстоянием, равным до линии талии, провести дугу, пределах которой будет находиться, локотьсогнутой руки.

Мы с вами познакомились с пропорциями тела человека, модульными схемами изображения человека, и теперь, на основе полученных знаний выполним практическую работу.

4. Практическая работа.

Выполнение эскиза фигуры человека с использованием модульных систем.

5. Подведение итогов и анализ занятия.

Выставка работ учащихся.

Обсуждение работ и поощрение лучших.

II. Разработка эскизов моделей одежды (2 занятие).

Группа: 2 год обучения “Школы домашних ремесел “Искусница” (12-13 лет). Курс “Изобразительное искусство”.

Тема занятия: “Разработка эскиза модели одежды”.

Тип занятия:комбинированое.

Форма занятия: творческая мастерская.

Цели: Выполнение эскиза модели одежды в технике коллаж.

Задачи.

  • Познакомить с условностями в рисовании моделей одежды.
  • Познакомить со средствами и приемами эскизирования.
  • Развивать образное и конструктивное мышление.
  • Воспитывать самостоятельность при выполнении практического задания.

Оборудование.

  • ПК, проектор.
  • Презентация: “Выполнение эскиза моделей одежды”.
  • Материалы: бумага, карандаш, резинка, клей, ножницы, различные полиграфические журналы.

План занятия.

1. Организационная часть занятия.

2. Объявление темы и постановка цели занятия.

3. Объяснение нового материала. Презентация.

4. Практическая работа.

5. Подведение итогов и анализ занятия.

Ход занятия

1. Организационная часть занятия.

Подготовка средств ТСО, учебных материалов, обучающихся к занятию.

2. Объявление темы и постановка цели занятия.

Мы продолжаем изучение темы“Фигура человека как объект моделирования одежды”. Наше занятие называется “Разработка эскизов моделей одежды”. Для этогомы с вами познакомимся со средствами и приемами эскизирования.

3. Объяснение нового материала. Презентация.

Условность в рисовании моделей.

Просматривая различные журналы мод, можно заметить, что эскизы моделей одежды имеют свое графическое выражение. Рисунок фигуры дан условно, схематично, так как художник, желая подчеркнуть в одежде что-то новое, акцентирует внимание зрителя на костюме (слайд 9).

Рисунок модели одежды должен отвечать основным требованиям (слайд 10):

  1. Быть понятным, чтобы было ясно, как выполнить данную модель, каким должен быть силуэт, какую следует использовать ткань. Обязательно учитывается материал (ткань), из которого должна быть выполнена модель, так как свойства материала влияют на фасон изделия.
  2. Быть эстетически привлекательным, для привлечения внимания. Хорошее исполнение рисунка отличается гармоничностью очертаний, правильностью в сочетании тонов, верным соотношением линий.
  3. Передавать истинные пропорции модели одежды, а также ее конструкцию, что позволяет определить способ изготовления.

Средства и приемы эскизирования.

Эскиз, прежде всего, должен рассказать зрителю о самом костюме, продемонстрировать определенную модную линию, поэтому второстепенными здесь являются подробности анатомического строения тела человека. Чтобы сделать образ модели более выразительным, а концепцию более ясной, в эскизе зачастую при рисовании фигуры изменяются ее пропорции (например, удлиняются ноги и фигура в целом, уменьшается величина головы и т.д.)

В эскизе фигура человека изображается в таком положении, которое наиболее выгодно преподносит костюм, а это, как правило, статичные е сложные позы и является – результатом работы художника по представлению.

При всем разнообразии приемов и способов создания эскиза модели одежды основным средством является линия. Живая, выразительная линия не только привлекает внимание к форме костюма, но и помогает полнее раскрыть образ создаваемой модели. Линии в зависимости от пластического характера и направления несут свою образно-эмоциональную нагрузку, оказывая эмоциональное воздействие на зрителя(слайд 11).

Замкнутые линии образуют внутри себя пятно. Таким образом, пятном называется часть плоскости, ограниченная замкнутой линией. Можно дать еще и такое определение: пятно – это след движения линии на плоскости.

Точка, линия, пятно – это графические элементы, позволяющие создать любое изображение

В эскизной графике существует еще понятие “графическая фактура”, которое означает способ заполнения поверхности изобразительного листа различными графическими знаками. По способу изображения рисунка и его элементов графические фактуры бывают: линеарные, пятовые, линеарно – пятновые (слайд 12).

Графические фактуры влияют на образ выполняемого эскиза .

Традиционной эскизной техникой в создании модели одежды, является акварель, гуашь. В эскизной графике акварель часто сочетается с рисунком тушью и пером, являясь цветовой “подкладкой”, по которой выполняется прорисовка. Гуашь по своей фактуре более потная, укрывистая. Для выполнения эскизов в гуашевой технике хорошо подходит картон (слайд 13, 14).

Очень интересные костюмные эскизы можно выполнять без традиционного рисования тушью, карандашами, фломастерами, красками. Это могут использоваться цветная бумага, картон, имеющие разнообразную фактуру, цвет. Такой прием изображения называется коллаж. Это слово французского происхождения и буквально означает “наклеивание”.

Использование техники коллажа с успехом, может применяться в эскизировании моделей одежды. При этом на изобразительную плоскость могут наклеиваться самые разные материалы. Чаще всего это разнообразные виды бумаги: цветная, однородно окрашенная, созданная полиграфическим способом, т.е. вырезки из газет и журналов, а также созданная путем окрашивания акварелью, гуашью обычной белой бумаги. Так же при выполнении коллажей могут использоваться фольга, ткань, кожа, мех и т.д. (слайд 15).

Используя прием коллажа, можно создать эскиз, который дает полное представление об общих пропорциях и членениях формы, о цветовых и тональных отношениях композиции, об образе изображенного костюма.

Техника коллажа дает возможность, не отвлекаясь на мелкие детали, изображать крупные пятна основных элементов создаваемой модели одежды, приводя к упрощенной геометрической форме. Также коллажи обладают яркой, особой выразительностью, достаточно легки в исполнении, что можно увидеть, на примерах, ранее выполненных работ воспитанников (слайды 16, 17, 18, 19, 20, 21).

Мы с вами познакомились с пропорциями тела человека, со способами использования конструктивных схем для его изображения, с графическими средствами и приемами эскизирования моделей одежды.

Теперь мы с вами выполним практическую работу по созданию модели одежды в технике исполнения коллаж.

5. Практическая работа.

Выполнение эскиза модели одежды в технике коллаж, с использованием эскиза фигуры человека, выполненного на предыдущем занятии.

6. Подведение итогов.

Выставка работ учащихся.

Обсуждение работ и поощрение лучших.

Список используемой литературы.

  1. Бердник Т.О., Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. Р-н/Д., 2001.
  2. Букина Р.М., Черчение и специальное рисование.М., 1975.
  3. Неменский Б.М., Педагогика искусства. М., 2007.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

САЙТ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ ПРОСТО КЛАСС!!!                 

Построение рисунка фигуры человека - ДЛЯ ТИНЭДЖЕРОВ

В одной из предыдущих статей я рассмотрел пропорции фигуры человека. Сейчас я попробую подробно разобрать, какие подходы можно использовать при построении этой самой фигуры, потому что знание одних только пропорций не всегда может помочь начинающему художнику.

Все приемы, которые будут рассмотрены, основаны на принципе комбинирования. Т.е. выделяются основные блоки и составляющие, а потом из них формируется изображение. Иногда такой подход называется композицией. Этот термин я здесь использовать не буду по той причине, что под композицией в классическом рисовании понимается нечто другое. Сразу хочу сказать, что все приводимые здесь рекомендации не являются аксиомой, и вы можете разработать свой собственный подход, я лишь поделюсь теми знаниями, к которым пришел сам.

В чем же состоит этот самый принцип комбинирования? Художнику, особенно начинающему, бывает сложно взять и представить всю фигуру целиком. Самой распространенной ошибкой является то, что начинают рисовать объект (и это относится не только к человеку) таким, как он есть. Т.е. проводят линии, ограничивающие тело от окружающего пространства: вот идет макушка, затем она переходит в ухо, подбородок, шею, плечо и т.д. В результате получается что-то несуразное - пропорции не выдержаны, симметрия не соблюдается, поза потеряна. Что бы этого избежать, предмет рисования можно разбить на составляющие элементы, блоки, а затем из них построить каркас, добившись, таким образом, соблюдения пропорций и баланса. После того, как общая модель построена, начинается уточнение и прорисовка деталей. Хочу заметить, что даже достаточно опытные художники пользуются этим методом, что бы поймать позу того, кого рисуют. Если посмотреть на эскизы Леонардо Да Винчи можно увидеть, что вначале строился каркас рисунка, а потом он уже обрастал деталями.

При анализе человеческой фигуры можно выделить следующие основные блоки: туловище (цилиндрическая или яйцевидная, шарообразная форма), таз (шарообразная форма), голова (яйцевидная форма), руки и ноги (конус или цилиндр) и суставы (шар, яйцо).

Теперь давайте попробуем нарисовать человека спереди (самый, наверное, простой вид), пользуясь приемом комбинирования, а затем уже рассмотрим более сложные ракурсы.

Построение фигуры человека

Отметьте две точки - низ и верх фигуры, проведите между ними вертикальную линию, которая будет обозначать центр по горизонтали. Проведите нижнюю и верхнюю линии (это не обязательно, но иногда это немного помогает).

Построение фигуры человека

Нанесите разметку (разделите на восемь равных частей, как в статье по пропорциям фигуры человека). Не стесняйтесь поначалу пользоваться линейкой. Ваша задача - научить ваш мозг правильным пропорциям, таким, какие они есть, а не таким как ему представляется.

Построение фигуры человека

Нарисуйте овал, обозначающий туловище и круг, соответствующий тазу. На них, для облегчения, можно черкнуть два центральных креста. Особенно это полезно, когда будете пытаться построить более сложный ракурс - сразу становится видно направление.

Построение фигуры человека

Теперь можно обозначить голову и ноги. Сильно прорисовывать не надо - ведь это всего лишь макет.

Построение фигуры человека

Проведя линии, соединяющую соски и пупок, получим точку ключицы, от которой можно рисовать руки.

Построение фигуры человека Построение фигуры человека

Если хочется, можно более подробно очертить мускулатуру. Но я бы этого не советовал до тех пор, пока вы не начнете легко рисовать различные позы с разных ракурсов. Самое главное, вы должны научиться строить делать набросок манекена быстро и легко.

Построение фигуры человека Построение фигуры человека

Вид макета (манекена, "болванчика") вы можете выбрать тот, который вам удобней и больше нравится. Он может состоять только из одних линий-палочек, соединенных шариками-шарнирами суставов. Для рисования туловища может использоваться квадрат или треугольник. Можно строить и более сложную форму туловища. Таз очень удобно изображать, используя два соединенных между собой диска. В качестве туловища я использую шар или эллипсоид по той причине, что его наиболее просто размещать в пространстве - достаточно нарисовать окружность, а потом провести направляющий крест. Очень полезно бывает, используя шары, выделять сочленения: колени, локти, плечи.

Конкретные позы. Что бы рисунок выглядел более живым, а поза более естественной, используется такой прием как "линия движения". Под линией движения понимается некоторая дуга, обозначающая основной вектор всего рисунка. Обычно она одна, иногда используется две. Такой подход задает движению и позе направление, появляется устремленность. Особенно часто линия движения используется в анимации. Стоит обратить внимание на то, что и для статичных поз она тоже может задействоваться.

Построение фигуры человека

Нарисуем более интересную позу, используя макет. Начнем с линии движения.

Построение фигуры человека

Вначале, как и раньше, нарисуйте туловище и таз. Они как бы нанизываются на линию движения.

Построение фигуры человека

Обозначьте направляющие кресты, и фигура сразу приобретет направление. Кроме того, я обычно еще немного "срезаю" бока.

Построение фигуры человека

Нарисуйте голову и ноги. Для обозначения направления лица так же можно поставить крест.

Построение фигуры человека

Осталось только руки.

Построение фигуры человека

Не бойтесь нарисовать что-то не так - всегда есть возможность перерисовать. Даже опытные художники делают не один набросок для того, что бы поймать нужную позу. Пробуйте на одном макете разные расположения рук и ног, а потом выбирайте тот, который вам больше понравится. Если один раз вы поймаете позу, то потом перерисовать ее так, что бы поверх нее нарисовать всего персонажа будет не сложно. Кроме того, всегда можно воспользоваться калькой или доской с подсветкой (один популярный у американских художников инструмент) для того, что бы рисовать поверх готовой формы.

Теперь несколько слов по поводу того, как сделать макет более проработанным. После того, как вы нарисовали каркас можно его "наполнить массой". Вначале я обычно рисую бока и делю направляющие для таза. После этого, прорисовываю основание ног (тазовая область) и колени. Дальше рисую шею, грудь и плечи. Осталось только дорисовать все остальное. Сильного внимания анатомии здесь уделять не надо. Главное - поймать форму и движение.

www.prosto-klass.ru

Пропорции тела человека | КОНСТРУИРУЕМ ОДЕЖДУ

При проектировании одежды любого вида большое внимание уделяется фактору подбора гармоничных пропорций изделий, формирующих костюм, а также их эстетическому соответствию пропорциям тела человека с учётом особенностей его телосложения.

По характеру пропорций отдельных частей тела отличают три основных типа телосложения человека:

  • долихоморфный – характеризуется узким относительно коротким туловищем и длинными конечностями,
  • брахиморфный – характеризуется относительно широким и длинным туловищем и короткими конечностями,
  • мезоморфный – занимающий среднее положение между долихоморфным и мезоморфным, характерен для фигур нормального типового телосложения.

Соотношение частей тела к росту для женщин наиболее часто встречающегося  среди населения мезоморфного типа, выраженное в процентах по отношению к росту, следующее:

  • голова              13%
  • шея                   3%
  • туловище         33%,
  • рука                  44%
  • нога                  51%
  • ширина плеч   21%
  • ширина таза    21%

 

Изучение соотношений частей тела человека с ростом и между собой  необходимо проектировщику  для решения задач  подбора рациональных пропорций одежды так, чтобы представить  фигуру человека в наиболее выгодном виде. Для этого на этапе эскизного проектирования  принято использовать различные каноны или схемы построения фигуры человека.

Почти  все выработанные каноны сводятся к установлению зависимости отдельных частей тела человека от условно взятой постоянной величины, или модуля. Изображения человека кажутся красивыми, если независимо от масштаба в них сохранены правильные пропорции. Эти пропорции выражены в числовых значениях или геометрическими схемами, в которых задаётся представление о размерах отдельных частей  тела по отношению ко всей фигуре. Правильное и вместе с тем типичное членение фигуры человека, служащее образцом гармоничного представления, называется каноном.

Наиболее простым и распространенным является канон, в котором в качестве модуля выбирается высота головы. В таком случае для человека до­лихоморфного типа рост будет равняться 8 модулям, мезоморфного типа—7,5 модулям, брахиморфного типа—7 моду­лям. На рисунке приведен канон построения фигуры человека, модулем которой служит высота головы.

Как видно из рисунка:

  • ширина плеч равна 1,5 модулям,
  •  расстоя­ние между центрами грудных желез— 1 модулю,
  •  ширина таза— 1,5 модулям,
  • ширина талии—1 модулю,
  • положение талии—3 мо­дулям,
  • положение локтевого  сгиба руки—3 модулям,
  • положение лобка—4 модулям,
  • положение низа колена (чашечки)—6 модулям,
  • поло­жение низа голени—7 модулям,
  • положение стопы—7,5 модулям.

Определенный интерес представляет канон, основанный на пра­вилах «золотого сечения». Закон «золотого сечения» сводится к тому, что при делении целого на две неравные части, целое так относится к большей части, как большая часть—к меньшей. Если целое— а, большая часть— в, меньшая часть— с, то а : в = в : с.

Пользуясь принципом золотого сечения, можно создавать в композиции костюма наибо­лее совершенные пропорции и устанавливать ор­ганичную связь между целым и его частями.

Однако пропорции одежды теряют всякий смысл, если они не увязаны с человеком. Поэто­му соотношение деталей костюма определяется особенностями фигуры, её собственными пропорциями.

 

Конечно же, какой бы канон не брался за образец, на практике мно­гие художники-модельеры и  конструкторы одежды допускают отступления от этих канонов. Каноны, как правило, стремятся установить классический тип сложения тела, но фигуры человека различны в зависимости от возрастных, национальных и других признаков. К тому же, изменения модных тенденций и творческий подход дизайнеров к самовыражению через свои «произведения» очень часто приводит к отступлению от установленных канонов.

Хотите постоянно быть в курсе новинок сайта?Подписывайтесь на новые статьи!

Также можно прочитать:

wellconstruction.ru


Смотрите также