Дети перестройки: чем мы занимались на уроках. На уроке рисования среди девочек


Чем мы занимались на уроках (36 фото)

Предлагаю вспомнить, чем мы себя развлекали на уроках в школе. Понятно, что многие из вас сейчас скажут: "На уроках мы учились...". Не верю :)Игры в тетради1. Самой распространённой и любимой тетрадной игрой всех времён был и остаётся "Морской бой":дети перестройки, игры,

2. Еще одна добрая, детская, интеллектуальная игра "Виселица":

дети перестройки, игры,

Один из игроков загадывает слово - пишет на бумаге первую и последнюю букву слова и отмечает места для остальных букв. Рисуется виселица с петлёй. Второй игрок предлагает букву, которая может входить в это слово. Если такая буква есть в слове, то первый игрок пишет её над соответствующими этой букве чертами — столько раз, сколько она встречается в слове. Если такой буквы нет, то к виселице добавляется круг в петле, изображающий голову. Второй игрок продолжает отгадывать буквы до тех пор, пока не отгадает всё слово. За каждый неправильный ответ первый игрок добавляет одну часть туловища к виселице. Если туловище в виселице нарисовано полностью, то отгадывающий игрок проигрывает, считается повешенным. Если игроку удаётся угадать слово, он выигрывает и может загадывать слово.Скольких же мы повесили....

3. Отличная стратегическая игра "Точки":

дети перестройки, игры,

Игра для двух человек - для тебя и соседа по парте. Задача - окружить точками своего цвета точки противника. Соперники по очереди ставят точки на пересечении линий листа в клетку, каждый своим цветом. При создании непрерывной (по вертикали, горизонтали, диагонали) замкнутой линии образуется область. Если внутри неё есть точки противника (при этом могут быть пункты, не занятые чьими-либо точками), то это считается областью окружения, в которую далее запрещено ставить точку любому из игроков. Если точек соперника нет, то область свободная и в неё можно ставить точки.

4. Классика жанра - "Крестики-нолики":

дети перестройки, игры,

Если урок сильно скучный и длинный, то есть вариант другой:

дети перестройки, игры,

У меня все обложки тетради, промокашки и черновики были исписаны "крестиками-ноликами" :)

дети перестройки, игры,

А вы помните промокашки? Такие классные, мягкие, приятные на ощупь. Я всегда любил рисовать на них всякую фигню.

5. Но самой увлекательной игрой на двоих были "Танчики"! Это был наш World of Tanks!

дети перестройки, игры,дети перестройки, игры,

Из середины тетради вырывался двойной лист и рисовались танчики на каждой половине поля боя. Во время своего хода игрок рисовал ручкой на конце дула своего танка жирную точку, складывал лист по сгибу, и с обратной стороны рисовал такую же точку на том месте, где было видно след от "выстрела". В итоге на поле противника оставался чернильный отпечаток точки. Если он попадал на танк противника, то тот считался убитым.Танки можно было подрисовывать по ходу игры.

6. Когда твой сосед по парте болел, то в одиночестве можно было занять себя рисованием "косичек" на полях тетради:

дети перестройки, игры,

"Косички" могли быть двойными, тройными, четверными и т.д. Обычно этим баловались в старших классах, когда родители уже не заглядывали в тетради и их не сдавали на проверку...

7. Рисование полей в тетради.

дети перестройки, игры,

Когда "жертва доски" в начале урока уже выбрана и отвечает, можно занять себя рисованием полей в тетради. Тетради без полей были примерно равны невыстиранным носкам и непричёсанной голове. 4 клетки от края, красная ручка.... шшииииир... следующий лист.....

8. Когда поля уже все отчерчены, косички нарисованы, игры сыграны, то в ход можно пустить классную офицерскую линейку:

дети перестройки, игры,

Это был наш Paint Brush.Разнообразные комбинации значков, их пересечения, штриховки, закраски и т.д. Огромное поле для фантазий!

9. Монетки на пирожки и обеды тоже могли пойти в ход.

дети перестройки, игры,дети перестройки, игры,

Особенно крутые отпечатки получались от торца карандаша KOH-I-NOOR - у него была там такая желтая лакировка.

10. Тетрадь была не только нашим неисчерпаемым источником вдохновения, но и полезным кладезем информации:

дети перестройки, игры,

Кто учил "Клятву пионеров" по тетради?

А Гимн Советского Союза?

дети перестройки, игры,

А таблицу умножения и метрическую систему мер?

дети перестройки, игры,

ПоделкиТетрадь научила нас не только правописанию и математике, но и основам оригами:

Поделки Тетрадь научила нас не только правописанию и математике, но и основам оригами:

дети перестройки, игры,

Первый раз BMW я видел именно в таком виде:

Мы были судостроителями...

дети перестройки, игры,

Или такое:

дети перестройки, игры,

Или такое:

дети перестройки, игры,

С водой, на перемене, с пролёта лестницы, на идущих на обед пятиклассников было прекрасно...

Или на уроке, внезапно, сделать взмах вот этим:

дети перестройки, игры,дети перестройки, игры,

Из тетради можно было сделать ворону-говорушку:

дети перестройки, игры,

Девочки делали рубашки из цветных обложек старых тетрадей

дети перестройки, игры,

Из новых тетрадей - "гадалки" и "секретницы":

дети перестройки, игры,

В каждую складку вкладывался фантик от конфеты или жвачки, вырезки из журналов и открыток. Страницы расписывались узорами и нумеровались. На перемене девочки подходили к мальчикам и просили назвать число наугад. По названному числу открывалась нужная страница, складка открывалась, читалось написанное там предсказание или отдавался фантик, если он там был. Между собой девочки играли в "угадайку", меняясь таким образом содержимым "гадалок".

Еще одно тетрадное увлечение девочек - "Анкеты":

дети перестройки, игры,дети перестройки, игры,

Это было их святыней и прелестью. Можно было на перемене стыбрить у девочки её анкету и побегать вдоволь от неё по рекреации... Это было круче, чем дёрнуть за косичку :)Я до сих пор помню фразу из анкеты сестры: "Один год это - 365 дней, 8760 часов, 525 600 минут...". В общем, всякая девчачья фигня :)

Если ничего делать не хотелось, или получил пару на уроке, то остаток его можно было провести за увлекательнейшим занятием - сверлением стёрки карандашом:

дети перестройки, игры,

Многие мои стёрки имели большие сквозные отверстия и запросто надевались на карандаш... Нет, я не был двоечником :) За все 10 лет школы у меня за четверть было всего 3 или 4 "тройки". :) Просто мне нравилось сверлить стёрки и грызть колпачки ручек - я их "съедал" до основания...

А еще я просто обожал царапать ногтем обложки тетрадей...

дети перестройки, игры,

На ней такие классные дискретные следы остались, кайф.... Это как лопать пупырчатые пакетики.

А еще на уроке можно было складывать разные плохие слова из счётных палочек, что вызывало приглушённое хихиканье соседей по партам :)

дети перестройки, игры,

Перемена! На переменах было множество игр. Почти все они были спортивные - харкание пшеном из стержней, догонялки, жмурки, травля девочек, драки, футбол чьим-то портфелем, "собачки" с дневником очкарика и т.д. Но были среди игр и спокойные. "Чик", к примеру:

дети перестройки, игры,

Нужно было ударить одной монетой по стопке других так, чтобы максимальное количество из них перевернулись. Допустим, если монеты клали "решкой" вверх, то игрок мог забрать себе те монеты, которые после его удара "биткой" переворачивались "орлом" вверх. За эту игру учителя гоняли. Она считалась азартной и на деньги. Вообще, это так и было...

Позже монеты обесценились и сменились другой валютой - вкладышами:

дети перестройки, игры,

Принцип игры тот же - после хлопка ладони по стопке вкладышей, игрок мог забрать те, которые повернулись картинкой вверх. Собственно, поэтому у всех в коллекциях были весьма потрёпанные вкладыши - последствия многочисленных игр.

Ну, про "Камень, ножницы, бумагу" говорить особо нечего.

дети перестройки, игры,

Игра на уроке зачастую приводила к удалению обоих игроков из класса. И лбы были красные после неё... :)

В футбол в школе можно было играть не только мячом, банкой и портфелем. Мы иногда играли в настольный футбол - пенопластовым шариком.

дети перестройки, игры,

Делали (рисовали карандашом) на плоском столе ворота, центр поля и хлопками ладони гоняли лёгкий шарик туда-сюда. Было весело. Игра точно не для урока - слишком эмоциональная :) Кстати, очень хорошо подходит для пляжа летом.

Камушки.

дети перестройки, игры,

Вариантов игры было несколько. Выбрасывали на пол камушки, пальцем загоняли каждый из них между двух других, подбрасывали вверх и ловили тыльной стороной ладони и т.д. Уверен, каждый расскажет о своих правилах.Это всё, что я смог вспомнить. И это точно не полный список. Делитесь воспоминаниями, рассказывайте, чем занимались на уроках (кроме учёбы) и переменах. :) Именно в плане "тихих" игр.

Источник: alexio-marziano.livejournal.com

Ссылки по теме:

fishki.net

Дети перестройки: чем мы занимались на уроках / Писец

Предлагаю вспомнить, чем мы себя развлекали на уроках в школе. Понятно, что многие из вас сейчас скажут: «На уроках мы учились...». Не верю :) Пишнт блоггер alexio-marziano: Нет, конечно же учились, но не всегда же. Я вот помню нудную биологию или никому_не_нужное черчение. Сидеть и слушать нудежь учителя 45 минут мало кому было под силу. Поэтому мы занимали свои руки и разум этим… Игры в тетради 1. Самой распространённой и любимой тетрадной игрой всех времён был и остаётся «Морской бой»: Упражняла логику, предвидение и стратегическое мышление. Помните шёпот по классу: «Е-пять… мимо. Бэ-семь… ранил....»? :) 2. Еще одна добрая, детская, интеллектуальная игра «Виселица»: Один из игроков загадывает слово — пишет на бумаге первую и последнюю букву слова и отмечает места для остальных букв. Рисуется виселица с петлёй. Второй игрок предлагает букву, которая может входить в это слово. Если такая буква есть в слове, то первый игрок пишет её над соответствующими этой букве чертами — столько раз, сколько она встречается в слове. Если такой буквы нет, то к виселице добавляется круг в петле, изображающий голову. Второй игрок продолжает отгадывать буквы до тех пор, пока не отгадает всё слово. За каждый неправильный ответ первый игрок добавляет одну часть туловища к виселице. Если туловище в виселице нарисовано полностью, то отгадывающий игрок проигрывает, считается повешенным. Если игроку удаётся угадать слово, он выигрывает и может загадывать слово. Скольких же мы повесили… 3. Отличная стратегическая игра «Точки»: Игра для двух человек — для тебя и соседа по парте. Задача — окружить точками своего цвета точки противника. Соперники по очереди ставят точки на пересечении линий листа в клетку, каждый своим цветом. При создании непрерывной (по вертикали, горизонтали, диагонали) замкнутой линии образуется область. Если внутри неё есть точки противника (при этом могут быть пункты, не занятые чьими-либо точками), то это считается областью окружения, в которую далее запрещено ставить точку любому из игроков. Если точек соперника нет, то область свободная и в неё можно ставить точки. 4. «Балда». В центре поля пишется какое-нибудь слово из пяти букв, обычно БАЛДА, и игроки по очереди приписывают в соседних клетках буквы. Во время своего хода игрок должен подставить на игровое поле букву так, чтобы она располагалась в клетке, смежной уже заполненным клеткам по горизонтали или по вертикали. Иными словами, слева, справа, сверху или снизу относительно уже заполненных клеток. После этого необходимо составить слово с использованием установленной буквы. У кого количество букв всех придуманных слов будет больше в итоге, тот и победил. 5. Классика жанра — «Крестики-нолики»: Если урок сильно скучный и длинный, то есть вариант другой: У меня все обложки тетради, промокашки и черновики были исписаны «крестиками-ноликами» :) А вы помните промокашки? Такие классные, мягкие, приятные на ощупь. Я всегда любил рисовать на них всякую фигню. 6. Но самой увлекательной игрой на двоих были «Танчики»! Это был наш World of Tanks! Из середины тетради вырывался двойной лист и рисовались танчики на каждой половине поля боя. Во время своего хода игрок рисовал ручкой на конце дула своего танка жирную точку, складывал лист по сгибу, и с обратной стороны рисовал такую же точку на том месте, где было видно след от «выстрела». В итоге на поле противника оставался чернильный отпечаток точки. Если он попадал на танк противника, то тот считался убитым. Танки можно было подрисовывать по ходу игры. 7. Когда твой сосед по парте болел, то в одиночестве можно было занять себя рисованием «косичек» на полях тетради: «Косички» могли быть двойными, тройными, четверными и т.д. Обычно этим баловались в старших классах, когда родители уже не заглядывали в тетради и их не сдавали на проверку… 8. Рисование полей в тетради. Когда «жертва доски» в начале урока уже выбрана и отвечает, можно занять себя рисованием полей в тетради. Тетради без полей были примерно равны невыстиранным носкам и непричёсанной голове. 4 клетки от края, красная ручка… шшииииир… следующий лист… 9. Когда поля уже все отчерчены, косички нарисованы, игры сыграны, то в ход можно пустить классную офицерскую линейку: Это был наш Paint Brush. Разнообразные комбинации значков, их пересечения, штриховки, закраски и т.д. Огромное поле для фантазий! 10. Монетки на пирожки и обеды тоже могли пойти в ход. Особенно крутые отпечатки получались от торца карандаша KOH-I-NOOR — у него была там такая желтая лакировка. 11. Тетрадь была не только нашим неисчерпаемым источником вдохновения, но и полезным кладезем информации: Кто учил «Клятву пионеров» по тетради? А Гимн Советского Союза? А таблицу умножения и метрическую систему мер? Поделки Тетрадь научила нас не только правописанию и математике, но и основам оригами: 12. Первый раз BMW я видел именно в таком виде:

13. Таких лебедей мы делали всем классом после прочтения рассказа про девочку из Хиросимы и бумажных журавликов:

14. Мы были судостроителями…

15. И умели строить самолеты:

16. Мы любили оружие. И оно было такое:

17. Или такое:

18. Или такое:

С водой, на перемене, с пролёта лестницы, на идущих на обед пятиклассников было прекрасно… 19. Или на уроке, внезапно, сделать взмах вот этим:

20. Из тетради можно было сделать ворону-говорушку:

И раскрасить её фломастерами:

21. Девочки делали рубашки из цветных обложек старых тетрадей

22. Из новых тетрадей — «гадалки» и «секретницы»:

В каждую складку вкладывался фантик от конфеты или жвачки, вырезки из журналов и открыток. Страницы расписывались узорами и нумеровались. На перемене девочки подходили к мальчикам и просили назвать число наугад. По названному числу открывалась нужная страница, складка открывалась, читалось написанное там предсказание или отдавался фантик, если он там был. Между собой девочки играли в «угадайку», меняясь таким образом содержимым «гадалок». 23. Еще одно тетрадное увлечение девочек — «Анкеты»: Это было их святыней и прелестью. Можно было на перемене стыбрить у девочки её анкету и побегать вдоволь от неё по рекреации… Это было круче, чем дёрнуть за косичку :) Я до сих пор помню фразу из анкеты сестры: «Один год это — 365 дней, 8760 часов, 525 600 минут...». В общем, всякая девчачья фигня :) 24. Если ничего делать не хотелось, или получил пару на уроке, то остаток его можно было провести за увлекательнейшим занятием — сверлением стёрки карандашом: Многие мои стёрки имели большие сквозные отверстия и запросто надевались на карандаш… Нет, я не был двоечником :) За все 10 лет школы у меня за четверть было всего 3 или 4 «тройки». :) Просто мне нравилось сверлить стёрки и грызть колпачки ручек — я их «съедал» до основания… 25. А еще я просто обожал царапать ногтем обложки тетрадей… На ней такие классные дискретные следы остались, кайф… Это как лопать пупырчатые пакетики. 26. А еще на уроке можно было складывать разные плохие слова из счётных палочек, что вызывало приглушённое хихиканье соседей по партам :) Перемена! 27. На переменах было множество игр. Почти все они были спортивные — харкание пшеном из стержней, догонялки, жмурки, травля девочек, драки, футбол чьим-то портфелем, «собачки» с дневником очкарика и т.д. Но были среди игр и спокойные.«Чик», к примеру: Нужно было ударить одной монетой по стопке других так, чтобы максимальное количество из них перевернулись. Допустим, если монеты клали «решкой» вверх, то игрок мог забрать себе те монеты, которые после его удара «биткой» переворачивались «орлом» вверх. За эту игру учителя гоняли. Она считалась азартной и на деньги. Вообще, это так и было… 28. Позже монеты обесценились и сменились другой валютой — вкладышами: Принцип игры тот же — после хлопка ладони по стопке вкладышей, игрок мог забрать те, которые повернулись картинкой вверх. Собственно, поэтому у всех в коллекциях были весьма потрёпанные вкладыши — последствия многочисленных игр. 29. Ну, про «Камень, ножницы, бумагу» говорить особо нечего. Игра на уроке зачастую приводила к удалению обоих игроков из класса. И лбы были красные после неё… :) 30. В футбол в школе можно было играть не только мячом, банкой и портфелем. Мы иногда играли в настольный футбол — пенопластовым шариком. Делали (рисовали карандашом) на плоском столе ворота, центр поля и хлопками ладони гоняли лёгкий шарик туда-сюда. Было весело. Игра точно не для урока — слишком эмоциональная :) Кстати, очень хорошо подходит для пляжа летом. 31. «Камушки». Вариантов игры было несколько. Выбрасывали на пол камушки, пальцем загоняли каждый из них между двух других, подбрасывали вверх и ловили тыльной стороной ладони и т.д. Уверен, каждый расскажет о своих правилах. Это всё, что я смог вспомнить. И это точно не полный список. Делитесь воспоминаниями, рассказывайте, чем занимались на уроках (кроме учёбы) и переменах. :) Именно в плане «тихих» игр.

pisez.com

Художница Виктория Ломаско об уроках рисования в детской колонии

В начале февраля я возобновила уроки рисования в детских колониях. На этот раз правозащитницы из Центра содействия реформе уголовного правосудия позвали меня с собой в трёхдневную поездку в Новооскольскую девичью колонию: они проводили социальные и психологические консультации для воспитанниц, а я, как всегда, учила рисовать.Прошлый раз в Новооскольской колонии я была в 2011 году с мастер-классом «Портрет в документальном комиксе», здесь можно посмотреть картинки http://soglyadatay.livejournal.com/106912.htmlПотом колония закрылась на ремонт – также как и в других детских колониях, большие спальни на 20-30 человек перестраивались в комнатки на 4 человека. Воспитанниц на это время перевезли в Рязанскую девичью колонию, и мы навещали их там.

Новый Оскол – маленький городок на границе с Украиной, добираться туда на поезде около 12 часов. На перроне Павелецкого вокзала еще издали узнала своих правозащитниц – вокруг них радиусами расходились пакеты, коробки, сумки, узлы, чемоданы, набитые передачами и одеждой для девочек. Не так-то легко было затащить эти баулы в наше купе. Я давно не виделась с правозащитницами, и теперь особенно бросалось в глаза, насколько у них усталые лица. Эти немолодые женщины много лет выполняют крайне тяжелую социальную работу, не получая ни нормальной зарплаты, ни внимания.

В тот день, до поезда, я успела поучаствовать в московском митинге в поддержку «узников 6 мая». На митинге, несмотря на промозглый ветер, вполне можно было продержаться часа два. Мы со Златой Понировской, как кураторы проекта «Рисуем суд» вышли с фирменными плакатами и норовили попасть на прицел фоторепортеров. Постоянно встречались знакомые, все улыбались, обнимались и фотографировались. Протестные фото можно было полайкать в соцсетях. Теперь, вглядываясь в лица правозащитниц, я думала: «Да, настоящая социальная работа она такая – рутинная, обыденная, не замечаемая обществом. До изнурения. Без лайков».

Длинной дорогой мы успели поговорить о многом, в том числе и о Pussy Riot. Не так давно в Сахаровском центре прошел вечер памяти Валерия Абрамкина, основателя Центра содействия реформе уголовного правосудия, среди выступающих гостей были Надя Толоконникова и Маша Алехина. Я стала расспрашивать правозащитниц, ранее равнодушных к Pussy Riot, об их впечатлениях от Нади и Маши.– Они – очень хорошие люди! Молодцы! За считанные месяцы сделали больше, чем все правозащитники вместе взятые. Отсидев срок, Надя и Маша, теперь прекрасно понимают, как устроена тюремная система. Но понимают многие. Главное, что при этом, Надя и Маша – медийные фигуры. Благодаря огромному вниманию прессы и общественности им легче добиться изменений в российских тюрьмах.Этот разговор стал для меня еще одним подтверждением давней мысли, что социальное искусство несостоятельно без социальной работы, но не тождественно ей. Социальный художник не может быть голословен, ему необходимо погрузиться в среду, о которой он хочет рассказывать, а также учиться взаимодействовать с людьми – внимательно слушать их, понимать, в чем может состоять помощь. Голоса реальных персонажей художник должен доносить до зрителя без искажений.Но после этого тяжелого труда, художнику надо вынырнуть на поверхность. И рассказать о приобретенном опыте эмоциональным, выразительным, драйвовым языком. Невозможно привлечь даже минимальное внимание к проблеме, все время, находясь только на уровне рутинной работы. Социальному художнику важно обладать медийностью.

День первый. Урок «Шаблон и Образ» (краткий конспект)

Введение

– Давайте перечислим, что может нарисовать художник?Объединим это в категории – жанры.

Определение жанрам изобразительного искусства.Основные: портрет, натюрморт, пейзаж.

Задание N1

Все участницы занятия рисуют по одному портрету, натюрморту и пейзажу на маленьких листочках открыточного формата.7 мин.

Вместе анализируем, какие шаблоны/общепринятые схематические значки всплывают почти на всех рисунках. Например, из рисунка в рисунок кочуют солнышко с лучиками, птицы-галочки, кувшин с яблоком, цветы-ромашки, человечек-огуречек и прочие полуиероглифы.

По сравнению с мальчишеской Можайской колонией, где на таком же упражнении-разогреве воспитанники нарисовали совсем схематические шаблоны, здесь некоторые участницы сделали интересные рисунки.

– Почему маленькие дети не боятся рисовать любой сюжет, а взрослые начинают бояться: «Я не знаю, как это нарисовать. Покажите, как надо». А кто знает, как надо?– Нужны ли зрителю значки-шаблоны?– Что приобретает человек, который воспроизводит общепринятые схемы изображения разных предметов?– Какое побуждение заставляет рисовать настоящего художника?

Анализ репродукций

Вспомогательные вопросы для натюрморта

- Кому могут принадлежать эти вещи?- Что объединяет предметы, собранные в группу? Какие предметы можно было бы добавить в этот натюрморт, а какие бы разрушили общее настроение?- В каком пространстве находятся предметы?- Можно ли определить время суток? Время года?- Из каких материалов сделаны предметы?- Они старые или новые?- Какой предмет в композиции главный?- Какое чувство от этих вещей? Ими хочется владеть, любоваться или они производят отталкивающее впечатление?- О каких событиях может напоминать этот натюрморт?

Вспомогательные вопросы для пейзажа

- Какое настроение выражает пейзаж?- Какое время года?- Какое время дня?- Где находится изображенная местность? (страна, город)- Присутствуют ли в пейзаже люди? Чем они заняты? Какие бы люди могли жить в этом пейзаже?- Что главное в изображенном пейзаже?

Вспомогательные вопросы для портрета

- Кто изображен? (пол, возраст)- Социальное положение (беден, богат, профессия)- Как одет?- Какие у человека жесты, поза?- В каком он настроении?- Если бы это был ваш попутчик в поезде, какую бы характеристику вы ему дали по первому впечатлению?- Где человек находится?- Какие предметы его окружают?

Задание N2

Участницы по очереди называют какую-то черту, дополняя образ персонажа. Одновременно рисуют, каждая на своем листе.

В образе все черты связаны – стоит назвать одну черту, как к ней хочется прибавить и вторую, третью… Например, к «остренькому носику» напрашиваются «хитренькие глазки» и «тщедушное тело». К «развалившемуся на диване» напрашивается «самодовольное лицо», «расстегнутый пиджак», «массивное кольцо на пальце».

Вначале мы вместе придумали «наглого, толстого, уши пельменями, с двойным подбородком».

«Робкая девочка на краешке стула»

«Европейская пенсионерка, уверенная и модная, со своей собачкой»

Определения и сравнение познавательного и образного рисования

– В чем разница между рисунками из учебников и самостоятельной графикой? Какие цели ставили перед собой художники?

Достоинства познавательного рисунка – детальность, описательность, достоверность, передача информации. Такие рисунки часто заменяют собой фотографию. Личный стиль и личное сообщение художника отсутствуют.

В образной самостоятельной графике главное для художника – эмоциональная передача своих чувств, мыслей, впечатлений.

Рисунки, графика часто связаны с текстом.Познавательное изображение = сухая пояснительная подпись.Образный рисунок = художественный текст.

Средства, которыми создается образ, в художественных рисунке и тексте частично совпадают. Например, и там, и там используются метафора и гротеск.

Задание N3

Маленькое описание любого образа и иллюстрация к собственному тексту. Разворот А4.

Элеонора К.

Дерево, которое смогло…

Была буря, очень сильная буря. На маленьком островке, на котором нет людей, и не было. Большую часть растительности смыло морем и унесло ветром. Лишь одна Ива, уцепившись своими тонкими, но крепкими корнями, осталась на этом островочке. Буря закончилась ночью, примерно в 1:00. Но еще остался ветер, пусть и несильный, но значительный для Ивы. Этот ветер её гнёт и тревожит море. На небе спокойно.

Надя Т.

Птица, держащая письмо, и думая кому оно, сидит на дереве с задумчивым взглядом. Однажды люди задумаются о том, почему птицы, сидя на дереве так задумчивы. Мы – люди, всматриваемся в них.

Изида А.

Женщина с большим длинным подбородком, с длинным носом, с белыми длинными, длинными волосами. Волосы распущенные, неаккуратные, тело сложения полного. На теле платье пышное, но мятое, не глаженное, грязное. На ногах длинные туфли с длинным, длинным носом и бантиками.

***На уроке рисования присутствовало около 12 девочек. Меня удивило, что почти у всех были редкие имена: Элеонора, Валерия, Анжела, Ангелина, Кристина, Аида, Изида, Нелли, Ландыш… Может быть, неблагополучные матери, называя дочерей именами, подходящими для любовных романов, передают эстафету в поисках большой любви и красивой жизни? Одна из участниц занятия рассказала, что стала матерью-одиночкой в 13 лет. Дочь назвала Дианой.

***

День второй. Урок «Форма и Контрформа» (краткий конспект)

Ранее я проводила этот урок в Можайской детской колонии, здесь можно посмотреть рисунки мальчиков – http://soglyadatay.livejournal.com/137305.html

На этот раз я добавила рисование натурной постановки – белый букет на черном фоне.

Введение

Повторим, какие задачи может выполнять рисунок? (передавать информацию, вызывать эмоцию)

А каким рисунок бывает по визуальному, пластическому решению?

Есть тип рисунка, в котором пространство и объем передаются перспективой и светотенью. Такой рисунок распространен в европейских странах, начиная с эпохи Возрождения. Часто используется сложная штриховка. Чтобы освоить этот тип рисунка, необходимо долгое время выполнять сложные системы заданий в профессиональных учебных заведениях (академический рисунок).

В другом типе рисунка пространство и форма строится линией и пятном. Рисунок ритмичный, в нем главное – не объем, а движение, композиция. Такой тип изображения мы видим в искусстве Древнего мира, в восточном искусстве, средневековом искусстве, в различных «измах» 20 века. Здесь главное понять систему изображения, обучить такому типу рисунка можно даже на уроках рисования в колонии.

Определение композиции

Итак, в ритмичном рисунке главное – композиция.Композиция – это деление листа на части.В первую очередь мы отделяем форму от контрформы, предметы от пространства.Затем членим крупные силуэты на более мелкие.

Задание N1

Анализируем графические композиции– Почему лист разделен на части именно таким образом? Как взаимодействуют эти части друг с другом? Какой эмоциональный заряд несет такое расположение элементов: линий и пятен?

Копирование проанализированных композиций (1-3 копии).Копирование начинается с рисования контрформы.

Задание N2

Постановка – белые цветы в белой вазе на черном фоне.

Задача – увидеть контрформу в натуре и начать рисунок с силуэта пространства.

Предварительно делаются эскизы в горизонтальном, вертикальном и квадратном форматах.

***Ночевали мы в единственной новооскольской гостинице. Правозащитницы сняли номер-люкс, в котором и полы, и постели, и кресла были устланы дешевыми коврами, а огромные окна, несмотря на солнечный день, почему-то занавешены. Отдернув занавеску, мы обнаружили толстый слой льда на стёклах. Очки правозащитниц слегка туманились от дыхания. Несмотря на то, что мы отняли у бедной комендантши гостиницы обогреватель, спать пришлось в верхней одежде. Почувствовав посреди ночи, как мерзнут уши, я накинула на голову меховой капюшон. От этого движения задние ножки кровати подломились и рухнули, пришлось спать в шубе на «ледяной горке».В колонию мы шли как на праздник – в учебной части тепло, можно согреться!

***

День третий. Урок «Рисование истории. Документальный комикс» (краткий конспект)

Вступление

Что представляет из себя документальный комикс.

Знакомство с известными книгами, сделанными в жанре документального комикса: «Персеполис» Маржан Сатрапи, «Маус» Арт Шпигельмана, «Босоногий Гэн» Кэйдзи Накадзавы, «Голодомор» Игорта, «Палестина» Джо Сакко, «Сибирь» Николая Маслова, «Фотограф» и «Война Алана» Эммануэля Гибера, «Священная болезнь» Давида Б.

– На прошлом занятии мы говорили о двух разных изобразительных системах в рисунке. К какому виду можно отнести комикс?

Художник учитывает время чтения. Зритель-читатель должен иметь возможность быстро считывать сюжет, не застревая на отдельных кадрах.

Упрощенные картинки-знаки, но знаки выразительные, гротескные.

В любом комиксе действуют персонажи, лицо каждого – мгновенно запоминающаяся схема, «логотип». Все черты заостряются, выделяются 2-3 черты, которые будут опознавательным знаком персонажа и делать его узнаваемым с любого ракурса. Зритель избавлен от необходимости каждый раз вставать перед вопросом, где какой персонаж изображен.

Задание N1

Я рассказываю маленькие истории из собственной жизни, участницы занятия раскладывают историю на сцены, помогают мне придумать и нарисовать раскадровку.В комиксе три элемента: изображение, реплики в баблах и комментарий автора.

Задание N2

Написать сценарий любой истории из собственной жизни (около 6 сцен – кадров).

Раскадровка, рисование комикса

Почти все девочки захотели нарисовать свои будни в колонии, как они говорят – День Сурка.

***В этот раз на уроках рисования присутствовало сразу несколько девочек, совершивших убийства.Одна из них рассказала, что в детстве гордилась своим отцом-карманником: «Когда папа был дома (не сидел на зоне), в доме водились деньги». Отец погиб, а мать повторно вышла замуж. Девочка в алкогольном опьянении убила отчима, потому что «он приставал, был слишком нудным и требовательным, мешал гулять, устраивать личную жизнь». Эта воспитанница выглядела очень по-взрослому, во время разговора она смотрела прямо в глаза, прощупывая собеседника.Про другую девочку-убийцу мы узнали, что, напившись энергетика, она забила прохожего палкой.Третья девочка позвала к себе на Новый год двух подружек: одну зарезала на кровати своих родителей, а другую тяжело ранила, подружке чудом удалось сбежать. В колонии мы слышали разговор про возможный мотив убийства – подружки «насвинячили» на кровати родителей, и девочка, которую за любую провинность жестоко избивал отец, устроила кровавую расправу над гостями. Эта история произвела на меня сильное впечатление, и вернувшись в Москву, я погуглила фамилию девочки. На новостных порталах писали про другой мотив жестокого убийства – ревность в лесбийских отношениях.Вместе с девочками, совершившими убийства, перевоспитываются девочки, укравшие дорогие телефоны.

arty-ilma.livejournal.com


Смотрите также