Рисунок натюрморта из трех предметов. Натюрморт из предметов для рисования


Как нарисовать натюрморт из предметов

Рубрика: Натюрморт Опубликовано 30.07.2013   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 10 мин   ·   Просмотры:

Post Views: 323

Рисование – дело тонкое, требующее внимательности и терпения, потому, если вы осилили предыдущие уроки и готовы снова приступить к работе, тогда милости просим: начинаем трудиться над воплощением натюрморта с произвольными предметами на плоскости листа.

Содержание:

Первый этапВторой этапТональный натюрморт

Что для этого понадобится? Да, впрочем, всё, что вашей душеньке угодно и на что раскошелится ваша фантазия: начиная от банальных чашечек с чайничками и заканчивая совершенно небанальным оружием (надеюсь, у вас есть на него разрешение?)

То есть, если обобщить, то для натюрморта подойдет абсолютно все, что есть у вас под рукой. Но, не стоит брать для начала предметы с чрезмерно заковыристой формой – сразу отставьте в сторону раритетные турецкие сервизы с неравномерными изгибами. Нет, если вам хочется его нарисовать – то помните, что рисование карандашом требует терпения, а значит, отставьте эту идею на потом, когда она послужит вам еще одной ступенькой для совершенствования.

Первый этап

Натюрморт из предметовС чего начать, чтобы нарисовать натюрморт из простых предметов? Итак, после долгих и мучительных раздумий, желанные предметы выбраны и сделана маленькая композиция, планшет, ластик и карандашик средней мягкости уже под рукой, а хорошее, бодрое настроение подталкивает вас к действию…

Надеюсь, вы ознакомились с такими темами, как освещение для натюрморта и композиция рисунка? Если же нет – не страшно, вы можете сделать это прямо сейчас, мы подождем. А если пробелы в понимании заполнены, то включаем один из важнейших рабочих инструментов художника – глазомер, и берем на вооружение толику терпения.

Прежде чем переносить наш натюрморт на планшет или бумагу, нужно найти тот угол обзора нашей композиции, который покажет ее в эстетически более выгодном свете.

Да, безусловно, вам придется покрутиться возле композиции, чтоб оценить ее вид со всех ракурсов. Если, обежав ее со всех сторон, посмотрев на нее со всех углов, вы понимаете, что вам это не нравится, очевидно что-то в композиции натюрморта мешает гармонии. Значит, присмотритесь внимательней и подправьте, наклоните, поверните – ну, на крайний случай, уберите мешающий предмет.

Лучше всего брать от двух до пяти предметов и уже ими манипулировать. Но, повторюсь, не стоит брать то, что имеет слишком уж изгибисто-заковыристую форму. Осмотрели? Поправили? Чудненько. Приступаем к настоящей «грязной» работе.

натюрморт в темнотеДавайте перенесем нашу композицию на плоскость бумаги (или планшета) с учетом отступов по бокам (как сверху-снизу, так и слева-справа). Размеры композиции определяются с помощью глазомера.

Ну вот мы и нашли общие размеры нашей композиции на листе, теперь разделим ее на размеры отдельных предметов. Да-да, именно так, нам нужно разделить место, выделенное для всей композиции, на места для предметов, из которых она состоит. Здесь снова-таки работает наш неутомимый глазомер.

Чтобы передать точность и правдоподобность внешнего вида определенного предмета, нужно определить его форму, то есть сам его принцип действия. Но, важно также помнить и о законах, которые нам рассказывает линейная перспектива.

Ну, вот к примеру, если бы мы захотели взять в качестве одного из предметов композиции свою любимую, зачитанную до дыр книгу, то стоит обратить внимание и на то, что она лежит на столе, то есть на предметной плоскости. В связи с этим она удаляется в перспективу и, соответственно, несколько видоизменяет свою форму. В любом случае, при рисовании предметов натюрморта нужно ощущать то, что каждый элемент композиции расположен на предметной плоскости, а не зависает где-нибудь в воздухе.

красивый натюрмортВсе изгибы, наклоны, повороты и уголочки подчиняются закону, который гласит, что чем они ближе к нам, тем активнее, то есть, выделены более сильно. Если вы рисуете линию, то пусть это будет легко, без излишней строгости, присущей солидным деловым чертежам. Ваша линия не обязана быть ровной по тональности, ведь по краям обычно она выглядит более яркой, а ближе к центру – слабее.

Наметили композицию на вашем листе? Тогда, можем создавать пространство для вашего натюрморта. Собственно говоря, мы уже его создали, осталось только усовершенствовать его с помощью игры светотени и здесь штрих нам в помощь.

Для начала нам нужно еще раз новеньким взглядом окинуть нашу композицию и четко подметить, с какой стороны и как именно ложится свет.

Рассмотрели? Вот теперь тяжко выдохнули накопившееся волнение и взяли остро заструганный карандашик — приступаем к штриховке всего, что прячется в тени или полутени, фиксируем таким образом все падающие тени. Иными словами, отделяем зону света и тени (звучит как-то… глобально, претенциозно и грандиозно, нет? Свет и тень – извечное противостояние сил добра и зла… но, вернемся к нашим баранам, к нашей штриховке). Для этого нам нужно легко налаживать штрихи в легкой тональности.

В случае, если у вас не выходят длинные штрихи, то можно заменить их короткими – рисуйте их в разные стороны, но желательно либо параллельно, либо группами. Не давите сильно на карандашик (силу вашего надавливания может показать штриховка – то, на сколько жирной она выглядит).

Второй этап

С первым этапом, можно сказать более легким этапом, вы справились, с чем вас и поздравляю – хоть и маленький, но все же успех. Следующий этап дает возможность вникнуть в сам процесс работы над натюрмортом – растолковывает и вникает в суть хода работы, объясняет, как же все-таки сделать так, чтобы все взаимодействовало, и процесс рисования становился очевидным и предопределенным.

натюрморт с отражениемНа самом деле, это все гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Это – как принцип домино, помните? Стоит задеть нечто одно, как изменяется и все остальное. Так и здесь: стоит только задеть какой-то один элемент, как за ним сдвинется и следующий.

Давайте глянем на нашу предметную плоскость (напоминаю: это то, на чем лежит наша композиция – стол, стул, табуретка, полочка, подоконник, пол, потолок (и такое бывает)… в общем, вы поняли) – она находится в горизонтальном положении, а ее грани удаляются в перспективе.

Мы помним, что при удалении свет становится более слабым, гаснет, теперь же давайте попробуем применить это на практике, а именно – еще раз присмотримся к предметной плоскости (возьмем к примеру, самое простое – стол). Давайте мысленно разделим его на две части – более близкую и более отдаленную — и заштрихуем ту, что уходит в пространство. Таким образом, мы покажем, что эта часть плавно скрывается в тени.

Ну как? Вышло? Ура, товарищи: вам удалось показать то, что плоскость именно горизонтальная.

Сейчас важно задействовать логику – да-да, мы же не хотим, чтобы наше рисование сводилось всего лишь к слепому копированию, верно? Тогда давайте подумаем. Дальнейшая сторона нашего стола, которая темнее только за счет отдаления, по сути, ну никак не может быть равна по тональности вертикальной стене, которая в свою очередь, прячется в полутени. Из этого следует, что стена будет темнее, чем стол и, чтобы это показать, нужно проложить штрих по стене, но в противоположную сторону уже лежащему (то есть, под противоположенным углом). Есть? Замечаете, как изменился имеющийся рисунок? Чудненько.

Смотрим дальше – причем смотрим и просчитываем, дорогие Шерлоки Холмсы. Давайте посмотрим на изломы нашей горизонтальной плоскости и сравним их с тоном стены. Изломы расположены в тени – полностью в тени, в отличие от стенки, которая, соответственно, прячется всего лишь в полутени. Тень не может быть светлее полутени, следовательно, нужно проложить парочку слоев штриховки на изломы стола. Есть? Идем дальше.

натюрморт из предметовЕще раз осматриваем рисунок и акцентируем свое внимание на дальней стороне нашего стола. Выходит, что его тональность равна тональности теней предметов, которые на нем расположены. Разве так должно быть? Отнюдь. Посему, отделяем их, рисуя еще один слой штриховки по всем теням, полутеням и падающим предметам. Теперь все выглядит более гармонично – тени предметов темнее тени самой предметной плоскости.

Но снова что-то не так, ведь теперь тональность теней предметов соответствует тональности стены – а этого не может быть, ведь, по сути, эти тени, как и сами предметы ближе к нам, а значит, активнее. Следовательно, рисуем еще один слой штриховки по всем теням предметов – и не важно какие, хоть собственные, хоть падающие, а хоть тебе даже и полутени. Вот.

Теперь выходит все правильно: тени на столе темнее стены. Ну что, вырисовывается пространство на бумаге? Уже можно определить, где передний план, а где задний? Если так, то вы просто молодцы.

Но! Не расслабляемся, продолжаем трудиться. Теперь обратите внимание на тени предметов.

натюрморт из фигурДействуем по той же схеме логических умозаключений: разве могут быть полутени равны по тону падающим либо собственным теням? Нет, конечно! Как же тогда мы их будем различать? Поэтому, опять-таки рисуем слой штриха на все виды теней (то есть на падающие и собственные), чтобы показать разницу между ними и полутенями. Выходит нечто вот такое (см. рисунок слева).

Ну как, улавливаете суть действия этих умозаключений? Знаете, какой вопрос возникнет следующим? Правильно: а почему же тогда собственные тени ничем не отличаются от падающих теней?

Накладываем штриховку еще и на падающие тени. Следом за тем, осматриваем тень самой предметной плоскости (нашего стола): она наиболее активная, то есть ближе всего к нам расположена, тогда почему же по тону она гораздо светлее теней предметов? Нет, так дело не пойдет. Затемняем и акцентируем нужные изломы, углы и тени с помощью уже знакомого нам слоя штриховки.

окончательный рисунок

Ну вот. Пора приступать к финалу – к окончанию нашего натюрморта из предметов. Думаете, что это так просто, мол, хлопнул в ладоши, отбросил карандашик, глянул на рисунок и пошел чаёк на кухню пить? Для успешного завершения нашего рисунка нужно учитывать парочку закономерностей.

Активнее будет то, что ближе к нам находится. Так что, внимательно изучите свое творение и попробуйте доработать выделение, ну, скажем, теней падающих.

Далее, мы отлично помним, что при удалении свет гаснет, становится темным, а вот тень в той же ситуации теряет свою активность, то есть, тоже выглядит бледней.

Еще раз осмотрите все предметы вашей композиции и определите их конструктивную основу, базовые признаки геометрических фигур: ну вот, например, яблоко – это шар, стакан – цилиндр.

А теперь объем фигуры выписываем с помощью штриха, причем нужно не забывать о том, как именно ложится светотень на ту или иную фигуру. Свет, тень, полутень, всякие блики и рефлексы – все вырисовывается с помощью именно светотени.

Самый темный полутон на свету светлее самого светлого полутона в тени – зависаем и пытаемся понять это правило. Тени распределяются по мере отдаления от света, вернее от источника света – это правило неукоснительно действует как для общей картинки, так и для каждого элемента на рисунке в отдельности.

Если все предыдущие уроки, немножко подумав, успешно уложились у вас в голове, то окончательный рисунок — натюрморт у вас должен выйти весьма неплохой (см. рисунок справа).

натюрморт из предметов

Ну а если не вышло – не расстраивайтесь, будьте упрямы. Вы можете вернуться на предыдущие уроки (как рисовать натюрморт из фигур)  –ничего страшного в этом нет, ваш натюрморт абсолютно никуда не сбежит.

Лучше выполнять рисунок одним карандашом – это очень полезно для вас, ведь тогда вы учитесь осознавать, на что способен этот карандашик, а затем, при случае, уже знаете, чем и как он может вам пригодиться в рисунке.

Тональный натюрморт

А теперь о тональном натюрморте. В нем некоторые законы и правила рисунка попросту не учитываются. Здесь, к примеру, имеет очень большое значение выделение материала, из которого сделан тот или иной предмет. Любая вещь, вроде бликов и рефлексов является важной для тонального натюрморта.

Если, к примеру, ваш пистолет из металла – то нужно вырисовывать так, чтобы было видно, что это именно металл, а если ваша конфета завернута в фольгу – то и это должно быть видно.

Тональный натюрмортЛюбой материал, будь то дерево, пластик, фарфор или глянец должен узнаваться на вашем рисунке. Вы можете сказать, что и в обычном натюрморте это играет важную роль, но в тональном – это приобретает эффект документализации.

Также тональный натюрморт очень трепетно относится к основе самой композиции. То есть, по сути, тонально могут выделяться не все предметы, а лишь те, которые являются смыслом всей композиции, ее суть, ее рассказ.

Обычно это всего один предмет, но бывает и два, и три. Но, по-моему, если делать тональный рисунок, то лучше пусть это будет портрет – и пользы больше, и труда не жалко.

Следующий урок: Композиция в рисунке

Post Views: 323

risunci.com

Рисуем натюрморт - Рисунки карандашом поэтапно

Рубрика: Натюрморт Опубликовано 13.06.2013   ·   Комментарии: 1   ·   На чтение: 3 мин   ·   Просмотры:

Post Views: 465

Натюрморт карандашом

Перед тем как рисовать натюрморт, давайте начнем с фазы, которая поможет нам овладеть основными приемами — с подготовки.

Содержание:

Упражнение 1: натюрморт в графикеУпражнение 2: рисуем листУпражнение 3: рисуем предметы для натюрмортаУпражнение 4: натюрморт на плоскости

Здесь, чтобы вы лучше понимали, что и зачем мы будем делать, советую несколько упражнений.

Для начала нам нужно научиться видеть пропорциональные соотношения и анализировать объем.

Упражнение 1: натюрморт в графике

Возьмите несколько предметов разного размера, например: кувшин, вазу, бутылку, желательно простой конфигурации. Проставьте их в ряд. Далее постарайтесь измерить высоту, ширину и пропорциональное соотношение к другим предметам мысленно, затем начинайте рисовать контур предметов так, как показано на изображении здесь:

натюрморт в графике

Сейчас мы тренируем глазомер, так что не старайтесь выводить красиво линии, так как чтобы рисовать натюрморт (и не только его), нужно видеть, понимать и измерять размер предмета правильно.

Упражнение 2: рисуем лист

Нарисуйте помятый лист бумаги, и проанализируйте плоскости, где есть излом. Здесь каждая грань имеет форму грани куба. Упражнение развивает глазомер.

Мятый лист бумаги

Упражнение 3: рисуем предметы для натюрморта

Нарисуйте натюрморт с разными геометрическими предметами, такими как: куб, шар, может быть даже что-то посложнее, например, стульчик, у которого в основе лежат тоже простые предметы. Линейная перспектива здесь очень важна и законы объемности тоже, которые мы уже рассматривали.

предметы для натюрморта

Упражнение 4: натюрморт на плоскости

Вот сейчас мы уже обрели какие-то определенные навыки глазомера, мы уже лучше подготовлены, знаем уже что такое объем, а также много других правил, и постепенно можем уже рисовать натюрморт.

Первое, на что нужно обратить внимание — это характер нашей композиции, то есть или он вытянут в длину или в высоту.

Учтите, что каждый предмет лежит на какой-то плоскости, а не висит где-то в пространстве.

натюрморт на плоскости

Делаем отступы от краев листа. Находим самые основные пропорции нашего натюрморта и отмечаем их на рисунке, не спешите.

натюрморт на плоскости

Далее, когда уже основные границы у нас есть, можно приступать к границам каждого нашего предмета. Не думайте пока про штриховку и детальную проработку каждого предмета, сейчас очень важно наметить объем и уловить пропорциональное соотношение.

Дайте глазам отдохнуть, отойдите на пару минут, подышите свежим воздухом, иногда это тоже нужно, так как глаза тоже работают и вы можете зациклиться на том, что у вас есть на данный момент, но не увидеть мелких деталей, которые нужно исправить сейчас, чтобы в дальнейшем, когда проделаны еще операции, не исправлять их.

Возможно, когда вы снова посмотрите на свой рисунок, вы увидите что нужно исправить, а что нет.

Далее — посмотрите, как я уже говорил, в каждом предмете мы можем увидеть простые геометрические фигуры. Нарисуйте более отчетливо каждый предмет, но не нажимайте очень сильно на грифель карандаша, сейчас нам нужен легкий набросок.

Смотрим, откуда у нас поступает свет, и начинаем штриховать. Не трогаем полутона, а заштриховываем только тени. И не забудьте, что в самом конце, возможно нам нужны будут темнее тона, так что не делайте слишком темный рисунок сейчас, так как у нас потом не хватит тона.

Этап рисования натюрморта

Теперь вспоминаем штриховку, она должна быть строго по предмету. Определяем светотень по форме предмета.

То, что дальше от нас, рисуем более мягко. Спереди — более четче.

В конечном результате у вас должно получиться что-то вроде такого:

Результат рисования натюрморта

Следующее занятие: Натюрморт из предметов

Post Views: 465

risunci.com

Как нарисовать натюрморт с произвольными предметами- Как научиться рисовать

Как научиться рисоватьКак нарисовать натюрморт- продолжаем учиться рисовать натюрморт с произвольными предметами. Вы можете выбрать для натюрморта любые предметы, которые найдутся у вас дома. Кухонная утварь, предметы быта, хоть запасные части от автомобиля или бензопила- мне и рисунку абсолютно одинаково. Хоть старый дедушкин кирзовый сапог со времен Второй Мировой войны- даже интереснее, а то вся эта посуда...чашечки да чайнички, порядком надоели. Ну это кому как, конечно. Выбирать вам.

Единственное замечание: не берите для натюрморта слишком сложных многоуровневых, с заковыристой формой предметов. Старинный турецкий чайничек с множеством узоров, загогулинок, мудреной чеканкой и изломами форм на начальном этапе нам не подойдет, только запутает. Начинайте с простого, потом совершенствуйтесь дальше, усложняя себе задачу. Постепенно.

Например, вот такие предметы присутствуют в моем натюрморте, смотрите выше. Книга- источник знаний, гранит науки, который, как обычно, грызут, в процессе ломая зубы. Для нас знания не являются гранитом, скорее- орешками, которые мы успешно сможем расколоть при помощи молотка. Ну и традиционная чашка кофе, которая очень уместна в темное время суток, для бодрости в том самом процессе- добывать ядра орешков.

Итак, предметы вы выбрали, планшет готов, карандаш средней мягкости и ластик, прочитали страницы- освещение для натюрморта и композиция в рисунке и поняли о чем там говорится. Добавим к этому нашу наблюдательную перспективу- глазомер и немного терпения. Ну что, вы готовы колоть орешки? Тогда приступаем.

Первое что мы сделаем, так это найдем наилучший угол обзора нашего натюрморта и постараемся перенести эту картинку на наш планшет.

Если у вас возникает чувство дискомфорта, при просмотре своей композиции, значит что- то не так. Ищите гармонию форм и линий. Не берите одинаковые по форме и размерам предметы, не нужно брать слишком много предметов для композиции- 2-3-5, не больше. Найдите для каждого предмета красивое место в натюрморте, пусть некоторые из них будут иметь ракурс, наклоны.

1. Находим место нашей композиции в плоскости листа. Показываю это фото, дабы вы полностью все видели с планшетом. Есть отступы по сторонам, сверху и снизу, предметы довольно гармонично составляются в композицию. См. композиция в рисунке. Основные ширина и высота композиции, которые определяются на глаз- глазомером и проверяется сподручными средствами.

2. Когда найдете место всего объема вашим предметам в листе, вашей композиции, можно приступать находить объемы предметов, учавствующих в композиции по отдельности- для каждого предмета свое место. Здесь работает глазомер (находим размеры при помощи трех точек, условных вспомагательных углов).

3. Находим конструктивное начало наших предметов, по простому- как они устроены. Что- бы моделировать форму предмета, нужно прежде всего знать- как он устроен, верно? Находите форму каждого предмета, намечайте и невидимые стороны для лучшего понимания. Не забываем о законах линейной перспективы и стараемся их учитывать. Например у меня книга не расположена вертикально, она лежит на предметной плоскости- столе, и удаляясь в перспективу меняет несколько свою форму: если провести от граней книги линии дальше, они где- то сойдутся в одну точку, которая находится на линии горизонта, помните? Но что- бы это начертить, нужен планшет метр на метр, нам достаточно сделать видимость перспективы, помогает передать ее глазомер. Это взаимодополняющие и взаимнодействующие факторы.

Не забывайте, все предметы лежат на предметной плоскости, а не летают в воздухе. Ощущайте это постоянно.

4. Все углы и изломы выделяем, чем они ближе, тем активнее. Не делайте чертеж, если ведете линию, то она не будет в рисунке по тональности одинаковой по всей длине. По краям она активнее, по середине- слабее.

5. Когда все выстроено и найдено, можно переходить к созданию пространства в листе. Конструктивно оно у нас уже найдено, теперь дополняем его при помощи передачи светотени. Наш инструмент- штрих.

Четко определяем, где у нас будет свет, как падает свет. Все горизонтальные плоскости находятся здесь в зоне света. Их трогать не нужно.

Все вертикальные плоскости у нас находятся в зоне тени или полутени. Вот теперь все, что находится в тени или полутени, все падающие тени- заштриховываем. Отделяем зону тени от зоны света.

Используем штриховку слабой тональности, остро заструженным карандашом, легонько ложим штрих. Уже на этом этапе работы мы начинаем создавать пространство в листе и моделировать форму предметов.

Если не получается делать длинные штришки- делайте короткие, в разные стороны, но по- возможности группами и параллельные. Не делайте "соломы". А проще- повторяйте за мной. Вы можете видеть мою работу, как делаю я. Картинки большие, дожно все быть неплохо видно- все, что не находится под прямыми лучами света- штрихуем легкими стежками.

Не нажимайте сильно на карандаш. Если стежки получаются слишком темными, возможно нужно взять карандаш меньшей мягкости, или не давить сильно рукой.

Как нарисовать натюрморт

Второй этап. Иногда может возникнуть такое чувство: а с чего начинать? Как вести работу, как закрутить процесс? Каков должен быть ход работы, ведь поля для деятельности много, можно начать рисовать с чего угодно, но как понять- ход работы, за что зацепиться, что бы одно действие провоцировало второе? Как начать работу, что- бы весь процесс был понятен и предопределен?

Как мы говорили выше, мы не грызем гранит, а только щелкаем орешки. Все намного проще, чем вам кажется. Стоит затронуть в работе один фактор, как за ним потянется другой. Смотрите как, начинаем процесс:

смотрим на предметную плоскость- она у нас расположена горизонтально, ее грани уходят в перспективу. А помните закон: "свет удаляясь гаснет, слабеет"? Еще не забыли, где я об этом рассказываю? Наверное этот закон нужно применить к нашей предметной плоскости. Давайте применим: та часть стола, которая будет приближена к нам- не трогаем, остальная часть ее плоскости, уходящая в пространство, в перспективу- становится темнее, теряет свет, значит- прокладываем штрих! Легкий штрих, который мы использовали в начале. Вот мы и наметили, что предметная плоскость у нас расположена горизонтально. У вас получилось? Смотрите на мою работу и делайте также по шагам.

Теперь включаем наше логическое мышление и рассуждаем: получается, что дальний край предметной плоскости, который находится на свету, будет иметь ту- же тональность, что и вертикальная стена, которая находится в полутени? Такого не может быть. Свет не равен тени тонально. Значит нам нужно сделать стену темнее стола? Вот берем и прокладываем штрих по вертикальной стене еще раз. Тем же штрихом, можно штрих ложить под другим углом, работаем. Получается, что стена у нас на тон темнее стола, верно? Вот и отлично.

Одно действие провоцирует другое. Рассуждаем дальше. Стена у нас находится в полутени. А как на счет излома предметной плоскости, которая находится перед нами, она ведь в тени? Эта грань стола у нас получается светлее стены? Такого не может быть. Следствие- прокладываем слой, а то и пару слоев штриха на эту теневую сторону предметной плоскости. Получится так, что эта вертикальная плоскость темнее горизонтальной стены на пару тонов и уж тем более темнее горизонтальной предметной плоскости. Ну как, начинает вырисовываться пространство в листе? Процесс пошел? Продолжаем рассуждать дальше.

А теперь опять смотрим на дальний край предметной плоскости. Почему он у нас такой- же тональности, как тени предметов на самом столе? Не может такого быть. Вот берем и прокладываем штирх по всем теням предметов- собственные тени, полутени и падающие. Они на тон темнее дальнего края предметной плоскости? Хорошо.

Но теперь получается так, что тени предметов равны по тональности стене?

Тени предметов к нам ближе, значит все они, как ни крути, хоть собственные, хоть падающие, хоть полутени- будут активнее. Вот берем и прокладываем еще один слой штриха на абсолютно все тени наших предметов. Теперь они на тон темнее стены, верно? И уж тем более темнее предметной плоскости.

Смотрите на рисунок, сопоставляйте со своей работой, анализируйте и не спешите! Все по порядку. Когда поймете ход работы, сам процесс ведения ее, будете работать и анализировать сами. Возможно и не придется прибегать к такой многослойной работе штриха. Достаточно будет там, где этого требуется положить один штрих, но надавить на карандаш рукой посильнее. Но пока мы работаем так, так как учимся вести работу продумывая и анализируя каждый свой шаг.

Ну как? Получается пространство в листе? А как на счет передачи плановости? Виден передний, задний план? Значит вы выполняете все хорошо. Вы создаете условное пространство в листе, проще сказать- делаете рисунок натюрморта. Молодцы!

Но это еще не все, работаем дальше. Посмотрим теперь на тени предметов. Почему- бы и нет, тем более, что их мы уже затронули. Почему полутени предметов равны по тональности собственным теням и падающим? Так нельзя. Вот берем и прокладываем еще один слой штриха на собственные и падающие тени, дабы сделать их темнее полутеней. У вас получится следующее:

Сразу напрашивается вопрос: почему собственные тени такие- же по тону, как падающие? Потому что падающие тени мы еще не проработали! Прокладываем штрих по падающим теням. А заодно посмотрим на тень предметной плоскости (эта темная грань кубика)- почему она у нас по тону светлее теней предметов, ведь она самая активная, так как приближена к нам наиболее, плюс излом ее и угол, расположенный прямо перед нами нужно акцентировать? Вот дальше и занимаемся этим вопросом.

Еще забыли о книге и молоточке: горизонтальные плоскости, на которые падает свет- эти горизонтальные плоскости нужно так- же сделать горизонтальными. Для этого мы, поступим так- же как и со столом- чем дальше будет удаляться плоскость, тем темнее она будет становиться. А когда протрем ластиком свет, который в процессе работы заялозили, и проведем еще пару небольших манипуляций с вертикально расположенной плоскостью стены, то получим примерно вот такой результат:

Вот так получается целостная, грамотная работа. Каждый предмет, каждое пятно на своем месте. Дальше осталось дело за малым. Нужно заканчивать работу. Ага. А как?

1. То, что находится к нам ближе, будет активнее. И начинать можно с дорабатывания, например, падающих теней. Но все- же дочитайте дальше.

2. Тень удаляясь теряет свою активность. Свет удаляясь темнеет.

3. Найдите в своих предметах основу геометрических фигур: чашка- цилиндр, орех- шар и так далее с каждым предметом. Вылепливаем объемы предметов с помощью штриха. При этом помните о том, как светотень распреледяется по форме предметов, образуя зоны- свет, полутень, тень. Если есть блики и рефлексы- добавляем в общую копилку.

4. Так- же, как свет и тень распределяется удаляясь от источника света и в пространство во всем натюрморте, так они будут вести себя и на каждой форме в отдельности. Тень удаляясь будет терять активность, свет- темнеть. А самое главное, нужно помнить правило: "самый темный полутон на свету светлее самого светлого полутона в тени". Это правило из страницы по цветоведению, но очень умное правило, которое можно с успехом применять и в рисунке. Но так как мы основные тональные взаимоотношения, пятна- уже заложили, то придерживаться их не так сложно, просто нужно почаще посматривать на всю работу, не вдаваясь часто в детализацию.

Если вам пока трудно учесть все эти павила, то есть смысл повторить пару предыдущих уроков, пока не заканчивая этот натюрморт- попозже вы к нему вернетесь. Просто нужно немного практики, как говорится- набить руку. Какой- то из орешков вы все таки не щелкнули. Ну а если все в порядке, то в конце работы вы получите примерно вот такой рисунок:

Вот что у меня получилось. Заметьте, тень от молотка будет не одинакова по тональности на всем ее протяжении. Чем выше ручка его, тем мягче будет передаваться падающая тень. Чем ближе к плоскости стола или книги- тем четче.

Четко видно, какой предмет находится к нам ближе, какой дальше. Например чашка практически не выделялась и плавно уходит в пространство. Посмотрите как нарисована книга. Она находится в ракурсе, это видно по ее перспективе и особенно по собственной тени, которая удаляясь светлеет.

Посмотрите на ручку молотка. Она не одинакова по тональности по всей своей длине. Это была- бы уже не ручка, а рукоятка. Акцентированы ее края, а по середине все передано как можно мягче.

Весь рисунок выполнен карандашом одной тональности. Хорошо учиться рисовать одним карандашом, так понимаешь, на что он способен и учишься расчитывать его силу на протяжении всей работы, рассчитывая распределение тональности от самых светлых частей работы, до самых темных. Но если вам не хватило силы карандаша, прибегайте к помощи еще более мягким. Хотя, нужно следить за тем, что- бы не перечернить работу. В следующей работе можно взять карандаш другой тональности и исследовать его возможности.

В обычном, традиционном рисунке мы не прибегаем к передаче тона предметов, или используем этот прием очень дозированно. Главное здесь- следовать всем законам рисунка, главное- передача пространства в плоскости листа, красота штриха, плановость, красота композиции. Это нужно уметь и демонстрация этих знаний- проявление профессионализма.

Учитесь вести работу в чистоте, не допускайте касания руки к бумаге. В крайнем случае опирайтесь на мизинец или подкладывайте под руку лист бумаги, ни в коем случае не ерзая им по рисунку.

Тональный натюрморт

А вот вам тональный натюрморт. Тональный натюрморт несколько отличается от обычного. Здесь по другому не скажешь, как попираются некоторые законы рисунка.

В рисунке тонального натюрморта очень большую роль играет детализация предметов, передача материала, из которого сделаны эти предметы. Любые блики, рефлексы, любая мелочь- играют в тональном натюрморте большую роль. Если ручка молотка сделана из дерева, то это видно, если это черный металл- то нужно постараться передать металл. Глянцевая бумага, ткань- все важно. Если это природный материал, то так и должно чувствоваться.

В классическом натюрморте передается материал предметов тоже, но тональный отдает этому особое значение, в тональном натюрморте присутствует такой элемент как документализация.

Еще в рисунке тонального натюрморта очень важна композиционная основа. Не все предметы нужно рисовать в тоне. Обычно выбираются наиболее значимые предметы, на которых завязывается смысловая история композиции, на которых акцентируется основное внимание. Это чаще один, реже- два, три предмета, имеющие главные роли в композиции. Если абсолютно все сделано тонально в натюрморте, документализировано, то это, по моему мнению, уже не рисунок. Более успешно наверное было- бы прибегнуть к помощи живописи и писать натюрморт красками. Там ведь еще и цвет есть. Рисование человека- другое дело, такой рисунок может быть на все 100% в тоне, но он того стоит. А в натюрморте зачем так извращаться? Ну, по большому счету, я только высказываю свое мнение.

Если у вас нет достаточных знаний классического, академического рисунка, то очень советую сильно не увлекаться тональным. Без основ, понимания правил самого рисунка можно очень быстро пойти путем срисовывания, и о передаче пространства в листе просто и речи идти не будет, его просто не получится. Основа- базовые знания рисунка, потом уже различные интерпретации этих знаний. Все должно базироваться на знаниях. А будете изучать тональный натюрморт, рекомендую использовать вот этот путь, что- бы создать основу- пространство в листе, а затем включить в него немного "баловства".

paintmaster.ru

Рисунок натюрморта из трех предметов.

Тема: РИСУНОК НАТЮРМОРТА ИЗ ТРЕХ КОНТРАСТНЫХ ПО ТОНУ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ.

Вид художественной деятельности – рисование с натуры.

Материалы и техника исполнения – бумага ¼ листа, конструктивный и тональный рисунок карандашом.

Задание для самостоятельной работы – рисование с натуры натюрморта (компоновка, конструктивное построение и тональное решение)

Цель занятий; эстетическая – формирование представления о красоте и гармонии окружающего предметного мира;

воспитывающая – прививать трудолюбие, усидчивость, уважение к творческому труду;

развивающая – развивать творческие способности учащихся, умение видеть предметы глазами художника, формировать навыки работы с натуры, совершенствовать владение техникой линейного и тонального рисунка.

Задачи занятия № 1 (3 урока)

а) повторить последовательность работы с натуры над конструктивным рисунком натюрморта;

б) закрепить знания о формообразовании предметов;

в) развивать умения и навыки пропорционального рисования.

Задачи занятий №2 и №3 (6 уроков)

а) учить видеть и передавать объем предметов в тональном рисунке;

б) учить передавать фактуру материала предмета в рисунке;

в) развивать умение видеть и сравнивать разнообразие нюансов тона;

г) учить изображению плановости (пространства) в рисунке натюрморта, в передаче воздушной среды.

Материалы и оборудование для учащихся – бумага ¼ листа, кнопки, карандаши НВ,3Б,5Б, ластик.

Дидактическое обеспечение занятий:

зрительный ряд – предметы для натюрморта (гипсовый куб, керамический черный чайник, светло – коричневая ваза из керамики) учебные таблицы: «Рисунок куба в перспективе относительно линии горизонта, выполненный с двумя точками схода», «Анализ геометрической формы предметов натюрморта: чайника, вазы», «Последовательность работы над рисунком натюрморта».

Опорные знания и умения – умения и навыки рисования с натуры на уроках рисунка в первом и втором классах.

Новая задача – передать объем контрастных по тону, форме и фактуре предметов единой композиционной постановки.

Критерий оценки - а) грамотно выполненная компоновка предметов натюрморта,

б) конструктивный рисунок, верно передающий пропорции предметов,

в) умение работать линией, штрихом, тоном при передаче объема и пространства,

г) умело выявленные планы натюрморта.

План занятия №1 (3 урока)

1. Организационный момент.

2. Объяснение задания.

3. Самостоятельная работа.

4. Промежуточный просмотр конструктивного рисунка.

План занятий №2 и №3 (6 уроков)

1. Организационный момент.

2. Объяснение задач.

3. Самостоятельная работа.

4. Просмотр работ.

Ход занятия №1

1. Организация рабочего места учащимися, проверка готовности к занятию учителем.

2. Объяснение задания.

На уроках рисунка мы учимся изобразительной грамоте во время рисования с натуры различных предметов. Меняются задачи рисунков – упражнений, например: передать фактуру поверхности никелированного чайника, гипсового орнамента или монолитность всей группы предметов натюрморта, контраст черной вазы…(показываю рисунки учащихся, выполненные на предыдущих занятиях). В новом задании вам необходимо сравнить и нарисовать три контрастных по тону, форме и фактуре предмета, объединенных в одну композиционную постановку. Далее нужно выполнить светотеневую моделировку с уточнением пропорций предметов, нахождением полутонов и рефлексов и обобщением рисунка. На выполнение задания отводится 9 часов. Задача первых 3 часов – выполнить конструктивный рисунок натюрморта.

Последовательность работы :

1. Рассматриваем натюрморт, выбираем формат листа.

2. Компонуем натюрморт как единое целое изображение на листе, предварительно выполнив эскиз на поле рисунка.

3. Находим место каждому предмету в рисунке.

4. Анализируем форму каждого предмета:

а) в центре натюрморта – куб, ракурс развернутости его можно определить, сравнивая правую и левую грани между собой, а верхнюю – с высотой ближайшего к вам ребра;

б) строго посередине верхней грани куба находится чайник. Он имеет сложную форму; тулово – симметрично и представляет собой набор соосно расположенных усеченных конусов, полусферы, тора, носик – набор цилиндров и конуса; ручка – лента;

в) на столе ближе к левой грани куба стоит ваза, она имеет симметричную форму относительно вертикальной оси, напоминает сферу и усеченный конус.

5. Определяем перспективное положение предметов в плоскости листа и пропорции предметов относительно друг друга, уточняем их положение на плоскости листа. Начинаем рисунок с построения куба:

а) уточняем пропорции всего изображения куба;

б) находим местоположение и высоту ближнего к нам вертикального ребра;

в) выстраиваем грани куба, учитывая особенности соотношения плоскостей.

6. Конструктивный рисунок чайника начинаем с построения оси симметрии, определив ее место в рисунке.

а) определяем пропорции отдельных частей чайника: тулова, крышки, намечаем форму носика, ручки;

б) уточняем пропорции, обозначаем объем, прорисовываем округлые поверхности овалами, следим за «раскрытием» овалов в зависимости от их расположения относительно уровня горизонта.

Аналогично строим светлую керамическую вазу, т.е.;

а) определяем место оси симметрии;

б) уточняем пропорции предмета, отдельных частей;

в) прорисовываем объем.

Сравниваем предметы, определяем границы собственных и падающих теней, блики.

Готовим рисунок к предварительному просмотру.

Ход занятий №2 и №3.

1. Уточняем членение формы на свет и тень.

2. Выполняем легкую светотеневую моделировку предметов, тональную проработку преимущественно теневых сторон предметов.

Затем ведем дальнейшую проработку тоном с учетом собственного тона предметов, передачи фактуры поверхности предметов.

Заключительным этапом работы является обобщение увиденного с натуры, т.е. выявление плановости предметов (более точная прорисовка деталей первого плана и передача освещенности всей группы предметов единым источником света.

Во время самостоятельной работы учащихся над заданием провожу индивидуальную работу с учениками, корректируя и поправляя их ошибки.

Подведением итога работы является просмотр и оценка рисунков по обозначенным критериям.

kopilkaurokov.ru

Натюрморт из бытовых предметов | Drulber.ru

Данная постановка состоит из бытовых предметов (разделочной доски и деревянной ложки)и овощей округлой формы (капусты и двух луковиц). Связующим элементом натюрморта служит драпировка в виде кухонного полотенца.

Натюрморт из бытовых предметов

1. Местоположение натюрморта в листе определяем, проводя по крайним его точкам горизонтальные и наклонные линии. Вверху – это горизонталь  по самой верхней точке раздельной доски. Затем опускаемся вниз по вертикали справа и наклонной линии слева, доходя до выступающей боковой линии капусты. Намечаем горизонтальными наклонными линиями нижний край натюрморта. И наконец, проводим переднюю линию, определяющую край стола.

2. Продолговатыми штрихами намечаем основные массы предметов натюрморта, проводим их центральные оси. Сверяем пропорции масс относительно друг к другу.

3. Проводим основную линию направления ложки, свисающей с доски. Находим пропорцию, определяющую ее размер относительно разделочной доски. Проводим осевые вспомогательные линии построения луковиц. Намечаем линию драпировки на переднем плане.

4. Уточняем размеры всех предметов натюрморта обобщенными легкими линиями.

5. По намеченным линиям масс предметов проводим рисунок методом «обрубовки», то есть прямыми короткими линиями, проявляющими основные характерные черты предметов. Плавной линией прорисовываем изгиб ложки и основную массу драпировки.

6. Смягчаем линии обрубовки, прорисовывая основные детали предметов натюрморта, показывая округлость овощей, характерные изгибы бытовых предметов и толщину подставки, на которой стоят предметы.

7. Прорисовываем детали, усиливая нажим карандаша в теневых частях натюрморта и на ближнем плане. Легкими линиями намечаем падающие тени от предметов: ложки – на плоскости разделочной доски, овощей – на плоскости подставки и стола, от разделочной доски на драпировке.

8. Проштриховываем в направлении формы предметов и плоскостей (стола и стены) падающие и собственные тени, накладывая штрихи параллельно друг другу. Учитываем при этом их контрастность и тон предметов (на капусте – тени светлее, а на доске и верхней части ложки – насыщеннее).

9. Слегка меняя направление линий, усиливаем штриховку и создаем своеобразную сетку. Подчеркиваем самые темные места натюрморта. Мягкой проштриховкой выявляем объемную форму предметов. Штрихи должны ложиться строго по форме предметов, что подчеркнет их реальный объем и форму – округлую и плоскую. Передний план решаем более активно по насыщенности, чем дальний.

10. Усиливаем степень контраста между предметами, определяя их по тону: доска и верхняя часть ложки – темные, а овощи и драпировка - светлые по тону. Также прорабатываем и углубляем тени, соблюдая плановость (по мере отдаления от зрителя контраст теней смягчается).

11. Прорисовываем характерные детали предметов натюрморта, смягчая переход от света к тени, а также линии драпировки. Прорисовываем листья капусты, текстуру древесины на разделочной доске, резинкой подчищаем блики на ложке. Уточняем форму луковиц и прорисовываем их характерные детали. Углубляем и смягчаем падающие тени.

12. На завершающем этапе сверяем тональные соотношения предметов в натюрморте с натурой. Усиливаем тон разделочной доски, падающие тени от предметов на ней. Смягчаем дальний план (плоскость стены) и драпировку. Заканчиваем прорисовку, обобщая форму овощей и ложки.

Наш натюрморт из бытовых предметов готов. Всем удачи и творческих успехов!!!

www.drulber.ru


Смотрите также