Использование нетрадиционных техник в процессе обучения рисованию детей с умеренной умственной отсталостью. Нетрадиционные техники рисования для детей с умственной отсталостью


Использование нетрадиционных техник рисования с детьми с умственной отсталостью

Асбестовская СКОШИ

15

доклад

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с умственной отсталостью

Автор: Терещенко Татьяна Ивановна воспитатель, 1 кв. кат.

Доклад по теме:

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с умственной отсталостью

Автор: Терещенко Т.И.

Воспитатель ГПД

Введение

Творческие способности пронизывают все этапы развития ребенка, пробуждают инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Дети с нарушением интеллекта - наиболее многочисленная категория аномальных детей. Главной задачей обучения и воспитания таких детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений, изобразительная деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. У детей развивается наблюдательность, смекалка, воспитывается творческая личность.

Среди различных видов деятельности умственно отсталые дети выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение, как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей. Говоря об изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их делят на традиционные и нетрадиционные, В первом случае мы знаем почти все от красок до различных мелков, а во втором затрудняемся ответить, А ведь можно рисовать и зубной щеткой, и ватой, пальцами, ладонью, тампоном, мятой бумагой, свечой, трубочкой, гоняя краску (каплю) по листу бумаги. Нетрадиционная техника рисования помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно. Мотивация успешности при использовании нетрадиционных техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания.

Отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обедненности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослые своевременно должны помогать ему.

Процесс овладения навыками и умениями изобразительной деятельности детьми с нарушением интеллекта отличается от нормы и имеет ряд особенностей. Последние связаны с неточностью восприятия, недостаточным развитием произвольных форм внимания и запоминания, а также с трудностями самостоятельного обследования образца, планирования последовательности действий и осуществления контроля. Специфика нашей работы еще важна, потому что у этих детей не развита или нарушена мелкая моторика, координация движений, не сформированы реальные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

По сей день организация продуктивной деятельности с детьми с нарушением интеллекта остается актуальной, так как, нет парциальных или авторских программ. Поэтому передо мной встала цель: создание условий для развития художественно - творческих способностей детей с отклонениями в развитий средствами нетрадиционного рисования.

Основные задачи:

- учить видеть связь между предметами, располагать их в определенном порядке, создавая сюжет;

- ознакомить с нетрадиционными техниками изображения;

- учить самостоятельному использованию различных материалов для создания выразительного сюжетного изображения;

- учить планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, подбирать необходимое оборудование, определять последовательность действий;

- учить формировать предварительный замысел и реализовывать его;

- развивать творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, связную устную речь;

- воспитывать устойчивый интерес к рисованию, желание работать в коллективе;

- учить адекватно оценивать свою работу и рисунки товарищей.

Предполагаемый результат: эффективная система работы, включающая нетрадиционные способы рисования, стимулирующая художественно-творческое развитие детей с отклонениями в развитии.

Основная часть

Значение техники изображения в процессе создания детских рисунков

Как я уже отметила, изобразительная деятельность детей со сниженным интеллектом, в отличие от нормы, имеет свои специфические особенности. Главное, что отличает их от нормально развивающихся детей - некоторое запаздывание перехода стадий развития рисунка и более выраженная восприимчивость к обучению изобразительной деятельностью по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

Умственно отсталые дети проявляют большую активность в рисовании, предпочитают этот вид деятельности другим формам детской активности, поэтому при систематическом обучении такие дети могут овладеть техникой рисования. Следует отметить, что на эффективность обучения изобразительной деятельности детей оказывают влияние индивидуальные особенности развития каждого конкретного ребенка, обусловленные дефектом: чем глубже задержка развития, тем менее выражен прогресс в рисовании. Рисование детей с отклонениями в развитии имеет достаточно четкие характеристики в зависимости от вида дефекта. Это дает основание использовать детские рисунки как средство диагностики задержек и отклонений умственного развития ребенка,

При обучении детей с отклонениями в развитии большое значение имеет принцип индивидуального подхода к учащимся, который реализуется на всех этапах работы с детьми. Выполнение этого принципа требует от воспитателя знаний об особенностях, присущих каждому ребенку.

Систематические занятия рисованием способствуют нормализации поведения ребенка, наполняют смыслом его самостоятельную деятельность.

В целом продуктивные виды деятельности вносят существенный вклад в компенсацию первичных нарушений в структуре имеющихся у ребенка отклонений и в коррекцию вторичных недостатков, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии его личности, поведении и общении, социализации в целом.

Что же считается основным в обучении художественному творчеству?

Прежде всего, мне стало понятным, что ребенку необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься. На начальном этапе работы я старалась научить детей пользоваться кистью и красками, уметь видеть цвет и форму предметов и т.д.

Но оказывается, дать технические навыки недостаточно. Нужно вложить еще в свое произведение то, что называется душой, а психологами определяется как эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт.

Обучение являлось не механической передачей знаний и умений детям. Это двусторонний процесс. Я старалась создать оптимальные условия для каждого ребенка. Заботясь о качестве педагогических методов и приемов, всегда учитывала реакцию детей на процесс обучения. О результатах художественного обучения я судила не только потому, что ребенок правильно и выразительно нарисовал, но и по тому, возник ли у него интерес к этому занятию, готов ли он к самостоятельной деятельности. Сложной для дошкольников является и методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к развитию детской неуверенности. Решить данные проблемы мне помогают нетрадиционные способы рисования.

Считаю, рисование нетрадиционным способом, интересным и доступным для детей. Сам вид материала, его простота стимулируют творческую активность ребенка, активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

Применение мной нетрадиционных техник способствовало обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. На занятиях дети узнали, что рисовать можно как, красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей и т. д. пробовали рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони),получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, подлых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п.

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности, цветоразличения.

Как известно, умственно отсталые дети часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать.

Я вместо образца показываю только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности.

Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение.

Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Нетрадиционные техники позволяют мне осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Например, в коллективной

работе на тему «Наша улица» можно использовать различные техники изображения, которые позволяют учесть индивидуальные возможности детей.

Рисование в несколько рук, как коллективная форма работы сближает детей единой целью, у них развиваются навыки культуры общения, эмоционально теплые отношения со сверстниками, происходит усвоение нравственных норм, правил поведения.

Исследователи указывают на то, что нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Так, М.И. Чистякова отмечает, что нетрадиционное рисование (например, игра в кляксы) увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Так же я заметила что, у детей с трудностями поведения и характера сюжеты рисунков, выполненных с помощью клякс, становятся менее агрессивными по содержанию

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы умственно отсталых детей в целом.

Важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, является овладение графическими навыками. Исходя из разнообразия рисовательной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достигнуть, разнообразив способы работы уже известными в широкой практике красками и карандашами и используя новые материалы (цветные восковые мелки, акварель и т. д.), а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику.

Этапы работы с нетрадиционными техниками изображения

Осуществляя коррекционно-педагогическую работу, направленную на развитие сюжетного рисования нетрадиционными техниками изображения, я ставила перед собой следующие задачи:

- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

- овладение дошкольниками нетрадиционными техниками рисования;

- использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности детей.

Коррекционно-педагогическая работа проводится мной на занятиях и состоит из трех этапов.

Первый этап

На данном этапе я знакомила детей с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. Это могут быть монотипия, рисование нитками, под музыку, печатание листьями. Вначале показываю работы, выполненные каким-то одним видом техники, рассказываю о нем, показываю способ выполнения изображений, определяем последовательность производимых действий. Затем предоставляю детям возможность самостоятельно повторить данный способ на практике. На этом этапе используются традиционные инструменты (кисти) и материалы (гуашь). Данными техниками дошкольники могут создавать, как предметные, так и сюжетные рисунки. Например, при использовании монотипии каждому ребенку предлагаю сначала нарисовать у себя на листе бумаги бабочку, а после того, как рисунки высохнут, бабочек вырезаем и приклеиваем на одно общее полотно, тонированное зеленой краской. В итоге получается коллективная работа «Бабочки на поляне». Аналогично можно использовать рисунки, выполненные в технике печатание листьями, когда из предметного рисунка детей «Дерево осенью» получается коллективная работа «Осенний лес».

Второй этап

На данном этапе обучение нетрадиционным техникам изображения усложняется. Я знакомлю детей с такими видами техники рисования, как рисование методом наката, смешивания краски с другими материалами (рисование мыльной пеной), наносить один изобразительный материал на другой (рисование в технике «мятый рисунок»). Дети учатся ориентировочно-исследовательским действиям, экспериментированию, познают свойства материалов, правила применения оборудования, осваивают способы работы с нетрадиционными инструментами, учатся наносить приготовленную смесь на бумагу штрихами, пятнами, мазками и т. д. Я знакомлю детей с такими нетрадиционными техниками изображения, как печатание бумагой, рисование кляксами, мыльной пеной, методами набрызга и наката.

Третий этап

На занятиях по изобразительной деятельности я использую смешанные техники, а также коллективное рисование нетрадиционными техниками. При выполнении таких заданий, организующую роль выполняет педагог. Для коллективных работ использую такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками (ладонями, ребром ладони, кулаком, подушечками пальцев), рисование по кругу. При использовании смешанной техники дети нашей группы учатся комбинировать виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию. Третий этап может завершиться созданием творческой композиции, в которой принимают участие несколько детей.

Необходимо поощрять стремление дошкольников дополнить замысел новыми деталями, образами. Усложнение обучения нетрадиционным техникам рисования детей нашей группы я провожу в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от использования готового (традиционного) оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционными техниками

Нетрадиционные техники изображения

Техника «Монотипия»

Оборудование: лист бумаги для рисования, кисть, гуашь разного цвета, баночка для воды, подставка для кисти.

Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать предмет.

Примерные темы для рисования:

«Ваза для цветов», «Цветы», «Дерево», «Бабочки»

Техника «Рисование под музыку»

Оборудование: магнитофон (проигрыватель), кассета (пластинка) с записью музыкального произведения, краски разных цветов, кисти, подставка для кисти, бумага для рисования, баночка для воды.

Технология рисования. Дети прослушивают музыкальное произведение].. По окончании его звучания педагог предлагает детям «нарисовать» прослушанную музыку и дает задание придумать название своему рисунку

Техника «печатание листьями»

Оборудование: листья деревьев или кустарников (не засушенные), бумага для рисования, гуашь разных цветов, кисть, баночки для воды, подставка для кисти.

Технология рисования. Лист дерева (кустарника) положить на газету и раскрасить. Аккуратно приложить лист дерева раскрашенной стороной к альбомному листу. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой (можно газетной), прогладить ладонью. Снять бумагу и лист дерева. Отпечаток готов. По желанию можно дорисовать ствол, чтобы получилось дерево. Количество листьев может быть разным, в зависимости от размеров бумаги и самих листьев.

Примерные темы для рисования:

«Осенний лес», «Дерево осенью»

Техника «рисование нитками»

Оборудование: простые нитки № 10, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток.

Технология рисования. Сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

Примерные темы для рисования:

«Салют»,«О чем рассказала ниточка»,«Космос»

Техника «печатание бумагой»

Оборудование: куски плотной бумаги, гуашь (количество цветов зависит от темы рисования), бумага для рисования, емкость для использованных комков бумаги.

Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску.

Этим комком бумаги нагнести краску на альбомный лист для рисования. По мере необходимости комок плотной бумаги заново опускается в краску. Для использования гуаши другого цвета смять новый кусок из плотной бумаги.

Примерные темы для рисования:

«Волк и семеро козлят»,

«Облака»,

«Пушистый котенок»

Техника «рисование мыльной пеной»

Оборудование: мыло или сильно пенящееся средство, безопасное для детей, гуашь, розетки для краски, крупная кисть (№ 12-16), бумага для рисования, губка из поролона, простой карандаш, подставка под кисть.

Технология рисования. Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть

или смахнуть.

Примерные темы для рисования:

« Воздушные шары »

«Салют»

Техника «рисование руками»

(ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами)

Оборудование: бумага для рисования размером A3 или ватман, гуашь разного цвета, блюдца для краски диаметром 20-25 см, фартуки, полотенце, таз с водой для мытья рук.

Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на листе ватмана. Предварительно лист ватмана можно окрасить в светлый тон.

Примерные темы для рисования:

«Осенний лес»,

«Цветы»,

«Зоопарк»,

«Бабочки»,

« Мир животных »,

«Подводное царство»

Техника «Кляксография.»

Оборудование: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложка, трубочка (соломинка для напитков), нитка средней толщины. Технология рисования. При обычной кляксографии ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Техника «Восковые мелки или свеча плюс акварель»

Оборудование: восковые мелки или свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Технология рисования: ребенок рисует восковыми мелками или свечой на белой бумаге. Затем раскрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками (свечой) остается не закрашенным. Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берем флейцевую кисть или большой тампон с краской, ведем по листу - на цветном фоне появляется рисунок.

Вывод

Используя на занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные способы рисования, сделала следующие выводы:

художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка;

использование нетрадиционных способов на занятиях рисования действительно стимулирует художественно-творческое развитие детей;

принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, но умелое руководство воспитателя может дать возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества;

использование нетрадиционных способов рисования положительно влияют на подготовку руки к письму;

занятия рисования, где дети рисуют нетрадиционными способами, не допускает демонстрации образцов и приемов работы, т.к. каждый рисунок получается неповторимым и уникальным, а в ряде случаев, даже непредсказуемым;

дети стали более смелыми в выборе способов и изобразительных материалов, на таких занятиях нет слов «не умею», «не получается», есть только слова «могу» и «хочу научиться».

В процессе работы по теме " Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности", мною разработан план занятий, который позволит дополнить содержание «Программы обучения и воспитания умственно отсталых детей». Предлагаемое тематическое планирование художественно-творческого развития представлено по разделам. Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.

Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями психического развития ребенка, со становлением его потребностей и интересов, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний, от простого к сложному.

Литература

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. /Под ред. Е.А. Медведевой. - М.: Академия, 2001.

Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967.

ГозоваА.П., КулагинЮА., ЛубовскийВ.И., Петрова В.Г., Роза-,нова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей //Дефектология. 1983. № б. С. 3-16.

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1999.

Диагностика и коррекция ЗПР у детей. /Под ред. С.Г. Шевченко.-М.: АРКТИ, 2001.

Ч. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1996.

Егорова Т.В. Своеобразие мыслительной деятельности //Дети с ЗПР. Под ред. Т.Д. Власовой, Л.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: Педагогика, 1984. Гл. 5. С. 70-106.

Екжанова ЕА. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР. Методическое пособие. - М., 2000.

Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Изд. НПО «МОДЭК», 1998.

Захарова Л.Н. Прикладные вопросы психологии научно-технического творчества. - Горький: Изд. ГГУ, 1989.

Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. - М.: Педагогика, 1956.

Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. - М., 1952.

Казакова Р.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. - М., 1980.

Комарова Т.С, Сакулина НЛ., Халезова НД. и др. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., 1991.

Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.,1976.

botana.cc

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с умственно отсталыми обучающимися

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с умственно отсталыми обучающимися Работа обучающихся с нетрадиционными техниками рисования, особенно детей со сложной структурой дефекта в развитии, является важной и актуальной. Процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Для ребенка с умственной отсталостью, учитывая особенности его развития: отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированную зрительную аналитико-синтетическая деятельность, сниженную активность мышления, бедность накопленных знаний и представлений, низкий уровень познавательной активности, повышенную отвлекаемость, расторможенность, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточную координированность и четкость непроизвольных движений, быстрое наступления утомления, сниженный интерес и вообще отсутствие к процессу и результату деятельности, слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах детской деятельности - необходимо создавать специальные условия обучения, поддерживающие процесс познания. Учитывая основную цель коррекционно-развивающей работы с обучающимися сложной структуры дефекта - это создание условий для успешной социальной интеграции обучающихся, минимизация социальной инвалидности, преодоление бытовой зависимости от ближайшего окружения, улучшение качества их жизни, формирование элементарных практических навыков, необходимо отметить, что изобразительная деятельность как раз и является одним из наиболее доступных видов деятельности для обучающихся сложного дефекта. Занятия по рисованию непосредственно связаны с жизнью детей и строятся на основе их потенциальных возможностей и способностей. Обучение детей сложного дефекта с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, является одним из важных и перспективных направлений коррекционно-педагогической работы. Апробируя на практике разные методики и техники, можно сделать вывод, что использование именно нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяет достигнуть наилучших результатов в развитии обучающихся сложной структуры дефекта. В процессе манипуляции с нетрадиционными материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что способствует развитию тактильной чувствительности, повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук (их мускулатуры и координации движений) – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, что помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. В процессе работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей, расширяется кругозор и словарный запас, появляется познавательный интерес и желание действовать с нетрадиционным материалом, усидчивость и аккуратность. Таким образом оказывают огромное влияние на развитие физических, психических, умственных процессов и положительно сказываются на общем развитии обучающегося. Существует много техник нетрадиционного рисования, привлекающих своей простотой и доступностью. Для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами– не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются гораздо лучше, чем инструменты художника. Необычность техник состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь результата и каждая из них - это маленькая игра. Круг внимания ребенка сужается и сосредотачивается на малой зоне и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Кроме того, такие занятия не утомляют обучающихся сложного дефекта, стимулируют положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывают радостное настроение у детей, способствуя ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Нетрадиционная техника «Волшебные ладошки». Ребенок опускает ладошку в краску или окрашивает ее широкой кистью и делает отпечаток на бумаге. Можно рисовать обеими руками. Затем дополнить изображение мелкими деталями. Хорошо получаются в этой технике разные птицы, рыбки, осьминожки, бабочки, цветы, кроны деревьев. Другой вариант: ребенок обводит свою ладошку карандашом, а затем превращает полученный контур в новое изображение (цветы в вазе, грибы в корзине, лес, птицу). Техника «Рисунок пальчиками» Ребенок опускает в краску пальчик и наносит пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. В процессе рисования можно пользоваться влажными салфетками. После занятия руки моют с мылом. В такой технике можно рисовать цветы, ягоды, гусеницу, божьих коровок в траве, листья на деревьях и многое другое. Техника «Оттиск печатками» Печатки можно сделать самим из картофеля, моркови, пенопласта, ластика, пластилина, пробок от бутылок, рельефной ткани. А можно использовать любые предметы окружающего пространства- кубики, крышки от различных флакончиков, детали мозаики, игрушки. Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской или просто опускает в густую гуашь и наносит оттиск на бумагу .Для каждого цвета используется своя печатка. Сочетая разные печатки можно создать разнообразные узоры, пейзажи, сюжетные композиции. Техника «Рисование сыпучими материалами (соль, песок, крупы)» Ребенок наносит клей на силуэт, карандашную линию, затем щедро посыпает сыпучим материалом. Лишний материал ссыпается на поднос. Соль, манку можно подкрасить. Иногда манку добавляют в гуашь и рисуют этой смесью, для получения более объемного изображения. Техника «Рисование мыльной пеной» Взрослый наливает воду, добавляет туда детскую шампунь и перемешивает. Ребенок берет коктейльную трубочку и дует в воду. Образуется пена. На пену взрослый наносит капельки гуаши, получается цветная пена. Ребенок берет лист бумаги и накладывает ее на пену. Получается рисунок. Техника «Рисование ватными палочками» Ребенок или взрослый рисует контурное изображение предмета, затем делает отпечатки ватной палочкой, размещая их близко друг к другу, по карандашному контуру. Затем можно заполнить и середину изображения. На каждый цвет берется чистая палочка. Эта техника доступна даже малышам, позволяет быстро получить много одинаковых кружочков, украсить одежду, посуду, получить необычное фактурное изображение. Техника «Монотипия (предметная и пейзажная)» Ребенок складывает лист бумаги пополам, разворачивает ее, на одной стороне рисует половину предмета или пейзаж. Затем, пока краска не высохла, снова складывает для получения отпечатка. Эта техника предусматривает довольно быстрый темп работы, поэтому лучше выбирать для изображения простые, хорошо усвоенные детьми предметы Техника «Раздувание краски» Ребенок выливает жидкую краску на бумагу, дует из трубочки на пятно так, чтобы краска растекалась в разные стороны. Можно сделать несколько разных пятен. Недостающие детали дорисовать .С помощью этой техники можно нарисовать деревья, цветы, ежика, солнышко и многое другое. Техника «Рисование пластилином» Взрослый рисует контур предмета. Ребенок отщипывает кусочки пластилина и наносит их на рисунок. Нетрадиционных техник существует очень много и интересных — это и «Рисование цветным клейстером», и «Тычок жесткой кистью», и «Рисование поролоном», и «Отпечатки листьев», и «Рисование мятой бумагой», и «Набрызг», и «Воздушные фломастеры (блопены)», и «Кляксография», и «Рисование свечой или восковыми мелками», и «Рисование веревочкой» и т.д. В общем — это благодатная почва для работы с детьми, имеющими сложный дефект в развитии. Использование нетрадиционных техник рисования я практикую во время занятий в группе продленного дня. Считаю, что данное направление в работе с обучающимися сложного дефекта является перспективным. Планирую сделать подборку уроков и занятий по использованию нетрадиционных техник в работе с данной категорией детей.

schoolfiles.net

Презентация «Нетрадиционная техника рисования как составляющая культурно-эстетического воспитания детей с различными степенями умственной отсталости»

ДОКЛАД на тему: «Нетрадиционная техника рисования как составляющая культурно-эстетического воспитания детей с различными степенями умственной отсталости» Подготовила: педагог дополнительного образования Володина Г.А.

ДОКЛАД

на тему: «Нетрадиционная техника рисования

как составляющая культурно-эстетического воспитания детей

с различными степенями умственной отсталости»

Подготовила: педагог

дополнительного образования

Володина Г.А.

Ум ребенка – на кончиках его пальцев» В.И.Сухомлинский. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Ум ребенка – на кончиках его пальцев»

В.И.Сухомлинский.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Нетрадиционное   рисование - это   искусство  изображать предметы и образы не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Нетрадиционное   рисование - это   искусство  изображать предметы и образы не основываясь на традиции.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

В одном мгновении видеть вечность, Огромный мир — в зерне песка, В единой горсти — бесконечность И небо — в чашечке цветка. Уильям Блейк Нетрадиционные техники рисования: актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы * доступно; * выразительно; * познавательно; * продуктивно.

В одном мгновении видеть вечность,

Огромный мир — в зерне песка,

В единой горсти — бесконечность

И небо — в чашечке цветка.

Уильям Блейк

Нетрадиционные техники рисования:

  • актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы
  • актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы

* доступно;

* выразительно;

* познавательно;

* продуктивно.

Детей с различными степенями умственной отсталости характеризует отставание в психическом развитии; отставание в формировании восприятия; недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность; сниженная активность мышления; быстрое наступление утомления, как следствие – сниженный интерес к процессу и результату деятельности; эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, неуверенность, чувство страха. 5

Детей с различными степенями умственной отсталости характеризует

отставание в психическом развитии;

отставание в формировании восприятия;

недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность;

сниженная активность мышления;

быстрое наступление утомления, как следствие – сниженный интерес к процессу и результату деятельности;

эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, неуверенность, чувство страха.

5

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник способствует снятию детских страхов; развивает уверенность в своих силах; развивает пространственное мышление; учит детей свободно выражать свой замысел; побуждает детей к творческим поискам и решениям; учит детей работать с разнообразным материалом; развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности; развивает мелкую моторику рук и тактильное восприятие; способствуют пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии; доставляет детям эстетическое удовольствие. 6

Проведение занятий с использованием

нетрадиционных техник

способствует снятию детских страхов;

развивает уверенность в своих силах;

развивает пространственное мышление;

учит детей свободно выражать свой замысел;

побуждает детей к творческим поискам и решениям;

учит детей работать с разнообразным материалом;

развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности;

развивает мелкую моторику рук и тактильное восприятие;

способствуют пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии;

доставляет детям эстетическое удовольствие.

6

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ: ОТПЕЧАТКИ ЛИСТЬЕВ Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.     6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:

ОТПЕЧАТКИ ЛИСТЬЕВ

  • Средства выразительности: фактура, цвет.
  • Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
  • Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. 

  

6

6

6

6

6

6

6

Работая в данной технике у детей развивается фантазия, творческие способности, мелкая моторика рук, чувство композиции, цветовосприятия. 6

Работая в данной технике у детей развивается фантазия, творческие способности, мелкая моторика рук, чувство композиции, цветовосприятия.

6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ: СОЧЕТАНИЕ РИСУНКА И АППЛИКАЦИИ Материалы: бумага, клей, фломастеры, цветные карандаши, краски. Способ получения изображения: ребенок получает лист бумаги с приклеенной на него абстрактной фигурой из цветной бумаги. Используя фломастеры, цветные карандаши, краски, он должен дополнить фигуру линиями, штрихами, другими фигурами, чтобы получить изображение предмета, животного и т.п. (то что он увидел, впервые посмотрев на свой лист). 6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:

СОЧЕТАНИЕ РИСУНКА И АППЛИКАЦИИ

  • Материалы: бумага, клей, фломастеры, цветные карандаши, краски.
  • Способ получения изображения: ребенок получает лист бумаги с приклеенной на него абстрактной фигурой из цветной бумаги. Используя фломастеры, цветные карандаши, краски, он должен дополнить фигуру линиями, штрихами, другими фигурами, чтобы получить изображение предмета, животного и т.п. (то что он увидел, впервые посмотрев на свой лист).

6

6

6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ: СОЧЕТАНИЕ РИСУНКА И АППЛИКАЦИИ «Букет для мамы своими руками» 6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:

СОЧЕТАНИЕ РИСУНКА И АППЛИКАЦИИ

«Букет для мамы своими руками»

6

6

6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ: СОЧЕТАНИЕ РИСУНКА И АППЛИКАЦИИ «Карта страны сказок» 6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:

СОЧЕТАНИЕ РИСУНКА И АППЛИКАЦИИ

«Карта страны сказок»

6

6

6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ: СОЧЕТАНИЕ РИСУНКА И АППЛИКАЦИИ «Весёлая лошадка» 6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:

СОЧЕТАНИЕ РИСУНКА И АППЛИКАЦИИ

«Весёлая лошадка»

6

Работая в данной технике, ребенок   развивает   определенные способности – зрительную   оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. 6

Работая в данной технике, ребенок   развивает   определенные способности – зрительную   оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.

6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ: «ШТАМПЫ ПАЛЬЦАМИ» (отпечатки пальцев) Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения:   ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. 6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:

«ШТАМПЫ ПАЛЬЦАМИ»

(отпечатки пальцев)

  • Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
  • Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
  • Способ получения изображения:   ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

6

6

6

Вот такие цветы у нас получились! 6

Вот такие цветы

у нас получились!

6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ: «РИСОВАНИЕ ПАЛЬЦАМИ» «Цыпленок» 6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:

«РИСОВАНИЕ ПАЛЬЦАМИ»

«Цыпленок»

6

6

6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ: ШТАМПЫ ПАЛЬЦАМИ (отпечатки пальцев) «Животный мир» 6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:

ШТАМПЫ ПАЛЬЦАМИ

(отпечатки пальцев)

«Животный мир»

6

6

6

6

6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ: «РИСОВАНИЕ ПАЛЬЦАМИ» «Львенок» 6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:

«РИСОВАНИЕ ПАЛЬЦАМИ»

«Львенок»

6

Рисование пальцами способствуют развитию речи, а также памяти и внимания. Ребенок самостоятельно распоряжается своим телом, а это способствует развитию координации движений. 6

Рисование пальцами способствуют развитию речи, а также памяти и внимания. Ребенок самостоятельно распоряжается своим телом, а это способствует развитию координации движений.

6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ: ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ (рисование пластилином) Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: плотный картон, набор пластилина, бисер и блестки для украшения, стека, салфетка для рук. Способ получения изображения: ребенок размазывает пластилин по поверхности бумаги, взрослый может предварительно нарисовать изображение, по которому размазывается пластилин. Чтобы придать работе законченный вид, можно сделать мелкие детали из ниток, цветной бумаги или картона, шишек, ракушек и другого материала.  6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ

(рисование пластилином)

  • Средства выразительности: фактура, цвет.
  • Материалы: плотный картон, набор пластилина, бисер и блестки для украшения, стека, салфетка для рук.
  • Способ получения изображения: ребенок размазывает пластилин по поверхности бумаги, взрослый может предварительно нарисовать изображение, по которому размазывается пластилин. Чтобы придать работе законченный вид, можно сделать мелкие детали из ниток, цветной бумаги или картона, шишек, ракушек и другого материала. 

6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ: «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ» (рисование пластилином) «Семья улиток» 6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:

«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»

(рисование пластилином)

«Семья улиток»

6

6

6

6

6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ: ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ (рисование пластилином) «НА ЦВЕТКЕ…» 6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ

(рисование пластилином)

«НА ЦВЕТКЕ…»

6

6

6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ: РИСОВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: кисточки, акварель, мятая бумага, палитра, вода, гуашевые краски, плотный лист бумаги.  Способ получения изображения: смять листочек бумаги, обмакнуть его в краску и рисовать методом

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:

РИСОВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ

  • Средства выразительности: фактура, цвет.
  • Материалы: кисточки, акварель, мятая бумага, палитра, вода, гуашевые краски, плотный лист бумаги. 
  • Способ получения изображения: смять листочек бумаги, обмакнуть его в краску и рисовать методом "примакивания". 

  

6

Рисование мятой бумагой способствует развитию зрительной памяти, художественно образного мышления, фантазии, воображения. 6

Рисование мятой бумагой способствует развитию зрительной памяти, художественно образного мышления, фантазии, воображения.

6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ: РИСУНКИ ИЗ ЛАДОШКИ Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: лист белой бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, пастель, краски- гуашь, акварель, кисти. Способ получения изображения: обвести ладонь и дорисовать необходимые детали.    6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:

РИСУНКИ ИЗ ЛАДОШКИ

  • Средства выразительности: фактура, цвет.
  • Материалы: лист белой бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, пастель, краски- гуашь, акварель, кисти.
  • Способ получения изображения: обвести ладонь и дорисовать необходимые детали.   

6

6

6

6

6

Рисуя своими ладошками, дети развивают свою фантазию и абстрактное мышление. 6

Рисуя своими ладошками, дети развивают свою фантазию и абстрактное мышление.

6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ: ВЫДУВАНИЕ ТРУБОЧКОЙ Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). Способ получения изображения: зачерпываем пластиковой ложкой краску, выливаем её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дуем из трубочки, так чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.    6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:

ВЫДУВАНИЕ ТРУБОЧКОЙ

  • Средства выразительности: пятно.
  • Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
  • Способ получения изображения: зачерпываем пластиковой ложкой краску, выливаем её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дуем из трубочки, так чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

  

6

6

6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ: ВЫДУВАНИЕ ТРУБОЧКОЙ «САЛЮТ» Рисование в этой технике отлично развивает творчество, фантазию, воображение. Эти занятия не только интересные, увлекательные, но и очень полезные. Так, как выдувание через трубочку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом. 6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:

ВЫДУВАНИЕ ТРУБОЧКОЙ

«САЛЮТ»

Рисование в этой технике отлично развивает творчество, фантазию, воображение. Эти занятия не только интересные, увлекательные, но и очень полезные. Так, как выдувание через трубочку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.

6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ: МОНОТОПИЯ Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: складываем лист бумаги вдвое и на одной его половине рисуем половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.    6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:

МОНОТОПИЯ

  • Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
  • Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
  • Способ получения изображения: складываем лист бумаги вдвое и на одной его половине рисуем половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

  

6

6

6

Рисование в данной технике развивает творческую активность и творческие способности детей, путем создания быстрой и эффектной работы, что обязательно приведет к радости творчества и удовольствию от результата. 6

Рисование в данной технике развивает творческую активность и творческие способности детей, путем создания быстрой и эффектной работы, что обязательно приведет к радости творчества и удовольствию от результата.

6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ: СИЛУЭТНОЕ РИСОВАНИЕ Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы:   кисточки, бумага, краски- акварель, гуашь. Способ получения изображения: вырезать фигуру, изображенную на листе бумаги, обвести простым карандашом. Закрасить область вокруг силуэта, дополнить картину необходимыми элементами до получения задуманного сюжета.    6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:

СИЛУЭТНОЕ РИСОВАНИЕ

  • Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
  • Материалы:   кисточки, бумага, краски- акварель, гуашь.
  • Способ получения изображения: вырезать фигуру, изображенную на листе бумаги, обвести простым карандашом. Закрасить область вокруг силуэта, дополнить картину необходимыми элементами до получения задуманного сюжета.

  

6

6

6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ: СИЛУЭТНОЕ РИСОВАНИЕ «Храмы» Силуэтное рисование достаточно глубоко развивает графические способности у учащихся. 6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:

СИЛУЭТНОЕ РИСОВАНИЕ

«Храмы»

Силуэтное рисование достаточно глубоко развивает графические способности у учащихся.

6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ: ВЫКЛАДЫВАНИЕ РИСУНКА НА ПЕСКЕ ( камушками, бусинками, пуговицами, шариками и т.д.) Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: форма с песком, природный материал, пуговицы, бусинки, шарики и т.п. Способ получения изображения: на песке ребенку предлагается выложить узор, картинку, используя крупные бусины, камешки, пуговицы, шарики и т.п. 6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:

ВЫКЛАДЫВАНИЕ РИСУНКА НА ПЕСКЕ

( камушками, бусинками, пуговицами, шариками и т.д.)

  • Средства выразительности: фактура, цвет.
  • Материалы: форма с песком, природный материал, пуговицы, бусинки, шарики и т.п.
  • Способ получения изображения: на песке ребенку предлагается выложить узор, картинку, используя крупные бусины, камешки, пуговицы, шарики и т.п.

6

6

6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ: ПАСТЕЛЬ + АКВАРЕЛЬ Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: маслянная пастель, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует пастелью на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок пастелью остается не закрашенным.    6

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:

ПАСТЕЛЬ + АКВАРЕЛЬ

  • Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
  • Материалы: маслянная пастель, плотная белая бумага, акварель, кисти.
  • Способ получения изображения: ребенок рисует пастелью на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок пастелью остается не закрашенным.

  

6

Использование в рисовании разнообразных материалов, разные способы изображения, соединяя их в одном рисунке, развивает у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции. 6

Использование в рисовании разнообразных материалов, разные способы изображения, соединяя их в одном рисунке, развивает у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции.

6

Заключение Каждая из представленных нетрадиционных техник рисования – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, оказывает положительное влияние на психическое развитие детей. Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях кружка в течение трех лет позволило сформировать положительную динамику в развитии творческих способностей учащихся. 6

Заключение

Каждая из представленных нетрадиционных техник рисования – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, оказывает положительное влияние на психическое развитие детей.

Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях кружка в течение трех лет позволило сформировать положительную динамику в развитии творческих способностей учащихся.

6

Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования доказывают их уникальные возможности по-особому влиять на развитие детей с различными степенями умственной отсталости и их способностей. 6

Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования доказывают их уникальные возможности по-особому влиять на развитие детей с различными степенями умственной отсталости и их способностей.

6

6

6

kopilkaurokov.ru

Использование нетрадиционных техник в процессе обучения рисованию детей с умеренной умственной отсталостью

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ДЕТЕЙС УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Основная цель работы с детьми, имеющими умеренную степень умственной отсталости - улучшение качества их жизни, формирование элементарных практических навыков, адаптация к окружающей среде. Все обучение в классах «особый ребенок» несет практическую направленность, нацелено на развитие личности ребенка, поэтому занятия по рисованию связаны непосредственно с жизнью детей и строятся на основе их потенциальных возможностей и способностей. Включение учебного предмета «Рисование» в программу обучения детей с умеренной умственной отсталостью продиктовано прежде всего тем, что оно является одним из наиболее доступных видов деятельности для данной группы учащихся. Использование рисования в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью как средства коррекции, может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире, мышления, памяти, внимания, речи, эмоционально-волевой сферы, качеств личности. Учитывая в своей работе психофизические особенности детей и ставя перед собой цель найти доступные методы и приемы в обучении рисованию детей с умеренной степенью умственной отсталости, я пришла к выводу, что наиболее интересными и доступными для учеников класса являются нетрадиционные техники формировании изобразительной деятельности.Началом работы по обучению рисованию нетрадиционными методами и формами явилось рисование пальчиковыми красками. Ребенок обмакивает палец в краску и рисует линии. Это будет и дождь, и травка, и волны, и ветки деревьев. А можно ставить цветные точки. Так можно нарисовать снег или виноград, одуванчик или листья на деревьях. А можно изобразить осеннее дерево сразу всеми пятью пальцами. Намажем подушечки пальцев красками разных цветов (желтой, красной, зеленой, коричневой) и станем проводить ими по веткам нарисованного дерева.

Далее мы переходим к рисованию пальчиковыми красками с размывкой под струей воды. Делаем так  лист, обильно раскрашенный пальчиковыми красками, на пару секунд подставляли под несильную струю воды из крана. Так как краски очень вязкие, то часть краски стекала, а остальная часть оставалась на листе округлыми или вытянутыми пятнами. Как только получалась приятная картинка  укладываем сушиться горизонтально. С краской работать детям понравилось, ведь они не только яркие и разноцветные, но еще и густые или жидкие - так в нашем совместном творчестве появился метод клякс. И мы не только не стали ругать детей за кляксы, а решили научить, что может получиться из клякс. Взяли плотный альбомный лист бумаги, согнули его пополам, затем развернули. Капнули «кляксу» из одной или нескольких красок, складываем бумагу пополам, аккуратно придавливаем, разглаживаем, а затем разворачиваем и рассматриваем. В результате у вас получатся два симметричных изображения. А потом можно дорисовать отдельные детали, чтобы образ стал узнаваемым. Так можно получить бабочку, виноград, цыплят и т.д.

Можно дуть на кляксы через соломинку. Налейте жидкой краски в центр листа, а затем пусть малыш наклоняет бумагу в разные стороны или дует на кляксу через соломинку для коктейля. В первом случае получатся цветные потеки, во втором – красочные брызги. Рассматриваем кляксу, фантазируем, дорисовываем или используем получившуюся картинку как фон для последующих работ.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Кляксография с ниточкой (« цветные ниточки »). Ребенок опускает нитку в краску (можно держать нить за оба конца и окрашивать ее, постепенно опуская в баночку с разведенной краской и придерживая ложечкой, палочкой или кистью). Затем на лист бумаги (или наполовину сложенного листа) выкладывается изображение из нитки или различные петли, причем концы нити остаются свободными (за пределами листа). После этого сверху накладывается другой лист или половина (сложенного листа), прижимается одной рукой, а другой нитка вытягивается за кончики, с одновременным ее потягиванием в разных направлениях. Работа просушивается, недостающие детали дорабатываются тонкой кистью.

Рисование ладошкой. Рисование ладошкой очень нравится детям, потому, что ладошка это то, что близко, каждый такой рисунок ребенок, как бы пропускает через себя. За основу работы ладошкой мною была выбрана методика «Рисуем из ладошки» Н.В.Дубровской

В ходе рисования ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью до получения изображения (птицы, деревья и т.д.)Рисование оттиском. Конечно, можно в своей работе использовать готовые печати – оттиски, но мы в классе решили не искать легких путей и используем в работе оттиски, вырезанные из картофеля, пенопласта. Можно использовать в качестве оттисков: кубики, донце у стакана, пробки и т.д. Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Оттиск поролоном.Ребенок прижимает кусочек поролона к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой.Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются блюдце с краской и смятая бумага.Сюда же можно отнести и метод отпечатки листьев. Мы используем в работе: бумагу, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Способ  получения  изображения:  ребенок  покрывает листок дерева красками  разных  цветов,  затем  прикладывает  его  к  бумаге  окрашенной стороной  для  получения  отпечатка.   Каждый  раз  берется  новый  листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Тонирование бумаги для фона.Наносим первый слой гуаши на лист бумаги. После того, как нанесли первый слой краски на лист, не ждем пока высохнет (на картоне краска высыхает очень быстро). Берем чуть влажную тряпочку, мнем произвольно, набираем на нее неразведенную гуашь прямо из баночки (только краска не должна быть сухой) и примакиваем по всему листу. Можно так сделать несколько слоев разными цветами. Вместо ткани можно использовать просто мятую бумагу, поролон и т.д., но эффект будет немного другой. Рисуя таким способом ничего испортить невозможно, в любом случае будет красиво. Так что дерзайте! Полученный фон можно использовать для любых поделок и наклеивать изображения любых предметов.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рисование мелками или свечой Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.Раскрашивание камней (или любого другого прир. материала). Разумеется, чаще всего мы рисуем на плоскости, на бумаге. Можно использовать разные камни: гладкие или шероховатые, различной формы. Сама форма камешка порой подскажет нам , какой образ в данном случае создать. Один камешек лучше раскрасить под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком/

Рисунок на влажном фоне.В основном мы рисуем на сухой бумаге, справедливо считая, что краска и так разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажном фоне. В таком случае лучше использовать акварельные краски. Сначала мы делаем наш фон, нашу бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части.

Вместо красок – пластилин.Еще больше укрепит пальчики и подготовит их к письму рисование пластилином. На картонную основу нужно нанести простой рисунок, а затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Работа получается законченной и очень декоративной, если такими "красками" покрыта вся поверхность картинки - и рисунок, и фон. Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета. Издалека такая работа выглядит, как написанная маслом.

ЛИТЕРАТУРА: 1.Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Методическое пособие. Лебедева Е.Н., Москва, 2004 г.2. Игры и занятия с особым ребенком. Сара Ньюмен, Москва,2004.3.Сказки и игры с «особым» ребенком.Е.Л.Набойкина. С-Петербург, 2006.4. Рисунки из ладошки.Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет.Дубровская Н.В.5..Яркие ладошки. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет.Дубровская Н.В.6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]7. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Филатова Р.Г., 2006.8. Материалы сайта www.risuem.org

 

schoolfiles.net

Мастер класс по ИЗО для детей с умеренной умственной отсталостью с тяжёлыми и множественными дефектами

КГБОУ «Канская общеобразовательная школа»

Мастер класс по теме:

«Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности у детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости»

Подготовила и провела учитель

начальных классов

1квалификационной категории:

Рукавец Е.В.

Канск 2016год

Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности у детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости

Дети с нарушением интеллекта — наиболее многочисленная категория аномальных детей. Главной задачей обучения и воспитания таких детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Изобразительная деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. Рисование - один из предметов программы обучения умственно отсталых детей, имеющее важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности.

В комплексе с другими учебными предметами, рисование оказывает существенное коррекционно-развивающее воздействие на умственно отсталого ребенка. Влияет на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом, моторику рук), развитию личностных качеств, способствует формированию эстетического восприятия, оказывает развивающее влияние на многие стороны психики ребенка и на его личность в целом, способствует развитию потребности в речевом общении, активизации и обогащению речи умственно отсталых детей.

Под влиянием правильно осуществляемого обучения изобразительной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций.

Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности изобразительная деятельность приближается к игре. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей. Говоря об изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их делят на традиционные и нетрадиционные. И сегодня я представлю вашему вниманию нетрадиционные техники рисования, которые я использую на занятиях по изобразительной деятельности в 1 классе при обучении детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости.

Задача педагога состоит не столько в том, чтобы научить умственно отсталых детей рисовать (хотя это тоже важно), сколько в том, чтобы преодолеть или сгладить присущие им недостатки в процессе занятий изобразительным искусством. И здесь огромное значение имеет нетрадиционная техника рисования, она помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно. Мотивация успешности при использовании нетрадиционных техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания.

Почему я на занятиях по изобразительной деятельности делаю большой упор на нетрадиционные техники рисования?

Я работаю учителем первого класса, изучив личные дела учащихся, психолого-медико-педагогические характеристики, и рекомендации специалистов, проведя первичную диагностику детей, мною была оставлена характеристика класса. В классе 9 человек, 2 учащихся находятся на надомном обучении и имеют диагноз, тяжёлая степень умственной отсталости, остальные дети обучаются по очной системе. 6 учащихся имеют диагноз, умеренная степень умственной отсталости, 1 – тяжёлая степень умственной отсталости. Из них у 1 уч-ся, расстройство аутистического спектра, два уч-ся с сопутствующим диагнозом, ДЦП и рекомендацией обучения в сопровождении тьютора, трём уч-ся ввиду их физического и умственного развития рекомендовано частичное включение в образовательный процесс. У детей моего класса внимание край­не неустойчиво; процесс запоминания является механическим; зрительно-моторная координация грубо нарушена; им трудно по­нять ситуацию, вычленить в ней главное; установить причинно-следственные связи; перенести уже знакомое, известное действие в новые условия. У всех учащихся наблюдается замедленное развитие и понимание речи, она косноязычна состоит из небольших, однотипных фраз. 2 учащихся её просто не используют, хотя и могут понимать простые инструкции и общаются только примитивными мануальными знаками, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речевого развития. Большинство детей имеют грубые нарушения зрительно-двигательной координа­ции, не выполняют двигательные упражнений даже по подражанию взрослому. Нуждаются в пос­тоянной стимуляции и совместных действиях с взрослым, интерес к деятельности взрослого слабо выражен и неустойчив, наступает быстрое пресыщение деятельностью, волевых усилий не проявляют. Требуется многократное повто­рение инструкции с показом того, что следует сделать. В процессе работы предлагаемая программа действий не удержива­ется.

К 8 годам у данных учащихся не сформирован интерес к изобразительной деятельности. Они не проявляют желание рисовать, лепить, не знают соответствующие предметы и материалы (карандаш, кисточка, фломастер) и не умеют ими пользоваться, побужденные к деятельности взрослым, они хаотично, однообразно, без проявления эмоций, непродолжительное время действуют с карандашом, не используют пространство листа, не могут самостоятельно рисовать красками, пользоваться кисточкой. Действия детей лишены целенаправленности и игрового замысла.

А применение нетрадиционных техник позволяет не только обучить умственно отсталых детей приемам рисования, но и знакомить их с сенсорными эталонами формы, цвета, величины в игровой форме, выражать свои чувства с помощью цвета, обеспечить достаточное количество повторений учебного материала, положительно влияет на подготовку руки к письму.

В процессе проведения урока, я создаю условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в своём темпе, проявляя максимальную степень самостоятельности при выполнении задания. Индивидуальный подход органично сочетаю с фронтальной беседой. Успешность обучения детей с выраженной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приёмов, применяемых учителем. Важным элементом урока является музыка. Она создаёт особый эмоциональный настрой, способствует ритмической организации процесса рисования, усиливает выразительность создаваемых изображений и связывает их с игрой.

В результате систематического применения нетрадиционных техник рисования, развиваются моторная и сенсорная функции. Сенсомоторное развитие, в свою очередь, влияет на развитие познавательной функции. Все это в процессе социализации умственно отсталого ребенка позволяет ему успешнее осваивать различные виды деятельности, то есть возрастают возможности его интеграции в общество.

Хочу познакомить с некоторыми техниками нетрадиционного рисования, которые я уже применяла на уроках по изобразительной деятельности в своём классе.

  1. «Раскраска с подсказкой»

При знакомстве ребёнка с цветом, можно использовать такой вид рисования, как раскраски с подсказками, что позволяет ребёнку не только повторить основные цвета, но и подбирать их для персонажей раскраски.

«Раскрашивание картинки по большому образцу»

«Раскрашивание картинки по маленькому образцу»

«Раскраска с подсказкой цвета карандашей»

  1. «Рисунки ватной палочкой или пальчиками»

«Осенние деревья»

Перед выполнением провожу беседу о времени года, о приметах, о том, каким цветом надо изображать листья, что они могут быть не только на дереве, но и на земле. При выполнении задания включаю детскую песенку «Тучи в небе кружатся»

«Снег идёт»

Перед выполнением провожу беседу о времени года, о приметах, о том, каким цветом надо изображать снег. Дети выполняют работу на заранее подготовленных распечатанных листах. При выполнении задания звучит детская песенка.

«Замок принцессы»

Перед выполнением работы рассказываю сказку о том, что волшебник похитил прекрасную принцессу и закрыл её в замке, откуда она может выбраться только, если его раскрасить. Дети выполняют работу на заранее подготовленных распечатанных листах. А после выполнения показываю им спасённую принцессу.

«Новогодняя ёлочка»

Перед выполнением провожу беседу о предстоящем новогоднем празднике, о традициях. Дети выполняют работы на заранее подготовленных листах. Силуэт ёлочки раскрашивают красками кисточкой, шарики ватными палочками. При выполнении задания звучит новогодняя детская песенка.

  1. «Волшебные картинки»

«Зимняя вьюга»

Еще одна интересная техника рисования "волшебных" картинок с помощью белого воскового мелка. На белой бумаге белым восковым мелком рисуется, например, вьюга и снежинки. Белый лист всё такой же белый и неинтересный... Предложите ребенку закрасить его красками! Дети почувствуют себя настоящими волшебниками, когда под их кисточками начнут проявляться картинки. А если сверху влажный лист посыпать обычной солью, то получится эффект сверкающих снежинок.

«Рисуем белого медведя»

Чтобы нарисовать белого медведя на белый лист бумаги наложите трафарет животного, закрасьте лист синей краской при помощи губки. Когда краска высохнет, уберите трафарет медведя. Вот что у вас получится в результате. Таким же способом можно закрашивать изученные геометрические фигуры.

4. Сенсорный пакет для рисования

Для изготовления Вам понадобятся:- zip-пакет- гель для волос (можно самый дешевый) или 20 г желатина- пищевой краситель- сухие блестки (чтобы ребенку было интереснее)

Берем пакет, выливаем в него гель, добавляем краситель, блестки и застегиваем на zip-молнию. Все тщательно перемешиваем и можно рисовать.

Очень удобно делать отпечатки ладошек или писать буквы-цифры, незамысловатые картинки. Вместо геля можно сделать желе - пакетик желатина - 20 гр растворить в 0,5 литра горячей воды, капнуть немного пищевого красителя и охладить.

5«Рисование манкой (манкография)»

Заниматься рисованием на манке могут даже совсем маленькие дети. Рисование происходит непосредственно пальцами по манке, что способствует развитию сенсорных ощущений, моторики, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

Для занятий с манкой не надо замысловатых приспособлений, достаточно иметь разнос и манку. Какие обучающие задачи решают игры с манкой в 1 классе?

  1. Формирование пространственного восприятия. Первое, что ребёнок должен освоить, что у разноса с манкой, так же как и у листа бумаги есть пространство: верх, низ, правая и левая стороны, и так же углы: левый верхний, левый нижний, правый верхний, правый нижний. Чтобы ребенок научился хорошо ориентироваться можно провести несколько игр: картинки можно спрятать в песок и спросить, в каком углу находится петушок.

Начинаем рисовать. В центр поставить игрушку и дать задание, игрушка едёт наверх, вниз, в правый верхний угол, и т.д.

  1. Начинам рисовать с прямых и волнистых линий. Раскладываем кораблики на поверхности песка и просим нарисовать спокойное море –прямые линии и волны, по которым плывёт кораблик, подул ветер, море заволновалось, волны стали большими, волнистыми. Поставили игрушку и предлагаем нарисовать широкую дорожку для неё всей ладонью. По этой дорожке уточка идет в гости, для другой игрушки узкую дорожку и она идёт в гости. Предлагаем другую игрушку и рисуем для неё ступеньки, игрушка поднимается по ним вверх и вниз.

  2. Закрепление цвета и формы. Когда научились рисовать простые линии, учим рисовать предметы, состоящие из округлых форм. По поверхности разбрасываем бабочек и даём задание, для каждой бабочки нарисовать листочки: круглые, овальные. Пальчиками нарисовать шарики.

  3. Рисование предметов из 4 угольных форм: квадрат, прямоугольник, эти действия даются детям сложнее. Даём детям квадраты разных цветов, обводя по контуру, он рисует нужную нам форму.

  4. Когда научились рисовать простые формы, то начинаем составлять более сложные, например, неваляшка. Рисуем круги: большой круг -туловище, поменьше круг –голова, маленькие –глазки, ручки, пампушечка. В ходе выполнения задания, дети закрепляют графическое начертание круга. Пирамидка из прямоугольников, овалов, кругов.

  5. Развитие речи. Как только закрепили знания о простых формах можно усложнять задания. Объединять предметы по любому сюжету. Например прямая линия, прямая линия – дорожка и по дорожке катится колобок (с глазками, ротиком). Ребёнок должен вспомнить эпизод из сказки и рассказать его.

  6. Создание узоров на песке. Когда отработали рисование предметов по сюжету, то можно переходить к созданию узоров на песке. Узоры могут быть симметричные (разложить по углам и в серединку другого цвета квадраты и обвести их, а к сторонам круги и обвести их). Составление узора из капсул, крышек, карандашей, счётных палочек, пуговиц, фасоли на поверхности песка (цветок, солнышко, веточка). Ребёнок учится называть цвета, формы, развивается моторика. Решаем несколько образовательных задач.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

docbaza.ru


Смотрите также