Обучение детей с нарушением интеллекта предметному и сюжетному рисованию и лепке. Обучение детей рисованию и лепке


2 Изобразительное искусство в детском саду. Формы, методы и приёмы ознакомления детей с искусством

Классификация методов и приемов:

  1. Информационно – рецептивный – объяснительно – административный: наблюдение; рассматривание иллюстраций; обследование (организует взрослый и учит этому детей, оно эффективнее с проговариванием) привлечение, а заканчиваем обследование так чтобы дети поняли как приступить к работе.. обследуя учим планировать свою деятельность ; показ способа действия, он должен быть полным или частичным, показ осуществляется тем же материалом что и у детей. Осущ ребенком со ср гр.; объяснение, рассказ, анализ детских работ, проводиться дифференцированно в зависимости от возраста детей.

1.Репродуктивный – направлен на закрепление знаний, выработков знаний и умений. Упражнения следует выполнять… малыш многократно выполняет одно и тоже действие, упражняются на тренировочных листах.

2.Исследовательский и Эвристический – методы используются в единстве. Они направлены на обучение поискам решений по изо – задачам, поискам возможных вариантов развития творческого мышления, воображения. Эвристический метод предлагает поэлементное обучение творческой деятельности. Исследовательский метод применяется если педагог предлагает детям выполнить творческие задания: передать сюжет литературного произведения или выполнить изображение по собственному замыслу.

2.метод проблемного обучения и изложения. В отдельную группу выделяются игровые приемы – они используються во всех возрастных группах, внутри разных методов,

4 Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всесторон­него воспитания и развития ребенка - дошкольника.

Задачи всестороннего развития

Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.

Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (спелая - не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.). Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, краски, глина, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). Обучение изобразительной деятельности в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству.

Так по форме предметы окружающего мира можно объединить в несколько групп (предметы округлой формы, прямоугольной и т.д.). На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить яблоко, ягоду, орешек, неваляшку или цыпленка (предметы, имеющие круглую форму или части круглой формы), нужно раскатывать комочки глины кругообразными движениями.

Под руководством воспитателя дети постепенно приобретают способность анализировать предмет. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи. Педагог также активно включает детей в объяснение задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. Привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразительной речи.

При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания.

В процессе выполнения лепки, рисунка, аппликации ребенок вспоминает те явления и события, которые хочет выразить, вновь испытывает те чувства, которые были ими вызваны. Часто ребенок дает определение, характеристику тому предмету, который лепит или рисует, выражает свою оценку, свое отношение.

Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их рисункам, лепке. Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога. Похвала ребенка радует (о том, что его работа отмечена педагогом, ребенок рассказывает всем), а отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание нужно вдумчиво, осторожно: если все время хвалить ребенка, у него может сформироваться самоуверенность, зазнайство; и наоборот: если постоянно говорить ребенку, что он плохо нарисовал, вылепил или наклеил, можно выработать прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается еще в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.

Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче. В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка.

У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата. Формированию трудолюбия, трудовых навыков способствует также участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них. В практике работы часто вся подготовка к занятию возлагается на дежурных. Это неверно. В школе каждый ребенок должен сам готовить свое рабочее место, и важно, чтобы он к этому был приучен. Нужно уже в детском саду развивать у каждого трудовые навыки, приучать начинать работу лишь тогда, когда все приготовил.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у

детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства. Знакомство с предметом, который будет затем изображен, должно иметь особый характер. После целостного восприятия следует подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности. Однако очень важно закончить восприятие целостным охватом предмета в совокупности всех основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам. Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркивать его красоту, использовать образное сравнение.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации.

Постепенно у детей развивается художественный вкус. В рисунках, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто передаче предметов и явлений.

Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. В рисунок, лепку и аппликацию ребенок не просто переносит то, что запомнил: у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого воображение ребенка создает образ, который он выражает с помощью изобразительных средств.

Эстетическое воздействие занятий на детей зависит и от того, какие предметы и явления отбираются для изображения (это не только хорошо знакомые детям предметы, игрушки, явления природы и общественной жизни, но и красивые, вызывающие радость, удивление, восхищение ребенка). Важно также, чтобы воспитатель сумел объяснить задание, рассмотреть с детьми предмет, вызвать желание его изобразить. Для этого нужно прежде всего обратить внимание на красоту предмета или явления, найти для этого образные, выразительные слова. Привлечение стихотворного, песенного текста всегда усиливает эстетическое впечатление. Красота и выразительность рисунка зависят и от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в рисунке, лепке, аппликации форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции.

Эстетические эмоции вызывает и удачная композиция работы. Если рисунок, аппликация хорошо расположены на листе с учетом формы и пропорций предмета, изображенного не слишком крупно (чтобы части изображения не упирались в края листа) и не слишком мелко (нет неоправданно пустых мест, изображение не смещается в сторону), это также радует ребенка.

Не только интерес к содержанию рисунка, лепки, аппликации побуждает детей выполнять их лучше, стремиться к достижению выразительности образа - большое значение имеет воспитание у них стремления сделать работу понятной и интересной для других. Уже на четвертом году жизни дети стремятся получить оценку своих рисунков и других работ, они испытывают удовлетворение от того, что их лепка, рисунок понравились, что дети выразили свое одобрение, отметили их работы. Положительная оценка работы должна даваться по заслугам, т. е. за действительно достигнутое хорошее качество, выразительность, красоту.

Педагог должен руководить всеми процессами, связанными с созданием выразительного образа: с эстетическим восприятием самого предмета, формированием представления о свойствах и общем облике предмета, воспитанием способности воображать на основе имеющихся представлений, овладением выразительными свойствами красок, линий, форм, воплощением детьми своего замысла в рисунке, лепке, аппликации и пр.

Рисование, лепка, аппликация и конструирование как продуктивные деятельности имеют неоценимое значение для подготовки детей к школе. В этих видах деятельности у детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. Но этим не ограничивается значение изобразительной деятельности и конструирования для подготовки к школе. На занятиях в детском саду осуществляется и специальная подготовка детей к школе. Овладевая знаниями, навыками и умениями в области рисования, лепки, аппликации и конструирования, дети получают возможность успешного усвоения материала на уроках изобразительного искусства и труда в школе.

Для готовности к школьному обучению важное значение имеет формирование элементов учебной деятельности: умение слушать и выполнять указания педагога, понимать и выполнять поставленную задачу. Чтобы сделать постройку, создать изображение, ребенок должен применить определенные действия, необходимые для решения данной изобразительной задачи. Значит, из всех действий, которыми владеет малыш, ему нужно выбрать такие, которые позволят создать изображение.

Еще одним компонентом учебной деятельности, для формирования которого в изобразительной деятельности есть все условия, является оценка результата. Дети получают изображение в рисунке, лепке, аппликации, конструировании, которое может оцениваться с точки зрения поставленной изобразительной задачи. Важна также выработка психологической готовности ребенка к школе: желания учиться, стремления узнавать новое, овладевать умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять указания педагога.

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания; важна она и для подготовки детей к школе.

Следует подчеркнуть, что обеспечить всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника можно лишь в том случае, если внимание педагога будет направлено на решение этой задачи, если будет выполняться программа обучения изобразительной деятельности, использоваться правильная и разнообразная методика.

  1. Программа обучения изобразительной деятельности. Знания, умения и навыки, необходимые для изображения предмета.

Принцип научности

Принцип систематичности и последовательности

 сначала лепим - объем

 делаем аппликацию - контур

 затем рисуем - объем + контур

Принцип наглядности

ребенок должен увидеть правильное действие воспитателя. Вариантность и образец должен быть качественным

Принцип индивидуального подхода

выявить способности (что ребенок умеет)

А) передача формы: сначала круг и квадрат, затем круг и овал. Младшие дошкольники передают форму приблизительно, первые изображения упрощены – обобщены, сначала одна честь, потом большее количество частей.

Б) величина предмета и их частей: передача величенных отношений. Самой сложное это передача пропорциональных соотношений.

В) передача строения: малыши учаться выделятиьб части предмета и передавать их, сначала части простые (облака), затем предлогают изображать цветы, деревьев – они СИММЕТРИЧНЫ.

Г) передача цвета. Цвет – признак предмета, множество предметов не имеет определенной окраски, 1 –я мл 4 основных + белый, черный фон; 2-ая мл + серый, голубой, розовый; ср - + оранжевый, фиолетовый, коричневый; ст – спектр + 3 оттенк одного цвета.

  1. Программа обучения изобразительной деятельности. Знания, умения и кавыки, необходимые для передачи сюжета.

Принцип систематичности и последовательности

 сначала лепим - объем

 делаем аппликацию - контур

 затем рисуем - объем + контур

Принцип наглядности

ребенок должен увидеть правильное действие воспитателя. Вариантность и образец должен быть качественным

Принцип индивидуального подхода

выявить способности (что ребенок умеет)

А) расположение в пространстве – вылепленные изделия располагаются на столе, а на бумаге это сделать трудно, программа предусматривает требования к рисунку, в ср гр изображение распологают в ряд, в ст плановое расположение.

Б) относительная величина и положение предметов: малыш рисует цветок дерево и девочку одной величины (дети не выделяю величину предметов), имеются сложности при передачи движения – идет, бежит, самое трудное – боковое положение.

studfiles.net

Роль натуры в обучении детей старшей (подготовительной) группы рисованию и лепке

ГОУ СПО

«Шарьинский педагогический колледж Костромской области»

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Роль натуры в обучении детей старшей (подготовительной) группы рисованию и лепке».

Студентки группы

дошкольного отделения Малышевой Ю.Б.

План

Введение

1. Специфика восприятия дошкольниками формы, величины, цвета предметов, их пространственного расположения

2. Наблюдение натуры - важный метод обучения детей дошкольного возраста основам реалистического изображения предметов

3. Характер натуры для занятий рисованием и лепкой

4. Методика занятий с использованием натуры

5. Анализ проведённой работы

Заключение

Приложение

Введение

Актуальность. Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.

Большие возможности включает в себе изобразительная деятельность, а прежде всего рисование и лепка.

Цель: Определить значение рисования, лепки с натуры в формировании навыков реалистического изображения предметов, разработать методику проведения занятий рисованием (лепкой) с использованием натуры.

1. Специфика восприятия дошкольниками формы, величины, цвета предметов, их пространственного расположения

Изобразительная деятельность – это специфическое, образное познание действительности. Поэтому она имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Создание изображения ставит перед ребёнком ряд задач, без решения которых процесс рисования, лепки не может быть успешным. Так, для того чтобы изобразить окружающее ребёнка (дом, машину, человека и др.), ему надо иметь отчётливые представления о том, что изображается, надо внимательно рассмотреть предмет, увидеть его основные части, их расположение, величину, цвет, уметь выделить общее и различное в разных предметах. Это требует умения проводить простой анализ предмета, сравнение его частей и разных предметов между собой, делать нужные обобщения, синтез (объединение предметов по сходству формы, строения, цвета). Известно, что сам ребёнок без целенаправленного руководства взрослого процессом анализа овладеть не может.

Рисование, лепка, аппликация детей также являются специфическим средством познания и отражения предметов и явлений реального мира. Но прежде чем появиться на бумаге, в плане, образы складываются в сознании ребёнка в процессе непосредственного чувственного познания – восприятия.

Изобразительная деятельность для своего успешного осуществления требует не просто восприятия предметов, а выявления и фиксирования их свойств: формы, её особенностей, величины, пропорций предметов, их цвета, характерных деталей. Это учит детей внимательно всматриваться в окружающую их жизнь.

Изобразительная деятельность способствует развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно образующийся запас знаний и представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков, цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин, цветов, разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, клюёт зёрнышки, рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).

Задача изобразить тот или иной предмет, явление, поставленная перед ребёнком им самим или педагогом, активизирует его представления, заставляет по-новому их осмыслять.

2. Наблюдение натуры – важный метод обучения детей дошкольного возраста основам реалистического изображения предметов

Рисование способствует обогащению восприятия, представлений, памяти детей новыми образами, которые при изображении уточняются, обогащаются. Сформировавшиеся представления в процессе их воссоздания дополняются новыми чертами. Увеличивается в целом запас знаний об окружающей жизни.

По сходству формы предметы окружающего мира можно объединить в несколько групп (предметы округлой формы, прямоугольной и т.д.). На основе этого сходства возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Дети усваивают обобщённые способы изображения (например, предметы круглой формы ягодки, орешки, шарики лепятся путём раскатывания глины между ладонями кругообразными движениями), что способствует их умственному развитию.

3. Характер натуры для занятия рисованием и лепкой

Приступая к работе с натуры, прежде всего, нужно понаблюдать окружающее и выбрать подходящий предмет. При этом нужно руководствоваться эстетической ценностью вещей, отбирая предметы выразительные, но простые по форме конструкции, чтобы было легче изучить их строение и пропорции. Надо внимательно относиться и к цвету натуры. Сложные цветовые переходы труднее передать. Поэтому отбирать следует предметы, окрашенные в локальные цвета: красный мак с чёрной серединкой, белая ромашка, лиловый колокольчик. Кажущаяся простота формы и цвета не означает отсутствия красоты. Предмет должен нравиться, вызывать эстетическое чувство, желание рисовать его. Лучше взять для рисования полевую ромашку, чем розы и георгины со сложными соцветиями. Выразительность рисунка не определяется эффективностью предмета. Хорошо выполненный рисунок ромашки выглядит лучше, чем плохо нарисованная роза. Выбирая цветущую ветку, помните, что сложно передать изобилие цветов, многоплановость их построения.

Умение сознательно выбирать натуру необходимо и для проведения занятий с детьми. Не всякий предмет дети могут изобразить с натуры, точно передав его строение, характерные особенности.

Очень продуманно надо относиться к постановке натуры. Она должна стоять на определённом расстоянии от рисующего, быть хорошо освещена. При постановке предмета избегайте сложных ракурсов, которые трудно передать. Нельзя этого забывать и в работе с детьми. Учитесь изображать предметы в том положении, в котором хорошо видны их основные части.

4. Методика занятий с использованием натуры

Выбрав предмет для рисования, лепки, я продумала, что нужно для работы, в каком материале изображение данного предмета будет выразительнее. Карандаши или краски, акварель или гуашь, цвет бумаги, глина или пластилин для лепки – каждый материал имеет свои свойства, и знание их необходимо. Я выбрала акварельные краски.

Техника акварели и гуаши совершенно различна. Акварельная живопись – это живопись прозрачными красками, основные её свойства: прозрачность, лёгкость, чистота цвета. Белила в акварели не применяются, более светлый тон получается путём разбавления краски водой (например, розовый из красного, серый из чёрного и т. д.). Гуашь – краска с примесью белил – даёт плотный, непрозрачный слой. При работе гуашью в краски прибавляются белила. Например, чтобы получить голубой из синего или розовый из красной краски, надо красную или синюю смешать с белилами. Для рисования акварелью нужно давать детям белую бумагу, как я и сделала, а гуашью можно рисовать на белой и на цветной. Зная возможности и выразительные средства разных материалов, я подготовила их для занятия с детьми по изобразительной деятельности.

После того как я выбрала натуру и отобрала материалы, не приступая к рисованию, ещё раз внимательно изучила пропорции, форму и конструкцию предмета. И только уяснив все особенности натуры, начала работу. Занимаясь с детьми, также обращала их внимание на свойства предмета.

Основная задача рисования и лепки – передать на бумаге или в глине образ предмета, сохранив его характерную форму, цвет, конструктивное построение. Умение запоминать свойства предмета вырабатывается в рисовании и лепке с натуры и по памяти. Для создания выразительного изображения я постаралась объяснить детям, что необходимо продумать линейную и цветовую композицию – расположение и взаимосвязь всех изображённых предметов, чтобы было ясно, что они хотят рассказать своим рисунком. Линия, цвет, тон – всё должно быть подчинено единому замыслу.

На первом занятии я предложила детям нарисовать неваляшку по памяти (см. приложение: таблица 1).

На втором занятии предложила нарисовать неваляшку, но уже с натуры. Пронаблюдала за 3 детьми (Кокурина К., Горбатенко Н., Капитанов Ж.) и выявила их отношение к натуре (см. приложение: таблица 2).

Проанализировав таблицу 2 выяснилось, что на занятиях дети чаще обращались к натуре, рассматривали её, вносили исправления в работу самостоятельно, чем по предложению воспитателя.

Через два месяца, в течении которых шло обучение рисованию с натуры, я провела третье контрольное занятие. На нём использовала раздаточную натуру (ветка рябины, ваза с цветочком – хризантема, мелкие игрушки – гриб подосиновик, жёлтая уточка, жёлтый цыпленок, синяя рыбка).

Поставила перед детьми цель нарисовать данный предмет похожим. Дала возможность каждому ребёнку рассмотреть предмет, познакомиться с особенностями его формы, строения, цвета. Затем предложила Ксюше К., Насте Г., Жене К. рассказать что они будут изображать.

Ксюша К. выбрала и нарисовала жёлтого цыпленка.

Настя Г. выбрала и нарисовала вазу с цветком – хризантема.

Женя К. выбрал и нарисовал гриб – подосиновик.

В процессе занятия советовала детям сравнивать свой рисунок с натурой, вносить необходимые исправления (см. приложение: таблица 2).

В конце занятия анализ детских работ показал, что дети стали чаще смотреть на натуру, сравнивать со своим рисунком. Старались передать цвет и форму натуры. Стали более внимательно и тщательно относиться к мелким деталям натуры, которую они рисовали (глазки, клювик, гребешок, носик, ушки и т.п.).

mirznanii.com

Обучение детей лепке и рисованию в игре из опыта

CП ГБОУ СОШ № 29 г.Сызрани г.о.Сызрань Самарской обл., расположенное по адресу ул.Студенческая д.6 ДОКЛАД «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РИСОВАНИЮ И ЛЕПКЕ В ИГРЕ» (из опыта работы) Автор: Мазавина Л.Ю., воспитатель ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ РИСОВАНИЮ, ЛЕПКЕ В ИГРЕ

…Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене И в трамвае на окне… Э. Успенский С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображение пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Приобретение изобразительных навыков чрезвычайно важно для ребёнка. Придаётся большое значение мышечным ощущениям руки, и именно с ними связывают развитие двигательного центра речи. Научно доказано, что тонкие движения пальцев рук (мелкая моторика) непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи. Таким образом, во время рисования, лепки, аппликации, конструирования развивается не только рука, но речь ребёнка. Рассказывая о своём рисунке, поделке, малыш учится подбирать нужные слова, красиво и правильно формировать свои мысли. Он - 2 - становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление, ведь ребёнок знакомится с предметами разного цвета, формы, величины, учится подмечать в окружающем мире незаметные на первый взгляд детали, фантазирует. У малыша развивается художественный вкус. Уже с первых занятий педагог приучает детей сидеть прямо, рисовать правой рукой, левой придерживать лист. Рисование карандашами, красками требует освоения определённых навыков. Надо брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое - не удерживает карандаш. Детей учат при рисовании краской обмакивать кисть в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю лёгким прикосновением к краю баночки. Дети должны рисовать только на бумаге, нельзя пачкать одежду, стол, руки, стучать карандашом, следует аккуратно пользоваться всем материалом. У ребёнка не сразу получается рисовать карандашом, т.к. рука ещё не окрепла, пальчики не слушаются, карандаш выпадает. Ребёнок очень долго учится правильно держать карандаш. Каждое движение даётся ему с трудом. Без помощи взрослого ему не обойтись. Необходимо помочь ребёнку ощутить правильное напряжение пальцев и кисти. Взрослым следует терпеливо приучать малыша держать карандаш правильно: большим, средним и указательным пальцами. Этим пальчиком поймали, Этим пальчиком обняли, Этот сверху тут как тут. - 3 - Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приёмы отражения действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «нельзя», а существует возможность нарушать правила использования материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Лепка -это создание объёмных рельефных фигур, картин и даже целых композиций из пластичных материалов -пластилина, теста, глины, снега и других. На занятиях с детьми можно использовать самые разные пластичные материалы: пластилин, тесто, глину, окрашенный воск, а также специальные материалы для детского творчества, которые затвердевают при нагревании. Кроме того, материалом для лепки зимой может служить снег, а летом -влажный песок. Пластичные материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети - 4 - учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт-чувство пластики, формы и веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Именно при работе с пластичными материалами появляется уникальная возможность изготовления объёмных поделок. Однако в работе с маленькими детьми можно использовать всё разнообразие пластичных материалов не сразу. В начале занятий лепкой малыши часто боятся испачкать руки глиной, им не нравится, что тесто липнет к рукам, а пластилин забивается под ногти. Знакомство с материалами для лепки следует осуществлять постепенно. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста являются тесто и пластилин. Для занятий следует использовать мягкое тесто и мягкий пластилин хорошего качества. Другие материалы можно использовать, когда дети подрастут. Дети охотнее соглашаются на эксперименты с новыми материалами в знакомой ситуации, когда основные навыки работы уже сформированы. Традиционно считается, что занятия лепкой можно начинать лишь по достижению ребёнком определённого возраста. Маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны сосредоточиваться на одном виде деятельности длительное время. Уровень развития ручной моторики маленьких детей делает затруднительной работу с большими кусками теста или пластилина, а также не позволяет изготавливать и прикреплять мелкие детали. К тому же у малышей может возникнуть соблазн попробовать пластилин на вкус, раскидать тесто по полу или размазать по столу и по другим, совсем не предназначенным для этого поверхностям. Но, несмотря на все описанные выше трудности, на занятиях с малышами не следует отказываться от работы с пластичными материалами. - 5 - Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. После того как основные навыки сформированы и у детей появилось больше возможностей для самостоятельной работы, можно дать ребёнку определённую свободу выбора вариантов изготовления поделки. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их креативность (творческое начало личности). Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Нельзя забывать, что детям этого возраста необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Необходимо хвалить малышей, не надо бояться их перехвалить. Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем. Использование тематических литературных произведений, музыкального, фольклорного и игрового материала позволяет сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными.

educontest.net

Обучение детей с нарушением интеллекта предметному и сюжетному рисованию и лепке

Предметное рисование и лепка с натуры.

Обучение умению изображать предметы - одна из наиболее трудных задач всей работы по изобразительной деятельности. Трудность объясняется, прежде всего, низкими возможностями детей. в процессе обучения внимание воспитателей направляется на формирование у детей умения изображать в рисунке и лепке основные признаки и свойства (форму, цвет, строение), присущие не только этому конкретному предмету, но и всем предметам окружающей действительности. Объекты, которые изображаются детьми под руководством воспитателя, должны стать лишь тем материалом, на котором дети приобретут знания и умения, чтобы впоследствии использовать их при изображении других предметов. На этой основе у детей может возникнуть и самостоятельная изобразительная деятельность, способствующая общему психическому развитию. Но для этого нужен целенаправленный подбор методов обучения на занятиях.

уо детей прежде всего надо научить видеть в предмете как общую форму, так и форму отдельных частей, так как адекватность отражения формы предмета является одним из главных условий узнаваемости изображения. С установлением ребенком сходства рисунка с обликом знакомых предметов связано вообще становление предметности детского рисунка. Однако эта способность формируется даже у нормально развивающихся детей только в специально созданных педагогических условиях.

Для того чтобы уо научился воспринимать и отражать в рисунке и лепке форму предметов, на занятиях применяется изображение по натуре.

Образцы на этих занятиях используются только для того, чтобы показать детям примеры правильного или неправильного расположения изображения в пространстве листа или продемонстрировать основные ошибки в передаче пропорций и пр. Работа с образцами проходит в виде подготовительных упражнений, после чего их убирают. Образцы как материал для буквального воспроизведения при обучении предметному рисованию и лепке не используются. Детей учат специальному рассматриванию, наблюдению, в процессе которого происходит восприятие свойств предмета, в первую очередь его формы. Такое целенаправленное восприятие объекта, организованное под руководством воспитателя, называется обследованием.

Обследование включает в себя следующие этапы: целостное восприятие предмета; выделение основных частей; анализ формы, цвета, расположения частей; заключается обследование всегда повторным целостным восприятием предмета. После обследования его ставят на специальную подставку для натуры на уровне глаз. Затем предоставляется возможность действовать самим, выполняя изображение на основе тех представлений, которые сформированы у них в ходе предварительного обследования натуры.

Анализ формы предмета и его частей занимает в ходе обследования одно из основных мест.

Для того чтобы дети правильно воспринимали форму предметов, их учат моделировать ее ( обводить предмет по контуру перед рисованием и ощупывать перед лепкой). Нередко наряду с показом привлекается и анализ натуры: дети обследуют предмет под руководством воспитателя - знакомятся с формой путем обведения или ощупывания, но затем выполняют изображение по показу.

Программа предусматривает начинать знакомство детей со способами зрительно-двигательного моделирования формы предметов с изображения предметов округлых форм (так как на них удобно показать детям движения, моделирующие форму), в том числе куклы-неваляшк

Формирование моделирующих движений требует индивидуальной работы, что несколько затруднено на групповых занятиях. Поэтому обучение детей действиям ощупывания и обведения проводит на индивидуальных занятиях учитель-дефектолог. Он не только формирует у ребенка умение обводить предмет по контуру или ощупывать двумя руками всю поверхность, но и учит использовать моделирующие движения в качестве вспомогательных в ходе самостоятельного рисования и лепки. Используя контактное обведение предмета по контуру, он тут же показывает, как перенести эти движения на бумагу: обвел - тут же нарисовал.

Повторное обведение предмета используется как основной способ оказания помощи детям, испытывающим затруднения в ходе создания предметных изображений. На фронтальных занятиях воспитатель может ставить перед собой задачи изобразительного характера, не отвлекаясь на формирование моделирующих движений.

Научившись обследовать натуру, дети уже могут пользоваться зрительно-двигательным моделированием формы предметов, которые не были в их изобразительном опыте. Постепенно они начинают определять форму зрительно, не прибегая к обследованию и ощупыванию, а сравнивая форму предмета с формой знакомых предметов (тело неваляшки похоже на шар, оно круглое), т.е. опираясь на появившиеся возможности зрительного восприятия. В старших группах они сравнивают формы предметов с геометрическими формами (квадратом, треугольником, овалом и т.д.).

Научив умственно отсталых детей рисовать и лепить предметы, не входящие в программу, нужно еще воспитать в них желание рисовать и лепить самые разные предметы.

Занятий, посвященных рисованию и лепке по собственному замыслу детей, в детских садах почти не проводят, а если и проводят, то, по существу, они не могут называться деятельностью по замыслу. Детям предлагают обычно нарисовать или вылепить то, что они хотят. Чтобы сформировать у умственно отсталых детей оригинальный изобразительный замысел, нужно сначала ввести такой вид работы, как рисование и лепка по выбору.

Рисование и лепку по выбору можно вводить во второй половине второго года обучения, если дети уже определяют форму предмета не только зрительно-двигательным способом, но и путем сравнения ее с формой других предметов.Первые самостоятельные работы детей отличаются достаточной

В ходе рисования и лепки по выбору детей учат предварительному словесному определению выбора, краткому рассказыванию о предстоящем изображении и о содержании выполненного изображения. Организация изобразительной деятельности детей по выбору способствует тому, что у них возникает предварительное изобразительное намерение и формируется умение реализовать задуманное. Изображение по выбору рассматривается как необходимая предпосылка развития изобразительного замысла у умственно отсталых детей.

Сюжетное рисование и лепка.

На третьем и четвертом году обучения сюжетное рисование проводится каждую неделю. К этому времени дети имеют достаточный изобразительный опыт. Длительность занятия составляет 30-35 минут. Основное содержание занятий, отведенных на сюжетное рисование, составляет иллюстрирование сказок, рассказов, рисование на темы сюжетно-ролевых игр, праздничных утренников и пр. Сюжетная лепка проводится один раз в месяц.

Для иллюстрирования воспитатель подбирает сказки, известные детям, но можно использовать и новые, знакомство с которыми осуществляется специально перед занятием изобразительной деятельностью. Очень продуктивно, интересно и с большим эмоциональным откликом со стороны детей проходит обычно занятие, когда они выполняют серию рисунков по содержанию новогодних утренников, по придуманным воспитателем сюжетам приключений Снегурочки и Деда Мороза, на темы, посвященные забавам и играм детей. Интересными могут быть серии рисунков под названиями "Наш день в детском саду", "Мы играем", "Что мы видели на улице" и пр. Выбор тематики для изображения, как видно, очень большой.

Занятия по иллюстрированию сказки обычно строится следующим образом. Воспитатель вместе с детьми вспоминает содержание сказки, они называют действующих лиц, самые важные события и их последовательность, уделяя особое внимание описанию характеров и взаимоотношений персонажей. После того детям предлагается сделать книжку, состоящую из серии последовательных рисунков, которые будут называться так же, как сказка. Для этого воспитатель еще раз рассказывает сказку по частям, излагая текст своими словами. Сохраняя во время рассказывания основное содержание сказки, он выбирает самое существенное, что должно быть отражено в детских рисунках. По ходу рассказывания он дает задания каждому ребенку. Ребенок, таким образом, создает иллюстрацию к определенной части текста. Воспитатель формирует у него представление о целостной ситуации, которую нужно передать в рисунке, о ее общей эмоциональной окраске, действующих лицах, их взаимоотношениях. Специальное внимание уделяется и основным объектам, которые должны или могут быть изображены. Дослушав сказку до конца, дети приступают к работе. По окончании выполнения заданий все рисунки сшивают, прикрепляют заранее подготовленную (нарисованную воспитателем) обложку - книжка готова. Воспитатель рассматривает ее вместе с детьми, рассказывает сказку уже по выполненным иллюстрациям, "листая страницы". Не следует расставлять на мольберте или на доске все детские рисунки сразу, так как внимание детей рассеивается, не сосредотачивается на какой-либо одной работе. Рисунки в книжке можно рассмотреть последовательно - каждый ребенок имеет возможность объяснить, рассказать свой фрагмент сказки по собственному изображению.

Цель занятий заключается в том, чтобы научить детей передавать в рисунке определенное содержание, отражать не единичные объекты, а целостную ситуацию, изображать их среди адекватного предметного окружения, передавать отношения персонажей, создавать выразительные образы. На этих занятиях дети учатся выполнять сюжетные индивидуальные задания, наиболее полно отражать содержание сказки по частям. Выполнение рисунков для книжки-самоделки обеспечивает необходимую мотивацию деятельности, повышает заинтересованность каждого ребенка в качестве рисунка.

При проведении занятия важным оказывается его начальный этап, когда взрослый рассказывает детям сказку, распределяя фрагменты. Изображение сочетания определенных предметов, тщательное отображение каждого из них становится для детей основной задачей, и в процессе выполнения они как бы "вязнут" на отдельных деталях, забывая об основном смысловом значении заданного отрывка. Сюжетное рисование, таким образом, превращается в один из видов предметного (отличие лишь в том, что изображается не один, а несколько предметов). Эта ошибка при проведении сюжетного рисования объясняется недостаточным пониманием воспитателем механизмов сюжетного и предметного изображения. Дело в том, что в процессе сюжетного изображения внимание, силы, умения ребенка направляются не на "прорисовывание" отдельных предметов и их деталей, а на отражение общего содержания, создание целостной ситуации. Изображение отдельных предметов при этом может быть неполным. В отличии от сюжетного рисования в ходе изображения отдельных предметов полнота их детального отражения становится одной из целей деятельности ребенка. Поэтому, организуя занятия по иллюстрированию сказок, воспитатель должен сформировать у каждого ребенка представление о целостной ситуации, ее основной смысловой направленности, создать эмоциональную потребность в ее отражении и только на этом фоне конкретизировать предметное содержание будущего изображения.

Во время работы дети нуждаются в разного рода помощи (совсем не обязательно в показе способов изображения). детям необходима поддержка, пояснение, словесное объяснение, дающее указание к продолжению работы. В некоторых случаях можно показать ребенку, как изобразить, например, сложную деталь.

Большое значение следует придавать и заключительному этапу занятия, когда проходит рассматривание готовой книжки. Очень удобно рассмотреть книжку всем вместе, когда она находится в руках у воспитателя, а дети обступают его вокруг. Это дает возможность провести беседу по выполненным рисункам весьма непринужденно, максимально активизировать речь детей, увидеть, что привлекает их в собственных рисунках и изображениях, созданных их товарищами. Одновременно можно провести и анализ рисунков - оценить их с точки зрения изобразительных достоинств, подчеркнуть то, что наиболее удалось (например, удачное расположение или использование цвета, отражение формы или пропорциональность изображения и т.п.).

Одним из важнейших требований к занятиям по выполнению иллюстраций является развитие у детей умения самостоятельно искать и находить различные изобразительные решения(как отразить форму частей и деталей предмета, как расположить объекты в пространстве листа, какие карандаши при этом использовать и т.д.).

качестве детских рисунков. значительно отстает от уровня их выполнения нормально развивающимися детьми того же возраста. Но тем не менее в ходе обучения у умственно отсталых дошкольников возникает умение отражать доступными им средствами элементарное связное содержание, передавать в достаточной степени адекватно характерные черты персонажей, использовать цвет для создания выразительности образа, распределять изображения предметов в пространстве листа бумаги. Все это имеет обще развивающее и коррекционное значение. Сюжетное рисование пробуждает у детей внимание к окружающим событиям, вызывает заинтересованное к ним отношение, желание изобразить их на бумаге, способствует эмоционально-эстетическому, умственному и физическому развитию детей.[9]

Начало формы

Конец формы

Читайте также:

lektsia.info

Роль натуры в обучении детей старшей (подготовительной) группы рисованию и лепке

ГОУ СПО

«Шарьинский педагогический колледж Костромской области»

 

 

 

 

 

 

 

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Роль натуры в обучении детей старшей (подготовительной) группы рисованию и лепке».

 

Студентки группы

дошкольного отделения Малышевой Ю.Б.

 

 

План

 

Введение

1. Специфика восприятия дошкольниками формы, величины, цвета предметов, их пространственного расположения

2. Наблюдение натуры - важный метод обучения детей дошкольного возраста основам реалистического изображения предметов

3. Характер натуры для занятий рисованием и лепкой

4. Методика занятий с использованием натуры

5. Анализ проведённой работы

Заключение

Приложение

 

 

Введение

 

Актуальность. Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.

Большие возможности включает в себе изобразительная деятельность, а прежде всего рисование и лепка.

Цель: Определить значение рисования, лепки с натуры в формировании навыков реалистического изображения предметов, разработать методику проведения занятий рисованием (лепкой) с использованием натуры.

 

 

1. Специфика восприятия дошкольниками формы, величины, цвета предметов, их пространственного расположения

 

Изобразительная деятельность – это специфическое, образное познание действительности. Поэтому она имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Создание изображения ставит перед ребёнком ряд задач, без решения которых процесс рисования, лепки не может быть успешным. Так, для того чтобы изобразить окружающее ребёнка (дом, машину, человека и др.), ему надо иметь отчётливые представления о том, что изображается, надо внимательно рассмотреть предмет, увидеть его основные части, их расположение, величину, цвет, уметь выделить общее и различное в разных предметах. Это требует умения проводить простой анализ предмета, сравнение его частей и разных предметов между собой, делать нужные обобщения, синтез (объединение предметов по сходству формы, строения, цвета). Известно, что сам ребёнок без целенаправленного руководства взрослого процессом анализа овладеть не может.

Рисование, лепка, аппликация детей также являются специфическим средством познания и отражения предметов и явлений реального мира. Но прежде чем появиться на бумаге, в плане, образы складываются в сознании ребёнка в процессе непосредственного чувственного познания – восприятия.

Изобразительная деятельность для своего успешного осуществления требует не просто восприятия предметов, а выявления и фиксирования их свойств: формы, её особенностей, величины, пропорций предметов, их цвета, характерных деталей. Это учит детей внимательно всматриваться в окружающую их жизнь.

Изобразительная деятельность способствует развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно образующийся запас знаний и представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков, цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин, цветов, разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, клюёт зёрнышки, рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).

Задача изобразить тот или иной предмет, явление, поставленная перед ребёнком им самим или педагогом, активизирует его представления, заставляет по-новому их осмыслять.

 

2. Наблюдение натуры – важный метод обучения детей дошкольного возраста основам реалистического изображения предметов

 

Рисование способствует обогащению восприятия, представлений, памяти детей новыми образами, которые при изображении уточняются, обогащаются. Сформировавшиеся представления в процессе их воссоздания дополняются новыми чертами. Увеличивается в целом запас знаний об окружающей жизни.

По сходству формы предметы окружающего мира можно объединить в несколько групп (предметы округлой формы, прямоугольной и т.д.). На основе этого сходства возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Дети усваивают обобщённые способы изображения (например, предметы круглой формы ягодки, орешки, шарики лепятся путём раскатывания глины между ладонями кругообразными движениями), что способствует их умственному развитию.

 

  1. Характер натуры для занятия рисованием и лепкой

 

Приступая к работе с натуры, прежде всего, нужно понаблюдать окружающее и выбрать подходящий предмет. При этом нужно руководствоваться эстетической ценностью вещей, отбирая предметы выразительные, но простые по форме конструкции, чтобы было легче изучить их строение и пропорции. Надо внимательно относиться и к цвету натуры. Сложные цветовые переходы труднее передать. Поэтому отбирать следует предметы, окрашенные в локальные цвета: красный мак с чёрной серединкой, белая ромашка, лиловый колокольчик. Кажущаяся простота формы и цвета не означает отсутствия красоты. Предмет должен нравиться, вызывать эстетическое чувство, желание рисовать его. Лучше взять для рисования полевую ромашку, чем розы и георгины со сложными соцветиями. Выразительность рисунка не определяется эффективностью предмета. Хорошо выполненный рисунок ромашки выглядит лучше, чем плохо нарисованная роза. Выбирая цветущую ветку, помните, что сложно передать изобилие цветов, многоплановость их построения.

Умение сознательно выбирать натуру необходимо и для проведения занятий с детьми. Не всякий предмет дети могут изобразить с натуры, точно передав его строение, характерные особенности.

Очень продуманно надо относиться к постановке натуры. Она должна стоять на определённом расстоянии от рисующего, быть хорошо освещена. При постановке предмета избегайте сложных ракурсов, которые трудно передать. Нельзя этого забывать и в работе с детьми. Учитесь изображать предметы в том положении, в котором хорошо видны их основные части.

 

  1. Методика занятий с использованием натуры

 

Выбрав предмет для рисования, лепки, я продумала, что нужно для работы, в каком материале изображение данного предмета будет выразительнее. Карандаши или краски, акварель или гуашь, цвет бумаги, глина или пластилин для лепки – каждый материал имеет свои свойства, и знание их необходимо. Я выбрала акварельные краски.

Техника акварели и гуаши совершенно различна. Акварельная живопись – это живопись прозрачными красками, основные её свойства: прозрачность, лёгкость, чистота цвета. Белила в акварели не применяются, более светлый тон получается путём разбавления краски водой (например, розовый из красного, серый из чёрного и т. д.). Гуашь – краска с примесью белил – даёт плотный, непрозрачный слой. При работе гуашью в краски прибавляются белила. Например, чтобы получить голубой из синего или розовый из красной краски, надо красную или синюю смешать с белилами. Для рисования акварелью нужно давать детям белую бумагу, как я и сделала, а гуашью можно рисовать на белой и на цветной. Зная возможности и выразительные средства разных материалов, я подготовила их для занятия с детьми по изобразительной деятельности.

После того как я выбрала натуру и отобрала материалы, не приступая к рисованию, ещё раз внимательно изучила пропорции, форму и конструкцию предмета. И только уяснив все особенности натуры, начала работу. Занимаясь с детьми, также обращала их внимание на свойства предмета.

Основная задача рисования и лепки – передать на бумаге или в глине образ предмета, сохранив его характерную форму, цвет, конструктивное построение. Умение запоминать свойства предмета вырабатывается в рисовании и лепке с натуры и по памяти. Для создания выразительного изображения я постаралась объяснить детям, что необходимо продумать линейную и цветовую композицию – расположение и взаимосвязь всех изображённых предметов, чтобы было ясно, что они хотят рассказать своим рисунком. Линия, цвет, тон – всё должно быть подчинено единому замыслу.

На первом занятии я предложила детям нарисовать неваляшку по памяти (см. приложение: таблица 1).

На втором занятии предложила нарисовать неваляшку, но уже с натуры. Пронаблюдала за 3 детьми (Кокурина К., Горбатенко Н., Капитанов Ж.) и выявила их отношение к натуре (см. приложение: таблица 2).

Проанализировав таблицу 2 выяснилось, что на занятиях дети чаще обращались к натуре, рассматривали её, вносили исправления в работу самостоятельно, чем по предложению воспитателя.

Через два месяца, в течении которых шло обучение рисованию с натуры, я провела третье контрольное занятие. На нём использовала раздаточную натуру (ветка рябины, ваза с цветочком – хризантема, мелкие игрушки – гриб подосиновик, жёлтая уточка, жёлтый цыпленок, синяя рыбка).

Поставила перед детьми цель нарисовать данный предмет похожим. Дала возможность каждому ребёнку рассмотреть предмет, познакомиться с особенностями его формы, строения, цвета. Затем предложила Ксюше К., Насте Г., Жене К. рассказать что они будут изображать.

Ксюша К. выбрала и нарисовала жёлтого цыпленка.

Настя Г. выбрала и нарисовала вазу с цветком – хризантема.

Женя К. выбрал и нарисовал гриб – подосиновик.

В процессе занятия советовала детям сравнивать свой рисунок с натурой, вносить необходимые исправления (см. приложение: таблица 2).

В конце занятия анализ детских работ показал, что дети стали чаще смотреть на натуру, сравнивать со своим рисунком. Старались передать цвет и форму натуры. Стали более внимательно и тщательно относиться к мелким деталям натуры, которую они рисовали (глазки, клювик, гребешок, носик, ушки и т.п.).

После трёх занятий проверила, как дети поняли задачи рисования с натуры и с этой целью задала контрольный вопрос : «Как надо рисовать предмет, чтобы он был похожим?»

Диана П. : «Нужно чаще смотреть на неваляшку».

Алина Т. : «Надо обращать внимание на цвет натуры»

Алёна Ч. : «Надо нарисовать цветок так, чтобы он был такой же красивый, как настоящий»

Женя К. : «Нужно обращать внимание на детали натуры».

Настя Г. : «Надо внимательнее смотреть на натуру».

Ксюша К. : «Надо рисовать предмет похожим».

Из ответов на поставленный вопрос выяснилось, что почти все дети поняли задачи рисования с натуры.

 

  1. Анализ проведённой работы

 

Анализ процесса создания ребёнком изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчётливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умение выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения, следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.

 

 

Заключение

 

На занятиях с детьми рисованием, лепкой, изобразительной деятельностью осуществляются такие цели как обогащение сенсорного опыта детей, развитие эстетического восприятия представлений, образного мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.

В процессе занятий изобразительной деятельностью у детей воспитываются нравственно – волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать, трудности. При создании коллективных работ у детей воспитывается умение объединиться для общего дела, договориться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

В изобразительной деятельности детей ценно то, что она позволяет воспитывать у ребёнка бережное, уважительное отношение к продуктам человеческого труда. Привыкнув ценить и беречь свои и других детей рисунки и лепку, ребёнок будет внимательно и с уважением относиться ко всему, во что вложен труд людей.

В основе методов, применяемых в предметном рисовании, находится метод неоднократного наблюдения предметов.

Наблюдение за предметами в естественной обстановке (не только за объектами природы, но и наблюдение рукотворных вещей) позволяет сформировать у ребят «живые» представления. Живая натура в её естественном направлении – залог создания детьми выразительного образа.

Одним из важных условий развития творческой деятельности ребёнка является отношение окружающих к продуктам детского художественного творчества.

В процессе изобразительной деятельности осуществляется всестороннее воспитание ребёнка – дошкольника.

 

 

Приложение

 

Таблица 1.

Имя и возраст ребёнка.

Признаки и детали неваляшки, включая цвет, количество.

Количество признаков, изображённых детьми.

Рисование по памяти.

Рисование с натуры.

  1. Ксюша К., 6 лет
  2. Настя Г., 6 лет
  3. Женя К., 6 лет

 

Неваляшка состоит из четырёх деталей круглой формы.

Голова, туловище побольше головы и две маленькие круглые ручки по бокам туловища. Без ножек. Неваляшка может быть любого цвета, даже разноцветной, в зависимости от фантазии ребёнка. Имеется личико: брови, глазки, носик, ротик, щёчки выделяются кружочками, косынка на голове.

  1. Нарисовала неваляшку: 4 детали, все круглой формы красного цвета, ручки жёлтого.

Личико: глазки, носик, ротик.

  1. 6 деталей, все круглой формы, голова и туловище красного цвета, ручки и ножки оранжевого цвета.

Личико: глазки и ротик.

  1. 2 детали круглой формы, оранжевого и синего цвета, равные по форме. Личико: брови, глазки, носик, ротик щёчки.
  1. Нарисовала неваляшку: 4 детали, все круглой формы, жёлтого и красного цвета. Голова больше туловища. Личико: глазки, носик, ротик.
  2. 4 детали, все круглой формы, оранжевого и коричневого цвета. Личико: глазки, ротик.
  3. 4 детали круглой формы, оранжевого цвета. Личико: брови, глазки, носик, ротик, щёчки.

 

 

znakka4estva.ru


Смотрите также