1. Организация занятий (организационный момент) 2-3 мин. Организационный момент на уроке рисования


1. Организация занятий (организационный момент) 2-3 мин.

Учащиеся готовят к уроку необходимые материалы, принадлежности и инструменты.

В ходе организационного момента производится регистрация отсут­ствующих учеников, записывается тема урока, устанавливаются натурные постановки, если это урок рисования с натуры (сложные натурные поста­новки желательно делать до начала урока. Это касается подготовки зрительного ряда на классной доске к уроку тематического рисования, подготовки наглядных пособий и ТСО).

2. Объяснение нового материала 7-10 мин.

В объяснение нового материала входит сообщение учащимся темы и задач урока, вида материала, в котором необходимо выполнить задание, времени на его выполнение и критериев оценивания рисунков. Объяснять новый материал следует так, чтобы школьники могли отчетливо увидеть и понять пути решения поставленных учи­телем учебных задач. В этой связи важно определить соотношение мето­дов работы (словесных, наглядных, наглядно-практических).

3. Самостоятельная работа учащихся 20-25 мин

В процессе самостоятельной работы происходит закрепление теоретических знаний, формируются практические умения и навыки учащихся. Задача учителя на данном этапе урока заключается в том, чтобы, сочетая индивидуальную и фронтальную работу с классом, помочь учащимся справиться с поставленными учебными задачами. Он предупреждает ошибки, разъясняет типичные из них, помогает школьникам, используя словесные, наглядные, наглядно-практические методы, исправлять их. На практических занятиях данному этапу урока отводится более 30 минут рабочего времени.

4. Закрепление нового материала 5-7 мин.

Подведение итогов урока 3-5 мин

Закрепление нового материала проводится в форме теоретического опроса учащихся по изучаемому на уроке новому материалу и в форме анализа нескольких специально отобранных рисунков. Как правило, анализируются лучшие рисунки, но можно анализировать и рисунки с типичными ошибками. Чаще всего учитель сам отбирает рисунки для этой цели, но можно использовать на данном этапе урока и помощь художественного совета класса, который назначает учитель из лучших учеников. Чтобы исключить случайный выбор рисунков, художественному совету необходимо напомнить учебные задачи урока и критерии оценивания работ. Важно практиковать оценку рисунков самими учащимися. Художественный совет демонстрирует рисунки по группам (каждая группа - та или иная оценка) в соответствии с задачами урока и требованиями, предъявляемым к рисункам. Задача учителя здесь заключается в корректировке работы совета. После анализа законченных рисунков и их оценки, учитель выставляет отметки в журнал и дневники. Рисунки, которые не удалось проверить на уроке, проверяются во внеурочное время.

Следует отметить, что приведенная схема уроков не является обязательной. Она только указывает на необходимость строгого соблюдения поэтапности урока. Урок необходимо строить с учетом сложности и объемности изучаемого материала, уровня подготовки класса, учебного оборудования и других возможностей, обеспечиваемых школой.

Приведённая структура не является обязательной. Некоторые из названных элементов могут отсутствовать или быть структурно перемещены. Учитель вправе творчески решать, с какого этапа лучше начать урок: с объяснения нового материала, с выполнения самостоятельной работы или с проверки домашнего задания.

Комбинированные уроки – в данном названии содержится и расшифровка: выполнение разных задач – контроль пройденного и усвоение нового, закрепление, систематизация, обобщение, проверка домашнего и формулировка нового задания для самостоятельной работы.

Итак, мы рассмотрели основные компоненты урока изобразительного искусства. Необходимо напомнить студентам, что при составлении уроков на практике важно осуществлять творческий подход, выделять главные цели и задачи конкретного урока и в зависимости от этого планировать его структуру.

Таковы традиционные типы уроков и их примерная структура. Но сегодня недостаточно обладать только тем, что существует – необходим поиск новых решений, новых подходов. В этой связи интересен опыт учителя изобразительного искусства средней школы № 80 г. Москвы Голуб О.И. Ольга Ивановна перед каждым уроком особо тщательным образом продумывает его воспитательные возможности, считая, что без правильного воспитания невозможно эффективное обучение. Она отбирает яркие факты, примеры из классической и современной литературы, из жизни. Молодому педагогу предлагается обдумать, каким образом это может сделать и он.

Особое внимание хочется обратить на организацию студентами индивидуальной работы на уроке. Ведь именно на индивидуальном подходе к учащимся основывается педагогический принцип доступности и посильности обучения.

Обеспечить активность каждого ученика – непременное условие хорошего урока. Рекомендуем применять следующие методические приёмы для активизации внимания, организации целенаправленного наблюдения, запоминания:

  • постановка вопросов;

  • показ наглядного или любого иного учебного средства;

  • создание проблемных ситуаций;

  • коллективная оценка выполненных работ;

  • сообщение занимательных фактов, событий, происшествий из жизни замечательных людей;

  • постоянная поддержка эмоционально положительного тонуса;

  • перемена видов деятельности;

  • поддержка уверенности учащихся в своих способностях и возможностях, и др.

Поскольку урок является основной формой не только учебной, но и воспитательной работы, необходимо продумывать, как использовать все его воспитательные и развивающие возможности, в том числе обеспечение дисциплины, порядка, трудоспособности в течение всего урока. Возможны физкультурные паузы и музыкальные заставки, стихотворения и загадки, элементы игры и т.п.

Особо следует обратить внимание на формирование положительного микроклимата, высокую культуру отношений в коллективе. Постоянно предъявляемые требования, рекомендации, задания должны основываться на уважительном и заботливом, заинтересованном отношении к личности школьника. Все дети хороши, а задача каждого учителя – помочь им стать ещё лучше. Напоминание о том, что все дети работают в разном темпе, настраивает студента на выбор нужного ритма.

Практиканту важно понимать роль отметки и оценки, вообще роль контроля.

Ситуация разумного контроля и оценки знаний и практических умений способствует воспитанию прилежания, систематичности в самостоятельной работе, ответственности. Оценочная деятельность учителя – это существенный компонент всей его сложной и разноплановой работы по организации и реализации учебного, воспитательного, развивающего влияния на учащихся.

Основные принципы процесса оценивания изложены К. Бурцевым в статье «Об оценках, отметках и ценностях: школьная оценка как средство педагогической поддержки» (В сб.: «Современная гуманитарная гимназия». - М., 1996):

1. Оценка не пугало, а награда. Она должна стимулировать учебную деятельность ученика, а не наказывать за нее. Ученик должен иметь право на ошибку

2. Процесс оценивания должен быть основан на динамике позитивных изменений результатов учебной деятельности учащегося, а не на количестве сделанных им ошибок.

3. Успешность учебной деятельности ученика должна напрямую зависеть от тех усилий, которые он затрачивает для достижения цели в ходе учебной деятельности. Отсутствие таких усилий влечет за собой и отсутствие оценок.

4. Оценка должна быть ориентирована на развитие у ученика навыков самооценивания и самоанализа. Прежде всего, необходимо научить ребенка самому оценивать результаты своего труда. Следовательно, необходимо развивать у ребенка умение анализировать и сопоставлять.

5. Оценка должна учитывать возрастные особенности детского восприятия и ориентироваться на приоритетную для данного возраста шкалу ценностей.

Процесс и результат оценочной деятельности — существенный критерий качества всей работы учителя. В каждом конкретном случае суждение преподавателя зависит от формы и вида сделанной оценки, состояния ученика, от его индивидуальных и личностных свойств, от взаимоотношений учителя и ученика. Очень важно, чтобы ребята чувствовали, что их уважают, что преподаватель заинтересован в каждом, верит в его возможности и способности. Дружелюбный взгляд, улыбка, подбадривающий кивок головой и даже невольный вздох облегчения, если учащийся справился с трудной проблемой или задачей, — все это относится к выразительным средствам, действующим на учащихся не менее эффективно, чем слова. Учитель всегда должен соблюдать правила этикета речи: быть уважительным и доброжелательным по отношению к ребятам. Надо стараться смягчать свою речь, не быть излишне категоричным, уметь встать на точку зрения учащегося, учитывать его осведомленность, заинтересованность, не скупиться на языковые средства адресации («Молодец», «Умница»), постоянно поддерживая контакт внимания, понимания, интереса. Учителю необходимо уметь воздействовать на своего ученика: похвалить за старательность, поблагодарить за хорошо выполненное задание, дать положительную оценку проделанной работе. Похвала, одобрение, комплимент, дружеское высказывание, забота, внимание очень важны для учащихся, это стимулирует их работать лучше и больше, повышает заинтересованность в учебе. И тогда у школьников возникает симпатия к учителю, появляется желание учиться и укрепляется вера в собственные силы и знания.

Полезным для студента-практиканта является понимание отношения В.А. Сухомлинского к отметкам. Отметка должна быть не наказанием, а поощрением, «отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость. Если учитель усматривает в двойке и единице кнут, которым можно подстёгивать ленивую лошадь, а в четвёрке и пятёрке пряник, то вскоре, дети возненавидят и кнут и пряник».1

Педагогически целесообразно и важно сравнивать, сопоставлять и анализировать результаты изобразительно-художественного творчества детей. Причём обычно в учебном процессе существует довольно односторонняя критика, в которой сам учитель выступает как единственный и непогрешимый арбитр. Вместе с тем очень важно, чтобы в подведении итогов работы участвовали дети, объективно оценивающие результаты работы своих товарищей и свои собственные. Сам факт самооценки и самокритики, участия в дискуссии не только развивает самостоятельность, но и учит видеть конечный продукт труда с точки зрения эстетической. Учителю же такая оценка нужна не для того, чтобы сказать, что один ребёнок делает хорошо, а другой - плохо. Она нужна для того, чтобы у каждого школьника найти положительное качество, стимулировать его к творчеству и подсказать, как можно выполнить работу ещё лучше.

Во все времена перед педагогом стояла очень серьезная задача — в целях наиболее эффективной передачи своих званий ученику добиться наивысшего контакта с ним в психоэмоциональной сфере. Очевидно, без этого контакта даже самый высокопрофессиональный преподаватель рано или поздно столкнется с фактом отторжения сознанием ученика любых, даже самых правильных посылок педагога. Для того чтобы достичь этого контакта существует множество способов, вариация которых является предметом мастерства или даже искусства преподавателя, а эффективность обучения в результате применения этих средств является показателем мастерства.

В настоящее время популярной среди педагогической общественности является идея сотрудничества. Сотрудничество в обучении – это взаимопонимание, сотворчество, сопереживание, способность старшего корректным путём проявлять постоянный интерес к успехам учащихся. Способствовать этому будет доверительный тон и стиль отношений, непрерывный контроль знаний и практических навыков, что формирует потребность в постоянном самостоятельном учебном труде. Взаимоконтроль, широко применяемый учителями-новаторами, воспитывает ответственность за качество знаний.

Педагогика сотрудничества выдвигает на первый план отношения между детьми и взрослыми. Всё важно в обучении: и учебники, и планы, и программы, но главное – личность учителя, который самый сухой предмет и скучный материал делает увлекательным.

Большую тему сотрудничества в педагогике мы раскрываем в конкретных методических советах.

Внешнее выражение расположения учителя проявляется в улыбке, доброжелательном тоне, в стремлении поддержать любой успех ученика. И.П. Павлов видел в положительных эмоциях источник продуктивной работы мозга. Положительные эмоции являются могучими побудителями и вдохновителями человеческой деятельности.

Мы советуем студенту-практиканту, учителю:

  • входите в класс с хорошим настроением;

  • помните, что в вашем классе все дети очень хорошие, они любят вас;

  • не торопитесь делать замечания;

  • выскажите радость, если есть хоть какой-то для этого повод;

  • помните, ваша улыбка украшает вас, детям внушает доверие и расположение.

Говоря о целях, содержании и некоторых направлениях преподавания изобразительного искусства в школе, мы по необходимости затрагивали вопросы методов, форм и приёмов обучения. Теперь мы хотим сосредоточиться на этих вопросах под углом зрения принципов общения, или, как их иначе называют, сотрудничества учителя с учеником, учеников – друг с другом.

Очень важны отношения, которые складываются между педагогами и учениками, а эти отношения складываются отнюдь не в вакууме. В большей или меньшей степени они являются производными от общей атмосферы школы, зависят от уровня понимания психологии учащихся, характерного для педагогического коллектива, от его педагогической и психологической культуры. Учитель должен обладать качеством, которое в психологии называют эмпатией, — способностью понимать внутренние, душевные состояния и движения другого человека. В учебном процессе эмпатия проявляется как умение учителя понять учащегося, ориентироваться в его проблемах, встать на его позицию, понять и помочь. В.А. Сухомлинский писал: «Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и — это особенно важно — обращенным к совести живого, конкретного человека, с которым мы имеем дело, чтобы не было обесценивания слов, а наоборот — чтобы цена слова постоянно возрастала»2.

От учителя требуется не только много знаний, обязательно и наличие коммуникативных умений. В общение между учителем и учеником оказываются закономерно включенными чувства, эмоции. В речи учителя очень важны сам факт речевой связи, ритм, темп, тембр и высота голоса, интонация, динамика речи, то есть ее громкость и быстрота, модальность, предметное значение лексики, соответствие речи и действия, образное и логическое построение фраз.

Слово обладает огромной энергией. Дурным словом можно навредить, а хорошим можно вылечить. Слова учителей и родителей оказывают особое воздействие на детей. «Слово - самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев», — писал В.А. Сухомлинский. Слово помогает учителю создать в классе «атмосферу общения, открытости, правдивости, заинтересованности в постижении научных истин и овладении практическими способами действий, атмосферу оптимизма, веры в свои силы, уважения к человеку» (Т. Ладыженская). Учителю надо понимать, что общение - это не воздействие, а взаимодействие. Надо учиться видеть мир глазами ребенка (М.Григорьева).

Надо учиться относиться к ученику как к равному, верить в его возможности, способствовать его духовному развитию. И прежде всего нужно учиться искусству обще­ния - способности донести до другой стороны свои мысли, слова и чувства, делая это спокойно, без оценок, без агрессии; учиться находить подходящее слово для каждой ситуации. Ученики же, со своей стороны, будут тоже изменяться, развиваться духовно, следуя примеру учителя.

Вот что мудро советовал учителю академик Д.С. Лихачев: «Для того, чтобы Вас услышали, нужна доброта. Правом судить можно пользоваться осторожно и очень осмотрительно. Будьте добрее, искреннее по отношению к другим людям, и вам же самим станет значительно легче жить...»3.

Термин «общение» принадлежит психологии. Под общением психологи понимают «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности … связано с возникновением чувства радости… Общение особенно интенсивно развивается у ребёнка в подростковом возрасте, приобретая новое содержание и новые формы своего осуществления… Благодаря общению … у детей подросткового возраста сознание достигает качественно нового уровня развития, изменяется вся организация их духовного мира»4.

Необходимость равноправного участия педагога и его воспитанников в учебном процессе доказывали выдающиеся мыслители прошлого. Ещё в 16 веке Монтень писал: «Я не хочу, чтобы учитель один всё решал и только один говорил; я хочу, чтобы он тоже слушал своего питомца».5 «Искусство обучения заключается не в умении сообщить, но в умении возбуждать, будить, оживлять»,6 - утверждал Дистервег.

Безусловно, очень важны для проведения занятий по изобразительному искусству конкретные знания и умения, но не менее важно для студента, на наш взгляд, владение культурой общения. Это понятие включает в себя и правильную литературную речь, и манеру поведения, и способность слушать и услышать.

Подведя студента к пониманию подготовки и проведения урока как творческого процесса, преподаватель-методист должен научить его использовать весь накопленный за годы учебы теоретический материал, а также показать важность личностных качеств самого студента. Особая роль в проведении занятий, при наличии правильно подобранного, логически выстроенного материала, принадлежит культуре речи студента, тону голоса, жесту, манере говорить и способу держать себя в аудитории. Хорошее знание предмета должно сочетаться с хорошим знанием родного языка с его богатством, гибкостью, своеобразием. В последние годы в речи студента, как и в русской речи вообще, происходит катастрофическое сужение словарного запаса, засорение речи вводными словами, неоправданно частым употреблением иностранных слов и терминов. Самое же большое зло, на наш взгляд, - просторечные слова и всякого рода жаргон.

Носителями «несловесного» языка общения выступают внешний облик и манера поведения. Именно они подчас являются наиболее информативно насыщенными, с их помощью устанавливается контакт с аудиторией. Нужно помнить, что психологическое действие на собравшихся начинается до начала беседы, с момента появления студента в классе. Внешний вид очень многое может рассказать о человеке, о его культуре или отсутствии таковой.

Манера поведения — понятие, включающее в себя ставшие привычкой жестикуляцию, мимику, походку, характер речи (употребляемые выражения, тон, интонация) и способ одеваться. Манера поведения — это умение сохранять естественность и уверенность в общении с незнакомыми людьми в непривычных условиях и ситуациях; это способность к доброжелательному отношению к людям или, напротив, к нервозному и недоверчивому. В ней выражена степень воспитанности или невоспитанности человека, умение человека владеть собой, быть способным к самоконтролю и самооценке, не допускать эмоциональной «распущенности», унижающей другого человека (резкие слова, повышенный тон). Манера поведения включает в себя жестикуляцию, мимику, походку, совокупность свойств речи (употребляемые выражения, тон, интонация). Манера поведения - показатель степени воспитанности человека, она отражает умение владеть собой, сохранять естественность и уверенность в себе в общении с незнакомыми людьми. Воспитанный человек внушает доверие и симпатию.

Для проведения бесед по изобразительному искусству, безусловно, важен уровень общего развития студента, уровень подготовленности его к проведению занятия, т.е. знание материала и умение владеть словом. Кроме того, личные качества студента, несомненно, отражаются на его речи и обнаруживаются даже помимо его воли в жесте, тоне, в манере говорить и способе держать себя в аудитории. Довольно часто именно личностный фактор обеспечивает успех (или неуспех) студента при проведении им занятий в школе.

Носителями «несловесного» языка общения выступают внешний облик и манеры поведения. По утверждению психологов, в большинстве случаев люди строят свое первое впечатление о человеке по его внешнему виду, причем, судят друг о друге по внешнему впечатлению, которое возникает в течение первых пяти секунд знакомства и разговора.

При образовании оценок в процессе общения психологи выделяют три вида признаков: антропологические (физический облик — рост, вес, конституция и т.п.), функциональные (мимика, жесты, позы, осанка) и социальные (внешний вид, прическа, одежда, манера поведения). Наиболее подвижную часть внешнего облика человека составляют социальные признаки. Специфика личного воздействия студента (шире — учителя) на аудиторию предполагает слияние физического и психологического факторов.

Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, резкое и быстрое движение и т.п.) должен соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, надоедают и раздражают. Многочисленные научные исследования показали, что яркая мимика, уместная поза, выразительный жест приковывают внимание учащихся, делают общение более эмоциональным и интересным, а восприятие предмета — более полным.

Успех общения в значительной степени зависит не только от того, насколько человек приветлив и доброжелателен, но и от того, насколько опрятно и элегантно он одет и причесан, насколько его одежда соответствует конкретной ситуации общения. Внешний вид очень многое может рассказать о человеке, его культуре.

Проблема общения выдвигает на первый план проблему урока и в связи с этим – проблему личности учителя. Истинное общение – это совместное, заинтересованное и активное добывание истины, обогащающее и учеников, и во многом учителя. Когда в разговоре об изобразительном искусстве с учениками он превращается из «учителя» в узком смысле слова в старшего коллегу, беседующего с младшими собратьями по искусству на любые темы. Мы уже говорили, что произведения изобразительного искусства воздействуют на юного зрителя и без помощи «посредника» – учителя. Но при этом всегда сохраняется возможность неглубокого, а то и искажённого, одностороннего восприятия (которым сплошь и рядом отличается неискушённый зритель). Долг учителя – помочь своим питомцам разобраться в сложностях искусства живописи, скульптуры, графики, архитектуры или декоративно-прикладного искусства, облегчить вхождение в художественный мир автора, создать наиболее благоприятные условия для постижения духовных богатств, заключённых в произведении искусства. Концептуальный подход к художественному произведению, умение «вчувствоваться», «вжиться» в него, эмоционально пережить его и осмыслить – это как раз необходимые условия и в то же время необходимый инструмент и необходимая «технология» для восприятия произведения искусства.

Рассмотрим первый компонент урока как педагогической системы - личность учителя. Главное в характеристике его личности - это знание предмета, эрудиция и педагогическое (методическое) мастерство в первую очередь. В понятие «педагогическое мастерство» входит примерно следующее содержание:

- умение учителя решать в ходе урока задачи обучения, воспитания и развития в их диалектической взаимосвязи и единстве;

- умение привлечь внимание учащихся и заинтересовать их изучаемым материалом;

- умение учитывать возраст и психологические особенности учащихся, а также уровень их развития, и на основе этого обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход;

- умение строить свои взаимоотношения с учащимися на гуманной, демократической основе;

- умение не теряться при самых трудных и неожиданных вопросах учащихся;

- умение сочетать теорию и практику в преподавании учебного предмета;

- умение грамотно использовать в своей работе новинки передовой педагогической науки и практики;

- умение в совершенстве владеть своим «орудием» труда - речью, словом;

- умение критически мыслить и иметь четкую активную гражданскую позицию, не пасовать перед трудностями и показывать учащимся органическое единство слов, убеждений и дела;

- умение разнообразить свои занятия, избегать шаблонности в их организации. Вот кратко основные положения, составляющие это понятие.

Эффективность урока в значительной мере предопределяется степенью активности и заинтересованности учащихся в учебно-познавательном процессе, тем, насколько у них выработана положительная установка на учебно-познавательную деятельность вообще и на конкретный учебный предмет в частности.

Эффективность деятельности учащихся на уроке является следствием и показателем эффективности триединой деятельности учителя: учебной, воспитательной и организационной.

Современный урок несовместим с авторитарностью преподавания, когда подавляются воля, мысль и чувства ученика, а учитель выступает всеведущим, непогрешимым, чуть ли не единственным источником знаний. Современный урок диалогичен в том смысле, что обучающие и обучаемые образуют единый ансамбль, в котором обе стороны, каждая по-своему, заинтересованы в поисках истины.

Если говорить о деятельности учителя и учеников на уроке, то есть такие учебные ситуации, когда деятельность учителя выходит на первый план: его слово (беседа в начальных, рассказ в средних, лекция в старших классах), анализ художественного произведения, разъяснение характера предстоящей работы и связанных с этим заданий учащимся и т.д. В других случаях главной становится деятельность учащихся, учитель как бы косвенно руководит ею (выступления, доклады учащихся, разнообразные изобразительно-творческие работы, подготовка выставки произведений участников художественного кружка). Нередки уроки, на которых на первом плане оказывается то деятельность учителя, то деятельность учеников, прямое руководство учебной деятельностью сочетается с косвенным (беседа, диспут, семинарские занятия, опрос, зачёты).

Экономная форма передачи знаний и стимулирования самостоятельной мысли учащихся – школьная лекция (которая в ряде случаев может занимать и целый урок). Логически построенное, содержательное и яркое слово учителя обладает силой примера для школьников. Учитель во время лекции живёт вместе с аудиторией, выступая в качестве задушевного собеседника, размышляющего вместе с учениками и увлечённого тем, о чём говорит.

От объяснения и рассказа в младших и средних классах лекция в старших отличается большей сложностью материала и структуры, большей продолжительностью по времени, обстоятельностью, системностью. Лекционно могут быть освещены биографии и творческий путь некоторых выдающихся художников, обзорные темы, наиболее сложные проблемы искусства.

Говоря о беседе на уроке, подчеркнём необходимость её целенаправленности и проблемности. В зависимости от реального хода беседы одни вопросы могут заменяться другими, более лёгкими или сложными, подкрепляться наводящими вопросами. При необходимости учитель может сделать своеобразное отступление от беседы, на что-то обратить особое внимание, привести какой-то факт из жизни, искусства или литературы, попросить истолковать этот факт. Но конечная цель беседы всегда перед ним. Чрезвычайно важно внимательно прислушиваться к мнению каждого ученика, пусть ошибочному или неточному, - именно такое мнение может явиться хорошим стимулом для активизации беседы, для включения в неё элементов дискуссии. И ещё одно. Нужно учить школьников делать выводы, обобщать высказанные суждения, отмечать основные различия в них для продолжения – обсуждения вопроса. В ходе беседы учитель время от времени обращается к тому или иному ученику с просьбой подытожить сказанное, сделать предварительные выводы. Только в этом случае может быть гарантия, что все активно мыслят, представляя себе ход разговора и думая над его дальнейшим развитием.

Вообще вопрос о методической вооружённости и методической культуре учителя и сегодня, как и в прошлые годы, остаётся одним из острейших. В сложившихся десятилетиями методах обучения есть инвариантная основа, которой хорошо должен владеть учитель. Однако эта инвариантная основа присутствует и проявляется по-разному в бесчисленных вариациях – приёмах; в их сочетаниях, выборе, изобретательности сказывается мастерство и творческая натура учителя. Но как бы в методическом плане учитель не был бы подготовлен, решающее воздействие на своих питомцев он оказывает своей личностью, эрудицией, широтой горизонтов, любовью к человеку, жизненным опытом, глубиной мышления, эмоциональностью.

studfiles.net

Некоторые приемы организационного момента урока

О организационном этапе урока Как театр начинается с вешалки, так урок начинается с организационного этапа. Это кратковременный, но важный этап. Он нужен для создания у учащихся доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Для того чтобы быстро включить детей в работу, я стараюсь заинтересовать учащихся, вовлекая их в активную работу уже с самого начала урока. Выполнить эту задачу мне помогают рифмованные стихи, психологические настрои, различные установки на урок, девизы. Благодаря этому дети становятся более раскованными, открытыми, у них возникает положительный эмоциональный настрой на весь урок. Хочу поделиться тем материалом, который я собрала из различных источников. Возможно, он кого-нибудь заинтересует. Буду рада поделиться. 

Громко прозвенел звонок- Начинается урок Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. 

Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно Слушаем внимательно. 

Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим. 

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. Улыбкой ясная природа Сквозь сон встречает утро года; Синея, блещут небеса. Еще прозрачные леса, Как будто пухом зеленеют. 

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо) -Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста. -Какой урок сейчас? -Проверяем готовность. -Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? -Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок. 

Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнем И наш урок начнем. 

Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять И внимательно считать. 

Улыбнитесь друг другу, садитесь Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая! 

Собирает нас звонок На замечательный урок! Подравнялись, тихо встали, Глазки на меня подняли! Садитесь! 

Ну, ребята, всем молчать, Начинаем мы писать Вы пишите, не спешите, Буквы лучше выводите. 

Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постараюсь все понять- Буду грамотно писать. 

Долгожданный дан звонок- Начинается урок. 

Великая радость- работа. В полях, за станком, за столом! Работай до жаркого пота, Работай без лишнего счета- Все счастье земли - за трудом! 

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки, И недосуг дуть на корабль бумажный- Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный! 

Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». 

Тут затеи, и задачи, Игры, шутки, все для вас! Пожелаем всем удачи- За работу, в добрый час! 

Математика- королева наук! Без нее не летят корабли, Без нее не поделишь ни акра земли, Даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь, Что почем, не узнаешь, А узнав, не поймешь! 

Давайте, ребята, учиться считать, Делить, умножать, прибавлять, вычитать, Запомните все, что без точного счета Не сдвинется с места любая работа. 

Без счета не будет на улице света, Без счета не сможет подняться ракета, Без счета письмо не найдет адресата И в прятки сыграть не сумеют ребята. Летит выше звезд арифметика наша, Уходит в моря, строит здания, пашет, Сажает деревья, турбины кует, До самого неба рукой достает. 

Считайте, ребята, точнее считайте, Хорошее дело смелей прибавляйте, Хорошее дело смелей прибавляйте, Плохие дела поскорей вычитайте. 

Учебник научит вас точному счету, Скорей за работу, скорей за работу! Игры, шутки, все для вас! Пожелаем всем удачи- За работу, в добрый час? 

Начинаем мы опять Решать, отгадывать, смекать! 

Беритесь, ребята, Скорей за работу Учитесь считать, Чтоб не сбиться со счету! 

Делу время, потехе час. Прочитайте мой рассказ На доске написан текст. 

Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнуть, За работу я возьмусь! 

Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! 

Хочешь со мной Научиться писать? Нужно меня научиться держать. Очень хочу я с тобой подружиться С первого слова, С первой страницы. Буквы печатные - очень аккуратные, Буквы для письма я пишу сама. Очень весело пишется ручка, Буквы держат друг друга за ручки! 

Звенит веселый колокольчик. Игрушки все свои оставь, Нам нужно дружно поздороваться. И у столов красиво встать. 

А ну-ка, дети, встаньте в ряд! Готов к работе мой отряд! 

Внимание, девочки! Внимание, мальчики! Приготовьте ручки, Разомните пальчики. Мы будем сегодня считать, Складывать и вычитать. И задачи, задачи решать! Вот подали нам звонок. Начинается урок. Приглашаю вас путешествовать, Знания свои совершенствовать! 

Великое дело - задачи решать. Снова Знай-ка нас будет обучать. Он с улыбкой пришел сегодня в класс И волшебный фонарик принес для нас. Чтобы задачи быстро решать, Надо уметь складывать и вычитать. Начнем нашу работу С веселого, точного устного счета. 

Интересное дело - задачи решать. Быстро складывать и вычитать. Каждый будет трудиться до пота, Чтобы спорилась работа. 

Задачи решать - нелегкое дело, Но за него возьмемся мы смело. А чтобы ошибок не допускать, Будем думать, смекать, вычислять. 

Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Вы на парты поглядите, Все в порядок приведите. А теперь тихонько сели И на доску посмотрели. 

Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука Эта математика! 

Вот опять звенит звонок, Приглашает на урок! Беритесь, ребята, Скорей за работу. Учитесь считать, Чтоб не сбиться со счета! 

Урок «закрепление» Дает нам понять, Что мы умеем И что должны знать. 

Математика пришла, Нам задачи принесла. Мы научимся считать, Решать, отгадывать, смекать. 

На прогулку за наукой Сегодня пойдем. Внимание, смекалку С собою возьмем. 

Я тетрадь свою открою И с наклоном положу. Я, друзья, от вас не скрою- Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. Снова звенит долгожданный звонок- Новая четверть и новый урок! Вспомним, чему научились ребята В четверти третьей, прошедшей когда-то! 

Всем известно, что у нас Самый лучший в школе класс! Здесь девочки? Здесь мальчики? Приготовьте наши ручки, Разомните пальчики. На уроке интересном Дети все решают вместе Чтобы нам умнее стать, Мы готовы посчитать. 

Ответить хочешь - не шуми, А только руку подними. Учитель спросит - надо встать, Когда позволит сесть- то сядь. Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно. На уроке ты сиди, Не стучи и не кричи. На уроках не болтай, Как говорящий попугай. 

Парта - это не кровать, И на ней нельзя лежать. Вставайте дружно каждый раз, Когда учитель входит в класс. Быть должны у вас в порядке Ручки, книжки и тетрадки. Руки дружно поднимайте, Если спросят - отвечайте. Все считайте и пишите, При решении – не спешите. Отдохнуть вы все успели? А теперь вперед – за дело. Математика нас ждет. Начинаем устный счет. 

Дорогие малыши! Поздравляем от души – Научились вы считать, Прибавлять и вычитать. С арифметикой дружите, Все считайте и пишите, При решении – не спешите, Без математики, друзья, Нам прожить никак нельзя! И прекрасна и сильна Математики страна! Начинаем мы опять Решать, отгадывать, смекать! Учебник научит вас Точному счету. Скорей за работу, Скорей за работу! Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок! 

Солнце радостно проснулось, Осторожно потянулось, Лучикам пора вставать И урок наш начинать. 

Я настрой себе нашел, Чтобы быть везучим. Повторю сто раз его- Разойдутся тучи. У меня все хорошо- А будет еще лучше! Прозвенел уже звонок Начинается урок. Куда мы с вами попадем, Узнаете вы скоро. В стране далекой мы найдем Помощников веселых. Будем все мы улыбаться, Веселиться и смеяться, Но сначала поспешим – Все задания решим! Запомните все, Что без точного счета Не сдвинется с места Любая работа. Без счета не будет На улице света, Без счета не сможет Подняться ракета. Без счета письмо Не найдет адресата, И в прятки сыграть Не сумеют ребята. Долгожданный дан звонок, Начинаем наш урок! Поприветствуем друг друга: Привет, друг! Привет, подруга! Чтобы спорилось нужное дело, Чтобы в жизни не знать неудач, В путешествие отправимся смело В мир загадок и сложных задач. Не беда, Что идти нелегко. Не боимся, что путь будет труден. Достижения крупные людям Никогда не давались легко. С добрым утром! Начат день! Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и считать! Прозвенел звонок, Начинается урок. Будем изобразительное искусство изучать, Творчество и фантазию развивать. 

Прозвенел звонок веселый, Он позвал ребят всех в класс. Скажем дружно: «Здравствуй, школа» Все готовы? Рисования урок у нас. Все пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работайте старательно, Слушайте внимательно. Если хочешь отвечать, Руку не забудь поднять. Если спросят, надо встать, Четко, громко отвечать. 

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 

Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? 

Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на столы и повторяйте за мной: Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание моё растет. Я, как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Работаю. 

Здравствуйте! Ребята! Готовы к уроку? На вас надеюсь я, друзья. Мы хороший дружный класс Все получится у нас! 

Наступила весна. Светит солнышко. Солнышко улыбается, дает нам свет и тепло. Передадим частичку нашего тепла друг другу. Тема сегодняшнего урока «Повторение». 

Сегодня мы отправимся в путешествие по нашей стране, мы узнаем много нового и интересного, побываем в интересных местах, а потом расскажем о своих впечатлениях родным и друзьям. Но природа открывает свои тайны только добрым сердечным людям. Давайте поздороваемся с ней. Здравствуй, природа! Здравствуй, степь, Здравствуйте, горы, Здравствуй, лес. Ты о чем шумишь листвою Темной ночью грозовою? Кто в глуши твоей таится, Что за зверь, какая птица? Все открой, не утаи, Ты же видишь, мы - свои. 

Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. 

Здравствуйте, ребята! Я знаю, вы очень дружные, смышленые, любознательные, любите читать и любите учиться. С неба звездочка упала, Я желанье загадала, А желанье вот такое: Будем думать и читать И пятерки получать, И небесная звезда Всем сказала «Да, да, да!» Прозвенел звонок для нас. Все вошли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс наш хоть куда! Ну, начнем урок, друзья! Прозвенел звонок, Начинается урок. Все друг к другу повернитесь, А теперь улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям! И садитесь по местам. О математика, гордись собой, Ты всем наукам мать родная, И дорожат они тобой. В веках овеяна ты славой, Светило всех земных светил. Строга, логична, величава, Стройна в полеты, как стрела, Твоя немеркнущая слава В веках бессмертье обрела. В класс пришел не хмурь лица, Будь веселым до конца, Не ленитесь, улыбайтесь, Всем законам подчиняйтесь, А закон у нас такой: Все, что надо, под рукой. 

Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите головку, подарите мне свою улыбку. Я желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке. Чтобы наш урок прошел интересным, мы многому научились. Пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам - научи другого» Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Раз, два, три, четыре, пять. Вот мы учимся играть. Раз, два, три, четыре, пять. Все умеем мы считать. Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку гостям. Я желаю вам успехов на уроке! 1-2-выше голова, 3-4-плечи шире, 5-6-тихо сесть. 

Звенит звонок, Зовет нас на урок. Урок сейчас пойдет, В мир знаний поведет. Улыбнитесь друг другу, улыбка - хороший настрой на работу. На уроке мы будем рассуждать, мыслить, решать, раскроем секрет математики. Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый наш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я – человек Я – умею мыслить и удивляться, обижаться и огорчаться Я – умею думать и понимать, слушать и отвечать Я – могу ошибаться Я – умею учиться Я – хочу учиться. Улыбкой ясная природа Сквозь сон встречает утро года Синея, блещут небеса Еще прозрачные леса, Как будто пухом зеленеют. Собирает нас звонок На замечательный урок! Подравнялись, тихо встали, Глазки на меня подняли! Садитесь! 

-Ребята, посмотрите внимательно на облака (на доске висят три облака: ярко-голубое, бледно-голубое, серо-голубое). Какое облачко вам больше нравится? Я рада,что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех. 

Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Мы сегодня не одни, Гости на урок пришли. Повернитесь поскорей, Поприветствуйте гостей! Сядьте ровно, ножки вместе, Руки положи на стол. Подтянитесь, улыбнитесь И тихонько все садитесь. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы – ученики. 

Настроение у нас отличное, А улыбки – дело привычное. Пожелаем друг другу добра, Ведь урок нам начинать пора. У нас сегодня необычный урок. Я хочу, чтобы вы запомнили его на всю жизнь. Принимаем жизнь с ее проблемами, как подарок. Все хором: Самый лучший день – сегодня. Самый лучший отдых – работа. Самая лучшая работа, та которую ты любишь. Самая большая потребность – общение. Самое большое богатство – здоровье. Самый большой дар – любовь. Сегодня будем учиться любить. 

- Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. - Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока 

Ребята, скажите, для чего нам нужны глаза? Правильно, видеть красоту природы, окружающего мира, людей. Наши глаза видят и тех, кто нуждается в нашей помощи: голодную птицу, упавшего товарища, Они помогают совершать нам добрые поступки. 

Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Посмотрите, пожалуйста, на них. Поздоровайтесь. Теперь глазки все на меня. Всем, всем добрый день! Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться! 

Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу. 

Вот звонок нам дал сигнал: поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. На урок торопит нас, Математика сейчас. Снег летает и сверкает В золотом сиянье дня, Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег – снежок, Начинаем наш урок. 

-Как живёте? -Вот так! (Показать большой палец) -Как идёте? -Вот так! (Прошагать 2 пальцами одной руки по ладо шке другой) -Как бежите? -Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как рабо тают ими при беге) -Ночью спите? -Вот так! (Руки «лодочкой» под щёку и положить на них голову) -Как берёте? -Вот так! -А даёте? -Вот так! -Как шалите? -Вот так! (Произвольные движения) -А грозите? -Вот так! (Погрозить пальчиком) -Как сидите? -Вот так! (Руки на стол) -А математику как знаете? -Вот так! (Показать большой палец) 

Литература: 

1.Практические материалы для проведения уроков в начальной школе. Трофимова С.В.- Алматы , 2010 г. 2. Нетрадиционные уроки в начальной школе (выпуск 1,2). Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.- Ростов н/Д ТЦ «Учитель», 2002г. 3.Необычные уроки в начальной школе (1,2,3).Лакоценина Т.П.- Ростов н/Д ЗАО «Книга» издательство «Учитель», 2008г. 4.Изобразительное искусство, 1 класс: поурочные планы О.В.Павлова- Волгоград «Учитель», 2006г. 5. «Я иду на урок»: Математика. Русский язык. 1-4 классы- М. Издательство «Первое сентября», 2004г. 6. Поурочные разработки по математике 1 класс. Фефилова Е.П., Мокрушина О.А.-М.: ВАКО, 2006г. 7. Преподавание в начальных классах по всем предметам. Республиканские научно-методические журналы.

multiurok.ru

Организационный момент на уроке в начальной школе: цель, задачи, примеры

Каждому человеку прекрасно известно, что собой представляет урок. Однако точно сформулировать определение понятия наверняка получится не у всех. Если выражаться научным языком, то урок является вариативной формой организации целенаправленного взаимодействия, задача которой заключается в обучении школьников. И хороший педагог никогда не начнёт урок сразу, без вступления. Профессионалы знают, что необходим организационный момент. Он очень важен. Впрочем, обо всём по порядку.

организационный момент

Общепринятая модель начала урока

Не так давно, буквально до наступления середины 2000-х, организационный момент включал в себя только объявление темы урока, последующее изложение целей и проверку готовности школьников к занятию. Сейчас же эта модель сменилась более современным вариантом. Поскольку вступительная часть урока стала восприниматься как предпосылка формирования и развития мотивационной сферы школьников. Задачи и цели, разработанные педагогом перед уроком, должны быть осмысленными и нести пользу детям.

Итак, начинается всё со взаимного приветствия преподавателя и учащихся, после которого следует перекличка. Затем учитель должен проверить готовность воспитанников к уроку – напомнить об учебниках, тетрадках, ручках, попросить достать ещё что-то, если это нужно. Также педагог обязан осмотреть класс и своё рабочее место. Учебный план, состояние доски, наличие мела и губки, оборудования для демонстрации наглядного материала – всё должно быть на месте.

После того как проверка проведена, можно начинать занятие. Педагог формулирует тему, цели и задачи урока, а потом задаёт исходную мотивацию. Эта часть является важнейшей, поэтому о ней следует рассказать отдельно.

организационный момент на уроке в начальной школе

Исходная мотивация

Это то, что возбуждает мысленную активность учеников и проявляет их готовность воспринимать новый поток информации. Чем более яркой и познавательной будет исходная мотивация, тем сильнее она повлияет на воспитанников. Причём на всех без исключения (даже на слабоуспевающих). Поэтому организационный момент так важен. Урок должен начинаться динамично и четко. Так удастся дисциплинировать учеников и быстро включить их в работу, сэкономив время.

В общем, исходная мотивация нужна для того, чтобы создать готовность к восприятию нового материала, сконцентрировать внимание, возбудить мыслительную активность и простимулировать процессы обучения. Также за счёт неё удаётся превратить познаваемое в личностно-значимое. Потому так важно вызвать интерес у учащихся, чтобы каждый из них увлёкся темой и захотел её освоить.

О чём надо помнить?

Организационный момент урока, особенно в начальной школе, каждый раз должен отличаться. И даже преподавателю с фантазией это доставляет кое-какие трудности. Ведь каждый раз ему приходится заново заинтересовывать воспитанников.

Начинающим педагогам помочь может небольшая памятка с кратким сводом правил. Самое главное – учитель должен с самого начала демонстрировать своё доверие к ученикам, располагать их к себе. Также он обязан помогать детям формулировать цели и задачи, а также уточнять их, если что-то непонятно. Ещё необходимо помнить о наличии у каждого ученика внутренней мотивации к учению. И о необходимости реализовать её. Это возможно, если преподаватель будет принимать активное участие в групповом взаимодействии, стремиться к установлению симпатии между ним и учениками и демонстрировать свою открытость.

организационный момент урока

Релаксационная игра

С неё многие преподаватели начинают организационный момент на уроке в начальной школе. Главная цель – поднять детям настроение и создать позитивную атмосферу.

Учитель включает релаксационную музыку или пение птиц, шум моря, шелест деревьев. Затем приоткрывает окно для проветривания и просит всех принять удобное положение. А затем каждый должен закрыть глаза и сделать несколько равномерных глубоких вдохов и выдохов. Важно, чтобы ученики почувствовали себя расслабленно. Их дыхание станет ровным и спокойным, по телу разольётся приятное тепло, а на лицах появятся улыбки. Этот психологический «настрой» учитель должен поначалу озвучивать.

Потом дети «возвращаются» с небес на землю, и им предлагается игра. Без этого элемента организационный момент на уроке в начальной школе вряд ли будет эффективным. Какую выбрать игру – это уже решит педагог. Можно написать на доске слово «здравствуйте» и предложить детям пожелать друг другу что-то хорошее на каждую букву данного приветствия. После этого дети зарядятся положительной энергией и будут готовы усваивать материал.

 организационный момент в школе

Способ медиа

Организационный момент можно сделать для детей особенно интересным, если провести его в современном формате. Многие преподаватели прибегают к использованию видеоматериалов. Они помогают задать уроку эмоциональный тон. К тому же так можно презентовать материал для изучения, продемонстрировать его значимость. Экран однозначно привлечёт больше взглядов и внимания, чем привычная доска. И если педагог отличается креативностью и фантазией, то он сможет это сделать, даже если преподаёт технический предмет.

Хорошим примером можно считать урок физики по теме «Давление». Преподавателю даже не понадобится готовить презентацию. Достаточно лишь показать небольшой видео-сюжет, в котором два туриста с рюкзаками идут по сугробу. Один из них передвигается в сапогах, а другой на лыжах. После того как ученики посмотрят фильм, им нужно задать несколько вопросов. Какому из туристов по снегу передвигаться легче? Почему у рюкзаков широкие лямки? Как нужно складывать в них вещи, чтобы не создавать большой нагрузки на спину? Все эти вопросы по теме. Они активируют внимание школьников и настраивают их на урок. К тому же такие вопросы побуждают к познавательной деятельности, поскольку заставляют начать мыслить и размышлять.

цель организационного момента

Логичный подход

Также организационный момент в школе можно провести, опираясь на перспективно-побуждающие мотивы. Преподавателю в начальной части урока нужно объяснить своим воспитанникам, что без изучения конкретного раздела предмета не получится освоить следующий. Это заставляет детей задуматься, даёт им мотивацию. Мало кому хочется потом, из-за собственной несобранности, сидеть над учебниками. Да и зачем, если можно просто сконцентрироваться и послушать преподавателя?

Ещё задачи организационного момента на уроке могут быть реализованы использованием познавательно-побуждающих мотивов. Они очень действенны. Поскольку вызывают внутреннюю заинтересованность ученика. Она впоследствии формирует мотивационную среду на уроке, обуславливающую затем поведение и действия ребёнка. У него появляется желание делать задание, углубляться в тему, запоминать то, что говорит учитель. Возникнет ли у него такой интерес – зависит от того, насколько хорош педагог в своём деле. Ведь всем известно, что даже самый интересный предмет может стать скучным, если преподаватель будет просто читать лекцию из тетради.

Активные методы

О них тоже необходимо вкратце упомянуть, рассказывая о том, каким должен быть организационный момент. Примеры могут быть самыми разными. Но, как показывает практика, наиболее действенным является применение активных методов. Это совокупность способов, средств и приёмов, вызывающих у детей желание осуществлять познавательную деятельность.

К ним относится мозговой штурм, опорные схемы, дискуссия, диалог, создание проблемных ситуаций и постановка острых вопросов, коммуникативная атака, игровые моменты. Многие преподаватели используют заблаговременный способ организационного момента. Заканчивая урок, они анонсируют следующий, рассказывая ученикам о самых интересных запланированных моментах. На следующем занятии с этим классом у учителя будет меньше задач – ему не понадобится способствовать концентрации их внимания.

организационный момент примеры

Конкретизация

Что ж, выше было рассказано про цель организационного момента на уроке. Теперь можно немного затронуть вниманием структуру, которой должен следовать педагог для её достижения.

Начинать нужно с первичного введения материала, но исключительно с учётом закономерностей процесса познания при развитой мыслительной активности учеников. После этого надо указать на то, что они должны будут запомнить и усвоить. Также учитель обязательно должен рассказать об эффективных техниках запоминания, которые многим ученикам действительно помогают.

После этого можно приступать к изучению материала. В первую очередь педагог предоставляет теоретическую часть. Это термины, определения, теории, законы, формулы, правила. Материала не должно быть много – ученики не смогут запомнить всё. Надо предоставить им лишь самое главное. Лучше это будет часть темы, но зато школьники освоят её в полной мере. А после этого можно переходить к практической части, в ходе которой ученики смогут применить полученные знания и закрепить обретённые навыки.

 цель организационного момента на уроке

Конец, переходящий в начало

Что ж, цель организационного момента предельно понятна. Напоследок хотелось бы сказать о том, как важно соблюдать взаимосвязь между предыдущим уроком и последующим. Они должны быть целостными. По завершении занятия учитель со своими воспитанниками обычно подводит итоги пройденного материала, повторяет ключевые моменты, обобщает сказанное. И этим же необходимо начинать следующий урок, который происходит в другой день. Вопросом: «О чём мы говорили на прошлом уроке? На чём остановились?» удаётся освежить память учеников и понять, насколько они были внимательны. Увидев реакцию учеников, преподаватель сможет понять, успешно ли прошло предыдущее занятие.

fb.ru


Смотрите также