«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности». Отчет по самообразованию. Отчет по самообразованию воспитателя по нетрадиционным техникам рисования


Отчет по теме самообразования за 2016 – 2017 учебный год «Использование разнообразных техник  нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет»

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие.

Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши… Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

 

Цель работы по самообразованию: формирование у детей младшего дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

Задачи работы по самообразованию:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Составить план работы по данной теме.
  3. Подготовить консультации для родителей по данной теме.
  4. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
  5. Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
  6. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
  7. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию.
  8. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
  9. Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Для решения поставленных целей и задач я начинала работу по следующим направлениям: изучила научно-методическую литературу,  разработала перспективное планирование по данной теме и план  взаимодействия с родителями по данной теме.

Формы подведения итогов работы по самообразованию:

- у детей младшего дошкольного возраста сформировались знания о нетрадиционных способах рисования;

- дети овладели простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

- дети научились самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.

- Повышение профессиональной компетентности педагога по теме самообразования;

- Фотоотчет;

- Подготовка отчета.

Заключение

Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности требует повышения интереса со стороны педагогов современных дошкольных образовательных учреждений. Изобразительная техника является основой для развития детской изобразительной деятельности. Педагоги в современных дошкольных образовательных учреждениях больше склоняются к применению традиционных техник. Большое разнообразие изобразительных техник дает возможность их применения во всех видах изобразительной деятельности дошкольников. Именно от педагога, от его заинтересованности, зависит, насколько эффективным будет использование нетрадиционных техник в практике работы с детьми. Педагоги должны обеспечить ребенку свободу творческого развития, что невозможно без внедрения в практику работы как можно большего числа нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, а это возможно только при условии, если педагоги будут уделять изобразительной деятельности как виду образовательной деятельности больше внимания, уголки для самостоятельной художественной деятельности будут оснащаться необходимыми материалами, как требует того современное образование дошкольников.

В заключение хочу сказать, проводимая работа показала свою эффективность. На основе проделанной работы можно отметить, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали проявлять творчество, фантазию, приобрели уверенность в себе. Можно отметить, что такое рисование не утомляет детей, наоборот у них сохраняется высокая активность. Родители стали проявлять интерес к жизни группы, научились выражать свое восхищение результатами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Фотоотчет

 1-5.jpg

2-5.jpg

 3-5.jpg

4-4.jpg

5-3.jpg

 6-2.jpg

7-1.jpg

 8-1.jpg

 

           

 

        

milovidova-berezka4.edumsko.ru

Отчёт воспитателя по самообразованию на тему: "Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5 - 7 лет» - Мои статьи - Педагогическая копилка

Белаш Наталья Николаевна

Отчет по самообразованию по теме:

«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5 - 7 лет».

 Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической  и творческой  деятельностью ребёнка. Обучение  рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:  во-первых, необходимо пробудить у детей  эмоциональную отзывчивость к  окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;-   во- вторых, сформировать  у детей  изобразительные навыки и умения .В процессе рисования  у ребёнка совершенствуются  наблюдательность, эстетическое  восприятие,  эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Таким образом, изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Мышления;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Исходя из этого, задачами моей работы является знакомство детей  с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

Свою работу я начала сначала с хорошо знакомых для детей техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, рисование смятой бумагой, монотипия, набрызг, рисование пипеткой, пластилином,  кляксография и ниткография. На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты. На каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

Мною был составлен следующий план занятий:

 

Январь

«Сказочный сад»

Печать поролоном по трафарету, набрызг по трафарету.

«Любимый узор»

Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками.

«Сова»

Тычок полусухой жесткой кистью, уголь.

«Фантазии»

Кляксография, «знакомая форма – новый образ».

«Волшебный цветок»

Ниткография, восковые мелки, пастель.

 

Февраль

«Подводное царство»

Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель.

«Полярная ночь»

Свеча + гуашь.

«Матрешки»

Рисование пальчиками, шаблонами.

«Ваза с ветками»

Оттиск печатками.

 

Март

«Подарок маме»

Печать по трафарету, рисование пальчиками.

«Платок для бабушки»

Рисование ватными палочками, поролоном.

 «Весенние цветы»

Акварель + восковой мелок.

«Узор на платке»

Оттиск печатками, рисование пальчиками

 «Натюрморт»

Восковые мелки + акварель.

 

Апрель

«Пасхальные яйца»

Восковые мелки + акварель, поролон.

«Поздравительная открытка»

Рисование пластилином.

«Фантазия»

Набрызг, печать поролоном по трафарету.

«Красивые цветы»

Рисование пальчиками, ниткография.

«Цветы»

Монотипия.

Май

«Пчелки»

Восковой мелок+акварель, черный маркер+акварель.

«Одуванчики»

Восковой мелок+акварель, обрывание, тычкование.

«Дерево»

Рисование свечой + акварель.

«Весеннее дерево»

Рисование пальчиками, тычками.

 

На своих занятиях по ИЗО деятельности с использованием нетрадиционных техник я использую комплекс пальчиковых гимнастик и массажей, непосредственно с   теми нетрадиционными материалами, при помощи которых рисуют дети.

Для родителей подготовила консультацию: «Ум ребёнка - на кончиках его  пальцев» (нетрадиционное рисование), «Использование нетрадиционных методов рисования», «Виды нетрадиционного рисования».

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию познавательной деятельности, психических процессов у детей и интереса к рисованию. 

mdou33rodnichok.ucoz.ru

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности». Отчет по самообразованию

Отчет по изо ст грФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

 Актуальность работы заключается в следующем:

— изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Я определила цели своей работы:

— Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

— Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

— Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

— Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Передо мною были поставлены следующие задачи:

— Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

— Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

— Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

— Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

— Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

— Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Гипотеза представляет собой — процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования пройдет успешно, если:

1. Теоретически обосновать эффективность применения техник нетрадиционного рисования в изобразительном творчестве дошкольников;

2. Выявить нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники и научно обосновать доступность дошкольникам средств выразительности;

3. Разработать методики ознакомления дошкольников с видами нетрадиционного рисования;

4. Обеспечить преемственность и последовательность в обучении детей приёмам нетрадиционного рисования, учёт возрастных и индивидуальных способностей дошкольников;

5. Создать педагогические условия для развития художественно-творческих способностей.

Работу проводила поэтапно:

— на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

— на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Были использованы следующие средства:

-Совместная деятельность воспитателя с детьми;

-Самостоятельная деятельность детей;

-Предметно-развивающая среда.

Применяла такие методы:

-словесные,

-наглядные,

-практические,

-игровые.

Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:

— Высокий – 21%

— Средний – 42%

— Низкий – 37%

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.

Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядночувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды.

  •  Созданию уголка эстетического восприятия.
  •  Созданию художественного фонда – коллекций жанров живописи: — это портрет; — памятники; — сказочно-былинный жанр; — натюрморт; — книжная графика;— пейзаж.

 Были изготовлены следующие альбомы:

 — голубой;

 — розовый;

 — композиция;

 — элементы декора;

 — дружные краски.

 Приготовила для детей следующие игры:

 — «Соедини по линиям и раскрась»;

 — «Какое настроение?»;

 — «Составь композицию»;

 — «Составь фигуру»;

 — Лото «Народные промыслы»;

 — Лото «Узнай элемент узора».

 А так же было создано дополнительно:

 — гора самоцветов;

 — составь натюрморт в холодных и теплых тонах;

 — Русские узоры;

 — Матрешки.

 Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.

 Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

 На основе изученного составила тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования.

 С помощью нетрадиционных техник рисования возможно рисовать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

 Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

 Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

 Пальчиковая живопись

 Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

 Рисование ладошкой

 Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.

 Прижми и отпечатай 

Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают.

 Рисование углем

 Рисуют и то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в рисунке.

 Монотипия

 Детские работы поражают нас своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия.

 Кляксография

 Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.

 Набрызг

 Радость творчества знакома каждому малышу.

 Трафарет

 Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями.

 Рисование по мокрому

 Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.

 Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.

 Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:

 — «Моя любимая сказка»;

 — «Моя любимая мамочка»;

 — «Ветвистые деревья»;

 — «Снег идет», «Ночное небо», «Конфетти»;

 — «Морозные узоры», «Цветные сны»;

 — «Лебеди», «Тюльпаны»;

 — «Мишка», «Вишни», «Ромашки», «Гусеница»;

 — «Радуга», «Снежинки», «Морские просторы».

 Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Которые вместе с детьми сочинили сказки и проиллюстрировали их. Создано несколько альбомов сказок выполненных совместно воспитателя с детьми и родителей с детьми.

 Для родителей подготовила несколько консультаций.

 А так же составила конспекты занятий по рисованию, и по нетрадиционному рисованию.

 В тесной, дружной обстановке творчества, выдумки, фантазии прошло родительское собрание «Путешествие с красками». На котором дети, воспитатель и родители создавали подводный мир, пользуясь нетрадиционными техниками рисования.

 Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив».

 Диагностика на контрольном этапе показала:

 — Высокий – 32%

 — Средний – 48%

 — Низкий – 20%

 Перспектива:

 1. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;

 2. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;

 «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».  (В. А. Сухомлинский).

Автор: Ершова Марина Александровна,воспитатель Детского сада №2г. Нелидово Тверской области, Россия.

Статья размещена в авторской редакции.  

planetadetstva.net


Смотрите также