Конспект урока ИЗО в начальной школе по теме Береза - символ России. Открытый урок по рисованию 1 класс дерева береза


Урок ИЗО в начальной школе по теме "Берёза — символ России"

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • Научить рисовать техникой монотипия, обучить и продемонстрировать новые, современные формы в изобразительном искусстве. Показать выразительные возможности монотипии.
  • Развивать речь, обогащать словарный запас, расширять кругозор, расширить кругозор в области истории и культуры народов ханты и манси, расширить свои знания о традиционных обрядах ханты и манси, которые связаны с берёзой, познакомить с предметами быта из древесины берёзы и бересты.
  • Воспитывать творческие возможности учащихся; воспитывать чувство любви к природе, Родине.

Оборудование: мультимедийное оборудование с презентацией (Приложение 2), репродукции картин А.К. Саврасова «Грачи прилетели», художника Бакшеева В. «Голубая весна»; рисунки детей; рисунок с изображением березки; березовый веник, «Сборник осенних сказок» (Приложение 1).

ХОД УРОКА

Доска оформлена как поляна. На ней нарисовано одно дерево – береза.

1. Оргмомент

Проверка готовности к уроку, положение стула, посадка.

2. Работа над темой урока

Учитель. Отгадайте загадку:

Стоит Аленка, Платок зеленый, Тонкий стан, Белый сарафан. – Что это?!

– По каким признакам вы узнали это дерево? Значит, тема нашего урока будет береза (Открывается тема урока: Береза – ) – Сегодня вы узнаете много интересного об этом дереве. Береза – лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой корой, покрытой темными полосками. Свое название она получила по цвету коры. Корень «бер» означает ясный свет, светлый, белый. Прежде меня звали берзой, а теперь березой, березкой. Подберите эпитеты к этому слову. (Кудрявая, стройная и т.д. – записать на доске) Какие еще деревья можно встретить в наших лесах? К какой «профессии» отнесем березу? (К кормильцам) Составьте цепь питания с деревом береза. (Дети из большого числа картинок выбирают нужных зверей и рассказывают кто кем питается)Образ России немыслим без русской березки, в ее честь сложено много песен, стихов. Белоствольная, с развевающимися на ветру зелеными кудряшками, то немного задумчивая, то ясная, кипучая. Кто не восхищался светло-изумрудной зеленью распускающихся листочков березки, изящностью ее белых стволов, увенчанных зеленой косынкою. Слайд 2 А ее осенний золотой наряд так украшает хмурый пейзаж. Слайд 3 А какое великолепное зрелище представляет береза в зимнем серебристом уборе! Слайд 4 Обратимся к знаменитой картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Слайд 5 В ней художник запечатлел березу и прилетевших с юга птиц. Их он сделал символом обновления жизни. Слайд 6 Художник Бакшеев В.Н. увековечил пейзаж с задумчивыми русскими березами. Смотришь, и кажется: вот-вот из-за белых берез выйдут девушки с длинными косами и поплывут в дивном русском танце.

Белолицая, белоствольная, Как невеста, горда и нежна, Словно русская песня раздольная, К небесам устремилась она.

Учитель С кем автор сравнивает березку? Из других строк узнаете, где же можно ее встретить.

На полянке, на пригорке, Под окном, среди полей Белокурая березка — Символ Родины моей.

М. Ероха

Открывается вторая половина темы – Символ России.

Учитель. На территории России произрастает сорок видов берез, занимают они пятьдесят миллионов гектаров. Берёзы, берёзы… Они всегда бескорыстно и надёжно дружат с людьми. В глубокой древности пришли в их жилища, в далёкие времена были для них источником света и тепла – самой светлой лучиной, самыми жаркими дровами в печи. В Древней Руси служили для написания письма берестяные грамоты, летописи. И ныне берёзка – постоянный спутник человека. Берёза одно из самых распространённых деревьев Северного полушария. Она всесторонне духовно обогащает нас, питает человеческое сердце. Она – универсальный врачеватель, исцелитель и предсказатель погоды. Это дерево может заменить собою компас, если случится заблудиться в лесу: с северной стороны ствола кора грубее и темнее, на ней больше трещин и наростов. Почки, листья и кора берёзы содержат эфирные масла и кислоты, спирты, нафталин, красящие и другие вещества. Из берёзовых почек и листьев изготавливают различные краски, препараты, отвары, настои; из древесины – мази, активированный уголь. Сок пьют при цинге, ангине, малокровии, для укрепления организма. Им умываются, моют волосы для укрепления и роста.И всё это широко применяется в медицине и парфюмерной промышленности. А русская баня с её щедрым жаром! Берёзовый веник – символ, страж чистоты, хорошее лекарственное средство. Листья берёзового веника широкие, мягкие, хорошо запаренный, он выделяет эфирные масла и другие целебные вещества, благотворно действует на кожу человека. Красивая белокорая берёза – единственное дерево в мире с корой-берестой белоснежного цвета. Этим цветом кора берёзы обязана смолоподобному веществу – бетулину, придающему нарядный облик деревьям. Но кора берёзы бывает не только белой. Берёзы бывают белокорые, тонкокорые, низкорослые, карликовые, бородавчатые, пушистые и другие. Известно более 100 видов берёз. Царским деревом называют карельскую берёзу. Берёза может предсказывать погоду.

Приметы:

  • Если весной из берёзы течёт много сока, то лето будет дождливое.
  • А какой будет весна, берёзы рассказывают осенью.
  • Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней.
  • И зиму берёзы могут предсказать: в начале октября с них лист не опал – снег ляжет поздно. (Записать на доске)

Из белоствольной красавицы получают тысячи вещей. Кто знает, что можно изготовить из березы? Само дерево успешно используют как строительный и поделочный материал. Древесина берёзы очень крепкая и идёт на изготовление мебели, лыж, лучших сортов фанеры. Из бересты можно сделать различные корзины, коробки, кузова, сумки. Из бересты плели лапти, туфли, а из берестяных лент — ковры для пола, шкатулки. Трости из этого дерева отличаются изяществом, гибкостью, прочностью. Почки березы используют как мочегонное, желчегонное,; противовоспалительное средство. А как у нас, в нашем крае, живется этой красавице? Берёза в представлении хантов – это «яманг юх, сюпар юх», святое дерево, священное дерево. О берёзе, как о небесном священном дереве, поётся во многих песнях-молитвах, в песнях поклонения богам, в песнях-наставлениях, рассказываются о берёзе легенды, например, как эта:

«…Забыли люди о доброте. Забыли о чистоте. Завидуют друг другу. Обманывают друг друга. Чёрные мысли в их головах рождаются. Чёрные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи покрывается. Земля стонет. Коркой зависти покрывается. Великий стон до Неба дошёл. Посмотрела дочь Неба на Землю. Чёрные мысли людей душат. Умирает она.Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила её сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось. Кусочки по земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так и появились на нашей земле берёзы. Говорят, это небесной жизни кусочек. Святое дерево. Священное дерево»

Традиционно бересту обрабатывали женщины, дерево – мужчины. Слайды 7-10 (Рассказать по слайдам) Весной и ханты, и манси не упускают случая попить свежего берёзового сока, собирая его у надрезов на коре дерева. А к концу июня – в начале июля сок у берёз течь перестаёт. Он становится густым и сладким как сироп. «Ал» называют ханты, «нянг» – манси эту массу между сердцевиной и заболонью дерева. И с удовольствием едят. Сняв со ствола бересту и удалив слой зеленоватой заболони, проводят лезвием ножа снизу вверх по стволу, чтобы набрать сгустившегося сока, – и в рот. Самый вкусный сок у толстых берёз, которые растут на песчаных мысах рек и озёр. Чага – «вош» (ханты), «сас сэны» (манси) – берёзовый гриб – коричнево-чёрный нарост, который вырастает на повреждённых берёзовых стволах. (Картинка) В каждом хантыйском или мансийском доме обязательно есть запас чаги. Кусочек чаги зажигают во время любого обрядового действия или тогда. Когда возвращаются в долго пустовавшее жилище – дым чаги изгоняет злых духов. Используется чага и для ритуального очищения, окуривания промысловой утвари и предметов культа. – Что же случилось с нашей березкой. Она поведает нам свой грустный рассказ.

Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок, он качал высокие травы и волновал речную гладь, шелестел в ветвях одинокой березы. Зимой березу обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега. Осенью дожди сбивали желтую листву, и только летом она отдыхала. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Береза перешептывалась с соснами и елями.По лесу шел мальчик и собирал грибы. Устал, присел под березу, прислонился к ее стволу и уснул в тени. Ему понравилось место, и, желая его запомнить, он достал ножик и на стволе бере зы стал вырезать свое имя.Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по ее стволу. Затрепетала она от раны, потянулась к мальчику, прося защиты. Но не было помощи. Тогда рванулась она ветвями к соснам, елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Еще сильнее заплакала она. А через некоторое время пожелтела и осыпалась листва у березы, засохли ветки, почернел белый ствол. Только имя мальчика огромными буквами выделялось на нем.

Учитель. Задумаемся и вспомним, не приходилось ли вам встречаться с такими «любителями» природы. Помните, любое растение в лесу — живое, не причиняйте ему вреда. Как вести себя в лесу? (Вывешиваются правила поведения в лесу)

3. Физкультминутка

Песня «Во поле березка стояла» с движениями.

4. Объяснение нового материала

– Сегодня, на уроке мы познакомимся новой техникой рисования – монотипия. (На доске) – Кто знает, что оно обозначает? В словаре это слово обозначает –

Слайды 11-15 (Рассказать по слайдам)

Монотипия – довольно редкая в наше время, но очень интересная техника. Первыми монотипистами, наверное были ещё древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах пещер…Монотипия существует очень давно, но как техника в искусстве появилась около 300 лет назад. Первым известным художником, работавшим в этой технике был итальянский живописец Джованни Кастильоне (17 век). В нашей стране в технике монотипия успешнее других работала художница Елизавета Кругликова (1865-1941). Работать будем гуашевыми красками, они быстро сохнут, краску нужно смешивать с мылом, чтобы потом легко снялся оттиск. Монотипия вам поможет создать неповторимые пейзажи, звездное небо и многое другое – загадочное и сказочное.

– На доске нарисованы 1 и 2 этапы работы. Расскажите с чего начнем работу. (1 этап – положим лист вертикально; 2 этап – согнем пополам)

– Что означает линия? Слайд 16– Согните лист пополам и на одной половинке нарисуйте эскиз березы на полянке.

5. Самостоятельное выполнение работы

(Дети рисуют эскиз).

– Гуашью раскрасим наш эскиз:

1 ряд – у вас береза летом, какие цвета понадобятся? (Белый, зеленый, черный) 2 ряд – береза осенью, какие цвета понадобятся? (Белый, черный, красный, желтый) 3 ряд – береза зимой, какие цвета понадобятся? (Белый, черный, синий) Слайд 17

– Сгибаем листок пополам. Слайд 18 – Плотно прижимаете его половинки одна к другой и разворачиваете. Что же произойдет? Слайд 19 – Несколько слов об опасности, подстерегающей молодого монотиписта. Пастозная живопись в монотипии не пройдёт! Густой мазок расплющиться, и вы получите бесформенные красочные пятна. Слайд 20 – Пока ваши работы подсыхают, давайте проверим как вы выполнили домашнее задание. (Дети подбирали стихи о березе).

Выразительное чтение стихотворений.

– Приклейте свои стихи на рисунок, посередине. Как нужно наносить клей? Что делать с излишками?

6. Оценивание (ППС)

– Встаньте, кто оценил своего товарища на «5», на «4», на «3».

7. Итог

– У вас получились странички книги о березе. Показываю обложку. – Что нового узнали на уроке? – Чему научились?

Коренные жители Югры, ханты и манси, бережно и свято относятся к окружающей их природе. Они не стараются её покорить, а, наоборот, живут по её законам. Для них некоторые участки Оби и таёжного леса считались неприкосновенными даже в голодные годы. В таких местах нельзя трогать землю, громко разговаривать, ловить рыбу, пить воду. Даже дрова для священного костра люди приносили с собой. Так коренные народы Югры, остяки и вогулы, оберегали священную землю, на которой жили и живут. Особое отношение было к деревьям. Берёза – это дерево неба, так как оно светлое. Прежде чем свалить или вырезать кору, обращались к нему и местному духу – хозяину с объяснением, что это не прихоть, а жизненная необходимость. Охотник в лесу лишний раз не рубил молодые деревья. По древним преданиям, чем больше человек уничтожает живых деревьев, тем короче становится его жизнь. Если мы внимательно присмотримся к своду правил, то поймём, что все они отражают бережное отношение к окружающей природе. Даже вырезая бересту, они соблюдают правила, поэтому дерево не погибает. Нам нужно только учиться у них. Слайд 22

Белый ствол, чуть поникшие ветки, Задушевный, задумчивый взор. Тихо дремлют родные березы, Украшая России простор.

8. Домашнее задание

Написать сочинение на тему «Хвала и честь березке нашей» и украсить свое сочинение рисунком. Слайд 23

Березка моя, березонька, Березка моя белая, Береза кудрявая! Стоишь ты, березонька, Посередь долинушки, На тебе, березонька, Листья зеленые, Под тобой, березонька, Трава шелковая...

Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчике, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее заречную, С нарядными оплечьями, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую...

А. Прокофьев

Ты до того, березонька, красива И в жаркий полдень, И в часы росы, Что без тебя немыслима Россия, И я немыслим без твоей красы. Русь моя! Люблю твои березы, С первых лет я с ними жил и рос, Потому и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез.

Н. Рубцов

Чуть пригрело солнце откосы И стало, в лесу потеплей, Березка зеленые косы Разносила с тонких ветвей. И столько задумчивых песен Поется в народе о ней. Наряд ее легкий чудесен, Нет дерева сердцу милей.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект открытого урока по ИЗО «Деревья весной. Берёза».

Изобразительное искусство

Тема урока: Рисование на тему «Деревья весной. Берёза».

Цель: Формирование навыков рисования.

Задачи:

Образовательные. Формирование умения работать простым и цветными карандашами; обучение передаче пространственного положения дерева берёзы; формирование умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску дерева берёзы

Коррекционно-развивающие. Развивать наблюдательность и внимание;

Воспитательные. Воспитывать положительные качества личности: самостоятельность, умение доводить начатую работу до конца, воспитывать любовь к красоте весенней природы родного края. Тип урока. Усвоение новых знаний. Формы организации деятельности: - индивидуальная

- коллективная

Формы контроля

Ответы учащихся, озвучивание результатов во время работы, практические действия.

Методы обучения

Наглядные - схемы, иллюстрации.

Учебно-управленческие общеучебные умения (организация учебной деятельности).

Учебно-информационные (вопросы).

Учебно-логические (анализ, синтез, сравнение).

Межпредметные связи:

Развитие речи, чтение и развитие речи, письмо и развитие речи.

Оборудование для учеников: простой карандаш, цветные карандаши, ластик, лист бумаги, образец (изображение берёзы) .

Оборудование для учителя: компьютер, иллюстрации дерева, образец педагогического рисунка, схема построения изображения, словарное слово - ствол, вершина, чечевички, музыка Антонио Вивальди «Времена года» Весна, П. Чайковского «Весна» презентация «Весна».

Словарь: вершина, чечевички.

Ход урока:

I. Орг. момент. Речевая гимнастика.

II. Постановка темы урока. Актуализация мыслительной деятельности.

Просмотр презентации о весне.

- О каком времени года эта презентация? - Назовите признаки весны. (Ярко светит солнце, тает снег, бегут ручьи, прилетают перелётные птицы, появляются первые цветы и т.д.) - Назовите весенние месяцы.

III. Сообщение темы и целей урока.

- Послушайте стихотворение:

Под весенним солнышком во дворе у нас

Расцвела березка, радуя всем глаз.

Беленькая стройная, рада, что весна,

Что в зиму холодную выжила она.

- Итак, я думаю, вам уже ясно, что мы будем сегодня рисовать. Верно, сегодня мы рисуем дерево берёзы весной .

IV. Объяснение хода работы

1. Анализ образца.

- Перед вами иллюстрация с изображением дерево берёзы. Внимательно рассмотрите её.

- Из каких частей состоит дерево? (Ствол, ветки)

- Какая часть дерева толще, а какая тоньше? (внизу ствол толще, а вверху тоньше)

- Обратите внимание, что ствол постепенно сужается к верху, к вершине.

Вершина-это верхняя часть ствола. (читаем слово на доске, закрепляем)

-Ствол какого цвета?

- Чёрные чёрточки полоски называются чечевички, через них берёза дышит. (читаем слово на доске, закрепляем)

- Скажите сейчас, есть у берёзы листья.

- Вот и мы будем рисовать дерево без листьев.

2. Определение последовательности выполнения рисунка.

Показ образца педагогического рисунка. - Для того чтобы рисунок оказался красивым, был правильным, вы должны выполнить 3 правила.

1 - правильно расположить дерево на листе бумаги.(по середине)

2 - передать размер дерева, чтобы было небольшое и немаленькое.

3 - правильно раскрасить берёзу.

- В народе березку сравнивают с девицей-красавицей. Ствол стройный, ветви тонкие, длинные, свисающие к земле.

Педагогический рисунок учителя на доске.

- Сейчас я покажу вам, как правильно рисовать берёзу. - Первым делом, простым карандашом нарисуем землю. Затем сделаем легкий набросок дерева - ствол. Сначала провожу одну линию вверх к вершине, постепенно ссужая вверх, затем -другую линию. Вспомогательную линию убираем. Теперь рисуем изогнутые линии веток . Их может быть 5- 6. Первую ветку рисуем с середины ствола, она тянутся вверх и кончик немного опускаются вниз. Затем рисую также вторую ветку, она чуть короче. Третью рисую. Можно видеть, что первая была самая длинная, вторая чуть короче, третья ещё короче и вот таким образом ещё одну и на вершине самая короткая веточка. Теперь мы должны сделать толщину этих веток. Провожу внизу ещё одну линию и постепенно приближаю к первой. Также я сделаю и со следующей веточкой и т.д., чем выше к вершине ветка, тем она всё короче и тоньше. Это надо помнить- внизу ветки толще и длиннее. Когда ветки нарисуем, вспомогательные линии убираем.

- Сейчас рисуем тоненькие ветки, а на них добавим ещё свисающих веточек, они спадают вниз, как косы девичьи. Одна вторая третья и т.д.

- Далее рисуем чечевички. Внизу возле корневой части чечевички более насыщены, гуще, более толще, поднимаясь вверх эти расширяем по всему стволу. Набросок готов!

Рисунок с доски стирается. Учащийся под руководством учителя рассказывает последовательность выполнения рисунка по пооперационной карте.

- Покажите, как расположить лист бумаги, чтобы нарисовать берёзу?

- Какого цвета карандаши нам понадобятся? простой карандаш, чтобы сделать набросок и чёрный карандаш, чтобы прорисовать ветки и чечевички.

V. Физминутка. «Рыбки»

Пальчиковая разминка.

- Прежде, чем приступить к работе, давайте согреем пальчики.

Упражнение для развития мелкой моторики рук

Пальчиковая гимнастика « Весна»

VI. Самостоятельное выполнение работы.

- А теперь приступаем к работе.

(Индивидуальная работа в ходе рисования. Сильные - контроль, слабые рисуют с помощью опорных точек, помощь в ходе урока). Во время рисования необходимо следить за осанкой. Музыкальное сопровождение во время работы.

VI. Итог урока. Выставка работ.

- Какое новое слова вы узнали на этом уроке? (вершина, чечевички)

- Что вы сегодня рисовали?

2. Анализ детских работ.

- Полюбуемся, какие берёзы у нас получились.

- Какое настроение возникло от увиденных работ? (СВЕТЛОЕ, ЛЕГКОЕ, РАДОСТНОЕ, ВОЗВЫШЕННОЕ, ВЕСЕННЕЕ).

- Какие работы считаете самыми удачными, почему? (Лучшие работы отличаются тем, что ствол стройный, ветви тонкие, длинные, наклоненные к земле.

3. Оценка учащихся на уроке.

- Вы все сегодня на уроке хорошо поработали. Вы творили как добрые волшебники, превращая пустые листы бумаги в такие чудесные картины. Урок окончен.

Физминутка.

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, потягиваемся - руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать -

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

Пальчиковая гимнастика « Весна»

К нам весна пришла, ребята, (Ритмично хлопают в ладоши)

Хоть ещё и рановато. (Ритмично удары кулаками)

По ночам мороз трескучий, (Загибают большие пальцы на обеих руках)

По утрам на небе тучи. (Загибают указательные пальцы)

Только днём тепло на солнце, (Загибают средний палец)

И сосульки над оконцем (Загибают безымянные пальцы)

Слёзы светлые роняют,

В небе воробьи гоняют, (Загибают мизинцы)

И такой воздушно- нежный (Медленно раскрывают сжатые кулаки)

Распускается подснежник.

Ход урока:

I. Орг. момент. Речевая гимнастика.

II. Постановка темы урока. Актуализация мыслительной деятельности.

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Объяснение хода работы

1. Анализ образца.

2. Определение последовательности выполнения рисунка.

Показ образца педагогического рисунка. Педагогический рисунок учителя на доске.

V. Физминутка. «Рыбки»

Пальчиковая гимнастика « Весна»

VI. Самостоятельное выполнение работы.

VI. Итог урока.

1. Выставка работ.

2. Анализ детских работ.

3. Оценка учащихся на уроке.

botana.cc

Конспект урока ИЗО в начальной школе по теме Береза

Урок ИЗО в начальной школе по теме "Берёза — символ России"

Цели:

  • Научить рисовать техникой монотипия, обучить и продемонстрировать новые, современные формы в изобразительном искусстве. Показать выразительные возможности монотипии.

  • Развивать речь, обогащать словарный запас, расширять кругозор, расширить кругозор в области истории и культуры народов ханты и манси, расширить свои знания о традиционных обрядах ханты и манси, которые связаны с берёзой, познакомить с предметами быта из древесины берёзы и бересты.

  • Воспитывать творческие возможности учащихся; воспитывать чувство любви к природе, Родине.

Оборудование: мультимедийное оборудование с презентацией (Приложение 2), репродукции картин А.К. Саврасова «Грачи прилетели», художника Бакшеева В. «Голубая весна»; рисунки детей; рисунок с изображением березки; березовый веник, «Сборник осенних сказок» (Приложение 1).

ХОД УРОКА

Доска оформлена как поляна. На ней нарисовано одно дерево – береза.

1. Оргмомент

Проверка готовности к уроку, положение стула, посадка.

2. Работа над темой урока

Учитель. Отгадайте загадку:

Стоит Аленка,Платок зеленый,Тонкий стан,Белый сарафан.– Что это?!

– По каким признакам вы узнали это дерево? Значит, тема нашего урока будет береза (Открывается тема урока: Береза – )

– Сегодня вы узнаете много интересного об этом дереве. Береза – лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой корой, покрытой темными полосками. Свое название она получила по цвету коры. Корень «бер» означает ясный свет, светлый, белый. Прежде меня звали берзой, а теперь березой, березкой.

Подберите эпитеты к этому слову. (Кудрявая, стройная и т.д. – записать на доске) Какие еще деревья можно встретить в наших лесах? К какой «профессии» отнесем березу? (К кормильцам) Составьте цепь питания с деревом береза. (Дети из большого числа картинок выбирают нужных зверей и рассказывают кто кем питается)

Образ России немыслим без русской березки, в ее честь сложено много песен, стихов. Белоствольная, с развевающимися на ветру зелеными кудряшками, то немного задумчивая, то ясная, кипучая. Кто не восхищался светло-изумрудной зеленью распускающихся листочков березки, изящностью ее белых стволов, увенчанных зеленой косынкою. Слайд 2

А ее осенний золотой наряд так украшает хмурый пейзаж. Слайд 3

А какое великолепное зрелище представляет береза в зимнем серебристом уборе! Слайд 4

Обратимся к знаменитой картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Слайд 5

В ней художник запечатлел березу и прилетевших с юга птиц. Их он сделал символом обновления жизни. Слайд 6 Художник Бакшеев В.Н. увековечил пейзаж с задумчивыми русскими березами. Смотришь, и кажется: вот-вот из-за белых берез выйдут девушки с длинными косами и поплывут в дивном русском танце.

Белолицая, белоствольная,Как невеста, горда и нежна,Словно русская песня раздольная,К небесам устремилась она.

Учитель С кем автор сравнивает березку? Из других строк узнаете, где же можно ее встретить.

На полянке, на пригорке, Под окном, среди полейБелокурая березка — Символ Родины моей.

М. Ероха

Открывается вторая половина темы – Символ России.

Учитель. На территории России произрастает сорок видов берез, занимают они пятьдесят миллионов гектаров. Берёзы, берёзы… Они всегда бескорыстно и надёжно дружат с людьми. В глубокой древности пришли в их жилища, в далёкие времена были для них источником света и тепла – самой светлой лучиной, самыми жаркими дровами в печи. В Древней Руси служили для написания письма берестяные грамоты, летописи.И ныне берёзка – постоянный спутник человека. Берёза одно из самых распространённых деревьев Северного полушария. Она всесторонне духовно обогащает нас, питает человеческое сердце. Она – универсальный врачеватель, исцелитель и предсказатель погоды. Это дерево может заменить собою компас, если случится заблудиться в лесу: с северной стороны ствола кора грубее и темнее, на ней больше трещин и наростов.Почки, листья и кора берёзы содержат эфирные масла и кислоты, спирты, нафталин, красящие и другие вещества. Из берёзовых почек и листьев изготавливают различные краски, препараты, отвары, настои; из древесины – мази, активированный уголь. Сок пьют при цинге, ангине, малокровии, для укрепления организма. Им умываются, моют волосы для укрепления и роста.И всё это широко применяется в медицине и парфюмерной промышленности.А русская баня с её щедрым жаром! Берёзовый веник – символ, страж чистоты, хорошее лекарственное средство. Листья берёзового веника широкие, мягкие, хорошо запаренный, он выделяет эфирные масла и другие целебные вещества, благотворно действует на кожу человека.Красивая белокорая берёза – единственное дерево в мире с корой-берестой белоснежного цвета. Этим цветом кора берёзы обязана смолоподобному веществу – бетулину, придающему нарядный облик деревьям. Но кора берёзы бывает не только белой. Берёзы бывают белокорые, тонкокорые, низкорослые, карликовые, бородавчатые, пушистые и другие. Известно более 100 видов берёз. Царским деревом называют карельскую берёзу.Берёза может предсказывать погоду.

Приметы:

  • Если весной из берёзы течёт много сока, то лето будет дождливое.

  • А какой будет весна, берёзы рассказывают осенью.

  • Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней.

  • И зиму берёзы могут предсказать: в начале октября с них лист не опал – снег ляжет поздно. (Записать на доске)

Из белоствольной красавицы получают тысячи вещей. Кто знает, что можно изготовить из березы?

Само дерево успешно используют как строительный и поделочный материал. Древесина берёзы очень крепкая и идёт на изготовление мебели, лыж, лучших сортов фанеры. Из бересты можно сделать различные корзины, коробки, кузова, сумки. Из бересты плели лапти, туфли, а из берестяных лент — ковры для пола, шкатулки. Трости из этого дерева отличаются изяществом, гибкостью, прочностью. Почки березы используют как мочегонное, желчегонное,; противовоспалительное средство.

А как у нас, в нашем крае, живется этой красавице? Берёза – это святое дерево, священное дерево. О берёзе, как о небесном священном дереве, поётся во многих песнях-молитвах, в песнях поклонения богам, в песнях-наставлениях, рассказываются о берёзе легенды, например, как эта:

«…Забыли люди о доброте. Забыли о чистоте. Завидуют друг другу. Обманывают друг друга. Чёрные мысли в их головах рождаются. Чёрные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи покрывается. Земля стонет. Коркой зависти покрывается. Великий стон до Неба дошёл. Посмотрела дочь Неба на Землю. Чёрные мысли людей душат. Умирает она.Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила её сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось. Кусочки по земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так и появились на нашей земле берёзы. Говорят, это небесной жизни кусочек. Святое дерево. Священное дерево»

Традиционно бересту обрабатывали женщины, дерево – мужчины. Слайды 7-10 (Рассказать по слайдам)

Весной люди не упускают случая попить свежего берёзового сока, собирая его у надрезов на коре дерева.

А к концу июня – в начале июля сок у берёз течь перестаёт. Он становится густым и сладким как сироп. Самый вкусный сок у толстых берёз, которые растут на песчаных мысах рек и озёр.Чага – «вош» (ханты), «сас сэны» (манси) – берёзовый гриб – коричнево-чёрный нарост, который вырастает на повреждённых берёзовых стволах. (Картинка)В каждом раньше был запас чаги. Кусочек чаги зажигают во время любого обрядового действия или тогда. Когда возвращаются в долго пустовавшее жилище – дым чаги изгоняет злых духов. Используется чага и для ритуального очищения, окуривания промысловой утвари и предметов культа.– Что же случилось с нашей березкой. Она поведает нам свой грустный рассказ.

Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок, он качал высокие травы и волновал речную гладь, шелестел в ветвях одинокой березы. Зимой березу обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега. Осенью дожди сбивали желтую листву, и только летом она отдыхала. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Береза перешептывалась с соснами и елями.

По лесу шел мальчик и собирал грибы. Устал, присел под березу, прислонился к ее стволу и уснул в тени. Ему понравилось место, и, желая его запомнить, он достал ножик и на стволе березы стал вырезать свое имя.Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по ее стволу. Затрепетала она от раны, потянулась к мальчику, прося защиты. Но не было помощи. Тогда рванулась она ветвями к соснам, елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Еще сильнее заплакала она. А через некоторое время пожелтела и осыпалась листва у березы, засохли ветки, почернел белый ствол. Только имя мальчика огромными буквами выделялось на нем.

Учитель. Задумаемся и вспомним, не приходилось ли вам встречаться с такими «любителями» природы. Помните, любое растение в лесу — живое, не причиняйте ему вреда. Как вести себя в лесу? (Вывешиваются правила поведения в лесу)

3. Физкультминутка

Песня «Во поле березка стояла» с движениями.

4. Объяснение нового материала

– Сегодня, на уроке мы познакомимся новой техникой рисования – монотипия. (На доске)

– Кто знает, что оно обозначает? В словаре это слово обозначает – Слайды 11-15 (Рассказать по слайдам)

Монотипия – довольно редкая в наше время, но очень интересная техника. Первыми монотипистами, наверное были ещё древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах пещер…Монотипия существует очень давно, но как техника в искусстве появилась около 300 лет назад. Первым известным художником, работавшим в этой технике был итальянский живописец Джованни Кастильоне (17 век). В нашей стране в технике монотипия успешнее других работала художница Елизавета Кругликова (1865-1941). Работать будем гуашевыми красками, они быстро сохнут, краску нужно смешивать с мылом, чтобы потом легко снялся оттиск. Монотипия вам поможет создать неповторимые пейзажи, звездное небо и многое другое – загадочное и сказочное.

– На доске нарисованы 1 и 2 этапы работы. Расскажите с чего начнем работу. (1 этап – положим лист вертикально; 2 этап – согнем пополам)

hello_html_5bee9481.gif

– Что означает линия? Слайд 16

– Согните лист пополам и на одной половинке нарисуйте эскиз березы на полянке.

5. Самостоятельное выполнение работы

(Дети рисуют эскиз).

– Гуашью раскрасим наш эскиз:

1 ряд – у вас береза летом, какие цвета понадобятся? (Белый, зеленый, черный)2 ряд – береза осенью, какие цвета понадобятся? (Белый, черный, красный, желтый)3 ряд – береза зимой, какие цвета понадобятся? (Белый, черный, синий) Слайд 17

– Сгибаем листок пополам. Слайд 18

– Плотно прижимаете его половинки одна к другой и разворачиваете. Что же произойдет? Слайд 19

– Несколько слов об опасности, подстерегающей молодого монотиписта. Пастозная живопись в монотипии не пройдёт! Густой мазок расплющиться, и вы получите бесформенные красочные пятна. Слайд 20

– Пока ваши работы подсыхают, давайте проверим как вы выполнили домашнее задание. (Дети подбирали стихи о березе).

Выразительное чтение стихотворений.

– Приклейте свои стихи на рисунок, посередине. Как нужно наносить клей? Что делать с излишками?

6. Оценивание

– Встаньте, кто оценил своего товарища на «5», на «4», на «3».

7. Итог

– У вас получились странички книги о березе. Показываю обложку.– Что нового узнали на уроке?

– Чему научились?

Коренные жители бережно и свято относятся к окружающей их природе. Они не стараются её покорить, а, наоборот, живут по её законам. Для них некоторые участки леса считались неприкосновенными даже в голодные годы. В таких местах нельзя трогать землю, громко разговаривать, ловить рыбу, пить воду. Даже дрова для священного костра люди приносили с собой. Особое отношение было к деревьям. Берёза – это дерево неба, так как оно светлое. Прежде чем свалить или вырезать кору, обращались к нему и местному духу – хозяину с объяснением, что это не прихоть, а жизненная необходимость. Охотник в лесу лишний раз не рубил молодые деревья. По древним преданиям, чем больше человек уничтожает живых деревьев, тем короче становится его жизнь.Если мы внимательно присмотримся к своду правил, то поймём, что все они отражают бережное отношение к окружающей природе. Даже вырезая бересту, они соблюдают правила, поэтому дерево не погибает. Нам нужно только учиться у них. Слайд 22

Белый ствол, чуть поникшие ветки,Задушевный, задумчивый взор.Тихо дремлют родные березы,Украшая России простор.

8. Домашнее задание

Написать сочинение на тему «Хвала и честь березке нашей» и украсить свое сочинение рисунком. Слайд 23

Березка моя, березонька, Березка моя белая, Береза кудрявая! Стоишь ты, березонька, Посередь долинушки, На тебе, березонька, Листья зеленые, Под тобой, березонька, Трава шелковая...

Люблю березу русскую,То светлую, то грустную,В белом сарафанчике,С платочками в карманчике,С красивыми застежками,С зелеными сережками.Люблю ее заречную,С нарядными оплечьями,То ясную, кипучую,То грустную, плакучую...

А. Прокофьев

Ты до того, березонька, красива И в жаркий полдень, И в часы росы,Что без тебя немыслима Россия,И я немыслим без твоей красы.Русь моя! Люблю твои березы, С первых лет я с ними жил и рос, Потому и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез.

Н. Рубцов

Чуть пригрело солнце откосыИ стало, в лесу потеплей,Березка зеленые косыРазносила с тонких ветвей. И столько задумчивых песен Поется в народе о ней. Наряд ее легкий чудесен, Нет дерева сердцу милей.

infourok.ru

Конспект открытого урока по ИЗО «Деревья весной. Берёза».

Изобразительное искусство

Тема урока: Рисование на тему «Деревья весной. Берёза».

Цель: Формирование навыков рисования.

Задачи:

Образовательные. Формирование умения работать простым и цветными карандашами; обучение   передаче  пространственного  положения дерева берёзы; формирование умения  анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску дерева берёзы

Коррекционно-развивающие. Развивать наблюдательность и внимание;

Воспитательные. Воспитывать положительные качества личности: самостоятельность, умение доводить начатую работу до конца, воспитывать  любовь  к красоте весенней природы родного края. Тип урока. Усвоение новых знаний. Формы организации деятельности: - индивидуальная

- коллективная

Формы контроля

Ответы учащихся, озвучивание результатов во время работы, практические действия.

Методы обучения

Наглядные – схемы, иллюстрации.

Учебно-управленческие общеучебные умения (организация учебной деятельности).

Учебно-информационные (вопросы).

Учебно-логические (анализ, синтез, сравнение).

Межпредметные связи:

Развитие речи, чтение и развитие речи, письмо и развитие речи.

Оборудование для учеников: простой карандаш, цветные карандаши, ластик, лист бумаги, образец (изображение берёзы) .

Оборудование для учителя: компьютер, иллюстрации дерева, образец педагогического рисунка, схема построения изображения, словарное слово – ствол, вершина, чечевички, музыка Антонио Вивальди «Времена года» Весна,  П. Чайковского «Весна» презентация «Весна».

Словарь: вершина, чечевички.

Ход урока:

I. Орг. момент. Речевая гимнастика.

II. Постановка темы урока. Актуализация мыслительной деятельности.

Просмотр презентации о весне.

- О каком времени года эта презентация? - Назовите признаки весны. (Ярко светит солнце, тает снег, бегут ручьи, прилетают перелётные птицы, появляются первые цветы и т.д.) - Назовите весенние месяцы.

III. Сообщение темы и целей урока.

- Послушайте стихотворение:

Под весенним солнышком во дворе у насРасцвела березка, радуя всем глаз.Беленькая стройная, рада, что весна,Что в зиму холодную выжила она.

- Итак, я думаю, вам уже ясно, что мы будем сегодня рисовать. Верно, сегодня мы рисуем дерево берёзы весной .

IV. Объяснение хода работы

1. Анализ образца.

- Перед вами иллюстрация с изображением дерево берёзы. Внимательно рассмотрите её.

- Из каких частей состоит дерево? (Ствол, ветки)

- Какая часть дерева толще, а какая тоньше? (внизу ствол толще, а вверху тоньше)

- Обратите внимание, что ствол постепенно сужается к верху, к вершине.

Вершина-это верхняя часть ствола. (читаем слово на доске, закрепляем)

-Ствол какого цвета?

- Чёрные чёрточки полоски называются чечевички, через них берёза дышит. (читаем слово на доске, закрепляем)

- Скажите сейчас, есть у берёзы листья.

- Вот и мы будем рисовать дерево без листьев.

2. Определение последовательности выполнения рисунка.

Показ образца педагогического рисунка. - Для того чтобы рисунок оказался красивым, был правильным, вы должны выполнить 3 правила.

1 - правильно расположить дерево на листе бумаги.(по середине)

2 – передать размер дерева, чтобы было небольшое и немаленькое.

3 - правильно раскрасить берёзу.

- В народе березку сравнивают с девицей-красавицей. Ствол стройный, ветви тонкие, длинные, свисающие к земле.

Педагогический рисунок учителя на доске.

- Сейчас я покажу вам, как правильно рисовать берёзу. - Первым делом, простым  карандашом нарисуем землю. Затем сделаем легкий набросок дерева – ствол. Сначала провожу одну линию вверх к вершине, постепенно ссужая вверх, затем -другую линию. Вспомогательную линию убираем. Теперь рисуем изогнутые линии веток . Их может быть 5– 6. Первую ветку рисуем с середины ствола, она тянутся вверх и кончик немного опускаются вниз. Затем рисую также вторую ветку, она чуть короче. Третью рисую. Можно видеть, что первая была самая длинная, вторая чуть короче, третья ещё короче и вот таким образом ещё одну и на вершине самая короткая веточка. Теперь мы должны сделать толщину этих веток. Провожу внизу ещё одну линию и постепенно приближаю к первой. Также я сделаю и со следующей веточкой и т.д., чем выше к вершине ветка, тем она всё короче и тоньше. Это надо помнить- внизу ветки толще и длиннее. Когда ветки нарисуем, вспомогательные линии убираем.

- Сейчас рисуем тоненькие ветки, а на них добавим ещё свисающих веточек, они спадают вниз, как косы девичьи. Одна вторая третья и т.д.

- Далее рисуем чечевички. Внизу возле корневой части чечевички более насыщены, гуще, более толще, поднимаясь вверх эти расширяем по всему стволу. Набросок готов!

Рисунок с доски стирается. Учащийся под руководством учителя рассказывает последовательность выполнения рисунка по пооперационной карте.

- Покажите, как расположить лист бумаги, чтобы нарисовать  берёзу?

- Какого цвета карандаши нам понадобятся? простой карандаш, чтобы сделать набросок и чёрный карандаш, чтобы прорисовать ветки и чечевички.

V. Физминутка.  «Рыбки»

Пальчиковая разминка.

- Прежде, чем приступить к работе, давайте согреем пальчики.

Упражнение для развития мелкой моторики рук

Пальчиковая гимнастика « Весна»

VI. Самостоятельное выполнение работы.

- А теперь приступаем  к работе.

(Индивидуальная работа в ходе рисования. Сильные - контроль, слабые рисуют с помощью опорных точек, помощь в ходе урока). Во время рисования необходимо следить за осанкой. Музыкальное сопровождение во время работы.

VI. Итог урока. Выставка работ.

- Какое новое слова вы узнали на этом уроке? (вершина, чечевички)

- Что вы сегодня рисовали?

2. Анализ детских работ.

- Полюбуемся, какие берёзы у нас получились.

- Какое настроение возникло от увиденных работ? (СВЕТЛОЕ, ЛЕГКОЕ, РАДОСТНОЕ, ВОЗВЫШЕННОЕ, ВЕСЕННЕЕ).

- Какие работы считаете самыми удачными, почему? (Лучшие работы отличаются тем, что ствол стройный, ветви тонкие, длинные, наклоненные к земле.

3. Оценка учащихся на уроке.

- Вы все сегодня на уроке хорошо поработали. Вы творили как добрые волшебники, превращая пустые листы бумаги  в такие чудесные картины. Урок окончен.

Физминутка.  

Во дворе стоит сосна,К небу тянется она.Тополь вырос рядом с ней,Быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)Ветер сильный налетал,Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)Ветки гнутся взад-вперёд,Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)Будем вместе приседать —Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)Мы размялись от душиИ на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

Пальчиковая гимнастика « Весна»

К нам весна пришла, ребята, (Ритмично хлопают в ладоши)

Хоть ещё и рановато. (Ритмично удары кулаками)

По ночам мороз трескучий, (Загибают большие пальцы на обеих руках)

По утрам на небе тучи. (Загибают указательные пальцы)

Только днём тепло на солнце, (Загибают средний палец)

И сосульки над оконцем (Загибают безымянные пальцы)

Слёзы светлые роняют,

В небе воробьи гоняют, (Загибают мизинцы)

И такой воздушно- нежный (Медленно раскрывают сжатые кулаки)

Распускается подснежник.

Ход урока:

I. Орг. момент. Речевая гимнастика.

II. Постановка темы урока. Актуализация мыслительной деятельности.

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Объяснение хода работы

1. Анализ образца.

2. Определение последовательности выполнения рисунка.

Показ образца педагогического рисунка. Педагогический рисунок учителя на доске.

V. Физминутка.  «Рыбки»

Пальчиковая гимнастика « Весна»

VI. Самостоятельное выполнение работы.

VI. Итог урока.

1. Выставка работ.

2. Анализ детских работ.

3. Оценка учащихся на уроке.

docbaza.ru

Методическая разработка "Белая берёза" для детей 1 класса.

Просмотр содержимого документа «Методическая разработка "Белая берёза" для детей 1 класса.»

"Белая берёза" для детей 1 класса.

Цель: Учить рисовать картины без предварительного прорисовывания гуашью. Задачи: - Знакомить детей с особенностями техники рисования гуашью.- Развивать внимание, чувство равновесия и гармонии.- Развивать умение организовать рабочее время, рабочее место.- Учить ценить красоту природы, с желанием отражать полученные представления.На первый взгляд покажется простой предлагаемая работа, но её преимущества в в яркости, доступности каждому. Ведь каждому ребёнку хочется получить положительный результат своего творчества, а эту работу они успевают сделать за урок!

Материалы: Гуашь, кисти №1, №4-5, альбом, баночка с водой.

С начала раскрашиваем фон. Для рисования земли мы выбираем краски: зелёную, жёлтую, белую. Начинаем раскрашивать с низу лист, берём зелёную краску. 

Промыв кисть, набираем на кончик кисти жёлтую краску, добавляем её в крышечку с зелёной краской, перемешиваем. Получившимся цветом рисуем следующую полоску.

Промываем кисть. Набираем на кончик кисти белую краску, добавляем в крышечку с зелёно-жёлтой краской, перемешиваем.Получившимся цветом рисуем следующую полоску.

Теперь будем рисовать небо. Нам понадобятся синяя и белая краска. Смешиваем в крышечке, получаем нежно голубой цвет. Рисуем следующую полоску.

Продолжая добавлять синюю краску, мы получаем новые оттенки для голубого неба.

Широкой китью белой краской рисуем ствол дерева, показывая его природную красоту. Передаём характер веток.

Теперь меняем кисть. Для рисования тонких веточек используем чёрную краску. Незабываем показать трещинке на коре тоже чёрной краской.

Самое время украсить нашу берёзку листочками. Широкой кисточкой тычками наносим краску на рисунок.

Обязательно используем разные оттенки красок, ведь листики тоже желтеют неравномерно.

Рисунки детей.

Когда урок наполнен музыкой, поэзией, когда работа спорится, результат получается положительный во всех отношениях. Спасибо за просмотр. Всем творческих успехов!

multiurok.ru

Конспект урока по изо на тему "Береза. Дерево с русской душой" (3 класс)

Тема: Берёза. Дерево с русской душой.

Цель: выяснить, почему берёзу считают символом России.

Для реализации этой цели определены следующие задачи:

  • Прививать интерес к русской культуре, обычаям и традициям русского народа.

  • Развивать кругозор и творческие способности учащихся.

  • Воспитывать в детях радость того, что мы родились и живём в России; желание стать наследниками славных традиций русской истории; любовь к Родине и её природе.

Ход урока

Отгадайте загадки

Уч. - Сегодняшний урок я начну с загадок: (2 сл.)

  • Стоит Алена – платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан.

  • Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова.

Отгадка – береза

Мы привыкли к своей русской берёзе и не замечаем порой, как она хороша. А те, кто видят её впервые, глаз не могут отвести: белоснежный ствол в чёрных рябинках – будто серебро с чернью, гибкие ветки, ажурная крона с треугольными листьями. Красавица!

Уч. – Приглашаю вас в одну удивительную картинную галерею. А что в ней удивительного, вы мне подскажете сами. (3 слайд)

  1. hello_html_m42264f14.jpg

Перед нами картина И.И.Левитана "Берёзовая роща". – Попробуйте её описать!

(Белоствольные берёзки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы и солнечные лучи не могут оставить равнодушным никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок)

(4 сл.)Еще одна картина. Архип Куинджи «Березовая роща». – Ребята, какой цвет преобладает в картине?

( Необычную гармонию придает картине зеленый цвет, проникающий в голубой цвет неба, в белизну березовых стволов, в синеву ручья. Природа кажется неподвижной. Она словно зачарована неведомой силой.)

hello_html_m4c1e7d70.jpg

  1. (5сл.)Иван Иванович Шишкин. hello_html_m46c3e60a.jpg - А как бы вы назвали эту картину? («Березовая роща»)

.

  1. (6 сл.) hello_html_23c99b62.jpg Борис Кустодиев. «В берёзовой роще». В этой картине художник кажется сравнивает белостволые берёзы с русской красавицей.

- Так что же в них удивительного?(7 сл.)

(на всех картинах изображены пейзажи с изображением березы)

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Правильно о пейзажах и о березе.

-А кто мне скажет, что такое пейзаж? (изображение живой природы)

- Правильно, и мы сегодня будем изображать живую природу, т. е. пейзаж и главным предметом изображения будет – берёза.

Именно её, белостволую красавицу у нас в России, называют чудом – чудным, дивом - дивным. А вот почему, мы сегодня узнаем?

Она и в самом деле дерево удивительное! У неё – единственной в мире – белая кора, будто девичий русский сарафан. Разве не чудо?

- Ребята, а вы никогда не задумывались, почему это дерево так называется?

- Что бы разобраться в этом попробуем применить разбор слова – берёза

На доске написано слово БЕРЕЗА, ученик выходит к доске и выполняет разбор слова.

Состав слова «берёза»: корень [берёз] + окончание [а]

Оказывается в индоевропейских языках корень «бер» означает «светлый, ясный». Именно от корня бер и образовалась сначала берза, а потом берёза. Тот же корень в названии верхнего слоя коры — бересте, которая и придает дереву неповторимую окраску.

Из глубины веков.(празд. Троица) (8 сл)

- Ребята хочу предложить вам маленькое путешествие во времени.

Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В старину у березы в начале лета был свой особый праздник.

- Скажите, может быть, кто, ни будь, из вас знает как называется праздник связанный с березой? (Семик)

- А что вы знаете о празднике?

(Семик – седьмой четверг после Пасхи – считался у славян очень большим праздником. Он открывал комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета красного, прославляющих проснувшуюся природу, зеленеющую землю и белоствольную берёзку. В эти праздничные дни она была окружена всеобщим вниманием. Ветками березы как драгоценными цветами украшали красный угол крестьянской избы. Девушки водили хороводы вокруг молодых березок, гадали, завивая венки из березовых ветвей, и пели:

(9 сл.)

Вот и у нас, во Гжели, Семик считается одним из любимых праздников. Послушайте, как описывает в своей книге этот праздник наш земляк Виктор Константинович Сивов житель деревни Глебово.(текст из книги)

- Ребята , а вы со своими родителями отмечаете этот праздник? (В этом году он празднуется 1 июня. Вот и пригласите своих родителей отпраздновать этот праздник березки.)

(10сл.)

-У меня для вас есть ещё одна загадка. Посмотрите на этот столик, предметы здесь не простые. Отгадайте что это за предметы и почему они собраны вместе? (корзинка из бересты, лапти, банка с соком, мазь Вишневского, березовый веник и т.д.)(Вызывается ученик, он рассказывает какие предметы перед ним и что он о них знает. Учитель и остальные ребята дополняют рассказ ученика)

- Ну, а почему они собраны вместе? (сделаны из березы или бересты)

- Получается, что береза – это наше богатство всех её даров и не перечислить.

Дерево с русской душой.(11 сл.)

- Удивительна судьба русской березки в песенном творчестве. Послушайте с какой нежностью о ней пели в русских народных песнях. (Во поле березка стояла)

- Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано - и всё мало! У каждого человека находятся для этой красавицы свои задушевные, порой неожиданные слова. И, наверное, вы на уроках литературного чтения учили стихи о березе, может, кто-то помнит их? (Дети читают авторские стихи и свои собственные.)

Берёзы ими можно любоваться бесконечно, трудно даже сказать, когда они бывают красивее - весной или летом, осенью или зимой? Свет, излучаемый берёзами, способен обогреть озябшую душу. Вот почему нет для россиян дерева более любимого и прекрасного, чем белая берёза. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои произведения не только поэты, но и художники.

Практическая работа

Сейчас я предлагаю вам дополнить «Березовую галерею» своими рисунками.

- Ребята а кто помнит, картины каких художников находятся в нашей галерее?( Архип Куинджи, И.И. Левитан, Иван Шишкин, Борис Кустодиев)

- А как называться жанр в котором изображается живая природа? (пейзаж)

И так ваше задание - написать пейзаж с березой. Материал, с которым вы будете работать – акварель и гуашь.

Работы детей вывешиваются на доску. Образуется «Березовая роща».

(Во время работы звучит музыка П. И. Чайковского – симф. №4)

(12сл.) Заключение

Где бы не росла берёза - всюду она приносит людям радость и свет. Берёза символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

Опять о них, кудрявых и белёсых.

А что тут делать если на Руси

У всех дорог встречаются берёзы,

Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.

фонограмма (с. Безруков. «Березы»)

infourok.ru

Конспект открытого урока по ИЗО «Деревья весной. Берёза».

Изобразительное искусство Тема урока: Рисование на тему «Деревья весной. Берёза». Цель: Формирование навыков рисования. Задачи: Образовательные. Формирование умения работать простым и цветными карандашами; обучение   передаче  пространственного  положения дерева берёзы; формирование умения  анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску дерева берёзы Коррекционно-развивающие. Развивать наблюдательность и внимание; Воспитательные. Воспитывать положительные качества личности: самостоятельность, умение доводить начатую работу до конца, воспитывать  любовь  к красоте весенней природы родного края. Тип урока. Усвоение новых знаний. Формы организации деятельности: - индивидуальная- коллективная Формы контроля Ответы учащихся, озвучивание результатов во время работы, практические действия. Методы обучения Наглядные – схемы, иллюстрации. Учебно-управленческие общеучебные умения (организация учебной деятельности). Учебно-информационные (вопросы). Учебно-логические (анализ, синтез, сравнение). Межпредметные связи: Развитие речи, чтение и развитие речи, письмо и развитие речи. Оборудование для учеников: простой карандаш, цветные карандаши, ластик, лист бумаги, образец (изображение берёзы) .Оборудование для учителя: компьютер, иллюстрации дерева, образец педагогического рисунка, схема построения изображения, словарное слово – ствол, вершина, чечевички, музыка Антонио Вивальди «Времена года» Весна,  П. Чайковского «Весна» презентация «Весна».Словарь: вершина, чечевички. Ход урока: I. Орг. момент. Речевая гимнастика. II. Постановка темы урока. Актуализация мыслительной деятельности. Просмотр презентации о весне. - О каком времени года эта презентация? - Назовите признаки весны. (Ярко светит солнце, тает снег, бегут ручьи, прилетают перелётные птицы, появляются первые цветы и т.д.) - Назовите весенние месяцы. III. Сообщение темы и целей урока. - Послушайте стихотворение: Под весенним солнышком во дворе у насРасцвела березка, радуя всем глаз.Беленькая стройная, рада, что весна,Что в зиму холодную выжила она. - Итак, я думаю, вам уже ясно, что мы будем сегодня рисовать. Верно, сегодня мы рисуем дерево берёзы весной . IV. Объяснение хода работы 1. Анализ образца. - Перед вами иллюстрация с изображением дерево берёзы. Внимательно рассмотрите её. - Из каких частей состоит дерево? (Ствол, ветки) - Какая часть дерева толще, а какая тоньше? (внизу ствол толще, а вверху тоньше) - Обратите внимание, что ствол постепенно сужается к верху, к вершине. Вершина-это верхняя часть ствола. (читаем слово на доске, закрепляем) -Ствол какого цвета? - Чёрные чёрточки полоски называются чечевички, через них берёза дышит. (читаем слово на доске, закрепляем) - Скажите сейчас, есть у берёзы листья. - Вот и мы будем рисовать дерево без листьев. 2. Определение последовательности выполнения рисунка. Показ образца педагогического рисунка. - Для того чтобы рисунок оказался красивым, был правильным, вы должны выполнить 3 правила. 1 - правильно расположить дерево на листе бумаги.(по середине) 2 – передать размер дерева, чтобы было небольшое и немаленькое. 3 - правильно раскрасить берёзу. - В народе березку сравнивают с девицей-красавицей. Ствол стройный, ветви тонкие, длинные, свисающие к земле. Педагогический рисунок учителя на доске. - Сейчас я покажу вам, как правильно рисовать берёзу. - Первым делом, простым  карандашом нарисуем землю. Затем сделаем легкий набросок дерева – ствол. Сначала провожу одну линию вверх к вершине, постепенно ссужая вверх, затем -другую линию. Вспомогательную линию убираем. Теперь рисуем изогнутые линии веток . Их может быть 5– 6. Первую ветку рисуем с середины ствола, она тянутся вверх и кончик немного опускаются вниз. Затем рисую также вторую ветку, она чуть короче. Третью рисую. Можно видеть, что первая была самая длинная, вторая чуть короче, третья ещё короче и вот таким образом ещё одну и на вершине самая короткая веточка. Теперь мы должны сделать толщину этих веток. Провожу внизу ещё одну линию и постепенно приближаю к первой. Также я сделаю и со следующей веточкой и т.д., чем выше к вершине ветка, тем она всё короче и тоньше. Это надо помнить- внизу ветки толще и длиннее. Когда ветки нарисуем, вспомогательные линии убираем. - Сейчас рисуем тоненькие ветки, а на них добавим ещё свисающих веточек, они спадают вниз, как косы девичьи. Одна вторая третья и т.д. - Далее рисуем чечевички. Внизу возле корневой части чечевички более насыщены, гуще, более толще, поднимаясь вверх эти расширяем по всему стволу. Набросок готов! Рисунок с доски стирается. Учащийся под руководством учителя рассказывает последовательность выполнения рисунка по пооперационной карте. - Покажите, как расположить лист бумаги, чтобы нарисовать  берёзу? - Какого цвета карандаши нам понадобятся? простой карандаш, чтобы сделать набросок и чёрный карандаш, чтобы прорисовать ветки и чечевички. V. Физминутка.  «Рыбки» Пальчиковая разминка. - Прежде, чем приступить к работе, давайте согреем пальчики. Упражнение для развития мелкой моторики рук Пальчиковая гимнастика « Весна» VI. Самостоятельное выполнение работы. - А теперь приступаем  к работе. (Индивидуальная работа в ходе рисования. Сильные - контроль, слабые рисуют с помощью опорных точек, помощь в ходе урока). Во время рисования необходимо следить за осанкой. Музыкальное сопровождение во время работы. VI. Итог урока. Выставка работ. - Какое новое слова вы узнали на этом уроке? (вершина, чечевички) - Что вы сегодня рисовали? 2. Анализ детских работ. - Полюбуемся, какие берёзы у нас получились. - Какое настроение возникло от увиденных работ? (СВЕТЛОЕ, ЛЕГКОЕ, РАДОСТНОЕ, ВОЗВЫШЕННОЕ, ВЕСЕННЕЕ). - Какие работы считаете самыми удачными, почему? (Лучшие работы отличаются тем, что ствол стройный, ветви тонкие, длинные, наклоненные к земле.3. Оценка учащихся на уроке. - Вы все сегодня на уроке хорошо поработали. Вы творили как добрые волшебники, превращая пустые листы бумаги  в такие чудесные картины. Урок окончен. Физминутка.   Во дворе стоит сосна,К небу тянется она.Тополь вырос рядом с ней,Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)Ветер сильный налетал,Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)Ветки гнутся взад-вперёд,Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)Будем вместе приседать —Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)Мы размялись от душиИ на место вновь спешим. (Дети идут на места.) Пальчиковая гимнастика « Весна» К нам весна пришла, ребята, (Ритмично хлопают в ладоши) Хоть ещё и рановато. (Ритмично удары кулаками) По ночам мороз трескучий, (Загибают большие пальцы на обеих руках) По утрам на небе тучи. (Загибают указательные пальцы) Только днём тепло на солнце, (Загибают средний палец) И сосульки над оконцем (Загибают безымянные пальцы) Слёзы светлые роняют, В небе воробьи гоняют, (Загибают мизинцы) И такой воздушно- нежный (Медленно раскрывают сжатые кулаки) Распускается подснежник. Ход урока: I. Орг. момент. Речевая гимнастика. II. Постановка темы урока. Актуализация мыслительной деятельности. III. Сообщение темы и целей урока. IV. Объяснение хода работы 1. Анализ образца. 2. Определение последовательности выполнения рисунка. Показ образца педагогического рисунка. Педагогический рисунок учителя на доске. V. Физминутка.  «Рыбки» Пальчиковая гимнастика « Весна» VI. Самостоятельное выполнение работы. VI. Итог урока. 1. Выставка работ. 2. Анализ детских работ. 3. Оценка учащихся на уроке.

weburok.com


Смотрите также