Картотека пальчиковой гимнастики 2 младшая группа. Пальчиковая гимнастика во второй младшей группе перед рисованием


Пальчиковая гимнастика во второй младшей группы

  1. Листопад

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:

Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый,

Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый,

Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый,

Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый.

Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят!

Хлопки в ладоши.

 

  1. Осенью

Ветры яблони качают.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают.

Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями

 

  1. Прогулка по городу

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

 

  1. Мои игрушки

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Это зайка,

Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.

Это пёс.

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колёс.

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

 

  1. Профессия-доктор

Много есть профессий знатных,         

(соединять пальцы правой руки с большим)

И полезных, и приятных.                     

(соединяем пальцы левой руки с большим)

Повар, врач, моляр, учитель,

Продавец, шахтер, строитель…         

(загибать пальцы)

Сразу всех не называю,                       

(сжимать и разжимать кулачки)

Вам продолжить предлагаю.              

(вытянуть руки вперед ладонями вверх.)

 

  1. Транспорт

Будем пальчики сгибать-

Будем транспорт называть:

Сжимать и разжимать пальчики.

Машина, вертолёт,

Трамвай, автобус, самолёт.

Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого

 

  1. Дружба

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(соединять пальцы в «замок»)

С вами мы подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

 

  1. Мы - веселые матрешки

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки.

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

Хороши у нас одежки,

Ладушки, ладушки.

Кружимся мы и танцуем,

 

 

  1. Семья

С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

 

  1. Я хочу построить дом

Я хочу построить дом

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики).

Чтоб вокруг забор стоял, пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены", затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики)

 

  1. Лыжники

(Скользить по столу указательным и средним пальцами, изображая движения лыжников)

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

Холодной поры!

 

  1. Светофор

Загорелся красный свет:

(Дети соединяют большой и указательные пальцы обеих рук, изображая круг)

Стой на месте, хода нет!

(Два пальца: средний и указательный обеих рук стоят на месте)

Желтый свет впереди:

(Дети соединяют большой и указательные пальцы обеих рук, изображая круг)

Будь внимательный и жди!

Два пальца: средний и указательный обеих рук стоят на месте)

Никаких препятствий нет,

(Два пальца: средний и указательный обеих рук шагают по столу)

Когда горит зеленый свет!

 

  1. Родной край

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветрок!

Здравствуй, маленькй дубок!

Мы живём в родном краю

Всех я вас – люблю!

 

  1. Пирожки

Муку в тесто замесили

(сжимают и разжимают кулачки).

А из теста мы слепили: 

(Прихлопывают ладошками, «лепят»).

Пирожки и плюшки 

(Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук), 

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи.

(Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно! 

( Гладят живот.)

  1. Папин день

Сегодня праздник всех отцов,             

(сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех кто готов,                         

(хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить,                             

(из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)

Всех нас от бед отгородить!                            

(сжимают и разжимают пальцы)

  1. Ножницы

(Исходное положение: Большой, безымянный палец и мизинец прижать к ладони. Указательный и средний пальцы вытянуть вперёд.

Они то расходятся, то сходятся, имитируя движения ножниц. Ладонь располагается параллельно столу. Сначала упражнение выполнять медленно, затем темп ускорить. Следить, чтобы пальцы были прямыми.)

Режу, режу, ткань верчу, 

Научиться шить хочу!

 

  1. Речка

Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком положении.

Мы над речкой из дощечек 

Строим мостик золотой. 

Через мостик человечек 

Гонит козочку домой.

Шла коза по мостику 

И виляла хвостиком, 

Зацепилась за перила - 

Прямо в речку угодила.

  1. Мышка

(Исходное положение. Мизинец и указательный палец согнуты - это "ушки". Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты.

Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после - двумя руками одновременно).

Перед тем как хрумкать сушки,

Ты, мышонок, вымой ушки,

Чтоб услышать шорох кошки,

Что крадётся по дорожке.

 

  1. Вышла курочка гулять

Вышла курочка гулять

(шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки),

Свежей травки пощипать

(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),

А за ней ребятки - желтые цыплятки

(бегут всеми пальцами обеих рук).

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко

(хлопают в ладоши),

Не ходите далеко

(грозят пальцем ведущей руки),

Лапками гребите

(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),

Зернышки ищите»

(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой — средний и т.д.)

  1. Солнышко, солнышко

Солнышко, солнышко,Погуляй у речки(Шевелят пальцами обеих рук).

Солнышко, солнышко,Разбросай колечки.(Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберем,Золоченые возьмем.(Делают хватательные движения щепотью).

Покатаем, поваляем(Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).

 

21.Лодочка

(На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.)

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

 

22.День Победы

Сегодня праздник всех отцов,             

(сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех кто готов,                         

(хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить,                             

(из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)

Всех нас от бед отгородить!                           

(сжимают и разжимают пальцы)

23.Папа, мама, я -дружная семья

( С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

 

gavrilina-lotds1.edumsko.ru

Картотека пальчиковой гимнастики 2 младшая группа

Упражнения для детей 2 младшей группы

«Прилетели гули» русская народная потешка

Прилетели гули, гули-голубочки.

Сели на головку, на головку дочке.

Ты, моя дочка, помаши ладошкой.

Кыш-кыш-кыш!

Махать руками, как крылышками.

Положить руки на голову.

Махать кистями рук, «прогоняя гулю»

«Бабушка» И. Каплунова

Бабушка очки надела

И внучаток разглядела.

-Тики-так, тики-так-

Так ходики стучат.

-Туки-так, туки-так-

Так колеса стучат.

-Туки-ток, туки-ток-

Так стучит молоток.

Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно в «колесико», приложить к глазам и посмотреть в «очки».

Все пальцы собраны в кулачок, указательные пальцы поднять вверх и покачивать ими вправо-влево.

Пальцы обеих рук широко раздвинуть, ладони прижать друг к другу, выполнять скользящие движения ладонями от себя, к себе, не отрывая их друг от друга.

Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачками друг о друга.

«Платочки» И. Каплунова

Мы платочки постираем,

Крепко-крепко их потрем.

А потом повыжимаем,

Очень крепко отожмем.

А теперь мы все платочки

Так встряхнем, так встряхнем.

А теперь платки погладим,

Мы погладим утюгом.

А теперь платком помашем

И с ним весело попляшем.

Пальцы сжаты в кулаки, тереть кулак о кулак.

Выполнять движение «выжимаем белье».

Пальцы свободные, выполнять легкие движения кистями вверх-вниз.

Выполнять движение «гладим белье» кулачком одной руки по ладони другой.

Выполнять движение «фонарики».

«Кот Мурлыка» И. Каплунова

Вот он кот Мурлыка ходит,

Он все за мышкой бродит.

Мышка, мышка, берегись,

Смотри коту не попадись.

«А-а-ам!»

Легкими, свободными кистями рук выполнять движение «кошечка».

Погрозить пальчиком левой руки, затем правой.

Сделать резкое движение пальцами обеих рук «кошечка» и сжать в кулаки.

«Наша бабушка идет» И. Каплунова

Наша бабушка идет

И корзиночку несет.

Села тихо в уголочек,

Вяжет деточками чулочек.

Вдруг котята прибежали

И клубочки подобрали.

-Где же, где мои клубочки,

Как же мне вязать чулочки?

Хлопать ладонями по коленям поочередно левой, правой рукой.

Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки.

Положить руки на колени.

Выполнять движение, имитирующее вязание на спицах.

Мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка».

Развести руки в стороны.

Выполнять движение «вязание на спицах».

«Моя семья» И. Каплунова

Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик-мамочка,

Этот пальчик-папочка,

А этот пальчик-я.

А это- вся моя семья.

Указательным пальцем левой руки дотронуться до большого пальца правой руки.

Указательным пальцем левой руки дотронуться до указательного пальца правой руки.

Дотронуться до среднего пальца.

Дотронуться до безымянного пальца.

Дотронуться до мизинца.

Выполнить движение «фонарики» или положить ладонь правой руки в ладонь левой и пожать ее.

Выполнить это же упражнение, поменяв руки.

«Две тетери» русская народная потешка

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали,

Улетели.

Пальцы широко расставлены, легкие движения кистями, ладонями вниз.

Пальцы прижать друг к другу и соединить руки так, чтобы получился большой круг, локти приподнять.

Помахать кистями рук, как крыльями.

Соединить большой и указательный пальцы на обеих руках «клюв».

Помахать руками.

«Масленица»

Положи блинок в ладошку:

Угости мурлыку-кошку,

Угости щенка Трезорку,

Потом мальчика Егорку,

Дай блиночек мамочке,

Дай блиночек папочке.

Прочертить пальцем круг на ладошке.

Загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов.

«Идет коза рогатая» русская народная потешка

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Ножками топ-топ.

Глазками хлоп-хлоп.

-Кто кашу не ест,

Кто молоко не пьет-

Того забодаю, забодаю.

Средние и безымянные пальцы согнуты, большие их придерживают, указательные и мизинцы выпрямлены. Покачивать руками.

Пальцы сжаты в кулаки, стучать кулачком по кулачку.

Большой палец снизу, остальные пальцы прижаты друг к другу. Резким движением соединять большой палец с остальными пальцами.

Погрозить указательным пальцем правой руки.

Погрозить указательным пальцем левой руки.

Выполнять первое движение – «коза».

«Уточка»

На волнах качаясь,

Уточка плывет.

То нырнет, то вынырнет-

Лапками гребет.

Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево.

Имитировать движения лапок утки в воде.

«Листочки»

Ты весною видел чудо?

Как из маленькой из почки

Появляются листочки.

Сложить ручки в кулачок, затем разжать их.

«Котик»

Гладим котика рукой.

Выгнул спинку он дугой.

Потянулся он, зевнул,

Замурлыкал и заснул

Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев (гладим котика).

«Качели»

Дети сели на качели,

И качели вверх взлетели.

Опустились плавно вниз.

Ну-ка, с нами прокатись!

Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, далее -двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

«Щенок»

Крутит хвостиком щенок –

Увидал в саду цветок.

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.

«Игра в прятки»

Прячься, Петенька,

Прячься, Анечка,

Прячься, Зиночка,

Прячься, Манечка!

Не найдет вас веселый мальчик,

Хоть и самый большой он пальчик.

Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с мизинца.

«Дружные ребятки»

Здравствуй, Петенька!

Здравствуй, Анечка!

Здравствуй, Зиночка!

Здравствуй, Манечка!

Ах, и дружные ребятки,

Поиграем вместе в прятки.

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

«Ножки»

Вот бегут босые ножки

Прямо к речке по дорожке.

Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки «ходят» по столу.

«Утро»

Светит солнышко в окошко.

Под окошком дремлет кошка.

Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко и лучики».

«Деревья»

Появились мы из почки –

На ветру дрожат листочки.

Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

«Качаем лодочку»

Мила в лодочке плывет,

Песни весело поет.

Ладонь руки – вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно совершать качающие движения руки влево - вправо.

«Птичка»

На ладонь посадим птичку,

Кормим милую синичку.

Птичка зернышки клюет,

Деткам песенку поет:

«Тень, тень, потетень,

Я летаю целый день».

Ждут синичку пять птенцов –

Голосистых молодцов.

Детки в гнездышке сидят

И, конечно, есть хотят.

Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть к ладошке, имитируя движение, как птичка клюет зернышки.

«Пароход»

Пароход плывет по речке,

И труба дымит, как печка. У-у-у!

Ладони складываются вместе, руки перед собой. Выполняются плавные, волнообразные движения вверх-вниз.

Большие пальцы ритмично поднимаются вверх.

«Дружба» А. Сиротюк

Дружат наши дети,

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Наши пальчики.

Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы, переплетаем пальцы обеих рук.

«Сосульки»

От сосулек звон, звон.

Просыпайся клен, клен.

Растопился снег, снег.

Ручейки в бег, в бег.

Мы по лужам – топ-топ,

Через лужи – прыг-скок!

Хлопаем ладошками слева и справа от головы.

Круговые движения руками от себя «волны».

Ритмичные хлопки ладонями по коленям.

«Фрукты» Е. Краузе, стихи В. Волниной

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла.

Яблоки душистые,

Персики пушистые,

Груши золотистые

Осень принесла.

Хлопаем в ладоши.

Загибаем пальцы левой руки с указательного по безымянный.

Протягиваем руки вперед ладонями вверх.

Повтор упражнения другой рукой.

«Пальчики» М. Борисенко, Н. Лукина

-Пальчик, пальчик-непоседа,

Где ты был? Где ты обедал?

-С этим братцем ел малину,

С этим братцем ел калину,

С этим братцем – землянику,

А с малышечкой – чернику.

Разминаем пальцы по очереди, начиная с большого, загибаем их.

«Два медведя» О. Крупенчук

Сидели два медведя

На тоненьком суку:

Один читал газету,

Другой молол муку.

Раз ку-ку, два ку-ку,

Оба плюхнулись в муку.

Нос в муке,

Хвост в муке,

Ухо в кислом молоке.

Руки согнуты в локтях (сжаты в кулаки), прижаты к туловищу. Ребенок поворачивается из стороны в сторону.

Разводим руки в стороны, как при чтении газеты.

Стучим одним кулаком по другому.

Кулаки «падают» на колени.

Показываем пальцем на нос.

Показываем рукой за спину.

Беремся пальцами за ухо.

«Гриб-боровичок» О. Крупенчук

На полянке толстячок-

Это гриб-боровичок.

А под ним, собрав пожитки,

В дождик прячутся улитки.

Большой палец правой руки выставлен вперед и раскачивается вправо-влево, остальные пальцы сжаты в кулак.

Кулачок разжимается, большой палец сгибается и прячется в кулачок.

Повторить другой рукой.

«Пальчик, пальчик»

-Пальчик, пальчик, где ты был?

-С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел,

Песни пел, да играл,

Да всех братцев забавлял.

Показываем большой пальчик.

Массаж каждого пальца от основания к кончику пальца.

(Другой вариант: соединяем поочередно большой палец с остальными пальчиками).

Хлопки в ладоши.

«Елка»

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой, образуя «замок».

Локти поднимаются вверх, не прижимаясь к корпусу. Пальцы растопырены в стороны.

«Хвать»

Лапоть, лапоть, лапоток,

Забежал он под мосток,

Хочет рыбку он поймать,

Где тут рыбка? Хвать!

Руки перед грудью ладонями от себя. Сгибаем пальцы в кулачок.

«Мои пальчики» Н. Ильина

Этот пальчик самый большой,

Самый веселый, самый смешной!

Этот пальчик указательный,

Он солидный и внимательный.

Этот пальчик средний,

Не первый, не последний.

Этот пальчик безымянный,

Он не любит каши манной.

Самый маленький – мизинчик,

Любит бегать в магазинчик.

Сгибаем по очереди все пальчики, начиная с большого.

«Здравствуйте» А. Сиротюк

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

Большой палец касается поочередно кончиков других пальцев. Делается и правой и левой рукой.

«Маша варежку надела» М. Борисенко, Н. Лукина

Маша варежку надела:

-Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал!

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

-Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдешь.

Здравствуй, пальчик, как живешь?

Гладим правую кисть с обеих сторон, загибаем большой палец. Поворачиваем ладонь, осматриваем со всех сторон.

Проводим левой рукой по правой от себя. Кисть с выпрямленными пальцами показываем с обеих сторон.

Пожимаем большой пальчик.

«Кузнец Кузьма»

Идет Кузьма из кузницы,

Несет Кузьма два молота.

Для всех людей накует гвоздей!

Стучим ладошками по коленкам. Вытягиваем вперед кулачки, стучим кулачком о кулачок.

«Где ты был?» Т. Галанова

-Мой мизинчик, где ты был?

-С безымянным щи варил,

А со средним кашу ел,

С указательным запел.

А большой меня встречал

Да конфеткой угощал.

Массаж пальчиков, разгибаемых из кулачка, начиная с мизинца.

Прикасаемся большим пальцем к губам.

«Как под горкой снег»

Как под горкой снег

И на горке снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише, не шуметь.

Опускаем руки вниз и гладим ладонями ковер.

Поднимаем руки вверх, соединяя пальцы над головой.

Ладони соединяются вместе и кладутся под щеку.

Указательный палец подносится к губам.

«Одуванчик»

Одуванчик золотой

Распустился в мае.

Он стоит в траве густой,

Солнышком сияя.

Пальцы сложены в «бутон», постепенно раскрываем пальцы и разводим ладони, поднимая руки.

«Скворечник»

Стук-стук, строим дом,

Маленький скворечник.

Новых птичек с юга ждем,

Новых птичек вешних.

Руки сжаты в кулаки, и один кулачок стучит по другому.

Локти разведены в стороны, кончики пальцев соединены друг с другом так, чтобы получился «домик».

Руки вытягиваются вперед ладонями кверху.

Руки подняты вверх, и выполняются махи в разные стороны.

«Тучи»

Туча тучу повстречала

Туча туче проворчала:

«Что гуляешь на пути?

Прочь с дороги, дай пройти»

Туча тучу лбом, лбом

А по небу гром, гром

Свободные движения руками в воздухе погрозить пальцем

отмахивать руками от себя

Хлопки

Топают ногами

«Пальчики-работники» Е. Косинова

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому-дрова рубить,

Тебе-воду носить,

Печку среднему топить,

А тебе-обед варить,

А тебе-посуду мыть.

А потом всем песни петь да плясать,

Наших деток забавлять.

Кулачками стучим по столу.

Разгибаем большой палец, постукиваем им по другой ладошке.

Разминаем пальчики от основания к кончику.

Кисти с растопыренными пальцами поворачиваем в стороны.

«Барашки»

Захотели утром раноПободаться два барана.Выставив рога свои,Бой затеяли они.Долго так они бодались,Друг за друга все цеплялись.Но к обеду, вдруг устав,Разошлись, рога подняв.

Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.

«Моя семья»

Знаю я, что у меняДома дружная семья:Это - мама,Это - я,Это - бабушка моя,Это - папа,Это - дед.И у нас разлада нет.

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

«Куклы спят»

В ряд колясочки стоят

Куколки в них крепко спят.

Девочки всем мальчикам

Пальчиком грозят:

-Тише, тише, не шумите!

Наших дочек не будите!

Разводят руки в стороны.

Ладошки «спят» под щечкой.

Грозят указательным пальчиком правой руки.

«Кошка и мышка»

Мягко кошка, посмотри,Разжимает коготки.

И легонько их сжимает -Мышку так она пугает.Кошка ходит тихо-тихо,

Половиц не слышно скрипа,Только мышка не зевает,Вмиг от кошки удирает.

Пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз, затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол.

Ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны, кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:пальцы другой руки быстро движутся назад)

«Прятки»

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание

пальчика на обеих руках.

«Куклы спят»

В ряд колясочки стоят

Куколки в них крепко спят.

Девочки всем мальчикам

Пальчиком грозят:

-Тише, тише, не шумите!

Наших дочек не будите!

Разводят руки в стороны.

Ладошки «спят» под щечкой.

Грозят указательным пальчиком правой руки.

«Зайка»

По лесной лужайке

Прыгал серый зайка,

Ушками шлеп-шлеп,

Ножками топ-топ!

Он к пенечку прибежал,

Лапочками застучал:

«Тра-та-та! Тра-та-та!

Жизнь у зайки - красота!

Не боюсь я никого,

Даже волка самого.

Как услышим волчий вой-

Убежим скорей домой!»

Легко ударяют пальцами правой руки по левой ладони.

Показывают «ушки»

Топают ногами

Ритмично шлепают по коленям.

Качают указательным пальцем вправо-влево.

Ладошками показывают, как волк стучит зубами.

Бегают пальчиками по коленям.

«Белочка»

Белочка-резвушка,

Лесная веселушка,

Целый день старается

На зиму запасается,

С ветки – прыг,

На ветку – скок!

Раз – грибок!

Два – грибок!

Три – орешек в скорлупе,

Будет он лежать в дупле,

А еще в кладовочке

На тоненькой веревочке

Высохнет рябина,

Красная калина.

И зимою в холода

Будет белочка сыта.

Хлопки ритмично чередуются со шлепками по коленям.

Стучат кулачком о кулачок.

Поднимают руки вверх.

Опускают руки на плечи.

Загибают пальцы левой руки соответственно тексту

«Пальчик Петя»

Жил-был пальчик Петя

Вышел пальчик к детям

-Есть у вас шалуны?

Есть у вас драчуны?

-Нет у нас шалунов,

Нет у нас драчунов.

Смотри, какие малыши!

Лучше с ними попляши!

Тут собачка прибежала,

Всех ребяток испугала!

Пальцы спрятались в кулак,

Собачке не найти никак.

Кулачки тут застучали

И собачку вмиг прогнали!

Снова пляшут пальчики

У девочек и мальчиков.

Тут лисичка прибежала,

Всех ребяток испугала!

Пальцы спрятались в кулак,

Лисичке не найти никак.

Кулачки тут застучали

И лисичку вмиг прогнали!

Снова пляшут пальчики

У девочек и мальчиков.

Пальчики играли,

Пальчики устали.

Вместе собрались

И под щечку улеглись.

Воспитатель показывает палец с надетым на него шариком.

Дети качают пальцами влево - вправо.

Пальчики «пляшут» - движение кистями рук «фонарики».

Воспитатель показывает пальцами собачку.

Дети сжимают пальцы в кулаки.

Стучат одним кулачком о другой,

«Фонарики».

Воспитатель показывает пальцами лисичку.

Дети сжимают пальцы в кулаки.

Стучат одним кулачком о другой.

«Фонарики».

Мягкие движения кистями рук.

Соединяют ладошки вместе и кладут их под щеку.

Автор: Курочкина Ирина Александровна

pedportal.net

Сборник пальчиковой гимнастики для второй младшей группы

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем

машинку».)

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)

Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

Пальчиковая гимнастика «Ягоды»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить

каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с

него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной

ладошкой.)

Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках

«убегают» как можно дальше.)

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки

показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Здравствуй, лес, (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и

«опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –

«помешиваем чай».)

Пальчиковая гимнастика «Овощи - фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.

И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру

ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку. (Смена рук.)

Пальчиковая гимнастика «Обувь»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец

придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

Пальчиковая гимнастика «Продукты питания»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили (Прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи – (Обе ладони разворачивают вверх.)

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно! (Гладят животы.)

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши. (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим… (Рука за ухом.)

Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

- Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)

Пальчиковая гимнастика «Части тела»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

У меня есть голова, (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Вот, убрав царапки, («Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет

ушки.)

Пальчиковая гимнастика «Детёныши домашних животных»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Побежали вдоль реки (Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола от

себя к краю. Повторяют несколько раз.)

Котята наперегонки.

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные наших лесов»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу

друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они. (Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

Пальчиковая гимнастика «Детёныши диких животных»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок (Вращают большим пальцем.)

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

Пальчиковая гимнастика «Домашние и дикие животные»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Зайка – ушки на макушке – (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)

Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.)

Рыжехвостая лиса.

Пальчиковая гимнастика «День Защитника Отечества»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Илья Муромец – (Приосаниться.)

Добрый молодец. (Показать бицепсы.)

Зорко в даль глядит (Рука козырьком.)

Да врагов разит. («Бросить копьё».)

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные жарких стран»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Хобот носит только он – (Рукой плавно двигаем перед собой – изображаем хобот.)

Лопоухий серый слон. (Приставляем руки к ушам.)

Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут. (Погрозили пальчиком.)

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы и их детёныши»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Есть у курицы цыплёнок, (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши – (Перебирают пальцы по очереди.)

Все красивы, хороши.

Пальчиковая гимнастика «Дикие птицы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Дятел дерево долбит: (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком

стучите о неё.)

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит (Смена рук.)

Стук-стук-стук.

Пальчиковая гимнастика «Наш дом»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Этот дом – одноэтажный. (Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.)

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

Пальчиковая гимнастика «Мебель»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

На кроватке мы поспали, (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

Пальчиковая гимнастика «Весна»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Капают капели.

Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Мы пошли гулять на луг, («Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.)

А по лугу ползал жук! (Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.)

Пальчиковая гимнастика «Лето»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Солнцем ласковым согрето, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)

И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Ромашки белые цветки – (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

Считать ромашки лепестки.

Пальчиковая гимнастика «Космос»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Утро – солнце всходит. (Поднимаем растопыренную ладошку.)

Ночь – луна приходит. (Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».)

infourok.ru


Смотрите также