Программа индивидуального развития одаренного ребенка. План сопровождения ребенка имеющего признаки одаренности в рисовании


Программа «Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста с признаками одаренности»

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 «Родничок» Ярославского муниципального района

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста с признаками одаренности

2015 г.

Ф.И.ребенка: _____________________________________________________________

Возраст: ___________

Вид одаренности: интеллектуальная, творческая.

Формы работы: индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогом - психологом, театрализованная деятельность.

Участники сопровождения: педагоги и специалисты МДОУ, родители ребенка.

Характеристика на ребенка

В ходе экспертной оценки ребенка воспитателями, у девочки отмечен высокий уровень развития интеллектуальных и творческих способностей (музыкальных, изобразительных), а также хорошо развитые физические качества.

На занятиях девочка, часто отвлекается, мешает другим, может заниматься посторонними делами, но при этом хорошо ориентируется в происходящем и отвечает на заданные вопросы. Ребенок активно участвует в мероприятиях детского сада: конкурсах, фестивалях, играет главные роли в театрализованных постановках, солирует при исполнении музыкальных произведений.

Вне образовательной деятельности девочка очень активная, подвижная, часто создает конфликтные ситуации, общаясь со сверстниками, спорит с воспитателями. При этом быстро устает от шумной обстановки и коллектива и ищет место для уединения.

По итогам углубленной психологической диагностики, можно говорить о высоком уровне интеллектуального развития, особенно о его вербальной составляющей. У девочки хороший словарный запас, высокий уровень осведомленности, понятливости, хорошо выстраивает причинно - следственные связи. У ребенка отмечен высокий уровень познавательной потребности, и творческого мышления. В методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дъяченко девочка не только сделала качественные рисунки, но и дала каждому из них оригинальное название. В ходе социометрического эксперимента был выявлен низкий статус ребенка в коллективе сверстников (один положительный выбор и множество отрицательных).

Вывод: полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о высоком уровне развития интеллектуальных и творческих способностей, а так же о низком уровне коммуникативной компетентности и навыков саморегуляции. Дальнейшая работа с ребенком будет направлена на гармонизацию ее личностного развития.

Цель: создание условий для гармонизации личностного развития ребенка.

Задачи:

Активизации и актуализация интеллектуальных и творческих способностей ребенка;

Развитие коммуникативных способностей, навыков сотрудничества, конструктивного решения конфликтов;

Развитие навыков саморегуляции.

    Планируемый результат:

    У ребенка повысился уровень развития интеллектуальных и творческих способностей.

    Повысился уровень коммуникативной компетентности, ребенок применяет навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в повседневной жизни, конструктивно разрешает возникающие конфликтные ситуации, повысился социометрический статус в группе сверстников.

    Повысился уровень развития навыков саморегуляции и произвольности.

      Организация работы: получение образования (программа обучения) - Основная образовательная программа МДОУ № 42 «Родничок» ЯМР спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Кроме того, учтены концептуальные положения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вариативной комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальной программы развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» Колесниковой Е.В., методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Фешиной Е.В., книги для педагогов «Перворобот LEGO WeDo» Марио Хьйорт Фолькманн, парциальной образовательной программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» авторов И. Каплуновой и И. Новоскольцевой.

      Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

      План психолого – педагогического сопровождения

      Содержание работы

      Форма работы

      Сроки

      Ответственные

      Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

      Исследование психических процессов(память, восприятие, внимание, мышление)

      Наблюдение

      Изучение продуктов деятельности

      Психологическое тестирование

      Сентябрь

      Декабрь

      Май

      Педагог - психолог

      Педагоги

      Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность)

      Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)

      Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)

      Диагностика творческих способностей

      Взаимодействие с педагогами

      Информирование о результатах диагностических исследований

      Беседы

      Консультации

      1 раз в квартал

      Педагог- психолог

      Педагоги

      Старший воспитатель

      Консультирование педагогов на тему:

      «Создание портфолио успеха ребенка с признаками одаренности».

      Семинар - практикум "Одаренный ребенок: создание условий для развития его способностей".

      «Игры и упражнения

      На развитие творческих способностей»

      Беседы

      Консультации Семинары - практикумы

      В течение года

      Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей:

      Разработка схем РППС, обогащение центров играми и пособиями, материалами для творчества.

      организация участия в конкурсах и др. мероприятиях

       

      Оформление и пополнение портфолио успеха.

       

      1 раз в месяц

      Педагоги

      Взаимодействие с семьей

      Психолого- педагогическое просвещение родителей:

      «Одаренный малыш или как развить в ребенке талант».

      «Как научит ребенка общаться без конфликтов».

      Беседы

      Консультации

      По мере необходимости

      Старший воспитатель

      Педагог - психолог

      Поддержание интереса ребёнка, поощрение.

      Родители

      Создание дома условий для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

      Родители

      Работа с портфолио успеха.

      Родители

      Организация участия в конкурсах и др. мероприятиях, выполнение совместных работ.

      Познавательный досуг

      Родители

      Педагоги

      Посещение музеев, выставок, театров.

      Родители

      Театрализованная деятельность

      Осеннее развлечение. Новогодний утренник. Утренник посвященный Международному Женскому Дню.

      Спектакли: "Волки и козлята", "Мешок яблок".

      Музыкальные занятия Беседы

      Просмотр видеофильмов

      В течение года

      Педагоги

      Музыкальный руководитель

      Участие в творческих конкурсах

      Творческая мастерская

      По мере

      возможности и желания ребенка

       

      Психолого-педагогическая поддержка

      Подгрупповые занятия по программе эмоционального развития детей дошкольного возраста "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь" Крюкова С.В., Слободяник Н.П.

      Игры

      Упражнения

      Беседы

      Согласно расписания занятий

      Педагог- психолог

      Выполнение заданий и упражнений на развитие творческого мышления и воображения.

      Дивергентные задания ТРИЗ

      Педагог- психолог Педагоги

      Оценка промежуточных результатов

      Содержание работы

      Критерии оценки

      Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

      - Результаты диагностики

      Взаимодействие с педагогами

      Психолого-педагогическая компетентность педагогов

      Создание предметно-пространственной среды для развития интеллектуальных и творческих способностей ребёнка

      Создание и пополнение портфолио.

      Взаимодействие с семьёй

      Психолого-педагогическая компетентность родителей

      Создание и пополнение портфолио.

      Театрализованная деятельность

      Участие в театрализованных постановках

      Участие в конкурсах

      Индивидуальная работа психолого- педагогического сопровождения

      Положительное эмоциональное состояние ребенка

      Развитие навыков саморегуляции

      Развитие коммуникативной компетентности и навыков сотрудничества.

      Срок реализации индивидуальной программы развития 2015-2016 уч.г.

      Подпись родителей _______________________________________

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      План работы с одаренными

      Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в МБОУ «СОШ №11».

      Аннотация: На современном этапе функционирования системы работы с одарёнными детьми стало понятным, что ребенок, проявляющий незаурядные способности, демонстрирующий выдающиеся результаты в определенной области знаний, нуждается в специальных условиях своего дальнейшего развития. Данные условия должны быть направлены на удовлетворение особых образовательных потребностей, связанных с углубленной предметной подготовкой, а также сопровождением личностного развития одаренного ребенка.

      Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В “Концепции модернизации российского образования” отмечается, что важной задачей системы образования является “формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи”. Несмотря на активную позицию государства, в этом вопросе, невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные учебные заведения, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях. Значит, создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми – это одна из важнейших задач в настоящее время.

      Обществу нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути социально-экономического и политического развития страны. В настоящее время общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.

      Направления работы

      Реализация важнейшей цели по созданию интеллектуальной элиты страны предполагает проработку как организационных, так и теоретических ее сторон. Теоретический аспект проблемы требует в первую очередь уточнения ее понятийного аппарата, поскольку то, как раскрывается понятие одаренности, определяется применение методов её идентификации и соответствующих форм работы с одаренными детьми.

      В процессе изучения проблемы одарённости исследователи стали рассматривать различные её виды. Согласно современным концепциям, одарённость представляет собой класс специальных проявлений. Потому различают творческую, академическую, социальную, художественную, музыкальную, интеллектуальную, литературную, психоматорную одарённость. Кроме того, существует понятие общей одарённости, в основе развития которой лежат общие интеллектуальные способности, или способности, появляющиеся сразу в нескольких областях деятельности. (

      Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

      Одаренность общая – высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общая одарённость является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор.

      Интеллект – совокупность способностей, которые характеризуют уровень и качество мыслительных процессов личности.

      Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда, выдающимся достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

      В настоящее время понятие "способности" является одним из наиболее широко используемых психологических понятий в сфере образования, и прежде всего образования инновационного. Однако при этом возникла существенная сложность с применением данного понятия, которое стало интерпретироваться по принципу "все или ничего". С одной стороны, к способностям стало относиться всё: вся сфера возможностей ребенка, проявлений его индивидуальности, творческого потенциала и пр. С другой стороны, понятие способностей стало перекрываться другими психологическими понятиями, такими, как уровень интеллектуального развития, уровень развития творческого мышления, индивидуальные особенности умственного развития, превращаясь тем самым в ничто, теряя свое собственное психологическое содержание.

      Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают понятиями “талант” и “гений”.

      Талант – высокий уровень способностей личности и определенной деятельности, её одаренности, когда они достигают уровня черт характера.

      Гениальность – высшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей сфере деятельности.

      С одарёнными детьми должны работать подготовленные учителя. Это люди, которые обладают определёнными педагогическими способностями, знаниями, умениями, устойчивой психикой, терпением, высокой степенью интеллектуального развития и т.д.

      Н. Д. Ливитов под педагогическими способностями понимал ряд качеств, имеющих отношение к различным сторонам личности учителя, являющихся условиями успешного выполнения педагогической деятельности. Именно:

      1. Способности к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;

      2. Способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;

      3. Самостоятельный и творческий склад мышления;

      4. Находчивость или быстрая и точная ориентировка;

      Организаторские способности, необходимые как для обеспечения системы работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

      Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.

      Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. К каждому ученику – индивидуальный подход, миниминизирующий риски для здоровья в процессе обучения   

      Модель работы с одарёнными детьми включает в себя следующие направления:

      1. Координационное .2. Диагностическое.3. Кадровое.4. Развивающее.5. Информационное.

      Координационное направление:

      – Организация работы педагогического коллектива.– Обеспечение нормативно – правовой базы.– Организация предметных кружков и клубов по интересам.– Ресурсное обеспечение.– Контроль и анализ деятельности.– Формирование банка данных “одарённых детей”.

      Диагностическое направление:

      – Формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей.– Проведение диагностики учащихся.– Создание банка данных “одарённых детей”.– Создание системы психологического сопровождения одарённых детей.

      Кадровое направление:

      – Повышение квалификации педагогов. – Повышение мотивации и компетенций педагогов (оказание методической помощи педагогам).

      Развивающее направление:

      – Создание образовательной среды для развития одарённых детей.– Организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов.– Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.– Использование системы информационно – коммуникационных технологий.

      Информационное направление:

      – Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (реклама, создание интернет-сайта, выпуск стенгазет).– Организация работы библиотеки.

      Формы работы:

      • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

      • дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;

      • участие в олимпиадах различного уровня;

      • проектная деятельность учащихся;

      • посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий, клубов по интересам;

      • работа НОУиУ;

      • конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;

      • создание детских и учительских портфолио.

      Оценка результативности

      Критерии

      Показатели

      1

      Создание банка данных “Одарённые дети”

      Наличие списков учащихся с различными типами одарённости, по результатам психологического тестирования и педагогического наблюдения учителей.

      2

      Создание портфолио каждого ребёнка из банка данных “Одарённые дети”

       Повышение активности участия учащихся в различных конкурсах и как результат, увеличение числа наград.

      3

      Разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей;

      Наличие:

      • программы психолого-педагогической поддержки одарённых учеников и педагогов;

      • программ работы НОУиУ, кружков, клубов по интересам и т.д.

      4

      Создание системы взаимодействия с родителями учащихся, внесённых в банк “Одарённых детей”;

      Наличие программы работы с родителями детей из банка данных “Одарённые дети”.

      5

      Конкурентоспособность одарённых учащихся.

      Увеличение числа учащихся, участвующих в смотрах, олимпиадах, конкурсах.

      Программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей в МБОУ «СОШ №11» на 2014-2015 уч.г.

      Цель:

      1. Научно - психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса на основе современных психолого-педагогических технологий развития личности одаренного учащегося.

      2. Создание условий для выявления, развития и сопровождения, одаренного ребенка, реализации их потенциальных способностей, социализация и формирование целеполагания одаренного школьника на разных этапах его обучения и развития.

      3. Обучение новым педагогическим технологиям по сопровождению одаренных, через методическую работу с педагогическим коллективом (семинары, практикумы, заседания МО).

      Психолого-педагогическое сопровождение в работе с педагогами

       

      Мероприятие

      1.

      Организация проблемного семинара «Одаренные дети, выявление, обучение, развитие»

      2.

      Консультации для классных руководителей по выявлению познавательной и творческой одаренности учащихся, уточнение «банка данных» одаренных детей.

      3.

      Консультационно-методическая работа по сопровождению и созданию образовательного маршрута для одаренных детей

      4.

      Педсовет «Мониторинг качества образовательной среды»

      «Психологический анализ современного урока»

      5.

      МО учителей «Критерии оценки труда учителя по повышению качества знаний и воспитанию нравственности учащихся»

      6.

      МО учителей начальных классов «Формирование учебной мотивации на уроках в школе» Консультации для педагогов по итогам диагностик, коррекция «банка данных».

      Психолого-педагогическое сопровождение в работе с родителями

       

      Мероприятие

       

      Сроки

      Ответствен-ные

      1.

      Консультации для родителей «Если ваш ребенок одарен»

      Сентябрь

      Психолог

       

      2.

      Согласование образовательного маршрута с родителями учащихся.

      Октябрь

      Педагог

      3.

      Информационно-психологическая брошюра «Режимные моменты в жизни школьника»

      Ноябрь

      Психолог 

      4.

      Консультация для родителей. Рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся.

      Январь

      Психолог

      5.

      Методический вестник «Одаренный ребенок в школе»

      Март

      Психолог

      6.

      Групповые консультации по итогам комплексных диагностик Родительские собрания «Готовимся к конкурсным испытаниям» (для родителей 4 классов)РС «Формирование учебной мотивации» (2 классы)

      Апрель - май

      Психолог

      Психолого-педагогическое сопровождение в работе с одаренными детьми

        

      Мероприятия

      Сроки

      Ответственные

      1.

      Создание и уточнение «базы данных» с учетом академических достижений, творческих способностей учащихся, результатов школьных олимпиад.

      СентябрьОктябрь

      Педагог-психолог

      2.

      Согласование образовательного маршрута с учащимся

      Октябрь

      Руководитель МО, педагог-психолог

      3.

      Изучение уровня воспитанности учащихся

      Октябрь

      Март

      Классный руководитель, педагог-психолог

      4.

      Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися.

      В течение года

      Психолог, зам. директора.

      5.

      Групповые развивающие занятия по развитию креативности

      ДекабрьАпрель

      Педагог- Психолог

      6.

      1.Изучение мотивационно-потребностной сферы одаренного ребенка

      2. Углубленное изучение личностных особенностей.

      Апрель

      Педагог-Психолог

      7.

      Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования межличностных отношений.

      Анкетирование по вопросам здоровьесбережения

      Март

      Педагог-Психолог

      8.

      Привлечение к участию в общешкольных мероприятиях, концертах, соревнованиях учащихся с разными видами одаренности

      В течение года

      Педагог- организатор, учитель физ. воспит.

      9.

      Привлечение к участию в конкурсах, предметных олимпиадах.

      В течение года

      Зам. директора, педагог-психолог, педагоги

      10.

      Контроль за учебно-физической нагрузкой, рациональным использованием свободного времени

      В течение года

      Зам. директора классные руководители

      infourok.ru

      Программа индивидуального развития одаренного ребенка

      МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 РАБОЧЕГО ПОСЁЛКА ХОР МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

      ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

      Воспитанницы Фатеевой Марии. Группы "Солнышко"

      МБДОУ "детский сад№1 Дюймовочка "

      «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»

      Составила:

      Воспитатель: Завьялова Елена

      Александровна.

      Р.п.Хор

      2017г.

      1.Пояснительная записка

      Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

      Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система воспитательно - образовательного процесса в ДОУ не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Воспитательный процесс в детском саду предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

      Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются.

      Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.

      Концепция программы

      Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ.

      Одаренные дети:

      -имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

      -имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

      -испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

      Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

      -Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

      -Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

      -Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

      -Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

      -Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

      Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

      -принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

      -принцип возрастания роли дополнительного образования;

      -принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

      -принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя;

      Формы работы с одаренными детьми:

      -групповые занятия с одаренными детьми;

      -конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры;

      -работа по индивидуальным планам;

      -исследовательская деятельность.

      В группе 28 детей: 18 мальчиков, 10девочек. За время совместной деятельности утвердилась положительная динамика развития дошкольного коллектива. Каждый ребенок чувствует себя полноценным членом данного коллектива.

      У большинства детей сформирован познавательный интерес к образовательной деятельности. Чтобы прояснить создавшуюся ситуацию, провела педагогическую диагностику состояния образовательного процесса в группе. Составила индивидуальные карты развития каждого ребенка.

      2.Сведения о ребенке.

      Маша Фатеева 6 лет – очень активна на НОД и всегда чем-либо занята. Она стремится работать больше других, посещает кружки в ДОУ.

      Поэтому нужно раскрыть ее индивидуальные особенности, создать условия для самоопределения и самореализации? Задача воспитателя – выявить одаренного воспитанника, помочь рождению индивидуальности, помочь развитию его способностей. Ведь одаренность - есть существенное богатство для каждой страны и каждого общества в любую историческую эпоху. Одаренность – это общественное достояние, талантливые люди влияют на развитие и характер общества в целом.

      Данная программа направлена для развития, поддержки одарённого ребёнка.

       Цель программы: создать необходимые условия для развития детской одарённости.

      Задачи:

      Привитие навыков к физическим упражнениям.

      Фатеева Маша – ребенок с высокими творческими способностями и неординарным мышлением. На занятиях в детском саду Маша с увлечением постигает все новое и неизвестное, проявляя неугасающий интерес к изобразительной деятельности. В своих творческих художественных работах она проявляет фантазию. Ее работы отличаются высоким качеством и разнообразием в соответствии с возрастом (рисунки, поделки).

      На основании выдающихся способностей воспитанницы нами был составлен план индивидуальной работы, направленный на развитие этих качеств, повышение уровня индивидуальных достижений в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у Маши есть способности и к которым она проявляет интерес.

      План работы на 2016-2017 уч. г.

      3. Социальная характеристика семьи.

       Мать –Фатеева Марья Юрьевна

       Отец –Фатеев Сергей Анатольевич

       Степень участия в воспитании: большую роль в воспитании ребёнка играет участие мамы и папы

       Условия проживания, условия быта  - семья из трех человек проживает в отдельной квартире. Есть отдельная комната. Созданы все условия для полноценного развития ребёнка.

      Запрос родителей

      Интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие ребёнка. Дополнительные занятия в кружках «Софе-Дансе», «Ладошки», студии «Добрые соседи».

                      

      4. Долгосрочная цель сопровождения

      Формирование у ребёнка успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности.

      Задачи:

              Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей мальчика и поддержки его сильных сторон личности.

              Развивать творческие способности ребёнка в художественной деятельности.

              Повысить самооценку, уверенность в себе.

      Возможные риски:

      Высокая загруженность ребёнка в кружках

      Группа сопровождения:

      Родители: мама, папа

      Педагоги: педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель.

      Координатор (Ф.И.О):

      Воспитатель группы Завьялова Елена Александровна

                         

      5. Организация работы(примерный перечень содержания работы с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)

       Получение образования (программа обучения) Основная образовательная программа  дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Дюймовочка»,  с учетом  примерной  образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией В.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. 

      План психолого – педагогического сопровождения:

      Содержание работы

      Форма

      работы

      Сроки

      Ответственные

      Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

      Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание)

      Наблюдения

      Тесты

      Диагностики

      Сентябрь

      Декабрь

      Май

      Педагог - психолог

      Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность)

      Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)

      Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)

      Диагностика художественно-эстетического развития

       

       

      Музыкальный руководитель

      Взаимодействие с педагогами

      Информирование о результатах диагностических исследований

      Беседы

      Индивидуальные беседы

      Консультации

       

      1 раз в квартал

      Педагог-психолог

      Консультирование педагогов на тему

      «Художественный материал для развития памяти, мышления, речи»

      «Игры и упражнения на развитие творческих способностей»

      «Создание творческих проектов»

      1 раз в квартал

      Музыкальный руководитель

       

       

       

       

      Создание условий для развития художественно-творческих способностей:

      -наполнение центра творчества художественными материалами

       -участие в конкурсах

      Октябрь-ноябрь

      Педагог-психолог

      Воспитатель

      Оформление и пополнение портфолио

      1 раз в месяц

      Воспитатель

      Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей

      Психолого-педагогическое просвещение родителей

      «Как развивать уверенность»

      «Словесные формы позитивной оценки действий ребёнка»

      Беседы

      Консультации

      По мере необходимости

      Воспитатель

      Педагог - психолог

      Поддержание интереса ребёнка, поощрение.

      Родители

      Создание дома индивидуальных условий для творчества.

      Родители

      Работа с портфолио.

      Родители

      Помощь в подготовке к конкурсам, при заучивании ролей.

      Выставка

      Родители музыкальный руководитель

      Посещение выставок в городском музее

       

      Родители

      Воспитатель

      Создание творческих проектов

      «Мир в твоём окне»

      «Комната души»

       

       

      Совместная

      деятельность

      Декабрь

      Апрель

      Воспитатель

      Родители

      Музыкальный руководитель

      Художественная деятельность

      «О, Александре, святый княже!»

      «Лицейские годы Пушкина»

       

       

      Занятие - путешествие

      Беседы

      Просмотр видеофильмов

      Октябрь

      Ноябрь

      Февраль

       

       

       

      Музыкальный руководитель 

       

       

       

       

      Воспитатель

      Изготовление открыток к праздникам

      «Новый год»

      «День Защитников Отечества»

      «Международный женский день»

      «День победы»

      Творческое

      задание

      Декабрь

      Февраль

      Март

      Апрель

      Участие в творческих конкурсах

       

      Творческая

      мастерская

      По мере желания ребёнка

      Творческие задания

      «Тёплый - холодный»

      «Два ковра»

      «Несуществующее животное»

      «Нарисуй музыку»

      «Ожившие предметы»

      Игры

      Упражнения

      ТРИЗ

      1 раз в месяц

      Психолого-педагогическая поддержка

      Развитие позитивной самоидентификации

      Игры

      Упражнения

      Беседы

      2 раза в месяц

       

      Педагог-психолог

      Воспитатель

      Дивергентные задания

      Упражнения

      2 раза в месяц

      Работа по программе

      «Я - ученик!»

       

      Совместная

       деятельность

      с педагогами и сверстниками

       

      2 раза в месяц

      Дополнительное образование

      «Софе-Дансе»

      Студия

      1 раз в неделю

      Музыкальный руководитель

      «Ладошки»

      Кружок

      2 раза в неделю

      Воспитатель

      «Добрые соседи»

      2 раза в неделю

      Педагог по дополнительному образованию

      Взаимодействие с социальными партнёрами

      Посещение выставок, открытых мероприятий, музей

      Экскурсии

      Беседы

      1 раз в квартал

      воспитатель

       

      6.    Оценка промежуточных результатов:

      Критерии

      оценки

       

      Постановка

      дальнейших

      целей и задач

      Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

      -Результаты диагностики

       

      Взаимодействие с педагогами

      -Психолого-педагогическая компетентность педагогов

      -Создание предметно-пространственной  среды для развития творческих способностей ребёнка

      -Пополнение портфолио

       

      Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей

      -Психолого-педагогическая компетентность родителей

      -Создание портфолио

       

      Художественная деятельность

      -Участие в конкурсах

      -Победитель конкурса

       

      Индивидуальная работа психолого-педагогического сопровождения

      -Положительное эмоциональное состояние ребёнка

      -Развитие саморегуляции

      -Формирование предпосылок коммуникативных действий

       

      Дополнительное образование

      -Уровень развития творческих способностей

       

      Взаимодействие с социальными партнёрами

      -Посещение выставок и открытых мероприятий

       

            

      7. Расписание занятий специалистами по индивидуальному маршруту

      Фамилия, имя ребёнка  Фатеева Мария

      Группа   подготовительная к школе группа «Солнышко»

      Специа

      листы

      Понедель

      ник

      Втор

      ник

      Среда

      Четверг

      Пятница

      Педагог-психолог

       

       

       

      10.00-10.30

      Индивидуальная

      работа

      13.00-14.00

      Взаимодействие с педагогами

      16.30-17.30

      Взаимодействие

      с семьёй

      Воспитатель

      13.00-14.00

      Взаимодействие с педагогами

      16.30-17.00

      Кружок «Ладошки»

      16.00-17.00

      Взаимодействие с семьёй

      11.00-11.30

      Индивидуальная

      работа

       

      16.30-17.00

      Кружок

      «Ладошки»

       

      Музыкальный руководитель

       

       

       

      16.30-17.00

      Студия «Софе-Дансе» 

      Педагог по дополнительному образованию

       

      11.00-11.30

      Кружок

      «Добрые соседи»

       

       

      11.00-11.30

      Кружок

      «Добрые соседи»

      Воспитатель

      Работа ведётся систематически и отражается в календарном плане

       воспитательно-образовательной работе

           Срок реализации индивидуальной программы развития  2016-2017уч.г.

                                                           

               Подпись родителей _____________________

      Библиографический список.

      1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2014.

      2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.,Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта»,2014.

      3. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2010.

      4. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 2011. М..

      5. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 2012.

      6. Психология одаренности детей и подростков //под редакцией Н.С.Лейтеса. 2014. М.

      7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2014. Москва.

      8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 2014. Ярославль.

      infourok.ru


      Смотрите также