/ Билет / билет №12 / пособия для учителей. Пособие для учителей по рисованию


пособия для учителей

Развитию рисования как учебного предмета и методики его преподавания во многом содействовал президент Академии художеств А. Н. Оленин (1763—1843). Это был образованнейший человек своего времени, большой знаток не только живописи, скульптуры и архитектуры, но и музыки, литературы. Характеризуя деятельность Оленина, Н. Молева и Э. Белютин пишут: «Личные вкусы и убеждения нового президента, совпадая отчасти и с общими взглядами правительства, обусловли­вали особую активность Оленина в проведении отдельных официальных установок в отношении искусства. В то же время, будучи незаурядным организатором и хорошо разбираясь в вопросах методики преподавания и построения учебного процесса, Оленин немало сделал для укрепления Академии и дальнейшего развития ее педагогической системы. Его прямой заслугой было полное переоборудование академических классов и мастерских сообразно с требованиями современной методики, улучшение постановки преподавания ряда общеобразовательных, и специальных дисциплин, как, например, перспективы и анатомии, и, наконец, участие в пересмотре методики обучения рисунку, живописи и перспективы, который производился передовыми педагогами Академии на новой научной основе»i[5].

Особое внимание Оленин обратил на теоретическую подготовку молодых художников. Понимая, что практика без теории слепа, Оленин мечтает создать ряд учебников для художников, в которых всесторонне освещались бы вопросы искусства. С этой целью Оленин разрабатывает проспекты этих учебников: «Опыт полного курса правил рисования и анатомии для питомцев Императорской Академии художеств», «Курсы теории и начальной практики в подражательных искусствах», «Курсы теории архитектуры и строительного искусства», «Курсы обычаев древних, средних и новейших народов». Одновременно с этим он стал подбирать и авторский коллектив для разработки этих пособий. Для создания «Опыта полного курса правил рисования и анатомии» Оленину удалось привлечь к работе замечательного художника-педагога В. К. Шебуеваii[6].

А. Н. Оленину принадлежит заслуга в реорганизации учебно-воспитательной работы в академии. В целях повышения качества творческо-композиционной работы для воспитанников академии Оленин организует класс манекенов, «...где манекенов в человеческий рост одевали в римский и греческий костюмы; здесь находились также греческие шлемы и латы, сделанные из латуни, туники — греческая, римская, египетская и многие другие вещи»iii[7].

Оленин старался улучшить условия работы в рисовальных классах и снабдить необходимыми материалами: «В натурном классе до него рисовали красным карандашом, что было крайне неудобно, так как от малейшей ошибки оставалось пятно. Алексей Николаевич подметил это неудобство и вместо красного ввел олонецкий карандаш — это был превосходный графит без глянца. К тому же карандашей, равно как и бумаги, весьма неудобной для рисования, отпускалось недостаточно, да и то с трудом; резинка выдавалась только архитекторам, а живописцы должны были стирать ошибки куском калача. При Оленине все эти неудобства были устранены, взамен прежней бумаги введена ольхинская бумага толстая, вроде нынешней английской Ватмана»iv[8].

С первых же дней своей педагогической деятельности в академии Шебуев взялся за составление руководства по антропометрии. А. Андреев писал: «Кроме примера и уроков его, он увековечил свое имя изданием и составлением обширного курса антропометрии, или практической художественной анатомии, руководства, приспособленного к современному состоянию науки, чего совершенно недоставало для наших молодых художников»v[14].

Шебуев понимал, что для правильного изображения фигуры человека необходимо хорошо знать ее строение. Рассматривая рисование как учебный предмет, Шебуев считал, что каждое положение рисунка должно быть научно обосновано. Этой работе он посвятил всю свою жизнь.

В 1812 году Шебуев был назначен преподавателем рисования во всех воспитательных заведениях Санкт-Петербурга и получил звание профессора. В этот период он стал особенно интересоваться педагогическими проблемами и вопросами мето­дики преподавания. Будучи противником метода пассивного обучения рисунку по образцам, он по предложению А. Н. Оленина взялся за составление «Полного курса правил рисования и анатомии для воспитанников Академии художеств». В 1822 году Шебуев закончил свой труд. В одном из документов архива Академии художеств читаем: «...приготовляем к изданию предпринятое им (Шебуевым. — Н. Р.) весьма важное классическое творение, содержащее курс рисования тела человеческого и курс анатомии для художников. Творение сие, которому, по обширности его предположения, еще нет подобного ни у одного народа, будет самым прочным памятником для сего художника»vi[15]. Об этом писал в 1823 году и «Журнал изящных искусств»: «Профессор Шебуев составил опыт о размере, образований и анатомии человеческого тела. Рисунки его с натуры костей и мускулов превосходят все, что было создано доселе в чужих краях»vii[16].

Будучи загружен самой различной работой, Шебуев так и не успел при жизни издать свой курс рисования. 17 июня 1855 года он скончался. Чтобы увековечить имя Шебуева, академия решила выпустить в свет «Курс рисования», составленный им. Но труд этот так и не был издан. Денег на издание учебника казна не отпустила.

Следует отметить, что свою работу Шебуев переделывал три раза. Курс правил рисования содержал 150 рисунков. Некоторые рисунки, например голова, кисти рук и следки ног, были даны в натуральную величину. Все это было приведено в строгую систему. После Шебуева уже никто не взял на себя труд составить что-либо подобное. Даже такой замечательный педагог, как П. П. Чистяков, и тот не решился изложить свои мысли в систематизированном виде.

Работая в архивах, автору этого пособия удалось собрать материал, который дает возможность ознакомить читателя с содержанием учебника Шебуева. Учебник состоял из четырех книг. На титульном листе первой книги был изображен наставник, указывающий рукой на рисунок, и около него три мальчика (рис. 45).

Изучение рисунка начинается с линий и плоскостей, затем идут тела «в прямом их виде». После этого начинающие художники знакомятся с основами перспективы и изображением предметов в перспективных ракурсах.

Здесь Шебуевым предложена своя методика рисования, возможно основанная на системе «поверочного рисования». Об этом мы узнаем по кратким упоминаниям П. П. Чистякова. Видимо, эта методическая проблема волновала Шебуева так же глубоко, как и методы раскрытия законов антропометрии, и П. П. Чистяков об этом знал: «— А все-таки система поверочного рисования, о которой хлопотал Леонардо да Винчи и которую старался разрешить наш Шебуев, система, где научная картинная плоскость применяется как посредник между рисующим и предметом, который он рисует, система, которая относительно справедливости ставит гения из гениев на одну доску с начинающим учеником, выдумана и приведена в ясность, без заимствования с иностранного истинно русским человеком»viii[17]. После рисования простых предметов ученик переходил к рисованию гипсовых голов. Изучение головы начинается с анализа деталей — глаз, носа, уха, губ, где раскрывается конструктивная основа формы и пропорции. Затем изучается конструктивная основа головы, костяк и пропорции

В третьей части, «Полный размер тела человеческого», рассматривается рисование фигуры человека. Вначале даются сведения о пропорциях, затем об анатомическом строении мужской и женской фигур, затем «размеры разных возрастов» и «немеханическое движение членов в теле человеческом».

Четвертая часть содержит методические советы, как надо работать с натуры, как применять знание законов перспективы и пластической анатомии в рисунке.

Девяносто рисунков Шебуев сам перевел в гравюру на меди. При большой педагогической работе Шебуев не прерывал и своей творческой работы. В этом отношении он служит блестящим примером художника-педагога.

Метод преподавания рисования, предложенный Сапожниковым, произвел переворот в учебно-воспитательной работе. Обучение рисованию во всех общеобразовательных учебных заведениях до выхода пособия Сапожникова проходило исключительно по книге Прейслера, причем царило сплошное копирование с оригиналов. Рисованию с натуры почти не уделялось внимания, а над методом раскрытия отдельных положений реалистического рисунка никто серьезно не задумывался.

Сапожников указывал, что лучшим средством помочь ученику правильно построить изображение формы какого-либо предмета является метод ее упрощения в начальной стадии рисования. Вначале ученик должен определить геометрическую основу формы предмета, а затем уже переходить к уточнению. «Одним из таких способов является способ разложения любого из видимых предметов на простейшие геометрические фигуры, каковы треугольники, четырехугольники и тому подобное, — писал Сапожников. — Нет животного, птицы, насекомого, цветка, растения, формы которых в общем не могли быть окованы сказан­ными фигурами; нет почти случая, где фигуры эти не послужили бы остовом для описания около последнего подробностей контура данного предмета»ix[30].

Новый метод, предложенный Сапожниковым, нашел самое широкое распространение не только в общеобразовательных школах, но и в специальных художественных учебных заведениях. Успех нового метода преподавания объяснялся тем, что он наглядно и просто раскрывал самые сложные моменты анализа формы предмета при помощи наглядных средств.

Положительные моменты методики преподавания А. П. Сапожникова не потеряли своей значимости и в наше время.

«Курс рисования» Сапожников начинает со знакомства с различными линиями, затем углами, после чего идет освоение различных фигур. Прежде чем приступить к рисованию объемных предметов, Сапожников предлагает продемонстрировать учащимся с помощью специальных моделей законы перспективы, опять начиная с линий, затем переходя к различным поверхностям и, наконец, к геометрическим телам.

Законы распределения света на поверхности формы предметов Сапожников также объяснял с помощью наглядных методических пособий. Это белые, согнутые различным образом картонки, а также картонки, поставленные в различных положениях по отношению к падающему свету, служащие для на­блюдения света, тени, полутени, рефлексов и падающих теней. Освещение круглых тел объясняется точно так же, как и многогранных. Рисующий представляет себе для этого только грани, постепенно все уменьшающиеся по своей ширине до тех пор, пока они не сольются в одну поверхность.

Заканчивалась первая часть «Курса...» рисованием головы человека.

Вторая часть «Курса...» посвящена рисованию человеческой фигуры, а также некоторым правилам композиции. Сапожников эту часть считал дальнейшей ступенью в обучении рисованию, а также в последующем приобщении любителей искусства к творческо-композиционной работе. Однако, несмотря на лаконизм и краткость изложения учебного материала, эта часть «Курса...» вышла за пределы тех скромных задач, которые ставил перед собой Сапожников. Она была приемлема не только для самодеятельных художников, но и для художников-профессионалов и в дальнейшем стала использоваться как учебное пособие в специальных художественных учебных заведениях. Поэтому в первых изданиях эта часть начиналась с XX главы, а в последующих — с I главы как самостоятельное учебное пособие для художников.

Изложение материала во второй части пособия начинается со знакомства с размерами человеческого тела и скелетом. Сапожников пишет: «Основою человеческого тела служат кости, соединенные в своих сочленениях и составляющие общую связь, называемую скелетом…Длина костей взрослого человека не изменяется, полнота же и худощавость тела его зависят от увеличения и уменьшения объема мускулов, следовательно, что при размере человеческого тела, правильнее принять в основание положение и пропорцию его костей»x[33], фигуру человека Сапожников, как и Лосенко, разбивает на 30 частей. Единицей измерения служит высота стопы — «вышина следка»

Идея использования изобразительного искусства в общеобразовательных школах находит отражение и в целом ряде работ, изданных в начале XIX века. Так, А. Войцехович в книге «Опыт начертания общей теории изящных искусств» указывает на необходимость создания теоретических работ по искусству в целях общего развития людей. Он писал; «Просвещение в России идет быстрыми шагами к совершенству, большая часть отраслей учености принесла уже зрелые плоды, и юные питомцы имеют многочисленные пособия к легчайшему прохождению первоначального пути наук; однако ж, учащиеся все еще нуждаются в учебных книгах по теоретической части изящных искусств»xi[39].

Искусство, считал Войцехович, помогает человеку шире видеть мир, и его элементарными основами может овладеть каждый человек, если он будет систематически и с детских лет заниматься им. «Искусство, вообще, есть не что иное, как умение что-либо сделать, приобретенное посредством изучения и многократных опытов»xii[40].

Рисование помогает познать форму предметов и лаконичными средствами «посредством одного очертания» изобразить ихxiii[41].

Рисунком мы передаем наше представление о предмете, говорит Войцехович, поэтому это представление должно быть правильным, объективным, и этот принцип должен быть положен в основу методики преподавания. «Истина есть сходство наших представлений, или понятий, с самою вещью. Она должна быть основанием каждого произведения изящных искусств»

В 1844 году Г. А. Гиппиус издает труд — «Очерки теории рисования как общего учебного предмета», посвященный рисованию как общеобразовательному предмету. Это был первый капитальный труд по данной теме, он охватывал как общетеоретические вопросы педагогики и изобразительного искусства, так и вопросы методики преподавания рисования. Здесь были сконцентрированы все передовые идеи педагогики того времени. Сим автор писал: «Относительно источников, которыми я пользовался, долгом почитаю сказать, что большую часть оных я почерпал из опыта, во время самого преподавания, но многое заимствовал также и из сочинений известнейших педагогов и других писателей, каковы, например: Гербарт, Пимейер, Шварц, Денцелъ, Дистервег, Гразер, Бенеке, Браубах и, в особенности, Песталоцци, уроками которого я сам имел счастие пользоваться»xiv[44].

Книга делится на две части — теоретическую и практичес­кую. В теоретической части излагаются основные положения педагогики и изобразительного искусства. В практической части раскрывается методика обучения.

Уже во введении автор указывает, что рисование как общеобразовательный предмет нельзя преподавать так же, как в специальных художественных школах, методика преподавания здесь должна быть иной: «Обучать однако же питомцев наших в учебных заведениях точно таким же образом, как мы сами учились, — нельзя; потому что мы посвящали себя исключительно искусству; а цель воспитания в училищах совершенно другая, и состоит в приготовлении детей не по одному только какому-либо предмету наук, но по многим вместе, т. е. в образовании многостороннем, в развитии всех человеческих способностей таким образом, чтобы один предмет науки служил пособием другому и чтобы, несмотря на разнообразие учебных предметов, все они в уме учащегося соединялись в одно целое; а об этом-то именно и не помышляли никогда доселе преподаватели рисовального искусства»xv[45].

С таким взглядом на методику преподавания рисования мы встречаемся впервые не только в отечественной литературе, но и западноевропейской.

Гиппиус стремится научно-теоретически обосновать каждое положение методики преподавания рисования. По-новому он рассматривает и сам процесс преподавания. Методика преподавания, говорит Гиппиус, не должна придерживаться определенного шаблона, разными методами преподавания можно достигнуть хороших результатов. В этом отношении Гиппиус предвосхищает современное понимание методики преподавания как искусства преподавания: «Первоначальное обучение рисованию не должно ограничиваться, сколько мне кажется, только советами и известными правилами, но требует строгого систематического изложения, как и всякая другая наука; за всем тем весьма несправедливо было бы думать, что та или другая метода заслуживает предпочтение перед всеми прочими. Одной и той же цели можно достигнуть различными путями, несмотря на то, что предлагаемая мною метода первоначального обучения, имея целию единственно только изощрение зрения учащихся посредством наглядности, развитие их умственных способностей, их чувства к изящному и их охоты к учению,— столь проста в своем основании и так естественна, что для достижения этой цели не может быть различных путей. Гораздо труднее и даже почти невозможно дать определенную форму учению, которое следует за первыми началами, потому что деятельность умственная требует неограниченной свободы и вообще весьма различного направления, смотря по состоянию, полу и предназначению учащихся»xvi[46].

И далее: «Обучение рисованию есть искусство и требует человека, знающего дело; в этом нетрудно увериться тому, кто начальствует учебным заведением и им от души занимается. Такой человек старается не только упражнять детей, но и возбуждает собственную их деятельность, применяется к духовной потребности каждого воспитанника, нисколько не упуская из виду общности преподавания»xvii[47].

Чтобы научиться правильно рисовать, нужно научиться рассуждать и мыслить, говорит Гиппиус, а это необходимо всем людям, и надо это развивать с детского возраста: «Говорить значит: думать вслух, а рисовать — думать видимо. Кто рисует, тот думает формами и облекает ими каждую мысль свою. Мы тогда только основательно говорим, когда основательно думаем; так и рисовать правильно можем только то, что со вниманием рассмотрим; следовательно, чтобы научиться рисовать, должно сначала выучиться думать при пособии зрения. Так наглядность, возбуждая представления и обращая их в понятия, составляет превосходное средство изощрения детского ума, — истинную первоначальную логику»xviii[48].

Много ценных методических советов и рекомендаций дает Гиппиус во второй части своей книги «Первоначальное обучение. А. О наглядности». В примечаниях он пишет: «Учение о наглядности представлено здесь не так, как оно выдумывается за письменным столом; но так, как оно произошло и развилось действительно в кругу детей. Хорошо обдумав план постепенного естественного развития, учитель должен только начать, чтобы возбудить деятельность учеников: а впоследствии только показывать направление к назначенной цели. Каждый ученик должен иметь свой глаз, свой язык, свое собственное мнение»xix[49].

Методика преподавания, по мнению Гиппиуса, должна основываться не только на данных практической работы, но и на данных науки, и прежде всего психологии: «Психолог подметит то, каким образом дитя получает понятие о свете, виде, объеме, расстоянии и посредством которых оно учится видеть, само того не зная. Одни глаза ничему не научат нас: нас учит ум наш, который посредством чувств привыкает мерить, сравнивать и чувствовать. Следственно, надобно знать ум детский, дать ему идеи, — тогда и телесный глаз утончится»xx[50].

К учителю Гиппиус предъявляет очень высокие требования. Педагог должен не только много знать и уметь, но и выступать перед учениками как актер: «Учитель в некотором отно­шении должен подражать актеру: точно как актер никогда не должен показывать собственное свое расположение духа, но только такое, которого требует роль; так и учитель, входя в класс, должен приносить с собой спокойное, веселое расположение духа. Кто к тому не способен, тот не учитель»xxi

С вопросами методики Гиппиус тесно связывает обеспечение класса оборудованием и материалами: «Как худым пером невозможно хорошо писать, так точно нельзя хорошо рисовать худым карандашом. Следственно, учитель должен заботиться о хорошем материале; никто более его не чувствует в нем нужды, никому другому недостаток в хорошем материале столь не чувствителен, как учителю. Пусть же он потрудится выбрать оный»xxii[53].

учитель Московской рисовальной школы А. Т. Скино, продолжал свою работу по созданию методических пособий и руководств по рисованию и во второй половине XIX века, а также учитывая, что развитие методов преподавания не имеет резких границ, мы считаем целесообразным обратить внимание читателя только на те пособия и руководства, метод изложения материала в которых характерен для первой половины XIX века.

В 1864 году Скино издает второе пособие: «Курс рисования, состоящий из 34 номеров». В этой книге, подобно первому альбому, сохраняются те же принципы и методы рисования. Добавлено несколько новых рисунков.

В 1873 году Скино в соавторстве с Фебриниxxiii[55] выпускает пособие «Школа рисования, черчения и перспективы для всех возрастов. Теоретическое и практическое изложение правил» (рис. 60). Это пособие отличается от предыдущих тем, что в нем даются методические указания, как следует приступить к рисунку, как вести построение изображения. Скино уже не просто показывает, как надо рисовать, но и дает ученику поурочное распределение заданий, старается организовать и методически упорядочить работу рисовальщика.

Иначе здесь Скино подходит и к созданию методических таблиц-рисунков. Если в предыдущих изданиях он употреблял вспомогательные линии (вертикаль и горизонталь) как отвлеченные, служащие лишь дополнительными ориентирами, то здесь уже вспомогательные линии выражают конструктивную основу формы. Это ясно видно на рисунке 61 (пунктирные линии). Профильная линия разреза глаз, надбровных дуг, основания носа выражает конструктивную основу формы головы и закономерность пропорционального членения ее на части.

По-иному трактует Скино и рисование фигуры человека. Вначале он знакомит ученика с законами членения человеческой фигуры на части и строением скелета (рис. 62), затем изучаются детали фигуры — руки, нош, торс (рис. 63).

Заканчивается курс рисованием фигуры (рис. 64) и пейзажа.

В 1869 году А. Т. Скино принял участие в разработке методического пособия по рисованию под руководством В. В. Пукирева и А. К. Саврасова — «Курс рисования, состоящий из 42 номеров, разделенный на три отдела» (рис. 80).

Курс начинается с рисования плоских фигур. Вначале ученик знакомится с различными линиями и плоскими геометрическими фигурами (рис. 65, 66), затем переходит к линейному рисованию различных предметов, орнаментов и листьев растений (рис. 67). Этим заканчивается первый раздел.

Второй раздел, посвященный объемному рисованию, начинается с рисования геометрических тел — куба, призмы, пирамиды, конуса (рис. 68). Здесь ученику указывается, как надо анализировать форму предметов, следить за конструктивной закономерностью строения формы (пунктирные линии), как выявлять объем при помощи светотени. Штрихи накладываются не в хаотическом беспорядке, а строго по форме, указывая направление каждой отдельной плоскости.

Далее следует рисование частей человеческого лица, головы и частей фигуры (рук, ног). После этого ученик переходит к рисованию головы, торса и одетой фигуры человека (рис. 69,70).

Рисование обнаженной фигуры человека начинается с изучения анатомии (рис. 71). Анатомическая фигура Гудона в рисунках Пукирева показывается со всех сторон — сзади, спереди, сбоку. Одновременно прослеживаются закономерности пропорционального членения фигуры на части. Заканчивается второй раздел рисованием обнаженной фигуры человека (рис. 72).

Третий раздел — рисование пейзажа — начинается с рисования веток деревьев (рис. 73), затем изучаются характерные особенности различных пород деревьев (рис. 74—76) и небольшие пейзажные фрагменты (рис. 77, 78). Заканчивается курс рисунком пейзажа

 Эти пособия содействовали распространению рисования как общеобразовательного предмета, так как были предназначены любителям и учащимся общеобразовательных школ.

Итак, к середине XIX века русская школа академического рисунка достигает небывалой высоты, серьезное внимание здесь уделяется вопросам методики преподава­ния рисования, совершенствованию техники и технологии. Многое сделали в этом направлении такие замечательные художники-педагоги, как В. К. Шебуев, А. И. Иванов, А. Е. Егоров, А. П. Сапожников. Вопросами методики обучения рисунка начинают заниматься и отдельные художники — А. В. Ступин, А. Г. Венецианов, которые параллельно с академией создавали школы и разрабатывали свои методы воспитания художников.

Рисунок и методы его преподавания получают самое широкое распространение в России. Уже с 1804 года рисование вводится в число обязательных предметов во все училища и гимназии. В 1825 году в Москве открывается Училище технического рисования со специальным отделением, на котором должны были готовиться учителя рисования и черчения. В 1843 году Министерство народного просвещения издает циркулярное предложение о замещении должностей учителей рисования и черчения выпускниками Строгановского училища.

В помощь учителям общеобразовательных школ издаются различные пособия и руководства, среди которых труд Г. А. Гиппиуса. Это был капитальный труд в области методики преподавания рисования. Таким образом была подготовлена хорошая почва для дальнейшего развития и усовершенствования методики обучения рисунку как в специальной художественной школе, так и общеобразовательной. Однако, как мы увидим в дальнейшем, этого не произошло.

 Заслуга Лосенко состоит не только в том, что он хорошо поставил дело преподавания рисунка в Академии художеств, но и в том, что он позаботился о дальнейшем его развитии. Французская школа! В этом большую роль выполнили его теоретические труды и учебные пособия. «Изъяснение краткой пропорции человека или начертание академической фигуры». Работа состояла из трех разделов. В первом и во втором разделах идет речь о размерах мужской фигуры по высоте и ширине; третий раздел посвящен профильному изображению.

Один раз отмерь...

Пособие Лосенко помогало решать важную задачу — вооружать молодых художников объективными знаниями о закономерностях строения человеческого тела, учить их правильно измерять и улавливать разницу в размерах частей фигуры. Это пособие было направлено на развитие глазомера. Не математическими расчетами должен заниматься художник, не с помощью линейки и циркуля он должен измерять натуру, а на глаз - «циркуль должен быть в глазу».

И в этом плане пособие Лосенко служило совершенствованию художественного образования. Поэтому не случайно в дальнейшем, развивая традиции академической школы рисунка, В. К. Шебуев издает пособие под названием «Антропометрия»; А. П. Сапожников во второй части своего «Курса рисования» — «Рисование человеческой фигуры» — вновь обращает внимание на размеры человеческого тела, так как без этих знаний художник не сможет правильно нарисовать фигуру человека. 

Для правильной организации методики преподавания рисования в учебных заведениях XVIII в была издана книга И. Д. Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству». Рисование начинает широко внедряться в общеобразовательные учебные заведения. Так, рисование было включено в число учебных предметов Морской академии (1715), хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале (1716), в Карповской школе феофана Прокоповича (1721), в Кадетском корпусе (1732), в гимназии при Академии наук (1747), в воспитательном училище при Воскресенском (Смольном) монастыре (1764). В 1724 году в Российской Академии наук наряду с прочими науками предусматривалось преподавание и «знатнейших художеств», и студенты, «буде охота есть», могли заниматься рисованием.

studfiles.net

Методическое пособие по рисованию сколка.

Содержание:

Введение

  1. История коклюшечного кружевоплетения в России ……………………2

  2. Особенности художественного орнамента в центрах кружевоплетения России ………………………………………………….3

  3. Орнамент в коклюшечном кружевоплетении сцепной техники плетения ...………………………………………………………………….4

  4. Виды техники кружевоплетения на коклюшках.………………………..5

  5. Оборудование, инструменты и материалы для колюклюшечного кружевоплетения…………………………………………………………..5

  6. Элементы коклюшечного кружевоплетения сцепной техники плетения…………………………………………………………………….6

  7. Технические рисунки (сколки) для кружевоплетения.

  8. Особенности составления технических рисунков (сколков) для кружевоплетения …………………………………………………………..7

  9. Методика составления сколка птицы по контурному изображению…………………………………………………………….....8

Заключение………………………………………………........................10

Список использованной литературы…………………………………10

Введение

Одним из важнейших направлений деятельности дополнительном образовании является воспитание духовно-нравственных ценностей личности учащихся, стремление к достижению гармоничной связи с обществом. В связи с этим, необходимо развивать устойчивую тенденцию к формированию интереса к изучению этнической культуры и традициям народно-прикладного творчества.

Методическое пособие «Разработка технического рисунка (сколка) «Птица» для коклюшечного кружевоплетения» предназначена для системы дополнительного образования детей, но может быть использована и в самостоятельной работе, и на курсах по кружевоплетению для взрослых.

Она так же может быть интересна педагогам дополнительного образования в работе кружков в области декоративно – прикладного искусства по коклюшечному кружевоплетению в клубах по интересам.

Цель методического пособия – научить принципам составления сколков, дать основу для самостоятельного создания новых, авторских технических рисунков (сколков) для художественного кружевоплетения.

Дать основу для процесса подготовки не только ориентации профессиональной кружевницы, но и будущих художников русского кружевоплетения в системе профессионального образования.

Важно не только прививать подрастающему поколению тягу к бережному отношению к народному декоративно-прикладному творчеству, но и на основе традиционного активировать процесс возникновения и становления творческого процесса в создании новых образцов народно-прикладного творчества.

История коклюшечного кружевоплетения в России

Одним из самых известных направлений традиционного декоративно-прикладного искусства России является художественное кружевоплетение на коклюшках. hello_html_71a9a1fb.jpg

В России, как и в Европе, кружева было очень популярны. И в наше время оно не утратило актуальности - в современном интерьере, в костюме, в декоративных изделиях.

В России кружевоплетение известно примерно с тринадцатого века. Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом в Ипатьевской летописи. Изначально кружево плелось из золотой и серебряной тонкой проволоки или нитями с накрученной на них проволокой из драгоценных металлов и украшались жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево. Изделия из них были небольшими по размеру, в сочетании с золотым шитьем, парчой, с драгоценными камнями использовалось в дворцовом и церковном облачении, праздничных нарядах бояр, дворян, купечества (Рис. 1) .

infourok.ru

МБОУ ДО ДХШ№1 Методическое пособие по рисунку.

МБОУ ДОД «Детская художественная школа № 1 им.В.М.Клыкова»

Методическое пособие

по рисунку

(для обучающихся 1 класса ДХШ)

Тема: «Зарисовка силуэта сухих растений и трав» (2 часа)

Выполнила:

преподаватель

ДХШ №1 им.Клыкова

Чекрыгина Татьяна

Николаевна

г. Курск 2014 г

Методическая разработка

Рекомендуется для проведения занятий по рисунку (1 год обучения I полугодие)

I Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области изобразительного искусства.

II Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка обучающимися.

Тема занятия: «Зарисовка силуэта сухих растений и трав»

Методическая разработка состоит из 7 таблиц с вариантами выполненных мною заданий с использованием разных графических материалов и их сочетаний.

Используемые графические материалы: гелевые ручки, маркеры, кисти(тонкие), перо (для туши), палочка (для туши) и т.д.

Методические пособия демонстрируют завершенные работы, выполненные мною разными графическими средствами в зависимости от замысла.

Цель методической разработки: Расширить и углубить знания обучающихся о графике как виде изобразительного искусства, освоение учащимися новых графических средств.

Актуальность методической разработки обусловлена введением с 2013 года новой учебной программы в 1-х классах и отсутствием к ней образцов и работ учащихся прошлых лет.

Результаты: работы учащихся, выполненные в различных графических техниках с использованием новых графических средств изображения. Освоение учащимися технических приемов учебного рисунка.

Заключение. Данное методическое пособие предлагается для наиболее качественного освоения и выполнения задания для 1 класса ДХШ по данной теме, а также может быть использовано на занятиях в СОШ и ДШИ на уроках изобразительного искусства.

Используется графический материал: тушь (черная) и изобразительное средство перо.

Графический материал: тушь (черная).

Работа выполнена с использованием сочетания изобразительных средств: палочки (деревянной), гелевой ручки (белой).

Изобразительное средство: гелевая ручка (черная)

Изобразительное средство: гелевые ручки (черная, белая)

Изобразительное средство: гелевая ручка (белая).

Работа выполнена в точечной технике.

Графический материал: тушь.

Изобразительное средство: перо.

Работа выполнена с использованием сочетаний точечной техники и нанесением штрихов.

Сочетание: черная гелевая ручка, белая гелевая ручка, черный маркер.

Эпиграф

«Чем проще линии и формы, тем

больше красоты и силы»

- говорил выдающийся мастер

рисунка Энгр.

Ход урока

Я рада вас видеть на сегодняшнем занятии.

Тема нашего занятия: «Зарисовка силуэта сухих растений и трав»

Это задание мы будем выполнять в течение 2-х уроков. Аналогичное задание мы с вами уже пробовали выполнить в I четверти.

(Обращаю внимание детей на стенд с их работами)

Ребята, в теме нашего занятия прозвучало слово «силуэт», «зарисовка силуэта»

В. Что же такое понятие «силуэт»? Кто мне ответит?

О. Правильно. Силуэт - очертание изображаемого предмета.

В I четверти мы с вами также говорили об искусстве графики.

В. Давайте вспомним, что же такое «искусство графики» и что является «основой» этого искусства?

О. Правильно, ребята. Искусство графики – это вид изобразительного искусства, основой которого является рисунок. Слово «графика» происходит от греческого «графо» - пишу, рисую.

В. Ребята, скажите, где мы встречаемся с произведениями графики?

О. Правильно. С произведениями графики мы встречаемся повсюду (в газетах, книгах, рекламе, музеях, выставках и т.д.)

Графика – самый распространенный вид искусства.

Но несмотря на кажущуюся простоту изображения, это искусство очень сложное.

Ведь художник на плоском листе бумаге должен передать объем и форму предмета одним цветом или его тональностью, многообразие характеров и настроений – линиями, штрихами, черно-белым пятном.

А ведь в распоряжении художника только лист бумаги, графические материалы, как правило, черный цвет.

II. Очень многие художники, начиная с эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи) выполняли зарисовки трав, цветов, мелких растений.

(Показываю таблицы с изображением растений).

Современные художники – не исключение (Показываю примеры).

Рисовать растения – необычайно интересное занятие.

В. Вы согласны со мной?

О. Согласны.

III. Растения можно рисовать по памяти, по впечатлению.

Материалами для выполнения художниками их творческих работ служат чернила, тушь, шариковые, гелевые, капиллярные ручки, фломастеры, маркеры, кисти, палочки, перья и т.д.

(Показываю графические материалы).

На листе бумаги показываю учащимся примеры использования новых графических материалов ( гелевая ручка, тушь перо, тушь кисть, деревянная палочка, маркер)

Рассказываю детям о том, что рисовать можно не только с помощью линий, штрихов, а также точкой.

Точка сама по себе уже форма, только очень маленькая. Выбор материала зависит от замысла художника и особенностей натуры. Показываю детям пед.рисунок, какими графическими материалами и как их применить в работе.

Ребята! Пусть сегодняшнее занятие доставит вам радость и разбудит желание творить и придумывать самостоятельные сюжеты, выполненные в этой технике.

Приступайте к выполнению задания.

(Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная помощь при необходимости)

В конце занятия просмотр детских работ с их анализом.

Выбираем лучшую работу. (Кладем на мольберт цветок красного цвета, если работа понравилась больше других)

infourok.ru


Смотрите также