Учебное пособие «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ». Пособие рисование


История методов обучения рисованию, зарубежная школа рисунка - Н. Н. Ростовцев

Методы преподавания рисования в XVIII и первой половине XIX века, 8 часть

Академическая система обучения во многом способствовала и развитию методов преподавания рисунка. С конца XVII века и до второй половины XIX века методике рисования уделяется большое внимание. В этот период издается большое число различных методических пособий по рисунку — руководств, учебников, самоучителей. Многие пособия составлены с глубоким знанием дела, в них содержится немало оригинальных методических находок, интересных и продуманных приемов, убедительно раскрывающих отдельные положения академического рисунка. Ряд изданий привлекает внимание высокой техникой рисунка, виртуозным художественным мастерством.

Большинство авторов пособий по рисунку того времени с большой ответственностью и старательностью относились к выполнению иллюстративною материала, И это не случайно. Эти рисунки носят сугубо методический характер и указывают ученику пути и методы овладения искусством рисунка. Каждая схема, каждая зарисовка детали формы используются методистом для того, чтобы ясно и наглядно раскрыть метод анализа и построения изображения. Ученик внимательно следит за каждой линией, за каждым штрихом рисунка. Кроме того, эти методические рисунки играют не только образовательную, но и воспитательную роль. Каждая схема построения формы, каждый рисунок детали выполнены аккуратно и красиво (рис. 82-85).

Среди методических пособий по рисованию обращает на себя внимание целый ряд работ, познакомиться с которыми было бы интересно каждому методисту. Мы остановим внимание читателя только на некоторых из них.

В пособии Ш. А. Жомбера «Методика обучения рисованию» (1754) анализируются приемы перспективного построения изображения. Книга хорошо иллюстрирована, каждая таблица наглядно раскрывает закономерность строения формы натуры и методическую последовательность работы над рисунками (рис. 86-88). На высоком профессиональном уровне в таблицах решаются задачи лепки формы светотенью.

Необходимо отметить и недостатки пособия. Придавая слишком большое значение точному перспективному изображению, Жомбер предлагает метод рисования с натуры при помощи камеры обскура. Он подробно описывает различные конструкции камер и указывает на способы работы с приборами. Хотя Жомбер и предупреждает рисовальщика, что этот метод работы требует знания анатомии, перспективы и пропорций, все же такой метод рисования нельзя признать положительным, так как он толкает начинающего на механическое копирование.

Несколько своеобразно построено и методическое пособие Ж. Б. Пьяцетты «Упражнения по рисунку» (1764). Видимо, это пособие предназначалось для копирования, так как автор не дает методические указания, как анализировать форму, как начинать построение изображения. Каждая таблица посвящена рисунку какой-либо одной детали — частей липа, кистей рук, ступней ног. Эти детали изображены в самых различных положениях (рис. 89, 90).

Рис. 84. Таблица из старинного пособия.

Рис. 85. Таблица из старинного пособия.

Весьма оригинально построено пособие по рисованию «Наставления по рисованию фигуры человека» (1815). В основу метода об учения положен линейно-контурный рисунок.

Линейно-контурному рисунку в то время уделялось большое внимание. Многие художники-педагоги считали, что если контур (силуэт) схвачен верно, то выявлять внутреннее строение формы и не требуется. Эта методическая установка была характерной для многих преподавателей академий художеств в русской Академии художеств любили говорить: «Главное — дать верный линейный рисунок, а там хоть соломой набей».

Рис. 86. Таблица из пособия Ш. Жом-Бера.

Рис. 87. Таблица из пособия Ш. Жом-Бера.

Обучение контурному рисунку начиналось с копирования образцов, где учителя раскрывали и методическую последовательность построения изображения. В данном случае автор ограничивается наглядным иллюстративным показом и не дает конкретных словесных методических рекомендаций. Ознакомление с учебным материалом в этом пособии начинается не с деталей, как в большинстве пособий, а с изучения фигуры человека (рис. 91, 92). Автор знакомит с закономерностью членения фигуры на части — пропорции, затем показывает принцип линейного рисования. От фигуры человека он переходит к рисунку головы, вначале знакомя с пропорциями, а затем с конструктивной закономерностью строения формы. После этого идут рисунки кисти рук и ступней ног.

В своем пособии автор показывает, как следует пользоваться линией: в свету и сверху формы дается очень тонкая, легкая в тени линия, внизу формы она утолщается и уплотняется путем нажима карандаша на бумагу. Таким образом, рисовальщик должен подчеркивать пластику формы и передавать светотень.

Большой интерес с методической точки зрения представляет пособие Ж. Тибо «Применение линейной перспективы в рисунке».

Рис. 88. Таблица из пособия Ш. Жом-бера.

Рис. 89. Титульный лист пособия Ж. Б. Пьяцетты.

В этом пособии в ясной и наглядной форме раскрываются сложнейшие законы перспективного построения изображения интерьера и экстерьера. Вначале Тибо знакомит ученика с правилами перспективного изображения плоских фигур и несложных предметов, затем архитектурных объектов и, наконец, пейзажа.

Чтобы начинающий рисовальщик мог хорошо представлять ход работы, Тибо каждую таблицу делит на две части, верхняя часть которой наглядно показывает ученику, как надо строить перспективное изображение, соблюдая основные правила и законы линейной перспективы; на нижней части дается конечный результат (рис. 93, 94). Чтобы ученику наглядно было видно, как строится перспектива уходящих в глубину поверхностей формы предметов, на таблице воспроизведены все вспомогательные линии (линии горизонта, линии уходящих в глубину лучей зрения и т. д.). Направление лучей света также обозначено линиями, что дает возможность рисовальщику правильно изображать падающие тени от предметов.

Рис. 91 и 92. Таблицы из пособия «Наставлению по рисованию фигуры человека».

Высокая техника рисунка отличает методическое пособие по рисованию пейзажа А. Каламма. Обучение у Каламма начинается со знакомства с правилами и законами перспективы на примере рисунка простых геометрических тел, затем следуют архитектурные детали, пейзажные фрагменты, после чего ученик приступает к рисунку пейзажа.

Рис. 93, 94. Таблицы из пособия Ж. Тибо.

hudozhnikam.ru

Пособие "Уроки рисования для малышей"

Уроки рисования для малышей

Рисование и развитие ребенка:

Для самых маленьких – рисование –  это прежде всего, развитие многих важнейших способностей:

•   координации движения «рука – глаз», •   сенсорики (чувственное восприятие: цвета, текстуры красок, бумаги), •  мелкой моторики ("интеллект на кончиках пальцев") – которая включает в работу важные отделы головного мозга, в том числе и речевой центр. •   а, следовательно – развивается речь!•   так же развивается воображение, фантазия. 

В характере ребенка, регулярно занимающегося рисованием, постепенно и естественным образом воспитываются такие проявления как: внимание, тщательность, терпение, планирование процесса работы.

Совсем недавно появилось два новых направления в художественном творчестве, позволяющие развиваться начинающим художникам с удовольствием и видимым результатом.

  • Первое направление – рисование по номерам. 

  • Второе направление – это арт-терапия, благодаря которой человек может изобразить свои эмоции на бумаге, даже с помощью абстракции.

Это совершенно новый взгляд на привычные вещи. На первый взгляд может показаться, что рисование по номерам – это привычная для нас с детства раскраска, где уже есть готовые контуры, а нам остается лишь раскрасить картинку. На самом деле рисование по номерам и арттерапия – это уникальные возможности попробовать себя в чём-то новом, создать собственную, неповторимую картину, с понравившейся вам палитрой цветов и теней.

Конечно, эти модные направления не научат рисовать, но благодаря этим техникам дети и взрослые имеют возможность сформировать навыки раскрашивания различными средствами (цветными карандашами, фломастерами, красками, цветными шариковыми ручками), развивать сенсорику, мелкую моторику и чувство гармонии цвета, а это уже немало. Кроме того, арттерапия позволяет снимать эмоциональный стресс, развивает воображение, память, концентрацию внимания. Арттерапию может применять каждый родитель. Детям понравится вместе с вами раскрашивать картинки с мелкими деталями: это поможет установить более сильную эмоциональную связь с малышом, доставит вам и ему море позитивных эмоций. Этот вид раскраски представляет собой сложные, циклические узоры.

Отличительной чертой раскраски антистресс является многообразие форм и элементов. Существует большой многообразный выбор различных вариантов от зверей, прячущихся в лесных прериях, до красочных завитушек многогранной формы. Без сомнения, раскраска антистресс поможет сбросить напряжение и отвлечься от внешних тревог на некоторое время. Кроме того, из оригинальных композиций может получиться занимательный рисунок, который не только согреет сердце, но и послужит отличным украшением в гостиной или зальной комнате.

 

Для арттерарпии можно использовать раскрашивание узоров, построенных с помощью спирографа. Один и тот же узор можно раскрашивать различными цветами, используя все многообразие цветовых сочетаний, а этот процесс уже включает в себя элементы творчества. Раскрашивание узоров, изображенных с помощью спирографа, можно рассматривать, как подготовительный этап для последующего перехода к раскрашиванию более сложных рисунков из серии "Арттерапия".  

  Примеры арттерапии

Спирограф

           Рисование по номерам

Задачи учебного курса:

  • Развитие глазомера 

    • графические упражнения

    • рисование по сетке

    • рисование с натуры

  • Развитие мелкой моторики (повышение точности движений при проведении линий и градиентной заливке цветом в границах изображения)

    • обводка контуров изображения шариковой ручкой

    • раскраски (техники штриховки карандашами, заливка фломастерами, раскраска цветными шариковыми ручками)

    • арттерапия и раскраски по номерам

    • рисование по клеточкам (рисование по образцу и творчество)

    • спирограф (построение и раскрашивание узоров)

    • построение графических изображений с помощью чертежных инструментов (линейка, трафареты, циркуль)

    • тиснение на фольге (малая чеканка)

    • объемное моделирование и изготовление елочных игрушек

    • роспись по гипсу

  • Формирование умений построения изображений сложных объектов из простых элементов

    • пошаговые инструкции (изображение графических изображений по программе "Уроки рисования для малышей")

    • рисование с натуры

  • Развитие цветоощущения (гармоничное сочетание цветов)

    • спирограф  (раскрашивание узоров и орнаментов)

    • арттерапия (раскраски с большим количеством мелких деталей)

  • Подготовка к школе (компьютерные развивающие программы)

    • компьютерная программа "Учись рисуя"

    • графический редактор для малышей "Артстудия"

    • конструкторы для создания мультфильмов "Мульти-Пульти"

Рекомендации для родителей:

  • Соблюдайте принцип: от простого к сложному. Если Вы видите, что у ребенка не получается выполнить очередное задание, необходимо заменить упражнение на более простое. Этот цикл необходимо выполнять до тех пор, пока не будет получен необходимый учебный результат на данном этапе

  • Нельзя сравнивать работу малыша с рисунками других детей. Но необходимо обсуждать с ребенком его личный прогресс в обучении и чаще хвалить. 

  • Процесс обучения и развитие навыков изобразительного творчества должен начинаться с формирования базовых, фундаментальных умений (тренировка глазомера  и мелкая моторика - точность при проведении линий и градиентной заливке цветом). Для решения данных задач предлагаются специальные карты - задания, тренажеры, в которых предусмотрены необходимые репродуктивные упражнения для формирования базовых навыков.

  • Предлагается следующая оптимальная последовательность простых действий, необходимых для создания цветного графического изображения на бумаге:

    • Шаг 1. Построение конструкции графического объекта с помощью остро заточенного простого карандаша повышенной твердости (для построения рисунка необходимо активно использовать вспомогательные линии, представляя при этом графический объект прозрачным)

    • Шаг 2. Анализ ошибок (нарушение пропорций). Корректировка контуров графического объекта (резинка, карандаш)

    • Шаг 3. Обводка шариковой ручкой черного цвета откорректированных контуров графических объектов на рисунке.

    • Шаг 4.  Стирание резинкой всех вспомогательных карандашных линий

    • Шаг 5.  Раскрашивание рисунка цветными карандашами или фломастерами. Мелкие элементы рекомендуется раскрашивать цветными шариковыми ручками. 

  • В картах-тренажерах представлен универсальный алгоритм обучения, привязанный к каждому заданию и упражнению:

  1. раскраска графического изображения по образцу (цветные карандаши, фломастеры, цветные шариковые ручки, цветная тушь)

  2. обводка контурных линий изображения шариковой ручкой + раскраска

  3. построение рисунка по сетке (в матрице 9 х 9) простым карандашом + обводка контура + раскраска

  4. построение рисунка по сетке (в матрице 3 х 3) простым карандашом + обводка контура + раскраска

  5. построение рисунка по сетке (в матрице 2 х 2) + обводка контура + раскраска

  6. построение рисунка по опорным точкам + обводка контура + раскраска

  7. построение рисунка без помощи сетки и опорных точек + обводка контура + раскраска

Главная проблема в цикле обучения - как сделать, чтобы скучные упражнения для тренировки базовых навыков были не только полезны, но и интересны малышу? Эта задача может быть решена разными способами и технологическими приемами на этапе подготовки карт-тренажеров и путем включения игровых элементов в сам процесс обучения

Цикл управления учебным процессом должен включать в себя следующие необходимые звенья (элементы):

    • Учебная цель. Для визуализации целей малышу показываются графические изображения, подготовленные преподавателем, в качестве образа цели, эталона качества. При этом нужно правильно общаться с ребенком, чтобы у него не сформировался комплекс неполноценности. Можно использовать такую метафору. Вы можете сказать ребенку: "Представь высокую гору и тебе надо покорить ее, подняться на ее вершину. Эталон качества графического изображения, подготовленный взрослым преподавателем - это и есть вершина. Вы предлагаете малышу почувствовать себя альпинистом. Альпинисты покоряют вершину следующим образом: они выбирают ориентир (промежуточную цель), которая находится на пути к вершине, но при этом является достижимой, достаточно простой задачей. То есть мы разбиваем большую цель на маленькие задачи, которые можно решать поэтапно. Промежуточные цели могут быть следующие: формирование и развитие глазомера (умение точно передавать в своем рисунке пропорции оригинала), обучение навыкам управления карандашом при проведении линий, используя разную силу нажима, искусство градиентной штриховки цветными карандашами и пр.). Для формирования и развития этих базовых умений и навыков подготовлены специальные карты-тренажеры.

    • Выполнение задания после инструктажа преподавателя и детального показа всех технологических операций на основе использования карт-тренажеров

    • Чувствительность (канал обратной связи). Работа над ошибками. Извлечение опыта из анализа ошибок. Можно предложить малышу найти свои ошибки и исправить их (стереть часть изображения и построить новый вариант). Здесь необходима помощь взрослого наставника или родителя. Это чрезвычайно важное звено в цикле учебной деятельности. 

    • На основе данных, полученных в результате анализа графического изображения - результата выполненного задания на каждом шаге учебного цикла, ребенок получает необходимый опыт и учится на своих ошибках. Это проявление гибкости - в следующей работе малыш старается не допускать выявленных и осознанных ошибок или уменьшить их количество. Таким образом он постепенно уверенно продвигается к вершине, с каждым учебным циклом все ближе и ближе к ней. Эту динамику необходимо отслеживать и поощрять ребенка. Ни в коем случае нельзя ругать и наказывать за ошибки, не ставить оценок. Принцип обучения - опора на ошибки! Нет ошибок - есть обратная связь! 

  • После выполнения репродуктивных заданий, предусмотренных в картах-тренажерах, рекомендуется предлагать ребенку более сложные задания с элементами творчества на основе усвоенных умений (модификация, трансформация графических объектов, новые варианты раскраски с использованием различных средств и инструментов, создание композиций из изображений, изученных в учебном цикле на предыдущих этапах, рисование с натуры)

Учебные виды деятельности: обводки (проведение прямых и кривых линий от руки по шаблону), деление отрезков на несколько частей, рисование простых геометрических фигур. Раскраски (техника штриховки цветными карандашами, заливки фломастерами и красками). Художественная роспись по гипсу (фломастеры, шариковые цветные ручки, цветная тушь, стразы, блестки). Тиснение на переплетном материале (золото, серебро). Малая чеканка по металлу (тиснение на фольге). Изготовление елочных игрушек (фольга, цветная бумага, стразы, блестки, аппликации). Спирограф (раскраска узоров фломастерами). Ловкий циркуль (изображение орнаментов с помощью циркуля).Рисование по клеточкам по программе и графические диктанты. Решение вычислительных задач – рисование по клеточкам. Дорисуй по клеточкам(зеркальное отражение). Рисование и масштабирование по сетке (копирование фотографий, изображений). Изображение различных объектов – пошаговые визуальные инструкции (животные, птицы, рыбы, цветы, ягоды, деревья и кусты, овощи, фрукты, насекомые, люди, посуда, одежда, куклы, игрушки, интерьер, музыкальные инструменты, флаги мира, узоры, орнаменты, герои мультфильмов, знаки зодиака, транспорт, пейзаж и пр.). Рисование с натуры (натюрморты). Компьютерная графика и анимация (для детей 5 - 10 лет). Конструкторы мультфильмов(компьютерные программы для создания мультфильмов). Программа для подготовки к школе «Учись – рисуя».

1

2 шагов в цикле обучения малышей базовым навыкам рисования

Примеры карт-тренажеров для развития базовых навыков рисования

 

В основе этих упражнений представлены достаточно простые графические объекты, доступные для восприятия детям от 5 до 7 лет. Для начальной школы (возраст от 7 до 10 лет) предусмотрены более сложные карты-тренажеры.  

Великолепным упражнением для развития глазомера и мелкой моторики является копирование графических объектов с помощью сетки и такие упражнения встроены почти во все карты-тренажеры. Проблема в том, что дети дошкольного возраста с трудом воспринимают этот метод построения графических изображений. Поэтому процесс освоения способа рисования по сетке необходимо начинать с самых элементарных объектов (линии, простые геометрические фигуры).  

Можно также использовать способ построения графических изображений по опорным точкам. Этот метод также предусмотрен в картах-тренажерах.

То есть в одной карте-тренажере представлены различные способы рисования: раскрашивание контурного рисунка (техники штриховки цветными карандашами, заливки фломастерами), обводка контурных линий шариковой ручкой, построение графических объектов по сетке (матрицы 9 х 9, 3 х 3, 2 х 2), масштабирование по сетке (увеличение линейных размеров рисунка в 2 раза),  рисование по опорным точкам, изображение графических объектов без помощи сетки (построение рисунка на основе использования вспомогательных линий). 

Можно подготовить дополнительно много вариантов карт-тренажеров для решения различных задач в цикле обучения малышей основам рисования.  При этом необходимо обеспечивать принцип - разделение технологического процесса изображения графических объектов на отдельные элементарные операции, которые можно освоить через репродуктивное выполнение простых упражнений. 

Необходимо иметь в виду, что карты-тренажеры предназначены только для решения узких задач (формирование и развитие глазомера, сенсорики и мелкой моторики). Для развития творческих способностей необходимо использовать другие технологии, методики и средства.

 

                Карты-тренажеры повышенной сложности

http://www.ikt-school.com/ http://ikt-det.jimdo.com/

infourok.ru

Учебное пособие «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»

Транскрипт

1 Учебное пособие «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»

2 Введение Учебное пособие «Нетрадиционные техники рисования», разработанное к образовательной программе «Изобразительное искусство с использованием нетрадиционных техник рисования», направлено на повышение интереса обучающихся к изобразительному искусству, развитие воображения и наблюдательности, реализацию их творческих способностей. Учебное пособие познакомит с самым широким диапазоном возможностей, которые дают акварель, гуашь и другие краски на водной основе, и, избавив от некоторых стереотипов, вдохновит обучающихся на новое творчество. Некоторые способы техники рисования могут показаться более привлекательными, другие менее, но следует изучить все. Ведь именно знание всех возможностей художественного материала и техники выполнения даст истинную свободу самовыражения и возможность передать свои мысли, чувства и впечатления. Однако необходимо помнить, что техника лишь инструмент, а главным остается содержание картины. В данном учебном пособии материал предложен с учетом тематической последовательности, снабжен пояснительными инструкциями и иллюстрирован детскими рисунками, выполненными обучающимися учебной группы «Юный художник» МОУ ДОД «Центра детского творчества» под руководством автора.

3 Рисование губкой Губка, с ее способностью впитывать и отдавать краску, представляет совершенно особый инструмент живописи, способный выполнять много функций. Ее можно использовать для увлажнения бумаги, для удаления краски, писать композицию, передавать текстуры, и для того, чтобы убрать избыток влаги. Можно создавать интересные узоры и фактурные эффекты способом отпечатывания на бумаге. Лучше всего иметь несколько губок разных размеров и мягкости. Маленькие губки необходимы для деталировки. Материалы: акварельные краски или гуашь, губки, бумага, вода, палитра. Нанесение отмывки при помощи губки 1. Окуните губку в заранее разбавленную краску. Краска должна хорошо пропитаться, но не капать с нее. 2. Наносите отмывку на бумаге, ведя работу сверху вниз, как если бы вы работали кистью. Делайте это легко и осторожно, чтобы избежать образования лужиц. Передача форм и текстуры 1. Окуните губку в краску. Отжимая ее, можно удалить, избыток или даже большую часть краски по мере необходимости. 2. Наносите краски губкой осторожным прикосновением, чтобы получился пятнистый рисунок. Вы можете сочетать несколько цветов. Однако если хотите, чтобы текстура губки сохранилась, следует, подождать пока высохнет, первый слой, иначе краски смешаются. Также попробуйте использовать заранее приготовленный трафарет, можно наносить отпечатки как вокруг силуэта, так и внутри.

4 Рисование пальцами Пальцы художника могут играть в живописи очень значительную роль. Речь идет непосредственно о самой живописи, вам не стоит бояться использовать собственные пальцы для создания особых эффектов. Они не хуже любого другого инструмента, а знаки, которые они оставят, будут зависеть от качества бумаги и от ваших движений. Материалы: гуашь или акварель, бумага, палитра, вода. 1. Указательным пальцем зачерпните краску из чашечки или с палитры. 2. Прижмите к листу бумаги, чтобы оставить отпечатки пальцев. 3. Обмакните сразу несколько пальцев в разбавленную краску. 4. Закрасив отпечатками пальцев, определенное место на бумаге проведите смоченными в краске пальцами несколько линий.

5 Рисование воском Воск - маслянистое и водоотталкивающее вещество, его можно использовать для изоляции сберегаемых участков. Вы можете взять восковую свечу или специальные восковые карандаши нужного цвета. Процесс заключается в том, что изолируемый участок покрывают восковым карандашом, а затем работают акварелью. Воск трудно удалить, поэтому нужно заранее определить место его применения. Его можно применять при рисовании бликов на натюрмортах, при рисовании деревьев и веточек, воды и так далее. Материалы: акварельные краски, свеча или восковые карандаши, бумага, вода, палитра. 1. Сначала сделайте рисунок воском на бумаге. 2. Нанесите краску, как обычно, стараясь избегать повторных мазков. После многократного покрытия акварелью воск может частично и даже полностью впитать краску. На крупнозернистой бумаге воск покрывает только верхушки зерен, что дает возможность заполнить незавощенные углубления акварелью. Этот эффект может с успехом применяться при изображении теней или травинок, а также для обозначения фактуры любой поверхности.

6 Эффект потрескавшегося воска А вот еще один способ работы восковыми карандашами. Материалы: восковые карандаши, тонкая бумага, гуашь, кисти, утюг. 1. Нарисуйте восковыми карандашами крупный рисунок, при этом сильно нажимая на карандаши. 2. Закрасьте фон восковыми карандашами так, чтобы не было просветов. 3. Сомните рисунок, начиная с краев. Не торопитесь, не порвите бумагу. 4. Разверните рисунок, расправьте его. 5. Закрасьте темной краской весь рисунок, кистью старайтесь загнать краску во все трещинки. 6. Помойте рисунок с обеих сторон под краном. Высушите. 7. Прогладьте его утюгом, положив между бумагой.

7 Существует большое количество самых обычных предметов, встречаемых в повседневной жизни, которые можно использовать для нанесения на бумагу. В сущности их столько, сколько способен придумать художник. Кусочек промокательной бумаги можно использовать как штамп для создания одинаковых форм, к примеру, группы домов или воздушного змея в движении. Материал: гуашь или акварель, бумага, несколько бумажных заменителей кисти, вода, палитра. Рисование с промокательной бумагой Ход работы 1. Придайте форму кусочку промокательной бумаги и окуните его в жидкую краску. 2. Затем прижмите его к бумаге, чтобы отпечатался рисунок. 3. Возьмите другой кусочек бумаги и окуните край импровизированной «кисти» в жидкую краску. 4. Теперь напишите с помощью аппликатора прямые линии. 5. Экспериментируя с тем же картоном, один конец прижмите к бумаге, а свободным краем вращайте по окружности, приводя в соприкосновение с бумагой через определенный интервал. Во второй части целиком прижмите к бумаге. Помните, что влага размягчает. Если использовать один и тот же лист бумаги не однократно, он теряет форму. Такой аппликатор хорошо работает, когда вам надо записать небольшие участки.

8 Рисование при помощи картофелины С помощью самой обычной картофелины вы можете получить бесконечное количество рисунков. Вы можете ее просто разрезать пополам, или вырезать из нее различные формы и использовать в качестве штампа. Материалы: картофелина, гуашь или акварель, бумага, мыло. 1. Разрежьте картофелину на две половины. Одну половину обрезанной стороной опустите в краску. 2. Прижмите картофелину окрашенной стороной к бумаге. В зависимости от силы давления и количества краски одна и та же форма может давать различные изображения. 3. Из другой половинки вырежьте звезду или облако. Окуните форму в жидкую краску. 4. Отпечатайте изображение на бумаге тем же способом, что был описан выше, и дав высохнуть, сделайте отпечаток вырезанной фигуры поверх первого отпечатка. 5. Для создания отпечатков с разводами похожими на ветви деревьев смешивайте краску с мылом.

9 Техника «разбрызгивания» Результаты разбрызгивания зависят от нескольких факторов: плотности краски, расстояния кисти от бумаги во время разбрызгивания, наклона бумаги, наличия или отсутствия влаги на бумаге. С помощью этой техники можно создать впечатление цветка и воспроизвести фактуры дерева, покрытой галькой земли, пористого камня или падающего снега. Разбрызгивая краску, помните, что не можете контролировать размер падающих на бумагу капель. Эта техника весьма непредсказуема и поэтому требует практики. Для разбрызгивания можно брать любую краску, главное, чтобы она не была слишком густой и прилипала к кисти. Форма пятен практически сама диктует дальнейшее развитие сюжета картины. Материалы: акварельные или гуашевые краски, бумага, кисти, зубная щетка, трафареты. Разбрызгивание с помощью кисти 1. Наберите краску кистью. 2. Стукните легонько рукой, держащей кисточку. 1. Приготовьте трафарет, чтобы закрыть места, которые вы хотите защитить от краски. 2. Возьмите зубную щетку и пропитайте ее краской. 3. Держа горизонтально над поверхностью бумаги с трафаретом, щетиной вверх, проведите по ней указательным пальцем или ручкой другой кисти. Использование зубной щетки

10 Техника «выдувания» Метод выдувания ртом и соломинкой позволяет в известной степени контролировать получаемые результаты. Очень важно подождать, пока не высохнет один тон, прежде чем наносить второй, если не хотите их смешивать. Эффект пятен может быть получен с помощью фена. В рисовании пейзажей в данной технике можно рисовать старые или сухие деревья, направляя поток воздуха из трубочки в нужном направлении. Материалы: тушь или акварель, бумага, трубочка или соломинка, вода. 1. Выжимайте краску с кисти на бумагу, пока не получите каплю желаемого размера. 2. Дуньте через соломинку на сгусток краски, чтобы распылять ее во всех направлениях.

11 Техника живописи маленькими точками краски, наносимыми концом кисти, получила название «пуантилизм». Как и в традиционной акварели, в данной технике вы работаете от светлого к темному, начиняя с самых светлых тонов и затем добавляя темные. Этот метод требует терпения, большой наблюдательности и тонкого чувства цвета. Материалы: акварельные краски, бумага, тонкая кисть, вода, палитра. 1. Обведите форму контуром, работая светлыми тонами и одновременно определяя общую тональную шкалу изображения. 2. Далее нанесите промежуточные тона. 3. Закончите самыми темными тонами и нанесите больше точек в слишком светлых местах. Техника «маленькими точками» В технике «пуантилизма» можно работать губкой, косметическими палочками, сухой кистью, пальцами.

12 Техника «сухая кисть» Что это за техника, ясно из самого названия: изображение выполняется минимальным количеством краски, так что мазок тонирует бумагу лишь частично. Такой прием может понадобиться для изображения листвы или травы, дождя в пейзаже, волос или меха в портрете и шерсти при рисовании животных. Материалы: акварельная бумага, акриловые или гуашевые краски, щетинная кисть, вода. 1. Наберите краску, слегка увлажнив ее. 2. Осторожно разнесите краску по поверхности бумаги.

13 Рисование с солью Соль применяется для получения фактур. Если насыпать несколько крупинок соли на сырую краску, она впитает ее и высохнет, образуя увлекательные фигуры, похожие на снежинки. Результат может быть различным, в зависимости от количества крупинок соли и расстояний между ними. Влага также играет важную роль. Чем краска сырее, тем шире пятна от каждой крупинки. Большое количество соли произведет эффекты, которые будут имитировать фактуру пористого камня, снега, или определенного типа растительности. Материалы: акварельные краски, бумага, кисти, вода, палитра. 1. Намочите бумагу. 2. Нанесите ярко краску полосками, пятнами, кому как захочется. 3. На сырую краску насыпьте крупную соль. 4. Дайте просохнуть рисунку. Соль можно смахнуть или оставить.

14 Рисование с мылом Смесь мыла и краски дают интересные эффекты. Мыло придает краске плотность, но не дает блеска. Поскольку краска становится гуще, мазки заметны: их можно использовать для имитации фактур. Пузырьки на поверхности бумаги образуют интересные кольцеобразные формы. Краска соберется там, где больше мыльной пены. Интересные узоры, созданные этой техникой, не видны, пока не высохнет краска. Материалы: мыло, акварельные или гуашевые краски, бумага, кисти, вода, палитра. 1. Возьмите кистью краску из чашечки или палитры. 2. Наберите немного мыла. 3. Наносите краску, слегка втирая ее в бумагу круговыми движениями кисти. Использование жидкого мыла и трубочки 1. В крышке смешайте гуашь, мыло и воду. Гуаши 5 столовых ложек, мыла 1, воды 1 чайную ложку. 2. Опустите в смесь трубочку и подуйте так, чтобы получились мыльные пузыри. 3. Возьмите лист бумаги и осторожно прикасайтесь ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу. 4. Получаются удивительные отпечатки, которые можно дорисовать.

15 Техника «по сырому» Техника «по сырому» это нанесение акварельных красок на влажную бумагу. Цвета перетекают один в другой, не образуя резких границ и очертаний, контролировать то, что происходит на бумаге, можно лишь частично, и именно такая непредсказуемость привлекает художников. Данная техника идеально подходит для изображения неба и воздушности облаков. Некоторые работы требуют комбинации техник, так как ее части могут требовать четкости, определенности контуров. Поэтому оставляйте эти участки на своей работе сухими или подождите, пока они высохнут. Материалы: акварельные краски, акварельная бумага, кисти, вода. 1. Смочите бумагу кистью, губкой или подержите ее под краном. 2. Нанесите рисунок кистью, краска начнет произвольно растекаться. 3. После высыхания проанализируйте результат, и по мере необходимости добавьте отдельные мазки, проработайте детали. Если бумага слишком влажная, можете подождать, пока влага испарится или убрать избыток воды на ткань, сухой кистью, губкой и т.д.

16 Выскабливание краски Эту технику также называют словом сграффито, что в переводе с итальянского значит «царапать» или «удаление сухой краски». Она используется в тех случаях, когда требуется оставить не закрашенными мельчайшие участки бумаги. Это могут быть тончайшие блики на узких листьях травы, тонкие стебли растений, что изображены на переднем плане пейзажа, рефлексы на стекле и воде, узор на ткани. Это полезный метод для изображения текстуры ткани, дерева, для получения эффекта солнечных лучей. Для снятия краски берут острые предметы, например, плакатный нож, однако следует следить за тем, чтобы острие не порвало бумагу. Для работы можно использовать кончики ногтей и наждачную бумагу, пластиковую карточку. Материалы: плакатный нож, акварельные краски, акриловые или гуашевые краски, бумага, кисти, вода. 1. Закрасьте определенный участок слоем краски. 2. Проведите ножом по закрашенной поверхности в любом направлении. 3. По свежей краске проведите пластиковой карточкой. 4. После того как краска высохнет, с легким нажимом потрите поверхность бумаги наждачной бумагой. Расческа еще один предмет из повседневной жизни, с помощью которого можно добиться определенных фактурных эффектов. Зубья расчески оставляют равномерные следы, имитирующие текстуру волос, травы или ткани.

17 Матовый эффект Термином «матовая» на самом деле обозначают непрозрачную, или корпусную, краску на водной основе. Матового эффекта в акварельной живописи достигают, применяя белую гуашь. Эта техника применяется для получения эффекта туманного пейзажа или фактуры бархата. Ее можно применять для уменьшения яркости тонов. Смесь акварели с гуашью отличается от чистой гуаши, характеризующейся сходством с пастелью, большей воздушностью и легкостью. Материалы: белая гуашь, акварельные краски, бумага, кисти, вода, палитра. 1. Возьмите кистью краску. 2. Добавьте немного белой гуаши. Помните, что злоупотребление этой техникой может нарушить присущую акварельной краске прозрачность и испортить цвета.

18 Техника «смывание» Это одна из самых необычных и трудоемких техник, в которой используются характерные свойства туши и гуашевых красок. Прием смывания заключается в том, что на начальной стадии густыми гуашевыми или акварельными красками делают некое изображение, затем покрывают весь рисунок водостойкими чернилами или тушью, а после смывают их под краном. Материалы: гуашевые краски, тушь, акварельная бумага, кисти, вода. 1. Сделайте изображение гуашью, смешивая, цвета с белой гуашью или покройте ею после высыхания. 2. После высыхания некоторые участки или полностью рисунок покройте тушью. Дождитесь полного высыхания. 3. Ополаскивайте бумагу водой, перемещая лист и регулируя количество смываемой краски так, чтобы она смылась не полностью.

19 Рисование по оттиску Если вы рисуете карандашом на сильно текстурированной бумаге, большая часть пигментов распределится по самому верхнему слою поверхности; оттиск осуществляется по тем же принципам. «Слепые» линии вдавливаются в бумагу спицей или ручкой кисти, а когда сверху пройдетесь цветным карандашом, то линии останутся белыми. Этот метод также называется рисованием белыми линиями. Оттиск можно использовать, для разнообразия и пригоден для создания довольно сложных узоров. Материалы: цветные карандаши, спица, калька, бумага. 1. Нарисуйте рисунок на бумаге. 2. Скопируйте на кальку. 3. Переложите кальку на рабочую поверхность, зафиксируйте, чтобы избежать скольжения. 4. По всем линиям пройдитесь простым твердым карандашом, чтобы можно было следить за тем, какие линии уже прорисованы. 5. Цветными карандашами закрасьте поверхность листа. Для контраста с белыми линиями возьмите темные оттенки карандашей.

20 Процарапывание рисунка Как бы это не казалось удивительным, маленький ножик тоже может быть использован в живописи. Процарапывание рисунка острием ножа по самому верхнему слою бумаги позволит краске проникнуть глубже и усилить тон. Вы можете работать как до, так и после нанесения живописи. Материалы: нож, акварельные краски, кисти, бумага, вода. Вариант Нанесите краску на участок, предназначенный для процарапывания. 2. Процарапайте линии рисунка, пока краска еще сырая. Рисунок проявится немедленно. Вариант Процарапайте рисунок на бумаге до краски. 2. Нанесите краску поверх линий, и рисунок проступит сразу же, как только на него попадет краска.

21 Гравюра на картоне Гравюра один из видов графики, позволяющий получать печатные оттиски художественных произведений, выполненные на твердом материале. Мы рассмотрим два вида: гравюра на картоне и линогравюру. Материалы: картон, ножницы, клей, тушь, губка или кисть, бумага. 1. Выполнить эскиз на альбомном листе. 2. Перевести рисунок на картон и вырезать по частям. 3. Приклеить части рисунка на новый картон, так чтобы получился рисунок как на эскизе. 4. Обмакнуть губку в тушь и густо закрасить получившийся рисунок. 5. Сделать отпечаток на приготовленный лист бумаги.

22 Линогравюра Изображение, полученное, в результате оттиска на бумаге с печатной формы в данном случае с линолеума выполняется специальными резцами (штихелями). Материалы: линолеум, штихель или канцелярский ножик, тушь, губка или кисть, бумага. 1. Нанесите рисунок на линолеум. 2. Штихелем провести по контуру рисунка таким образом, чтобы оставалась бороздка - углубление. 3. Нанести краску. 4. Выполнить отпечаток.

23 Монотипия Термин монотипия означает одноразовую печать. С одного образца может быть сделан один отпечаток. Таким образом, каждый рисунок получается уникальным. Материалы: стекло, пластик или клеенка, гуашь или акварель, мыло, губка или кисть, бумага. 1. Нанесите краску на поверхность стекла, пластика или клеенки. Можно развести краску с мылом и наносить круговыми движениями. 2. Накладываете лист бумаги на накатанную краской поверхность. 3. Прижимаете и разглаживаете ее руками. 4. Плавно снимаете лист. Всмотритесь, увидев какой-то образ, можно слегка доработать оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.

24 Граттаж Граттаж способ выполнения рисунка путем процарапывания бумаги пером или другим острым инструментом. Материалы: цветные восковые карандаши, бумага, гуашь, кисти, острый предмет для процарапывания рисунка (шило, перо). 1. Закрасьте фон восковыми карандашами так, чтобы не было просветов. 2. Закрасьте темной (черной, синей, фиолетовой) краской весь рисунок, по мере высыхания наложить второй слой, где остались просветы. 3. Дайте рисунку высохнуть. 4. Слегка нанесите рисунок простым карандашом. 5. Начните процарапывать рисунок с переднего плана.

25 Список литературы: 1. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф.фак.пед.ин-тов -3-е изд., доп. и перераб. М.: АГАР, с. 2. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учебное пособие/ю.м. Кирцер. -5-е изд., стер. М.: Высшая школа, с.: ил. 3. Сокольникова Н.М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -2-е изд., стереотип. М.: Академия, с. 4. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: ВЛАДОС, с. 5. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец «Черчение, рисование и труд». -2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, с. 6. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. М.: Эксмо, с., ил. 7. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. -3-е изд., доп. и перераб. М.: Владос, с. 8. Харрисон Х. Рисунок и живопись. Полный курс./ Пер. Е.Зайцевой. М.: Эксмо, с., ил. 9.Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. Наглядное пошаговое руководство и вдохновляющая галерея законченных работ: пер. с англ. Герасиной О., Давыдовой А. М.: АСТ: Астрель, с.; ил. 10. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. М.: Сфера, с. 11. Уотт Ф. Я умею рисовать/ Пер. с англ. О. Солодовниковой. М.: РОСМЭН-ИЗДАТ, с. 12. Уотт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых/ Пер. с англ. М.Д.Лахути. М.: Росмен-Пресс, с.: ил. 13. Гуашь: шаг за шагом: пер. с англ. М.: АСТ: Астрель, с.: ил. 14. Беррилл Ф.Рисуем пастелью./ Пер. с англ. Н.В. Микелишвили. М.: Мир книги, с.: цв. ил. 15. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки/ А. А. Фатеева Художник А. А. Селиванов. (Детский сад: день за днем. Практическое приложение) - Ярославль: Академия развития, с.: ил.

docplayer.ru

Книги на выходные. 10 старинных пособий по живописи и рисованию: leninka_ru

1. Леонардо да Винчи. Избранные произведения: В 2 т. / Перевод, статьи, комментарии А.А.Губера, А.К.Дживелегова, В.П.Зубова, В. К. Шилейко ; Ред. А.К.Дживелегова. — М.; Л.: Academia, 1935. — 2 т.; 17 см. — (Искусствоведение).Т. 2 [Текст]. — 1935. — 491 с.

(Первый том у нас тоже есть, но он посвящён науке. Двухтомник переиздан в 2010 году издательством Студии Артемия Лебедева.)

2. Гупиль, Фредерик Август. Руководство к живописи масляными красками с прибавлением небольшого трактата о реставрировании картин / Сочинение Гупиля, профессора рисования, ученика Ораса Верне; Перевод, предисловие и дополенния П.Маркова. — Санкт-Петербург, 1881. — 142, II с.; 20 см.

3. Цвета и краски: Практическое руководство для занимающихся рисованием и живописью / Составил преподаватель Нижегородского среднего механико-технического училища художник Д.И.Хмельницкий. — 2-е изд. — Нижний Новгород, 1908. — [2], 67 с., 4 л. ил.; 25 см.Содержание: Предисловие. — Введение. — Пѳрспектива, происхождение ордеров и происхождениеорнамента. — Живопись. Цвета и краски. — Акварель. Краски для акварели, основные правила при риосвании акварелью. — Живопись масляными красками. — Краски для масляной живописи, основные правила при рисовании масляными красками, техника и требования, которым подчиняются произведения искусства. — Живопись по фарфору и фаянсу. Необходимые условия при живописи по фарфору и фаянсу, барабатин и обжигание. — Живопись по финифти. Эмаль, приготовление финифти и живопись на ней. — Живопись на тканях. — Краски, приготовление ткани для живописи, апретура и бронзовые лаки. — Цвета и их комбинации.

4. Искусство для всех. Школа рисования, живописи и прикладного искусства / Под ред. проф. А.В. Маковскаго и Вадима Лесового; при участии И.Е.Репина и др. — СПб: Благо, [1914?]–ценз. 1916. — 24 см.Том 1. — [1914?]. — VI, 96 с., [6] л. цв. ил.Том 3. — [1914?]. — IV, 96 с., [1] л. ил.Том 4. — [1915?]. — IV, 96 с., [3] л. ил.Том 5. — [1915?]. — IV, 96 с., [2] л. ил., цв. ил.Том 6. — [1916?]. — 112, [3] с., [9] л. цв. ил.Том 7. — [1915?]. — III, 114 с., [5] л. цв. ил.

5. Азбука рисования [Текст]: курс графической грамотности: объяснительный текст к 18-ти таблицам: пособие для учителей и родителей / Сост. преподавательница школы А.В.Жекулиной В.Малиновская. — Киев, 1905 (на обложке 1904). — 26 л. ил., цв. ил.: ил.; 35х52 см.

6. Аугсбург де Реско, Лео (1859–?). Рисование по американской системе: Руководство для учителей и родителей: С 142 рисунками / Перевод с английского О.Ивановой. — Санкт-Петербург, ценз. 1905. — [2], 100 с.: ил.; 23.

7. Первухин Л.П. Новая полная школа для самообучения художественной живописи: Рисование карандашом, тушью, сепией, акварельными и масляными красками, тушью и пастельными карандашами по бумаге, картону, полотну, бархату, атласу и дереву: Изучение живописи по новейшим упрощённым методам : В 2 ч. и 4 отделениях, с атласом копий с оригиналов знаменитых художников для копирования и очерком В.Б. «Искусство живописи и жизнь» / Составил по лучшим иностранным руководствам, согласно указаниям профессоров итальянской, французской, немецкой и английской академий художеств художник Л.П.Первухин. — 2-е изд. — [Москва]: тип. «Печать и гравюра», [1908]. — 216 с., 9 л. ил.; 23.

8. Иосифов, Н. Наглядное обучение черчению и рисованию по системе воспитания Фребеля: Методическое руководство для родителей и элементарных учителей / Составил учитель рисования и черчения Н.Иосифов. — Санкт-Петербург: Товарищество «Общественная польза», 1866. — IV, 35 с. : ил.; 15х22. — На титульном листе номер издания: № 195.

9. Андерсон, Эдуард. Лакировщик и живописец, или Руководство, по которому не умеющий рисовать может научиться / Сочинение, составленное английским живописцем Эдуардом Андерсоном. — Москва: тип. В. Кирилова, 1838. — 118, VII с.; 17.По этому руководству на самом деле рисовать научиться нельзя, но оно содержит старые рецепты лаков и красок, а также указывает на их применение.

10. Школа рисования: художественное издание с текстом. — Москва: в типографии Ведомостей Московской городской полиции, 1859–1861. — 29 см.Год второй. — 1859. — № 1–24.Год третий. — 1861. — № 11. [В 1860 г. журнал не издавался.](Из статьи «О выражении страстей вообще»)

Содержание журнала | Приглашаем к взаимной дружбе!

leninka-ru.livejournal.com


Смотрите также