Презентация "Красота русского костюма". Презентация поэтапное рисование русского народного костюма


Презентация - Русский народный костюм

Слайд №2 Цели занятия.Познакомится с русским народным костюмом, с творчеством русского народа, его культурой и традициями.Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа, духовной культуре.Развивать эстетический и художественный вкус.Прививать интерес к русскому народному творчеству. Слайд №3 Одежда на Руси.Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани. Слайд №4 Праздничная и будничная одежда.Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества. Слайд №5 Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. Слайд №6 Праздничная одежда, север России Слайд №7 Женская праздничная одежда Рязанской и Воронежской губерний Слайд №8 Женская праздничная одежда, Тамбовской и Курской губернии Слайд №9 В народе русский костюм описывают так:Заговор-заклятье.Пойду ль я во чисто поле –Под красное солнце,Под светел месяц,Под полетные облака,Стану я во чистом полеНа ровное место,Облаками облачуся,Небесами покроюся,На главу свою кладуКрасное солнце,Подпояшусь светлыми зорями,Обтычуся частыми звездами,Что вострыми стрелами –От всякого злого недуга. Слайд №10 Украшения костюмаУкрашения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл:Слава божеству! Праздник.Просьба плодородия.Благодарность богу за содеянное. Слайд №11 ВышивкаВышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей, известно с давних времен. Слайд №12 ВышивкаВышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Слайд №13 Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты. Слайд №14 Женский костюмОсновными частями женского народного костюма были рубаха, передник или занавеска, сарафан, понева, нагрудник и шушпан. Слайд №15 Женский костюмРубахи и сарафаны украшались вышивкой. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки, повойники были самой невиданной формы. Очень любили на Руси душегрейки, которые надевали поверх сарафана и шили из дорогих тканей. Слайд №16 РубахаРубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица. Слайд №17 СарафанСарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой,серебряным кружевом, узорными пуговицами. Слайд №18 ЕпанечкаЕпанечка — короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.Душегрейка.Она напоминала маленький сарафанчик и надевалась поверх сарафана, шили ее из дорогих тканей. Слайд №19 Понёва Понева — древняя одежда. Юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском — гашником; ее носили только замужние женщины. Слайд №20 ПередникСамой декоративной, богато украшенной частью женского русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди.Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором. Цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Слайд №21 Головной уборГоловной убор, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева,птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани. Слайд №22 Женские головные уборы Слайд №23 1. «Сорока» с рогатой «кичкой»-Тамбовская губ., 2 пол.19в. 2. «Сорока с мохрами»-Орловская губ., 2 пол.19в. 1. 2. Слайд №24 1. Кокошник -Московская губ., 2 пол.18в. 2. «Сборник»-Вологодская губ., 2 пол.19в. 3. «Повязка»-Нижегородская губ., нач.19в. 4. «Повязка»-центр России, 18в. Слайд №25 Женские украшенияДевичьи накосникиГайтан Слайд №26 Свадебный костюмСвадебный наряд шили задолго до торжества, так как он требовал много времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались, оберегали от злых сил и напастей символами и орнаментами,утверждающими счастье, долголетие, здоровое потомство. Слайд №27 Свадебные головные уборы Слайд №28 Мужской костюмКостюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром.Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки,завязывались на талии шнурком – гашником. Слайд №29 Праздничная мужская одежда, Пензенской и Вологодской губерний Слайд №30 Рубаха украшалась вышивкой Слайд №31 Верхняя мужская одежда.Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, зимой – овчинные нагольные шубы.Кафтан, надевали поверх зипуна. Для его отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетеные из шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы. Слайд №32 ПуговицаСамой дорогой и модной вещью в костюме была пуговица. На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья. Слайд №33 Русский народный костюм в произведениях известных художниковИ.А. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в кокошнике.И.А. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в кокошнике. Слайд №34 Русский народный костюм в произведениях известных художниковВ.Е. Маковский. КрестьянкаА.Г.Венецианов. На пашне. Слайд №35 Спасибо за внимание!

volna.org

Презентация к уроку ИЗО по теме "Народный праздничный костюм"

НАРОДНЫй праздничный костюм ТЕМА

НАРОДНЫй праздничный костюм

ТЕМА

http://vserisunki.ru/publ/raznoe/ostalnoe/kak_narisovat_russkij_narodnyj_kostjum_karandashom_poehtapno/66-1-0-278

http://vserisunki.ru/publ/raznoe/ostalnoe/kak_narisovat_russkij_narodnyj_kostjum_karandashom_poehtapno/66-1-0-278

Этап 1. Сперва проведем начальные линии женской и мужской фигур. Два круга — головы, шеи, четырехугольники – тела, линии рук и ног.

Этап 1. Сперва проведем начальные линии женской и мужской фигур. Два круга — головы, шеи, четырехугольники – тела, линии рук и ног.

Этап 2. Начинаем обводить круги плавными линиями, постепенно придавая контуры лицам. Показываем линии щек, подбородков, ушей, и начала шеи.

Этап 2. Начинаем обводить круги плавными линиями, постепенно придавая контуры лицам. Показываем линии щек, подбородков, ушей, и начала шеи.

Этап 3. Теперь нарисуем выражения лица. Пользуясь вспомогательной линией внутри круга, показываем глаза с ресницами, над ними брови, очертания носа с ноздрями и губы в приветливой доброжелательной улыбке.

Этап 3. Теперь нарисуем выражения лица. Пользуясь вспомогательной линией внутри круга, показываем глаза с ресницами, над ними брови, очертания носа с ноздрями и губы в приветливой доброжелательной улыбке.

Этап 4. Здесь девушке мы рисуем красивую толстую заплетенную косу, спадающую вперед, голову обведем полукругом — кокошником — русским национальным головным убором. Из-под кокошника видны кружева, обрамляющие лоб. На ушках покажем красивые сережки в форме ромба, конец косы украшен атласным бантом. На голову парня наденем фуражку с козырьком, на боку которой прицеплена розочка.

Этап 4. Здесь девушке мы рисуем красивую толстую заплетенную косу, спадающую вперед, голову обведем полукругом — кокошником — русским национальным головным убором. Из-под кокошника видны кружева, обрамляющие лоб. На ушках покажем красивые сережки в форме ромба, конец косы украшен атласным бантом. На голову парня наденем фуражку с козырьком, на боку которой прицеплена розочка.

Этап 5. Начнем рисовать именно костюмы (одежду). На ней — рисуем воротничок-стойку, грудной отдел сарафана и поясок под грудью. На шее две нити бус, рисуем их кружочками. На нем — рубаха с воротничком-стойкой, рубаха довольно длинная, закрывает верх шароваров, подпоясана ремнем.

Этап 5. Начнем рисовать именно костюмы (одежду). На ней — рисуем воротничок-стойку, грудной отдел сарафана и поясок под грудью. На шее две нити бус, рисуем их кружочками. На нем — рубаха с воротничком-стойкой, рубаха довольно длинная, закрывает верх шароваров, подпоясана ремнем.

Этап 6. Покажем на правой руке рукав от рубашки, схваченный внизу у кисти манжетой. У парня также рукав рубахи закрывает саму руку. Этой же рукой он держит национальный музыкальный инструмент — балалайку. Рисуем треугольник, от которого отходит ручка балалайки, на ней струны.

Этап 6. Покажем на правой руке рукав от рубашки, схваченный внизу у кисти манжетой. У парня также рукав рубахи закрывает саму руку. Этой же рукой он держит национальный музыкальный инструмент — балалайку. Рисуем треугольник, от которого отходит ручка балалайки, на ней струны.

Этап 7. Дорисовываем левые руки у обоих персонажей. У девушки в пальцах зажат платочек. Левой рукой парень держит ручку балалайки, зажимая струны.

Этап 7. Дорисовываем левые руки у обоих персонажей. У девушки в пальцах зажат платочек. Левой рукой парень держит ручку балалайки, зажимая струны.

Этап 8. Заканчиваем рисовать русские национальные костюмы, изображая подол сарафана и брюки. Сарафан расклешенный книзу, собран складками. Брюки — шаровары, довольно широкие, заправлены в сапоги. Ноги рисуем вдоль прямых из этапа 1.

Этап 8. Заканчиваем рисовать русские национальные костюмы, изображая подол сарафана и брюки. Сарафан расклешенный книзу, собран складками. Брюки — шаровары, довольно широкие, заправлены в сапоги. Ноги рисуем вдоль прямых из этапа 1.

Этап 9. Теперь на сарафане рисуем узоры — линии вертикальные и горизонтальные. Посередине ряд пуговиц. Шаровары парня делаем полосатыми.

Этап 9. Теперь на сарафане рисуем узоры — линии вертикальные и горизонтальные. Посередине ряд пуговиц. Шаровары парня делаем полосатыми.

Этап 10. Кокошник девушки украшаем затейливым орнаментом (см. в увеличенном виде). А также украсим и рубаху парня. Это узоры из завитков и листочков впереди на груди, по воротнику и низу рубахи. ом поэтапно

Этап 10. Кокошник девушки украшаем затейливым орнаментом (см. в увеличенном виде). А также украсим и рубаху парня. Это узоры из завитков и листочков впереди на груди, по воротнику и низу рубахи.

ом поэтапно

Этап 11. Раскрасим наши русские народные костюмы. В основном для наших костюмов девушек приняты ткани в красных, желтых, оранжевых цветах. Рубахи белые. У парней рубахи часто красного цвета, сапоги темные, брюки часто серые.

Этап 11. Раскрасим наши русские народные костюмы. В основном для наших костюмов девушек приняты ткани в красных, желтых, оранжевых цветах. Рубахи белые. У парней рубахи часто красного цвета, сапоги темные, брюки часто серые.

videouroki.net

Презентация - Русский народный костюм

Слайд №2 Народный костюм создавался с учетом того, что он не должен сковывать движений человека. Он защищал в жару и холод, был удобен при любых погодных условиях. Конструкция костюма часто не требовала употребления ножниц и большого мастерства от швеи, так как, изготовляя ткань, крестьянка рассчитывала ее на конкретный вид одежды.Верхнюю одежду не застегивали на пуговицы, а подпоясывали кушаком. Это делалось специально, чтобы любой член семьи мог ее надеть. Широкий запах одежды служил карманом. Полы женской одежды шились такой ширины, чтобы в них можно было завернуть ребенка. Слайд №3 В древности в качестве пеленки сыну служила рубаха отца, а дочери — рубаха матери. Она служила оберегом, защитой от злых сил. По этой же причине рубаш-ки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды. Свою рубаху нельзя было продавать, считалось, что с рубахой продашь и свое счастье, поэтому всегда так ценились люди, готовые отдать (подарить) последнюю рубашку. Рубаха обладала магической силой — если кто-то хотел причинить зло своему недругу, то достаточно было лишь на время завладеть его рубахой и произнести над ней заклинания, то есть навести порчу. Женская рубаха отличалась от мужской тем, что была длиной до пят. Ее изготовляли с прямым вырезом на груди, без воротника или с низким воротничком-стойкой. Готовя праздничную рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента. В рубахах, без другой одежды, женщины выходили на покос. Покосные рубахи чаще всего были белыми. Основным видом одежды, кото-рую человек носил от рождения до смерти, была рубаха . Часто парни и девушки еще в XIX в. до свадьбы ходили в одних руба-хах, перехваченных поясом. Само слово происходит от корня «руб» — кусок ткани, ведь слово «рубить» когда-то имело еще значение «резать». Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава. Слайд №4 На Руси никогда не ходили «распояской», а завязанный пояс сопровождал человека всю жизнь. Особенно неприличным считалось молиться Богу без пояса, обедать или спать без него. В народе говорили, что без пояса ходить грех. По поверью, подпоясанного человека бес боится; подпоясанного и леший в лес не заведет. Поэтому пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами, но и без них он представлял собой окружность (солярный знак) и являлся оберегом. Отсутствие пояса считалось признаком принадлежности к загробному миру. Например, считалось, что русалки одеты в белые рубахи, но обязательно без пояса.Детям пояс несколько раз оборачивали вокруг талии, так как он служил оберегом пупа, через который ребенок был соединен с матерью чревом.Пояс считался священным предметом, так как дарился каждому при крещении. Часто новорожденного в течение первых сорока дней не подпоясывали, и лишь спустя шесть недель крестная мать приносила ему в подарок поясок, рубашку и крестик. Эти предметы символизировали вхождение ребенка в мир людей.Известны разные пояса: вязаные, плетеные и тканые, украшенные на концах кистями, бахромой, лентами и бисером. Слайд №5 Мужской костюмМужской костюм во всех областях России был более унифицирован, чем женский, так как виды тяжелой физической работы под открытым небом были по сути одинаковы. В свободное от полевых работ время крестьяне отправлялись на заработки, они общались с жителями других губерний, с горожанами и многое перенимали друг у друга. Слайд №6 Основу мужского костюма составляли рубаха и порты (штаны) . Порты шились из неотбеленной ткани, домашней крашенины или из пестряди и собирались на поясе на шнурок-гашник. Пестрядь — пестрая ткань из пряжи, выкрашенной в разные цвета. Из ткани в клетку шили рубахи, а из полосатой ткани — штаны, которые назывались «синеполосые». Мужская рубаха шилась из целого полотнища, перегнутого на плечах, с вырезом для шеи и прямым разрезом слева, застегивающимся на пуговицу. Чаще всего носили рубаху с небольшим воротничком-стойкой. Под мышками вставляли куски ткани в виде ромбов — ластовицы.Длина мужской рубахи доходила до колен. У молодых парней — короче, у стариков — длиннее. Носили ее навыпуск, подпоясывали шнуром с кистями, завязанным сбоку. Вышивалась рубаха чаще всего красной нитью по подолу, обшлагам рукавов, воротнику и застежке. Готовя подарок жениху, невеста особенно старалась вышить верх груди, где, как считали, обитает душа. Слайд №7 Традиционной верхней одеждой был кафтан и его разновидности: полукафтанье, зипун. Кафтан был приталенным , с узкими рукавами и с небольшим стоячим или отложным воротником . Полукафтанье — укороченный (выше колен) кафтан. Также в дорогу в холодное время года поверх кафтана надевали длинный с широкими рукавами похожий на халат армяк. Шили его из домотканого сукна, как правило, коричневого цвета, без застежек и без подкладки. Слайд №8 Из дубленой овчины шили тулупы, одевавшиеся поверх другой верхней одежды. Богатой одеждой считалась шуба. Она шилась мехом внутрь, а сверху обшивалась дорогой тканью. Шуба — предмет русского костюма, но пользовались ею отнюдь не бедные люди. Самой распространенной обувью были лапти, закреплявшиеся на ноге лыковыми оборами — веревками, крепившимися к заднику лаптя и накрест обматывавшими голень поверх холстинных или суконных онучей. Зажиточные крестьяне к концу XIX в. ходили в смазанных дегтем кожаных сапогах с голенищами в складку, а сельские богачи носили лакированные сапоги с жесткими голенищами в форме бутылок. Слайд №9 Женский костюмРусский народный женский костюм в разных губерниях иногда сильно различался фасоном и деталями. Связано это было с тем, что женщина редко отлучалась из дома и, как правило, была мало знакома с чужими обычаями. Поэтому именно она являлась хранительницей традиций, в том числе и в области костюма. Слайд №10 Сарафан считается исконно русской женской одеждой. В действитель-ности сарафан известен на Руси лишь с XVI в., и до первой половины XVII в. так называлась мужская одежда. Слово «сарафан» произошло от персидского « serapa », что означало «почетная одежда». Дело в том, что привезенные дорогие восточные костюмы всегда подвергались так называемому второму крою, и название «сарафан» сначала закрепилось за особенно дорогой и нарядной одеждой царя и бояр. Со временем это название перешло на женский костюм, а затем стало означать не ткань, а фасон одежды. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам несколько раз в год и передавали по наследству. Праздничная одежда украшалась вышивкой, узорным ткачеством, различными нашивками. На Севере для украшения использовали речной жемчуг и рубленый перламутр. Слайд №11 Сарафанный комплект обычно включал в себя: рубаху, собственно сарафан, пояс и передник. Так называлась одежда, состоящая из двух не сшитых длинных полотнищ ткани, собранных на шнурок, их повязывали выше груди или на талии. Иногда передники делали с грудкой. В некоторых губерниях девушки могли надевать передник прямо поверх рубахи вместо сарафана. В Поволжье передник называли запоном. Праздничные передники вышивали красной нитью. По узору можно было многое узнать о жизни женщины, о ее желаниях, мечтах. В верхней, наиболее близкой к сердцу части передника выши-вали то, что женщина просит у Бога. Ромбо-точечный орнамент был пожела-нием плодородия и плодовитости, птицы были символами девочек, знаком верхнего мира; кони, связанные со средним, зем-ным миром, были символами мальчиков. Слайд №12 На иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная» И.Я. Билибин изобразил Василису одетой в занавеску. Занавеской называлась длинная туникообразная одежда с рукавами и с прямоугольным вырезом сзади до лопаток. Надевалась она через голову. По подолу и краям рукавов занавеска также украшалась вышивкой. Слайд №13 В холодную погоду русские женщины надевали душегрею (или душегрейку). Это была короткая свободная кофта, собранная в верхней части в мелкие складки. Душегрея была очень пышной в нижней части и лишь немного прикрывала талию. Шили ее из прямоугольного куска ткани, могли простегивать ватой и украшать мехом. В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина: «…на крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке…». Разновидностью душегреи была епанечка (епаничка) — короткая утепленная кофточка без рукавов и воротника, державшаяся на бретельках . Слайд №14 Головные уборыОбраз русской красавицы не мог считаться полным без головного убора. Девушки на Руси до замужества могли ходить с непокрытой головой, а волосы необходимо было заплетать в одну косу . Слайд №15 Самым распространенным головным убором девушки был платок. В старину девушки могли также украшать голову лентой, а по праздникам надевали головные уборы разной формы: и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами. Их называли венцы, почелки, перевязки, ширинки, кокошники, коруны . Слайд №16 Богатый большой платок — убрус — замужняя женщина надевала поверх кички или кокошника Молодые женщины, недавно вышедшие замуж, носили кокошники, но через некоторое время, особенно после рождения первого ребенка, они надевали кичкообразные головные уборы. В некоторых местах термин «кичка» относился ко всему головному убору, сложному по конструкции и состоявшему иногда более чем из десятка деталей.

volna.org

Презентация "Красота русского костюма" - изо, презентации

Презентация урока рисования в 5 классе «Красота русского костюма. Выполнение эскиза кокошника»

Презентация урока рисования в 5 классе

«Красота русского костюма.

Выполнение эскиза кокошника»

Цели урока: Воспитывать любовь и гордость к творческому наследию нашего народа; Возрождение утерянных традиций русской культуры; Формирование эстетических вкусов, эстетических убеждений; Развитие художественных склонностей и задатков.

Цели урока:

  • Воспитывать любовь и гордость к творческому наследию нашего народа;
  • Возрождение утерянных традиций русской культуры;
  • Формирование эстетических вкусов, эстетических убеждений;
  • Развитие художественных склонностей и задатков.
Задачи Познакомить учащихся с особенностями русского национального женского костюма. Формировать интерес к истокам русской культуры. Развивать чувство гордости за свою национальную культуру. Способствовать развитию творческой фантазии.

Задачи

  • Познакомить учащихся с особенностями русского национального женского костюма.
  • Формировать интерес к истокам русской культуры.
  • Развивать чувство гордости за свою национальную культуру.
  • Способствовать

развитию творческой фантазии.

Привычное представление о русском женском костюме связано с сарафаном.

Привычное представление о русском женском костюме связано с сарафаном.

Особую роль в украшении сарафанов играли пуговицы, они порой достигали размеров куриного яйца

Особую роль в украшении сарафанов играли пуговицы, они порой достигали размеров куриного яйца

Так одевались в центральных районах и на севере России.

Так одевались в центральных районах и на севере России.

Костюм южных губерний

Костюм южных губерний

Поверх понёвы часто надевали передник, он не только предохранял одежду от загрязнения, но и служил дополнительным украшением.

Поверх понёвы часто надевали передник, он не только предохранял одежду от загрязнения, но и служил дополнительным украшением.

Завершал костюм русской женщины головной убор . Ему уделялось особое внимание.

Завершал костюм русской женщины головной убор . Ему уделялось особое внимание.

кокошник повязка с платком «сорока» кокошник кокошник кича

кокошник

повязка с платком

«сорока»

кокошник

кокошник

кича

Толковый словарь: одежда

Обычно род шерстяной юбки длиной до щиколоток, в простейшем случае распашной, т.е. с разрезом (несшитой) спереди или сбоку, в более совершенном виде — с прошвой, т.е. со вставкой в разрез куска иной ткани, например холщовой гладкой или с орнаментом. Понева, в отличие от сарафана, была элементом чисто народного костюма.

Красочные набивные сарафаны – особенность костюма Русского Севера, особенно Архангельской и Вологодской губерний. Крестьянки носили их и в будни, и в праздники. Изготавливались из всех возможных тканей, как домотканых, так и фабричных. Отличались разнообразнейшим декором. Термин «сарафан» впервые появился в русских источниках XIV в.

Вид летней женской одежды. Конструктивной их особенностью были рукава, цельнокроенные с верхней частью спинки, и наличие отложного воротника. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, иногда цветным бисером, декорировались бахромой.

Короткая одежда, конструктивно похожая на душегрею, изготавливалась из холста, сукна и также служила верхней женской летней одеждой.

Толковый словарь: головные уборы Обруч Из древесной коры или картона в виде круга, обшитого тканью, декорированного бисером, цветами, перьями, жемчугом. Перевязка Делалась из полоски ткани — парчи, золотой вышивки и т.п., а концы завязывались, иногда бантом, или из платка, свернутого и повязанного вокруг головы с завязанными и свисающими сзади концами. Кичка Нижняя часть кичкообразного головного убора, имевшая твердую основу, которая придавала головному убору форму. Кичка отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала. Сорока Верхняя украшенная часть кичкообразного головного убора, формой обычно связанная с формой кички. Сорока изготавливалась из ткани и, будучи натянута сверху на кичку, иногда скрывала ее рогатость. Сороку умела шить каждая крестьянка.

Толковый словарь: головные уборы

Из древесной коры или картона в виде круга, обшитого тканью, декорированного бисером, цветами, перьями, жемчугом.

Делалась из полоски ткани — парчи, золотой вышивки и т.п., а концы завязывались, иногда бантом, или из платка, свернутого и повязанного вокруг головы с завязанными и свисающими сзади концами.

Нижняя часть кичкообразного головного убора, имевшая твердую основу, которая придавала головному убору форму. Кичка отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала.

Верхняя украшенная часть кичкообразного головного убора, формой обычно связанная с формой кички. Сорока изготавливалась из ткани и, будучи натянута сверху на кичку, иногда скрывала ее рогатость. Сороку умела шить каждая крестьянка.

КОКОШНИК Кокошник – старинный, преимущественно северорусский, женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом. Словарь русского языка С.И. Ожегова   « Кокошник» – старинный русский национальный головной убор замужних женщин. В 19 веке бытовал в крестьянской и купеческой среде, а в допетровской Руси – и в боярской среде. Кокошник носили крестьянки преимущественно северных великорусских областей главным образом в качестве свадебного и праздничного головного убора. Кокошник делали на твердой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, вставкой из разноцветных стекол , драгоценными камнями, жемчугом. «Кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначающего курицу и петуха. Характерной чертой кокошника является наличие гребня. Формы кокошников разнообразны: одногребенчатые, двухгребенчатые, островерхие, как бы однорогие , с большим закругленным верхом, шапкообразные.

КОКОШНИК

Кокошник – старинный, преимущественно северорусский, женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом.

Словарь русского языка С.И. Ожегова

  « Кокошник» – старинный русский национальный головной убор замужних женщин. В 19 веке бытовал в крестьянской и купеческой среде, а в допетровской Руси – и в боярской среде. Кокошник носили крестьянки преимущественно северных великорусских областей главным образом в качестве свадебного и праздничного головного убора. Кокошник делали на твердой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, вставкой из разноцветных стекол , драгоценными камнями, жемчугом.

«Кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначающего курицу и петуха. Характерной чертой кокошника является наличие гребня. Формы кокошников разнообразны: одногребенчатые, двухгребенчатые, островерхие, как бы однорогие , с большим закругленным верхом, шапкообразные.

Кокошник «Царевна» Ручная работа

Кокошник «Царевна» Ручная работа

Кокошник «Царевна» Ручная работа

Кокошник «Царевна» Ручная работа

Китайский свадебный кокошник.

Китайский свадебный кокошник.

Орнаменты кокошников

Орнаменты кокошников

Форма кокошника A  — двурогий кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии; B  — однорогий кокошник, Костромская губерния; C  — кокошник; D  — кокошник, Московская губерния, Е  — кокошник, Владимирская губерния, F  — кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном (с платком), G  — Двухгребенчатый, или седлообразный, кокошник (вид в профиль)

Форма кокошника

A  — двурогий кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии; B  — однорогий кокошник, Костромская губерния;

C  — кокошник;

D  — кокошник, Московская губерния,

Е  — кокошник, Владимирская губерния,

F  — кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном (с платком),

G  — Двухгребенчатый, или седлообразный, кокошник (вид в профиль)

Стремились для нарядности носить, Узором украшали интересным, Умели шелком, бисером расшить. Нет живописней все ж, отметить надо, Национально русского наряда! Нет живописней русского наряда!        

Стремились для нарядности носить, Узором украшали интересным, Умели шелком, бисером расшить. Нет живописней все ж, отметить надо, Национально русского наряда!

Нет живописней русского наряда!

       

kopilkaurokov.ru


Смотрите также