«Урок изобразительного искусства. «Кокошник» 2 класс.». Презентация рисование кокошника 2 класс


«Урок изобразительного искусства. «Кокошник» 2 класс.»

Дата:__________г.Урок изобразительного искусства 2 класс, 2 четвертьТема: ВЫРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЕЦель: дать представление о связи характера человека, украшения и его назначенияЗадачи: Расширить знания детей о головных уборах русского костюма.Продолжать развивать навыки работы кистью, творческую активность, художественный вкус. Учить использовать теплые и холодные оттенки для выражения характера человека.Воспитывать интерес обучающихся к историческому прошлому своего народа.Задание: украшение кокошников Оборудование для учащихся: гуашь или акварель, цветная бумага, рабочая тетрадь для 2 класса «Уроки творчества» Оборудование для учителя: Зрительный ряд: презентация «Женские украшения», изображения сказочных принцесс, варианты украшения кокошника.Ход урокаОрганизационный моментСообщение темы и целей урокСоздание проблемной ситуацииУ меня в руках шкатулка. Угадайте, что может храниться в ней? (бусы, кольцо, серьги, браслет)Что это такое? (украшения)Кому могут они принадлежать? (русской красавице, женщине)Молодцы! Сегодня мы поговорим о женских украшениях и научимся украшать головные уборы.

Изучение нового материалаФормирование художественных знанийДля чего люди использовали украшения?Украшения бывают разные, и они могут многое рассказать о своем хозяине. Раньше на Руси все украшения имели свое значение. Так женский народный костюм дополняли бусами и подвесками. Женщины Древней Руси очень любили украшать себя браслетами, особенно распространёнными были стеклянные браслеты. Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам - самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда чётко делились на девичьи и уборы замужних женщин. Посмотрите в тетради рисунки девичьих и женских головных уборов. Чем они отличаются?Девушки могли украшать голову лентой, а в праздники надевали головные уборы разной формы – и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами: венцы, кокошники.Женский головной убор должен был полностью покрывать голову. В южных областях носили кички – шапочки в виде рогов, которые покрывали мягким чехлом из ткани – сорокой. В северных областях более был распространён кокошник, гармонично дополнявший сарафанный комплекс. Своё название он получил от слова «кокош» – древнего названия петуха и курицы. Головные уборы украшали вышивками, жемчугом, бисером. Самый распространенный головной убор женщины – это платок. Названия головных уборов перекликаются с именами птиц: «кокош» – это петух, он будит солнце, а «кичка» – это утка. Сам головной убор символизировал небо. Поверх кики или кокошника замужняя женщина надевала богатый большой платок – «убрус». Существует множество кокошников. На каждой территории имеются свои особенности: кокошники отличаются по форме и украшениям.Рассмотрите, какая бывает разная форма и украшения у головных уборов.Не каждая крестьянка умела шить золотом и низать жемчугом, поэтому головные уборы отдавали расшивать специальным мастерицам. Праздничные головные уборы стоили очень дорого, их берегли и передавали по наследству. А к нам на урок пришли сказочные героини из сказок. Угадайте кто они:Высока, стройна была,И умом, и всем взяла;Но зато горда, ломлива,Своенравна и ревнива.Ей в приданое даноБыло зеркальце одно:Свойство зеркальце имело:Говорить оно умело. (мачеха) вывешиваю на доску изображение мачехи.

Я - царевна молодая,Красотой, умом блистаю,Лью я слезы постоянно,Ведь Я - царевна ...(Несмеяна.) вывешиваю на доску изображение мачехи.

Владея снегом, льдом и стужей,Она надменно холодна,И снежной вьюгой злою кружитЗимой у тёплого окна (Снежная королева) вывешиваю на доску изображение

Ребята, а зачем люди украшали свои головные уборы?для красоты! Какие средства выразительности использовал художник для выражения характера сказочных персонажей? (линия, цвет, круги, треугольники, цветы, веточки, листочки)

В жизни мы встречаемся с кокошниками на народных праздниках и в театре. Иногда к школьным праздникам вам нужно подготовить карнавальные костюмы: осени, Зимушки и т.д.Рассмотрите, какие варианты кокошников сделали художники для принцесс – времен года, угадайте, кто они?Формирование практических уменийДогадайтесь, кокошник для какой принцессы вам предстоит украситьЗИМА: МОРОЗ, СНЕЖНЫЕ УЗОРЫ, СНЕЖИНКИВЕСНА: РУЧЕЙКИ, ПЕРВЫЕ ЛИСТОЧКИ, СОЛНЦЕ.ЛЕТО: ЦВЕТЫ, ЛИСТЬЯ.ОСЕНЬ: ЛИСТЬЯ, ЯГОДЫ, УРОЖАЙ.А сейчас попробуйте сами украсить кокошник, имитируя драгоценные камни, образующие узор (из цветов, веток, листьев), ленты (образцы кокошников), которые образуют узор на нашем кокошнике. Я для Вас приготовила несколько вариантов кокошников. А Вы выберите из кокошников, один который Вам больше понравился и украсите свой кокошник.На 5 уроке - уроке технологии мы с Вами вырежем наши кокошники, и прикрепим к ним резиночку, чтобы кокошник держался на голове.4. Подведение итога урокаОбсуждение работ детей в форме диалога художников и зрителей.Что мы изготовили на уроке?Какие знания нам пригодились?Угадайте, для кого мы украшали головной убор?Завтра у нас с Вами будет концерт посвященный празднику "МАМ", и наши кокошники мы вместе с основным подарком мы подарим нашим мамам!

Рисунок 1

schoolfiles.net

Презентация к уроку ИЗО, 2 класс "Человек и его украшения"

Просмотр содержимого документа «Презентация к уроку ИЗО, 2 класс "Человек и его украшения"»

Дорогие ребятишки! Помогите хвастунишке… Три лица дорисовать: Чтобы первое сердилось, А второе веселилось, Ну а третий образ наш был печальным, вот хоть плачь…

Дорогие ребятишки!

Помогите хвастунишке…

Три лица дорисовать:

Чтобы первое сердилось,

А второе веселилось,

Ну а третий образ наш был печальным, вот хоть плачь…

ДОБРАЯ ЗЛАЯ

ДОБРАЯ

ЗЛАЯ

Тема урока?

Тема урока?

Человек и его украшения

Человек и его украшения

Роль украшений в жизни человека

Роль украшений в жизни человека

Роль украшений в жизни человека ОБЕРЕГАЮТ УКРАШАЮТ ПОДЧЕРКИВАЮТ СИЛУ И МУЖЕСТВО ПОКАЗЫВАЮТ ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ

Роль украшений в жизни человека

ОБЕРЕГАЮТ

УКРАШАЮТ

ПОДЧЕРКИВАЮТ СИЛУ И МУЖЕСТВО

ПОКАЗЫВАЮТ ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ

Роль украшений в современной жизни

Роль украшений в современной жизни

Роль украшений в современной жизни

Роль украшений в современной жизни

Роль украшений в современной жизни

Роль украшений в современной жизни

Роль украшений в современной жизни

Роль украшений в современной жизни

Есть ли характер у украшений?

Есть ли характер у украшений?

Есть ли характер у украшений? По каким признакам вы определяли характер украшений? МОЛОДЦЫ!!!

Есть ли характер у украшений?

По каким признакам вы определяли характер украшений?

МОЛОДЦЫ!!!

Определи характер рыцаря Что вам помогло в определении характера? 1 2

Определи характер рыцаря

Что вам помогло в определении характера?

1

2

3 5 2 6 4 1

3

5

2

6

4

1

Проверяем знания! 1 Кто это? Слуга Король Священник

Проверяем знания!

1

Кто это?

Слуга

Король

Священник

Проверяем знания! Что вам помогло ответить на первый вопрос? 2 Лицо человека Колорит картины Украшения

Проверяем знания!

Что вам помогло ответить на первый вопрос?

2

  • Лицо человека
  • Колорит картины
  • Украшения
Проверяем знания! В жизни человека украшения используются только для красоты? 3 Да Нет

Проверяем знания!

В жизни человека украшения используются только для красоты?

3

Проверяем знания! 4 Можно ли в рисунке с помощью украшений усилить характер образа? Да Нет

Проверяем знания!

4

Можно ли в рисунке с помощью украшений усилить характер образа?

ДОБРАЯ ЗЛАЯ

ДОБРАЯ

ЗЛАЯ

ЗАДАНИЕ: Выразить характер женского или мужского образа через украшения

ЗАДАНИЕ:

Выразить характер женского или мужского образа через украшения

multiurok.ru

Открытый урок по изо 2 класс "Орнамент на кокошнике"

Тема урока : Украшение и реальность. Украшение кокошника.

Цель урока : формирование понятия об орнаменте, его видах и использовании при украшении кокошников.

Задачи: формировать навыки владения техникой тонкого мазка кистью,

ознакомить с основными видами орнамента и их применением при украшении элементов одежды,

познакомить с историей происхождения головного убора-кокошника,

воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре,

развивать творческую и познавательную активность учащихся, фантазию.

Для учителя: компьютер, проектор, экран, школьная доска, мел, гуашевые краски, кисти, палитра, карандаш, ластик, фотографии кокошника.

Для учеников: альбом, гуашевые краски, карандаш, ластик, кисти № 1- 4, палитра, салфетки, баночки для воды, раздаточный материал (трафареты кокошников).

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Предварительная работа: изготовление трафаретов кокошников по количеству учащихся, подбор костюма для старшеклассницы.

Дети заходят в класс, рассаживаются по своим местам, на партах заранее разложено все необходимое для урока. На классной доске висят фотографии расписных кокошников.

Время

Содержание деятельности

Цель

Действия учителя

Действия учащихся

1

2 мин.

Орг. момент

Концентрация внимания

Демонстрация приготовленного материала

Здравствуйте, маленькие ценители прекрасного!

Мы с вами продолжим нашу тему «Украшение», которую мы начали с вами изучать ранее, на предыдущих уроках. Для начала давайте посмотрим, все ли готово у вас к уроку? Правильно ли все разложено на вашем рабочем месте?

Сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам придет гость, вернее, гостья. Давайте посмотрим кто же это?

В класс входит ученица старших классов, одетая в русский народный костюм с красивым расшитым кокошником на голове, здоровается с детьми и встает возле доски.

Ребята, взгляните, какая красивая девушка к нам заглянула! А какой у неё прекрасный наряд! А что же у неё за головной убор? Может, кто-то из вас знает, как он называется?

Правильно! Это кокошник! Русский народный головной убор.

Проверяют готовность к уроку

Предлагают варианты ответов

2

1 мин.

Объявление целей и задач урока

Формирование представления, чем дети будут заниматься на уроке

Вы уже догадались, наверное, что сегодня мы с вами будем учиться также красиво расписывать кокошники. Узнаем, как это лучше сделать, какие узоры лучше использовать при росписи, познакомимся с понятием «орнамент» и его видами.

3

5 мин.

Объяснение материала

Демонстрация слайдов №1- 6

Ознакомление с новым материалом

Кокошник – это старинный русский головной убор, дугообразной формы.

Мы с нашей гостьей хотим показать вам, какие разные могут быть по форме и украшению эти головные уборы.

Учитель зачитывает краткий текст по истории создания кокошника, старшеклассница демонстрирует свой кокошник

Слушают учителя, просматривают слайды

4

5 мин.

Первичное закрепление.

1-ая часть практической работы

Усвоение понятия «кокошник», его формы.

Закрепление навыка работы по шаблону

Итак, что же такое кокошник?

Как он выглядит? Какой формы может быть?

Теперь мы попросим нашу гостью присесть на стульчик возле доски, чтобы вы в процессе работы могли смотреть на кокошник и, возможно, вы захотите что-то из узоров ее костюма повторить на своем рисунке.

Для начала нам нужно, чтобы кокошник появился на вашем альбомном листочке. Давайте откроем альбом и положим его перед собой горизонтально. А теперь посмотрите на форму кокошника. Она очень сложная и разнообразная. Мы с вами самостоятельно еще не сможем нарисовать ее у себя в альбоме, поэтому я приготовила вам картонные шаблоны, которые вы аккуратно обведете.

Учитель раздает детям заранее приготовленные шаблоны кокошников. каждому ребенку достается своя форма кокошника. Теперь давайте приложим шаблон к листочку, возьмём в руки карандаши и аккуратно обведем наш кокошник

В это время учитель включает русскую народную песню.

Отвечают на вопросы

Дети начинают обводить кокошник.

5

6 мин.

Новый материал.

Ознакомление с новым материалом. Развитие наблюдательности

Как хорошо вы справились с заданием! А теперь отложите шаблоны на край парты, они вам больше не понадобятся. Вот теперь у вас на листочках появился кокошник. Но почему же он не похож на тот, какой мы видим у нашей гостьи? Правильно ребята! Мы не сделали с вами самого главного, мы не украсили наш кокошник. Но прежде чем мы это сделаем, давайте узнаем, с помощью чего же мы его украсим?

Учитель начинает показ слайдов №7, 8, 9,10,на которых находиться описание слова ОРНАМЕНТ, показаны виды орнаментов (геометрический, растительный, зооморфный) и их описание. Учитель зачитывает все вслух

Орнамент-это узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов, предназначен для украшения и декорирования различных предметов.

Существуют также различные виды орнаментов. Самые известные из них это геометрический, растительный и зооморфный. Давайте остановимся на самом сложном по названию. Но не пугайтесь, дети, все очень просто. Зооморфным называют тот орнамент, на котором изображены различные стилизованные животные, то есть нарисованные в упрощенной форме. Вы много раз слышали слово зоопарк, оно созвучно со словом зооморфный, то есть обозначает животных. Это поможет вам быстро его запомнить.

Второй вид орнамента- это геометрический. В таком орнаменте всегда присутствуют только геометрические фигуры, такие как треугольник, куб, окружность, ромб и т.д.

Третий вид орнамента- это растительный, самый распространенный вид орнамента. В этом случае изображаются цветы, листья, ягоды, овощи, фрукты, завиточки, только тоже стилизованные, с упрощенной формой. В этом виде орнамента расписано большинство посуды. В таком же виде орнамента будем работать и мы с вами сегодня.

Отвечают, что на кокошнике нет узоров.

Слушают учителя, просматривают слайды

6

3 мин.

Закрепление

Усвоение понятия «орнамент», видов орнамента

О каких орнаментов вы теперь знаете?

Чем они отличаются друг от друга?

Отвечают на вопросы

7

3 мин.

Физминутка

Снятие общего утомления, коррекция осанки

Проводит гостья (под русскую народную музыку). Встаньте возле своих парт. Давайте представим, что мы в лесу. Нам нужно набрать ягод, листочков, веточек, цветов для растительного орнамента. Где у нас растут ягоды? Низко-низко, возле травки. А ну-ка, давайте наклонимся, посмотрим. А теперь представим, что мы хотим сорвать листочек на дереве, для этого нам необходимо потянутся высоко-высоко вверх. Отлично! Но вот мы на опушке леса с вами, а там столько цветов. Давайте соберем их. Что мы должны сделать: наклониться вниз или потянуться вверх?

Молодцы ребята, у нас полная корзина. Присаживайтесь на места!

Выполняют упражнения

8

2 мин.

Повторение

Закрепление изученного ранее материала

Не зря вы сейчас гуляли по лесу. Теперь мы с вами попробуем расписать наш кокошник растительным орнаментом: ягодами и цветами, листочками и завитушками - но только очень тонко и аккуратно. Давайте вспомним, как мы работаем с красками, что делаем в первую очередь.

Рассказывают, как правильно работать с гуашью

9

3 мин.

Объяснение практической части

Дать образец орнамента

А теперь я покажу вам на доске, как же может выглядеть растительный орнамент.

Учитель показывает на листке бумаги, прикрепленном на доске, вариант растительного орнамента.

Ну вот, дети, приступаем к работе. Будьте аккуратны и используйте

только тонкие кисти, не забывайте также, что растительный орнамент имеет натуральные яркие цвета. Вместе с вами будет рисовать и наша гостья (старшеклассница подсаживается к ученикам и работает вместе с ними).

Дети начинают расписывать кокошник.

10

10 мин.

Практическая часть

Применение полученных знаний, развитие фантазии

Учитель включает музыкальную подборку из русских народных песен. Во время работы учащихся ходит между рядов и, если у кого то не получается что-то, предлагает помощь.

Рисуют орнамент на кокошнике

11

3 мин.

Подведение итогов

Просмотр и обсуждение работ

Я вижу, вы все закончили свою работу. Отлично потрудились! У всех у вас получились замечательные кокошники. Покажите свои работы друг другу. У нашей гостьи тоже хорошо получилось. Давайте поблагодарим ее за то, что он пришла к нам сегодня.

Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Было ли вам интересно?

Рассматривают и обсуждают свои работы

12

3 мин.

Объяснение домашнего задания, демонстрация образцов закладок.

Закрепление полученных знаний и умений

Ребята, я хочу предложить вам на дом интересное задание. Вы сегодня научились использовать орнамент для украшения головного убора. Но с помощью таких рисунков вы можете сделать закладку для книги. Посмотрите, какие есть у меня. Нравятся? Вам будет нужно только взять полоску картона и нарисовать на ней орнамент. А на следующем уроке посмотрим, что у вас получилось.

Я благодарю вас за работу и прошу убрать свои рабочие места. До свидания, всего доброго.

Рассматривают образцы закладок, делают запись в дневник.

multiurok.ru


Смотрите также