Все о детях, все для родителей. Прием примакивания в рисовании кистью


Первые приемы рисования - Для вас, родители! - Страничка Педагога по ИЗО - Каталог статей

ПЕРВЫЕ ПРИЕМЫ РИСОВАНИЯ

Показ доступных ребенку приемов изображения обогатит рисование, даст малышу возможность отражать в рисунке что-то новое, чего он раньше не умел. Но делать это надо осторожно, учитывая возраст ребенка и естественное развитие его рисовальных движений. Руководить деятельностью малыша надо.Первые несколько месяцев надо посвятить развитию у ребенка естественных рисовальных движений. Когда рука окрепнет, он сможет хорошо удерживать в ней карандаш, осознанно повторить ранее произведенное движение, вот тогда и можно обогащать рисование малыша. Новые приемы рисования следует показывать при изображении самых несложных предметов. Эти приемы должны быть самыми простыми. Например, прием примакивания — кисть, смоченная в краске, прикладывается всем ворсом к бумаге, получается отпечаток, который может быть листочком, огоньком, следом от ноги, летящим снежком, цветком и т. д. Показывать этот прием нужно, соединяя с задачей образного отражения действительности.Для этого надо вырезать силуэт дома из темной бумаги, рассмотреть его с ребенком: «Смотри, как в домике темно. Еще не пришли люди и не зажгли свет. Зажги ты свет в окошечках, чтобы было светло». При этом показать, как прикладывая кисть, смоченную в какой-нибудь светлой краске (желтой, белой, розовой), всем ворсом к бумаге и ставя рядами пятнышки, можно «зажечь» в доме огоньки.Такое простое действие ребенок с удовольствием повторяет, хотя ровные ряды у него могут и не получаться. И вот дом с освещенными окнами готов. Как не порадоваться получившемуся результату. «Вот как много светлых окошек стало в доме! Это люди вернулись в свои квартиры и включили свет». А в дни новогодних праздников можно вырезать из зеленой бумаги (но не глянцевой, на ней краска не ложится) елочку и предложить ребенку «зажечь» на елочке разноцветные огоньки, чтобы она была нарядной. Огоньки изображаются так же, как свет в окошках: прикладыванием кисти всем ворсом к бумаге (напомнить малышу это действие). И опять ребенок доступными ему средствами создаст образ нарядной новогодней елки. Если в семье есть ребенок постарше (7—8 и более лет), то елочку малышу может вырезать он.Для таких занятий лучше использовать краски «гуашь». Они продаются отдельными флаконами и наборами. Краску перед рисованием надо разводить до густоты жидкой сметаны и совсем немного, лучше не во флаконе (краска от этого портится), а в небольшом сосуде: в розетке, стеклянной баночке (из-под мази), в пластмассовых крышечках, которыми закрываются баночки с краской, и т. п.  Если краска  разведена  не жидко, она дает яркий, сочный цвет и быстро сохнет. Гуашь — кроющая непрозрачная краска, поэтому ею можно рисовать не только на белой, но и на цветной бумаге (не глянцевой). Для начала достаточно одной краски.Кисть надо  смочить в воде, тогда краска лучше набирается на ворс. Рисование такого типа можно проводить неоднократно, меняя цвет краски. Так, вырезав силуэт платья, можно предложить детям украсить пятнышками платьице, шапочку, чашку и т. п. А затем можно дать детям бумагу в форме круга и сказать: «Вот тарелочка, нарисуй, как на ней много ягод».Таким простым приемом (примакиванием кисти) дети могут изображать некоторые явления природы, которые они наблюдают и которые вызывают у них живой эмоциональный отклик. Для этого нужны темный (синий, серый) лист бумаги и белая краска...Когда ребенок познакомится с краской и кистью, научится правильно использовать их, сам обмакивать кисть в краску (обычно при систематических занятиях и внимании со стороны взрослых это происходит к 3—3,5 годам; если же рисует малыш редко, от случая к случаю, то позднее — к 4—5 годам), краску можно предоставлять ему в свободное пользование, предлагая рисовать, что он хочет. Но и в процессе таких занятий нужно обращать внимание на то, как ребенок держит кисть, и учить его правильным приемам рисования.В условиях коллективного воспитания, в детском саду, в группе третьего года жизни детей еще не учат промыванию кисти. Но в семье, где обычно взрослый занимается с одним-двумя детьми, к 3 годам можно научить ребенка промывать кисть сначала в конце занятия, чтобы ребенок привыкал оставлять ее чистой, а затем и в процессе занятия, после того как порисовал одной краской и хочет рисовать другой. Для промывания кисти лучше всего использовать обычную стеклянную пол-литровую банку, наливая в нее воды не до самых краев (иначе вода при промывании в ней кисти будет выплескиваться).Малышу нужно показать, как, опустив кисть до самого дна банки, легкими движениями поводить ею о дно. При таком способе кисть лучше промоется. После промывания ее нужно обмакнуть о тряпочку или бумажную салфетку, чтобы снять с нее лишнюю влагу (иначе краска, взятая на слишком мокрую кисть, будет жидкой). Не нужно вытирать кисть, от этого портится ее ворс. Умение ребенка промывать кисть позволит ему при использовании различных красок обогатить цветовую сторону рисунка.В этот период изобразительной деятельности цвет не выступает для ребенка как неотъемлемое свойство предмета. Его больше интересует сам процесс изображения. Поэтому малыша не смущает, что в его распоряжении имеется всего одна краска или один фломастер. Он может изобразить все, что запечатлелось в его памяти об окружающих предметах и явлениях. Он может нарисовать красное солнышко, а затем этим же цветом и домик, и травку. Не нужно говорить ребенку, что травка не бывает красного цвета. Придет время, и он сам не захочет все изображать одним цветом. (Для детей 5—7 лет цвет становится характерным признаком предмета, и они стремятся передавать его верно, за исключением тех случаев, когда их фантазия ведет к созданию сказочных образов или декоративных композиций, где цвет используется условно.) Но цветовое восприятие у маленьких детей необходимо развивать, знакомить их с цветом предметов, учить сравнивать предметы по цвету.Выше мы говорили о необходимости показывать детям простые приемы изображения. Кроме указанных приемов рисования — приманивание кистью, которым надо учить малышей, можно показать прием рисования линий разного характера. Научившись рисовать свободно и уверенно разнообразные линии, ребенок сможет изображать самые различные предметы, состоящие из линий. Да и сама линия должна представать перед ребенком не просто как линия, а как предмет: дорожка, палочка, карандашик и т. п. Поэтому, показывая этот способ рисования, нужно сказать: «Смотри, как можно нарисовать дорожку (ниточку, прутик)...» А волнистая линия может быть и ручейком, который бежит по камешкам, извиваясь, и дымом, который идет из трубы, и веревочкой, и проволочкой, и лесной тропинкой, петляющей среди деревьев и кустов. Важно только, чтобы предложенное содержание было знакомо ребенку, чтобы напоминание вызывало образ, иначе рисование приобретет формальный характер.Показывая малышу, например, прием рисования волнистой линии, взрослые должны называть знакомый ребенку предмет, чтобы вызвать образное представление: «Я сейчас нарисую, как бежит ручеек. Помнишь, мы с тобой видели ручеек? А теперь давай вместе с тобой нарисуем его». И взяв руку ребенка в свою, рисует вместе с ним волнистую линию. «А теперь ты сам нарисуй много ручейков», — говорит взрослый ребенку, предоставляя ему действовать самостоятельно. Или: «Смотри, я сейчас нарисую, как из той трубы, что видна в наше окно, идет дым». Если же ребенок не видел какого-то предмета или явления, то и называть его не следует.Рисовать вместе с рукой ребенка в этом возрасте особенно целесообразно. Двигательный опыт малыша мал, в силу этого он не всегда может повторить действие взрослого, лишь посмотрев на него: «Давай вместе порисуем дорожки». И, взяв сверху руку малыша, держащую карандаш (кисть), вместе рисуют несколько линий. «Вот какие дорожки рисуем», — приговаривает мама. Психологи такое движение называют пассивным, потому что рука ребенка движется не сама, а управляется рукой взрослого. Но делать это необходимо и очень полезно, так как в это время ребенок не только наблюдает за нужным движением, которое должна произвести рука, но и чувствует его. После этого нужно предложить ребенку то же нарисовать самостоятельно. Может случиться, что малыш не сможет повторить движения или сделает его неверно. Значит, у него еще очень невелик двигательный опыт, поэтому каждое новое рисовальное движение он осваивает с трудом. Не следует из этого делать вывод, что ребенок не способен к рисованию.Одновременно с рисованием разнообразных линий можно подводить детей к изображению предметов округлой формы. В жизни ребенок видит множество предметов такой формы. Поэтому, научившись рисовать круг, ребенок приобретает возможность изображать любые круглые предметы. Происходит это постепенно, по мере развития руки ребенка и овладения рисованием.Вначале эта форма выходит несколько угловатой. Не всегда еще начало и конец линии сходятся, иногда линии получаются спиральными. Важно другое: малыш осваивает новое для него движение, движение по кругу, и соотносит его с необходимостью изобразить предметы округлой формы.

"Правильно ли воспитываем малыша?"   Пособие для воспитателя детского сада, под ред. Л.Ф.Островской, М., 1979 г.

teremokds.ucoz.net

Игры с красками (нетрадиционные методы рисования)

Предлагаем вашему вниманию игры с красками, которые помогут ребенку научиться рисовать. Описанные в статье нетрадиционные техники рисования кроме всего прочего помогут разнообразить досуг малыша и с пользой провести время. А также изучить свойства красок, цвета, развить пространственное воображение, художественный вкус, фантазию.

Игры с красками подходят для детей в возрасте от двух лет. Для таких занятий подойдет гуашь либо акварель.

Итак, нетрадиционные техники рисования – игры с красками.

1. Смешиваем цвета

Возьмите лист бумаги, нанесите на него немного краски и покажите карапузу, как с помощью мокрой кисточки размазать краску по бумаге.

Затем предложите малышу добавить другие цвета и смешать их.

2. Примакивание

Примакивание – это нетрадиционная техника рисования, которая заключается в том, чтобы делать отпечатки кистью, смоченной в краску. Для того чтобы получить красивый результат, нужно всего лишь смочить кисть в краску и приложить ее к бумаге. Этим методом можно нарисовать красивые цветы. Нарисуйте серединку цветка, а малыш, методом примакивания, пускай сделает лепестки.

Также в этой технике можно изобразить деревья. Нарисуйте ребенку ствол, ветки и предложите с помощью оттисков кисточки сделать листья.

Этим же способом можно нарисовать птиц. Удобно, если будут кисти разных размеров: для туловища подойдет одна, для крыльев, хвоста – другая.

Используя эту технику и разные кисти, можно нарисовать разноцветные рыбки. Кистью потолще изображается туловище. Кистью, которая тоньше – плавники. Хвостики рыбкам можно рисовать разные: длинные и пышные, как у золотой рыбки, либо короткие и прямые.

Чтобы правильно и красиво нарисовать разные предметы, рассмотрите вместе с ребенком картинки, на которых они изображены.

игры с красками

3. Выбираем цвет

Дайте ребенку несколько листиков белой бумаги и раздайте картинки, на которых нарисовано солнышко, туча, елка и т. п. Ребенок должен определить, каким цветом нарисовано изображение на картинке и таким цветом разрисовать лист.

4. Рисуем дорожки

На листе бумаги с одной стороны наклейте либо нарисуйте домики, а с другой стороны – зверей. Предложите малышу с помощью кисточки нарисовать зверям дорогу к своему домику, чтобы они не заблудились.

5. Рисуем солнышко

Нарисуйте на листе бумаги круг, хорошо смочив кисточку в краску. Не жалейте краски. Дайте ребенку палочку для чистки ушей, пусть он проведет лучики, начиная с этого круга.

6. Рисуем новогоднюю елку

Помогите ребенку нарисовать елку. Дайте ему ватные палочки, пусть он, макая в краску, нарисует на ней разноцветные шары.

7. Причудливые узоры

Возьмите лист бумаги, сложите его пополам и разверните. Попросите малыша на одной стороне поставить несколько клякс. Согните лист пополам и прижмите ладонью. Разверните лист и вы увидите внутри причудливые узоры. Пусть ребенок внимательно посмотрит, на что они похожи.

8. Двухсторонняя картинка

Возьмите лист картона, широкую кисть и несколько скрепок. Закрасьте лист картона любой краской. Пока она не высохла, с помощью скрепок прикрепите к нему лист обычной белой бумаги. Пусть ребенок что-то нарисует на нем цветными карандашами. Открепите бумагу и посмотрите, что получилось – цветная картинка с немного выпуклым рисунком.

9. Отпечатки пальцев

Этим методом можно разукрасить картинки с крупными изображениями. Хорошо подойдут пушистые зверюшки (зайчики, белочки, мишки). Пусть ребенок макает пальчик в краску и прикладывает к рисунку. Таким образом хорошо получается шерсть.

Также с помощью этого метода можно рисовать различных животных. Один отпечаток - это туловище, второй - голова и т. д.

игры с красками

10. Игры с красками – разбрызгивание

На лист бумаги наложите трафарет. Краску разведите жидко. Опустите в нее зубную щетку, а затем проведите по ней пальцем, разбрызгивая краску по листику. Снимите трафарет и дорисуйте рисунок.

11. Разные отпечатки

Возьмите предметы разной формы. Например, кубик, катушку от ниток и т. п. Покажите ребенку, как с помощью этих предметов можно что-то нарисовать. Например, машинку. Макая катушку в краску можно изобразить колеса, а макая кубик – окно, кузов и т. п.

О том, какие еще бывают нетрадиционные техники рисования, читайте здесь.

Не пропустите интересные статьи:

karapysik.ru

Учимся рисовать: первые уроки

Учимся рисовать: первые уроки

Обучение рисованию начинается с показа доступных ребенку приемов изображения. А также с обучения правилам работы с материалами для творчества (карандашами, красками, бумагой и т.д.).scrap kit paint brush (15).png

Первые несколько месяцев надо посвятить развитию у ребенка естественных рисовальных движений. Когда рука окрепнет, когда он сможет хорошо удерживать карандаш и осознанно повторять ранее произведенное движение, вот тогда можно начинать обогащать рисование малыша. Новые приемы рисования следует показывать при изображении самых несложных предметов. Эти приемы должны быть самыми простыми.

Прием примакивания

Например, прием примакивания — кисть, смоченная в краске, прикладывается всем ворсом к бумаге, получается отпечаток, который может быть листочком, огоньком, следом от ноги, летящим снежком, цветком и т. д. Показывать этот прием нужно, соединяя его с задачей образного отражения действительности.

Занятия:

  1. Вырезать силуэт дома из темной бумаги, рассмотреть его с ребенком: «Смотри, как в домике темно. Еще не пришли люди и не зажгли свет. Зажги ты свет в окошечках, чтобы было светло». При этом показать, как прикладывая всем ворсом к бумаге кисть, смоченную в какой-нибудь светлой краске (желтой, белой, розовой), и ставя рядами пятнышки, можно «зажечь» в доме огоньки.
Такое простое действие ребенок с удовольствием повторяет, хотя ровные ряды у него могут и не получаться. И вот дом с освещенными окнами готов. Как не порадоваться получившемуся результату. «Вот как много светлых окошек стало в доме! Это люди вернулись в свои квартиры и включили свет».
  1. А в дни новогодних праздников можно вырезать из зеленой бумаги (но не глянцевой, на ней краска не ложится) елочку, и предложить ребенку «зажечь» на елочке разноцветные огоньки, чтобы она была нарядной.
Огоньки изображаются так же, как свет в окошках: прикладыванием кисти всем ворсом к бумаге (напомнить малышу это действие).

И опять ребенок доступными ему средствами создаст образ нарядной новогодней елки.

  1. Можно предложить детям украсить пятнышками платьице, шапочку, чашку и т. п. А затем можно дать детям бумагу в форме круга и сказать: «Вот тарелочка, нарисуй, как на ней много ягод».
  2. Также данным приемом дети могут изображать некоторые явления природы, которые они наблюдают и которые вызывают у них живой эмоциональный отклик. Например, для изображения снегопада достаточно темного (синий, серый) листа бумаги и белой краски...
Прием рисования линий

Можно показать прием рисования линий разного характера. Научившись рисовать свободно и уверенно разнообразные линии, ребенок сможет изображать самые различные предметы, состоящие из линий.

Во время занятий линия должна представать перед ребенком не просто как линия, а как предмет: дорожка, палочка, карандашик и т. п. Поэтому, показывая этот способ рисования, нужно сказать: «Смотри, как можно нарисовать дорожку (ниточку, прутик)...» А волнистая линия может быть и ручейком, который извиваясь бежит по камешкам; и дымом, который идет из трубы; и веревочкой; и проволочкой; и лесной тропинкой, петляющей среди деревьев и кустов. Важно только, чтобы предложенное содержание было знакомо ребенку, чтобы напоминание вызывало образ, иначе рисование приобретет формальный характер.

Рисуем вместе с рукой ребенка

Рисовать вместе с рукой ребенка на начальном этапе особенно целесообразно. Двигательный опыт малыша мал. В силу этого ребенок не всегда может повторить действие взрослого, лишь посмотрев на него. Поэтому скажите: «Давай вместе порисуем дорожки». И, взяв сверху руку малыша, держащую карандаш (кисть), вместе рисуйте несколько линий. «Вот какие дорожки рисуем», — приговаривает мама.

Психологи такое движение называют пассивным, потому что рука ребенка движется не сама, а управляется рукой взрослого. Но делать это необходимо и очень полезно, так как в это время ребенок не только наблюдает за нужным движением, которое должна произвести рука, но и чувствует его.

После того, как рисунок нарисован, нужно предложить ребенку нарисовать то же самое самостоятельно. Может случиться, что малыш не сможет повторить движения или сделает его неверно. Значит, у него еще очень невелик двигательный опыт, поэтому каждое новое рисовальное движение он осваивает с трудом. Не следует из этого делать вывод, что ребенок не способен к рисованию.

Изображение предметов округлой формы

Одновременно с рисованием разнообразных линий можно подводить детей к изображению предметов округлой формы. В жизни ребенок видит множество предметов такой формы. Поэтому, научившись рисовать круг, ребенок приобретает возможность изображать любые круглые предметы.

Вначале эта форма выходит несколько угловатой. Не всегда еще начало и конец линии сходятся. Иногда линии получаются спиральными. Но это не важно. Важно другое: малыш осваивает новое для него движение, движение по кругу, и соотносит его с необходимостью изобразить предметы округлой формы.b29a2d51fd52.png

Полезные

советы

Совет 1. Выбираем краски. Для таких занятий лучше использовать краски «гуашь» или «пальчиковые краски». Они продаются отдельными флаконами и наборами.

Краску перед рисованием надо разводить до густоты жидкой сметаны. Если краска разведена правильно, она дает яркий, сочный цвет и быстро сохнет.

Брать нужно совсем немного краски. А разводить лучше не во флаконе (краска от этого портится), а в небольшом сосуде: в розетке, стеклянной баночке (из-под мази), в пластмассовых крышечках, которыми закрываются баночки с краской, и т. п.

Для начала достаточно одной краски. Кисть надо давать смоченной в воде, тогда краска лучше набирается на ворс.

Рисование такого типа можно проводить неоднократно, меняя цвет краски.

Совет 2. Цвет. В этот период изобразительной деятельности цвет не выступает для ребенка как неотъемлемое свойство предмета. Его больше интересует сам процесс изображения. Поэтому малыша не смущает, что в его распоряжении имеется всего одна краска или один фломастер. Он может изобразить все, что запечатлелось в его памяти об окружающих предметах и явлениях. Он может нарисовать красное солнышко, а затем этим же цветом и домик, и травку.

Не нужно говорить ребенку, что травка не бывает красного цвета. Придет время, и он сам не захочет все изображать одним цветом (для детей 5—7 лет цвет становится характерным признаком предмета, и они стремятся передавать его верно, за исключением тех случаев, когда их фантазия ведет к созданию сказочных образов или декоративных композиций, где цвет используется условно). Но цветовое восприятие у маленьких детей необходимо развивать, знакомить их с цветом предметов, учить сравнивать предметы по цвету.

Совет 3. Кисти. Необходимо также научить ребенка промывать кисть сначала в конце занятия, чтобы ребенок привыкал оставлять ее чистой, а затем и в процессе занятия, после того как порисовал одной краской и хочет рисовать другой. Умение ребенка промывать кисть позволит ему при использовании различных красок обогатить цветовую сторону рисунка.

Малышу нужно показать, как, опустив кисть до самого дна банки, легкими движениями поводить ею о дно. При таком способе кисть лучше промоется. После промывания ее нужно обмакнуть о тряпочку или бумажную салфетку, чтобы снять с нее лишнюю влагу (иначе краска, взятая на слишком мокрую кисть, будет жидкой).

Совет 4. Свобода творчества. Когда ребенок познакомится с краской и кистью, научится правильно использовать их, сам обмакивать кисть в краску (обычно при систематических занятиях и внимании со стороны взрослых это происходит к 3-3,5 годам; если же рисует малыш редко, от случая к случаю, то позднее — к 4-5 годам), краску можно предоставлять ему в свободное пользование, предлагая рисовать все, что он хочет. Но и в процессе таких занятий нужно обращать внимание на то, как ребенок держит кисть, и учить его правильным приемам рисования.

kak.znate.ru


Смотрите также