Применение игровых приемов на уроках изобразительного искусства. Приемы работы на уроке рисования


Демонстрация приемов работы кистью на уроках декоративного рисования с использованием стеклянной доски

Разделы: МХК и ИЗО

Формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом способствуют многие факторы. Это и разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий, использование электронных образовательных ресурсов. Но как бы ни был построен урок изобразительного искусства, одно из основных мест в нём занимает непосредственно демонстрация учителем приёмов работы кистью.

Широкие возможности для этого открывает использование стеклянной доски и изготовленных для неё сменных таблиц.

Рис.1 (чертёж ст. доски)

Доска имеет размеры формата А1 и представляет из себя два слоя, передний из которых стеклянный. Между слоями вставляются заранее изготовленные таблицы, соответствующие изучаемой теме.

Например, для уроков по декоративному рисованию на таблицах изображаются основные элементы росписи и силуэт изделия того или иного народного промысла.

Рассказывая о последовательности работы мастера над росписью, учитель расписывает изображённое изделие, одновременно демонстрируя и проговаривая все этапы. При этом обращает внимание на то, как работать кистью.

Стеклянная доска даёт возможность использовать данные таблицы многократно. Так же стеклянная доска даёт возможность работать по фону любого цвета.

Вся работа ведётся гуашью, которая легко удаляется, оставляя таблицу для последующего использования. На других уроках можно применить белый лист формата А1 и использовать доску по своему усмотрению.

Для примера рассмотрим элементы использования данной доски из двух уроков по декоративному рисованию.

Элемент урока "Хохломская роспись"

В начале урока учитель знакомит учащихся с историей, традициями формы хохломских изделий. Выявляет характерные признаки и отличительные черты элементов росписи. Затем приступает к работе на стеклянной доске.

Работа ведётся по красному фону.

Учитель:

- Хохломская роспись выполняется кистью от руки без предварительного рисунка, с маху. При этом кисть у самого основания обхватывается тремя пальцами, собранными в щепотку, ставится перпендикулярно к украшаемой поверхности и концом с лёгким нажимом рисуют тонкую волнистую линию стебелька, ведя её к себе, и слегка поворачивая кисть в сторону изгибов. От стебелька в обе стороны рисуют завитки: начиная с тонкой линии, затем плавно усиливают нажим на кисть, не забывая вращать её, и заканчивают тонкой линией. Из отдельных завитков и мазочков разной формы складывается сложный мотив - "кустик", повторяя который можно получить ленту орнамента для украшения края изделия или заполнить им пустоты.

Рис. 2 (фото "хохлома")

Элемент урока "Жостовские букеты"

После знакомства учащихся с историей художественного промысла производства подносов Жостово, с разнообразием форм и вариантов цветочных композиций учитель переходит к формированию навыков работы с художественными материалами.

Работа ведётся по чёрному фону.

Учитель:

- Цветочную роспись жостовские мастера выполняют красками в две стадии. Первая стадия письма называется замолёвкой (подмалевок), вторая - выправкой.

Замолёвка (подмалевок). В замолёвке мастер широкой кистью набрасывает силуэт букета. Роспись ведётся без предварительного рисунка разбелёнными красками. На этом этапе важно следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов листьев.

Выправка: Этот этап заключает серию сложных живописных операций. Мастера работают от общего к деталям. Здесь существуют свои приёмы: тенёжка и бликовка, чертёжка и привязка.

Тенёжка: На уже подсохшие места наносятся тени на объёмные поверхности растений.

Бликовка: Изображение на выпуклых поверхностях бликов, придающих растениям сияние и блеск. Выполняется лёгкими мазками.

Чертёжка: Выделяем тонкими линиями изгибающиеся края и жилки лепестков и листьев.

Привязка: Изображение травки, написанной в просветах между цветами и листьями, мягко соединяет все элементы росписи друг с другом.

Борта подноса украшаются лёгким, ажурным орнаментом - уборкой.

Рис. 3 (фото "жостово")

Примеры таблиц для уроков по разделу "Народное искусство"

  

Рис. 4 Примеры таблиц

Источник информации:

  1. "Изобразительное искусство" 5 класс, поурочные планы по программе Б.М. Неменского.
  2. Автор-составитель О.В.Свиридова, издательство "Учитель". Волгоград, 2007 г.
  3. "Учебное рисование" Н.П.Костерин, издательство "Просвещение". Москва, 1980 г.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Методы работы на уроках изобразительного искусства.

Методы работы на уроках изобразительного искусства.

Попова Е.В. – учитель ИЗО

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную гра­мотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценно­стных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на фор­мирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информа­ционном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реа­лизации выбранного жизненного пути.

Изобразительная деятельность влияет не только на развитие творческих способностей, но и на развитие познавательной сферы ребёнка т.к. является специфическим образным познанием действительности и как всякая познавательная деятельность имеет значение для умственного развития детей. А также влияет на развитие универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных.

Существование различных методов дает огромное поле для деятельности. Следует выделить традиционные и нетрадиционные методы обучения изобразительному искусству. К традиционным методам мы относим наглядные, словесные и практические методы обучения. Нетрадиционными методами являются использование на уроках рисования декоративно-прикладного искусства, введение коллективных заданий, отказ от традиционной работы с предварительным карандашным наброском, нанесение краски на мокрый лист, замена кисточки палочкой, зубной щёткой, свечой; применение таких методов как: пальцевая живопись, кляксография, фотокопия, приём «штамповки» рисунков и т.д.

Б.М. Неменский в своей программе «Изобразительное искусство и художественный труд» на уроках вводит игровую драматургию по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

О.А. Белобрыкина в своём труде «Маленькие волшебники или на пути к творчеству» отходит от традиционной работы с предварительным карандашным наброском, рекомендует краской капать, брызгать, ставить кляксы, наносить краску на мокрый лист, рисовать пальцами. Кисточку советует заменить палочкой, зубной щёткой, свечой и др. Она описывает такие методы обучения изобразительной деятельности как, пальцевая живопись, кляксография, фотокопия, рисование «носом», приём «штамповки» рисунков, рисование апельсинами и др.

Следует заметить, что, несмотря на то, какие методы будут применяться на уроке изобразительного искусства, учитель должен как можно образнее представить материал учащимся. Именно в этом случае будет достигнут положительный результат и достигнута главная цель изобразительного искусства: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, обладание национальным культурным наследием.

hello_html_m7cba1082.jpghello_html_7ec00584.jpg

hello_html_m5e53aa6e.jpg

hello_html_4c480074.jpg

hello_html_m6040e54b.jpg

hello_html_m2d8771db.jpg

hello_html_616a56bf.jpg

hello_html_m781105c1.jpg

infourok.ru

Применение игровых приемов на уроках изобразительного искусства

Применение игровых приемов на уроках рисования у младших школьников

Игровые приемы занимают одно из ведущих мест на уроках с детьми младшего школьного возраста. Они используются с различной целью:

  • Способствуют привлечению непроизвольного внимания детей к деятельности;

  • Делают процесс обучения занимательным, интересным, соответствующим особенностям детей младшего школьного возраста;

  • Позволяют организовать активную самостоятельную деятельность всех детей;

  • Помогают усвоению программного материала.

Значение игровых приемов состоит еще и в том, что они выступают как одно из средств, позволяющих организовать процесс обучения таким образом, чтобы он приносил детям радость.

Изучая вопрос о роли игровых приемов, следует выяснить, какое место они должны занимать на уроках рисования, какие задачи они позволяют решать. Ряд авторов высказывает критические замечания по поводу увлечения игровыми приемами, так как они порой снижают результативность работы по формированию у детей на основе учения привычки к систематическому труду, ответственности, самоорганизации. Это не так. Рассмотрим место и значение игровых приемов в младших классах.

Началом урока, как известно, является постановка перед детьми задания- разъяснения того, чему они сегодня будут учиться, какие требования в своей работе должны выполнить. Нередко это содержание также облекается в форму игры. Иногда весь процесс деятельности на уроке облекается в форму игры.

Игровые приемы, как и другие методы обучения, существенно методику организации изобразительной деятельности младших школьников. Они эффективны лишь в сочетании с другими методами и приемами обучения при решении учебных и творческих задач. В зависимости от этих задач все уроки по изобразительной деятельности условно можно разделить на три группы:

  • Уроки по сообщению новых знаний и первоначальному ознакомлению со способами изображения;

  • Уроки, направленные на упражнение в применении знаний и формирование навыков;

  • Творческие уроки.

Игровые приемы можно использовать во всех типах уроков. Различие будет лишь в особенностях их применения, определяемых решаемыми задачами.

Рассмотрим игровые приемы в разных структурных частях всех типов уроков, но подробнее разберем второй тип, который является более распространенным. Именно при проведении уроков, направленных на упражнение в применении знаний и формирование навыков, есть возможность осуществлять постепенный переход от прямого обучения к развитию творчества.

На этих уроках формируются обобщенные знания о предметах и способах их изображения, что создает основу для развития у детей таких качеств, как самостоятельность, активность и инициатива.

В начале любого урока, прежде чем ознакомить детей с замыслом будущего рисунка, важно обосновать им предстоящую изобразительную деятельность, что повышает качество усвоения материала и стимулирует творческие проявления. Наиболее эффективно обоснование такого замысла, который имеет общественно направленное значение и понятен младшим школьникам.

Предлагая детям игровые мотивы деятельности на уроке, педагог создает условия для их самостоятельной работы, т.е. творческий замысел осуществляется как бы по инициативе детей. Учителя важно, чтобы дети не только поняли и приняли игровую задачу, которая совпадает с изобразительной, но и выполнили требования к качеству изображения. Непременным условием достижения игровых целей является выполнение детьми учебных или творческих заданий, предъявляемых педагогом требований.

В тех случаях, когда формирование замысла требует рассматривание изображаемого предмета, игровые приемы обучения могут быть использованы в первой части урока с целью обследования изображаемого предмета. Например, предлагая детям нарисовать какую-либо игрушку, можно рассмотреть ее, а потом уже нарисовать. При обследовании предметов в данном типе уроков предполагается большая активность детей, так как у них есть опыт восприятия и изображения подобных предметов. В процессе общения с детьми, изображаемый предмет рассматривается, припоминаются сходные признаки тех предметов, которые дети когда-то воспринимали и изображали. Таким образом формируется обобщенное представление о группе типичных предметов. В процессе такого сравнения постепенно от урока к уроку происходит установления сходства в способе изображения, а затем перенос известного способа изображения в новые условия. На этой основе формируется обобщенный способ изображения, необходимый для образного воплощения любого предмета.

Чтобы предотвратить механический перенос способы изображения и выполнение однотипных мало выразительных изображений, педагог учит видеть своеобразие, неповторимость каждого нового предмета, отличие его от известных.

Часто на таком уроке в первой его части педагог подключает детей к показу известных им способов изображения.

Рисунок, выполняемый ребенком с целью показа способа изображения, можно обыграть с помощью игрушек.

Когда пробное изображение, выполнено детьми, целесообразно использовать другой вид игрового приема - обыгрывание выполненного изображения. Цель его – закрепление предложенного игрового мотива деятельности, так как выполненные в процессе игрового показа изображения используются в игровом плане (куклы одеваются в новые платья, нарисованные детьми; птицы прилетают на «посаженные» деревья и т.д.). Закрепление в начале урока игрового мотива необходимо для того, чтобы он был действенным и в процессе исполнительской деятельности. Тогда дети в процессе изображения не забывают о назначении своей работы и выполняют ее более осмысленно. С помощью этого приема решается и другая задача – «оживление» образа.

Смысл обыгрывания полученного изображения заключается и в его оценке. Оценка пробного изображения предшествует исполнительской деятельности детей, что способствует уточнению задания и предупреждает возможные ошибки.

Таким образом, в первой части второго типа сочетание игровых приемов может быть различным: обыгрывание изображаемых предметов и игрушек; обыгрывание создаваемого изображения в процессе его пробного исполнения; обыгрывание законченного изображения. Игровые приемы органично сочетаются с другими методами и приемами: обследование, объяснение и т.п.

Вторая часть урока – воплощение замысла. Оно всегда связано с оценкой учителем способов и промежуточных результатов детской деятельности. Целесообразно использовать прием обыгрывания создаваемых рисунков. Обыгрывая выполняемое ребенком изображение, педагог ставит перед ним игровые задачи, развивающие замысел. Педагог побуждает ребенка самого ставить такие задачи и решает их изобразительным способом. Совет, указание, вопросы, вопросы, как бы завершают это обыгрывание: «Если ты хочешь, чтобы твой кораблик плыл быстрее, заостри нос корабля». Это пример игрового действия, выраженного словом. Возможны игровые действия, выраженные жестом (погладить, нарисованного котенка; понюхать цветок и т.п.). эти действия не требуют дополнительно материала и времени, но они очень эффективны.

Обыгрывание незаконченного изображения помогает ребенку почувствовать выразительность образа, увидеть его слабые стороны, побуждает детей к уточнению, способствует самостоятельному поиску способов воплощения.

В третьей части урока педагог старается вызвать у учеников эстетическое восприятие полученных изображений. Если эмоциональный отклик ребенка на рисунки вызван не только содержанием, но и внешней формой созданных образов, если ребенок чувствует выразительность образа и понимает используемые средства, то цель достигнута.

Важно не только вызывать у детей интерес к изображению, но и выявлять достоинства и отмечать слабые стороны рисунка, вскрывать причины неудач и успехов. При таком анализе никто из детей не обижен, более того, они не только понимают, что у них все получилось, но и охотно повторяют изображение, исправляя ошибку.

На уроках, в которых детей упражняют в применении усвоенных знаний и усвоенных способов действий, используются все виды игровых приемов, по-разному сочетая их как между собой, так и с другими приемами обучения. Уроков по сообщению новых знаний и формированию новых способов изображения, как правило, немного. Они проводятся в основном, когда дети знакомятся с новыми способами изображения. Чем старше дети, тем богаче их опыт, тем менее необходимо проводить с ними уроки такого типа. На таких уроках учитель использует в основном прямые приемы обучения.

В первой части урока педагог формирует у детей представление о предмете, знакомит со способами изображения. С этой целью после соответствующей игровой мотивации проводится обследование изображаемого предмета. Для этого используется прием обыгрывания предметов.

Выделение внешних признаков предмета осуществляется детьми в основном в процессе игрового взаимодействия не столько педагогом с детьми, сколько между игровыми персонажами или педагогом и персонажем.

Так с помощью игрового приема решается комплекс задач:

  • Создание интереса к предмету изображения;

  • Обучение способу его восприятия и определение своеобразия его формы

  • Предупреждение детей от типичной ошибки, которая встречается на начальных этапах изображения новой, но сходной с уже известной формой;

  • Привлечение внимания детей к новому способу изображения;

  • Развитие желания выполнить изображение.

На уроках первого типа учитель сам показывает способ изображения. Это можно делать в игровой форме. Обыгрывая получаемое изображение, учитель фиксирует внимание детей на способах действия и создаваемом образе. При создании образа на уроке применяются приемы прямого обучения: дополнительный показ, совет, указание, вопросы. Возможно при этом и обыгрывании выполняемых рисунков, но применять этот прием надо осторожно. Дело в том, что первоначальное освоение способов изображения всегда вызывает у детей затруднения. Когда младшие школьники сосредоточены на новом для них задании, пытаются изображать, игра может отвлечь их. Если же помощь необходима, целесообразнее обыгрывать рисунок словами, а не практическими действиями.

При анализе и оценке рисунков в первом типе уроков обычно используется обыгрывание выполненных работ. Дидактическое назначение этого игрового приема: помочь ребенку увидеть, почувствовать выразительность образа в тесной связи с оценкой качества освоения нового способа изображения. Новые задачи на уроке узкие, а ошибки типичные, и учителю трудно избежать однообразия в оценках работ. Чтобы избежать этого, следует разнообразить игровые действия по содержанию и по форме.

Рассмотрим использование игровых приемов на уроках творческого характера (тритий тип). На таком уроке важно создать у детей ощущение свободы, вызвать яркое видение создаваемого образа. Учитель придумывает такие игровые задачи и действия, которые «оживляют» образ, вызывают у ребенка эмоциональное восприятие. Педагог задает детям вопросы очень редко использует советы.

При анализе и оценке творческих заданий применяются те же игровые приемы, что и в других типах уроков, но направлены они в первую очередь на оценку степени выразительности рисунка.

Методика применения игровых приемов характерна для организации изобразительной деятельности детей всех возрастов. Обучение младших школьников предполагает единый путь сообщения новых знаний и ознакомления с новыми способами изображения к упражнению в их применении и формированию обобщенных умений и навыков.

Используемая литература:

  • Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности. – М. Просвещение, 1995. – 61с.

  • Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996

  • Ривина Е.К. Методика обучения основам композиции старших дошкольников и младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. – М., 1996. – 19с.

  • Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. – М. Просвещение, 2014.

  • Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусств. – Ярославль: Акад. развития, 1997. – 238с.

infourok.ru


Смотрите также