Музыка и изобразительное искусство. Музыка - сестра живописи. Про музыку и рисование письма записи и статьи


Литовский композитор и художник: VIKENT.RU

Литовский композитор и художник.

«М. Чюрлёнис был наделён сразу двумя талантами - композитора и живописца, которые, казалось, спорили друг с другом. Сегодня очевидно, что при несомненной композиторской одарённости Чюрлёнис был в общем традиционным музыкантом и в какой-то мере повторял открытия Скрябина, Рахманинова и Метнера. Гораздо значительнее его вклад в изобразительное искусство. Как-то Максим Горький, восхищённый полотнами Чюрлениса, назвал их «музыкальной живописью». Художник же мечтал об ином. Он «болел» идеей создать новый вид искусства – «зримую музыку», где органично сливались бы музыкальные формы и их изобразительный аналог».

Рапацкая Л.А., Искусство «Серебряного века», М., «Просвещение»; «Владос», 1996 г., с. 40.

 

М.К. Чюрлёнис о национальной музыке: «Музыка любого народа, развиваясь и вырастая, не теряет своих характерных особенностей, ибо дальше её развивают композиторы, которые, являясь сынами своей родины, получают от родителей вместе с кровью любовь к своим песням и часто, сами этого не сознавая, любят их особенности и характер. Такие композиторы, развивая музыку, из песенки создают песнь, из песни - композицию симфонии и воспитывают подлинно культурную музыку [...] Культурная музыка не теряет национальных особенностей, которые так ясно различаются в народной музыке. Возьмём немецкую музыку, живущую в произведениях гениальных немецких композиторов, таких, как Бах, Бетховен, Моцарт, Шуберт, Шуман, Вагнер и Рихард Штраус. Отличительные особенности немецкой музыки - это глубина, совершенная форма и какая-то специфическая, нигде в других песнях не встречаемая сентиментальность. Русская музыка наполнена болью, ожиданием, тем, что сами русские называют словом «заунывность», которое не переводится, - наполнена широко разливающейся печалью, поистине славянской, как говорят, порой она звучит словно элегия, порой внезапно загремит звонким, непрекращающимся ликованием. Все это впитал Пётр Чайковский и излил в своей музыке, особенно в своих шести симфониях. Итальянская музыка - это поистине музыка, рожденная «под светлым небом» - является, как говорится, сладкой, легкой, мелодийной. Верди, Россини, Беллини, Доницетти, из более новых Масканьи, Пуччини полностью дают нам её в своих произведениях».

М.К. Чюрлёнис, Про музыку и рисование, письма, записи и статьи, Вильнюс, 1960 г., с. 295-296.

 

М.К. Чюрлёнис о декадентстве: «Человеку одинокому бывает душно, тесно и темно. Человеческая душа не имеет крыльев, чтобы подавить собственное «я». Трудно ей тогда, но чем шире раскроет крылья, чем более широкий круг очертит, тем будет легче, тем счастливее будет человек... Нет человека,  который, углубляясь в себя, пришел бы к весёлым результатам. Возьми хотя бы нынешний «декадентизм», возьми Пшибышевского. Каждое его произведение наполнено печалью, болью, раздражённостью - это и есть человек, который взирает, только на себя, анализирует свою «голую душу» и является несчастным и даже пьяницей. Удивительно всё-таки, почему этот самоанализ так привлекателен, ибо нет интеллигента, который с известным удовольствием не углублялся в себя. И к каким результатам они пришли? Могут ли они определить, что такое «я»?».

М.К. Чюрлёнис, Про музыку и рисование, письма, записи и статьи, Вильнюс, 1960 г., с. 83.

 

«А ты иди, иди без устали... А я останусь здесь. Погоди, сын, забыл я: смотри с высоких башен - увидишь дорогу. А если цель будет ещё далеко и старость тебя настигнет, знай, что там тоже будет скамейка, предназначенная для вестников. И всегда на ней молодые люди. Ну а сейчас иди, - так сказал старик. И я пошёл дальше и смотрел с высоких башен...»

Этими словами закончил М. Чюрлёнис притчу, поставил точку и захлопнул альбом. Возможно, усмехнулся про себя: профессиональный композитор, так часто меняющий разлинованную нотную бумагу на гладкие листы для занятий живописью, он с не меньшим горением пишет и эту притчу, его влекут проза и стихи. Он ещё и поэт...

Вот она - скамейка вестников, - та скамейка, где всегда молодые люди. Они ждут. Ждут своего часа, чтобы вступить в жизнь, и идти дальше, и смотреть с высоких башен, и видеть дорогу, и - искать, искать, искать!.. А когда жизнь подойдёт к концу, снова увидеть скамейку и юношу, ждущего тебя, чтобы ты смог передать ему свой завет: «А ты иди, иди без устали»…

Розинер Ф.Я., Гимн солнцу (Чюрлёнис), М., «Молодая гвардия», 1974 г., с. 5.  

vikent.ru

22 сентября родился Микалоюс Константинас Чюрлёнис

1875 - 1911 Россия (СССР) Литовский композитор и художник.

«М. Чюрлёнис был наделён сразу двумя талантами - композитора и живописца, которые, казалось, спорили друг с другом. Сегодня очевидно, что при несомненной композиторской одарённости Чюрлёнис был в общем традиционным музыкантом и в какой-то мере повторял открытия Скрябина, Рахманинова и Метнера. Гораздо значительнее его вклад в изобразительное искусство. Как-то Максим Горький, восхищённый полотнами Чюрлениса, назвал их «музыкальной живописью». Художник же мечтал об ином. Он «болел» идеей создать новый вид искусства – «зримую музыку», где органично сливались бы музыкальные формы и их изобразительный аналог». Рапацкая Л.А., Искусство «Серебряного века», М., «Просвещение»; «Владос», 1996 г., с. 40. М.К. Чюрлёнис о национальной музыке: «Музыка любого народа, развиваясь и вырастая, не теряет своих характерных особенностей, ибо дальше её развивают композиторы, которые, являясь сынами своей родины, получают от родителей вместе с кровью любовь к своим песням и часто, сами этого не сознавая, любят их особенности и характер. Такие композиторы, развивая музыку, из песенки создают песнь, из песни - композицию симфонии и воспитывают подлинно культурную музыку [...] Культурная музыка не теряет национальных особенностей, которые так ясно различаются в народной музыке. Возьмём немецкую музыку, живущую в произведениях гениальных немецких композиторов, таких, как Бах, Бетховен, Моцарт, Шуберт, Шуман, Вагнер и Рихард Штраус. Отличительные особенности немецкой музыки - это глубина, совершенная форма и какая-то специфическая, нигде в других песнях не встречаемая сентиментальность. Русская музыка наполнена болью, ожиданием, тем, что сами русские называют словом «заунывность», которое не переводится, - наполнена широко разливающейся печалью, поистине славянской, как говорят, порой она звучит словно элегия, порой внезапно загремит звонким, непрекращающимся ликованием. Все это впитал Пётр Чайковский и излил в своей музыке, особенно в своих шести симфониях. Итальянская музыка - это поистине музыка, рожденная «под светлым небом» - является, как говорится, сладкой, легкой, мелодийной. Верди, Россини, Беллини, Доницетти, из более новых Масканьи, Пуччини полностью дают нам её в своих произведениях». М.К. Чюрлёнис, Про музыку и рисование, письма, записи и статьи, Вильнюс, 1960 г., с. 295-296. М.К. Чюрлёнис о декадентстве: «Человеку одинокому бывает душно, тесно и темно. Человеческая душа не имеет крыльев, чтобы подавить собственное «я». Трудно ей тогда, но чем шире раскроет крылья, чем более широкий круг очертит, тем будет легче, тем счастливее будет человек... Нет человека, который, углубляясь в себя, пришел бы к весёлым результатам. Возьми хотя бы нынешний «декадентизм», возьми Пшибышевского. Каждое его произведение наполнено печалью, болью, раздражённостью - это и есть человек, который взирает, только на себя, анализирует свою «голую душу» и является несчастным и даже пьяницей. Удивительно всё-таки, почему этот самоанализ так привлекателен, ибо нет интеллигента, который с известным удовольствием не углублялся в себя. И к каким результатам они пришли? Могут ли они определить, что такое «я»?». М.К. Чюрлёнис, Про музыку и рисование, письма, записи и статьи, Вильнюс, 1960 г., с. 83. «А ты иди, иди без устали... А я останусь здесь. Погоди, сын, забыл я: смотри с высоких башен - увидишь дорогу. А если цель будет ещё далеко и старость тебя настигнет, знай, что там тоже будет скамейка, предназначенная для вестников. И всегда на ней молодые люди. Ну а сейчас иди, - так сказал старик. И я пошёл дальше и смотрел с высоких башен...» Этими словами закончил М. Чюрлёнис притчу, поставил точку и захлопнул альбом. Возможно, усмехнулся про себя: профессиональный композитор, так часто меняющий разлинованную нотную бумагу на гладкие листы для занятий живописью, он с не меньшим горением пишет и эту притчу, его влекут проза и стихи. Он ещё и поэт... Вот она - скамейка вестников, - та скамейка, где всегда молодые люди. Они ждут. Ждут своего часа, чтобы вступить в жизнь, и идти дальше, и смотреть с высоких башен, и видеть дорогу, и - искать, искать, искать!.. А когда жизнь подойдёт к концу, снова увидеть скамейку и юношу, ждущего тебя, чтобы ты смог передать ему свой завет: «А ты иди, иди без устали»… Розинер Ф.Я., Гимн солнцу (Чюрлёнис), М., «Молодая гвардия», 1974 г., с. 5.

Источник: http://vikent.ru/author/177/

Название картины: ИСТИНА 1905г., взято тут: http://ciurlionis.eu/ru/zhivopis/gallery/

www-vikent-ru.livejournal.com

Можно ли нарисовать музыку?

Разделы: МХК и ИЗО

Тема урока: «Можно ли нарисовать музыку?»

Возраст учащихся – 7-9 лет (1-2 класс художественного отделения детской школы искусств)

Цель: создание ассоциативной композиции по мотивам музыкальных произведений.

Задачи:

  • научить учащихся приемам передачи настроения музыкального произведения через художественные средства изображения; грамотная организация плоскости листа;
  • развивать у учащихся творческие способности, фантазию, образное и ассоциативное мышление;
  • воспитывать у учащихся эстетический вкус, интерес к классической музыке; воспитывать внимательность, аккуратность при работе красками.

Материалы для учащихся: бумага формата А3, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: репродукции работ В. Кандинского.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Беседа, прослушивание музыкальных пьес
  3. Самостоятельная практическая работа учащихся
  4. Подведение итогов урока, анализ работ

Ход урока

Дорогие ребята! Сегодня тема нашего занятия не очень обычная. Мы с вами будем пытаться нарисовать музыку.

Давайте разберемся: живопись и музыка – что может быть общего между ними? В чем разница? (Живопись мы видим, музыку мы не можем видеть – это абстрактное искусство, – но можем ее слышать. Музыка измеряется во времени, она звучит определенное время,  а картину можно рассматривать бесконечно).

И живопись, и музыка вызывают определенные чувства. Слушая музыку,  мы можем представить какие-то образы, картины. Давайте послушаем музыку и попробуем представить, какой образ хотел передать композитор.

Повелко Елена играет пьесы: Майкапар «Дождик», Рубах «Воробей», Филипп «Колыбельная».

Что можно нарисовать, прослушав эту музыку? Почему мы каждый раз представляем себе разные картины?

У музыки может быть свое настроение, свой характер. При помощи чего мы можем передать настроение в рисунке? (При помощи цвета).

А теперь другая мелодия.

Поломошнова Светлана играет «Адажио»  Баха.

Цвет воздействует на человека определенным образом. Одни цвета успокаивают нервную систему человека (как вы думаете – какие?), другие возбуждают ( какие?). Действие цвета обусловлено как непосредственным влиянием на организм человека, так и ассоциациями, которые вызывают цвета на основе предыдущего опыта человека. Восприятие цвета очень индивидуально.

Как же нам нарисовать музыку?

Художник Василий Кандинский сначала писал обычные картины, но как-то увидел свою картину, стоящую на боку. «В этом что-то есть, – подумал художник. – Почему бы не написать картину, где нет предметов, а только «хор красок». Он предположил, что цветные пятна и линии, расположенные в определенном порядке, вызовут сами по себе эмоции у зрителя. Он сравнивал себя с композитором и пытался писать картины как музыкальные произведения.

рис.1

Рисунок 1

В музыке мелодические темы взаимодействуют, сталкиваются. В картинах Кандинского происходит то же самое. Цветные пятна спорят, сталкиваются, проникают друг в друга. Каждый цвет художник соотносил с звуком определенного инструмента. Например, желтый цвет,   подобен звуку трубы, светло-синий – флейты, а темно-синий – виолончель. Звуки фортепиано он представлял фиолетовыми.

рис.2

Рисунок 2

рис.3

Рисунок 3

рис.4

Рисунок 4

А теперь послушаем музыку, подумаем, какое у нее настроение, какими цветами можно ее передать.

Поломошнова Светлана играет «Поэму» Фибиха, «Вариации» Парцхаладзе.

Далее идет практическая работа. Ученики работают на листах формата А3. Во время практической работы можно еще раз проиграть музыкальные произведения. В конце занятия все работы вывешиваются на стенде. Каждый учащийся дает своей работе «музыкальное» название.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Музыка и живопись: отражаются друг в друге

Живопись и музыка с древнейших времен развивались бок о бок друг с другом.

Леонардо да Винчи даже называл музыку «сестрой живописи».

Практически все люди мира, не исключая и изолированные от прочих племена, в древности имели свои формы музыки; в связи с этим, историки сделали вывод о существовании того или иного музыкального искусства у первых людей до расселения их по планете.

Аналогичные выводы были сделаны и относительно живописи в ее ранних формах — петроглифах и пещерных рисунках.

Изображение музыкальных инструментов в живописи

Музыкальные инструменты, а также сами исполнители часто имеют место в живописи. К примеру, в античном искусстве части множества архитектурных сооружений покрывались изображением музыкантов, играющих на таких инструментах, как арфа, кифара, авлос.

Подобные рисунки наблюдаются также на многих предметах быта, например, в Британском Музее хранятся килики с изображением исполнения музыкального произведения на авлосе, которые датируются 500 годом до нашей эры. В средние века в новых формах живописи, таких как фреска и иконопись, использовались образы музицирующих ангелов.

Изображения музыкантов в живописи

В искусстве эпохи Ренессанса многие художники используют в своих картинах образы музыкантов, самого процесса исполнения произведений на концертах, к примеру знаменитая картина Караваджо «Лютнист» показывает молодого человека, играющего на лютне, на полотне можно даже определить ноты, по которым играет юный музыкант.

lutnist1

К этой же картине можно добавить не менее известное произведение Караваджо «Музыканты», также всеобъемлюще представляющее игру на инструментах четырех юношей.

muzykanty-karavadjo+

В современных произведениях тоже активно используется отображение музыкальных инструментов.

Портреты композиторов через кисть и свет в живописи

Существует множество портретов знаменитых композиторов, стремящееся отразить внутренний мир и личностную наполняющую произведений. Известный портрет Ф. Шопена, написанный Делакруа, показывает его как со стороны композитора, так и со стороны друга. Неординарный, экспрессивный, насыщенный портрет стал самым знаменитым изображением Шопена.

George-Sand-Chopin-2

Художники стремились также изобразить и музыкальные формы, ведь в музыкальной и живописной композиции действуют сходные закономерности начиная с ритма и движения картины и музыкального произведения, заканчивая линией и пропорциями и в том и другом.

Музыканты, в свою очередь, всегда пытались живописать в своих произведениях. Даже возникли так называемые музыкальные зарисовки, создатели которых, такие как Р. Шуман, Римский-Корсаков, рисуют портреты выдающихся современников, природу, которой хочется наслаждаться. А.П Мусоргский создал цикл произведений, основанных на картинах художника В. А. Гартмана.

Ассоциация тонов с цветом

Интересным явлением среди композиторов можно назвать цветной слух, при котором определенные музыкальные тона ассоциируются с цветом. Сегодня такую ситуацию, возможно, назвали бы отчасти синестезией.

Известный композитор Ференц Лист написал несколько пьес, основанных на картинах и скульптуре: «Обручение» по одноименной картине Рафаэля, «Пляска смерти» написана по фреске Андреа Орканья — «триумф смерти».

А литовский художник и музыкант М. К. Чурлёнис стремился к синтезу живописи и музыки, что привело его к созданию цикла так называемых «Картин-Сонат».

Репродукция «Остров мертвых» А. Беклина вдохновила русского композитора Сергея Рахманинова, создавшего мрачное произведение «Остров мертвых».

4381

Напротив, произведение «Остров Радости» Клода Дебюсси — своеобразное изображения впечатления от картины А. Ватто — передают яркую радость автора.

071105113218d

Таким образом, живопись и музыка с древних времен проникали друг в друга, добавляя те или иные оттенки в творчество, принося вдохновение великим деятелям искусства, отражая в разных образах и формах внутренний мир художников и композиторов.

estemine.com

Скрытые послания в музыке / Хабрахабр

Нетрудно вообразить места применения знаний того, как в неявном виде поделиться какой-то информацией, введенной в артефакты массовой культуры. Сегодня в большинстве случаев в скрытии каких-то посланий в музыке нет ровно никакой практической нужды — это лишь приятные бонусы для особенно ярых поклонников музыкальных коллективов. Вплетение посланий в слова песен и меняющиеся краски рисунков в оформлении музыкальных альбомов здесь, конечно, не рассматриваются.

Начнем с простых способов, не имеющих отношения к информатике и вычислительной технике. Наиболее очевидно наложить такие звуки, которые в воспроизведении грампластинки в обратную сторону на бытовом электропроигрывателе или специальной аппаратуре дадут разборчивую человеческую речь.

Потенциал подобной техники увидел ещё изобретатель фонографа Томас Эдисон, а впервые ею воспользовались пионеры электронной музыки в 50-ых годах прошлого века, хотя, конечно, популяризации приемов бэкмаскинга мы обязаны группе Beatles. В частности, под воздействием марихуаны Леннон прокручивал пленки задом наперед, и полученный звук его очень заинтересовал. Первой песней со скрытым сообщением была Rain.

Цензуру таким образом обходил, например, Фрэнк Заппа, звукозаписывающий лейбл которого не пропустил некоторые строчки.

Better look around before you say you don't care. Shut your f…ing mouth 'bout the length of my hair. How would you survive, if you were alive, shitty little person?

Менее известен прием наложения человеческой речи в ускоренном или замедленном виде, которым воспользовался Джими Хендрикс для песни Third Stone from the Sun. Если ускорить версию трэка в издании The Jimi Hendrix Experience: 1966–1967 в два раза (или проигрывать пластинку на 33⅓ оборота в минуту на скорости в 45), можно услышать отчетливый диалог космических пришельцев, изображаемых Джими и его менеджером.

Хендрикс: Star fleet to scout ship, please give your position. Over. Чэндлер: I am in orbit around the third planet of star known as Sun. Over. Хендрикс: May this be Earth? Over. Чэндлер: Positive. It is known to have some form of intelligent species. Over. Хендрикс: I think we should take a look. (Джими издает звукоподражания космическому кораблю)

Спад интереса к скрытию посланий в обратном направлении или в проигрывании с повышенной скоростью связан, в первую очередь, с переходом на цифровые носители, проигрыватели которых далеко не всегда имеют функционал реверсирования проигрывания и его ускорения. Не стоит скрывать создание в конце 80-х в Калифорнии и некоторых других штатах законопроектов против заложения в музыку сообщений: фанатизм поиска пасхалок помог находить «послания антихриста» практически везде. Начало слухам о смерти Пола Маккартни положил именно бэкмаскинг.

Получить спектрограмму легко, возможно ли восстановить звук по спектрограмме? Да, но со значительными аппроксимациями, что никак не помешает создать музыку, которую нужно не слушать — всё равно получится жуткий металлический звон, — а смотреть. Такой музыкой является, к примеру трэк стороны B сингла Windowlicker британского электронного музыканта Aphex Twin, чаще всего называемый «Уравнение» или «Формула», но имеющий более эпатажное название:

Пропустите до 5:30, чтобы увидеть патентованную ухмылку Ричарда. Прием не был нов даже в 99-ом году: к примеру, вот конец трэка Windowlicker:

Легко догадаться, что будет в трэке Look глитч-альбома Songs About My Cats.

На виниловой пластике возможно напечатать две дорожки, как это иногда случалось. Например, в оригинальном издании The Monty Python Matching Tie and Handkerchief 1973 года мало того, что не были подписаны стороны пластинок, и не имелось списка трэков, так ещё и на стороне B были нанесены две паралелльные друг другу концентрические дорожки. Для прослушивания скрытой песни на «трехсторонней» пластинке была необходима лишь удачная установка иглы.

Такую же выходку провернул Mad Magazine на диске It’s a Super Spectacular Day, только дорожек было 8. На каждой из них красочно расписывались неприятности, которые могут с вами сегодня произойти. Записи в несколько дорожек были популярны ещё в 50-ых, но, как правило, использовались лишь в пластинках с аудиорассказами для детей, что позволяло получить несколько различных историй с одной двухсторонней пластинки.

Формат данных компакт-диска, описанный в Красной книге, допускает так называемый прегап — отступ от первого трэка. По умолчанию, он длится две секунды и содержит тишину. Множество музыкантов размещали в прегапе аудиоматериалы. К сожалению, обновление в Windows 95 сделало невозможным доступ системы к прегапу первого трэка, видимо, ради поддержки формата CD-Extra. Однако цифровые данные можно размещать следующим способом.

Как записать текстовый файл на виниловой пластинке? Американский коллектив Information Society смог без труда это сделать: название трэка 300bps N, 8, 1 (Terminal Mode or Ascii Download) альбома Peace and Love, Inc. явным образом указывало на то, как можно прочесть их послание. Модем на 300 бод позволял получить текстовый файл, содержавший рассказ группы о давлении на них бразильских государственных структур. Непонятно лишь, почему они выбрали столь странный формат для рассказа.Скрытый текстAtz Ok Atx3dt Connect 300

So we’re supposed to play in curitiba in 18 hours, but our bus is being held hostage by the local promoters. they’ve formed some unholy alliance with the brazilian counterpart of ascap: the prs. Rently the prs has the legal power to arrest people, and they want a piece of the national tour promoter’s money. the local security force, “gang mexicana”, has been bought out for 180 Zados and a carton of marlboros each. the only faction still operating in our defense is “big john”, our personal security man, and he’s hiding in his room because a local gang is out Is blood because of a 1982 knifing incident in which he was involved. our 345-pound road manager, rick only had this to say: “you wanted the life of a rock star!”. paul, jim and I real That this was one situation we were going to have to get out of ourselves.

We convened a hasty conference in the hotel lobby. paul suggested contacting our national tour promoter in sao paulo, but we remembered that he was in recife with faith no more, who had just arr For their brazilian tour. we thought about contacting our brazilian record company in rio, but they weren’t home. our ever-diligent american manager was arranging help of numerous forms, but he N new york, and just too far away to get anything moving in time.

And there were 6000 kids in curitiba who just wouldn’t understand.

We knew it was time for action. paul went up to the prs guys and invited them into the bar to discuss it like civilized men over a few brazilian drinks, offering each of them a cigar on his way. Amused prs heavies seemed to like the idea of a few free drinks, even if they knew they would never give us our bus back. when paul winked at jim and I on his way in, we went into action.

I stole off to my room to prepare while jim went into action. creeping carefully through a service duct, he managed to gain a vantage point some three meters above the bus, and dropped carefully The roof. after using his all-purpose swiss army knife (affectionately known as the “skit knife”) to jimmy open the roof hatch, he went through the darkened inside of the bus and remo He inside engine service panel. using some spare electronic parts he found while on an island in the amazon, he wired the entire bus for remote control, not unlike a remote control toy car.

At this point, he asked himself “now how shall I get out of here? !? “

Paul was having difficulties of his own.

“couldn’t you see your way clear to letting us fulfill our contractual obligations in curitiba? think of the kids!”

Through our translator, fabio, the prs man, aldo, said:

no. you americans think you own the world. hah! we’ll burn down our rain forest if we damn well please. we need room for cows!!! we want a mcdonald’s on every… oh, sorry, yes anyway, no. Ed 40% of your concert receipts to give to david bowie,” he said, winking to the local promoter, phillipe.

As paul continuted this elaborate distraction, jim effected an escape from the heavily guarded bus by crawling down into the cargo bay, cutting a hole in the floor with the swiss army knife’s ar Der, slipping into the manhole cover situated under the bus, and walking up to the hotel’s basement from there. jim called up to me in my room and gave the signal. we were now to meet at the bac Rance, with our tech guys. but first, paul would need some help getting away from his unwelcome guests, as things were getting ugly.

“he says he has lost his patience, and that he can think of other ways of extracting payment from you kurt and jim physically,” our trembling interpreter said.

The moment had come. jim began operating the bus from his back entrance vantage point. as the remote-controlled bus lurched towards the parking lot exit, the superstitious security youths fled i Ror. paul was pulling anxiously on his collar as the prs man began describing his collection of world war ii nazi ceremonial knives when a sudden crash split the tableau.

Jim had purchased me the gift of a complete black ninja stealth assassin outfit in aracaju. I had been gearing up and crawling through the air conditioning ducts all this time. as I crashed thro He cheap imitation-styrofoam hung ceiling tiles, skates first, I flashed ninja stars all about me. in the ensuing panic, paul escaped to the pre-arranged bus pick-up point. unfortunately, my ska Ere a poor choice of foot gear for escaping over the broken glass of the table I had landed on. were it not for the confusion and the ninja-star-inflicted-wounds delivered to the bad guys, I wou Ve been set upon while floundering on the glass-strewn carpet. as it happened, however, I leapt through the open door of the careening bus as it departed the city of maringa forever.

If only we had managed to get our equipment in the bus, too...

Every word of this story is true.

Имя трэка CLOAD «Q» альбома Information Retrieved Pt. B — это команда загрузки файла Q в Бейсике TRS-80, персонального компьютера начала 80-ых. Как видно, инди-группа Pinback зачем-то уместила на альбоме игру для давно устаревшего компьютера.

В ранние годы распространения персональной компьютерной техники звук для записи кассет ZX Spectrum вещался даже по телевидению. Встречались и трэки, целиком являющиеся программами, и если это были альбомы на виниле, их нужно было переписать на кассету. Чаще всего этим приемом пользовались коллективы из Великобритании.

К примеру, шестой трэк британских изданий альбома XL1 Пита Шелли содержал пульсации звуков, которые, будучи загруженными в «Спектрум», являли собой рудиментарную графику и тексты песен, воспроизводившиеся синхронно с проигрыванием альбома. Для таких же информационных целей служил трэк Hectic Electric с альбома New Anatomy группы Inner City Unit: программа содержала расписание выступлений, описание коллектива, трэков и т.д.

Thompson Twins выпустили на виниле целую видеоигру. Это типичный текстовый квест, который вряд ли будет интересен людям, никогда не оставлявшим на тетрадном листке карту ходов после часов игры.

Сингл Camouflage Криса Сиви включал созданную музыкантом ужасненькую игрушку Flying Train. Она была примечательна лишь своими взрывами. Крис также написал невключенную в альбом игру The Biz, являющуюся симулятором успешной музыкальной группы, испытывающей бурный карьерный рост.

Наиболее ироничное послание для ZX Spectrum создала шотландская группа Urusei Yatsura: программа просто выводила сообщение «Славьте сатану». В коде также содержались комментарии «Привет, Ник, Робин у вас?», «Сатанинское Послание №3 от Жреца Иуды», «Что грустней: а) находить это б) писать это».

Так или иначе, но музыканты прошлых лет очень много экспериментировали над своими поклонниками, чего сегодня, к сожалению, наблюдается меньше.

habrahabr.ru

Музыка и изобразительное искусство. Музыка - сестра живописи

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 24

Тема: Музыка и изобразительное искусство. Музыка - сестра живописи.

Цели урока: Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством; рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения музыки и изобразительного искусства; понимать специфику деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художественной выразительности музыки и живописи.

Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.

Ход урока:

Организационный момент:

Слушание: О. Лассо «Эхо».

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия»                                       (Микеланджело Буаноротти)

Сообщение темы урока:

- Эпиграфом нашего сегодняшнего урока являются слова великого итальянского художника Микеланджело Буонарроти. Он подсказывает тему нашего урока - «Музыка - сестра живописи».

Работа по теме урока:

1. Повторение изученного материала.

- Мелодии обычно вызывают у слушателя определённые мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные либо более или менее ясные картины когда-то увиденного. И эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать. А у хорошего художника и сама картина приобретает музыкальность, с полотна, написанного им, как будто звучит музыка.

Аналогию между красками в живописи и тембрами в музыке Римский-Корсаков считал несомненной. Много общего между музыкой и живописью мы найдем даже в терминах, употребляемых музыкантами и художниками. И те, и другие, говорят о тональности, о колорите и красочности полотен и музыкальных сочинений.

На прошлом уроке мы с вами начали разговор о том, что общего есть у живописи и музыки. Какие общие черты вы можете назвать? (Динамика - распределение в произведении уровней громкости, которые называются оттенками и нюансами, точно такие же понятия есть и в музыке.)

Конечно, в музыке своя шкала, а в живописи своя. Давайте представим себя переводчиками итальянского языка и попробуем перевести некоторые итальянские слова. (Учитель показывает карточки с оттенками музыкальной динамики, а дети отвечают).

2. Рельеф и фон.

- Если сравнивать произведения живописи и музыки с точки зрения динамики, становится понятно, что объект, который изображён на переднем плане картины, «звучит» (если можно так выразиться) громче, чем то, что является фоном.

Посмотрите внимательно на репродукцию картины Клода Моне «Стог сена в Живерни». Что вы видите на переднем плане, а что на заднем? (На переднем плане мы видим стог сена, если сравнить с нюансами в музыке - форте, чуть дальше - белёные деревенские домики (умеренно громко), ещё дальше - лес (умеренно тихо), совсем далеко – неясные очертания (предельно тихо).

Сочетание на картине приближённых и отдалённых предметов составляют рельеф (передний план) и фон (задний план) произведения.

А не вспомните ли вы направление художников, к которым принадлежит Клод Моне, нарисовавший эту картину? (Это направление называется импрессионизм, изображение передаётся в движении.)

В музыке, помимо простого эффекта эха, они находят воплощение в сочетании солирующего голоса и инструментального или хорового сопровождения, в организации оперной драматургии, где на фоне сквозных сцен порой возникает крупный план - арии, ариозо, ансамбли, в последовательности главной и побочной тем в сонатной форме.

Послушайте фрагмент из II части Первого фортепианного концерта П. И. Чайковского.

Слушание: П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II часть.

Партию солирующего голоса в начале этой части исполняет флейта, которая звучит на фоне лёгкого оркестрового сопровождения. Нежная мелодия начальной темы, звучащая на переднем плане и проходящей затем у других инструментов, определяет характер этой музыки. А роль оркестра от начала до конца остаётся фоновой.

В литературе сочетание рельефа и фона проявляет себя в отношениях центральных и второстепенных персонажей, действий, картин.

Однако понятие «второстепенный» в искусстве носит условный характер. В любом подлинно художественном произведении роль фона по отношению к крупному плану - не механически-иллюстративная, а смысловая. Не бывает случайным выбор деталей у художника, даже если это просто обрамляющий пейзаж, подробности одежды или интерьера жилища. Вот, например, картина П. Федотова «Завтрак аристократа», Как много можно увидеть в таких, казалось бы, незначительных вещах, как надкусанный кусок хлеба - единственная еда обедневшего аристократа, соседствующая с книгой об устрицах! А прекрасный интерьер его комнаты - не просто рамка, в которую помещено изображение человеческой фигуры, а самоценный мир превосходных предметов, ярко контрастирующих с комизмом сюжета.

3. Понятие контраста.

- Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним универсальным понятием, а называется оно - контраст, в литературе - антоним (темно - светло, высоко - низко, далеко - близко...).

В живописи контраст - это сопоставление цветов или масштабов. В музыке - сопоставление мажора и минора, быстрого и медленного темпов, громкого или тихого звучания (динамики), высоких или низких звуков.

Посмотрите внимательно на картину Эдуарда Николаевича Дробицкого «Жизнь и смерть». Здесь вы видите противопоставление двух вечных философских категорий. В чём здесь контраст? То, как они соотносятся между собой, нашло своё пластическое выражение во множестве деталей.

Контраст светлого и тёмного на этой картине подобен контрасту света и тени: светлая фигура Жизни обладает и подробно выраженными чертами лица - мягкого, женственного, и детальностью в изображении одежды и даже причёски.

Тёмная фигура Смерти представляет только силуэт - без лица, без деталей, но этот силуэт точно соответствует силуэту светлой фигуры. Единственная подробность сосредоточена в руках темной фигуры - предметы, которые здесь изображены, символизируют возможный итог жизни: богатство, множество исписанных страниц. Светлая же фигура таит только возможности - в её руках лишь зародыш жизни - со всеми будущими делами и свершениями.

Контраст присутствует почти в каждом музыкальном произведении. Даже в тех фрагментах, которые вы слушали в этом году, можно найти смены настроения, темпа или громкости, например, в мазурках М. Глинки и Ф. Шопена.

Очень яркий пример музыкального контраста дан в пьесе М. Мусоргского «Два еврея, богатый и бедный» из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Контраст заложен уже в самом названии – богатый и бедный.

Музыка этой пьесы рисует характеры двух очень разных людей. Образ первого – богатого – отличает уверенное, громкое, важное звучание. Второй – бедный – изображён жалкой, просящей, суетливой интонацией.

Неравенство образов выражается и в том, что богатый оказывается сильнее. Его музыкальная тема поглощает тему бедного и завершает пьесу не просто уверенно, а победоносно. Эта сценка производит столь зримое впечатление, что становится понятной яркая выразительность музыкального контраста.

Слушание: М. Мусоргский. «Два еврея, богатый и бедный» из цикла «Картинки с выставки».

- Контраст можно также найти в многочисленных «пейзажных» пьесах. Таким примером как раз является прелюдия Клода Дебюсси «Паруса».

«Это более чем музыка, - писал композитор Мясковский о своих впечатлениях от сочинений К. Дебюсси, - и, выходя из концерта, чувствуешь себя окрылённым, освежённым, будто глотнул чистого, бодрящего воздуха моря, рощ, лугов».

Французский композитор Клод Ашиль Дебюсси был одним из самых значительных французских композиторов, повлиявших на развитие музыки ХХ века, основоположником музыкального импрессионизма. Дебюсси, как и художники-импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего мира.

Слушание: К. Дебюсси. «Паруса».

Яркая живописность прелюдии, разумеется, заключена не только в простом приёме сопоставления регистров. Однако первоначальный «эскиз» произведения-именно в контрасте светлого, надуваемого морским ветром паруса и темной глади воды, всего необозримого пространства моря.

Когда мы говорим о регистрах, мы употребляем слова «высокий», «низкий», «средний». Понятие «высота» применимо не только к регистрам, но ко всем музыкальным тонам. «3вуковысотность» - одно из ключевых понятий музыки - означает распределение музыкальных звуков в пространстве.

Известно, что музыка строится всего на семи нотах: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ноты различаются между собой по высоте – каждая последующая нота гаммы выше предыдущей. Но ведь это означает, что в основе звукового различия также лежит пространственное понятие. Высокое и низкое звучание голоса, хора, оркестра - это основа выразительности музыки, и наряду с движением во времени (ритмом) существует движение музыки в пространстве: вниз - к сумрачному рокоту басов, вверх - к сияющей звонкости высоких голосов. Не случайно первые образцы музыки, сочетающей эти голоса в одновременности, возникли в пространстве соборов, в своей архитектуре отражающих стремление ввысь.

Может быть, поэтому великий мыслитель Гёте говорил о том, что архитектура - это застывшая музыка, так настаивал на родстве архитектуры и музыки: собор как символ умолкнувшей музыки, музыка как устремление линий собора.

Итог урока:

Говоря о влиянии живописи на музыку, нужно сказать, что многие понятия из области живописи вошли и в музыку. Музыканты сделали своим достоянием слова, ранее бывшие исключительной принадлежностью художников: гамма, тон и полутон, оттенок и нюанс, музыкальная краска, колорит, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные мелодии. Так музыкальное пространство получило не только очертания, оно обрело своих «обитателей», которые имеют свой неповторимый облик, цвет, колорит.

Музыкальное пространство дышит и пульсирует, расширяется и сужается, поражает красочностью звуковых сочетаний и истончается до одного-единственного звука. Искусство звучащего пространства - такое определение вполне подходит для музыки, давно уже отданной во власть хоровых и оркестровых исполнений. Но даже помимо сложных многоголосных произведений: разве одинокий поющий голос - это не звучащее пространство?

Пространственные возможности музыки, присущее ей свойство звуковой изобразительности,- в этом состоит причина того, что музыке подвластно воплощение идей изобразительного искусства. Смотрим ли мы портрет, любуемся пейзажем или натюрмортом - во всех этих образах есть своя музыкальность, и все это по-своему может быть передано в звуках.

Вопросы и задания:

  1. В чём заключается «рельеф и фон» звучания во II части Первого фортепианного концерта П. Чайковского?
  2. В чём может проявлять себя контраст в музыке? Объясните на примере пьесы М. Мусоргского «Два еврея, богатый и бедный».
  3. Какими средствами может быть выражен контраст в музыке? Что общего между контрастом в музыке и контрастом в изобразительном искусстве?
  4. Что в звучании прелюдии К.  Дебюсси «Паруса» можно уподобить переднему плану (рельефу), а что - фону?
  5. Выполните задание в «Дневнике музыкальных наблюдений», стр. 24-25.

Презентация

В комплекте:1. Презентация - 14 слайдов, ppsx;2. Звуки музыки:    Дебюсси. Прелюдия «Паруса», mp3;    Лассо. Виланелла «Эхо» (в исп. детского хора «Весна»), mp3;    Мусоргский. Картинки с выставки. Два еврея, богатый и бедный (2 варианта исполнения: симфонического оркестра и фортепиано), mp3;    Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, II часть, mp3;3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

music-fantasy.ru


Смотрите также