Рабочая программа "Изобразительная деятельность" для детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью. Программа по рисованию для глубоко умственно отсталых детей


Рабочая программа по изобразительному искусству для глубоко умственно отсталых детей

Румянцева-изоГУО1.bmp

Содержание стр.

1

Изобразительное искусство

1.1

Пояснительная записка

3 - 4

1.2

Календарно - тематическое планирование 1 класс

5- 8

1.3

Требования к уровню подготовки учащихся

9

1

Изобразительное искусство

1.1

Пояснительная записка

3 - 4

1.2

Календарно - тематическое планирование 1 класс

5- 8

1.3

Требования к уровню подготовки учащихся

9

1.4

Календарно – тематическое планирование 4класс

10 - 14

1.5

Требования к уровню подготовки учащихся

15

1.6

Календарно - тематическое планирование 7 класс

16- 18

1.7

Требования к уровню подготовки учащихся

19

1.8

Перечень учебно- методического обеспечения

20

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для детей с глубокой степенью умственной отсталости, Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года и Учебного плана Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Дзержинская специальная коррекционная школа» на 2015-2016 учебный год.

В соответствии с количеством учебных часов, отведенных учебным календарным графиком, рабочая программа педагога рассчитана на 34 часа (1 раза в неделю), 68 часов (2 раза в неделю).

Базовыми для обучения рисованию являются ранее сформированные

предметно - практические действия. Содержание обучения направлено на

решение следующих задач:

  • Закрепление сформированных умений и навыков с материалами и инструментами, при помощи которых можно получить простейшие изображения

  • Освоение приемов предметного рисования

  • Обучение сюжетному и декоративному рисованию

  • Развитие у учащихся правильного восприятия формы и цвета

  • Коррекция недостатков мелкой моторики рук

  • Развитие аналитико- синтетической деятельности. Обогащения представлений

  • Воспитание аккуратности, самостоятельности в работе

Программа предусматривает два этапа обучения: подготовительный и изобразительный, который включает в себя подразделы - декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы

Подготовительные занятия

В ходе занятий дети учатся слушать и выполнять инструкции педагога, сначала с помощью учителя, затем, подражая или по образцу, дети учатся проводить различные линии, выполнять навыки умения держать правильно карандаш и лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные фигуры. С помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры.

Во время занятий используются различные упражнения, направленные на выделение формы, цвета и величины предметов.

На подготовительных занятиях большое место должно быть отведено работе

с трафаретами, шаблонами. Они могут представлять различные

геометрические фигуры, овощи, фрукты, животных, растения, буквы, цифры.

Работа по обводке и раскрашиванию их помогает лучше их запомнить.

В ходе занятий большая роль отводится раскрашиванию. Для таких детей

характерна небрежная раскраска, штриховка в различных направлениях,

выход за контур. Важен индивидуальный показ учителем приемов

раскрашивания. Большое внимание уделяется упражнениям на различие

цветов. Важно научить детей различать основные цвета, находить в классе

предметы данного цвета.

Декоративное рисование.

На уроках дети составляют простейшие узоры в полосе, квадрате, круге,

учатся рисовать орнамент в определенной последовательности.

Рисование с натуры.

Учатся с помощью учителя внимательно рассматривать предмет, определять

форму и цвет. Тренируются в проведении вертикальных, горизонтальных и

наклонных линий.

Рисование на темы.

В него входят изображение окружающей жизни и иллюстрирование сказок.

Учащиеся изображают простые по форме предметы, раскрашивают их.

Педагог подробно объясняет и показывает, что следует нарисовать, где и в

какой последовательности, использует различные игровые приемы и игровые

ситуации. Такие уроки тесно связаны с другими учебными предметами:

письмом, предметно - практической деятельностью.

Календарно - тематическое планирование

1б класс

1 четверть - 18 часов

№ п/п

Тема

Кол.

часов

Дата

Коррек -

тировка

Виды работ

1

Знакомство с художественными материалами и их свойствами: карандаш, кисть, краски

1

Рассматривание предметов, работа с цветом

2

Работа с карандашом, умение правильно держать карандаш

2

Выполнение несложных поручений учителя

3

Работа с карандашом: линии, штрихи

2

Работа по обводке

4

Ознакомление с основными цветами

2

Работа с цветом

5

Закрепление основных цветов

1

Работа с цветом

6

Работа с красками, смачивание акварели в воде

2

Работа с цветом, выполнение поручений педагога

7

Работа с красками: умение пользоваться несколькими цветами поочередно

2

Работа с цветом

8

Рисование прямых линий карандашом

1

Работа по обводке

9

Рисование волнистых линий карандашом

1

Работа по обводке

10

Закручивание в спираль

1

Работа по обводке

11

Рисование радуги

2

Рассматривание картинок, работа по шаблону

12

Перечеркивание пятна

1

Выполнение несложны поручений педагога

II четверть - 15 часов

1

Рисование восьмерки

1

Работа по шаблону

2

Рисунок «капли дождя»

1

Работа с цветом, работа по образцу

3

Рисунок «Дорожки»

1

Работа с цветом

4

Рисунок «Забор»

1

Работа по шаблону

5

Рисунок «ежик»

1

Работа по шаблону

6

Рисунок «Солнышко»

1

Работа с цветом, работа по шаблону

7

Рисунок «Барашек»

1

Работа по шаблону

8

9

Дорисовывание изображения геометрических фигур

2

Работа по обводке

10

11

Дорисовывание несложных фигур: яблоко, груша, грибок

2

Работа по обводке

12

13

Знакомство с трафаретом

2

Работа с трафаретом

14

15

Обводка по трафаретам по часовой стрелке

2

работа с трафаретом, обведение по трафарету

Календарно- тематическое планирование

3 четверть - 20 часов

Тема

Кол.

часов

Дата

Коррек-

тировка

Виды работ

1

2

Обводка по трафарету «Овощи»

2

Работа с трафаретом

3

4

Обводка по трафарету «Животные»

2

Работа с трафаретом

5

6

Рисование по опорным точкам квадрата и треугольника

2

Рисование по точкам

7

8

Рисование по опорным точкам «домик», «кораблик»

2

Рисование по точкам

9

Рисование по опорным точкам «грибок, цветок»

1

Рисование по точкам

10

Знакомство со штриховкой

1

Работа с карандашом

11

Правила держания карандаша при заштриховывании

1

Работа с карандашом

12

13

Простейшие штриховки

2

Работа с карандашом

14

Штриховка «Ягодка»

1

Работа с карандашом

15

16

Комбинированные штриховки

2

Работа с карандашом

17

18

Комбинированная штриховка «Коврик»

2

Работа с карандашом

19

20

Комбинированная штриховка «Неваляшка»

2

Работа с карандашом

4 четверть -15 часов

Тема

Кол.

часов

Дата

Коррек-

тировка

Виды работ

1

2

Работа с красками. Смешивание цветов

1

Работа с цветом

3

4

Произвольное рисование красками

1

Работа с цветом

5

Рисунок «Облачко»

1

Работа с цветом

6

7

Раскрашивание: основные приемы

1

Выполнение упражнений по образцу

8

9

Раскрашивание готовых форм одним цветом

2

Работа с цветом

10

11

Раскрашивание готовых форм одним цветом «зонтик»

2

Работа с цветом

12

13

Раскрашивание готовых форм несколькими цветами «пирамидка, пчелка»

2

Работа с цветом

14

15

Работа с цветными карандашами. Раскрашивание одним цветом

2

Выполнение упражнений по образцу

16

Раскрашивание картинки несколькими цветами

1

Работа по инструкции учителя

17

18

Раскрашивание сюжетной картинки

2

Выполнение упражнений по образцу

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать/понимать:

- названия всех изображаемых предметов;

- знать названия предметов.

Учащиеся должны уметь:

- организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать бумагу и карандаш;

- пользоваться кистью и красками;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме;

- уметь рисовать указанные в программе предметы по подражаниям действия учителя, по образцу и по словесной инструкции, передавая их основные свойства;

- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;

- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;

- рисовать от руки, по трафарету, шаблону и повторять чередующийся узор из геометрических форм и предложенных форм учителем;

- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, персонажей народных сказок, сравнивать их между собой;

- учить и раскрашивать по расставленным ориентирам.

Календарно-тематическое планирование.

4б класс

I четверть – 9 ч.

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол. час.

Дата

Коррек-

тировка

Вид работы

Декоративное рисование.

9 ч.

1

Самостоятельное расположение деталей узора и составление их на данной площади.

1 ч.

Обведение деталей узора.

2

Самостоятельное рисование декоративных узоров.

1 ч.

Совместная работа с учителем по показу и повтор самостоятельно.

3

Составление растительного узора из двух фигурок – трафаретов в полосе.

1 ч.

Работа по замыслу учащихся.

4

Рисование растительного узора в полосе по образцу.

1 ч.

Рисование ранее составленного узора.

5

Составление узора из линий различной конфигурации и цвета.

1 ч.

Работа по замыслу учащихся.

6

Рисования красками (на большом листе бумаги большой кистью): «Дорожка для машины», «Дождик», «Ручеек» и т.д.; рассматривание изображения и ассоциирование с реальными объектами.

1 ч.

Практическая работа с красками.

7

Составление и рисование узора в квадрате, раскрашенного на заданных линиях.

2 ч.

Обводка по трафарету.

8

Совместное рисование карандашами, фломастером, кистью (штрихи, линии, вращательные движения) и словесное изображение рисунка. Упражнения, направленные на обучение детей правильно пользоваться кистью (держать кисть, набирать краску, снимать излишки краски, промывать кисть).

1 ч.

Самостоятельная работа.

II четверть – 8 ч.

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол. час.

Дата

Коррек-

тировка

Вид работы

Рисование с натуры.

8 ч.

1

Обводка и раскраска с помощью трафаретов листьев клена и дуба.

2 ч.

Обведение по шаблону, раскрашивание.

2

Рисование овощей и фруктов различной формы.

2 ч.

Обводка по шаблону и трафарету.

3

Рисование снеговика.

1 ч.

Повтор изученных приёмов работы с красками.

4

Рисование гирлянды новогодних игрушек (шары).

1 ч.

Обучение приёмам по показу, по подражанию вместе с учителем.

5

Рисование елки с игрушками.

1 ч.

Беседа по теме.

Рисование на тему.

1ч.

1

Рисование на тему «Новый год».

1 ч.

Рисование по замыслу обучающихся.

III четверть – 10 ч.

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол. час.

Дата

Коррек-

тировка

Вид работы

Декоративное рисование

6 ч.

1

Рисование узора в квадрате по образцу и самостоятельно (платок, скатерть, салфетка).

2 ч.

Самостоятельное составление узора.

2

Рисование узора в круге (люстра).

1 ч.

Самостоятельное обведение и раскрашивание.

3

.

Закрашивание краской (кистями разных размеров, поролоном) всей поверхности листа с помощью педагога и самостоятельно, для последующего его использования в аппликации.

1 ч.

Совместная работа с учителем по показу и повтор самостоятельно.

4

Закрашивание листа бумаги, на котором предварительно восковым мелком нанесены изображения-картинки с сюрпризом: «Снеговик», «Матрешка», «Уточки» и т.п. Движения круговые, вертикальные, горизонтальные.

1 ч.

Совместная работа с учителем по показу и повтор самостоятельно.

5

Дорисовывание рисунка с целью расширения его содержания: дорожка для машины и т.д.

1 ч.

Самостоятельная работа по замыслу обучающихся.

Рисование на тему.

4 ч.

1

Рисование на тему «Праздник мам».

2 ч.

Совместная работа с учителем по показу и повтор самостоятельно.

2

Иллюстрирование сказки «Гуси – лебеди».

2 ч.

Просмотр мультфильма.

IV четверть –7 ч.

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол. час.

Дата

Коррек-

тировка

Вид работы

Рисование с натуры.

3 ч.

1

Рисование предметов, включающих в себя геометрические формы: дом (одноэтажный, многоэтажный), автобус.

1 ч.

Совместная работа с учителем по показу и повтор самостоятельно.

2

Рисование цыпленка.

1 ч.

Совместная работа с учителем по показу и повтор самостоятельно.

3

Рисование башенки из элементов строительного материала.

1 ч.

Совместная работа с учителем по показу и повтор самостоятельно.

VIII

Рисование на тему.

2 ч.

Обводка по шаблону.

1

Рисование на тему: «Моя улица».

1 ч.

Разукрашивание иллюстраций красками.

2

Рисование на тему: «Деревья весной».

1 ч.

Обводка и раскрашивание.

IX

Декоративное рисование.

2 ч.

1

Обрисовывание ладошек и создание композиций из них.

1 ч.

Совместная работа с учителем по показу и повтор самостоятельно.

2

Рисование округлых форм по трафарету, шаблону, по готовым контурным линиям. Закрашивание трафарета округлой формы губкой, краской.

1 ч.

Самостоятельная работа.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать/понимать:

- названия всех изображаемых предметов;

- знать названия предметов.

Учащиеся должны уметь:

- организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать бумагу и карандаш;

- пользоваться кистью и красками;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме;

- уметь рисовать указанные в программе предметы по подражаниям действия учителя, по образцу и по словесной инструкции, передавая их основные свойства;

- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;

- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;

- рисовать от руки, по трафарету, шаблону и повторять чередующийся узор из геометрических форм и предложенных форм учителем;

- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, персонажей народных сказок, сравнивать их между собой;

- учить и раскрашивать по расставленным ориентирам.

-Календарно - тематическое планирование.

7 б класс

1 четверть - 9 ч.

Раздел

Тема

Кол- час.

Дата

Корректи

ровка

Виды работы.

1

Рисование на тему(1ч.)

Рисование на тему «Моё лето».

1

Работа с цветом, рассматривание картинок.

2

Декоративное рисование.(4ч.)

Составление и рисование узора в прямоугольнике.

2

Обведение по трафарету

Составление и рисование узора в круге.

2

Обведение по трафарету

3

Рисование с натуры .(2ч.)

Рисование осенних листьев.

2

Обведение по шаблонам

4

Рисование по образцу(2ч.)

Рисование осеннего дерева.

2

Работа с цветом, рассматривание картинок

2 четверть - 7 ч.

1

Рисование с натуры.(4ч.)

Рисование почтового ящика.

1

Работа с красками -способ примакивания кистью

Рисование шкафа.

1

Работа с красками -способ примакивания кистью

Рисование телевизора.

1

Работа с красками -способ примакивания кистью

Рисование ёлочных игрушек.

1

Работа с красками -способ примакивания кистью

2

Рисование по образцу.(3ч.)

Рисование сосновой ветки.

1

Работа с цветом, рассматривание картинок.

Рисование новогодней ёлки.

2

Работа с цветом, рассматривание картинок.

3 четверть - 10 ч.

1

Рисование на тему(2ч.)

Рисование на тему : «Зимние забавы».

2

Работа с цветом, рассматривание картинок

2

Рисование по образцу.(5ч.)

Рисование снеговика.

1

Упражнения в воздухе - прием образования массы.

Рисование дорожных знаков.

2

Работа с цветом, рассматривание картинок

Рисование грибов (мухомор).

1

Работа с цветом, рассматривание картинок

Рисование грибов (подосиновик).

1

Работа с цветом, рассматривание картинок

Иллюстрирование сказки «Колобок».

1

Рассматривание иллюстраций. Создание единого образа.

Рисование на тему: «Подарок маме».

2

Работа с цветом, рассматривание картинок. Создание единого образа.

4 четверть - 8 ч.

1

Рисование с натуры.(3ч.)

Рисование овощей: лук, свёкла.

1

Работа по трафарету и опорным точкам.

Рисование фруктов: (яблоко,груша).

1

Работа по трафарету и опорным точкам.

Рисование с натуры овощей и фруктов.

1

Работа по трафарету и опорным точкам.

2

Рисование по образцу.(2ч.)

Рисование космической ракеты.

1

Работа с цветом, рассматривание картинок

Рисование цыплёнка.

1

Работа по трафарету

3

Декоративное рисование.(3ч.)

Составление и рисование узора в круге.

2

Обведение по трафарету.

Рисование узора в полосе (шапочка).

1

Обведение по трафарету

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать/понимать:

- названия всех изображаемых предметов;

- знать названия предметов.

Учащиеся должны уметь:

- организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать бумагу и карандаш;

- пользоваться кистью и красками;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме;

- уметь рисовать указанные в программе предметы по подражаниям действия учителя, по образцу и по словесной инструкции, передавая их основные свойства;

- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;

- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;

- рисовать от руки, по трафарету, шаблону и повторять чередующийся узор из геометрических форм и предложенных форм учителем;

- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, персонажей народных сказок, сравнивать их между собой;

- учить и раскрашивать по расставленным ориентирам.

Перечень учебно- методического обеспечения

Методическая литература

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.VIII вида.5 – 9 классы\ под ред. В.В.Воронковой \Сборник 1 .- М.: ВЛАДОС, 2010

Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации сост. И.Г.Савельева, под общ.ред.

Популярное пособие для родителей и педагогов «Игра, и учеба изобразительное искусство». Под редакцией М.В.Трофимова, Т.И.Тарабарина. Ярославль «Академия развития», 2010.

Тематические интернет сайты:

http://festival.1september.ru/

http://pedsovet.su/ -сообщество взаимопомощи учителей

http://www.ukazka.ru/ - книжный интернет магазин

http://www.uchportal.ru/dir/5 - учительский портал. Сайты учителей начальных классов.

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://www.openworld.ru/school/m.cgi

http://nsc.1september.ru/- журнал начальная школа

http://vschool.km.ru/

http://www.uroki.net/ - бесплатные разработки уроков, сценарии, планирование

http://videouroki.net/look/subs/index.php?subj_id=17&from=direct - бесплатные видео-уроки

http://www.proshkolu.ru/info/about/ - архив учебных программ и презентаций

http://www.rusedu.ru/ - архив учебных программ и презентаций

http://maro.newmail.ru/ped_master/innovacii_nch/index.htm — каталог детских ресурсов

http://edu.km.ru/opyt/ - педагогическая мастерская

http://arsenevmis.ru/school9/saitsforteachers.html -сборник сайтов для учителей

Румянцева-изоГУО2.bmp

infourok.ru

Рабочая программа "Изобразительная деятельность" для детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью

Успешность обучения детей с тяжелой умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем. Их выбор зависит от содержания урока, особенностей психофизического развития детей, уровня овладения ими изобразительной деятельностью. Это словесные методы (рассказ, объяснение), наглядные (иллюстрация), практические (воспроизводящие упражнения), методы эмоционального стимулирования (поощрение, игра)

Форма работы на уроках по «Изобразительной деятельности» индивидуальная.

Работа по изобразительной деятельности включает: рисование, лепку, аппликацию. Каждая тема может быть реализована в течение двух-трех уроков.

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа предусматривается проведение предмета «Изобразительная деятельность» во 2 классе -1 час в неделю, 34 часа в год.

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Уровень усвоения знаний оценивается по трёхбалльной системе: «достаточный», «средний» и «низкий».

«Достаточный» уровень, если учащийся выполняет свыше 65% заданий.

«Средний» уровень, если учащийся верно выполняет от 50 до 65%.

«Низкий» уровень, если верно выполнение 35-50% заданий.

Учебно-тематический план образовательной области

Содержание программы(34 часа, 1 час в неделю)1 четверть

Рисование прямых, вертикальных, наклонных, волнистых линий различной толщины (толстые - тонкие, длинные - короткие) с помощью кистей разной толщины со следующим использованием изображений в игре. Дорисовывание деталей в заранее подготовленных изображениях с помощью различных линий: «Трава», «Заборчик», «Ручеек», «Дорога». Рисование точек, штрихов кистью разной ширины, тампонами из поролона (ваты): «Идет дождь», «Желтые листья летят», «Прыгают лягушки» и другие. Работа с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отсчитывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать): «Лесенка», «Заборчик», «Елочка». Выполнения рваной аппликации: «Речка», «Кораблики плывут по волнам». Рисование основных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) по точкам, шаблонам и самостоятельно.

2 четверть

Раскрашивание кистью разной ширины, тампонами из поролона (ваты), губкой круговыми (вертикальными, горизонтальными) движениями листа бумаги с последующим его использованием, например для аппликации или игры: зеленый цвет – «Лужайка»; синий цвет – «Море»; желтый цвет – «Осень»; черный цвет – «Дорога» и т.п.Рисование по трафарету изображений знакомых предметов и соотнесений изображений с реальными предметами (игрушки, овощи, фрукты). Рисование на синем листе бумаги «Зима». Лепка «Печенья» («Пряники»). Аппликация «Снеговик на синем листе бумаги».

3 четверть

Раскрашивание кистью разной ширины, тампонами из поролона (ваты), губкой круговыми (вертикальными, горизонтальными) движениями листа бумаги, на котором предварительно восковым мелком или свечой нарисованы какие-либо изображения, например, картинки с сюрпризом: «Плавают уточки», «Снеговик», «Дерево», «Грибы». Рисование по трафарету геометрических фигур: круг, треугольник, прямоугольник с последующим их раскрашиванием. Создание композиции из геометрических фигур на плоскости листа. Рисование по замыслу «Нарисуй, что хочешь». Рисование «Лопатка». Рисование «Светит солнышко». Лепка «Мандарины и апельсины» (фрукты). Аппликация «Узор на круге». Аппликация «Салфетка» (квадрат со стороной 12 см., кружки диаметром 2 см., квадратики со стороной 3 см.)

infourok.ru

Рабочая программа "Изобразительная деятельность" для детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью

8

Рисование точек кистью разной ширины. «Идет дождь»

1

Учить рисовать точки с помощью кисти

Коррекция недоразвития познавательной, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств, учитывая актуальный уровень обучающегося. Развивать внимание, воображение, запоминание основных операций, порядок их выполнения

Воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности

Развитие речи

Точки

Практическая работа

Рассказ, инструктаж

Иллюстра-ции, рисунки, музыкальное и литературное сопровож-дение

9

Рисование точек кистью разной ширины. «Желтые листья летят»

1

Учить рисовать точки с помощью кисти

Коррекция недоразвития познавательной, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств, учитывая актуальный уровень обучающегося. Развивать внимание, воображение, запоминание основных операций, порядок их выполнения

Воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности

Развитие речи

Точки

Практическая работа

Рассказ, инструктаж

Иллюстра-ции, рисунки, музыкальное и литературное сопровож-дение

10

Лепим из пластилина. «Лесенка»

1

Закрепить понятие пластилин, познакомить с приёмами работы пластилином. Закрепить приём

раскатывания пластилина в палочки

Коррекция недоразвития познавательной, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств, учитывая актуальный уровень обучающегося. Развивать внимание, воображение, запоминание основных операций, порядок их выполнения, совершенствование мелкой моторики рук

Воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности

Развитие речи, ремесло

Пластилин

Практическая работа

Рассказ, инструктаж

Иллюстра-ции, рисунки, музыкальное и литературное сопровож-дение, образец, пластилин

11

Лепим из пластилина. «Елочка»

1

Закрепить понятие пластилин, познакомить с приёмами работы пластилином. Закрепить приём

раскатывания пластилина в палочки

Коррекция недоразвития познавательной, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств, учитывая актуальный уровень обучающегося. Развивать внимание, воображение, запоминание основных операций, порядок их выполнения, совершенствование мелкой моторики рук

Воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности

Развитие речи, ремесло

Пластилин

Практическая работа

Рассказ, инструктаж

Иллюстра-ции, рисунки, музыкальное и литературное сопровож-дение, образец, пластилин

12

Выполнения рваной аппликации. «Речка»

1

Познакомить со свойствами бумаги, основными цветами; учить приемам разрыва бумаги и закрепление приемов намазывания

заготовок клеем и наклеивания их на основу при помощи учителя

Коррекция недоразвития познавательной, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств, учитывая актуальный уровень обучающегося. Развивать внимание, воображение, запоминание основных операций, порядок их выполнения

Воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности

Развитие речи, ремесло

Бумага, аппликация

Практическая работа

Рассказ, инструктаж

Иллюстра-ции, рисунки, музыкальное и литературное сопровож-дение, образец, бумага

13

Рисование геометрии-ческих фигур по точкам

1

Учить рисовать по точкам

Коррекция недоразвития познавательной, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств, учитывая актуальный уровень обучающегося. Развивать внимание, воображение, запоминание основных операций, порядок их выполнения

infourok.ru

Индивидуальная рабочая программа по письму для глубокой и тяжелой умственной отсталости

Индивидуальная рабочая программа

по письму

Класс: 3 «И»

Всего часов на учебный год: 136

Количество часов в неделю: 4

Составлена на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР. Москва 1983 г.

Учитель: Гаравская Мария Сергеевна

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………...……… 3

    1. Вводная часть…………………………………………………...…...... 3

(общее описание курса).

    1. Пояснительная записка…………………………………………........3(актуальность, особенности программного материала, место курса в учебном плане, адресат, требования к знаниям и умениям обучающихся, формы организации учебного процесса, итоговой контроль, предусмотренный по результатам изучения темы, раздела).

  1. Учебно-тематический план ………………………………………..………5

(разделов, тем, часов по четвертям, количество контрольных и практических работ, если таковые предусмотрены, с возможностью отслеживания прохождения программы).

  1. Календарно-тематическое планирование ………………………………6

  2. Список литературы, использованный для составления и осуществления программы……………………………………………………………………12

  3. Список литературы для учащихся………………………………………13

Введение:

1.1 Вводная часть:

У детей с глубокими интеллектуальными нарушениями в связи с нарушением пространственного восприятия и замедленного развития мелкой моторики, а также нарушением аналитико-синтетической деятельности мозга графические навыки и соотнесение звука и буквы сформированы недостаточно, или вообще отсутствуют.

Уроки обучения чтению и письму ведутся параллельно. Осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке, выкладыванию букв из цветных палочек, пуговиц, мозаике, конструированию.

С детьми с глубоким нарушением интеллекта проводится работа по развитию зрительных пространственных восприятий и представлений. Это чтение и письмо слева направо расположение строчек, начертаний букв, распознавание называние цветов (черного, белого, коричневого, красного, синего, желтого, зеленого), название и расположение геометрических фигур (горизонтально,вертикально).1.2 Пояснительная записка:

Особенности занятий по обучению письму в этом классе заключаются в том, что обучающимся одновременно с момента поступления в школу даются как технические навыки(правильно держать ручку, карандаш, правильно ими пользоваться при проведении линии),так и умения в изображении отдельных элементов букв. В зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей ребенок может достигать разного уровня успехов, поэтому данный курс обучения письму детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью ставит цель: научить детей самостоятельно писать небольшие предложения, свое имя, фамилию.

Задачи обучения:

-формирование у учащихся графических навыков, умений соотносить звуки и буквы;

- подготовка учащихся к овладению зрительным образам букв, предметов, а так же их начертаниям;

- развитие и коррекция моторики мелких мышц руки;

- развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;

- совершенствование графических навыков;

- привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте листа бумаги, тетради и пользования карандашом.

Данный курс включает в себя следующие методы и приемы по обучению письму:

1.Тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук и выработку графических навыков: с мелом, карандашами, красками, ручкой.

2.Проведение прямых, наклонных линий по обводке, по опорным линиям, по точкам, самостоятельно.

3.Штриховка изображений: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, умение раскрасить предмет, не выходя за его контур.

4.Письмо элементов печатных и рукописных букв, бордюров из элементов букв.

5.Упражнения в правильном удержании карандаша, ручки, расположения листа бумаги, тетради на столе. Формирование правильной осанки во время письма.

6.Формирование пространственных представлений, умения ориентироваться на листе бумаги: верх, низ, право, лево, выше, ниже.

7.Игры на развитие мелкой моторики: «Мозаика», работа с сыпучими материалами, нанизывание бусинок на нитку; « Конструктор» и т.д.

8.Работа по обводке шаблонов, трафаретов геометрических фигур и знакомых детям предметов. Соединение точек: получение прямой, различных фигур.

9. Пальчиковая гимнастика.

Тематическое планирование уроков курсаписьма на 2016 - 2017 учебный год.

Тема: «Пропедевтический период»

Тема: «Письмо основных элементов рукописных букв»

20

15

II четверть

  1. Тема: «Письмо основных элементов рукописных букв»

  2. Тема: «Письмо рукописных букв»

  3. Тема: «Повторение»

7

21

1

III четверть

  1. Тема: «Письмо рукописных букв»

41

IV четверть

  1. Тема: «Письмо рукописных букв»

  2. Тема: «Повторение»

13

16

Всего за год:

136

136

Календарно-тематическое планирование уроков курсаписьма 3 «И» класса

№ п/п

Тема или раздел

Кол-во часов

Дата

I четверть

35

1

Привитие навыков правильно сидеть за партой.

1

1.09

Привитие навыков правильно сидеть за партой во время письма.

1

2.09

Привитие навыков правильно располагать на парте тетрадь, правильно пользоваться карандашом.

1

5.09

2

Упражнения для кистей и пальцев рук на основе подражания действиям с игрушками. Рисование линий произвольной длины и направления.

2

6.09

7.09

3

Работа с шаблонами простой конфигурации. Пространственное положение учебных принадлежностей на столе. Правильная посадка при письме. Правильное удерживание ручки и карандаша.

1

8.09

4

Обводка по шаблону круга в воздухе, на доске, в тетради.

1

9.09

5

Рисование круга по шаблону. Штриховка круга –горизонтальная и вертикальная

2

13.09

14.09

Закраска обведённых простейших фигур.

2

15.09

16.09

6

Рисование в тетради треугольника по шаблону. Штриховка фигур внутри контура.

2

20.09

21.09

7

Рисование в тетради композиции из двух фигур по шаблонам.

2

22.09

23.09

8

Закрепление рисования в тетради круга, треугольника. Штриховка.

2

27.09

28.09

9

Разучивание упражнения для кистей и пальцев рук. Самостоятельное рисование композиции из двух фигур с опорой на образец.

1

29.09

10

Обводка по контуру квадратов различной величины.

2

30.09

4.10

11

Обводка по трафарету в воздухе, на доске, в тетради изученных геометрических фигур.

2

5.10

6.10

12

Упражнения для кистей и пальцев рук. Самостоятельное дорисовывание по контуру предмета на картинке.

1

7.10

13

Письмо маленькой прямой наклонной палочки с наклоном вправо.

1

11.10

14

Письмо большой прямой наклонной палочки с наклоном вправо.

1

12.10

15

Письмо прямых наклонных палочек с закруглением внизу.

2

13.10

14.10

16

Письмо прямых наклонных палочек с закруглением вверху.

2

18.10

19.10

17

Письмо овала.

2

20.10

21.10

18

Письмо прямой наклонной палочки с петелькой внизу.

1

25.10

19

Письмо левого полуовала.

1

26.10

20

Письмо правого полуовала.

1

27.10

21

Письмо прямой наклонной удлинённой палочки.

1

28.10

Календарно-тематическое планирование уроков курсаписьма 3 «И» класса

№ п/п

Тема или раздел

Кол-во часов

Дата

II четверть

29

1

Письмо палочек с петелькой вверху.

2

9.11

10.11

2

Письмо прямых наклонных палочек с петельками вверху и внизу.

2

11.11

15.11

3

Закрепление умения писать основные элементы букв.

1

16.11

4

Рукописное начертание строчной буквы а.

2

17.11

18.11

5

Рукописное начертание строчной буквы А.

2

22.11

23.11

6

Рукописное начертание прописной и строчной буквы А, а.

1

24.11

7

Рукописное начертание строчной буквы у.

1

25.11

8

Рукописное начертание прописной и строчной буквы У,у.

1

29.11

9

Письмо под диктовку изученных букв А, У, а, у.

2

30.11

1.12

10

Письмо по образцу, по обводке, под диктовку слогов ау, уа.

2

2.12

6.12

11

Рукописное начертание строчной буквы о.

1

7.12

12

Рукописное начертание прописной буквы О.

1

8.12

13

Рукописное начертание прописной и строчной буквы О, о.

2

9.12

13.12

14

Письмо под диктовку изученных букв А, У, а, у, О, о.

2

14.12

15.12

15

Закрепление пройденного

1

16.12

16

Письмо по образцу, по обводке, под диктовку слогов с буквами а, о, у.

2

20.12

21.12

17

Рукописное начертание строчной буквы м.

2

22.12

23.12

18

Рукописное начертание прописной буквы М.

2

27.12

28.12

Календарно-тематическое планирование уроков курсаписьма 3 «И» класса

№ п/п

Тема или раздел

Кол-во часов

Дата

III четверть

41

1

Рукописное начертание прописной и строчной буквы М, м.

2

10.01

11.01

2

Письмо под диктовку изученных букв А, У, а, у, О, о, М, м.

2

12.01

13.01

3

Письмо по образцу, по обводке, под диктовку закрытых слогов с буквами а, о, у, м.

3

17.01

18.01

19.01

4

Письмо по образцу, по обводке, под диктовку открытых слогов с буквами а, о, у, м.

3

20.01

24.01

25.01

5

Преобразование печатных слогов в письменные с буквой м.

2

26.01

27.01

6

Письмо под диктовку слогов и слов с буквой м.

2

31.01

1.02

7

Рукописное начертание строчной буквы с.

2

2.02

3.02

8

Рукописное начертание прописной буквы С.

2

7.02

8.02

9

Рукописное начертание прописной и строчной буквы С, с.

2

9.02

10.02

10

Письмо под диктовку изученных букв А, У, а, у, О, о, М, м, С, с.

2

14.02

15.02

11

Письмо по образцу, по обводке, под диктовку закрытых слогов с буквами а, о, у, м, с.

3

16.02

17.02

21.02

12

Письмо по образцу, по обводке, под диктовку открытых слогов с буквами а, о, у, м, с.

3

22.02

24.02

28.02

13

Преобразование печатных слогов в письменные с буквой с.

2

1.03

2.03

14

Списывание с доски слогов с буквой с.

2

3.03

7.03

15

Письмо под диктовку слогов и слов с буквой с.

2

9.03

10.03

16

Рукописное начертание строчной буквы х.

1

14.03

17

Рукописное начертание прописной буквы Х.

1

15.03

18

Рукописное начертание прописной и строчной буквы Х, х.

1

16.03

19

Письмо под диктовку изученных букв А, У, а, у, О, о, М, м, С, с, Х, х.

3

17.03

21.03

22.03

20

Письмо по образцу, по обводке, под диктовку закрытых слогов с буквами а, о, у, м, с, х.

1

24.03

Календарно-тематическое планирование уроков курсаписьма 3 «И» класса

№ п/п

Тема или раздел

Кол-во часов

Дата

IV четверть

29

1

Письмо по образцу, по обводке, под диктовку закрытых слогов с буквами а, о, у, м, с, х.

2

4.04

5.04

2

Письмо по образцу, по обводке, под диктовку открытых слогов с буквами а, о, у, м, с, х.

3

6.04

7.04

11.04

3

Преобразование печатных слогов в письменные с буквой х.

2

12.04

13.04

4

Письмо под диктовку слогов и слов с буквой х.

2

14.04

18.04

5

Письмо по образцу предложений с изученными буквами.

2

19.04

20.04

6

Повторение. Основные элементы написания букв.

2

21.04

26.04

7

Повторение. Буквы А, а. Написание слогов и слов с буквой а.

2

27.04

28.04

8

Повторение. Буквы У, у. Написание слогов и слов с буквой у.

2

2.05

3.05

9

Повторение. Буквы О, о. Написание слогов и слов с буквой о.

2

4.05

5.05

10

Повторение. Буквы М, м. Написание слогов и слов с буквой м.

2

10.05

11.05

11

Повторение. Буквы С, с. Написание слогов и слов с буквой с.

2

12.05

16.05

12

Повторение. Буквы Х, х. Написание слогов и слов с буквой х.

2

17.05

18.05

13

Написание слогов и слов с изученными буквами.

2

19.05

23.05

14

Повторение изученного

2

24.05

25.05

Список используемой литературы:

1.Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. М., 1983 г. Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР.

2.Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.

3.Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.0-4 классы, 3-е издание, исправленное. Под ред. И.М.Бгажноковой.-М. «Просвещение», 2011г.

Список литературы, необходимой для усвоения материала учащимися:

1. Тетрадь по обучению грамоте (для учащихся 1 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Воронкова В.В., 1992

infourok.ru


Смотрите также