Рабочая программа дисциплины Рисование и лепка. Программа по рисованию и лепке


Рабочая программа ОП.09 Рисование и лепка

Областное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

"Новоспасский технологический техникум"

УТВЕРЖДАЮ

Директор ________/ Л.А.Симакова/

«____»__________20__ г.

РЕКОМЕНДОВАНО

методической комиссией (МК)

Протокол заседания

№___ от «____» _________20__г.

Председатель МК

________________ Т.А. Белянина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

ОП.09 Рисование и лепка

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии социально-экономического профиля 43.01.09 Повар, кондитер

2017г.

Программа учебной дисциплины ОП.09 "Рисование и лепка" по профессии 43.01.09 Повар, кондитер разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1569 от 09 декабря 2016 г

Организация-разработчик: ОГБПОУ НовТТ

Разработчики: Белянина Татьяна Александровна - мастер производственного обучения высшая категория

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ОПОП

13

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РИСОВАНИЕ И ЛЕПКА

1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Профессиональный учебный цикл, профильные  дисциплины

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выполнять упражнения по рисованию;

  • рисовать различного вида орнамент;

  • рисовать с натуры предметы геометрической формы;

  • рисовать с натуры предметы домашнего обихода;

  • рисовать фрукты и овощи;

  • рисовать с натуры пирожные и торты различной формы;

  • рисовать торты различной конфигурации, используя выразительные средства композиции;

  • выполнять лепку фруктов, овощей, цветов и растительного орнамента;

  • выполнять лепку макетов тортов, используя законы композиции;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • технику рисунка и ее многообразие

  • технику выполнения рисунка с натуры;

  • технику выполнения рисунка с натуры пирожных и тортов;

  • композицию в рисунке, последовательность работы над рисунком;

  • законы композиции, выразительные средства композиции;

  • композиция тортов;

  • технику лепки элементов украшения для тортов;

  • технику лепки макетов различной формы.

Результатами освоения учебной дисциплины ОП.09 Рисование и лепка:

  1. развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;

  2. овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;

  3. развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;

  4. обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;

infourok.ru

Программа по рисованию и лепке

Муниципальное образовательное учреждениеДополнительного образования детей «Детская школа искусств №4 города Владивостока» »

Программа по обучению рисованию и лепкена обще эстетическом отделении учащихся 7-8 летдетской школы искусств(срок обучения 1 год)

РазработчикПреподаватель высшей категорииКосач Ирина Леонидовна

Владивосток2015г

Содержание:

Пояснительная запискаХарактеристика учебной программы -------------------------------------------- 2Срок реализации учебной программы --------------------------------------------2Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом------------- 2Форма проведения занятий-------------------------------------------------------- 3Цели и задачи учебной программы------------------------------------------------3Методы обучения -------------------------------------------------------------------- 4Описание материально-технических условий реализации учебной программы---------------------------------------------------------------------------------- 4Содержание учебной программы----------------------------------------------------- 4Учебно-тематический план по предмету « Рисование»--------------------- 4Учебно-тематический план по предмету « Лепка» ------------------------- 9Предполагаемые результаты----------------------------------------------------------- 13Методические рекомендации педагогическим работникам--------------------14Список рекомендуемой учебной и методической литературы---------------- 15Пояснительная запискаХарактеристика учебной программыДанная программа посвящена фундаментальной для художественного развития проблеме - связи с жизнью. Её цель - побудить ребёнка просмотреть всю окружающую жизнь с позиций вглядывающегося в неё художника. Искусство видеть не дано человеку от природы. Очень часто люди смотрят, но не видят, даже не догадываются об этом. Здесь должен быть заложен фундамент развития этой способности во все последующие годы.Срок реализации учебной программыСрок реализации программы 1 учебный годОбъём учебного времени, предусмотренный учебным планомВ течении учебного года учащиеся получают 36 часов по рисованию и 36 часов по лепке. Занятия проводятся с детьми посещающими школу искусств 1 раз в неделю.Форма проведения занятийЗанятия рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых численностью от 4 до 10 детей в возрасте 7-8 лет, это позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Время занятий 2 академических часа ( по 45 минут) . Занятие включает в себя два урока первый – рисование , второй- лепка. Цели учебной программы:Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.Выявление одарённых детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области художественного творчества, позволяющих в дальнейшем осваивать учебные предметы дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».Задачи учебной программы:Обучающие . Обучить ребят начальным навыкам работы с красками и различными художественными материалами. Обучить правильной организации рабочего места , аккуратности, внимательности.Развивающие. Развить творческие способности, наблюдательность за окружающим миром, развить умение передачи посредством различных художественных приёмов своего настроения и отношения к происходящим вокруг событиям. Формирование умения передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов. Формирование умения работать с натуры и по памяти.Воспитывающие. Воспитывать в ребятах чувство прекрасного, быть неравнодушным ко всему происходящему вокруг, отличать добро от зла. Воспитывать любовь к природе, окружающей действительности, уважения к себе и окружающим.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения: Словесный (объяснение, беседа, рассказ). Наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приёмов работы). Практический. Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях. Описание материально-технических условий реализации учебной программыКаждая группа обучающийся обеспечивается просторным светлым классом оснащённым удобной мебелью (столы и стулья), подиумами, столиками, компьютером, интерактивной доской. Должен быть доступ к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.Учебный план

НаименованиепредметаКол-во часов в неделюКол-во часов в учебный год

Рисование136

Лепка136

итого272

Содержание учебной программыПрограмма по предмету « Рисование» разделяется на следующие тематические разделы:

Эмоциональное восприятие цвета.Задание№2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,14,16,17,18.Богатство цветовой палитры. Задание№ 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,14,16, 17,18.Характер линий. Задание№9,13,15,16,Свежие впечатления. Задание№6, 7,8,10,15.Зарисовки и этюды с натуры. Задание№1,7,10,12,13.Колорит. Задание№ 1,2,3,5,6,7,8,9,10,11,12,14, 17,18.Ритм в композиции. Задание№4,5,7,8,Настроение в композиции. Задание№2,3,5,6,7,8,9,11,13,14,15,16, 17,18.

Учебно-тематический план по предмету « Рисование»

Задание №1. Два академических часа. Тема: "Рисуем радугу". Рисование радуги. Задачи урока: Знакомство с материалом акварель , умение смешивать краски. Материал к уроку: Акварель, БумагаА3 беличьи кисти.Задание №2. Два академических часа. Тема «На далёкой планете»Задачи урока: умение скомпоновать на листе изображаемое. Первоначальное знакомство с понятием "колорит". Поиск гармоничного сочетания красокМатериал к уроку: Гуашь , БумагаА3 беличьи кисти.Задание №3. Два академических часа. Тема «Мы сохраним тигра»Задачи урока: рисование животных в среде обитания. Преодоление статичности при изображении животных, пропорции, пластики. Передача настроения через позу, мимику животных. Материал к уроку: Гуашь , БумагаА3 кисти для гуаши.Задание №4. Два академических часа. Тема «Лесные жители».Задачи урока: Знакомство с понятием ритма в композиции , закрепление понятия ритма в композиции способом повторения изобразительных форм. Цветовой и тоновой контраст.Материал к уроку: Гуашь , БумагаА3 кисти для гуаши.Задание №5. Два академических часа. Тема «Новогодние чудеса»Задачи урока: Развитие воображения , умение передать выразительность и своеобразие каждой фигуры, взаимосвязь фигур в композиции.Материал к уроку: Гуашь , БумагаА3 кисти для гуаши.Задание №6. Два академических часа. Тема « За окном трещат морозы!»Задачи урока: развитие воображения , умение передать состояние тёплой комнаты и уюта , за окном которой, очень холодно и кружит снег. Передача настроения цветом.Материал к уроку: Гуашь , БумагаА3 кисти для гуаши.Задание №7. Два академических часа. Тема «Ночной город»Задачи урока: Аппликация . изображение родного города по наблюдениям Поиск композиционного решения, умение использовать разные планы, цвет и освещение (самостоятельный выбор времени года и погоды), выделение характерных особенностей родного городаМатериал к уроку: Цветная бумага, БумагаА3 ножницы ,клей .Задание №8. Два академических часа. Тема: «Весеннее дерево»Задачи урока: Рисование дерева или группы деревьев на основе впечатлений от небольшой прогулки. Рисование без применения карандаша и резинки.Развитие наблюдательности, зоркости глаза. Аккуратность и точность движений при работе. Материал к уроку: Гуашь , БумагаА2 кисти для гуаши. Задание №9. Два академических часа. Тема: «Радужное море».Задачи урока: Развитие чувства декоративности. Работа по бумаге широкой кистью, по высохшей бумаге - тонкой кистью. Познакомить детей с понятием витраж. Обучение аккуратности и точность движений кисточки. Умение выложить мозаичные квадратики так, чтобы формы, линии были еще более выразительны.Материал к уроку: Гуашь , БумагаА2 кисти для гуаши.

Задание №10. Два академических часа. Тема: «Натюрморт с яблоком».Задачи урока: Знакомство с понятием «натюрморт» , понятие о тёплых и холодных цветах, сближенная цветовая гамма и поиск гармонических сочетаний цветовМатериал к уроку: Гуашь , БумагаА2 кисти для гуаши.

Задание №11. Два академических часа. Тема: «Домик из сказки».Задачи урока: Развитие воображения . Умение красиво за компоноватьпредмет на листе. Знакомство с передним и задним планом в композиции.Материал к уроку: Гуашь , БумагаА2 кисти для гуаши.

Задание №12. Два академических часа. Тема: «Изображение посуды простейшей формы» Задачи урока: Знакомство с народными промыслами. Понятие о мере и гармонии, о соразмерности и несоразмерности частей в предметах. Умение смешивать синюю и белую краску.Материал к уроку: Гуашь , БумагаА2 кисти для гуаши.

Задание №13. Два академических часа. Тема: «Городской пейзаж».Задачи урока: Что может линия?Научится работать одним цветом без карандаша и резинки. Попытаться с помощью разных типов линий передать передний и задний планМатериал к уроку: Гуашь , БумагаА2 , кисти для гуаши

Задание №14. Два академических часа. Тема: «Рисуем сказку».Сказочные персонажи героического характера. Рисование после прослушивания сказки и обсуждения , как сделать выразительным образ главного героя (характер, одежда, доспехи).Задачи урока: развитие образного мышления, стремление к передаче характера изображаемого героя, размещение предметов в пространстве.Материал к уроку: Гуашь , БумагаА2 кисти для гуашиЗадание №15. Два академических часа. Тема: «Волшебные узоры».Задачи урока: Знакомство с графикой ,тушью и пером.

Знакомство с понятием графика. Попытаться с помощью различных приемов передать материал предмета использование реальных форм растительного и животного мира, их переработка в декоративно-орнаментальные. Выразительность, изящество линии контураМатериал к уроку: Тушь, перо, бумага А3

Задание №16. Два академических часа. Тема «Волшебный натюрморт» Задачи урока: Развить фантазию , суметь преобразить неодушевленные предметы в веселых сказочных персонажей. Применить знания о графике.Материал к уроку: Гуашь , БумагаА2 кисти для гуаши.Задание №17. Два академических часа. Тема: «Мои друзья» Задачи урока: Портрет. Знакомство с понятием «портрет» .Передать при помощи композиционного и цветового решения своё отношение к друзьям.Передать эмоции радости или грусти на лицах Материал к уроку: Гуашь , БумагаА2 кисти для гуаши.

Задание №18. Два академических часа. Тема: «Кто живёт в тайге?». Самостоятельный выбор изображаемого животного в естественной среде обитания. Выбор времени года, времени суток, характера погоды. Задачи урока : Выбрать композиционный центр, передать движение, яркость образа.Материал к уроку: Гуашь , БумагаА2 кисти для гуаши.

Учебно-тематический план по предмету « Лепка»Программа по предмету «Лепка» построена с учетом возрастных особенностей , воспитывает аккуратность, умение создать ровную форму, достаточно ровную поверхность, работать от куска. Происходит знакомство с такими понятиями как пластика, движение, круговой обзор, пропорции и образность , декоративность и реалистичность. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.Задание №1 . Два академических часа. Тема: «Маленький тигрёнок» Задачи урока: знакомство с материалом пластилин, развитие мелкой моторики, деталировка, развитие фантазии и аккуратности. Создание формы из маленьких деталей. Материал к уроку: Пластилин , стеки .Задание №2 . Два академических часа. Тема: «Лепим черепашку»Задачи урока: Набор общей формы из мелких деталей, развитие мелкой моторики - деталировка, умение видеть форму по картинке.Материал к уроку: Пластика , стеки .Задание №3 . Два академических часа. Тема: «Лепка игрушки» Задачи урока: Лепка лошадки, козлика, барашка на основе традиций филимоновской игрушки. Приобщение к народным художественным промыслам, пластичность формы, красочность народного искусства.

Материал к уроку: Глина , стеки .Задание №4 . Два академических часа. Тема: «Лепка динозавров». Задачи урока: Лепка доисторических животных, используя их изображении в книгах и маленькие пластмассовые игрушки. Выявление характерных особенностей формы, передача движенияМатериал к уроку: Пластилин , стеки .Задание №5 . Два академических часа. Тема: « Объелся кот сметаны».Задачи урока: Лепка из куска, связь с готовой формой, связь целого и деталей, умение создать образ, понятие пропорций животного.Материал к уроку: Пластика , стеки .Задание №6 . Два академических часа. Тема: «Чудо птица». Задачи урока: Знакомство с понятием «полуобъём». Развитие мелкой моторики, аккуратности, фантазии, умение создать образ и передать настроение.Материал к уроку: Пластика , стеки .Задание №7 . Два академических часа. Тема: «Грустный ангел».Задачи урока: Лепка из куска, связь с плинтом готовой формы, связь целого и деталей, умение создать образ, навыки лепки человека, попытаться передать печаль и грусть .Умение вызвать жалость и сострадание.Материал к уроку: Пластика , стеки .Задание №8 . Два академических часа. Тема: «Деревце»Задачи урока: Навыки лепки мелких деталей, компоновки, симметрия, тонкая форма, умение повторить природные формы. Материал к уроку: Соленое тесто , стеки .

Задание №9 . Два академических часа. Тема: «Сказочный петушок»Задачи урока: Развитие мелкой моторики, аккуратности, фантазии, умение создать образ, лепка из куска.Материал к уроку: Глина , стеки .Задание №10. Два академических часа. Тема: «Куколка-подружка»Задачи урока: Лепка из куска, связь целого и деталей, умение создать образ, навыки лепки человека.Материал к уроку: Соленое тесто , стеки .Задание №11. Два академических часа. Тема: «Морские черепашки»Задачи урока: Преодоление статичности при изображении животных. Изображение группы движущихся животных ,познакомить детей с выразительными возможностями природного материала.Материал к уроку: Пластилин, природные камушки, готовая основа ( цветной картон) .Задание №12. Два академических часа. Тема: «Совёнок»Задачи урока: Развитие навыков росписи простейшей формы. Навыки рисования на заданной форме . Передача фактуры перьев птицы развитие внимательности и аккуратности.Материал к уроку: Природные камушки, гуашь , кисти .Задание №13 . Два академических часа. Тема: «Серый зайка».Задачи урока: Лепка из куска, связь с готовой формой, связь целого и деталей, умение создать образ, понятие пропорций животного.Материал к уроку: Пластика , стеки .

Задание №14 . Два академических часа. Тема: «Лошадка».Задачи урока: Лепка из куска, Развитие фантазии, лепка из общего куска, общая форма, проработка деталей, пропорции.Материал к уроку: Глина , стеки .Задание №15 . Два академических часа. Тема: «Мудрая сова».Задачи урока: Умение делать ровный плинт, понятие формат плинта. Навыки рисования, симметрия, тонкая форма. Развитие фантазии, понятия полуобъём, создание образаМатериал к уроку: Пластика , стеки .Задание №16 . Два академических часа. Тема: «Мой любимый питомец».Задачи урока: Умение делать формы мелкой пластики Навыки рисования, тонкая форма. Развитие фантазии, понятия полуобъём, создание образа.Материал к уроку: Пластика , стеки .Задание №17 . Два академических часа. Тема: «Барыня» Задачи урока: Лепка барыни на основе традиций филимоновской игрушки.Приобщение к народным художественным промыслам, пластичность формы, красочность народного искусства.Материал к уроку: Глина , стеки .Задание №18. Два академических часа. Тема: «Озорной Петрушка». Задачи урока: Создание традиционно русского образа ярмарочного шута, используя знания, полученные на уроке. Знакомство с русскими традициями, бытом, одеждой, создание настроенияМатериал к уроку: Глина , стеки .

Предполагаемые результаты:По окончании обучения по данной программе учащиеся должны знать и уметь:Раздел рисование:Уметь правильно организовать рабочее место, быть во время работы аккуратным и внимательным.Овладеть начальным навыкам работы с красками и различными художественными материалами.Развить творческие способности, наблюдательность за окружающим миром.Уметь передать посредством различных художественных приёмов своего настроения и отношения к происходящим вокруг событиям.Уметь работать с натуры и по памяти.Развить любовь к природе, окружающей действительности, уважения к себе и окружающим.Иметь понятие о ритме в композиции, понятие о тёплых и холодных цветах, сближенной цветовой гаммы Иметь понятие о «натюрморте» , «пейзаже», «портрете».Раздел лепка:Уметь передавать массу, объем, пропорции и характерные особенности предметов. Развить мелкую моторику, аккуратность, фантазию, умение создать образ, Уметь лепить из куска и создать образ.Умение делать формы мелкой Иметь понятие об объёме и полу объёме.Уметь преодолеть статичность при изображении животных. Умение создать ровную форму, достаточно ровную поверхность, Быть знакомым с понятиями знакомство с такими понятиями как пластика, движение, круговой обзор, пропорции и образность , декоративность и реалистичность.Иметь понятие о народных художественных промыслах.

Методические рекомендации педагогическим работникамСписок рекомендуемой учебной и методической литературы1.Бабанский Ю.А. «Учёт возрастных и индивидуальных особенностей в учебно-воспитательном процессе». Народное образование СССР, 1982. - №7, с. 106-1112.Бесчастнов Н.П. «Изображение растительных мотивов.» - М.: Владос, 2004. с.66-743.Васильева Т.А. «Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм». Диссерт. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М., 19984.Ерошенков И.Н. «Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков.» - М.: «Владос», 20045. «Керамика Абрамцева». Под ред. О .И. Арзуманова, В.А.Любартович, М.В .Нащокина. - М.: Из-во «Жираф», 2000, с. 64-776.Колякина В.И. «Методика организации уроков коллективного творчества» - М.: «Владос», 2002. с.6-157.Кузин В.С. «Изобразительное искусство и основы его преподавания в школе» Издание 3-е. - М.: «Агар», 1998. с. 179-1848.Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция» - М.: Владос, 2004. с. 8-209.Малолетков В. А. «Керамика» В 2-х частях. - М.: «Юный художник», 2000. - 1-я часть: с. 28-30, 2-я часть: с.23-2510.Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. «Ступеньки к творчеству» - М.: «Искусство в школе», 1995, с.9-2911.Ростовцев Н.Н. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе.» - М.: Просвещение, 198012. «Русская народная игрушка». Академия педагогических наук СССР. - М: Внешторгиздат, 1980, с.33-3613. «Русские художественные промыслы»./Под ред. Поповой О.С. Каплан Н.И. - М.: Издательство «Знание», 1984, с.31-48.14. «Скульптура. История искусства для детей» - М.: «Росмэн». Под ред. Е.Н.Евстратовой. 2002, с.8-1715.Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» - М.: Издат. центр «Академия», 1999, с. 246-250

Список рекомендуемой учебной литературы16.Белашов А.М. «Как рисовать животных» - М.: «Юный художник», 2002, с. 3-1517.Алексахин Н.Н. «Волшебная глина». Методика преподавания лепки в детском кружке. - М.: Издательство «Агар». 1998, с.26-2818.Боголюбов Н.С. «Лепка на занятиях в школьном кружке» - М.: Просвещение, 197919.Богуславская И. «Русская глиняная игрушка» - Л.: Искусство,Ленинградское отделение, 197519.Ватагин В.А. «Изображение животного. Записки анималиста» - М.: «Сварог и К», 1999. с.129, 135, 15020.Волков И.П. «Учим творчеству» - М.: Педагогика, 198221.Конышева Н.М. «Лепка в начальных классах» - М.: Просвещение, 198522. Федотов Г.Я. «Послушная глина: Основы художественного ремесла» М.: АСТ-ПРЕСС, 1997

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115

schoolfiles.net

Рабочая программа дисциплины Рисование и лепка

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Россошанский техникум сельскохозяйственного и строительного транспорта»»

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

ЗАМ директора по ППО Директор ГБПОУ ВО «РТСиСТ»

_________Л.В. горловая _________________В.А. Силаков

«_____»_________________2017 «_____»_________________2017

рабочая ПРОГРАММа

ДИСЦИПЛИНЫ

ВЧ.01 рисование и лепка

для профессий среднего профессионального образования

по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (ППКРС)

43.01.09 Повар, кондитер

Рабочая программа рассмотрена

на заседании предметно – цикловой комиссии

и рекомендована к утверждению.

от « ______» ________________2017г., протокол № _______

Председатель ПЦК ______________Л.Г. Мыцикова

пос. Молодежный, 2017г

Рабочая программа дисциплины Рисование и лепка разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 43.01.09 Повар, кондитер

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Россошанский техникум сельскохозяйственного и строительного транспорта»

Разработчики:

Половинкина И.В. – зам директора по ТМР

Ф.И.О., должность

Мыцикова Л.Г.– председатель ПЦК

Ф.И.О., должность

_

стр.

4

11

16

14

1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ВЧ. 01 Рисование и лепка

название дисциплины

    1. Область применения программы.

    Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер

    Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована

    в дополнительном профессиональном образовании (программ повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям: повар, кондитер

    1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

    Дисциплина входит в вариативную часть

    указать принадлежность дисциплины к учебному циклу

    1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

    В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

    У.1- выполнять упражнения по рисованию;

    У.2- рисовать различного вида орнамент;

    У.3- рисовать с натуры предметы геометрической формы;

    У.4- рисовать с натуры предметы домашнего обихода;

    У.5- рисовать фрукты и овощи;

    У.6- рисовать с натуры пирожные и торты различной формы;

    У.7- рисовать торты различной конфигурации, используя выразительные средства композиции;

    У.8- выполнять лепку фруктов, овощей, цветов и растительного орнамента;

    У.9- выполнять лепку макетов тортов, используя законы композиции;

    В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

infourok.ru

Учебная программа по изо. деятельности (1 младшая группа)

Рабочая учебная программа по развитию у детей раннего возраста художественно–творческих способностей в изобразительной деятельности (1 младшая группа)

Автор программы: Егорова Елена Анатольевна, воспитатель 2 кв. категории МДОУ №4 «Красная шапочка»

Пояснительная записка

Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.

Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.

Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.

Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.Данная программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.Цель данной программы – формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Реализация художественного и эстетического воспитания предусматривает:

- формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;- формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;- развитие творческих способностей в рисовании и лепке;- обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;- развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма.

В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой. Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, в первую половину дня. Продолжительность занятий составляет 15 минут. Общее количество учебных занятий в год по рисованию – 36ч., по лепке – 36ч. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (педагогическая диагностика) проводится 3 раза в год (первичный – в сентябре, промежуточный – в январе и итоговый – в мае. Диагностика проводится по методике Т.С. Комаровой.

Задачи художественно-творческого развития детей 2-3 лет

Рисование

Развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой.Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения.Привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их. Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги).Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать. Учить держать карандаш и кисть свободно; карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её ворсом в баночку. Снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке.

Методы и приёмы

Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, воспитателю необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. Чтение стишков, песенок, потешек – важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.Следует побуждать рисовать самые разнообразные предметы, окружающие и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулках, рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Постепенно, обращая внимание детей на рисунок, надо учить находить их сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами.Для успешного овладения рисованием важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета.Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ должен идти от игрового персонажа. Занятия должны доставлять детям радость!

Лепка

Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином. Учить детей аккуратно пользоваться материалами.Учить детей отламывать комочки пластилина от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).Учить раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепёшки, печенье, пряники), украшать их. Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок и т.п.Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заготовку.

Методы и приёмы

В лепке применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения.Занятия по лепке носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки.

Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.

Большое значение в процессе обучения имеют правильно подобранный материал и оборудование. Современные технологии позволили усовершенствовать используемый пластичный материал – пластилин стал более мягким и эластичным, приобрёл чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых.

Инструменты и материалы, применяемые на занятии по изо. с детьми 2-3 лет

Учебно-наглядные пособия:

- плакаты;- игрушки;- муляжи.

Оборудование:

- мольберт;- карандаши цветные;- фломастеры;- восковые мелки;- кисточки маленькие по № 6, средние с № 10-12, большие № 12-16;- гуашевые краски;- баночка-непроливайка;- подставки для кисточек;- восковый пластилин;- тесто;- дощечки;- х/б салфетки для рук;- клеёнка.

Перспективное планирование по изодеятельности в первой младшей группе

Скачать рабочую учебную программу по развитию у детей раннего возраста художественно–творческих способностей в изо. деятельности (1 младшая группа)

vospitatel.com.ua


Смотрите также