Парциальные программы по художественно творческому развитию дошкольников. Программа рисование и лепка автор григорьева


Анализ парциальных программ образовательной области художественно-эстетическое развитие.

Программа художественно – эстетического цикла для детей от 3 до 7 лет по дополнительному дошкольному образованию «Живой мир образов» (авторы Р.Г. Казакова, Л.М. Данилова, Н.С. Щербакова и др.) Рассчитана на 3 года по темам – ознакомление с русскими традициями, знакомство с праздниками и бытом, с биографиями выдающихся деятелей русской культуры, классических произведений русской литературы.

Программа творческо – эстетического развития дошкольников «Родничок» (авторы Н.А. Варкки, Р.Р. Калинина). В программе выделены следующие средства эстетического воспитания: искусство, окружающая жизнь, включая природу: художественно – творческая деятельность.В программе выделены блоки, охватывающие все стороны жизни, деятельности, развития и воспитания. По блокам:

  1. Мойдодыр – охрана и укрепление здоровья.

  2. Почемучка – блок интеллектуального развития (формирование устойчивого интереса к художественому слову, расширение кругозора, знакомство с культурой разных народов).

  3. Арлекино – блок творчество – эстетического развития (музыка, хореография, изодеятельность, театр).

  4. Золушка – блок социально – психологического развития, выполнение правил этикета, культуры поведения.

Программа развития цветовосприятия детей 6-7 лет «Какого цвета мир?». Автор С.А. Золочевский.

Задачи: развитие способности смотреть на мир и видеть его глазами художника, замечать и творить красоту; в основном через игру.

«Путешествие в мир искусства» (автор С.К. Кожохина).

Содержит подробные рекомендации по организации изобразительной деятельности, психолого – педагогической диагностики взаимодействия с детьми и родителями, разнообразных занятий, развивающих игр. Лучшие всего её использовать для одаренных детей в системе дополнительного образования.

Программа «С кисточкой и музыкой в ладошке» (авторы Н.Э. Басина, О.А. Суслова).

В центре внимания автор – проблемы психологии воспитания искусства и детского творчества с детьми 3-10 лет.

Программа по рисованию, лепке, аппликации с детьми 4-7 лет (автор Т.С. Швайко).

Представлена в трех книгах (для средней, ст. и подготов. гр.) Цель – развитие художественно – творческих способностей посредствам изобразительной деятельности.

В средней группе запланировано 7 циклов изобразительных занятий (деревья, предметы квадратной и прямоугольной формы, животные, зима, новогодняя елка, человек.

В ст. группе 8 циклов (овощи, осенняя природа, посуда, декоративное рисование, человек, здания и транспорт. Симметричное вырезание, (посуда, человек). В подготовительной группе 9 циклов (осенние натюрморты, осенние пейзажи, птицы, дымковские игрушки, здания, транспорт, русские народные сказки, рисование штрихами, хохломские узоры, цветущая весна).

Программа «Рисование и лепка» (автор Григорьева).

Она представлена календарно – тематическим планом в четырех вариантах. Это по мнению автора, даст возможность варьировать темы, материалы, виды искусства в зависимости от способностей детей и склонностей самого педагога. Например, тема «Осень». В первом варианте «Хмурая осень», вид искусства – живопись; материалы – гуаш. Младшие и средние дети рисуют голые деревья на готовом цветном фоне. Старшие сами делают фон гуашью. Подготовительные – пейзаж «Ночь в лесу». могут использовать цветные мелки, уголь, пастель, фломастеры.

infourok.ru

Новизна

Программа рассчитана на детей 3-4 лет, имеющих следующие сложности:

  • неумение находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации

  • неспособность ориентироваться в таких понятиях как форма, цвет, величина, количество, неумение видеть основные формы предметов, выделять их наиболее яркие и характерные признаки

  • неспособность координировать работу обеих рук, глаз и рук, соизмерять нажим ладоней на комок пластилина

  • неумение создавать из пластилина простейшие формы (шар и цилиндр) и видоизменять их, преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо)

  • неумение лепить не только ладонями, но и пальцами – соединять детали не прижимая, а примазывая их друг к другу, защипывать край формы, вытягивать небольшое количество пластического материала для формирования деталей

  • неумение отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами

  • неумение рисовать карандашами и фломастерами, проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные)

  • отсутствие навыков рисования кистью

  • неумение раскладывать и приклеивать вырезанные бумажные формы

  • неумение работать с ножницами как художественным инструментом.

  • Также программа очень полезна для детей и родителей, испытывающих затруднения в контакте, совместной деятельности.

    Развитие и коррекция детей 3-4 лет, в том числе имеющих отставание в формировании когнитивных и моторных функций, методом художественно-творческой деятельности.

    В разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 3-4 лет.

  • В лепке – показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, соленое и сдобное тесто, снег, манная каша, бумажная масса для папье-маше), познакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, вес, цельность массы, в отличие от рассыпчатого песка или манки), возможностям своего воздействия на материал и т.д.

  • В рисовании – развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и т.д.

  • В аппликации – знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения ее свойств и способов своего воздействия на бумагу (легкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвется, разрезается, приклеивается) и т.д.

  • знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семеновской, богородской).

  • показывать детям в игровой форме процесс создания образов – организовывать наблюдение за художественной деятельностью психолога.

  • вызывать у детей интерес к сотворчеству со взрослым, другими детьми при создании коллективных композиций.

  • переводить детей от подражания к самостоятельному творчеству: побуждать самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы.

  • создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приемов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.

  • продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами.

  • продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы).

  • учить детей раскладывать и приклеивать бумажные формы, создавая при этом выразительные образы.

  • продолжать знакомить детей с ножницами как художественным инструментом.

  • интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между собой.

  • развивать (обогащать и уточнять) зрительные и тактильные представления детей о различных объектах: особенностях их формы, цвета, пропорций. Организовывать наблюдения в природе и ближайшем окружении для обогащения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Грустный дождь», «Веселый дождик», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т.д.).

  • формировать, развивать и корректировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов.

  • развивать способность видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивать похожие по форме и цвету предметы.

  • развивать способность находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации.

  • развивать способность видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств (цвет, форма, линия, пятно, форма фона и пр.).

  • развивать способность ориентироваться в таких понятиях как форма, цвет, величина, количество. Адекватно применять полученные представления в конкретных творческих ситуациях.

  • корректировать развитие мелкой моторики

  • а) в лепке - учить лепить не только ладонями, но и пальцами – соединять детали не прижимая, а примазывая их друг к другу, защипывать край формы, вытягивать небольшое количество пластического материала для формирования деталей (хвостиков, крылышек, клювиков)

  • б) в рисовании — продолжать учить детей рисовать карандашами, фломастерами, красками: проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы.

  • в) в аппликации — учить детей мять, разрывать, надрывать, разрезать, надрезать бумагу, раскладывать и приклеивать бумажные формы, создавая при этом выразительные образы.

  • развивать и корректировать способность синхронизировать работу обеих рук, координировать работу глаз и рук, соизмерять нажим ладоней на комок пластилина в т.ч. создавая простейшие формы (шар и цилиндр) и видоизменяя их, преобразовывая в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо), создавая при этом выразительные оригинальные образы из 2-3 деталей (мячик, яблоко, печенье, пряник, конфета, бублик, баранка и др.), передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали.

  • развивать и корректировать взаимодействие ребенка с родителями и другими детьми.

  • studfiles.net

    Парциальные программы по художественно творческому развитию дошкольников

    Парциальные программы по художественно – творческому развитию дошкольников.

    С 1998 года педагогам представляется право выбора образовательной программы. Такие программы целесообразно использовать в ДОУ с приоритетным направлением, (где есть педагоги дополнительного образования) или ведется кружковая работа. Используя в работе отдельные парциальные программы, можно повысить уровень развития детей по определенному направлению по сравнению с уровнем, задаваемым общеразвивающей программой. Для внедрения любой специализированной программы педагог должен:

    • ознакомиться с ней (соответствует ли она Закону РФ. «Об образовании», подходит ли для конкретного коллектива ДОУ и т.д.;

    • изучить раздел «Развивающая предметная среда»;

    • подобрать дидактический и методический материал;

    • провести диагностическое обследование детей;

    • согласовать внедрение программы с администрацией ДОУ;

    • познакомить родителей с концептуальными положениями данной программы.

    Предлагаем вашему вниманию краткий обзор специализированных программ по художественно – творческому развитию дошкольников, в том числе и интегрированных программ.

    Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота, радость, творчество» (авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина). Является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания, основанного на разных видах искусства (музыкальное, изобразительное, литературное, как классическое, так и народное, театральное). Осуществляемого разными средствами (природа, эстетическая, развивающая среда, художественно - творческая деятельность. Музыкальная, изобразительная, художественно – речевая, театрализованная.

    Содержит разделы: «Искусство в жизни ребенка», «Эстетическая развивающая среда», «Красота природы», «Знакомство с архитектурой», «Литература», «Изобразительная деятельность», «Музыкальная деятельность», «Досуг и творчество».

    В названии программы заключена её направленность. Познавая красоту окружающего мира (природа, люди), произведений искусства (как классического, так и народного) ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг.

    Программа нацелена и на приобщение ребенка к здоровому образу жизни (развитие различных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений).

    Большое внимание уделяется сенсорному воспитанию, как основы познания тех свойств предметов, которые дети будут передавать в своем творчестве. Особое внимание в программе обращается на такие принципы, как народность, взаимосвязь эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным воспитанием.

    Большое место в программе отводится детской художественной литературе и фольклору (потешки, пословицы, поговорки, загадки), при этом литература рассматривается как важнейший вид искусства, а не только как средство развития речи и ознакомления с окружающим.

    Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для детей дошкольных учреждений и учебно – воспитательных комплектов «Природа и художник» (Автор – Т.А. Копцева).

    Эта программа рассчитана на 4 года со II мл. гр. Особенностью программы является “блочно – тематическое планирование, 1 «Мир природы», 2. «Мир животных», 3. «Мир человека», 4. «Мир искусства».

    Программа «Росинка» - Модуль программа. «В мире прекрасного» (Авторы Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова).

    Это комплекс модульных программ по физкультурно – оздоровительному, художесвенно – эстетическому, интеллектуальному, социальному и экологическому развитию дошкольников». Программа предполагает организацию занятий, бесед, бесед – концертов, развлечений, игр, праздников интегрированного характера.

    Основные положения программы – раскрытия индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала основного на самовыражении, саморазвитии, на сотрудничестве, с использованием только гуманных методов и приемов (без запретов).

    Программа непрерывного образования «Детский сад – школа». «Художественный труд» (автор Н.А.Малышева).

    Основная цель – преемственность обучения дошкольников и младших школьников. Форма проведения занятий позволяет создать интересные поделки и использовать их в играх, при оформлении интересов.

    Программа по художественному творчеству детей 5-7 лет «Радость творчества» (автор О.А. Соломенникова, ред. Комарова). Цель – развитие художественно – творческих способностей детей средствами народного и декоративно – прикладного искусства. По темам – их 8: «Знакомство с работой студии народное искусство»; «Волшебная дымка»; «Русские народные потешки»; «Филимоновская свистулька»; «Рисуем отгадки к народным загадкам»; «Русская вышивка»; «Голубая гжель»; «Золотая хохлома»; «Пословицы, поговорки»; «Жестово»; «Народные промыслы родного края»; «Сказки».

    Программа художественно – эстетического цикла для детей от 3 до 7 лет по дополнительному дошкольному образованию «Живой мир образов» (авторы Р.Г. Казакова, Л.М. Данилова, Н.С. Щербакова и др.) Рассчитана на 3 года по темам – ознакомление с русскими традициями, знакомство с праздниками и бытом, с биографиями выдающихся деятелей русской культуры, классических произведений русской литературы.

    Программа творческо – эстетического развития дошкольников «Родничок» (авторы Н.А. Варкки, Р.Р. Калинина). В программе выделены следующие средства эстетического воспитания: искусство, окружающая жизнь, включая природу: художественно – творческая деятельность.

    В программе выделены блоки, охватывающие все стороны жизни, деятельности, развития и воспитания.

    По блокам:

    1. Мойдодыр – охрана и укрепление здоровья.

    2. Почемучка – блок интеллектуального развития (формирование устойчивого интереса к художественому слову, расширение кругозора, знакомство с культурой разных народов).

    3. Арлекино – блок творчество – эстетического развития (музыка, хореография, изодеятельность, театр).

    4. Золушка – блок социально – психологического развития, выполнение правил этикета, культуры поведения.

    Программа развития цветовосприятия детей 6-7 лет «Какого цвета мир?». Автор С.А. Золочевский.

    Задачи: развитие способности смотреть на мир и видеть его глазами художника, замечать и творить красоту; в основном через игру.

    «Путешествие в мир искусства» (автор С.К. Кожохина). Содержит подробные рекомендации по организации изобразительной деятельности, психолого – педагогической диагностики взаимодействия с детьми и родителями, разнообразных занятий, развивающих игр. Лучшие всего её использовать для одаренных детей в системе дополнительного образования.

    Программа «С кисточкой и музыкой в ладошке» (авторы Н.Э. Басина, О.А. Суслова).

    В центре внимания автор – проблемы психологии воспитания искусства и детского творчества с детьми 3-10 лет.

    Программа по рисованию, лепке, аппликации с детьми 4-7 лет (автор Т.С. Швайко).

    Представлена в трех книгах (для средней, ст. и подготов. гр.) Цель – развитие художественно – творческих способностей посредствам изобразительной деятельности.

    В средней группе запланировано 7 циклов изобразительных занятий (деревья, предметы квадратной и прямоугольной формы, животные, зима, новогодняя елка, человек.

    В ст. группе 8 циклов (овощи, осенняя природа, посуда, декоративное рисование, человек, здания и транспорт. Симметричное вырезание, (посуда, человек). В подготовительной группе 9 циклов (осенние натюрморты, осенние пейзажи, птицы, дымковские игрушки, здания, транспорт, русские народные сказки, рисование штрихами, хохломские узоры, цветущая весна).

    Программа «Рисование и лепка» (автор Григорьева). Она представлена календарно – тематическим планом в четырех вариантах. Это по мнению автора, даст возможность варьировать темы, материалы, виды искусства в зависимости от способностей детей и склонностей самого педагога. Например, тема «Осень». В первом варианте «Хмурая осень», вид искусства – живопись; материалы – гуаш. Младшие и средние дети рисуют голые деревья на готовом цветном фоне. Старшие сами делают фон гуашью. Подготовительные – пейзаж «Ночь в лесу». могут использовать цветные мелки, уголь, пастель, фломастеры.

    refdb.ru


    Смотрите также