Рабочая программа по математике 4 класс для детей с умеренной умственной отсталостью. Рабочая программа рисование 4 класс умеренная умственная отсталость


Адаптированная программа по рисованию 1-4 класс с умеренной отсталостью

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей адаптированной программе по рисованию для детей — инвалидов с умеренной умственной отсталостью. (1-4 классы).

Рабочая адаптированная программа по рисованию для детей — инвалидов с умеренной умственной отсталостью разработана на основе Программы обучения детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 1-4 классах авторы составители: Т.Б.Баширова, С.М. Соколова: Иркут. институт повышения квалификации работников образования. – Иркутск, 2010. Программы специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида/ А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение», 2012 г. на основе адаптированной образовательной программы для учащихся с ОВЗ МКОУ СОШ №6 им. Шерстянникова А.Н. и соответствует учебному плану школы

Цель: формировать эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности и ее результатам. Радоваться красивым предметам (игрушкам) и изображениям, яркому, красивому сочетанию цветов, ритмичному чередованию форм и красок. Знакомить с особенностями материалов (бумага, картон) и инструментов (карандаш, фломастер).

Задачи:

1. Учить детей правильно эстетическое воспитание. Систематически рассматривать народные игрушки и изделия народных мастеров, вырабатывать простейшие оценочные суждения (красиво, некрасиво, нарядный, верно, неверно, такой, не такой).

4. Корригировать недостатки мелкой моторики рук, используя разнообразные гимнастические упражнения, упражнения с предметами и игровые графические упражнения, сидеть за столом, придерживать бумагу одной рукой, правильно держать карандаш (фломастер).

2. Учить рисовать по подражанию действиям учителя и по образцу (после показа) предметы разной формы

3. Развивать аналитико-синтетическую деятельность и деятельность сравнения, обогащать и совершенствовать представления. Методы и приёмы:

1. Тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук и выработку графических навыков.

2. Проведение прямых, наклонных линий по обводке, по опорным линиям, по точкам, самостоятельно.

3. Штриховка изображений: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, умение раскрасить предмет, не выходя за его контур.

4. Упражнения в правильном удержании карандаша, ручки, расположения листа бумаги, тетради на столе. Формирование правильной осанки во время письма.

6. Формирование пространственных представлений, умения ориентироваться на листе бумаги: верх, низ, право, лево, выше, ниже.

7. Работа по обводке шаблонов, трафаретов геометрических фигур и знакомых детям предметов. Соединение точек: получение прямой, различных фигур.

8. «Пальчиковая» гимнастика.

Формы:

индивидуальная;

практическая;

коллективная

Коррекционные приемы.

1. Коррекционная работа выражается в формировании элементарных умений: ориентироваться в задании, анализировать объект, условия работы;2. предварительно планировать ход работы над изделием: устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться в проделанной работе;3. контролировать свою работу: определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий.

Общая характеристика учебного предмета.

Рисование как школьный учебный пред­мет имеет важное

коррекционно-развивающее значение. Уроки рисования при правильной их по­становке оказывают существенное воздействие на интеллек­туальную, эмоциональную и двигательную сферы, способ­ствуют формированию личности умственно отсталого ребен­ка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Описание места учебного предмета.

На уроки рисования во 2, 3, 4 классе отводится 2 часа в неделю, всего за год 68 часов.

Описание ценностных ориентиров.

Занятия рисованием способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. Эти занятия развивают у учащихся аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.

Содержание уроков рисования для учащихся с умеренной и выраженной умственной отсталостью может быть посвящено трем видам изобразительной деятельности: декоративное рисование в натуры, рисование с натуры, рисование на темы.

Содержание тем учебного предмета.

2, 3, 4 класс.

  1. Рисование с натуры

  2. Декоративное рисование

  3. Рисование на тему

  4. Беседы об изобразительном искусстве

Декоративное рисование

Учить учащихся строить узоры в прямоугольнике и квадрате, с использованием различных линий. Учить располагать по возможности узор симметрично, подбирать соответствующие цвета.

Примерные задания. Составление и рисование узора в квадрате (на осевых линиях-диагоналях).

Составление и рисование растительного узора в прямоугольнике и квадрате (шкатулка).

Составление узора в полосе (шарф, шапочка).

Составление и рисование узора для ткани.

Декоративное оформление открыток к Новому году, Рождеству, 8 Марта.

Рисование с натуры

Учить детей передавать в рисунке основную форму и цвет предмета. Продолжать развивать умение рисовать предметы различной геометрической формы. Учить определять размеры рисунка по отношению к листу бумаги. Учить подбирать соответствующие цвета для изображений предметов.

Примерные задания. Рисование предметов имеющих геометрическую форму (шкаф, телевизор, ваза и др.)

Рисование дорожных знаков.

Рисование осеннего листа клена (с использованием трафарета).

Классификация и рисование даров сада и огорода.

Рисование учебных предметов несложной формы.

Рисование грибов (сыроежка, подосиновик).

Рисование весенних цветов (ландыш).

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Рисование на темы

Развивать у учащихся способность отражать в рисунке впечатления от ранее увиденного. Учить правильно, располагать изображения предметов с помощью учителя. Учить подбирать соответствующие цвета при раскрашивании.

Примерные задания. Рисование на темы: «В нашем саду», «Летний лес», «Моя школа», «Мой дом», «Новогодняя елка», «Моя любимая игрушка».

Иллюстрирование сказки «Теремок».

Рисование на темы, выбранные самими детьми.

Тематическое планирование.

Тема

Количество часов

1.

Декоративное рисование.

25

2.

Рисование с натуры.

18

3.

Рисование на темы, беседы.

25

Целевые установки для класса:

Учащиеся должны уметь:

·         организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать бумагу и карандаши;

·         выделять в предметах и их изображениях цвет, форму, величину, осуществляя выбор по образцу и по названию;

·         ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме;

·         уметь рисовать указанные в программе предметы (по подражанию действиям учителя, по образцу и словесной инструкции), передавая их основные свойства.

Учащиеся должны знать:

·         названия всех изображаемых предметов;

·         как выражать простые оценочные суждения о своих рисунках и рисунках своих товарищей.

Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение.

Кабинеты соответствуют Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении.

Количество рабочих мест для обучающихся соответствует вместимости учреждения (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.1)

Каждый обучающийся обеспечен рабочим местом в соответствии с его ростом.

В кабинетах используются различные виды ученической мебели: парты, стулья, шкафы, школьная доска.

Ученическая мебель изготовлена из материалов безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

(согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.2)

При оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов и расстояния (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.6)

Учебные помещения имеют естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению. (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.7.1.)

Средства обучения:

технические электронные средства обучения, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный материал.

Учебно-методический комплекс:

«Изобразительное искусство. Программы специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида» А.А. Айдарбекова, В.М. Белов/Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. – М.: «Просвещение», 2010

Список литературы

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4классы. Автор: И.А. Грошенков - М.: «Просвещение», 2008.

multiurok.ru

Рабочая программа по письму 4 класс для учащихся с умеренной умственной отсталостью

Адаптированная рабочая программа составлена на основе авторской программы Е.Д Худенко, Л.Б. Баряевой «Письмо » в соответствии с программой, разработанной Аналитическим научно-методическим центром « Развитие и коррекция» « Особый ребенок». Авторы: Худенко Е.Д.; Баряева Л.Б.

Известно, что для овладения грамотой необходим определенный уровень речевого развития, в частности развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи. Ученики наших школ с трудом выделяют звук из слова, дифференцируют его от сходных звуков, уточняют в собственном произношении и находят его место в слове. Установить последовательность входящих в слово звуков без помощи учителя они могут в коротких легко произносимых словах. Фонетико-фонематические нарушения создают значительное препятствие в усвоении и различении звуков и букв русского языка.

Для ученицы с умеренной умственной отсталостью характерна недостаточность всех уровней мыслительной деятельности, различные нарушения памяти, восприятия, что вызывает большие затруднения в усвоении письма. Не меньшие затруднения при усвоении грамоты в частности вызывают нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы: очень слабая мотивация учебной деятельности и при работе на уроке без специальных коррекционных упражнений и действий со стороны учителя они не в состоянии целенаправленно, до конца выполнить даже простейшее задание.

Нарушение зрительного восприятия и пространственной ориентации затрудняют ученице уточнять образ букв и пространственное расположение их элементов. Недостаточное развитие мелкой моторики рук лишает движение точности, силы и координированности, без чего невозможно правильное обозначение звуков буквами.

Уровень освоения элементарным навыкам письма во многом определяется глубиной дефекта, сопутствующими нарушениями. Как показывает обобщение практического опыта обучения письму детей с умеренной умственной отсталостью (Е.Д. Худенко), этот процесс практически не формируется у данного контингента детей в том контексте, в каком обычно принято говорить, когда речь идет об обучении письму.

Обучение письму детей с умеренной степенью умственной отсталости рассматривается, как коррекционно-развивающий процесс, в ходе которого у детей формируется межличностное функционирование перцептивной деятельности и психических функций, на основе которых развиваются компенсаторные возможности личности ребенка-инвалида.

Основными целевыми установками уроков письма являются следующие направления работы:

Исходя из поставленных целей сформулированы задачи работы:

Основное внимание в коррекционно-развивающей практике обращается на усвоение ребенком средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи — главная задача начального этапа обучения грамоте, а коммуникативный принцип построения занятий становится ведущим. Речевая активность поддерживается и поощряется на всех занятиях. Однако, наряду с формированием и развитием речи, важная роль в работе отводится обучению восприятия и понимания выразительных движений и естественных жестов, особенно мимики и эмоциональных состояний человека.

Для развития регулирующей и исполнительской функций речи рекомендуется работа по формированию и отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами.

В 4-м классе заканчивается изучение букваря. Изучаются печатные и рукописные изображения строчных и заглавных букв е, ё, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. В объеме изученных букв и звуков ученица читает и пишет слоги, слова.

Письмо бордюров из элементов букв.

Повторение печатного и рукописного написания по образцу строчных и прописных букв, изученных в 1-3-м классах. Письмо по образцу и под диктовку изученных ранее букв.

Усвоение печатного и рукописного написания строчных и прописных букв е, ё, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Письмо по образцу слогов и слов. Запись 2-3-х сложных предложений после предварительного разбора.

рукописные начертания строчных и прописных изученных ранее

Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, Санкт-Петербург, 2011

2Л.Б.Баряева. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Пособие для учителя. Пособие для ученика. СПб, Союз, 2004.

3П.Д. Лебедева Коррекционная педагогика. Волшебные точки, учимся писать буквы. СПб, «КАРО», 2005.

4Е.А.Хилтунен. Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М.Монтессори. М, Генезис, 2009

5..Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной)школе. М.:изд.центр. ВЛАДОС, 2002.

6. В.В.Воронкова. Обучение грамоте и правописанию в 1 -4 классах вспомогательной школы. – Изд. 2 – М.: Школа –

Пресс, 1995. – 128 с.

Календарно- тематическое планирование письму

1

Звуки [ а ], [ у ], [ м ], [ о ], [ с ], [ х ] и буквы А, а; У, у; М, м; О, о; С, с; Х, х. Письмо рукописных строчных и заглавных букв.

1

Комб.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Соотнесение звуков и букв. Работа с пластилином. Пальчиковая гимнастика Прописывание элементов и букв в тетради. Коррекционно - развивающие упражнения и задания.

Уметь:

Писать прописные и строчные буквы А, а; У, у; М, м; О, о; С, с; Х, х

Текущий

Составление простых предложений по вопросам учителя по картинке.

Коррекция зрительного и слухового восприятия. Развитие аналитико-синтетического свойства мышления.

02.09

2

Письмо слогов с изученными буквами.

1

Комб.

Работа с картинками. Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Пальчиковая гимнастика Элементы буквы, строчные и заглавные буквы. Коррекционно - развивающие упражнения и задания.

Уметь:

Писать слова с изученными буквами.

Текущий

Составление предложений по заданным картинкам. Ответы на вопросы

Коррекция зрительного восприятия, обогащение словарного запаса.

07.09

3

Звуки [ и ], [ ы ] и буквы И, и, ы. Письмо рукописных строчных и заглавных букв

1

Изучение нового.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Пальчиковая гимнастика Элементы буквы, строчные и заглавные буквы Ии ,ы.

Уметь:

Анализировать слова по звуковому составу, писать прописные и строчные буквыИ, и, ы.

Текущий

Составление предложений по заданным картинкам.

Коррекция зрительного и слухового восприятия. Развитие аналитико-синтетического свойства мышления.

09.09

4

Письмо слогов и слов с изученными буквами. Дифференциация слогов со звуками [и]и[ы].

1

Комб.

Работа с картинками, выделение звуков в словах, соотнесение звука и буквы. Показ слогов, анализ слогов. Работа по трафарету, прописывание слогов по образцу. Дифференциация слогов со звуками [и]и[ы].

Уметь:

Соотносить изученный звук и букву, различать звуки и буквы [И]-[Ы].

Текущий

Составление предложений по заданным картинкам.

Коррекция зрительного восприятия. Коррекция наглядно-образного

мышления

14.09

5

Звуки [ ш ], [ ж ] и буквы Ш, ш; Ж, ж. Письмо рукописных строчных и заглавных букв

1

Изучение нового

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Работа с пластилином и по трафарету. Пальчиковая гимнастикаПрописывание букв в тетради. Дифференциация букв ж-ш, Ж-Ш. Коррекционно - развивающие упражнения и задания.

Уметь:

Писать прописные и строчные буквыШ, ш; Ж, ж.

Текущий

Ответы на вопросы учителя по картинке.

Коррекция различных свойств памяти, наглядно-образного мышления

16.09

6

Письмо слогов и слов с изученными буквами. Дифференциация слогов со звуками [ж]и[ш].

1

Комб.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Пальчиковая гимнастика Работа с пластилином и по трафарету. Дифференциация звуков ж и ш. Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Показ слогов, анализ слогов. Работа по трафарету, прописывание слогов по образцу. Работа над предложением.

Уметь:

Соотносить изученный звук и букву, различать звуки и буквы [Ж]-[Ш].

Текущий

Ответы на вопросы учителя. Работа с загадками, как с видом фольклорного творчества.

Коррекция долговременной памяти, коррекция зрительного восприятия, эмоциональной сферы

21.09

7

Звуки [ с ], [ з ] и буквы С, с; З, з . Письмо рукописных строчных и заглавных букв

1

Изучение нового

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Пальчиковая гимнастика Элементы буквы, строчная и заглавная буквы с, з.

Уметь:

Соотносить изученный звук и букву, различать звуки [С]-[З]. Писать слова с изученными буквами.

Текущий

Работа над значением слов.

Ответы на вопросы, используя картинки.

Коррекция слухового и зрительного восприятия, эмоциональной сферы.

23.09

8

Дифференциация слогов со звуками [з]и[с].

1

Комб.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Работа с пластилином и по трафарету. Прописывание букв в тетради. Дифференциация звуков З и С. Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Показ слогов, анализ слогов. Работа по трафарету, прописывание слогов по образцу

Текущий

Работа над значением слов.

Ответы на вопросы, используя картинки.

Коррекция интонационной стороны речи. Коррекция зрительного и слухового восприятия.

28.09

9

Звуки [ к ], [ г ] и буквы К, к; Г, г . Письмо рукописных строчных и заглавных букв.

1

Изучение нового

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Пальчиковая гимнастика Работа с пластилином и по трафарету. Коррекционно - развивающие упражнения и задания.

Уметь:

Соотносить изученный звук и букву, различать звуки и буквы [К]-[Г]. Писать слоги с изученными буквами.

Текущий

Составление простых предложений по картинке. Работа над загадками.

Коррекция свойств мышления, внимания, памяти.

30.09

10

Дифференциация слогов со звуками [г]и[к].

1

Комб.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Работа с пластилином и по трафарету. Прописывание букв в тетради. Дифференциация звуков [г] и [к]. Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Показ слогов, анализ слогов. Работа по трафарету, прописывание слогов по образцу

Текущий

Работа над значение слов. Составление рассказа по вопросам.

Обогащение словарного запаса, коррекция эмоционально-волевой сферы.

05.10

11

Звуки [ п ], [ б ] и буквы П, п; Б, б . Письмо рукописных строчных и заглавных букв

1

Изучение нового

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Пальчиковая гимнастика Работа с пластилином и по трафарету. Коррекционно - развивающие упражнения и задания.

Уметь:

Соотносить изученный звук и букву, различать звуки [П]-[Б]. Писать слоги с изученными буквами.

Текущий

Ответы на вопросы, используя картинки. Работа над значением слов.

Коррекция зрительного и слухового восприятия, свойств памяти, эмоциональной сферы.

07.10

12

Дифференциация слогов со звуками [б]и[п].

1

Комб.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Работа с пластилином и по трафарету. Прописывание букв в тетради. Дифференциация звуков [б] и [п]. Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Показ слогов, анализ слогов. Работа по трафарету, прописывание слогов по образцу

Текущий

Ответы на вопросы, используя картинки. Работа над значение слов.

Коррекция слухового восприятия, свойств мышления, воображения.

12.10

13

Звуки [ т ], [ д ] и буквы Т, т; Д, д . Письмо рукописных строчных и заглавных букв

1

Изучение нового

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Пальчиковая гимнастика Работа с пластилином и по трафарету. Коррекционно - развивающие упражнения и задания.

Уметь:

Соотносить изученный звук и букву, различать звуки [Д]-[Т]. Писать слоги с изученными буквами.

Текущий

Ответы на вопросы. Работа над значением слов

Коррекция свойств внимания, мыслительных операция, эмоциональной сферы.

14.10

14

Дифференциация слогов со звуками [д]и[т].

1

Комб.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Работа с пластилином и по трафарету. Прописывание букв в тетради. Дифференциация звуков [д] и [т]. Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Показ слогов, анализ слогов. Работа по трафарету, прописывание слогов по образцу

Текущий

Ответы на вопросы учителя.

Коррекция познавательной активности , эмоциональной сферы, свойств памяти и внимания.

19.10

15

Звуки [ л ], [ н ], [ р ] и буквы Л, л; Н, н; Р, р . Письмо рукописных строчных и заглавных букв

1

Изучение нового

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Пальчиковая гимнастика Работа с пластилином и по трафарету. Коррекционно - развивающие упражнения и задания.

Уметь:

Различать звуки Л – Р-Н. Писать слоги и слова с изученными буквами.

Текущий

Ответы на вопросы, используя картинки. Работа над значением слов.

Коррекция зрительного и слухового восприятия, свойств памяти, эмоциональной сферы.

21.10

16

Дифференциация слогов со звуками [л], [н], [р].

1

Комб.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Работа с пластилином и по трафарету. Прописывание букв в тетради. Дифференциация звуков [л], [н], [р], Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Показ слогов, анализ слогов. Работа по трафарету, прописывание слогов по образцу

Текущий

Работа над значением слов. Ответы на вопросы, используя картинки

Коррекция зрительного и слухового восприятия, свойств внимания.

26.10

17

Контрольная работа за 1 четверть. Буква Й. Письмо слогов с буквой й.

1

Комб.

Текущий

Ответы на вопросы, используя картинки. Работа над значение слов.

Коррекция слухового восприятия, свойств мышления, воображения.

28.10

II четверть

18

Буква ь. Письмо слов с ь на конце слова.

1

Изучение нового.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Пальчиковая гимнастика Работа с пластилином и по трафарету. Прописывание буквы ь в тетради. Слова с ь знаком на конце слова.

Уметь:

Писать слова с буквой ь на конце и в середине слова.

Текущий

Ответы на вопросы учителя.

Коррекция слухового восприятия, эмоциональной сферы

09.11

19

Буква ь. Письмо слов с ь на конце слова.

1

Комб

Работа с предметными картинками. Прописывание буквы ь в тетради. Слова с ь знаком на конце слова. Письмо с лов с помощью учителя.

Коррекция зрительного и слухового восприятия, свойств внимания

11.11

20

Письмо слов с ь в середине слова.

1

Комб.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Работа с пластилином и по трафарету. Прописывание букв и слогов и слов с ь по образцу. Слова с ь в середине слова.

Текущий

Ответы на вопросы учителя. Составление предложений по картинкам.

Коррекция зрительного и слухового

восприятия, свойств памяти и внимания.

16.11

Н о в ы й м а т е р и а л

21

Звук [ е ] и буквы Е, е . Письмо рукописных строчных и заглавных букв

1

Изучение нового

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Пальчиковая гимнастика Работа с пластилином и по трафарету. Прописывание элементов и букв в тетради.

Уметь:

Писать строчную и заглавную буквы Ее по образцу

Текущий

Составление ответов на вопросы.

Коррекция интонационной стороны речи, зрительного и слухового восприятия, свойств мышления.

18.11

22

Дифференциация букв е-о, е-в, Е-З.

1

Комб.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Элементы букв, строчная и заглавная буквы е-о, е-в, Е-З. Пальчиковая гимнастика Дифференциация букв е-о, е-в, Е-З. .Работа по образцу и трафарету. Работа по трафарету, прописывание слогов и слов по образцу.

Уметь:

Писать по образцу слоги с изученными буквами

Текущий

Составление предложений

Коррекция логического мышления, свойств памяти и внимания.

23.11

23

Дифференциация букв е-о, е-в, Е-З.

1

Комб

Коррекция долговременной памяти, эмоциональной сферы

25.11

24

Письмо слогов, с изученными буквами.

1

Комб.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Элементы букв, заглавные буквы . Дифференциация букв . Работа по образцу и трафарету.

Текущий

Составление ответов на вопросы.

Коррекция осмысленного восприятия, свойств памяти и мышления.

30.11

25

Письмо слогов, с изученными буквами.

1

Комб

Работа с предметными картинками. Работа по образцу и трафарету. Письмо слогов по образцу.

Коррекция логического мышления, свойств памяти и внимания

02.12

26

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

Комб.

Работа с предметными картинками. Работа по образцу и трафарету. Письмо одно-двусложных слов и предложений с помощью учителя.

Уметь:писать по образцу слова и предложения с изученными буквами

Текущий

Составление предложений

Коррекция познавательной активности

07.12

27

Звук [ ё ] и буквы Ё, ё Письмо рукописных строчных и заглавных букв

1

Изучение нового

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Пальчиковая гимнастика Работа с пластилином и по трафарету. Прописывание элементов и букв в тетради. Коррекционно - развивающие упражнения и задания.

Уметь:

Писать строчную и заглавную буквы Ее по образцу

Текущий

Составление ответов на вопросы. Отгадывание загадки.

Коррекция долговременной памяти, эмоциональной сферы.

09.12

28

Дифференциация букв е-е, Е-Е, О-Е, о-е.

1

Комб.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Элементы букв, строчные и прописные буквы . Пальчиковая гимнастика Дифференциация букв е-е, Е-Е, О-Е, о-е. .Работа по образцу и трафарету. Работа по трафарету, прописывание слогов и слов по образц

Уметь:

Писать по образцу слоги с изученными буквами

Текущий

Составление ответов на вопросы. Составление простых предложений. Заучивание стихотворения наизусть.

Коррекция осмысленного восприятия, свойств памяти и мышления

14.12

29

Письмо слогов, с изученными буквами. Дифференциация слогов с е-е, Е-Е, О-Е, о-е.

1

Комб.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Элементы буквы, заглавные и сточные буквы . Дифференциация слогов с е-е, Е-Е, О-Е, о-е. . Работа по образцу и трафарету. Работа со схемой предложения. Запись предложений из 2-3 слов по образцу

Текущий

Составление ответов на вопросы. Составление рассказа

Коррекция осмысленного восприятия

16.12

30

Письмо слов и предложений с изученными буквами. Дифференциация слов с е-е, Е-Е, О-Е, о-е.

1

Комб.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Элементы буквы, заглавные и сточные буквы . Дифференциация слов с е-е, Е-Е, О-Е, о-е. . Работа по образцу и трафарету. Работа со схемой предложения. Запись предложений из 2-3 слов по образцу с помощью учителя.

Уметь:

Соотносить изученный звук и букву, различать буквы е-е, Е-Е, О-Е, о-е.

Текущий

Работа над словом

Коррекция слухового восприятия

21.12

31

Письмо слов и предложений с изученными буквами. Контрольная работа за 2 четверть.

1

Комб.

Текущий

Составление ответов на вопросы.

Коррекция познавательной активности

23.12

III четверть

32

Звук [ я ] и буквы Я, я Письмо рукописных строчных и заглавных букв

1

Изучение нового

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Пальчиковая гимнастика Работа с пластилином и по трафарету. Прописывание элементов и букв в тетради. Коррекционно - развивающие упражнения и задания.

Уметь:

Выделять новый звук. Писать рукописные строчные и заглавные буквы.

Текущий

Составление ответов на вопросы учителя

Коррекция мышления

11.01

33

Дифференциация букв я-л, Я-Л.

1

Комб.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Элементы букв, строчная и прописная букв Я-Л. Пальчиковая гимнастика Дифференциация букв б-л .Работа по образцу и трафарету. Работа по трафарету, прописывание слогов и слов по образцу.

Уметь:Дифференцировать букв я-л, Я-Л.

Текущий

Составление предложений по картинкам.

Коррекция осмысленного восприятия

13.01

34

Письмо слогов, с изученными буквами.

1

Комб.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Элементы буквы, заглавные и сточные буквы . Слоги с изученными буквами. Работа по образцу и трафарету. Работа со схемой предложения. Запись предложений из 2-3 слов по образцу

Уметь:

Писать по образцу слоги с изученными буквами

Текущий

Составление предложений по картинкам.

Коррекция слухового восприятия

18.01

35

Дифференциация слогов со звуками [а]-[я].

1

Комб.

Работа с картинками.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Элементы букв, строчная и заглавная буквыПальчиковая гимнастика Дифференциация слогов с а-я. .Работа по образцу и трафарету. Работа по трафарету, прописывание слогов и слов по образцу. Коррекционно - развивающие упражнения и задания.

Уметь:

Писать по образцу слоги с изученными буквами.

Текущий

Ответы на вопросы учителя.

Коррекция свойств внимания, памяти .

20.01

36

Дифференциация слов со звуками [а]-[я].

1

Комб.

Текущий

Ответы на вопросы учителя по картинке.

Коррекция восприятия, эмоциональной сферы

25.01

37

Звук [ ю ] и буквы Ю, ю Письмо рукописных строчных и заглавных букв.

1

Изучение нового

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Пальчиковая гимнастика Работа с пластилином и по трафарету. Прописывание букв и элементов в тетради.

Уметь:

Выделять новый звук. Писать рукописные строчные и заглавные буквы.

Текущий

Беседа по сравнению картинок.

Коррекция слухового восприятия

27.01

38

Дифференциация букв ю-о, Ю-О.

1

Комб.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Элементы буквы, строчной и прописной букв Ю-О. ю-о.. Пальчиковая гимнастика Дифференциация букв ю-о .Работа по образцу и трафарету. Работа по трафарету, прописывание слогов и слов по образцу.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Работа со схемой предложения. Запись предложений из 2-3 слов по образцу

Уметь:

Соотносить изученный звук и букву, различать буквы ю-о, Ю-О, ю-н, Ю-Н.

Текущий

Составление предложений по картинке.

Коррекция свойств внимания

01.02

39

Дифференциация букв ю-о, Ю-О, ю-н, Ю-Н.

1

Комб.

Текущий

Ответы на вопросы по картинке

Коррекция мышления

03.02

40

Дифференциация слогов со звуками [у]-[ю].

1

Комб.

Работа с картинками.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Элементы букв, строчная и заглавная буквы у-ю.Пальчиковая гимнастика Дифференциация слогов с у-ю. .Работа по образцу и трафарету. Работа по трафарету, прописывание слогов и слов по образцу. Коррекционно - развивающие упражнения и задания.

Уметь: Уметь:

Писать по образцу слоги с изученными буквами.

Текущий

Работа над значением слов.

Коррекция слухового м зрительного восприятия

08.02

41

Дифференциация слов со звуками [у]-[ю].

1

Комб.

Текущий

Работа над значением слов. Составление предложений по вопросам

Коррекция внимания, эмоциональности речи.

10.02

42

Звук [ ц ] и буквы Ц, ц Письмо рукописных строчных и заглавных букв.

1

Изучение нового

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Пальчиковая гимнастика Работа с пластилином и по трафарету. Прописывание букв и элементов в тетради.

Уметь: Выделять новый звук. Писать рукописные строчные и заглавные буквы.

Текущий

Ответы на вопросы . Работа над значением слов.

Коррекция связной речи

15.02

43

Дифференциация букв ц-и, Ц-И, ц-ш, Ц-Ш.

1

Комб.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Элементы буквы, строчной и прописной букв .Пальчиковая гимнастика. Дифференциация букв ц-и, Ц-И, ц-ш, Ц-Ш.Работа по образцу и трафарету. Работа по трафарету, прописывание слогов и слов по образцу.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Работа со схемой предложения. Запись предложений из 2-3 слов по образцу

Уметь: Соотносить изученный звук и букву, различать буквы ц-и, Ц-И, ц-ш, Ц-Ш.

Текущий

Ответы на вопросы.

Коррекция связной речи.

17.02

44

Дифференциация слогов со звуками [ц]-[с].

1

Комб.

Уметь:

Соотносить изученный звук и букву, различать звуки и буквы [ц]-[с].

Текущий

Работа над значением слов. Составление предложений по вопросам

Коррекция слухового и зрительного восприятия

22.02

45

Письмо слогов с изученными буквами.

1

Комб.

Уметь:

Писать по образцу слоги и предложения с изученными буквами

Текущий

Ответы на вопросы . Работа над значением слов.

Коррекция слухового восприятия, свойств мышления

24.02

46

Письмо предложений с изученными буквами.

1

Комб.

Работа с картинками. Пальчиковая гимнастика. Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Показ слогов, анализ слогов. Работа по трафарету, прописывание слогов по образцу. Работа над предложением.

Текущий

Ответы на вопросы.

Коррекция внимания.

01.03

47

Звук [ ч, ] и буква Ч, ч Письмо рукописных строчных и заглавных букв.

1

Изучение нового

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Пальчиковая гимнастика Работа с пластилином и по трафарету. Прописывание букв и элементов в тетради. Коррекционно - развивающие упражнения и задания.

Уметь:

Выделять новый звук. Писать рукописные строчные и заглавные буквы.

Текущий

Составление слов с изучаемой буквой.

Коррекция слухового восприятия.

03.03

48

Дифференциация букв ч-н, Ч-У, Ч-г.

1

Комб.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Элементы буквы, строчной и прописной букв .Пальчиковая гимнастика. Дифференциация букв ч-н, Ч-У, Ч-г. Работа по образцу и трафарету. Работа по трафарету, прописывание слогов и слов по образцу.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Работа со схемой предложения. Запись предложений из 2-3 слов по образцу

Текущий

Ответы на вопросы учителя

Коррекция зрительного восприятия.

10.03

49

Дифференциация слогов со звуками [ч]-[ш].

1

Комб.

Уметь:

Соотносить изученный звук и букву, различать звуки и буквы [ч]-[щ].

Текущий

Составление слов на изучаемые буквы.

Коррекция долговременной памяти

15.03

50

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

Комб.

Уметь:

Писать по образцу слоги и предложения с изученными буквами

Текущий

Ответы на вопросы учителя

Коррекция мыслительных операций

17.03

51

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

Комб

Коррекция слухового восприятия

22.03

52

Контрольная работа за 3 четверть.

1

Итоговый

24.03

IV четверть

Коррекция долговременной памяти

53

Звук [ ш, ] и буквы Щ, щ ч Письмо рукописных строчных и заглавных букв.

1

Изучение нового

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Пальчиковая гимнастика Работа с пластилином и по трафарету. Прописывание букв и элементов в тетради. Коррекционно - развивающие упражнения и задания.

Уметь:

Выделять новый звук. Писать рукописные строчные и заглавные буквы.

Текущий

Составление ответов на вопросы.

Коррекция восприятия

05.04

54

Дифференциация букв ш-щ, Ш-Щ, Щ-Ц, щ-ц.

1

Комб.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Элементы буквы, строчной и прописной букв .Пальчиковая гимнастика. Дифференциация букв ш-щ, Ш-Щ, Щ-Ц, щ-ц. Работа по образцу и трафарету. Дифференциация слогов со звуками [щ]-[ш].Работа по трафарету, прописывание слогов и слов по образцу.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Работа со схемой предложения. Запись предложений из 2-3 слов по образцу

Текущий

Составление ответов на вопросы.

Коррекция свойств восприятия

07.04

55

Дифференциация слогов со звуками [щ]-[ш].

1

Комб.

Уметь:

Соотносить изученный звук и букву, различать звуки и буквы[ш]-[щ].

Текущий

Составление предложений

Коррекция мыслительных операций

12.04

56

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

Комб.

Уметь:

Писать по образцу слоги и предложения с изученными буквами

Текущий

Составление предложений по картинке.

Коррекция устной связной речи

14.04

57

Звук [ ф ] и буквы Ф, ф Письмо рукописных строчных и заглавных букв.

1

Изучение нового

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Пальчиковая гимнастика Работа с пластилином и по трафарету. Прописывание букв и элементов в тетради.

Уметь:

Выделять новый звук. Писать рукописные строчные и заглавные буквы.

Текущий

Составление предложений по картинке и вопросам учителя.

Коррекция связной речи, свойств памяти и внимания.

19.04

58

Дифференциация букв ф-в, ф-о, Ф-О.

1

Комб.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Элементы буквы, строчной и прописной букв .Пальчиковая гимнастика. Дифференциация букв ф-в, ф-о, Ф-О. Работа по образцу и трафарету. Дифференциация слогов со звуками [в]-[ф].Работа по трафарету, прописывание слогов и слов по образцу.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Работа со схемой предложения. Запись предложений из 2-3 слов по образцу

Текущий

Составление ответов на вопросы.

Коррекция слухового восприятия

21.04

59

Дифференциация слогов со звуками [ф]-[в].

1

Комб.

Уметь:

Дифференцировать слова со звуками [ф]-[в].

Текущий

Составление рассказа по вопросам. Работа над значением слов

Коррекция зрительного и слухового восприятия, долговременной памяти, эмоциональной сферы

26.04

60

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

Комб.

Уметь:

Писать по образцу слоги и предложения с изученными буквами

Текущий

Составление ответов на вопросы, работа над значением слов.

Коррекция мыслительных операций

28.04

61

Звук [ э ] и буквы Э, э Письмо рукописных строчных и заглавных букв

1

Изучение нового

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Пальчиковая гимнастика Работа с пластилином и по трафарету. Прописывание букв и элементов в тетради.

Уметь:

Выделять новый звук. Писать рукописные строчные и заглавные буквы.

Текущий

Работа над значением слов.

Коррекция свойств внимания и памяти

03.05

62

Дифференциация букв э-с, Э-С.

1

Комб.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Элементы буквы, строчной и прописной букв .Пальчиковая гимнастика. Дифференциация букв э-с, Э-С.. Работа по образцу и трафарету. Дифференциация слогов со звуками [э]-[е].Работа по трафарету, прописывание слогов и слов по образцу.

Уметь: Уметь:

Дифференцировать буквы э-с, Э-С

Текущий

Работа над значением слов Составление рассказа по вопросам учителя.

Коррекция долговременной памяти.

05.05

63

Дифференциация слогов со звуками [э]-[е].

1

Комб.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Работа над дифференциацией звуков э-е. Составление слогов со звуками е-э. Письмо слогов с помощью учителя.

Уметь: Дифференцировать слоги со звуками [э]-[е].

Текущий

Работа над значением слов

Коррекция слухового восприятия

10.05

64

Письмо слов с изученными буквами.

1

Комб.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Элементы буквы, строчной и прописной букв .Пальчиковая гимнастика. Работа с предметными картинками. Письмо слов с помощью учителя.

Уметь:

Писать по образцу слоги и предложения с изученными буквами

Текущий

Составление рассказа по вопросам учителя.

Коррекция слухового восприятия

12.05

65

Письмо слов с изученными буквами.

1

Комб.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Элементы буквы, строчной и прописной букв .Пальчиковая гимнастика. Работа с предметными картинками. Письмо слов с помощью учителя.

17.05

66

Буква ъ .Письмо рукописной буквы ъ.

1

Изучение нового

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Пальчиковая гимнастика Работа с пластилином и по трафарету. Прописывание букв и элементов в тетради.

Уметь: Писать рукописную букву ъ и слова с ъ.

Текущий

Составление ответов на вопросы, используя картинки

Коррекция свойств внимания.

19.05

67

Письмо слов с ъ.

1

Комб.

Звуко - буквенный анализ слов. Работакартинками. Пальчиковая гимнастика Работа с пластилином и по трафарету Письмо слов с ъ с помощью учителя.

Текущий

Работа над значением слов. Работа над выразительностью чтения.

Коррекция эмоциональной сферы.

24.05

68

Письмо слов и предложений с изученными буквами

.Контрольная работа за год.

1

Комб.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Работа со схемой предложения. Запись предложений из 2-3 слов по образцу

Уметь:

Писать по образцу слоги и предложения с изученными буквами

Текущий

Работа над значением слов Составление рассказа по вопросам учителя.

зрительного и слухового восприятия, долговременной памяти, эмоциональной сферы

26.05

multiurok.ru

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 класса по АООП для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа

по ИЗО для 1-4 класса

(135 часов)

Крылова Лариса Александровна, учитель начальных классов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство»

Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Основные задачи изучения предмета:

  • Воспитание интереса к изобразительному искусству.

  • Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека

  • Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.

  • Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;

  • Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.

  • Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.

  • Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.

  • Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).

  • Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.

  • Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.

  • Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.

  • Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

infourok.ru

Рабочая программа по чтению 4 класс для учащихся с умеренной умственной отсталостью

Адаптированной рабочая программа «Чтение » составлена на основе авторской программы Е.Д Худенко, Л.Б. Баряевой «Чтение» в соответствии с Программой , разработанной Аналитическим научно-методическим центром « Развитие и коррекция» « Особый ребенок» под редакцией Худенко Е.Д.; Баряевой Л.Б.

Известно, что для овладения грамотой необходим определенный уровень речевого развития, в частности развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи. Ученица с трудом выделяет звук из слова, дифференцируют его от сходных звуков, уточняет в собственном произношении и находит его место в слове. Установить последовательность входящих в слово звуков без помощи учителя они могут в коротких легко произносимых словах. Фонетико-фонематические нарушения создают значительное препятствие в усвоении и различении звуков и букв русского языка.

Нарушение зрительного восприятия и пространственной ориентации затрудняют ученице уточнять образ букв и пространственное расположение их элементов.

Наиболее распространенной методикой обучения чтению является обучение с позиции аналитико-синтетического подхода, согласно которому обучение происходит в три этапа: аналитический этап, синтетический и автоматизированный. На первом, аналитическом, этапе зрительно воспринимаемой единицей является буква или слог. На этапе синтетического чтения единицей становится слово. Единицей прочтения автоматизированного этапа – предложение.

Основными целевыми установками уроков чтения были взяты следующие направления работы:

Главная задача уроков чтения – это формирование умения читать названия вывесок магазинов, улиц и т.д., чтобы в будущем эти дети могли ориентироваться не только в хорошо знакомой обстановке, но и там, куда они могут попасть впервые.

Предлагаемая программа включает в себя следующие аспекты:

Исходя из поставленных целей, были сформулированы задачи работы:

Первостепенная задача учителя в ходе обучения грамоте — организовать речевую среду, пробудить речевую активность ребенка, интерес к предметному миру и человеку, сформировать у него предметные и предметно-игровые действия, научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты и т.д.

Основное внимание в коррекционно-развивающей практике обращается на усвоение ребенком средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи — главная задача обучения чтению, а коммуникативный принцип построения занятий становится ведущим. Речевая активность поддерживается и поощряется на всех занятиях. Однако, наряду с формированием и развитием речи, важная роль в работе отводится обучению восприятия и понимания ими выразительных движений и естественных жестов, особенно мимики и эмоциональных состояний человека.

Для развития регулирующей и исполнительской функций речи рекомендуется работа по формированию и отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами.

Использование пиктограмм, позволяющих составлять несложные рассказы «из личного опыта», давать «словесный» отчет о выполненных действиях в процессе продуктивных видов деятельности.

Продолжается работа над звуковым составом слова (выделение первого и последнего звука в слове, определение места звука в словах).

Повторяется печатное и рукописное написание строчных и прописных букв, изученных в 1-3-м классах, составляют из них слоги и слова. Из изученных слов составляют и читают предложения и тексты. Продолжается работа по дифференциации сходных слогов и слов.

Идет знакомство с печатным и рукописным изображением строчных и прописных букв е, ё, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ, составляются и читаются с ними слоги и слова. Проводится работа по дифференциации сходных по написанию и произношению букв, слогов и слов.

Повторение печатного и рукописного написания строчных и прописных букв, изученных в 1-3-м классах, составление и чтение слогов, слов. Выделение первого и последнего звука в слове. Составление из слов предложений и текстов.

Изучение печатного и рукописного изображения строчных и прописных букв е, ё, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова. Составление и чтение слогов, слов, предложений.

Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, Санкт-Петербург, 2011

2Л.Б.Баряева. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Пособие для учителя. Пособие для ученика. СПб, Союз, 2004.

3 В.В.Воронкова. Обучение грамоте и правописанию в 1 -4 классах вспомогательной школы. – Изд. 2 – М.: Школа –

Пресс, 1995. – 128 с.

Календарно- тематическое планирование по чтению

1

Звуки [ а ], [ у ], [ м ], [ о ], [ с ], [ х ] и буквы А, а; У, у; М, м; О, о; С, с; Х, х Соотнесение звуков и букв.

1

Комб.

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Работа с загадками. Соотнесение звука и буквы.

Уметь:

Анализировать слова по звуковому составу.

Текущий

Составление простых предложений по вопросам учителя по картинке.

Коррекция зрительного и слухового восприятия. Развитие аналитико-синтетического свойства мышления.

01.09

2

Звуки [ и ], [ ы ] и буквы И, и, ы Соотнесение звуков и букв. Составление и чтение прямых и обратных слогов. Составление и чтение слов.

1

Комб.

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения. Беседа по картине « Осень».Выделение звуков , соотнесение их с буквами.

Чтение слогов и слов с буквами и-ы .Работа с кассой букв.

Уметь:

Анализировать слова по звуковому составу.

Текущий

Составление предложений по заданным картинкам.

Коррекция зрительного и слухового восприятия. Развитие аналитико-синтетического свойства мышления.

08.09

3

Звуки [ ш ], [ ж ] и буквы Ш, ш; Ж, ж Соотнесение звуков и букв. Составление и чтение прямых и обратных слогов. Составление и чтение слов.

1

Комб.

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения. Выделение звуков Ш-Ж. Работа по картинкам. Соотнесение звуков и букв. Конструирование букв Ш и Ж. Нахождение букв Ш-Ж среди других букв. Сравнение звуков и букв. Работа с учебником. Составление слов из букв разрезной азбуки.

Уметь:

Произносить звук за учителем и самостоятельно. Выделять звук из потока других звуков. Находить букву

Текущий

Ответы на вопросы учителя по картинке.

Коррекция различных свойств памяти, наглядно-образного мышления

15.09

4

Звуки [ с ], [ з ] и буквы С, с; З, з Соотнесение звуков и букв. Составление и чтение прямых и обратных слогов. Составление и чтение слов.

1

Комб.

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения. Выделение звуков С-З. Работа по картинкам. Соотнесение звуков и букв. Конструирование букв С и З. Нахождение букв С иЗ среди других букв. Сравнение звуков и букв. Работа с учебником. Составление слов из букв разрезной азбуки.

Уметь:

Соотносить изученный звук и букву, различать звуки [С]-[З].

Текущий

Работа над значением слов.

Ответы на вопросы, используя картинки.

Коррекция слухового и зрительного восприятия, эмоциональной сферы.

22.09

5

Звуки [ к ], [ г ] и буквы К, к; Г, г Соотнесение звуков и букв. Составление и чтение прямых и обратных слогов. Составление и чтение слов.

1

Комб.

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения. Выделение звуков К-Г. Работа по картинкам. Соотнесение звуков и букв. Конструирование букв Г и К. Нахождение букв К-Г среди других букв. Сравнение звуков и букв. Работа с учебником. Составление слов из букв разрезной азбуки.

Уметь:

Соотносить изученный звук и букву, различать звуки [К]-[Г].

Текущий

Составление простых предложений по картинке. Работа над загадками.

Коррекция свойств мышления, внимания, памяти.

29.09

6

Звуки [ п ], [ б ] и буквы П, п; Б, б Соотнесение звуков и букв. Составление и чтение прямых и обратных слогов. Составление и чтение слов.

1

Комб.

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения. Выделение звуков П-Б. Работа по картинкам. Соотнесение звуков и букв. Конструирование букв П и Б. Нахождение букв П-Б среди других букв. Сравнение звуков и букв. Работа с учебником. Составление слов из букв разрезной азбуки.

Уметь:

Соотносить изученный звук и букву, различать звуки [П]-[Б].

Текущий

Ответы на вопросы, используя картинки. Работа над значением слов.

Коррекция зрительного и слухового восприятия, свойств памяти, эмоциональной сферы.

06.10

7

Звуки [ т ], [ д ] и буквы Т, т; Д, д Соотнесение звуков и букв. Составление и чтение прямых и обратных слогов. Составление и чтение слов.

1

Комб.

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения. Выделение звуков Т-Д. Работа по картинкам. Соотнесение звуков и букв. Конструирование букв Т и Д. Нахождение букв Т-Д среди других букв. Сравнение звуков и букв. Работа с учебником. Составление слов из букв разрезной азбуки.

Уметь:

Соотносить изученный звук и букву, различать звуки [Д]-[Т].

Текущий

Ответы на вопросы. Работа над значением слов

Коррекция свойств внимания, мыслительных операция, эмоциональной сферы.

13.10

8

Звуки [ л ], [ н ], [ р ] и буквы Л, л; Н, н; Р, р

Звук [j] и буква й Соотнесение звука и буквы.

1

Комб.

Артикуляционная гимнастика. Работа с картинками .Выделение звука. Анализ звука. Соотнесение звука и буквы. Нахождение буквы среди других букв. Называние предмета, выделение звука в слове, характеристика звука. Работа с учебником: разбор слова, выделение и характеристика звука , деление слова на слоги. Работа с кассой букв. Чтение слогов по учебнику. Составление и чтение слогов по кассе букв.

Уметь:

Различать звуки Л – Р-Н.

Текущий

Ответы на вопросы, используя картинки. Работа над значением слов.

Коррекция зрительного и слухового восприятия, свойств памяти, эмоциональной сферы.

20.10

Новый материал

9

Буква ь Составление и чтение слов с ь в конце слова.

1

Комб.

Артикуляционная гимнастика. Работа с картинками. Чтение слов с ь на конце слова.

Уметь:

Читать слова ь на конце слова.

Текущий

Ответы на вопросы учителя.

Коррекция слухового восприятия, эмоциональной сферы

27.10

II четверть (7ч)

10

Звук [ е ] и буквы Е, е Соотнесение звука и буквы. Чтение печатных и рукописных букв. Определение места звука [е] в словах

1

Комб.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Игра « Отгадай чей голосок?» Работа с разрезной азбукой.

Уметь:

Выделять новый. Находить букву. Читать слоги и слова.

Текущий

Составление ответов на вопросы.

Коррекция интонационной стороны речи, зрительного и слухового восприятия, свойств мышления.

10.11

11

Составление и чтение прямых и обратных слогов. Составление и чтение слов.

1

Комб.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Показ слогов, анализ слогов. Работа с разрезной азбукой.

Уметь:

Составлять и читать прямые и обратные слоги

Текущий

Составление предложений

Коррекция логического мышления, свойств памяти и внимания.

17.11

12

Чтение текстов.

1

Комб.

Работа с картинками, выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Показ слогов, анализ слогов. Работа со схемой предложения

Знать: изученные буквы, читать с ними слоги и слова. Отвечать на вопросы по прочитанному

Текущий

Составление предложений

Коррекция познавательной активности

24.11

13

Звук [ ё ] и буквы Ё, ё Соотнесение звука и буквы. Чтение печатных и рукописных букв. Определение места звука [ё] в словах

1

Комб.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Игра « Отгадай чей голосок?» Работа с разрезной азбукой.

Уметь:

Выделять новый звук . Находить букву. Читать слоги и слова.

Текущий

Составление ответов на вопросы. Отгадывание загадки.

Коррекция долговременной памяти, эмоциональной сферы.

01.12

14

Соотнесение звука и буквы. Чтение печатных и рукописных букв. Определение места звука [ё] в словах.

1

Комб.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. . Показ слогов, анализ слогов. Работа с разрезной азбукой. . Показ слогов, анализ слогов. Работа с разрезной азбукой. Чтение слоговой таблицы. Разучивание чистоговорок со звуком йо.

Уметь:

Соотносить изученный звук и букву, определять его место в словах

Текущий

Составление ответов на вопросы. Составление простых предложений. Заучивание стихотворения наизусть.

Коррекция осмысленного восприятия, свойств памяти и мышления

08.12

15

Дифференциация слогов со звуками [о] и [ё]. Чтение текстов.

1

Комб.

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения. Работа с картинками, выделение звуков в словах, соотнесение их с буками. Дифференциация звуков о-е. Образование и чтение слогов с о-е. Работа с кассой букв.

Уметь:

Соотносить изученный звук и букву, различать звуки [о]-[е].

Текущий

Работа над словом

Коррекция слухового восприятия

15.12

16

Звук [ я ] и буквы Я, я Соотнесение звука и буквы. Чтение печатных и рукописных букв. Определение места звука [я] в словах

1

Комб.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Игра « Отгадай чей голосок?» Работа с разрезной азбукой.

Уметь:

Выделять новый звук. Находить букву. Читать слоги и слова.

Текущий

Составление ответов на вопросы учителя

Коррекция мышления

22.12

III четверть (10ч)

17

Составление и чтение прямых и обратных слогов.

1

Комб.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Показ слогов, анализ слогов. Работа с разрезной азбукой.

Знать: изученные буквы, читать с ними слоги и слова. Отвечать на вопросы по иллюстрациям

Текущий

Составление предложений по картинкам.

Коррекция осмысленного восприятия

12.01

18

Составление и чтение слов. Дифференциация слов со звуками [а] и [я].

1

Комб.

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения. Работа с картинками, выделение звуков в словах, соотнесение их с буками. Дифференциация звуков а-я. Образование и чтение слогов с а-я. Работа с кассой букв.

Уметь:

Соотносить изученный звук и букву, определять его место в словах

Текущий

Ответы на вопросы учителя.

Коррекция свойств внимания, памяти .

19.01

19

Звук [ ю ] и буквы Ю, ю Соотнесение звука и буквы. Определение места звука [ю] в словах. Чтение печатных и рукописных букв

1

Комб.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Игра « Отгадай чей голосок?» Работа с разрезной азбукой.

Уметь:

Выделять новый звук. Находить букву. Читать слоги и слова.

Текущий

Беседа по сравнению картинок.

Коррекция слухового восприятия

26.01

20

Составление и чтение прямых и обратных слогов.

1

Комб.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Показ слогов, анализ слогов. Работа с разрезной азбукой.

Уметь:

Составлять и читать прямые и обратные слоги

Текущий

Составление предложений по картинке.

Коррекция свойств внимания

02.02

21

Дифференциация слогов со звуками [у] и [ю].

1

Комб.

Работа с картинками, выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Показ слогов, анализ слогов. Работа со схемой предложения .Дифференциация звуков у-ю. Образование и чтение слогов с у-ю.

Уметь:

Соотносить изученный звук и букву, различать звуки [у]-[ю].

Текущий

Ответы на вопросы по картинке

Коррекция мышления

09.02

22

Звук [ ц ] и буквы Ц, ц Соотнесение звука и буквы. Определение места звука [ц] в словах. Чтение печатных и рукописных букв

1

Комб.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Игра « Отгадай чей голосок?» Работа с разрезной азбукой.

Уметь:

Выделять новый звук. Находить букву. Читать слоги и слова.

Текущий

Ответы на вопросы . Работа над значением слов.

Коррекция связной речи

16.02

23

Составление и чтение прямых и обратных слогов. Составление и чтение слов.

1

Комб.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Показ слогов, анализ слогов. Работа с разрезной азбукой.

Уметь:

Составлять и читать прямые и обратные слоги

Текущий

Ответы на вопросы.

Коррекция связной речи.

02.03

24

Звук [ ч, ] и буква Ч, ч Соотнесение звука и буквы. Определение места звука [ч,] в словах. Чтение печатных и рукописных букв

1

Комб.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Игра « Отгадай чей голосок?» Работа с разрезной азбукой.

Уметь:

Выделять новый. Находить букву. Читать слоги и слова.

Текущий

Составление слов с изучаемой буквой.

Коррекция слухового восприятия.

09.03

25

Соотнесение звука и буквы. Определение места звука [ч,] в словах. Чтение печатных и рукописных букв.

1

Комб.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Показ слогов, анализ слогов. Работа с разрезной азбукой.

Текущий

Ответы на вопросы учителя

Коррекция зрительного восприятия.

16.03

26

Составление и чтение прямых и обратных слогов. Дифференциация слогов со звуками [ч,] и [щ].

1

Комб.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Показ слогов, анализ слогов. Работа с разрезной азбукой. Показ слогов, анализ слогов. Работа со схемой предложения .Дифференциация звуков ч-щ. Образование и чтение слогов ч-щ.

Уметь:

Соотносить изученный звук и букву, различать звуки [ч]-[щ].

Текущий

Составление слов на изучаемые буквы.

Коррекция долговременной памяти

23.03

IV четверть (8ч)

Коррекция долговременной памяти

27

Звук [ ш, ] и буквы Щ, щ Соотнесение звука и буквы. Определение места звука [щ,] в словах. Чтение печатных и рукописных букв

1

Комб.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Игра « Отгадай чей голосок?» Работа с разрезной азбукой.

Уметь:

Выделять новый звук. Находить букву. Читать слоги и слова.

Текущий

Составление ответов на вопросы.

Коррекция восприятия

06.04

28

Соотнесение звука и буквы. Определение места звука [Щ,] в словах. Чтение печатных и рукописных букв.

1

Комб.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Показ слогов, анализ слогов. Работа с разрезной азбукой. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения. Работа с картинками, выделение звуков в словах, соотнесение их с буками.

Текущий

Составление ответов на вопросы.

Коррекция свойств восприятия

13.04

29

Звук [ ф ] и буквы Ф, ф Соотнесение звука и буквы. Определение места в словах.

1

Комб.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Игра « Отгадай чей голосок?» Работа с разрезной азбукой.

Уметь:

Выделять новый звук. Находить букву. Читать слоги и слова.

Текущий

Составление предложений по картинке и вопросам учителя.

Коррекция связной речи, свойств памяти и внимания.

20.04

30

Составление и чтение прямых и обратных слогов. Дифференциация слогов со звуками [ф] и [в].

1

Комб.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Показ слогов, анализ слогов. Работа с разрезной азбукой. Показ слогов, анализ слогов. Работа со схемой предложения .Дифференциация звуков ф-в. Образование и чтение слогов в-ф.

Уметь:

Составлять и читать прямые и обратные слоги, различать звуки В-Ф.

Текущий

Составление рассказа по вопросам. Работа над значением слов

Коррекция зрительного и слухового восприятия, долговременной памяти, эмоциональной сферы

27.04

31

Звук [ э ] и буквы Э, э Соотнесение звука и буквы. Определение места звука [э] в словах. Чтение печатных и рукописных букв

1

Комб.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Игра « Отгадай чей голосок?» Работа с разрезной азбукой.

Уметь:

Выделять новый звук. Находить букву. Читать слоги и слова.

Текущий

Работа над значением слов.

Коррекция свойств внимания и памяти

04.05

32

Составление и чтение прямых и обратных слогов. Дифференциация слогов со звуками [э] и [е].

1

Комб.

Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Показ слогов, анализ слогов. Работа с разрезной азбукой. Показ слогов, анализ слогов. Работа со схемой предложения .Дифференциация звуков э-е. Образование и чтение слогов э-е.

Уметь:

Составлять и читать прямые и обратные слоги, различать звуки Е-Э.

Текущий

Работа над значением слов

Коррекция слухового восприятия

11.05

33

Буква ъ Определение места ъ в словах.

1

Комб.

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения. Звуко - буквенный анализ слов. Работа с картинками. Показ слогов, анализ слогов. Работа с разрезной азбукой. Показ слогов, анализ слогов. Работа со схемой предложения .Знакомство с ъ. Чтение слов с ъ в середине слова.

Уметь: читать слова с ъ, определять его место в словах.

Текущий

Составление ответов на вопросы, используя картинки

Коррекция свойств внимания.

18.05

34

Определение места ъ в словах. Составление и чтение слов с ъ.

1

Комб.

Текущий

Работа над значением слов. Работа над выразительностью чтения.

Коррекция эмоциональной сферы.

25.05

multiurok.ru

Рабочая программа по математике 4 класс для детей с умеренной умственной отсталостью

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Липецкой области

«Специальная школа – интернат г. Усмань»

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ.

на заседании Методического объединения Директор ГБОУ «Специальная школа- интернат г. Усмань» учителей начальных классов ________________ Л.Ф.Алтухова

Протокол № _______ от _______________ Приказ № __________ от ___________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

МАТЕМАТИКА

4 класс

2017-2018 учебный год

Рабочую программу разработал (а):

Елисеева Елена Васильевна,

учитель начальных классов I категории

Усмань, 2017 год

МАТЕМАТИКА

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена на основе адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся, воспитанников с умеренной умственной отсталостью.

По списку в 4 классе 7 обучающихся воспитанников. Из них 5 человек с умеренной умственной отсталостью, 2 человека с тяжелой умственной отсталостью. При обучении данному предмету к 2м учащимся применяется индивидуальный подход.

Данная программа изменена, адаптирована для этого состава учащихся в соответствии с их уровнем развития для успешного усвоения материала. Направлена на развитие познавательных процессов: словесно-логического и наглядно-действенного мышления, слухового и зрительного восприятия, всех видов памяти, связной речи. На коррекцию личностных качеств ребёнка, а также воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение в 4 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью. Готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками. Ученики учатся пользоваться математическими знаниями в нестандартных ситуациях.

Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются в процессе обучения, являются абстрактными.

Практические действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить детей к усвоению абстрактных математических понятий. Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся оформляют в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлечённо, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.

В 4 классе необходимо поддерживать у учащихся интерес к предмету, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это достигается при использовании дидактических игр, игровых приёмов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

Одним из важных приёмов обучения математики в 4 классе является сравнение, т.к. большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при овладении способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приёмов классификации и дифференциации. Установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный приём - материализация, т.е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

infourok.ru


Смотрите также