Тема 8. Методы обучения рисованию в советской школе. Развитие методики преподавания рисования в школах советского периода


Тема 8. Методы обучения рисованию в советской школе

· Построение новой системы преподавания и подготовки педагогических кадров.

· Программа по изобразительному искусству 1921 года.

· Методика «свободного творчества».

· «Комплексная программа» 1923 – 1925 годов.

· Суть системы преподавания рисунка Д.Н.Кардовского.

· Методические установки преподавания композиции К. Ф. Юона.

· Реформа художественного образования 1947 года.

· Создание специальных учебников по рисованию.

 

 

Советское общество конца 20-х начала 30-х годов ощущает недостатки в системе художественного образования. Увлечение авангардом разрушительно сказалось на системе художественного образования, ослабило связи с традициями академической школы изобразительного искусства. Абстрактно - схематичное направление образования не только сводило на нет значение методики, но и искажало цели и задачи преподавания рисования в общеобразовательной школе. Рисование не только ничего не давало детям для умственного развития, но по существу мешало их эстетическому воспитанию. В 20-е годы велась разработка методики рисования в школах по самым различным направлениям, но из них широкое распространение получили два: методика развития "свободного творчества" и "комплексный" метод обучения.

Ярким представителем "свободного воспитания" и лежащей в ее основе биогенетической теории был А. В. Бакушинский. Это был крупный искусствовед, сумевший привлечь к изучению творчества детей большую группу талантливых людей. Но для его деятельности характерны и крупные ошибки. Так, он утверждал, что на творческую деятельность ребенка оказывает влияние "подсознательный родовой фактор". "Период изживания родового начала в области творчества, — писал Бакушинский, — требует от педагога возможно меньшего вмешательства в творческие намерения и действия ребенка.

 

Особенно обострилось положение с преподаванием рисования в период увлечения "комплексной" программой (1923 — 1925). Знания учащихся проверяли не по отдельным предметам, а в комплексе, куда было включено и рисование.

Сторонники комплексных программ утверждали, что природе детей не свойственно расчленять жизненные явления на особые системы, представленные в учебных предметах, что проще, доступнее и естественнее брать целые куски жизни, как они даны в действительности, и их изучать. Эти "куски жизни" - комплексы и были представлены в программах ГУСа (Государственный ученый совет Народного комиссариата просвещения) в виде ряда комплексных тем, например "Осенние работы в деревне", "Наш город", "Охрана здоровья" и др. По темам организовывались наблюдения детей, велись беседы, выполнялись иллюстративные работы, те или иные виды общественно - полезной работы, читались статьи в учебных книгах и т. д.

В конце 20-х - начале 30-х годов формалистические методы стали подвергаться справедливой критике. Пересмотр содержания программ и учебных планов привел к перестройке методов преподавания рисования в школе. В основу программы 1931 года было положено рисование с натуры. Наряду с ним программа отводила место рисованию на темы, по представлению, декоративному рисованию. Важное значение придавалось беседам об искусстве. Художественная школа встала на пути реалистического искусства. Среди широко известных художников-педагогов, оказавших влияние на развитие советской методики обучения рисованию в общеобразовательных школах, особого внимания заслуживают Д. Н. Кардовский и К. Ф. Юон.

 

Д. Н. Кардовский призывал учеников строить на плоскости объемную форму и анализировать ее. В основу своего метода Кардовский положил «обруб», т. е. принцип упрощения сложной формы предметов до наипростейших форм учил не только понимать, видеть и строить объемную форму в рисунке, но и глубоко ее анализировать.

Вначале рисунка нужно стремиться разбить всю фигуру на плоскости, обрубить форму, пока не вырисуется большая форма, не нужно вырисовывать детали. Особенно большое значение придает конструктивной связи между частями форм предметов. Кардовский был противником бездумного срисовывания светотени, мужественно отстаивал позиции реалистического искусства и оберегал молодежь от влияния формализма. Благодаря своим твердым убеждениям, ясной и методически разработанной системе преподавания рисунка Кардовский имел большое количество учеников и горячих последователей.

 

Замечательный живописец К. Ф. Юон указывал на существование в практике искусства множества композиционных правил и считал, что правилам композиции необходимо учить. Он сформулировал и некоторые методические установки преподавания композиции: «Ребята очень любят рисовать сюжетные рисунки... В сюжетном рисунке важно уметь сконцентрировать все самое существенное. Умение выделить основные действующие лица и подчинить им все сопровождающие детали также является важным законом композиции».

Твердая линия в построении новой школы, новой системы преподавания потребовала обратить серьезное внимание и на подготовку педагогических кадров. В 1937 году были открыты Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры и Московский институт изобразительных искусств. В этих учебных заведениях академический рисунок занял ведущее место. Большинство художников-педагогов приходит к выводу, что в основу всякого метода обучения должно быть положено рисование с натуры, которое обеспечивает высокую профессиональную подготовку художников.

К 40-м годам советская школа рисунка прочно становится на путь реалистического искусства. Утверждаются принципы и методы обучения рисованию. Назревает необходимость более глубокого научного решения проблем учебного рисования.

После Великой Отечественной в нашей стране была проведена реформа художественного образования. 5 августа 1947 года было принято постановление Совета Министров СССР "О преобразовании Всероссийской Академии художеств в Академию художеств СССР". Правительство возложило на Академию художеств неуклонно развивать советское изобразительное искусство во всех его формах на "базе последовательного осуществления принципов социалистического реализма и дальнейшего развития лучших прогрессивных традиций искусства народов СССР, и, в частности, русской реалистической школы". Это свидетельствует о зрелости советской художественной педагогики, которая имела все данные для дальнейшего совершенствования методики преподавания изобразительного искусства.

В этот период рисунок стал признаваться основой основ изобразительного искусства. Обучение ему должно начаться сколь возможно раньше. Как правило, начало его должно предшествовать обучению живописи и скульптуре. В систему преподавания рисунка должно обязательно входить "регулярное рисование с позирующей обнаженной натуры в специально созданной для этого обстановке, не преследующего никаких иных целей, кроме приобретения мастерства в рисунке", то есть специфически "академическое" рисование. В целях упорядочения методической работы в школах в 50-е годы возникает идея создания специальных учебников по рисованию. Ранее учебников по рисованию для средних общеобразовательных школ не издавали ни в России, ни за границей.

В 50-е и 60-е годы появляется и целый ряд научно-исследовательских работ, которые во многом обогатили теорию методики преподавания. Эти работы помогли методистам рисования правильнее подходить к решению своих проблем. В 1957 году вышли в свет первые пробные учебники для первого и второго классов (автор Н. Н. Ростовцев), а затем методическая записка к ним. В 1961 году вышли еще два учебника — для третьего и четвертого классов (автор Н.Н. Ростовцев). В основу всех этих учебников была положена система П.П. Чистякова, приучающая детей к рисованию с натуры с первых шагов обучения. С этого времени — с начала 60-х годов — экспериментальные учебники по рисованию начинают выходить систематически, но недостаточно.

С 1959 года создается сеть художественно-графических факультетов при педагогических институтах. В этих институтах, в Академии художеств, в Академии педагогических наук СССР, в институтах усовершенствования учителей была разработана методика преподавания рисования.

В 1970 году переработаны и утверждены новые учебные программы, где сформулированы цели и задачи преподавания изобразительного искусства, определено содержание учебного материала. Расширение задач эстетического воспитания, знакомство с творчеством великих художников прошлого и выдающихся современных художников привело к тому, что вместо предмета «рисование» возник новый учебный предмет — «изобразительное искусство» и предмет «черчение».

Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э.И.Кубышкина, В.С.Кузин, Т.С.Комарова, Б.М.Неменский, Е.Е.Рожкова, Н.Н.Ростовцев, Н.М.Сокольникова, Е.В.Шорохов, А.С.Хворостов, Т.Я.Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-прикладному искусству.

 

pdnr.ru

40. Период становления и развития Советской школы рисунка и методов его преподавания.

В 1917 году, в декабре — закон о ликвидации старой системы образования. Создание единого обучения мальчиков и девочек, отделение религии от образования.

ВОСр внесла коренные изменения в понимание задач воспитания детей. Отмена церкви. Демократизация школы. Отделение школы от церкви. 1918г — единая трудовая школа, трудовое воспитание. 1919 — введение срока обучения с 8-17 лет, ликвидация безграмотности населения. Гимназии и церковные школы отменены Нет единой программы, учреждения сами разрабатывали свои программы Культурная революция - искусство принадлежит народу.

В художественной жизни шла идейная борьба реалистического советского искусства и буржуазных формалистических направлений. В области рисунка, его теории и методики царил хаос.

В Академии художеств разбивались слепки антиков. Уничтожен музей, хранивший работы студентов.

В 1921 году вышли программы преподавания ИЗО в средней трудовой школе имела недостатки в научном отношении (на первой ступени отказ от рисования с натуры). В основе новых программ - не обучение ИЗО-грамоте, а попытки развития творческих способностей предоставления полной свободы детям. Не учили правильному реалистическому рисования.

Особо обострилось положение в период увлечения «комплексной» программой. Знания проверялись не по отдельным предметам, а в комплексе, куда было включено и рисование. Разработки методики преподавания рисования в школах в 20-х годах шла по разным направлениям Но широко по двум: «комплексный» метод обучения и методика развития «свободного» творчества

БакушинскиЙ - яркий представитель теории «свободного воспитания». Бакушинский - крупный искусствовед. Его ошибки -считал, что на творческую деятельность ребенка оказывает влияние «подсознательный родовой фактор». Крупская же считала, что при развитии творческих способностей у детей руководящая роль должна принадлежать учителю, (заочный народный университет им. Крупской - ничему не научил)

В к 20-х - 30-х годов формалистические методы преподавания стали подвергаться критике. Вред этого метода стал очевиден. Дальше рисование стало рассматриваться как одно из важных средств познания мира.

Постановлений ЦК партии 30-х годов об учебных планах и программах повернули советскую школу на правильный путь. Рисование стало расцениваться как одно из важных средств познавания мира. Учитель должен вести урок так, чтобы учащиеся приобретали необходимые знания и навыки. Рисовали осмысленно. Новые методы, новое содержание, учебный материал, учебная программа, переработаны. Ведущая роль учителя стала признаваться.

Однако дальнейшее становление и развитие советской методики проходило очень не гладко. Решающим фактором по мысли сторонников педологической, является наследственность, а следовательно, если у человека нет врожденных, наследственных способностей к искусству, то и обучать его - путая трата времени

Большая роль в методике преподавания ИЗО в школе сыграл Центральный дом художественного воспитания детей. Он был единственным научно-методическим центром.

Среди широко известных художников — педагогов, оказавших влияние на развитие советской методики обучения рисования в общеобразовательных школах, особого внимания заслуживают ДН Кардовский и КФ Юон. Благодаря Кардовскому появились высшие учебные заведения, готовящие учителей рисования. Учительского института на базе, которого был открыт ХГФ. В основу системы художественного образования на факультете были положены принципы и метод кордовского. Он отстаивал позиции реалистического искусства, старался повысить художественную культуру учащегося. Он давал правильное понимание реалистического рисунка, внушал любовь к природе И искусству, уважение к научным знаниям. Чистяков научил Кардовского не только понимать видеть и строить объемную форму, но и глубоко ее анализировать. Это наследие и нес ученикам Кардовский.

Особого внимания заслуживают методы обучения рисунку созданные Кардовским и опирающиеся на традиции прошлого. В основе - обрубовка, упрощение формы (крынка — цилиндр, шар). Основные положения методики были развиты ее последователями.

Известный вклад - Юон. Уделяя большое внимание вопросам методики преподавания в художественных и общеобразовательных школах, еще интересовался и обучением рисунку в общеобразовательных школах (в дело развития методов преподавания).

«Нужно дать основные понятия о перспективе, о линии горизонта. Затем, когда ученик будет иметь дело с красками, необходимо объяснить световые контрасты (законы цветоведения). Затем нужно говорить о фактуре рисунка, о техники рисунка. Нужно выработать единые методы преподавания рисования».

К 40-м годам советская школа рисования прочно становиться на путь реалистического искусства. Утверждаются принципы подходы, методы. Назревает необходимость более глубокого решения проблемы учебного рисования. Большое влияние на дальнейшее развитие советской методики преподавания рисования в средней школе оказали Академия педагогических наук РСФСР(1943) и Академия художников (1947).

В Академия педагогических наук РСФСР создается специально кабинет эстетического воспитания. А затем научно-исследовательский институт художественного воспитания (1947). Работники больше занялись исследованием детского творчества. Разработаны новые учебные программы и методические руководства для учителей.

1951 году в издательстве «Искусство)» - книги «методика преподавания рисования в средней школе» Конрахчана Е.С. Это ориентация учителю рисования на реалистическое искусство и наследие ГШ Чистякова. «Педагогу надо научить правильно, видеть предметы и явления и правильно реалистично их изображать»

В 50-60 годы появился ряд научно-исследовательских работ, которые обогатило теорию методики преподавания. В целях упорядочивания методической работы в школах в 50-е годы - учебники по ИЗО. Автор НН Ростовцев.

В основе учебников - системы Чистякова. Приучение детей рисованию с натуры с первых шагов. С этого времен учебники выходят систематически. Выходит ряд работ посвященных теории методики преподавания ИЗО.

1966 г. - реорганизация Академии педагогических наук.

1959г..— есть ХГФ при пединститутах. В институтах, в Академии художеств, в Академии педагогических наук, в ИУУ разрабатывается методика преподавания рисования. Многие учителя работаю над созданием учебных пособий для школ. Таких богатых возможностей для развития и ручной разработки методов преподавания рисования в общеобразовательных школа история не знала

В 1970 году переработаны и утверждены новые учебные программы, где сформулированы цели и задачи преподавания ИЗО.

Расширения задачи эстетического воспитания, знакомство с творчеством великих художников привело к тому, что вместо предмета рисования возник новый учебный предмет ИЗО.

Начальная школа с 4-х летнего перешла на 3-х летнее обучение. Введены факультативные курсы для углубленного изучения предмета ИЗО.

Все это требует от учителей более серьезной подготовки, знаний педагогики и методики преподавания.

studfiles.net

Тема 8. Методы обучения рисованию в советской школе

· Построение новой системы преподавания и подготовки педагогических кадров.

· Программа по изобразительному искусству 1921 года.

· Методика «свободного творчества».

· «Комплексная программа» 1923 – 1925 годов.

· Суть системы преподавания рисунка Д.Н.Кардовского.

· Методические установки преподавания композиции К. Ф. Юона.

· Реформа художественного образования 1947 года.

· Создание специальных учебников по рисованию.

 

 

Советское общество конца 20-х начала 30-х годов ощущает недостатки в системе художественного образования. Увлечение авангардом разрушительно сказалось на системе художественного образования, ослабило связи с традициями академической школы изобразительного искусства. Абстрактно - схематичное направление образования не только сводило на нет значение методики, но и искажало цели и задачи преподавания рисования в общеобразовательной школе. Рисование не только ничего не давало детям для умственного развития, но по существу мешало их эстетическому воспитанию. В 20-е годы велась разработка методики рисования в школах по самым различным направлениям, но из них широкое распространение получили два: методика развития "свободного творчества" и "комплексный" метод обучения.

Ярким представителем "свободного воспитания" и лежащей в ее основе биогенетической теории был А. В. Бакушинский. Это был крупный искусствовед, сумевший привлечь к изучению творчества детей большую группу талантливых людей. Но для его деятельности характерны и крупные ошибки. Так, он утверждал, что на творческую деятельность ребенка оказывает влияние "подсознательный родовой фактор". "Период изживания родового начала в области творчества, — писал Бакушинский, — требует от педагога возможно меньшего вмешательства в творческие намерения и действия ребенка.

 

Особенно обострилось положение с преподаванием рисования в период увлечения "комплексной" программой (1923 — 1925). Знания учащихся проверяли не по отдельным предметам, а в комплексе, куда было включено и рисование.

Сторонники комплексных программ утверждали, что природе детей не свойственно расчленять жизненные явления на особые системы, представленные в учебных предметах, что проще, доступнее и естественнее брать целые куски жизни, как они даны в действительности, и их изучать. Эти "куски жизни" - комплексы и были представлены в программах ГУСа (Государственный ученый совет Народного комиссариата просвещения) в виде ряда комплексных тем, например "Осенние работы в деревне", "Наш город", "Охрана здоровья" и др. По темам организовывались наблюдения детей, велись беседы, выполнялись иллюстративные работы, те или иные виды общественно - полезной работы, читались статьи в учебных книгах и т. д.

В конце 20-х - начале 30-х годов формалистические методы стали подвергаться справедливой критике. Пересмотр содержания программ и учебных планов привел к перестройке методов преподавания рисования в школе. В основу программы 1931 года было положено рисование с натуры. Наряду с ним программа отводила место рисованию на темы, по представлению, декоративному рисованию. Важное значение придавалось беседам об искусстве. Художественная школа встала на пути реалистического искусства. Среди широко известных художников-педагогов, оказавших влияние на развитие советской методики обучения рисованию в общеобразовательных школах, особого внимания заслуживают Д. Н. Кардовский и К. Ф. Юон.

 

Д. Н. Кардовский призывал учеников строить на плоскости объемную форму и анализировать ее. В основу своего метода Кардовский положил «обруб», т. е. принцип упрощения сложной формы предметов до наипростейших форм учил не только понимать, видеть и строить объемную форму в рисунке, но и глубоко ее анализировать.

Вначале рисунка нужно стремиться разбить всю фигуру на плоскости, обрубить форму, пока не вырисуется большая форма, не нужно вырисовывать детали. Особенно большое значение придает конструктивной связи между частями форм предметов. Кардовский был противником бездумного срисовывания светотени, мужественно отстаивал позиции реалистического искусства и оберегал молодежь от влияния формализма. Благодаря своим твердым убеждениям, ясной и методически разработанной системе преподавания рисунка Кардовский имел большое количество учеников и горячих последователей.

 

Замечательный живописец К. Ф. Юон указывал на существование в практике искусства множества композиционных правил и считал, что правилам композиции необходимо учить. Он сформулировал и некоторые методические установки преподавания композиции: «Ребята очень любят рисовать сюжетные рисунки... В сюжетном рисунке важно уметь сконцентрировать все самое существенное. Умение выделить основные действующие лица и подчинить им все сопровождающие детали также является важным законом композиции».

Твердая линия в построении новой школы, новой системы преподавания потребовала обратить серьезное внимание и на подготовку педагогических кадров. В 1937 году были открыты Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры и Московский институт изобразительных искусств. В этих учебных заведениях академический рисунок занял ведущее место. Большинство художников-педагогов приходит к выводу, что в основу всякого метода обучения должно быть положено рисование с натуры, которое обеспечивает высокую профессиональную подготовку художников.

К 40-м годам советская школа рисунка прочно становится на путь реалистического искусства. Утверждаются принципы и методы обучения рисованию. Назревает необходимость более глубокого научного решения проблем учебного рисования.

После Великой Отечественной в нашей стране была проведена реформа художественного образования. 5 августа 1947 года было принято постановление Совета Министров СССР "О преобразовании Всероссийской Академии художеств в Академию художеств СССР". Правительство возложило на Академию художеств неуклонно развивать советское изобразительное искусство во всех его формах на "базе последовательного осуществления принципов социалистического реализма и дальнейшего развития лучших прогрессивных традиций искусства народов СССР, и, в частности, русской реалистической школы". Это свидетельствует о зрелости советской художественной педагогики, которая имела все данные для дальнейшего совершенствования методики преподавания изобразительного искусства.

В этот период рисунок стал признаваться основой основ изобразительного искусства. Обучение ему должно начаться сколь возможно раньше. Как правило, начало его должно предшествовать обучению живописи и скульптуре. В систему преподавания рисунка должно обязательно входить "регулярное рисование с позирующей обнаженной натуры в специально созданной для этого обстановке, не преследующего никаких иных целей, кроме приобретения мастерства в рисунке", то есть специфически "академическое" рисование. В целях упорядочения методической работы в школах в 50-е годы возникает идея создания специальных учебников по рисованию. Ранее учебников по рисованию для средних общеобразовательных школ не издавали ни в России, ни за границей.

В 50-е и 60-е годы появляется и целый ряд научно-исследовательских работ, которые во многом обогатили теорию методики преподавания. Эти работы помогли методистам рисования правильнее подходить к решению своих проблем. В 1957 году вышли в свет первые пробные учебники для первого и второго классов (автор Н. Н. Ростовцев), а затем методическая записка к ним. В 1961 году вышли еще два учебника — для третьего и четвертого классов (автор Н.Н. Ростовцев). В основу всех этих учебников была положена система П.П. Чистякова, приучающая детей к рисованию с натуры с первых шагов обучения. С этого времени — с начала 60-х годов — экспериментальные учебники по рисованию начинают выходить систематически, но недостаточно.

С 1959 года создается сеть художественно-графических факультетов при педагогических институтах. В этих институтах, в Академии художеств, в Академии педагогических наук СССР, в институтах усовершенствования учителей была разработана методика преподавания рисования.

В 1970 году переработаны и утверждены новые учебные программы, где сформулированы цели и задачи преподавания изобразительного искусства, определено содержание учебного материала. Расширение задач эстетического воспитания, знакомство с творчеством великих художников прошлого и выдающихся современных художников привело к тому, что вместо предмета «рисование» возник новый учебный предмет — «изобразительное искусство» и предмет «черчение».

Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э.И.Кубышкина, В.С.Кузин, Т.С.Комарова, Б.М.Неменский, Е.Е.Рожкова, Н.Н.Ростовцев, Н.М.Сокольникова, Е.В.Шорохов, А.С.Хворостов, Т.Я.Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-прикладному искусству.

 

Читайте также:

lektsia.info

Тема 13. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ

Количество просмотров публикации Тема 13. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ - 192

В советской школе в 20-е годы изобразительное искусство стало частью комплексных программ и системы обучения по ʼʼметоду проектовʼʼ. Основная задача школы по идее новых программ заключалась в слитном (комплексном) построении учебного материала и установлении его связи с жизнью. Поскольку было неясно, на каком этапе проработки этого комплекса учитель рисования должен включаться в работу, в школе стали широко применять ʼʼсвободное рисованиеʼʼ, воскресло забытое копирование.

Ярким представителœем теории ʼʼсвободного воспитанияʼʼ и лежащей в ее базе биогенетичной теории был А.В.Бакушинский. Крупный искусствовед, сумевший привлечь к изучению детского творчества большую группу талантливых людей, он утверждал, что детскому художественному воображению следует предоставлять полную свободу. Это крайне важно для изживания родового начала в области детского творчества, на которую оказывает влияние ʼʼподсознательный родовой факторʼʼ.

Теория свободного воспитания в своей базе была прогрессивной, как реакция против казенной системы воспитания и обучения. При этом ее сторонники анархически отрицали всœе ценное, что было внесено в школу русской демократической педагогикой ХIX века. Основной упор делался на свободное рисование на темы по выбору преподавателя или детей, иллюстрирование и работы декоративного характера. Сильно ограничивалось, а подчас и вовсœе исключалось рисование с натуры. Основную задачу сторонники свободного воспитания видели не в обучении детей, а в создании условий для самостоятельного творчества ребенка. Учителю рекомендовалось не показывать образцов, не рисовать на доске, избегать советов и особенно прямого вмешательства в работу ребенка.

Американская система обучения рисованию внешне походила на русскую натуральную систему, поскольку в ней объектом изображения были в основном предметы окружающей действительности. При этом, по существу, обе системы в корне отличались друг от друга.

Русская система, основанная на рисовании с натуры, существенно отличалась от американской системы обучения. Разрабатывая эту методику обучения рисованию, петербургские учителя отбирали самое рациональное из теории свободного воспитания - принцип расширения воспитательного значения занятий рисованием, учет интересов ребенка, отбрасывая нигилизм по отношению к культурному наследию прошлого и к достижениям демократической педагогики. Из американской системы они приняли живой набросочный характер рисунка, упражнения в рисовании кистью.

В 30-е годы изобразительное искусство стало самостоятельным учебным предметом с четко ограниченным объёмом знаний и навыков реалистического рисунка. Его содержание и методику преподавания для различных учебных заведений разрабатывали сотрудники Центрального дома художественного воспитания в Москве Г.В. Лабунская, Е.Е. Рожкова, Н.П. Саккулина, Е.И. Кондахчан, художник П.Я. Павлинов и др.

В 1927 году были изданы новые программы для школы, были намечены требования по объёму знаний, умений и навыков по отдельным учебным предметам, указания к содержанию занятий. С третьего года обучения вводилось рисование с натуры, в 5,6,7 классах предусматривалось систематическое обучение с вниманием к творческой инициативе ученика.

Для 40-60-х годов характерна борьба между учебно-техническим направлением на уроках рисования и художественно-творческим подходом к детскому рисунку, особенно во внеклассной и внешкольной работе.

В 1932 году ЦК партии в постановлении о школах и учебных планах была дана установка на обеспечение политехнического образования. На первое место ставилась задача научить читать чертежи, схемы, делать зарисовки технических деталей, вводилось техническое рисование.

Попыткой связать задачи политехнизации школы с обучением рисованию была работа известного художника-графика П.Я.Павлинова ʼʼГрафическая грамотаʼʼ (1933ᴦ.). В ней автор отказался от последовательности обучения, которая существовала в дореволюционной школе, рекомендуя начинать занятия не с двухмерного изображения плоских предметов, а с рисования объёмных предметов и передачи их трехмерности, причем в наиболее трудном положении (под углом) - куб, параллелœепипед. Вместе с тем, Павлинов, отбрасывая требования реалистического рисования с передачей перспективного сокращения вертикальных и горизонтальных линий, заменял перспективу аксонометрической проекцией. Вместе с тем, система П. Павлинова, несмотря на ее существенные недостатки, содержала и полезные рекомендации, не потерявшие своего значения до сего времени: приемы развития у учащихся понимания формы и конструкции, наброски, рисунки по представлению, мультипликации.

В 1936 ᴦ. Постановление ЦК КПСС о ликвидации педагогических извращений в школе покончило с методами ʼʼсвободного воспитанияʼʼ. При этом неразработанность вопросов методики обучения, резкое сокращение учебного времени на рисование в школе (1 час в неделю с 1-го по 6-ой кл.), привело к ухудшению положения с рисованием.

В 1937-1945 ᴦ.ᴦ. начинает повышаться обучающее значение занятий рисованием. К 40 годам назревает крайне важно сть более глубокого научного решения проблем учебного рисования. В 1944 ᴦ. создается специальный кабинœет эстетического воспитания при Институте теории и истории педагогики в АПН РСФСР, в 1947 ᴦ. - НИИХВ, работники которого занялись научным исследованием детского творчества, разработкой учебных программ для школ и методических пособий для учителœей. Большое влияние на развитие советской методики преподавания оказала Академия художеств СССР.

Под влиянием новых идей содержание уроков ИЗО сводилось к четырем основным видам работы: рисованию с натуры, на темы, декоративному рисованию узоров, с 3-его класса вводились специальные уроки-беседы об отдельных произведениях искусства. Считалось, что на уроках учащихся нужно обучать графической грамоте, так называемому техническому образу, а овладение художественным образом выносить в массовую внеклассную и внешкольную работу только для желающих и одаренных.

В 1964 году содержание предмета было расширено и сближено с задачами эстетического воспитания школьников, а сам предмет получил название не ʼʼрисованиеʼʼ, а ʼʼизобразительное искусствоʼʼ. При этом вплоть до 70-х годов основное внимание, как и прежде, уделялось рисованию.

В 1966 году создается НИИ школ МП РСФСР со специальной лабораторией по изучению методики преподавания изобразительного искусства.

В 70-е годы в связи с усилением внимания к проблеме гармонично развитой личности повышается роль взаимосвязи занятий изобразительным искусством с нравственным, трудовым и общим развитием учащихся.

В 80-х годах в содержании курса изобразительного искусства в школе предусматривается сочетание классического мирового художественного наследия, народных художественных традиций и достижений современной художественной культуры. На базе этих принципов создается типовая программа ʼʼИзобразительное искусствоʼʼ для 1-6 классов (под ред.. В.С. Кузина).

В 90-е годы для школ Российской Федерации рекомендована программа ʼʼИзобразительное искусство и художественный трудʼʼ под редакцией Б.М. Неменского. В подготовке ее участвовали НИИХВ АПН СССР и с Союз художников СССР. В этой программе преподавание изобразительного искусства строилось как освоение школьниками нравственно-эстетической и духовной культуры народа, отражаемой искусством в различных формах его практического единства с трудом и художественным преобразованием окружающей среды.

В 1994-1996 годах появляется программа ʼʼИзобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-4 кл., 5-8 кл.ʼʼ авторского коллектива под руководством Т.Я. Шпикаловой. В этой программе изобразительно-пластическая, поэтическая, музыкальная, педагогическая, трудовая культура русского народа рассматривается не как музейное, а живое, творческое явление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ развивается и включается в современную жизнь подрастающих поколений.

Появление разных направлений в художественной педагогике и научных школ способствовало обогащению предмета ʼʼизобразительное искусствоʼʼ учебно-методическим обеспечением, разнообразными пособиями для учителœей и учащихся, что в немалой степени повлияло на качество преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных школах.

Задания для самостоятельной работы:

1.Рассмотрите предложенные учебно-методические пособия по изобразительному искусству и составьте краткие аннотации их содержания.

III курс, 6 семестр

РАЗДЕЛ II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВ

Тема 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ ʼʼТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУʼʼ

Содержание программы курса. Связь курса со специальными психолого-педагогическими дисциплинами и педагогическими практиками. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Методика преподавания изобразительного искусства в средней школе как учебная дисциплина.Цели и задачи курса методики преподавания. Содержание программы курса. Связь курса методики со специальными психолого-педагогическими дисциплинами и педагогическими практиками.

Детский рисунок и его роль в жизни ребенка. Особенности содержания детских рисунков в дошкольном возрасте. Процесс овладения рисованием как важная сторона целостного психического развития ребенка. Выразительность детского рисунка. Общие закономерности детского рисунка и его роль в жизни ребенка. Детство - период становления физиологических и психических функций, в котором рисование - один из путей программы совершенствования организма и целостного психического развития ребенка. Взаимосвязь рисования с важнейшими психическими функциями - зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, важный информационный и коммуникативный канал.

Характерные особенности рисунков дошкольников, обусловленные особенностями детского восприятия, недостатком жизненного опыта и отсутствием нужных навыков при изображении растений, человека, животных, транспорта͵ строений. Ступени процесса развития детского рисования по Георгу Кершентейнеру: схема-головоноги, возникающее чувство формы и линии, правдоподобное изображение, классическое изображение.

Линия и цвет в рисунках ребенка как средство изображения и средство выражения отношения ребенка к изображаемому. Стадии развития линии в рисунках детей по Игнатьеву Е.И.: простая проволочная линия, линия смежная, нащупывающая, штриховая линия, валерная линия. Постоянство в выборе цвета детьми разных стран для изображения красивого и некрасивого. Цвет как важная информация об отношении ребенка к изображаемому.

Особенности детских рисунков в дошкольном возрасте: плоскостность, отсутствие загораживания одних предметов другими, узкий круг тем. Обусловленность тематики и содержания детских рисунков принадлежностью ребенка к определœенному полу и степенью его сензитивности к половым различиям; ценностными ориентациями национальной культуры и социального устройства общества; территориальным проживанием; степенью ориентации ребенка на реальную и воображаемую действительность. Выразительность детского рисунка и эмоциональная возбудимость ребенка как ее основной источник. Цвет, ритм и контраст как средства выразительности в детских работах. Творчество как средство общения ребенка, способ передачи мыслей, приобретения коллективного детского опыта и развития изобразительных способностей.

Основное содержание лекции - в презентации ʼʼДетский рисунокʼʼ

referatwork.ru


Смотрите также