Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования». Развитие творческих способностей через рисование


Статья "Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных приемов рисования на уроках ИЗО"

Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных приемов рисования на уроках ИЗО.

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Выдающийся советский педагог Сухомлинский Василий Александрович заметил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

В начальной школе дети очень любят рисовать, а перейдя в среднее звено, это желание уменьшается. Наверное, одна из причин – это малое количество часов, которое отводится на уроки изобразительного искусства (1час). Некоторые говорят, что ИЗО - неважный предмет и мало кому пригодится в дальнейшем. Это мнение и родителей и преподавателей других «главных» предметов. Смею не согласиться с таким мнением, потому что наша задача, задача учителей рисования, не сделать всех художниками, а научить детей творчески решать любые проблемы (учебные, жизненные), т.е. сформировать средствами деятельностного подхода индивидуальность, знакомить с искусством своей страны и мировым искусством. В дальнейшем дети будут применять эти знания украшая интерьер своего жилища, мастеря подарки для своих близких и друзей своими руками. «Ребенок это не сосуд, а факел, который надо зажечь». (Л. Н. Толстой).

Но бывает и так, что дети боятся взять в руку карандаш или кисточку потому, что, как им кажется, они не умеют рисовать, и у них ничего не получится. Это случается когда взрослые бывают излишне требовательными, критикуют, сравнивают работы детей между собой. У некоторых детей слабо развита мелкая моторика, не достаточно сформированы формообразующие движения. А ведь главное, чтобы занятия приносили только положительные эмоции. Первые неудачи могут вызвать разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной.

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей. И чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы, и приемы работы с детьми, а также материалы, которые они используют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Для рисования можно использовать листы бумаги различные по фактуре, цвету, форме, например, квадратные или круглые. Использовать необычные инструменты и материалы.

В последнее время педагоги все чаще используют нетрадиционные техники рисования.

Нетрадиционные техники рисования – это комплекс комплекс умений, навыков, способов и приемов изображения, которые отображают предметы, объекты, явления окружающей действительности и художественного вымысла, свои впечатления и отношения к чему-либо по средствам различных материалов.

При применении нетрадиционных техник рисования на уроках Изобразительного искусства учителю нужно помнить некоторые особенности:

  1. В начале, учитель должен познакомить детей с тем или иным способом получения изображения, объяснить и проанализировать с учениками предложенные образцы работ, а затем продемонстрировать применение данной техники на практике.

  2. В процессе выполнения сложных нетрадиционных техник рисования (таких как, монотипия, линография) необходимо использовать памятку поэтапного выполнения практической работы.

  3. Такие техники, как "пальчики-палитра" и оттиск печатками из картофеля, могут быть использованы на уроках декоративного рисования с целью отработки понятия "ритм", на уроках тематического рисования и рисования по памяти и представлению - с целью выполнения отдельных элементов изображения.

  4. Некоторые техники, такие как кляксография различных видов, набрызг, отпечатки листьев могут быть использованы с целью подготовки листа бумаги к дальнейшему изображению.

Рисование нетрадиционными способами увлекательная деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.

Когда дети знакомятся с нетрадиционными техниками, у них развивается воображение, креативность, творческая индивидуальность.

Нетрадиционные методы позволяют детям быть смелее на уроке или занятии, не бояться делать ошибки, экспериментировать, познавать материалы и творить. В атмосфере нетрадиционных методик дети быстрее развивают свои творческие способности, раскрывают свою яркую индивидуальность, легче контактируют со сверстниками. Раскрывается их внутренний потенциал. Целью нетрадиционных техник является развитие творческих способностей у детей. А задачи: формирование интереса к ИЗО, ознакомление с разнообразными видами ИЗО, множеством художественных материалов и средств, приемами работы. При этом идёт воспитание коммуникабельности, отзывчивости, дружелюбия и ответственности.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет школьников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес.

Существует огромное количество нетрадиционных техник рисования, которые можно применять на уроках ИЗО.

Работа с красками, карандашами, их аналогами:

Монотипия. Работа выполняется на гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге красками (акварель, гуашь, масляная краска) что-то рисуется, затем полученные изображения "отпечатывают" на листе бумаги. Эту технику так же можно использовать для создания фона.

Различные цветовые пятна-отпечатки помогают развивать фантазию и воображение. Преодолеть негативные переживания, снять эмоциональное напряжение, тревожность помогает техника монотипии. Желательно дать название выполненной работе.

Кляксография. Работа выполняется красками, капли падают на лист бумаги, лист в это время нужно двигать в различные стороны, дуть на кляксу (лучше из соломки или трубочки), к кляксам подрисовываются смысловые элементы.

Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию движений, фантазию и воображение, а также снять напряжения у детей.

Каракулеграфия (дорисовать предложенные фигуры) На листе изображается недорисованный контур предмета или какие-нибудь каракули. Ребенку нужно дорисовать и дополнить эти объекты, чтобы получился целостный узнаваемый объект. По сложности задач развивающих представление и зрительную память, этот способ обучения наиболее сложный, так как требует определенного уровня развития воображения, опыта, наблюдений. Первоначально ребенок может испытывать затруднение в узнавании объектов, здесь можно использовать наводящие вопросы, загадки.

Граттаж. Плотную бумагу покрывают толстым слоем воска или парафина (например, равномерно растереть по бумаге свечку). Затем широкой кистью, губкой наносится на поверхность слой туши. Когда тушь высохнет, острым предметом - скребком, ножом, вязальной спицей - процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи.

«Тычкование». Для этого метода нужно взять подходящий предмет, например ватную палочку. Ватная палочка опускается в краску, и делаются точки по бумаге. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. Если тычок делать, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры.

«Печатка». Из твердого материала, например, картофеля вырезаются разные формы (штампы): треугольники, квадраты, сердечки, ромбики, дети смотрят, где можно применить эту форму, опускают ее в краску и выполняют свой рисунок на заданную тему. Работу можно вести по группам и коллективно (в зависимости от наполняемости класса). Подобным способом можно работать с листьями деревьев, тогда будут оттиски не геометрических фигур, а листьев.

«Притирание». На урок необходимо принести любые металлические предметы: скрепки, монетки, проволоку, вилки и т.д. Накрываем предмет листом альбомной бумаги (например, монету), придавливаем и мокрым цветным карандашом выводим изображение на поверхность. Где можно применить это изображение, дети фантазируют сами.

«Ниткография». Для работы мы берём обычные нитки, гуашь. Небольшие куски ниток опускаем в гуашь (так как объем крышечки от гуаши небольшой, нитка сворачивается произвольно), кладём их на чистый лист бумаги. Лист сворачиваем, сильно прижимаем рукой, а ниточку вытягиваем за кончик. Очень интересные работы получаются, когда нитки выкрашены в разные цвета.

«Тампонирование». Для выполнения этой техники из кусочка бумаги необходимо сделать тампон. Опустив его в краску нанести на приготовленную бумагу продуманный рисунок. С помощью тампона можно нарисовать небо, траву, листья деревьев, животных.

«Набрызги по трафарету» Для техники набрызгивания в продаже имеются специальные фломастеры, так же, можно использовать краски, разбрызгивая их с помощью щетки, на область ограниченную трафаретом.

Аппликация:

«Обрывная аппликация». Аппликация выполняется как обычно, только все элементы выполняются без ножниц, пальчиками. При этом развивается мелкая моторика рук.

«Квиллинг» (бумагокручение). Длинные и узкие полоски бумаги скручиваются в спиральки с помощью зубочистки (или подобного предмета). Форму спиральки видоизменяют до необходимой, таким образом, получаются детали разных форм, из которых и составляются композиции, которую склеивают на клей ПВА.

«Аппликация из природного и подручного материала» (листьев, семян, веточек, круп и макарон и т.д. Этот вид аппликации очень разнообразен в выборе материалов. Аппликация может являться единственным содержанием картины или быть ее частью, фоном.

«Коллаж». Для этого мы берём иллюстрации с предметами декоративно-прикладного искусства. На уроке ребята сами вырезают необходимые им предметы и при помощи клея создают коллаж на любую тему. Такие коллажи могут в последствии служить прекрасным наглядным материалом.

«Лоскутный коллаж». Текстильный коллаж строится на переработке техники и тематики лоскутного шитья (пэчворка), отличие в том, что детали не сшиваются, а раскладываются и приклеиваются на основу или фон. Необходимо вырезать из ткани нужные элементы, желательно с подходящими фактурами и цветами и приклеить на картонную основу.

Техники пластилиновой живописи:

«Нанесение пластилина на картон». Пластилин наносился на картон, используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.

«Нанесение рисунка на пластилин». На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

Общим для нетрадиционных техник является возможность учителя познакомить детей с разнообразием художественных материалов и приемами работы с ними, создать условия, где учащиеся должны самостоятельно мыслить, выразить свои чувства, переживания, эмоции, настроения. Существующие нетрадиционные техники не только тренируют руки, мышление и воображение, но и могут служить для выплеска и снятия эмоционального напряжения, тревожности.

Но главным для всех нетрадиционных техник является то, что в них нет эталона, а значит, у ребенка просто не может получиться хуже, чем у других – у каждого получится что-то свое. Ведь, переживание успеха в особенно важно для детей, оно дает уверенность в свои силы и возможности.

Учитель изобразительного искусства,

технологии и черчения

Корсаковской средней школы

Воронина Татьяна Ивановна

infourok.ru

Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Новолялинского городского округа «Детский сад №15 «Берёзка»

Педагогический опыт работы

Тема: «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

Выполнила:

Чешук Марина Петровна,

воспитатель 1 кв. категории

п.Лобва

2013

Рисуют дети

Рисуют дети на стекле,

Рисуют дети на асфальте,

Возводят город на песке, -

Такого нет ещё на карте.

В руках мелки, карандаши…

Детишки – маленькие маги.

Но столько вложено души

В их мир прекрасный на бумаге!

(Т.Щербачёва)

Тема: «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразней детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Потребность рисовать заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его. Актуальность работы заключается в следующем:

Наиболее благоприятной для развития творческих способностей дошкольника является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования. С их помощью можно развивать у детей интеллект, умение мыслить, а также побуждать к творческой активности.

И как говорят психологи : «Рисунок для ребёнка является не искусством, а речью». Рисование даёт возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования отступают запреты и ограничения. В этот момент ребёнок абсолютно свободен.

Я считаю, что методы нетрадиционного рисования – это возможность для самовыражения детской личности. Они помогают преодолеть боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Цель моей работы: развивать творческие способности детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.

В своей работе ставила следующие задачи:

  • Научить детей использовать многообразие нетрадиционных техник рисования, аппликации в своём творчестве.

  • Развивать творческие способности детей, фантазию, воображение.

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук. Обогащать сенсорные впечатления на уровне ощущений и восприятия цвета.

  • Формировать эстетический вкус детей.

  • Пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру; воспитывать умение работать в коллективе дружно, с удовольствием.

Опыт моей работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, с использованием оригинальных техник позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.

Каждому ребенку очень интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать: какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительнее.

В процессе работы я шаг за шагом от простого к сложному учила детей использовать нетрадиционные способы изображения в своих рисунках.

Для каждой возрастной группы я использовала в работе следующие виды нетрадиционных техник:

палочками), пальчиковая живопись, рисование ладошками, оттиск, печатание, объёмная аппликация;

акварель, свеча и акварель), кляксография, печатание листьями, рисование песком;

  • старшая группа: печать по трафарету, монотипия, граттаж,

кляксография;

  • подготовительная группа: цветной граттаж, пластилинография,

рисование мыльными пузырями.

Пальчиковая живопись

Формирование всесторонне развитой личности начинается с младенчества и свою углублённую работу я начала с детьми раннего возраста. Мы учились рисовать пальчиками, что для самых маленьких удобнее всего. Малышу гораздо легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки.

Пальчиковая живопись развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи. Центр, отвечающий за движение, расположен в коре головного мозга совсем рядом с речевым центром, и когда начинает работать первый он заставляет трудиться и второй.

Рисовали и ладошками, каждый раз убеждаясь, что они волшебные, необыкновенные. Создавали рисунки: «Грибы на пеньке», «Петушок», «Лебедь», «Осьминог», «Синичка», «Рыбка». Рисование пальчиками и ладошками - это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определённые точки, которые связаны со всеми органами в целом. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения организма в целом.

От рисования и пальчиковых игр малыши получали много положительных эмоций, развивалась мелкая моторика пальцев, что очень важно в раннем возрасте, так как сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития.

Как сказал Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Значит слабую руку дошкольника необходимо развивать.

Могу отметить, что игровая организация деятельности детей повысила речевую активность детей. Дети узнавали знакомые образы в рисунках, называли их, проговаривали потешки и стихи. Очень много рисовали пальчиками в младших группах: «Муравейник», «Рябина для снегиря», «Подсолнухи», «Поляна цветов», создавая коллективные работы, и даже книгу «Рисую сам». hello_html_m4d7402ac.jpg

"Подсолнухи"C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фотографии\сканирование0008.jpg

"Лебедь"

Работа с бумагой. Аппликация

Традиционно считается, что аппликация – это кропотливое и сложное занятие для умелых и аккуратных детей старшего дошкольного возраста. Однако такое заблуждение лишает малышей новых возможностей творчества.

При обучении детей двух и трёх лет технике аппликации я использовала простейшие приёмы работы: сминание, разрывание бумаги, наклеивание готовых форм. Такими приёмами выполнили следующие коллективные работы: «Льдины на реке», «Осенняя берёза», «Арбузик», «Кисть рябины», «Овощи в корзине», «Весёлый снеговик», «Барашек», «Рябина для снегиря».

"Корзина с овощами"

"Кисть рябины"

"Арбузик - девочка"

"Весёлый снеговик"

hello_html_m3d574612.jpgC:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фотографии\100_2155.jpghello_html_m13280af5.jpgC:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фотографии\100_2151.jpg

"Кисть рябины"

«Прижми и отпечатай»

Рисование это не только одна из радостей детей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребёнка. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают.

Оказывается, рисовать можно спичечным коробком, катушкой, мелкими игрушками, мятой бумагой. Это всё, как штампик - нужно опустить в краску и прижать к бумаге. Таким способом создавали необычные коллективные работы: «Цветы на поляне», «Теремок», «Маки», «Букет в вазе». Смешными и очень кудрявыми получались «Зайчики», «Барашки». Отпечатывали осенние листья на бумаге и получались новые шедевры: «Портрет осени», «Осенний букет». сканирование0009.jpg

hello_html_m39aef0ee.jpg

"Маки"

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку "Работа с надписями".]

"Теремок"

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку "Работа с надписями".]

hello_html_2e236bc.jpg

"Портрет осени"

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фотографии\100_2156.jpgC:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фотографии\100_2154.jpg

Рисование ватными палочками

Очень интересными получаются рисунки из точек. В своей работе я использовала особую технику рисования, когда изображение состоит из множества маленьких точек и приобретает мозаичный вид. С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы, удивительно красочными получаются «Рыбки в аквариуме».hello_html_m16d569f3.jpg

"Сирень"

"Веточка мимозы"

hello_html_54343c9d.jpg

"Аквариум"

hello_html_32e38096.jpg

Рисование свечой, мыльными пузырями, восковыми мелками

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достижением таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна, как взрослому, так и ребёнку. Именно поэтому эти методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражения в целом.

Вместе с детьми рисовали свечой и восковыми мелками «Зимние узоры на окне», «Снеговик».

Научились рисовать мыльными пузырями и сами удивлялись результату – красивым розам. Дети испытали незабываемые положительные эмоции от самого процесса рисования. Результат был очень эффективный – сюрпризность и удивление. Дети становились маленькими волшебниками. hello_html_m2f86d6e5.jpgC:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фотографии\100_2143.jpg

"Снеговик"

"Зимние узоры на окне"

C:\Users\deadj\Pictures\Мои сканированные изображения\сканирование0042.jpgC:\Users\deadj\Desktop\Новая папка (2)\DSC03276.JPGC:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фотографии\сканирование0007.jpg

"Розы для мамы"

Монотипия

Детские работы поражают своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия. Дети очень любят рисовать бабочек и, чтобы они получались всегда красивыми и необычными, мы использовали технику рисования «Монотипия». Название произошло от греческих слов «монос» - один и «типос» - отпечаток. Рисуем на одной стороне листа, затем сгибаем лист и отпечатываем на другой стороне. Получается очень красивое, зеркальное отражение бабочек, осенних листьев, цветов.hello_html_3955a58b.jpghello_html_m59d28e04.jpg

"Бабочка"

"Букет"

Техника рисования «тычком»

Метод «тычка» увлекательный способ рисования, который любят дети. При таком рисовании нужна жёсткая щетинная кисточка и густая гуашь. При нанесении тычка, кисточка находится в вертикальном положении, ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка. Чем меньше краски на кисточке, тем пушистее точка.

«Кисточка пошла тычком,

Застучала каблучком».

В процессе закрашивания «тычками» рисунки получаются объёмными и живыми за счёт многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри его. Таким способом очень здорово получались животные и кроны деревьев.

Рисовали на темы: «Выставка котов», «Зайцы на поляне», «Семья ежей»,

« Мишка косолапый», «Летние берёзки», «Осенний пейзаж», «Зимний лес».hello_html_2e8d7a2.jpg

"Выставка котов"hello_html_3b2ef484.jpg

hello_html_3ca7bcf2.jpg

"Зимний лес"

hello_html_m5a706033.jpg

"Берёзки"

Техника «Граттаж»

Техника рисования – «Граттаж», от французского «гратте» - царапать. Рисунок выполняется процарапыванием острой палочкой по покрытой свечой и тушью поверхности. Эта техника популярна у детей т.к. у нее большие художественно-выразительные возможности: проступающий на темном фоне светлый мерцающий подмалевок, который придает работам таинственность и сказочность. Техника граттажа позволяет детям легко выполнять колористические и графические задания, а воспитателям в ходе работы создавать необычные игровые ситуации.

Техника граттажа подразумевает три этапа подготовки к нанесению самого рисунка, и всё это дети делали дружно с удовольствием:

1 этап - граттажный подмалевок.

2этап - закрепление подмалевка. Создание прозрачного водоотталкивающего слоя. Дети сами натирают рисунок свечой.

3 этап - рисунок покрывают однородным слоем гуаши.

4 этап - соскабливание поверхностного слоя гуаши острой деревянной или пластмассовой палочкой. Ребенок убирает все лишнее – создает графический образ. Созданный на 1 этапе подмалевок «расцвечивает» его линейный рисунок, проступая через процарапанные следы соединяя в одно целое графическое и цветовое начала.

Рисовали на темы: «Полёт в космос», по сказке «Серебряное копытце», «Подводный мир», «Деревья в инее», «Новогодняя ночь».

Такое рисование вызвало много положительных эмоций. Дети проявляли своё воображение, собственную фантазию.

C:\Users\deadj\Desktop\Новая папка (2)\DSC03263.JPG

C:\Users\deadj\Desktop\Новая папка (2)\DSC03135.JPG

hello_html_39a01e7a.jpg

"Новогодняя ночь"

Рисование песком

В одном мгновении видеть вечность, огромный мир - в зерне песка, единой горсти - бесконечность и небо - в чашечке цветка. Уильям Блейк

Особый интерес у детей вызывает такая техника, как рисование песком. И это не случайно. Податливость песка и его природная магия завораживают. С самого раннего детства, играя в песочнице или на берегу реки, дети непроизвольно пытаются рисовать руками или ладонью.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.

В процессе работы с песком у детей повышается тактильная

"Верблюд"

"Колобок"

чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, сыпучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления. Дети рисовали песком на темы: «Домик в лесу», «Колобок», «Верблюд в пустыне», «Аквариум» и многое другое. hello_html_m61e0162e.jpg hello_html_m6c6080b5.jpg

Пластилинография

«Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, животные, обитатели подводного царства. Все поделки получаются разными, красивыми, интересными.

Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин. Обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность, закрепляю у детей знания по цветовосприятию, развиваю эстетический вкус.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.

У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (бусинки, яичную скорлупу) и природный (шишки, ракушки, семена) материалы.

Особенно детям понравились темы: «Ежи на поляне», «Цветы в корзине», «Овощи и фрукты», «Бабочки».

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фотографии\сканирование0015.jpg

Вывод

Все мы знаем, что рисование – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Работая с детьми по данной теме, я пришла к выводу, что ребёнку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творческих способностей, проявлению самостоятельности, инициативы, выражении индивидуальности, а также – это незабываемые положительные эмоции. C:\Users\deadj\Desktop\Новая папка (2)\DSC03336.JPG

infourok.ru

"Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования"

Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребёнка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

1.Во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

2.Во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

3.В-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

На подготовительном этапе, при планировании работы,  учитывается, что интересы у детей разные. Есть дети пассивные, неуверенные, часто отвлекающиеся - в их рисунках сюжеты примитивные, неяркие цвета, несмелые линии. А есть дети, которые любознательны, стараются выполнить работу самостоятельно. Поэтому невозможно добиться хороших и одинаковых результатов от всех детей сразу.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Доступность использования нетрадиционных техник определяются возрастными особенностями дошкольников.

В работе с детьми можно использовать  следующие нетрадиционные техники:

"Рисование пальчиками".

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

"Рисование ладошкой".

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

"Оттиск печатками из пробки или ластика ".

Возраст: от трёх лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которой вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

"Восковые мелки или свеча + акварель".

Возраст: от четырёх лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисть.

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся не закрашенным.

"Печать по трафарету".

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона ( в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.

"Кляксография обычная".

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

"Кляксография с трубочкой".

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка для сока.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно(капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

"Тычок  жёсткой полусухой кистью".

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Просмотр содержимого документа «"Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования" »

Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных приемов рисования.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребёнка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

1.во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

2.во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

3.в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

На подготовительном этапе, при планировании работы, учитывается, что интересы у детей разные. Есть дети пассивные, неуверенные, часто отвлекающиеся - в их рисунках сюжеты примитивные, неяркие цвета, несмелые линии. А есть дети, которые любознательны, стараются выполнить работу самостоятельно. Поэтому невозможно добиться хороших и одинаковых результатов от всех детей сразу.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Доступность использования нетрадиционных техник определяются возрастными особенностями дошкольников.

В работе с детьми можно использовать следующие нетрадиционные техники:

"Рисование пальчиками".

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

"Рисование ладошкой".

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

"Оттиск печатками из пробки или ластика ".

Возраст: от трёх лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которой вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

"Восковые мелки или свеча + акварель".

Возраст: от четырёх лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисть.

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся не закрашенным.

"Печать по трафарету".

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона ( в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.

"Кляксография обычная".

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

"Кляксография с трубочкой".

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка для сока.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно(капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

"Тычок жёсткой полусухой кистью".

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

kopilkaurokov.ru

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные методы рисования.

Введение

«Занятие рисованием способствует

разностороннему развитию личности ребенка».

                                                        Аристотель

 

Актуальность моей работы определяется тем, что развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

 

 

 

Цель — сформировать творческие способности детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельнос­ти, путём использования  методов нетрадиционного рисования.

 

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) выявить основные подходы к решению проблемы формирования творческих способностей детей на основе анализа отечественной и зару­бежной литературы;

2) использовать методы нетрадиционного рисования в формировании творческих способностей детей стар­шего дошкольного возраста;

3) разработать методические рекомендации по формированию твор­ческих способностей детей через нетрадиционные методы рисования для педагогов и родителей.

 

Методы: анализ психолого-педагогической, методической, и другой научной литературы, наблюдение продуктивности детской деятельности

 

 

 

 

 

Старший дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.

 Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.

Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Избранный мною путь -  обучение детей посредством нетрадиционного рисования, имеет большое значение для их гармоничного развития.  Он способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствует воспитанию художественного вкуса у детей.

Детей старшего дошкольного возраста можно знакомить с такими методами рисования как Рисование солью.

Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить.

Рисование мыльными пузырями.

Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

Цветные ниточки.

Взять нитки длинной 25 – 30 см, окрасить их в разные цвета, выложить, как захочется на одной стороне сложенного пополам листа, концы ниток вывести наружу, сложить пополам, приложить их друг к другу, разгладить, не убирая ладони, выдернуть нитки одну за другой.

Монотипия.

симметричное сложение листа пополам.  Например можно изобразить отражение дерева в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – например жёлтым цветом (небо), а нижнюю – голубым (вода). Просушив лист, наносим карандашом рисунок дерева, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение дерева в воде.

Рисованием методом тычка.

Для этого достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку или скрученный в трубочку лист бумаги, опустить в краску и точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком.

 

 

С удивлением и восторгом дети воспринимают такой метод, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.

 

Осенью, гуляя с детьми в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Используя метод печати листьями, можно создать целые картины – букеты из листьев, деревья, насекомых и животных и т.д.

Эта метод исполнения хорош своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.

 

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы, такие как кляксография, и раздувание краски когда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов. А если подуть из трубочки от сока,  то  у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». 

 

Рисование мятой бумагой. Таким способом, например можно нарисовать стволы деревьев, траву, цветы и т.д. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, осторожно примакивая нарисовать крону деревьев или травку.

 

 

 

 

 

Результат

  В настоящее время мои предшкольники  владеют многими нетрадиционными методами рисования, создают новое и оригинальное, проявляют творчество и  фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения, у детей возрос интерес к окружающему миру.   И это не могло не сказаться на результатах работы -  детские рисунки стали более оригинальными, интересными, разнообразными.

Результат такой работы радует и детей и меня. Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные  методы рисования открывают возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

 

Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему рисования.

Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.

Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Забрамная С.Д. Развитие ребенка в ваших руках. – М., 2000. – 189 с.

Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста.//Нетрадиционные техники.  – М. Творческий центр, 2006. –  187с.

Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю.,

Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981. – 154 с.

Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста./Под ред. Р.Г.Казаковой. - М.:ТЦ "Сфера", 2004. – 203с.

Речицкая Е.Г., Сошина В.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М., 2000. – 250 с.

http://kidsmoy.su/index/netradicionnye_tekhniki_risovanija/0-44 нетрадиционные методы рисования в детском саду.

http://festival.1september.ru/articles/313479/    Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания

Фукалова Надежда Николаевна

 

http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia32.htm   Методы и приемы нетрадиционного рисования

infourok.ru


Смотрите также