Дошкольник.РФ. Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования


Проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».

Проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».Проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».

Автор: Воспитатель высшей квалификационной категории Милованкина Наталья Васильевна.

Актуальность выбора темы

В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

 

Скачать конспект

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – "своих", искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. Проанализировав рисунки дошкольников пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Использование нетрадиционных способов рисования вызывает у детей обилие положительных эмоций; даёт возможность использования в качестве изобразительных материалов часто неожиданных предметов, удивляя малышей оригинальностью и непредсказуемостью. Знания, умения, педагогический такт дают возможность ребёнку сотворить собственную картину мира, а нетрадиционные методы рисования сделать рисунок красивым, понятным, привлекают его и заинтересовывают.

Идея педагогического опыта– развитие творческих способностей, каждого ребенка средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа.

Чтобы выявить и реализовать возможности детей, я разработала проект на тему «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования». Разработанный мною проект составлен в соответствии с условиями ФГОС дошкольного образования, а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного возраста.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.

Цель проекта:

Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

Развивающие:

  • Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

-Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Оздоровительные:

-Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровьесберегающие технологий, благотворно влиять с помощью нетрадиционной технике рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.

Тип проекта: творческий.

По содержанию: детское творчество.

По составу участников: дети старшей группы.

Сроки реализации: 1 год.

Основные принципы развития детского творчества:

  • Принцип поэтапности (от простого к сложному)
  • Принцип динамичности (техника понятна и освоена в совершенстве)
  • Принцип сравнений (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов)
  • Принцип выбора (творческое взаимодействие взрослого и ребёнка)

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  2. Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  3. Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  4. Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  5. Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Основное содержание и методы реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

  1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
  2. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), нахождение и установление эффективных связей с родителями.
  3. этап.
  4. Выявление уровня художественных способностей в изобразительном творчестве детей:
  • экспериментирование с разными художественными и изобразительными материалами при решении творческих задач;
  • умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа;
  • умение пользоваться различным оборудованием и инструментами;
  • самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различными предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий;

2. Развитие художественного вкуса.

3. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

4. Изучение творческого потенциала воспитателей, анкетирование родителей.

5. Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного проекта.

6. Разработка рабочей программы «Волшебный мир красок» по развитию художественного творчества на основе пособий Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

7. Разработка цикла занятий с детьми и воспитателями в рамках проекта.

8. Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок.

9. Составление дидактических игр и упражнений на развитие творческого воображения, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов изобразительной деятельности: лепка, рисование, нетрадиционные техники.

10. Организация работы по реализации проекта.

2 этап.

  1. Совместная художественная деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков.
  2. Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей.
  3. Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ семейного творчества в детском саду.

Реализация проекта.

1. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

С этой целью в детском саду была создана изостудия для организации занятий по изобразительной деятельности. В студии собраны высокохудожественные образцы народно – прикладного искусства, картины русских и зарубежных художников, магнитофон, атрибуты к играм, дидактические игры, книги и методические пособия, скульптуры. Специальное оборудование и мебель: имеются мольберты, столы можно расставлять по-разному, в зависимости от темы и формы проведения занятия.

Для рисования имеются необходимые разнообразные художественные материалы, от качества которых в известной мере зависят результаты обучения детей.

Необходимые изобразительные материалы:

Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, пластилин, свечи восковые, ватные палочки, кисточки разных размеров, клеевые щетки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, природный материал, копировальная бумага различных цветов, остатки шерстяных или полушерстяных ниток, сюжетные открытки, клей, бумага цветная, картон, красивой формы гладкие камушки, ракушки, трубочки от коктейля, колпачки, растительный материал, поролон.

2. Реализация проекта через внедрение программы кружка по изобразительной деятельности «Волшебный мир красок».

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 5-6 лет средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

  1. Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой: рисование пальчиками, ладошкой, размывание краски пальцем, тычкованием, оттиска печатками, свечой, монотипией, кляксографией, граттаж, набрызг, ниткографией и др.).
  2. Учить комбинировать ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Учить использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, нити, сухие листья, мятую бумагу, поролон.
  3. Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов.
  4. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать умение выбирать самостоятельно технику.
  5. Развивать познавательные и творческие способности детей.

Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования с детьми 5-6 лет.

1. Печать от руки

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

2. Использование печатки

Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

3. Рисование пёрышком

Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются

4. Рисование пальцем.

Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

5. Монотипия.

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

6. Рисование по трафарету тампоном.

Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

7. Рисование методом тычка.

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.

8. Кляксография.

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.

9. Набрызг.

Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

10. Граттаж.

Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.

11. Рисование мыльными пузырями.

Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикоснуться к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

12. Рисование мятой бумагой.

Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.

13. Ниткография.

Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

14. «Пластилинография.» Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Проанализировав и отобрав для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку дошкольнику, разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

Творческий проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».

Творческий проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».Творческий проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».

Автор проекта: Климина Оксана Владимировна Должность: воспитатель г. Кириши 2017 год Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 оздоровительной направленности»

  • Вид проекта: творческий
  • Участники проекта: дети средней группы, родители и воспитатели
  • Продолжительность проекта: долгосрочный
  • Начало проекта: сентябрь 201
  • Конец проекта: май 201
  • Целевая группа: воспитанники средней группы

Актуальность проекта

 

Скачать конспект

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора

Цель проекта: Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
  • Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

Развивающие:

  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
  • Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Ожидаемый результат:

Для детей:

  • формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

Для родителей:

  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Для педагогов:

  • Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

  1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
  2. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), нахождение и установление эффективных связей с родителями.
  3. Социологический опрос родителей.
  4. Выявление уровня художественных способностей в изобразительном творчестве детей:
  • экспериментирование с разными художественными и изобразительными материалами при решении творческих задач;
  • умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа;
  • умение пользоваться различным оборудованием и инструментами;
  • самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различными предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий;

Основной этап.

  1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей.
  2. Формирование навыков художественной деятельности детей 4-5 летнего возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

Заключительный этап.

  1. Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами
  2. Итоговое мероприятие: Выставка детских рисунков «Вернисаж»
  3. Презентация проекта «Юные художники»
  4. Совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.

Предметно-развивающая среда:

  • акварельные краски, гуашь
  • восковые и масляные мелки, свечи
  • ватные палочки
  • поролоновые печатки
  • коктельные трубочки
  • салфетки
  • непроливайки
  • подставки под кисть, кисти разного размера
  • палитра
  • зубные щетки

Реализация проекта.

Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

С этой целью в группе детского сада был создан уголок для организации занятий по изобразительной деятельности. Для рисования имеются необходимые разнообразные художественные материалы, от качества которых в известной мере зависят результаты обучения детей.

Необходимые изобразительные материалы:

Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, пластилин, свечи восковые, ватные палочки, кисточки разных размеров, клеевые щетки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, природный материал, копировальная бумага различных цветов, остатки шерстяных или полушерстяных ниток, сюжетные открытки, клей, бумага цветная, картон, красивой формы гладкие камушки, ракушки, трубочки от коктейля, колпачки, растительный материал, поролон.

Содержание работы

При рисовании пальчиками ребенок сначала опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На пальчик набирается краска. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения.

В старшей группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться жираф, птица, кошка, петушок, слоненок.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.

Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки – определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру.

Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.

Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" — эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Набрызг является достаточно сложной техникой является. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок.

Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

Монотипия может использоваться для изображения животных. Первый способ – симметричное сложение листа пополам. На листе можно изобразить отражение медвежонка в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – жёлтым цветом (небо), а нижнюю – голубым (вода). Просушив лист, наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде. Второй способ – на пластмассовую доску наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предметов– фигурки птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск.

Рисование штрихом позволяет сосредоточиться на форме, строении животных, их движений. При помощи штриха можно рассказать о характере животного, передать его колючесть или мягкость, доброту или агрессивность, выразить личное отношение к животному. Штриховка замечательно подходит для изображения ежей, дикобразов.

Техника «рисование нитками» (ниткография). Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить. Так же можно нитку обмакнуть в краске, положить ее на одну половину листа (хаотично), затем второй половиной накрыть ее, т.е. свернуть лист пополам и осторожно вытащить оттуда нитку. Затем лист раскрываем и дорисовываем полученное изображение.

Рисование с секретом в три пары рук.

Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок — и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

Скатывание бумаги.

Ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск смятой бумагой.

Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Точечный рисунок.

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Отпечатки листьев. Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Поролоновые рисунки. Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, на помощь может прийти поролон. Советую сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты — сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Загадочные рисунки. Рисуем ребром картона

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 — 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Рисование мелками.

Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни — вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.

Метод волшебного рисунка.

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой — рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

Разрисовка маленьких камешков.

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой — под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска — и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

Рисование на мокрой бумаге.

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой — рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

Из опыта работы "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"

Развитие творческих способностей детей  дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив своё отношение к действительности на листе бумаги. Одной из наиболее ярких характеристик  в восприятии ребёнка окружающего мира является цвет.

Цвет дети выделяют сразу. Он яркий, с ним можно играть, связывать с настроением. Постепенно усложняя задания, в занятия включаются изобразительные термины, которые специально не заучиваются ребёнком, а обыгрываются. Дети узнают, что такое тёплые и холодные цвета, светотень, яркие и прозрачные цвета, цветовые пятна, цветовая гамма. Всё это помогает ребёнку спланировать и высказать свои суждения в отношении творческой работы.

Творчество должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками ребёнок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать фантазировать. Рисование для него радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ребёнком новые возможности изобразительной деятельности.

Нетрадиционные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие способности ребёнка. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается, главное, чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Каждое занятие удивляет детей новизной и неожиданным решением. Таким образом, происходит постепенное знакомство детей с разнообразной техникой рисования: оттиск пробкой, оттиск печатками из картофеля, оттиск поролоном, пенопластом, восковыми мелками по картону, кляксография, монотипия и т.д. Творчество требует  от ребёнка координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на его психику, а значит и на физическое здоровье. Необходимо развивать и укреплять в каждом ребёнке качества творца, художника, которые пригодятся ему на жизненном поприще. Художник в широком смысле слова – это тот, кто умеет думать, наблюдать, сравнивать, фантазировать, мечтать, кому открыта красота окружающего мира, гармония, совершенство природы и искусства.

3

Задачи нетрадиционных методов

и приёмов изобразительной деятельности:

 

  • Повысить эффективность художественно – эстетического воспитания;
  • Пробудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в рисунке;
  • Воспитывать в детях любовь к родине, природе;
  • Учить передавать образы окружающего мира, давать знания о них;
  • Учить видеть красоту, развивать и укреплять в каждом ребёнке качества творца, художника.

 

Виды нетрадиционной техники рисования

 

«Пальчики – палитра»

Рисовать можно не только кистью, карандашом, но и поролоном, ватой, тканью (полоской или свёрнутой в трубочку). Хорошо использовать «пальцевую» живопись – краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки, в плоские баночки ставится вода. Правило – каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые в баночке пальцы тут же вытираются салфеткой.

 

«Печать от руки»

Обмакнём всю ладонь или её часть в краску и оставим от неё на бумаге отпечаток, а можно и «раскрасить» ладонь в разные цвета. Что получится? Краску не только видим, но и чувствуем. К отпечатку ладони можно прибавить отпечаток одного или двух пальцев в разных комбинациях. Сначала робко, а затем всё смелей и смелей…

 

«Печатка»

Эта техника позволит многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатка разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д. печатки можно изготовить и самим: надо взять ластик, нарисовать на торце, задуманный рисунок и срезать лишнее. Теперь прижимаем её к подушечке  с краской, а затем к листу бумаги. Получится ровный и чёткий отпечаток.

«Рисование на сырой бумаге»

Лист бумаги смачивается чистой водой, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали, необходимо подождать пока рисунок высохнет, или набрать на кисть густую краску. Начинать эту технику рекомендуется уже в младшей группе.

 

«Цветные ниточки»

Нужны нитки длиной 25 – 30 см. окрасьте их в разные цвета, вложите, как захочется на одну сторону сложенного пополам листа, прижмите их друг к другу и разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдёргивайте одну нитку за другой. Разверните лист.

 

«Граттаж»

Это рисование на восковой прокладке с процарапыванием. Нанесём цветной фон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон полностью затрём воском, парафином или простой свечёй. Нальём в розетку черной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно их перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. «Холст» готов.

Затем возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок. Эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребёнка достаточно развиты глазомер и координация движений.

 

 

«Рисование по мятой бумаге»

Эта техника интересна тем, что в местах сгиба бумаги, там, где нарушается её структура, краска при закрашивании делается более интенсивной, тёмной, это называется эффектом мозаики.

Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте.

 

«Рисование восковыми мелками или свечёй»

Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечёй. Берём кисть или тампон с краской, ведём по листу – на цветном фоне появляется рисунок.

 

«Тампонирование»

Сделаем тампон из марли или поролона. Штемпельная подушечка послужит палитрой. Наберём краски, и прикосновениями к бумаге будем рисовать, что – нибудь пушистое, мягкое, воздушное, прозрачное.

 

«Трафарет»

Сначала вырежем трафарет. Кто, какой хочет! Затем, прижав его пальцем к листу бумаги, обведём его тонкими частыми, лёгкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимаем трафарет … чудо!  Чёткий и ясный он остался на бумаге. Всё то же самое можно повторить на листе бумаги другим цветом и в другом месте.

 

«Набрызг»

Непростая техника. Её суть в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду нам заменит зубная щётка и стека. Зубной щёткой в левой руке, наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Со временем капли будут меньше, станут ровнее ложиться и туда куда нужно. Лучше осваивать эту технику летом на прогулке.

 

 

 

«Монотипия»

Краска наносится на целлофан или кусочек стекла, затем прикладывается к бумаге, на которой наносится изображение и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Разновидность – лист бумаги складывается пополам, краска наносится только на одну сторону бумаги, потом лист складывается и изображение получается как бы зеркальным. Использовать можно как одну краску, так и несколько.

 

  

 

«Кляксография»

    Поставим большую и яркую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на кляксу. Побежала она в верх, оставляя за собой след. Повернём лист и снова подуем. А можно сделать ещё одну кляксу, но другого цвета, пусть встретятся. На что похожи эти следы? Игры с кляксами помогают развить координацию, силу движений, фантазию и воображение.

 

  «Точечный рисунок»

    Весь рисунок состоит из отдельных точек. Наносится кончиком кисти, пальцами. Точки могут быть разного размера.

 

  «Рисование с помощью копировальной бумаги»

    На белый лист бумаги накладывается копировальная бумага. рисунок наносится поверх копирки пальцем, ногтем, палочкой. Затем копировальная бумага снимается, остаётся графический рисунок. Можно использовать бумагу разных цветов.

 

   «Коллаж»

    Это использование нескольких нетрадиционных техник рисования, аппликации, лепки в одной работе.

 

 

 

4

 

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

 

Тема «Свитер для моих друзей»

 

Нетрадиционная техника: рисование пальчиками.

Цель: знакомить с техникой рисования пальчиками; Развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.

Оборудование: две куклы - мальчик и девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с разными узорами.

Ход занятия:

Разыгрывается ситуация: в гости к детям приходят куклы мальчик и девочка. Они рассказывают о том, что в магазине одежды продают свитера совсем не интересные, без рисунка, а им бы хотелось носить яркие, разноцветные.

Педагог предлагает детям помочь мальчику и девочке украсить свитера для друзей. Показывая на двух-трёх образцах возможные чередования цвета при рисовании пальчиками, отмечает наиболее яркие варианты. При показе у детей уточняются названия тех или иных цветов. В процессе деятельности корректируются нажим и количество набираемой краски.

В конце занятия детские работы рассматриваются вместе с куклами. Мальчик и девочка благодарят за красивые свитера.

 

Тема «Встреча с колобком»

Нетрадиционная техника:

Цель: развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике; учить обрывать бумагу разной жёсткости.

Оборудование: иллюстрации к русской народной сказке «Колобок», эскизы с изображением радостного и грустного Колобка, жёлтая двухсторонняя бумага, жёлтые салфетки, клей ПВА или крахмальный клейстер, ватманский лист с изображением тропинки, по которой катится Колобок, подносы, вырезанные из бумаги глаза, рот и нос для Колобка.

Ход занятия:

Педагог рассказывает сказку «Колобок», но предлагает изменить концовку так, чтоб Колобок убежал и от Лисы. Затем готовится бумажное «тесто» для Колобка путём обрывания бумаги и салфеток. Воспитатель напоминает, что нужно обрывать мелкие кусочки. Подготовленное «тесто»

каждый ребёнок высыпает из своего подноса на заранее нарисованный клеем круг. Получился один большой Колобок. Задаётся вопрос, чего же ему не хватает. Воспитатель показывает весёлого и грустного Колобка. Дети определяют, какой будет их Колобок и почему. Наклеивают недостающие детали лица.

Занятие заканчивается рассматриванием весёлого Колобка. Подчёркивается, что «тесто» готовили все вместе.

 

 

 

 

 

 

nsportal.ru


Смотрите также