Конспект урока ИЗО. " Осенний дождь". Рисование 3 класс осенний дождь


" Осенний дождь". - изо, уроки

Тема: Осенний дождь.

Цель:

-познакомить учащихся с природной красотой дождя;

-дать представление о многообразии форм изображения дождя живописцами. Юрия Пименова и Франса Мазереля;

- познакомить с техникой рисования «монотипия»;

- усовершенствовать умения работать акварельными красками;

-развивать внимание, наблюдательность, образное мышление, воображение, зрительную память;

- воспитывать уважение к произведениям искусства, любовь к природе, эстетические чувства.

- стимулировать творческий потенциал учащихся.

Оборудование:

репродукции картин, технологическая карта, материалы для демонстрации техники выполнения, акварельные краски, альбом, файлы, кисточки, вода,

стаканчики для воды, простой карандаш, ластик, салфетки для рук.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

II Вступительное слово учителя.

Осенний этюд

Барабанит дождь по крышам,

На этюды Осень вышла.

Здесь мазок и там мазок-

Зажелтел вдали лесок.

И стоят кругом рябинки

В Ярко-красных пелеринках.

Пруд, как блюдце, был простой-

Стал с каёмкой золотой.

Дождь стучит, стучит по крышам,

А художница всё пишет.

Пишет, пишет много лет

Осень свой автопортрет.

- О чем это стихотворение?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Что вы можете нам рассказать о данном времени года?

- В чем особенность осени?

- Выступление учеников.

1. Ученик.

Все дождь и дождь. Повсюду лужи,На землю с крыш потоки льют.Что день, то пасмурней и хуже,И от осенней острой стужиНе знаешь, где найти приют.Все дождь и дождь… увяли розы,Цветы озябли, не цветут,И на деревьях только слезы…Еще неделька – и морозыК нам грозно с севера придут. (М. П. Чехов)

2.Ученик.

Поздняя осень. Многие считают это время скучным, грустным и печальным. Наверное, так и есть. Обычно в этот период льют бесконечные дожди, почти не выходит солнце, не поют птицы, дни выглядят серыми, начинает раньше темнеть. Деревья стоят уже совсем голые, листья облетели. Небо нависает низко серыми тучами. Но и поздней осенью бывают очень приятные дни. Вдруг прекращается дождь и немного теплеет, над землей клубится туман. Дышится легко…

-У вас на столах лежат краски, кисточки. Это значит, что вы будете делать на уроке?

- Но прежде, чем приступить к работе нам нужно многое вспомнить, представить, увидеть, пофантазировать.

III Актуализация опорных знаний.

- Какие жанры изобразительного искусства вы знаете? ( Пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетные картинки.)

-Что такое пейзаж?( Пейза́ж — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. )

- А как называют художников, которые пишут пейзажи?

- Какие техники акварели вы знаете? (По – мокрому, сухой кистью, шар за шаром, обратным контуром, монотипия и другие.)

- Какую особенность имеют акварельные краски? ( Прозрачность).

- На какой бумаге лучше рисовать акварельными красками? (Торшон).

- Без чего не работает акварель? ( Без воды).

- На основе чего сделаны акварельные краски? (Мёд).

- Как в живописи называется состояние покоя? ( Статика).

- Как называется состояние движения? ( Динамика).

- Молодцы, отлично справились с заданиями!

IV Работа над темой урока.

Янтарный лист трепещет на ветру. Вновь осень нам условия диктует. Малюет в парках жухлую листву, И лужи дождиком густым рисует.

Осень – удивительное время года, оно дает возможность окунуться в мир ярких красок, наверное, все художники любят осенние дни. Осень дарит нам особенные, ни с чем несравнимые ощущения.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством выдающихся живописцев, которые писали прекрасные картины с осенними пейзажами в дождливый день.

- Юрий Васильевич Пименов родился 26 ноября 1903 года в Москве, в семье помощника присяжного поверенного Ивана Васильевича Пименова и Клавдии Михайловны Пименовой, происходившей из московского купеческого рода Бабаниных.Московское детство... Игры с приятелями в Замоскворечье, школа... Пименов не ладил с математикой, однако отлично рисовал. Это не прошло незамеченным.

( Слайд )

- Рассмотрите репродукции картин Юрия Пименова. (Слайды )

- Какое настроение вызвали у вас эти репродукции?

- Как вы считаете, любил ли художник дождь? (Пасмурное осеннее небо предвещает плохую, дождливую погоду и печальное настроение. Юрий Пименов изобразил ливень цветным. Его картины можно назвать «У природы нет плохой погоды».)

- А теперь, предлагаю рассмотреть работы других художников, которые писали осенний дождь. ( Презентация репродукций с музыкальным сопровождением).

-Какое настроение передали художники в своих произведениях?

- Кто любит осенний дождь, поднимите руку.

- Какое у вас настроение в осенний, дождливый день?

V Физкультминутка.

Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

  • Солнце! (Руки вверх).

VI Подготовка к практической работе.

- Сегодня мы будем использовать прием монотипии. Для этого нам понадобится файл, альбомный лист, файл, краски, кисточки, вода.

Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток). Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Краска наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. Количество красок в монотипии - любое.1этап.  Возьмем файл и на него наносим наш пейзаж. Работать надо достаточно быстро, чтобы краски не успели высохнуть.

2 этап.

Берем чистый лист бумаги формата А 4, хорошо смачиваем его водой с помощью широкой кисти и накладываем на файл. Прижимаем руками и тщательно разглаживаем.Аккуратно поднимаем наш лист, при этом краски перемешиваются самым чудесным образом, образуя очень красивые отпечатки.Можете убедиться, получаются совершенно разные, неповторимые отпечатки.

3этап

Дорисовываем. Подправляем.

-Художники пишут пейзажи , обычно выезжая на природу.

-А мы, так как находимся не на природе, а в классе, поэтому будем рисовать по памяти, представлению.

-Сейчас вы решите, что будете изображать на своей картине, постараетесь передать свою картину.

VII Практическая работа.

-А сейчас, ребята, мы отправляемся в творческую мастерскую, где вы и будете создавать свою картину. (Работают под музыку).

Основная ваша задача показать в своих работах красоту осеннего дождя.

(Слайд

Звучит спокойная музыка. Произвожу контроль за деятельностью учащихся, даю

индивидуальные консультации.

VIII Выставка работ.

-Вы были художниками, а теперь станете зрителями. Рассмотрим ваши работы. Посмотрим, что у вас получилось. ( Демонстрация работ).

–Какой образ осени вы создали?

-Какое настроение вы хотели показать красками?

- Какие работы вам понравились больше всего? В чем, на ваш взгляд, особенности каждой.

- Чья работа особенно выразительно передаёт художественный образ осеннего дождя? (Ответы)

-Благодаря вашему старанию и трудолюбию вы создали неповторимые картины.

IX Итог урока.

-Чем занимались на уроке?

-Что нового было у нас?

-Что вызвало трудности?

-Что понравилось на уроке?

X Рефлексия.

-А на память о сегодняшнем уроке оставьте свои впечатления в виде волшебного дерева.

-Ребята, наше волшебное дерево нужно одеть в осеннюю палитру.

Выберите листочек соответствующий вашему настроению.

Напоминаю, какому настроению соответствует какой цвет:

красный –  восторженное;

оранжевый – радостное, теплое;

желтый – светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий – неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый – тревожное, напряженное.

(Дети выходят к доске и приклеивают свои листики на лист ватмана с изображением

дерева)

- Старайтесь видеть в окружающей нас природе удивительную красоту и вы станете добрее.

-Спасибо за урок. ( Слайд

- Молодцы!

kopilkaurokov.ru

Тема урока. Рисование композиции «Осенний дождь»

Общеобразовательная школа I-III ступеней № 1

Изобразительное искусство.

Тема урока. Рисование композиции «Осенний дождь».

(Фрагменты урока)

Разработка Колычевой Л. М.

г. Славянск

2010г.

Тема. Композиция «Осенний дождь».

Цель:1.Учить детей создавать композиции на темы природы; закрепить умения и навыки получения новых цветовых оттенков, изменение насыщенности, светлоты цвета в передаче состояния природы.

2. Развивать образное восприятие, логическое мышление, пространственное воображение, творческую фантазию.

3.Воспитывать любовь к родной природе, умение видеть прекрасное, развивать интерес к пейзажной живописи.Оборудование: краски, кисти, бумага, палитра.Зрительный ряд: репродукции картин: И. Левитан «Золотая осень», Куинджи, детские рисунки; музыкальные фрагменты А. Вивальди, П. Чайковского, Л. Бетховена, авторские работы учителя.

^ Актуализация опорных знаний.

-Вспомните, какие жанры изобразительного искусства вам известны?

( Разгадывание кроссворда «Жанры изобразительного искусства».

По горизонтали:

1.Жанр изобразительного искусства, изображающий природу.

2.Портрет художника, нарисованный им самим.

По вертикали:

1.Изображение человека или группы людей.

2.Изображение предметов быта, еды, цветов.

Ответы: 1.Пейзаж. 2.Автопортрет.

1.Портрет. 2.Натюрморт.)Объявление темы и задач урока.Изображение природы, городов, архитектурных сооружений, моря называется пейзажем. Он может быть как частью картины, так и самостоятельным жанром.

А вы знаете, что есть две осени? Одна - радостная, пышная. На клумбах еще цветут яркие астры, георгины, блестят в небесной голубизне желтые березы, праздничными в своей красе стоят золотисто-красные клены.

Праздник осени. Колычева Л. М. В дальний путь. Холодная Н. 7 лет

Такая осень изображена на картине «Золотая осень», которую написал Левитан, настоящий певец природы. Постоянно наблюдая за природой, изучая её, художник умело показывает красоту родного края, передает собственные переживания и настроение.

Но вот появляется туча, прячется солнце, и дождь серыми нитками прошивает небо. Меняется все вокруг. Это другая осень- грустная, с тихим плачем мелкого дождя.

Осень. Колычева Л. М. Облака над озером. Колычева Л. М.

Декламирование стихотворения С. Козлова.

Серый дождик затяжной.

Нет, чтоб дождик проливной,

Дождь веселый, озорной,

Или скажем,

Дождь сквозь солнце,

Называется – грибной.

Ну, так нет же!

Всю неделю

Скучной,

Серою стеной

Сеет,

Сеет, как сквозь сито,

Серый дождик затяжной.

Какой бывает дождь?

Веселый, когда вместе с дождем светит солнце. Это грибной летний дождь.

Злой, когда вместе с дождем дует сильный ветер - при грозе.

Противный, занудный, моросящий, когда над нами серое низкое осеннее небо.

Свирепый – в бурю.

Как из ведра, когда с неба льют сильные потоки воды.

Как же перевести словесные образы в зрительные? Разными по характеру и наклону линиями и штрихами (иногда почти точками).

Как правило, дождь в детских работах капает с небес, но до земли не долетает. Дождевые струи рисуются темными по сравнению с небом, что нарушает целостность картинки. Будем учиться создавать художественный образ дождя и дождливой погоды.^ Определите формат листа, проведите линию горизонта. Определите основные элементы. Для создания выразительности художественного образа очень важное значение имеет цвет фона. Деревья, дома можно рисовать по сырой бумаге, учитывая плановость. То, что размещается на втором плане, рисуем меньшим по размеру, более приглушенными и менее выразительными цветами.

Цветом передайте состояние природы. Используйте темные холодные цвета( серые, фиолетовые). Композиторы П. Чайковский, А. Вивальди, тоже любили природу, владели божьим даром глубоко чувствовать и проникать в ее красоту. Вы будете создавать свои композиции, слушая отрывки из их музыкальных произведений.

(Звучат фрагменты концерта А. Вивальди для четырех скрипок с оркестром; «Времена года» П.Чайковского).

Декламирование стихотворения

Вымокли

И луг, и поле,

Сникли

Травы, колоски.

На реке,

В воде по пояс,

Мокнут темные мостки.3. Звучит фрагмент Allegro non molto 3.34 (Времена года соч. 8) А. Вивальди.

Индивидуально детям оказывается помощь в выборе сюжета и способов выражения замысла.

4. Лето. Времена года соч. 8 (Presto) 3.07

5. Осень. Времена года соч. 8 (Allegro) 3.37

6. Лунная соната. Бетховен.

Декламирование стихотворения С. Козлова

Почернел забор, сараи.

В лужах сад и огород.

Только дождь,

Не утихая,

Все идет, идет, идет…

Практическая работа учащихся и прослушивание музыки.

Завершение урока. Подведение итогов, демонстрация работ.

Задание на следующий урок.

uchebilka.ru

Конспект урока ИЗО. " Осенний дождь"

Тема: Осенний дождь.

Цель:

-познакомить учащихся с природной красотой дождя;

-дать представление о многообразии форм изображения дождя живописцами. Юрия Пименова и Франса Мазереля;

- познакомить с техникой рисования «монотипия»;

- усовершенствовать умения работать акварельными красками;

-развивать внимание, наблюдательность, образное мышление, воображение, зрительную память;

- воспитывать уважение к произведениям искусства, любовь к природе, эстетические чувства.

- стимулировать творческий потенциал учащихся.

Оборудование:

репродукции картин, технологическая карта, материалы для демонстрации техники выполнения, акварельные краски, альбом, файлы, кисточки, вода,

стаканчики для воды, простой карандаш, ластик, салфетки для рук.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

II Вступительное слово учителя.

Осенний этюд

Барабанит дождь по крышам,

На этюды Осень вышла.

Здесь мазок и там мазок-

Зажелтел вдали лесок.

И стоят кругом рябинки

В Ярко-красных пелеринках.

Пруд, как блюдце, был простой-

Стал с каёмкой золотой.

Дождь стучит, стучит по крышам,

А художница всё пишет.

Пишет, пишет много лет

Осень свой автопортрет.

- О чем это стихотворение?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Что вы можете нам рассказать о данном времени года?

- В чем особенность осени?

- Выступление учеников.

1. Ученик.

Все дождь и дождь. Повсюду лужи,На землю с крыш потоки льют.Что день, то пасмурней и хуже,И от осенней острой стужиНе знаешь, где найти приют.Все дождь и дождь… увяли розы,Цветы озябли, не цветут,И на деревьях только слезы…Еще неделька – и морозыК нам грозно с севера придут. (М. П. Чехов)

2.Ученик.

Поздняя осень. Многие считают это время скучным, грустным и печальным. Наверное, так и есть. Обычно в этот период льют бесконечные дожди, почти не выходит солнце, не поют птицы, дни выглядят серыми, начинает раньше темнеть. Деревья стоят уже совсем голые, листья облетели. Небо нависает низко серыми тучами. Но и поздней осенью бывают очень приятные дни. Вдруг прекращается дождь и немного теплеет, над землей клубится туман. Дышится легко…

-У вас на столах лежат краски, кисточки. Это значит, что вы будете делать на уроке?

- Но прежде, чем приступить к работе нам нужно многое вспомнить, представить, увидеть, пофантазировать.

III Актуализация опорных знаний.

- Какие жанры изобразительного искусства вы знаете? ( Пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетные картинки.)

-Что такое пейзаж?( Пейза́ж — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. )

- А как называют художников, которые пишут пейзажи?

- Какие техники акварели вы знаете? (По – мокрому, сухой кистью, шар за шаром, обратным контуром, монотипия и другие.)

- Какую особенность имеют акварельные краски? ( Прозрачность).

- На какой бумаге лучше рисовать акварельными красками? (Торшон).

- Без чего не работает акварель? ( Без воды).

- На основе чего сделаны акварельные краски? (Мёд).

- Как в живописи называется состояние покоя? ( Статика).

- Как называется состояние движения? ( Динамика).

- Молодцы, отлично справились с заданиями!

IV Работа над темой урока.

Янтарный лист трепещет на ветру. Вновь осень нам условия диктует. Малюет в парках жухлую листву, И лужи дождиком густым рисует.

Осень – удивительное время года, оно дает возможность окунуться в мир ярких красок, наверное, все художники любят осенние дни. Осень дарит нам особенные, ни с чем несравнимые ощущения.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством выдающихся живописцев, которые писали прекрасные картины с осенними пейзажами в дождливый день.

- Юрий Васильевич Пименов родился 26 ноября 1903 года в Москве, в семье помощника присяжного поверенного Ивана Васильевича Пименова и Клавдии Михайловны Пименовой, происходившей из московского купеческого рода Бабаниных.Московское детство... Игры с приятелями в Замоскворечье, школа... Пименов не ладил с математикой, однако отлично рисовал. Это не прошло незамеченным.

( Слайд )

- Рассмотрите репродукции картин Юрия Пименова. (Слайды )

- Какое настроение вызвали у вас эти репродукции?

- Как вы считаете, любил ли художник дождь? (Пасмурное осеннее небо предвещает плохую, дождливую погоду и печальное настроение. Юрий Пименов изобразил ливень цветным. Его картины можно назвать «У природы нет плохой погоды».)

- А теперь, предлагаю рассмотреть работы других художников, которые писали осенний дождь. ( Презентация репродукций с музыкальным сопровождением).

-Какое настроение передали художники в своих произведениях?

- Кто любит осенний дождь, поднимите руку.

- Какое у вас настроение в осенний, дождливый день?

Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

  • Солнце! (Руки вверх).

VI Подготовка к практической работе.

- Сегодня мы будем использовать прием монотипии. Для этого нам понадобится файл, альбомный лист, файл, краски, кисточки, вода.

Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток). Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Краска наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. Количество красок в монотипии - любое.1этап.  Возьмем файл и на него наносим наш пейзаж. Работать надо достаточно быстро, чтобы краски не успели высохнуть.

2 этап.

Берем чистый лист бумаги формата А 4, хорошо смачиваем его водой с помощью широкой кисти и накладываем на файл. Прижимаем руками и тщательно разглаживаем.Аккуратно поднимаем наш лист, при этом краски перемешиваются самым чудесным образом, образуя очень красивые отпечатки.Можете убедиться, получаются совершенно разные, неповторимые отпечатки.

3этап

Дорисовываем. Подправляем.

-Художники пишут пейзажи , обычно выезжая на природу.

-А мы, так как находимся не на природе, а в классе, поэтому будем рисовать по памяти, представлению.

-Сейчас вы решите, что будете изображать на своей картине, постараетесь передать свою картину.

VII Практическая работа.

-А сейчас, ребята, мы отправляемся в творческую мастерскую, где вы и будете создавать свою картину. (Работают под музыку).

Основная ваша задача показать в своих работах красоту осеннего дождя.

(Слайд

Звучит спокойная музыка. Произвожу контроль за деятельностью учащихся, даю

индивидуальные консультации.

VIII Выставка работ.

-Вы были художниками, а теперь станете зрителями. Рассмотрим ваши работы. Посмотрим, что у вас получилось. ( Демонстрация работ).

–Какой образ осени вы создали?

-Какое настроение вы хотели показать красками?

- Какие работы вам понравились больше всего? В чем, на ваш взгляд, особенности каждой.

- Чья работа особенно выразительно передаёт художественный образ осеннего дождя? (Ответы)

-Благодаря вашему старанию и трудолюбию вы создали неповторимые картины.

IX Итог урока.

-Чем занимались на уроке?

-Что нового было у нас?

-Что вызвало трудности?

-Что понравилось на уроке?

X Рефлексия.

-А на память о сегодняшнем уроке оставьте свои впечатления в виде волшебного дерева.

-Ребята, наше волшебное дерево нужно одеть в осеннюю палитру.

Выберите листочек соответствующий вашему настроению.

Напоминаю, какому настроению соответствует какой цвет:

красный –  восторженное;

оранжевый – радостное, теплое;

желтый – светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий – неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый – тревожное, напряженное.

(Дети выходят к доске и приклеивают свои листики на лист ватмана с изображением

дерева)

- Старайтесь видеть в окружающей нас природе удивительную красоту и вы станете добрее.

-Спасибо за урок. ( Слайд

- Молодцы!

infourok.ru


Смотрите также