Урок изобразительного искусства в 4 классе «Древние соборы». Рисование 4 класс древние соборы


изо соборы

Класс: 4 «б» класс, программа Б.М.Неменского.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель: познакомить учащихся с историей создания древних соборов и дать представление об особенностях архитектуры.

Планируемые результаты: Учащиеся обретают представление об образе древних соборов; Проявляют интерес к архитектуре; Воспринимают эстетический характер традиционного для Руси понимания красоты.

Оборудование: SMART-доска, презентация, альбом, заготовки для работы в технике граттаж (альбом, восковые мелки, кисточки, черная гуашь), зубочистки.

Незнакомые слова: собор, архитектура, купол, арка, свод, граттаж.

Этапы урока, время

Деятельно учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты, УУД

Методы и формы работы на уроке

Организационный этап (1 мин.)

Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.

Учитель(уч.)- Здравствуйте ребята, привели себя и свои места в порядок, улыбнулись друг другу. Садитесь.

Дети(д.) –(садятся)

Личностные УУД (Проявляют внимание, желание больше узнать.)

Фронтальная работа

Мотивационно-целевой этап

(4 мин.)

Уч.- Ребята, что вы проходили на предыдущих занятиях? Разгадайте ребус и вы узнаете название главного храма города или монастыря.

Уч.- Что у вас получилось?

Уч.- Посмотрите на эти фотографии и сформулируйте тему урока.

Д.- (разгадывают ребус)

Д.- (хором) Собор.

Д.- сегодня на уроке мы будем изучать архитектуру древних соборов.

Личностные УУД (Проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.)

Познавательные УУД (Умеют самостоятельно выделить и сформулировать тему и цель урока)

Регулятивные УУД (Выделяют и формулируют тему и цель на основе соотнесения того что уже известно, усвоено и того что ещё неизвестно;

Составляют примерный план действий на уроке)

Фронтальная работа

Ориентировочный этап

(4 мин.)

Уч.- Правильно. Сегодня на уроке мы с вами окунемся в былые времена и посмотрим на самые знаменитые соборы древней Руси. Но сначала мы составим план урока. На доске записаны слова, продолжите их и составьте план урока.

«оценим…»

«выполним…»

«узнаем…»

«уберем…»

Д.-

- узнаем новые слова;

- выполним задание;

- оценим свою работу.

- уберем за собой место;

Регулятивные УУД

(Составляют примерный план действий на уроке)

Коммуникативные УУД

(Умеют выражать свои мысли)

Фронтальная работа

Поисково-исследовательский этап

(6 мин.)

Уч.- Мы отправляемся в путешествие по русским соборам. Узнаем об их архитектуре, познакомимся с историей их строительства, а в конце урока попробуем сами изобразить собор.

В начале, давайте познакомимся со значением слова «собор». Собор – это главный храм города или монастыря. До конца Х в. на Руси строили деревянные постройки. Одно из первых каменных сооружений, стала 25-главая церковь в честь Богородицы в Киеве. В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор(1037г.), имевший 13 куполов. В Суздальской и Галицко- Волынской Руси основным строительным материалом был белый камень. Характерные черты белокаменной архитектуры - изысканность, стройность, ясность, устремленность ввысь, богатый декор стен, зданий.

 Собо́р Покрова́, что на Рву́, также называемый Храм Васи́лия  Блаже́нного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице. Покровский собор был построен в 1555—60 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Согласно легенде, архитектор собора был ослеплен по приказу Ивана Грозного, чтобы он не смогли больше построить подобного храма. Кафедра́льный Собо́рный храм Христа́ Спаси́теля (во имя Рождества Христова) в Москве. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. Свято-Михайловский собор является одним из соборных храмов Удмуртии, построен в честь Архангела Михаила. В 1784 году часовню перестроили в храм Святой Троицы, но в 1810 году храм был разрушен

пожаром. В феврале 2000 года было принято постановления о воссоздание Свято-Михайловского собора. Уже в мае 2004 года в основание будущего собора состоялось закладка.  Собор Александра Невского — православный храм, созданный в 1823 году. Вначале планировался в качестве центрального храма Ижевского завода. Храм построен в стиле русского классицизма, по образцу Андреевского собора. Однако архитектор С. Е. Дудин немного изменил чертежи, подстраиваясь под местные условия.

Д.-(рассматривают изображения)

Познавательные УУД

(Могут в устной форме высказывать своё мнение;)

Коммуникативные УУД

(Умеют выражать свои мысли; Описывают объект)

Личностные УУД

(Осознают способы применения собственных знаний на практике)

Фронтальная работа

Физкультминутка

(2 мин.)

Произнося слова, играющие двумя руками дотрагиваются до соответсвующих частей своего тела. "Глава(голова), рамена(плечи), колена(колени), пальцы(прищелкивают пальцами), колена, пальцы, колена, пальцы. Глава, рамена, колена, пальцы, уши, уста(рот), очи(глаза), нос." Игра повторяется несколько раз, при этом темп постоянно увеличивается.

Дети выполняют движения

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Практический этап

(28 мин.)

Уч.- Сейчас вам предстоит нарисовать собор в технике граттаж. Техника граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

Но сначала мы сделаем эскиз нашей работы. Мы будем рисовать храм Покрова на Нерли. Его архитектура достаточно проста, лаконична, но, в тоже время, очень изысканна. По преданию, храм был построен по приказу князя Андрея Боголюбского, в память о его погибшем сыне Изяславе. Стены храма украшены традиционной белокаменной резьбой. (Приложение 1) После того как мы сделали эскиз, приступаем рисунку в технике граттаж.

Д.- (выполняют задания)

Познавательные УУД

(Контролируют свою работу и работу своего напарника)

Регулятивные УУД

(Могут контролировать и корректировать свою работу и работу напарника)

Индивидуальная работа

Рефлексивно-оценочный этап

(4 мин.)

(у каждого ученика на парте лежат 3 смайлика.) Уч.- Оцените свою работу на уроке и поднимите смайлик, который соответствует вашей оценке.

«веселый» - все отлично.

«грустный» - ничего не понял

«нейтральный» - есть небольшие недочеты.

Спасибо за урок, можете привести в порядок свои рабочие места.

Ученики поднимают смайлики.

Учащиеся убирают свои рабочие места. Наводят порядок.

Познавательный УУД

(Могут в устной форме высказывать своё мнение)

Регулятивные УУД

(Оценивают свои достижения)

Коммуникативные УУД

(Умеют выражать свои мысли)

Личностные УУД

(Умеют контролировать свою работу и проводить самооценку)

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

Учитель /Васильева С.Н.

Методист /Ушакова М.А.

Приложение 1.

1.

Мы будем рисовать храм Покрова на Нерли. Его архитектура достаточно проста, лаконична, но, в тоже время, очень изысканна. По преданию, храм был построен по приказу князя Андрея Боголюбского, в память о его погибшем сыне Изяславе. Стены храма украшены традиционной белокаменной резьбой.

Рисуем тонкими линиями, не нажимая сильно на карандаш. Поворачиваем лист вертикально, так как церковь вытянута по вертикали. Рисуем квадрат, над квадратом прямую линию точно по центру. Длина линии равна высоте квадрата. Квадрат делим на 2 части. Левая часть чуть меньше правой.

2.

Верхнюю часть рисунка делим на 3 части. Там, где самая маленькая часть, будет крест. Остальное пространство займет купол.

3.

Рисуем луковицу купола, над ним маленький шар (основание креста) и шпиль, который в последующем станет вершиной храма – крестом. Находим середину каждой из стен церкви и проводим прямые линии. Здесь будут центральные окна и входные двери.

4.

Делим каждую из стен храма пополам горизонтальной линией, а также отмечаем вертикальными линиями места будущих арок.

5.

Рисуем декоративные арки на стенах храма. Центральная арка каждой стены чуть выше 2-х боковых. Прорисовываем несколько арок на куполе. Часть из них станет окнами.

6.

Займемся прорисовкой белокаменной резьбы, а также нарисуем вытянутые окна и двери храма.

7.

Теперь рисуем символ веры – крест и декоративную резьбу в нижней части храма.

studfiles.net

Конспект урока ИЗО по теме "Древние соборы" (4 класс)

Урок №2, 4 класс, 2 четверть Есипова Елена Александровна Приложение № 2.2

Тема: «Древние соборы»

Цель: учащиеся получат возможность при помощи красок изображать древнерусский храм.

Задачи:

  1. Дать представление об особенностях архитектуры древних соборов.

  2. Показать духовные и нравственные ценности памятников искусства.

  3. Развивать творческое воображение, умение сравнивать, выделять общее, создавать новый образ.

  4. Развивать навыки работы кистью без предварительного рисунка.

  5. Осуществлять межпредметные связи (живопись, музыка, литература)

Основные понятия: храм, колокольня, собор, мечеть, главы

Оборудование для учащихся: гуашь, кисти, баночки для воды, бумага.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран, презентация.

Зрительный ряд: репродукции, фотографии соборов, колокольни, детские рисунки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

2. Беседа по теме урока.

(Звучит колокольный звон)

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Попробуйте назвать тему нашего урока. Зачем нам изучать эту тему?

Работа с текстом: Первые храмы на Руси стали строить с принятием христианства. Внешний вид православного храма напоминал богатыря, стоявшего на страже: прочные стены, небольшие щелевидные оконца, напоминавшие бойницы, шлемовидный купол. Церкви на Руси имели не только культовое, но и большое общественное значение. Церковные здания возводились из дерева, кирпича и камня.

Каждый из них имеет простую форму, близкую к кубу.

Завершением служат купольные главы. Число их может быть различно:

одна глава - в честь Иисуса Христа,

три главы - в честь Святой Троицы,

пять - в честь четырех евангелистов

семь число церковных таинств.

Храм – это здание, в котором происходят религиозные обряды.

В каждой стране имеет свое наименование: В России - церковь, в Средней Азии - мечеть.

Храм - это модель Вселенной, ориентированная по сторонам света.

Собор – крупный храм, где богослужение совершает священно - служитель высокого сана.

Колокольня – сооружение для подвески колоколов, стоящие отдельно от храма или являющееся его частью. Колокольни часто имели значение дозорных башен.

Учитель: (Работа с понятиями). Соединить стрелками соответствующее значение:

Место для религиозных обрядов

Купольные главы

Сооружение для колоколов

храм

Крупный храм

Собор

куб

Колокольня

Нечетное число

Учитель: Что собой представляют древнерусские храмы?

Слайды: Демонстрация храмов разных стран (выбрать номера с русскими храмами)

китайский

Успенский собор

Кижи

европейский

японский

латвия

хабаровский

сша

Учитель: Вы бывали когда-нибудь в храме? Какие чувства вы испытали, посетив храм?

Демонстрация репродукций: А.М. Васнецов «Московский Кремль. Соборы» ,Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы и колокольня Ивана Великого.

Ох, красна Москва церквами,

Расписными теремами, в ней звонят колокола

И сверкают купола.

Учитель: Рассмотрите изображения древнерусских соборов в Москве, какие чувства вы испытываете, когда смотрите на них?

Храмы собирали людей в дни радостей и тревог, колокольные звоны возвещали о праздниках и звучали набатом в дни испытаний.

Худое слово с языка

Здесь не слетит. Светлеют лица,

И тянется ко лбу рука,

Чтоб друг за друга помолиться.

(М. Просянников)

Учитель: Давайте немного подробнее узнаем об этих храмах

Ученик 1: Все дышит миром и спокойствием, а своды храма по-прежнему полны жизни и чувства.Много в Москве площадей, но всем им прабабушка – Соборная площадь в Кремле.

Площадь окружают три величавых собора - Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы и возвышается колокольня Ивана Великого.

В Успенском соборе – в торжественной обстановке венчались на царство цари. Воины русские, уходя в бой, клялись не пощадить жизни для Москвы и всей отчей стороны.

По соседству с Успенским стоит нарядный Благовещенский собор – домовая церковь великого князя. Строили его псковские мастера.

Ученик 2: Архангельский собор самый пышный из всех кремлевских соборов, украшенный белокаменными раковинами и резными пирамидами. Он напоминал сказочный заморский дворец, строил его итальянский архитектор Алевиз Новый.

Уже в древности Москва имела архитектурный облик, выделявший ее среди других городов. Зодчие – строители здесь первыми задумались, как объединить разные постройки, чтобы получился величественный ансамбль – центр могущественного государства. И поставили тогда Колокольню Ивана Великого. Поднялась она как негасимая свеча с золотой головой на высоту, для той поры невиданную, как символ стойкости в любых потрясениях. Долго это было самое высокое строение в Москве.

3. Самостоятельная творческая работа детей.

Задание: Изобразите на бумаге русский храм без предварительного рисунка (сразу кистью)

4. Итог урока.

Оценка и демонстрация законченных работ.

Рефлексия: Что сегодня на уроке вы узнали такое, чего не знали раньше? Что было самым трудным? Что хотелось бы изменить?

5. Уборка рабочих мест.

infourok.ru

Урок изобразительного искусства в 4 классе «Древние соборы»

3. Изучение нового материала (15 мин)

Знакомство с новыми понятиями. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по изучаемой теме.

Словесно- иллю-

стративный

рассказ с элементами беседы по теме.

Просмотр презентации «Древние соборы».

Просмотр презентации «Народные праздники».

Просмотр презентации, работа с учебником стр. 55

Фронтальная

Как начиналось строительство каждого древнего поселения?

Чтобы защититься от врагов, каждое городище обносили крепостной стеной, вбивали в землю частокол – забор из огромных, заострённых вверху брёвен, в старину такой забор называли – тыном (тын). Отсюда, само название «город» произошло от древних слов «городили»,

«огораживали». На углах крепостной стены и по сторонам сооружались башни. На заострённых верхушках башен располагались сторожевые вышки.

Башни были глухие и проездные. Проездные башни были более высокими, с толстыми стенами. Их проезды закрывались массивными воротами. У ворот строили мост через реку, который по необходимости опускался и поднимался (демонстрирует работу моста).

За крепостной стеной помещалось очень многое: храмы или соборы, колокольни, рыночная площадь, княжеский двор, палаты знатных людей и избы.

Какое жильё использовали древние славяне?

Каждая семья строила для себя деревянный, рубленый дом-избу, иногда двух или трёхэтажный. Улиц, подобных современным, не было. Постройки располагались то очень близко друг к другу, что невозможно было между ними передвигаться, то очень широко.

Конёк - это древнейший символ, связанный с жизнью крестьянина. На крыше, в домашней утвари, даже в игрушках у детей - везде использовался образ конька, горделивый, скачущий, статный.

Окна избы украшали резными наличниками или ставнями.

Чем мы должны завершить строительство нашего городища?

Для чего строили храмы в поселениях?

На Руси храмы стали строить с принятием христианства. Храм для людей - Дом Божий. Жители всей округи собирались (отсюда и название «собор») на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Вид собора показывал могущество и славу города и князя. И строить собор, было делом княжеской чести, воплощением его гордых замыслов.

Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников, а само здание было долговечным. Строительным материалом для построения храмов вначале было дерево, а затем – камень. Храм возвышался над избами, напоминая собой образ богатыря, но не устрашающего, а крепкого, надёжного, уверенного в своей силе.

Храм – архитектурное сооружение.

Архитектура – вид изобразительного искусства, зодчество, искусство проектировать и строить.

Посмотрите, а чем они отличаются между собой?

Башня Соловецкого монастыря Кижи

Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары. Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол, похожий на богатырский шлем. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба!

Золотые купола символизируют Божественную славу, храм построен в честь Господа.

Голубые, синие купола символ небесной чистоты и непорочности, храмы Божей Матери.

Зелёные – символ Пресвятой, Живоначальной Троицы, освященной в честь святого.

Цвет куполов зависит от материального состояния прихода.

Число куполов может быть различно: одна глава – в честь Иисуса Христа, три главы – в честь Святой Троицы, пять – в честь Иисуса Христа и четырёх евангелистов, семь – число церковных таинств.

Взметнув старинные кресты

Над куполами, словно руки,

Она взирает с высоты

На красоту, ровняя звуки.

Как будто бы по лону вод

Она и в праздники, и в будни

Прекрасным лебедем плывёт

Навстречу восхищённым людям.

Худое слово с языка

Здесь не слетит. Светлеют лица,

И тянется ко лбу рука,

Чтоб друг за друга помолиться.

М. Просянников.

Посмотрите на эти соборы

Успенский собор (Москва)

В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царство цари, русские воины, уходя в бой клялись не пощадить жизни для защиты Москвы и всей Руси.

Храм Василия Блаженного, или Покрова Божией Матери на Рву – такое полное название этого собора. История возникновения собора связана с именем Ивана Грозного. В походах на Казань царь терпел неудачи. Иван грозный дал себе такой обет, клятву. Если одержит победу над Казанским ханством, построит на Красной площади в Москве грандиозный храм. Слово своё он сдержал.

Мы увидели лишь несколько соборов. Более подробную информацию можно найти у нас в библиотеке, в интернете и т.д.

Слушают учителя и эмоционально выражают свое отношение к увиденным фотографиям, участвуют в беседе.

Во внешнем виде храмов выделяют основные части.

Читают и определяют части храма на схеме.

Завершением храмов служат купола. Они бывают различного цвета.

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от

неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить,

осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение,

обобщение.

4. Творческая практическая деятельность

(20 мин)

Закрепление полученных знаний в практической деятельности.

Беседа; просмотр презентации.

Фронтальная,индивидуальная

Задает вопросы по теме урока. Объясняет задание.

– Приступим к выполнению творческой работы.

Перед вами необходимые материалы. Вы должны проявить творческую фантазию и изобразим собор. Какие части необходимо изобразить обязательно?

Отвечают

на вопросы.

Выполняют творческую

Работу.

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от

неверного;

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение,

обобщение. Метапредм. УУД:

Познав. УУД: самостоятельная деятельность определении выводов

Коммун.УУД: работают совместно с учителем

Личност. УУД:

сформированность познавательных интересов.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.(4мин)

Способствовать организации самооценки работы обучающихся.

Рефлексия (Экспресс-выставка. Оценка работ.)

Беседа, игра «Художник-зрители»

Фронтальная

Учитель. Пожалуйста, поделитесь с нами своими результатами.

- Итак, дорогие мои, что нового узнали вы на сегодняшнем занятии?

- Каких целей мы достигли к окончанию нашего занятия?

- Что осталось для вас неизученной тайной, неразгаданной задачей?

- Молодцы, именно этому мы и посвятим следующие занятия.

Домашнее задание:

Учащиеся демонстрируют свои работы, вывешивая на магнитную доску, обсуждают их, и после некоторых поправок, оцениваем работы.

Уборка рабочих мест.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и какие необходимо приобрести на уроке. Регулятивные: оценивают свою работу.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Разработка урока по изобразительному искусству , 4 класс, тема Древние соборы

Автор:Шапарева М.П.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель: познакомить учащихся с историей создания древних соборов и дать представление об особенностях архитектуры.

Планируемые результаты: Учащиеся обретают представление об образе древних соборов; Проявляют интерес к архитектуре; Воспринимают эстетический характер традиционного для Руси понимания красоты.

Оборудование: Моноблок, презентация, альбом (альбом, краски, кисточки),.

Незнакомые слова: собор, церковь, купол, закомары барабан, куб, портал

Этапы урока, время

Деятельно учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты, УУД

Методы и формы работы на уроке

Организационный этап (1 мин.)

Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.

Учитель(уч.)- Здравствуйте ребята, привели себя и свои места в порядок, улыбнулись друг другу. Садитесь.давайте вспомним тему прошлого урока "Деревня, деревянный мир".давайте подумаем, чего не хватает нашему поселению.

Тогда отгадаем загадку «На горе стоит свеча, в ней молитва горяча» (Храм)

Дети(д.)–(садятся)

Личностные УУД(Проявляют внимание, желание больше узнать.)

Фронтальная работа

Мотивационно-целевой этап

(4 мин.)

Тема нашего урока "Древние соборы" и сформулируйте тему урока.

Давайте сформулируем цель урока

Д.- (разгадывают ребус)

Д.- (хором) Собор.

Д.- сегодня на уроке мы будем изучать архитектуру древних соборов.

Личностные УУД (Проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.)

Познавательные УУД(Умеют самостоятельно выделить и сформулировать тему и цель урока)

Регулятивные УУД(Выделяют и формулируют тему и цель на основе соотнесения того что уже известно, усвоено и того что ещё неизвестно;

Составляют примерный план действий на уроке)

Фронтальная работа

Ориентировочный этап План урока

(4 мин.)

Уч.- Правильно. Сегодня на уроке мы с вами окунемся в былые времена и посмотрим на самые знаменитые соборы древней Руси. Но сначала мы составим план урока.На доске записаны слова, продолжите их и составьте план урока.

«оценим…»

«выполним…»

«узнаем…»

«уберем…»

Д.-

- узнаем новые слова;

- выполним задание;

- оценим свою работу.

- уберем за собой место;

Регулятивные УУД

(Составляют примерный план действий на уроке)

Коммуникативные УУД

(Умеют выражать свои мысли)

Фронтальная работа

Поисково-исследовательский этап

(6 мин.)

Уч.- работа с учебником

.

Д.-(читают текст учебника)

Познавательные УУД

(Могут в устной форме высказывать своё мнение;)

Коммуникативные УУД

(Умеют выражать свои мысли; Описывают объект)

Личностные УУД

(Осознают способы применения собственных знаний на практике)

Фронтальная работа

Ответы на вопросы что такое собор?

Что такое церковь?

(слайд)

Работа по картинке в книге Определим части собора

Уч-ся по очереди прикалывают свои рисунки к магнитной доске и показывают архитектурные части собора

Работа у доски

Познавательные УУД

(Могут в устной форме высказывать своё мнение;)

Коммуникативные УУД

(Умеют выражать свои мысли; Описывают объект)

Личностные УУД

(Осознают способы применения собственных знаний на практике)

Индивидуальная работа

Запись на доске новых слов

Найди эти слова на слайде

Куб, закомары, портал, барабан ,купол

Работа учителя на доске

Игра найди части ахитектуры на своем рисунке

Детям предложены фото соборов, необходимо найти части на них

Познавательные УУД

(Могут в устной форме высказывать своё мнение;)

Коммуникативные УУД

(Умеют выражать свои мысли; Описывают объект)

Личностные УУД

(Осознают способы применения собственных знаний на практике)

Разминка рук

физминутка

Практический этап

(28 мин.)

Уч.- Сейчас вам предстоит нарисовать собор в технике граттаж.Техника граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

Но сначала мы сделаем эскиз нашей работы. Мы будем рисовать храм Покрова на Нерли. Его архитектура достаточно проста, лаконична, но, в тоже время, очень изысканна. По преданию, храм был построен по приказу князя Андрея Боголюбского, в память о его погибшем сыне Изяславе. Стены храма украшены традиционной белокаменной резьбой. (Приложение 1) После того как мы сделали эскиз, приступаем рисунку в цвете

Д.-(выполняют задания)

Познавательные УУД

(Контролируют свою работу и работу своего напарника)

Регулятивные УУД

(Могут контролировать и корректировать свою работу и работу напарника)

Индивидуальная работа

Рефлексивно-оценочный этап

(4 мин.)

(у каждого ученика на парте лежат 3 смайлика.) Уч.- Оцените свою работу на уроке и поднимите смайлик, который соответствует вашей оценке.

«веселый» - все отлично.

«грустный» - ничего не понял

«нейтральный» - есть небольшие недочеты.

  • Спасибо за урок, можете привести в порядок свои рабочие места.

  • Что для тебя было легко (трудно)?

  • Доволен ли ты своей работой?

За что ты хочешь похвалить себя

Ученики поднимают смайлики.

Учащиеся убирают свои рабочие места. Наводят порядок.

Познавательный УУД

(Могут в устной форме высказывать своё мнение)

Регулятивные УУД

(Оценивают свои достижения)

Коммуникативные УУД

(Умеют выражать свои мысли)

Личностные УУД

(Умеют контролировать свою работу и проводить самооценку)

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

1.

Мы будем рисовать храм Покрова на Нерли. Его архитектура достаточно проста, лаконична, но, в тоже время, очень изысканна. По преданию, храм был построен по приказу князя Андрея Боголюбского, в память о его погибшем сыне Изяславе. Стены храма украшены традиционной белокаменной резьбой.

Рисуем тонкими линиями, не нажимая сильно на карандаш. Поворачиваем лист вертикально, так как церковь вытянута по вертикали. Рисуем квадрат, над квадратом прямую линию точно по центру. Длина линии равна высоте квадрата. Квадрат делим на 2 части. Левая часть чуть меньше правой.

2.

Верхнюю часть рисунка делим на 3 части. Там, где самая маленькая часть, будет крест. Остальное пространство займет купол.

3.

Рисуем луковицу купола, над ним маленький шар (основание креста) и шпиль, который в последующем станет вершиной храма – крестом. Находим середину каждой из стен церкви и проводим прямые линии. Здесь будут центральные окна и входные двери.

4.

Делим каждую из стен храма пополам горизонтальной линией, а также отмечаем вертикальными линиями места будущих арок.

5.

Рисуем декоративные арки на стенах храма. Центральная арка каждой стены чуть выше 2-х боковых. Прорисовываем несколько арок на куполе. Часть из них станет окнами.

6.

Займемся прорисовкой белокаменной резьбы, а также нарисуем вытянутые окна и двери храма.

7.

Теперь рисуем символ веры – крест и декоративную резьбу в нижней части храма.

multiurok.ru

Конспект урока ИЗО по теме Древние соборы (4 класс)

Урок №2, 4 класс, 2 четверть Есипова Елена Александровна Приложение № 2.2

Тема: «Древние соборы»

Цель: учащиеся получат возможность при помощи красок изображать древнерусский храм.

Задачи:

  1. Дать представление об особенностях архитектуры древних соборов.

  2. Показать духовные и нравственные ценности памятников искусства.

  3. Развивать творческое воображение, умение сравнивать, выделять общее, создавать новый образ.

  4. Развивать навыки работы кистью без предварительного рисунка.

  5. Осуществлять межпредметные связи (живопись, музыка, литература)

Основные понятия: храм, колокольня, собор, мечеть, главы

Оборудование для учащихся: гуашь, кисти, баночки для воды, бумага.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран, презентация.

Зрительный ряд: репродукции, фотографии соборов, колокольни, детские рисунки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

2. Беседа по теме урока.

(Звучит колокольный звон)

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Попробуйте назвать тему нашего урока. Зачем нам изучать эту тему?

Работа с текстом: Первые храмы на Руси стали строить с принятием христианства. Внешний вид православного храма напоминал богатыря, стоявшего на страже: прочные стены, небольшие щелевидные оконца, напоминавшие бойницы, шлемовидный купол. Церкви на Руси имели не только культовое, но и большое общественное значение. Церковные здания возводились из дерева, кирпича и камня.

Каждый из них имеет простую форму, близкую к кубу.

Завершением служат купольные главы. Число их может быть различно:

одна глава - в честь Иисуса Христа,

три главы - в честь Святой Троицы,

пять - в честь четырех евангелистов

семь число церковных таинств.

Храм - это здание, в котором происходят религиозные обряды.

В каждой стране имеет свое наименование: В России - церковь, в Средней Азии - мечеть.

Храм - это модель Вселенной, ориентированная по сторонам света.

Собор - крупный храм, где богослужение совершает священно - служитель высокого сана.

Колокольня - сооружение для подвески колоколов, стоящие отдельно от храма или являющееся его частью. Колокольни часто имели значение дозорных башен.

Учитель: (Работа с понятиями). Соединить стрелками соответствующее значение:

Место для религиозных обрядов

Купольные главы

Сооружение для колоколов

храм

Крупный храм

Собор

куб

Колокольня

Нечетное число

Учитель: Что собой представляют древнерусские храмы?

Слайды: Демонстрация храмов разных стран (выбрать номера с русскими храмами)

китайский

Успенский собор

Кижи

европейский

японский

латвия

хабаровский

сша

Учитель: Вы бывали когда-нибудь в храме? Какие чувства вы испытали, посетив храм?

Демонстрация репродукций: А.М. Васнецов «Московский Кремль. Соборы» ,Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы и колокольня Ивана Великого.

Ох, красна Москва церквами,

Расписными теремами, в ней звонят колокола

И сверкают купола.

Учитель: Рассмотрите изображения древнерусских соборов в Москве, какие чувства вы испытываете, когда смотрите на них?

Храмы собирали людей в дни радостей и тревог, колокольные звоны возвещали о праздниках и звучали набатом в дни испытаний.

Худое слово с языка

Здесь не слетит. Светлеют лица,

И тянется ко лбу рука,

Чтоб друг за друга помолиться.

(М. Просянников)

Учитель: Давайте немного подробнее узнаем об этих храмах

Ученик 1: Все дышит миром и спокойствием, а своды храма по-прежнему полны жизни и чувства.Много в Москве площадей, но всем им прабабушка - Соборная площадь в Кремле.

Площадь окружают три величавых собора - Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы и возвышается колокольня Ивана Великого.

В Успенском соборе - в торжественной обстановке венчались на царство цари. Воины русские, уходя в бой, клялись не пощадить жизни для Москвы и всей отчей стороны.

По соседству с Успенским стоит нарядный Благовещенский собор - домовая церковь великого князя. Строили его псковские мастера.

Ученик 2: Архангельский собор самый пышный из всех кремлевских соборов, украшенный белокаменными раковинами и резными пирамидами. Он напоминал сказочный заморский дворец, строил его итальянский архитектор Алевиз Новый.

Уже в древности Москва имела архитектурный облик, выделявший ее среди других городов. Зодчие - строители здесь первыми задумались, как объединить разные постройки, чтобы получился величественный ансамбль - центр могущественного государства. И поставили тогда Колокольню Ивана Великого. Поднялась она как негасимая свеча с золотой головой на высоту, для той поры невиданную, как символ стойкости в любых потрясениях. Долго это было самое высокое строение в Москве.

3. Самостоятельная творческая работа детей.

Задание: Изобразите на бумаге русский храм без предварительного рисунка (сразу кистью)

4. Итог урока.

Оценка и демонстрация законченных работ.

Рефлексия: Что сегодня на уроке вы узнали такое, чего не знали раньше? Что было самым трудным? Что хотелось бы изменить?

5. Уборка рабочих мест.

botana.cc

Презентация по ИЗО для 4 класса на тему Древние соборы

Автор публикации: Бранченко Т.Ю.

Дата публикации: 31.10.2016

Краткое описание:



1

Древние соборы Урок изобразительного искусства в 4 классе Учитель Бранченко Т...Древние соборы Урок изобразительного искусства в 4 классе Учитель Бранченко Татьяна Юрьевна МБОУ «Никифоровская Сош №2» Помни о красоте, не изгоняй ее облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости, зови на миноре, необъятное поле труда и созидания. Н.К. Рерих Р.п. Дмитриевка, 2016 год

2

Цель: создание бумажного макета колокольни Задачи: Познакомить учащихся с ист...Цель: создание бумажного макета колокольни Задачи: Познакомить учащихся с историей создания соборов Москвы, Развить навыки конструирования из бумаги, Осуществлять межпредметные связи.Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.

3

Два чувства давно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному...Два чувства давно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была б без них мертва. А.С. Пушкин

4

Первые храмы на Руси стали строить с принятием христианства. Внешний вид напо...Первые храмы на Руси стали строить с принятием христианства. Внешний вид напоминал богатыря, стоявшего на страже: прочные стены, небольшие щелевидные оконца, напоминавшие бойницы, шлемовидный купол.

5

Церкви на Руси имели как культовое, так и общественное значение. Церковные зд...Церкви на Руси имели как культовое, так и общественное значение. Церковные здания возводились из дерева, камня и кирпича.

6

Каждый из храмов имеет простую форму, близкую к кубу. Завершением служат купо...Каждый из храмов имеет простую форму, близкую к кубу. Завершением служат купольные главы. Число их может быть различно: 1 глава – в честь Иисуса Христа, 3 главы – в честь Святой Троицы, 5 глав – в честь Иисуса Христа и четырех евангелистов, 7 глав – число церковных таинств. Соловецкий монастырь

7

Храм – здание, в котором происходят религиозные обряды. В каждой стране храм...Храм – здание, в котором происходят религиозные обряды. В каждой стране храм имеет свое наименование : в России, Западной Европе – церковь, костел, кирха, в Средней Азии – мечеть. Храм – это модель вселенной, ориентированная по сторонам света. Владимирский скит, Валаам

8

Собор – крупный храм, где богослужение совершает священнослужитель высокого с...Собор – крупный храм, где богослужение совершает священнослужитель высокого сана.

9

Колокольня – сооружение для подвески колоколов, стоящее отдельно от храма или...Колокольня – сооружение для подвески колоколов, стоящее отдельно от храма или являющееся его частью. Колокольни части имели значение дозорных башен. Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле

10

Московский Кремль в произведениях живописи А.М. ВаснецоваМосковский Кремль в произведениях живописи А.М. Васнецова

11

Практическая работа Создание макета колокольни Для работы будут необходимы сл...Практическая работа Создание макета колокольни Для работы будут необходимы следующие материалы: белая бумага (2 листа), клей, ножницы, простой карандаш, линейка. Все лишнее убрать с парты в портфель! Правила поведения на уроках ИЗО: -Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте. -Не делать резких движений во время работы. -Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину. -Осторожно пользоваться красками и необходимыми на уроке материалами. Не покидать рабочее место без разрешения учителя. -После окончания работы произведите уборку своего места.

12

1 этап На белом листе формата А4 отмечаем высоту колокольни 13 см. Ширину нач...1 этап На белом листе формата А4 отмечаем высоту колокольни 13 см. Ширину начинаем откладывать справа, сначала 5см, затем 8см, снова 5см, затем 8см и еще 1 см для склеивания.

13

2 этап Вырезаем получившийся большой прямоугольник 13x27 см. На большой сторо...2 этап Вырезаем получившийся большой прямоугольник 13x27 см. На большой стороне (которая 8см), рисуем входную дверь, затем вырезаем и склеиваем колокольню.

14

3 этап Чертим прямоугольник 7x8 см. Это будет основание для трех глав, выреза...3 этап Чертим прямоугольник 7x8 см. Это будет основание для трех глав, вырезаем его и приклеиваем к нижней готовой части колокольни.

15

4 этап На 4 этапе необходимо завершить моделирование макета колокольни, прикл...4 этап На 4 этапе необходимо завершить моделирование макета колокольни, приклеив 3 главы и 1 колокол. На белой бумаге чертим два одинаковых прямоугольника 5x7 см и еще 1 прямоугольник 5x16. На главы можно добавить скаты, как показано на примере. Для изготовления колокола чертим круг и по радиусу надрезаем его, затем скручиваем в конус, приклеиваем свободный край, добавляя бумажную полоску, которой прикрепите колокол к большой средней главе.

16

Завершающий этапЗавершающий этап

botana.cc


Смотрите также