Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Народные праздники" по программе Б.М. Неменского. Рисование 4 класс народные праздники


Презентация для урока ИЗО в 4 классе. "Народные обычаи и праздники".

Просмотр содержимого документа «Презентация для урока ИЗО в 4 классе. "Народные обычаи и праздники".»

Вставка рисунка Презентацию выполнила учитель Изобразительного искусства МКОУ «Ракитовская средняя общеобразовательная школа». Лопина Елена Александровна

Вставка рисунка

Презентацию выполнила учитель Изобразительного искусства МКОУ «Ракитовская средняя общеобразовательная школа». Лопина Елена Александровна

Вставка рисунка Народные праздники . Цели: пояснить роль праздника в народной жизни; познакомить с разнообразием русских праздников; провести эстетическую оценку праздника в жизни и в художественном изображении; развивать навыки коллективной творческой работы; познакомь с терминами «скученность», «акцент». Вид деятельности: работа в смешанной технике: рисование, бумажная аппликация. Создание коллективной работы .

Вставка рисунка

Народные праздники .

Цели: пояснить роль праздника в народной жизни; познакомить с разнообразием русских праздников; провести эстетическую оценку праздника в жизни и в художественном изображении; развивать навыки коллективной творческой работы; познакомь с терминами «скученность», «акцент».

Вид деятельности: работа в смешанной технике: рисование, бумажная аппликация. Создание коллективной работы .

Вставка рисунка Славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии. В народном календаре восточных славян праздник маркирует границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста.

Вставка рисунка

Славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии. В народном календаре восточных славян праздник маркирует границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста.

Традиции народного праздника Масленица Первые три дня шла подготовка к основному гулянью – определялись с местом празднования, сооружались горки для массовых катаний, делали чучело Зимы, заготавливали дрова для костра, украшали дома к празднику, хозяйки начинали печь блины и первый блин отдавался нищему в память об усопших.

Традиции народного праздника Масленица

  • Первые три дня шла подготовка к основному гулянью – определялись с местом празднования, сооружались горки для массовых катаний, делали чучело Зимы, заготавливали дрова для костра, украшали дома к празднику, хозяйки начинали печь блины и первый блин отдавался нищему в память об усопших.
В среду уже были первые посиделки – тещи приглашали зятьев на блины, а для веселья приглашались и другие родственники.

В среду уже были первые посиделки – тещи приглашали зятьев на блины, а для веселья приглашались и другие родственники.

Основной праздник начинался с четверга – работать уже не разрешалось. В этот день начинались народные гулянья. Чучело возят по всей округе, катания на горках, около горок устраивали бойкую торговлю различными сладостями, блинами, пирогами, горячем чаем. Народ веселили скоморохи. Очень было популярно катание на санях. Сани украшали шкурами, коврами, разноцветными лентами, бумажными цветами, бубенцами, колокольчиками. Устраивались кулачные бои.

Основной праздник начинался с четверга – работать уже не разрешалось. В этот день начинались народные гулянья. Чучело возят по всей округе, катания на горках, около горок устраивали бойкую торговлю различными сладостями, блинами, пирогами, горячем чаем. Народ веселили скоморохи. Очень было популярно катание на санях. Сани украшали шкурами, коврами, разноцветными лентами, бумажными цветами, бубенцами, колокольчиками. Устраивались кулачные бои.

В ночь с 6 на 7 января православные христиане отмечают Рождество Христово – светлый и радостный праздник. В старину после восхода первой звезды вся семья садилась за праздничный стол с разными вкусными яствами и напитками. В это время на улице начиналось веселье – рождественские колядки! Молодежь и дети собирались в большие компании, переодевались в самодельные костюмы сказочных персонажей и отправлялись по дворам колядовать. В текстах народных колядок легко проследить органичное сочетание христианских и религиозных мотивов. Так, одни колядки прославляют рождение Иисуса Христа, рассказывая о библейских событиях той знаменательной ночи, когда вифлеемским пастухам явился Ангел с чудесной вестью. В текстах других песен-колядок основной акцент делался на поздравлениях хозяина дома и других членов семьи с Рождеством, с последующими просьбами о подарках. Взамен колядующие в стихах и песнях «желали» благополучия, достатка и разных благ в новом году.

В ночь с 6 на 7 января православные христиане отмечают Рождество Христово – светлый и радостный праздник. В старину после восхода первой звезды вся семья садилась за праздничный стол с разными вкусными яствами и напитками. В это время на улице начиналось веселье – рождественские колядки! Молодежь и дети собирались в большие компании, переодевались в самодельные костюмы сказочных персонажей и отправлялись по дворам колядовать. В текстах народных колядок легко проследить органичное сочетание христианских и религиозных мотивов. Так, одни колядки прославляют рождение Иисуса Христа, рассказывая о библейских событиях той знаменательной ночи, когда вифлеемским пастухам явился Ангел с чудесной вестью. В текстах других песен-колядок основной акцент делался на поздравлениях хозяина дома и других членов семьи с Рождеством, с последующими просьбами о подарках. Взамен колядующие в стихах и песнях «желали» благополучия, достатка и разных благ в новом году.

Практическая работа : создание панно“Осенняя ярмарка” групповая работа по 4 человека.

Практическая работа : создание панно“Осенняя ярмарка” групповая работа по 4 человека.

Используемые материалы : 1.Учебник «Каждый народ художник» под редакцией Л.А. Неменской 2. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8B%D0%B9&pos=11&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Flady.webnice.ru%2Fimg%2F2011%2F03%2Fimg20110322140839_9387.jpg - https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.irina-alex.net%2Fwp-content%2Fgallery%2Fzhitkovichi%2Fgitkovici_03.jpg&p=7&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%8B&noreask=1&pos=219&rpt=simage&lr=197 http://muzofon.com/search/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8

Используемые материалы :

1.Учебник «Каждый народ художник» под редакцией Л.А. Неменской

2. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8B%D0%B9&pos=11&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Flady.webnice.ru%2Fimg%2F2011%2F03%2Fimg20110322140839_9387.jpg -

https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.irina-alex.net%2Fwp-content%2Fgallery%2Fzhitkovichi%2Fgitkovici_03.jpg&p=7&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%8B&noreask=1&pos=219&rpt=simage&lr=197

http://muzofon.com/search/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8

multiurok.ru

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Народные праздники" по программе Б.М. Неменского

Презентация по изобразительному искусству в 4 классе по теме "Народные праздники" по программе Б.М.неменского.

У каждого народа есть праздники. Праздник – это не только веселье. В том, как проводится праздник – в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках. Ярко проявляется душа народа, его характер. Хорово?д— древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действия. Русский хоровод для славян издавна был не просто танцем, это образ жизни, своеобразный ритуал, сопровождавший наших предков во времена всех важных жизненных событий.

К хороводам готовились тщательным образом, подбирали красивые наряды. Для молодых парней и девушек хоровод был отличным поводом приглядеть себе подходящую пару. Русские народные хороводы, как традиция, возникли еще в языческие времена, когда люди поклонялись Солнцу как главному божеству. Танцуя хоровод, люди прославляли источник тепла и света, благодарили природу за благосклонность и щедрый урожай, а также просили покровительства у сил природы.

Русский народный хоровод традиционно водили весной, летом и осенью, а зимой танцы на природе приостанавливались до наступления теплых дней.

Русские хороводы с древних времен и по сей день являются воплощением единства и дружбы русского народа, показывают ширину русской души, а также выполняют свое непосредственное назначение – благодарить природу за щедрость и доброту.

«Ивана купала» — самый магический праздник древних славян, воспевающий величественную силу природных стихий – огня, воды, ветра и земли.  В этот праздник с раннего утра и до поздней ночи совершается множество магических обрядов и ритуалов, которые сопровождаются купальскими народными песнями, хороводами и традиционной едой и очищающими кострами.

Гадание на славянский праздник летнего солнцестояния Купалу,  сплетенные венки бросаются в реку и по их поведению определяется дальнейшая судьба её владелицы.

Костры зажигали вечером. Сигналом для возжигания костра служил заход солнца. Костры устраивали на возвышенностях по берегам рек, озёр, прудов или на перекрестках дорог. Иногда в селении разводили несколько костров. Для разжигания костра приглашали наиболее уважаемых в общине стариков.

С древних времен и до сих пор летом, во время буйства цветов девушки плетут венки, разные, из любых цветов, какие попадутся. В древней Руси венок всегда был главным украшением девиц и женщин и являлся обязательным атрибутом во время проведения праздников. На венок возлагали большие надежды. Само слово "Венок" произошло от старославянского в?но «дар». Венок представляет собой плетёное из трав, веток, цветов, кольцо, которое надевается на голову в виде украшения.

Венки существовали в древней Греции, где ими награждали победителей различных соревнований, героев, воинов, правителей, в Риме, в Китае, в Индии.В древности каждый вид венка состоял из определённых растений, например, на русальной неделе и в праздник Купалу, в венок вплеталась полынь, как средство против нечистой силы. К тому же, венки, которые состоят из определённых трав и надетые на голову, являются настоящей ароматерапией, которая способна подарить благотворное состояние, настроить на нужный лад и даже помочь в излечении некоторых болезней.

Изначально венок был ритуальным предметом, который плёлся на праздники - сезонные, священные, свадьбы, похороны и другие. Венок - это настоящий оберег. Издавна предметы и вещи, которые имеют отверстие, считались заряженными особой силой, способными отпугнуть противные человеку сущности или негатив.

Просмотр содержимого документа «Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Народные праздники" по программе Б.М. Неменского»

kopilkaurokov.ru

Урок изобразительного искусства. 4 класс "Народные праздники" - Технология и ИЗО - Начальные классы

Урок изобразительного искусства в 4 классе по программе Б.М.Неменского.

Тема урока : Народные праздники.

Цели урока: 1) дать представление о языческих богах древних славян,

2) познакомить с народными праздниками, обычаями и традициями наших предков,

3) раскрыть идею произведения А.Г.Венецианова «На пашне. Весна.»

4) совершенствовать навыки изображения людей в движении,

5) воспитывать интерес к традициям русского народа.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Беседа по теме урока.

( слайд 2) Жизнь людей в далёком прошлом очень зависела от природы. Высушит солнце посевы – прощай, урожай. Пойдут дожди – сгниёт сено, настанет бескормица у скота, жди зимой голода. Заблудится грибник в лесу, застанут путника по пути метель или мороз – всё это проделки чьей- то злой воли. И наделяли люди природу великой силой, обожествляли её, пытались задобрить .Верили люди в силы природы. Так появился ведизм ( от слова веда – знание) или язычество.

(слайд 3) Древние славяне поклонялись природе. Некоторые силы природы они вознесли в ранг богов. Самым почитаем и главным был Род. Род считался одним из самых важных божеств, принимавших участие в создании Вселенной. Именно Род начал создавать видимый мир. Согласно верованиям древних славян именно он посылает с небес на Землю души рождающимся детям.

Род разделил мир на три части: верхний, средний и нижний. Верхний находится в небесах. Там обитают боги, которые правят людьми. Они поступают правильно, и поэтому обитаемые небеса называются Правь. Ниже расположен человеческий мир, который мы явно видим. Он нам явлен богами, и поэтому его имя - Явь. Нижний - мир прошлого. Туда уходили предки. Это - Навь. Оттуда прилетают наваждения и дурные сны. Кроме того это Род связывался с понятиями брака, любви и деторождения.

Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники.

Сварог был у славян Богом Неба, отцом всего сущего.

Со священного языка арийцев санскрита, слово «сварог» переводится как «ходящий по небу». Создал 12 месяцевый календарь (Коло Сварога). Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям самый первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, Сварог установил самые первые законы для людской общины. Сварог научил людей готовить (творить) из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром богов.

Он первейший покровитель ремесел и всех мастеровитых.

Велес - один из величайших богов древнего мира, хозяин дикой

природы. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом - вдох, после печали - радость.

(слайд4) Перун - бог грозовых туч, грома и молнии, войны и оружия. Князья и воины выбрали Перуна своим небесным предводителем. Князь Владимир Святославич поставил его во главе остальных богов и установил монумент рядом с княжеским дворцом в Киеве. После крещения Руси сам же велел его свергнуть и утопить в водах Днепра.

Топору - оружию Перуна - издревле приписывалась чудесная сила. Так, топор с символическим изображением Солнца и Грома, всаженный в дверной косяк, был непреодолимым препятствием для злых духов, стремящихся проникнуть в человеческое жилище. Другой символ Перуна - "громовый знак", похожий на колесо с шестью спицами. Его изображение часто воспроизводилось на щитах славянских дружинников.

(слайд 5) Дажьбог был у языческих славян богом Солнца, податель тепла и света. Имя его не от слова "дождь", как иногда ошибочно думают, оно означает - "дающий Бог", "податель всех благ". Славяне считали солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью людей, за соблюдением законов. А священным знаком Солнца с незапамятных времен был ... крест! Прищурьтесь, глядя на Солнце, - и вы его увидите. Именно поэтому христианский крест, так похожий на древнейший языческий символ и прижился столь быстро на Руси. Его имя слышится в самой краткой, дожившей до наших дней, молитве: «Дай, Боже!»

(слайд 6) Ярило (Ярила) - бог весны, весеннего света и тепла; юная, стремительная и неуправляемая сила; божество страсти и плодородия. Символ праздника возрождения жизни. Ярила был у древних славян так же богом плодородия, размножения и физической любви. У Ярилы просили хорошего урожая, когда появлялись первые всходы яровых.

(слайд 7) Мокошь - богиня всей Судьбы. Макошь (Мокошь) покровительствовала женским домашним ремеслам, но также влияла и на плодородие. Главным ее занятием было прядение. Из дней недели Мокоши посвящалась пятница. Из уважения к богине в этот день женщины не пряли и не стирали.

Люди населяли духами всё живое. Дуб считался священным деревом Перуна. Одним из почитаемых деревьев была берёза. В начале лета её украшали лентами, вышитыми полотенцами, около берёзы водили хороводы.

В воде по мнению предков жили водяные и русалки. В лесу хозяйничал леший, а покой дома охраняли домовые и берегини.

( слайд 8) Из верований возникли праздники, обряды с играми, которые наши предки называли игрищами.

(слайд 9) Зимой в конце декабря колядовали: по домам ходили ряженые с песнями и прибаутками. Хозяева должны были одаривать пришедших. Если хозяева скупились и подарки были скудные, то ряженые грозились накликать беду на дом.

( слайд 10) Праздник проводов зимы и встречи весны назывался масленицей. На масленицу катали горящее колесо – символ солнца. Праздник проходил весело. Разъезжали на лошадях, сжигали чучело масленицы.

( слайд 11)В середине лета был праздник Купалы. В этот день девушки купались в реке и пускали на воду венки. А если в эту ночь увидишь цветущий папоротник, то счастье придёт в твой дом. Ещё одной традицией было разжигание костра и прыжки через огонь. Считалось, что так можно избавиться от злых духов.

(слайд12) Осенью отмечали праздник урожая. У славян этот праздник означал окончание сбора урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур. К этому времени необходимо было завершать последние сборы урожая, а последний сноп ржи или другой зерновой культуры срезали в полном молчании, так как считалось, что дух поля переселяется в последний сноп, поэтому его нельзя было беспокоить речью или песней.

По традиции в поле оставляли часть несжатых колосьев, так, чтобы их можно было связать в небольшой пучок, который растет из земли. Считалось что последний пучок зерновых культур, связанных лентой, символизирует бороду Велеса. Велес был тем, кто предков обучал земледелию, как правильно пахать землю, когда ждать урожая и т.д. Перед тем, как заплести колосья в ленты, по полю проходили с кувшином зерновых культур, держа горшок высоко над головой. Вечером устраивают пир, ставя на стол мед, пиво, яблоки, хлеб и кашу. Мед и яблоки в этот день ходят освящать, чтобы на стол поставить освященную еду.

(слайды 13-15) Народные праздники великолепно написал на своих картинах Борис Михайлович Кустодиев.

(слайд 16) Рассмотрите репродукцию с картины Алексея Гавриловича Венецианова «На пашне.Весна» Художник написал поле, расстилающееся до самого горизонта, и раскинувшееся над полем высокое – высокое небо. Крестьянка ведёт лошадей, ещё одну мы видим вдалеке.

Рассмотрите картину внимательно. Есть ли в ней что-нибудь такое, что невозможно представить в реальности?

Действительно, работает женщина, а не мужчина, она идёт легко, как-будто плывёт по полю. На крестьянке красивый нарядный сарафан. На земле сидит толстенький ребёнок, а сама она намного выше лошади.

На картине художник не рисовал реальную сцену из жизни, а создавал образ весны. Весна – время рождения новой жизни. На заднем плане торчит чёрный кусок мёртвого дерева, а рядом – новая жизнь – цветущее деревце. Крепкий толстый малыш – это новая жизнь. И сама крестьянка, как весна, румяная, улыбающаяся, лёгкая.

В те времена, когда создавалась картина , считалось, что весну можно представить только античной богиней Флорой, окружённой танцующими нимфами. Впервые в русском искусстве художник показал весну в образе русской женщины в алом кокошнике и нарядном сарафане. Впервые Венецианов заметил красоту и плавность движений русской женщины, красоту её округлого лица.

  1. Индивидуальная работа.

Сейчас вам необходимо подумать какой из праздников вы нарисуете. Как расположите героев праздника, в каких позах будут герои рисунка. На каком фоне будет ваш рисунок.

( Затем идёт обсуждение нескольких детских идей)

  1. Итог урока.

Анализ лучших работ. Какие средства художественной выразительности вы использовали в своей работе для передачи праздничного настроения.

Использованная литература.

  • Учебник для 4 класса «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник» Л.А.Неменская Москва «Просвещение» 2007

  • Изобразительное искусство 4 класс поурочные планы по программе Б.М.Неменского. Автор-составитель Н.В.Лободина

  • http://ru.wikipedia.org/wiki

  • http://clubdruzey.ru/meet

  • http://supercook.ru/slav/slov-mif-08.html

  • http://shteltn.ucoz.ru/

pedsovet.su

Презентация к уроку ИЗО «Народные праздники. Обобщение темы четверти»

Разгадайте ребус.

Разгадайте ребус.

Какие праздники вы знаете? Составьте кластер. У каждого народа есть праздники. Праздники – это не только веселье. В том, как проводится – в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках, ярко проявляется душа народа, его характер.

Какие праздники вы знаете?

Составьте кластер. У каждого народа есть праздники. Праздники – это не только веселье. В том, как проводится – в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках, ярко проявляется душа народа, его характер.

 Народ, умеющий хорошо работать, умеет и веселиться. Праздником на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение работ.

Народ, умеющий хорошо работать, умеет и веселиться.

Праздником на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение работ.

На праздники крестьяне надевали не просто нарядные, а традиционные праздничные костюмы. Народный костюм выражает связь с природой, радость и надежду на счастье. Как одевались на праздники?

На праздники крестьяне надевали не просто нарядные, а традиционные праздничные костюмы. Народный костюм выражает связь с природой, радость и надежду на счастье.

Как одевались на праздники?

 Какие вы знаете народные и календарные праздники? Может ли ярмарку назвать праздником? Что такое ярмарка? Бывали ли вы на ярмарке? Что вам особенно запомнилось? Праздник – это образ идеальной, счастливой жизни. У народа много праздников – можно выбрать любой.

Какие вы знаете народные и календарные праздники?

Может ли ярмарку назвать праздником?

Что такое ярмарка?

Бывали ли вы на ярмарке? Что вам особенно запомнилось?

Праздник – это образ идеальной, счастливой жизни. У народа много праздников – можно выбрать любой.

Ярмарка – это не только торг, но и большой народный праздник, показ всего разнообразия искусства русского народа. На такие ярмарки собиралось множество людей.

Ярмарка – это не только торг, но и большой народный праздник, показ всего разнообразия искусства русского народа. На такие ярмарки собиралось множество людей.

Народные гуляния, кукольные представления, весёлые карусели и качели, выступления песенников и танцоров сопровождали торг. Вся щедрость русской души отражена в праздновании ярмарки. Какие развлечения можно было увидеть на ярмарке?

Народные гуляния, кукольные представления, весёлые карусели и качели, выступления песенников и танцоров сопровождали торг. Вся щедрость русской души отражена в праздновании ярмарки.

Какие развлечения можно было увидеть на ярмарке?

Центром ярмарочной площади становилась большая карусель. Она «закручивала» праздник, задавала ему темп и движение. Что располагалось в центре ярмарочной площади?

Центром ярмарочной площади становилась большая карусель. Она «закручивала» праздник, задавала ему темп и движение.

Что располагалось в центре ярмарочной площади?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а Еле-еле-еле-еле Закружились карусели (начинаем медленно двигаться) А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом (темп речи и движения ускоряется) Побежали, побежали, Побежали, побежали, Тише, тише, не спешите. (темп замедляется) Карусель ос-та-но-ви-те . (все остановились) Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра. (все кланяются друг другу)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Еле-еле-еле-еле

Закружились карусели

(начинаем медленно двигаться)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом

(темп речи и движения ускоряется)

Побежали, побежали,

Побежали, побежали,

Тише, тише, не спешите.

(темп замедляется)

Карусель ос-та-но-ви-те .

(все остановились)

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

(все кланяются друг другу)

Изобразите сценки русской ярмарки. Выберите тему: « Торг в сладком ряду» – продажа пряников, бубликов и т.д. «Торг в игрушечном ряду» - продажа игрушек, свистулек и т.д. «Катание на карусели»

Изобразите сценки русской ярмарки. Выберите тему:

  • « Торг в сладком ряду» – продажа пряников, бубликов и т.д.
  • «Торг в игрушечном ряду» - продажа игрушек, свистулек и т.д.
  • «Катание на карусели»
Список использованных источников: Неменская Л. А. Каждый народ- художник. – М.: Просвещение, 2000. Островская О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. – М.: ВЛАДОС, 2003. Диафильм

Список использованных источников:

  • Неменская Л. А. Каждый народ- художник. – М.: Просвещение, 2000.
  • Островская О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  • Диафильм "Русские народные городские увеселения XIX века" автор Некрылова А. художник Павлова В. Студия «Диафильм» Госкино СССР , 1988: http://diafilmy.su/uploads/posts/2013-04/1366376786_06.jpg
  • Физкультминутка: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200101909
Список использованных источников: Диафильм

Список использованных источников:

  • Диафильм "Русские народные городские увеселения XIX века" автор Некрылова А. художник Павлова В. Студия «Диафильм» Госкино СССР , 1988: http://diafilmy.su/uploads/posts/2013-04/1366376800_15.jpg
  • Изображение скоморохов: http://www.playcast.ru/uploads/2015/02/16/12162242.png
  • Изображение русского костюма: http://www.konkyrent.ru/uploads/posts/2014-09/1411963073_danse.jpg
Список использованных источников: Изображение скоморохов: http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/111/385/111385789_809123983606696192__kopiya.png Изображение скомороха: http://img-fotki.yandex.ru/get/9754/47407354.df8/0_15d710_2c6d49ef_orig.png Изображение скоморохов: http://vospitatel19.ucoz.ru/_pu/0/65195027.jpg Изображение карусели: http://sch215.minsk.edu.by/sm_full.aspx?guid=17413 Изображение ярмарки: http://st.fl.ru/users/svmak/upload/f_4ec208966246c.jpg

Список использованных источников:

  • Изображение скоморохов: http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/111/385/111385789_809123983606696192__kopiya.png
  • Изображение скомороха: http://img-fotki.yandex.ru/get/9754/47407354.df8/0_15d710_2c6d49ef_orig.png
  • Изображение скоморохов: http://vospitatel19.ucoz.ru/_pu/0/65195027.jpg
  • Изображение карусели: http://sch215.minsk.edu.by/sm_full.aspx?guid=17413
  • Изображение ярмарки: http://st.fl.ru/users/svmak/upload/f_4ec208966246c.jpg
Список использованных источников: Изображение ярмарки: http://data12.gallery.ru/albums/gallery/66912-cf342-53283651-m750x740-u19e5b.jpg Федоскинская миниатюра. Изображение ярмарки: http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/0/87000169_020_YArmarka.jpg Федоскинская миниатюра. Изображение ярмарки: http://smiruponitke.my1.ru/_pu/0/32335903.jpeg Кустодиев Б.М. Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве: http://bus.znate.ru/pars_docs/refs/16/15163/15163-1_1.jpg Изображение ярмарки: http://cp12.nevsepic.com.ua/59/1354364063-0506020-www.nevsepic.com.ua.jpg

Список использованных источников:

  • Изображение ярмарки: http://data12.gallery.ru/albums/gallery/66912-cf342-53283651-m750x740-u19e5b.jpg
  • Федоскинская миниатюра. Изображение ярмарки: http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/0/87000169_020_YArmarka.jpg
  • Федоскинская миниатюра. Изображение ярмарки: http://smiruponitke.my1.ru/_pu/0/32335903.jpeg
  • Кустодиев Б.М. Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве: http://bus.znate.ru/pars_docs/refs/16/15163/15163-1_1.jpg
  • Изображение ярмарки: http://cp12.nevsepic.com.ua/59/1354364063-0506020-www.nevsepic.com.ua.jpg
Список использованных источников: Изображение ярмарки: http://img1.liveinternet.ru/ images / attach /c/6/92/789/92789425_2423007_yarmarka.jpg Кустодиев Б.М. Осенняя ярмарка: http://ruvera.ru/data/img/content/1426603841.1148leto_gospodne_17_03_3.jpg Кустодиев Б.М. Продовольственная ярмарка: http://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/f/6/d/131204135727.jpg Кустодиев Б.М. Ярмарка: http://www.online-utility.org/image/ImageCache?file=6/67/Fair._Kustodiev.jpg/800px-Fair._Kustodiev.jpg

Список использованных источников:

  • Изображение ярмарки: http://img1.liveinternet.ru/ images / attach /c/6/92/789/92789425_2423007_yarmarka.jpg
  • Кустодиев Б.М. Осенняя ярмарка: http://ruvera.ru/data/img/content/1426603841.1148leto_gospodne_17_03_3.jpg
  • Кустодиев Б.М. Продовольственная ярмарка: http://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/f/6/d/131204135727.jpg
  • Кустодиев Б.М. Ярмарка: http://www.online-utility.org/image/ImageCache?file=6/67/Fair._Kustodiev.jpg/800px-Fair._Kustodiev.jpg

multiurok.ru

"Народные праздники" (обобщение по теме четверти)

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО

Тема года: Каждый народ — художник.

Тема четверти: Искусство твоего народа.

Тема урока: Народные праздники. Обобщение по теме четверти.

Цели и задачи:

  • Познакомить детей с народными праздниками, обычаями и традициями. Прививать любовь к родному краю.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Совершенствовать навыки изобразительной деятельности.
  • Развивать речь.

Ход 1 урока

I. Ребята, сегодня у нас обобщающий урок по теме четверти “Искусство твоего народа”. Мы познакомились с пейзажем родной земли. В своих работах вы показали гармонию жилья и природы, изображая пейзаж и конструируя русскую избу. Вы многое узнали о русском городе, сами создали коллективное панно путем аппликации и бумажной пластики. Вы узнали, что такое внешняя и внутренняя красота мужчины и женщины. Сильные и мужественные богатыри на ваших портретах, нарядные пары — это изделия ваших рук. Очень декоративна их одежда.

Удачны композиционные работы на тему труда в искусстве.

Работа в парах. Давайте решим кроссворд и узнаем тему сегодняшнего урока. (Выделенные буквы отсутствуют).

Кроссворд

Какая же тема урока? Народные праздники. А какие вы знаете народные православные праздники?

II. Детям на парту ставится табличка с названием одного из праздников: Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала, Покров.

Отберите те слова и словосочетания, которые нужны для описания праздника, предложенного вам. Разложите их на парте и попробуйте составить рассказ о том, как отмечали этот праздник раньше на Руси.

(После прочтения слов, дети подходят к доске, выбирают карточки со словами, составляют рассказ и рассказывают его.)

Рождество.

Морозная зима, ряженые, звездная ночь, колядуют, зажигают огни на дворах, поют.

Масленица.

Катаются с гор на санях, солнечный зимний день, сжигают чучело, блины, кулачные бои.

Пасха.

Весна, зеленые листочки, расписные яйца, куличи, свечи, хороводы, катание на качелях.

Троица.

Лето, хороводы вокруг березки, украшение березки лентами, посещение могил.

Иван Купала.

Лето, сбор цветов и трав, прыжки через костры, купание, венки в реке.

Покров.

Осень, первый снег, ярмарки, свадьбы.

Давайте выслушаем ваши рассказы, а я буду помогать.

1)

Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает. Их полуночный призыв в тишину небес взлетает. Дон-диги, дон-диги, дон-диги, дон. И торжественно парит, новый день благовещая, Так звенят колокола, с Рождеством нас поздравляя.

(Дети 1 группы рассказывают о Рождестве.)

2)

Ты, прощай, прощай, наша Масленица! Ты не в среду пришла и не в пятницу. Ты пришла в воскресенье, всю неделю веселье! Ты пришла с добром, с сыром, маслом и яйцом! Со блинами, с пирогами, да с оладьями!

(Дети 2 группы рассказывают о Масленице.)

3)

Звонко капают капели возле нашего окна. Птицы весело запели, в гости Пасха к нам пришла!

4)

Радуйтесь, березы! Радуйтесь, зеленые! К вам девушки идут, к вам пироги несут, Лепешки, яичницы. Ио, ио, Семик да Троица!

5) Иван Купала — хорошие травы. Иванов день пришел – траву собирать пошел.

6) Покров — конец хороводам, начало посиделкам.

III. Что особенно трудно в изображении народных праздников? (Люди, композиция, пейзаж, краски).Чтобы вам было легче, я покажу вам репродукции картин

русского художника Б. Кустодиева “Масленица”, “Троицын день”, “Ярмарка”.

Что вы знаете об этом художнике? (11 лет был прикован к инвалидному креслу, но писал картины). Как ярки и веселы его картины! Посмотрите еще и на детские работы, посвященные нашей теме. А это открытки-фотографии народных танцев. Ведь ни один праздник не обходится без песен и танцев. Вам нужно нарисовать эскиз народного праздника на листе малого формата в карандаше.

IV. Самостоятельная работа в парах. Помощь учителя.

Ход 2 урока

  1. Проверка готовности рабочих мест.
  2. Инструкции перед работой пастелью, красками на водной основе, восковыми мелками.
  3. Самостоятельная работа детей под народную музыку.
  4. Изготовление рамки для своей картины.
  5. Выставка работ. Высказывания детей.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также