Ктп по Кузину 5 класс 1 четверть. Рисование 5 класс 1 четверть


УРОКИ ИЗО 5 КЛАСС 1 четверть

Интерьер и внутреннее убранство 

крестьянского дома.

Коллективная работа «Проходите в избу» Давайте вспомним тот урок, когда мы знакомились с традиционным русским жилищем – избой. Сколько сил и умения вкладывали наши предки в строительство. Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его ни украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага. Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она-то и дала название всей постройке – «изба». «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» – гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома. Интерьер крестьянской избы с печью Русская печь со временем приобрела массу удобных приспособлений. Например, шесток-полочку перед устьем (отверстием) печи, на котором хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу. На шестке в сторонку сгребали раскаленные угли для следующей растопки. В боковой стене печи делали неглубокие нишки-печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы, лучину. В теплом опечье в зимнее время держали домашнюю птицу. С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту. В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки. Ребята вспоминают: Емеля – «По щучьему велению»; Илья Муромец; Колобок; «Гуси-лебеди», Баба Яга во всех сказках лежала на печи и др. Расположение печи определяло планировку избы. Ее обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом – ступа с пестом и ручная мельница. Давайте вместе догадаемся, для чего они служили. Тут нам опять помогут сказки или, может быть, ваши поездки к бабушке в деревню, где многие эти предметы используют и поныне. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома. Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари – корзин, лукошек, коробов.

Почетное место в избе – «красный угол» – находилось по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Само слово «крестьянин» произошло от «христианин».

 Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами.

В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи. Угол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике, хранился инструмент. Здесь крестьянин занимался поделками и мелким ремонтом. Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и все. (Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в XIX в.) Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали. А знаете, чем они отличались от скамьи? Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.

Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. 

Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко на сундуках делали хитроумные врезные замки. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.

vselennaya-iskusstva.blogspot.ru

ИЗО 5 КЛАСС 1 ЧЕТВЕРТЬ

   В течение этого учебного года мы будем изучать декоративно-прикладное искусство и его место в жизни человека.

   Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Оно получило название от латинского decor – украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.).

УРОКИ 2 - 3

Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. 

Цель урока: изучение языка декоративно-прикладного искусства, знакомство  с сюжетно-декоративной композицией. Создание условий для формирования художественного вкуса, интереса и любви к русской архитектуре;

воссоздать в сознании детей поэтическую атмосферу русской деревни в ярких зрительных образах. 

содействовать развитию художественно-творческих способностей; совершенствование графических умений и навыков.

Среди полей , в окружении лесов, на холмистых берегах рек-древнейших водных дорог стоят потемневшие от времени величавые избы.Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома.

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом,

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

В. Федотов.

Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля. Кров-это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от дождя снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома. Возводя дом, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами, крышей присваивал себе малую его часть. В устроение жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его, что значило отобразить, наполнить образами. Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься. Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (сруб) – с землёй, а подклет (подполье) – с подземным миром. - Как вы думаете, что символизировал крестьянский дом? (Связь человека с космосом) - А из какого материала строились крестьянские избы? - Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом? Дерево – постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Он сопровождало человека от колыбели до могилы. Мягкий, ароматный, тёплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу – резьбе по дереву. - Давайте познакомимся с декоративным убранством северной избы. Взгляните на крышу дома, что вы там увидели? Крышу венчает горделивый конь - охлупень. Он парит как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом – гнездо, где обитают люди. - Вспомните, что символизировал образ коня? (Солнце).Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизируют полудённое солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее. - Рассмотри узорочье доски – полотенца, доски причелены. Что за изображение вы увидели? (Круги с ромбами, ромбы и прямоугольники, небольшие отверстия, зигзаги, выступы.) Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды. А что вы увидели ещё на фронтоне? Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа. Наличники https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-edinstvo-konstrukcii-i-dekora-v-narodnom-zhilische-547109.html

Декор дома.  Строительство дома завершено. Домашнее задание: представьте, что вы строите дом для своей семьи, он должен быть украшен необычайно красиво. Подумайте какую деталь дома вы будете украшать: причелину, полотенце, наличник, лобовую доску или целиком фронтон. Вначале продумай форму, выбери элементы украшения, введи в свою композицию образы птиц, фантастических животных, старайся их выполнить обобщённо и пластически выразительно. Исключи мелкие детали и подробности. Работу можно выполнять восковыми мелками, пастелью, углём, цветными карандашами. Вопросы и задание1. Зачем люди украшают свои жилища?2. О чём может рассказать декор крестьянской избы?3. Найди изображения крестьянских жилищ разных народов.      Что между ними общего и в чём разница?

УРОКИ 4 - 5

Искусства различны, тема едина. Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Вот вам русская изба...

В центре стол, печь, образа,

Люлька - нянчит малыша,

Самовар и утюг, у стены большой сундук.

Представьте, что мы с вами в настоящей русской избе. Рассмотрим внутренний мир русской избы.

Сколько интересного и мудрого “впитала” русская изба! Внутренний мир русского дома был особенным, неповторимым. Предметы быта, наполняющие его, играли в жизни людей определенную роль.

Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней, горницы, подклети и чулана. Основное жилое помещение –изба с русской печью.

ИЗБА Предания и обычаи Красный угол

Изба на Руси начиналась с крыльца, которое “зазывало” гостей войти внутрь дома. В каждом доме обязательно была лавка. Лавки и скамьи отличались друг от друга. Лавка чаще всего располагалась вдоль стены и стояла неподвижно. 

Скамья же имела ножки, и ее легко можно было передвинуть. Если хозяин дома усаживал гостя на лавку, это расценивалось как знак уважения со стороны семьи. Так гость мог судить об отношении к нему хозяина.

КРАСНЫЙ УГОЛ БОЖНИЦА Главное украшение дома была икона. Иконы ставились на полочку-божницу. Кроме икон на божнице хранились освящённые в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо. ПОЛАТИ- лежанка между стеной избы и печью  С чего начать рисунок русской избы? Определить, что Вы будете изображать: женскую половину, красный угол, мужскую половину, печь… Продумать компоновку рисунка. Определить где в рисунке будет изображение пола, потолка, стен. Приступаем к практической части урока, внимательно прочитайте задание.     Красный угол стол скамейка

Как нарисовать полотенце

Каждый момент жизни, сколько бы он ни длился (день ли, месяц, или год), оформлялся особыми правилами поведения, обрядами и одеждой. Ромбы, треугольники, кресты, квадраты, круги так полны таинственного смысла! Покрывая ими чистое полотно, мастерицы как бы переписывали созданные нашими предками своеобразные «письмена». Эти родовые письмена полны значений, накопившихся за многие века и тысячелетия.

Многое в орнаментальной символике нам не доступно, но попробуем расшифровать хотя бы несколько знаков в пестром и красочном узоре вышивки.

Орнамент в своем первородном виде – это некое магическое заклинание, которым покрывалась поверхность ритуальных пещер, фигур и посуды. Русский фольклор и летописи сохранили множество примеров участия этих немых заклинаний в магических обрядах и ритуалах, которыми наши предки пытались воздействовать на природу и мир. Здесь можно вспомнить «обыденное» полотенце, которое за одну ночь или один день вышивало село, пытаясь оградить людей или животных от мора или стихийных бедствий: засухи, града.   Простая вещь – полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь от рождения до смерти.        Если мы посмотрим на русскую крестьянскую утварь, связанную с изготовлением одежды, то увидим изобилие орнаментики не только на таких заметных и парадных предметах, как прялки и гребни, которые демонстрировали на посиделках, но и на второстепенных орудиях – таких, как валек и трепало, густо усеянные солнечными знаками, символами земли и воды. Одежда человека должна была быть изготовлена со всеми заклятиями, делавшими ее непроницаемой для духов зла, поэтому основная функция одежды славян – обереговая. У наших далеких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой: утром – от ночных страхов и ужасов, вечером – от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром лицо вытиралось нижним концом, где ромбы создавали композицию восхода, орнамент набирался от широкой полосы к узкой. Вечером, наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и символизировала закат.

 

Современное повседневное декоративное 

искусство. Что такое дизайн.

http://www.myshared.ru/slide/1267652/ http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-144454.html

ДПИ- (от лат. decoro - украшать) – создание 

художественных изделий, имеющих практическое значение

 в быту и отличающихся декоративной образностью.

Домашнее задание: 

Нарисовать рисунок "Дизайн моей комнаты"

vselennaya-iskusstva.blogspot.ru

Тесты по ИЗО за 1 четверть 5-7 классы

Тестовая работа по ИЗО

5 класс I четверть

I вариант

Ф.И._________________________________________ Дата_________________________

1. Вид искусства, в котором красота служит для украшения быта человека:

а) пейзаж б) картина в) ДПИ г) краски

2. Какое изображение не относится к числу  символов-оберегов:

а) солнце б) вода в) гром г) растения

3. Чему соответствует данный солярный знак:

hello_html_6525677a.jpgа) солнце б) коловрат в) земля

4. Крестьянский дом-жильё в России

а) юрта б) яранга в) изба

5. «Очи» дома

а) дверь  б) труба  в) окна

6. Назовите основные элементы декоративного убранства русской избы:

а) фронтон, полотенце,  наличник;

б) конь - охлупень, причелины, наличник, полотенце;                                   

в) фронтон, коник, лобовая доска.

7. Выберите принципы, которыми руководствовался народный мастер при изготовлении предметов быта:

а) польза, прочность, красота;

б) изящество, польза, прочность;

в) дешевизна, красота, польза, прочность.

8. Окно в избе служило:

а) для входа света солнца б) для красоты в)для связи домашней жизни с внешним миром

9. Головной убор в народной одежде - как представление людей об образе:

а) земли б) подземной жизни в) неба

10. Какой инструмент был неизменной спутницей женщины:

а) веретено б) челнок в) прялка

11. Какое слово не относится к видам полотенец:

а) нарядные б) ритуальные в) красивые

12. Народный промысел «Дымка» - это изготовление:        а) подносов  б) игрушек   в) посуды г) шкатулок

13. Из представленных ниже изображений выбери филимоновскую игрушку:

а) hello_html_m4b11eae8.jpg б) hello_html_2aa6a147.jpg в) hello_html_m30bd179e.jpg

14. К какому народному празднику относится развлечение брать штурмом снежные города:

а) Масленица б) Рождество в) Иван Купала

Тестовая работа по ИЗО

5 класс I четверть

II вариант

Ф.И._________________________________________ Дата_________________________

1. Вид искусства, в котором красота служит для украшения быта человека:

а) пейзаж б) ДПИ в) картина г) краски

2. Какое изображение не относится к числу  символов-оберегов:

а) гром б) вода в) солнце г) растения

3. Чему соответствуют данные солярные знаки:

hello_html_7cbdfba0.jpgа) огонь б) коловрат в) засеянное поле

4. Крестьянский дом-жильё в России

а) поместье б) изба в) особняк

5. С чем связывали крестьяне жилое помещение:

а) с адом б) с земной жизнью в) с небом

6. Назовите основные элементы декоративного убранства русской избы:

а) фронтон, коник, лобовая доска;

б) конь - охлупень, причелины, наличник, полотенце;                                   

в) фронтон, полотенце,  наличник.

7. Для чего народный мастер так тщательно украшал окружающие его предметы знаками и символами, выстраивая из них причудливые узоры:

а) для красоты б) для защиты в) для удобства

8. Где находилось почетное место в избе  «красный угол»:

а) в центре избы б) у порога в) в переднем углу избы

9. Головной убор в народной одежде - как представление людей об образе:

а) земли б) неба в) подземной жизни

10. Где находилось в доме место мужчины:

а) у печи б) справа от входа на лавке в) на сеновале

11. Какой цвет преобладал в русской народной вышивке:

а) жёлтый б) красный в) чёрный

12. Народный промысел «Городец» - это изготовление:        а) подносов  б) игрушек   в) посуды г) шкатулок

13. Из представленных ниже изображений выбери каргопольскую игрушку:

а) hello_html_m2d8dfe5d.jpg б) hello_html_m290a2571.jpg в) hello_html_m2202e612.jpg

14. К какому народному празднику относится обряд гадания:

а) Масленица б) Рождество в) Пасха

Тестовая работа по ИЗО

6 класс I четверть

I вариант

Ф.И._________________________________________ Дата_________________________

1. Как называются виды искусства, обладающие видимой формой, связаны с материальной средой, обликом людей и предметов, но не развивающиеся во времени? а) пространственные или пластические виды искусства;б) временные виды искусства;в) пространственно-временные виды искусства.2. Какие виды пластических искусств относятся к изобразительным?

а) графика, архитектура, живопись

б) графика, живопись, скульптура

в) графика, архитектура, дизайн

3. Как называются прозрачные водяные краски, которые наносят на бумагу тонким слоем, благодаря чему работы выполненные этими красками обладают удивительной легкостью и прозрачностью? а) акварель б) темпера в) гуашь 4. Назовите основные цвета. а) красный, синий, желтый;б) красный, зеленый, желтый;в) желтый, оранжевый, синий

5. Как называется рисунок, в котором художник стремится выразить то, что ему кажется интересным? а) набросок; б) творческий рисунок; в) учебный рисунок.6. Укажи теплые цвета.а) синий, зеленый, фиолетовый;б) желтый, синий, красный;в) красный, желтый, оранжевый.7. Как называется цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов? а) фактура; б) контраст; в) колорит.8. Где указаны цвета радуги по-порядку. а) красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;б) красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;в) красный, оранжевый, желтый, голубой, синий, зеленый, фиолетовый.9. Как называется жанр, посвященный изображению животных во всех видах изобразительного искусства? а) мифологический жанр; б) анималистический жанр; в) батальный жанр.

10. Какой цвет не относится к составным цветам?

а) оранжевый б) зеленый в) фиолетовый г) жёлтый

11. Чтобы получить светлоту нужно добавить:

а) жёлтый цвет б) белый цвет в) серый цвет

12. Основа выразительности графики:

а) объёмные формы б) линия в) цвет

Тестовая работа по ИЗО

6 класс I четверть

II вариант

Ф.И._________________________________________ Дата_________________________

1. Какие виды пространственных искусств относят к группе конструктивных видов искусства? а) живопись, графика, скульптура;б) архитектура и дизайн;в) декоративно-прикладное искусство.2. Какие виды пластических искусств относятся к изобразительным?

а) графика, живопись, скульптура

б) графика, архитектура, дизайн

в) графика, архитектура, живопись

3. Как называются прозрачные водяные краски, которые наносят на бумагу тонким слоем, благодаря чему работы выполненные этими красками обладают удивительной легкостью и прозрачностью? а) гуашь б) темпера в) акварель.4. Назовите основные цвета. а) красный, зеленый, желтый;б) красный, синий, желтый;в) желтый, оранжевый, синий.

5. Как называется рисунок, выполненный быстро? а) набросок; б) творческий рисунок; в) учебный рисунок.6. Укажи холодные цвета.а) синий, зеленый, фиолетовый;б) желтый, синий, красный;в) красный, желтый, оранжевый.7. Как называется цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов? а) фактура; б) колорит; в) контраст.8. Цвета радуги, расположенные в определенном порядке называются:

а) живопись; б) колорит; в) спектр.

9. Как называется жанр, посвященный изображению животных во всех видах изобразительного искусства? а) анималистический; б) мифологический; в) батальный.

10. В цветовом круге дополнительные цвета находятся:

а) строго напротив друг друга б) рядом друг с другом

11. К ахроматическим цветам не относится:

а) чёрный б) белый в) коричневый

12. Основа выразительности скульптуры:

а) объёмные формы б) линия в) цвет

Тестовая работа по ИЗО

7 класс I четверть

I вариант

Ф.И._________________________________________ Дата_________________________

1. Композиция это:

А) придание  произведению единство и цельность;

Б) изображение предметов в пространстве;

В) гармоничное расположение элементов по отношению друг к другу.

2. Выберите не относящееся к свойствам композиции слово:

А) симметрия и асимметрия;

Б) пятна и линии;

В) динамика и статика;

Г) ритм.

3. Симметрия это:

А) когда нет сбалансированности;

Б) неуравновешенность предметов,

В) равновесие масс, как бы зеркальное отражение одной части другою.

4. Прием динамичной композиции, правила передачи движения:

А) использование на картине одной или нескольких диагональных линий;

Б) ограничить свободное  пространство перед движущимся объектом;

В) выбирать определенный момент, наиболее ярко отражающий характер движения.

5. Ритм это:

А) изображение слева подобно изображению справа и разделено по какой-либо оси;

Б) чередование изобразительных элементов;

В) зрительное равновесие в композиции.

6. Что такое шрифт?

А) буквы, объединённые единым стилем;

Б) линейная композиция на плоскости;

В) элементы композиции.

7. Какое изображение является макетом разворота журнала.

А) hello_html_56637ae5.jpg Б) hello_html_23d30df9.jpg В) hello_html_m3e437e83.jpg

8. Какой шрифт подойдет для титров мультфильма.

А) hello_html_m7f21fcf0.jpg Б) hello_html_6042a36e.jpg В) hello_html_2ca14a2f.jpg

9. Какое изображение является социальным плакатом.

А) hello_html_me61ee7b.jpg Б) hello_html_5b99ac41.jpg В) hello_html_m23b326d9.jpg

Тестовая работа по ИЗО

7 класс I четверть

II вариант

Ф.И._________________________________________ Дата_________________________

1. Композиция это:

А) изображение предметов в пространстве;

Б) гармоничное расположение элементов по отношению друг к другу;

В) придание  произведению единство и цельность.

2. Выберите не относящееся к свойствам композиции слово:

А) симметрия и асимметрия;

Б) динамика и статика;

В) пятна и линии;

Г) ритм.

3. Симметрия это:

А) когда нет сбалансированности;

Б) равновесие масс, как бы зеркальное отражение одной части другою,

В) неуравновешенность предметов.

4. Прием статичной композиции, правила передачи покоя:

А) отсутствие диагонального направления;

Б) оставить  перед движущимся объектом свободное пространство;

В) изображение объектов в спокойных  позах.

5. Ритм это:

А) чередование изобразительных элементов;

Б) изображение слева подобно изображению справа и разделено по какой-либо оси;

В) зрительное равновесие в композиции.

6. Что такое шрифт?

А) линейная композиция на плоскости;

Б) буквы, объединённые единым стилем;

В) элементы композиции.

7. Какое изображение является макетом разворота журнала.

А) hello_html_12223008.jpg Б) hello_html_283d553f.jpg В) hello_html_me02e726.jpg

8. Какой шрифт подойдет для обложки книги сказок.

А) hello_html_51d44c4a.gif Б) hello_html_6617e97f.jpg В) hello_html_m2d61e73f.jpg

9. Какое изображение является экологическим плакатом.

А) hello_html_68eedc58.jpg Б) hello_html_m9fddefc.jpg В) hello_html_m4f820f5.jpg

infourok.ru

Вселенная Искусства: ИЗО 5 класс 2

Роспись хохлома — история творчества

Роспись под хохлому — технология

Верховое письмо

Рисунки под фон

Шаблоны росписи хохломы

Поэтапное рисование — роспись хохлома на доске

Видеоурок: техника росписи в домашних условиях

Урок хохломы 3 четверть народная праздничная одежда

Цель: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде.

1.Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе. 2. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся. 3. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Давайте  представим, что живем мы в России не в двадцать первом  веке, а где-то в восемнадцатом! Что вы можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? Как жили летом, а как зимой?  

Действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века. Весной и летом – тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовку на зиму. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было совсем темно. Зато когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду очень берегли, потому что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению в семье. А какую одежду тогда носили? Она отличалась от нашей? Из чего состояла? Правильно, одежда была длинной, широкой, чтобы удобно было работать в поле. Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. 

Самым распространенным видом праздничного головного убора был кокошник – род плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями. 

Посмотрите, какие они были красивые, разных форм!  И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая ее вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блесток. Сочетание белого и красного цвета – отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом.

В южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи, понёвы (юбки), передника, головного убора – шапочки (сороки). 

Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской. Понёва шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Ее украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой бисером.

Новгородский народный сарафан.

Русский северный женский костюм:

1 – красная рубаха, повойник; 2 – распашной сарафан с поясом, кокошник, сапожки; 3 – распашная душегрея; 4 – шугай (душегрея с длинным рукавом).

Русский южный женский крестьянский костюм: 

1 – исподняя рубаха; 2 – красная рубаха, повойник, пояс; 3 – понева, лапти с онучами и оборотами; 4 – передник-запон, головной убор «сорока», нашейные и нагрудные украшения; 

5 – навершник.

Комплекс южно-русской одежды

Женские праздничные костюмы:

   1 – Воронежская губерния 2 – Орловская губерния

Постановка художественной задачи

 На основе увиденного материала о костюме будем выполнять эскиз костюма. Каждый выбирает технику: либо рисунок красками, либо аппликацию из кусочков ткани. Можете пользоваться рисунком фигуры человека.

Постройте общую форму костюма, а затем намечайте места украшения и орнамента. Определяйте колорит и характер, вид головного убора.

Места украшения рубах у женщин и мужчин

  Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме(урок-практикум) Цель: Развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса. 1.     Отработка навыков и умений при работе с тканью. 2.     Приобщение учащихся к народному искусству, знакомство с обрядовым значением кукол-идолов. 3.     Воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности. Оборудование и материалы: 1. Таблицы с изображением русского народного костюма. 2. Репродукции с исторических картин русских художников. 3. Презентация по теме «Русский костюм». 4. Эскизы русских народных костюмов, выполненные учащимися. 5. Таблицы с изображением последовательности изготовления и сборки куклы. 6. Бумага-картон. 7. Клей, ножницы, кисточка. 8. Кусочки ваты (для головы), хлопчатобумажных тканей для одежды. 9. Тесьма, бусы, нитки, кружева, ленты и др. 2. Из бумаги или картона сформировать устойчивый цилиндр-основание. 3. Оклеить тканью. 4. Из ниток сделать волосы, приклеить. 5. По эскизу подобрать необходимые ткани, тесьму, нитки. 6. Раскроить и сшить одежду, украсить тесьмой. 7. Изготовить головной убор по эскизу. 8. Одеть одежду и головной убор, закрепив нитками. 9. Дополнить наряд куклы украшениями из бисера или бус. Тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с пяти лет. Куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими.

По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку, так как в нее могла вселиться нечистая сила. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом. Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению - на игровые, обереги и этнографические; по способу изготовления - на закрутку и сшивную; по образу - на куклу-крестьянку и куклу-барыню.  Изготовление кукол доставляет огромную радость, особенно тогда, когда мама и дочка работают вместе. Это занятие увлекательно в любом возрасте, стоит только начать.  ОДИН ИЗ ПРИМЕРОВ ПРЕЗЕНТАЦИЯ и ещё пример

эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма Цель: познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном; сформировать понятие «орнамент». Вы обращали внимание на то, как живописен русский национальный костюм? Это потому, что в его украшении чаще всего применялась вышивка.

Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. 

Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий вышиванием заполняли свое свободное время. Такая работа считалась самой подходящей для женщины. Любовное, ласковое и очень уважительное отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и песнях. Все предметы, входившие в приданое, были ярки и декоративны, и основную роль в этом чаще всего играла вышивка. Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. Их рубахи, передники, сарафаны так и полыхали тканым, вышитым и набивным узором. Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые можно читать, как книгу. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Ученые отмечают три значения орнамента: 1. Слава божеству! Праздник. 2. Просьба плодородия. 3. Благодарность Богу за содеянное.

vselennaya-iskusstva.blogspot.ru

Ктп по Кузину 5 класс 1 четверть

Требования программы(содержание, цели, формы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся(содержание, задания)

Урок №1. «Цветовой круг»

Форма: иллюстрация(рисунок по представлению)

Цель: развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов; изучение основ цветоведения, определение уровня подготовки детей

Требования программы:

- определение сочетания цветов

-использование приёмов «перехода/вливания цвет в цвет»

-использование техники «градиент»

Беседа о спекторе, составные и основные цвета. Теплые и холодные цвета. Контрастные и сближенные цвета. Монотипия как один из способов печатания. Заливка плоскости цветом. Цветовые переходы. Уметь различать разнообразные возможности художественных материалов, отмечать их лаконично выразительную красоту.

Живописные упражнения, монотипия «Веселые кляксы».

Урок №2. «Экскурсия в осенний парк»

Форма: беседа

Цель: наблюдение, анализ, словесное описание зримого мира, беседа о перспективе.

Требования программы:

-Воспитание у детей интерес к искусству

- расширение представления об окружающем мире

ЗD экскурсия по осеннему парку. Анализ картин, вспоминаем прошлый урок и делаем анализ цветовой гаммы картины.

Размышляем на тему какой должен быть осенний парк. Узнаем, что такое перспектива

Учащиеся должны подобрать репродукции картин об осени, фотографии, рисунки осенних деревьев, книги и альбомы.

Урок №3-4. «декоративный осенний лес(парк)»

Форма: декоративная работа

Цель: учить любоваться красотой, яркостью красок различных садовых цветов; формирование у учеников умения сравнивать свой рисунок с натурой, графических навыков; развитие художественного вкуса, наблюдательности, развитие бережного отношения к природе; эмоциональная разрядка, развитие творческих способностей; межпредметная связь (чтение, биология)

Требования программы:

- знакомство с ДПИ, в частности со стилизацией.

Беседа: что такое стилизация, какая она бывает и как можно из обычного предмета, сделать нечто особенное

Выполнить стилизованный рисунок осеннего леса(парка)

Урок №5. «Золотая осень. Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти.»

Форма: иллюстрация

Цель: изучение строения дерева, кустарников, передача в изображении этих знаний и наблюдений, элементов воздушной и линейной перспективы, создание определенного колорита, настроения цветом, освоение техники живописи «мазком», обобщений впечатлений учащихся от экскурсии в парк

Беседа по картинам И.Левитана «Золотая осень», В.Поленова «»Золотая осень»

Анализ картин, так же проанализировать цветовую гамму и сравнить эти картины

Нарисовать  рисунок осеннего дерева

Урок №6 «Рисование фруктов и овощей»

Форма: рисование с натуры

Цель: получение смешанных цветов на палитре, развитие творческих способностей,

Требования программы:

- Творчески использовать особенности различных материалов в собственной работе.

- научиться получать смешанные цвета на палитре

Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Использование красок (смачивание, разведение, смешивание). Изменение цвета в зависимости от освещения.

Анализировать и понимать особенности формы овощей и фруктов. Создавать самостоятельные варианты композиционного решения вопроса. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив . Использовать традиционные сочетания цветов. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности формы.

выполнить натюрморт под руководством учителя

Урок №7. «Хохлома. «Золотые узоры». Декоративная роспись кухонной разделочной доски»

Форма: декоративная работа

Цель: провести викторину-путешествие по местам народных промыслов с опорой на выставку, сходство и отличие, выполнение элементов росписи, упражнения в стилизации, формирование понятий об орнаменте и  его элементах, развитие образного представления, фантазии, навыки деления на равные части, эмоциональная разрядка, воспитание коллективистических качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности

Требования программы:

- Чувствовать красоту природы и осознавать возможность её эстетического оформления.

- сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда

Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы: сходство и различие. Хохлома. Украшение и стилизация. Понятие об орнаменте и его элементах. Элементы хохломской росписи.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы,Гжели, Полхов-Майдан, Жостово, Городец и др.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), гжели, жостово различать их. Создавать композицию росписи в единстве с формой, используя основные элементы узоров.

выполнить доску под «хохлому», взяв характерные цветовые сочетания, приемы росписи.

Урок № 8-9 . «Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда»

Форма: декоративное рисование

Цель: воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, развивать познавательные потребности, интересы и способности; знакомство с контрастными цветами, выразительными их сочетаниями; знакомство с художественными промыслами: Гжель, Жостово, Городец, ковроткачеством, Скопин, Опошня; формирование понятий об элементах орнамента, его видах

Беседа: изучение нового вида ДПИ, техник работы.

История появления такого направление, знакомство с видами художественного промысла.

8 урок - сделать три декоративные полосы (фризов) из трех пар контрастных цветов.

9 урок - выполнить эскиз декоративной росписи «волшебного» фигурного сосуда

multiurok.ru

5 класс - Сайт учителя технологии и ИЗО

ć Быт_и_нравы_древней_Руси_16_века.pptПросмотр Скачать   3475 кб версия 1 15 нояб. 2011 г., 7:51 Маргарита Юрьевна Леонтьева ć вышивкарушник.ppsxПросмотр Скачать   3026 кб версия 1 31 янв. 2012 г., 1:51 Маргарита Юрьевна Леонтьева

č

городец.wmvСкачать   17059 кб версия 1 18 дек. 2011 г., 12:53 Маргарита Юрьевна Леонтьева ć дизайн.pptПросмотр Скачать   1608 кб версия 1 15 нояб. 2011 г., 7:52 Маргарита Юрьевна Леонтьева ć ДРЕВНИЕОБРАЗЫ,ЕДИНСТВОФОРМЫИДЕКОРА.ppsПросмотр Скачать   1893 кб версия 1 15 нояб. 2011 г., 7:53 Маргарита Юрьевна Леонтьева ć древниеобразы.ppsxПросмотр Скачать   4482 кб версия 2 15 нояб. 2011 г., 7:53 Маргарита Юрьевна Леонтьева ć дымково.pptПросмотр Скачать   17863 кб версия 2 15 нояб. 2011 г., 8:01 Маргарита Юрьевна Леонтьева

ċ

какжилинаРуси.mp3Скачать   2818 кб версия 1 15 нояб. 2011 г., 7:49 Маргарита Юрьевна Леонтьева ć какжилинаРуси.pptПросмотр Скачать   3691 кб версия 1 15 нояб. 2011 г., 7:49 Маргарита Юрьевна Леонтьева ć Каргопольскаяигрушка.ppsxПросмотр Скачать   752 кб версия 1 15 нояб. 2011 г., 8:02 Маргарита Юрьевна Леонтьева ć кукла-мотанка.ppsxПросмотр Скачать   2272 кб версия 1 9 янв. 2012 г., 13:27 Маргарита Юрьевна Леонтьева ć орнаменткуроку.pptПросмотр Скачать   4830 кб версия 1 13 нояб. 2011 г., 11:03 Маргарита Юрьевна Леонтьева ć ОткрытыйурокФИЛИМОНОВО.pptПросмотр Скачать   1343 кб версия 1 15 нояб. 2011 г., 8:03 Маргарита Юрьевна Леонтьева ć прялка.ppsxПросмотр Скачать   2728 кб версия 1 15 нояб. 2011 г., 8:26 Маргарита Юрьевна Леонтьева ć русскийкостюм1.ppsxПросмотр Скачать   4849 кб версия 1 27 дек. 2011 г., 11:36 Маргарита Юрьевна Леонтьева ć Izba.ppsПросмотр Скачать   309 кб версия 1 15 нояб. 2011 г., 7:50 Маргарита Юрьевна Леонтьева ć prez.pptПросмотр Скачать   1040 кб версия 1 22 окт. 2012 г., 12:30 Маргарита Юрьевна Леонтьева ć Russianfolkdoll.pptПросмотр Скачать   5051 кб версия 1 9 янв. 2012 г., 13:32 Маргарита Юрьевна Леонтьева

sites.google.com

КИМы по ИЗО 1 четверть 5-8 класс

5 класс

Фамилия________________ Имя_________

1. Какие из перечисленных глиняные игрушки?

А) дымковская Б) филимоновкая В) матрёшка

2. Какая из перечисленных деревянная игрушка?

А) дымковская Б) филимоновкая В) матрёшка

3. Декоративное украшение красками на изделии- это hello_html_m452dd09.png

4. Какой росписью расписывали керамику?

А) городецкой Б) гжельской В) хохломской

5. Какую роспись рисовали многоцветной,

а сейчас исполняют в синих тонах?

А) городецкую Б) гжельскую В) хохломскую

6.Южная роспись с золотой краской?

А) городецкая Б) жостовская В) хохломская

7. В какой росписи встречается розан?

А) городецкой Б) жостовской В) хохломской

8. Какой росписью расписывали металл?

А) городецкой Б) жостовской В) хохломской

9. Какого орнамента не существуют?

А) геометрический Б) растительный

В) зооморфный Г)природный

10. Верхний слой берёзовой коры

- это hello_html_m452dd09.png

11. Изделие, изготовленное из цельного куска древесины, расколотое на щепки - это hello_html_m309315de.png

12. Символ солнца, встречающийся в северной и южной росписи hello_html_m309315de.png

(1 часть: 12 баллов)

13.Соотнеси роспись и материал стрелочками.

ЖЕЛЕЗО, ДЕРЕВО, ПЛАСТМАССА, КЕРАМИКА

жостовская , пермогорская, городецкая, гжельская, мезенская, хохломская, дымковская, филимоновская

14.Соотнеси роспись и расположение на карте.

СЕВЕРНАЯ ЮЖНАЯ

мезенская, городецкая, гжельская,

пермогорская, хохломская, жостовская.

(2 часть: 4 балла)

6 класс

Фамилия ___________ Имя_______ ____кл.

1. Соотнеси цвета:

Основные составные дополнительные

фиолетовый желтый синий красный

оранжевый зелёный изумрудный салатовый

2. Соотнеси контрастные цвета:

жёлтый оранжевый

красный зелёный

синий фиолетовый

3. Соотнеси родственные цвета:

Салатовый изумрудный синий

зелёный зелёный зелёный

жёлтый салатовый изумрудный

Продолжи предложения

4. Зелёный, коричневый и ахроматические – это ……………………. цвета

а) нейтральные б) холодные в) тёплые

5. Оттенки чёрного – это …………….. цвета

а) хроматические б)ахроматические

6. Гамма бывает…………

а) тёплая б) холодная в) всё перечисленное

7. Жанр ИЗО с изображением неживых предметов (еда, предметы быта и д.р.)

а) анималистический б) портрет в) пейзаж

Ответь

8. Инструмент в живописи

а) перо б) кисть в) стека

9. Материл в живописи

а) краски б) карандаши в) глина

(1 часть: 9 баллов)

hello_html_m662736be.png

1. Натюрморт- это ………………..ИЗО.

2. Отблеск (белого) цвета на предмете.

3. Круг, в каком тёплые и холодные цвета.

4. Баланс белого в цвете – это…………

5. Что мы располагаем во 2-ом этапе?

6. Тёплые и холодные цвета – это ….. цвета.

7. Что определяет нахождение тени?

8. Основной цвет предмета называют……..

(2 часть: 8 баллов)

7 класс

Фамилия____________ Имя____________

1. В основе жанра лежит определённый идейный замысел (конкретная тема).

а) портрет б) натюрморт в) тематический

2. В основе жанра быт и культура человека

а) религиозный б) мифологический в) бытовой

3. В основе жанра исторический герой или событие

а) батальный б) исторический в) бытовой

4. Картины с изображение событий или сюжетов

а) анималистическая б) сюжетная в) тематическая

5. Идейный замысел, тема, художественная форма – это компоненты … картины

а) анималистической б) сюжетной в)тематической

infourok.ru


Смотрите также