Архитектура и дизайн (7 класс). Рисование 7 класс архитектура рисунки


Архитектура и дизайн (7 класс)

Муниципальное образовательное автономное учреждение

«Лицей №6 имени З.Г.Серазетдиновой» г.Оренбург

Архитектура и дизайн

урок практикум 7 класс

г.Оренбург

Технологическая карта урока

Учитель

Федюнина Т.М.

Класс

7

Автор УМК (Программы учебного курса)

Неменский Б.М.

Тема урока

Архитектура и дизайн. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм

Тип урока

Комбинированный

Планируемые результаты:

Метапредметные: Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания. Связь миропонимания, образа жизни, природных и социальных условий со строительством зда­ний и организацией городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры.

Предметные: единство художественного и функционального.

Личностные: Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Важнейшие архитектурные элементы здания.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Планируемые результаты

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.

Организация местоположения каждого ученика. Мотивирует учащихся на начало урока, высказывает добрые пожелания детям. Управляет ситуацией самооценки

Актуализация опорных знаний.

Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок.

 

Регулятивные: уметь организовать место занятий.: правильность выбора учебных принадлежностей

Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).

2. Актуализация знаний, мотивация.

“Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание, как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля”

Организация поискового решения выдвинутых познавательных задач. Слушают, отвечают на поставленный вопрос, осмысливают цель урока.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Регулятивные: целеполагание, умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение

Осознание необходимости получения новых знаний.

Развить интерес к искусству. Воспитать мотивацию к учебной деятельности

3. Постановка учебной задачи.

Подведение к теме и воспроизведение необходимых знаний. Активирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию, предлагает ответить на вопросы.

самостоятельно формулируют тему, цели урока выбор материалов план пути достижения цели.

Познавательные: самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные:

определяют цель и проблему в учебной деятельности 

Представления учащихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

4. Решение учебной задачи.

Познакомить учащихся с понятиями модуль, стиль.

Дать представление о модуле, стиле в архитектуре.

Научить моделировать  объемные композиций при помощи модулей.

работать по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий; конструировать основные объемно-пространственные объекты

Познавательные:

Классифицируют по заданным основаниям, сравнивают по заданным критериям, делают выводы.

сравнивают объекты.

Личностные: осознают свои интересы.

Умение видеть прекрасное в обыденном, целеустремлённость, сопереживание. Исторические аспекты развития художественного языка конст­руктивных искусств.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Познакомить с выразительными средствами и правилами построения, конструирования. Развивать навыки решения композиционных задач. Формирование умений и навыков работы в технике бумажной пластики и макетирования.

Выполнение макета из нескольких объёмов. Моделировать в своих творческих работах архитектурно-дизайнерские объекты работать по воображению проектированием конкретных зданий; конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя глубинно-пространственную композицию

Регулятивные: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Коммуникативные:

Стремиться к координации действий и сотрудничеству

Познавательные: Находят различие в в композиции и цветовом решении.

Личностные: осознают свои эмоции, понимают эмоции других людей.

 выполнить макет реального здания из простейших объёмных форм в технике бумагопластика

6. Оценка.

сравниваем, что сделали за отведенное время, оцениваем по следующим критериям: целостность композиции; выразительность исполнения цвета, рисунка, объема; умение согласовать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль; декоративность композиции; аккуратность исполнения

анализировать работы товарищей, аргументировать и оценивать свои результаты на уроке.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Личностные: рассуждают о причинах своего успеха или неуспеха в выполнении задания.

Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

7. Итог. Рефлексия деятельности.

Выставка работ учащихся

Выставление оценок.

Сегодня я узнал

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось … 

я смог…

я попробую…

меня удивило...

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Излагают своё мнение в диалоге, делают выводы, осознано используют речевые средства в зависимости от ситуации

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: делают вывод.

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге

Личностные:  доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Умение соотносить результаты собственной деятельности. Проявляют познавательную активность.

8. Домашнее задание.

Сбор информации по данной теме

Запись д/з в дневник.

Личностнные:

-ценностно-смысловые ориентиры;

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Архитектура и дизайн.

Урок – практикум 7 класс.

Цель: создать оригинальную конструкцию (фантазийную конструкцию) из вертикальных и горизонтальных плоскостей произвольной формы.

Задачи: Закрепить знания об архитектуре, дизайне.

Развивать творческую и познавательную активность.

Научить видеть конструктивные отличия разных типов архитектуры.

Научить делать из бумаги архитектурные сооружения.

Развивать образное представление, логическое мышление, фантазию учащихся.

Учитель: Здравствуйте.

Я, предлагаю прослушать стихотворение.

Колонны, портики и шпили –

Архитектура разных стилей.

Соборы, здания, проспекты –

Всплеск мысли, зодчества проекты.

Кариатиды и атланты –

Следы застывшего таланта.

В полете замершие звуки.

Плоды строительной науки,

Волшебных снов изображенье,

Свободной мысли выраженье.

Проектировщиков искусство

В сердцах людских разбудит чувство:

Благоговение, блаженство,

Непостижимость, совершенства.

Фантазии людской полет

В шедеврах каменных живет.

Скажите, пожалуйста, о чем это стихотворение?

Учащиеся: Об архитектуре. О строительстве в разных стилях.

Учитель: Да. Это стихотворение об архитектуре, о красоте архитектурных стилей.

Слайд №1 Учитель: посмотрите на эти картинки, что можно о них сказать? Что это?

Слайд №2 Учитель: посмотрите на этот слайд. Что изображено здесь? Как это можно назвать, одним словом? Что объединяет эти 2 слайда?

Ученики: предположительные ответы

Слайд №3

Ребята вы некогда не задумывались, почему на некоторые здания мы обращаем внимание, а другие даже не замечаем?

Учитель: Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Какая тема нашего урока

Слайд №4

Сегодня наша тема «Архитектура и дизайн». Урок – практикум.

Учитель: Что такое архитектура?

Слайд №5

Учащиеся: Архитектура – строительное искусство, умение проектировать и создавать населённые пункты, жилые дома и общественные здания.

Учитель: Архитектура появилась с возникновением классовых обществ и разделением типов построек на жилые и общественные

Слайд №6

Учитель: Кто такой архитектор?

Ученик: Архитектор – автор проекта постройки, руководитель всех строительных работ.

Слайд №7

Учитель: Назовите виды архитектуры

Учащиеся: Жилые (дома), производственные (заводы, фабрики, учебные учреждения)

Общественные (театры, стадионы, религиозные постройки)

Слайд №8

Учитель: Назовите основные требования к постройке.

Учащиеся: Польза, прочность, красота.

Слайд № 9

Учитель: Недостаточно построить прочное и удобное здание. Нужно, чтобы его размеры и облик создавали определённое настроение: радость или волнение, гордость или восхищение…

Слайд №10

Учитель: скажите, пожалуйста, к какому стилю относятся эти постройки?

Учащиеся: Древнему.

Учитель: Да, это древний стиль. И первые постройки – это Дольмены – врытые в землю глыбы-вертикали, перекрытые крупными плоскими камнями.

Жители Древнего Египта для усопших фараонов строили гробницы - громадные пирамиды. Пирамида Хеопса – самая большая каменная постройка в мире (147м).

Слайд № 11

Учитель: Первые каменные храмы появились в Древней Греции в VII веке до нашей эры. К какому стилю относится эта постройка?

Учащиеся: Античный стиль.

Слайд № 12

Учитель: Следующее строение. Какой это стиль?

Учащиеся: Романовский стиль.

Учитель: Что характерно для этого стиля?

Учащиеся: Характерный тип романского стиля – загородные замки, похожие на крепости, окружённые каменными стенами, увенчанными зубцами, с башнями.

Слайд №13

Учитель: Какой это стиль?

Учащиеся: Готический.

Слайд №14

Учитель: Мир, который создает человек

Дизайн – это искусство создания облика вещей, их формы, это многообразный мир вещей – от вилки и журнала до одежды и машин.

Слайд №15

Учитель: Что такое дизайн?

Учащиеся: Вещь, сделанная человеком красиво.

Учитель: Разновидность проектирования, целостный процесс изготовления изделия от идеи до реализации, нацеленный на то, чтобы изделие, отвечая потребностям человека, соединяло в себе красоту и функциональность.

Назовите, где встречается дизайн?

Учащиеся: Дизайн архитектурной среды, одежды, аксессуары, промышленный, графический, фотодизайн, экологический, компьютерный, визаж, и т.д.

Слайд №16

Учитель: Мы с вами рассмотрели архитектуру, дизайн, а теперь соединим их вместе.

Архитектура и дизайн вместе с живописью, скульптурой и графикой составляют единую систему пространственных искусств.

Слайд №17 – 26

Учитель: предлагаю полюбоваться красотой архитектурных построек в мире. Назвать узнаваемые вами, в какой стране они находяться?

Слайд № 27

Учитель: Как вы думаете , что мы должны сделать сегодня на уроке?

Ученики: Создать архитектурную постройку.

Задание: создайте оригинальную конструкцию (фантазийную конструкцию) из вертикальных и горизонтальных плоскостей произвольной формы, ритмически организовав и сбалансировав ее как единое композиционное целое.

Слайд № 28

Учитель: обязательно надо соблюдать пропорциональность.

Пропорциональность – важнейшее определение в архитектуре. Оно характеризует тектонику здания, т.е. его строение, соразмерность его частей по отношению друг к другу и к целому.

Слайд №29

Учитель: Используя модули различной формы, конфигурации. Соединяя их между собой. Надо создать архитектурную постройку.

Слайд №30 – 36

Учитель: Посмотрите, какие макеты сделали учащиеся прошлого учебного года обучения.

Слайд №37

Учитель: Рекомендации.

  • Важно. Чтобы дом не был очень велик, не подавлял территорию. На которой расположен, или, наоборот, не был очень мал, не терялся на ней.

  • Формы зданий в ваших макетах могут быть разнообразны по своему назначению

  • Удачное соединение и пересечение полосок придает динамику, выразительность и ритм всему макету.

  • Внутри больших форм всегда можно найти более мелкие формы – детали, которые придают зрительное разнообразие всему облику здания. Форма становится более выразительной.

  • Используя модули, т.е. по-разному соединяя их между собой, можно достичь неизмеримого богатства форм.

Учитель: Задание. Мечты о будущем строении вы из бумаги создадите,

Архитектурное решенье вы на уроке воплотите.

Дом, офис, дачу иль завод постройте, как вы мечтаете –

И архитектурную постройку в проекте вы представите.

Создайте оригинальную конструкцию (фантазийную конструкцию) из вертикальных и горизонтальных плоскостей произвольной формы, ритмически организовав и сбалансировав ее как единое композиционное целое. Желаю вам удачи.

Учащиеся выполняют работу парами.

Заключение: Учащиеся представляют свои проекты. Рассказывают о них (название, для чего предназначен, его функциональность).

Слайд №38

Рефлексия: Продолжите предложение…

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что могу...

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне понравилось...Для меня стало новым…Я приобрёл...Меня воодушевило...

Мне захотелось…

Урок дал мне для жизни…

Я похвалил бы себя ….

Учитель: Ребята мне очень понравились ваши работы. И как вы их представили. Даже хочется предложить ваши проекты главному архитектору нашего города, чтобы они воплотились в жизнь.

Наш урок подошел к концу.

Большое всем спасибо! Благодарю за урок. До свидания.

infourok.ru

Мастер класс: Рисование архитектуры

Изображение различных интерьеров с натуры — интереснейшая область рисования. Рисунки интерьеров — от набросков до законченных,— накапливаясь, создают рабочий материал, который может во многих случаях понадобиться художнику в его творческой работе.

Имеет ли интерьерный рисунок свои специфические черты, свои особенности и требует ли специальных знаний и опыта? Безусловно.

    Во-первых, интерьер всегда включает пространственные планы. Цель, поставленная художником, предопределяет выбор места, с которого он будет рисовать интерьер, композиционный характер рисунка и соответствующий формат бумаги. Необходимость пока­зать внутреннее архитектурное пространство обязывает рисующего найти такую точку схода и горизонт, чтобы архитектура была удобочитаема и в правильном соотношении пропорций окон, стен, карнизов, дверей, арматуры, мебели и т. д.

    Во-вторых, интерьер имеет различные источники освещения — окна, торшеры, лю­стры, бра. Иногда в интерьере одновременно «работают» несколько световых точек. Все Это вносит в архитектурную среду оригинальную световую характеристику и требует зна­ния приемов изображения прямого, рассеянного или отраженного света. Каков бы ни был источник света, важно следить за воздушной перспективой, которая дополняет линейную.

    В-третьих, предметы, составляющие интерьер, различны по окраске (от белого до черного) и фактуре (дерево, мрамор, ткани, металл). Надо умело передавать такие ма­териалы.

Когда надо изобразить только перспективный вид зала, коридора или комнаты, можно ограничиться простым свободным контуром. Но дело становится сложнее, если требуется показать материал драпировок или паркетную кладку: здесь приходится так вести рису­нок, чтобы учитывать последующие стадии работы. Например, отражение на полирован­ном мраморе или паркетном полу, натертом до блеска, можно слегка протереть резинкой. Так же как узор на декоративной ткани, так и мрамор с прожилками и естественными за­теками сначала прорисовывают в бело-серой тональности, потом прокладывают общим то­ном по всей поверхности, в меру усиливая тоновое напряжение в тенях (а в драпиров­ках — в складках). Для интерьерных рисунков хорошо можно использовать тонированную бумагу с расчетом в последней стадии работы белым карандашом или мелком сделать удары в световых точках и их отражении на блестящей поверхности какого-либо пред­мета.

    Приемов изображения интерьеров, как и наружной архитектуры, включая ансамбли, много. Укажем на несколько типичных примеров. Но прежде оговоримся: примеры будем приводить по рисункам, исполненным карандашом, углем, сангиной, и не затронем тех­нику живописных акварельных отмывок, где приемы несколько иные, а иногда совер­шенно противоположные рисуночным. Конечно, иногда выгодно по рисунку проложить общий тон легкой акварелью, чтобы обобщить различные планы.

    При изображении пространства в рисунке можно применять два горизонта, когда мы хотим, например, фронтальную стену показать величественней. Для широкого охвата пространства архитектурного ансамбля дозволяется вводить в горизонт две-три точки схода. Это дает возможность избежать стремительного сокращения архитектурных масс к единой точке схода. Этот прием приближает построение рисунка к ортогональному ре­шению, или, верней,— широкофокусному изображению, как в кино.

    Только благодаря освещению мы можем видеть все нас окружающее, воспринимая видимый мир по законам оптики. Но это не значит, что художник, как фотограф, рисует все, что видит, со всеми деталями.

    Подходя к изображению интерьера, художник заранее совершенно сознательно ста­вит себе определенную цель и ограничивает себя известными приемами рисунка. Для беглых, коротких зарисовок интерьера, как правило, пользуются контуром. Этот очень удобный прием позволяет зафиксировать на бумаге архитектурные пропорции и планы, перспективную характеристику, декор, украшающий интерьер, архитектурные детали и арматуру. Все это конечно, будет носить в рисунке отвлеченный характер, потому что контур, как таковой, лишь условно определяет границы предмета, не давая представления о его цвете и фактурных качествах. Весьма ограничены возможности контура в передаче реального объема. Недоступно контуру и многое другое. И тем не менее, такие архитек­торы, как Воронихин и Жолтовский, добивались блестящих результатов в интерьер­ных рисунках, выполненных контуром. Заодно вспомним блестящие контурные рисунки Энгра, который, кстати сказать, линейным приемом достигал впечатления архитектур­но-пространственной среды.

    Часто художники прибегают к очень удобному и хорошо разработанному методу рисования интерьера, когда контурный рисунок протушевывается большими тоновыми планами. Такой рисунок, сохраняя начертательную характеристику архитектуры, прибли­жается к светотеневому. Проложенные теневые места естественно контрастируют с бо­лее светлыми. Тем самым зритель как бы вводится в реальную среду интерьера. Однако легкая тоновая проработка теней еще не затрагивает фактуры материалов; почти, как правило, в таком рисунке освещение условное, построенное по принципу прокладки те­ней под углом 45°.

    Рисунок, сделанный по правилам светотеневой характеристики, может выражать и часто выражает не только условную природу освещения, но дает и несколько иные каче­ства. Здесь мы можем столкнуться с освещением двусторонним, с освещением спорным между основным источником света и дополнительным. Прежде чем делать такой рисунок, конечно, надо подумать, как эффектнее использовать освещение в интерьере, как наибо­лее выразительно выявить световые планы. Будет ли свет проходить через оконные проемы, или это будет свет рассеянный, от скрытого источника, будет ли это игра света от люстр и канделябров — в каждом случае мы будем иметь совершенно новое явление в смысле освещения, которое потребует и качественно новое решение рисунка.

    В архитектурных рисунках — сочинениях Гонзага — мы видим сложную игру света, и в то же время пространство организовано как единое целое. Мы невольно тут же-вспо­минаем Пиранези, который очень эффектно выходил из положения, когда, освещая даль­ние планы в архитектуре, погружал весь передний план в тень. Можно у Пиранези видеть и другой прием, когда передний план (например, аркада, вводящая в какое-то архитек­турное сооружение) очень резко освещается, а второй план архитектуры уходит в полу­тень.

     Молодой художник должен на практике проверить возможности таких композицион­ных приемов и, когда нужно, уметь их применять в своей работе.

    В нашем пособии помещено несколько рисунков будущих архитекторов, которые в чисто учебном плане делали архитектурные зарисовки с натуры. Рисунок, изображающий выход из метро (рис. 83), дает конкретное представление о характере архитектуры, о материалах, из которых построено сооружение. Здесь четко показан источник света, дающий отражение на арке и полу. Мастерски техническими приемами передана леп­нина, вписанная в архитектуру, обобщенно выявлена игра света на орнаментике. Перели­вается и блестит полированный мраморный пол, отделанные бронзой двери. Словом, ху­дожник сумел передать характер интерьера убедительно, в его материальной значимости.

    Введение в интерьер человека (рис. 84) мы считаем также удачным хотя бы по­тому, что люди, изображенные в интерьере, дают ясное представление о масштабах ар­хитектуры, о высоте, размерах всего сооружения. С введением человека в архитектуру мы лучше ощущаем характеристику архитектуры, ее особенности. По типам изображен-иных людей мы узнаем исторический отрезок времени, назначение архитектурного со­оружения. Сравните этот рисунок с изображением той же станции метро (рис. 85), но без людей. Глядя на другой рисунок, который изображает уголок комнаты (рис. 86), мы ви­дим уже иные приемы. Свободным, широким штрихом автор передает своеобразие обста­новки комнаты, насыщает ее предметами обихода. Нам кажется, что художник справился с задачей показать стилевую характеристику бытового интерьера.     Рассматривая проекты декора, сделанные Камероном, мы можем ясно увидеть не только отвлеченную, сухую перспективу дворцового интерьера, но мы свободно читаем по рисунку, что представляет собой отделка стен, арматура, портьеры, ковры, мебель и т. д. Мы особо останавливаем ваше внимание на архитектурных сочинениях Камерона, потому что это пример того, как должно уметь делать творческие рисунки, имеющие непосредственное отношение к архитектурным сооружениям.     Кстати, стоит еще раз вернуться к рисункам Пиранези, потому что у нас есть все основания рассматривать их как сочинения архитектора. Если, скажем, интерьеры учени­ков, сделанные в московском метро, являются просто архитектурными зарисовками с на­туры, то рисунки Пиранези можно назвать проектами будущих архитектурных сооруже­ний. В сущности, Пиранези выступает в этих рисунках и как художник, и как архи­тектор, и как великолепный рисовальщик (см. рис. 178, 179 в главе «Рисунок и ком­позиция»),     Чем лучше художник владеет карандашом и различными графическими приемами, тем легче ему будет создать свои композиционные сочинения.     Выходя на просторы улиц и площадей города, всматривайтесь в стилевые признаки зданий, в особенности той или иной архитектуры, в ансамбли. Замечайте, как архитек­тура смотрится на фоне парка, как выглядят группы людей на фоне архитектурного пей­зажа, какие приемы строители применили в ансамблях, учитывая рельеф местности и воз­можности обозрения при подходе к ним с различных сторон. Рисовать надо в разное время дня, в разную погоду — тогда вы увидите одну и ту же архитектуру и в резком солнечном освещении сбоку, и силуэт здания против света, когда все детали пропадут и обобщатся в силуэте, увидите тоновую разницу светлых зданий на темном фоне парков.     Рисование архитектуры увлекательное и крайне полезное занятие. Наблюдая и изу­чая архитектуру, вы сумеете не просто делать зарисовки-памятки, а и размышлять с ка­рандашом в руке. Такие рисунки незаменимы для накопления опыта, они со временем пригодятся для творческой работы художника.     Рисование городского пейзажа требует не только хороших знаний перспективы и тех­нических приемов, но большого вкуса и умения отобразить существенное, скомпоновать видимое, т. е. выбрать наиболее выгодную точку зрения на изображаемую часть пейзажа. По вашим рисункам зритель увидит и поймет, что больше интересует художника:величественный архитектурный ансамбль или дворик, современная архитектура или уходящие в прошлое особнячки.     В рисунках городских ансамблей еще смелей и шире, чем в рисовании интерьеров, надо решать пространство. Здесь воздушная перспектива предстает в полном значении. Мы приводим в пособии ряд типичных рисунков разных художников. Подобных ри­сунков можно привести бесконечно много, поэтому мы рекомендуем молодым художни­кам посмотреть эстампы и увражи, принадлежащие многим поколениям рисовальщиков архитектуры, пытливо всмотреться в их мастерство, чтобы понять их творческие индиви­дуальности.

    Прежде чем приступить к разбору рисунков, приложенных к настоящей главе, пого­ворим о правилах рисования архитектуры на воздухе. Каковы же эти правила?

    Как и в рисунках с живой модели в сложном пространстве или в интерьерных рисун­ках, так и здесь надо строить изображение на законных основаниях, т. е. по правилам перспективы, согласно которым определяется взаимосвязь пространственных планов с го­ризонтом и точкой схода и положение всех предметов в пространстве. Первоначально рисуйте в контурных штриховых приемах, помня, что абрис предметов есть самый по­стоянный, устойчивый фактор изображаемого. По ходу солнца освещение будет все время перемещаться: в процессе работы предмет может освещаться солнцем под определенным углом; оказавшись против солнца, предмет начинает смотреться силуэтом. Солнце, скры­тое в облаках, по-иному освещает предметы, иными станут и тоновые отношения.     Учитывайте возможные изменения в освещении. Прорабатывайте прежде всего боль­шие планы, подчиняйте и соотносите к ним менее крупные формы и детали. Вырабаты­вайте свои приемы и навыки.     Контурная прорисовка особенно важна там, где в поле зрения попадаются Двигаю­щиеся предметы, необходимые для композиции, например автомобиль. Советуем подоб­ные вещи рисовать сразу, затем по контуру тушевать. Рекомендуется в рисунках интерьеров и экстерьеров разнообразить формат бумаги в приучать себя рисовать архитектуру в разном масштабе, избегая, однако, слишком боль­ших размеров бумаги.     И еще одно пожелание: первые городские пейзажи рисовать в несолнечный день, когда освещение более устойчиво и ландшафт с архитектурой по своим световым отно­шениям мало меняется. Но если по ряду причин приходится работать в условиях скоро проходящих световых эффектов, соразмеряйте процесс рисования так, чтобы в короткий момент схватить главное, а остальное доработать по памяти, возможно, с последующей проверкой на натуре. Вот почему рисование по памяти крайне необходимо рисовальщику, а тренировка в этом направлении даст свои благотворные результаты.     Перед нами пейзажный набросок Рембрандта (рис. 87), характерный широким охва­том холмистой местности, сделанный в контрастных тонах. Выразительно и просто пе­реданы уходящие планы земли и деревья. Вдали высится замок, в лаконичном изображе­нии которого достоверно передан архитектурный стиль, и, что особенно важно в данном случае,— замок вписан в ландшафт. Формат бумаги соответствует главным горизонталь­ным планам рельефа местности. Изображение замка дано не по середине листа, а левее, что позволило художнику развернуто показать пейзаж и планы земли. Рисунок набро-сочный, но дает полное представление о характере местности.

    Рисуя башню на пригорке (рис. 88), Каналетто взял низкий горизонт, и этот вы­бор точки зрения предопределил величественный вид башни, устремленность вверх ее массива. Архитектура, как и пейзаж, прорисована легким контуром. Крупными планами нанесена заливка на теневые стороны пейзажа. От рисунка остается впечатление легко­сти, воздушности.

Иной прием мы видим у Гварди (рис. 89). Жирный контур, контрастный к свету, ложится по теневым сторонам предметов и фигур и по сути дела переходит в тоновые планы.  

    Обрывочные, энергичные удары кисти лепят теневые стороны фигур. Освещен­ные стороны этих фигур мастер вовсе не трогает — они выразительно появляются после того, как он зальет легким тоном вторые планы фона. Если Каналетто по всему листу проходит заливкой одной силы, то Гварди сочетает легкие заливки вторых планов с жир­ным контуром, которым он буквально лепит первопланные фигуры, внося мажорное зву­чание во все изображение.

Рисунки английского художника Русбири для нас интересны документальностью, точностью пропорций, простотой изобразительных средств. Именно за эти качества мы и помещаем рисунки Русбири в нашем пособии (рис. 90, 91).

    Рисунок ученика, изображающий здание больницы на Б. Калужской улице в Москве (рис. 92), хорошо передает общий характер архитектуры. Тактично проработаны де­тали при сохранении больших планов. Верно построен по перспективе, но однообразие тона, сухость тушевки снижают в общем благоприятное впечатление. Рисунок этот ти­пичен для начинающего рисовальщика.

    В иной манере сделан рисунок «Здание Академии наук СССР» (рис. 93). Автор умело владеет живой линией, утолщенной на предметах переднего плана, и благодаря разнице в толщине контура передает глубину пространства. Хорошо найдены строгие линии архитектуры по контрасту с ломаными, рваными контурами деревьев и первопланной землей. Простыми средствами здесь достигнута убедительность архитектурного пейзажа.

    Рисунок «Площадь Революции», также исполненный учеником (рис. 94), обогащает наше представление о разнообразии возможностей карандашной техники. Характер архитектуры и всей площади в дождливый день дается мягкими растушевками различной силы, легкостью дальних планов, хорошо «увязанных» с просветами неба, отраженного в мокрой мостовой. Расплывчатость планов «скреплена» ажуром проводов и энергичными силуэтами людей. Этот рисунок — хороший пример пленерного изображения городского ансамбля.

    Нашу беседу о рисовании архитектуры сопровождают городские пейзажи Рембрандта, М. Воробьева, Гварди, Каналетто, Русбири. Рядом с ними мы помещаем для сравнения рисунки, выполненные учениками — будущими архитекторами.

russartschool.blogspot.ru

Конспект урока "Красота классической архитектуры"

Красота классической архитектуры 7 класс

Цели: познакомить учащихся со стилями древнегреческой архитектуры на примере афинского Акрополя, типами ордеров; учить рисовать с натуры капители со светотеневым решением и установлением тональных отношений; развивать умение осуществлять поиск композиции; воспитывать эстетический вкус и бережное отношение к памятникам истории.

Оборудование: фотографии, слайды с изображениями древнегреческих архитектурных ансамблей; гипсовая капитель; образец педагогического рисунка.

Словарь: Акрополь, дорический ордер, ионический ордер, база, ствол, каннелюры, архитрав, фриз, карниз, капитель, стилобат, антаблемент.

Ход урока

I. Организация урока.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы урока.

Учитель. Историю изучают по многим памятникам старины, среди которых произведения архитектуры – одни из самых интересных. Время проходит, а они остаются как живые свидетели прошлого, как шедевры человеческого гения. И сегодня нас продолжают волновать архитектурные образы, созданные античными зодчими. Знакомство с архитектурными стилями многое может рассказать о культуре, искусстве далекого от нас времени. Сегодня мы познакомимся со стилями древнегреческой архитектуры.

III. Введение в тему.

Беседа с учащимися по вопросам.

1. Дайте определение термину «архитектура».

Возможный ответ. Архитектура – это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. Это отдельные здания, площади, проспекты, парки, стадионы, поселки, города.

2. Что вы знаете о монументальном искусстве и искусстве архитектуры мегалитического периода?

Возможный ответ. Среди мегалитических сооружений, сохранившихся в различных местах земного шара, в том числе и в России, выделяются три основных типа: менгиры, дольмены, кромлехи. Самый известный кромлех находится в Англии – это Стоунхендж, представляющий круг диаметром 30 метров из вертикально поставленных камней, перекрытых горизонтальными плитами. Характерны для этого периода и так называемые циклопические крепости, стены которых выложены из огромных глыб камня. В районах, бедных камнем, но изобилующих лесами, распространены были «городища» – поселения, укрепленные бревенчатыми оградами, земляными валами и рвами.

Менгир это вертикально врытый в землю каменный столб. Их высота варьируется от 0,80 метров до 20. Менгиры стоящие отдельно, являются обычно самыми высокими.

Дольмены – это дословно «каменный стол» - слово пришло к нам с Британии, т.к. тамошние мегалиты как раз и представляют четыре подпорных камня, на которые несколько тысячелетий назад неизвестные взгромоздили огромную каменную плиту.

3. Что вы знаете об архитектуре Древнего Египта?

Возможный ответ. Наиболее известными сооружениями этого периода являются пирамиды и храмовые комплексы. Основными конструкциями каменных монументальных сооружений Египта были стена и стоечно-балочная система, в которой мощные опоры несут массивную балку – блок, поддерживающую каменные плиты перекрытия. Выдающийся образец периода – ансамбль храмов в Дейр-эль-Бахари.

4. Какой город был центром культурной и художественной жизни Греции V века до нашей эры?

Возможный ответ. Афины были центром Древней Греции.

5. Какой архитектурный ансамбль Древней Греции является наиболее известным?

Возможный ответ. Акрополь – памятник могущества Афин и величия победы над персами.

6. Что вы можете сказать о размерах зданий, построек в античной архитектуре?

Возможный ответ. Величина зданий и их деталей была соразмерна человеку. Поэтому здания не подавляли человека, а рождали в нем уверенность в собственных силах.

IV. Рассказ об особенностях архитектуры Афинского акрополя.

Учитель. Сегодня мы познакомимся с особенностями архитектуры Древней Греции на примере Афинского акрополя.

Акрополь – это расположенная на возвышенности городская крепость. И в наше время можно увидеть из любой точки Афин высокий холм в центре города и мраморный Акрополь на его вершине как символ древнегреческой культуры, памятник становлению европейской цивилизации. Здесь были самые красивые холмы Древней Греции. Самым распространенным типом храмов был периптер. Он представлял собой прямоугольную постройку, со всех сторон окруженную колоннадой.

hello_html_5e02c0a8.png

Ансамбль Афинского Акрополя, V век до н. э. Реконструкция

Величайшей заслугой городских зодчих является создание архитектурного ордера – особого приема художественного оформления несущих (колонна с капителью, иногда с базой) и несомых (архитрав, фриз и карниз) частей в стоечно-балочной каменной конструкции (в переводе с латинского слово «ордер» означает «порядок»).

В Древней Греции существовало три ордера: дорический, ионический и коринфский. Название ордеров связано с местами их возникновения. Дорический ордер более прост, массивен, монументален, нагружен, внутренне напряжен. Ионический ордер более легок, изящен, пластически богат, не столь нагружен и менее напряжен. В пластике и пропорциях ордеров нашли известное символическое отражение поиски образов по подобию строения человека – антропоморфизм, свойственный в целом греческому искусству. Древнеримский теоретик архитектуры Ветрувий, ссылаясь на мнение греческих авторов, сравнивает дорический ордер с «крепостью и красотой мужского тела», ионический ордер – с «утонченностью женщин, их украшениями и соразмерностью».

hello_html_m69e2991b.pnghello_html_m1ccf3ec3.pnghello_html_4c349aed.png

Греческие архитектурные ордера:А – дорический орден; Б – ионический орден; В – коринфский орден

Дорический ордер.

Дорический ордер имел три основных части: основание – стилобат, несущие опоры – колонны и несомую конструкцию – антаблемент. Ствол колонны в целях устойчивости сужается кверху и увенчан капителью. Назначение последней – создать более удобный переход от горизонтальных балок к вертикалям колонн. Антаблемент членится на три основные части. Нижнюю часть представляет несущая балка – архитрав. На нее опирались концы поперечных балок, торцы которых, по-видимому, облицовывались деревянными планками, а промежутки заполнялись терракотовыми плитами с нанесенной на них живописью или барельефом. Средняя часть антаблемента – фриз, верхняя часть – карниз, который нависает над всей конструкцией, предохраняет ее от дождевой влаги и своей четкой горизонталью завершает композицию. Обработка колонны вертикальными желобами – каннелюрами оттеняет функции несущих вертикальных опор. Утонение ствола кверху не только придает устойчивость колонне, но и делает ее «живой», по-скульптурному пластичной. Зрительной конструктивности ордера подчинялась и разработка декоративных деталей: скульптурные вставки допускались только в полосе фриза, а архитрав всегда оставался гладким.

Огромную роль в образной характеристике ордерных композиций играли пропорциональные соотношения основных элементов ордера: отношения толщины колонны к ее высоте, высоты архитрава и всего антаблемента к высоте колонны и т. д. При возведении ранних построек архаического периода греческие строители, еще не овладев в полной мере возможностями каменных стоечно-балочных конструкций, придавали ордеру чрезмерно грузные формы: антаблемент делался тяжелым, достигая порою почти половины высоты колонн. Последние в расчете на большую нагрузку делались массивными и устанавливались близко друг к другу.

Овладевая механическими свойствами камня, применяя прочные породы известняка и мрамора, зодчие облегчают ордер, добиваются более стройных и гармоничных пропорций.

Ионический ордер.

Ионический ордер резко отличается от дорического пропорциями и деталями. Колонна имеет тонко профилированную базу и богатую капитель со спиралеобразными волютами. Горизонтальные членения капителия украшены глубоким лепным орнаментом с преобладанием в них яйцевидных деталей – иоников. Архитрав делится на три выступающие друг над другом полосы. Фриз иногда сплошь покрывался барельефом. Карниз украшался узкой полосой из иоников и завершался профилем с тонко прорисованным орнаментом.

Профили и детали ионического ордера разрабатывались с ювелирной тонкостью и моделировались индивидуально. Пропорции ионических колонн отличаются от пропорций дорического ордера большей стройностью, а система в целом – легкостью и пространственностью.

Коринфский ордер.

Коринфский ордер отличается особой праздностью и роскошью. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, пышной капителью, состоящей из листьев аканта и небольших волют.

Храмы Акрополя.

Как и другие сооружения древних греков, Акрополь сильно пострадал от времени, но и теперь он поражает гармонией и уравновешенностью своей планировки, красотой отдельных зданий.

Лучшие архитекторы, скульпторы того времени трудились над его возведением. Руководил же всеми работами величайший скульптор Греции – Фидий.

Украшенный колоннадой вход – Пропилеи – ведет на Акрополь. В центре Акрополя возвышается Парфенон (447–438 гг. до н. э.) – дорический храм, посвященный богине Афине Парфенос (Афине – Деве) – покровительнице города. «Парфенон» означает «помещение для девушек». Существует предположение, что именно здесь избранные афинские девушки ткали пеплос, который во время торжественных панафинских праздников одевали на статую богини Афины.

hello_html_e699fd0.png

hello_html_m61e5deba.png

Видный со всех сторон и издалека, храм должен был композиционно доминировать в окружающем пространстве, архитектурно объединяя ансамбль. Этой задаче более отвечал периптер, на основе которого зодчие Иктин и Калликрат создали гениальный образец этого типа, ставший шедевром древнегреческой архитектуры.

hello_html_3d6a6e67.png

Пропилеи Акрополя, архит. Месикл, 437–432 гг. до н. э.Реконструкция

Парфенон – самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой метрополии. Его размеры по стилобату 30,86 × 69,51 м, а высота колонн 10,43 м при диаметре в нижней части 1,905 м.

Внутри в нем было два зала – прямоугольный и квадратный. Оба зала соединялись с внешней галереей посредством полузакрытых портиков с двумя дорическими колоннами.

Внешняя ордерная галерея – основной элемент композиции. В разработке был использован вековой опыт развития дорических храмов – крупномасштабных, массивных, монументальных. Монументальность сочетается с гармонией и изяществом форм. В композиции как бы соединились величие дорики с тонкостью и стройностью ионики.

hello_html_m6d7400e5.png

Парфенон, архитекторы Иктин и Калликрат, 447–438 гг. до н. э.

При выполнении композиции учтены условия ее зрительного восприятия. Была тонко осуществлена система отклонений от геометрической правильности основных линий: незначительный подъем на фасадах горизонтальных линий к середине, наклон осей колонн к стенам храма, наклон фронтонов к наружной стороне, утолщение угловых колонн и т. п. Эти отклонения, исправляя искажения, связанные с особенностями оптического восприятия архитектуры человеческим глазом, придавали облику здания ту едва уловимую пластичность, которая лишает геометрические формы сухости, делает их мягкими, живыми.

hello_html_m1792cd2.png

Созданный в период наивысшего расцвета Афин, Парфенон в своих формах воплотил величественную героику и монументальный покой, свойственные в целом лучшим произведениям классического периода.

Храм Ники Антерос («Бескрылой победы») был построен по проекту Калликрата как памятник победы Афин над персами. Колонны и трехчастный антаблемент – классический пример разработки деталей греческого ионического ордера.

hello_html_848dbdb.png

Храм Ники Аптерос, архит. Калликрат, 449–421 гг. до н. э.

Храм Ники поставлен на высоком выступе крепостной стены, у основания которого выставлялись победные трофеи греков. Его композиция как бы парила над посетителями, приближавшимися к Афинскому Акрополю.

В ионическом ордере построен и Эрехтейон – третий храм Акрополя. Его отличительные черты – асимметрия плана и портик, в котором колонны заменены фигурами девушек – кариатидами, поддерживающими покрытия. Эрехтейон лишен торжественного величия Парфенона, зато он привлекает своей живописностью и нарядностью наружного убранства.

hello_html_3a9e52cf.png

Эрехтейон, 421–406 гг. до н. э. Восточный фасад

Как видите, недаром период V и IV веков до нашей эры носит название классического, то есть образцового, настолько совершенны в это время пропорции ордеров, скульптурный декор, гармонична и уравновешенна планировка зданий.

VI. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Понятие «архитектура» невозможно постичь без практического осуществления пластической идеи в пространстве. Изображение архитектурного проекта в графической технике поможет увидеть его в иллюзорном пространстве с учетом рельефа и характера окружающей среды. Это один из этапов проектирования какого-либо строения архитектором. Графический рисунок, выполненный с учетом пространственного положения архитектурного сооружения и светотеневым решением, позволяет выявить конструктивные недоработки, пропорциональность отдельных его элементов.

На предстоящих двух уроках вы выполните рисование с натуры гипсовой капители.

– С чего начинается работа над рисунком?

Ответы учащихся.

Правильно, с поиска композиционного решения. Для этого необходимо в зависимости от точки наблюдения, размеров и формы предмета определить, какая величина является определяющей – ширина или высота. От этого зависит расположение прямоугольного листа бумаги – горизонтальное или вертикальное. Кроме того, в это время решается вопрос величины будущего изображения: оно должно быть не большим, но и не маленьким, и располагаться в центре листа.

Рисуя с натуры, очень важно уметь передать объем изображаемого предмета. А это возможно только при знании светотеневых градаций.

VI. Сообщение теоретических сведений.

Светотень показывает степень освещенности поверхности предмета. Понимание закономерностей светотеневых градаций и связанных с ними тональных отношений способствует овладению учебным рисунком. Только с помощью светотени можно превратить плоский круг в объем шара.

Образование светотени на предмете зависит от положения модели по отношению к источнику света и от его силы. Лучи от концентрированных источников света, таких как солнце или мощные прожекторы, распространяются радиально. Лучи от лампы накаливания, находящейся на небольшом удалении от натурной постановки, воспринимаются как параллельные.

hello_html_61e51a05.png

Зависимость характера светотени от направления лучей света

Рассмотрим закономерности светотени на предметах граненой формы, поверхности которых развернуты к источнику света под разными углами. Приводимые названия светотеневых градаций условны, так как дают представление только об основных тональных отношениях.

Свет – поверхность, на которую падают прямые лучи. Блик – самое светлое пятно на плоскости. Обычно яркие блики хорошо видны на блестящих (полированных или лакированных) поверхностях предметов. Полутень появляется на плоскостях, освещенных косыми скользящими лучами света.

Тень, или собственная тень, образуется на поверхностях, куда прямые лучи света не попадают. Чем ближе к источнику света, тем темнее грань теневой плоскости. Такой эффект получил название линии светораздела или линии собственной тени. Рефлекс – участок теневой поверхности, подсвеченный отраженными лучами света. Рефлексы, как правило, темнее полутонов. Падающая тень образуется от освещенных участков формы, которые «берут на себя», задерживают прямые лучи света. Граница тени, падающей на лежащее позади модели пространство или находящиеся рядом предметы, называется линией падающей тени.

hello_html_3b19df66.png

Пример образования светотени на граненых поверхностях

Тон – воспроизведение в рисунках, свойственных натуре светотеневых градаций на объеме. На предметах с ровной, мягко изогнутой формой, не имеющей четко ограниченных гранями плоскостей, переход от света к тени будет происходить постепенно, без резкого перепада светотеневых отношений. Для такой формы характерен плавный, насыщенный полутонами переход от самого светлого к самому темному пятну.

Падающие тени строят касанием линий луча света в точках освещенных плоскостей и его пересечением с проекцией на плоскость, воспринимающую падающую тень. Конфигурация падающей тени определяется объемом формы самого предмета.

hello_html_1d3d6a88.png

Пример образования светотени на изогнутой поверхности

Пример 1. Выявление тоном формы куба.

Рассмотрим куб, освещенный постоянным источником света. Такое освещение даст возможность в случае необходимости выполнять работу в несколько сеансов, сохранять разницу освещенности плоскостей. После того как предмет линейно-конструктивно построен, можно приступить к выявлению формы светотенью.

Нанесение тона на плоскость куба начинают с теневой грани, от линии собственной тени. Начав с легких штрихов, тень постепенно усиливают, заполняя всю теневую плоскость с рефлексом. Только после этого переходят к выявлению полутона. Границы соединения освещенных и неосвещенных граней куба читаются четкими, резкими, особенно к верхнему, расположенному ближе к источнику света углу теневой плоскости. Теневая грань куба в нижнем углу несколько высветляется, так как на нее падает отраженный от предметной плоскости свет – рефлекс.

hello_html_6d945df0.pnghello_html_b7699ad.png

а б

Выявление тоном формы куба:а) построение; б) светотень

Спроецировав падающую тень от крайних вертикальных ребер куба и верхней грани на предметную плоскость, легко намечают падающую тень. Падающая тень ясная и четкая у нижнего основания куба, она «воздушнее» собственной тени, потому что дальше удалена от источника света.

Работая тоном, нужно постоянно сравнивать освещенные и теневые поверхности. При этом надо стараться как можно меньше пользоваться резинкой. Сравнивая световые отношения поверхностей куба в натуре, мы стремимся передать на рисунке только их главные, основные градации: свет, полутень, тень собственную и падающую.

Используя силу карандаша в передаче контрастов («светлое на темном» и «темное на светлом»), следует избегать черноты в рисунке.

Основной недостаток начинающего рисовальщика заключается в том, что, нажимая на мягкий карандаш, он стремится добиться абсолютной глубины теней, забывая о тональном масштабе.

hello_html_m340d8af3.png

hello_html_m366c4abe.png

Тональный масштаб

Только установив путем сравнения природные тональные отношения и приравнивая их к светотеневому решению рисунка, можно определить тональную шкалу: от самого темного пятна (зависящего от возможностей материала, в данном случае – карандаша) до самого светлого (белой бумаги). Между этими полярными, контрастными пятнами рисующий должен разместить всю гамму тональных оттенков.

Используя тональный масштаб, учащийся должен почувствовать «растяжку» тональных оттенков при лепке формы между граничащими светотеневыми зонами, в пределах которых должны быть распределены все промежуточные тона.

Пример 2. Выявление тоном формы цилиндра.

Цилиндр строится по законам конструкции и перспективы. На зрительное восприятие цилиндра влияют условия освещения и место, с которого мы его рассматриваем.

Если на поверхностях, состоящих из ряда плоскостей, каждая грань имеет свою, четко выраженную освещенность, ограниченную ребрами, то на изогнутых поверхностях цилиндра, не имеющих граней, переход от света к тени будет постепенным, плавным. Поэтому между самым светлым местом и линией собственной тени на боковой поверхности цилиндра расположатся полутона, постепенно и мягко переходящие в тень. На цилиндрическую поверхность лучи света падают под все более острым углом по мере поворота поверхности от источника света. На теневой поверхности цилиндра будут действовать рефлексы – отраженные лучи света, высветляющие тень по мере ее удаления от линии светораздела – линии собственной тени. На границе между верхним основанием цилиндра и передней частью поверхности со стороны света появится самое светлое пятно – блик.

hello_html_m46108776.pnghello_html_m8aca281.png

а б

Выявление тоном формы цилиндра: а) построение; б) светотень

Пример 3. Выявление тоном формы конуса.

Выполнив линейно-конструктивное построение конуса, приступим к его лепке тоном.

hello_html_m1917431c.pnghello_html_m1037f7dd.png

а б

Выявление тоном формы конуса

Распределение элементов светотени на конусе имеет некоторые особенности. При боковом освещении наиболее светлое место конуса, постепенно расширяясь к основанию, приобретает форму вытянутого треугольника. Соотношение света и тени, направление линии собственной тени зависят не только от формы предмета, но и от направления лучей света и местоположения рисующего.

Контраст между светом и тенью находится на вершине конуса, приближенной к свету, и будет уменьшаться по мере увеличения радиуса конической поверхности.

VII. Практическая работа.

Задание: выполнить рисование с натуры гипсовой капители (карандаш).

Целевые обходы учителя:

1. Контроль за правильностью выполнения приемов работы.

2. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

3. Контроль за объемом и качеством выполненной работы.

hello_html_m266197f6.pngФизкультминутка

1. И. п. – стоя, руки на поясе. На счет «раз» – наклон вперед; на счет «два» – наклон влево; на счет «три» – наклон назад; на счет «четыре» – наклон вправо. То же в обратной последовательности. Повторить 8 раз.

2. И. п. – стоя, руки на голове, кисти одна за другой. На счет «раз» – с поворотом вправо, полуприсед, левую руку вперед, правую руку назад; на счет «два» – вернуться в исходное положение; на счет «три» – то же самое влево, на счет «четыре» – вернуться в исходное положение.

3. И. п. – стоя, руки на поясе. Ходьба на месте, высоко поднимая колени. При сгибании ноги носок опущен. Спину и голову держать прямо.

VIII. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

2. Заключительное слово учителя.

Ваши работы показывают, что тему сегодняшнего урока вы усвоили хорошо. В лучших рисунках, используя тональный масштаб, вы смогли передать «растяжку» тональных оттенков при «лепке» формы между граничащими светотеневыми зонами, поэтому форма гипсовой капители получилась объемной, реальной.

Домашнее задание: подготовить сообщение «Краткий анализ эпохи XVII века в западных странах».

infourok.ru


Смотрите также