Руководство к интерпретации рисунков. Рисование автопортретов


Автопортрет - история, рекомендации к съемке, автопортреты мировых фотографов

Автопортрет – (от греч. autos-сам и франц. portrait - портрет, англ. self-portrait, франц. autoportrait, нем. Selbstbildnis) - живописное, графическое или скульптурное изображение художника, выполненное им самим при помощи одного зеркала или системы зеркал. Содержит оценку своей личности, своей роли в общественной жизни и искусстве, декларацию своих творческих принципов. Художник может быть представлен в разных обличьях, в разных одеждах.

Автопортрет требует от художника искусства самопознания. Автопортрет можно встретить во всех видах искусства: литературе, музыке, изобразительном искусстве.Считается, что жанр автопортрета получил развитие в эпоху Возрождения. До появления абстракции автопортрет создавался при помощи зеркал — только так можно изобразить себя, если сам себя не видишь. Это своего рода нарциссизм: отражение формируется по желанию автора таким, каким он хочет видеть себя. 

Helmut Newton

Художники античности, создавая автопортрет, отлично передавали внешнее сходство, но внутренний, духовный мир был им недоступен. Для эпохи христианства характерно стремление к покаянию, исповедь. В автопортрете появляются мотивы самокритичности. В эпоху Возрождения формируются жанровые особенности автопортрета. Вам наверняка хорошо известны автопортреты таких художников, как Леонардо да Винчи, Тинторетто, Эль-Греко, Рембрандта, Рубенса, Тициана, Ван-Гога, Пикассо и многих других. 

 

В автопортрете можно увидеть много интересного относительно отношения человека к себе, видения своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и эмоциональной самооценки. Автопортрет - это осмысление своего духовного склада, постижение своего характера, своих привязаностей и склонностей, своих достоинств и недостатков, своих воззрений на мир, человека, природу, самокритичность.

Жанр автопортрета очень популярен в фотографии. Фотографировать себя, когда только появился жанр фотографии, было очень не просто. Современная техника делает возможность самовыражения через автопортрет намного проще. Труднее заглянуть в самого себя, проанализировать самого себя, оказаться по ту сторону камеры и оказаться в роли изучаемого. Взгляд на себя со стороны очень не прост.

André Kertész

Один из вариантов наблюдения за собой со стороны – съемка через зеркало. Зеркало часто использовалось художниками в рисовании автопортрета, оно служило реалистическим отражением для рисования с натуры, оно помогало художнику показать себя в ролевом образе. Как только мы начинаем примерять на себя роли, мы или уходим в этот процесс и остаемся в образе или начинаем освобождаться от ролей и убираем один за другим фильтры, через которые мы смотрим на реальность.

Второй путь — это изучение, нахождение внутренней точки отсчета, внутренней сути самого себя.

Brassaï

Еще технический вопрос - что можно назвать автопортретом? Что, если спуск затвора фотокамеры нажимает рука другого человека? Кто автор снимка? Любой снимок, режиссером которого был сам фотограф, можно считать автопортретом. Современные технические возможности таковы, что в помощи посторонних нет необходимости. 

Marianne Breslauer

Общие рекомендации

Как подготовить съемку и с чего начать? Как и в любом другом жанре фотографии – с создания образа и композиции. Подумайте, что вы хотите показать зрителю. Серьезного молодого человека в полный рост в деловом костюме, пробуждение юной девушки в романтическом окружении подушек и шелкового белья на кровати, задумчивое настроение у окна с видом на окружающий вас мир или нечто абстрактное с бабочками, сердечками и феями. Прежде чем снимать, подумайте, как вы ходите себя показать и с помощью каких средств вы можете передать это настроение.

Итак, первое - концепция и идея снимка.

Как только вы определили тему вашего снимка, вы можете перейти в ее реализации. В первую очередь вам нужно решить, с каким реквизитом вы будете работать и где вы будете снимать (определить место съемки). Фотография - это рисование светом. Поэтому следующий шаг - выбор и подготовка освещения (свет из окна, естественный свет на улице или вспышки). И, наконец, подготовка оборудования для съемки. 

Ré Soupault

Оборудование

Камера

Оптимально иметь цифровую камеру с таймером (с задержкой на несколько секунд) и автофокусом, в случае если вы снимаете со студийным светом, необходима возможность синхронизации с ним.

Объектив

Выбор фокусного расстояния зависит от масштабов портрета. Оптимально иметь портретный мягко-рисующий объектив.

Штатив

Для съемки автопортрета вам обязательно понадобится штатив. Можно использовать любую другую поверхность для установки фотоаппарата, но только с помощью штатива вы гарантированно получите резкие снимки.

Свет

Вы можете снимать на улице с естественным светом. Здесь вам понадобится отражатель и в некоторых случаях  диффузор-рассеиватель. В качестве отражателя могут служить белые стены и другие белые поверхности. При съемке со светом из окна так же желательно использование отражателя (альтернатива - белые стены и поверхности). Если вы хотите снимать со студийным светом, вам необходимо иметь вспышки и синхронизатор.

Дистанционное управление

При съемке на цифровую камеру может быть достаточного встроенного таймера автоспуска, но если вы фокусируетесь не вручную, то автофокусировка будет происходить при нажатии на кнопку спуска камеры. Автофокус может ошибаться и резкость может оказаться не на глазах, а где-то в другом месте.

Гораздо удобнее пульт дистанционного управления. При помощи пульта вы получите большую мобильность: вам не нужно будет бегать между камерой и местом съемки для того, чтобы сделать один кадр (бег полезен для здоровья, но приятного в беге туда сюда мало вы не сможете как следует сконцентрироваться на настроении и образе). Кроме того, пульт маленький и во время съемки его просто спрятать в руке или кармане. Лучше всего подходят радиопульты или ИК-пульты. Вы не будете связаны проводами с камерой и у них дальность действия в пределах десятка метров. Так же можно воспользоваться спусковым тросиком.

Richard Avedon

Советы по съемке автопортрета

Фокусировка

Один из вариантов - камера в режиме автофокуса фокусируется заранее на то место, где предполагается расположение лица. На месте лица может находится любой предмет. Затем автофокус отключается или камера переводится в режим фокусировки неподвижного объекта (то есть отключается следящий автофоку, не забудьте отключить и все стабилизаторы и гироскопы на объективе).  Фокусировка должна быть на глаза и портреты лучше всего снимать с малой глубиной резкости. Но в случае автопортрета малая ГРИП почти невозможна, поэтому диафрагма должна быть от f\8 и уже. Для того, чтобы камера могла нормально фокусироваться, на лице должно быть достаточное количество света.

Варианты съемки

Есть много вариантов съемки автопортрета. Первый, который мы часто видим в соц. сетях. “Фотограф” берет камеру и снимает себя на вытянутой руке. Дружеские шаржи-автопортреты, снятые таким образом, нам всем известны.

Второй способ - съемка отражения в зеркале. При съемке с зеркалом вы можете контролировать позу, выражение лица, взгляд и пр.

Самый сложный и интересный способ съемки автопортрета - съемка с предварительной подготовкой. Для этого вы готовите место съемки, ставите камеру на штатив, заранее компонуете кадр, готовите свет, выбираете экспозицию. Конечно, для установки света и определения экспозиции лучше иметь помощника.

Как правило при съемке автопортрета нужно контролировать результаты после того, как вы отсняли несколько кадров. То есть вы снимаете несколько кадров, смотрите на результаты, вносите поправки в композицию кадра, позу, свет, экспозицию и пр. и снимаете дальше. В композиции очень важно, чтобы ваша поза была удобной и натуральной. Если вы снимаетесь сидя, найдите опору для ног и рук (подушки, книги, подлокотники и пр.)  Взгляд при съемке не обязательно должен быть направлен в камеру. Все зависит от вашей задумки и от того, хотите ли вы вести прямой диалог со зрителем, смотря в камеру или вы хотите показать себя в раздумьях, мечтах, воспоминаниях.

Съёмка автопортрета - сложный, но очень увлекательный и интересный процесс. Вы учитесь понимать себя. 

Willy Ronis

Ugo Mulas

Ed van der Elsken

Stanley Kubrick

Lee Friedlander

Cecil Beaton

Lee Friedlander

Robert Mapplethorpe

Ed van der Elsken

Paolo Roversi

Helmut Newton

Ilse Bing

Arno Rafael Minkkinen

Jeanloup Sieff

Frank Horvat

Richard Avedon

Frédéric Boissonnas

Astrid Kirchherr

Annie Leibovitz

Stanisław Ignacy Witkiewicz

Tom Palumbo

Peter Keetman

Sally Mann

Herman Leonard

Richard Avedon

Helmut Newton

Я знаю летопись далеких лет, Я знаю, сколько крох в краюхе хлеба, Я знаю, что у принца на обед, Я знаю - богачи в тепле и сухе, Я знаю, что они бывают глухи, Я знаю – нет им дела до тебя, Я знаю, все затрещины и плюхи, Я знаю все, но только не себя.

Ф. Вийон.

fotomeridian.livejournal.com

Учимся рисовать автопортрет - Учимся рисовать

Не случайно для представления были выбраны сложные примеры, даже их простое копирование способствует совершенствованию вашей техники. Не расстраивайтесь, если первые попытки несколько нерешительны, ведь вы копируете рисунки, сделанные по картинам великих мастеров, о чем я обязан напомнить еще раз. Главное – попробовать, даже если у вас вообще ничего не получается, можно поздравить себя с отличной практикой. Когда вы закончите, вам, может быть, захочется взяться за еще одно небольшое задание.  

Сделайте увеличенную распечатку или фотокопию действительно волнующего вас рисунка и аккуратно обведите основные очертания композиции. Перенесите эти контуры на качественную бумагу для рисования, а потом, поставив перед собой распечатку, постарайтесь как можно точнее скопировать рисунок. Благодаря этому вы сможете проникнуть в глубины мастерства художника и с пользой поупражняться, оттачивая свой собственный стиль. Продолжайте работать столько времени, сколько посчитаете нужным, пока не получится удовлетворительная версия оригинала. Как упражнение в рисовании, такая попытка может оказаться довольно показательной.

За всю свою жизнь, начиная с отрочества и до конца своего жизненного пути, Рембрандт не единожды брался за свой автопортрет и оставил нам любопытное свидетельство того, как старело его лицо. Копия автопортрета, где художнику около шестидесяти, нарисована с использованием техники растушевки мягким карандашом В2, имитирующим мел, которым был выполнен оригинал.

Ханс Хольбейн Младший (1497/8-1543) оставил после себя удивительно изящные рисованные портреты придворных, созданные во время его пребывания при дворе Генриха III. Сейчас его работы являются частью Королевской коллекции (большинство находится в Виндзорском замке, но некоторые хранятся в Королевской галерее Букингемского дворца) и достойны изучения, поскольку отличаются замечательной, искусной лепкой образа. Эти люди без всякого стеснения афишировали черты своего характера, поэтому их портреты похожи на портреты детей, несмотря на то что художник оставил нам очень мало других подсказок, кроме формы головы, глаз, ноздрей, рта и волос. Хольбейн добился такого результата, решительно отказавшись от детального воспроизведения формы, и оставлял в портрете ровно столько подробностей, сколько требуется глазу для того, чтобы принять не тронутую карандашом бумагу за фрагменты лица. Мы склонны видеть то, что ожидаем увидеть. Талантливый художник извлекает пользу из нашего ожидания. Лучше меньше, да лучше.

Поль Гоген (1848-1903) подарил оригинал (1888 г.) этой выполненной мелом копии ван Гогу. Он назвал свой автопортрет Les Miserables («Отверженные»), намекая не только на обычную бедность художников, но и на их всепоглощающее стремление к совершенству.

Автопортрет (1993 г.) американского художника Грегори Гиплеспи (1936-2000) написан в мощном и откровенном реалистическом стиле. Морщинистая шея и слегка опущенный взгляд говорят о том, что во время работы зеркало располагалось чуть ниже головы художника. Флисовая куртка с капюшоном придает образу довольно суровый монашеский вид.

На рисунке, выполненном с картины французского художника XVIII столетия Франсуа Буше, обнаженная девушка, лежа на кушетке, позирует художнику. Хотя ее голова поднята и подперта руками, а спина прогнулась, поза ничем не выдает какого-либо действия с ее стороны. Вид сбоку и положение лежа действительно производят самое безмятежное и спокойное впечатление.

Рисовать обнаженную натуру всегда сложно, но данный пример несколько легче для копирования, так как художник не стал растрачиваться на мелкие детали и ограничился основными очертаниями, то есть рисовать придется немного. Только убедитесь в правильности пропорций и форм, и вы уже на полпути к успеху.

Post Views: 3

aerodizain.com

Рисование головы человека - Н. Н. Ростовцев

4 часть

Характер мышления и восприятия у художника сегодня совершенно иной, чем был у художников прошлых эпох. Даже художники одного столетия, по прошествии нескольких десятилетий, начинают по-иному воспринимать и оценивать искусство. Касаясь этого вопроса, И. Крамской писал В. Поленову: «Но уж такая судьба русского общества, что то, что было вчера еще впереди, завтра, в буквальном смысле завтра, будет невозможно, и не для одного или двух невозможно, а для всех станет очевидным. Четыре года тому назад Перов был впереди всех, еще только четыре года, и после Репина „Бурлаков" он невозможен».

Каждый художник, являясь представителем эпохи, своего времени, старается это отразить в своем произведении, включая и автопортрет. Это достаточно убедительно доказала выставка «Автопортрет», организованная Государственной Третьяковской галереей в 1977 году. Поэтому, используя отдельные приемы и методы передачи формы в рисунке, с помощью которых великие мастера достигают неповторимой выразительности, не превращайте их в единственную и главную цель своей работы. Главная цель — раскрыть свой образ, показать себя таким, каким вы являетесь в жизни, тогда и средства выражения формы в рисунке будут приобретать новое звучание, свойственное вашей манере и темпераменту. Если же вы будете подражать какому-нибудь старому художнику, маскироваться под него, копировать у данного мастера средства выражения — успеха в работе не будет.

Еще хуже, когда вы начнете изображать себя в несвойственном виде, с повышенной помпезностью, что любят делать начинающие художники. Старайтесь изобразить себя таким, каким вы привыкли видеть себя в отражениях (зеркале), не задумываясь и не заботясь о формальной стороне дела. Великие мастера портрета в своих автопортретах стремились запечатлеть свой образ таким, какими они были в том или ином периоде жизни.

Значение этих автопортретов для нас состоит не только в их художественной ценности как образцов графического искусства, но и в том, что они сохранили до нашего времени живой образ их создателей. В каждом рисунке отражен облик художника без какой-либо парадной напыщенности, а такой, каким художник был в период создания своего автопортрета. Эта естественность и простота заставляет зрителя верить в непогрешимость сходства, в реальную убедительность образа.

Работая над автопортретом, полезно изобразить себя с разных точек зрения, чтобы лучше изучить свое лицо. Примером таких зарисовок может также служить рисунок академика В. Н. Яковлева, который представлен в нашем пособии на рисунке 127.

Рисунок №127 — В. Н. Яковлева, автопортрет

При выполнении автопортрета с рукой, не подрисовывайте ее как элемент композиции, что обычно делают некоторые художники, а старайтесь передать жест руки, свойственный всей фигуре. Прорисовывая пальцы на руках, передавайте содержание движения кисти руки — держит палитру, карандаш, планшет с бумагой (рис. 120).

Работая над длительным рисунком, не торопитесь его заканчивать в один сеанс. Начав рисунок и почувствовав, что работа пошла успешно, ведите ее до первого, даже самого незначительного затора. Почувствовав, что в рисунке что-то стало не так, немедленно прервите работу, даже если рисунок будет только начат. Прервав работу и сохранив хорошее начало, вы в дальнейшем сможете успешно ее продолжить. Если же вы себя заставите продолжать работу, то срывы будут следовать один за другим и автопортрета не получится. Если же вы передохнете и вернетесь к работе через несколько часов или на другой день, то работа может пойти успешно.

Для повышения выразительности рисунка во время моделировки формы можно вводить различные материалы. Например, при работе углем можно чуть-чуть добавить сангины (рис. 118, 128), или мела, при работе графитным карандашом — цветные карандаши. Но, сочетая различные рисовальные материалы, не стремитесь к раскраске. Рисунок становится красивым и выразительным тогда, когда художник вносит не по всем поверхностям, где располагается свет, а только там, где горят блики; сангину — для передачи материальности кожи лица, но не пастозными штрихами, а растертую пальцем с легкой прокладкой тона.

Рисунок №128 — А. О. Орловский, автопортрет

hudozhnikam.ru

Методика «Автопортрет» - Руководство к интерпретации рисунков

1   2   3   4   5   6   7

Методика «Автопортрет»

Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы по психологической диагностике. – М.: Изд. "Дидакт", 1991. – С. С. 145-163.

Полезно для диагностики самооценки вместе с другими методиками одновременно использовать тест «Автопортрет». По определению, автопортрет — это изображение-человека, созданное им самим. Для психодиагностики важно, в какой мере автопортрет как изображение его создателя исчерпывает свою модель и ограничивается ею, а также по каким типологическим признакам можно его различать.

Автопортрет имеет несколько линий развития, равно как и вершины его художественного воплощения. Обобщая разнообразие форм автопортретов в живописи, можно выделить следующие:

— изображение лица как центрального; очень часто это графическое изображение;

— изображение портрета в интерьере, дополняющем и оттеняющем портрет;

— изображение одновременно нескольких автопортретов, различающихся по возрасту, характеризующих различные возрастные этапы жизненного пути;

— автопортрет-метафора — становится распространенным в последнее время, являясь ареной для всякого рода психологических экспериментов, рассчитанных на самое изощренное воображение зрителя: Например, изображение молодой женщины в подчеркнуто экстравагантном модном костюме, балансирующей на подвешенном в воздухе канате;

— сюжетный автопортрет, выполненный в обычной, вполне реальной ситуации, т.е. в кругу близких друзей, где автор беседует, ест, пьет, прогуливается и т.д.;

— исключительная ситуация, но вполне реальная, при которой изображается участие в каком-либо важном событии, происходящем в действительности;

— изображение вымышленной, фантастической ситуации, в которой автор никогда не был, и все это происходило без него.

Интерпретация I. Тест «Автопортрет» адаптирован Р.Бернсом (США, Институт человеческого развития, г. Сиэтл. 1972), который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. «Вы можете прийти домой, закричать или заплакать, — пишет Р.Бернс, — но вы не можете это сделать на работе. Все это отразится в вашем рисунке». Р.Бернс трактует элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете следующим образом.

Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интел­лектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к кри­тике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффек­тивность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозное и чувство неадекватности.

Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Крупные ступни подразумевают потребность в безопасности. Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.

Интерпретация II (интегративно-оценочная). Нашей задачей стала разработка теста «Автопортрет» для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе; своей внешности, личности и отношения к ней.

Цель методики, выявление ивдивидуально-типологических особенностей человека.

Материал, карандаш или ручка, лист бумаги размером 10х15 см.

Инструкция:«Нарисуй свой портрет».

При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.

1. Эстетическое изображение — выполняется лицами, имеющими художественные способности. По графическим тестам и по тесту «Автопортрет», в частности, всегда можно различить лиц, обладающих «рукой художника». Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей.

2. Схематическое изображение — в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.

3. Реалистическое изображение — выполненное с более тщательными подробностями, т.е. прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитивному стилю.

4. Метафорическое изображение — человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например, чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т.д. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией воображения, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.

5. «Автопортрет в интерьере» — изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т.д.

По-видимому, к такого рода изображению склонны лица обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.

6. Эмоциональный автопортрет — человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисунку. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т.п.

7. Изображение позы или движения — человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. Возможно, такой тип изображения свойственен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т.п.

8. Изображение автопортрета со спины — вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например, экспериментатору и т.д., либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.

Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала. Способы обработки данного теста могут быть самые различные — от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией.

Для обработки этого теста нами разработана специальная схема, которая позволяет выявить как качественные, так и количе­ственные показатели изображения.

Обработка результатов теста «Автопортрет»

Выделенный показатель:

  1. Изображение в виде одного лица
  2. " — в виде бюста
  3. " — в полный рост
  4. " — профиля
  5. " — анфас
  6. Схематическое изображение
  7. Реалистическое изображение
  8. Метаморфозное изображение
  9. Автопортрет в интерьере
  10. Более одного изображения — 2, 3 и т д.
  11. Автопортрет на фоне пейзажа
  12. " — в декоративной рамке
  13. " — в эмоциональном состоянии
  14. " — в виде литературного персонажа
  15. " — выполненный в виде движущегося изображения
  16. " — с предметом в руках
  17. Размер изображения в кв. см.
  18. Высота изображения
  19. Степень сходства изображения с оригиналом по шкале 1, 2, 3.
  20. Степень нажима, толщины линий 1, 2, 3
  21. Наличие штриховки 1,2, 3.
  22. Эмоциональная выразительность изображения 1, 2, 3
  23. Степень прорисовки лица
  24. -наличие глаз
  25. -наличие носа
  26. -наличие рта
  27. -наличие бровей
  28. -наличие ресниц и т.д.
На основании схемы обработки мы получаем возможность сравнить индивидуальные и групповые данные выполнения теста, а также сопоставить полученные данные по графической методике с показателями других методик (личностных опросников, параметров восприятия, памяти и др.)

Вот пример описания одного из изображений: портрет относится к группе реалистических изображений, в котором присутствуют все элементы лица, прическа, одежда с рисунком; портрет выполнен в виде бюста, заключен в декоративную рамку, размер портрета свидетельствует о благоприятном физическом состоянии, что подчеркивает наличие румянца на щеках. Его оригинал обладает выраженной общительностью, интересом к человеку и некоторой демонстративностью (об этом свидетельствует наличие декоративной рамки и особенности прорисовки лица). Степень нажима и штриховки показывают наличие незначительного внутреннего напряжения

1   2   3   4   5   6   7

topuch.ru


Смотрите также