Конспект урока по живописи "Постановка с чучелом птицы". Рисование чучела птицы с натуры


Конспект урока по живописи "Постановка с чучелом птицы"

Конспект урока «Постановка с чучелом птицы» преподавателя МОУ ДОД «Детская художественная школа» г. Городец Железновой Елены Сергеевны.

Предмет: живопись 3 класс ДХШ

Цель урока: выполнение начала цветового решения постановки натюрморта с чучелом птицы.

Задачи:

1. научить передавать в цвете окраску и форму птицы сойки, выявив её анатомическое строение в целом, фактуру оперения;

2. развивать способность видеть градации светотеневого тона в живописи;

развивать умение смешивать и искать различные оттенки,

развивать наблюдательность и понятие о взаимодействии цветов;

  1. воспитывать эстетическое отношение к окружающим предметам.

Оборудование для учителя:

  • постановка,

  • методические таблицы,

  • бумага (А3) с линейным рисунком постановки,

  • образцы работ учащихся ДХШ,

  • краски акварельные,

  • кисть,

  • палитра.

Оборудование для учащихся:

  • бумага (А3) с линейным рисунком постановки,

  • краски акварельные,

  • кисть,

  • палитра.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка художественной задачи.

  3. Педагогический показ, объяснение материала.

  4. Практическое выполнение учащимися работы.

  5. Подведение итогов.

План-конспект урока «Постановка с чучелом птицы».

1.Приветствие, организация рабочего места учащихся.

Приветствие, проверка готовности к уроку: ученики сидят за мольбертами, на мольбертах кнопками закреплена работа в карандаше, выполненная на предыдущем уроке. На табуретках около каждого ученика приготовлены акварельные краски, кисти, палитра, вода для рисования.

На стенде расположены работы учащихся с чучелом птиц.

hello_html_m10500bf1.jpghello_html_m1bf7c53a.jpg

2. Постановка художественной задачи.

- На этом занятии мы начнём выполнять постановку с чучелом птицы сойки в цвете.

Нам надо прописать весь натюрморт, установив главные цветовые отношения. Ввиду того что нам предстоит ещё работать над постановкой цвет берите не слишком густо.

В ходе работы следует всё время следить за характером светотеневых изменений тёплых и холодных цветов, стараться уловить разницу между ними.

hello_html_13f9dfc1.jpg

3. Беседа с учащимися.

- Чего достигает художник с помощью светотени? От чего зависит светотень?

(От формы и источника света)

- Какие градации светотени вы знаете?

(Свет, блик, полутень, тень, рефлекс, падающая тень)

- Какие бывают тени? (Собственные, падающие)

- От чего зависит форма падающей тени? (От формы предмета)

- Чем достигается мягкость перехода от тени к свету в законченном рисунке?

(Градацией теней, разной их силой, оттенками цвета)

  1. Педагогический показ, объяснение материала.

Учитель прикалывает кнопками линейный рисунок постановки, подготовленный заранее. Дети подходят к учителю и встают полукругом к его мольберту, чтобы лучше было видно.

Учитель показывает как нужно работать, объясняя и проговаривая вслух материал.

- В процессе работы надо идти от общего к деталям.

Сначала проложить на рисунке общие светотеневые и цветовые отношения, а потом уже выписывать детали.

В живописи нет точных правил с чего начинать с самого яркого предмета или с фона, иногда яркий цвет приберегают к концу, сначала создав ему окружение из более спокойных цветов.

infourok.ru

«Натюрморт с чучелом птицы, с цветной драпировкой и предметами быта».

Открытый урок

По предмету Живопись

Тема урока: «Натюрморт с чучелом птицы, с цветной драпировкой и предметами быта».

Урок подготовила преподаватель отделения изобразительного искусства Детской школы искусств г. Муравленко  Фасхиева Люция Муратовна

Тема: «Натюрморт с чучелом птицы, с цветной драпировкой и предметами быта».

Цель: Выполнение цветового решения натюрморта.

Задачи:

Обучающая: закрепить знания о «колорите», обучение поэтапному выполнения натюрморта.

Развивающая: развитие творческого воображения учащихся, развитие мыслительных способностей.

Воспитывающая: воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету «живопись». Воспитывать внимание, усидчивость наблюдательность к натуре, последовательность в выполнении натюрморта.

Тип занятий: Комбинированный.

Оборудование для преподавателя: Натурная постановка с чучелом птицы, методическая таблица последовательности построения натюрморта, таблица последовательности изображения птицы, таблица правильности компоновки натюрморта и выбора масштаба, таблица «Типичное строение птицы», работы учащихся и студентов.

Материалы для учащихся: набор простых карандашей, ластик, видоискатели, формат А2, гуашевые краски, кисти, палитра, баночка с водой.

Зрительный ряд: Репродукции картин голландских художников Франс Снейдерс, Питер Клас, Вилем Клас Геда, Поль Сезан, А.Н. Толстой, Советского художника Ильи Ивановича Машкова, П.П. Кончаловского, Е. Чарушина слайды А. А. Рылова «В голубом просторе», П. Пикассо «Голубь мира».

План урока:

  1. Организационный момент – 5 минут.
  2. Объяснение материала      – 15 минут
  3. Самостоятельная работа   -  20 минут
  4. Итог урока                         -  5 минут

Ход урока:

  1. Организационный момент. Восстановление дисциплины. Сообщение темы, целей, задачи урока.
  2. Рассмотрите, внимательно репродукции картин. К каким жанрам

изобразительного искусства относятся эти произведения? Правильно, а какие кроме представленных жанров вы еще знаете? Правильно. Здесь представлены различные жанры изобразительного искусства, в том, числе и натюрморт. Так, что же такое натюрморт?

          Правильно. Натюрморт в переводе, «мертвая натура». Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, художественно воспроизводящее домашнюю утварь, музыкальные инструменты, фрукты, овощи, цветы, битую дичь и неодушевленные предметы.

           Одна из основных тем жанра  натюрморт – тема любви к природе, тема её познания, освоения, восхищения изобилием её даров, их красотой и бесконечным разнообразием.

           Однако мир вещей, который открывается перед нами в разнообразных натюрмортах, не производит впечатления застывшего, мертвого. Напротив, многие из них привлекают нас чувством живой природы, говорят о человеке, об окружающей его среде.

          Обратите внимание на репродукции известных мастеров, как удивительно отражены в картинах красота луговых цветов, как прекрасны освещенные солнечным светом фрукты.

          Действительно, разглядывая предметы, изображенные на картине, начинаешь понимать, сколько усилий и мастерства вложено, чтобы изготовить вазу, расписной поднос, вышитое полотенце, чтобы вырастить                     овощи, испечь хлеб.

           Давайте рассмотрим работы известного художника Петра Петровича Кончаловского. Действительно замечательные произведения. А в каком стиле работал этот художник? Правильно. Рассмотрим следующие произведения, скажите, к какому стилю они принадлежат? Молодцы, спасибо. А в каком стиле выполняются вами ваши постановки? Правильно, академические постановки выполняются в реалистическом стиле. Все выше представленные работы  художников, по своему интересны, по разному закомпонованы, все они прекрасны, потому что выполнены с соблюдением всех законов художественной грамоты. Любое изображение в изобразительном творчестве начинается с композиции. А кто мне скажет, что такое композиция? Для чего она служит? Правильно. Ведь если не грамотно закомпоновать рисунок на листе работа будет не интересна зрителю. Рассмотрим следующую таблицу. Скажите, под каким номером предметы грамотно закомпонованы? Какие ошибки присутствуют на других рисунка?

     Обратимся к нашей постановке, давайте проанализируем. Ребята, как вы расположите предметы на листе, вертикально, или горизонтально? Почему? Правильно. Что главное в композиции? Что такое геометрический центр? Что такое композиционный центр? Верно. Главное в композиции чучело птицы. Из каких геометрических тел состоит чучело птицы? Какие предметы к нам ближе, какие дальше? Проводится анализ. Чтобы не допускать ошибок в построении, и правильно выбрать  масштаб и разместить предметы на листе, нам поможет видоискатель. Держа видоискатель перед собой, направьте его к постановке. Перемещая рамочное отверстие, размещайте видимые сквозь него предметы так, чтобы было видно в пределах отверстия (рамки «формата»). Проанализировав натурную постановку, переходим к линейно-конструктивному построению. Давайте рассмотрим поэтапное построение натюрморта по таблице.

- определение границ видимых вертикальных и горизонтальных плоскостей;

- определение центра композиции;

- построение предметов на плоскости бумаги начинаем с углового наброска, с определения их места в пределах границ, отведенных им ранее, от общего к частному. Работа ведется легким касанием карандаша, при этом начинаем общими наметками места расположения предметов с учетом масштаба и пропорций будущих предметов, активно используя, видоискатель, метод визирования, метод сравнения.

- при передачи перспективы выполняются три основных правила:

А) для изображения глубины дальний предмет следует частично закрыть ближним;

Б) ближний предмет изображать крупнее удаленного;

В) основание ближнего предмета следует изображать ниже основания удаленного

Поэтапность и последовательность выполнения линейно-конструктивного построения помогает грамотно выстраивать всю композицию натюрморта.

3.Итак, ребята, мы с Вами проанализировали нашу натурную постановку, вспомнили, в какой последовательности выполняется линейно-конструктивное построение, теперь я предлагаю Вам выполнить последовательно угловой эскиз-набросок натюрморта. После чего, мы перейдем на основной лист, формат А3.

    Учащиеся  приступают к самостоятельной работе. В ходе работы детей, идет контроль правильности выполнения последовательного построения натюрморта.

Следующий этап – последовательное рисование  с натуры натюрморта с  чучелом птицы, с передачей пропорций, строения, очертания, общего пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Чтобы полностью раскрыть перед учащимся весь процесс создания рисунка чучела птицы, его необходимо разбить на этапы:

1.

C:\Users\User\Desktop\100MEDIA\IMAG0240.jpg

Композиционно размещаем на листе бумаги, по опорным точкам и узлам конструкции.

2.

C:\Users\User\Desktop\100MEDIA\IMAG0254.jpg

Выполняем построение предметы большой формы и дополняющие предметы.

Переход от общего к частному.

3.

C:\Users\User\Desktop\100MEDIA\IMAG0251.jpg

Уточняем характер формы, симметрию предметов, точность пропорций.

Детализируем и прорисовываем предметы.

4.

C:\Users\User\Desktop\100MEDIA\IMAG0256.jpg

Выполняем подмалевок. Проводим первую прокладку локальных цветов предметов и драпировки.

5.

C:\Users\User\Desktop\100MEDIA\IMAG0257.jpg

Выявляем объем предметов и драпировки посредством светотени.

6.

C:\Users\User\Desktop\100MEDIA\IMAG0258.jpg

Выявляем форму предметов с помощью контрастов, различного спектра цветовых отношений. Четко распределяем предметы в неглубоком пространстве по планам (ближний, средний, дальний) в полной организации цветоформы.

7.

C:\Users\User\Desktop\100MEDIA\IMAG0259.jpg

Выявляем цветовые и тоновые отношения. Прорабатываем и уточняем детали светлым по тёмному и тёмным по светлому. Передаем фактуру перьев через короткие мазки характерных оттенков.

8.

C:\Users\User\Desktop\100MEDIA\IMAG0260.jpg

Детально прорабатываем форму предметов.

Подводим итог – синтез. Проводим проверку общего состояния рисунка, подчинение деталей целому, уточняем рисунок в тоне, нет ли разницы между светом и тенью. Завершаем работу.

В завершении урока подводятся итоги, оценивание работ.

Работы учащихся 6 класса.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN9785.jpg     C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN9783.jpg      C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN9784.jpg

Кушкарова Алина            Пименова Виктория              АскяроваАлия

Используемая литература:

  1. Кузин А.С. В лучах солнца, Изд.: Ижевск,1989г.
  2. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции, Изд.: Москва,1994г.,
  3. Браун Д., Учитесь рисовать птиц, Изд.: Минск,2002г.
  4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе, Изд.: Москва,2003, стр. 89.
  5. Кирцер Ю.М. рисунок и живопись,Изд.:Москва, 2003г.стр.6
  6. Современный словарь-справочник по искусству, Изд.: Москва, 1999 г.
  7. Художественная школа /Журнал №2(59), 2014 г./, Из опыта преподавания рисунка в первом классе ДХШ, Юрий Остапенко, стр.16-20.[1]
  8. Интернет-ресурсы: Википедия свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

nsportal.ru

Рисование птицы с натуры | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

РИСОВАНИЕ ПТИЦЫ С НАТУРЫ Цели: познакомить учащихся с конструктивно-анатомическим строением птиц, пропорциями, формой, цветовой окраской; учить рисовать с натуры птиц; развивать навыки работы с кистью; воспитывать бережное отношение к птицам, животным, живущим рядом с человеком. Оборудование: слайды или репродукции картин А. А. Рылова «В голубом просторе», П. Пикассо «Голубь мира», рисунки Е. Чарушина; таблицы «Типичное строение птицы», «Виды птиц»; чучело птицы; образец педагогического рисунка. Словарь: конструктивно-анатомическое строение, окраска. Ход урока I. Организационный момент. 1. П р и в е т с т в и е. 2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и учащихся к уроку. 3. С м а ч и в а н и е к р а с о к. II. Сообщение темы урока. Начнем урок с загадок. Если правильно отгадаете, значит, узнаете, что мы будем сегодня рисовать. Что за птица: Людей не боится, Не летает высоко, А поет «Ко-ко-ко»? (Петух.) В воде купался – Сух остался. (Гусь.) В лесу одна смешная птица Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!» Никак не может научиться Петь, как петух: «Ку-ка-ре-ку!» (Кукушка.) Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.) – Так чему будет посвящен наш урок? (Ответы учащихся.) – Правильно, мы будем учиться рисовать птиц. III. Введение в тему. – Птицы – самые верные спутники человека. Где бы мы ни находились: на юге или на севере, на побережье или в степи, в городе или в сельской местности, в саду или в поле, – везде мы слышим разноголосый щебет наших пернатых друзей. В центре самых больших городов, среди каменных домов и оживленного движения на асфальтированных улицах, где, казалось бы, нет места птицам, мы все же видим их представителей – домового воробья и сизого голубя. Многие птицы живут по соседству с человеком, оказывая ему большую, подчас неоценимую помощь. Синицы, горихвостки, зарянки, мухоловки-пеструшки без устали очищают парки, сады и огороды от многочисленных насекомых-вредителей. Чрезвычайно полезно подавляющее большинство и хищных птиц: совы, сычи охотятся на вредных грызунов ночью, а луни, мелкие соколы – в дневное время. Пустельга кроме грызунов уничтожает также саранчу. Домовой воробей – главный защитник зеленых насаждений. Помимо практической пользы, которую приносят живущие вокруг нас птицы, они имеют еще не менее важное эстетическое значение. Своим мелодичным пением, красотой оперения, живым и веселым нравом птицы доставляют людям искреннюю радость, пробуждают любовь и интерес к природе. В народе образы некоторых птиц послужили поводом для сравнений: храбрых и гордых людей называли орлами, соколами; филин – олицетворение мудрости; с аистом связывалось представление о семейной радости, благополучии; голубь – символ мира. IV. Сообщение теоретических сведений. 1. К о н с т р у к т и в н о-а н а л и т и ч е с к о е с т р о е н и е п т и ц. Птицы, как и все животные, населяющие нашу планету, прошли долгий путь развития. Родословная пернатых идет от древних рептилий – ящеров. В ходе эволюционного развития уже у «первоптицы» появились первые признаки современных птиц: передние конечности превратились в крылья, хвост покрылся оперением, исчезли зубы и появился клюв. На т а б л и ц е показано типичное строение современной птицы. Таблица

Во время полета тело птицы приобретает веретенообразную обтекаемую форму. Это можно видеть на картине А. А. Рылова «В голубом просторе». Природа изменила форму крыльев и хвостов, приспособив их к характеру полета. Длинные могучие крылья обеспечивают плавный полет в открытых пространствах орлу, грифу. Короткие широкие крылья и длинный хвост сороки и кукушки удобны для полета в лесных условиях. Длинные узкие крылья и длинные раздвоенные хвосты ласточек и стрижей позволяют им быстро скользить в полете. Отличаются птицы и по форме клюва: у хищных птиц клюв сильно изогнут, покрыт толстым роговым чехлом, у зерноядных – конической формы; у птиц, ловящих насекомых на лету, по углам рта с боков клюва имеются волосы для увеличения рта, чтобы легче было поймать жертву. 2. Ф о р м а т е л а п т и ц ы. Учитель. Посмотрите на таблицу с изображением самых разных видов птиц. Какие простейшие геометрические фигуры лежат в основе формы тела птиц? Расскажите об этом на примере утки. Ученик. Рассматривая форму тела птицы, мы видим, что в ее основе лежат такие фигуры, как окружность, овал, треугольник и т. д. Так, например, тело утки можно представить в виде двух овалов: большого и маленького. Большой овал – это туловище, маленький – голова. 3. О к р а с к а п т и ц ы. – Окраска у птиц самая разная. У некоторых птиц окраска очень красива, например, у павлинов, попугаев, синицы и др. Однако большинство птиц и животных окрашено скромно. Защитная окраска нужна птицам для спасения от врагов. Такую окраску называют покровительственной или скрывающей. Но даже когда птица окрашена лишь в черный, серый и белый цвет, как, например, трясогузка, ее наряд выглядит очень красиво. Не правда ли?! V. Актуализация знаний учащихся. – Сегодня вы будете рисовать птицу. Это можно сделать в разной технике. Посмотрите, например, на рисунок П. Пикассо «Голубь мира». Всего несколькими линиями художник смог создать узнаваемый и хорошо запоминающийся образ свободной, миролюбивой птицы. На рисунках известного анималиста Е. И. Чарушина птицы выписаны с необыкновенной точностью. Каждое перышко имеет точно такое же положение и окраску, что и у натуры. В данном случае мы говорим, что рисунки выполнены реалистично. В этом же стиле будете работать сегодня и вы. Но если Евгений Иванович Чарушин рисовал птиц в лесу, в парке, то пока вам не хватает умений выполнять быстро зарисовки с натуры, поэтому начнем учиться рисованию птиц с изображения неподвижной модели – чучела птицы. Как мы уже говорили, прежде чем приступить к рисунку, необходимо найти такую точку восприятии птицы, чтобы ее силуэт выглядел наиболее выразительно (в профиль, в полуоборот, трехчетвертной поворот и т. д.). Затем на листе бумаги нужно найти композиционное решение рисунка, чтобы изображение птицы не было задвинуто в один угол, а находилось в центре листа. Рассмотрим внимательно форму тела птицы, выделив простейшие геометрические фигуры. Расположив композиционно изображение на листе, определив форму тела птицы и отношения размеров туловища к голове, крыльев к хвосту, туловища к конечностям, необходимо проверить их положение в пространстве.

После этого уточняются характерные особенности птицы и конкретизируется местоположение крупных деталей – лап, крыльев, хвоста, глаз, клюва. Когда подготовительный рисунок будет закончен, композиция и построение проверены, можно приступать к работе красками. VI. Практическая работа. З а д а н и е: выполнить рисунок – изображение птицы с натуры (карандаш, акварель, гуашь). Ц е л е в ы е о б х о д ы у ч и т е л я. 1. Контроль организации рабочего места. 2. Контроль правильности выполнения приемов работы. 3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения. 4. Контроль объема и качества выполненной работы. Ф и з к у л ь т м и н у т к а 1. «К у л и к». Влез кулик молодой На колоду – бултых в воду. Вынырнул. Вымок. Вылез. Высох. Влез на колоду – и снова в воду. Совсем кулик головою поник. Вспомнил кулик молодой, Что у него крылья за спиной, И полетел. Учащиеся садятся на корточки, обхватывают колени руками и, низко опустив голову, повторяют приседания. Затем встают, вытягивают руки в стороны и встряхивают ими. Прыгают на месте, встряхивают руками. 2. «К р ы л ь я». Встать прямо, руки вдоль туловища, ноги вместе. Развести руки в стороны, вверх – вдох. Вернуться в исходное положение – выдох. Повторить 5–6 раз в медленном темпе. VII. Итог урока. 1. В ы с т а в к а р а б о т учащихся. 2. Б е с е д а с у ч а щ и м и с я п о в о п р о с а м: – Чем интересен человеку мир птиц? – Назовите последовательные стадии рисунка с изображением птицы. – Какие трудности вы испытывали при рисовании птицы? Удалось ли вам их преодолеть? 3. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о учителя. – Как видите, зная общие принципы рисунка, можно успешно справиться и с рисунком, изображающим птицу. В лучших работах у вас и удачное композиционное, и цветовое решение, поэтому-то они выглядят очень выразительно, привлекая наше внимание. Но тем, у кого работы получились не слишком удачными, нужно помнить: опускать руки после первой неудачи не стоит. Немного терпения и тренировки – и у вас тоже все получится. 4. В ы с т а в л е н и е о ц е н о к. Домашнее задание: подобрать иллюстрации для оформления в словаре темы «Изображения птиц в работах художников», а также любимый отрывок из литературного произведения для иллюстрирования.

educontest.net

Рисунок угольным карандашом. "Чучело утки"

Разделы: МХК и ИЗО

План-конспект урока по рисунку в подготовительном классе художественной школы, возраст детей 9-10 лет.

Конспект подготовила: преподаватель по рисунку, живописи и композиции Яшина Е.А.

Цель урока: Познакомить учащихся с приемами работы угольным карандашом на примере изображения чучела утки с натуры.

Задачи урока:

Обучающие:

- познакомить учащихся со свойствами графического материала – угольный карандаш; формировать умение последовательно проводить работу над рисунком с натуры. Познакомить учащихся с понятием художник - анималист.

Развивающие:

- развивать навыки рисования с натуры, развивать у учащихся мышление, память, глазомер, воображение, умение видеть и передавать в рисунке характерные особенности предмета, навыки рисования с натуры.

Воспитательные:

- формировать навыки качественной работы, эстетический вкус. Воспитывать у учащихся аккуратность, усидчивость, умение доводить работу до конца. Воспитывать чувство бережного отношения к птицам и окружающей среде. Совершенствовать умение детей рассматривать работы, радоваться достигнутому результату.

Оборудование для урока (для учителя) ноутбук для показа видео, бумага (акварельная) формат А3, CD диск с инструментальной музыкой, кисть для растушёвки угля. Репродукции художников, выполненные простым карандашом и угольным.

Оборудование для урока (для учащихся): угольный карандаш, лист акварельной бумаги формат А3, кисть для растушёвки угля.

План урока:

1. Организационное начало урока - 3 минуты.

2. Повторение пройденного материала - 5 минуты.

3. Сообщение новой темы - 10 минут.

4. Самостоятельная работа - 20 минут.

5. Итог урока - 7 минут.

ИТОГО 45 мин.

Конспект урока

1. Организационное начало урока.

Здравствуйте ребята – будущие художники! Пожалуйста, проверьте, все ли принадлежности для урока у вас есть. Сегодня понадобиться угольный карандаш, ластик, поролон, лист бумаги формат А3. А теперь проверьте наличие материала у своего соседа. Если вы что-то забыли, то с вами может поделиться сосед или я предложу свои принадлежности. На уроке я желаю вам хорошего настроения и творческих успехов!

2. Повторение пройденного материала.

Педагог проводит беседу:

- Скажите, пожалуйста, вы любите рисовать? (да)

- А чем вы любите рисовать? (карандашами, фломастерами, гуашью, акварельными красками)

- Ребята, как вы думаете, чем художники - мастера рисуют свои работы? (перечисляют различные краски, карандаши)

- Правильно, молодцы!

А что художники изображают в своих картинах? (дети перечисляют)

- Есть художники, которые сами придумывают сюжет для своих картин, а есть те, что рисуют предметы с натуры. А кто скажет из вас, чем отличается рисование с натуры от рисования по памяти. (с натуры рисуют то, что видят перед собой).

- Очень хорошо ребята, что вы знаете это!

3. Сообщение новой темы.

- Ребята есть такие художники, у которых главными героями картин являются птицы и животные. Таких художников называют анималистами. Слово это произошло от латинского “animal”, что означает “животное”. Глядя на животный мир художники восхищаются многообразием его ярких красок: ярким опереньем птиц, разнообразием форм.

- Ребята, сегодня на уроке мы будем выполнять рисунок чучела утки угольным карандашом. Как вы думаете, чем отличается рисунок простым карандашом от рисунка угольным карандашом? (Если учащиеся затрудняются ответить на вопрос, педагог показывает репродукции художников).

(рисунок угольным карандашом более насыщенный по цвету).

- Молодцы! Угольный карандаш мягкий материал и именно поэтому линии так легко можно растушевать. Прежде тем, как начать объяснять новую тему, предлагаю посмотреть два видеоролика. На первом видео мастер выполняет рисунок лебедя, а на втором видео посмотрите основные приемы рисования улем (во время просмотра видео педагог комментирует действия художника):

Видео №1 (http://www. artdrawing. ru/lessonsgrawing. html)

- Сейчас художник расскажет основные приемы рисования с натуры.

Видео №2 (http://video. mail. ru/mail/artmaster74/370/385. html)

- Ребята, обратите внимание на то, что угольным карандашом накладывают штрихи, а некоторые линии растушёвывают. Хорошо, если вы при выполнении рисунка растушуете линии кистью.

После просмотра видео, педагог говорит:

- Ребята, сегодня вы как настоящие художники – анималисты, нарисуете утку угольным карандашом. Сейчас я покажу основные приемы работы с угольным карандашом. Но прежде, подскажите, о чем нужно подумать, прежде чем начинать рисунок?

(компоновка, расположение изображения на листе)

- Очень хорошо ребята, что вы помните это! Очень важно правильно располагать предмет на листе. А теперь кто может выйти к мольберту и показать, как лучше расположить туловище утки?

(если ученик затрудняется скомпоновать, педагог подсказывает)

- Правильно! А, какой формы тело утки?

(овальной формы)

- Молодец! (ученик рисует тело утки на листе и проходит на свое рабочее место).

- Ребята, а теперь что рисуем?

(шею и голову)

- Правильно! Обратите внимание, что у утки шея короткая, а форма головы приближена к овалу. (педагог показывает способ рисования).

- Ребята, что еще нужно нарисовать утке?

(хвост)

- Какой формы хвост?

(Треугольной формы)

- Правильно ребята! Кто хочет показать, как нарисовать хвост утки? (педагог хвалит ученика, который вышел к мольберту)

- Продолжаем рисовать дальше. Пожалуйста, посмотрите на клюв утки, вот так, как лучше передать форму клюва (педагог рисует на листе). А сейчас обратите внимание на то, как можно

при помощи разного нажима на карандаш, растушёвывая линии кистью, передать разнообразие цвета оперения утки.

А теперь ребята, вы как художники анималисты, выполните рисунок утки угольным карандашом. Вспомните о чем, мы с вами говорили и приступайте к работе. Я уверенна, у вас получиться очень хорошо! Во время выполнения задания, будет звучать спокойная музыка.

4. Самостоятельная работа.

В процессе самостоятельной работы педагог работает индивидуально с теми учащимися, которые затрудняются выполнить задание. У всех детей отмечает, что лучше всего получилось, а на что обратить внимание при затруднениях. Когда основная часть класса заканчивает рисунок, педагог предлагает оценить свои работы (на классной доске прикреплены силуэты уток красного, желтого и синего цвета). Педагог говорит:

- Ребята, я предлагаю вам сейчас оценить свои работы. На доске расположены три силуэта утки.

Пожалуйста, повесьте свои работы под силуэтом желтого цвета, если вы считаете, что справились с заданием и у вас все получилось. Под силуэтом утки красного цвета, повесят работы те, которые считают, что не совсем справились с заданием. А под силуэтом синего цвета пускай висят работы тех ребят, которые считают что, совершенно не справились с заданием. Учащимся, которые повесили свои работы под синий силуэт, педагог отмечает, что получилось нарисовать хорошо и говорит:

- Уверенна, что в следующий раз вы справитесь с заданием. И ваши работы будут висеть под силуэтом желтого цвета.

5. Итог урока.

Педагог показывает на доску и говорит:

- Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились? Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали.

(работали новым материалом – угольный карандаш)

- Что вы узнали нового о художниках?

(есть такие художники, которые рисуют животных, их называют художники – анималисты)

- Сегодня вы очень хорошо поработали! Познакомились с новым для вас материалом. Попробовали себя в качестве художника – анималиста, выполнили рисунок утки угольным карандашом. Ребята, угольный карандаш – это не единственный мягкий материал. В дальнейшем я расскажу вам и о других материалах, вы тоже ими порисуете и выполните работу по замыслу. Мне очень приятно было с вами работать! На этом наш урок подошел к завершению. До свидания, ребята!

Литература.

1. Изобразительное искусство и художественный труд” 1-4 класс под редакцией доктора педнаук Т. Я. Шпикаловой М. Просвещение, 2006.

2. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М. “Просвещение”, 2000.

3. Краснов Н. В. Беседы по искусству в начальной школе. М; “Искусство” 2001.

4. Адгамова Г. Р. Программа подготовительных классов художественных школ для детей 9-10 лет.

5. Ссылка на видео из интернета (рисунок лебедя) http://www. artdrawing. ru/lessonsgrawing. html

6. Ссылка на видео из интернета (основные приемы рисования углем) http://video. mail. ru/mail/artmaster74/370/385. html

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также