Рисование деталей фигуры человека (кисти, стопы). Рисование фигуры


Методы рисование женской фигуры

Добрый день, сегодня в нашем уроке Методы рисование женской фигуры, мы продолжаем учиться рисовать человека и его фигуру. Этапы правильной прорисовки женской фигуры, указанные в данном уроке, помогут вам научиться рисовать естественные формы привлекательных девушек. Мы будем рисовать фигуры с помощью различных изогнутых линий.

Методы рисование женской фигуры

Свалив консервные банки с полки, мы приводим их в движение. То же самое мы должны получить, рисуя девушку. Мы рисуем живую девушку, а не куклу, поэтому мы должны придать ее телу эластичность и иллюзию движения.

Если мы сталкиваем консервные банки с полки, получается гораздо более интересный рисунок. Не только потому, что они в движении, но и потому, что меняем его и отходим от шаблона.

Интереснее смотреть на рисунок, где банки в движении. Таким образом, 2-ая фигура девушки на рисунке тоже смотрится интересней, чем 1-ая.

На чертеже показано, как очертания девушки были перенесены для улучшения рисунка, и мы получили девушку номер 2. Обратите внимание, что у девушки номер 2 линия плеч имеет легкий наклон. Анатомической разницы между этими рисунками нет. Разница в движении. Движение придаст вашему рисунку более интересный вид.

Методы рисование женской фигуры на этом рисунке создают иллюзию, что девушка находится в движении. Тем не менее, она не движется… она просто нарисована так, как если бы находилась в движении.

Эта девушка тоже была нарисована так, как если бы была в движении. На самом деле она просто стоит в этой позе. Это просто иллюзия.

А в этой расслабленной, статичной фигуре есть движение. Движение в линиях, образованных очертаниями ее тела.

Методы рисование женской фигуры имеют два основных правила, которые создадут движение в рисунке

1.МногосторонностьПомните жестяные банки в начале урока? Рисунок с падающими банками интереснее, потому что их очертания формируют различные углы. Рисуя фигуру, применяем тот же принцип.На примере вы можете видеть различные фигуры и линии, образующие фигуру девушки. Следует заметить, что линия, проходящая через центр верхней части туловища (a) пересекает линию, проведенную через нижнюю часть туловища (b).

А вот другой пример, где линия, проходящая по центру верхней части туловищa (a) пересекает линию, проходящую через нижнюю часть туловища (b).

2.Линия в движении.Вторым фактором, создающим движение, является линия в движении. Линия дает определенное направление телу. В данном рисунке направление линии формирует направление нескольких частей тела. Эти линии в одной, создают непрерывную линию движения. Не всегда это движение очевидно, как в данном случае, но в таком случае линии движения просто нет. Работа художника заключается в том, чтобы сделать важные, но тонкие детали очевидными для наблюдателя. Главное, что именно художник хочет показать. В случае рисования фигуры, это линия движения.

Для начала мы проводим линию движения, а затем контурные линии рисунка вокруг нее.

Если пропустите линию движения, то вероятно вас разочарует результат.

Очень важно найти правильный поворот тела в сидячих позах. Если вы правильно проведете линию движения, фигура будет выглядеть живой.

Если вам посчастливится найти модель для рисования, усадите ее таким образом, чтобы показать определенную линию движения.

Если модель облокотилась, придайте больший наклон. В данном случае мы перегнули линию движения, которая была не слишком очевидна в реальной позе модели. Мы нарисовали ее тело более расслабленным, как будто она действительно опирается на руку.

Определите, что является более характерным в данной позе, и подчеркните это. В приведенном примере характерным является то, что модель в расслабленной «сонной» позе, в которой она может даже заснуть. Поэтому мы придали именно такой эффект.

Данная поза по сути тревожная. Вы, конечно, можете сами оценить позу, которую рисуете. Но надо сделать это очевидным. Правы вы или нет, не важно. Проведите линию движения и преувеличьте, если это необходимо.

Преувеличение может быть незначительным, но оно необходимо.

Здесь показана преувеличенная линия движения для большего эффекта.

Рис. 19

Наш урок Методы рисование женской фигуры подошел к концу, надеемся он вам понравился и вы узнали для себя много интересного. Благодаря этому уроку можно потренироваться в рисовании не только девушки и женской фигуры, но и мужской фигуры. Удачи!

narisuy-ka.ru

Урок по рисованию фигуры человека (женщины)

Шаг 1. Линия жеста

 

Человеческое тело, несомненно, одна из самых трудных тем для ученика, и может занять несколько лет, чтобы действительно научиться. Человеческая фигура очень сложная и динамическая вещь, и его дублирование имеет некоторые ноу-хау и несколько хитростей.

 

Я не уверен, если я могу научить всех из вас, как рисую фигуру я, но я могу показать вам подход, который помог научиться мне в первый год обучения. С применением этой техники, я уже сам заметил, улучшение в изображении фигуры.

 

Первый совет, который я могу предложить вам: использование линии изгиба тела. Не каждый может нанять обнаженную натуру позировать для них, но несколько книг доступны с фотографиями для художника. Фотография, которую я выбрал одна из такой книги, которую мой сосед купил. Или, если вы не можете найти книги, сделанные специально для художников, то каталоги купальников и нижнего белья очень вам пригодятся, потому что модели не носят очень много одежды.

 

Важно, чтобы работать с ню, когда вы начинаете, потому что одежда покрывает тело сверху, и, знания основной структуры тела поможет Вам разместить одежду более естественно. Начиная рисовать тело с одеждой, часто приводит к тому что пропорции тела получаются неправильными. Для начала, найдите линию в позе, которую я нарисовал на этом фото. Самый простой способ узнать это следовать изгибу тела от ямки шеи до лобка. В более динамичных позах, эта линия будет также включать голову и ногу, на которую приходится вес фигуры.

 

 

Теперь когда вы обнаружили эту линию изгиба тела, часто называемую  линией жеста или линией действия, нанесите эту линию на лист. Потому что эта линия показывает нам движение тела, его текучесть, ваши линии должны быть изображены в одном ритме. Именно эта линия создает ритм рисунка, и добавляет больше реализма.

 

Шаг 2. Жест

 

 Далее, вы должны будете отметить направления остальных частей тела, таких как руки, плечи, бедра и ноги. Вы можете держать карандаш или инструмент для рисования между глазом и моделью, чтобы проверить углы этих линий, чтобы убедиться, что они точные. Обратите внимание на длину вашей линии по отношению к другим линиям: ноги должны быть длиннее руки, предплечья короче, чем плечо и так далее. Эти линии должны быть прямые, и твердые. Как только вы нашли угол и длину конечностей, отметьте её. Но не стоит недооценивать важность этих линий, без линии жестов, ваша фигура приобретет неестественное состояние, и даже, возможно, будет не похожа на модель совсем. Сейчас рисунок не выглядит как на фотографии, но уже можно почувствовать движение в нем, в нем можно разглядеть черты человека.

 

Шаг 3. Геометрия

 

Нет, не волнуйтесь, вам не нужно выполнять примеры по математике, чтобы сделать это. Вы просто должны знать четыре основных формы для изображения живого: цилиндр, куб, шар и конус. Все в природе может быть упрощена этими формами.Рука является, например, цилиндром, голова является сферой, и так далее. После нанесения линии жеста, вы будете использовать эти четыре формы, чтобы придать объем им.

 

Например, рука моделями в правом ракурсе (идущая от камеры) в картину, которую я выбрал. Если цилиндр отвернулся от нас, мы сможем увидеть большую окружность, и в меньшую окружность уходящую в горизонт. Таким образом, при составлении руку в геометрии, мы обращаем больше к концу, и в меньшей степени в сторону, показывая, что форма на самом деле уходит от нас. Я не рисую этот шаг очень часто, но я все равно использую геометрию, чтобы помочь себе, когда поза немного сложнее из-за ракурса. Кроме того, сейчас самое время, чтобы проверить ваши пропорции. Рост среднего человека составляет около 7,5 головы, но люди очень разные, и может варьироваться от 6 1/2 до 8 голов. Как только вы нашли соотношение доли, которая работает для вас, придерживайтесь его. Многие известные художники, нарушают пропорции: Рафаэль часто рисовал пропорцию тела на 11 голов; Принцесса Жасмин и Аладдин только 5 голов, мои пропорции в среднем до 8 голов.

 

Шаг 4. контур  

 

 

 

Теперь, когда вы получили ваши формы, вы увидите, что контур тела легко накладывается на эти формы. Посмотрите внимательно на кривые фигуры вы используете их для справки. Если модель не очень мускулистая, а тонкие, вы обнаружите, что кривые соответствуют геометрии очень точно. Когда больше мышечной или жировой ткани линия контура тела будет более кривой. При составлении контура, полезно знать мышцы тела, но я понимаю, что не все знают, мышцы, или хотят избежать изучение анатомии тела. Поэтому я подготовил эту мышечные диаграммы. Зная, как мышцы выглядят, и где они расположены вы сможете изобразить вашу фигуру более реалистичной, и понять, что где комки и неровности контуров на самом деле.

 

 

 

Шаг 5. Преувеличение и стиль

 

Теперь можно применить нашу фигуру и нарисовать все что угодно. Мистическое животное например.

 

 

источник

 

Похожие записи:
Урок по рисованию человека, подростка, ребенка
В разделе: Как рисовать человека?

 В этом уроке вы найдете схематические зарисовки головы, рук, тела человека. А так же о том как рисовать тело подростка и маленького ребенка.Давайте начнем наше исследование человеческой фигуры, гл...

Базовый урок по рисованию для новичков
В разделе: Поэтапные уроки рисования

Базовая техника рисования карандашом включает рисование линий, их смешение и стирание. Для того чтобы правильно провести линию, надо держать карандаш в правильном положении. При тщательной прорисов...

Простой урок по рисованию лошади
В разделе: Как нарисовать лошадь?

 С этой пошаговой инструкцией, вы поймете, как рисовать лошадей. Нарисовать лошадь легко, когда вы разбили её на простые формы. Следуйте инструкции ниже, и вы сможете быстро нарисовать ...

Базовый урок по рисованию темперой
В разделе: Урок рисования темперой

 Темперная живопись — одна из наиболее старинных техник, сейчас она широко используется в станковой живописи, в декорировании, сценографии, в иллюстрировании книг и журналов,...

www.drawschool.ru

Рисование деталей фигуры человека

Важное место в рисовании фигуры человека после туловища занимают его детали, а именно, конечности и особенно их ступни и кисти. Вот на них и сосредоточим наше внимание.

Кисти и стопы являются одними из самых сложных форм человеческого тела после головы и имеют много сходства друг с другом.

Рука человека является сложным и тонким инструментом. По своей конструкции она приспособлена исполнять самую различную работу— от тяжелой физической до тонкой филиграннои. Её сложное устроиство позволяет человеку совершать большое количество разнообразных по назначению и богатых по выразительности движений. Руки выражают гнев, печаль, радость и множество других чувств и переживаний и их оттенков, чем широко пользуются художники и актеры в своих произведениях. Часто выразительные жесты раскрывают зрителям смысл событий, представленных на картине. Поэтому изображение рук имеет не менее важное значение, чем изображение лица, и является одной из самых сложных задач в рисунке.

Для освоения таких непростых деталей, как кисти и стопы, нельзя ограничиваться лишь срисовыванием внешних форм с натуры, необходимы определенные знания анатомии, пропорции, конструкции, перспективы, направлений и движений. Без глубокояо познания анатомии невозможно выполнить грамотный и убедительный рисунок, а поверхностное изучение анатомии по таблицам мало что дает для серьезного основательного понимания. Только глубокое вдумчивое отношение, способность анализировать, проверяя истинность данного положения на скелете или гипсовых слепках, а еще и на собственных руках и ногах, которые являются наиболее удобными моделями для изучения, могут привести вас к серьезному знанию анатомического строения кисти. Учитывая особую сложность строения кисти, при изучении и рисовании необходим тщательный анатомический анализ строения конечностей. Прежде всего нужно понять и хорошо запомнить особенности костной основы, а затем— характер формы и расположение мьшщ и, наконец, опорные точки костно-мышечной структуры. Так, при изображении руки и кисти вам придется опираться именно на них. Процесс изучения анатомического строения конечностей должен непременно проходить одновременно с выполнением зарисовок и пометок.

/ Анатомическое строение костей кисти по Г.Баммесу (обобщенная конструкция) /

В построении формы руки и кисти особое значение придается выявлению конструктивной основы. Выражая конструктивную схему строения конечностей, за основу берут наиболее характерные анатомические выступы и углубления на формах руки и кисти. Таким образом, конструктивный рисунок является первоосновой, в которой уже определенно выражено то, что получит свое завершение в законченном рисунке. Основательно поработав над изучением строения форм конечностей, можно проверить свои знания рисунками с натуры и по памяти, чередуя их время от времени, а иногда упражняясь в рисовании по воображению, выявляя механику движения конечностей. Умение изображать конечности в разнообразных положениях и движениях помогут вам в дальнейшей работе над рисунком фигуры человека во всех сложных и многообразных движениях, а также в будущем, в своей творческой деятельности.

/ Анатомическое строение костей кисти /

Прежде чем перейти к основательному рисунку кисти, необходимо выполнить вспомогательные упражнения в виде набросков и краткосрочных рисунков с натуры в различных положениях.

При рисовании рук и ног важное значение имеет выбор моделей, которые должны быть естественными и не очень сложными. А разнообразие положений рук и ног для такого рода упражнений во многом будет зависеть от вашей наблюдательности и внимательности. Размеры рисунка рук и ног на листе бумаги не должны быть больше натуральных величин.

/ Рисунок кистей /

Начинать учебный рисунок следует с гипсовых слепков, так как неподвижность гипсовых моделей дает возможность не спеша вести работу, анализировать, сверять пропорции, учитывать перспективу, т.е. все то, что придется делать и при рисовании живой натуры.

При построении формы руки и кисти нужно ориентироваться на характерные анатомические выступы и углубления — так называемые опорные и узловые точки, определяя направление, движение, пропорции и массу форм руки, кисти и пальцев, подчиняя их законам перспективы.

/ Рисунок кистей /

Построение изображений стоп, а также других деталей фигуры человека выполняется аналогичным, ничем не отличающимся от построения кисти руки, методом и способом изображения.

О методах и приемах построения рисунков стоп и кистей говорилось выше, поэтому нет необходимости в подробном описании.

/ Рисунок кистей /

/ Обобщенная схема строения кистей /

/ Конструктивно-анатомический анализ строения костей стопы. Рисунки выполнены по методу Г.Баммеса /

/ Конструктивно-анатомический анализ строения костей стопы. Рисунки выполнены по методу Г.Баммеса /

/ Анатомическое строение костей и мышц стопы /

/ Рисунок стоп /

/ Построение изображения стопы и конструктивный анализ формы /

/ Построение изображения стопы и конструктивный анализ формы /

/ Построение изображения стопы и конструктивный анализ формы /

/ Рисунок стопы (гипсовый слепок) /

Сайт как научиться рисовать

paintmaster.ru

Как нарисовать фигуру?

Если вы собираетесь рисовать фигуру человека с натуры, то предварительно стоит изучить человека со всех четырех сторон. Особое внимание следует обратить на то, какова его форма. Именно такое ознакомление непосредственно перед самим процессом рисования вам очень поможет. Также, перед тем как рисовать фигуру на чистовик, можно сделать несколько предварительный эскизов. Итак, давайте рассмотрим, как рисовать фигуру человека.

Начинают изображать человека с переднего положения, то есть нам заранее необходимо нарисовать фигуру с четырех сторон, а только потом приступать к изображению объёмной передней стороны. Закрепляем бумагу вертикально и стараемся её расположить так, чтобы мастеру было удобно рисовать.

Процедура рисования фигуры

Начинать изображение необходимо с определения лини центра тяжести. Очень часто она находится в пределах яремной впадины и седьмым шейным позвонком. Если мы рисуем фигуру спереди, то линия будет находиться у яремной ямки, а если сзади, то у шейного позвонка. Теперь нам необходимо отметить верхнюю часть темени, уровень лобкового сочленения и основание стопы. Только уточнив их можно переходить к построению основ фигуры человека.

Когда вы будете рисовать, очень важно иметь ввиду, что фигура человека состоит из двух частей: таза и плечевого пояса. Если человек опирается только на одну ногу, то их взаимное расположение будет немного иным. После того, как вторая нога расслабляется, таз теряет опорную функцию и принимает немного наклонившееся положение, при этом удерживаясь опорной ногой немного в стороне. Именно поэтому все тело перемещается немного в другую сторону относительно центра тяжести. Таз у фигуры будет находиться в одной стороне, а грудная клетка - в другой. При этом очень важно, чтобы само тело принимало положение равновесия. В таком случае следок опорной ноги будет расположен на линии центра тяжести.

Рисуем правильно основные линии

Наиболее важной задачей при построении фигуры человека является размещение фигуры на плоскости таким образом, чтобы она стояла как можно устойчивее. Как раз для этого придумана специальная линия отвеса. Рисуем её, а потом отходим немного в сторону, чтобы понять, перпендикулярна ли она плоскости, на которой стоит человек. Линия отвеса и линия центра тяжести – две основные линии, которые помогут тому, кто не знает, как нарисовать фигуру.

Следующая линия – это линия изгиба тела. В зависимости от того, в какой позе находится человек, она будет значительно меняться. Начинать её рисовать следует от яремной впадины, а затем двигаться к лобку. Она должна охватить всю фигуру, так называемый контур тела. Именно эта линия ответственна за то, кого вы рисуете, мужчину или женщину.

Таким образом, после того, как мы нарисовали контур человеческой фигуры, можно приступать к изображению мельчайших деталей. Можно начинать прорисовывать черты лица. Заранее определяем визуально расположение рта, носа и глаз и пытаемся равномерно расположить их. Помним, что у каждого человека расстояние между ртом и глазами индивидуально.

Ошибки при изображении человеческой фигуры

Теперь давайте рассмотрим, какие самые распространенные ошибки можно допустить, не зная того, как рисовать фигуры людей.

Прежде всего – это неправильное определение следка опорной ноги, если опора только с одной стороны. Вторая ошибка – это расположение опорной ноги вдали от отвеса. Третья – изображение на фигуре дополнительной точки опоры, которой нет в реальности. Смотреться такая фигура будет крайне нелепо и не реалистично.

Если мы рисуем голову и фигуру в статическом положении, то есть с опорой на две ноги, то линия отвеса должна проходить через ось симметрии тела вдоль пупка сквозь лобок. Параллельными друг другу должны быть линии таза и плеча. Именно поэтому все части тела находятся в равновесии.

Если вы рисуете человеческую фигуру, которая опирается на одну ногу, то нужно правильно рассчитать наклоны плечевого пояса и таза в пространстве. Желательно сделать это осмысленно, понимая, как фигура будет двигаться в пространстве в дальнейшем. Если вы это знаете, то вы сможете точно определить размеры необходимых частей тела по отношению друг к другу, а также ко всему телу в целом. Данный момент является основополагающим, когда мы рисуем голову и фигуру человека. Также, когда мы соизмеряем пропорции, нужно обращать внимание на то, что точными пропорциями не обладает сегодня ни один человек. У каждого из нас есть отклонения в строении фигуры, у кого-то они меньше, а у кого-то больше. Именно это строго учитывается при рисовании.

Определяются пропорции при помощи натурного масштаба, а именно карандашом отмечается на вытянутой руке высота фигуры, а также её части в таком состоянии, в котором они будут видны потом. Также необходимо опираться на свой собственный глазомер, он никогда не подводит.

Изображение формы фигуры

В процессе рисования фигуры необходимо одновременно наблюдать и за общим характером формы модели. Многие начинающие художники даже не пытаются определить форму модели, а сразу же начинают переносить на лист бумаги видимые очертания формы. В таком случае фигура будет выглядеть плоско, чтобы добавить ей объёма придется попотеть. Форма должна быть неотъемлемой частью пространства, поэтому изображать её необходимо объёмной. Таким образом, чтобы все получилось правильно, необходимо в процессе рисования представлять, что вы изготавливаете фигуру из глины.

Нарисовав фигуру человека и придав ей необходимые очертания, можно переходить к добавлению тона, теней и полутеней. Именно этот процесс и «оживляет» нашу фигуру, она начинает смотреться более реалистично.

Чтобы нарисовать красивую человеческую фигуру, вам понадобится огромный опыт, поэтому если у вас в первый раз что-то не получится, не стоит расстраиваться. Когда мы рисуем голову и фигуру человека, для нас главное понять, как размещены пропорции, а также симметрично ли тело.

elhow.ru

§ 7. Методика работы над рисованием фигуры человека

Стремление запечатлеть себя или внешность другого человека свойственно художнику. В краткосрочных или длительных рисунках важно передать пластику тела, его конструктивные особенности, пропорции и характерные черты.

Человек с точки зрения формообразования является сложным объектом.

Можно представить, что голова - это шар, шея - цилиндр, грудная клетка - бочонок, руки и ноги - тоже цилиндрической формы и т. п. Форму тела и движения человека во многом определяет скелет. Это каркас. Схематические проволочные рисунки помогают понять, как лучше передать особенности разнообразных движений. Потренируйтесь в рисовании таких человечков.

Только постоянные тренировки руки и глаза в процессе изображения фигуры человека могут привести к успеху. В период обучения рисунку рекомендуется ~ждую свободную минуту уделять наброскам и зарисовкам с на- туры: в транспорте, в библиотеке, в буфете, в кругу семьи и друзей. Лучше

при этом не докучать незнакомым людям пристальным разглядыванием, На- броски надо выполнять незаметно для модели, чтобы поймать естественность поз и движений, Когда человек читает, смотрит телевизор, шьет, работает на компьютере или занят другим делом, он зачастую долго сохраняет определенную позу или повторяет одни и те же движения, что значительным образом облегчает процесс изображения, Рисование людей с разных точек зрения позволит собрать интересный материал для последующей работы. Наблюдая людей, постарайтесь понять, как начинается движение, как сохраняется равновесие даже при резком изменении направления движения. В качестве эксперимента попробуйте сделать наброски танцоров и спортсменов углем, фломастерами, кистью и тушью, акварелью на тонированной и оберточной бумаге. Характер движения попытайтесь передать быстрыми штрихами. Это дает свободу импровизации. В учебных целях полезно сделать силуэтные рисунки людей различных профессий,

Длительные учебные рисунки фигуры человека с натуры показывают красоту строения тела, особенности моделировки формы с помощью света и тени.

Фигура человека является одним из самых сложных объектов изображения.

Основа активного подхода к рисунку человеческой фигуры - построение «по движению». Определяются ярко выраженное движение главных форм и динамика внутри формы. Изображение в рисунке движения, ритма, контраста и

соподчинения форм - обязательные задачи при изучении натуры. Стремление работать цельно подразумевает не только выявление верных пропорций, характерных особенностей всех объемов, но и умение что-то пропустить по ходу работы, а какие-то детали под- черкнуть. При таком подходе вырабатывается прекрасная потребность рисовать не просто

ьно.

Последовательность рисования фигуры человека

Начиная рисунок, попробуйте вписать модель в какую-нибудь геометрическую фигуру. Подумайте о характере натуры, попытайтесь передать ее качества в рисунке. Не забывайте о выразительности позы.

Легкими линиями нарисуйте общие очертания фигуры, про ведите осевые линии по направлению движения. Обратите внимание на положение головы по отношению к телу, Пропорции фигуры, характер общей формы.

Пропорциональные отношения и направления необходимо соблюдать не ради геометрических построений, они должны соответвовать первоначально подмеченной экспрессии. Изображая человека, надо предавать реальные пропорции, которые мы видим в действительности.

Затем уточните контур, прорисуйте детали, обозначьте светотень. Выполните рисунок, стремитесь работать над разными его частями одновременно, авнивайте их между собой для сохранения цельности образа.

Правильность конкретного штриха будет оцениваться его соответствием данному движению, настроению, художественному образу.

Ответьте па вопросы и выполните задания

  1. Расскажите об особенностях каждого этапа рисунка фигуры человека.

  2. Что определяет форму тела и движение человека?

  3. Какие учебные задачи решают наброски и зарисовки фигуры человека натуры?

4. Расскажите о возможностях различных видов штриховки при изображении фигуры человека.

studfiles.net

Изображение фигуры человека

Изучение и изображение фигуры человека в школе зависит от многих факторов. Решающее значение имеет возраст учеников, их уровень развития как рисовальщиков и цель рисунка. Исходя из этого, выбирают способ изображения фигуры, а также изобразительную технику и материал.

Изображение фигуры человека зависит от многих факторов

В школах I ступени фигуры используются в основном для тематического и иллюстрационного рисования, в школах II ступени занимаются более точным изображением человеческой фигуры с натуры при выполнении заданий, аналогичных заданиям в школах I ступени. В школах III ступени изучают и используют фигуры в качестве наглядных пособий.

В кружках рисования школ высшей ступени обучение может быть направлено на учебные и более специализированные задачи или на задачи композиционно-изобразительные.

Рисунок 1- один из методов изображения фигуры человека.

В первом классе учащиеся знакомятся с основами рисования фигуры методами, соответствующими их восприятию и уровню рисовальной зрелости. Но и здесь уже следует исходить из наблюдений над действительностью. Учитель указывает на реальной фигуре то, что необходимо видеть ученикам. Измерения учитель производит сам, а ученики большей частью копируют, руководствуясь его советами. Учитель стремится, чтобы ученики умели приблизительно определить пропорции тела. Некоторые преподаватели с успехом используют такой способ (рис. 1): детские фигуры рисуют на полоске бумаги размером 7×21 см (соотношение частей 1:3). Если речь идет о детской фигуре, основная полоска бумаги может быть меньшей или большей, в зависимости от того, какой величины фигуру должны рисовать дети. В качестве хорошего материала для этой работы могут быть использованы цветные мелки, так называемая пастель.

Для школ I ступени вполне достаточно 13 тонов: при этой изобразительной технике работа над каждой формой начинается с пятна или линии, которые на оси превращаются в окончательную форму. Ни контурное рисование (контур следует нарисовать цветной линией, а затем очерченную площадь заполнить краской), ни рисование линейное, выполненное цветными карандашами, не годится в этом случае. Выполнение работы пастелью, однако, не является единственным способом. Учителя младших классов рекомендуют применять пластилин для лепки фигур, затем рисовать простые фигуры и наконец, сложные контуры.

Следовательно, фигуры можно создавать из различного материала и на различном фоне. Прежде всего, мы используем пластилин. Затем, приклеивая кусочки бумаги, изображаем часть или весь силуэт фигуры на бумаге так, будто составляем из цветных бумажек рисунок или фигуру. Окружающая поверхность бывает иногда подрисована сухой пастелью, цветными мелками и т. д.

Рисунки на темы снежной бабы или зимних игр можно выполнить и в первом классе. Если учитель хочет при изображении ребенка, катающегося на санях, исходить из реальной картины, он может посадить ученика на сани и тут же объяснить детям все, что необходимо знать о натуре. Сначала рекомендуется рисовать санки, а потом сидящую на них фигуру. Рисовать следует начиная от поверхности, на которой сидит фигура.

Во втором классе можно продолжать рисование с натуры материалом, знакомым ученикам по первому классу. Ученики могут также изображать фигуры кистью, без предварительного наброска карандашом. В этой работе используются краски и кисти. Для того чтобы не тратить попусту лишних красок, их следует разводить в маленьких жестянках, например, в таких, какими закрывают бутылки. Эта техника работы удобна и для кружков изобразительного искусства.

Когда ученики овладели акварельной техникой, учитель может научить их рисовать фигуры без предварительного наброска карандашом, непосредственно кистью. Ученик стоя рисует контуры фигуры кистью, а затем покрывает свободно очерченную поверхность плоской кистью. Незаполненные среди различных тонов белые пятна будут способствовать выразительности и живости рисунка. Этот способ удобен для развития воображения, но ни в коей мере для наблюдения и изучения формы фигур с натуры.

Иногда для тематических рисунков используют цветные карандаши, рисуют ими цветные плоскости изображаемых фигур на малом формате бумаги. На большом формате можно рисовать и цветными мелками, используемыми и на доске. Чтобы рисунок не размазывался, работу пастелью и цветными мелками следует фиксировать специальным раствором. Пастель художники обычно не фиксируют, так как краски, в зависимости от тонов, темнеют неравномерно.

В школе рисунок цветными мелками можно укрепить обыкновенной водой. Тогда краска после высыхания меньше опадает и меньше размазывается. Школьные работы, выполненные пастелью и мелом, лучше всего фиксировать либо молоком и сахарной водой, либо купленным или приготовленным из денатурированного спирта фиксатором, к которому добавляется немного белого шеллака, измельченного в порошок. Чтобы шеллак растворился в спирте, содержимое бутылки нужно время от времени взбалтывать. Если в фиксаторе мало шеллака и после просыхания изоляционный слой недостаточен, нужно фиксировать вторично. Если фиксировать работы нет возможности, их следует покрывать защитной бумагой, иначе они будут размазываться.

Коллективное рисование

В третьем и последующих классах, а также в школах II ступени для тематического рисования выбираются такие темы, которые позволяют постепенно сочетать фигуры в едином рисунке, чтобы он был точным, реалистическим. У фигур человека должны быть лицо и движения, наблюдаемые в натуре. Следует избегать шаблона и схематизации. Формат и материалы для работы выбирают самые разнообразные, такие, которые соответствовали бы теме. Темную бумагу и большой формат можно использовать тогда, когда относительно большие фигуры удобно размещены на площади бумаги.

Очень хорошо получаются коллективные работы учеников на определенные темы: «На строительстве», «Цветы на лугу», «Сбор утиля» и т. д. К целой картине каждый ученик добавляет нарисованную им фигуру. Ее размер и положение, а также материал для всех фигур учитель заранее подготавливает. Он сам же показывает ученикам, как рисуется и вырезывается фигура. Учитель вместе с учениками составляет из отдельных работ целую картину на удачно выбранном контрастном фоне. Если фигуры темные, выбирают светлый фон. Формат бумаги с нанесенным фоном должен соответствовать задуманной группировке фигур. В проводимой преподавателем беседе об искусстве эта группировка явится основой, необходимой для понимания значения творчества, композиции.

Фигуры человека можно группировать трояким способом: при взгляде сбоку, спереди или наклонно. При взгляде сбоку, поверхности, где тело или его часть соприкасается с землей. Изображение фигуры человека, повернутых косо, хотя и трудны, но производят живое впечатление. Тела в таком положении могут изображать опытные рисовальщики, в основном в школах III ступени. Проявлением достаточной художественной зрелости и воображения является умение ученика сгруппировать две или больше фигур так, чтобы они выражали деятельность, связанную общими интересами, или изобразить группу фигур так, чтобы сосредоточить внимание на одном моменте или действии.

Изображение фигуры человека по воображению

С возрастом и умственным развитием учеников растет и количество помех при тематическом рисовании по воображению. Поэтому для развития воображения учеников рекомендуется в школах II ступени пользоваться манекенами из картона с подвижными частями тела. Ученик может прикрепить манекен на доске в том положении, в котором он хочет нарисовать фигуру. Нужно, чтобы в школах II и III ступени в распоряжении учеников были два манекена, один в профиль, другой в анфас. С их помощью ученики смогут устранять композиционные помехи и лучше воспроизводить положение воображаемой фигуры.

Отпадет также необходимость в предварительном изображении фигуры-схемы, которую учащиеся рисуют по указанию педагога. На манекене движение тела показывают оборотом части тела вокруг суставов, обозначенных кружками. Если фигура рисуется сбоку, в профиль, ученики укорачивают плечевую или бедренную оси настолько, насколько у фигуры сделан полуоборот.

Изображая движущуюся фигуру, ученики начинают рисовать от места соприкосновения ступни с основной горизонтальной линией. От коленного сустава они переносят со схемы направление, длину и форму бедренной части ноги. Затем обозначают направление, длину тазовой оси. Последовательно пририсовывают дальнейшую часть туловища и конечности, причем направления подмечают с натуры. Так ученики помогают своему воображению и избавляются от помех.

Рисунок 2 — Рисование фигуры манекена.

Само обучение изображению фигур человека не зависит в приведенных упражнениях и в процессе рисования с натуры от ребенка, ученика или взрослого человека. Одаренные ученики иногда хотят достичь окончательного контура рисунка, не пользуясь резинкой. В основном они пользуются сангвиной, пастелью и т. д. Если же ученики хотят устранить часть плохого рисунка в набросках, они рисуют в основном углем, который затем сдувают, стирают или смазывают. Уголь с рисунка художники стирают резинкой, помня, что в том месте, где один раз уже был положен уголь, его нельзя размазывать,

В школах III ступени, где пропорциональность тела человека должны изучать и ученики с посредственными способностями, начинаем рисовать человеческую фигуру способами, приведенными в уроках рисования для начинающих. Можем начать рисовать их либо статически, либо динамически. При статическом изображении начинаем рисовать фигуру в спокойном состоянии. Ученики рисуют приблизительно два-три положения в спокойном состоянии, потом в умеренном и, наконец, в полном движении.

Этот способ для учеников с посредственными художественными способностями кажется более естественным, так как он исходит из постепенно приобретаемых навыков сознательного наблюдения и последовательного изображения, как будет описано ниже. Способ динамического изображения предполагает, что одаренные ученики запомнили из предыдущих рисунков следы форм человеческих фигур в движении. Чем больше динамики они изображают, тем меньше времени бывает для того, чтобы уловить ее, учитывая утомляемость живой модели.

Исходя из целей художественного воспитания и времени, необходимого для выполнения рисунка, выбирают изобразительную технику и материал (карандаш, уголь, сангвина, цветной или белый мел, сухие или жидкие краски и т. д.). Избранному средству изображения должен соответствовать и материал фона.

Иногда рисовальщик облегчает себе изображение фигур тем, что он сначала изображает движение или положение тела в виде небрежной полосы или пятна, которые затем покрывает сухой краской либо пастелью. На нее легче наносить контурную линию. Технически хорошо выглядит штриховой рисунок пером, чернилами, разведенными водой. При этом способе, рисования прежде всего заштриховываются пером темные поверхности. Чем темнее поверхность, тем гуще будет штрих.

Освещенные части поверхности не следует штриховать, если в нашу задачу не входит изобразить только свет и тени. Мокрой кистью прежде всего смывают темные поверхности, затем переходят к поверхностям с полутенью (здесь нужно кисть обмакнуть в чистую воду). Край освещенных не фоновых поверхностей смачивают только чистой водой так, чтобы переход от освещенных поверхностей к теневым на изображенных круглых поверхностях был плавным. Следует помнить, что на темных поверхностях более светлые из них должны выступать как закрытые, цельные островки. Рисунок будет более пластичным, если темную поверхность фона поместить рядом с освещенным контуром.

Преподаватель должен стремиться к тому, чтобы ученики при обучении изображению с натуры не впадали в формалистическое копирование псевдо-художественных манер.

libtime.ru

Рисование фигуры человека в движении.

Ильиных Е.Ю.

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ № 39

г. Троицк, Челябинской области

Конспект урока «Изобразительное искусство» в 7 классе по теме «Рисование фигуры человека в движении. Силуэт» (урок 2)

Вид урока: комбинированный

Цели урока:

- Знакомство с понятием силуэт, формирование первоначальных навыков;

- Развитие творческого воображения и фантазии;

- Воспитание эстетического отношения к действительности.

Задачи:

  • углубление знакомства с видами изобразительного искусства – графикой,

  • закрепление навыков рисования человека в движении,

  • выработка уверенности в своих возможностях,

  • эстетическое воспитание.

Формирование УУД

Личностные УУД:

-повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

Регулятивные УУД:

-развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней

- закреплять навык выполнения работы по заданному плану

Коммуникативные УУД:

-адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности. - развивать способность вслушиваться в речь педагога,

- развивать диалогическую и монологическую форму речи,

- стимулировать активность на уроке,

Оборудование и пособия для педагога:

  1. Рисунок наскального изображения сражающихся лучников (Морелла-ла Вилла, Испания)

  2. Копии произведений Ф.П.Толстого. «Улица провинциального города» и фрагмент силуэта «В атаку»

  3. Лист с портретами людей, выполненными педагогом методом силуэта

  4. Лист с силуэтами фигур людей, выполненных педагогом

  5. Кисть и вода для демонстрации технологии работы

для учащихся:

  1. Альбомный лист

  2. Палитра – пол-листа

  3. Акварель темного цвета

  4. Кисть

  5. Вода

  6. Бумажная салфетка

Используемая литература

  1. Кузнецова Э.В. Искусство силуэта.Л.,1970, 132с.

  2. Кузнецова Э.В. Федор Толстой. 1783-1873. Ленинград. «Художник РСФСР», 1981, 78с.

Ход занятия

  1. Оргмомент:

– приветствие, проверка готовности к уроку.

  1. Сообщение темы урока.

  2. Введение в тему:

- фронтальный опрос с использованием презентации «Силуэт»:

Вопрос: согласно научным данным первые люди появились на нашей планете 4 – 5 млн. лет назад. Интересно, а когда появились изображения человека?

Предполагаемый ответ. По мнению археологов, 8 – 10 тыс. лет тому назад. В те времена жизнь человека была полна опасностей. Огромные мамонты, страшные ящеры населяли землю. Опасности грозили со всех сторон. Но человек наделен разумом. Покидая опасное место, древние люди думали о своих сородичах и, не умея писать, оставляли на скалах рисунки, рассказывающие о подстерегающих опасностях, о пережитом.

Таково изображение сражающихся лучников (рис.1) на одной из скал в Испании. Подобные изображения встречаются во многих местах. Рисунки представляют собой изображения людей и животных, выполненные несмываемыми красками, прекрасно сохранившимися до наших дней.

Рисунок 1

Вопрос. Что же сообщал древний художник?

Предполагаемый ответ. Скорее всего, здесь предупреждение дружественным племенам, которые возможно пришли бы на это место, о том, что где-то близко затаились враги, было сражение. Враги вооружены луками. Это изображение – предупреждение – осторожно!

Вопрос. Как изображены люди?

Предполагаемый ответ. В виде теневых профилей, без проработки деталей внутри контуров. Спустя тысячелетия в древнем Китае была изобретена бумага. И подобными теневыми профилями, вырезанными из бумаги, китайцы украшали свои жилища уже в 1 веке до н.э. Позже это искусство переняли в Японии, а в 18 веке рисованием и вырезанием силуэтов (ТС) увлеклись в Европе.

Вопрос. А почему – силуэт? Что это за слово?

Предполагаемый ответ. В 18 веке французский министр финансов Этьен де Силуэт заметил, что государственная казна быстро уменьшается. Силуэт установил, что знать тратит казенные деньги на заказы своих парадных портретов видным художникам. Портреты стоили баснословно. Министр немедленно выпустил указ, которым запрещалось расточительство. Было предложено делать портреты попроще – в виде теневых профилей. Силуэт и сам увлекся рисованием подобных портретов. Стены в его замке были разрисованы теневыми профилями гостей. Силуэт просто подводил их к стене напротив источника света и собственноручно обводил контур.

Некий шутник в ответ на указ нарисовал теневой профиль самого Силуэта в карикатурном виде – в парике с тощей косицей, с длинным гордо поднятым носом. Франция потешалась. Но мало-помалу художники заметили, что изображения информативны. Теневым профилем можно передать не только внешний облик, но и характер и настроение человека, его профессию, занятия, наконец, эпоху, в которую он жил.

Подобные изображения стали называть силуэтами.

Вопрос. Назовите известного русского художника первой половины 19 века, работавшего в жанре силуэта.

Предполагаемый ответ. Федор Петрович Толстой (1783 – 1873) – медальер, скульптор, общественный деятель, современник А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, О.А.Кипренского. Толстой поднял жанр силуэта на подлинно художественную высоту. Его силуэты выполнены с реалистической выразительностью и достоверностью. Работы Толстого представляют не только художественный, но и историко-культурный интерес.

Вопрос. Что же это за работы?

Предполагаемый ответ. По тематике их можно разделить на две группы – батальные и исторические сцены и сцены труда и быта.

Вопрос. Вот одна из картин (рис.2). Посмотрите внимательно, что здесь изображено?

Рисунок 2

Предполагаемый ответ. Перед нами бытовая зарисовка. Улица провинциального города. Окраина. Из сторожевой будки вышел будочник с алебардой, и очевидно объясняет конному военному, как проехать к начальнику. Поодаль бежит трубочист в характерной одежде с метлой и ведром, его преследует собака. Фонарщик пришел подлить масла в фонарь. У его ног бидон. Неподалеку женщина-простолюдинка в тулупе и платке прогуливает перед завтраком на санках барского ребенка.

А вот другая работа Толстого (рис.3) – батальная сцена. Мы видим военных на конях. Как умело художник передал движения коней и всадников. И все это черными силуэтами на белой бумаге.

Рисунок 3

Вопрос. Как выполнял Ф.П.Толстой свои силуэты?

Предполагаемый ответ. Из черной бумаги вырезал фигуры и наклеивал их на белый лист. Иногда фигуры вырезал из желтой бумаги и наклеивал на черную.

Но этому процессу предшествовало тщательное обдумывание и рисование, поиски удачных контурных линий. Некоторые фигуры перерисовывались по нескольку раз, пока не возникала единственно верная линия, удовлетворявшая художника.

Вопрос. А где в наше время используются силуэтные изображения?

Предполагаемый ответ. В книжных иллюстрациях, в эмблемах предприятий, например, «Хлебный Дом», в рекламе.

Вопрос. Итак, как можно подытожить то, о чем мы рассуждали?

Предполагаемый ответ. Метод силуэта – метод древний, он оригинален и информативен (рис.4 – 8).

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Вопрос. Перед вами лист белого цвета. При каком условии силуэт будет на ней отчетливо виден?

Предполагаемый ответ. При использовании темной краски. Иначе говоря, при соблюдении контраста (ТС).

  1. Демонстрация техники изображения учителем. Вначале надо изобразить главное движение (учитель рисует мокрой кистью на доске), а затем уже рисовать все остальное.

  2. Практическая работа.

    1. Нарисуйте на альбомном листе хотя бы две фигуры, например, танцора, футболиста, прыгуна или боксера, то есть, человека в движении.

Замечательно, порисовав, вы убедились, что это задание вам по силам!

    1. Выполнение задания. Поэтому теперь вы получите лист со специальным тестом в двух вариантах (рис.9 - 10). Слева я нарисовала кистью некие линии, которые надо перерисовывать, дополняя другими, до получения узнаваемой человеческой фигуры в самых разных движениях.

Рисунок 9

Рисунок 10

Потребуется воображение, внимательность, аккуратность и, конечно же, фантазия. Можно попробовать вначале на палитре.

В конце занятия педагог вывешивает все работы в два ряда по вариантам, и дети наглядно убеждаются в удивительных возможностях графики, в разнообразии силуэтов, возникающих из одной исходной линии.

Примеры выполнения тестов на рис.11 и 12.

Рисунок 11

Рисунок 12

  1. Подведение итогов урока:

- учащиеся демонстрируют свои работы,

- проводится анализ и оценивание работ учащихся.

multiurok.ru


Смотрите также