Рисование форм как средство саморегуляции - 5. Рисование форм


Рисование форм - Вальдорфская школа

РИСОВАНИЕ ФОРМ

Предмет РИСОВАНИЕ ФОРМ является специфически «вальдорфским» предметом, ана-логов которому нет в программах других педагогических систем, а также в государ-ственных школах. Рисование форм можно трактовать как подготовку к письму, как начала геометрии (геометрического рисования) и как художественную деятельность (изобразительное искусство).

Основной элемент, с которым работают ученики, это линия. Линия должна превратиться в форму и зафиксироваться на бумаге. Но дети не сразу рисуют на бумаге. Рисунок ученика – это результат длительного процесса, требующего разного рода активности и включающего следующие этапы:

  1. наблюдение (ученики наблюдают за учителем в процессе работы)
  2. воспроизведение заданной учителем формы в пространстве:
    • «рисование» формы рукой в воздухе
    • «рисование» формы ногой на полу
    • «переживание» качества формы – прямых и кривых линий – через жесты-образы в играх и стихах
  3. прорисовка формы линией на бумаге

Задания подбираются в соответствии с уровнем развития учеников, усложняясь лишь постепенно. При переходе на следующую ступень (в следующий класс) появляются качественно новые элементы – задания на симметрию, метаморфозы форм, творческие задания, требующие активности воображения. Существенное отличие от общепринятого подхода состоит в том, что все упражнения выполняются от руки, без применения инструментов (циркуля и линейки).

Рисование форм может быть включено в другие предметы. Начиная с четвертого класса рисование форм можно связать с традиционными русскими орнаментами и, соответ-ственно, с уроками краеведения; в пятых и шестых классах рисование восточных, гре-ческих и средневековых орнаментов можно связать с лепкой и уроками истории; воспроизведение формы в пространстве через движения телом – с уроками эвритмии.

Через рисование форм у детей развивается  пространственное сознание (воображе-ние), пространственная координация движений, рука подготавливается к письму, развивается волевая культура, которая проявляется в процессе работы (вниматель-ность, аккуратность, старание). Благодаря отсутствию вспомогательных инструментов (циркуля и линейки) хорошо «натренировывается» рука на свободное рисование,  разви-вается глазомер, координация «глаз-рука». 

Примерное содержание уроков «Рисование форм» в первом классе:

Дети знакомятся с прямой линией и дугой, их особенностями: вначале дети ходят по линии (проходят ее ногами, чертят линию ногой на полу), затем рисуют ее широкими движениями руки в воздухе, потом – чертят в воздухе форму пальцем, и только потом переходят к ее рисованию мелом. Первая неуверенная линия повторяется учеником столько раз, сколько необходимо для того, чтобы на листе появился четкий гармоничный рисунок. Линии рисуются вначале на деревянных досках мелками и только затем – в специальных тетрадях восковыми мелками прямоугольной формы. Формат тетради должен быть достаточно большим (А3), для того, чтобы масштаб линии, изображаемый ребенком в воздухе, максимально соотносился с масштабом этой же линии, воплощаемой на бумаге.

Таким образом, вырабатывается чувство равновесия, развиваются кисти руки, мелкая моторика пальцев. Формы развиваются от единичных, не связанных между собой элементов (прямые и дуги) к их сочетаниям. Затем эти сочетания приобретают характер орнамента. Большинство этих изображений разраба-тываются специально для обучения письму – это элементы написания букв.

На следующих занятиях дети прорабатывают различные метаморфозы прямых линий – вертикальные, горизонтальные, наклонные отрезки прямых (длина ко-торых меняется в определенной закономерности).

Далее из взаимодействия прямых линий дети создают простейшие геоме-трические фигуры – углы, треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, правильные многоугольники и звезды.

Далее идут различные виды кривых (дуги, волны, элементы спиралей), зам-кнутые кривые (окружность, овал, восьмерка), метаморфозы замкнутых форм и простые орнаменты.

 

yarwald.ru

Рисование форм как средство саморегуляции

формат серии "Рисование форм..." - это заметки, наблюдения, "выжимки" из изучаемой по теме литературы, подобранные интересности, а также зарисовки, сделанные на групповых и индивидуальных встречах, где мы с удовольствием и пользой рисуем формы с терапевтическими целями, самостоятельные пробы и изыскания

цель рисования форм - это и видение пространства, взаимодействие с ним, наблюдение, контроль собственных движений, задача - выработать навык видеть цель, держать её во внимании, способность намечать промежуточные этапы своего пути, отмерять силу, скорость, направление, а поскольку мы рисуем без приборов, то, образно говоря, становимся сами себе циркулем, линейкой, лекалом

фантазии о красивости, правильности собственных рисунков иногда разбиваются о действительность - нарисовав тот или иной узор, ту или иную форму, видишь, что не всё так красиво и гармонично, как думалось (и казалось) - центр "убежал", симметрия испарилась, да и форма "вроде та, но не та";тренировка, тренировка, и ещё тысячу раз тренировка?да, учимся находить баланс между движением и формой, контролем и произвольностью, внутренним и внешним, равновесием и неустойчивостью, сосредоточенностью и рассеяностью, отвечаем <сами себе> на вопрос: кто формирует их?

как отражается наше физическое состояние, наше настроение , то, о чём мы думаем в рисунке? что же отобразилось, какое состояние "выскочило" наружу, с каким посланием?

форма, как пришедшее в покой движение - красиво двигались, направляли, отмеряли, планировали - красивая форма - поднимите глаза от рисунка - и мир увидите другим взглядом, и внутри мир ощутите

замечание: как бы и с чего бы вы не начинали упражняться в рисовании форм, какими бы они сложными не были - ни рисование "в уме", ни жестовый рисунок, ни копирование, ни обводилки не являются настоящим проживанием и прорисовыванием формы - это лишь пути, и зачастую необходимые

***итак, оживляемся!

сегодня рисуем колам, и элементы этого узора приглашают поразмышлять на темы равновесия, баланса, меры -знакомимся, многократно повторив до "мне красиво и нравится", запоминаем

начинайте с прорисовывания вспомогательных линий, осей симметрии, затем без них, затем - не отрывая карандаш,сначала рисуйте простые линии, квадраты, петельки, затем - соединяйте их

кстати, выбирайте различные инструменты для рисования - отмечайте, как рисуется, какие чувства вы испытываете, как они изменяются

квадрат внутри получился? петельки округлые и ровные, какая фигура получится, если описать их, надеюсь, круг? а если цветом поиграть - каким рисовать комфортнее?останавливались ли на вершине, а отследили, что "проходите" перекрёсток, как проходило присоединение к уже нарисованной фигуре,откуда вы начинаете движение (рисуя фломастером это легко отследить) - попробуйте начинать в разных местах пространства листа,в какую сторону - по или против часовой стрелки, поменяйте направление,правой или левой рукой, потренируйтесь - то одной, то другой, а коль уж сегодняшняя форма симметрична, то и двумя руками одновременно -

как вам?

Колам. Эфемерное искусство деревенской Индии

Колам (Ранголи, Альпана, Арипана, Чоукпурна, Мадана), рисование узоров на полу, – одно из распространенных видов искусств Южной Индии.Это народное искусство в Индии традиционно считается женским, поскольку эти узоры рисуют женщины. Оно издревле передается от матери к дочери.Рисунки Колам создают на земле перед входом в дом, храм, офис или другие помещения.Колам можно назвать проявлением гостеприимства, это также и просто украшение входа в дом, которое радует глаз. Любопытно, что Колам является простым способом защиты дома от нашествия муравьев. Поскольку рисунки выполняются из рисовой муки, в течение дня муравьи охотно поедают ее, и к вечеру рисунок исчезает, а утром женщины снова рисуют новый узор. Таким образом, муравьи накормлены и не заходят в дом.Порошок, либо рисовую муку, разбавленную водой, берут в руку и пропускают между пальцами, оставляя на земле полосы и точки. Кто-то использует готовые паттерны и предварительно наносит на плоскость основные точки узора, а кто-то полагается на свое воображение. Большинство Колам рисуют от центра к краям, создавая симметричный узор.

Колам - это повседневное искусство Индии, – это рисунки, существующие всего лишь в течение одного дня. Их сметает ветер и топчут прохожие. Это ежедневное напоминание о быстротечности и хрупкости жизни.

описание орнаментав т.ч. и по материалам сайта

veprmouse.livejournal.com

Что видит художник? Форма | Изотика

Что такое форма? Давайте обратимся к словарю.

Форма предмета – видимое расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек и линий.

Форма – одна их основополагающих характеристик объекта, которой оперирует художник. С формой непосредственно связаны и другие зрительно воспринимаемые признаки предмета. Например, распределение света и тени, то, как мы их будем рисовать, напрямую зависит от формы предмета. Можно сказать, что форма первична по отношению к свету и тени. Также от формы будет зависеть силуэт (или очертания) объекта, фактура, которую он имеет, передача в рисунке положения предметов в пространстве и т.д. А еще форма напрямую связана с внутренним содержанием. И это тоже надо учитывать.

Форма трёхмерна и задача художника передать ощущение этой трёхмерности на плоской поверхности листа. Как же это сделать?

Я бы выделила два основных подхода для передачи формы в рисунке, два свойства формы, на которые смотрят художники. Сочетание этих двух подходов дает возможность сделать изображенную форму выразительной и живой.

Конструктивный рисунок

Я уже писала, что во всем, что нас окружает, мы можем увидеть и что-то общее, и что-то индивидуальное. Конструкцию формы можно отнести к общему, которое видит художник во всех окружающих объектах. Исследуя визуальную конструкцию формы, мы разбиваем сложный предмет на составные части, выстраиваем наш рисунок как своеобразный конструктор из геометрических тел.

Основные геометрические тела – это шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма. Любой объект окружающего мира мы можем упростить до набора этих тел и производных от них.

Конструктивный рисунок выполняется с помощью линий построения, показывающих внешние контуры предмета, как видимые, так и невидимые. При этом выглядит он довольно схематично и упрощенно, в конструктивном рисунке могут опускаться какие-то детали формы, незначительные ее изменения или изгибы.

Довольно много внимания построению и изучению конструкции формы уделяется в академическом рисунке. Поэтому для того, чтобы глубже изучить вопрос, предлагаю вам обратиться к любому пособию по данной дисциплине. Могу, например, посоветовать Н.Ли “Основы учебного академического рисунка”.

Упражнение №1:

Изучите в любой литературе способы построения в рисунке простых форм (шар, куб, цилиндр, пирамида и т.д.). Потренируйтесь строить их на бумаге.

Упражнение №2:

Попробуйте увидеть в предметах окружающего пространства эти простые формы. Выполните составной конструктивный рисунок, упрощая предмет до построений простых геометрических тел. Начать лучше с более простых предметов, для этого идеально подходят всевозможные вазы, бидоны, бутылки  и другие сосуды.

Примеры конструктивных рисунков, выполненных обучающимися у меня творцами:

Тамара Усова

Вячеслав Щукин

Даже человеческое тело можно упростить до элементарных форм и составить его геометрическую конструкцию, о чем красноречиво напоминает художественный манекен. Однако, понятно, что реальное тело человека представляет собой нечто гораздо более сложное. Каждый человек индивидуален и также индивидуально его тело, оно живое и подвижное, довольно сложное по своему строению, оно пластичное.

Пластика формы

Если конструктивный рисунок больше служит целям передачи общего в рисунке, то пластика формы позволяет сосредоточиться на индивидуальных особенностях натуры. Нам не достаточно некой схемы для того, чтобы изобразить на рисунке реального человека из плоти и крови. И даже знаний анатомии будет не достаточно для этого. И именно тут проявляется тесная взаимосвязь внутреннего содержания изображаемого и его внешней формы. То, в какой позе сидит человек, какие мышцы у него напряжены, а какие расслаблены, свидетельствует о том, что происходит у него внутри, что он чувствует, о чем думает, это может быть связано с его характером и индивидуальными особенностями и т.д. Пластика формы присуща и неодушевленным предметам. Обогащая форму сложными криволинейными очертаниями, мы придаем ей живость. Если конструктивный рисунок выглядит как жесткая конструкция, то пластика формы вносит гибкость, подвижность и изящество. Выражение пластичности формы в рисунке похоже на лепку из глины, мы придаем форме гибкости, уделяем внимание ее особенностям и деталям, смягчаем переходы формы, делаем их плавными. Эти два этапа рисунка можно еще сравнить с работой скульптора или резчика по дереву. Сначала скульптор грубо обтесывает кусок камня, поначалу у заготовки будут острые углы, грубые очертания. На этом этапе можно сказать, что скульптор делает конструкцию. Также и мы начиная рисовать с общего, простого, создаем конструкцию рисунка. Ближе к концу работы скульптор начинает полировать и шлифовать свое творение, делая скульптуру все точнее, смягчая и сглаживая неровности, придавая ей пластичности. И мы, уточняя и детализируя рисунок от общей конструкции продвигаемся к индивидуальной пластической форме.

Наилучшим образом почувствовать пластику формы позволяет упражнение «Лепной рисунок», предложенное Кимоном Николаидисом в его книге «Естественный путь к рисованию».

Упражнение №3. Лепной рисунок

Я рекомендую выполнять упражнение мелком масляной пастели. Можно попробовать также рисовать восковым мелком, обычной сухой пастелью, сангиной, сепией, соусом, углем. Можно экспериментировать и с другими материалами. В книге Николаидиса и на курсе Чувственного рисования, например, для данного упражнения используются также перо и тушь, карандаш, гуашь, акварель, масло, более подробно этот вопрос можно изучить в первоисточнике.

Подберите для себя подходящую натуру.  Идеально, конечно, рисовать фигуру человека, причем абсолютно идеально, если это будет обнаженная натура. Но, поскольку, для многих это может представлять серьезное затруднение, можно взять какие-то предметы сложной, интересной, гибкой формы. Например, это могут быть всевозможные статуэтки, скульптуры, сувенирные игрушки и т.п., очень хорошо подойдут любые драпировки, также можно рисовать различные сосуды (кувшины, чайники, вазы и т.п.), можно порисовать собственную ногу, какую-нибудь обувь, светильник, кресло, смятую подушку и т.д. Очень важно рисовать именно с натуры, т.е. чтобы предмет реально находился перед нами. Не используйте для этого фотографии или картинки. Это упражнение позволяет почувствовать и научиться изображать форму объемно, как она есть, тогда как на фотографии есть только проекция формы на плоскость.

Формат рисунка лучше брать побольше, желательно не менее А3.

Глядя на натуру, начинайте работать боковой стороной мелка, создавая как бы предварительную заготовку, как будто вы создаете комок глины, первоначальную болванку, из которой дальше будете лепить более точную форму. Начинайте рисовать от центра к краям предмета, словно заполняя его форму. Это подобно тому, как скульптор лепит заготовку вокруг куска закрепленной проволоки, постепенно наращивая нужный объем. На этом этапе нам нужно как бы застолбить место для рисунка на листе. Не нажимайте сильно на мелок, касайтесь бумаги легко, без нажима.

Затем, продолжая рисовать боковой стороной мелка мы проходимся вдоль всех вертикальных и горизонтальных контуров фигуры, внешних и внутренних, уточняя их. При этом мы не рисуем никаких линий. Если рисунок первоначальной заготовки будет оставаться где-то за пределами более точного контура, ничего страшного.

Мы рисуем поверхность предмета и представляем, что лепим ее пальцами из глины. Давите сильнее мелком там, где форма уходит назад или внутрь, давите легче там, где форма приближается к вам. Когда мы давим на мелок сильнее, он оставляет более темный след на бумаге. На законченном рисунке самыми темными будут места, наиболее удаленные от вас, хотя на реальном объекте они могут вовсе не быть темными, самые светлые будут наиболее близкие к вам места. Помните, что мы рисуем форму, а не свет и тень. Постарайтесь ощутить чувство лепки как можно лучше. Чувствуйте, будто вы действительно трогаете модель, а не лист бумаги. Сначала вы распределили глину в соответствии с основной формой, а потом начинаете придавать более точную форму для каждой части, вы лепите пальцами, нажимая сильнее там, где должна быть впадинка, вы проглаживаете крупные участки всей ладонью и т.д. Воссоздавая небольшие впадинки можно рисовать кончиком мелка, а для больших поверхностей использовать его боковую сторону.

Это упражнение прекрасная практика для передачи пластики формы. Объединенное с конструктивным рисунком, оно научит видеть форму так, как видит ее художник, изображать ее более точно, создавать иллюзию объема на рисунке и при этом передавать индивидуальные особенности изображаемого объекта.

Примеры лепных рисунков, выполненных участниками курса «Чувственное рисование».

Елена Кулимина

Ирина Терещенко

Тамара Усова

Смотрите также другие статьи из этой серии:

Метки: как рисовать карандашом, конструктивный рисунок, начинающим, развитие творческих способностей, уроки рисования, художественное видение

izotika.ru

«Рисунок орнамент. Рисование орнаментальных форм»

9. Рисунок детали орнамента отмывкой тушью

РИСУНОК ОРНАМЕНТА ОТМЫВКОЙ

Рисунок 9 выполнен отмывкой тушью. Натура — рельефный растительный мотив в виде трилистника. Детали расположены симметрично по одной оси. Сила рельефа по отношению к плоскости плиты различна: вверху она больше, внизу — меньше. Натура поставлена в сильном ракурсе на фоне ткани. Освещение контрастное, одной лампой.

Ход рисования в принципе такой же, как и в предыдущих упражнениях. Построение доводится до четкой обрисовки контуров всех форм и границ основных теней. После этого рисунок покрывается слабым тоном почти весь, кроме сильно освещенных мест. Когда краска высохла, покрывают более темным тоном, по силе соответствующим легким полутеням, оставляя непокрытыми все более или менее светлые поверхности. Затем следующим тоном, равным по светосиле собственным теням, покрываются теневые места. Далее — самым темным, но, конечно не черным, прокладываются остальные глубокие тени. После этого, сопоставляя цельно рисунок с натурой, уточняют интенсивность отдельных мест, приводя их к правильным тоновым отношениям.

В нашем интернет магазине вы можете купить картину маслом на холсте, примеры работ художника можно увидеть в разделе «продажа картин», а также на нашем сайте предоставлена услуга портрет на заказ по фотографии, примеры таких картин смотрите в рубрике «заказать портрет».

10. Начало рисунка розетки

РОЗЕТКИ

Так обычно называют орнаментальный мотив, в виде круглого стилизованного цветка с одинаковыми лепестками. Строятся розетки по принципу центральной симметрии: у них несколько осей, пересекающихся в центральной точке.

На рис. 11 и 13 изображены розетки: одна из них во фронтальном положении к глазу. Здесь четыре лепестка с чашечкой в центре положены на ромбовидное основание. Лепестки крупного рельефа имеют своеобразную форму (см. рис. 11).

Другая розетка — восьмилепестковая, расположенная на квадратной плите. Это — стилизованный цветок с пестиком в середине и с лепестками, идущими радиально от центра (рис. 13). Форму розетки можно уподобить неглубокой чаше, на дне которой выступает круглая выпуклость.

11. Четырехлепестковая розетка. Учебный рисунок

Ввиду того, что плита немного повернута в сторону и наклонена, центр ее, в силу законов перспективы, сдвинут в данном случае влево, а центральная выступающая точка цветка еще больше отклонилась от центра доски. Два круга, ограничивающие лепестки, также сместились по отношению друг к другу (см. схему рис. 12).

ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ ФРИЗ

На плите, ограниченной сверху и снизу выпуклыми карнизами, расположены два одинаковых стилизованных листа большого рельефа с сложными завивающимися деталями (рис. 14). Рисунок выполнен отмывкой тушью.

12. Схема построения формы розетки

ИОНИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ

Здесь натурой служила архитектурная деталь сложной формы — верхняя часть цилиндрической колонны с каннелюрами (продольными углублениями), на которой покоится капитель, увенчанная квадратной плитой и украшенная орнаментом из растительных мотивов с четырьмя так называемыми «волютами», расположенными симметрично. «Большая форма» данной натуры представляется как цилиндр, на который поставлена усеченная четырехсторонняя пирамида, перевернутая основанием вверх. Этот рисунок, выполненный студентом II курса, может служить хорошим примером законченного обобщенного рисунка с детальной проработкой формы (рис. 15).

13. Восьмилепестковая розетка. Учебный рисунок

ДЕКОРАТИВНЫЕ ВАЗЫ

Общим для конструктивного строения ваз будет вертикальная ось, на которую «надеты» различные формы, напоминающие геометрические тела: цилиндры, конусы, призмы, шары и т. д. Самой простой вазой можно считать такую, у которой есть только корпус. Но чаще вазы состоят из нескольких главных объемов, — корпуса, подставки и верхнего объема с отверстием.

На линейном рисунке 16 изображена ваза, которую можно рассматривать как сопряжение четырех объемов (тел вращения) на одной оси. Корпус — самый большой объем — яйцеобразной формы; подставку можно рассматривать как очень низкий цилиндр с конусообразной верхней поверхностью; шейка похожа на усеченный конус. Верхнее кольцо напоминает по очертаниям тарелку. Ручки поставлены по диаметру друг против друга.

14. Орнаментальный фриз

Несмотря на кажущуюся простоту, построение такого рисунка представляет трудность, главным образом в передаче точных пропорций и соотношений объемов. Надо очень внимательно присмотреться, где корпус наиболее широк, на каком уровне; что шире и насколько — верхние формы или подставка; сопоставить эти части друг с другом по массе, весомости. Рисуя корпус, надо смотреть и на другие объемы, сопоставлять их друг с другом: рисуя подставку, одновременно видеть все остальное.

15. Капитель ионического ордера. Учебный рисунок

Совсем другой формы ваза изображена на рис. 19. Она поставлена выше горизонта и освещена снизу. Форма ее — цилиндрический сосуд, выходящий из стилизованного цветка, лепестки которого образуют полушарие. Стенки цилиндра вверху конусообразно расширяются в стороны и закапчиваются толстым и широким кольцом. Корпус опирается на подставку, которую обобщенно можно рассматривать как конусообразную, или как четырехгранную пирамиду, состоящую из круглых подушек разной толщины и квадратной плиты в основании. Членение вазы на части очень ясное и гармоничное. Так, по вертикали высота делится на две равные части основанием цилиндра, высота подставки составляет ¼ часть общей высоты.

16. Линейный рисунок декоративной вазы

Корпус вписывается в квадрат, т. е. диаметр кольцеобразного верха равен высоте всего корпуса. Здесь очень важно правильно передать соотношение масс. Пропорции надо определять «на глаз», не прибегая к механическому измерению. К тому же надо помнить, что зрительно воспринимаются и оцениваются соотношения объемных трехмерных величин, а не размеры рисунка по ширине и длине. Последние имеют подсобное значение, они только помогают строить рисунок, т. е. используются как вспомогательные средства в начале работы. Например, если мы сосчитаем количество лепестков внизу корпуса вазы и, строя их, правильно возьмем высоту и ширину, но придадим им большой рельеф, или, наоборот, незначительный, это существенно повлияет на общее соотношение масс.

17. Декоративная ваза. 1-я стадия рисунка

На рис. 20 изображена ваза с каннелюрами, поставленная выше горизонта. Пропорции масс здесь совсем другие по сравнению с предыдущими рисунками. Ваза делится на три основных объема: корпус, запоминающий усеченный шар; подставку, состоящую из разных форм (цилиндр, конус, квадратная плита) и горловину, состоящую из усеченного конуса и положенного на него круглого диска.

Кроме того, по диаметру на противоположных сторонах имеются ручки характерного изгиба. Диаметр этот в данном случае повернут под случайным углом и, следовательно, направляется вправо к горизонту.

Каннелюры строятся с учетом того, что они расположены на поверхности вращения, следовательно, будут расширяться на участках поверхности, обращенных к рисующему, и уменьшаться по мере поворота поверхностей в глубину. На подставке каннелюр мало, и их следует пересчитать; на корпусе, где их много и считать нет смысла, достаточно взять правильно их ширину, т. е. найти «масштабность».

18. Декоративная ваза. 2-я стадия рисунка

Свет здесь сложный: освещен лишь небольшой участок, а основная масса в тени. Детали хорошо видны в освещенных местах и на переходах от света к тени. В тени поверхность воспринимается общо, например, каннелюры становятся или едва заметными или исчезают, как бы растворяются в тоне.

Рис. 20, исполненный студентом II курса, очень верно передает пластическую форму вазы с особенностями освещения.

Еще более сложна для рисунка ваза, по корпусу которой вылеплены фигуры человека в различных движениях (рис. 21). Строя рельеф человеческих фигур, необходимо заботиться о лепке большой цилиндрической формы корпуса. Ширина фигур, уходящих в глубину, будет сильно сокращена, а пропорции центральной фигуры почти не изменятся.

19. Закопченный учебный рисунок вазы

20. Ваза с каннелюрами. Учебный рисунок

21. Ваза со сложным орнаментом. Учебный рисунок

Вернуться к первой части

Рейтинг:  Loading ...

Просмотров: 16,476

artsblog.com.ua


Смотрите также